Контрольные соотношения в декларации по налогу на прибыль 2020

Опубликовано: 16.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 13 февраля 2020 г. N СД-4-3/2460@ “О внесении изменений в пункт 1.50 Контрольных соотношений показателей налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость”

Федеральная налоговая служба в связи с изменениями, внесенными приказом ФНС России от 20.11.2019 N ММВ-7-3/579@ в приложение N 2 "Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость" к приказу ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме", направляет для использования в работе доработанную редакцию пункта 1.50 Контрольных соотношений показателей налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - контрольные соотношения), доведенных до налоговых органов письмом ФНС России от 19.03.2019 N СД-4-3/4921@.

Приложение: титульный лист контрольных соотношений (в формате Ехсel);

пункт 1.50 контрольных соотношений (в формате Ехcel);

справочник сокращений (в формате Ехcel).

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.С. Сатин

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Руководителя
Федеральной налоговой службы
Д.С.Сатин
13.02.2020

Контрольные соотношения
показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности

Код формы отчетности по КНД 1151001
Наименование формы отчетности налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость
Идентификация документа, утверждающего форму отчетности вид документа приказ ФНС России
дата утверждения формы отчетности 29.10.2014 ( в ред. от 20.11.2019)
номер документа ММВ-7-3/558@ (в ред. ММВ-7-3/579@)
Идентификация документа, утверждающего последние изменения и дополнения в форму отчетности вид документа приказ ФНС России
дата утверждения формы отчетности отчетности
20.11.2019
номер документа № ММВ-7-3/579@
Подразделение - разработчик КС Управление налогообложения юридических лиц
ФИО исполнителя подразделения -разработчика КС, телефон Персикова И.С., (495) 913-04-15 (вн. 28-35)
номер версии КС № 3
дата заполнения формы КС 24.02.2020

Приложение
к письму ФНС России
от 13.02.2020 № СД-4-3/2460@

Приложение
к Единым требованиям к описанию
контрольных соотношений показателей

Справочник сокращений

Обзор документа

В связи с изменением правил заполнения декларации по НДС уточнены ее контрольные соотношения. Изменения касаются отражения операций по реализации:

- гражданских воздушных судов, зарегистрированных либо подлежащих регистрации в российском реестре;

- работ и услуг по строительству указанных судов;

- услуг по передаче судов по договорам аренды либо лизинга;

- авиадвигателей, запчастей и комплектующих для строительства, ремонта и модернизации в России судов.

Расчет текущего налога на прибыль для общережимных компаний в 2020 году изменился. Переход на новое ПБУ 18/02 в этом году стал обязательным. В нем прописаны новые правила для определения текущего налога на прибыль. Давайте разбираться, как в 2020 году разрешено считать этот показатель и какие строки заполнять в отчете о финансовых результатах.

Новое определение текущего налога на прибыль

Текущий налог на прибыль — это сумма, которая фактически подлежит уплате в бюджет. Он определяется исходя из налоговой базы по налогу на прибыль. Базу по налогу на прибыль определяют как разницу между доходами и расходами.

До 2020 года текущий налог на прибыль рассчитывали из прибыли по бухгалтерским данным, скорректированного на сумму ПНА (ПНО) и величину изменения ОНО (ОНА).В 2020 году текущий налог на прибыль — это сумма налога, рассчитанная в соответствии с Налоговым кодексом.

Теперь берутся за основу только нормы НК РФ. Для расчета налога на прибыль величину налоговой базы умножают на налоговую ставку.

Основная налоговая ставка 20%: 3% - в федеральный бюджет, 17% - в бюджет региона.

Главное, правильно определить налоговую базу.

Напомним, доходы по налогу на прибыль определяют на основании статей 249, 250, 251 НК РФ, расходы - 253, 265, 270 НК РФ.

В них содержатся перечни доходов и расходов от реализации, внереализационных доходов и расходов, которые включаются в налоговую базу. А также перечислены затраты и поступления, которые при подсчете налоговой базы не учитываются.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Два варианта определения текущего налога на прибыль

ПБУ18/02 предусматривает два варианта, по которым можно определить величину текущего налога:

  • способ отсрочки - по данным бухучета;
  • балансовый метод - по данным, отраженным в налоговой декларации.

В любом случае величина текущего налога на прибыль, отраженная в бухучете, должна равняться сумме, вписанной в налоговую декларацию по строке 180.

Правила, по которым происходит исчисление налога, содержит ПБУ 18/02. Изменения в этот документ внес Минфин приказом от 20 ноября 2018 г. № 236н. Налог на прибыль отражается в бухгалтерской отчетности, в отчете о финансовых результатах. Его форма тоже была изменена приказом Минфина от 19 апреля 2019 г. № 61н.

Текущий налог на прибыль методом отсрочки

Текущий налог на прибыль, определяемый методом отсрочки (то есть по-старому) формируется на отдельном субсчете к счету 68. Его сумма будет состоять из условного расхода или дохода, постоянного налогового расхода или дохода (ПНР и ПНД), а также отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства (ОНА и ОНО). В этом случае все показатели отражаем так же, как делали раньше. Отложенные налоги и обязательства отражайте по счету 09 или 77 в корреспонденции со счетом 68. Условный расход, ПНР и ПНД – на счетах 68 и 99.

Не будем приводить громоздкую формулу. Все ясно по содержанию бухгалтерских проводок:

  • Дебет 99 Кредит 68
    • отражен условный расход по налогу на прибыль;
  • Дебет 99 Кредит 68
    • отражен постоянный налоговый расход;
  • Дебет68 Кредит 99
    • отражен постоянный налоговый доход;
  • Дебет 09 Кредит 68
    • отражен отложенный налоговый актив;
  • Дебет68 Кредит 77
    • отражено отложенное налоговое обязательство.

Текущий налог на прибыль балансовым методом

Текущий налог на прибыль при использовании балансового метода перенесите из декларации по налогу на прибыль и отразите проводкой по дебету 99 и кредиту 68.

Условный расход или доход, ПНР, ПНД на счетах бухучета не отражайте.

А вот отложенные налоги нужно отражать в свернутом виде по счету 09 или 77 в корреспонденции со счетом 99.

Бухгалтерские проводки будут такие:

  • Дебет 99 Кредит 68
    • отражен текущий налог на прибыль;
  • Дебет 09 Кредит 99
    • отражен отложенный налоговый актив;
  • Дебет 99 Кредит 77
    • отражено отложенное налоговое обязательство.

Что изменилось в отчете о финансовых результатах

Изменения, привнесенные ПБУ 18/02, сказались и на форме отчета о финансовых результатах.

В новой форме отчета о финансовых результатах текущая прибыль показывается в круглых скобках по новой строке 2411.

Так, строка 2410 теперь именуется «Налог на прибыль». Слово «текущий», как было в старой форме, убрали.

Также из формы отчета исключены строки:

  • 2421 «Постоянные налоговые обязательства (активы)»;
  • 2430 «Изменение отложенных налоговых обязательств»;
  • 2450 «Изменение отложенных налоговых активов».

Но появились новые строки в основном блоке:

  • 2411 «Текущий налог на прибыль»;
  • 2412 «Отложенный налог на прибыль».

А в дополнительный, «справочный» блок включили строку 2530 «Налог на прибыль от операций, результат которых не включается в чистую прибыль (убыток) периода».

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование


После того, как вы представили декларацию по налогу на прибыль в инспекцию, автоматически начинается ее камеральная налоговая проверка.

О начале камеральной проверки налогоплательщик не уведомляется и решение о ее назначении руководителем налогового органа не принимается (п. 1, п. 2 ст. 88 НК РФ).

Срок проведения камеральной проверки — три месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ). Продление или приостановление срока камеральной проверки Налоговым кодексом РФ не предусмотрено.

Глубина камеральной проверки будет напрямую зависеть от выявленных неточностей, противоречий и ошибок.

Камеральную проверку условно можно разделить на два этапа: автоматизированный контроль и углубленная проверка.

Автоматизированный контроль деклараций происходит без участия инспектора. Информационная система самостоятельно производит проверку вашей отчетности и контрольных соотношений.

По результатам такой проверки, при выявлении расхождений или несоответствий, налогоплательщику направляется требование о представлении в течение пяти дней необходимых пояснений или внесение соответствующих исправлений в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Запрос пояснений — это превентивная мера. Требовать пояснения — это не право налоговиков, а их обязанность. Они должны ее выполнить, перед тем как составят акт проверки (Письмо Минфина от 15.01.2020 № 03-02-08/1322).

Налогоплательщик при представлении пояснений относительно выявленных ошибок и противоречий в налоговой декларации по налогу на прибыль, вправе представить в налоговый орган регистры налогового учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Обнаруженные расхождения или несоответствия являются основанием для проведения углубленной проверки. При углубленной камеральной проверке инспектор проводит мероприятия налогового контроля, позволяющие проверить, нарушили вы налоговое законодательство или нет.

Наиболее важны моменты, которые анализирует инспектор, именно на них необходимо обратить внимание при самопроверке налога на прибыль организаций.

Момент № 1. Если декларация заполняется вручную, ее необходимо проверить на отсутствие арифметических ошибок и на соответствие сумм, попадающих в лист 02, с суммами, рассчитанными в соответствующих приложениях к листу 02.

Момент № 2. В обязательном порядке в ходе проверки сравниваются налоговые базы по НДС с доходами по налогу на прибыль организаций (с учетом сопоставимости периодов). При сравнении могут возникать расхождения, связанные с:

  • наличием доходов, облагаемых НДС и не облагаемых налогом на прибыль организаций (например, при безвозмездной передаче имущества). В этом случае налоговая база по НДС будет выше доходов по налогу на прибыль;
  • наличием во внереализационных доходах операций, подлежащих обложению НДС. В этом случае налогооблагаемая база по НДС будет больше, чем выручка от реализации в декларации по налогу на прибыль;
  • осуществлением операций, не облагаемых НДС, которые подлежат отражению в разделе 7 налоговой декларации по НДС;
  • осуществлением операций, облагаемых по ставке НДС 0%.

Например, если экспортная операция осуществлена в 3 квартале, при этом подтверждение права на применение нулевой ставки возникает в 4 квартале, то данная операция не попадет в налоговую декларацию по НДС за 3 квартал.

При этом по налогу на прибыль выручка будет учтена в 3 квартале, в связи с чем возникает расхождение по налоговым базам по НДС и налогу на прибыль за 3 квартал. А вот в пересчете по году базы должны будут сойтись.

Эти обстоятельства (с приложением налоговых регистров) необходимо будет пояснить налоговым органам.

Момент № 3. При заявлении льгот по налогооблагаемой базе или сниженной ставки, необходимо быть готовым к представлению пояснений и копий документов, подтверждающих право на применение льгот (п. 6 и п. 12 ст. 88 НК РФ).

Момент № 4. Подготовить пояснения по убыткам отчетного периода и убыткам, отраженным в приложении 4 к листу 02 (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Момент № 5. Проверить заполнения строки 041 в приложении 2 к листу 02, если организация является плательщиком каких-то иных налогов, кроме налога на прибыль и НДС (например, налога на имущество). Отсутствие данных по этой строке приведет к необходимости представления дополнительных пояснений.

Момент № 6. Проверить заполнение листа 07 по прибыли, если организация получает целевое финансирование.

Момент № 7. Отразить выручку от реализации амортизируемого имущества в приложении 3 к листу 02, так как имеющаяся в базе данных инспекции информация о снятии с учета основного средства (транспорт, здание, сооружение и т.д.) будет сопоставлена с данными показателями в декларации.

Момент № 8. Не забудьте сверить данные декларации по налогу на прибыль за налоговый период (год) с бухгалтерской отчетностью:

  • сумма начисленного за год налога на прибыль в декларации и в отчете о финансовых результатах по строке «Текущий налог на прибыль» должны совпадать;
  • расхождение между бухгалтерской и налоговой прибылью должны иметь реальные объяснения, отраженные в налоговых регистрах. Если выручка по данным бухучета будет значительно больше, инспектор может заподозрить занижение налоговой выручки. В этом случае, помимо ваших пояснений, инспектор проведет анализ выписки банка по расчетному счету и истребует необходимые документы у ваших контрагентов.
  • сравните сумму расходов в отчете о финансовых результатах и в декларации по налогу на прибыль. Как правило, инспекторы считают, что налоговые расходы не должны превышать сумму расходов в бухгалтерском учете. Несопоставимость данных показателей может свидетельствовать о завышении расходов и, как следствие, занижения налога на прибыль. В данном случае понадобятся пояснения о том, какие расходы организация заявила в налоговом учете, но не отразила в бухгалтерском.

Это наиболее распространенные расхождения, которые выявляются при камеральных налоговых проверках. В большинстве своем нарушения и ошибки допускаются по невнимательности и объясняются большой загруженностью бухгалтеров. Но и эти небольшие ошибки могут очень дорого обойтись компании.

Основной задачей налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления налогов и сборов. Но на практике проверка сводится исключительно к установлению нарушений со стороны налогоплательщика при полном игнорировании ошибок в пользу бюджета.

Иными словами, если вы допустите ошибку, которая приведет к доначислению в бюджет, то вам об этом обязательно сообщат, предложат внести исправления, доплатить налоги и пени в бюджет. Если же ваша ошибка приведет к излишней уплате налога в бюджет, то никто и никогда вам на это не укажет. Поэтому самопроверка может быть полезна и самой компании.

Как не представить лишнего при камеральной проверке

В Налоговом кодексе нет ограничений по количеству представляемых уточненных деклараций. Организация может представить уточненную декларацию в любое время (ст. 81 НК). Если общество представит уточненную декларацию до окончания камеральной проверки, то камеральную проверку ранее поданной декларации инспекторы прекратят и начнут новую уже на основе уточненной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК).

Вроде бы ничего особенного, можно представить уточненную декларацию и расхождения будут устранены. А для подтверждения правильности исчисления налога представить налоговые регистры. Но и тут может быть подвох.

Подавая уточненную декларацию, вы увеличиваете время для проведения мероприятий налогового контроля.

Кроме того, хотелось бы вас предостеречь.

Если у вас увидели нестыковки в контрольных соотношениях между показателями деклараций, необязательно представлять налоговые регистры или иные документы.

Дело в том, что из буквального толкования положений п. 3 ст. 88 НК следует, что в таких случаях организация должна представить либо пояснения, либо внести соответствующие исправления в установленный срок. Требовать у вас документы налоговики не имеют права.

Следовательно, положения п. 3, п. 4 ст. 88 НК не предусматривают обязанности общества при проведении камеральной проверки предоставлять инспектору какие-либо конкретные документы. Будет достаточно представить пояснения, что позволит избежать излишней детализации. Ответственности за не предоставление документов в данном случае не будет.

Так, в постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2020 № А36-2872/2020 рассматривалась ситуация, при которой налоговый орган установил расхождение между данными налоговой декларации по налогу на прибыль и данными налоговой декларации по НДС и запросил у налогоплательщика, помимо пояснений, внушительный перечень документов (налоговые регистры, учетную политику, главную книгу и т. д.).

Налогоплательщик отказался представлять документы, сославшись на то, что согласно п. 4 ст. 88 НК РФ представление документов является его правом, а не обязанностью.

Суд поддержал налогоплательщика и указал, что ответственность за то, что организация отказалась от реализации своего права, налоговым законодательством не установлена. В данном случае нельзя привлекать общество к ответственности по п. 1 ст. 126 НК.

В тоже время, добровольно предоставляя налоговые регистры, учетную политику, иные документы, вы позволяете инспектору более детально взглянуть на такие операции как:

  • распределение прямых и косвенных расходов, порядок которых закреплен в вашей учетной политике;
  • принятие к налоговому учету нормируемых расходов: расходы на рекламу (п. 4 ст. 264 НК РФ), представительские расходы (п. 2 ст. 264 НК РФ), расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личного транспорта (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ), расходы на капитальные вложения (п.9 ст. 258 НК РФ), убыток, полученный от реализации амортизируемого имущества (ст. 268, 323 НК РФ), убыток, полученный от уступки требования долга до наступления срока платежа (п. 1 ст. 279 НК РФ);
  • формирование резервов в налоговом учете (ст. 266, ст. 267, ст. 267.1, ст. 267.2, ст. 324, ст. 324.1 НК РФ)
  • принятие к учету лизинговых платежей (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ)
  • наличие в расходах по налогу на прибыль операций с сомнительными контрагентами и т. д.

И не забывайте, представленные вами документы еще не раз могут быть использованы в ходе предпроверочного анализа и, как следствие, в ходе выездной налоговой проверки.

С учетом вышеизложенного становится очевидной важность самостоятельной проверки декларации по налогу на прибыль перед сдачей ее в налоговые органы, представление исчерпывающей информации по выявленным расхождениям без представления дополнительных документов.

По итогам 2020 года организации обязаны представить декларацию по налогу на прибыль по обновленной форме. На какие изменения нужно обратить внимание?

Действительно, Приказом ФНС России от 11.09.2020 N ЕД-7-3/655@ внесены изменения в форму налоговой декларации по налогу на прибыль, а также в порядок ее заполнения.

Изменения учитывают нововведения по налогу на прибыль, внесенные в налоговое законодательство федеральными законами, принятыми в 2019 — 2020 гг.

Что изменилось в форме декларации по налогу на прибыль:

заменены штрих-коды на листах декларации;

добавлены новые коды по реквизиту «Признак налогоплательщика (код)» ( коды с «15» по «19»), они предназначены для льготных категорий налогоплательщиков, применяющих пониженные налоговые ставки (в частности, для организаций сферы IT-технологий, резидентов Арктической зоны, разработчиков электронной компонентной базы и радиоэлектронной продукции и др.);

в Лист 2 декларации включены новые строки: для участников специальных инвестиционных проектов для отражения объема капитальных вложений в инвестиционный проект (строка 352 ) и совокупного объема расходов и недополученных доходов бюджетов бюджетной системы РФ (строка 353); для резидентов ТОСЭР, резидентов свободного порта Владивосток, резидентов Арктической зоны (строки 357, 358 и 359 служат для отражения первой прибыли от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности).

Приложение N 2 к декларации полностью заменено, ранее оно предназначалось для отражения организациями — налоговыми агентами по НДФЛ выплат физлицам дивидендов по операциям с ценными бумагами или производными финансовыми инструментами. С 01.01.2020 обязанность представлять эту информацию в составе декларации была отменена, т.к. налоговые агенты представляют данные сведения по форме 2-НДФЛ. Обновленное Приложение N 2 включается в состав Декларации налогоплательщиком, заключившим соглашение о защите и поощрении капиталовложений и включенным в реестр соглашений о защите и поощрении капиталовложений в соответствии с Федеральным законом от 01.01.2020 г. N 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в РФ».

При этом также утратило силу Приложение N 5 к Порядку заполнения декларации, в котором были приведены «Коды документов, удостоверяющих личность», они применялись при заполнении данных по НДФЛ в Приложении N 2. Для нового Приложения N 2 они не нужны.

в Приложение N 5 к Листу 02 «Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль организаций в бюджет субъекта РФ организацией, имеющей обособленные подразделения» добавлены коды по реквизиту «Признак налогоплательщика». Обновленный порядок заполнения Приложение N 5 к Листу 02 предусматривает, что налогоплательщик, имеющий в каком-либо субъекте РФ только одно обособленное подразделение, Приложение N 5 к Листу 02 по этому обособленному подразделению составляет с кодом «4» по реквизиту «Расчет составлен (код)», ранее применялся код «2» (см. п. 10.13 Порядка заполнения декларации).

в Приложение N 7 к Листу 02 «Расчет инвестиционного налогового вычета» в разделы «А» и «Г» включены новые строки 017 и 024 соответственно для отражения суммы иных расходов, предусмотренных п. 2 ст. 286.1 и п. 3 ст. 286.1 НК РФ.

в Лист 04 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов, исчисленного по ставкам, отличным от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 НК РФ» добавлен новый код вида доходов «9» предназначенный для доходов, полученных акционером при распределении имущества ликвидируемой организации. Код «9» проставляется в Листе 4, если источником дохода является российская организация. Если источником дохода налогоплательщика является иностранная организация, применяются коды «4» или «5» (см. п.15.1.4 Порядка заполнения декларации, п. 2 ст. 275 НК РФ).

По Листу 08 «Доходы и расходы налогоплательщика, осуществившего самостоятельную (симметричную, обратную) корректировку, корректировки по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором РФ по вопросам налогообложения» дополнен перечень кодов по реквизиту «Вид корректировки» новым кодом «6». Он служит для отражения в Листе 08 корректировки по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором РФ по вопросам налогообложения (см. п. 19.1 Порядка заполнения декларации).

В Листе 09 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов в виде прибыли контролируемой иностранной компании» устранены технические ошибки в тексте Порядка заполнения Листа 9, изменения коснулись строк 170 (160) (см. пункты 20.4.21, 20.5.3, 20.5.17, 20.5.20,20.5.22, 20.5.23, 20.6.6).

В Приложении N 3 «Коды имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» появились новые коды вида поступлений: 118 — платежи от собственников садовых или огородных земельных участков, не являющимися членами товарищества (Закон N217-ФЗ от 29.07.2017), подкорректированы формулировки по коду 141 (отчисления на ремонт для ТСЖ ЖСК,ГСК и т.п. их членами) и по коду 327 (взносы в резервный фонд объединения туроператоров (Закон от 24.11.1996 г. N 132-Ф «Об основах туристской деятельности в РФ))

в Приложении N 4 «Коды доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, расходов, учитываемых для целей налогообложения отдельными категориями налогоплательщиков» добавлены новые коды вида доходов(расходов):

601 — стоимость эфирного времени (печатной площади), полученной безвозмездно по Закону РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 г. N 1-ФКЗ;

605 — субсидии для пострадавших от коронавируса сфер деятельности по Перечню Правительства РФ, поименованные в пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ;

931 — расходы налогоплательщиков, связанные с безвозмездным предоставлением эфирного времени и (или) печатной площади в соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 г. N 1-ФКЗ;

960 — расходы на медицинские изделия для диагностики (лечения) новой коронавирусной инфекции по перечню Правительства РФ (пп. 48.12 п.1 ст. 264 НК РФ);

961 — средства на предупреждение и предотвращения распространения, на диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции, безвозмездно переданные некоммерческим медицинским организациям, органам государственной власти и управления и (или) органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям (пп 19.5 ст. 265 НК РФ).

965-967 — расходы в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного некоммерческим организациям: код 965 — социально-ориентированным НКО (абзац 2 пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ); код 966 — централизованным религиозным организациям (абзац 3 пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ); код 967 — иным НКО, включенным в реестр и в наибольшей степени пострадавшим от новой коронавирусной инфекции (абзац 4 пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Арифметические ошибки не свидетельствуют о наличии схемы

Отклонения между данными отчетов заинтересуют налоговиков

Почему не соблюдается соотношение по выданным авансам

С отрудники ФНС России довели до сведения налогоплательщиков так называемые контрольные соотношения, разместив их на своем официальном сайте (http://www.nalog.ru/otchet/kontr_decl/). Их используют сами контролеры при проведении камеральных проверок. Первоначально контрольные соотношения были доступны только для служебного пользования. Однако теперь компании могут самостоятельно оценить типовые ошибки в отчетности и риск того, что данными, отраженными в декларациях, заинтересуются проверяющие. Ведь налоговики в случае выявления противоречий между показателями, содержащимися в представленных декларациях, вправе запросить у компании пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ). Даже если налог подлежит уплате в бюджет.

Проверяющие надеются на то, что все счетные ошибки будут отсеиваться на этапе подготовки отчетности

Контрольные соотношения данных налоговой декларации – это методика математического контроля правильности ее заполнения. То есть это те показатели, которые, прежде всего, позволяют выявить арифметические ошибки, а также различия между данными бухгалтерского и налогового учета. Однако на этапе углубленной камеральной проверки могут быть выявлены и схемы ухода от налогообложения.

Как сообщается на сайте ФНС России, проверяющие, опубликовав свои внутренние алгоритмы контроля, рассчитывают на то, что все счетные ошибки будут отсеиваться компанией на стадии подготовки отчетности. А до фискалов будут доходить уже реальные нарушения законодательства, с которыми они и будут работать в рамках мероприятий налогового контроля. Кроме того, данные формулы и расчеты предлагается внедрить в существующие бухгалтерские программы. Это позволит избежать представления уточненных деклараций для исправления ошибок.

Конечно, приведенные налоговиками контрольные соотношения не стоит рассматривать как руководство к действию, подлежащее беспрекословному выполнению. Проверяющие сами понимают это, отмечая, что, хотя невыполнение соотношения и может свидетельствовать о нарушении норм НК РФ, пока оно не доказано, таковым не является. Поэтому если компания обнаружила явные противоречия в отчетности, которые не являются ошибкой, то ей лучше сразу приложить к декларации пояснения и документы, объясняющие расхождения.

Отклонения между показателями бухгалтерской и налоговой отчетности не доказывают наличия схемы

Противоречия между сведениями, которые заложены в самой декларации по налогу на прибыль (приложение № 1, утвержденное приказом ФНС России от 22.03.12 № ММВ-7-3/174@), выявляются с помощью внутридокументарной проверки. В частности, величина доходов от реализации (строка 010 Листа 02) должна совпадать со строкой «Итого доходов от реализации» (строка 040 приложения № 1 к Листу 02). Сумма расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации (строка 030 Листа 02), должна быть такой же, как и величина «Итого признанных расходов», отраженная в строке 130 приложения № 2 к Листу 02. При этом сумма убытка (строка 050 Листа 02) должна в обязательном порядке совпадать с его величиной, отраженной в строке 360 приложения № 3 к Листу 02.

К тому же, если компания заявила, к примеру, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (п. 8 ст. 250 НК РФ)в строке 103 приложения № 1 к Листу 02, то показатель «Внереализационные доходы – всего» (строка 100 приложения № 1 к Листу 02) не должен равняться нулю. Как и показатель «Убытки, приравниваемые к внереализационным расходам» (строка 300 приложения № 2 к Листу 02) в случае, если компания признала какие-либо долги безнадежными согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 265 НК РФ (строка 302 приложения № 2 к Листу 02). А при определении величины прибыли или убытка (строка 060 Листа 02) следует учитывать, что из суммы доходов от реализации вычитаются, в том числе, расходы и убытки (строка 010 + строка 020 – строка 030 – строка 040 + строка 050 Листа 02).

Как правило, внутридокументарные ошибки носят арифметический характер и не свидетельствуют о том, что компания применяет незаконные методы оптимизации. Тем не менее контролеров могут заинтересовать отклонения между взаимосвязанными показателями в декларации и бухгалтерской отчетности. Так, выручка (строка 2110) в отчете о финансовых результатах (приложение № 1, утвержденное приказом Минфина России от 02.07.10 № 66н) должна совпадать с показателем «Выручка от реализации» в декларации по прибыли (строка 010 приложения № 1 к Листу 02).

Однако сами специалисты ФНС указывают, что на практике такие расхождения возможны. Поскольку по отдельным операциям в бухгалтерском и налогом учете применяются различные правила признания доходов и расходов. В частности, при безвозмездном получении имущества, при наличии производств с длительным циклом или при осуществлении операций с ценными бумагами.

Между тем налоговиков может заинтересовать и разница между суммой прямых расходов, отраженных в декларации по налогу на прибыль (строки 010, 020 приложения № 2 к Листу 02), и показателем «Себестоимость продаж» в отчете о финансовых результатах (строка 2120). В этом случае проверяющие могут запросить у компании учетную политику для целей налогообложения, чтобы уточнить перечень прямых расходов. Ведь, по мнению ФНС России, компания вправе в целях налогообложения отнести отдельные затраты к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности включить их в прямые расходы (письмо от 24.02.11 № КЕ-4-3/2952@).

Сумма прямых, косвенных и внереализационных расходов, заявленных в налоговой декларации, сравнивается с аналогичными показателями, отраженными в отчете о финансовых результатах (см. таблицу). В этом случае многие отклонения также объяснимы. Например, компания может применять разные способы начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете или различные правила отражения процентов по полученным кредитам и займам. К тому же в налоговом учете отдельные затраты нормируются. Это, в частности, рекламные расходы (п. 4 ст. 264 НК РФ), представительские расходы (п. 2 ст. 264 НК РФ), компенсация за использование личного автомобиля (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Тождество показателей декларации по налогу на прибыль и отчета о финансовых результатах

Налоговая декларация Отчет о финансовых результатах
№ строки наименование показателя № строки наименование показателя
010 Листа 02 Доходы от реализации 2110 Выручка
020 Листа 02 Внереализационные доходы 2310 Доходы от участия в других организациях
2320 Проценты к получению
2340 Прочие доходы
030 Листа 02 Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации 2120 Себестоимость продаж
2210 Коммерческие расходы
2220 Управленческие расходы
040 Листа 02 Внереализационные расходы 2330 Проценты к уплате
2350 Прочие расходы

Появление отклонений в показателях бухгалтерской и налоговой отчетности может быть вызвано и тем, что в налоговом учете не учитываются результаты переоценки основных средств (абз. 6 п. 1 ст. 257 НК РФ). Кроме того, некоторые затраты не признаются для целей налогообложения, поскольку не соответствуют критериям, установленным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.

Отметим также, что некоторые показатели бухгалтерской и налоговой отчетности соотнести нельзя. Например, пункт 9 статьи 258 НК РФ разрешает начислять амортизационную премию. В то же время в бухгалтерском учете такой порядок списания части стоимости основных средств не предусмотрен (ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30.03.01 № 26н).

Тем не менее, если в бухгалтерском балансе (приложение № 1, утвержденное приказом Минфина России от 02.07.10 № 66н) не будет прослеживаться увеличение стоимости основных средств (строка 1150), а в декларации по налогу на прибыль заявлена амортизационная премия (строки 042 и 043 приложения № 2 к Листу 02), то вопросы у инспекторов обязательно возникнут. Скорее всего, они заподозрят, что никакого приобретения основных средств не было вовсе.

Более того, если компания применяет ПБУ 18/02 (утвержденное приказом Минфина России от 19.11.02 № 114н), то разница между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью отражается в бухгалтерской отчетности. Так, отложенные активы в бухгалтерском балансе входят в состав внеоборотных активов, а отложенные налоговые обязательства – в состав долгосрочных обязательств. Постоянные же налоговые обязательства и активы, а также изменение отложенных активов и обязательств отражается в отчете о финансовых результатах. Влияние этих величин позволяет выявить чистую прибыль (убыток) и проследить разницы между бухгалтерским и налоговым учетом.

Так, если в отчете о движении денежных средств (приложение № 2, утвержденное приказом Минфина России от 02.07.10 № 66н) величина поступлений от продажи внеоборотных активов (строка 4211) больше нуля, то строка 010 приложения № 3 к Листу 02 в декларации также должна быть больше нуля (п. 2.4 Контрольных соотношений). В противном случае проверяющие могут заподозрить, что компания не учла доходы от реализации основных средств (п. 1 ст. 268 НК РФ).

Кроме того, если показатель «Платежи на уплату дивидендов в пользу собственников» (строка 4322) в данном отчете больше нуля, то и величина строк 110 и 120 раздела А Листа 03 декларации должна быть больше нуля (п. 2.5 Контрольных соотношений). Иначе контролеры могут заявить, что компания не удержала налог с дивидендов, выплаченных компаниям-учредителям (ст. 275 НК РФ).

Наличие убытка, льгот и пониженных ставок привлечет внимание при проверке декларации по прибыли

Впрочем, налоговиков может насторожить и тот факт, что компания отразила в составе расходов суммы налогов и сборов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ), начисленных в порядке, установленном законодательством РФ (строка 041 приложения № 2 к Листу 02). Хотя не представляла декларации по этим налогам в инспекцию. Это, в частности, налог на имущество, транспортный или земельный налоги. В этом случае проверяющие могут обвинить компанию в том, что она неправомерно завысила расходы, и потребуют пояснений.

Отметим также, что на практике довольно часто встречаются случаи, когда сумма выручки от реализации, отраженная в декларации по налогу на прибыль (строка 010 Листа 02), не совпадает с выручкой, заявленной в декларации по НДС (строка 010 раздела 3). Обнаружив такие несоответствия, контролеры также запросят пояснения или потребуют подать уточненку. Нередко они даже пытаются доначислить один из этих налогов.

Так, в одном из подобных споров инспекция доначислила обществу налог на прибыль в связи с занижением налоговой базы. При этом контролеры установили, что в декларации по налогу на прибыль отражен доход в меньшей сумме, нежели показана налоговая база в декларации по НДС. На этом основании проверяющие и сделали вывод о неуплате обществом налога на прибыль. Однако судьи, признавая решение незаконным, указали, что вывод о занижении налоговой базы должен основываться на первичных документах, которые инспекция не исследовала. А расхождение в данных деклараций объясняется арифметической ошибкой (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24.03.11 № КА-А40/2096-11).

Наконец, если в декларации по прибыли будут заявлены льготы, пониженные ставки или средства целевого финансирования, то налоговики в рамках камеральной проверки обязательно потребуют пояснений. Как и при наличии убытка, в том числе по отдельным операциям, финансовый результат по которым определяется в особом порядке.

Какие схемы пытаются увидеть налоговики, анализируя контрольные соотношения по НДС

Основным этапом проведения камеральной проверки декларации по НДС является сверка с данными бухгалтерской отчетности. Именно здесь контролеры пытаются выявить нарушения НК РФ и уличить компанию в применении тех или иных налоговых схем.

Так, выручка (строка 2110), отраженная в отчете о финансовых результатах, должна быть меньше или равна разности между налоговой базой по всем ставкам НДС (сумма строк 010, 020, 030, 040, 050 графы 3 раздела 3 декларации) и суммой НДС по расчетным ставкам (строка 030 + строка 040 + строка 050 графы 5 раздела 3), которые рассчитаны нарастающим итогом за год (п. 2.2 Контрольных соотношений). При этом проверяющие считают, что невыполнение соотношения может сигнализировать о возможном занижении налоговой базы по НДС.

Однако такое контрольное соотношение справедливо только для тех случаев, когда вся выручка за сопоставляемый период облагается НДС. Если же у компании имеются операции, не облагаемые НДС (ст. 149 НК РФ), то соотношение выполняться не будет. Поскольку значение выручки в отчете о финансовых результатах будет больше расчетных данных, указанных в декларации.

Если налоговики в ходе камералки обнаружат, что сумма исчисленного НДС со строительных работ для собственного потребления (строка 060 раздела 3) меньше НДС, подлежащего к вычету при выполнении СМР в соответствии с пунктом 5 статьи 172 НК РФ (строка 160 раздела 3), то обвинят компанию в необоснованном применении налоговых вычетов (п. 1.15 Контрольных соотношений).

В пункте 1.4 Контрольных соотношений указано, что когда исчисленный НДС (строка 120 раздела 3) включает в себя только суммы налога, подлежащие восстановлению (строка 120 – строка 90 = 0), то сумма НДС к вычету (строка 220) и сумма НДС к уменьшению (строка 240) должны быть равны нулю.

Однако это контрольное соотношение в настоящее время неактуально. Дело в том, что отсутствие реализации в соответствующем периоде не должно являться причиной для отказа в вычетах (постановление Президиума ВАС РФ от 03.05.06 № 14996/05). Такую позицию в настоящее время разделяют и фискальные органы (совместное письмо Минфина и ФНС России от 07.12.12 № ЕД-4-3/20687@).

Напомним, что НДС с авансов, уплаченных поставщикам, покупатель вправе принять к вычету (п. 9 ст. 172 НК РФ). Данная сумма отражается в строке 150 раздела 3 налоговой декларации. После принятия к учету полученного от поставщика товара покупатель на основании счета-фактуры производит вычет с отгрузки (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Однако при этом покупателю нужно восстановить ранее принятый к вычету налог с суммы аванса (подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ). А сумма НДС, подлежащая восстановлению, отражается в строке 110 раздела 3.

Поскольку восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, проверяющие считают, что суммы НДС, отраженные по строке 150, должны быть равны суммам, указанным в строке 110 (п. 1.9 Контрольных соотношений). Данное контрольное соотношение должно проверяться нарастающим итогом за год. При отклонении этих показателей фискалы могут заподозрить компанию в занижении суммы налога, подлежащей восстановлению. Однако такое контрольное соотношение будет выполняться не во всех случаях. Даже если компания не прибегала к схемам «сокрытия» налога.

Предположим, что в I квартале 2012 года компания перечислила аванс поставщику. При этом в предыдущих налоговых периодах авансы не перечислялись. НДС, принятый к вычету, составил 100 тыс. рублей. Товары в счет выданного аванса поступили в III квартале 2012 года. Во II квартале 2012 года компания снова выдала аванс контрагенту. НДС также был принят к вычету и составил 100 тыс. рублей. Товары по второму авансу поступили в I квартале 2013 года. В III и IV кварталах 2012 года компания авансы не перечисляла.

Соответственно, в декларации за I квартал 2012 года компания отразила НДС к вычету в размере 100 тыс. рублей. При этом строка 110 равна нулю. Ведь в предыдущих кварталах авансов не было, а значит, и нет налога, подлежащего восстановлению. В декларации за II квартал 2012 года в строке 150 организация показала НДС по второму авансу в размере 100 тыс. рублей. При этом строка 110 опять равна нулю. Поскольку принятый к вычету НДС по первому авансу будет восстановлен только в периоде получения товаров, то есть в III квартале. В декларации за III квартал компания отразила сумму восстановленного налога, а строка 150 – нулевая. В V квартале строки 110 и 150 также равны нулю.

Таким образом, ни в одном из налоговых периодов 2012 года установленное контролерами соотношение не будет соблюдаться. Не будет оно выполняться и нарастающим итогом. Так, за полугодие НДС, принятый к вычету, равен 200 тыс. рублей, а сумма, подлежащая восстановлению, равна нулю. За 9 месяцев и за год НДС к вычету составил 200 тыс. рублей, а подлежащий восстановлению – 100 тыс. рублей.

Впрочем, контрольные показатели в отношении НДС, исчисленного при получении оплаты от покупателей в счет предстоящих поставок, абсолютно справедливы. Так, авансовый налог, подлежащий вычету с даты отгрузки соответствующих товаров, должен быть меньше или равен сумме НДС по всем налоговым ставкам (строка 200

Читайте также: