Налогоплательщики которым отчетный период определен квартал авансовые платежи по налогу

Опубликовано: 07.05.2024

Платите налоги в несколько кликов!

Платите налоги, взносы и сдавайте отчетность, не выходя из дома! Сервис напомнит обо всех отчетах.

В соответствии с поправками к статьям 286 и 287 НК РФ , в 2021 году организации, у которых в течение предыдущих четырех кварталов доходы от реализации не превышали в среднем 15 млн рублей за квартал, могут отказаться от ежемесячных авансов по налогу на прибыль и считать платежи по итогам квартала.

Какими бывают авансовые платежи по налогу на прибыль?

Увеличение лимита позволило большему числу организаций рассчитывать авансовые платежи по налогу на прибыль по итогам квартала. Чем это хорошо для налогоплательщиков — рассмотрим на примере, но сначала вспомним, какими бывают авансовые платежи по налогу на прибыль.

По итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют и уплачивают авансовые платежи одним из способов:

  • по итогам 1 квартала, полугодия и 9 месяцев, а также авансовыми платежами в каждом месяце следующего квартала, рассчитанными с учетом прибыли за предыдущий квартал ( п. 2 ст. 286 НК РФ ). Подходит компаниям, у которых за предыдущие четыре квартала средняя выручка превысила 15 млн рублей;
  • можно добровольно перейти на ежемесячные авансовые платежи, исходя из фактической прибыли ( п.2 и 3 ст. 286 НК РФ ) . Подходит компаниям, у которых за предыдущие четыре квартала средняя выручка превысила 15 млн рублей;
  • по итогам 1 квартала, полугодия и 9 месяцев без уплаты ежемесячных авансовых платежей. Этот способ п. 3 ст. 286 НК РФ разрешено применять только организациям, у которых выручка за предыдущие четыре квартала не превысила в среднем 15 млн рублей за каждый квартал.

В 2020 году законодатель устанавливал лимит по выручке в среднем 25 млн рублей за каждый квартал ( ст. 2 Федерального закона от 22.04.2020 № 121-ФЗ ). В 2021 году, если пандемия не внесет свои корректировки, вернут прежний лимит — 15 млн рублей. О переходе на ежемесячные авансовые платежи с фактической прибыли нужно уведомить налоговый орган до 31 декабря предыдущего года. Уведомление можно подать в свободной форме или использовать бланк, рекомендованный в Письме ФНС от 22.04.2020 № СД-4-3/6802 . В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

Посчитаем для условного ООО «Ананасы в шампанском» авансовые платежи каждым из способов, а затем сравним результаты. Доходы и расходы в целях налогообложения определяются методом начисления. Налоговая база по налогу на прибыль представлена нарастающим итогом с начала года в поквартальном и помесячном разрезе.

Период

2020 год

2021 год

Налоговая база по налогу на прибыль

Налоговая база по налогу на прибыль

1 квартал

160 тыс. руб.

(1 месяц: 50 тыс. руб.;

2 месяц: 100 тыс. руб.;

3 месяц: 160 тыс. руб.)

90 тыс. руб.

(1 месяц: 30 тыс. руб.;

2 месяц: 60 тыс. руб.;

3 месяц: 90 тыс. руб.)

2 квартал

350 тыс. руб.

(4 месяц: 230 тыс. руб.;

5 месяц: 300 тыс. руб.;

6 месяц: 350 тыс. руб.)

50 тыс. руб.

(4 месяц: 70 тыс. руб.;

5 месяц: 60 тыс. руб.;

6 месяц: 50 тыс. руб.)

3 квартал

620 тыс. руб.

(7 месяцев: 400 тыс. руб.;

8 месяцев: 500 тыс. руб.;

9 месяцев: 620 тыс. руб.)

150 тыс. руб.

(7 месяцев: 80 тыс. руб.;

8 месяцев: 120 тыс. руб.;

9 месяцев: 150 тыс. руб.)

4 квартал

900 тыс. руб.

(10 месяцев: 700 тыс. руб.;

11 месяцев: 800 тыс. руб.;

12 месяцев: 900 тыс. руб.)

370 тыс. руб.

(10 месяцев: 230 тыс. руб.;

11 месяцев: 300 тыс. руб.;

12 месяцев: 370 тыс. руб.)

Как рассчитать авансовые платежи по итогам квартала


Сумма квартального авансового платежа по итогам отчетного периода определяется по фактической прибыли, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного периода — квартала, полугодия, девяти месяцев. При этом учитываются авансовые платежи, ранее уплаченные в налоговом периоде.

Пример 1: рассчитаем для ООО «Ананасы в шампанском» квартальные авансовые платежи за 2021 год:

  • по итогам 1 квартала: 90 тысяч рублей × 20 % = 18 тысяч рублей.​
  • по итогам 2 квартала получен убыток 40 тысяч рублей. Значит, налоговая база за полугодие составит 50 тысяч рублей. То есть авансовый платеж за полугодие составит 50 тысяч рублей × 20 % – 18 тысяч рублей = – 8 тысяч рублей. По формуле мы понимаем, что у нас есть переплата по налогу, поэтомув бюджет за полугодие мы ничего платить не будем.
  • по итогам 9 месяцев: 150 тысяч рублей × 20 % = 30 тысяч рублей. Если переплата 8 тысяч рублей, образовавшаяся по итогам полугодия, не зачтена в счет уплаты других налогов и не возвращена организации, она зачитывается в счет уплаты квартального авансового платежа по итогам 9 месяцев ( п. 1 ст. 287 , п. 14 ст. 78 НК РФ). Следовательно, сумма к доплате в бюджет: 30 тысяч рублей – 18 тысяч рублей = 12 тысяч рублей.

Как рассчитать ежемесячные авансовые платежи

В отличие от авансового платежа по итогам квартала, ежемесячный авансовый платеж определяется не из фактической, а из предполагаемой прибыли, которая определяется по итогам предыдущего квартала. Исключение — ежемесячные платежи I квартала текущего налогового периода: они равны платежам, которые уплачивались в IV квартале предыдущего налогового периода. Подробно расчет описан в п. 2 ст. 286 НК РФ.

Пример 2: посчитаем авансовые платежи, которые перечислит ООО «Ананасы в шампанском» в 2021 году с учетом ежемесячных авансовых платежей:

  • платежи в январе, феврале и марте 2021 года равны ежемесячному авансовому платежу, который уплачивался в IV квартале предыдущего года:

(620 тысяч рублей × 20% − 350 тысяч рублей × 20%) / 3 = 18 тысяч рублей в месяц.

  • Авансовый платеж по фактическим итогам I квартала составил 18 тысяч рублей. Образовалась переплата по налогу: (18 тысяч рублей × 3 − 18 тысяч рублей) = 36 тысяч рублей.

Ежемесячный авансовый платеж во 2 квартале текущего года равен: 18 тысяч рублей / 3 = 6 тысяч рублей. В счет этих платежей организация зачла переплату, но даже с учетом этого по итогам 2 квартала осталась переплата:

(36 тысяч рублей − 6 тысяч рублей × 3) = 18 тысяч рублей.

  • в июле, августе и сентябре организация не перечисляла платежи, поскольку разница между квартальным и авансовыми платежами за полугодие и 1 квартал 2020 года была отрицательной.

Квартальный авансовый платеж за 9 месяцев составил 30 тысяч рублей. Часть организация закрыла переплатой, а остаток доплатила в бюджет:

(30 тысяч рублей − 18 тысяч рублей) = 12 тысяч рублей.

  • для этого варианта можно уже посчитать платежи, подлежащие уплате в октябре, ноябре и декабре 2020 года и 1 квартале следующего года:

(30 тысяч рублей − 0 рублей) / 3 = 10 000 рублей.

Как рассчитать ежемесячные авансовые платежи исходя из фактической прибыли

В этом случае налог уплачивается по фактически полученной прибыли за прошлый месяц. Дата уплаты налога — 28-ое число месяца, следующего за отчетным периодом. Авансовый платеж считаем по формуле:

АП = НБ × С – АП пр , где

  • АП — авансовый платеж за отчетный период;
  • НБ — налогооблагаемая база;
  • С — ставка по налогу на прибыль;
  • АП пр — авансовые платежи за предыдущие периоды.

Пример 3: посчитаем авансовые платежи, которые перечислит ООО «Ананасы в шампанском» в 2021 году с учетом ежемесячных авансовых платежей по фактической прибыли:

  1. В январе получена прибыль 30 тысяч рублей, следовательно, в феврале компания уплатит 30 тысяч рублей × 20 % = 6 тысяч рублей ;

  2. В январе-феврале налогооблагаемая база 60 тысяч рублей , налог к уплате в марте составит 60 тысяч рублей × 20 % – 6 тысяч рублей = 6 тысяч рублей ;

  3. В январе — марте база равна 50 тысяч рублей , налог к уплате 90 тысяч рублей × 20 % – 6 тысяч рублей – 6 тысяч рублей = 6 тысяч рублей ;

  4. в январе — апреле налоговая база составит 70 тысяч рублей , следовательно, в мае нужно уплатить 70 тысяч рублей × 20 % – 6 тысяч рублей – 6 тысяч рублей – 6 тысяч рублей = – 4 000 рублей. Так как число получается с минусом, значит у компании образовалась переплата. Уплачивать налог за апрель не нужно. Точно также не будет налога к уплате в мае, июне, июле и августе;

  5. Каждый дальнейший месяц считается по формуле выше. Для удобства мы собрали все платежи в таблицу.

Период

Налогооблагаемая база

Налог за период к уплате

Авансовый платеж с учетом предыдущих платежей

Дата оплаты аванса

Январь

30000

6000

6000

1 марта 2021 года

Январь — февраль

60000

12000

6000

29 марта 2021 года

Январь — март

90000

18000

6000

28 апреля 2021 года

Январь — апрель

70000

14000

0

28 мая 2021 года

Январь — май

60000

12000

0

28 июня 2021 года

Январь — июнь

50000

10000

0

28 июля 2021 года

Январь — июль

80000

16000

0

30 августа 2021 года

Январь — август

120000

24000

6000

28 сентября 2021 года

Январь — сентябрь

150000

30000

6000

28 октября 2021 года

Январь — октябрь

230000

46000

16000

29 ноября 2021 года

Январь — ноябрь

300000

60000

14000

28 декабря 2021 года

График платежей и выводы

С учетом сроков, указанных в п. 1 ст. 287 НК РФ , составим график платежей для ООО «Ананасы в шампанском»:

Авансовые платежи только по итогам квартала

Авансовые платежи по итогам квартала с ежемесячными платежами

Авансовые платежи по фактически полученной прибыли с ежемесячными платежами

2 тысячи рублей доплаты за 2020 год + 18 тысяч рублей

20 тысяч рублей (за январь 2020 года)

18 тысяч рублей

56 тысяч рублей (по итогам IV квартала 2018 года: 900 тысяч рублей × 20% − 124 тысячи рублей)

ГАРАНТ:

Положения статьи 396 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 347-ФЗ) применяются в отношении налоговых периодов начиная с 2015 г.

Статья 396. Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу

ГАРАНТ:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 15 апреля 2019 г. - Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ

ГАРАНТ:

Действие положений пункта 1 статьи 396 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с налогового периода 2018 г.

1. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. N 283-ФЗ в пункт 2 статьи 396 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу

2. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.

Абзац второй утратил силу с 1 января 2015 г.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 347-ФЗ пункт 3 статьи 396 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу

3. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

4. Утратил силу с 1 января 2011 г.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 347-ФЗ в пункт 5 статьи 396 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу

5. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется налогоплательщиками-организациями как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ

6. Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ пункт 7 статьи 396 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу

7. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.

Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.

Информация об изменениях:

Пункт 7.1 изменен с 1 января 2021 г. - Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ

7.1. В случае изменения в течение налогового (отчетного) периода кадастровой стоимости вследствие изменения характеристик земельного участка исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении такого земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 7 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Пункт 8 изменен с 1 января 2020 г. - Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

8. В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству, налог исчисляется начиная со дня открытия наследства.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 379-ФЗ в пункт 9 статьи 396 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу

9. Представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Информация об изменениях:

Пункт 10 изменен с 23 ноября 2020 г. - Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ

10. Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, в том числе в виде налогового вычета, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Представление заявления о предоставлении налоговой льготы, подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу, рассмотрение налоговым органом такого заявления, направление налогоплательщику уведомления о предоставлении налоговой льготы либо сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса.

Формы заявлений налогоплательщиков - организаций и физических лиц о предоставлении налоговых льгот, порядок их заполнения, форматы представления таких заявлений в электронной форме, формы уведомления о предоставлении налоговой льготы, сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В случае, если налогоплательщик - физическое лицо, имеющий право на налоговую льготу, в том числе в виде налогового вычета, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика - физического лица возникло право на налоговую льготу.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется налоговая льгота, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.

ГАРАНТ:

О рекомендациях по вопросам обработки заявления о предоставлении налоговой льготы по земельному налогу см. письмо ФНС России от 30 ноября 2020 г. N БС-4-21/19653@

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

14. Утратил силу с 1 января 2020 г. - Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральными законами от 4 ноября 2014 г. N 347-ФЗ и от 29 ноября 2014 г. N 382-ФЗ в пункт 15 статьи 396 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

15. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 216-ФЗ пункт 16 статьи 396 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2008 г.

16. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Информация об изменениях:

Статья 396 дополнена пунктом 17 с 15 апреля 2019 г. - Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ

ГАРАНТ:

Действие положений пункта 17 статьи 396 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с налогового периода 2018 г.

17. В случае, если сумма налога, исчисленная в отношении земельного участка в соответствии с настоящей статьей (без учета положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи), превышает сумму налога, исчисленную в отношении этого земельного участка (без учета положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии с настоящей статьей (без учета положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога.

Положения настоящего пункта не применяются при исчислении налога с учетом положений пунктов 15 и 16 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Статья 396 дополнена пунктом 18 с 1 июля 2020 г. - Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

18. Орган, осуществляющий государственный земельный надзор, обязан в течение десяти дней со дня выдачи предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства, связанного с неиспользованием для сельскохозяйственного производства земельного участка, принадлежащего организации или физическому лицу на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах (за исключением земельных участков, указанных в абзацах четвертом и пятом подпункта 1 пункта 1 статьи 394 настоящего Кодекса), представлять в налоговый орган по субъекту Российской Федерации сведения о неиспользовании такого земельного участка для сельскохозяйственного производства.

При установлении органом, осуществляющим государственный земельный надзор, факта устранения указанного нарушения либо при отмене указанного предписания сведения об установлении такого факта либо об отмене такого предписания в течение десяти дней представляются в налоговый орган по субъекту Российской Федерации.

Форма, порядок ее заполнения, формат и порядок представления сведений, предусмотренных настоящим пунктом, в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, представляются также органом, осуществляющим государственный земельный надзор, в налоговый орган по его запросу в течение пяти дней со дня получения соответствующего запроса.

Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, представляются в налоговые органы бесплатно.

Информация об изменениях:

Статья 396 дополнена пунктом 19 с 1 июля 2020 г. - Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

19. Уполномоченные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или находящееся в его ведении учреждение, которые в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации осуществляют функции в сфере социальной защиты населения, обязаны представлять в налоговый орган по субъекту Российской Федерации сведения о физических лицах, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, ежегодно до 1 марта года, следующего за годом, за который представляются указанные сведения.

Форма, порядок ее заполнения, формат и порядок представления сведений, предусмотренных настоящим пунктом, в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, представляются также уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или находящимся в его ведении учреждением, которые в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации осуществляют функции в сфере социальной защиты населения, в налоговый орган по его запросу в течение пяти дней со дня получения соответствующего запроса.

Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, представляются в налоговые органы бесплатно.

Информация об изменениях:

Статья 396 дополнена пунктом 20 с 1 января 2021 г. - Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ

20. Орган или иное лицо, уполномоченные федеральным органом исполнительной власти, федеральным государственным органом, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела, обязаны представлять в налоговый орган по субъекту Российской Федерации сведения о кадастровых номерах земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования указанным федеральным органам и находящимся в их ведении органам и иным лицам и относящихся к земельным участкам, изъятым из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации, и к земельным участкам, ограниченным в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленным для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, ежегодно до 1 марта года, следующего за годом, за который представляются указанные сведения.

Форма представления сведений, предусмотренных настоящим пунктом, порядок ее заполнения, формат и порядок представления таких сведений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, представляются также органом или иным лицом, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, федеральным государственным органом, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела, в налоговый орган по субъекту Российской Федерации по его запросу в течение пяти дней со дня получения соответствующего запроса.

Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, представляются в налоговые органы бесплатно.

Положения настоящего пункта не распространяются на органы федеральной службы безопасности и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на прибыль


Авансовые платежи по налогу на прибыль в течение всего налогового периода (года) уплачиваются по-разному в зависимости от того, к какой категории налогоплательщиков вы относитесь. О периодичности перечисления авансовых платежей по налогу на прибыль (ежеквартально или ежемесячно) и о том, как рассчитываются такие платежи, читайте в материале.

Кто и с какой периодичностью уплачивает авансовые платежи по налогу на прибыль

Авансовые платежи по налогу на прибыль уплачиваются ежеквартально либо ежемесячно. Порядок уплаты зависит от того, кто платит авансовые платежи по налогу на прибыль, т. е. к какой категории относится налогоплательщик. Рассмотрим существующие варианты уплаты налога и категории налогоплательщиков.

  • Все организации, за исключением поименованных в абз. 7 п. 2, п. 3 ст. 286 НК РФ, должны исчислять авансовые платежи по итогам квартала и уплачивать их как по его завершении, так и ежемесячно в течение следующего квартала (абз. 2 п. 2 ст. 286 НК РФ).
  • Организации с выручкой менее лимитов, установленных п. 3 ст. 286 НК РФ (в размере 15 млн руб. в среднем за каждый квартал из 4 предыдущих), могут исчислять и уплачивать квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль ежеквартально без уплаты ежемесячных платежей.

В 2021 году чиновники вернули прежний лимит выручки в 15 млн руб. Напомним, для 2020 года этот лимит был повышен до 25 млн руб. в среднем за квартал (закон от 22.04.2020 № 121-ФЗ).

  • Если организация самостоятельно изъявила желание по исчислению и уплате авансовых платежей по налогу на прибыль ежемесячно от фактически полученной прибыли, ей необходимо уведомить о своем решении налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду (абз. 7 п. 2 ст. 286 НК РФ).

Узнать, с какой периодичностью должна уплачивать авансы по прибыли ваша организация, вам поможет блок-схема.


Налог на прибыль ежеквартально

Что касается периодичности оплаты авансовых платежей по прибыли, то они должны уплачиваться организациями ежеквартально, если отчетными периодами для них являются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года (абз. 1 п. 2 ст. 285, абз. 2 п. 2, п. 3 ст. 286 НК РФ).

Следующие организации обязаны делать ежеквартальный авансовый платеж по налогу на прибыль согласно п. 3 ст. 286 НК РФ (при этом они освобождены от ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль):

  • организации, чей доход, рассчитанный в соответствии со ст. 249 НК РФ за 4 предыдущих квартала, не превышает 15 млн руб. в среднем за каждый квартал;
  • бюджетные учреждения;
  • иностранные компании, работающие на территории РФ через постоянное представительство;
  • предприятия, участвующие в простых товариществах, в отношении доходов от участия;
  • инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов от реализации соглашений;
  • выгодоприобретатели по договорам доверительного управления.

Авансовые платежи уменьшают рассчитанную за год сумму налога на прибыль (абз. 5 п. 1 ст. 287 НК РФ).

Начисление авансовых платежей по налогу на прибыль ежеквартально

Рассмотрим порядок расчета авансового платежа по налогу на прибыль для организаций, выручка которых не превышает 15 млн руб. в среднем за квартал (абз. 2 п. 2 ст. 286 НК РФ).

Сначала рассчитывается сумма налога на прибыль, соответствующая отчетному периоду, по формуле:

АПКотч = НБотч × С,

АПКотч — авансовый платеж за отчетный период;

НБотч — налоговая база отчетного периода, исчисленная нарастающим итогом;

С — ставка налога на прибыль.

Сумма аванса по налогу на прибыль к уплате по итогам отчетного периода определяется по формуле (абз. п. 1 ст. 287 НК РФ):

АПКдопл. = АПКотч. — АПКпред,

АПКдопл. — квартальный авансовый платеж к доплате, подлежащий уплате по итогам отчетного периода (полугодия, 9 месяцев, года);

АПКотч. — сумма исчисленного нарастающим итогом за отчетный период авансового платежа;

АПКпред. — сумма платежа по итогам предыдущего отчетного периода (в рамках текущего налогового периода).

Размер доплаты по итогам налогового периода, то есть размер 4-го квартального платежа формируется исходя из суммы фактически полученной прибыли, исчисленной нарастающим итогом за год, за вычетом уплаченных в бюджет в течение этого года квартальных авансовых платежей. Сумма последних при этом будет равна величине исчисленного нарастающим итогом авансового платежа за 9 месяцев.

Таким образом, размер итогового платежа по налогу на прибыль уменьшается на сумму уплаченных ежеквартально авансовых платежей. Если по итогам года вместо прибыли получен убыток, то сумма 4-го квартального авансового платежа будет нулевой (п. 8 ст. 274, абз. 6 п. 2 ст. 286 НК РФ).

Как рассчитываются авансы по налогу на прибыль ежемесячно

Если организация не соответствует критериям, установленным в п. 3 ст. 286 НК РФ, и отчетным периодом для нее является квартал, то помимо ежеквартальных авансовых платежей по налогу на прибыль должны уплачиваться ежемесячные.

Ежемесячные авансовые платежи, так же как и квартальные, уменьшают начисляемую по итогам отчетного периода или года сумму налога на прибыль к уплате (абз. 5 п. 1 ст. 287 НК РФ).

Порядок расчета суммы ежемесячных авансов к уплате в 2020–2021 годах не изменился. По-прежнему ежемесячный авансовый платеж по прибыли в 1 квартале года равен сумме ежемесячного авансового платежа в последнем квартале предшествующего года; во 2 квартале — 1/3 авансового квартального платежа за 1-й квартал; в 3 квартале — 1/3 разницы между суммой аванса за полугодие и авансом, приходящимся на 1 квартал; в 4 квартале — 1/3 разницы между авансами, начисленными за 9 месяцев и за полугодие.

Организация осуществляет переход на уплату ежемесячных авансовых платежей, если по итогам 4 прошедших кварталов величина полученного дохода превысила 15 млн руб. в среднем за квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ).

Для того чтобы не ошибиться в расчете, нужно правильно определить какие кварталы будут предыдущими. Налоговый кодекс содержит норму, согласно которой предыдущими являются 4 квартала, предшествующие текущему (п. 3 ст. 286 НК РФ).

Минфин уточняет, что под предыдущими следует понимать 4 квартала, последовательно предшествующих кварталу, в котором налогоплательщик представляет декларацию (письма Минфина России от 24.12.2012 № 03-03-06/1/716, от 21.09.2012 № 03-03-06/1/493). То есть доходы от реализации в последнем квартале налогового периода также включаются в расчет средней величины доходов.

Изменения в расчете налога на прибыль в 2020–2021 годах

Одним из недавних новшеств по налогу на прибыль является введение возможности применения к сумме налога, перечисляемого в оба бюджета, инвестиционного вычета (ст. 286.1 НК РФ). Использовать его можно в период 2018–2027 годов. За счет вычета на 90% стоимости ОС можно уменьшить налог, начисляемый в бюджет региона, а оставшиеся 10% отнести на уменьшение налога, начисляемого в федеральный бюджет. Решение о введении инвестиционного вычета принимают регионы, и они же конкретизируют условия его применения. Амортизироваться такие объекты уже не будут.

Изначально вычет предусматривался для вводимых в эксплуатацию основных средств 3–7 амортизационных групп. Но с 01.01.2020 он распространяется и на группы 8-10 (закон от 26.07.2019 № 210-ФЗ). Так же с 2020 года в инвествычет можно будет включать расходы на инфраструктуру.

  • у организаций появилась возможность не платить налог на прибыль с денег, безвозмездно полученных от организации, участником или акционером которой она является, в пределах вклада в имущество, сделанного ею ранее также деньгами;
  • доход, полученный акционером, участником при выходе из ликвидируемой компании, в виде превышения над его вкладом в УК в целях налога на прибыль, признается дивидендами с применением к нему ставки 13%;
  • платежи в систему «Платон» можно учитывать в расходах в полном объеме;
  • работодатели вправе уменьшать доходы на стоимость путевок для работников.

Помимо указанных выше новшеств с авансами, также (законы от 02.08.2019 № 269-ФЗ, от 26.07.2019 № 210-ФЗ):

  • во внереализационных расходах можно учесть затраты на строительство объектов социальной инфраструктуры, если они безвозмездно передаются в государственную или муниципальную собственность;
  • право на ставку 0% получили региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, музеи, театры и библиотеки;
  • есть изменения для участников региональных инвестиционных контрактов и резидентов ОЭЗ.

Итоги

Авансы по налогу на прибыль уплачиваются всеми организациями на общей системе налогообложения. Вариантов исчисления авансов три:

  • ежеквартально с уплатой или по итогам квартала (возможность его применения ограничена величиной получаемой выручки);
  • ежемесячно с доплатой за квартал;
  • ежемесячно по фактической прибыли.

Алгоритм исчисления авансов в каждом из перечисленных случаев имеет свои нюансы.

Статья 396. Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу

1. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.

Абзац утратил силу с 1 января 2015 года. - Федеральный закон от 04.11.2014 N 347-ФЗ.

3. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

4. Утратил силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

5. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется налогоплательщиками-организациями как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

6. Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка.

7. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.

Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.

7.1. В случае изменения в течение налогового (отчетного) периода кадастровой стоимости вследствие изменения характеристик земельного участка исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении такого земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 7 настоящей статьи.

8. В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству, налог исчисляется начиная со дня открытия наследства.

9. Представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

10. Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, в том числе в виде налогового вычета, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Представление заявления о предоставлении налоговой льготы, подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу, рассмотрение налоговым органом такого заявления, направление налогоплательщику уведомления о предоставлении налоговой льготы либо сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса.

Формы заявлений налогоплательщиков - организаций и физических лиц о предоставлении налоговых льгот, порядок их заполнения, форматы представления таких заявлений в электронной форме, формы уведомления о предоставлении налоговой льготы, сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В случае, если налогоплательщик - физическое лицо, имеющий право на налоговую льготу, в том числе в виде налогового вычета, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика - физического лица возникло право на налоговую льготу.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется налоговая льгота, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.

11 - 13. Утратили силу. - Федеральный закон от 23.07.2013 N 248-ФЗ.

14. Утратил силу с 1 января 2020 года. - Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ.

15. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

16. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

17. В случае, если сумма налога, исчисленная в отношении земельного участка в соответствии с настоящей статьей (без учета положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи), превышает сумму налога, исчисленную в отношении этого земельного участка (без учета положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии с настоящей статьей (без учета положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога.

Положения настоящего пункта не применяются при исчислении налога с учетом положений пунктов 15 и 16 настоящей статьи.

18. Орган, осуществляющий государственный земельный надзор, обязан в течение десяти дней со дня выдачи предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства, связанного с неиспользованием для сельскохозяйственного производства земельного участка, принадлежащего организации или физическому лицу на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах (за исключением земельных участков, указанных в абзацах четвертом и пятом подпункта 1 пункта 1 статьи 394 настоящего Кодекса), представлять в налоговый орган по субъекту Российской Федерации сведения о неиспользовании такого земельного участка для сельскохозяйственного производства.

При установлении органом, осуществляющим государственный земельный надзор, факта устранения указанного нарушения либо при отмене указанного предписания сведения об установлении такого факта либо об отмене такого предписания в течение десяти дней представляются в налоговый орган по субъекту Российской Федерации.

Форма, порядок ее заполнения, формат и порядок представления сведений, предусмотренных настоящим пунктом, в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, представляются также органом, осуществляющим государственный земельный надзор, в налоговый орган по его запросу в течение пяти дней со дня получения соответствующего запроса.

Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, представляются в налоговые органы бесплатно.

19. Уполномоченные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или находящееся в его ведении учреждение, которые в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации осуществляют функции в сфере социальной защиты населения, обязаны представлять в налоговый орган по субъекту Российской Федерации сведения о физических лицах, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, ежегодно до 1 марта года, следующего за годом, за который представляются указанные сведения.

Форма, порядок ее заполнения, формат и порядок представления сведений, предусмотренных настоящим пунктом, в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, представляются также уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или находящимся в его ведении учреждением, которые в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации осуществляют функции в сфере социальной защиты населения, в налоговый орган по его запросу в течение пяти дней со дня получения соответствующего запроса.

Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, представляются в налоговые органы бесплатно.

20. Орган или иное лицо, уполномоченные федеральным органом исполнительной власти, федеральным государственным органом, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела, обязаны представлять в налоговый орган по субъекту Российской Федерации сведения о кадастровых номерах земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования указанным федеральным органам и находящимся в их ведении органам и иным лицам и относящихся к земельным участкам, изъятым из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации, и к земельным участкам, ограниченным в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленным для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, ежегодно до 1 марта года, следующего за годом, за который представляются указанные сведения.

Форма представления сведений, предусмотренных настоящим пунктом, порядок ее заполнения, формат и порядок представления таких сведений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, представляются также органом или иным лицом, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, федеральным государственным органом, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела, в налоговый орган по субъекту Российской Федерации по его запросу в течение пяти дней со дня получения соответствующего запроса.

Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, представляются в налоговые органы бесплатно.

Положения настоящего пункта не распространяются на органы федеральной службы безопасности и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

1. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
- 2. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
- Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.
- 3. Если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
- 4. Представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) при установлении налога вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, уплачивающих налог на основании налогового уведомления.
- Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате налогоплательщиком - физическим лицом, уплачивающим налог на основании налогового уведомления, исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и установленной нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) доли налоговой ставки в размере, не превышающем одной второй налоговой ставки, установленной в соответствии со статьей 394 настоящего Кодекса, в случае установления одного авансового платежа, и одной третьей налоговой ставки в случае установления двух авансовых платежей.
- 5. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.
- 6. Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
- 7. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
- 8. В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству к физическому лицу, налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства.
- 9. Представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.
- 10. Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
- В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.
- 11. Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 настоящего Кодекса.
- 12. Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
- 13. Сведения, указанные в пунктах 11 и 12 настоящей статьи, представляются органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации.
- 14. По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.

- 15. В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
- В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока проектирования и строительства сумма налога, уплаченного в течение периода проектирования и строительства сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.
- В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода проектирования и строительства, превышающего трехлетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

- 16. В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Читайте также: