Кому принадлежало право вотирования налогов в германских княжествах

Опубликовано: 16.05.2024

К началу X в. Германия представляла собой совокупность племенных герцогств. Наиболее крупные были: Швабия, Бавария, Саксония, Тюрингия. Позднее Германия присоединила Лотарингию.

Германское государство в X-XII вв. - раннефеодальная монархия с относительно сильной королевской властью. Однако политического единства не существовало. На западных землях, где было заметно влияние римских порядков, сложился вотчинно-ленный феодализм, на землях, не испытавших римского влияния, сохранились территории с догосударственным бытом, там сильны были общинные связи.

В середине X в. германскому королю Оттону удалось завладеть значительной частью Италии. В 962 г. под предлогом оказания помощи папе римскому германский король явился в Рим и был коронован императором Германии.

В XIII в., после завершения насильственного присоединения к Германии земель Италии, Чехии и некоторых других, германское государство получило официальное название «Священная Римская империя германской нации». Этот термин означал, что германские императоры являются преемниками римских императоров и что они суверенны, а термин «священная империя» подчеркивал, что германские императоры вместе с римским папой призваны нести миру христианскую культуру.

Таким образом, становление государственности в Германии шло в опоре на церковь, которая способствовало усилению централизованной королевской власти.

Так возникло германское государство, представлявшее собой де-факто федерацию самостоятельных германских (и негерманских) феодальных государств.

Центральный аппарат в Германии X-XII вв. сохранял черты дворцово-вотчинной системы управления Каролингов. Избираемый феодалами император поддерживал свою власть, постоянно разъезжая по империи. Высшие должностные лица – канцлер, маршал и т.д. Эти должности постепенно становятся наследственными и возлагаются на крупных светских и духовных князей.

В начале XI в. создается Королевский совет, рассматривающий важные государственные дела.

С XII в. начинается постепенный процесс разложения системы королевской администрации на местах. Королевские чиновники, превратившиеся в самостоятельных князей с сильной властью, начинают создавать свои органы управления. Таким образом, начиная с XII в. деятельность центрального и местного аппарата Германии все менее зависела от воли императора, и все более - от привилегий князей.

Князья получили право чеканить свою монету, взимать таможенные пошлины, собирать налоги, иметь свой суд, решения которого обжалованию не подлежали.

Крупные светские и духовные землевладельцы стали превращать свои владения в самостоятельные княжества.

По правовому положению все население делилось на 2 сословия: неподатное - военно-рыцарское и податное: крестьяне, имперские и земские горожане, не получившие вольную грамоту.

Военно-рыцарское сословие было разделено, в свою очередь, на 7 рангов (щитов) по «Саксонскому зерцалу». Существовали свободные и несвободные крестьяне. Первые – обладатели аллода и чиншевики (арендаторы), вторые – крепостные.

В 13-14 вв. Германия окончательно распадается на множество княжеств, графств, бароний, рыцарских владений, экономически и политически разобщенных.

Одновременно завершается оформление сословий, которые из-за самостоятельности княжеств имели неоднородный характер в масштабах всей страны.

В империи существовали имперские сословия или чины, в княжествах – земские сословия.

имперские Княжеские
1. имперские князья: светские и духовные 1. дворяне
2. имперские рыцари 2. духовенство княжеств
3. представители имперских городов 3. горожане княжеских городов

Происходит дифференциация духовенства: высшие – епископы, аббаты и низшие – сельские, городские священники, а также городского населения:

Бюргеры· (средняя часть населения)

В связи с дальнейшим возвышением роли князей, среди них выделилась немногочисленная группа светских и духовных аристократов, которые оказывали решающее влияние на государственную власть в Германии. Их называли курфюрстами – князьями-избирателями, так как именно им принадлежало право избрания короля.

В 14 в. принцип избрания на престол по воле собрания высшей знати империи стал абсолютным. Это было закреплено в особом документе – «Золотой булле 1356 г.», принятом по настоянию 7 владетельных князей (Майнца, Кельна, Рейнского, Саксонского, Бранденбургского). Булла устанавливала, что император избирался особой коллегией курфюрстов, причем это право становилось наследственным. После избрания король обязан был признать и одобрить все привилегии, вольности, саны князей-избирателей.

«Золотая булла» подтвердила, таким образом, полную политическую самостоятельность курфюрстов, их равенство императору, они, а не император имели право высшей юрисдикции в своем княжестве, за исключением права объявлять войну и заключать мир с иностранными государствами (император).

В Германии помимо императоров и коллегии князей, существовали и сословно-представительные органы.

Общегерманский сословно-представительный орган – Рейхстаг - состоял из 3-х коллегий:

- коллегии князей, графов и свободных господ,

- представителей имперских городов.

Компетенция рейхстага не была точно определена. Император испрашивал его согласия по военным, международным и финансовым вопросам. Акты рейхстага не обладали обязательной силой, носили рекомендательный характер.

Кроме рейхстага в некоторых княжествах в 14 в. также формируются собрания земских чинов, состоявших их духовенства, рыцарей, горожан – ландтаги. Они несколько ограничивали власть князя внутри княжества, но в большинстве случаев ландтаг не пользовался решающим голосом при решении областных или государственных вопросов. Однако его согласия князь испрашивал по финансовым вопросам княжества. При необходимости князь всегда мог найти поддержку у 2-х сословий, свободных от уплаты налогов – высшего духовенства и рыцарства.

Абсолютизм в Германии:

носил§ княжеский характер. Его установление в Германии не привело к централизации,

не было§ единого имперского войска,

власть§ императора была номинальна. Князья окончательно утвердили свою самостоятельность. Германия, по сути, являлась конфедерацией самостоятельных государств, в каждом княжестве были свои таможенные тарифы, монеты, меры веса, собственные законы и т.д.,

не§ существовало единого экономического пространства. Экономическая и политическая разобщенность мешала образованию единой нации, сдерживало развитие капитализма,

в отличие от§ Франции, абсолютизм никогда не носил прогрессивных черт.

В 17 в. самыми крупными монархиями Германии являлись Австрия и Пруссия, выделившиеся из Баварии. В обоих государствах существовал королевский абсолютизм, правители полностью сосредоточили всю полноту власти в своих руках, регламентируя даже личную жизнь своих подчиненных.

В начале 17 в. курфюрст Пруссии получил титул короля, он руководил военным ведомством, финансовым и юстицией. Опорой власти была армия и чиновники (армия в Пруссии была самой сильной в Германии). Даже чиновники воспитывались на военных традициях. Прохождение по службе регулировалось табелем о рангах. Король лично уделял большое внимание армии, дисциплине в ней. Прусская армия строилась по аксиоме короля: «Солдат должен бояться своего офицера больше, чем противника».

Прусскую монархию той эпохи относят к разновидности полицейского государства.

Ландтаги на местах сохранились, но они полностью попадали под власть чиновников короля.

Особенностью германского средневекового права является множественность его источников. Наиболее распространенными источниками были обычаи каждой области, княжества, отдельного города. Источниками права были также иммунитетные грамоты, грамоты-формулы (образцы документов), имперское законодательство.

В ранний период истории Германии были распространено фемное право, допускавшее ритуальный самосуд. Заседания суда проходило тайно, состав суда не оглашался, на лицах судей были повязки. Приговор в виде повешения приводился в исполнение немедленно.

С 11 в. на развитие права оказало огромное влияние церковь, признав наиболее опасными преступлениями колдовство, ведовство, ересь.

Наиболее крупными и важными источниками права средневековой Германии являлись «Саксонское зерцало» (13 в.), «Золотая булла» (1356 г.) и «Каролина» (1632 г.).

Широко было распространено Магдебургское право, имевшее влияние в 80 городах Германии и др. странах.

Несмотря на наметившиеся тенденции к унификации общенационального права германское право оставалось партикулярным вплоть до конца 19 в.

Полноправным собственником земли считался тот, кто принадлежал к военно-рыцарскому сословию, владел леном и военным щитом. Он был обязан нести военную, государственную службу.

Неограниченного права распоряжения леном не существовало. При его отчуждении требовалось согласие сеньора и родственников.

date image
2014-02-17 views image
522

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



В период X–XIII вв. Германия не знала единой правовой системы: на каждой территории со своей политической властью существовало свое правои отношения внутри каждого сословия также регулировались своими правовыми нормами. Основным источником права в этот период являлся обычайВ XIII в. были предприняты первые частные попытки записать обычаи, действовавшие в некоторых районах Германии. Наиболее известным из этих записей является «Саксонское зерцало»,составленное Эйке фон Репгофом во второй половине 20-х гг. XIII в. состоящее из двух частей. В первой излагается «земское право» северо-восточных областей Германии К нему относились нормы государственного, гражданского, уголовного и процессуального права. Во второй части излагается «ленное право» – нормы, регулирующие отношения между феодаламиОсновными идеями кодексаявляются верховенство князей над императорами, независимость отдельных областей Германии. В этом смысле кодекс – достойный предшественник «Золотой буллы».

Основное содержание«Саксонского зерцала» составляют правовые нормы, регулирующие имущественные отношения.В соответствии с ними к наследованию в первую очередь призывались дети мужского пола, а затем женского. «Саксонское зерцало» без всякой системы излагает широкой круг деяний признаваемых преступными: грабеж, кража, поджог, убийство, изнасилование, причинение тяжких телесных повреждений, оскорбление и т. д. Все виды наказанийможно объединить в три основные группы: тяжкие наказания (смертная казнь в различных видах); членовредительские и телесные наказания позорящие наказания. Подавляющее большинство преступлений(колдовство, убийство, ночная кража, изнасилование и т. д.) каралось смертной казнью.

Помимо юридических норм в Саксонском зерцале изложены теоретические правовые концепции, характерные для средневекового германского общества, а также политико-правовые взгляды самого автора.

В различных княжествах Германии уголовное и уголовно-процессуальное право основывалось на принципах «Каролины»– свода законов, изданных в 1532 г., названный так по имени императора Карла V. Он содержит более 100 статей с нормами о преступлениях и наказаниях. На основе «Каролины» образовалось общее немецкое уголовное право. В этом своде законов точное определение получает преступное деяние, намечается стремление к определению отличия преступления от проступков, влекущих за собой меньшую ответственность.

Опасными преступлениямисчитались вероотступничество, колдовство, поджог, убийство и др. Выделялись преступления против религии, такие, как богохульство, кощунство, нарушение клятвы, подделка монеты, мер весов, предметов торговли.

Преступления против нравственности– похищения женщин, двоебрачие, прелюбодеяние, изнасилование.Государственные преступления– бунт против власти, оскорбление императорского величия злостное бродяжничество. Вплоть до XVI в. считалось преступлением анатомирование трупов.

НАСТРОЙКИ.

Необходима регистрация

Необходима регистрация



СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ


  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 176

Авторский коллектив:

Л.М. Гудошников, доктор юридических наук, профессор — гл. 6, 15, 23.

О. А. Жидков, доктор юридических наук, профессор — предисловие (совместно с Н. А. Крашенинниковой), гл. 3 (§ 1, 2, 3, 5, 6), 7, 16, 18–21.

Н. А. Крашенинникова, доктор юридических наук, профессор — предисловие (совместно с О. А. Жидковым), гл. 3 (§ 4), 4,5, 8, 11, 13, 14.

О. Л. Лысенко, кандидат юридических наук — гл. 22 (совместно с В. А. Савельевым).

А. А. Мишин, доктор юридических наук, профессор — гл. 2.

В. А. Савельев, кандидат юридических наук — гл. 22 (совместно с О. Л. Лысенко).

В.Н. Струнников, доктор юридических наук, профессор — гл.12.

С. В. Чиркин, кандидат юридических наук, доцент — гл. 1, 9, 10, 17.

Предлагаемая читателям книга является второй частью учебника для студентов-юристов, вышедшего в свет в издательстве 'Норма' в 1996 г. Первая его часть посвящена истории государства и права древнего мира и средних веков. Вторая часть учебника включает в себя историю государства и права нового и новейшего (XX в.) времени.

Структурно вторая часть распадается на три раздела. Первый раздел — история государства нового времени, второй раздел — история государства в XX в., третий — история права нового и новейшего времени.

Переход человечества от средневековья к новому времени берет свое начало еще в XV–XVI вв., т. е. в эпоху Возрождения и Реформации. Именно в это время начинается переворот, прежде всего в политическом и правовом сознании людей и в экономике, которая все больше ориентируется на капиталистическое предпринимательство. Но применительно к предмету данного учебника, т. е. к той общественной сфере, которая непосредственно связана с политикой и государством, новое время исчисляется обычно с английской и французской революций XVII–XVIII вв.

Именно с этого рубежа мировой истории идет процесс утверждения современного государства, которое принципиально отличается от рассматриваемой в первой части государственности предшествующих эпох. Это государство, несмотря на многочисленные препоны на его пути, в том числе и на попятные движения, определило магистральный путь развития цивилизации — путь к свободному предпринимательству, демократии, законности, к правовому государству, которое зиждется на гражданском обществе.

В это время было положено начало представительному правлению, которое по мере своего развития обеспечило участие все более широких слоев населения в государственной жизни. В передовых государствах человек и гражданин получил невиданные ранее в истории политические права и гражданские свободы, что сделало возможным более полную реализацию политического потенциала общества.

Второй раздел данного учебника посвящен развитию государственности в XX в. Такое структурное и хронологически определенное выделение XX в. имеет свой резон. Оно оправдано тем, что XX в. в результате научно-технической, информационной, демографической и т. п. революций был ознаменован крупными переменами в экономической и социальной жизни.

Этот век оставил особенно заметный след в политико-государственной сфере, причем не только благодаря развитию демократических институтов, но и благодаря двум кровопролитным мировым войнам, нацизму и военным диктатурам. Во многих странах, особенно в новых молодых государствах, можно видеть настоящий калейдоскоп форм государственного правления, военные и военно-гражданские диктатуры, превосходящие по своей жестокости все виданные ранее в истории. Все это свидетельствует о противоречивости исторического процесса, притом, что в XX в. доминировали идеи демократии, социальных компромиссов, господства права.

Выделение истории государства XX в. вызывается и небывалой ранее активностью государств, в том числе и демократических, во всех сферах общественной жизни: в экономике, политике, идеологии, в социальной сфере.

В XX веке, особенно во второй его половине, государство в развитых странах мира все больше берет на себя ответственность за общественный прогресс, за проведение сильной социальной политики, за предотвращение военной, термоядерной опасности, за меры, направленные на устранение угрозы человечеству экологической катастрофы.

Что касается последнего раздела учебника, посвященного истории права в новое и новейшее время, то следует заметить, что он не содержит в себе каких-либо существенных и четких внутренних хронологических рубежей. Современное право, утвердившееся в результате упомянутых выше революций, основанное на новых принципах, развивалось в отличие от государства более плавно, эволюционно.

Право в меньшей степени, чем государство, испытывает на себе последствия политических катаклизмов. Оно в большей мере сориентировано на удовлетворение глубинных и всесторонних потребностей человеческого общения. Присущая праву преемственность делает нецелесообразным рассмотрение его раздельно по двум самостоятельным периодам.

Принципиальные методологические подходы авторского коллектива определены еще во введении к первой части учебника. Суть их сводится к тому, что государство и право рассматриваются не в формационном плане, а как составной элемент общецивилизационного процесса.

Этими подходами руководствовались авторы и во второй части учебника. Они поставили своей задачей показать читателям общемировой процесс развития государства и права как движение от менее сложных к более сложным политико-правовым формам. В этом процессе авторы отмечают как позитивный, так и негативный исторический опыт.

Исходя из того же общецивилизационного подхода, авторы на конкретном историко-правовом материале нового и новейшего времени показывают, что, несмотря на многочисленные проявления регресса в политической жизни, демократическое и правовое государство приобретает в наше время все большую общечеловеческую ценность, активно участвует в решении все новых и новых проблем, встающих перед обществом.

Во второй части учебника в большей степени, чем в первой, используется наряду с конкретно- историческим подходом также и метод сравнительного анализа. Этот метод становится особенно необходимым, поскольку политико-правовая география (по сравнению с древним миром и средними веками) значительно усложнилась. На политической карте мира появилось большое число новых государств, которые имеют свои самостоятельные политические и правовые системы.

Для того чтобы дать студентам представление о происходящих глобальных процессах развития государства и права, авторы, прибегая к этому методу, рассматривают историю не только отдельных государств, но и историю государств целых регионов или даже континентов. Что касается отдельных государств, то авторы, прежде всего выделяют так называемые великие державы, а также те государства, история которых оставила заметный след в развитии цивилизации.

Раздел I. История государства в новое время

Территория Германии в VI - VIII вв. входила в состав Франкского государства. С распадом империи Каролингов (843 по Верденскому договору 843 г) территория Германии стала частью Восточно-Франкского королевства, что положило начало государственному обособлению германских областей. Завершение формирования самостоятельного германского раннефеодального государства произошло после избрания в 919 г. германским королем саксонского герцога Генриха I, основателя Саксонской династии. Первоначально Германия включала четыре племенных герцогства (Саксонию, Франконию, Швабию, Аллеманию) и Баварию; позднее были присоединены Лотарингия и Фризия (Фрисландия - французские, итальянские и славянские земли).

Историю Германского феодального государства можно разделить на два периода:

· период относительно единого раннефеодального государства (X - XII вв.);

· период феодальной раздробленности (XIII - начало XIX вв.).

Оттон I и создание германской империи.

В борьбе с герцогами королевская власть пыталась опереться на поддержку церкви. Так, Оттон I ввел так называемые "оттоновские привилегии", сущность которых состояла в территориальном расширении церковного иммунитета, распространенного на весь округ, где были расположены владения. С другой стороны, церковный иммунитет был расширен по своему содержанию: владелец иммунитета получил право высшей уголовной юстиции в пределах своего округа. Таким путем были созданы самостоятельные церковные округа, непосредственно связанные с королевской властью: король облагал церковные земли налогами в свою пользу, получал доходы с вакантных церковных должностей. Судебные функции в иммунитетном округе были переданы королевскому чиновнику – церковному фогту, находящемуся в прямом подчинении центрального правительства. Укрепив свои позиции, император Оттон I в середине Х в. предпринял удачную попытку завоевания Италии, что давало широкие возможности земельных и денежных захватов и укрепление королевской власти над епископами. Римский папа в это время нуждался в поддержке германского короля. В 962 г. он возложил на Оттона I императорскую корону. Возрожденная империя получила впоследствии название "Священной римской империи германской нации": "священной", т.к. во главе ее должны были стоять совместно папа и император при преобладании последнего; "римской", т.к. ее рассматривали как преемницу Западной римской империи; "германской", т.к. ставилась цель объединения Германии и Италии при господстве Германии.

Судоустройство. Феодальных судов в поместьях землевладельцев. Первоначально земельный владелец имел право судить лишь своих крепостных, но затем его юрисдикция распространилась на все население, жившее в его сеньории. Феодальные суды возникали до XVI в. Наряду с феодальными существовали церковные суды, юрисдикция которых распространялась на определенные категории людей (духовенство и некоторые разряды светских лиц), так и на определенный круг дел (дела о браках, духовных завещаниях и т.д.). Третий вид составляли городские суды. Устройство городских судов было различно в отдельных городах. В одних городах суд производился судьей и заседателями-шеффенами, в других - городским советом. В большинстве городов судей выбирала городская община. С укреплением княжеской власти образовался высший суд в княжествах. Судебные функции имели и управители округов - амтманы. Кроме того, в округах были низшие суды с разнообразной компетенцией. В Вестфалии широкое распространение получили особые судилища, так называемые фемы. Здесь сохранилась довольно значительная прослойка свободного населения, вследствие чего отправление правосудия производилось "свободными графами" и "свободными шеффенами" в силу полномочий, данных императором, а не феодальными владельцами. Наряду с открытыми заседаниями проводились и закрытые, имевшие особое значение. Члены судилища производили расследование о преступных или пользующихся дурной славой лицах, почему-либо не привлеченных к уголовной ответственности, приговор выносился обычно без вызова обвиняемого. Суды фемов нередко приговаривали к смерти. Приговор приводился в исполнение одним из членов судилища. Такие суды появились и в других германских землях.

Право княжеств

Относительная слабость германского имперского права в XII—XIII столетиях и в последующий период по сравнению с королевским правом Сицилии, Англии и Франции была уравновешена растущим укреплением права индивидуальных германских герцогств и других княжеств, составлявших империю на севере. В то время как императорские финансовые и судебные институты оставались относительно примитивными, центральные финансовые и судебные институты различных княжеств отличались значительной развитостью.

В то время как рост императорского чиновничества отставал от роста королевского чиновничества в других странах, рост этого сословия в отдельных княжествах был впечатляющим. В то время как императорский механизм реализации законодательства был по общим европейским стандартам относительно отсталым, законодательная власть различных княжеств также таковой не являлась.

Распространенная и основанная главным образом на слабости имперских институтов точка зрения, что в XIII в. и в последующий период имела место общая дезинтеграция управления и права в Германии, противоречит тому факту, что в княжествах Папской революции в различных землях германские племена и кланы пережили трансформацию и рационализацию управления и права параллельно тому, что переживали племена и кланы в различных королевствах в других регионах западного христианского мира. Говоря словами одного из ведущих историков этого периода, в Германии, как и в других местах, происходил «процесс перестройки настолько глубокий, что он заслуживает наименования конституционной революции».

Становлению территориальных княжеств, начавшемуся "смутно, но различно" в конце XI — начале XII столетия, был дан особый импульс в середине и в конце XII столетия, в период правления Фридриха I (Барбароссы). Это было прямое следствие Папской революции. Соперничая с папской властью, подражая и взаимодействуя с ней и с другими светскими властями, император нуждался в мире и стабильности на германских территориях. Он нуждался в том, чтобы князья империи сохраняли контроль над подданными в своих доменах.

Более того, он вынужден был зависеть не только от светских, но и от церковных князей, которые в качестве епископов были обязаны своим назначением как папе, так и императору, и также обязаны были сохранять верность обоим. Фридрих, создав имперское сословие князей, обеспечил прямой контроль с их стороны над территориями, в которых они правили. И светские князья, насчитывавшие в то время 16 человек, и церковные, насчитывавшие 90 человек, получали свои территории от императора как его вассалы, но обладали верховной властью над всем населением в рамках соответствующих территориальных юрисдикций.

Королевская власть, как отметил Миттайс, была на каждой территории отделена от народа дворянством. Когда Фридрих создал герцогство Австрийское в качестве независимой власти, он подчеркнуто провозгласил, что "ни один человек, равно высокого или низкого положения, в пределах этого герцогства не должен рассчитывать на отправление любого вида правосудия без согласия или разрешения герцога".

Как отмечает Джеффри Баракл, главной целью этого указа было подчинение различных магнатов в Австрии власти герцога. Тем не менее власть императора также была ограничена. Фридриху нужно было принудить к повиновению низшее дворянство, но он не мог добиться этого сам. Его внук Фридрих II полностью воплотил этот принцип в "Договоре с церковными князьями" 1220 г. и в "Статуте в пользу князей" 1232 г., в которых он гарантировал князьям, равно церковным и светским, их полномочия в отношении всего населения их территорий. Император запретил кому-либо в каких-либо формах вмешательство в "сферу юрисдикции" князей и ограничил компетенцию императорских чиновников в отношении таких территориальных полномочий, как взимание пошлин и чеканка монеты.

Княжеская власть в германских территориях воплощалась в правительственных и правовых учреждениях, подобных тем, которые впервые были разработаны монархической властью папства и позднее монархической властью светских королевств Сицилии, Англии, Нормандии и Франции: казначействе, суде, канцелярии и других департаментах правительства; гражданском, уголовном и других отраслях права; судебной процедуре, законодательстве и других институционализированных процессах правового развития.

Из всех германских княжеств герцогство Баварское в конце XII и начале XIII столетия было самым могущественным и наиболее развитым в отношении правительственных и правовых институтов. С 1154 по 1180 г. им правил двоюродный брат и соперник Фридриха Барбароссы, Генрих Лев, правивший также Саксонией. Генрих сыграл главную роль в превращении Баварии из племенного и феодального в территориальное политическое сообщество. Он достиг этого в значительной степени посредством приобретения или присвоения судебных и других полномочий местных феодалов, управлявших графствами на своих территориях.

Каждый граф обладал полномочием осуществлять "высокое правосудие" (правосудие крови) на основании пожалования императором. Граф не был, однако, прямо подчинен императору или наделен им своим постом. Он имел свою собственную наследственную свободную землю и право патронажа церковных бенефициев (церквей и монастырей), а также наследственную юрисдикцию над графством. В случаях, если граф умирал без наследников, его собственность переходила к герцогу.

Иногда герцог приобретал графства по наследству, поскольку его семья имела родственные связи с семьями многих графов. Кроме того, иногда он покупал, а иногда получал в качестве дара собственность графов и вместе с ней юрисдикцию. Наконец, если они восставали, он мог их завоевать. Во всех этих случаях обычной практикой Генриха Льва и его преемников была замена свободных графов своими назначаемыми несамостоятельными служащими (министериалами) в качестве не графов, а префектов, которых герцоги могли смещать по своему усмотрению.

Герцоги назначали также аналогичных должностных лиц для управления городами и замками и в качестве смотрителей таможен. Когда Генрих Лев основал в 1157—1158 гг. Мюнхен, он не позволил создать автономное городское управление, а назначил для управления им герцогских должностных лиц, включая герцогского судью.

При Генрихе Льве и его преемниках Бавария управлялась как территориальное политическое образование, а не как объединение индивидов и групп, главными политическими узами которых были племенные и феодальные. В Саксонии Генрих создал первую германскую территориальную канцелярию с нотариусами, он был первым германским князем, регулярно издававшим правовые акты и учредившим систематическую регистрацию правовых сделок.

В Баварии канцелярия была создана вскоре после того, как он был изгнан и заменен Отто фон Виттельсбахом. Кроме того, и в Баварии, и в Саксонии Генрих укрепил герцогский суд, который стал осуществлять значительную часть княжеской юрисдикции по спорам, включавшим сейзину на землю. Он также созывал представителей различных сословий на съезды, на которых провозглашались статуты мира и другие законы. В одном из юридических документов одного из баварских монастырей Генрих был назван "князем и судьей земли".

Система права и управления, основанная Генрихом Львом, была развита дальше его преемниками в XII в. Пост заместителя (вице-господин), учрежденный при Генрихе Льве, был институционализирован при династии Виттельсбахов в 1204 г. Заместитель выполнял обязанности финансового характера и замещал герцога в качестве председателя герцогского суда. Со временем Бавария была разделена на четыре части с заместителями в каждой из них.

В добавление к этому она была разделена на меньшие административные единицы, которых в 1228 г. было по 35, каждая единица имела двух главных должностных лиц — куратора по делам управления и судью с компетенцией по крупным и мелким делам. Судьи имели также своих подчиненных судей, функционировавших в различных округах соответствующих административных единиц. Заместитель назначал кураторов и судей административных единиц и осуществлял надзор за их деятельностью. В то же время традиционные должностные лица герцогского двора — маршал, гофмейстер, казначей, виночерпий — стали главами бюрократических ведомств, распространявших свою деятельность по всему герцогству.

Новая, более централизованная система управления была связана с новой активизацией герцогского законодательства. В Баварии в 1244, 1256, 1281, 1293 и 1300 гг. было издано пять основных статутов мира, расширявших и реформировавших обычное право. Было ограничено использование обычая, большая защита была обеспечена жизни, собственности и чести подданных, были изданы дополнительные нормы в области права наследования и торгового права. В отличие от большей части императорского законодательства герцогские статуты были обращены в первую очередь не к высшей аристократии, а к рыцарям и землевладельцам вообще, включая крестьян и граждан. Кроме того, предполагалось существование развитого сословия чиновничества для их толкования и применения.

Власть баварских герцогов, подобно власти князей других германских территорий того времени, опиралась прежде всего на приобретенную ими судебную власть. "Более важным, чем обладание и приобретение финансовых и политических прерогатив, было то обстоятельство, что внутри всей этой системы власти герцоги получили в свои руки юрисдикцию графов и покровителей церквей и монастырей". Королевская перогатива наделять других судебными полномочиями перешла от императора к князьям. Баварские герцоги правили своим герцогством в первую очередь с помощью судей, назначенных их заместителями в различных административных единицах.

Судьи в административных единицах имели общую юрисдикцию в отношении как "высокого", так и "низкого" правосудия. Некоторого рода вопросы, однако, закреплялись за герцогскими судами, главным образом в силу их большой важности или очень высокого статуса сторон; другого рода вопросы оставались в компетенции деревенских или других местных судов, главным образом в силу их маловажности или местного характера.

Централизация правосудия в Баварии и в других германских княжествах в XII и XIII столетиях сопровождалось рационализацией судебной процедуры. Особое значение уделялось представлению доказательств в суде. Судьи опрашивали свидетелей. Это особенно относилось к гражданским делам. В спорах по поводу сейзины на землю истец мог потребовать "показа", в ходе которого обе стороны в присутствии представителей общины совместно осматривали спорную землю и каждая сторона заявляла связанные с ней права, указывала на относящиеся к ней принадлежности и отмечала границы. Представители общины выносили решение.

В другом типе судебной процедуры, называвшемся (т.е. исследование, поиск, расследование), "люди хорошей репутации и высокого призвания", осведомленные о предмете спора, приглашались в качестве официальных свидетелей и опрашивались под присягой. В особо важных случаях участвовало 21 лицо, избранное сторонами совместно, а для принятия решения требовалось согласованное мнение, высказанное под присягой семью членами суда". Эти новые процедуры "опроса" постепенно заменили прежние процедуры помощи в клятве и "божьего суда".

Герцогское право в Баварии в XII и XIII столетиях также претерпело существенные изменения в отношении понятия и целей уголовного права. Прежде преступление и гражданское правонарушение четко не различались. "Высокое правосудие" имело целью главным образом возмещение вреда, т.е. присуждение нарушителя к денежной выплате в пользу пострадавших. "Правосудие крови", обычно присуждавшее к повешению или изувечению, ограничивалось главным образом случаями, когда преступник был захвачен на месте. В XII столетии "высокое правосудие" по уголовным делам стало главным образом "правосудием крови", а возмещение вреда было сохранено главным образом по делам, рассматривавшимся в низовых судах.

Таким образом, произошел переход от племенной системы уголовного права к государственной, в которой преступления рассматривались как нарушения, направленные прежде всего против публичной власти. Эта тенденция была также связана со значительным увеличением видов подлежащих наказанию преступлений и строгости наказаний. Баварский статут мира 1244 г. указал следующие виды убийства, за которые полагался смертный приговор: совершенные ночью, в открытой наследственной вражде, при похищении замужней женщины, сопряженные с изнасилованием девственницы или женщины хорошей репутации.

Статут мира 1281 г. добавил и другие виды. Телесные наказания стали теперь применяться не только к несвободным, но и к свободным людям. Преступления, совершенные ночью, наказывались равной мерой с преступлениями, когда преступник был схвачен на месте. Было проведено новое различение между "честными" и "бесчестными" преступлениями: убийство было "честным", а кража — "бесчестным". Признанным виновными в "бесчестных" преступлениях полагалась более мучительная смерть, тогда как совершившие "честные" преступления имели право на ссылку и большие возможности для замены смертного приговора возмещением ущерба.

Наконец, важно отметить, что система судебного разбирательства была одновременно очень дорогостоящей и очень доходной и зависела от параллельного развития более современной системы налогообложения по сравнению с существовавшей в более ранний период — практически более современной, чем могла когда-либо создать имперская власть. Все население империи, свободное и несвободное, светское и церковное, было обложено налогами, которые собирались штатом герцогских чиновников.

Посредством введения системы всеобщего налогообложения "было создано непосредственное отношение господства-подчинения между князем земли и ее жителями. Обязанность платить налоги была одним из наиболее эффективных средств развития государственного сообщества. Она сделала ощутимыми для каждой отдельной личности существование и суверенитет государства. Размер уплачиваемых налогов определялся не односторонне герцогской канцелярией, а устанавливался налоговыми чиновниками на основе оценки собственности, подлежащей налогообложению. Это требовало их регулярных инспекций на местах. Иногда налог, полагавшийся деревне, замку или городу, фиксировался в соглашении с их жителями.

Конечно, Бавария была одним из наиболее развитых, если не самым развитым из германских княжеств. Однако она не была нетипичной землей. По своей управленческой и правовой структуре она в основе имела сходство с Австрией, Бранденбургом, Брауншвейгом, Гессеном, Рейнпфальцем, такими церковными политическими сообществами, как Вюрцбург, Майнц, Трир, и различными другими княжествами, как светскими, так и церковными. Формально они не были королевствами (за исключением Богемии и Бургундии), но управлялись князьями, являвшимися монархами в том же самом смысле, что и короли Сицилии, Англии и Франции.

Германские территориальные князья были даже во многих отношениях больше похожи на других королей, чем сам германский король-император, поскольку они обладали более развитыми судебными, административными и законодательными полномочиями, чем он. Особенно после заката империи в XIII столетии князья ведущих германских территорий стали фактически осуществлять ту форму монархического господства, к которой стремился император Фридрих Барбаросса.

Читайте также: