Косвенный налог как вернуть

Опубликовано: 14.05.2024

Все бизнесмены, которые ввозят на территорию России товары из-за рубежа, должны уплачивать с их стоимости НДС. Его можно принять к вычету, если собрать подтверждающие документы, заплатить налоги и правильно оформить поступление. Расскажем о порядке возмещения НДС при импорте.

В каких случаях можно получить вычет

НДС с импортных товаров уплачивают все, в том числе предприниматели и организации на спецрежимах и те, кто освобожден от уплаты налога по другим причинам. Освобожденные от уплаты внутреннего налога не имеют права принять к вычету импортный НДС — его необходимо включить в расчет стоимости купленных товаров и услуг.

Если товар не облагается налогом, вычет с него получить тоже нельзя. Перечень таких случаев дан в ст. 150 и 151 НК РФ.

Чтобы получить вычет, нужно соблюсти четыре условия:

  • купить товары для использования в деятельности, облагаемой НДС;
  • надлежащим образом отразить сделку в учете и в первичных документах;
  • отразить операцию в книге покупок;
  • сохранить документы, которые подтвердят уплату НДС.

На заявление вычета есть три года с того дня, как импортный товар приняли на учет и уплатили налог.

Порядок возмещения НДС при импорте

Получателем НДС при импорте товаров общем случае выступает таможня. НДС нужно заплатить не по итогам квартала, а одновременно с другими таможенными платежами. Налоговая база по ввозному НДС складывается из таможенной стоимости приобретенных товаров, таможенной пошлины и суммы акциза (если он есть).

Если в результате заявления вычета за отчетный период сформируется сумма налога «к возмещению», то, чтобы получить возмещение НДС при импорте, нужно подать в налоговую декларацию по НДС и подготовить документы из списка:

  • договор о поставке товара в Россию (в нем должны быть указаны данные сторон, условия, сроки и сумма поставки);
  • таможенную декларацию с отметками о разрешении выпуска;
  • документы об уплате налога на таможне, подтверждающие поступление НДС в бюджет (квитанции, чеки, платежные поручения);
  • накладные и другие сопроводительные документы;
  • первичные документы, подтверждающие принятие к учету.

Сдать декларацию нужно до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. На предъявление НДС к возмещению дано 3 года, потом вернуть налог будет невозможно.

Что входит в процедуру проверки налоговой для возмещения НДС при импорте

После получения декларации налоговая начинает камеральную проверку и в процессе решает, нужно ли делать возврат. Проверка длится два месяца, но при наличии признаков возможных нарушений этот срок может быть продлен до трех месяцев. В процессе налоговая выполняет следующие действия:

  1. Проводит анализ документов, которые представил импортер. Устанавливает импортера и отправителя, проверяет соответствие данных, оформление документов, факт заключения договора и т.п.
  2. Изучает данные отправителя. Для установления его существования налоговая может делать запросы в иностранные контрольные органы.
  3. Изучает движение товара и устанавливает фактического приобретателя товара: проверяет сопроводительные документы, договоры о доставке, маршрут движения транспортного средства и прохождение контрольных точек.

В ходе проверки налоговая определяет законность заявленных налогоплательщиком требований о возврате НДС при импорте в Россию. По итогам проверки в течение семи дней налоговая выносит решение о полном либо частичном возмещении налога или об отказе.
Деньги могут вернуть тремя способами: перевести на счет компании, зачесть в счет будущих платежей или погасить ими долги по налогу.

Возмещение НДС при импорте из стран ЕАЭС

К ЕАЭС относятся Армения, Республика Беларусь, Казахстан, Киргизия и Россия. Эти страны заключили международный договор об отмене таможенного контроля и таможенного оформления. Это формирует главное отличие — российские импортеры уплачивают НДС в налоговый орган, а не на таможню.

Налоговая база по НДС определяется как стоимость приобретенных товаров, увеличенная на сумму акцизов (если товары подакцизные). База по НДС определяется на дату принятия ввезенных товаров к учету.

Заплатить НДС при импорте из стран ЕАЭС нужно не позднее срока подачи налоговой декларации по косвенным налогам, то есть не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем ввоза товара в Россию. Например, за товар, ввезенный в июле, нужно отчитаться и заплатить НДС до 20 августа. Вместе с декларацией в налоговую инспекцию по месту нахождения подают документы, подтверждающие импорт и заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Помните, что для получения вычета по НДС нужно выполнить три условия:

  • принять товары к учету;
  • уплатить НДС в бюджет и отразить налог в декларации по косвенным налогам;
  • получить отметку налоговой на заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Налоговая проверяет декларацию, документы и заявление в течение 10 рабочих дней с даты подачи декларации, затем принимает решение о проставлении отметки об уплате налога.

Пример. Импортер оприходовал товары в июне. В этом же месяце он уплатил НДС и отразил эту сумму в декларации по косвенным налогам. Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов он направил в ИФНС 30 июня, а отметку получил уже 1 июля. В таком случае НДС можно принять к вычету и отразить в декларации по НДС по итогам III квартала.

Возврат излишне уплаченных косвенных налогов:
комментарий арбитражной практики

Косвенные налоги весьма удобны для государства тем, что заложены в цену товара (работ, услуг), и поэтому их уплата не видна фактическому плательщику - потребителю товара (работ, услуг). Увеличение на 5% подоходного налога вызвало бы всеобщее негодование, а введение налога с продаж по ставке 5% такового не вызывает, поскольку населению не заметно.

В настоящее время в Российской Федерации накоплена негативная судебная практика возврата налогоплательщику излишне уплаченных в бюджет косвенных налогов. Формирование такой практики началось с того момента, когда Высший Арбитражный Суд Российской Федерации высказал свою позицию по вопросу о возврате налогоплательщикам незаконно установленных региональных косвенных налогов. В середине 90-х годов XX в. региональные власти нередко вводили в своих регионах налоги и сборы, не установленные федеральным законодательством. Как правило, суды общей юрисдикции признавали нормативные акты о введении таких налогов недействительными как противоречащие федеральному законодательству. Соответственно налогоплательщики обращались в налоговые органы и суды с требованием о возврате излишне уплаченных налогов. Обычно арбитражные суды возвращали из региональных бюджетов суммы незаконных налогов и сборов.

Однако, когда такие дела дошли до ВАС РФ, он выработал интересное мнение о перелагаемости косвенных налогов; ВАС РФ отказывал налогоплательщикам в удовлетворении требований о возврате налогов из региональных бюджетов, мотивируя это тем, что данные налоги по своей природе косвенные и налогоплательщик в составе цены бремя их уплаты переложил на покупателей, значит, финансовых затрат по уплате таких налогов не понес. Например, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15 сентября 1998 г. N 2832/98 указано, что сумма незаконного регионального налога не влияла на финансовые результаты деятельности предприятия, а лишь увеличивала продажную цену винно-водочных изделий, следовательно, уплаченные суммы налоговых платежей возмещались покупателями при оплате приобретенного товара.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, отказывая по этому делу в возврате из регионального бюджета незаконного косвенного налога, отметил, что материалы дела не содержат сведений о каких-либо дополнительных затратах, понесенных предприятием при уплате незаконного косвенного регионального налога.

Печально то, что в дальнейшем эта позиция нашла широкое распространение. Так в Постановлении Президиума ВАС РФ от 1 сентября 1998 г. N 2345/98 данная позиция была применена к излишне уплаченной сумме НДС, что произошло в силу ошибочного использования повышенной ставки НДС (20% вместо 10%). Высший Арбитражный Суд Российской Федерации отметил, что предприятие за период с ноября 1995 по апрель 1997 г. продавало мороженое по цене, включающей в себя налог на добавленную стоимость, исчисленный по ставке 20%. Покупателям мороженого 10% уплаченных сумм налога на добавленную стоимость не возвращались. Таким образом, как указал Суд, фактически плательщиками НДС являлись покупатели мороженого, а предприятие, уплачивая в бюджет налог, исчисленный по ставке 20%, не понесло убытков, поэтому требуемые предприятием денежные средства ему не принадлежат.

Казалось бы, если судебная практика ВАС РФ ориентирует на то, что косвенный налог возвращается покупателям, то налогоплательщик вправе вернуть из бюджета излишне уплаченный косвенный налог. Однако у отдельных федеральных арбитражных судов такая позиция понимания не находит. Например, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа рассмотрел следующее дело. Оптовый покупатель алкогольной продукции, переплатив акциз и НДС заводу-производителю, обратился в суд с иском к налоговой инспекции и заводу о возврате излишне уплаченных налогов. Суд первой инстанции удовлетворил иск к налоговой инспекции и вернул налог из бюджета. Кассационная инстанция отменила это решение и направила дело на новое рассмотрение. При новом рассмотрении суд первой инстанции отказал в иске к налоговой инспекции и удовлетворил иск к заводу, посчитав излишне уплаченные косвенные налоги неосновательным обогащением в отношениях между заводом и оптовым покупателем. В итоге суд кассационной инстанции отменил и это решение и в иске и к налоговой инспекции, и к заводу отказал полностью (Постановление ФАС СКО от 21 февраля 2001 г. по делу N Ф08-378/2001-113А).

Таким образом, круг замкнулся, и это судебное дело характеризует невозможность возврата из бюджета излишне уплаченного косвенного налога ни фактическому плательщику - покупателю, ни юридическому плательщику (по практике ВАС РФ).

Что в такой ситуации можно посоветовать налогоплательщику по поводу защиты его прав на возврат излишне уплаченного косвенного налога? Думается назрела необходимость обращения в Конституционный суд Российской Федерации с жалобой на неконституционность ст.78 НК РФ в значении, придаваемом ей правоприменительной практикой. Посредством правовой позиции КС РФ можно добиться изменения негативной судебной практики, касающейся отказа налогоплательщику в возврате излишне уплаченного косвенного налога*(1).

Настоящая статья подготовлена с использованием материалов обзора арбитражной практики по федеральным арбитражным судом России за июнь 2001 г. Аудиторская фирма "ФБК" предлагает ежемесячные обзоры судебной практики по налоговым делам по всем 10 федеральным арбитражным судом России. В эти обзоры входит краткая аннотация наиболее интересных и значимых судебных дел (100-150 дел в месяц), что позволяет подписчику, затрачивая минимум времени, быть в курсе тенденций судебной практики по налоговым спорам. В ежемесячные обзоры входят тексты постановлений судов (не более 10).

Аудиторско-консультационная фирма "ФБК"

"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 24, декабрь 2001 г.

*(1) По мнению автора, правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, приведенная в Постановлении от 30 января 2001 г. N 2-П, о невозможности возврата налога с продаж как косвенного налога, переложенного на покупателей, не может служить препятствием для такого обращения, поскольку КС РФ высказался относительно неконституционного налога именно как доходного источника бюджета в целом с учетом требования стабильности доходных источников бюджета.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журналы издательства "ФБК-Пресс"

Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.

Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"

Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1


  • Объект налогообложения при импорте
  • Когда можно осуществить возврат НДС при импорте?
  • Наличие документов
  • Дальнейшее использование товара
  • Принятие на учет
  • Уплата налога
  • Документы для подтверждения возмещения НДС при импорте
  • Как проводится проверка по возврату НДС при импорте товаров?
  • Когда с налоговой можно поспорить?
  • Итоги

Объект налогообложения при импорте

Импортом товаров в законодательстве России признается ввоз таковых на ее территорию без обязательного вывоза. Импорт считается абсолютно самостоятельным объектом налогообложения НДС, и значит, налогоплательщики-импортеры обязаны действовать в соответствии с нормами НК РФ, который четко определяет порядок налогообложения импортных процедур.

Обязательства по уплате НДС при импорте у заявителя появляются, как только таможенники зарегистрируют декларацию. При этом необходимо полностью уплатить НДС на таможне до выпуска товаров из нее. Рассчитывается налог по установленным ставкам с общей суммы, которую составляют таможенная стоимость ввезенных товаров, акциз, а также таможенная пошлина.

О том, какие расходы включаются в таможенную стоимость, читайте в статье «Включение в таможенную стоимость транспортных расходов».

Для определения верной налогооблагаемой базы валютную стоимость товаров необходимо пересчитать в рубли по курсу ЦБ РФ на дату регистрации декларации.

Как учесть НДС при импорте из стран, не входящих в ЕАЭС, пошагово разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Когда можно осуществить возврат НДС при импорте?

В соответствии со ст. 172 НК РФ, НДС, который был уплачен при прохождении таможенных процедур, возможно принять к вычету, тем самым уменьшив дальнейшие платежи по налогу. Однако для этого требуется одновременное соблюдение определенных условий:

  1. Ввезенный товар приобретается для обязательного участия в операциях, облагаемых НДС.
  2. Приход товара отражен в учете.
  3. У импортера, желающего применить вычеты, есть документальное подтверждение фактической уплаты таможенного НДС.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! От неукоснительного соблюдения компанией-импортером обозначенных выше условий напрямую зависит, сможет ли она применить налоговый вычет и возместить НДС по импортным операциям.

И еще момент. Если импортный НДС был неправомерно излишне удержан таможней, а потом возвращен ею, вычет нужно восстановить.

Наличие документов

Теперь рассмотрим приведенные условия более детально. Согласно таможенному законодательству, операция по осуществлению импорта начинается в момент передачи таможенникам декларации и всей необходимой для оформления ввозимых товаров документации. Завершается она выпуском товаров сотрудником таможни, который проставляет соответствующие отметки на декларации и других сопутствующих документах — транспортных, коммерческих и т. д.

Это означает, что ввезенный товар будет считаться выпущенным с таможни только тогда, когда у импортера на руках появится таможенная декларация и другие необходимые сопроводительные бумаги с разрешающей выпуск отметкой таможенников.

Дальнейшее использование товара

Условие о возможности возмещения импортного НДС исключительно для последующего использования товара в облагаемых этим налогом операциях не требует какого-либо специального подтверждения импортера для осуществления им налоговых вычетов.

Однако имейте в виду: если данное условие не было соблюдено (а это в дальнейшем непременно выявят контролеры), применение таких вычетов будет расценено как неправомерное, со всеми вытекающими последствиями. То же самое касается и несоблюдения условия относительно использования импортного товара только внутри страны.

Принятие на учет

Что касается принятия товара на учет, то НК РФ до сих пор не содержит однозначных трактовок, объясняющих, какими именно документами импортер может подтвердить перед проверяющими данный факт. Однако общая правовая практика в данном случае складывается так, что подтверждения принятия товара на учет не будет, если у налогоплательщика отсутствует первичка, оформленная в соответствии с нормами действующего законодательства.

О документах, служащих основанием для оприходования поступающих товарно-материальных ценностей, читайте в статье «Ведение документооборота по складскому учету материалов».

Уплата налога

Уплату налогов и пошлин на таможне сегодня можно произвести различными способами: с помощью банкоматов, электронных или платежных терминалов и т. д. В зависимости от выбранного способа уплаты таможенного НДС, в качестве подтверждения данного факта импортер может представить контролерам соответствующие документы — квитанции или платежные поручения.

При соблюдении налогоплательщиком всех рассмотренных условий таможенный НДС можно предъявить к вычету.

О том, какие лица становятся плательщиками таможенного НДС, читайте в материале «Кто является плательщиком НДС?».

Документы для подтверждения возмещения НДС при импорте

Для того чтобы подтвердить свое право на вычет, импортер обязан вместе с налоговой декларацией, в которой он заявил о вычетах и возмещении импортного НДС, представить налоговикам:

  • таможенную декларацию с проставленной таможенниками отметкой «Выпуск разрешен»;
  • документ об уплате налога, который является свидетельством того, что НДС действительно поступил в бюджет.

Далее налоговые инспекторы будут проводить обязательную проверку обоснованности возмещения импортного НДС в соответствии со ст. 88 НК РФ, во время которой им необходимо будет представить все имеющиеся на импортные операции бумаги. При отсутствии претензий к документам со стороны налоговиков импортеру по окончании проверки будет выдано решение о возмещении.

Как проводится проверка по возврату НДС при импорте товаров?

В целях проверки правомерности возмещения импортного НДС контролерами проводятся следующие мероприятия:

  1. Анализ представленных импортером документов, во время которого устанавливают декларанта, грузоотправителей, грузополучателей, фактические склады временного хранения и определяют факт пересечения транспортными средствами таможенных постов.
  2. Определение иностранного производителя (осуществляется путем направления запроса в соответствующие контрольные органы иностранных государств). Также может производиться анализ наличия либо отсутствия информации об иностранном контрагенте в интернете.
  3. Установление фактического покупателя товара по результатам исследования движения товара: проверяются транспортные и сопроводительные бумаги, определяется перевозчик, вид используемого транспорта и его собственник. Также объем ввезенной партии проверяется на соответствие грузоподъемности транспорта, устанавливается маршрут товародвижения, производятся контрольные мероприятия в отношении всех лиц, задействованных в цепочке (перевозчиков, экспедиторов, грузополучателей и даже водителей).
  4. Установление конечного покупателя по вышеописанной схеме.

Проводя подробную проверку, налоговики пытаются установить факты незаконного возмещения НДС, в том числе путем применения серых налоговых схем.

Когда с налоговой можно поспорить?

Говоря о возмещении импортного НДС, нельзя не упомянуть о том, что существует ряд спорных ситуаций, при которых мнения контролеров и налогоплательщиков расходятся. Например, импорт демонстрационных образцов: как показывает практика, инспекторы нередко снимают по ним вычеты, мотивируя это тем, что НДС, уплаченный при ввозе безвозмездных образцов, возместить нельзя.

Можно ли как-то аргументированно обосновать свое право на вычет в этой ситуации? Безусловно. Необходимо лишь пояснить, что безвозмездно полученные образцы планируется использовать при продаже аналогичных товаров. А раз реализация товара-аналога облагается НДС, значит, образцы тоже приобретены для облагаемых операций. Следовательно, вычет правомерен.

Итоги

НДС, уплаченный на таможне при ввозе товаров, может быть принят к вычету по этому налогу, однако для этого необходимо соблюдение ряда условий в отношении ввезенного товара:

  • он предназначается для операций, облагаемых НДС;
  • осуществлено его отражение в учете;
  • налог, относящийся к нему, оплачен таможне.

Каждый из этих моментов должен подтверждаться документами, которые вправе запросить ИФНС для проверки правомерности применения вычета по таможенному НДС.

455-основа.jpg

Налог на добавленную стоимость (НДС), впервые введенный в 1958 году во Франции и показавший хорошие результаты в практике налогообложения, сегодня взимается более чем в 130 странах. В Российской экономике НДС заработал в 1992 году. Администрировать этот налог в 1990-е было сложно. Попытки повысить его собираемость практически ни к чему не приводили. Чтобы очистить бизнес-среду от мошенников, пришлось изрядно потрудиться. На помощь пришли инновационные технологии.

АСК НДС-2, созданный для контроля возмещения НДС из бюджета, был запущен в 2013 году. Благодаря сервису доля расхождений по НДС к текущему времени сократилась до показателя менее 0,5 %. В основу сервиса положена система управления рисками. Автоматизированная обработка деклараций АСК НДС-2 делит всех участников рынка на три категории: с высоким уровнем налогового риска, средним и низким, что позволяет проводить камеральную проверку в целях возмещения НДС в течение двух месяцев для компаний без признаков правонарушений. Кстати, уже рассматривается сокращение проверки до одного месяца при условии соответствия налогоплательщика ряду критериев.

— товары, работы, услуги поставлены на учет;

— они должны использоваться в обороте, облагаемом НДС;

— корректно подготовлены счет-фактура и первичные документы по сделке.

Как получить НДС обратно по общим правилам

Однако нарушения, как показывает практика, допускаются. И тогда ИФНС составляет акт и вручает его вместе с другими документами, подтверждающими выявленные нарушения. В такой ситуации налогоплательщик вправе подать письменное возражение. На это у него есть пятнадцать дней. В завершение материалы проверки анализирует руководитель ИФНС или его заместитель и направляет претендующему на возмещение НДС письменный ответ. В том случае, если решение положительное, деньги возвращаются налогоплательщику. Возмещенная сумма может поступить на расчетный счет, зачтена в счет предыдущих платежей, а также пойти на погашение недоимки, пеней, штрафов.

Как вернуть НДС до окончания камеральной проверки

Получить НДС из бюджета можно и за 11-15 дней в так называемом заявительном порядке. Но пойти по этому пути вправе далеко не все категории бизнеса. В основном это крупные налогоплательщики. На заявительный порядок могут рассчитывать компании, которые работают на рынке от трех лет и перечислили в бюджет за последние три года в целом от 2 млрд рублей налогов — НДС, НДПИ, акцизов, налога на прибыль без учета ранее возмещенного НДС.

Кроме того, возместить НДС вышеприведенным способом может и налогоплательщик, располагающий гарантией банка или поручительством какой-либо организации, соответствующей ряду критериев: она должна работать на рынке от трех лет, заплатить за период последних трех лет от 2 млрд рублей налогов, не быть должником бюджета, не банкротиться, не ликвидироваться и не реорганизовываться. При этом размер поручительства не может превышать половины чистых активов такой организации. Также заявительный порядок доступен резидентам территории опережающего экономического развития или свободного порта Владивосток. Гарантом здесь выступает управляющая компания.

Процедура начинается с того, что налогоплательщик представляет в налоговую инспекцию НДС-декларацию. После этого в течение пяти дней подает заявление о применении заявительного порядка и, если необходимо, гарантию или договор поручительства. Налоговый инспектор, в свою очередь, рассматривает документы, принимает решение и сообщает его организации. И если ИФНС дает добро на возврат НДС, она на следующий день поручает казначейству перечислить на счет налогоплательщика деньги. Но камеральная проверка все равно проводится. И если по ее окончанию выясняется, что налог возмещен без законных на то оснований, налогоплательщику придется вернуть деньги.

Сроки, отведенные на пошаговые действия по возмещению из бюджета налога тем или иным способом, представлены в таблице.

Допустимый срок,
если нет нарушений

Допустимый срок,
если есть нарушения

Организации и ИП на ОСН, которые платят НДС, иногда получают возможность возвратить НДС из бюджета. Можно получить деньги на расчетный счет, а можно зачесть их в уплату налогов. Рассмотрим, какими правилами руководствоваться, чтобы эффективно реализовать данные законом преференции.

Кто и в каких случаях может возместить НДС?

Если у вас за налоговый период налоговые вычеты превысили начисленный налог, то разницу можно возвратить (п. 2 ст. 173, п. 1 ст. 176 НК). Это и будет возмещение НДС, оно возникает чаще всего в следующих ситуациях:

  1. экспорт по ставке 0%;
  2. объем приобретения товаров/работ/услуг за квартал больше, чем их реализация (например, при строительстве объекта, до момента начала его использования для получения прибыли);
  3. товары приобретались с НДС 20%, а продавались с обложением по ставке 10%.

Чтобы вернуть НДС из бюджета в декларации по НДС сумму к возмещению нужно указать в строке 050 раздела 1 (форма декларации в приказе ФНС России от 29.10.2014 №ММВ-7-3/558@).

Декларация с суммой НДС к возмещению может быть представлена не позднее 3-х лет с момента окончания квартала, в котором возникло основание заявить НДС к возмещению (п. 2 ст. 173 НК).

Пример: налогоплательщик в ноябре 2020 года вспомнил, что «забыл» отразить в декларации по НДС за 1-ый квартал 2017 года вычет НДС и решил представить уточненную декларацию за этот период. В результате отражения «забытых» вычетов в уточненной декларации образовался НДС к возмещению. Уточненная декларация будет принята ИФНС, но возврат НДС из бюджета не удастся, т.к. прошло больше 3-х лет.

Восстановить срок возможно только доказав, что пропуск срока случился по объективным, не зависящим от налогоплательщика причинам (Определение Конституционного суда РФ от 27.10.2015 года № 2428-О). К примеру, если вы пропустили срок из-за недобросовестных действий налоговой. При восстановлении срока три года для возмещения НДС начинают отсчитываться с момента, когда вам стало известно (или должно было стать известно) о нарушении вашего права (Определения Конституционного Суда РФ от 24.03.2015 № 540-О, от 01.10.2008 № 675-О-П, от 03.07.2008 № 630-О-П).

Что же делать для возмещения НДС из бюджета?

общий (классический) порядок предполагает возмещение (в том числе, возврат НДС) по итогам «камералки» (ст. 176 НК);

заявительный порядок (более быстрый) применяется, если налогоплательщик подал заявление и выполнил закрепленные в ст. 176.1 НК РФ требования.

Рассмотрим каждую процедуру подробнее.

Классический порядок — для возмещения НДС ждем, когда закончится проверка

Эта процедура имеет несколько стадий.

1-я стадия: заполнение декларации.

В подаваемой декларации по НДС указывается сумма налога к возмещению, одновременно имеет смысл подать и заявление о возврате НДС из бюджета или зачете суммы налога. Соответствующее заявление может быть подано в течение 3-х летнего срока на возмещение (возврат) НДС. Но если это сделать до того, как появится решение о возмещении НДС, то фактический возврат/зачет налога пройдет быстрее.

2-я стадия: камеральная проверка декларации.

Во время нее налоговый орган анализирует, правильно ли вы посчитали размер суммы возмещения НДС из бюджета. С помощью АСК НДС в автоматическом режиме налоговая сравнит вашу информацию со сведениями от ваших контрагентов. Если система обнаружит несовпадения (разрывы), то вам придет запрос на пояснения либо исправления в декларацию (п. 3 ст. 88 НК).

Пример: разрыв может образоваться, если вы заявили НДС к вычету, а в системе отсутствует информация об уплате НДС контрагентом. Это происходит как из-за недобросовестных действий контрагента, так и вследствие того, что контрагент неправильно указал данные (ИНН, реквизиты документов и др.). Получив требование, вы принимаете решение:

Если по вопросу возмещения НДС из бюджета будет судебный спор, то суд, как правило, принимает во внимание только те документы, которые предъявлялись в инспекцию при налоговом контроле и во время досудебного урегулирования (п. 78 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Представить в суд документы, которые не рассматривались налоговым органом, можно только, если удастся доказать отсутствие возможности передать их инспекции на досудебной стадии. Именно поэтому налогоплательщик заинтересован передать в инспекцию все документы, доказывающие, что он вправе заявлять вычет.

Первоначальная продолжительность камеральной проверки — 2 месяца. Но если будут выявлены следы каких-либо нарушений, то срок может увеличится до 3-х месяцев (п. 2 ст. 88 НК). Однако начиная с 3-го квартала 2020 года срок камеральной проверки может быть существенно меньше. Так, если декларация с заявленным к возмещению из бюджета НДС представлена в срок (не позднее 25 числа месяца, следующего за окончанием налогового периода), то у налоговой есть 1 месяц на проведение камеральной проверки, который исчисляется с даты окончания срока приема деклараций (письмо ФНС от 06.10.2020 №ЕД-20-15/129). При этом возможностью ускоренной проверки могут воспользоваться не все, а только те налогоплательщики, которые:

  1. не запросили вместе с налоговой декларацией заявительную процедуру возмещения НДС;
  2. принадлежат к низкой, средней либо неопределенной (для ИП) степени риска (по сведениям из ПП «Контроль НДС»);
  3. получили в предшествующем налоговом периоде подтверждение более 70 % от суммы НДС, предъявленного к возвращению;
  4. заявили в декларации более 80% вычетов НДС по контрагентам низкой, средней либо неопределенной степени риска;
  5. заявили в декларации не менее половины вычетов по контрагентам из декларации за предшествующий налоговый период;
  6. заплатили налогов за 3 предыдущих года больше суммы НДС, предъявленного к возмещению.

Если указанные требования соблюдаются и не выявляются противоречия, искажения, несоответствия в налоговой декларации информации, имеющейся у инспекции, нет нарушений законодательства, то для налогоплательщика уменьшается срок, в течение которого будет осуществлен возврат налога, поскольку этот срок напрямую зависит от даты завершения камеральной проверки.

Читайте также: