Кпс налог на прибыль в бюджете 2020

Опубликовано: 30.04.2024

КОСГУ и КВР – это специальные коды, которые используют государственные учреждения для отражения доходов и расходов. Коды едины для бюджета всех уровней. Расшифровка этих кодов помогает контролировать целевое использование бюджетных денег.

В статье расскажем, где применяются КОСГУ и КВР и как они связаны между собой, кому и на каком этапе госзакупок они нужны, приведем актуальную таблицу соответствия кодов в 2020 году.

Расшифровка аббревиатуры КОСГУ

КОСГУ расшифровывается как классификация операций сектора государственного управления. Это буквенно-цифровые коды, с помощью которых бюджетные организации группируют доходы и расходы по их экономическому содержанию.

Классификация разбита на основные группы:

  • 100 «Доходы»;
  • 200 «Расходы»;
  • 300 «Поступление нефинансовых активов»;
  • 400 «Выбытие нефинансовых активов»;
  • 500 «Поступление финансовых активов»;
  • 600 «Выбытие финансовых активов»;
  • 700 «Увеличение обязательств»;
  • 800 «Уменьшение обязательств».

Каждая группа делится на статьи, и далее – на подстатьи.

Например, в группу 100 «Доходы» входят статьи:

  • 110 «Налоговые доходы, таможенные платежи и страховые взносы на обязательное социальное страхование»;
  • 120 «Доходы от собственности»;
  • 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат»;
  • 140 «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба» и другие.

Статья 110 включает в себя подстатьи:

  • 111 «Налоги»;
  • 112 «Государственная пошлина, сборы»;
  • 113 «Таможенные платежи» и другие.

Полный список групп, статей и подстатей КОСГУ опубликован в приложении к Приказу Минфина № 209н.

Государственные учреждения применяют КОСГУ при:

  • планировании бюджета;
  • принятие бюджетных обязательств;
  • ведении учета и отчетности;
  • составлении смет доходов и расходов.

КОСГУ входит в структуру счета бюджетного учета и занимает в нем три последних разряда:

Ранее коды КОСГУ применялись в структуре кода бюджетной классификации (КБК). С 2015 года этот код в КБК заменили на код вида расходов (КВР). Шифры КОСГУ находятся в строгой увязке с КВР.

Что такое КВР

Код вида расходов (КВР) – специальный цифровой код, который применяют в составлении и исполнении бюджетов, бухгалтерском учете и отчетности, чтобы обозначить направление расходования средств.
КВР не используют отдельно, он входит в состав кода бюджетной классификации (КБК) и занимает в нем разряды 18 – 20.

Коды видов расходов состоят из следующих групп:

  • 100 – Расходы на выплаты персоналу;
  • 200 – Расходы на госзакупки;
  • 300 – Социальные иные выплаты населению;
  • 400 – Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности;
  • 500 – Межбюджетные трансферты (передача средств из одного бюджета в другой);
  • 600 – Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям;
  • 700 – Обслуживание государственного (муниципального) долга;
  • 800 – Иные бюджетные затраты.

В группы входят подгруппы и элементы. Полный список групп, подгрупп и элементов КВР описан в Приказе Минфина №85н.

КОСГУ в закупках

Коды КОСГУ используют заказчики на этапе построения плана и плана-графика закупок. Госзаказчики определяют, есть ли лимиты бюджетных средств по нужной статье расходов и какие товары и услуги они могут закупить по тому или иному коду КОСГУ.

Чтобы запланировать закупку, госучреждение должно правильно определить КВР и отразить операцию в плане и плане-графике. Шифр КВР входит в структуру идентификационного кода закупки (ИКЗ) и занимает в его структуре 34 – 36 разряды. ИКЗ заказчики должны указывать в закупочной документации. Его нельзя менять с момента планирования закупки до исполнения контракта. Но чтобы правильно выбрать КВР, сначала нужно определить КОСГУ.

Порядок определения КВР и КОСГУ

Порядок применения КОСГУ государственными учреждениями и детализация кодов описаны в Приказе Минфина №209н. Для точной классификации операций и увязки кодов КВР и КОСГУ Минфин рекомендует пользоваться таблицей соответствия кодов, которую публикует на своем сайте и периодически обновляет.

Например, вам нужно закупить бланки строгой отчетности (БСО). В приказе 209н находим подстатью, в которую входит приобретение БСО – это подстатья 349.
В таблице соответствия кодов подстатья 349 находится в увязке с КВР 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» с примечанием: «В части бланков строгой отчетности».
Итог: отражать операцию по закупке бланков строгой отчетности нужно по КВР 242 и КОСГУ 349.

Таблица соответствия КОСГУ и КВР на 2020 год

Обзор нововведений КОСГУ и КВР в 2020 году

Нововведения в 2020 году можно разделить на два типа:

  1. Изменение в нормативных документах.
  2. Изменение увязок в таблице соответствия КОСГУ и КРВ.

Изменения в нормативных документах

С 1 января 2020 года для формирования КБК и определения КВР бюджетным и автономным учреждениям нужно пользоваться Приказом Минфина 85н, вместо приказа 132н, который действовал в 2019 году. В приложении № 4 к приказу перечислены коды видов расходов.

Госучреждения должны пользоваться новым порядком применения КОСГУ, который описан в приказе 209н. Он содержит пункты (13.4.9, 13.6.9, 14.4.9, 14.6.9, 15.3.9, 16.3.9), которые вступили в силу 1 января 2020 года. Эти пункты отражают операции по расчетам с нерезидентами.

Изменение увязок в таблице соответствия КОСГУ и КРВ

Перечислим, какие соответствия кодов добавили, а какие исключили из таблицы.

Из таблицы исключили увязки:

  • КВР 113 с подстатьей 211 КОСГУ;
  • КВР 113 с КОСГУ 266, в части оплаты пособий за первые три дня временной нетрудоспособности осужденных;
  • КВР 814 с КОСГУ 246.

  • КВР 243 с КОСГУ 347;
  • КВР 122 с подстатьей 221 КОСГУ, в части компенсации работникам стоимость сотовой связи;
  • КВР 243 - с подстатьями 229 и 299 КОСГУ;
  • КВР 454 и 455 - со статьей 530 КОСГУ;
  • КВР 613, 623, 634, 814 - с подстатьей 297 КОСГУ применительно к выплатам денежных премий по результатам проводимых смотров-конкурсов.

Добавили примечания для увязок:

  • КВР 111 с подстатьей 211 КОСГУ – в части расходов на оплату труда осужденных, трудоустроенных в учреждениях уголовно-исполнительной системы России;
  • КВР 111 с подстатьей 266 КОСГУ – в части оплаты пособий осужденным за первые три дня больничного.

В 2020 году для верного применения КОСГУ нужно правильно разграничивать выплаты: в денежной они форме или натуральной, социальные или несоциальные.

Ответственность за нарушение законодательства

Если казенное учреждение неверно отразит КВР и КОСГУ, то контролирующие органы расценят это как нецелевое использование бюджетных средств, и учреждение получит наказание (ст 15.14 КоАП):

  • штраф на должностных лиц – от 20 до 50 тыс рублей или отстранение от работы на срок от 1 до 3 лет;
  • штраф на юридическое лицо – от 5 до 25 % полученной из бюджета суммы.

Чтобы правильно отражать доходы и расходы бюджетных средств и корректно применять шифры КОСГУ и соответствующие им КВР, нужно следить за изменением приказов Минфина и обновлением таблицы соответствия кодов.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на прибыль


КБК по налогу на прибыль в 2020-2021 годах применяются трех видов: на уплату налога, пени и штрафа. Каковы КБК по налогу на прибыль в 2020-2021 годах, расскажем в нашем материале.

Плательщики налога на прибыль

Субъектами, в чьи обязанности входят начисление и уплата налога по образовавшейся прибыли, являются все юрлица. Исключение составляют предприятия на льготных режимах налогообложения, таких как ЕНВД, ЕСХН, УСН, а также организации, освобожденные от налога на основании пп. 2 и 4 ст. 246 и ст. 246.1 НК РФ. Совмещение же режимов налогообложения, например, ОСНО и ЕНВД, предполагает начисление налога только в рамках прибыли, полученной на ОСНО.

Ставка налога устанавливается для коммерческих организаций в размере 20%. Исключение составляют некоторые учреждения образовательной и медицинской направленности, сельхозучреждения, участники региональных инвестпроектов и пр. в соответствии со ст. 284 НК РФ.

Платежи по налогу следует перечислять ежемесячно или поквартально. Периодичность начислений зависит от общего объема выручки организации или ее статуса (ст. 286 НК РФ).

Срок уплаты аванса по налогу ― следующий месяц за отчетным периодом, не позже 28-го числа. Итоговая годовая сумма по налогу на прибыль должна быть перечислена в бюджет не позднее 28 марта.

КБК налога на прибыль в 2020-2021 годах для юридических лиц

Перечисление налога совершается в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ.

На период 2017-2021 годов это распределение установлено таким:

  • в федеральный бюджет — 3% от налоговой базы;
  • бюджеты субъектов — 17%.

При уплате налога на прибыль в 2020-2021 годах используются следующие КБК (приказы Минфина от 08.06.2020 № 99н, от 29.11.2019 № 207н):

  • 182 1 01 01011 01 1000 110 ― для перечислений в федеральный бюджет;
  • 182 1 01 01012 02 1000 110 ― при зачислении в бюджеты субъектов РФ.

Данные коды используются организациями, не являющимися консолидированными группами плательщиков, иностранными учреждениями и участниками соглашений о разделе продукции.

На КБК 182 1 01 01090 01 1000 110 необходимо уплачивать налог на прибыль с доходов, полученных в виде процентов по облигациям российских организаций (за исключением облигаций иностранных организаций, признаваемых налоговыми резидентами РФ), эмитированным в период с 01.01.2017 по 31.12.2021 включительно, а также по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 01.01.2007.

КБК на штрафы и пени по налогу на прибыль в 2020-2021 годах

Если предприятием допущена просрочка платежей, ему придется уплатить начисленные пени по налогу. Пени рекомендуется начислять и рассчитывать самостоятельно перед сдачей уточненных расчетов в случае образования недоимки.

Платежи за несвоевременную уплату налога также производятся по различным КБК, в зависимости от бюджета ― получателя средств.

Если недоплата произошла по федеральному бюджету, то КБК на пени будет следующим: 182 1 01 01011 01 2100 110. КБК по штрафам ― 182 1 01 01011 01 3000 110.

При обнаружении недоимки в бюджеты субъектов РФ пени перечисляются с использованием КБК 182 1 01 01012 02 2100 110, а для штрафов предусмотрен КБК 182 1 01 01012 02 3000 110.

Но для иных категорий налогоплательщиков законодательством предусмотрены и другие КБК. Для вашего удобства мы собрали основные КБК по налогу на прибыль, действующие в 2020-2021 годах, в единую таблицу:

КБК при уплате налога на прибыль в 2017-2018 годах

Итоги

КБК по прибыли в 2020-2021 годах не изменились. При перечислении платежей следует обращать внимание на то, в какой именно бюджет зачисляются средства — для каждого из них характерно использование своего КБК. При несвоевременном перечислении налога плательщику придется уплатить пени и, возможно, штрафы, которые также имеют свои КБК.

  • Налоговый кодекс РФ
  • Приказ Минфина России от 29.11.2019 № 207н
  • Приказ Минфина России от 08.06.2018 № 132н

В предлагаемой статье эксперты 1С рассказывают о наиболее значимых изменениях, касающихся исчисления налога на прибыль организаций в 2020 году, в том числе учитываемых при формировании налоговой базы и декларации по налогу на прибыль за 2019 год.

Изменены правила смены метода начисления амортизации

Метод начисления амортизации (линейный или нелинейный) устанавливается налогоплательщиком самостоятельно ко всем объектам амортизируемого имущества (за исключением объектов, амортизация по которым всегда начисляется линейным методом) и отражается в учетной политике. Изменить метод начисления амортизации можно с начала очередного налогового периода, но при этом перейти с нелинейного на линейный метод допускается не чаще одного раза в 5 лет. До 01.01.2020 для перехода с линейного метода на нелинейный не нужно было ждать 5 лет (п. 1 ст. 259 НК РФ).

С 01.01.2020 требование об обязательном применении выбранного метода начисления амортизации в течение как минимум пяти налоговых периодов применяется и к линейному методу, что ограничивает свободу действий налогоплательщиков (п. 24 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Причем переходных положений не предусматривается. Поэтому не вполне понятно, можно ли было, например, в декабре 2019 года внести изменение в учетную политику и с 01.01.2020 применять нелинейный метод, если линейный метод до этого применялся менее 5 лет. Полагаем, безопаснее этого не делать.

Амортизация по ОС, переданным в безвозмездное пользование

Норма пункта 3 статьи 256 НК РФ, действующая до 01.01.2020, устанавливала запрет на начисление амортизации по основным средствам (ОС), переданным в безвозмездное пользование и включение ее в расходы. Исключение - ОС, переданные в безвозмездное пользование органам госвласти и местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям и унитарным предприятиям.

С 01.01.2020 это правило изменилось. Объекты ОС, переданные в безвозмездное пользование, не исключаются из состава амортизируемого имущества (абз. 2 пп. «б» п. 23 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

Следовательно, по таким объектам следует продолжить начисление амортизации. Однако включить ее в расходы не получится. Это запрещает новый пункт 16.1 статьи 270 НК РФ. Исключение - все случаи, когда обязанность налогоплательщика предоставить имущество в безвозмездное пользование установлена законодательством РФ (п. 29 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

Минимальная стоимость амортизируемого нематериального актива

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 НК РФ амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб. (до 2016 года - более 40 000 руб., до 2011 года - более 20 000 руб.). Указанный стоимостной критерий применяется к объектам, введенным в эксплуатацию начиная с 01.01.2016 (п. 7 ст. 5 Федерального закона от 08.06.2015 № 150-ФЗ).

Нематериальными активами (НМА) являются исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, приобретенные или созданные налогоплательщиком, которые используются в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев) (п. 3 ст. 257 НК РФ).

При этом специальная норма, определяющая НМА как амортизируемое имущество, ранее не содержала указания на то, какой должна быть первоначальная стоимость такого имущества. Хотя в аналогичной норме в отношении основных средств прямо указано, что первоначальная стоимость ОС должна быть не менее 100 000 руб. (п. 1 ст. 257 НК РФ).

В связи с этим вопрос о том, надо ли объекты интеллектуальной собственности сроком использования более 12 месяцев, но стоимостью 100 тыс. руб. или менее включать в состав амортизируемого имущества в качестве нематериальных активов и начислять по ним амортизацию, раньше вызывал споры. Подробнее см. в 1С:ИТС в разделе «Консультации по законодательству».

Теперь из пункта 1 статьи 256 НК РФ четко следует, что стоимостной критерий для признания актива амортизируемым имуществом (больше 100 тыс. руб.) должен применяться и к результатам интеллектуальной деятельности, признаваемым в соответствии с пунктом 3 статьи 257 НК РФ нематериальными активами (пп. «а» п. 23 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

Подробнее о расходах на амортизацию см. в справочнике «Налог на прибыль организаций» раздела «Консультации по законодательству».

Новые ограничения при переносе убытка на будущее

Согласно редакции пункта 2.1 статьи 283 НК РФ, действовавшей до 01.01.2020, налогооблагаемую прибыль за отчетные (налоговые) периоды 2017-2020 годов можно уменьшить на ранее полученные убытки максимум на 50 %.

Это невыгодное для многих налогоплательщиков ограничение продлили на один год. Прибыль, полученную в 2021 году, также нельзя будет уменьшить на убытки прошлых лет более чем на 50 % (пп. «б» п. 35 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

Еще одно ограничение связано с учетом убытков при реорганизации компаний. Если организация ликвидируется в результате реорганизации (в форме слияния, присоединения, разделения, преобразования), то перенести ее убыток на будущее может правопреемник (п. 5 ст. 283 НК РФ).

С 2020 года норма уточняется. Если налоговики установят, что основной целью реорганизации является уменьшение налогооблагаемой прибыли правопреемника на сумму убытков, которые получены правопредшественником до реорганизации, то в переносе убытка правопреемнику будет отказано (пп. «б» п. 35 ст. 2 Закона № 325-ФЗ). По нашему мнению, эта поправка носит технический характер, поскольку «снимать» указанные убытки налоговикам позволяют также нормы статьи 54.1 НК РФ и разъяснения в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53.

Корректировки инвестиционного налогового вычета

Глава 25 НК РФ с 2018 года дополнена статьей 286.1 об инвестиционном налоговом вычете.

Такой вычет в отношении ряда затрат в целях исчисления налога на прибыль могут вводить субъекты РФ для находящихся на их территории организаций (обособленных подразделений организаций).

На эти затраты (включаемые в вычет) уменьшается сумма рассчитанного налога на прибыль (авансового платежа), который зачисляется в бюджет субъекта РФ. При этом налог, зачисляемый в федеральный бюджет, также может быть уменьшен на часть указанных затрат.

Предполагается, что применять налоговый вычет можно будет до 31.12.2027 (см. ч. 7 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ).

Основные параметры применения инвестиционного налогового вычета устанавливаются региональным законодательством. Среди них (п. 6 ст. 286.1 НК РФ):

  • само право на применение инвестиционного вычета;
  • предельный размер вычета;
  • категории налогоплательщиков и материальных объектов, к которым он применяется.

Расходы налогоплательщика, которые в соответствии с законом РФ могут включаться в налоговый вычет, носят закрытый характер (п. 2 ст. 286.1 НК РФ). В частности, к ним относятся затраты на создание и капитальное улучшение (модернизацию и т. п.) объектов основных средств.

Налоговый вычет в данном случае заменяет собой начисление амортизации и применение амортизационной премии по расходам на объекты основных средств, в отношении которых этот вычет использовался (п.п. 1, 7 ст. 286.1 НК РФ). При этом затраты на приобретение и модернизацию ОС учитываются не постепенно (через амортизационные отчисления, включаемые в расходы), а сразу уменьшают сумму налога на прибыль (рассчитанного без учета инвестиционного вычета).

Подробнее о налогоплательщиках, которые вправе применять инвестиционный вычет по расходам на ОС, об объектах ОС, к которым может быть применен инвестиционный вычет, а также о порядке применения вычета см. в справочнике «Налог на прибыль организаций» раздела «Консультации по законодательству».

До 01.01.2020 решение об использовании права на налоговый вычет должно было приниматься налогоплательщиком по отношению ко всем объектам ОС, расходы на приобретение и модернизацию которых могут быть учтены в составе вычета (п. 8 ст. 286.1 НК РФ). При этом в статье 286.1 НК РФ не указаны какие-либо неблагоприятные последствия в случаях, когда налогоплательщик по отдельным объектам применяет общий порядок (начисляет амортизацию и т. д.), а не включает расходы на них в состав инвестиционного вычета.

С 2020 года у налогоплательщика появилась законодательно установленная возможность применять по одним объектам ОС общий порядок (начислять амортизацию), а по другим - инвестиционный вычет (п. 39 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

Новая категория налоговых агентов по налогу на прибыль

По нормам НК РФ, действовавшим до 01.01.2020, налоговыми агентами по налогу на прибыль признавались только российские организации и постоянные представительства иностранных организаций при выплате отдельных доходов.

С 2020 года к налоговым агентам по налогу на прибыль организаций относятся и индивидуальные предприниматели (например, при выплате в соответствии с пунктом 1 статьи 309 НК РФ дохода от источников в РФ иностранной организации без постоянного представительства в России). Соответствующие изменения внесены в пункт 1 статьи 310 НК РФ (п. 41 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

Поскольку поправки действуют с 01.01.2020, то обязанности налогового агента у ИП возникают при выплате соответствующих доходов после этой даты.

Подробнее об исчислении и уплате налога на прибыль налоговыми агентами см. в справочнике «Налог на прибыль организаций» раздела «Консультации по законодательству».

Обновление формы декларации по налогу на прибыль

С отчетности за 2019 год действует новая форма декларации по налогу на прибыль организаций, формат ее представления в электронном виде и порядок заполнения, утв. приказом ФНС России от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@.

Необходимость внесения поправок вызвана многочисленными изменениями в НК РФ, которые касаются налога на прибыль. В частности, связанные с инвестиционным налоговым вычетом: в Лист 02 добавлены две новые строки - 268 и 269. По ним указывается сумма уменьшения авансовых платежей (налога) при применении налогового инвестиционного вычета. Также лист 02 дополнен новым Приложением № 7. Оно предназначено для расчета инвестиционного налогового вычета. Изменено Приложение № 6б к листу 02, в котором рассчитывается налоговая база консолидированной группы налогоплательщиков.

В решениях «1С:Предприятия 8» новая форма декларации по налогу на прибыль, формат ее представления в электронном виде и автозаполнение поддерживаются. Подробнее о сроках реализации изменений можно узнать в «Мониторинге изменений законодательства» в разделе «Налог на прибыль».

Напомним, что представить в ИФНС декларацию по налогу на прибыль за 2019 год следует не позднее 30.03.2020.

Подробнее о составлении в «1С:Бухгалтерии 8» декларации по налогу на прибыль организаций см. в справочнике «Отчетность по налогу на прибыль организаций» раздела «Инструкции по учету в программах 1С».

Какие доходы можно не учитывать при расчете налога на прибыль за 2019 год

Закон № 325-ФЗ скорректировал перечень доходов, которые не учитываются при определении налогооблагаемой прибыли (ст. 251 НК РФ). Причем эти поправки распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2019 (п. 13 ст. 3 Закона № 325-ФЗ). Следовательно, их можно принимать во внимание при расчете налога на прибыль за налоговый и отчетные периоды 2019 года.

Курортный сбор

Как уже отмечала ФНС России в письме от 12.04.2018 № СД-4-3/6986@, суммы курортного сбора, полученные владельцами гостиниц с постояльцев, не нужно учитывать в доходах для целей налогообложения, так как эти суммы полностью перечисляются в бюджет субъекта РФ, и, следовательно, экономической выгоды нет. Соответственно, суммы курортного сбора владельцам гостиниц не нужно включать в выручку при исчислении налога на прибыль, НДС, УСН и НДФЛ.

В отношении налога на прибыль теперь это закреплено в подпункте 9.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ, согласно которому операторы курортного сбора (организации и ИП, оказывающие гостиничные и пр. услуги) не должны учитывать этот сбор при определении налогооблагаемой прибыли.

Увеличение номинальной стоимости доли в ООО без изменения доли участия

Участник общества с ограниченной ответственностью (ООО) теперь вправе не учитывать для целей налогообложения увеличение номинальной стоимости своей доли ввиду увеличения уставного капитала ООО, если при этом размер самой доли остался прежним (пп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Например, такая ситуация возникает при увеличении уставного капитала ООО за счет его имущества - нераспределенной прибыли, резервного и иных фондов (созданных в соответствии с законом или уставом ООО), добавочного капитала (ст. 18 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ). Следовательно, если увеличение уставного капитала таким способом зарегистрировано налоговой инспекцией в 2019 году, то платить соответствующий налог на прибыль участнику ООО не нужно.

Напомним, что до принятия Закона № 325-ФЗ подпункт 15 пункта 1 статьи 251 НК РФ относился только к акционерам АО и не распространялся на участников ООО, о чем неоднократно высказывался Минфин России (подробнее см. в 1С:ИТС).

Таким образом, указанные изменения улучшают положение участников ООО.

Отметим также, что поправки в подпункт 15 пункта 1 статьи 251 НК РФ не распространяются на доходы организаций (участников ООО) в виде стоимости дополнительно полученных ими долей по решению общего собрания участников этого ООО. Например, такая ситуация возникает при распределении между оставшимися участниками ООО доли вышедшего из него участника (п. 6.1 ст. 23, ст. 24 Закона № 14-ФЗ). Следовательно, увеличение номинальной стоимости доли таким способом облагается налогом на прибыль (как и прежде).

Изменения, внесенные в подпункт 15 пункта 1 статьи 251 НК РФ Законом № 325-ФЗ, распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2019.

Перенос ОС при реконструкции государственных или муниципальных объектов

С 01.01.2019 организации могут не учитывать доходы в виде результатов работ по переносу, переустройству основных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или оперативного управления.

Речь идет о работах по переносу (переустройству), выполненных сторонними подрядчиками в связи с созданием иного объекта капстроительства, принадлежащего государству или муниципалитету (пп. 11.2 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Закон № 325-ФЗ внес коррективы в эту норму. Теперь она действует не только при создании государственных (муниципальных) объектов капстроительства, но и при их реконструкции, а также при создании (реконструкции) линейных объектов государственной (муниципальной) собственности. Напомним, линейные объекты - это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Причем уточнено, что создание (реконструкция) перечисленных объектов может финансироваться за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ как полностью, так и частично.

Подробнее о других доходах, не учитываемых при расчете налога на прибыль за 2019 год, см. в справочнике «Налог на прибыль организаций» раздела «Консультации по законодательству».

О подтверждении расходов по налогу на прибыль

В письме от 29.04.2019 № 03-03-06/1/31506 Минфин России разъяснил, при каких условиях первичные документы, составленные иностранным контрагентом, подтверждают расходы организации*.

Примечание:
Об особенностях расходов на благоустройство офисов и позициях судов см. подробнее в статье «Красиво жить не запретишь: как обосновать расходы на обустройство "богатого" офиса».

Так, первичные документы, оформленные по правилам делового оборота иностранного государства, нужно обязательно перевести на русский язык.

Обусловлено это тем, что именно русский язык является языком, на котором ведется официальное делопроизводство в Российской Федерации (ст. 16 Закона РФ от 25.10.1991 № 1807-1).

Вместе с тем НК РФ не устанавливает порядок перевода с иностранного языка на русский, а значит, организация может выбрать его по своему усмотрению. Перевод может быть выполнен как сотрудником такой организации, так и сторонним переводчиком.

Кроме того, по мнению Минфина России, первичные документы, составленные на иностранном языке по типовой форме, не обязательно каждый раз переводить целиком. Достаточно один раз перевести на русский язык постоянные показатели типовой формы, а в дальнейшем, при необходимости, переводить изменяющиеся показатели такого первичного документа.

От редакции. 27.02.2019 в 1С:Лектории состоялась лекция «Налог на прибыль: актуальные вопросы, практика правоприменения. На что обратить внимание при подготовке отчетности за 2019 год. Изменения 2020 года» с участием О. Д. Хорошего (Минфин России) и экспертов 1С. С видеозаписью можно ознакомиться на сайте 1С:ИТС на странице 1С:Лектория .

Важные налоговые поправки, случаи применения пониженных ставок и тенденции в мире льгот

Налог на прибыль: нововведения 2021 года

Если компания не применяет специальные налоговые режимы, то расчет и уплата налога на прибыль неизбежны. Бухгалтеры по окончании месяца/квартала (в зависимости от того, какой порядок выбран для уплаты авансовых платежей) и года производят расчет полученных доходов, понесенных расходов и налоговой базы.

Ежегодно законодатель вносит в гл. 25 Налогового кодекса РФ («Налог на прибыль организаций») большое количество изменений с целью усовершенствования порядка расчета налога, и 2020 г. не стал исключением.

Налоговые нововведения

Рассмотрим нововведения, которые коснутся широкого круга налогоплательщиков.

  1. Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 335-ФЗ.

Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав), финансирование которых осуществлено за счет средств субсидий, указанных в абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, в размере, не превышающем величину доходов, признаваемых в порядке, установленном абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, возможно учесть в составе внереализационных расходов. При этом норма распространяется и на 2020 г.

  1. Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 368-ФЗ.
  • Доход, полученный при выходе из общества (при его ликвидации), можно уменьшить не только на стоимость доли участника, но и на сумму его вклада в имущество общества, внесенного деньгами. Положительная разница признается дивидендами и облагается налогом на прибыль как внереализационный доход.
  • С 2021 г. к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ.
  • При реализации объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета в части стоимости основного средства, доход можно уменьшить на остаточную стоимость (т.е. часть стоимости, в отношении которой не использовано право на применение инвестиционного налогового вычета (далее – ИНВ)).
  • Затраты на основные средства в части расходов, понесенных в случаях приобретения, создания, сооружения, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, которые не учитываются налогоплательщиком при определении размера ИНВ в отношении данного объекта, могут быть списаны посредством амортизации.
  • Расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик воспользовался правом на применение ИНВ, понесенные после окончания применения ИНВ в отношении данного объекта, списываются через амортизацию.
  • Сумма уменьшения налога (авансового платежа) за счет ИНВ, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, в части превышения над расчетной суммой налога может быть перенесена на следующие налоговые (отчетные) периоды в последующих налоговых (отчетных) периодах.
  1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
  • Передача имущественных прав от материнской компании в пользу дочерней организации не облагается налогом на прибыль наравне с переданным имуществом. Освобождение действует ретроспективно с 2020 г.
  • Налоговая ставка 0%, применяющаяся к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций (долей) российских организаций, с 2021 г. применяется и к доходам от акций (долей) иностранных компаний.
  • ИНВ разрешено применять к расходам на научные исследования и опытно-конструкторские разработки: на 90% расходов можно уменьшить налог, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, на 10% расходов – налог, зачисляемый в федеральный бюджет.

(О внесенных в НК РФ изменениях, которыми предусмотрены случаи отказа в приеме налоговой декларации и беззаявительный порядок перечисления процентов за несвоевременный возврат налогоплательщику переплаты по налогам, читайте в статье «Шесть значимых для юрлиц налоговых поправок»).

  1. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 195-ФЗ.
  • Статья 288 НК РФ дополнена положением, согласно которому если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов для определения налоговой базы, к которой применяются отличные от установленных абз. 1–3 п. 1 ст. 284 НК РФ налоговые ставки, то определение указанной доли прибыли осуществляется применительно к каждой такой налоговой базе.
  • Появилась новая особая экономическая зона – Арктическая зона – с пониженными ставками налога на прибыль.
  1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

Организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, предоставлено право на льготную налоговую ставку. Ставка 3% по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, сохраняется. А налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, установлена в размере 0%. Правом на льготу можно воспользоваться при выполнении определенных в ст. 284 НК РФ условий.

Налоговые ставки

Налоговые ставки по налогу на прибыль установлены в ст. 284 НК РФ. В 2021 г. общая ставка все так же будет составлять 20%: 3% зачисляется в федеральный бюджет, 17% – в бюджет субъекта РФ (такой порядок распределения действует до 2024 г.).

Для некоторых категорий организаций и по отдельным видам доходов/операций действуют пониженные ставки.

Остановимся на некоторых случаях применения пониженных ставок.

Государство заинтересовано в привлечении инвестиций в реальный сектор экономики. Согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг., стимулирование инвестиционной активности является одним из приоритетных направлений. В связи с этим в последние годы наблюдается принятие ряда изменений в налоговое законодательство, направленных на стимулирование инвестиций, в том числе и в регулировании налогообложения прибыли.

Основными законными инструментами снижения налоговой нагрузки, если компания планирует существенные инвестиции, являются инвестиционный налоговый вычет и региональные инвестиционные проекты.

Инвестиционный налоговый вычет (ИНВ)

ИНВ предоставляет компаниям-налогоплательщикам право на уменьшение налога (не налоговой базы!), исчисленного как в региональный, так и в федеральный бюджет. Правила применения ИНВ установлены в ст. 286.1 НК РФ. Однако стоит обратить внимание, что для применения ИНВ в субъекте, где осуществляется деятельность, в региональном законодательстве должно быть установлено право налогоплательщиков на уменьшение налога.

Налог, исчисленный в региональный бюджет, может быть уменьшен на:

  • не более 90% суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства;
  • не более 90% суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства (т.е. модернизации, реконструкции и т.д.);
  • не более 100% суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала;
  • не более 85% суммы расходов в виде денежных средств, перечисленных по договорам финансирования деятельности по созданию на территории предоставившего ИНВ субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности;
  • не более 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, а также не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры в рамках договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;
  • не более 90% суммы расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (с 1 января 2021 г.).

Указанные размеры являются максимальными. Законодатель субъекта имеет право на установление иных предельных размеров расходов (например, не 90% расходов, составляющих первоначальную стоимость основных средств, а 50%), может ограничить круг организаций, имеющих право воспользоваться ИНВ, или установить дополнительные условия. Налог в региональный бюджет не может быть снижен до нуля. Уплачивается он по ставке, установленной в законе субъекта РФ.

Из вышеприведенного списка особый интерес представляют расходы на основные средства, формирующие первоначальную стоимость или стоимость модернизаций/реконструкций, поскольку каждая компания в процессе осуществления деятельности приобретает необходимые объекты, улучшает их, проводит реконструкцию. Поэтому далее более подробно рассмотрим механизм ИНВ в отношении именно этих расходов.

Необходимо оговориться, что ИНВ может применяться выборочно к объектам основных средств, относящимся к 3–10-й амортизационным группам (за исключением относящихся к 8–10-й амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств), по месту нахождения организации и (или) ее обособленных подразделений. То есть основные объекты для применения ИНВ – оборудование, производственные машины, инвентарь.

Налог, исчисленный в федеральный бюджет, может быть уменьшен на 10% перечисленных расходов и снижен до нуля.

Экономический эффект от применения ИНВ к расходам на основные средства

Выгода от применения ИНВ по сравнению с «классическим» вариантом списания расходов, т.е. начислением амортизации, больше в пять раз (если региональное законодательство позволяет применить вычет к 90% расходов на основные средства), что видно на примере ниже.

Предположим, что доходы компании за год составили 1 000 000 руб. В расходы включается только амортизация основных средств – оборудования, первоначальная стоимость которого составляет 100 000 руб., срок полезного использования – год (т.е. за год должна быть списана вся первоначальная стоимость).

  • Списание первоначальной стоимости через амортизацию:

налоговая база = 1 000 000 – 100 000 = 900 000 руб.;

налог = 900 000 * 20% = 180 000 руб.

  • Списание первоначальной стоимости через ИНВ:

налоговая база = 1 000 000 руб.;

налог = 1 000 000 * 20% = 200 000 руб.;

ИНВ = 100 000 (при условии, что региональным законом установлена возможность учесть 90% понесенных расходов);

налог к уплате = 200 000 – 100 000 = 100 000 руб.

Экономический эффект = 180 000 – 100 000 = 80 000 руб.

Получается, что при списании расходов через амортизацию компания учтет в расходах всего лишь 20% затрат (в данном случае 20 000 руб.), а при применении ИНВ имеет право списать все 100% потраченных денежных средств (100 000 руб.). Выгода в применении ИНВ очевидна.

Если налог, исчисленный за календарный год, составил меньшую величину, чем предельная сумма вычета, то компания вправе «доиспользовать» ИНВ в следующем году и «выбрать» всю сумму. При этом до 2021 г. был возможен перенос вычета только в региональной части, а с 1 января 2021 г. компании имеют право перенести на следующий год вычет, относящийся к федеральной части налога.

Недостатки механизма ИНВ

Несмотря на очевидность экономического эффекта, ИНВ – механизм, не лишенный недостатков, которые необходимо учитывать:

  • решение о применении ИНВ должно быть принято в начале года и закреплено в учетной политике;
  • изменить решение о применении ИНВ можно только по истечении трех лет, т.е. если в одном из трех последующих периодов есть вероятность получения компанией убытка, эффективность ИНВ существенно сократится (так как компании просто нечего будет уменьшать на вычет);
  • если налогоплательщик не успел списать расходы на объект основных средств в полном объеме, то эти затраты уже не могут быть списаны посредством амортизации;
  • при продаже объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал ИНВ, до истечения срока его полезного использования сумма налога, не уплаченная в связи с применением такого вычета, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней.

Региональные инвестиционные проекты (РИП)

Особенности налогообложения прибыли, полученной в рамках РИП, установлены в гл. 3.3 и ст. 284.3 НК РФ.

Обратите внимание: в настоящей статье приводится информация о применении и прекращении применения налоговых льгот участниками региональных инвестиционных проектов, для которых требуется включение в реестр, поскольку внереестровые РИП могут быть использованы ограниченным кругом налогоплательщиков.

Стать участником РИП целесообразно для предприятий-производителей, которые планируют осуществить крупные вложения в производство товаров. Важно учитывать, что компании, оказывающие услуги и выполняющие различного рода работы, не могут получить статус участника РИП.

Условия получения статуса участника РИП

Целью РИП может быть создание нового производства или расширение/модернизация действующего.

Как и в случае с ИНВ, возможность получения льгот в качестве участника РИП должна быть закреплена в законодательстве субъекта РФ. Поэтому изначально необходимо убедиться в выполнении этого условия.

Льготные ставки применяются к прибыли, полученной в результате реализации инвестиционного проекта, и составляют:

  • от 0 до 10% в региональный бюджет;
  • 0% в федеральный бюджет.

Льготы применяются ко всей налоговой базе (при условии, что доля доходов от проекта составляет более 90% всех доходов) либо к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта (при этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов и расходов).

Объем капитальных вложений должен составлять:

  • от 50 млн до 500 млн руб. в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2019 г.;
  • не менее 500 млн руб. в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2021 г.

Также компания, претендующая на статус участника РИП, должна соответствовать условиям, закрепленным в ст. 25.9 НК РФ.

Порядок включения в реестр участников РИП

Если все перечисленные условия выполняются, сумма инвестиций соответствует указанным критериям, то необходимо подготовить следующие документы:

  • инвестиционную декларацию;
  • бизнес-план;
  • финансовую модель;
  • заверенные копии учредительных документов.

Пакет документов направляется в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, который в течение 3 дней выносит решение о принятии или об отказе в принятии документов, а затем в течение 30 дней принимает решение о включении или невключении заявителя в реестр.

После того как инвестор приобретает статус участника регионального инвестиционного проекта, он вправе использовать установленные региональным законодательством льготы с момента получения первой прибыли от реализации товаров, произведенных в рамках проекта. Льгота по налогу на прибыль не может превышать суммы осуществленных капитальных вложений (т.е. выгода от льготы максимум составит сумму инвестиций).

Кроме того, положениями региональных законов могут быть не только установлены пониженные ставки по налогу на прибыль, но и предоставлены льготы по другим налогам. Так, например, в Московской области инвесторы имеют право на применение нулевой ставки к построенным в рамках РИП объектам недвижимости в первые четыре года после ввода их в эксплуатацию, а в последующие три периода – на пониженную ставку в размере 1,1% (ставка действует, если сумма капитальных вложений превысила 500 млн руб.).

Тенденции в мире льгот

Вероятно, в условиях экономического кризиса государство продолжит стимулировать налогоплательщиков к осуществлению инвестиций в реальный сектор экономики, а значит, могут устанавливаться более лояльные условия получения льгот на федеральном и региональном уровнях. Ярким примером таких смягчений может быть СПИК 2.0, «пришедший» на смену СПИК 1.0.

Финансовым службам компаний целесообразно отслеживать изменения в законодательстве и пользоваться предоставленными возможностями по снижению налогового бремени, направляя больше денежных средств на развитие своей деятельности.

КПС на счетах учета в 2021 году

Для казенных учреждений

В соответствии с последними изменениями, внесенными Приказом Минфина от 28.10.2020 № 246н в пункт 2 приложения 2 инструкции 162н (План счетов и Инструкция по его применению КАЗЕННЫМИ учреждениями), касающиеся нумерации счетов бюджетного учета .

Об общем случае в разрядах 1 — 17 номера счета аналитического учета используется 4 — 20 разряды бюджетной классификации (т. е. КБК без кода главы) Некоторые исключения из вышеизложенного требования к составу КПС приведем в виде таблицы:

Счет учета Шаблон КПС
101, 102,103,104, 105, 108

Для бюджетных и автономных учреждений

В шаблоны КПС в счетах учета бюджетных и автономных учреждений приказами Минфина России от 30.10.2020 N253н (для бюджетных) и N 256Н (для автономных) были внесены изменения, некоторые из них мы привели в нижеследующей таблице.

Напомним, что в 1 - 4 разрядах номера счета указывается аналитический код вида функции, услуги (работы) учреждения, соответствующий коду раздела, подраздела классификации расходов бюджетов. (Как и ранее никаких исключений, зависящей для типа хранимой на счете информации не указано, т.е., например, на «доходные» счета правило тоже распространяется);

в 5 - 14 разрядах номера счета отражаются нули, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения либо не является требованиями, установленными участием в национальных проектах;

в 15 - 17 разрядах номера счета указываются аналитический код вида поступлений от доходов выбытий по расходам, аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов; в 24 - 26 разрядах номера счета - коды КОСГУ; Т.е. КПС в общем случае выглядит так ХХХХ 0000000000 ХХХ. Исключения из вышеизложенного требования к составу КПС приведем в виде таблицы:

Счет учета Шаблон КПС
101, 102,103,104, 105, 108 Корреспондирующие с ними 401.20.240, 401.20.250,401.20.270, 401.20.280
ХХХХ 0000000000 000.
Такую классификацию можно применять для остатков и оборотов. КВР в трех последних разрядах указывается, если это установлено учетной политикой или целевым назначением имущества
0.201.00
0000 0000000000 000
0.201.35
ХХХХ 0000000000 000
0.204.00
0000 0000000000 000
0.209.81
0000 0000000000 000
0.210.05
ХХХХ 0000000000 510 – участие в конкурсах ХХХХ 0000000000 000 – «льготная» аренда
4.210.06 и корреспондирующий с ним 0.401.10.172
0000 0000000000 000
0.304.01
0000 0000000000 000
0.401.30
0000 0000000000 000

В целях получения дополнительной информации, в соответствии с требованиями учредителя, финансового органа публично-правового образования, из бюджета которого бюджетному учреждению предоставляются субсидии, а также в целях управленческого учета, бюджетные учреждения в 1 - 17 разрядах номера счета, в котором Инструкцией предусмотрены нули, отражают в соответствии с Рабочим планом счетов соответствующие аналитические коды поступления (выбытия), аналитические коды целевых статей.

Основание: пункт 2.1 Приложения 2 Инструкции 174н / пункт 3 Приложения 2 Инструкции 183н)

Доверить процесс обслуживания следует специалистам, давно работающим на рынке автоматизации, которые несут гарантию за проданный товар, оказанные услуги. Например, нам :)

Окажем услуги с оплатой по факту, если результат вас устроит.
Без предоплаты.


Посмотрите другие полезные материалы по теме «бюджетного учёта»
У нас вот такие тарифы на обслуживание 1С для госучреждений

Читайте также: