Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта

Опубликовано: 15.05.2024

1. Место и роль налогового планирования в системе финансового управления предприятием

Чтобы определить место и роль налогового планирования в системе финансового управления или финансового менеджмента, необходимо определить само понятие «финансовый менеджмент».
Финансовая деятельность пронизывает все аспекты функционирования: производство, реализацию, воспроизводство основных и оборотных фондов. Она направлена на формирование денежных доходов, обеспечивающих ритмичный процесс производства и воспроизводства продукции. Организация финансовой работы строится на базе взаимоотношений с внешними учреждениями: банками, страховыми организациями, бюджетом и другими предприятиями. Успех ее зависит от организации обслуживания производственного и воспроизводственного циклов, от своевременного и правильного расчета с внешними организациями по своим обязательствам. Иначе говоря, предприятие может быть надежным как партнер, как объект вложения капитала при условии устойчивого финансового положения.
Часто говорят, что финансовый менеджер решает два вопроса: как зарабатывать деньги и как их тратить, т.е. как управлять деньгами. Как правило, науку управлять деньгами называют финансовым менеджментом. Прикладное значение данной науки заключается в разработке и реализации конкретных финансовых управленческих технологий.
В наиболее общем виде финансовый менеджмент как наука посвящен разработке методологии и инструментария управления финансовыми потоками, теории и практике принятия финансовых решений. Некоторые авторы отмечают, что под финансовым менеджментом правильно понимать управление организацией при помощи финансов, посредством финансов. Это определение подчеркивает, что финансовое управление – не обособленное управление какими-либо процессами в организации, а составная часть комплексной системы управления.
Финансовое управление, как правило, состоит из нескольких последовательных этапов:
1. постановка финансовой цели (задачи);
2. составление программы мероприятий для ее реализации;
3. выбор финансовых методов, рычагов, приемов управления реализацией задачи;
4. организация выполнения решения;
5. контроль выполнения решения;
6. анализ и оценка возможных результатов решений.
Степень заинтересованности того или иного партнера или кредитора зависит не только от действительного финансового состояния предприятия, но и от качества планирования, т.е. от предоставления такой плановой документации, которая доказала бы возможности осуществления основных задач, способность концентрации усилий и средств в нужном временном отрезке. Инструментом для данных целей служит финансовый план.
Финансовый план является важнейшей итоговой составляющей бизнес-плана. Цель его составления – выяснить, насколько эффективно спланирована деятельность предприятия. Основные показатели, с помощью которых составляется финансовый план, рассчитаны в других разделах бизнес-плана и аккумулируются в финансовом плане для проведения финансовых итогов проекта.
Доходы от грамотного и эффективного ведущегося бизнеса, как правило, превышают расходы, но основная проблема финансирования любого предприятия заключается, как известно, в запаздывании доходов относительно расходов. Расходы необходимо произвести сейчас, а доходы, ради извлечения которых эти расходы производятся, будут получены только в будущем, часто весьма отдаленном. Кроме того предприятия может быть недостаточно своих доходов. Это происходит, например, при растущем бизнесе, и для финансирования роста необходимо непрерывное привлечение и обслуживание заемных средств.
По мере роста качественных и количественных параметров бизнеса он становится все более сложным организмом, которому требуется структурированная форма управления финансовыми и налоговыми отношениями для обработки возрастающего потока информации. Налоговый бизнес на уровне хозяйствующего субъекта вносит прямой вклад в прибыльность бизнеса, оптимизацию налоговых обязательств. Поиск путей оптимизации налоговых платежей представляет собой одно из направлений налогового планирования, осуществляемого в интересах бизнеса .
В современной экономике на один бизнес-план, ни одно управленческое решение никогда не принимается без учета реалий действующей системы налогообложения. В любой организации эту задачу решают подразделения, отвечающие за налоговый консалтинг и налоговый менеджмент. В отдельных сложных ситуациях приглашают налоговых консультантов из сторонних организаций. Если бизнес-решение обладает сложным экономико-финансовым механизмом или объемно по своему содержанию, при налоговом анализе прибегают к определенному распределению профессиональных обязанностей: специалисты в области налогового консультирования отвечают за первичный анализ предложенного руководством бизнес-плана, а эксперты в сфере налогового планирования дорабатывают или переделывают его с целью максимального снижения налоговых издержек или упрощения модели налогообложения предложенной схемы деятельности .
Работа над налоговой составляющей бизнес-решения включает два основных элемента:
– налоговое консультирование (налоговый консалтинг);
– налоговое планирование (налоговый менеджмент).
Несмотря на то, что каждый из этих элементов достаточно специфичен, зачастую даже профессионалам бывает трудно объяснить своим работодателям, где в их деятельности заканчивается налоговый консалтинг, а где начинается налоговый менеджмент.
Далеко не все бизнесмены знают, что возможности налогового консалтинга и налогового менеджмента не ограничиваются задачами снижения уровня налоговых отчислений организации, и совсем немногие умеют этими услугами грамотно пользоваться.
Тем не менее, даже если налоговые отчисления не могут существенно повлиять на экономическую политику предприятия, необходимость осуществления деятельности в области управления налоговыми платежами может возникнуть для своевременного и правильного исчисления начисленных налоговых выплат. В целом грамотное применение налогового консалтинга и менеджмента позволяет значительно улучшить конкурентоспособность организации, повысить ее рентабельность и инвестиционную привлекательность.
Следует различать налоговое планирование как более широкое понятие и планирование налогов как более узкое понятие.
Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта – это неотъемлемая часть управления его финансово-хозяйственной деятельностью в рамках единой стратегии его экономического развития, представляющая собой процесс системного использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансового состояния объекта в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования .
Планирование налогов – это планирование на минимальном для конкретного хозяйствующего субъекта уровне сумм определенных налогов.
Значение и выгоды налогового планирования на уровне хозяйствующего субъекта.

date image
2015-10-22 views image
1267

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



и стадии налогового планирования

Сущностью налогового планирования является признание за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения и оптимизации своих налоговых обязательств.

Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта – это неотъемлемая часть управления его финансово-хозяйственной деятельностью в рамках единой стратегии, представляющая собой процесс использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого финансового состояния объекта в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования.

Основами налогового планирования являются:

· правильное формирование учетной политики предприятия и условий заключения договоров;

· обоснованное и полное использование всех установленных законодательством освобождений от налогов и исполнения обязанностей налогоплательщиков;

· оценка позиций налогового органа с точки зрения возможности получения отсрочек и рассрочек по уплате налогов, возможности получения различных налоговых, инвестиционных и иных кредитов;

· учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства на соответствующем этапе планирования.

Различают следующие модели поведения налогоплательщика в области выполнения налоговых обязательств:

1. Уклонение от уплаты налоговосуществляется в виде незаконного использования предприятием или физическим лицом налоговых льгот, несвоевременной уплаты налогов, сокрытия доходов, непредставления или несвоевременного представления документов, необходимых для своевременного исчисления и уплаты налогов.

2.Обход налогов. Примером подобного поведения может являться ситуация, когда предприятие либо не регистрирует свою деятельность, либо не ведет учет объектов налогообложения.

3. Стандартный метод. В этом случае предприятие платит налоги в соответствии с законодательством без предварительных расчетов и выбора оптимального варианта налогообложения.

4. Налоговое планирование. В этом случае юридическими и физическими лицами проводится активная налоговая политика, направленная на минимизацию негативного влияния налогообложения на достижение стоящих перед ними целей не противоречащими законодательству методами.

Налоговое планирование является частью финансового планирования и осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:

· платить минимум из положенного;

· осуществлять уплату налога, как правило, в последний день установленного периода;

· использовать варианты снижения налогооблагаемой базы в рамках целостной и взаимосвязанной системы налогообложения предприятий;

· использовать льготные режимы налогообложения, предусмотренные законодательством;

· не допускать повышенного налогообложения путем использования специальных учетных методов.

Элементы налогового планирования можно представить следующим образом:

· стратегия оптимизации и минимизации налоговых обязательств;

· своевременное выполнение налоговых и прочих обязательств с помощью налогового календаря;

· обеспечение состояния бухгалтерского и налоговой отчетности на уровне, позволяющем получать оперативную информацию по состоянию финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Обобщая международный опыт на уровне хозяйствующих субъектов, можно выделить следующие основные стадии налогового планирования:

1. Принятие решений о наиболее выгодном с точки зрения налогового планирования расположении самого предприятия, его руководящих органов, филиалов, дочерних и зависимых обществ для оптимизации налогов, исходя из целей деятельности предприятия и особенностей налоговых режимов отдельных стран.

2. Выбор организационно-правовой формы юридического лица и его внутренней структуры с учетом характера и цели деятельности и соответствия режима налогообложения юридического лица его гражданско-правовой ответственности по обязательствам.




3. Текущее налоговое планирование, включающее:

· использование освобождений от налогов и от исполнения обязанностей по исчислению и уплате налогов;

· использование оптимальных форм договоров при прогнозировании и определении налогооблагаемого дохода и показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также проведение аудита;

· минимизация налоговых обязательств, возникающих при осуществлении предприятием социальной политики;

· планирование использования льгот по основным налогам с учетом изменений налогового законодательства с целью соответствующего реагирования на эти изменения, включая реорганизацию предприятия.

4. Принятие решений по наиболее рациональному размещению активов и прибыли, а также по проблемам инвестирования и аккумулирования средств. Правильное размещение прибыли и капитала позволяет получить дополнительные налоговые льготы, а в отдельных случаях – обеспечить возврат части уплаченных налогов.

Пределы налогового планирования

Налоговое планирование – это, с одной стороны, осознанные решения по снижению налоговой нагрузки и, с другой стороны, понимание вероятных последствий нарушения действующего законодательства, т. е. налоговых рисков. Понятие «риск» субъективно, в наиболее общем виде – это вероятность возникновения дополнительных налоговых обязательств для налогоплательщика.

Активные шаги налогоплательщика по снижению налоговых платежей связаны с прибыльностью бизнеса, но они также приводят к тем или иным действиям со стороны исполнительных органов государства.

Методы ограничения налогового планирования со стороны государства (пределы налогового планирования):

· Группа 1. Законодательные ограничения,направленные на превентивное предотвращение уклонения от уплаты налогов.

· Группа 2.Административные воздействия,с помощью которых создается возможность оперативного вмешательства в деятельность налогоплательщиков, направленную на уклонение от уплаты налогов. В частности, налоговые органы вправе:

− требовать от налогоплательщиков соблюдения ими налогового законодательства в части своевременной и правильной уплаты налогов; предоставления документов, подтверждающих право на освобождения; объяснений предста­вителя налогоплательщика, налогового агента и свидетелей;

− проводить проверки, в том числе встречные;

− принимать решения о применении санкций за нарушение налоговой дисциплины;

− осуществлять меры административного воздействия, в том числе приостановление операций по счетам;

− прибегать к уголовному преследованию нарушителей налогового законодательства;

− обращать взыскание сумм по налоговой задолженности на имущество плательщика, в том числе на ценные бумаги, суммы дебиторской задолженности и т. д.

Со стороны налоговых органов, кроме неодобрения «налоговой политики» налогоплательщика, возможны следующие действия:

− ограничение сферы применения налоговой минимизации;

− переквалификация сделок, т. е. признание их мнимыми или притворными;

− доказательство взаимозависимости организаций и физических лиц – взаимозависимость организаций и физических лиц нежелательна, поскольку налоговые органы, исходя из этой зависимости, могут в судебном порядке признать сделки мнимыми или притворными, т. е. недействительными;

− контроль ценообразования для целей налогообложения.

· Группа 3.Судебный механизм борьбы с уклонением от уплаты налогов.

Законодательство РФ признает институт уклонения от уплаты налогов (ст. 198–199 Уголовного кодекса) в форме уклонения от подачи декларации о доходах и включения в нее заведомо ложных сведений, а также включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо сокрытия других объектов налогообложения.

Лекция 16. НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА УРОВНЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА

Рассматриваемые вопросы:

учетная политика и оптимизация налоговых платежей;

международное налоговое планирование: оффшорный бизнес.

Понятие "налоговое планирование" на предприятии, в фирме и других хозяйствующих субъектах включает в себя усилия, направленные на достижение оптимального уровня налогообложения посредством уменьшения размеров объема его платежей.

Налоговое планирование является важной составной частью финансовой деятельности предприятия. Налоговое планирование на уровне субъекта можно рассматривать в широком и узком смысле слова.

В широком понимании налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта можно подразделить на четыре этапа.

На первом этапе решается задача выбора предпринимательской деятельности, ее организационно-правовой формы. Например, предприятие осуществляет торговую деятельность продуктами или медицинскими товарами. Согласно налоговому законодательству, в сфере торговли медицинскими товарами имеется значительное количество льгот в сравнении с торговлей продуктами. Еще большее количество льгот имеется, если предприятие зарегистрировано в оффшорной зоне.

На втором этапе решается задача о выгодном с налоговой точки зрения расположении как самого предприятия, так и его структурных подразделений (регионы, свободные экономические и оффшорные зоны).

На третьем этапе налогового планирования изучается возможность максимально полного и правильного использования льготного налогообложения, снижения объектов налоговых платежей с учетом возможных выгодных заключений сделок, наличия финансовых и трудовых ресурсов, знания налогового законодательства и других условий.

На четвертом этапе учитывается при налоговом планировании рациональное размещение финансовых средств и активов предприятия с учетом знания рынка.

В зависимости от длительности периода и решаемых задач налоговое планирование можно подразделить на тактическое и стратегическое. Тактическое налоговое планирование призвано решать задачи третьего этапа, имеющие текущий характер. Стратегическое планирование определяет долговременный курс предприятия в области легального снижения налоговых расходов на основе глубокого знания налогового законодательства и предусматривает решение задач, которые поставлены на первом, втором и третьем этапах налогового планирования.

Содержание налогового планирования в узком смысле означает организацию и методику расчета объектов конкретных налогов предприятия на очередной финансовый год и среднесрочное планирование (на 3 года).

Вместе с тем при рассмотрении вопроса налогового планирования следует различать уплату налогов и уклонение от уплаты налогов, то есть умышленно планировать неуплату налогов. При планировании налогов нужно исходить из принципа: все, что не запрещено законом - разрешено, и это не будет считаться нарушением норм права. Налогоплательщик может разрабатывать прогнозы предстоящих платежей и методы их регулирования в сторону уменьшения, снижая свои фискальные обязательства предусмотренными нормативными актами приемами и способами.

Кроме того, налоговые платежи могут быть уменьшены за счет занижения доходов, сокрытия отдельных хозяйственных операций с целью исключения обложения их налогом. В этом случае налоговое планирование будет осуществляться неправомерным путем. Правомерное же планирование может осуществляться методом, основанным на законодательной базе, или методом, не соответствующим законодательной базе, но и не противоречащим ей, то есть учитываются те особенности налогового законодательства, которые не прописаны применительно к какой-либо операции, совершаемой предприятием в своей хозяйственной деятельности или в процессе производства и реализации товаров.

При налоговом планировании важно знать и учитывать следующие налоговые льготы:

- необлагаемый минимум объекта налога;

- изъятие из обложения отдельных частей объема налога;

- освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

- освобождение от уплаты налогов на отдельные виды товаров (работ, услуг);

- понижение налоговых ставок;

- вычеты из налоговых окладов или налоговых платежей;

- условия предоставления отсрочек или рассрочек и налоговых кредитов;

- условия уплаты налогов в свободных экологических и оффшорных зонах.

Свою специфику имеет налоговое планирование на предприятиях, расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО) и в свободных экономических зонах (СЭЗ), для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающей специальные условия проживания граждан. В частности, право на получение указанных льгот имеют организации, имеющие не менее 90% основных средств и осуществляющие не менее 70% своей деятельности на территории ЗАТО. В отдельных ЗАТО и СЭЗ в соответствии с законодательством РФ о дорожных фондах, льготы установлены в размере 1,25%, в Федеральный дорожный фонд платится не вся ставка, а только 0,5%, остальные 0,75% поступают в территориальный дорожный фонд и т.д.

В целом налоговое планирование на предприятии представляет собой систему воздействия со стороны хозяйствующего субъекта на элементы налогов.

Организация налогового планирования на предприятии, с целью оптимизации налогообложения

Организация налогового планирования

Статья об организации налогового планирования на предприятии. Может быть полезна бизнесменам, бухгалтерам и финансистам, а также представителям налоговых органов.

Первый этап процесса налогового планирования заключается в выборе основных инструментов реализации налогового планирования, а также исполнителей. Среди основных внутренних нормативных актов, регулирующих данный этап, необходимо выделить, прежде всего, приказ об учетной политике предприятия, а также приказ о плане производства.

Учетная политика рядом авторов называется основным инструментарием налогового планирования. Не разделяя столь категоричную позицию, стоит согласиться с огромной ролью, возложенной на учетную политику в процессе налогового планирования.

Учетная политика и налоговое планирование

Учетная политика формируется руководителем предприятия на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008, утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 №106н, с изменениями от 11.03.2009 № 22н). В соответствии с данным положением под учетной политикой предприятия понимается выбранная им совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности на основе применения принципов бухгалтерского учета.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной жизни, гашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы, методы и приемы.

Формируют учетную политику все организации независимо от форм собственности, а раскрывают только те, которые публикуют свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам или по собственной инициативе. Учетная политика применяется с первого января года, следующего за годом издания приказа. При этом применяется всеми структурными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места расположения.

При формировании учетной политики организации по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного из нескольких вариантов, допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и налогообложения в Российской Федерации. Многовариантность учета показателей деятельности хозяйствующего субъекта как раз и позволяет использовать учетную политику в целях повышения экономической эффективности.

С точки зрения налогового планирования наибольший интерес рекомендуется обращать на установление границ между основными и оборотными средствами, принятыми к учету; выбор метода оценки запасов и расчета фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство; способа начисления амортизации по МБП; способа начисления амортизации по основным средствам; способа группировки затрат и их включения в себестоимость реализованной продукции, работ, услуг и метода определения выручки от реализации продукции, работ, услуг [1].

Разработка производственной программы

План производства (производственная программа) является основным документом, на базе которого осуществляются производственные отношения на предприятии. В плане производства содержатся данные относительно предполагаемой инвестиционной политики предприятия, выпуска продукции, численности работников и т.п. информация, прямо и непосредственно воздействующая на налоговую нагрузку предприятия. Следовательно, при расчете плана производства продукции необходимо учитывать налоговые последствия, могущие возникнуть в соответствии с планируемыми технико-производственными мероприятиями. Например, при подготовке плана капитальных вложений следует учитывать способ проведения капитального строительства (монтажа оборудования) с целью использования льгот по НДС, ускоренных способов списания амортизационных отчислений, понижающих коэффициентов налога на имущества.

Помимо всего прочего, важное место должно быть отведено совершенствованию нормативной базы планирования. Анализ показывает, что на многих предприятиях последняя не претерпела существенных изменений. Между тем «старые» нормативы разрабатывались в принципиально иной ситуации. Основными ее особенностями являлись нерыночные критерии функционирования и развития; устойчивые величины оборотных средств, которыми предприятия наделялись за счет государства; не сопоставимые с нынешними темпы инфляции. Предприятия были заинтересованы в излишних трудовых и материальных ресурсах, перед ними ставилась задача максимальной (не оптимальной) загрузки мощностей.

Изменение ситуации предопределило корректировку нормативной базы. Так, нормативы использования рабочей силы должны быть ориентированы на избавление от резервов, связанных с направлением персонала для выполнения несвойственных функций (шефская помощь селу, общественные работы по требованиям местных властей и др.). Нормативы использования производственных мощностей, наоборот, должны учитывать потребность в дополнительных резервах для маневрирования, приспособления к меняющейся рыночной ситуации.

В целом, критерием общеэкономического планирования должен стать максимум прибыли на единицу затрат (инвестиций) в долгосрочной перспективы. Оценку результатов деятельности фирмы, выбор вариантов развития, систему стимулирования работающих, экономическую политику следует строить только исходя из этого критерия. Его важным достоинством являются удобство расчета, сводимость затрат и результатов. Расчет критерия эффективности деятельности промышленного предприятия в перспективе должен базироваться на плановом балансе доходов и расходов фирмы, системе мер, направленных на его выполнение. Баланс следует разрабатывать на год, квартал, месяц, а в условиях высоких темпов инфляции – на декаду или неделю, с тем, чтобы повысить обоснованность оперативного воздействия на эти процессы.

При переходе от производственной программе в ее существующем виде к балансу доходов и расходов, а данный переход представляется неизбежным в силу необходимости унификации российских и западных принципов управления бизнес-процессом, возрастет роль планирования налоговых отчислений как наиболее значимой (весомой) доли расходной части баланса.

Инструментарий налогового планирования

Инструментарий, применяющийся в налоговом планировании, разнообразен. Среди прочих, в литературе обычно называются: экспертные правовые системы, базы данных по налоговой тематике (в том числе по СМИ); формирование запросов в налоговые инспекции, ГНС РФ, Министерство финансов и иные государственные органы; специальная научная и периодическая литература; арбитражная и общегражданская судебная практика; разъяснения и разработки специализированных консалтинговых и аудиторских компаний.

Инструментарий налогового планирования формируется в зависимости, во-первых, от уровня принятия управленческих решений (оперативного, тактического или стратегического), а во-вторых, от мероприятий, использующихся в планировании налоговых отчислений, которые, в свою очередь, дифференцируются исходя из тяжести налоговой нагрузки в той или иной налоговой юрисдикции [2](см. таблицу). Налоговая нагрузка рассчитывается как суммарная доля налоговых платежей, причитающихся с предприятия, за рассматриваемый период в добавленной стоимости продукции, произведенной предприятием за тот же период, при этом добавленная стоимость находится путем вычитания из стоимости произведенной продукции стоимости потребленных материальных средств производства (сырья, энергии и пр.) и услуг других организаций.

Мероприятия по налоговому планированию

Налоговое планирование, как и любая деятельность, носящая управленческий характер, призвано выполнять оперативные функции, функции контроля и собственно функции планирования, отсюда налоговое планирование можно изобразить в виде трехуровневой системы, включающей оперативный, тактический и стратегический элементы (см. рисунок), в зависимости от которых трансформируется объективная сторона процесса налогового планирования, видоизменяются мероприятия по планированию налогов.

Структура налогового планирования

Изображение структуры налогового планирования в виде пирамиды неслучайна, т.к. позволяет наиболее точно отобразить имеющиеся связи и зависимости, прослеживающиеся на всех ступенях налогового планирования. Цементирующим, фундаментальным звеном в процессе налогового планирования выступает оперативный уровень, также часто именуемый в литературе текущим внутренним налоговым контролем.

Налоговый контроль

Согласно пп. 3 п.1 ст. 23 Налогового Кодекса РФ, каждое предприятие-налогоплательщик обязано «вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах»[3]. Это означает, что любое предприятие, находящееся и ведущее свою деятельность на территории РФ, должно в полном объеме и своевременно исчислять и уплачивать в государственный бюджет и внебюджетные фонды налоги и приравненные к ним платежи.

Своевременное исчисление и уплата налогов требует от руководства предприятия под страхом административной и уголовной ответственности организации соответствующей деятельности хотя бы на минимальном, призванном производить текущие налоговые платежи во время и в полном объеме уровне. Последнее утверждение позволяет говорить о текущем внутреннем налоговом контроле как о деятельности, носящей императивный (обязательный) характер, не зависящий от желания (нежелания) руководства предприятия осуществлять налоговое планирование.

В процессе внутреннего налогового контроля имеют место:

Еженедельный мониторинг нормативно-правовой базы, определение базы налоговых отчислений и ставок налогообложения. Изучение и усвоение действующего налогового законодательства — первое и объективно необходимое условие всей деятельности по налоговому планированию. Руководству предприятия необходимо знать: является ли предприятие субъектом налоговых правоотношений? Какие налоги обязано уплачивать предприятие? По какой ставке и с какой базы предприятие должно уплачивать налоги? Сроки уплаты налогов? Льготы, которые предприятие может использовать при уплате налогов? Ответы на поставленные вопросы в основном даются сотрудником бухгалтерии, ответственным за налоговый учет, с привлечением в случае необходимости юридической службы.

Составление прогнозов налоговых обязательств организации (налоговый календарь) с целью оптимизации потоков налоговых платежей (в данном случае должен действовать принцип уплаты налоговых платежей в последний день установленного для этого срока ). Налоговый календарь разрабатывается каждым предприятием самостоятельно с учетом отраслевых и организационно-правовых особенностей на основе налогового календаря субъекта РФ, которые публикуются в специальной литературе или правовых базах данных (например, “Гарант”, “Консультант плюс”). Налоговый календарь составляется работниками бухгалтерии, последние предоставляют в финансовую службу предприятия ежемесячный график налоговых расходов, который используется при прогнозировании финансовых потоков.

Контроль за своевременностью и правильностью расчетов, за составлением первичной документации, за ведением бухгалтерских регистров, за исполнением налоговых обязательств. Контроль осуществляется службами внутреннего аудита, планирования и ревизионной службой.

Проведение работ по внутреннему налоговому контролю не требует сложного исследовательского аппарата, в основном рекомендуется использовать: правовые базы данных — для изучения действующего законодательства; разъяснения ГНС РФ и местной налоговой инспекции;специальную литературу (комментарии ведущих специалистов-налоговедов, периодические издания и т.п.); разъяснения аудитора (юриста).

На тактическом уровне налоговое планирование становится частью общей системы финансового управления и контроля, производится специальная подготовка (планирование) контрактных схем типовых, крупных и долгосрочных хозяйственных контрактов. В частности, составляются прогнозы налоговых обязательств организации и последствий планируемых схем сделок, которые впоследствии учитываются при формировании прогнозов финансовых потоков предприятий, являющихся базовым критерием принятия инвестиционных решений; разрабатывается график соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения финансовых ресурсов организации; прогнозируются и исследуются возможные причины резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки.

Мероприятия, проводимые на текущем уровне планирования, достаточно хорошо известны, проанализированы и охарактеризованы в научных трудах и литературе практической направленности. Обычно данные мероприятия называют способами, методами, “схемами” налоговой оптимизации (минимизации налоговых отчислений). Способы налоговой оптимизации различны по своей природе и в своем большинстве направлены на определенный сегмент налоговых отношений, не затрагивают весь комплекс налоговых проблем.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Оптимизация налогообложения
Татьяна Каверина, руководитель департамента налогового аудита компании «TAX CONSULTING U.K. LTD».

Тот факт, что Налоговый кодекс дает возможности оптимизировать налоговую нагрузку на предприятие, не является секретом для бухгалтеров. Однако, как выбрать из всего многообразия способов единственно верный? О способах налогового планирования корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Алексею Титову рассказала Татьяна Каверина, руководитель департамента налогового аудита компании «TAX CONSULTING U.K. LTD».

Наиболее распространенный способ – перенос налогооблагаемой базы на льготный налоговый режим либо на предприятие с меньшим уровнем налоговой нагрузки. В этом случает льготная по сравнению с налогом на прибыль ставка единого налога позволяет сокращать платежи в бюджет с помощью переноса прибыли с общего режима на упрощенный. Существует масса вариантов реализации этого преимущества. При этом не все из них эффективны и безопасны. Я бы выделила следующие наиболее популярные способы:

Во-первых, вспомогательная фирма оказывает разного рода услуги и выполняет работы. Причем желательно, чтобы эти услуги или работы были не абстрактными, а связанными с деятельностью основной фирмы, были экономически обоснованными и фактически оказывались (выполнялись).

Во-вторых, основная и вспомогательная фирма заключают «прямой» договор на поставку (куплю-продажу). Таким образом, торговую наценку собирают на «упрощенной» фирме. В дальнейшем товар продают конечному покупателю. Эта схема имеет два слабых места. С одной стороны, данный вариант возможен, только если покупатель не заинтересован в суммах «входного» НДС, а с другой – сумма договора с конечным покупателем будет ограничена предельным размером дохода вспомогательной фирмы (20 млн. руб.).

В-третьих, с вспомогательной фирмой заключают посредническое соглашение. Оно может быть оформлено, например, в виде договора поручения или комиссии. Также упрощенная компания может выступить в качестве агента. Оказывая посреднические услуги, вспомогательная фирма будет увеличивать себестоимость товарно-материальных ценностей или продукции, которые закупает или производит основная организация. Следует отметить, что налоговые работники уделяют особое внимание посредническим договорам. Чтобы снизить риски, не стоит использовать данную схему на постоянной основе и устанавливать слишком большое вознаграждение посреднику. Необходимо, чтобы сделка имела экономический смысл. Расходы на услуги посредника должны быть обоснованы. Кроме того, нужно иметь в виду, что работа с договорами комиссии значительно усложняет документооборот.

В-четвертых, основная фирма соглашается уплатить штраф по договорам, которые она заключила с вспомогательной организацией. При этом размер санкций должен быть сопоставим с суммой основного обязательства. Разумеется, суммы и сроки уплаты штрафов необходимо документально обосновать.

Еще один способ заключается в том, что вспомогательной фирме уступают право требования по долговому обязательству с убытком. Данную схему на практике применяют со следующими ограничениями: если у фирмы на УСНО объектом налогообложения являются «доходы», то стоимость уступки не должна превышать 75 процентов от суммы долгового обязательства; если «доходы минус расходы» – 37,5 процента (затраты на приобретение права требования долга не учитывают при расчете единого налога). В противном случае вспомогательная организация при реализации этого права требования заплатит единый налог в большем размере, чем сумма полученной экономии на налоге на прибыль.

И последнее – вспомогательная фирма может выдать основной организации процентный займ. В данном случае необходимо учесть ограничение по размеру принимаемых при расчете налога на прибыль процентов в соответствии со ст. 269 Налогового кодекса. В то же время сумма самого займа должна быть весьма значительной. При реализации этой схемы на практике возникают сложности, связанные с отвлечением значительных сумм из оборота. К тому же не вполне ясно, на каком основании вспомогательная фирма будет получать деньги.

Формирование резервов позволяет более равномерно распределять налоговую нагрузку по налоговым периодам, то есть, по сути, получать отсрочку по налогу на прибыль?

Да. Однако здесь важно помнить, что формировать их имеют право только те фирмы, которые работают по методу начисления. В бухгалтерском и налоговом учете существует разный перечень резервов. Для целей налогообложения организация может использовать следующие резервы: на оплату отпусков (ст. 324 НК РФ), по сомнительным долгам (ст. 266), на ремонт основных средств (ст. 324), на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (ст. 267), на возможные потери по ссудам (ст. 292) и т.д. О создании резервов необходимо написать в учетной политике. При этом следует указать способ резервирования, определить максимальную сумму отчислений и их ежемесячный процент в указанный резерв.

Существуют ли способы экономии налога на прибыль, если предприятие работает по кассовому методу?

Кассовый метод (ст. 273 НК РФ) могут использовать не все. Он разрешен только тем организациям, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал (при превышении этого лимита необходимо перейти на метод начисления). У кассового метода есть свои плюсы и минусы. К положительным моментам, несомненно, относится то, что учитывают лишь выручку, которая оплачена покупателем. Минус появляется в моменте признания расходов, ведь они уменьшают налогооблагаемую прибыль только после оплаты. Именно по этой причине многие считают для себя неприемлемым использовать данный способ.

Какие еще способы оптимизации налога на прибыль вы можете выделить?

Я бы отметила приобретение основных средств с помощью лизинга, из-за возможности применения ускоренной амортизации с коэффициентом до 3. Некоторые организации выбирают для себя этот способ оптимизации налога на прибыль в части учета основных средств. Их выгода состоит в том, что за довольно короткий срок можно списать расходы по стоимости производственных фондов. Ко всему прочему нет необходимости платить налог на имущество. Предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору лизинга, учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению. Стороны договора лизинга имеют право по взаимному соглашению применять ускоренную амортизацию предмета лизинга. Смысл лизинговой сделки заключается в том, что фирма покупает дорогостоящее имущество через лизинговую компанию. Сумму его стоимости передают лизингодателю, после чего последний производит покупку. Цена покупки будет немного выше, так как придется заплатить комиссионное вознаграждение лизингодателю. Но, несмотря на это, данный способ выгоден компании. Тем более что по окончании договора фирма может выкупить основное средство за ничтожно малую стоимость, которую стороны в нем установили. А увеличить лизинговые платежи законодательство не запрещает. Средства, передаваемые лизингодателю на покупку имущества, можно оформить договором займа. В нем не следует указывать, на что именно предоставляют деньги. Для того чтобы связь между договором займа и лизингом не была прослежена, можно «пропустить» его через третье лицо или установить небольшой процент. Также в вашу пользу сыграет временной промежуток между заключением этих двух контрактов.

Российское законодательство дает возможности использовать для оптимизации налоговой нагрузки другие налоги? Например, НДС…

НДС является одним из самых сложных для оптимизации. В принципе, российское налоговое законодательство предусматривает множество случаев, когда этот налог можно не платить. Однако большинство организаций воспользоваться налоговыми льготами не могут. Оптимизация НДС возможна в рамках холдинга, в том случае, если разделить финансовые потоки с НДС и без НДС. Часть своей продукции холдинг реализует покупателям, не нуждающимся во «входящем» НДС. Это те, кто перешел на упрощенную систему налогообложения или ЕНВД, освобожден от обязанностей плательщика НДС (ст. 145 НК РФ) либо имеет льготы по этому налогу. Также это физические лица, организации бюджетной сферы и любые покупатели, которые не приходуют у себя продукцию официально. Даже минимального процента доходов от таких покупателей достаточно для получения частичной экономии или отсрочки уплаты налога на длительный срок. Упрощенный режим налогообложения может эффективно использоваться в холдинге и с целью минимизации ЕСН. Сотрудников с их согласия увольняют путем перевода в организации, применяющие УСН. В результате налоговая база частично уменьшается.

Как часто возникают налоговые конфликты между налоговыми органами и компаниями?

В поисках способов оптимизации налогов налогоплательщики часто балансируют на грани законного и незаконного. Используя налоговое планирование в своей деятельности, надо все досконально просчитать и основательно подготовиться к возможным неблагоприятным последствиям. Помимо рисков, связанных с доначислениями налоговых платежей и взысканием штрафов, над налогоплательщиками висит угроза привлечения к уголовной ответственности. Необходимо учитывать и изменение позиции налоговых органов к налоговому планированию на откровенно враждебную. Налоговики в стремлении собрать как можно больше денег в бюджет готовы на всевозможные уловки и ухищрения. Налоговый кодекс не может дать однозначного ответа на многие вопросы. Этим нередко пользуются налоговики, трактующие ту или иную норму НК в свою пользу.

Недавно Федеральная налоговая служба разослала по всем своим подразделениям описание 16 типовых схем по уходу от налогов. Судя по этому документу, больше всего инспекторов заботит уклонение от НДС и налога на прибыль. Если налоговики начнут отказывать в возмещении НДС или уменьшении налогооблагаемой прибыли на произведенные расходы, используя эту методичку, то компании ждут многочисленные судебные процессы и доначисления налогов. ФНС России призывает автоматически наказывать компании за определенные операции, пусть даже сам налог поступил в итоге в бюджет. Можно ожидать в ближайшее время увеличения количества налоговых споров, связанных с применением налогового планирования.

Всегда ли компании выбирают путь оптимизации налогообложения или, пока еще у них страх перед возможными санкциями со стороны налоговых органов?

Добросовестные фирмы существенную часть своих доходов направляют на уплату налогов. Высокие налоговые ставки вынуждают компании искать способы снижения платежей в бюджет. Разрабатывая различные механизмы налогового планирования для наших клиентов, мы учитываем, что уход от налогов является как административно, так и уголовно наказуемым преступлением (ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации»), соответственно незаконных методов налоговой оптимизации в своей работе мы не используем. Налоговое планирование применительно к конкретному виду деятельности или определенной организационно-правовой форме позволяет сократить налоговые платежи. Освобожденные средства можно инвестировать в развитие бизнеса.

Налоговое планирование наиболее эффективно на этапе организации бизнеса, так как целесообразно изначально грамотно подойти к выбору организационно-правовой формы, места регистрации, разработке организационной структуры предприятия. Организация налогового планирования в процессе функционирования предприятия необходима при оформлении договорных отношений с поставщиками и заказчиками, осуществлении хозяйственных операций и т. д. Налоговое планирование является неотъемлемой частью процесса создания, реорганизации, ликвидации , преобразования и слияния предприятий.

Читайте также: