Косвенные налоги при экспорте

Опубликовано: 15.05.2024

Статья 1
Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров

1. При экспорте товаров с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза налогоплательщиком (плательщиком) (далее - налогоплательщик) государства - члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

При экспорте товаров с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства - члена таможенного союза, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства за пределы таможенного союза.

Место реализации товаров определяется в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

2. Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства - члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):

1) договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним (далее - договоры (контракты), на основании которых осуществляется экспорт товаров; в случае лизинга товаров или товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) - договоры (контракты) лизинга, договоры (контракты) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей); договоры (контракты) на изготовление товаров; договоры (контракты) на переработку давальческого сырья;

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера; если иное не предусмотрено законодательством государства - члена таможенного союза.

В случае если договором (контрактом) предусмотрен расчет наличными денежными средствами и такой расчет не противоречит законодательству государства - члена таможенного союза, с территории которого экспортируются товары, налогоплательщик представляет в налоговый орган выписку банка (копию выписки), подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающих фактическое поступление выручки от покупателя указанных товаров, если иное не предусмотрено законодательством государства - члена таможенного союза, с территории которого экспортируются товары.

В случае вывоза товаров по договору (контракту) лизинга, предусматривающему переход права собственности на них к лизингополучателю, налогоплательщик представляет в налоговый орган выписку банка (копию выписки), подтверждающую фактическое поступление лизингового платежа (в части возмещения первоначальной стоимости товаров (предметов лизинга) на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства - члена таможенного союза.

В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций, предоставления товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) налогоплательщик-экспортер представляет в налоговый орган документы, подтверждающие импорт товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных (приобретенных) им по указанным операциям;

3) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке, исполнения налоговых обязательств) (далее - Заявление) (в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств - членов таможенного союза);

ГАРАНТ:

Согласно решению Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 293 во взаимной торговле по товарам, в отношении которых до 1 июля 2010 г. таможенному органу государства-импортера произведено предварительное декларирование и декларантом уплачены косвенные налоги, экспортер таких товаров, отгруженных после 1 июля 2010 г., для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов может представлять в налоговый орган копию таможенной декларации, оформленной при выпуске товаров в свободное обращение, вместо Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов

Согласно Соглашению о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада (Санкт-Петербург, 18 июня 2010 г.) для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в порядке, установленном статьей 1 настоящего Протокола, в случае реализации товаров с территории одного государства-члена таможенного союза на территорию другого государства-члена таможенного союза и помещения их под таможенную процедуру свободного склада на территории другого государства-члена таможенного союза, вместо заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в налоговый орган представляется заверенная таможенным органом копия таможенной декларации, в соответствии с которой такие товары помещены под таможенную процедуру свободного склада

4) транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные законодательством государства - члена таможенного союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза. Указанные документы не представляются в случае, если для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством государства - члена таможенного союза;

5) иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства - члена таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.

Документы, предусмотренные настоящим пунктом, за исключением Заявления, не представляются в налоговый орган, если непредставление документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, одновременно с налоговой декларацией следует из законодательства государства - члена таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.

Документы, предусмотренные настоящим пунктом, не представляются с соответствующей налоговой декларацией по акцизам, если они были представлены с налоговой декларацией по НДС, если иное не предусмотрено законодательством государства - члена таможенного союза.

3. Документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров.

При непредставлении этих документов в установленный срок суммы косвенных налогов подлежат уплате в бюджет за налоговый (отчетный) период, на который приходится дата отгрузки товаров, либо иной налоговый (отчетный) период, установленный законодательством государства - члена таможенного союза, с правом на вычет (зачет) соответствующих сумм НДС согласно законодательству государства - члена таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.

В целях исчисления НДС при реализации товаров датой отгрузки признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика), либо дата выписки иного обязательного документа, предусмотренного законодательством государства - члена таможенного союза для налогоплательщика НДС.

В целях исчисления акцизов по подакцизным товарам, произведенным из собственного сырья, датой отгрузки товаров признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя (получателя) товаров; по подакцизным товарам, произведенным из давальческого сырья, датой отгрузки признается дата подписания акта приема-передачи подакцизных товаров, если иное не предусмотрено законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого произведены подакцизные товары.

В случае неуплаты, неполной уплаты косвенных налогов, уплаты таких налогов с нарушением срока, установленного настоящим пунктом, налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, с территории которого экспортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства.

В случае представления налогоплательщиком документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, по истечении срока, установленного настоящим пунктом, уплаченные суммы косвенных налогов подлежат вычету (зачету), возврату в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, с территории которого экспортированы товары. Суммы пеней, штрафов, начисленные и уплаченные за нарушение сроков уплаты косвенных налогов, возврату не подлежат.

4. Объем товаров, ставки акцизов, действующие на дату отгрузки вывозимых в государства - члены таможенного союза подакцизных товаров, а также суммы акцизов, подлежат отражению в соответствующей налоговой декларации по акцизам.

5. Налоговый орган проверяет обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, налоговых вычетов (зачетов) по указанным налогам, а также принимает (выносит) соответствующее решение согласно законодательству государства - члена таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.

В случае непредставления в налоговый орган Заявления налоговый орган вправе принять (вынести) решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, налоговых вычетов (зачетов) по указанным налогам в отношении операций по реализации товаров, экспортированных с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза, при наличии в налоговом органе одного государства - члена таможенного союза подтверждения в электронном виде от налогового органа другого государства - члена таможенного союза факта уплаты косвенных налогов в полном объеме (освобождения от уплаты косвенных налогов).

6. Если представленные налогоплательщиком сведения о перемещении товаров и уплате косвенных налогов не соответствуют данным, полученным в рамках установленного между налоговыми органами государств - членов таможенного союза обмена информацией, налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, предусмотренном законодательством государства - члена таможенного союза, с территории которого экспортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства.

7. Положения настоящей статьи в части НДС применяются также в отношении товаров, являющихся результатом выполнения работ по договорам (контрактам) об их изготовлении, вывозимых с территории государства - члена таможенного союза, на территории которого выполнялись работы по их изготовлению, на территорию другого государства - члена таможенного союза. К указанным товарам не относятся товары, являющиеся результатом выполнения работ по переработке давальческого сырья.

8. Налоговая база для обложения акцизами товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) о переработке давальческого сырья, определяется как объем, количество (иные показатели) подакцизных товаров, выработанных из давальческого сырья, в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, либо как стоимость подакцизных товаров, выработанных из давальческого сырья, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов.

9. При вывозе товаров (предметов лизинга) с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза по договору (контракту) лизинга, предусматривающему переход права собственности на них к лизингополучателю, по договору (контракту) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей), по договору (контракту) об изготовлении товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов (если такая операция подлежит обложению акцизами в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза) при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Налоговая база по НДС при вывозе с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза товаров (предметов лизинга) по договору (контракту) лизинга определяется на дату получения каждого лизингового платежа в размере части первоначальной стоимости товаров (предметов лизинга), предусмотренной договором (контрактом) лизинга, но не более суммы фактически полученного платежа.

Налоговые вычеты (зачеты) производятся в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена таможенного союза, в части, приходящейся на стоимость товаров (предметов лизинга) по полученному лизинговому платежу.

Налоговой базой по НДС при вывозе с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза товаров по договору (контракту) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) является стоимость передаваемых (предоставляемых) товаров, предусмотренная договором (контрактом), при отсутствии стоимости в договоре (контракте) - стоимость, указанная в товаросопроводительных документах, при отсутствии стоимости в договоре (контракте) и товаросопроводительных документах - стоимость товаров, отраженная в бухгалтерском учете.

10. Для обеспечения полноты уплаты косвенных налогов может применяться законодательство государства - члена таможенного союза, регулирующее принципы определения цены в целях налогообложения.

Если вы работаете с иностранными контрагентами, налоги приходится платить немного иначе. Рассмотрим особенности налогообложения ВЭД по импорту и экспорту товаров и услуг.

Особенности налогообложения

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Новых налогов при ведении внешней торговли не возникает. Вы, как всегда, должны будете уплатить НДС, налог на прибыль и акцизы. Но при ВЭД есть 4 отличия по этим налогам:

  • изменяется порядок исчисления и взимания налогов;
  • право на вычет сохраняется, но изменяется порядок его получения и перечень необходимых документов;
  • вводиться понятие таможенной стоимости, которая является налоговой базой;
  • операции с определенными группами товаров имеют особенности.

Помимо налогов для ввоза или вывоза товара придется уплатить и таможенную пошлину. Таможня — это еще один контролер вашей деятельности помимо ФНС. Она отвечает за валютный контроль операций российских лиц с иностранными партнерами. Рассмотрим каждый налог по импорту и экспорту товаров.

Налог на добавленную стоимость при экспорте

Налогообложение ВЭД

Как и во внутренней деятельности, НДС по ВЭД — самый сложный налог. При экспорте товаров есть несомненный плюс — ставка НДС равняется 0%: экспортные операции налогом на добавленную стоимость не облагаются (подп.1 п.1 ст.164 НК РФ). Не забывайте подтверждать право на применение «нулевой» ставки — предоставляйте в налоговую вместе с декларацией по НДС документы, подтверждающие вывоз товара за территорию РФ:

  • внешнеторговый контракт;
  • таможенную декларацию;
  • копию транспортных и товаросопроводительных документов.

При экспорте товаров в Белоруссию, Казахстан, Армению или Киргизию пакет документов для подтверждения другой:

  • договор, согласно которому в страну ЕАЭС импортируют продукцию;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от покупателя;
  • транспортные и товаросопроводительные документы.

Подробно перечень необходимых для подтверждения документов расписан в статье 165 НК РФ. На сбор всех документов у вас есть 180 календарных дней со дня помещения товаров на таможенную процедуру экспорта.

Ставка 0% не освобождает вас от обязанности сдавать декларации по НДС и не лишает права на вычет входящей суммы налога. Просто при заполнении декларации укажите ставку 0%.

Вы имеете право на возмещение или зачет НДС. При успешном возмещении заявленную сумму перечислят на ваш расчетный счет. При зачете сумму к возмещению можно учесть в качестве предстоящих обязательных платежей. Не забывайте пользоваться этим правом — это поможет вам сэкономить. Получив аванс не забудьте начислить на эту сумму НДС. Размер базы определяется в рублях по курсу ЦБ РФ на дату отгрузки или получения оплаты.

Важно! Законодатель обязывает вести раздельный учет НДС по экспортным и внутренним операциям. Раздельный учет «входного» НДС по товарам или услугам нужен только экспортерам сырьевых товаров (абз.3-4 п.10 ст.165 НК РФ).

Внимательно определяйте момент формирования налогооблагаемой базы по НДС. Это будет самая ранняя из дат:

  • момент отгрузки товаров или услуг или передачи имущественных прав;
  • момент получения полной или частичной оплаты.

Налог на добавленную стоимость при импорте

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Все ввозимые в Россию товары облагаются НДС. Статья 146 НК РФ не щадит никого: уплачивать его должны все импортеры, даже освобожденные от НДС, и лица на налоговых спецрежимах. Но некоторые категории импортируемых товаров налогообложению не подлежат, они перечислены в статье 150 НК РФ.

Ставка НДС по импорту не отличается от внутренней — 0%, 10% или 20%. Основная сложность состоит в определении налоговой базы по НДС. Тут есть два варианта:

  1. Импорт из стран ЕАЭС. Если вы ввозите товар из Белоруссии, Казахстана, Армении или Киргизии, сложностей с базой по НДС не возникает. Она равна стоимости приобретенных товаров плюс уплаченные акцизы. Момент формирования базы — дата оприходования товара складским учетом. Срок на подачу декларации и уплату НДС — 20 дней по истечении квартала, за который вы отчитываетесь.
  2. Импорт из других стран. Налоговая база — это таможенная стоимость + таможенная пошлина + акцизы. Таможенная стоимость определяется декларантом, но правильность ее формирования контролирует таможня. По своей сути это стоимость товара по договору увеличенная на затраты по доставке груза до таможни, в том числе на страхование, транспортировку, лицензирование. В этом случае НДС уплачивается в момент подачи таможенной декларации или в течение 15 дней с момента поступления товара на таможню.

Особое внимание уделите импорту услуг. Если иностранное лицо оказало вам услугу на территории РФ, то необходимо выступить в роли налогового агента. Удержите сумму НДС из вознаграждения иностранца. Если оказанные услуги подпадают под статью 149 НК РФ, то удерживать ничего не нужно.

Вы имеете право запросить налоговый вычет на сумму уплаченного НДС. Для этого нужно соблюсти следующие условия:

  • ввозимые товары и услуги используются в России и деятельности, облагаемой НДС;
  • груз ввозится для перепродажи;
  • вычет запрашивается в том квартале, в котором товар принят к учету;
  • есть документы, подтверждающие ввоз груза;
  • НДС был уплачен.

Если во внутренней деятельности вы освобождены от НДС или находитесь на спецрежиме, вычет вы не получите. Включите налог в стоимость приобретенных товаров и услуг.

Налог на прибыль при экспорте и импорте

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Прибыль по ВЭД облагается налогом по ставке 20%. Доход — это результат экспорта, так как мы продаем товар иностранному контрагенту. Импорт дохода не приносит — это наши расходы.

При экспорте продукции партнеры будут перечислять вам иностранную валюту. Для целей налогообложения необходимо пересчитать ее по курсу Центрального Банка.

Затраты на импорт — это расходы, которые уменьшают базу по налогу на прибыль, поэтому к их расчету подходите внимательно. Все затраты, связанные с импортом товаров, вплоть до затрат на услуги таможенного брокера, должны иметь подтверждающие документы. Только тогда их можно признать в качестве расходов.

Оплачивать товары и услуги вы будете иностранной валютой. Для расчета налоговой базы пересчитайте все затраты по курсу ЦБ РФ.

При ВЭД будут возникать курсовые разницы,которые могут быть вашим доходом или расходом. Подробнее про курсовые разницы можете прочитать в нашей статье о бухгалтерском и налоговом учете ВЭД.

Акцизы на импортный товар

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Акцизы — это косвенный налог, который уплачивается на таможне. Если товар прибыл из стран ЕАЭС и не подлежит обязательной маркировке, оплачивайте акциз в налоговую. Маркировке подлежит табачная и алкогольная продукция.

Акцизом облагается таможенная стоимость подакцизных товаров, увеличенная на таможенную пошлину. Уплачивает налог лицо, декларирующее груз. Ставки акциза бывают трех видов: адвалорная, специфическая или комбинированная.

  • Адвалорные. Ставки в процентах от стоимости реализованных товаров. В чистом виде в Российском законодательстве отсутствуют.
  • Специфические (твердые). Ставки в рублях за физическую единицу товара. Это самый распространенный вид. Например, сигары облагаются акцизом в размере 207 рублей за 1 штуку, а табак по ставке 5 808 рублей за 1 кг.
  • Комбинированные. Объединяет специфические и адвалорные ставки. Например, сигареты и папиросы облагаются акцизом по ставке 1 890 рублей за 1 000 штук плюс 14,5% от максимальной розничной цены, но не менее 2 568 рублей за 1 000 штук.

Полный перечень ставок по акцизам изложен в статье 193 НК РФ. На стоимость ввозимого груза с учетом акциза в дальнейшем начисляется налог на добавленную стоимость.

Таможенная пошлина

Пошлина, уплачиваемая на таможне, это не налог, а обязательный платеж в связи с перемещением товаров через границу. Пошлина уплачивается до момента выпуска товара с таможни. Ее размер зависит от ввозимого или вывозимого товара, его количественных и качественных характеристик. Определяется размер пошлины по коду ТН ВЭД — специальному закодированному обозначению импортируемых или экспортируемых товаров. Например, код 0101 21 000 0 — это чистопородные племенные лошади.

Чтобы избежать ошибок в налогах при ВЭД, воспользуйтесь облачным сервисом Контур. Бухгалтерия. С его помощью вы сможете вести бухгалтерский и налоговый учет ВЭД и внутренней деятельности. Первый месяц работы в сервисе бесплатен.

Автор статьи: Елизавета Кобрина

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Этот материал обновлен 20.04.2021

Косвенный налог — налог на товары и услуги, который производитель платит не напрямую, а устанавливает как надбавку к цене. Эти деньги он вычтет из выручки и отдаст государству. По факту налог платит покупатель, а производитель его только собирает. Самые распространенные виды косвенных налогов — акцизы и налог на добавленную стоимость (НДС). Косвенные налоги всегда зачисляются в федеральную казну, а не в местные бюджеты.

Что делает налог косвенным

Именно тот факт, что компания платит не свои деньги, а передает от покупателя государству, и делает налог косвенным. При этом часто покупатель даже не подозревает, что оплачивает какой-то налог, так как он уже включен в цену. Бывает по-другому : в США, например, на ценниках указывают стоимость товара без НДС, но на кассе клиент должен заплатить и дополнительный налог.

Отличие косвенных налогов от прямых

Главное отличие косвенных налогов от прямых в том, что прямые налоги компания платит из своих денег, а косвенные перекладывает на плечи клиента, просто увеличивая цену продукта. По сути, это налог на потребление.

Виды косвенных налогов

Акциз — налог, включенный в цену определенных товаров, перечень которых утвержден государством. Как правило, налог составляет фиксированную сумму для конкретного количества товара — литра, одной единицы и т. п.

В России, например, акцизы включены в стоимость сигарет, алкоголя, топлива. Единой ставки по акцизам нет, ее устанавливают индивидуально для каждой группы товаров.

НДС — самый распространенный налог. В России на его долю приходится почти треть всех бюджетных доходов. Налог на добавленную стоимость устанавливают почти на все виды товаров, работ или услуг.

Бизнес, который производит товар или услугу, а также перепродает что-либо , включает в свою цену продукта некую маржу — добавленную стоимость. НДС — налог на эту добавленную стоимость. Но платит его покупатель.

Ставка НДС в России может иметь три значения:

  1. 20% — основная ставка.
  2. 10% — льготная ставка для определенной продукции, например для продуктов из потребительской корзины: мука, хлеб, мясо, сахар, соль, овощи и т. д. Кроме того, сниженной ставкой облагаются детские и медицинские товары, школьные принадлежности, газеты и журналы.
  3. 0% — льготная. Например, НДС не платят компании, которые занимаются экспортом, а также международными перевозками, транзитом нефти и газа.

Расчет НДС. НДС — это налог не с прибыли и не с выручки, а именно на добавленную стоимость. Вот как его считают.

Например, торговая компания «Стройка» купила у оптовика 10 банок краски за 6000 Р . В этой сумме 5000 Р — цена товара, а еще 1000 Р — налог на добавленную стоимость. Для «Стройки» это входящий НДС.

Потом «Стройка» продала эту краску строительной фирме за 9000 Р . В документах эта сумма разделена на цену товара без НДС — 7500 Р — и сумму НДС — 1500 Р . Это исходящий НДС «Стройки», который она получит от своего покупателя при продаже краски.

В бюджет стройка заплатит не 1500 Р , а разницу:
1500 − 1000 = 500 Р .

Так сделает каждый продавец в цепочке. Получится, что все они платят только часть общей суммы НДС в конечной цене — то есть процент только от своей добавленной стоимости, а не от всей цены товара. А весь налог заплатит последний покупатель товара.

Косвенные налоги в бухгалтерском учете

Косвенные налоги продавец включает в цену товара, значит, деньги поступают в организацию вместе с выручкой. По факту они не являются частью дохода — налог надо перечислить в бюджет.

Акцизы, в соответствии с главой 22 НК РФ, обязаны платить компании — производители подакцизной продукции, например алкоголя или табачных изделий. В бухгалтерском учете отражают акцизы не только по проданным товарам. Если в качестве сырья для производства подакцизного товара используется тоже подакцизный товар, то и его акциз надо отражать в балансе. Проще говоря, если предприятие выпускает алкоголь, то по бухгалтерии пройдет и акциз на водку, и акциз на спирт, купленный для ее производства.

Налог на добавленную стоимость рассчитывается в конце налогового периода. В бухгалтерском учете НДС отражается в четырех типах операций:

  1. При покупке товаров, работ или услуг отдельно учитывается покупка и отдельно — НДС по ней.
  2. При продаже товаров, работ или услуг отдельно начисляют НДС, если реализуют произведенную продукцию, отдельно — если продают основные средства или нематериальные активы.
  3. С предоплаты будущих поставок.
  4. По суммам, предъявляемым к вычету НДС.

Соотношение прямых и косвенных налогов

Государства сочетают прямые и косвенные налоги в своей налоговой политике. Экономисты выделяют четыре основные системы соотношения этих двух типов налогов.

  1. Англосаксонская — когда большая часть приходится на прямые налоги. Подобная система действует в США и Великобритании.
  2. Евроконтинентальная — когда основную часть доходов государства составляют косвенные налоги. Практикуется в государствах с высоким уровнем жизни и высокими расходами на социальную сферу, например в странах Западной Европы.
  3. Латиноамериканская — когда доходы бюджета формируют преимущественно косвенные налоги. Но основная цель — синхронизировать сбор налогов с ростом цен. Такую систему используют многие страны Латинской Америки и Африки, подверженные частым экономическим кризисам.
  4. Смешанная — когда в бюджет поступают прямые и косвенные налоги примерно в равных долях. При этом государство сознательно развивает предпринимательство в стране, чтобы увеличить прямые налоговые поступления, сняв налоговую нагрузку с физлиц. Применяется также в европейских странах.

В России косвенные налоги составляют примерно 47% доходов госбюджета, на прямые приходится около 15%, остальное — доходы от экспорта энергоносителей. Причем поступления от НДС превышают прибыль от продажи нефти и газа. Поэтому российская экономика ближе всего к латиноамериканской модели.

Реализация товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта за пределы таможенного союза, облагается по ставке 0% ( пп. 1 п. 1 ст. 146 , пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ , п. 1 ст. 212 ТК ТС , ч. 1, 5 ст. 195 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» ).

Товаром является любое имущество, перемещаемое через таможенную границу таможенного союза ( п. 3 ст. 38 НК РФ , п. 2 ст. 2, пп. 35 п. 1 ст. 4 ТК ТС , пп. 7 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ ).

Товары, которые вывозятся с территории РФ или иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, считаются реализованными в России, поскольку в момент начала отгрузки или транспортировки находятся на ее территории (или иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией) ( пп. 1 п. 1 ст. 146 , пп. 2 п. 1 ст. 147 НК РФ ).

Общие правила уплаты НДС при экспорте

Если переход права собственности на экспортируемый товар произошел до момента отгрузки со склада продавца, расположенного на территории РФ, то реализация должна облагаться НДС по ставке 18% или 10%.

Впоследствии, когда товар будет отгружен и вывезен из России в таможенной процедуре экспорта и у экспортера будут в наличии документы, предусмотренные п. 1 ст. 165 НК РФ , он сможет применить к данной операции нулевую ставку налога ( Письмо Минфина России от 31.01.2013 N 03-07-08/1914 ).

От реализации вывозимых товаров необходимо отличать собственно вывоз товаров, к которому могут быть применены различные таможенные процедуры (например, вывоз в таможенной процедуре экспорта).

При вывозе порядок уплаты налога зависит от таможенной процедуры, под которую помещаются товары: при одних процедурах НДС на таможне уплачивается, при других ‒ нет ( п. 2 ст. 151 НК РФ ).

Порядок налогообложения

Таможенная процедура, под которую помещается вывозимый товар

Основание

При реализации товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта, НДС взимается по ставке 0% ( пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ ).

Обоснованность применения ставки НДС 0% подтверждается представлением документов, предусмотренных п. п. 1, 2 ст. 165 НК РФ . Если в установленный срок экспорт не подтвержден, то придется придется уплатить НДС с экспортной реализации по одной из общих ставок ‒ 10 или 18% ( п. п. 2, 3 ст. 164 , п. 9 ст. 165 НК РФ ).

Для подтверждения экспорта предоставляется 180 календарных дней начиная с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта ( абз. 1 п. 9 ст. 165 НК РФ ).

Документы для подтверждения нулевой ставки необходимо представлять одновременно с налоговой декларацией ( п. 10 ст. 165 НК РФ ).

Документы, представляемые для подтверждения права на применение ставки НДС 0% при экспорте:

Контракт оформляется в виде одного документа, подписанного обеими сторонами. Это самый распространенный вариант его оформления. Он также является самым безопасным с точки зрения возможных претензий налоговых органов. У них, в частности, не возникнут сомнения по поводу факта заключения контракта.

При проведении камеральных проверок налоговые органы обращают внимание не только на форму контракта, но и на его реквизиты. Руководствуются они при этом Рекомендациями по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов, утвержденными МВЭС России 29.02.1996 (далее ‒ Рекомендации)

В частности, налоговики могут отказать в возмещении НДС, если в контракте не указаны полные наименования и адреса сторон, а также номера счетов, платежные реквизиты и т.п. Высока вероятность претензий с их стороны и в случае отсутствия в контракте расшифровок подписей сторон, заверенных печатью. Помимо этого налоговики требуют подтвердить полномочия лица на подписание контракта соответствующей доверенностью.

Поэтому, во избежание конфликта с налоговыми инспекторами, лучше все перечисленные выше требования учесть и соблюсти. Однако, если судебный спор передан в Арбитражный суд, то судебная практика складывается не в пользу налоговых органов, поскольку их требования зачастую необоснованны.

Форма таможенной декларации на товары и Инструкция по ее заполнению утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257.

Таможенная декларация должна содержать две отметки ( пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ ):

  1. «Выпуск разрешен» ‒ проставляется таможенным органом, в котором оформляется товар на экспорт;
  2. «Товар вывезен» ‒ проставляется российским пограничным таможенным органом в пункте пропуска, через который был вывезен товар за пределы Таможенного союза.

По общему правилу в числе подтверждающих экспорт документов необходимо представить копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с соответствующими отметками таможенного органа мест убытия о вывозе товаров ( пп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ ). В частности, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 23.12.2008 N 10280/08 подчеркнул, что международные товарно-транспортные накладные должны иметь не только отметку «Вывоз разрешен», но и отметку «Товар вывезен».

Если указанные документы оформлены на иностранном языке, то представлять их перевод на русский язык не обязательно, поскольку Налоговый кодекс РФ такого требования не содержит. Поэтому отказ в применении ставки 0% по данному основанию является незаконным ( Письмо Минфина России от 25.03.2008 N 03-07-08/67 ).

Особенности уплаты НДС при импорте в ЕЭС (Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызская республика, РФ).

Статьей 72 Договора о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) установлено, что взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте.

Приложением № 18 к Договору о ЕЭС утвержден протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Правила ЕАЭС предусматривают право экспортера на корректировку (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения) налоговой базы по НДС по реализованным товарам. Причинами изменения стоимости могут быть в том числе следующие (п. 11 Приложения N 18 к Договору о ЕАЭС, подписанному в г. Астане 29.05.2014):

  • изменение (увеличение или уменьшение) цены товаров;
  • уменьшение количества (объема) реализованных товаров в связи с их возвратом по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации.

Таким образом, Протокол о порядке взимания косвенных налогов ( Приложение N 18 к Договору о ЕАЭС, подписанному в г. Астане 29.05.2014 ) не рассматривает возможность увеличения налоговой базы по экспортной операции в связи с увеличением количества отгруженных на экспорт товаров.

При экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган необходимых документов.

При экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства-члена, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства-члена за пределы Союза.

Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):

  1. договоры (контракты), на основании которых осуществляется экспорт товаров;
  2. выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера.
  3. заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее ‒ ).
  4. транспортные (товаросопроводительные) документы.

Вышеуказанные документы предоставляются в налоговый орган в течение 180 дней с момента отгрузки товаров.

Общие правила учета налога на прибыль у поставщика при экспорте.

Доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях ( абз. 1 п. 3 ст. 248 НК РФ ). Пересчет доходов, стоимость которых выражена в иностранной валюте, налогоплательщик производит в зависимости от того, какой метод признания доходов в соответствии со ст. ст. 271 и 273 НК РФ выбран в учетной политике для целей налогообложения ( абз. 3 п. 3 ст. 248 НК РФ ).

При применении метода начисления доходы от реализации товаров признаются на дату их реализации (на дату перехода права собственности) ( п. п. 1, 3 ст. 271 НК РФ ). Доходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу, который установлен Банком России на дату реализации товаров ( абз. 1 п. 8 ст. 271 , ).

Сумма требований к покупателю, выраженная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли на дату реализации товаров, дату прекращения (исполнения) требований и (или) на последнее число текущего месяца в зависимости от того, что произошло раньше ( абз. 2 п. 8 ст. 271 , абз. 2 п. 10 ст. 272 НК РФ ). В связи с изменением курса иностранной валюты к рублю по расчетам с иностранным покупателем возникают курсовые разницы. Положительная курсовая разница возникает при дооценке требований, а отрицательная ‒ при их уценке. Такие разницы включаются в состав внереализационных доходов или расходов соответственно ( п. 11 ст. 250 , пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ ).

Курсовые разницы признаются в составе внереализационных доходов или внереализационных расходов на дату прекращения (исполнения) требований и (или) на последнее число текущего месяца в зависимости от того, что произошло раньше ( пп. 7 п. 4, абз. 2 п. 8 ст. 271 , пп. 6 п. 7, абз. 2 п. 10 ст. 272 НК РФ ).

При применении кассового метода доходы от реализации товаров признаются на дату фактического получения денежных средств ( п. 2 ст. 273 НК РФ ). Сумма дохода определяется путем пересчета полученного платежа в иностранной валюте в рубли по официальному курсу Банка России на дату получения оплаты. Следовательно, при применении кассового метода курсовые разницы не возникают.

При учете налога на прибыль у поставщика при экспорте товара в Белоруссию, Казахстан, Армению, Киргизию (государства ‒ члены ЕАЭС) какие-либо особенности отсутствуют.

Если вам понравилась статья, подпишитесь на группы Прайм лигал в соц. сетях и порекомендуйте нашу компанию друзьям и знакомым.

Государства - участники настоящего Соглашения в лице правительств, в дальнейшем именуемые Сторонами,

содействуя углублению экономической интеграции государств-участников Содружества Независимых Государств,

руководствуясь общепринятыми нормами и правилами в международной торговле,

согласились о нижеследующем:

Для целей настоящего Соглашения используются следующие термины:

косвенные налоги - налог на добавленную стоимость (далее - НДС) и акциз (акцизный налог или акцизный сбор);

нулевая ставка - обложение товаров (работ, услуг) по ставке ноль процентов, что означает для налогоплательщика право на зачет или возмещение из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, ранее уплаченного по этим товарам (работам, услугам);

освобождение от налога - освобождение от налогообложения при продаже товаров (работ, услуг). При этом последний продавец не получает право на зачет или возмещение налога на добавленную стоимость, ранее уплаченного;

товар - любое движимое и недвижимое имущество, все виды энергии, а также транспортные средства, за исключением любых транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование;

экспорт - вывоз товаров (работ, услуг) с таможенных территорий Сторон без обязательства об обратном ввозе;

импорт - ввоз товаров (работ, услуг) на таможенные территории Сторон без обязательства об обратном вывозе;

псевдоэкспорт - фиктивное документарное оформление товаров (работ, услуг) как экспортируемых с таможенной территории Стороны, при котором не происходит фактического вывоза товаров (работ, услуг) за пределы таможенной территории этой Стороны;

страна назначения товара - государство, на таможенную территорию которого были импортированы товары;

принцип страны назначения - применение нулевой ставки (освобождение от налогообложения товаров /работ, услуг/) при экспорте с таможенной территории одной Стороны и обложения по действующей ставке в соответствии с национальным законодательством другой Стороной импортируемых (или импортированных) товаров (работ, услуг);

компетентные органы - органы государственного управления, определяемые законодательством Сторон.

Принцип взимания при экспорте

Ни одна из Сторон не облагает косвенными налогами товары (работы, услуги), экспортируемые на территорию другой Стороны.

Настоящее правило означает обложение НДС по нулевой ставке, а также освобождение от акцизов экспортируемых товаров. В государствах - участниках Соглашения, в которых не предусмотрено национальным законодательством обложение НДС по нулевой ставке, применяется освобождение от НДС товаров (работ, услуг).

Каждая Сторона имеет право регулировать порядок возмещения сумм налога на добавленную стоимость при экспорте в соответствии со своим законодательством.

Принцип взимания при импорте

Импортированные на таможенную территорию одной Стороны товары (работы, услуги), которые экспортированы с таможенной территории другой Стороны, облагаются косвенными налогами в государстве-импортере в соответствии с его национальным законодательством.

Контроль за перемещением товаров
и уплатой косвенных налогов

В целях обеспечения полноты сбора косвенных налогов при импорте товаров (работ, услуг), а также во избежание псевдоэкспорта налоговые и таможенные органы Сторон введут в действие механизм контроля за перемещением товаров через таможенные границы Сторон и уплатой косвенных налогов, изложенный в Положении о механизме взимания косвенных налогов и контроля за фактическим перемещением товаров (работ, услуг) при переходе на их взимание по принципу страны назначения, которое является неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

Соотношение Соглашения с международными договорами

Настоящее Соглашение не затрагивает положений других международных договоров, участниками которых являются Стороны.

Порядок вступления в силу Соглашения

Настоящее Соглашение подлежит ратификации подписавшими его государствами и вступает в силу со дня сдачи депозитарию третьей ратификационной грамоты.

Для Сторон, ратифицировавших его позднее, оно вступает в силу со дня сдачи ими на хранение депозитарию своих ратификационных грамот.

Срок действия Соглашения

Настоящее Соглашение действует в течение 5 лет со дня вступления в силу. По истечении этого срока Соглашение автоматически продлевается каждый раз на следующие 5 лет, если Стороны не примут иного решения.

Выход из Соглашения

Каждая Сторона может выйти из настоящего Соглашения, направив письменное уведомление об этом депозитарию не позднее чем за 6 месяцев до выхода.

Порядок присоединения к Соглашению

Настоящее Соглашение открыто для присоединения других государств, разделяющих его цели и принципы, с согласия всех Сторон путем передачи депозитарию документов о таком присоединении. Присоединение считается вступившим в силу со дня получения депозитарием последнего сообщения о согласии на такое присоединение.

Порядок внесения изменений и дополнений
в Соглашение

По взаимной договоренности всех Сторон в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения и дополнения, оформленные протоколами, которые вступают в силу в порядке, предусмотренном статьей 6 настоящего Соглашения.

Порядок разрешения споров

Спорные вопросы, связанные с применением или толкованием настоящего Соглашения, разрешаются путем консультаций и переговоров заинтересованных Сторон.

При невозможности урегулировать спорные вопросы путем переговоров Стороны по согласованию между собой обращаются в Экономический Суд Содружества Независимых Государств или в иные компетентные международные суды.

Совершено в городе Москве 25 ноября 1998 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном Секретариате Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящую Конвенцию, ее заверенную копию.

За Правительство
Азербайджанской Республики
(подпись)

За Правительство
Республики Армения
с предложением по ст.2 (подпись)

За Правительство
Республики Беларусь
(подпись)

За Правительство
Грузии
с учетом особого мнения (подпись)

За Правительство
Республики Казахстан

За Правительство
Кыргызской Республики
(подпись)

За Правительство
Республики Молдова
(подпись)

За Правительство
Российской Федерации

За Правительство
Республики Таджикистан

За Правительство
Туркменистана

За Правительство
Республики Узбекистан

За Правительство
Украины
с оговоркой (подпись)

Приложение
к Соглашению о принципах взимания
косвенных налогов при экспорте
и импорте товаров (работ, услуг)
между государствами - участниками
Содружества Независимых Государств
от 25 ноября 1998 года

о механизме взимания косвенных налогов и контроля
за фактическим перемещением товаров (работ, услуг)
при переходе на их взимание по принципу
страны назначения

I. Общие положения

Настоящее Положение разработано в целях реализации Соглашения о порядке взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами - участниками Содружества Независимых Государств (далее - Соглашение) и направлено на обеспечение полноты и своевременности уплаты косвенных налогов по принципу страны назначения в бюджеты государств-участников Соглашения.

В отношении товаров, которые должны ввозиться на территории государств - участников Соглашения при условии таможенного оформления и контроля, косвенные налоги взимают таможенные органы страны, на таможенную территорию которой осуществляется ввоз товаров (далее - страна назначения), в порядке, установленном национальным законодательством.

В отношении товаров, которые могут ввозиться на территории государств - участников Соглашения без таможенного оформления и контроля, а также в отношении работ и услуг косвенные налоги взимают налоговые органы страны назначения.

II. Взимание косвенных налогов при импорте

1. Взимание косвенных налогов
таможенными органами

При наличии таможенного контроля и таможенного оформления между государствами - участниками Соглашения косвенные налоги, которые взимаются при импорте товаров (работ, услуг), таможенные органы страны-импортера взимают в установленном национальным законодательством порядке.

1.1. При таможенном оформлении таможенными органами применяются единые формы грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) ТД1, ТД2 согласно Инструкции о порядке заполнения грузовых таможенных деклараций, утвержденной Решением Совета руководителей таможенных служб государств - участников СНГ от 15 февраля 1996 года, которые заполнены согласно той же Инструкции.

1.2. Копия 4-го экземпляра грузовой таможенной декларации на экспорт товаров заверяется личной номерной печатью должностного лица таможенного органа, в котором производилось таможенное оформление в соответствии с таможенным режимом экспорта (далее - контрольный экземпляр), перемещается вместе с товаром (за исключением товаров, перемещаемых через таможенную границу государств - участников Соглашения трубопроводным транспортом и по линиям электропередач, либо товаров, перемещаемых с применением схемы периодического декларирования) и представляется при проведении таможенного оформления товаров в стране назначения.

1.3. При перемещении товара, за исключением перемещения трубопроводным транспортом и по линиям электропередач, на контрольном экземпляре проставляются отметки таможенных органов стран отправления, назначения, транзита. Указанное исключение распространяется и в случае применения периодического декларирования.

1.4. После завершения таможенного оформления товаров в стране назначения на импортных декларациях ставится справочный номер контрольного экземпляра; на контрольном экземпляре должностным лицом таможенного органа делается отметка путем проставления номера и даты импортной ГТД и заверяется личной номерной печатью в соответствии с определенным таможенным режимом. В случае оформления нескольких импортных деклараций их номера также вписываются в контрольный экземпляр.

1.5. Копии импортных деклараций, заверенные личными номерными печатями должностных лиц таможенных органов страны назначения, и контрольный экземпляр передаются декларанту.

1.6. Вышеуказанные документы являются подтверждением фактического вывоза/ввоза товаров и могут служить основанием для возмещения (освобождения) от косвенных налогов в стране экспорта.

II. Взимание косвенных налогов
налоговыми органами

В случае отсутствия таможенного контроля и таможенного оформления между государствами - участниками Соглашения, а также при экспорте и импорте работ и услуг косвенные налоги взимают налоговые органы страны-импортера в следующем порядке.

2.1. Экспортер товара (работ, услуг) оформляет налоговый сертификат по установленной форме (приложение) в налоговом органе по месту своей регистрации в 6 экземплярах. 1-й экземпляр остается в налоговом органе страны-экспортера. Остальные 5 экземпляров передаются импортеру для представления налоговому органу в стране назначения.

2.2. В соответствии с контрактом (договором) на импорт товаров (работ, услуг) импортер-налогоплательщик представляет в налоговый орган налоговый сертификат. Налоговый орган обязан сделать отметку в налоговом сертификате о принятии товаров (работ, услуг) импортером и оставить 2-й экземпляр документа у себя.

2.3. Импортер оставляет у себя 3-й экземпляр налогового сертификата, а 4-й, 5-й, 6-й экземпляры налогового сертификата с отметкой налогового органа страны-импортера передает экспортеру. Экспортер оставляет у себя 4-й экземпляр налогового сертификата, отмеченный налоговыми органами страны-экспортера и страны-импортера, а 5-й, 6-й экземпляры этого документа передает в налоговый орган по месту своей регистрации.

2.4. Налоговый орган страны-экспортера оставляет у себя 5-й экземпляр документа и отправляет 6-й экземпляр в национальный статистический орган.

2.5. Для целей налогообложения при условии представления необходимых документов в налоговые органы по месту регистрации считаются экспортируемыми работы и услуги, определяемые следующим перечнем:

а) услуги по транспортировке и обслуживанию экспортируемых за пределы территории государства - участника Соглашения грузов, включая услуги по экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке (кроме трубопроводного транспорта);

б) услуги по транспортировке экспортируемых за пределы территории государства - участника Соглашения нефти, нефтепродуктов и газа трубопроводным транспортом;

в) услуги по транспортировке и обслуживанию иностранных транзитных грузов через территории государств - участников Соглашения, включая услуги по экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке;

г) услуги по перевозке пассажиров и багажа за пределы территории государства - участника Соглашения;

д) услуги международной связи (почтовые, телефонные, телеграфные, космические и др.), которые частично оказываются за пределами государства - участника Соглашения. При этом они не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость только в части оборотов по их реализации за пределами территории государства-участника Соглашения;

Читайте также: