Количество налогов и пошлин собиравшихся с казахов в счет различных пожертвований

Опубликовано: 15.05.2024

Тесты по истории Казахстана..

1.Первая мировая война привела к :

а) усилению монархической властью в России, в т.ч в Казахстане, национально-колониального гнета.

Б) новому периоду революционного подъема

С) колониальной экспансии

Д) обострению противоречий России с Германией

Е) экономическому подъему 1914-1918гг.

2.Поводом к развязыванию I мировой войны послужил:

а) арест сербских националистов

б) волна германофобии

с) убийство эрцгерцога Австро-Венгерской империи Фердинанда

д) прорыв фронта Австро-Германией

е) закрытие пролива Дарданеллы Турцией

3.Количество налогов и пошлин, собиравшихся с казахов в счет различных «пожертвований»:

Ответы:1)б; 2)с; 3)с;

1. Поводом к восстанию 1916 г. послужило:

а) убийство волостного управления

б) колониальная политика

с) указ о «реквизиции» инородцев

е) изъятие земель

2. Казахское население на царский указ о 25 июня 1916 годо о реквизиции инородцев на тыловые работы ответило:

а) восстанием

б) протестом местной администрации

с) всеобщей мобилизацией

д) созданием бригад добровольцев

е) протестом мусульманского духовенства

3. Казахская либерально-демократическая интеллигенция на царский указ от 25 июня 1916 года имела взгляды:

а) была против притеснений

б) примкнула к восставшим

с) призывала к неповиновению

д) придерживалась политики компромисса

е) возглавляла народные выступления

Ответы:1) д; 2) а; 3) д;

1. Партия, группа или течение, призывавшая местное население к вооруженной борьбе против колониальной администрации:

с) «Шура-ислами»

д) «Шура- ислами»

е) редакция газеты «Казах»

2. Толчком к росту рабочего и крестьянского движения в начале XX века послужило:

а) тяготы войны

б) развитие сел. хозяйства

с) строительство железных дорог

д) массовое оседание кочевников

е) формирование пролетариата

3. 11 августа 1916 года опубликовали обращение к казахскому народу с призывом не оказывать сопротивление царскому самодержавию:
а) представители партии «Уш жуз»

б) С.Кадырбаев и М. Толганин

с) А. Букейханов и А. Байтурсынов

д) представители партии «Шура-ислами»

е) М. Дулатов и Б. Каратаев

Ответы: 1)б; 2)а; 3)с;

1. Почетный орган партии «Алаш» назывался:

а) «Туркестанский курьер»

б) «Степной край»

2. Городом, в котором пребывало правительство «Алаш-Орда» являлся:

б) Семипалатинск

3. Киргизская (Казахская) партия «Уш жуз» была основана:

а) 17 марта 1917 года

б) 17 марта 1918 года

с) 17 марта 1915 года

Ответы: 1)с; 2)б; 3)а;

1. 25 октября ( 7 ноября) функции правительства были переданы:

а) Временному правительству

б) Совнаркому

2. Процесс установления Советской власти продолжался:

а) октябрь 1917г.- март 1918 г.

Б) октябрь 1917г.- ноябрь 1919 г.

С) январь 1918 г.- ноябрь 1919г.

3. Первым городом в Казахстане, в котором была установлена Советская власть, оказался:

б) Петропавлвск

4. Победа Сов. власти в Тургайском регионе была связана с борьбой за город:

а) Семипалатинск

5. Сов. Власть в Казахстане победила мирным путем в областях:

а) Сырдарьинская, Тургайская, Уральская, Семипалатинская

б) Тургайская, Уральская, Семипалатинская, Семиреченская

с) Сырдарьинская, Акмолинская, Букеевская Орда

Ответы: 1)б; 2) а; 3) а; 4) б; 5)с;

1. Гражданская война в Казахстане проходила в:

2. Туркестанская Сов. Федеративная Социалистическая Республика была провозглашена:

а) 30 апреля 1918

б) 30 июня 1921

с)29 апреля 1925

3. Первый очаг Гражданской войны в Казахстане возник в городе:

а) Петропавловске

с) Оренбурге

4. В развитии Гражданской войны большую роль сыграл мятеж 1918 года:
а) Польского корпуса

б) Чехословацкого корпуса

с) Заподноукраинского корпуса

Ответы: 1)б; 2)а; ,3)с; 4)б;

1.Авторм школьного учебника апгебры был:

а) Ж. Аймаутов

б) К. Сатпаев

в) Ш. Кудабердиев

2. Из числа казахов имели Высшее образование в начале XX века:

а) 100 человек;

б) 200 человек;

с)50 человек;

3. Основателем казахского языкознания, ученым , адаптировавшим арабскую графику к особенностям казахского языка, является:

а) С. Асфендияров

б) А. Байтурсынов

4. Автором первого учебника по истории Казахстана был:

а) Ж. Аймаутов

б) А. Байтурсынов

с) С. Асфендияров

5. Автор первого казахского романа «Бакытсыз Жамал» («Несчастная Жамал»):

а) Ж.Аймаутов

с) М. Жумабаев

Ответы:1)б; 2)а; 3)б; 4)с; 5)б;

Тесты (ответы уже с вопросом)

1. Крестьяне платили налог с 1924 года:

2. Столицей КазАССР с 1920 по 1924 годы, сыгравшей важную роль в ее установлении и развитии был город: Оренбург

3. Курс на НЭП был взят: в 1921 году

4. Земельно-водная реформа в Жетысу и Южном Казахстане была переведена в:1920году

5. С целью борьбы с 1921 года предпринимались меры: возвращались изъятые сельхоз излишки;

6. Постановлением ЦИК Каз АССР были приняты точные наименования : «казахи», «Казахстан», в: 1925 году

7. Автором Малого Октября является: Ф. Голощекин

8. Оппозиция курсу «Малого Октября» отстаивала идею:

приближения промышленности к источникам сырья

9. В Республике в годы индустриализации получили развитие отрасли промышленности : добывающая и химическая

10. Решение о начале индустриализации было принято на XIV съезде ВКП(б) в: декабре 1925 года

11. Основными источниками средств на индустриализацию были: сельское хозяйство

12. За сопротивление5 властям и попытки скрыть зерно и мясо от заготовок было осуждено с 1922 по 1933 годы: 33 тыс.человек

13. Курс на коллективизацию провозгласил XV съезд ВКП(б) в: 1927

14. Декрет о конфискации имущества крупных баев-полуфеодалов был принят в :1927 году

15. Годы «Великого голода» для казахского народа в период коллективизации: 1930-1932

16. Один из руководителей крестьянского восстания в Сузакском районе Казахстана: С. Шулаков

17. Вооруженное сопротивление против насильственной коллективизации происходило в :

1929-1931 годах

18. Кол-во людей, умерших в результате насильственной коллетивизации:1млн.человек

19. Автором одного из первых учебников по математике: Ходжанов

20. «Письмо пяти» , которое написала группа деятелей республики в июле 1932 года, было адресовано: Ф.Голощекину

21. Конституция Казахской ССР была принята в: марте 1937 г.;

22. Проводниками проведения политики подчинения нац. Окраин в Казахстане были:

Ежов и Голощекин;

23. Смысл изгнания, ссылки народов в период репрессий 1920-1940-х годов определяет слово:эмиграция

24. На фронте А.Молдагулова была: снайпером

25. Слова «Велика Россия, а отступать некуда , позади - Москва»принадлежат:И.Панфилову

26. Генерал-майор Панфилов командовал:316-й стрелковой девизией

27. Герой Сов.Союза Тохтаров погиб в сражении: под Москвой

28. Дивизия генерал-майора И. Панфилова была сформирована в городе: Алма-ата

30. «Декларация о единой трудовой школе» была принята в: 1918 году

  1. Академия наук Казахстана была создана в: мае 1946
  2. Указ о переходе казахского языка с арабской графики на латинскую был принят в: 1929году
  3. Первый нац. Казахский таетр открылся в:1926
  4. Первый каз звуковой фильм, снятый «Ленфильмом» в 1938 году назывался:Кыз-Жибек
  5. Первая в Казахстане аспирантура была открыта при КазГУ в: 1938
  6. Автором стиха «Ленинградцы, дети мои!», написанного в 1941г. является: Ж.Жабаев
  7. Автором романа «Солдаты из Казахстана» был: Г. Мусирепов
  8. Карточная система была отменена в:1947
  9. 12 марта 1951 г. Верховным Советом СССР был принят закон о : Защите мира
  10. Договор о запрещении испытаний в атмосфере, космосе и под водой был подписан в:1963
  11. В 1946 первым секретарем ЦК Компартии Казахстана был: Ж.Шаяхметов
  12. Осенью 1953 года руководителем партии и правительства стал:Берия
  13. Учителем русского языка из В.-К. области, исключенным из рядов КПСС за инакомыслие, был: Еликбаев

Олимпиадные задания по Истории Казахстана для 9 класса

Ф.И. участника олимпиады ____________________________________ ______класс

Задание №1. Установите соответствие между понятиями и их содержанием:

E ) ущемление прав какой-либо группы граждан по признаку пола, вероисповедания, национальности, расы и т.д.

Задание №2. Установите соответствие исторических дат и событий

Задание№3. Тесты по истории Казахстана. Правильный ответ обвести кружком

1.Первая мировая война привела к :

А) усилению монархической властью в России, в т.ч в Казахстане, национально-колониального гнета.

Б) новому периоду революционного подъема

С) колониальной экспансии

Д) обострению противоречий России с Германией

Е) экономическому подъему 1914-1918гг.

2.Поводом к развязыванию I мировой войны послужил:

А) арест сербских националистов

Б) волна германофобии

С) убийство эрцгерцога Австро-Венгерской империи Фердинанда

Д) прорыв фронта Австро-Германией

Е) закрытие пролива Дарданеллы Турцией

3.Количество налогов и пошлин, собиравшихся с казахов в счет различных «пожертвований»:

4. Поводом к восстанию 1916 г. послужило:

А) убийство волостного управления

Б) колониальная политика

С) указ о «реквизиции» инородцев

Е) изъятие земель

5. Казахское население на царский указ о 25 июня 1916 годо о реквизиции инородцев на тыловые работы ответило:

Б) протестом местной администрации

С) всеобщей мобилизацией

Д) созданием бригад добровольцев

Е) протестом мусульманского духовенства

6. Казахская либерально-демократическая интеллигенция на царский указ от 25 июня 1916 года имела взгляды:

А) была против притеснений

Б) примкнула к восставшим

С) призывала к неповиновению

Д) придерживалась политики компромисса

Е) возглавляла народные выступления

7. Партия, группа или течение, призывавшая местное население к вооруженной борьбе против колониальной администрации:

Е) редакция газеты «Казах»

8. Толчком к росту рабочего и крестьянского движения в начале XX века послужило:

Б) развитие сел. хозяйства

С) строительство железных дорог

Д) массовое оседание кочевников

Е) формирование пролетариата

9. 11 августа 1916 года опубликовали обращение к казахскому народу с призывом не оказывать сопротивление царскому самодержавию:
А) представители партии «Уш жуз»

Б) С.Кадырбаев и М. Толганин

С) А. Букейханов и А. Байтурсынов

Д) представители партии «Шура-ислами»

Е) М. Дулатов и Б. Каратаев

Ответы на задание №1

1 – Е, 2 – D , 3 – B , 4 - A 5 – C ,

Ответы на задание №2

- Г , 2 – Е, 3 – А , 4 – З, 5 – Б, 6 – В, 7 – Д, 8 – Ж, 9- М, 10 – О, 11- И, 12 – К, 13 – П,

14 – Л, 15 – Н

Ответы на задание №3

1)Б; 2)С; 3)С; 4) Д; 5) А; 6) Д; 1)Б; 2)А; 3)С;




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Смагулов Серик БахитжановичНаписать 6908 01.03.2017

Номер материала: ДБ-237854

  • Всеобщая история
  • 9 класс
  • Тесты
  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников
    01.03.2017 355
    01.03.2017 1231
    01.03.2017 791
    01.03.2017 4241
    01.03.2017 5366
    01.03.2017 3697
    01.03.2017 2085

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Глава 2.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ.

§ 6. Налоги – главный источник государственного бюджета. Историческая эволюция налогообложения.

Налоги – один из наиболее давних финансовых инструментов государства. Известно, что в Древней Греции и Риме существовало около 200 видов налогов, в том числе налог на рабов, а также арендные платежи за использование рабов (в Древней Греции, в частности в Спарте, рабы не находились в частной собственности, а являлись собственностью государства и сдавались в аренду гражданам). В Древнем Риме по́дать (пошлину) собирали с каждой провинции, а также с некоторых городов. Сборщики подати назывались мытарями и считались обманщиками и ворами.

Одним из первых ввёл систему государственных податей царь Дарий – правитель Древней Персии. Все сатрапии должны были платить строго фиксированные денежные пошлины серебром с учётом площади обрабатываемой земли и степени её плодородности. В труде Геродота сохранился подробный перечень этих податей. Согласно этому свидетельству нам известно, что подвластные персидским царям народы платили в общей сложности около 2322 кг серебра, не считая сатрапии, которая вносила пошлину золотым песком. Кроме денежных налогов необходимо было платить подать натурой: зерном, фруктами, вином, скотом, коврами, одеждой, золотыми или серебряными сосудами.

В Месопотамии податями облагалось использование оросительных сооружений, а с купцов брали налог за торговлю товарами. Граждане Рима в мирное время налоги не платили, а в военное платили с учётом их достатка. Сумму налога (ценза) каждые пять лет определяли чиновники-цензоры согласно заявлениям граждан о своём имущественном состоянии и семейном положении. Это заявление – прообраз современной декларации о доходах. По мере превращения в метрополию Рим вводил в колониях коммунальные (местные) налоги, также зависящие от размеров состояния жителей. Римские граждане, проживающие вне Рима, облагались государственными и местными налогами. В случае победных войн налоги уменьшались, а иногда государственный налог полностью отменялся. Необходимые расходы компенсировались взиманием контрибуций с завоёванных земель. Местные налоги всегда взимались регулярно. Во время правления Августа Октавиана (63 до н. э. – 14 н. э.) во всех провинциях огромной Римской империи была проведена реформа налогообложения.

В Византии (Восточная Римская империя) в ранний период (до VIII в.) существовал 21 вид налогов. Основные налоги: подушная подать; поземельный налог; сборы на оснащение армии и рекрутов (для освобождения от воинской службы), покупку лошадей; пошлины на продажу товаров (10–12,5%), выдачу государственных актов; налог «на воздух» (штраф, взимаемый, если размеры построенного здания превышали установленные); сбор за повышение в должности (для сенаторов, чиновников, военных); чрезвычайные налоги (на строительство флота, содержание воинских частей) и др. Налоги разделялись на прямые и косвенные. В Риме к прямым относили поземельный налог (десятина), налог на число фруктовых деревьев, включая виноградные лозы, налоги на недвижимость, «живой инвентарь» (рабы, крупный рогатый скот), ценности. Помимо этого, жителям провинций нужно было платить подушную подать. К косвенным налогам относились налог с оборота (10%), особый налог с оборота при торговле рабами (4%), налог на освобождение рабов (5% рыночной стоимости), налог с наследства (5%) – только для граждан Рима (полученные от него средства направлялись на выплату пенсий профессиональным солдатам).

Во Франции в период правления Филиппа IV (1268–1314) были заложены основы государственной налоговой системы. Филипп обложил налогами всех подданных. Бароны платили налоги в размере1/50 доли своего имущества; мирская знать (включая членов Ордена тамплиеров) – 1/100 доли, а также десятичную пошлину; города – налог с торгового оборота (в виде пошлины «с очага» – 0,33 ливра); итальянские купцы – ломбардийскии налог. Введённый королём косвенный налог с продававшихся в стране товаров назывался в народе «дурным». Непомерно высокие налоги привели к народным волнениям в стране и в подвластной Фландрии.

Когда появились первые налоги на Руси, точно неизвестно. В первом дошедшем до нас литературном памятнике «Повести временных лет» о дани говорится как о чём-то традиционном. Историки считают, что пополнение княжеской казны за счёт сбора налога (дани) с членов племенных союзов (общин) стало систематическим начиная с VIII в.

Князь Олег дань с подвластных племён «мира для» стал собирать после своего утверждения в Киеве. Новгородцы должны были платить Олегу 300 слитков серебра массой по 200 г каждый. Затем Олег обложил данью древлян, которые ранее платили подати хазарам.

Экономическая сущность налогов. Налоги – обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с физических лиц и организаций в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, а также экономические отношения между государством и налогоплательщиком в виде отчуждения налогоплательщиком части получаемого дохода в пользу государства. Налог выражает экономические отношения между государством и налогоплательщиком (физическим или юридическим лицом) по поводу отчуждения части полученного налогоплательщиком дохода в пользу государства. Целью изъятия является формирование государственного бюджета для обеспечения государственных расходов. Уплата налога всегда рассматривалась как проявление добродетели граждан. Так, во времена Великой французской революции люди, уплатившие налог в размере трёхдневного заработка, приобретали политические права и обеспечивали себе гарантии от гильотины.

Налоги выполняют важную социально-экономическую роль. Во-первых, они являются главным источником формирования доходов государственного бюджета, во-вторых, влияют на развитие производства, способствуя его росту или, наоборот, сокращению, и, в-третьих, могут влиять на уровень цен и рост инфляции. Кроме того, налоги выполняют активные социальные функции – определяют степень социальной справедливости, влияя на доходы различных слоёв населения. Таким образом, налоги выполняют фискальную, экономическую и социальную функции. Фискальная функция налогов предполагает образование государственных денежных доходов для функционирования государства; экономическая – их использование для воздействия на экономику; перераспределительная позволяет в определённой степени выравнять условия жизни населения – богатые платят больше, бедные – меньше.

Социальные налоги – это отчисления в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости, фонд медицинского страхования (табл. 2). Величина социальных налогов жёстко увязана с расходами на заработную плату физическим лицам предприятия, поддаётся количественному измерению и включается в себестоимость продукции в качестве самостоятельной статьи затрат – отчисления на социальные нужды. Необходимость социальных налогов в настоящее время никем не оспаривается, а перспектива их применения зависит от политики государства в области социального страхования и пенсионного обеспечения. Спорной является величина ставки налога (процент от дохода).

Таблица 2

Фонд Какие выплаты осуществляет фонд
Пенсионный Пенсия по старости, по инвалидности, по потере кормильца и др.
Социального страхования Оплата «больничного листа» (пособия по временной нетрудоспособности)
Занятости Пособие по безработице, оплата обучения новой профессии
Обязательного страхования (ОМС) Медицинские услуги, прописанные в особом перечне, например, обслуживание детей в поликлиниках, прививки, профилактические осмотры и др.

Налоговая система объединяет две органично связанные составляющие: систему налоговых платежей и налоговый механизм.

Система налоговых платежей – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других приравненных к налогам платежей, взимаемых на всей территории государства либо на её отдельных территориальных образованиях (субъектах федерации, муниципалитетах) в порядке, утверждённом налоговым законодательством.

Налоговый механизм объединяет совокупность всех средств и методов начисления, взимания и распределения налоговых доходов по бюджетным уровням в соответствии с действующим налоговым законодательством.

С позиции экономической теории налоговая система представляет собой систему экономических отношений между государством, с одной стороны, и его гражданами и хозяйствующими субъектами, с другой стороны, по поводу перераспределения части ВВП в пользу государства.

Использование государством налоговой системы с целью изменения или стабилизации экономической, социальной, политической, экологической, демографической или какой-либо иной ситуации в стране или её внешнеэкономических отношений называется налоговой политикой государства. Посредством изменения системы налоговых платежей и налогового механизма государство формирует новые направления налоговой политики. Благодаря введению новых налогов или отмены действующих, изменению величины налоговых ставок, снятию или расширению налоговых льгот, отсрочке налоговых платежей государство может влиять на развитие процесса инвестиционной предпринимательской активности, стимулировать или ослаблять покупательную способность населения, ограничивать или поощрять ввоз в страну зарубежных товаров. Всё это будет проявлением определённых направлений государственной налоговой политики.

Изменения в государственной налоговой политике реализуются посредством осуществления налоговых реформ – изменения налогового законодательства. В современной мировой практике изменения налоговых ставок и налоговых льгот являются наиболее распространёнными направлениями налоговых реформ.

В основе налоговой политики лежат три главных принципа. Она должна быть нейтральной, справедливой и эффективной. Однако трудно назвать хотя бы одну систему, которая соответствовала бы этим критериям. Нейтральность системы налогообложения проявляется в том, что теоретически налоги носят разумный, логически обоснованный и соразмерный характер.

• фискальная, экономическая, социальная и распределительная функции налогов

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чём состояла историческая необходимость налогов?

2. Приведите примеры налогов в разных странах в различные исторические эпохи.

3. Какие функции выполняют налоги?

4. Какие принципы лежат в основе налоговой политики государства?

В связи с неразвитостью товарно-денежных отношений налоги взимались в натуральной форме. Например, в Казахстане до середины XIX века эквивалентом – заменителем денег был скот (преимущественно овцы, лошади), в переводе на стоимость которых оценивались другие товары.

Общинники-скотоводы кочевали на землях, принадлежащих феодалам и обязаны были платить им земельную ренту – 20-ю часть скота в скотоводческих районах – зекет и 10-ю часть урожая в земледельческих районах – ушур. Кроме того, они делали так называемые «добровольные» подношения своему феодалу скотом – согым (наиболее упитанным, предназначенным для осеннего забоя) и мясом (сыбага). Большая часть зекета и ушура шла в пользу ханов. Они брали также судебную пошлину (ханлык) – 1/10 сумму судебного иска, пошлины с проходивших через кочевья караванов. Во время войн источником доходов феодалов была еще и военная добыча – ясырь.

Формой обогащения феодалов был сауын – «родовая помощь» – отдача ими своего скота на выпас беднякам, которые имели право пользоваться молоком и шерстью, но обязаны были потом возвращать скот с приплодом.

Кокандское ханство взимало с казахов-земледельцев харадж – 2/3 урожая.

В 1834 г. была введена раскладочная система налогообложения – от имени хана указывалась предполагаемая сумма, которую должны казахские лица распределяли по своему усмотрению между плательщиками, а владельцы феодально-родовой верхушки от уплаты были освобождены.

В 1841г. зекет взимался только в денежной форме (по принципу раскладочной системы) – серебром, а согым – деньгами или скотом (по желанию). Позже зекет взимался от количества скота, а согым – от числа кибиток. Раскладочная система не учитывала изменение во времени числа скота и кибиток (что быстро менялось) и не была уравнительной.

После отмены в 1855-56гг. специальными Манифестами недоимок самодержавие ввело «окладочную подать», хотя в её основе лежала та же ханская раскладка.

Были и другие повинности: «кибиточная подать» – за проживание за пределами орды – на внутренних землях;

«билетный сбор» – при найме в работники к линейным жителям;

акциз – за перепуск скота за линию на казачьи земли и др.

После установления Советской власти, с 1917 года, финансовое обеспечение потребностей государства осуществлялось, в основном, путем контрибуций с имущих слоев населения, что, однако, не обеспечивало регулярного поступления средств. Поэтому, начиная с 1918 года вводится высокопрогрессивное подоходно-поимущественное налогооблжение: подоходный налог, промысловый налог, налог на прирост прибылей торгово-промышленных предприятий, налог с недвижимых имуществ, единовременный налог, акцизы на табак, спирт и некоторые другие товары. С 1919 года была введена продовольственная разверстка «зерновых хлебов и фуража» в связи с резким обесценением денег в условиях военной интервенции. Практически произошла натурализация экономических отношений (заработной платы, социальных выплат, налогов). Характерными для периода военной интервенции и гражданской войны (период «военного коммунизма») были натуральный и единовременные чрезвычайные революционные налоги. В 1918 году вводится продовольственный налог – «продналог».

С переходом, начиная с 1921 года к новой экономической политике – «нэп» возрождаются денежные формы налогов: косвенные – акцизы и прямые: промысловый, подоходно-поимущественный, с 1923 года для крестьянства введен единый сельскохозяйственный налог (объединивший продовольствееный, трудгужевой, подворно-денежный, общегражданский налоги), который частично еще взимался в натуральной форме.

Финансовые реформы 1930-1932 годов унифицировали множественность налоговых платежей в два основных платежа: для государственных предприятий – налог с оборота (объединены акцизы и промысловый налог) и отчисления от прибылей (концентрировавших накопления социалистических предприятий и хозяйственных организаций), для кооперации – налог с оборота и подоходный налог. Население в городах уплачивало подоходный налог, налог на сверхприбыль, сбор на нужды культурно-бытового и жилищного строительства, сельское население – сельскохозяйственный налог с колхозов и населения, культжилсбор, единовременный налог с единоличных крестьянских хозяйств.

С началом Великой Отечественной войны был введен для граждан военный налог, надбавки к подоходному и сельскохозяйственному налогам. В 1941 году введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. С 1942 года установлены пять местных налогов и сборов: налог со строений, земельная рента, сбор с владельцев транспортных средств, сбор с владельцев скота, разовый сбор на колхозных рынках.

Вплоть до конца 90-х годов основными налоговыми источниками оставались поступления от социалистического хозяйства – до 92% всех доходов государственного бюджета: налог с оборота – до 30% доходов, отчисления от прибыли (в форме платы за производственные фонды, фиксированных (рентных) платежей, свободного остатка прибыли) – до 29% поступлений в бюджет; кооперативно-колхозные предприятия и предприятия общественных организаций вносили в бюджет подоходный налог. К другим доходам бюджета относились: доходы от внешней торговли (монополия государства), лесной доход, плата за воду, отчисления предприятий добывающей промышленности на погашение затрат по геологоразведочным работам и некоторые другие. Поступления от населения включали: подоходный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, сельхозналог, земельный налог (для сельских жителей), налог с владельцев строений, налог с индивидуальных владельцев транспортных средств. Однако, налоги с населения занимали только 8% от всех поступлений в государственный бюджет.

С началом рыночных преобразований начали функционировать новые виды налогов: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж.

С обретением независимости в Казахстане начала создаваться собственная налоговая система.

Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан» от 24 декабря 1991г. практически являлся скопированным вариантом налогового законодательства РФ, в результате чего в Казахстане сформировалась 3-х звенная налоговая система федеративного государства. Наличие множества платежей, расчетной базой которых являлась себестоимость, применение большого количества льгот сделали налоговую систему неэффективной и неуправляемой.

С 1992 по 1995 гг. (июнь) в Республике Казахстан функционировало 43 вида налогов и сборов:

10 – общеобязательных местных налогов и сборов;

17 – местных налогов и сборов.

Согласно Указу Президента Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 г. количество налогов – 11, а с учетом изменении и дополнении с 1999г. по 2001г. их количество увеличилась до 18. В 1999г. был введен социальный налог по ставке 26% от объекта обложения (с 1.07.01г. ставка снижена до 21%, а с 2004 г. – действует регрессивные ставки – от 20% до 7%) вместо страховых взносов в размере 30% от ФОТ юридических лиц (в Пенсионный фонд – 23,5%; в Фонд обязательного медицинского страхования – 3%; Фонд социального страхования – 1,5%; в Государственный фонд занятости населения – 2%). Если в 1998 г. доля внебюджетных фондов в государственном бюджете составляла 18,4%, то доля социального налога в 1999 г. – 17,9%.

Налог на добавленную стоимость (НДС) введен вместо налога с оборота и налога с продаж с 1992 г. при ставке 28%, для предприятий общественного питания – 13%, по продуктам первой необходимости (в основном – питания) – 10%. Ряд товаров и услуг освобождался от налогообложения: услуги по предупреждению и ликвидацию стихийных бедствий, услуги учреждения культуры, искусства, театрально-зрелищные, спортивные, культурно-просветительские мероприятия, продукция обществ инвалидов, строительство жилья, товары детского ассортимента. С 1.01.03 ставки установлены в 20% и 16,67% (по товарам, услугам, реализуемым по государственным регулируемым ценам и тарифам, включающим НДС). С 2002г. ставка НДС – 16%, с 2004 – 15%.

Налог на прибыль введен с 1991 г. взамен платежей и отчислений от прибыли (плата за фонды, отчисления свободного остатка прибыли). Его ставки устанавливались от 10 до 70%:

для предприятий, объединений и организаций – 25%;

для коммерческих банков и страховых организаций – 45%;

для потребительских кооперативов и коммунального хозяйства – 20%;

для общественных организаций, их предприятий, религиозных организаций и их предприятий –35%;

для производственных кооперативов – не больше 35% (установленные местными советами народных депутатов);

для сельскохозяйственных предприятий и предприятий по переработке сельхозпродукций – 10% (мясной, молочной, хлебопекарной);

для остальных предприятий АПК – 25%;

для предприятий бытового обслуживания – 15%;

для фондовых и сырьевых бирж, брокерских контор и фирм, предприятий посреднической и коммерческой деятельности – 55%;

доходы по дивидендам и процентам от акций, облигаций, ценных бумаг – 15%;

казино, видео салоны, прокат видео- и аудио кассет, игровых автоматов, от массовых концертно-зрелищных мероприятий – 70%.

Эта система не обеспечивала равенства всех форм собственности и видов деятельности, имелось много льгот, что усложняло контроль. В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 1.01.1994 г. «О налогообложении прибыли и доходов предприятий» объектом налогообложения устанавливалась балансовая прибыль – сумма всех доходов, уменьшенная на сумму всех расходов. Ставка налога – 30%, а прибыль от банковской и страховой деятельности – 45%, доходы от дивидендов и процентов – 15%.

С 1995 г. введена основная ставка 30% для юридических лиц и дифференцированные ставки для отдельных категорий плательщиков и видов доходов (от10 до 20%).

В 2001 году принят новый закон «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (введен с начала 2002 г.), в котором дополнены и изменены положения и нормы налогообложения в связи с изменившимися экономическими и социальными условиями в стране.

Участие России в первой мировой войне вызвало всеобщий экономический кризис. Неудачи на фронтах требовали новых ресурсов, человеческих и материальных. Нехватка рабочей силы породила кризис во многих отраслях хозяйства.
Тяжело пострадала за годы войны и экономика Российской империи в современных границах Казахстана. Налоги выросли в 3-4 раза, в отдельных случаях в 15 раз. Был введен специальный военный налог. Кроме прямых и косвенных налогов, собирались различные "пожертвования", в счет которых у русских и нерусского населения (казахов) собирался скот и юрты. За три года войны только из Туркестанского края была вывезено 70 тыс. голов лошадей, 12,7 тыс. верблюдов, более 13 тыс. юрт.
Местное население должно были бесплатно поставлять мясо, хлеб, скот и юрты войскам, следующим на фронт через их территорию. Поэтому хозяйству этого региона Российской империи был нанесен огромный ущерб, исчисляемый миллионами рублей. Сокращалась площадь обрабатываемых земель, в результате чего резко выросли цены на хлеб.
К концу 1915 г. недовольство местого населения начало нарастать. Многие волости отказывались платить налоги, участились случаи отказа от "добровольных пожертвований" и конфликтов на этой почве с местной администрацией.
В 1915 г. встал вопрос о непосредственном участии местного населения - казахов в войне. Казахская интеллигенция через газету "Казак" предлагала использовать казахов как боевую силу в кавалерийских частях. Однако вместо этого было решено использовать нерусское население России на тыловых работах.
25 июня 1916 г. был опубликован Указ царя от 25 июня 1916 г. , по которому все нерусское мужское население в возрасте 18-43 лет должно было быть "реквизировано" для работ по созданию оборонительных сооружений в районе действующей армии и на тыловые работы. Всего, по предварительным подсчетам, должно быть мобилизовано 390 тыс. человек.
Данный указ ставил казахскую степь в крайне тяжелое положение. Мобилизация проводилось во время уборки урожая и подготовки скота к перегону на зимние пастбища, сенозаготовки. Призыв всего трудоспособного мужского населения подрывал экономическую базу этого региона Российской империи, местные жители обрекались на голодную смерть зимой 1916-1917 гг. Призыв населения на тыловые работы послужил поводом к началу мощного недовольства против России. Напуганные размахом этого недовольства власти 20 июля объявили об отсрочке призыва до сбора урожая, а 30 июля - об отсрочке до 15 сентября 1916 г.

Участие России в первой мировой войне вызвало всеобщий экономический кризис. Неудачи на фронтах требовали новых ресурсов, человеческих и материальных. Нехватка рабочей силы породила кризис во многих отраслях хозяйства.
Тяжело пострадала за годы войны и экономика Российской империи в современных границах Казахстана. Налоги выросли в 3-4 раза, в отдельных случаях в 15 раз. Был введен специальный военный налог. Кроме прямых и косвенных налогов, собирались различные "пожертвования", в счет которых у русских и нерусского населения (казахов) собирался скот и юрты. За три года войны только из Туркестанского края была вывезено 70 тыс. голов лошадей, 12,7 тыс. верблюдов, более 13 тыс. юрт.
Местное население должно были бесплатно поставлять мясо, хлеб, скот и юрты войскам, следующим на фронт через их территорию. Поэтому хозяйству этого региона Российской империи был нанесен огромный ущерб, исчисляемый миллионами рублей. Сокращалась площадь обрабатываемых земель, в результате чего резко выросли цены на хлеб.
К концу 1915 г. недовольство местого населения начало нарастать. Многие волости отказывались платить налоги, участились случаи отказа от "добровольных пожертвований" и конфликтов на этой почве с местной администрацией.
В 1915 г. встал вопрос о непосредственном участии местного населения - казахов в войне. Казахская интеллигенция через газету "Казак" предлагала использовать казахов как боевую силу в кавалерийских частях. Однако вместо этого было решено использовать нерусское население России на тыловых работах.
25 июня 1916 г. был опубликован Указ царя от 25 июня 1916 г. , по которому все нерусское мужское население в возрасте 18-43 лет должно было быть "реквизировано" для работ по созданию оборонительных сооружений в районе действующей армии и на тыловые работы. Всего, по предварительным подсчетам, должно быть мобилизовано 390 тыс. человек.
Данный указ ставил казахскую степь в крайне тяжелое положение. Мобилизация проводилось во время уборки урожая и подготовки скота к перегону на зимние пастбища, сенозаготовки. Призыв всего трудоспособного мужского населения подрывал экономическую базу этого региона Российской империи, местные жители обрекались на голодную смерть зимой 1916-1917 гг. Призыв населения на тыловые работы послужил поводом к началу мощного недовольства против России. Напуганные размахом этого недовольства власти 20 июля объявили об отсрочке призыва до сбора урожая, а 30 июля - об отсрочке до 15 сентября 1916 г.

Читайте также: