Когда нужно регистрировать налоговую накладную

Опубликовано: 17.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Онлайн-кассы


Организации и ИП, осуществляющие расчеты, обязаны применять контрольно-кассовую технику (ККТ). Это требование пункта 1 ст. 5 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ о ККТ. Однако использовать технику можно только после ее регистрации в ИФНС. Пошаговую инструкцию о том, как осуществить процедуру регистрации ККТ в 2021 году, мы предлагаем в нашей статье.

Заявление на регистрацию ККТ

Согласно пункту 4 ст. 7 Закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ, с 01.02.2017 передача данных в ФНС производится в электронной форме через оператора фискальных данных, кроме случая, когда ККТ используется в недоступных для сетей связи местностях. Поэтому в первую очередь необходимо заключить договор с оператором фискальных данных.

Шаг первый: заполнение заявления на регистрацию ККТ.

Подать заявление можно двумя способами:

  • в электронной форме, заполнив специальную форму в кабинете ККТ на сайте ФНС — п. 4 приложения к Приказу ФНС РФ от 29.05.2017 № ММВ-7-20/483@, п. 9 порядка ведения кабинета ККТ, утвержденного Приказом ФНС РФ от 21.03.2017 N ММВ-7-20/232@;
  • на бумаге — путем личного представления или отправки по почте в ИФНС.

Электронный способ подачи заявления более удобен, но, чтобы им воспользоваться, необходимо иметь усиленную квалифицированную электронную подпись. Данный порядок установлен п. 5 приложения к Приказу ФНС РФ от 29.05.2017 № ММВ-7-20/483@ и п. 10 ст. 4.2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

Если вы решили подать заявление на бумаге, нужно заполнить форму, утвержденную приложением № 1 к Приказу ФНС РФ от 29.05.2017 № ММВ-7-20/484@ (форма 1110061). Правила ее составления приведены в приложении № 5 к указанному приказу. Согласно правилам необходимо учесть, что:

  • заявление заполняется на каждый экземпляр техники и его можно оформить как вручную, так и на компьютере;
  • исключены любые исправления, а также двусторонняя печать заявления;
  • все графы необходимо заполнить, кроме случаев, приведенных в порядке заполнения заявления. Например, нет необходимости заполнять поле «Код причины перерегистрации», а также поля раздела 4 «Сведения о сформированных фискальных документах» заявления (пп. 7, 34 порядка заполнения).

Не нужно заполнять поля:

ОГРН/ОГРНИП, если компания является иностранным юрлицом (п. 2 порядка);

  • предназначенные для заполнения сотрудником ИФНС. К таким реквизитам относятся сведения о регистрации ККТ в налоговой, о количестве страниц заявления и прилагаемых к нему документов, а также о дате представления заявления и его регистрации;
  • строку 150, если организация не применяет ККТ для формирования бланков строгой отчетности в электронном виде и их печати на бумаге;
  • раздел 3, если организация использует ККТ без передачи в электронной форме фискальных данных в налоговые органы. Однако в этом случае нужно заполнить строку 170 «ИНН оператора фискальных данных», проставив в ней нули.

Если пользователь планирует использовать одну ККТ в составе нескольких автоматических устройств для расчетов, то необходимо заполнить раздел 2.1 формы заявления.

Обратите внимание: если компания регистрирует онлайн-аппарат по месту нахождения обособленного подразделения, то нужно учесть особенности заявления на регистрацию кассы. Так, в поле «КПП» в верхней части каждой страницы заявления указывается КПП обособленного подразделения. Заявление в этом случае подписывается руководителем обособленного подразделения.

ОФД для регистрации ККТ

Для работы с онлайн-ККТ компания должна заключить договор с оператором фискальных данных (ОФД). Список операторов есть на сайте ФНС по адресу: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registries/fiscaloperators/.

При этом выбрать оператора и заключить с ним договор нужно прежде обращения в налоговую в целях регистрации ККТ.

В законе № 54-ФЗ под ОФД понимается организация, созданная в соответствии с законодательством РФ, находящаяся на территории нашей страны и получившая разрешение на обработку фискальных данных.

Обмен данными будет происходить по установленным протоколам и в рамках заключенного договора между пользователем ККТ и оператором фискальных данных. Федеральный закон № 54-ФЗ устанавливает требования к ним. Отметим, что оператором может быть, например, банк, оператор электронного документооборота или телекоммуникационная компания. При этом такие компании могут формировать пакетные предложения, субсидировать покупку и обслуживание кассовых аппаратов своих клиентов или предлагать широкий спектр дополнительных услуг.

Предприниматели самостоятельно отдают предпочтение тому или иному оператору. Сроки заключения договора законом не предусмотрены, однако стоит отметить, что без такого договора ККТ не зарегистрируется.

Регистрационный номер ККТ

Не позднее следующего рабочего дня после получения заявления ИФНС выдает пользователю регистрационный номер ККТ, необходимый для формирования отчета о регистрации кассовой техники.

Шаг второй: получить регистрационный номер.

Обратите внимание: если заявление было подано через кабинет ККТ на сайте ведомства, то регистрационный номер отобразится там же.

Отчет о регистрации ККТ

В течение следующего дня после получения регистрационного номера пользователь должен сформировать отчет о регистрации ККТ.

Для формирования отчета в фискальный накопитель нужно внести следующую информацию:

  • регистрационный номер ККТ;
  • полное наименование пользователя;
  • данные о ККТ, фискальном накопителе и иные необходимые сведения.

Карточка регистрации ККТ

Шаг четвертый: получить карточку регистрации ККТ.

Обратите внимание: до получения карточки пробивать чеки нельзя.

Порядок получения карточки зависит от того, каким способом пользователь направил в налоговую заявление (форма 1110061). Если документ предоставлен в электронном виде, то карточку направят через личный кабинет или через оператора фискальных данных.

Чтобы получить карточку в бумажном виде, нужно подать соответствующее заявление в произвольной форме. Фискалы выдадут документ в течение 5 рабочих дней после получения заявления.

Шаг пятый: зарегистрировать ККТ на сайте ОФД.

Далее пользователю нужно зарегистрировать онлайн-кассу в личном кабинете на сайте оператора фискальных данных. Сделать тестовую продажу и проверить отправку чека можно в личном кабинете оператора.

Ошибки при регистрации ККТ

Как проверить регистрацию ККТ в ФНС

Законом № 54-ФЗ не допускается регистрация в налоговых органах ККТ, сведения о которой отсутствуют в реестре ФНС. Отметим, что реестры контрольно-кассовой техники и фискальных накопителей размещены на сайте ФНС РФ (https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registries/).

Таким образом, ККТ, сведения о которой отсутствуют в реестре, применять нельзя.

Чтобы проверить, что ККТ внесена в реестр ФНС, нужно перейти на сайт службы по проверке ККТ: https://kkt-online.nalog.ru/ . Далее следует выбрать модель ККТ, которая указана в паспорте смарт-терминала, и нажать кнопку «Проверить».

Шаг шестой: проверить регистрацию ККТ в ФНС.

В случае необходимости проверки регистрации применяемой модели контрольно-кассовой техники пользователь может обратиться в инспекцию по месту учета в качестве налогоплательщика для получения соответствующей информации. Проверка осуществляется в соответствии с административным регламентом ФНС, утвержденным Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 132н.

Как снять с регистрации ККТ

В ряде случаев компания или ИП (пользователи кассового аппарата) должны снять ККТ с учета. Такая ситуация может возникнуть, например, если кассу украли либо она утеряна, либо возникла необходимо передать аппарат другому пользователю.

В этих случаях необходимо обратиться в ИФНС в течение следующего рабочего дня.

Кроме того, технику можно снять с учета, если пользователь перестал ее эксплуатировать. Однако закон этого не требует.

При заполнении заявления нужно пользоваться формой 1110062, которая приведена в приложении к Приказу ФНС РФ от 29.05.2017 № ММВ-7-20/484@.

Заявление может быть заполнено, как и при регистрации ККТ, в электронном или бумажном виде.

Формировать отчет о закрытии фискального накопителя нужно не всегда. Это необходимо сделать при передаче ККТ другому лицу. В остальных случаях отчет не формируется.

Кроме того, компания вправе представить отчет, если она прекратила использовать кассовую технику и решила снять ее с учета.

Если ККТ снимается с учета в связи с передачей другому пользователю, вместе с заявлением нужно представить сведения из отчета о закрытии фискального накопителя либо считанные фискальные данные в цифровом виде.

ККТ снимается с учета в течение 10 рабочих дней с даты подачи заявления.

При этом законом № 54-ФЗ установлены случаи, при которых налоговики снимут ККТ с учета без заявления пользователя. К таковым относятся:

  • ККТ не соответствует требованиям законодательства;
  • компания ликвидирована;
  • истек срок действия ключа фискального накопителя.

Снятие налоговым органом ККТ с учета без заявления пользователя происходит при формировании карточки о снятии ККТ с регистрационного учета. Она выдается пользователю в течение 5 рабочих дней с даты ее формирования.

27 мая 2020 Пригодится для: Предприниматели

Когда и как зарегистрироваться плательщиком НДС, учёт налога, как формировать цену на товар с учётом НДС.


Что такое НДС

Простыми словами НДС Налог на добавленную стоимость — это надбавка к цене товара/работы/услуги: покупатель уплачивает НДС, когда покупает у вас продукцию, товары, заказывает услуги, а обязанность вести учёт по налогу и уплатить его в бюджет лежит на СПД Субъект предпринимательской деятельности (предприниматели и юридические лица) .

По закону, объект обложения НДС — сделки по продаже товаров (работ, услуг) на таможенной территории Украины (осуществляемые как резидентами, так и нерезидентами), ввоз товаров и услуг (в том числе в виде аренды или лизинга) и вывоз товаров и услуг за пределы таможенной территории Украины (п. 185.1 НКУ).

Ставки НДС: 0% и 7%, 20% базы налогообложения, то есть стоимости товара.

Стандартно СПД уплачивают НДС по ставке 20% . Ставка налога 7% применяется в ряде случаев при поставке медизделий, препаратов и медоборудования, полный перечень есть в ст. 193 НКУ.

Ставкой 0% облагают товары для заправки или обеспечения воздушных, морских суден, космических кораблей, военного транспорта и др., которые экспортируются из Украины, весь перечень такой продукции — в ст. 195 НКУ.

Не облагаются НДС страховые услуги, зарплаты, дивиденды, роялти, ввозимые на территорию Украины товары, суммарная таможенная стоимость которых не превышает эквивалент 150 евро, в адрес одного получателя — юрлица или ФЛП. Все операции перечислены в ст. 196 НКУ.

Плательщики НДС

Платят НДС юрлица и ФЛП на общей системе и упрощённой.

На упрощёнке НДСникам доступны:

  • 3-я группа — для юрлиц и ФЛП, для них ставка ЕН 3% от дохода, а не 5%, как у неплательщиков НДС;
  • 4-я группа — для юрлиц.

Если у юрлица есть филиалы, отдельными плательщиками НДС они не считаются, так как входят в состав главного ЮЛ.

Почему компании-покупатели хотят работать с поставщиками с НДС

Если вы планируете работать с покупателями — плательщиками НДС, для вас тоже желателен статус НДСника, и вот почему.

Ваш покупатель — плательщик НДС, а вы — поставщик без НДС, значит, если покупатель заключит с вами сделку, он не получит налоговый кредит и не сможет уменьшить своё налоговое обязательство, и, как следствие, ему придётся уплатить большую сумму налога в бюджет.

Если поставщик — вы, по сути вам не так важен НДС-статус покупателя, он просто дороже покупает товар, т. к. в его стоимость включён НДС.

Как зарегистрироваться НДСником

На общей системе обязательно регистрироваться плательщиком НДС, если объём дохода за последние 12 календарных месяцев превысил 1 млн грн (ст. 181 НКУ).

Для единщиков такого обязательства нет. Поэтому, если вы на 2-й и 3-й группе получили доход больше 1 млн грн, максимум, что вы обязаны сделать, — начать использовать РРО. Регистрироваться плательщиком НДС — нет, законодательство не требует этого от вас.

При госрегистрации ФЛП или ЮЛ. Вместе с регистрационным заявлением госрегистратору подаётся заявление о регистрации плательщиком НДС с указанием желаемой даты регистрации (п. 183.7 НКУ). Заполнить заявление онлайн при регистрации СПД нет возможности.

Добровольная регистрация плательщиками НДС на 3-й группе:

  • при изменении ставки ЕН с 5% на 3%;
  • при изменении группы ЕН: с 1-й или 2-й переходите на 3-ю со ставкой ЕН 3%.

Смена системы налогообложения. Вам обязательно надо получить статус плательщика НДС при переходе с упрощённой системы на общую, если сумма облагаемых НДС операций за последние 12 месяцев превысила 1 млн грн.


Переход: с общей системы на упрощённую, с единого налога на ОС

При переходе с общей на упрощённую. Если на общей системе были НДСником, а на упрощёнке хотите работать без НДС, к примеру, на 2-й группе, просто откажитесь от регистрации плательщиком НДС.

Заявление на регистрацию

Процедура регистрации для всех плательщиков одинакова, в налоговую, где состоите на учёте, подаёте форму 1-ПДВ.

Подать 1-ПДВ можно только в электронном виде. Сделать это можно через кабинет плательщика: в меню «Ведення звітності» выбираете форму F1310108.

В заявлении заполняете регистрационные данные СПД, причину регистрации НДСником


И дату, с которой вы будете считаться плательщиком НДС — первое число месяца.

А вот если регистрируетесь НДСником, потому что превысили 1 млн грн дохода за последние 12 календарных месяцев, надо указать, когда это произошло.


Сроки подачи заявления

Сроки подачи зависят от того, добровольно регистрируетесь плательщиком НДС или нет (п. 183.9 НКУ):

  1. Доход за 12 календарных месяцев превысил 1 млн грн. Причина регистрации, которую надо указать в заявлениии — п. 181.1 розділу V ПКУ. Подать заявление надо в течение 10 дней месяца, следующего за месяцем превышения (п. 183.2 НКУ). Плательщиком НДС станете со дня внесения записи в реестр плательщиков НДС. Если не зарегистрироваться вовремя и это обнаружат налоговики при проверке, вам насчитают штрафы, исходя из обязательств за весь период, когда вы работали без НДС, а должны были. Штраф: 25 % от суммы обязательств за первое нарушение, 50 % за повторные.
  2. Добровольно регистрируетесь плательщиком НДС. Указать причину в заявлении — п. 182.1 розділу V ПКУ. Вновь созданные СПД подают заявление не позднее чем за 10 дней до начала месяца, с которого планируют стать НДСником.
  3. Переход с упрощённой системы на общую. Доход больше 1 млн грн — не позднее 10-го числа первого месяца, с которого перешли на ОС. Причина перехода в заявлении — п. 181.1 розділу V ПКУ. Если подаёте заявление заранее, плательщиком НДС станете со дня внесения записи в реестр НДСников, а это может быть до перехода на ОС.
  4. Переход с упрощённой системы на общую, в момент перехода лимит в 1 млн грн не превышен. Причина перехода — п. 183.4 розділу V ПКУ, а также п. 182.1 розділу V ПКУ. Подать заявление можно не позднее чем за 10 дней до начала месяца, с которого планируете стать НДСником (п. 183.9 НКУ).
  5. Изменяете ставку ЕН на 3-й группе с 5% на 3%. Причина перехода в заявлении — пп. «в» п. 293.8 розділу XIV ПКУ и п. 183.4 розділу V ПКУ. Подача заявления, не позднее чем за 10 календарных дней до начала месяца, с которого будет применяться новая ставка.
  6. Переходите с общей системы на упрощённую, 3-я группа с НДС. Причина перехода в заявлении — пп. «в» п. 293.8 розділу XIV ПКУ. Подать заявление надо не позднее, чем за 10 календарных дней до начала квартала, с которого начнёте работать на упрощёнке.

Если у налоговиков нет причин отказать в регистрации, в реестр плательщиков НДС ваш СПД внесут в течение 3 дней с момента подачи заявления (п. 183.9 НКУ). Присвоят индивидуальный налоговый номер (ИНН), это 12-значный код, по которому ваше предприятие будут идентифицировать в налоговой отчётности.

Проверить свои данные в реестре НДСников можно в кабинете плательщика.

Если у СПД меняется адрес, наименование юрлица или ФИО предпринимателя, вам надо подать заявление о внесение изменений в реестр. А если закрываете ФЛП — сняться с регистрации плательщиком НДС.

Учёт НДС

С момента регистрации НДСником вы обязаны выделять в стоимости вашего товара/работы/услуги НДС и оформлять все операции налоговыми накладными.

И если, к примеру, ранее ФЛП работал на упрощёнке без бухгалтера, то на НДС без специалиста по ведению учёта вам не обойтись. Это целая система со своими нюансами и расчётами.

Ключевые понятия для учёта НДС.

  • Налоговое обязательство — общая сумма НДС, которая содержится в стоимости проданных вами товаров/работ/услуг за месяц. Часто называют ещё «исходящий НДС».
  • Налоговый кредит — общая сумма НДС, которая содержится в составе стоимости приобретённых вами товаров/работ/услуг за период. Часто называют ещё «входящий» или «входной» НДС. На эту сумму вы уменьшаете своё обязательство по НДС.

Разница между этими величинами — это сумма НДС, которую нужно будет уплатить в бюджет, если налоговое обязательство больше кредита и значение положительное.

А вот если налоговый кредит выше обязательства, эта сумма подлежит возмещению вам из бюджета государства.

Как выглядит процесс учёта в течение месяца:

  1. Формируете налоговое обязательство. Вся исходящая первичка оформляется с выделением суммы НДС в стоимости товара. По первому событию (п. 187.1 НКУ) — продали товар или получили предоплату от покупателя — выписывается и регистрируется налоговая накладная клиенту. Если допустили ошибку или товар вам вернул покупатель, проводится корректировка накладных.
  2. Налоговый кредит. Когда покупаете в течение месяца товары/работы/услуги у плательщиков НДС, вам поставщики регистрируют налоговые накладные. Важно: если поставщик — неплательщик НДС, стоимость таких товаров включить в налоговый кредит вы не можете.
  3. По результатам месяца подсчитываются суммы налогового обязательства и кредита отражаются в декларации по НДС. Если обязательство больше кредита, разницу нужно уплатить в бюджет, если меньше — платить ничего не нужно, эту разницу вам может компенсировать бюджет. На включение налоговой накладной в налоговый кредит отводится 1095 дней (ст. 198.6 НКУ). Поэтому если поставщик не вовремя зарегистрировал вам налоговую накладную, можете включить её в кредит в следующих периодах. Но бывает и так: у вас большинство поставщиков НДСники и общая сумма входного НДС превышает исходящий. Тогда разницу можно подать на бюджетное возмещение. Или перенести на следующий период.
  4. Подаёте налоговую декларацию и, если есть НДС к уплате, платите.

Учёт НДС автоматизирован, через кабинет плательщика или программу M.E.Doc можно вести и контролировать учёт НДС. Можно выгружать и отправлять документы контрагентам, контролировать своевременную регистрацию накладных с их стороны, подавать отчётность, пополнять свой НДСный спецсчёт.

Как формировать цену на товар с учётом НДС

Рассмотрим на примере.

ФЛП 3-й группы ЕН, плательщик НДС, купил товары на сумму 1500 грн, в т. ч. НДС, и получил от продавца налоговую накладную.

В этой стоимости уже есть входящий НДС, его легко посчитать, разделив входящую сумму на 6 (почему именно на 6: это негласное правило расчёта, бухгалтеры используют для удобства).

ФЛП хочет продать этот товар со своей наценкой и с учётом исходящего НДС.

Стоимость закупки товара без НДС — 1250 грн. ФЛП хочет заложить наценку 750 грн.

Цена реализации без НДС равна: 1250 + 750 = 2000 грн. Теперь на эту цену необходимо начислить 20% НДС.

2000 × 20% = 400 грн — это ваше налоговое обязательство.

Цена реализации товара с НДС составляет: 2000 + 400 = 2400 грн.

  • налоговый кредит (входящий НДС) — 250 грн,
  • налоговое обязательство (выходной НДС) — 400 грн;

НДС к уплате = 400 − 250 = 150 грн.

НДС положительный (налоговый кредит меньше налогового обязательства), нужно уплатить его в бюджет.

Поставщики — неплательщики НДС налоговые накладные не предоставляют. Значит, вы не можете включить в налоговый кредит стоимость НДС с таких товаров, а выходит, теряете часть входного НДС .

Получается большая разница между налоговым кредитом и налоговым обязательством, и в бюджет придётся уплатить большую сумму НДС. Именно поэтому СПД-НДСникам невыгодно иметь поставщиков — не НДСников.

Бывает и наоборот: большинство поставщиков НДСники, и общая сумма входного НДС превышает исходящий НДС. Тогда разницу можно подать на бюджетное возмещение.

Отчётность и уплата НДС

Подавать декларацию по НДС нужно раз в месяц, только в электронном виде.

Действует правило: если были объекты налогообложения в текущем периоде или переносятся показатели с прошлых периодов, декларация подаётся. Если деятельность не велась и отсутствуют показатели, которые отражают в отчётности, декларацию не подаёте (ст. 49 НКУ).

Сроки подачи декларации. Ранее у единщиков была привилегия: они могли выбрать квартальный налоговый период, но 23 мая вступил в силу ЗУ № 466-IX, согласно которому единщики 3-й и 4-й групп также обязаны подавать отчётность раз в месяц.

Исходя из этого, срок подачи декларации — в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днём отчётного месяца.

Задекларированный НДС надо уплатить в течение 10 календарных дней после последнего дня подачи декларации (п. 203.2 НКУ).

Автор: Александра Джурило, финансовый аналитик

Статья юридической компании «Shablin Consulting» для авторитетного интернет- издания uteka.ua

Топ-6 ситуаций, в которых можно избежать штрафа за нарушение сроков регистрации НН/РК

Штрафные санкции за нарушение сроков регистрации НН/РК

Законодательством установлены значительные штрафы за просрочку регистрации налоговых накладных и расчетов корректировки (далее — НН/РК) в Едином реестре налоговых накладных (далее — ЕРНН).

Данному вопросу посвящена ст. 120 1 Налогового кодекса (далее — НК). Согласно Закону от 16.01.20 г. № 466-IX (далее – Закон № 466), вступившему в силу 23.05.20 г., в ней произошли некоторые изменения.

Теперь налоговики будут штрафовать за нарушение сроков регистрации НН/РК, составленных:

  • по операциям, которые освобождаются от НДС или облагаются налогом по нулевой ставке;
  • в соответствии с требованиями пп. «а»–«г» п. 198.5, ст. 199 при начислении компенсирующих налоговых обязательств.

В частности, за несвоевременную регистрацию таких НН/РК угрожает штраф в размере 2 % от объема поставки без НДС, но не более 1 020 грн.

Аналогичное касается и НН (но не РК), составленных на сумму превышения минимальной базы над фактической ценой поставки (НН, составленных согласно абзацу одинадцатому п. 201.4 НК).

Подробнее об этом — в материале «Новые штрафы за нарушение регистрации налоговых накладных» https ://uteka.ua/ua/publication/commerce — 12 — nalogi — i — otchetnost — 10 — novye — shtrafy — za — narushenie — registracii — nalogovyx — nakladnyx.

Помним: штрафные санкции за нарушение сроков регистрации НН/РК в ЕРНН в течение периода с 01.03.20 г. по последний день месяца завершения карантина не применяются (п. 52 1 подразд. 10 разд. ХХ НК).

К тому же, налоговики говорят, что не будет штрафа, если именно предельная дата регистрации приходится на такой период (ИНК ГНСУ от 12.05.20 г. № 1958/6/99-00-04-01 -03-06/ІПК).

Штрафные санкции, противоречащие законодательству

Случается, что регистрация НН/РК задерживается по объективным причинам (не по вине налогоплательщика). В то же время, убедить в этом налоговую службу крайне сложно. По каждому факту проводится камеральная проверка, и иногда штрафные санкции применяются там, где их не должно быть.

Выделим топ-6 ситуаций, когда налоговая применяет штрафные санкции, но это противоречит законодательству.

Под «противоречит законодательству» будем иметь в виду и те случаи, когда налоговая и судебная практика преимущественно складывается не в пользу налогоплательщиков, но является проявлением противоречивого применения правовых норм.

  1. Недостаточно денег на счете в системе электронного администрирования налога (далее — СЭАН)

Это наиболее неоднозначный случай применения штрафных санкций.

Суть в том, что цель штрафов, установленных ст. 120 1 НК, — стимулировать налогоплательщиков к своевременной регистрации НН/РК. Поэтому, если налогоплательщик своевременно отправляет на регистрацию НН/РК, то, по логике этого наказания, он добросовестно исполняет свою обязанность перед государством и не может быть привлечен к ответственности.

В то же время, система администрирования НДС построена таким образом, что для того, чтобы зарегистрировать НН/РК, налогоплательщик обязан иметь деньги на счете в СЭАН (НДС-счете), достаточные для исполнения перед бюджетом обязательств по уплате НДС. Фактически каждый раз, когда плательщик НДС выставляет НН/РК, он заранее платит НДС на этот счет (кредитуя государство и досрочно погашая обязательство по НДС).

Счет в СЭАН — счет, открытый налогоплательщику в Казначействе, на который таким плательщиком перечисляются деньги в сумме, необходимой для достижения размера суммы налога, на которую налогоплательщик имеет право зарегистрировать НН/РК в ЕРНН, а также в сумме, необходимой для уплаты согласованных налоговых обязательств по налогу (п. 4 Порядка электронного администрирования налога на добавленную стоимость, утвержденного постановлением КМУ от 16.10.14 г. № 569).

Если позволить регистрировать НН/РК без наличия средств на НДС-счете, то это разрушит систему администрирования НДС. Штраф за несвоевременную регистрацию НН/РК в этой ситуации начинает играть функцию принуждения не к своевременному направлению на регистрацию НН/РК, а к пополнению НДС-счета.

Поэтому налоговая служба ведет ожесточенную борьбу за каждое свое решение по применению штрафов на этих основаниях. Если быть объективным, то не без успеха — судебная практика складывается в пользу фискалов. Но это не значит, что перспектив совсем нет.

Во-первых, есть позитивная судебная практика, но она касается исключительно коммунальных и государственных предприятий (постановление Пятого апелляционного административного суда от 20.03.20 г. по делу № 540/2270/19).

Во-вторых, в подобных по содержанию делах, касающихся наложения на плательщиков штрафов по ст. 120 1 НК, но по иным основаниям (допустим, наложение ареста на НДС-счет), суды выбирают позицию, что именно факт отправления НН/РК на регистрацию служит свидетельством того, что налогоплательщик добросовестно исполнил свою обязанность. В таких случаях суды толкуют налоговые квитанции с содержанием «документ не может быть принят…» уже в пользу плательщиков (постановление Пятого апелляционного административного суда от 20.02.20 г. по делу № 400/1817/19).

В-третьих: случается, что, пополнив электронный счет, плательщик НДС не сразу получает возможность зарегистрировать НН, вследствие чего налоговики начисляют штраф за несвоевременную регистрацию. В такой ситуации плательщику удалось доказать, что он принял все меры для своевременной регистрации НН (постановление ВСУ от 03.05.18 г. по делу № 818/1070/17).

В п. 201.10 НК установлены следующие сроки регистрации НН/РК:

  • составленных в период с 1-го по 15-й календарный день(включительно) календарного месяца — до последнего дня (включительно) календарного месяца, в котором они составлены;
  • составленных в период с 16-го по последний к. д. (включительно) календарного месяца — до 15-го к.д. (включительно) календарного месяца, следующего за месяцем, в котором они составлены.

Специальное правило установлено для регистрации минусового РК покупателем — плательщиком НДС — в течение 15 к. д. со дня получения такого РК к НН получателем (покупателем).

А для сводных НН/РК, для начисления компенсирующих налоговых обязательств по п. 198.5, п. 199.1 НК, — в течение 20 к. д., следующих за последним к.д. месяца, в котором они составлены.

Есть случаи, когда НН/РК, отправленные 15-го числа (в операционное время), регистрируются следующим днем — 16-и числом, а отправленные в последней к.д. месяца регистрируются 1-го числа следующего месяца.

Такая ситуация, как правило, возникает по двум причинам:

а) НН/РК своевременно отправлены на регистрацию, но не были получены квитанции об их принятии. Налогоплательщик повторно отправляет НН на регистрацию с нарушением срока;

б) НН/РК, отправленные для регистрации в последний день окончания предельного срока, налоговый орган получает на следующий день.

В этих случаях налоговики смотрят именно на дату регистрации НН/РК у себя в системе, а не на дату отправления. Чтобы понять, насколько это обосновано, заглянем в законодательство.

Во-первых, в соответствии с Порядком ведения Единого реестра налоговых накладных, утвержденного постановлением КМУ от 29.12.10 г. № 1246, операционный день длится в рабочие дни с 08: 00 до 20:00. Если 15-е число или последний день месяца приходятся на выходной, праздничный или нерабочий день, то такой день считается операционным.

Во-вторых, согласно абзацу тринадцатому п. 201.10 НК, если в течение операционного дня не отправлены квитанции о принятии или непринятии либо остановке регистрации НН/РК, такие НН/РК считаются зарегистрированными в ЕРНН.

В-третьих, Порядком обмена электронными документами с контролирующими органами, утвержденным приказом Минфина от 06.06.17 г. № 557, предусмотрено: если квитанция не отправлена автору в течение двух часов со времени получения электронного документа, она отправляется в течение первых двух часов на следующий операционный день.

Анализ этих норм позволяет сделать однозначный вывод, что все НН/РК, отправленные на регистрацию до 20:00 предельного дня, считаются отправленными своевременно. Они регистрируются в этот день или в течение 2 часов на следующий операционный день.

Итак, если отправленные с соблюдением сроков НН/РК зарегистрированы следующим днем или позже, во избежание штрафа следует доказать именно своевременность отправки НН/РК на регистрацию, а не время их получения налоговой.

Доказательством своевременности могут быть любые документы (протокол движения документа/отчета в компьютерной программе, скриншот соответствующей программы или иной документ).

Изложенная позиция неоднократно излагалась в решениях Верховного Суда Украины (см., в частности, постановление от 12.02.20 г. по делу № 1640/3102/18).

  1. Технические перебои в работе ЕРНН

Налоговики считают, что это не освобождает от штрафов плательщика НДС (ИНК ГФСУ от 22.02.19 г. № 678/6/99-99-12-02-01-15/ІПК, от 20.02.19 г. № 639/6/99-99-15-03-02-15/ІПК, письмо ГФС от 31.01.19 г. № 5111/6/99-99-03-07-02-15).

Однако плательщикам все-таки удается отстоять свою правоту в судебном порядке, доказав, что они сделали все возможное для того, чтобы своевременно зарегистрировать НН/РК.

Судебными решениями в пользу плательщиков являются постановление ВСУ от 10.05.18 г. по делу № 819/869/17, решение Донецкого окружного админсуда от 25.03. 19 г. по делу № 200/1834/19-а.

  1. Непринятие на регистрацию НН/РК в связи с арестом НДС-счета

Практика наложения в уголовном производстве ареста на сумму НДС в СЭАН в последнее время становится распространенной.

Этот арест не позволяет регистрировать НН/РК. Плательщикам приходят квитанции следующего содержания: «документ не может быть принят, наложен арест по решению суда на сумму налога, на которую продавец имеет право зарегистрировать НН/РК».

После того как арест снимается и налогоплательщики отправляют на регистрацию НН/РК, налоговый орган начинает применять штрафы за нарушение сроков их регистрации.

Однако административные суды считают такие действия налогового органа незаконными. Позиция такова: поскольку штраф, предусмотренный ст. 120 1 НК, по своей правовой природе является финансовой ответственностью налогоплательщика за несвоевременную регистрацию НН/РК, то он может быть применен при наличии вины плательщика. Если нарушение сроков регистрации произошло из-за ареста лимитов НДС, то вины плательщика нет.

Главное условие для отмены штрафа — в любом случае НН/РК следует своевременно отправлять на регистрацию и получать квитанции об их непринятии до окончания предельного срока их регистрации. То есть направление НН/РК на регистрацию должно быть своевременным, даже если вы понимаете, что в связи с арестом их не зарегистрируют.

  1. Наложение штрафа в случаях, когда законодательством предусмотрено освобождение от ответственности

Именно в отношении этой ситуации после принятия Закона № 466 произошли существенные изменения.

Ранее законодательством предусматривались условия, которые делали невозможным применение штрафных санкций, предусмотренных ст. 120 1 НК, за несвоевременную регистрацию НН.

Это касалось регистрации НН, которые не предоставляются получателю (покупателю) и составлены на поставку товаров/услуг для операций:

1) освобожденных от налогообложения;

2) облагаемых налогом по нулевой ставке.

Большинство проблем с налоговым органом возникало тогда, когда налогоплательщик подпадал под эти исключения, но подавал на регистрацию НН, заполненные с нарушениями Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Минфина от 31.12.15 г. № 1307 (далее — Порядок № 1307).

В частности, в соответствии с Порядком № 1307 в НН обязательно следует ставить отметку «Х» в графе «Не подлежит предоставлению получателю (покупателю) по причине» и указывать тип причины (например, «09», если НН составлена на поставку для операций, освобожденных от обложения НДС).

Если налогоплательщик пренебрег указанными требованиями, фискалы, используя эти формальные ошибки, считали НН такими, на которые не распространяется освобождение от ответственности. Судебная практика в этом вопросе исходит из постулата, что содержание имеет преимущество над формой. Все требования налоговых органов оставались неудовлетворенными (постановление Верховного Суда Украины от 10.12.19 г. в деле № 640/7353/19).

Закон № 466 кардинально изменил ситуацию. Вышеупомянутые случаи стали нарушениями, за каждое из которых налагается штраф—2 % от объема поставки, но не более 1 020 грн (речь идет именно о несвоевременной регистрации НН/РК на освобожденные от НДС операции или те, которые облагаются налогом по ставке 0 %).

  1. Ошибка в дате составления НН

Это касается случаев, когда неправильно указана дата в НН (например, вместо 2020-го указан 2019 год). В таком случае НН, своевременно отправленная на регистрацию, становится просроченной, а плательщик получит штраф в размере 50 % от суммы указанного в ней налогового обязательства.

Судебная практика не рассматривает эти случаи как основания для применения штрафов.

Суть позиции в том, что штраф согласно ст. 120 1 НК может быть применен только в случае, если плательщик обязан был составить и зарегистрировать НН в связи с наступлением одного из событий: поставка товаров/услуг или поступление средств от покупателя в качестве аванса.

Если какие-либо хозяйственные операции, которые были бы основанием для составления НН, не происходили (отсутствие операций с реквизитами, указанными в НН), то ее регистрация необязательна и невозможна.

В связи с этим привлечение к ответственности за несвоевременную регистрацию того, что не требует регистрации, недопустимо.

Но есть и негативные решения, например постановление Верховного Суда от 26.06.18 г. в деле № 816/1990/17.

Выводы

Мы рассмотрели типичные, но не все, обстоятельства, при которых налоговый орган может наложить штраф за нарушение сроков регистрации НН/РК.

Впрочем, есть условно «приятные» моменты. Согласно Закону от 17.03.20 № 533-IX подразд. 10 разд. XX ПК дополнен п. 52 1 , которым применение штрафов за несвоевременную регистрацию НН/РК запрещено в период с 01.03.20 г. по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина (на время написания статьи — это 31.07.20 г.).

В то же время, основное правило остается неизменным: если к вам применят санкции, то нужно критически относиться к выводам налоговой проверки, проанализировать причины и выяснить, на самом ли деле есть нарушение. Существующая судебная практика часто может дать представление о векторе решения дел в подобных ситуациях.

date image
2015-07-21 views image
699

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



201.1. Плательщик налога обязан предоставить покупателю (получателю) по его требованию подписанную уполномоченным плательщиком лицом и скрепленную печатью (при наличии) налоговую накладную, составленную по выбору покупателя (получателя) одим из таких способов:

(Абзац первый пункта 201.1 статьи 201 с изменениями,
внесенными Законами
от 07.07.2011 г. N 3609-VI,
от 04.11.2011 г. N 4014-VI - изменения вступают в силу
со дня вступления в силу Закона об установлении
принципа осуществления хозяйственной деятельности субъектами
частного права без применения печатей
от 24.05.2012 г. N 4834-VI)

а) в бумажном виде;

(Пункт 201.1 статьи 201 дополнен абзацем вторым
согласно Закону от 24.05.2012 г. N 4834-VI)

б) в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации в порядке, определенном законодательством, электронной подписи уполномоченного плательщиком лица и условия регистрации налоговой накладной в Едином реестре налоговых накладных. В таком случае составление налоговой накладной в бумажном виде не является обязательным.

(Пункт 201.1 статьи 201 дополнен абзацем третьим
согласно Закону от 24.05.2012 г. N 4834-VI)

В налоговой накладной отмечаются в отдельных строках такие обязательные реквизиты:

а) порядковый номер налоговой накладной;

(Абзац четвертый пункта 201.1 статьи 201 заменен двумя абзацами
согласно Закону от 24.05.2012 г. N 4834-VI)

б) дата выписки налоговой накладной;

в) полное или сокращенное название, отмеченное в уставных документах юридического лица или фамилия, имя и отчество физического лица, зарегистрированного как плательщик налога на добавленную стоимость - продавца товаров/услуг;

г) налоговый номер плательщика налога (продавца и покупателя);

ґ) местонахождение юридического лица - продавца или налоговый адрес физического лица - продавца, зарегистрированного как плательщик налога;

д) полное или сокращенное название, отмеченное в уставных документах юридического лица или фамилия, имя и отчество физического лица, зарегистрированного как плательщик налога на добавленную стоимость - покупателя (получателя) товаров/услуг;

е) описание (номенклатура) товаров/услуг и их количество, объем;

є) цена поставки без учета налога;

ж) ставка налога и соответствующая сумма налога в цифровом значении;

з) общая сумма средств, подлежащих уплате с учетом налога;

и) вид гражданско-правового договора;

і) код товара согласно УКТ ВЭД (для подакцизных товаров и товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины).

(Пункт 201.1 статьи 201 дополнен подпунктом "і"
согласно Закону Украины от 07.07.2011 г. N 3609-VI)

ї) номер и дата таможенной декларации, по которой было осуществлено таможенное оформление товара, ввезенного на таможенную территорию Украины.

(Пункт 201.1 статьи 201 дополнен подпунктом "ї"
согласно Закону от 05.07.2012 г. N 5083-VI)

201.2. Форма и порядок заполнения налоговой накладной утверждаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики.

201.3. В случае освобождения от налогообложения в случаях, предусмотренных статьей 197 этого раздела, в налоговой накладной делается запись "Без НДС" со ссылкой на соответствующий пункт и/или подпункт статьи 197 данного Кодекса.

201.4. Налоговая накладная составляется в двух экземплярах в день возникновения налоговых обязательств продавца. Один экземпляр выдается покупателю, а второй остается у продавца. В случае составления налоговой накладной в бумажном виде покупателю выдается оригинал, а копия остается у продавца.

(Пункт 201.4 статьи 201 в редакции
Закона от 24.05.2012 г. N 4834-VI)

201.5. Для операций, которые облагаются налогом, и операций, освобожденных от налогообложения, составляются отдельные налоговые накладные.

201.6. Налоговая накладная является налоговым документом и одновременно отображается в налоговых обязательствах и реестре выданных налоговых накладных продавца и реестре полученных налоговых накладных покупателя.




Органы государственной налоговой службы по данным реестров выданных и полученных налоговых накладных, предоставленных в электронном виде, уведомляют плательщика налога о наличии в таком реестре расхождений с данными контрагентов. При этом плательщик налога в течение 10 дней по получении такого уведомления имеет право уточнить налоговые обязательства без применения штрафных санкций, предусмотренных разделом II данного Кодекса.

201.7. Налоговая накладная составляется на каждую полную или частичную поставку товаров/услуг, а также на сумму средств, поступивших на текущий счет как предварительная оплата (аванс).

(Абзац первый пункта 201.7 статьи 201 с изменениями, внесенными
согласно Закону от 24.05.2012 г. N 4834-VI)

В случае, если часть товаров/услуг, услуги не содержит отдельной стоимости, перечень (номенклатура) частично поставленных товаров/услуг отмечается в приложении к налоговой накладной в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики, и учитывается при определении общих налоговых обязательств.

201.8. Право на начисление налога и составление налоговых накладных предоставляется исключительно лицам, зарегистрированным как плательщики налога в порядке, предусмотренном статьей 183 данного Кодекса.

201.9. Не дает права на отнесение сумм налога к налоговому кредиту налоговая накладная, составленная плательщиком, освобожденным от уплаты налога по решению суда, после вступления в силу такого решения суда.

(Пункт 201.9 статьи 201
с изменениями, внесенными Законами
от 07.07.2011 г. N 3609-VI,
от 24.05.2012 г. N 4834-VI)

201.10. Налоговая накладная выдается плательщиком налога, осуществляющим операции по поставке товаров/услуг, по требованию покупателя и является основанием для начисления сумм налога, включащихся в налоговый кредит.

При осуществлении операций по поставке товаров/услуг плательщик налога - продавец товаров/услуг обязан предоставить покупателю налоговую накладную и зарегистрировать ее в Едином реестре налоговых накладных.

(Абзац второй пункта 201.10 статьи 201 с изменениями,
внесенными согласно Закону от 24.05.2012 г. N 4834-VI)

Подтверждением продавцу о принятии его налоговой накладной и/или расчета коррекции в Едином реестре налоговых накладных является квитанция в электронном виде в текстовом формате, которая направляется в течение операционного дня.

Датой и времением предоставления налоговой накладной и/или расчета корректировки в электронном виде центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную налоговую политику, является дата и время, зафиксированные в квитанции.

(Абзац четвертый пункта 201.10 статьи 201 с изменениями,
внесенными согласно Закону от 05.07.2012 г. N 5083-VI)

Если направленные налоговые накладные и/или расчеты коррекции сформированы с нарушением требований, предусмотренных соответственно пунктом 201.1 статьи 201 и/или пунктом 192.1 статьи 192 данного Кодекса, в течение операционного дня продавцу направляется квитанция в электронном виде в текстовом формате о неприеме их в электронном виде с указанием причин.

Если в течение операционного дня не направлены квитанции о приеме или неприеме, такая налоговая накладная считается зарегистрированной в Едином реестре налоговых накладных.

(Пункт 201.10 статьи 201 дополнен новым абзацем
согласно Закону от 07.07.2011 г. N 3609-VI,
с изменениями, внесенными
согласно Закону от 24.05.2012 г. N 4834-VI)

Порядок ведения Единого реестра налоговых накладных устанавливается Кабинетом Министров Украины. Покупатель имеет право сверять данные полученной налоговой накладной на соответствие с данными Единого реестра налоговых накладных.

Отсутствие факта регистрации плательщиком налога - продавцом товаров/услуг налоговых накладных в Едином реестре налоговых накладных и/или нарушение порядка заполнения налоговой накладной не дает права покупателю на включение сумм налога на добавленную стоимость в налоговый кредит и не освобождает продавца от обязанности включения суммы налога на добавленную стоимость, указанной в налоговой накладной, в сумму налоговых обязательств за соответствующий отчетный период.

(Абзац девятый пункта 201.10 статьи 201 с изменениями,
внесенными согласно Закону от 24.05.2012 г. N 4834-VI)

Выявление расхождений данных налоговой накладной и Единого реестра налоговых накладных является основанием для проведения органами государственной налоговой службы документальной внеплановой выездной проверки продавца и в соответствующих случаях покупателя товаров/услуг.

В случае отказа продавца товаров/услуг предоставить налоговую накладную или в случае нарушения им порядка ее заполнения и/или порядка регистрации в Едином реестре покупатель таких товаров/услуг имеет право приложить к налоговой декларации за отчетный налоговый период заявление с жалобой на такого поставщика, которое является основанием для включения сумм налога в состав налогового кредита. К заявлению прилагаются копии товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога в связи с приобретением таких товаров/услуг или копии первичных документов, составленных в соответствии с Законом Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине", подтверждающих факт получения таких товаров/услуг.

(Абзац одиннадцатый пункта 201.10 статьи 201 с изменениями,
внесенными согласно Закону Украины от 07.07.2011 г. N 3609-VI)

Поступление такого заявления с жалобой является основанием для проведения документальной внеплановой выездной проверки отмеченного продавца для выяснения достоверности и полноты начисления им обязательств по налогу по такой операции.

201.11. Основанием для начисления сумм налога, включающихся в налоговый кредит без получения налоговой накладной, также является:

а) транспортный билет, гостиничный счет или счет, который выставляется плательщику налога за услуги связи, другие услуги, стоимость которых определяется по показателям приборов учета, содержащим общую сумму платежа, сумму налога и налоговый номер продавца, кроме тех, форма которых установлена международными стандартами;

б) кассовые чеки, содержащие сумму полученных товаров/услуг, общую сумму начисленного налога (с определением фискального номера и налогового номера поставщика). При этом с целью такого начисления общая сумма полученных товаров/услуг не может превышать 200 гривен в день (без учета налога).

В случае использования плательщиками для расчетов с потребителями регистраторов расчетных операций, кассовый чек должен содержать данные об общей сумме средств, подлежащих уплате покупателем с учетом налога, и сумме этого налога, который уплачивается в составе общей суммы.

Порядок исчисления и накопления регистраторами расчетных операций сумм налога устанавливает Кабинет Министров Украины.

(Абзац третий подпункта "б" пункта 201.11 статьи 201 с изменениями,
внесенными согласно Закону Украины от 07.07.2011 г. N 3609-VI)

201.12. В случае ввоза товаров на таможенную территорию Украины документом, удостоверяющим право на включение сумм налога в налоговый кредит, считается таможенная декларация, оформленная в соответствии с требованиями законодательства, подтверждающая уплату налога.

Для операций по поставке услуг нерезидентом на таможенной территории Украины документом, удостоверяющим право на включение сумм налога в налоговый кредит, считается налоговая накладная, налоговые обязательства по которым включены в налоговую декларацию предыдущего периода.

201.13. Для физических лиц, не зарегистрированных как субъекты хозяйствования, ввозящих товары (предметы) на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих налогообложению согласно законодательству, оформление таможенной декларации приравнивается к представлению налоговой накладной.

201.14. Плательщики налога обязаны вести отдельный учет операций по поставке и приобретению товаров/услуг, подлежащих налогообложению, а также не являющихся объектами налогообложения и освобожденных от налогообложения согласно этому разделу.

201.15. Сводные результаты такого учета отображаются в налоговых декларациях, форма которых устанавливается в порядке, предусмотренном статьей 46 данного Кодекса. Плательщик налога ведет реестр выданных и полученных налоговых накладных в электронном виде, в котором отмечаются порядковый номер налоговой накладной, дата ее выписки (получения), общая сумма поставки и сумма начисленного налога, а также регистрационный номер плательщика налога - продавца, который выдал налоговую накладную такому плательщику налога. Форма и порядок заполнения реестра выданных и полученных налоговых накладных устанавливаются в соответствии с требованиями раздела II данного Кодекса.

Плательщики налога ежемесячно в сроки, предусмотренные для представления налоговой отчетности (календарный месяц), в том числе для которых этим разделом установлен отчетный налоговый период - квартал, подают органу государственной налоговой службы копии записей в реестрах выданных и полученных налоговых накладных за такой период в электронном виде.

Орган государственной налоговой службы разрабатывает и размещает на своем официальном веб-сайте программу ведения учета записей в реестрах выданных и полученных налоговых накладных в электронном виде и обеспечивает ее бесплатное распространение (включая необходимые изменения и приложения) как путем предоставления доступа к копированию такой программы через Интернет, так и путем записи на магнитные носители информации плательщика по его запросу.

Министерство финансов приказом от 17 сентября 2018 года №763 определяет новые формы налоговой накладной (НН) и расчёты корректировки (РК). Документ изменяет Порядок №1307. Приказ вступил в силу с 1.12.18, он продолжает оставаться актуальным и в 2020 году.

Новые правила заполнения налоговой накладной

Налоговый номер налогоплательщика

Новая форма налоговой накладной 2020 года включает новый реквизит НН. В заголовке документа в графах, которые отведены для продавца и покупателя, помимо ИНН плательщика НДС, следует ввести налоговый номер налогоплательщика. Его можно узнать по порядку №1588 (Порядок учёта налогоплательщиков Минфина 9.12.11).

Номер берётся следующим образом:

  • Для организаций – код ЕГРПОУ на 8 значений.
  • Для частных лиц – идентификационный номер налогоплательщика на 10 значений.

    Некоторые физические лица отказываются от ИНН по религиозным убеждениям, об этом должна свидетельствовать соответствующая отметка в паспорте. В этом случае в поле указывают серию и номер гражданского паспорта. Продавец обязан указать собственный налоговый номер. Порядок №1307 определяет случаи, при наступлении которых покупатель обозначает свой налоговый номер:

  • Если НН определяется в соответствии с Порядком заполнения НН пунктом 10.
  • Если товары либо услуги поставляются плательщику НДС.

    Если НН не выдаётся покупателю, тогда соответствующую графу заполнять не обязательно.

    Подобным образом следует заполнить заглавную часть НН, составляемую по результатам операций дня.

    Сумма налога на добавленную стоимость

    По новым правилам РК и НН по каждой позиции следует обозначить величину НДС. Значение в поле может содержать до 6 знаков после запятой. В новой форме налоговой накладной 2020 года может быть обозначено несколько товаров, по каждой из них можно производить округления НДС, тогда совокупная величина налога не сойдётся из-за округлений. Введение все шесть знаков после запятой не является обязательной, достаточно ввести столько, сколько реально есть.

    Новая форма налоговой накладной 2020 года в разделе А будет включать величину НДС, которая будет вноситься с учётом копеек.

    Графа номенклатура

    Данное поле является вторым в НН. В нём не всегда дословно указывают номенклатуру товара, в некоторых случаях обозначаются иные сведения, среди них дата и номера «входных» накладных.

    Сводные фискальные накладные

    В «шапке» НН в графе «Сведённая налоговая накладная» по новым правилам нужно не проставлять отметку «Х», а указать кодировку признака. Она может быть следующей:

  • 1 – Компенсирующие налоговые обязательства по НК статье 198.5
  • 2 – Компенсирующие налоговые обязательства по НК статье 199.1

    В компенсирующих накладных «Налоговый номер покупателя» указывать не следует.

  • 3 – Сводная накладная составляется на превышение минбазы над реальной стоимостью
  • 4 – Сводные накладные на ритмические поставки

    В других параметрах новая форма налоговой накладной 2020 года изменений не претерпела.

    Что нового в форме расчёта корректировки


    Раздел Б получил такие обновлённые поля:

  • Графа 1 была разделена на:
  • 1 – нумерация строк в РК
  • 2 – отражение номеров строчек из изменяемой налоговой накладной либо добавления новых строчек
    1. Графа 2 «Причина корректировки»:
  • 1 – Код причины. новая форма налоговой накладной 2020 года предполагает, что корректировки будут указаны не словами, а кодировкой. Порядок не определяет список данных кодов. Они указаны на сайте ГФСУ. На сегодняшний день их ещё нет. Поэтому вся информация пока отсутствует.
  • 2 – Номер зарплаты группы корректировки. Данный реквизит является новым. Он предполагает разделение строчек на «-» и «+» в пределах одной изменяемой позиции налоговой накладной. Пункт 23 нового порядка №1307 указывает: «строке изменяемой НН со знаком «-» и новой строчек с обновлёнными параметрами, которая приходит ей на смену, присваивают одинаковый № группы корректировки, устанавливаемый в поле 2.2 табличного элемента расчёта корректировки». Количество групп корректировки ограничений не имеет.

    Исправление ошибок в заголовке налоговой накладной

    В Порядке п.22 указываются разъяснения, указанные налоговиками прежде. Для исправления ошибок в заглавии необходимо сделать следующее: на дату определения ошибки составляется РК, в нём все грамотно заполненные реквизиты повторяются, а реквизит с ошибкой указывается корректно. Табличный участок РК заполнять не требуется.

    Другими словами, ошибка должна быть исправлена нулевым РК с корректно указанным заголовком.

    Порядок заполнения РК

    В Порядке напрямую указан алгоритм заполнения таблицы РК:

    1. Строчка со знаком «-» должна полностью обнулиться, если строчки будут корректироваться. Не до конца ясно, что предполагают строчки, которые будут изменяться, со знаком «минус» обозначаются по отдельным полям.
    2. Добавление новой строчки или строчек с требуемыми параметрами. Им должен быть присвоен порядковый номер, не обозначенный прежде в НН.

    В случае надобности можно добавить новую строчку. К примеру, если вопрос касается полного возврата товаров либо авансов, тогда новые строчки в РК не добавляются, указать нужно лишь строчку на «-».

    Читайте также: