Контроль фнс и росфинмониторинга над агентскими схемами

Опубликовано: 02.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


Использование в бизнесе посредников помогает оптимизировать налоговые платежи. Однако усилиями ФНС и Росфинмониторинга эта схема обрастает негативными последствиями, которые могут поставить под угрозу не только бизнес самого посредника, но и его контрагентов.

Вспомним, что отличает агентский договор от других. По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

Мы будем рассматривать агентский договор, по условиям которого агент в отношениях с третьим лицом действует от своего имени, хотя и за счет принципала. К такому договору применимы правила о договоре комиссии, если эти правила не противоречат положениям главы Гражданского кодекса РФ об агентировании или существу агентского договора (ст. 1011 ГК РФ).

Далее мы затронем отдельные условия агентского договора, а также иные моменты, на которые мы рекомендуем обратить внимание.

Отметим, что существенными условиями агентского договора (то есть такими, без согласования которых договор не признается заключенным) является только предмет договора — это юридические и/или фактические действия, которые агент должен совершить по поручению принципала.

Отсутствие согласования в договоре иных условий не квалифицирует договор как незаключенный, а такие несогласованные моменты будут определяться согласно положениям Гражданского кодекса РФ (соответственно если вам необходимо более четкое определение важных именно для вас условий, или не выгодны общие нормы ГК РФ, эти условия следует также включить в заключаемый вами договор).

Предмет договора

— Юридические действия, которые подлежат совершению агентом (то есть факты или обстоятельства, влекущие правовые последствия, и возникающие по воле физических и юридических лиц, например, заключить договор на оказание услуг с исполнителем, договор купли-продажи с покупателем и т.п.).

— Фактические действия, которые подлежат совершению агентом (это действия, которые сами по себе не влекут правовых последствий, например, осуществлять поиск исполнителей по поручению принципала, вести переговоры и согласовывать с ними условия договора — но без его заключения). Фактические действия как правило связаны с порученными агенту юридическими действиями и необходимы для их надлежащего совершения.

В ряде ситуаций фактические и юридические действия будут совпадать, например, получение продавцом-агентом оплаты от покупателя в розничной торговле одновременно является заключением договора розничной купли-продажи (ст.493 ГК РФ).

Отметим, что действия, которые должен совершить агент, могут быть указаны без подробной детализации, а только общие полномочия агента (заключать сделки, участвовать в расчетах и т.д.). Однако если агент осуществляет поиск исполнителей для принципала, мы рекомендуем конкретизировать действия агента для минимизации риска переквалификации договора (и перерасчета налоговых обязательств агента).

В частности, поручение принципала может заключаться в том, что агент:

— находит покупателей на товар принципала, либо наоборот, находит для принципала необходимое для него имущество (например, недвижимое);

— находит исполнителей для выполнения работ (оказания услуг) на объектах принципала;

— заключает от своего имени, но за счет принципала, договора с исполнителями, покупателями, продавцами;

— осуществляет иные действия, порученные ему принципалом.

Отметим, что агентский договор на реализацию или закуп товара (имущества) в отношении его юридической сути вопросов как правило не вызывает. Риск его переквалификации в самостоятельные договора купли-продажи есть, но его оценка в большей степени зависит от налоговой составляющей сделки, чем от ее юридической трактовки.

А вот агентский договор, предполагающий привлечение агентом исполнителей для оказания услуг, выполнения работ для принципала, в связи с неоднозначностью юридической составляющей может быть переквалифицирован в договора подряда и субподряда (либо возмездного оказания услуг — в зависимости от характера работ/услуг). Каких-либо четких критериев для разграничения этих типов договорных отношений в судебной практике нет, как правило суды анализируют обстоятельства конкретной ситуации (например, Определение ВАС РФ от 15.04.2013 N ВАС-3637/13 по делу N А19-13741/2011).

Сложность заключается в том, что если юридические и иные действия совершаются агентом от своего имени, но за счет принципала, то в этом случае права и обязанности по сделке, совершенной агентом с исполнителем, приобретает агент, даже если принципал указан в договоре или самостоятельно вступил с третьим лицом в отношения по исполнению сделки (в частности осуществляет фактическую приемку работ (услуг), выполненных исполнителем).

Для минимизации рисков рекомендуем четко определить порядок документальной фиксации взаимоотношений всех сторон (принципала, агента и фактического исполнителя). При этом важно разделить потоки документов, необходимых для отражения операций в бухгалтерском и налоговом учете (первичных документов — актов исполнителя, отчетов агента и т.п., счетов-фактур) и потоки документов, служащих подтверждением фактического исполнения работ/услуг, соблюдения требований к их качеству, срокам выполнения и прочим существенных для сторон факторам.

Например, стороны могут предусмотреть в агентском договоре и продублировать в договоре с исполнителем дополнительный отчет (журнал или иной документ), в котором принципал будет отмечать факт выполнения работ (оказания услуг) и отсутствие у него претензий к их качеству и срокам. Такой отчет целесообразно закрепить как приложение к акту выполненных работ (оказанных услуг) в договоре с исполнителем (подписываемым исполнителем с агентом, заключившим с ним договор выполнения работ). И копия (или дополнительный экземпляр такого отчета/журнала) будет передаваться принципалу в комплекте документов, подтверждающих расходы агента на исполнение поручения принципала (как правило, прилагаемых к отчету агента).

Разграничение имущества агента и принципала

В отношении, например, товаров принципала у сторон вопросов обычно не возникает — посредник принимает их к себе на забалансовый учет. Но в отношении других объектов гражданских прав ситуация не так однозначна.

В силу ст.128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся:

— вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права;

— результаты работ и оказание услуг;

— охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность);

Из указанной статьи следует, что, например, безналичные денежные средства относятся к иному имуществу, а не к вещам. И это вызывает сложности у сторон агентского договора в ситуации, когда посредник участвует в расчетах, а третье лицо по тем или иным причинам не исполнило свои договорные обязательства (например, задержало оплату) либо наоборот, перечислило аванс (и затем не выходило на связь более трех лет, либо ликвидировалось).

С одной стороны, исходя из формулировок ст.128, 996 ГК РФ, у принципала не возникает права собственности на безналичные денежные средства, поступившие от покупателя на счет агента.

В то же время, в отношении договора комиссии ВАС РФ разъяснял (п.9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2004 N 85), что по смыслу ст. 999 ГК РФ при отсутствии соглашения сторон об ином комиссионер обязан перечислять комитенту суммы, вырученные от продажи товара, принадлежащего последнему, по мере их поступления, а не по результатам исполнения поручения комитента в полном объеме. Это означает, что обязанность по перечислению комитенту сумм, полученных от третьих лиц, возникает у комиссионера непосредственно в момент получения указанных сумм и подлежит исполнению в разумный срок, если иное не установлено договором комиссии.

Получается, что все суммы (в том числе и авансы), которые комиссионер получил от покупателя по договору купли-продажи (заключенному по поручению комитента) он должен перечислить комитенту. Эта обязанность возникает непосредственно в момент получения суммы, при этом в договоре может быть согласован срок, в течение которого такие суммы перечисляются комитенту.

Поскольку нормы, установленные для договора комиссии применимы и в отношении агентского договора (ст.1011 ГК РФ), то суммы оплаты, полученные от третьих лиц и зависшие у агента, следует рассматривать как обязательство агента перед принципалом. Оставить их себе агент не вправе. Аналогично и долги третьих лиц посредник передает принципалу.

При этом при наличии задолженности принципала перед агентом, посредник вправе удержать причитающиеся ему по агентскому договору суммы из всех сумм, поступивших к нему за счет принципала (ст.410, 997, 1011 ГК РФ).

Отчет агента

Принципал должен принять переданное агентом, рассмотреть отчет и принять его или сообщить об имеющихся возражениях (п. 3 ст. 1008 ГК РФ).

В агентском договоре рекомендуется определить:

— порядок принятия принципалом исполненного агентом поручения;

— содержание отчета агента (либо установить его форму), способы и сроки его направления принципалу;

— порядок и срок рассмотрения принципалом отчета агента;

— какими доказательствами должны подтверждаться расходы агента (в частности какими именно документами, необходимость заверения копий документов, прилагаемых к отчету и т.д.).

Агент обязан отчитываться перед принципалом в порядке и сроки, которые предусмотрены договором. Если порядок исполнения агентского договора не определен, то агент обязан представить отчет по мере исполнения договора или по окончании исполнения (п. 1 ст. 1008 ГК РФ). Принципал должен рассмотреть его и принять или сообщить о своих возражениях (п. 3 ст. 1008 ГК РФ).

Стороны также определяют сроки рассмотрения отчета принципалом и порядок направления возражений на них. По общим нормам отчет агента считается принятым, если принципал не сообщил агенту о своих возражениях по нему в течение 30 дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок (п. 3 ст. 1008 ГК РФ).

Форму отчета посредника желательно закрепить в договоре. Он может содержать следующие сведения:

— дата составления отчета;

— реквизиты агентского договора (наименование, номер, дата);

— перечень совершенных юридических действий и даты их совершения;

— перечень совершенных фактических действий и даты их совершения;

— расходы, понесенные агентом в связи с исполнением договора;

— перечень документов, подтверждающих расходы агента и прилагаемых к отчету;

— реквизиты агента и принципала (наименование, ОГРН, ИНН, место нахождения);

— должность, фамилия, инициалы и подпись лица, действующего при составлении отчета от имени агента.

Если же отчеты лишь уведомляют о ходе выполнения поручения, на сумму вознаграждения необходимо дополнительно к отчету составить акт сдачи-приемки услуг (с соблюдением требований к реквизитам первичного документа).

В следующей части статьи Ирина Евстратова расскажет про срок договора, вознаграждение и расходы агента и про контроль ФНС и Росфинмониторинга над агентскими схемами.

Небольшая предыстория. Еще в 2004 г. в Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации…» была введена ст. 7.1, которая, в частности, в п. 1 предусматривала следующее правило:

адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

- сделки с недвижимым имуществом;

- управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;

- управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;

- привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;

- создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций –

должны соблюдать требования Закона в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения определённой информации.

Как видно, норма Закона была сформулирована довольно витиевато и расплывчато. Особенно смущали фразы «создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими», ведь по сути любой сторонний привлеченный юрист или бухгалтер так или иначе обеспечивает деятельность своего клиента. Тем не менее, эта норма мирно просуществовала в неизменном виде до сегодняшнего дня. По умолчанию считалось, что ее действие распространяется на тех юристов и бухгалтеров, которые непосредственно сами проводят операции с денежными средствами (иным имуществом) от имени или по поручению клиента, т.е. действуют на основании договоров поручения, комиссии, агентских договоров, договоров доверительного управления имуществом (например, занимаются посредничеством на рынке недвижимости). Предполагалось, что все остальные юристы и бухгалтера, в т.ч. оказывающие услуги в виде консультаций, могут спать спокойно, они не осуществляют операции с денежными средствами (иным имуществом) клиентов, а значит, их эта норма не касается.

Неожиданно 26.01.2018 г. вышло два информационных сообщения Росфинмониторинга о том, что лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги, должны подключиться к личному кабинету на сайте Росфинмониторинга, при этом в них отсутствовало уточнение, что данная обязанность касается лишь тех лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами (иным имуществом), указанные в п. 1 ст. 7.1 Закона. Учитывая, что норма Закона за прошедшее время не менялась, возникло предположение, что Росфинмониторинг просто некорректно выразился. Тем не менее, в бухгалтерском сообществе произошёл переполох, появились утверждения, что теперь все юристы и бухгалтера должны идентифицировать своих клиентов:

В апреле 2018 г. Росфинмониторинг издал рекомендации для лиц, оказывающих юридические и бухгалтерские услуги, в которых со ссылкой на Закон указал, что соответствующие требования касаются все-таки лишь тех юристов и бухгалтеров, кто осуществляет операции с денежными средствами или иным имуществом. Возможно, тем самым Росфинмониторинг попытался нивилировать неудачные формулировки своих предшествующих информационных сообщений. Те, кто отслеживал данную тему, наконец-то спокойно выдохнули.

Тем неожиданней было обнаружить в ленте юридических новостей информационное письмо Росфинмониторинга от 19.07.2018 № 54. Пп. 4 и 5 данного письма по своему содержанию являются поистине революционными. По мнению Росфинмониторинга, под действие ст. 7.1 Закона попадают лица, оказывающие по договору следующие виды услуг:

- по государственной регистрации юридических лиц (ИП);

- по правовому сопровождению (сюда относится разработка и анализ учредительных и других документов, консультационные услуги по профильному законодательству, оценка хозяйственных схем с правовой точки зрения, анализ и составление договоров и сопровождающих документов, сопровождение заключаемых обществом сделок (договоров), а также прочие консультации в сфере трудового и гражданского права, деловая переписка и т.д.);

- по бухгалтерскому сопровождению (включая организацию и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование, обработку первичных документов, оформление документов, сдачу отчетности и др.).

Как считает Росфинмониторинг, правовое и бухгалтерское сопровождение – это примеры «обеспечения деятельности» клиента, о котором говорит п. 1 ст. 7.1 Закона. Приведенные разъяснения не отличаются развернутостью, но можно предположить, что уже само по себе правовое или бухгалтерское сопровождение Росфинмониторинг рассматривает как пример осуществления операций с денежными средствами (иным имуществом) клиента, хотя в действительности таких операций может и не быть вовсе.

При этом интересно, что арбитражные управляющие, когда они действуют в рамках процедуры банкротства, по мнению Росфинмониторинга, не попадают под действие ст. 7.1, несмотря на то, что они оказывают юридические услуги и их деятельность напрямую предполагает совершение операций с денежными средствами (иным имуществом) банкрота (п. 3 информационного письма № 54).

Таким образом, с учетом последних разъяснений Росфинмониторинга субъектами исполнения ст. 7.1 Закона стали ВСЕ организации/ИП, в той или иной степени занимающиеся юридической или бухгалтерской практикой (кроме по общему правилу арбитражных управляющих), независимо от того, является такая практика для них основным или дополнительным видом бизнеса (соответствующее уточнение, к сожалению, отсутствует в Законе).

Какие последствия это влечет за собой? Это значит, что все организации/ИП, занимающиеся юридической или бухгалтерской практикой, должны:

- разработать правила внутреннего контроля;

- назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля;

- документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации правил внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер. Основанием для документального фиксирования по сути выступают любые обстоятельства, дающие основания полагать, что сопровождаемые сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (подозрительные операции);

- уведомлять Росфинмониторинг о совершении/возможности совершения клиентом подозрительных сделок - не позднее 3-х рабочих дней, следующих за днем выявления операции (сделки);

- не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом хранить документы и сведения, полученные при исполнении Закона;

- подключиться к личному кабинету на сайте Росфинмониторинга - в целях выявления среди своих клиентов лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также в целях предоставления в Росфинмониторинг сведений о подозрительных операциях.

Таким образом, у юридических и бухгалтерских компаний появляется НОВОЕ большое направление работы – соблюдение требований Закона № 115-ФЗ. Штрафы за нарушение требований Закона высокие, минимум для юридических лиц и ИП – 50 000 руб. (ст. 15.27 КоАП РФ).

https://grosh-blog.ru контроль росфинмониторинг

Депутаты Госдумы внесли в нижнюю палату парламента новый законопроект, который расширит контроль над операциями граждан со стороны Росфинмониторинга. Разбираемся, что вводят, и насколько это важно.

Что за законопроект?

Законопроектом вводятся изменения в нынче популярный закон 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”.

С текстом документа под номером 582426-7 можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

На данный момент банки, страховщики и другие организации уже передают в обязательном порядке информацию в Росфинмониторинг о многих наших операциях. Это наличные и безналичные операции на сумму от 600 тысяч рублей и выше, в то числе обмен валюты, страховые выплаты, покупка ювелирных изделий и драгметаллов, получение выигрышей в лотерею и множество других действий. Кроме того передаются данные о сделках с недвижимостью на сумму от 3 млн рублей.

Новым законом расширят список операций, подлежащих обязательному контролю со стороны Росфинмониторинга, а также станет больше юридических лиц, которые обязаны передавать всю эту информацию в ведомство.

1. Усилят контроль за почтовыми переводами

Согласно документу, обо всех почтовых переводах на сумму от 100 тысяч рублей и выше “Почта России” обязана будет передавать информацию в Росфинмониторинг.

2. Усилят контроль за пополнением личного счета абонентов сотовой связи

Имеются ввиду факты пополнения счета на сумму от 50 тысяч рублей и выше, кроме случаев когда деньги вносятся для непосредственной оплаты услуг связи. Соответственно, сведения о подобных транзакциях мобильные операторы тоже будут должны передавать в Росфинмониторинг. Напомню, что сейчас сотовые операторы позволяют использовать деньги, зачисленные на лицевой счет не только для оплаты услуг связи, но и для оплаты других услуг, а также переводов другим абонентам, в том числе и других операторов. По мнению авторов законопроекта, это серая зона, которая ничем не регулируется.

3. Расширят список подконтрольных операций свыше 600 тысяч рублей при снятии денег или внесении на банковский счёт или депозит

Теперь под контроль попадёт очень широкий список операций. Сюда будет включаться зачисление на счет страховки, зачисление средств по договору финансирования под уступку денежного требования, покупка и продажа драгметаллов и ювелирных изделий, списание или зачисление средств при участии лица в лотереях и тотализаторах, получение выигрышей, зачисление или списание денег по договорам безвозмездной помощи и другие операции.

4. О сделках с недвижимостью на сумму более 3 млн рублей будут сообщать и банки, и риэлторы

Законопроектом будет усилен контроль за сделками с недвижимостью. Таким образом авторы хотят выявлять случаи, когда владельцы квартир при продаже занижают их стоимость, чтобы сэкономить на НДФЛ. Риэлторы будут сообщать в Росфинмониторинг о цене сделки, а банки о связанных с ними операциях с денежными средствами. В свою очередь, информационный обмен между ФНС и Росфинмониторингом позволит выявлять расхождения и доначислять налоги.

Обязательному контролю будут подлежать зачисление и снятие средств с банковских счетов, выполнение платежа в наличной форме. Сейчас риэлторы и банки информируют финразведку лишь о суммах сделок, не раскрывая подробностей движения средств до и после сделки.

Сегодня при продаже квартиры граждане обязаны оплатить НДФЛ в том случае, если эта недвижимость была приобретена ими менее пяти лет назад. Сумма налога составляет 13% от разницы между ценой покупки и ценой продажи квартиры. Даже если продана недвижимость была дешевле, чем куплена, то налогоплательщик все равно обязан подать налоговую декларацию, а в ФНС, в свою очередь, могут потребовать подтвердить указанные в ней сведения.

5. Росфинмониторинг не будет контролировать госорганы

Отдельный пункт в 115-ФЗ прописан для некоммерческих организаций. Контролю подлежат операции на сумму от 100 тысяч рублей, если второй стороной выступает иностранное лицо или лицо без гражданства.

В новом законопроекте появляется уточнение о том, что из перечня подконтрольных организаций исключаются органы государственной власти, иные государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные корпорации, государственные компании и публично-правовые компании.

6. Не будет подлежать контролю обмен банкнот одного номинала на банкноты другого номинала

Этот пункт вообще решили убрать из новой редакции. Ранее такие операции на сумму свыше 600 тысяч рублей тоже контролировались Росфинмониторингом.

Что будет?

Глава парламентского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков отметил, что граждане ничего не заметят.

Для людей это [реализация законопроекта] ничего не означает, они вообще не заметят. Это касается только организаций. Можно сказать, что это статистическая информация, которая будет предоставляться дополнительно», пишет РБК

Контроль со стороны Росфинмониторинга не означает, что операции сверх определенной денежной суммы сразу будут считаться отмыванием.

Новые изменения, скорее, заставят поволноваться не граждан, а организации, которые обязаны передавать в Росфинмониторинг всю эту информацию – банки, МФО, инвестиционные и страховые компании, и многие другие, а теперь ещё почту, риэлторов и мобильных операторов. За нарушение информационного обмена ведомство грозится большими штрафами.

Стоит добавить, что, по данным ведомства, пока о тотальном контроле и проверках речи не идёт. По официальной статистике в 2017 году в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, т.е. в рамках 115-ФЗ, ведомство провело только 443 проверки и наложило 799 административных наказаний, что не так уж и много, учитывая все объемы операций, которые попадают под действие закона.

Однако Росфинмониторинг и ФНС этой весной договорились о расширении сотрудничества, поэтому ведомство может передавать в налоговую информацию, которую, в свою очередь, налоговая уже может использовать для начала проведения проверки отдельных лиц и доначисления налогов. А это уже совсем другая история.

За неисполнение предписания Росфинмониторинга организации назначат штраф до 1 млн руб. А за легализацию имущества, приобретенного другими лицами преступным путем, предпринимателю грозит до 7 лет лишения свободы. Для минимизации рисков следует ознакомиться с нормативными документами, где определены порядок проведения проверок бизнеса и критерии оценки «необычных» сделок

Проверки Росфинмониторинга

Мораторий – не для всех

В основе регулирования государственной и муниципальной проверочной деятельности лежит Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Этим актом на Правительство РФ возложена обязанность не только по руководству подчиненными федеральными исполнительными органами, но и по подготовке единого реестра проверок. В связи с этим Правительством РФ разработаны и приняты Правила подготовки ежегодных планов проведения проверок, а также был установлен временный мораторий на проверки малого бизнеса.

Вместе с тем при определении предмета регулирования вышеуказанного федерального закона законодатель исключил из него контроль за соблюдением требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (п. 15 ч. 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ). Это свидетельствует о том, что установленный Правительством РФ мораторий не касается деятельности Росфинмониторинга.

Индикаторы проверки

Росфинмониторинг выработал множество критериев, при наличии которых предпринимателю следует насторожиться. Например, существенное отклонение условий сделки от рыночных аналогов, сложные схемы расчетов или расчеты наличными, взаимосвязи с «молодыми» контрагентами, сделки с предметами искусства – малая толика тех маячков, на которые обратят внимание проверяющие.

Помимо общих критериев Росфинмониторинг выработал индикаторы для отдельных областей экономической деятельности. Так, при совершении сделок с недвижимостью проверяющие посмотрят в том числе на такие моменты: попытка совершения сделки с имуществом с обременением, отличная в два раза от рыночной цена, покупка и продажа физическим лицом недвижимости более трех раз, совершение сделок с нерезидентом.

Особое внимание Росфинмониторинга привлекают лизинговые компании, операторы по приему платежей, организации-посредники при купле-продаже недвижимости, а также компании, заключающие договоры факторинга в качестве финансовых агентов.

Как проверяют?

Основание проверки – приказ руководителя (его заместителя). В ходе проведения проверки обратят внимание:

  • на организацию системы внутреннего контроля (например, разработка правил внутреннего контроля, определение ответственных должностных лиц);
  • на осуществление внутреннего контроля (например, идентификация клиентов, выявление подозрительных операций, заморозка (блокировка) денежных средств).

Проверки проводятся выездные и камеральные. При выездной проверке проверяющие требуют предоставить конкретную информацию, получают устные и письменные объяснения. В дальнейшем полученные документы и сведения анализируются на предмет исполнения требований специального законодательства. По результатам проверки составляется акт.

При выявлении подозрительных операций работе аналитика предшествует применение роботизированных систем фильтрации операций.

Кроме того, на Росфинмониторинг возложены полномочия по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях. Например, в случае неисполнения его предписания организации грозит штраф до 1 млн руб. – ощутимый удар по бизнесу. При наличии признаков преступлений, предусмотренных ст. 174, 174.1 УК РФ, Росфинмониторинг направляет информацию в правоохранительные органы, которые решают вопрос о возбуждении уголовного дела. Максимальное наказание за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, составляет 7 лет лишения свободы.

Рекомендации бизнесу

Предпринимателю следует внимательно ознакомиться с нормативными документами Росфинмониторинга, где определены критерии оценки необычных сделок, обязанности поднадзорных субъектов и процедуры осуществления проверок бизнеса. К таким актам относятся, в частности:

  • Приказ Росфинмониторинга от 29 июля 2014 г. № 191;
  • Приказ Росфинмониторинга от 8 мая 2009 г. № 103;
  • Приказ Генпрокуратуры России № 511, Росфинмониторинга № 244, МВД России № 541, ФСБ России № 433, ФТС России № 1313, СК России № 80 от 21 августа 2018 г.;
  • Памятка для организаций и индивидуальных предпринимателей, поднадзорных Росфинмониторингу.

В общем виде указанные акты содержат матрицу проверочной деятельности – от объектов изучения до применяемых процессуальных маневров. Детальное знание нормативной базы – залог эффективной предупредительной деятельности предпринимателя.

Так, если в ваших сделках присутствуют признаки «необычности», например запутанный характер, то вам следует подготовить пакет доказательственной информации, свидетельствующей о том, что в предусмотренной сфере бизнес-активности это единственно возможный и необходимый порядок ведения дел. При работе с бюджетными деньгами нужно обязательно иметь документацию, подтверждающую целевое расходование средств.

Кроме того, организациям рекомендуется: тщательно проверять контрагентов и клиентов, хранить информацию о контрагентах и операциях (сделках), проводить обучение сотрудников, осуществлять деятельность по предусмотренным в ЕГРЮЛ видам деятельности, внимательно отслеживать назначение платежа и принимать иные меры, направленные на минимизацию рисков.

от 15 октября 2015 года N 01-01-14/22440

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 15 октября 2015 года N ММВ-23-2/77@

О сотрудничестве и организации информационного взаимодействия федеральной службы по финансовому мониторингу и федеральной налоговой службы

Статья 1

1.1. Предметом настоящего Соглашения является сотрудничество Сторон в целях эффективного выполнения задач, возложенных на Стороны указанными в преамбуле настоящего Соглашения нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также исполнения поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

1.2. Целью настоящего Соглашения является выстраивание эффективного взаимодействия Сторон по вопросам предупреждения, выявления и пресечения незаконных финансовых операций, а также обеспечение полноты поступления налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации и предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации в сферах деятельности Сторон.

1.3. Сотрудничество Сторон основывается на взаимном предоставлении данных и информации, находящихся в распоряжении Сторон. Стороны осуществляют информационное взаимодействие в соответствии с настоящим Соглашением.

1.4. Информационное взаимодействие Сторон осуществляется на уровне центральных аппаратов с привлечением к участию в нем их территориальных органов. Стороны определяют должностных лиц, ответственных за межведомственный информационный обмен и координацию взаимодействия по реализации положений настоящего Соглашения, а также уполномоченных направлять запросы.

1.5. Взаимодействие Сторон строится на принципах законности, конфиденциальности, согласованности действий, взаимопомощи и безвозмездности.

Статья 2

Направления и формы сотрудничества Сторон

Стороны в порядке взаимодействия:

2.1. определяют направления совместной деятельности с учетом оценки соответствующих рисков (в том числе отраслевых, региональных, секторальных) и организуют мероприятия по их выполнению;

2.2. проводят мероприятия по выявлению и предупреждению незаконных финансовых операций по объектам контроля, предварительно согласованным Сторонами. В указанных целях Стороны осуществляют планирование объектов и сроков проверочных мероприятий, обмен информацией, связанной с осуществлением данных мероприятий;

2.3. обеспечивают координацию деятельности и согласованность действий своих территориальных органов при организации совместных мероприятий по приоритетным направлениям, определенным Сторонами;

2.4. создают при необходимости группы по изучению и реагированию на ситуации, выявленные при осуществлении мероприятий, направленных на выявление незаконных финансовых операций;

2.5. осуществляют взаимный информационный обмен сведениями, в том числе в электронной форме, представляющими интерес для Сторон и непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

2.6. осуществляют в установленном порядке взаимодействие по вопросам контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

2.7. проводят консультации, совместные рабочие встречи и совещания в целях выработки позиций и предложений по проблемам, входящим в их компетенцию и представляющих совместный интерес;

2.8. вырабатывают согласованную позицию при подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, касающихся противодействия незаконным финансовым операциям;

2.9. разрабатывают инструктивные и методические документы по осуществлению мероприятий по вопросам, относящимся к предмету настоящего Соглашения;

2.10. обмениваются опытом в целях повышения квалификации кадров, в том числе путем проведения совместных семинаров (конференций).

Статья 3

3.1. Стороны обмениваются информацией в порядке, установленном настоящим Соглашением.

3.2. Перечень передаваемой информации, периодичность, формы и сроки ее передачи определены в приложениях N 1 и N 2 к настоящему Соглашению, являющихся его неотъемлемыми частями. Указанные приложения могут изменяться по согласованию Сторон путем оформления соответствующих дополнений к настоящему Соглашению.

Порядок обмена Сторонами информацией в электронной форме, сроки представления, уровень передаваемой информации, требования к структуре и содержанию форматов файлов передачи данных, используемые средства криптографической защиты, средства коммуникации и связи, а также прочие технические условия, необходимые для обеспечения информационного взаимодействия в соответствии с настоящим Соглашением, определяются Протоколом информационного взаимодействия Сторон в электронной форме, который подписывается заместителями руководителей Сторон, ответственными за организацию информационно-технического обеспечения.

3.3. Росфинмониторинг в порядке взаимодействия с ФНС России:

осуществляет предоставление информации, необходимой для выполнения условий настоящего Соглашения;

инициативно или по запросу направляет при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных в результате налоговых преступлений либо преднамеренного банкротства и иных неправомерных действий, связанных с банкротством, соответствующую информацию и материалы в ФНС России (его территориальные органы);

инициативно или по запросу информирует о выявляемых рисках неисполнения требований законодательства Российской Федерации и угрозах, возникающих в связи с незаконными финансовыми операциями, принятие мер по которым относится к полномочиям налоговых органов.

3.4. ФНС России в порядке взаимодействия с Росфинмониторингом:

осуществляет предоставление информации, необходимой для выполнения условий настоящего Соглашения;

направляет в Росфинмониторинг информацию о результатах использования полученных из Росфинмониторинга сведений и материалов, переданных в рамках настоящего Соглашения.

Статья 4

4.1. Порядок и формы взаимодействия в целях реализации пунктов 2.1, 2.2 и 2.6 статьи 2 настоящего Соглашения оформляются письмами, в том числе совместными, подписанными уполномоченными представителями Сторон.

4.2. Порядок и методы взаимодействия по иным направлениям взаимодействия в рамках настоящего Соглашения утверждаются Протоколами взаимодействия Сторон, являющимися неотъемлемыми частями настоящего Соглашения.

Статья 5

Стороны обязуются обеспечивать конфиденциальность получаемой в рамках настоящего Соглашения информации. Сведения, полученные Сторонами (их территориальными органами) при реализации положений настоящего Соглашения, подлежат использованию исключительно в служебных целях, не подлежат разглашению и приобщению к официальным документам, и могут быть переданы третьей стороне только с письменного согласия Стороны, предоставившей информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

За разглашение информации с ограниченным доступом Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 6

Настоящее Соглашение заключено на неопределенный срок и вступает в силу со дня его подписания Сторонами.

Внесение изменений и дополнений в настоящее Соглашение осуществляется в письменной форме по взаимному согласованию Сторон. Изменения и дополнения в настоящее Соглашение оформляются соответствующим дополнением к Соглашению, подписываемым Сторонами, которое является неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

Если одна из Сторон принимает решение о расторжении настоящего Соглашения, она должна письменно уведомить об этом другую Сторону не позднее чем за три месяца до его расторжения.

Соглашение о сотрудничестве Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной налоговой службы от 27.12.2006 N 01-1-13/6/САЭ-25-06/8 применяется в части, не противоречащей настоящему Соглашению, до отмены Дополнения к Соглашению от 22.03.2013 N 01-01-15/964/ММВ-23-6/5, Протокола информационного взаимодействия между ФНС России и Росфинмониторингом от 02.05.2007 N 1 и Протокола информационного взаимодействия между ФНС России и Росфинмониторингом от 17.05.2013 N 2, являющихся неотъемлемой частью указанного Соглашения.

Настоящее Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой Стороны.

Директор Федеральной службы
по финансовому мониторингу
Ю.А.Чиханчин

Руководитель Федеральной
налоговой службы
М.В.Мишустин

Приложение N 1
к Соглашению "Об информационном взаимодействии
между Федеральной службой по финансовому
мониторингу и Федеральной налоговой службой"
от 15 октября 2015 года N 01-01-14/22440/ММВ-23-2/77@

Информация, передаваемая ФНС России в Росфинмониторинг

Читайте также: