Акцизы на бензин в 2012 году

Опубликовано: 17.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Минфина РФ от 15 августа 2012 г. № 02-04-11/3167 Об администрировании федеральными органами государственной власти налоговых доходов бюджетов бюджетной системы РФ от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, а также акцизов на алкогольную продукцию

Департамент бюджетной политики и методологии рассмотрел обращение по вопросу администрирования федеральными органами государственной власти налоговых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, а также акцизов на алкогольную продукцию, и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 39 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 40, пункта 2 статьи 184.1 Кодекса нормативы распределения доходов от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, устанавливаются Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями Кодекса.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 30.09.2010 № 245-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» действие абзаца восьмого и абзаца тридцать восьмого пункта 2 статьи 56 Кодекса (в части норматива зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации налоговых доходов от уплаты акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей) приостановлено до 1 января 2014 года.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 06.10.2011 № 270-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» действие абзацев девятого, десятого, тридцать пятого - тридцать седьмого пункта 2 статьи 56 Кодекса, в соответствии с которыми в бюджеты субъектов Российской Федерации зачислялись доходы от акцизов на алкогольную продукцию приостановлено до 1 января 2013 года.

В 2012 году нормативы распределения налоговых доходов от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, а также на алкогольную продукцию установлены Федеральным законом от 30.11.2011 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (далее - Федеральный закон № 371-ФЗ).

В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от указанных доходов осуществляют налоговые органы, наделенные Федеральной налоговой службой соответствующими бюджетными полномочиями.

При этом в 2012 году в соответствии с пунктами 2, 3 статьи 2 Федерального закона № 371-ФЗ доходы от уплаты акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 77 процентов и направляются в уполномоченный территориальный орган Федерального казначейства для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации не реже одного раза в 10 дней в соответствии с нормативами распределения на 2012 год, установленными Приложением 2 к Федеральному закону № 371-ФЗ.

В указанном случае полномочия главного администратора доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в отношении доходов от акцизов, распределяемых в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями пунктов 2, 3 статьи 2 Федерального закона № 371-ФЗ, осуществляется уполномоченным приказом Федерального казначейства от 30.12.2011 № 652 «О наделении Управления Федерального казначейства по Смоленской области полномочиями главного администратора доходов бюджетов субъектов Российской Федерации» территориальным органом Федерального казначейства - Управлением Федерального казначейства по Смоленской области.

В связи с изложенным, в целях исполнения соответствующими федеральными органами государственной власти полномочий главного администратора доходов бюджета субъекта Российской Федерации по доходам от указанных акцизов, законом о бюджете субъекта Российской Федерации должны быть утверждены главными администраторами доходов бюджета субъекта Российской Федерации:

территориальный налоговый орган, наделенный Федеральной налоговой службой полномочиями главного администратора доходов бюджета субъекта Российской Федерации;

Управление Федерального казначейства по Смоленской области.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее - Постановление № 995) установлен Порядок осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), находящимися в их ведении казенными учреждениями, полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Осуществление Федеральной налоговой службой (территориальными налоговыми органами), уполномоченным территориальным органом Федерального казначейства (Управлением Федерального казначейства по Смоленской области) бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации по доходам от указанных акцизов предусмотрено Разделом I Приложения к Постановлению № 995.

Директор Департамента
бюджетной политики и методологии
С.В. Романов

Обзор документа

В числе источников доходов региональных бюджетов - акцизы на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, а также на алкогольную продукцию.

Разъяснения касаются исполнения соответствующими федеральными органами госвласти полномочий главного администратора доходов регионального бюджета от указанных источников.

Указано, что законом о региональном бюджете главными администраторами его доходов должны быть утверждены территориальный налоговый орган, наделенный ФНС указанными полномочиями, и Управление Федерального казначейства по Смоленской области.

Госдума пересмотрела график роста акцизов на бензин в 2012 году. Минэнерго предлагало дифференцировать акцизы, чтобы стимулировать компании к переходу на топливо более высокого экологического класса, ФАС предлагала сделать их плавающими, чтобы сглаживать колебания мировых цен, Минфин обещал, что темпы роста акцизов не превысят рубль в год на литр бензина. Итоговое решение Госдумы стало компромиссным: темпы роста акцизов ускорятся после выборов.

Депутаты Госдумы в пятницу приняли в третьем, заключительном, чтении поправки в Налоговый кодекс, пересматривающие график повышения акцизов на бензин. Действующий график предусматривает в 2012 году рост акцизов на топливо примерно на 1,2 руб. с литра. Принятый законопроект сохраняет эти ставки, но только до июня 2012 года. С июля будущего года акциз на бензин "Евро-2" вырастет еще на 35 коп. с литра, а в 2013 году — еще на 1,4 руб., до 10 100 руб. с тонны. Акцизы на бензин "Евро-3" после выборов 2012 года также вырастут еще на 35 коп., а с 2013 года — на 1,35 руб. с литра. Дизельное топливо "Евро-2" в конце 2012 года вырастет на 20 коп., "Евро-3" — на 40 коп.

Если действующая редакция Налогового кодекса предусматривает единый акциз на топливо 4-го и 5-го экологического класса, то принятый законопроект дифференцирует их. Акцизы на бензин "Евро-3" во второй половине 2012 года не изменятся, зато с 2013 года вырастут сразу на 1,25 руб. с литра. Акцизы на бензин "Евро-5" в конце 2012 года снизятся на 1,20 руб. с литра. Что касается высококачественного дизеля, то в 2012 году сохранится ставка акциза, предусмотренная действующим законом, в 2013 году она вырастет еще на 1 руб. с литра. Акциз на дизтопливо "Евро-5" во второй половине 2012 года снизится на 40 коп. с литра, после чего в 2013 году прибавит 1 руб. на литр, вернувшись практически на уровень 2012 года.


Фото: Константин Ушаков, Коммерсантъ

Решение о резком повышении акцизов на топливо в середине 2010 года было инициировано Минфином ради снижения дефицита бюджета. Предполагалось, что до 2014 года акциз будет расти примерно на 1 руб. с литра в год, что должно было принести дополнительно в бюджет около 300 млрд руб. Однако резкий рост розничных цен на топливо в начале 2011 года вызвал недовольство правительства и претензии Федеральной антимонопольной службы. Требования ФАС снизить внутренние цены наряду с запретом с 2011 года на реализацию топлива "Евро-2", к которому некоторые компании оказались не готовы, привели к росту экспорта нефтепродуктов, что стало одной из причин апрельского бензинового кризиса. В ходе обсуждения различных антикризисных мероприятий, правительство стало рассматривать манипулирование ставками топливных акцизов как один из инструментов госрегулирования топливного рынка.

В частности, ФАС предлагала предусмотреть гибкую ставку акциза, которой можно было бы нивелировать скачки мировых цен на топливо, но это предложение было отвергнуто Минфином из-за сложности администрирования. Большее внимание правительство уделило предложениям Минэнерго, которое предлагало дифференцировать акцизы на топливо в зависимости от экологического класса. Действующая ставка акциза на топливо "Евро-3" всего лишь на 300 руб. ниже, чем на "Евро-2". В Минэнерго предлагали снизить акциз на топливо "Евро-3" с 5672 до 5000 руб., а на "Евро-2" поднять с 5995 до 7000 руб. Дифференциал в 2000 руб. с тонны, по мнению заместителя главы Минэнерго Сергея Кудряшова, должен был подтолкнуть компании к переходу на топливо "Евро-3".


Фото: Борис Регистер, Коммерсантъ

Однако предложения Минэнерго не были учтены в законопроекте. Вместо этого сроки перехода на "Евро-3" были сдвинуты на год — с 2013 года, сдвинулись и сроки перехода на "Евро-4" и "Евро-5". Одновременно правительство подписало с компаниями соглашения, обязывающие их осуществить модернизацию и перейти на топливо "Евро-3". Экономическое стимулирование компаний к модернизации производства в принятом законопроекте становится заметным лишь с 2013 года, да и применительно к топливу класса не ниже "Евро-4". Согласно законопроекту, в 2013 году акциз на бензин "Евро-5" будет на 3417 руб. ниже, чем на "Евро-4", а в 2014 году разница составит 3759 руб. с тонны. В 2012 году разница в акцизах между наиболее распространенными на рынке "Евро-2" и "Евро-3" составит прежние 300 руб. на тонну, между классами 3 и 4 увеличится до 1060 руб. с тонны, а между 4-м и 5-м — до 1679 руб. с тонны.

Предлагавшаяся Минэнерго дифференциация вносилась в документ уже в ходе обсуждения его в Госдуме. К третьему чтению законопроекта акцизы на топливо "Евро-5" были снижены, а на все остальные экологические классы повышены. Например, дифференциал между бензинами "Евро-4" и "Евро-5" на конец 2012 года был увеличен с 560 руб. в первом чтении законопроекта, до 1679 руб. с тонны в итоговой версии. Выполнит ли Минфин свое обещание не увеличивать акцизы более чем на 1 руб. с литра в год — в значительной степени будет зависеть от компаний: чем больше на рынке будет высококачественного топлива, тем меньшую долю в его цене будет составлять акциз. На АЗС дешевле от этого бензин в любом случае не станет — качественный бензин стоит дороже.

Замена транспортного налога акцизом на топливо не состоится - брать плату будут за все

Правительство решило повысить акцизы на бензин за три года ровно в два раза - как и собиралось. Однако отменять транспортный налог, ради чего и задумывалось повышение бензиновой подати, не стало: его разве что снизят, чтобы удар по карману автомобилистам был не столь ощутим.

Вечером в воскресенье на совещании у премьер-министра Владимира Путина решено, что акцизы на бензин в расчете на литр топлива будут повышаться на 1 рубль в 2011, 2012 и 2013 годах, выяснила газета "Ведомости". Минфин предлагал повысить акциз на 2 рубля в 2011 году и на 1 рубль в 2012 году, но, раз повышение будет мягче, то решено сохранить и транспортный налог. Хотя повышение акциза в обоих случаях одинаково - 3 рубля.

О планах отменить транспортный налог и компенсировать выпадающие доходы бюджета за счет роста акцизов в правительстве говорят давно. Введение этой меры с 2011 года поддержали вице-премьеры Сергей Иванов и Алексей Кудрин. Некоторые автолюбители ездят редко, а транспортный налог платят наравне со всеми, объяснял Иванов, а после реформы расходы будут определяться количеством потребляемого топлива. За это выступал и Минтранс, предложивший перечислять часть акцизов в федеральные дорожные фонды, откуда можно будет финансировать строительство и ремонт автодорог.

Президент и премьер просили подумать

А вот президент Дмитрий Медведев рекомендовал правительству не торопиться с отменой транспортного налога. По информации "Ведомостей", премьер Владимир Путин просил Минфин проработать возможность сохранения транспортного налога, правда, с одним условием: налог должен быть снижен, чтобы избежать резкого роста налоговой нагрузки на автовладельцев.

Есть два варианта: снизить ставку налога либо ввести льготы для некоторых категорий населения. Минфин готовит расчеты по обоим сценариям и вскоре представит их премьеру и президенту, выяснила газета. Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков комментировать "Ведомостям" итоги совещания у Путина. Сотрудник аппарата правительства говорит, что окончательное решение будет принято 29 июля на заседании президиума правительства.

На сколько подорожает бензин

Сейчас акцизы за тонну бензина Аи-92 и Аи-95 одинаковые - 3992 рублей при средней цене на НПЗ в июне 23 842 и 26 306 руб. за тонну соответственно. В пересчете на литр бензина, который весит около 750 грамм, получается примерно 3-3,5 руб. налога. Выходит, повышение акциза на 3 руб. за три года фактически удвоит нагрузку, подсчитали в "Кортесе". Удвоение текущего акциза (1188 руб. за 1 т) на дизтопливо прибавит к его цене около 1 рублей.

Удвоение акцизов на топливо - не случайная цифра. Именно такой ставкой в правительстве рассчитывали ранее компенсировать выпадающие доходы бюджета при отмене транспортного налога. "Чтобы компенсировать налог, поскольку акциз есть как положительный, так и отрицательный, то в среднем в 2 раза может вырасти ГСМ", - говорил в мае начальник отдела имущественных и прочих налогов Минфина Алексей Сорокин. В итоге и налог оставлен, и акциз повышается, как и планировалось вдвое.

Опрошенные "Ведомостями" сотрудники нефтяных компаний говорят, что при повышении акциза на треть (т. е. на 1 руб.) его можно включить в цену топлива, а при повышении акциза вдвое это будет сделать труднее. Может упасть спрос, могут появиться и претензии ФАС. Цена на топливо точно повысится: за счет маржи оптовой и розничной торговли 3 руб. не спрятать. Представитель "Роснефти" сказал газете, что компания будет исходить из конъюнктуры. Представители ТНК-ВР, "Лукойла" и "Газпром нефти" от комментариев отказались.

В движении автомобилистов "Свобода выбора" считают, что рост акцизов и одновременно сохранение транспортного налога - политически опасное решение накануне выборов. Лучше бы ничего не обещали публично, считают там, чем теперь брать свои слова назад и искать оправдания. Есть и другой аспект повышения акцизов: удорожание топлива скажется на конечной цене продукции в рознице. По подсчетам Минтранса, повышение акцизов на 3 руб. приведет к росту транспортной составляющей в конечной цене продукции с 10-15 до 10,4-15,6%.


«Таких очень много». Стало известно о машинах, которые не штрафуют камеры

Стоимость автомобильного топлива в России всегда росла, и 2020-й, несмотря на падение стоимости нефти, не станет исключением. Впрочем, темпы роста цен на топливо будут ниже инфляции. Об этом на днях заявил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.

«При инфляции в 1% с 1 января этого года бензин и нефтепродукты в среднем выросли на 0,2%, то есть рост ниже инфляции, безусловно, будет обеспечен российским правительством в этом году», — уточнил Артемьев. При этом ранее президент Владимир Путин удивился росту стоимости бензина за год на 10,4% и призвал чиновников контролировать цены на бензин. После этого в ФАС заявили, что предпосылок для роста цен на топливо в стране сейчас нет.

В конце 1999 г. стоимость топлива составляла в среднем 7 руб. за литр. За первые шесть месяцев 2000 г. цена на бензин выросла на незначительные 2,1%, но уже в сентябре бензин подорожал на 27% из-за роста цен на нефть во всем мире. Еще одной причиной скачка цены стало отсутствие ограничений на экспорт нефти из России. Нефтяные компании отправили большие объемы топлива на экспорт, не обеспечив в достаточной мере российские нефтеперерабатывающие предприятия. Однако к концу декабря 2000 г. цена на топливо начала снижаться. С января 2001 г. акциз на бензин начали взимать с заправочных станций.

Таблица роста цен на бензин за последние 20 лет
(указана средняя стоимость по стране)
АИ-92, руб./л АИ-95, руб./л
2000 7,5 8,5
2001 8,29 9,28
2002 9,8 10,99
2003 10,9 12,61
2004 13,6 14,74
2005 16,8 17,46
2006 18,7 19,72
2007 19,39 20,9
2008 20,1 22,8
2009 22,3 24,1
2010 23,5 25,4
2011 24,9 26,92
2012 26,8 29,07
2013 28,9 31,39
2014 32,2 35,11
2015 33,3 36,13
2016 34,7 37,6
2017 36,5 40,1
2018 39,43 43,95
2019 43,13 45,67
2020 (прогноз) 43,8 46,2

В течение 2001 г. Россия поддерживала соглашение ОПЕК об ограничении экспорта нефти, поэтому стоимость бензина практически не менялась полтора года. Но в 2002 г. Россия вышла из соглашения, и уже в мае цена бензина выросла сразу на 15%. Следующий скачок цен на бензин в России произошел летом 2004 г. вслед за Европой. Экспортировать топливо нефтяникам было выгоднее, чем производить бензин внутри страны. Правительству пришлось принять меры — были повышены экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты с целью приостановить вывоз сырья. В 2005 г. стоимость бензина повысилась на 4%. Для остановки роста цены топлива правительство снова увеличило экспортные пошлины, а цены на бензин были заморожены.

В январе 2006 г. в России отменили государственный мораторий на повышение стоимости бензина, и за полгода он подорожал на 4%. В августе пошлины на нефть повысили до рекордных 216 долларов за тонну. За 2007 г. бензин подорожал всего на 2,8%. В то время активную работу вела антимонопольная служба, которая получила широкие полномочия по проверке цен на топливо благодаря закону «О защите конкуренции». В конце 2007 г. и в первые месяцы 2008 г. оптовый бензин подорожал из-за закрытия девяти нефтеперерабатывающих заводов на профилактику. Правительство продолжало увеличивать экспортные пошлины на нефть (230 долларов). С января по апрель 2008 г. рост цен на бензин составил 7%.


Падение рубля 10 марта 2020 Нефть резко подешевела, а бензин — нет. Почему так происходит?

После увеличения пошлины на экспорт до 460 долларов за тонну цены на бензин начали снижаться. В первом полугодии 2009 г. снижение розничных цен на бензин продолжилось, правительство и ФАС продолжали давление на нефтяные компании. С августа 2008 по май 2009 г. бензин подешевел на 25%. Но после из-за мирового повышения цен на нефть стоимость бензина в рознице выросла на 9%. В 2010 г. бензин вырос в цене еще на 4%. В росте цен ФАС тогда обвинила вертикально интегрированные корпорации, которые контролировали более 30% бензинового рынка России, такие как «Роснефть», «ЛУКойл», ТНК-ВР и «Газпромнефть». В январе 2010 г. произошло первое за пять лет повышение акцизов на бензин. До этого акцизы не повышали как раз для сдерживания роста цены на топливо.


Цены на бензин продолжали подниматься и после 2010 года. С 1 января 2011 г. акцизы начали считать исходя не из октанового числа, а из класса экологической безопасности. За три года пятилетки бензин подорожал почти на 50%, перевалив психологический рубеж в 30 руб. за литр в ноябре 2012 года. Одна поездка в московском метро тогда стоила также 30 рублей. Тенденция роста цен на бензин сохранилась и в 2014 году. После воссоединения с Крымом потребительские цены на бензин выросли на 8,9%. По данным Росстата, стоимость крымского бензина была выше, чем в других регионах. Подорожание было зафиксировано сразу в 37 регионах. Средняя цена бензина АИ-92 тогда составила 32,24 руб. за литр, а АИ-95 — 35,11 руб. за литр. В Симферополе же 92-й продавали за 37 руб. за литр, а 95-й почти за 40 рублей.

«Причины роста понятны, — заявлял тогда президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. — Стоимость российского бензина не привязана к цене нефти, которая составляет в цене литра всего 7%. А дорожает у нас бензин потому, что практически нет факторов, которые могли бы повлиять на снижение цен. Есть инфляция, есть налоговая нагрузка, кстати, которая в цене литра топлива занимает 60%».

Колебания нефтяных котировок в 2014–2016 гг. не отразились на заправках в России. Нефть падала в цене, но оптовые и розничные поставщики повышали цены, стараясь компенсировать потери от падения курса рубля. Правительство продолжало увеличивать акцизный сбор, а нефтяники закладывали его в стоимость топлива. Хотя нефть в период с осени 2014 и до января 2015 г. подешевела больше чем в два раза.


Следующее крупное падение цен на нефть произошло в период с декабря 2015 до февраля 2016 года. Бензин подешевел на рубль, но затем возобновил рост. В августе 2017 г. на фоне стабилизации нефтяных котировок средняя цена АИ-95 уже превысила 40 руб. за литр. В мае 2018 г. произошел еще один скачок нефтяных цен, что привело к росту стоимости автомобильного топлива с 41 до 44 руб. за литр. Повышение цен на топливо, наряду с увеличением пенсионного возраста и ставками НДС, стало одной из самых острых тем в 2018 году. Были введены новые налоговые правила, и российские нефтеперерабатывающие заводы покупали нефть по тем же ценам, что и зарубежные клиенты. Цены на топливо пошли вверх. Правительство заключило с нефтяниками специальное соглашение — оптовые цены для независимых сетей АЗС были заморожены. Но это не спасло российский рынок от роста цены на бензин.

Сейчас цены на бензин и дизельное топливо на российских АЗС постепенно стабилизировались, но речь о снижении не идет. В 2020 г., по мнению большинства экспертов и представителей отрасли, рост цен продолжится. Минэнерго дает прогноз инфляции на 2020-й в 4%.

Госдума на заседании в пятницу приняла в третьем чтении закон об индексации акцизов в 2012-2014 годах, предусматривающий увеличение ставок с учетом прогнозируемого уровня инфляции и опережающее повышение акцизов сверх этого уровня для алкогольной и табачной продукции.

АЛКОГОЛЬ И ТАБАК

Опережающими темпами по сравнению с другими подакцизными товарами проиндексированы ставки акцизов на сигареты с фильтром, а также сигареты без фильтра и папиросы - более чем в три раза за период с 2011 до 2014 год. С 2012 года для этих товаров также устанавливается единая ставка акциза.

Ставки акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%, а также на слабоалкогольную продукцию увеличиваются в 2014 году по сравнению с 2011 годом в 2,2 раза, на вина натуральные - на 60%, на пиво с содержанием доли этилового спирта более 0,5%, но менее 8,6% - на 80%.

Индексацию акцизов на табак и алкогольную продукцию в 2012 году планируется провести в два этапа - с 1 января и с 1 июля. Акциз на сигареты с 1 января составит не менее 460 рублей за 1 тысячу штук, с 1 июля - не менее 510 рублей; с 2013 года - не менее 730 рублей, с 2014 года - не менее 1,04 тысячи рублей.

С 1 января 2012 года акциз на алкоголь крепостью более 9% будет повышен с 231 до 254 рублей за 1 литр спирта, с 1 июля - до 300 рублей. Далее акцизы на алкогольную продукцию будут повышаться ежегодно: с 2013 года - до 400 рублей, с 2014 года - до 500 рублей.

Ко второму чтению в закон предлагалось внести поправки о поэтапном повышении акцизов в 2013 и 2014 годах. Статс-секретарь Минфина, замминистра финансов РФ Сергей Шаталов заявлял, что в министерстве поддерживают эту идею, однако в итоге поправки не были внесены в закон.

Ставка акциза на пиво на 2012 год составит 12 рублей за 1 литр, затем акциз будет ежегодно увеличиваться на 3 рубля. Индексация акциза на натуральные вина составит 1 рубль в год на литр вина, на шампанские и игристые вина - 2 рубля за литр ежегодно, на пивные напитки крепостью более 8,6% - 5 рублей ежегодно.

БЕНЗИН

Закон предусматривает индексацию акцизов на бензин, не соответствующий 3, 4 и 5 классам. С 1 января 2012 года ставка акциза составит 7,725 тысячи рублей за тонну, с 1 июля 2012 года - 8,225 тысячи рублей за тонну; с 2013 года - 10,1 тысячи рублей за тонну, с 2014 года - 11,11 тысячи рублей за тонну.

Акцизы на бензин класса Евро-3 с 1 января 2012 года составят 7,382 тысячи рублей за тонну, с 1 июля - 7,882 тысячи рублей за тонну; с 2013 года - 9,75 тысячи рублей, с 2014 года - 10,725 тысячи рублей.

Акцизы на бензин Евро-4 в течение всего 2012 года будут составлять 6,882 тысячи рублей, с 2013 года будут повышены до 8,56 тысячи рублей, с 2014 года - до 9,416 тысячи рублей. Акцизы на бензин Евро-5 с 1 января составят 6,822 тысячи рублей, с 1 июля - 5,143 тысячи рублей, в 2013 и 2014 годах - 5,143 тысячи рублей и 5,657 тысячи рублей соответственно.

НДПИ ДЛЯ "ДОЧЕК" "ГАЗПРОМА"

Согласно поправкам в Налоговый кодекс РФ, акциз для газового конденсата, добытого из всех месторождений, в 2012 году составит 556 рублей за тонну, в 2013 году - 590 рублей за тонну, в 2014 году - 647 рублей за тонну. Согласно действующей редакции Налогового кодекса, налогообложение газового конденсата производится по ставке 17,5%.

Ко второму чтению в закон была внесена поправка, повышающая налоговую нагрузку на ОАО "Газпром" и его аффилированные компании, доля участия "Газпрома" в которых составляет более 50%.

Ранее предлагалось указать в поправке, что повышенные ставки НДПИ будут предусмотрены для "дочек" "Газпрома", в которых доля его участия составляет более 51%. Таким образом, из-под действия поправки были бы выведены два аффилированных лица "Газпрома" - "Нортгаз" и "Пургаз".

В соответствии с поправкой, на 2012 год ставка НДПИ на газ устанавливается на уровне 509 рублей за тысячу кубометров, в 2013 году - 582 рубля, в 2014 году - 622 рубля.

Для компаний, не являющихся собственниками объектов единой системы газоснабжения, а также в которых суммарная доля участия собственников объектов единой системы газоснабжения ниже 50%, предусмотрен понижающий коэффициент: 0,439 на 2012 год, 0,455 на 2013 год и 0,447 на 2014 год.

КОМПЕНСАЦИИ "БАШНЕФТИ" И "ТАТНЕФТИ"

Кроме того, в закон внесена поправка о предоставлении налоговых льгот по НДПИ "Башнефти" и "Татнефти" в качестве компенсации потерь от введения новой системы налогообложения нефтяной отрасли "60-66".

Депутаты на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам 15 ноября поддержали две поправки - о предоставлении льгот по НДПИ "Башнефти" и "Татнефти", а также о предоставлении льгот только "Башнефти". На очередном заседании комитета 16 ноября поправка о предоставлении льгот только одной компании была отклонена.

Ранее Шаталов сообщал, что на совещании в правительстве 11 ноября было решено дать льготы по НДПИ с 2012 года только "Башнефти", а вопрос с компенсациями "Татнефти" решить весной 2012 года. Решение по "Татнефти" не поддерживалось правительством из-за сложной схемы предоставления льготы, которая предлагалась компанией.

Вместе с тем первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов 16 ноября сообщил, что в правительстве до сих пор ведутся переговоры о предоставлении льгот "Татнефти". В связи с этим на заседании комитета было решено поддержать поправку в закон, предоставляющую льготы обеим компаниям, а окончательное решение принять на пленарном заседании Госдумы по итогам переговоров с правительством. В результате было решено предоставить льготы обеим компаниям.

Читайте также: