Группа совершенствования налоговой функции

Опубликовано: 16.05.2024

Как повысить эффективность налоговой функции и какой эффект ожидать?

Как повысить эффективность налоговой функции и какой эффект ожидать?

  • Главная ›
  • Услуги ›
  • Налоговое и юридическое консультирование ›
  • Налоговое консультирование ›
  • Управление налогообложением и налоговый мониторинг ›
  • Услуги в области налоговой функции и автоматизации налогов

Как повысить эффективность налоговой функции и какой эффект ожидать?

Одним из важных направлений развития налоговой функции является повышение ее значимости внутри организации.

Задачи по эффективному управлению налоговыми рисками обуславливают интеграцию налоговой функции во все происходящие в компании процессы и переход от роли ведения учета и подготовки налоговой отчетности к роли бизнес-партнера, фокусирующегося на управлении рисками и качественной поддержке в принятии инвестиционных решений.

В современном мире развитие налоговой функции невозможно без автоматизации налогового учета. Автоматизация позволяет повысить эффективность подготовки налоговой отчетности и внедрить автоматические контрольные процедуры для ее проверки.

В результате сотрудники финансовых, бухгалтерских и налоговых служб могут сконцентрироваться на решении наиболее сложных и актуальных задач для предотвращения налоговых рисков и процветания деятельности компании.

Как и любая другая функция компании, налоговая функция – это триада «люди-процессы-системы». Наша цель – сделать работу этой триады максимально эффективной. Для этого мы рекомендуем проводить работу по трем направлениям:

  1. совершенствование организационной структуры налоговой функции и системы КПЭ для оценки ее эффективности;
  2. выстраивание и регламентация процессов налоговой функции и совершенствование системы управления налоговой функцией;
  3. автоматизация налоговой функции.

В результате проведения работ по указанным направлениям компания может получить следующие положительные эффекты:

  • предотвращение или снижение налоговых рисков по всей Группе;
  • повышение уровня контроля и прозрачности налоговых бизнес-процессов организации, потоков информации и документооборота;
  • возможность прогнозирования и управления налоговой нагрузкой;
  • снижение затрат на подготовку налоговой отчетности и на выполнение других задач налоговой функции;
  • повышение мотивации персонала и привлекательности компании как работодателя для высококлассных налоговых специалистов;
  • увеличение стоимости компании за счет создания репутации добросовестного налогоплательщика и надежного контрагента, а также повышение конкурентоспособности компании.

Услуги КПМГ в области управления налоговой функцией

1. Разработка налоговой стратегии для эффективного управления налоговыми рисками и налогообложением.

2. Диагностика работы налоговой функции и проведение бенчмаркинга ее эффективности путем сравнения с налоговой функцией в сопоставимых компаниях.

3. Оптимизация налоговых процессов и разработка методико-регламентных документов для их реализации.

4. Унификация налоговых учетных политик и принципов налогового учета.

5. Разработка методологии «быстрого закрытия» по налогам.

6. Разработка системы управления налоговыми рисками и резервами.

7. Разработка системы налогового планирования и бюджетирования.

8. Разработка системы оценки и мотивации персонала, в т. ч. определение КПЭ для налогового подразделения.

9. Методологическая поддержка автоматизации налогового учета и подготовки налоговой отчетности, в т.ч.:

  • дизайн эффективной модели реализации бизнес-процессов, связанных с подготовкой налоговой отчетности;
  • разработка методологических проектных решений для автоматизации налогов в информационной системе;
  • внедрение автоматических контрольных процедур в информационной системе для обеспечения полноты и правильности формирования налоговой отчетности.

Почему КПМГ

1. Команда КПМГ имеет обширный опыт реализации проектов по разработке эффективной модели налоговой функции и внедрению бизнес-процессов, постановке методологии налогового учета, внедрению системы внутреннего контроля по налогам, формированию моделей налогового прогнозирования и других проектов для крупных российских и зарубежных компаний.

2. КПМГ разработала и апробировала на проектах собственные методологии и ноу-хау по совершенствованию налоговой функции и ее автоматизации для компаний различных отраслей.

3. Наши сотрудники обладают опытом успешной реализации проектов в области автоматизации налогов в SAP, Oracle, 1C и других системах, что подтверждается положительными отзывами наших клиентов.

4. Использование лучших международных практик, привлечение международных экспертов, а также понимание российской специфики позволяют нам предлагать наиболее эффективные и подходящие решения для совершенствования налоговой функции наших клиентов.

На повестке дня важный документ о дополнительных планах ФНС России. Я уже я уже рассказывал вам про Планы ФНС России на 2021 год, про АИС «Налог-3». Сегодня поговорим о «дополнениях».

Приказ ФНС России от 05.03.2021 №ЕД-7-1/173@ «Об утверждении Стратегической карты ФНС России на 2021 — 2023 годы»

Господин Егоров в своих многочисленных выступлениях объявил нам следующее:

  • налоговые органы превратятся в цифровую компанию по обслуживанию налогоплательщиков;
  • налогоплательщики смогут спокойно работать и зарабатывать деньги, не связываясь ни с какой отчетностью. Налоговики смогут контролировать каждый рубль, они самостоятельно будут считать за налогоплательщика, какие налоги он должен заплатить. А уже на следующем этапе государство сможет взыскивать налоги буквально с каждой транзакции. Это уже объявлено;
  • объявлено, чтобы налоговые органы стали работать таким образом, что они были даже незаметны для налогоплательщиков;
  • сервисы должны быть очень простыми для всех налогоплательщиков как для физических лиц, так и для юридических лиц. Чтобы можно было без проблем отчитаться, зарегистрироваться, вести деятельность и прочее. То есть чтобы не было никаких препятствий на пути к тому, чтобы деньги в бюджет поступали беспрепятственно;
  • введена отдельная программа, которая должна приучить налогоплательщиков платить налоги и сделать так, чтобы они согласились, что это нормально. Именно этому посвящена налоговая система «Налог на профессиональный доход», где налоговые ставки низкие, а зарегистрироваться можно за 5 минут.

Какие цели преследуют налоговики?

1.Создание клиент-ориентированной системы предоставления услуг, в том числе цифровых, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством.

2.Снижение издержек государственного управления.

3.Обеспечение высокого уровня эффективности налогового администрирования, в том числе сокращение теневой экономики за счет цифровой трансформации.

Например, «задача 3.1. Развитие администрирования имущественных налогов». Чтобы все взыскивалось с вас в автоматическом режиме.

«Задача 3.2. Создание аналитической подсистемы «Налоговые расходы». Зачем она нужна? Ты деньги потратил? Вау! А где ты их взял? А почему налоги не заплатил, уважаемый «физик», ИП-шник или организация? Вот для чего нужна эта подсистема.

«Задача 3.3. Реализация системы налогового администрирования «под ключ» (техническая помощь и обмен опытом в области цифровизации налогового администрирования в рамках международного сотрудничества)». Тут Россия впереди планеты всей, и она готова делиться своим опытом.

«Задача 3.4. Развитие инструментов риск-анализа и дистанционного автоматизированного контроля».

Разрабатывается целая платформа, чтобы узнать и контролировать, как ты, бизнесмен, работаешь и как ты платишь налоги, и как ты там осуществляешь транзакции и правильно ли ты ставишь НДС к вычету.

«Задача 3.5. Создание системы электронного документооборота».

Чтобы все было стандартизировано. И в качестве первого шага будут полностью стандартизированы счета-фактуры, которые будут только в электронном виде. Вы понимаете, к чему это приведет.

Вернемся к целям.

4.«Обеспечение высокого уровня надежности и безопасности информационных систем, информационно-технологической инфраструктуры».

Егоров заявил, что от них ничего никуда не уйдет.

5.«Обеспечение равных для всех условий ведения бизнеса».

Что значит, равные условия ведения бизнеса? И здесь тоже процитирую задачи.

«Задача 5.1. Обеспечение достижения результатов национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» по вопросам, входящим в компетенцию ФНС России».

Все малое и среднее предпринимательство уравняют, все будет хорошо. И еще будут поддерживать.

«Задача 5.2. Создание условий для развития блокчейн-технологий и криптоэкономики».

И тут тоже будут взиматься налоги. НДС вы с этого платить не будете, но налог на прибыль и НДФЛ — будете. Условия для развития блокчейн-технологий будут созданы в 2021 году.

«Задача 5.3. Создание типовой технологии удостоверяющего центра».

Это отдельная тема. Все нормально, вся биометрия уже законами предусмотрена.

Давайте углубимся в цели Стратегической карты ФНС России на 2021-2023 годы.

«Создание цифровой платформы оценки налогоплательщиков на основании данных ФНС России»

В качестве критериев оценки будут использоваться:

«Количество кредитных организаций — участников информационного взаимодействия в режиме онлайн в целях сокращения издержек бизнеса для оценки риска при оказании налогоплательщикам финансовых услуг и предоставления мер поддержки».

Что будет сделано в 2021-2023 годах

Естественно, у налоговиков все будет как на ладони. В 2021 году все будет разработано, в 2022 году будет введено в опытную эксплуатацию, а с 2023 года — в промышленную. Во время опытной эксплуатации 60 коммерческих банков будет охвачено этим делом, при введении в промышленную эксплуатацию — 100. Поэтому ждем начала 2022 года.

Будет усовершенствована процедура регистрации ИП-шников. Я уже сказал, что налоговики сделают все возможное, чтобы налоговые органы стали незаметны для вас. Чтобы вы могли быстро зарегистрироваться, быстро платить налоги с каждой транзакции и чтобы вы могли спокойно работать и зарабатывать деньги. Государство эти деньги взыщет с вас самостоятельно. Вам со временем больше ни о чем не придется беспокоиться.

Отдельно будет введена в промышленную эксплуатацию система по борьбе с преднамеренным и умышленным банкротством. Эта система будет введена в опытную эксплуатацию уже в этом году. А начиная с 2022 года, она будет введена в промышленную эксплуатацию.

Также вводится система по так называемому налоговому мониторингу. Налоговики будут погружаться во «внутренности» компаний, и, что называется, отслеживать каждую операцию, каждую транзакцию по следующим критериям:

  • по НДС;
  • по акцизам;
  • по налогу на прибыль;
  • по НДПИ.

Короче, по абсолютно всем критериям.

Пока под эту раздачу попадут только крупные компании. У которых совокупные налоги составляют больше 300 млн рублей, оборот больше 3 млрд рублей и активов тоже больше 3 млрд рублей. И даже среди таких компаний под контроль в 2021 году попадут только 9 %, в 2022 — 10 %, в 2023 году — 11 % налогоплательщиков.

Но Егоров в своем интервью на 1 канале объявил, что в будущем налоговики, когда все это заработает, научатся взыскивать налоги с каждой транзакции по каждому бизнесмену.

В апреле этого года будет запущен супер-сервис «Рождение ребенка». Это хороший сервис, на самом деле. Также будет запущен хороший сервис, когда вы взяли кредит в банке на покупку квартиры, налоговики должны будут возвращать вам НДФЛ в автоматическом режиме. Там тоже поэтапная трехфазная программа разработана.

Запланировано много всего, эти планы расписаны на 90 страницах. Давайте еще кое-какие вещи вам расскажу.

На базе АИС «Налог-3» будет создана платформа, где вся бухгалтерская отчетность будет систематизирована и автоматизирована. И будет еще одна платформа, которая позволит иметь доступ ко всей информации, собранная на нас с вами, и на нашу бухгалтерскую отчетность другими ведомствами и министерствами, чтобы они могли посмотреть, как мы там живем.

Создан сервис предоставления банками сведений по начисленным процентам на банковские вклады, который заработает с апреля 2021 года. И налоговики смогут видеть, какие проценты по банковским вкладам вы получили и взыскивать с вас налоги в автоматическом режиме.

Про Единый реестр населения и унификацию налогоплательщиков

Это совершенно замечательный сервис. Потому что, с точки зрения налоговых органов, это пойдет нам во благо. Они будут видеть все о нас. Всех поставят в равные условия, с точки зрения налоговых органов. Нам от этого будет только хорошо.

Все эти системы планируется использовать во благо. Но вы, наверное, догадываетесь, как их можно использовать еще и во вред. Поэтому посмотрим, как это все будет происходить. Единый реестр населения заработает уже в этом году.

По ИП-шникам будут активно разрабатывать единый портал. Также разработают единый налоговый счет для всех налогоплательщиков. И с 2023 года все юридические лица смогут иметь единый налоговый счет. Можно заранее загонять туда деньги, а налоговики сами будут платить все налоги. Этот сервис окончательно заработаете в 2023 году. Запускать этот сервис будет Управление по работе с заложенностью, а законопроект подготовлен Минфином России и направлен на рассмотрение Правительства.

Также у нас потихонечку вводится прогрессивная шкала налогообложения по НДФЛ. Сейчас это запускается в опытную эксплуатацию, а с 1 апреля 2022 года все это ПО по автоматическому взиманию НДФЛ и по автоматическим расчетам прогрессивной шкалы, будет запущено в промышленный оборот.

Приказ ФНС России от 20.07.2020 №СД-7-15/459@

Будет резко расширено международное взаимодействие. И наши налоговики будут делиться успешным опытом с другими странами. Будет осуществляться автоматический обмен данных с органами правопорядка, в том числе с ФСБ. И в опытную эксплуатацию это будет запущено в 2021 году. А в 2022 году система обмена данными с правоохранителями будет запущена в промышленную эксплуатацию, в том числе в части, касающейся регулирования валютного рынка.

Речь идет о соглашении об информационном обмене между ФНС России и ФСБ России. И самое главное, что будут побеждены схемы. Вот, по мнению налоговиков, является главным в борьбе за деньги налогоплательщиков. И здесь, в части, касающейся того, как победить схемы, налоговики ссылаются на Приказ ФНС России от 20.07.2020 №СД-7-15/459@. И в 2021 году запускается в опытную эксплуатацию прикладное ПО аналитических инструментов для целей контрольной работы в рамках единой информационно-аналитической подсистемы АИС «Налог-3». И здесь будет введено несколько, а конкретно, 5 технологических процессов.

  1. «Взаимодействие налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля в отношении потенциальных участников схем».
  2. «Анализ налоговой отчетности и окружения налогоплательщика в целях выявления кооперации, подконтрольности, согласованности действий».
  3. «Управление рисками контрольно-надзорной деятельности».
  4. «Управление типологией схем уклонения от уплаты налогов».
  5. «Ведение реестра паспортов рисков налогоплательщиков, возникающих в ходе проведения камеральных налоговых проверок».

И весь этот запуск делится на 4 очереди. И, например, в первую очередь входит «Единая информационно-аналитическая подсистема (ЕИАП) в части модуля „Досье проверки“ информационно аналитической системы контрольного блока». То есть автоматическое создание досье на каждого налогоплательщика в части камеральных проверок. Еще выйдет система управления рисками, разработка программного обеспечения с целью создания и тестирования профилей рисков. Визуально-сетевой анализ загрузки основных источников.

Какой будет визуально-сетевой анализ загрузки основных источников?

Первая очередь. АБД — Анализ банковской деятельности. Это то, что происходит у вас в банке, сколько тратите, сколько получаете.

ЦУН — прикладная подсистема «Централизованная система учета налогоплательщиков» АИС «Налог-3». Здесь же будет осуществлена подгрузка ЦУН, ЦСР и НБО.

ЦСР — прикладная подсистема «Централизованная система регистрации» АИС «Налог-3».

НБО — налоговая и бухгалтерская отчетность.

И все это на первом этапе загружается в визуально-сетевой анализ, чтобы потом искусственный интеллект все это типировал, обрабатывал и выдавал налоговикам предположительно схему ухода от уплаты налогов. Не верите? Цитирую:

«- типизация схем уклонения: реализация функций по созданию шаблонов схем (на основе существующих и экспертных);

— реестра рисков: интеграция реестра рисков с результатами расчета рисков в части КНП, интеграция АРМ-методолога и реестра рисков в части КНП».

Мы с вами понимаем, что уже первой очереди достаточно, чтобы мы задумались над необходимостью легальной работы.

Вторая очередь:

  • «досье проверки: чат и форум;
  • система управления рисками: проектирование проверки рисков СУР в „песочнице“ ЕИАП;
  • типизация схем уклонения: поиск схем на основе шаблонов (экспертные правила) в части КНП;
  • визуально-сетевой анализ: разработка части АРМ по управлению связями, в т.ч. оценки их эффективности в ВСА».

Также будет еще и третья очередь. Много всего перечислено. Но один пункт все-таки назову. На каждого налогоплательщика будет создано досье проверки.

«В досье проверки: реализация системы уведомлений пользователей (новое событие, приближается срок исполнения, просрочено); реализация автоматического назначения задания инспектору».

В этом документе 19 страниц и я не вижу ни малейшей возможности это как-то более-менее расшифровать в этой статье. А этот 19-страничный документ расшифровывает только один из пунктов плана, который направлен на борьбу со схемами в 2021-2023 году. В январе 2021 года это введено в промышленную эксплуатацию, потому что приказ от 2020 года.

Про электронный документооборот

Вернемся к ПриказуФНС России от 05.03.2021 № ЕД-7-1/173@. Все счета-фактуры в электронной форме. Это ПО первой очереди будет введено в промышленную эксплуатацию, и в 2021 году 10 % налогоплательщиков перейдут на электронный документооборот. В 2022 году — 20 %, а к 2023 году — минимум 50 %.

Но, зная, как работает господин Егоров¸ я вас уверяю, все это произойдет гораздо быстрее.

Также будет разработана платформа по открытости перед властями и организовано межведомственное взаимодействие. Министерства и ведомства всей этой информацией смогут пользоваться. Чтобы все это заработало, налоговики будут выпускать разъясняющие письма о том, как все эти системы будут работать. И в 2021 году запланировано выпустить не меньше 230 писем ФНС России, в 2022 году — не меньше 240, а в 2023 году — не меньше 250 писем с разъяснениями для налогоплательщиков.

Отдельно будет организовано межведомственное взаимодействие, и разработано соответствующие соглашения с правоохранительными органами в борьбе по неуплате налогов. Я уже говорил про ФСБ, плюс к ним присоединятся и иные правоохранительные органы.

«Актуализация и совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе разработка предложений по внесению изменений в соглашения Федеральной налоговой службы с органами исполнительной власти, правоохранительным и органами и др. по вопросу противодействия от уклонения уплаты налогов».

Тут несколько блоков написано, что и как будет сделано в 2021-2023 годах с каждым конкретным органом.

Отдельно блок Плана предназначен для полной легализации сельскохозяйственных, транспортных и логистических компаний. Все грузоперевозки будут на 100 % легализованы и взяты под автоматизированный контроль.

Дальше идет раздел про НПД-шников, и что это программа автоматического взыскания налогов будет расширена на дополнительные категории налогоплательщиков, в том числе, всю торговлю и рынки. Петрушку бабушка на рынке продает — с этого тоже собираются брать налоги.

Отдельный бок посвящен легализации криптовалюты на территории России. Точнее, она уже легализована № 259-ФЗ. И в 2022 году вам придется сдавать отчетность и платить налоги с криптовалюты. Но налоговики для себя поставили задачу развития АИС «Налог-3» в части получения сведений от юридических и физических лиц об операциях с цифровой валютой, а также сведений от крпитобирж. И они будут получать сведения от криптобирж, контролировать вход в цифру, выход из цифры, вход в биток, выход из битка, чтобы в автоматическом режиме взыскивать с вас налоги.

Ну и, конечно же, налоговики будут заботиться о повышении качества услуг. В планах написано, что налогоплательщики будут удовлетворены качеством работы налоговых органов не менее чем на 90 %.

Также будет организована работа по повышению престижа государственной гражданской службы в ФНС России среди молодежи, школьников, студентов, выпускников вузов. То есть налоговики будут поднимать престиж работы на государство.

Также будет организована работа по созданию системы управления талантами, и организация мониторинга гражданских служащих в период прохождения гражданской службы. То есть налоговики будут привлекать таланты в свои ряды.

«Организация работы по планированию найма и отбора кадров для замещения должностей государственной гражданской службы в налоговых органах».

Короче, благодаря всему этому планируется резко поднять качество работы налоговиков. Ну, разве не шикарный план: организация работы по разработке и внедрению единой корпоративной культуры ФНС России. Вы же не против, чтобы налоговики ввели свои этические стандарты и ввели единую корпоративную культуру? И чтобы мы с вами больше чем на 90% были удовлетворены деятельностью налоговых органов и гордились тем, какая качественная у нас налоговая инспекция.

Вывод

Шутки шутками, а это план. И давайте скажем честно, с точки зрения государства, налоговый орган — это фискальный орган. Что такое налог? Налог — это безвозмездный платеж в пользу государства. То есть государство вам за это ничего не должно, в виде безвозмездно отчуждаемого у вас имущества, денег и всего остального.

И вот в части, касающейся именно фискальной цели, налоговики работают великолепно и работают с каждым годом все лучше и лучше. Любой премьер-министр и президент должны гордиться качеством работы такого ведомства. Цифровизация, ИИ, мгновенное обслуживание, личные кабинеты, единые правила игры для всех налогоплательщиков, контроль каждой копейки и взыскание налогов с каждой транзакции, биткоины под контролем, все электронные деньги под контролем, государство эмитирует электронную валюту, которая будет оцифрована. Все полностью под контролем. Любое государство, конечно, должно гордиться таким налоговым органом. И естественно, мы, как налогоплательщики, тоже должны гордиться нашими налоговыми органами.

Другое дело, что хотелось бы, чтобы кроме налоговых органов и другие министерства и ведомства, которым предписано о нас заботиться, заботились о нас также качественно, как налоговики. Хочется, чтобы у нас была лучшая в мире медицина, лучшие в мире дроги, образование, социальное обеспечение, лучшее в мире отношение к молодым людям, которые получают среднее и высшее образование. Чтобы все было таким же качественным, как взыскание налогов. Хотелось бы, чтобы это было все уравновешено.

Пока мы с вами, по моему мнению, наблюдаем однобокость.

Совершенствуются механизмы контроля, взыскания и наказания, но почему-то государство забывает точно также усовершенствовать механизмы заботы о своих гражданах. И напрочь забывает усовершенствовать механизмы честного распределения бюджетных денег.

Хочется, наверное, чтобы вторая сторона медали тоже была направлена на заботу о нас с вами, а не против нас.

Что вы думаете, о том, что я рассказал? Выскажитесь, пожалуйста, в комментариях.

Чтобы сегодняшняя налоговая служба могла с уверенностью смотреть в будущее, ее необходимо подключить ко всем необходимым системам и сервисам. В рамках системы EY Connected Tax предлагается как концептуальный проект, так и бизнес-платформа для создания ориентированной на будущее налоговой службы, призванной обеспечить своевременное реагирование на новые требования.

Если ваша организация заинтересована в повышении эффективности, грамотном управлении затратами и минимизации рисков, то система EY Connected Tax позволит вам разработать и внедрить эффективный механизм обеспечения функционирования налоговой службы. Мы помогаем определить, что значит быть "лучшим в своем классе" и "лучшим по затратам", и предлагаем концепцию разграничения функций для достижения желаемого результата по всем направлениям — от технологий до кадров.

У нас имеется как концептуальный проект, так и бизнес-платформа для создания налоговой службы, которая ориентирована на будущее и призвана обеспечить своевременное реагирование на новые требования. Другими словами, мы закладываем основу для трансформации налоговой службы, чтобы она была готова к происходящим изменениям.

Фотография Дэвида Хелмера

Video Icon
Актуальная статья

Три приоритетных вопроса при планировании инвестиций в налоговую службу

Актуальные материалы

Путешественница взобралась на гору на тропическом острове

Исследование технологий и трансформации налоговой функции за 2020 год

Согласно нашему исследованию за 2020 год, в котором приняли участие 100 крупнейших транснациональных корпораций, бизнес активно инвестирует в развитие налоговых служб, чтобы оснастить их современными технологиями и данными.

hand baton sun

Альянс EY с Thomson Reuters

Благодаря альянсу EY с Thomson Reuters наши клиенты получают в свое распоряжение налоговую технологию ONESOURCE.

Подпишитесь на рассылку EY

Будьте в курсе актуальных новостей бизнеса.

Как может помочь EY

Налоговые технологии и данные

Технологии определяют и поддерживают работу нового цифрового налогового подразделения, позволяя отвечать на вызовы глобальной цифровой экономики. Управление большими налоговыми данными обеспечивает эффективное соблюдение требований и предоставляет аналитическую информацию, которая облегчает принятие стратегических бизнес-решений.

Налоговый мониторинг

Команда EY обладает уникальным опытом по налоговому мониторингу и готова оказать содействие по подготовке вашей компании к переходу на этот режим.

Управление налоговыми рисками

Налоговые риски могут иметь самые серьезные последствия, которые не ограничиваются штрафными санкциями, при этом современные операционные модели зачастую несут с собой новые, непредвиденные риски. Мы поможем вам выявить, оценить и минимизировать налоговые риски, а также внедрить эффективные средства контроля и систему корпоративного управления.

Цифровое налогообложение

Цифровизация– это глобальная тенденция. Это динамичная и распространяющаяся повсеместно подрывная инновация, служащая трамплином в будущее. Сегодня компании трансформируют все стороны бизнеса, чтобы оставаться конкурентоспособными в цифровом мире, и этот процесс стремительно меняет и мир вокруг нас.

Аналитика данных для налогообложения

С распространением больших данных и современных средств аналитики все больше процессов становятся цифровыми. Ваша компания, возможно, уже использует большие данные, чтобы отслеживать действия потребителей и опыт взаимодействия с ним. Сегодня не менее важно уметь эффективно анализировать большие данные, связанные с налогами, для повышения прозрачности налоговых обязательств компании.

Роботизированная автоматизация процессов

Роботизированная автоматизация процессов превратилось из фантастики в реальность. Эта технология помогает быстро осуществлять налоговые процессы и структурировать их.

Стратегическое планирование и трансформация операционной модели налогового подразделения

Что нам нужно сделать сегодня, чтобы оставаться на плаву завтра? Этот вопрос делает трансформацию налогового подразделения главной темой для обсуждения на собраниях высшего руководства любой компании, независимо от ее размера или сферы деятельности.

Команда


Tax Messenger

Узнайте актуальную информацию о последних событиях в области налогообложения, права и трудового законодательства.
Перейти

Подключайтесь к беседе

Свяжитесь с нами

Напишите нам, чтобы получить дополнительную информацию.

В фокусе (7)

Налоги

Международная торговля

Публичная политика

Урегулирование налоговых споров и налоговая политика

Доверие

Цифровые решения

Налоговая прозрачность и раскрытие информации

Название EY относится к глобальной организации и может относиться к одной или нескольким компаниям, входящим в состав Ernst & Young Global Limited, каждая из которых является отдельным юридическим лицом. Ernst & Young Global Limited – юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Великобритании, − является компанией, ограниченной гарантиями ее участников, и не оказывает услуг клиентам.

EY | Assurance | Tax | Transactions | Advisory

About EY

EY is a global leader in assurance, tax, transaction and advisory services. The insights and quality services we deliver help build trust and confidence in the capital markets and in economies the world over. We develop outstanding leaders who team to deliver on our promises to all of our stakeholders. In so doing, we play a critical role in building a better working world for our people, for our clients and for our communities.

EY refers to the global organization, and may refer to one or more, of the member firms of Ernst & Young Global Limited, each of which is a separate legal entity. Ernst & Young Global Limited, a UK company limited by guarantee, does not provide services to clients. For more information about our organization, please visit ey.com.

© 2019 EYGM Limited. All Rights Reserved.

This material has been prepared for general informational purposes only and is not intended to be relied upon as accounting, tax, or other professional advice. Please refer to your advisors for specific advice.

Вы можете отозвать свое согласие на использование файлов cookie в любой момент, воспользовавшись на сайте ссылкой на политику конфиденциальности, которая размещена внизу всех страниц.

Для получения дополнительной информации вы можете обратиться к нашей политике в отношении файлов cookie.


Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры играет государственное регулирование, которое позволяет осуществлять социально-экономические функции. Финансовая система, образующая централизованные фонды денежных средств и выполняющая возложенные на него функции и задачи, является важнейшим механизмом государственного регулирования [1].

Основным инструментом государственного регулирования является налоговый контроль. Налоговый контроль представляет собой совокупность форм и методов государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов.

Целью данной статьи является изучение проблем налогового контроля и пути их решения. Главным средством мобилизации и расходования ресурсов является государственный бюджет. Все это позволяет политической власти воздействовать на экономику посредством стимулирования приоритетных отраслей экономики, проведение государственных социальных программ, направленных на поддержку наименее защищенных слоев населения. Указанный факт говорит о том, что успех экономического реформирования в нашей стране напрямую зависит от того, насколько бюджетная политика соответствует требованиям времени [2].

Налоговый контроль с целевой направленностью является одной из форм управленческого учёта. В узком смысле налоговый контроль представляет собой специализированный контроль со стороны государственных органов за соблюдением налогового законодательства, своевременностью уплаты налогов и сборов, полнотой уплаты обязательных платежей юридическими и физическими лицами. С позиции налогового права налоговый контроль, возлагаемый на налоговые инспекции, является формой реализации контрольной функции налогов, обеспечивая и охраняя имущественные права государства.

Налоговые инспекции в целях обеспечения соблюдения налогового законодательства на постоянной основе проводят мероприятия по усилению налогового контроля. Постоянный рост потребностей государства в финансовых средствах требует постоянного наполнения бюджета налоговыми поступлениями. К сожалению, несвоевременная уплата налогов, сборов и других обязательных платежей физическими и юридическими лицами стала частым явлением для налоговых агентов. По этой причине возникает проблема проведения эффективной государственной фискальной политики [3].

Контроль за соблюдением законодательства в налоговой сфере осуществляется налоговыми органами. Функции органов налогового контроля в соответствии с НК РФ исполняют налоговые и таможенные органы. Контроль за соблюдением налогового законодательства в рамках своей компетенции в той или иной мере осуществляет множество государственных органов, начиная с Прокуратуры Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации и заканчивая органами внутренних дел. Государственные органы, осуществляя контрольные полномочия, так или иначе, вовлечены в работу по контролю за соблюдением налогового законодательства [4].

В соответствии с требованиями налогового законодательства на налоговую службу возлагаются следующие функции по контролю и надзору:

– соблюдение законодательства РФ о налогах и сборах, принятых в соответствии с ними нормативных актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов, сборов и иных обязательных платежей;

– за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

– за правильность исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

– за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;

– за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Налоговые органы в праве:

– проводить проверки, подтверждающие соблюдение всех аспектов налогового законодательства;

– требовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие право на получение различных вычетов, льгот, документы подтверждающие статус освобождения от обязанности налогоплательщика, и другие документы, являющиеся основанием для уплаты или неуплаты налогов, сборов и других обязательных платежей;

– налагать арест на имущество и «замораживать» банковские счета плательщиков;

– производить осмотр складских, торговых, производственных помещений и территорий, проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;

– расчетным путем определять суммы налогов, подлежащие к уплате налогоплательщиков в бюджет. В случае отказа от уплаты или несвоевременной уплаты налога в бюджет, взыскивать недоимки, пени, налагать штрафы с соответствии с законодательском РФ о налогах и сборах;

– регистрировать или ликвидировать предприятия.

Для таможенных органов налоговый контроль заключается во взимании налогов и пошлин при перемещении товаров через таможенную границу. В этой сфере платежи взимаются в соответствии с таможенным законодательством, федеральными законами, положениями НК РФ [5].

В научном подходе налоговый контроль имеет двухсторонний смысл. С одной стороны – это совокупность всех норм и правил, установленных законом, регулирующие все виды отношений по ведению, взиманию и установлению налогов и льгот. С другой стороны – своеобразная система органов государственного управления, к которым относятся и налоговые органы.

Целью налогового контроля является препятствование ухода от налогообложения.

В налоговой практике существуют три формы налогового контроля – это учет налогоплательщиков, выездные и камеральные проверки. Учет налогоплательщиков заключается как в обычной процедуре постановки и снятия с учета налогоплательщиков, так и в выявлении организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность незаконно [6].

Основной задачей камеральных проверок является проверка правильности заполнения и составления налоговых документов, деклараций, различных документов о деятельности налогоплательщика. Камеральная проверка начинается с предоставления документов в налоговые органы.

Процесс камеральной проверки осуществляется в течение трех месяцев со дня предоставления декларации в налоговые органы. По окончанию проверки составляется акт, в котором указывается, были ли выявлены нарушения в ходе камеральной проверки. В случае установленных нарушений налоговый орган сообщает о своем решении налогоплательщику требование внести изменения в налоговую декларацию или предоставить пояснения. Разъяснения по поводу расхождения данных, плательщик обязан предоставить в налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня получения требования в письменном виде по почте или лично или по электронной почте с использованием электронной подписи. Налоговый орган вправе запросить дополнительные сведения или документы у налогоплательщика в тех случаях, когда:

– заявлен НДС к возмещению;

– предоставлены отчетности по НДПИ, а так же связанные с использованием природных ресурсов;

– предоставлены декларации по налогу на прибыль организаций или на доходы физических лиц участниками инвестиционного договора или товарищества.

Третий вид налогового контроля – это выездные налоговые проверки. Процедура проведения такой проверки у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и юридических лиц, имеет некоторые различия. Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика, но в случае с физическим лицом без согласия налогоплательщика и всех проживающих в жилых помещениях, поверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции. Исключением являются индивидуальные предприниматели. В случае, если плательщик препятствует проведению проверки, налоговые органы вправе определить сумму налога расчетным путём на основании имеющихся о налогоплательщике данных. Проверка проводится в течение двух месяцев. Срок может быть продлен до 4–6 месяцев в следующих случаях:

– информация, полученная налоговым органом, свидетельствует о возможном нарушении законодательства или требует дополнительной проверки;

– на территории проверки случилось чрезвычайное происшествие;

– налогоплательщик не предоставил необходимые документы, востребованные налоговыми органами.

Налогоплательщик обязан предоставить все необходимые документы по требованию инспекторов для ознакомления. Для юридических лиц выездная проверка проводится в отношении налога на прибыль организаций. В этом и состоит незначительное отличие проведения выездной проверки у физических и юридических лиц. Остальные пункты проведения проверки одинаковы для всех участников. Данный вид налогового контроля считается наиболее действенным.

Несмотря на предусмотренные законом меры ответственности за нарушение налогового законодательства, процедура налогового контроля нуждается в доработке.

Широкое распространение получила проблема отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок. В группу наиболее подверженных попаданием под выездную налоговую проверку попадают те организации, которые:

– предоставили неточные сведения в декларации;

– не предоставляли отчетность в течение нескольких периодов или систематически не предоставляют отчетность;

– имеют более трех расчетных счетов;

– организации, чей показатель результативности проведенного анализа отличается от установленного предельно значения по отрасли.

Сюда так же можно отнести налогоплательщиков, у которых выявлены факты неоднократного нарушения налогового законодательства [7].

Для систематизации процесса отбора налогоплательщиков ФНС РФ разрабатывает единое программное обеспечение. Но всё же наиболее эффективным методом налогового контроля остается перепроверки предприятий, у которых зафиксированы факты сокрытия налогов в крупных и особо крупных размерах. Это позволит проконтролировать акты предыдущих проверок и достоверность текущего учета.

На сегодняшний день нередкими стали случаи уклонения налогоплательщиками от уплаты налогов в связи с неведением бухгалтерского учета или его ведения, но с нарушениями установленного порядка. Проверочные работы с данной категорией налогоплательщиков характеризуются повышенной сложностью из-за невозможности определения налоговой базы.

Одним из наиболее приоритетных направлений совершенствования налогового контроля является урегулирование споров в судебном и досудебном порядке. Но стоит отметить, что наиболее эффективной формой налогового контроля остается контрольная работа. Жесткие сроки взыскания задолженностей и другие законодательные изменения привели к ограничению полномочий налоговых органов. Такое ограничение привело к увеличению потери риска на бесспорное взыскание. Несмотря на повышенные требования к налоговым органам, с каждым годом число доначислений по результатам проверок неуклонно растет. Из-за некачественно проведенных проверок, несоблюдение установленных законом процедур, недостаточностью доказательств налоговых правонарушений, суд и вышестоящий орган принимаю решения по искам и жалобам в пользу налогоплательщика. [8]

Для решения выше перечисленных проблем налоговые органы намерены повышать эффективность контрольной работы, а так же работы при регистрации и снятии с учета налогоплательщиков. Для этого необходимо:

1. Повысить уровень качественного и количественного анализа сведений, включенных в информационные ресурсы налоговых органов.

2. Совершенствовать существующую законодательную, регулирующую осуществление и организацию налогового контроля в целом.

Все вышеизложенное говорит о том, что важнейший фактор повышения эффективной работы налоговых органов – это совершенствование действующих процедур налогового контроля, а именно:

– преобразование системы оценки работы инспекторов;

– расширения требований к системе отбора налогоплательщиков для проведения проверок;

– совершенствование форм и методов налоговых проверок.

Стоит отметить, что предложенные варианты решения проблемы проведения эффективной государственной фискальной политики, которая могла бы обеспечить экономическую безопасность России, не являются исчерпывающими, так как с постоянным развитием системы налогообложения, необходимо искать новые пути и методы улучшения контрольной работы налоговых органов [9].

Известный налоговый специалист Антон Викторович Торопцев делится своими наработками в создании эффективного для бизнеса налогового менеджмента, выявляет тенденции правоприменения, оценивает судебную практику по налогам

О налоговой функции

— На профессиональных мероприятиях Вы делитесь опытом создания действенной налоговой функции в компаниях. Почему выбрали для себя такую тематику?

— На конференциях, как правило, обсуждаются проблемы применения законодательства, судебная практика и подходы налоговых органов, но неполно раскрывается вопрос, каким образом налоговым отделам компаний подстраиваться под новые реалии.

Выбирая такую тематику, я пытаюсь обобщить как собственный опыт, так и опыт моих коллег по управлению налоговой функцией, повышению ее эффективности и внедрению новых технологий и подходов. Такое обобщенное представление полезно для налоговых и финансовых руководителей и помогает посмотреть на имеющиеся в компании процессы с другой точки зрения.

Биография

Окончил Военный университет Министерства обороны РФ по специальности «лингвист, референт-переводчик» и Финансовую академию при Правительстве РФ по специальности «международные экономические отношения».

Обладает квалификацией «преподаватель высшей школы».

Работал консультантом по сделкам слияний и поглощений в PwC, налоговым менеджером и возглавлял финансовый Общий центр обслуживания (ОЦО) в «Бритиш Американ Тобакко Россия», управлял налоговыми отделами в компаниях «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» и «Алибаба Груп».

Постоянный участник профессиональных налоговых и финансовых конференций.

— Налоговая функция — это.

— Это совокупность факторов. Изначально необходимо четко определить функционал, задачи и, что немаловажно, стратегию департамента. Стратегия и будет включать в себя определение направлений работы по планированию, поддержке бизнеса и его защите с точки зрения налогообложения.

Исходя из своего опыта работы в разных компаниях и индустриях, я вывел четыре основных направления работы департамента: налоговая эффективность; налоговое планирование; налоговая поддержка; налоговая защита.

И они не работают каждое по отдельности, надо покрывать все зоны для наибольшей результативности.

О тенденциях в налоговой сфере и налоговом менеджменте

— Какие основные тенденции в налоговой сфере Вы бы сегодня выделили?

— Первая и самая чувствительная для бизнеса тенденция — это прозрачность.

Налоговые органы получили доступ к огромным массивам данных, которые они достаточно успешно обрабатывают и используют. С налоговой точки зрения мир становится существенно меньше. Об этом я говорил два-три года назад и продолжаю говорить сейчас. Причем тенденция на усиление прозрачности бизнеса для налоговых органов ничуть не теряет своей актуальности. Мы видим, как из черных списков Минфина России и ФНС исчезают юрисдикции, которые всегда считались офшорными, закрытыми.

Дополнительно налоговые органы путем внесения поправок в законодательство обязывают компании раскрывать операции не только на локальном, но и на групповом уровне. Примерами служат страновой отчет, отчетность по ТЦО, декларирование отчетности КИК.

Вторая тенденция — цифровизация.

В нашей стране Федеральная налоговая служба сама толкает бизнес в эту сторону, начиная с обязательного требования по представлению налоговых деклараций в электронном виде и заканчивая созданием стандартных электронных документов. Сейчас ФНС выпускает приказы с форматами документов, предусмотренных только для электронного оборота. Думаю, проще перечислить компании, еще не перешедшие на электронный документооборот, чем те, которые им активно и успешно пользуются.

Третья тенденция — повышение качества работы налоговых органов.

При всех комментариях о пробюджетном подходе налоговиков и судов нельзя не отметить повышение качества. Споры с налоговыми органами выходят на более высокий уровень, когда обсуждаются вопросы сущности сделок, а не их оформления. При таких изменениях налоговые департаменты должны многосторонне оценивать операции компании, причем еще на этапе планирования операций и ни в коем случае не по факту. Зачастую результаты позднего определения рисков для компании мы видим в судебной практике.

Четвертая тенденция — усиление ответственности руководства компаний.

В последние два года специалисты активно обсуждают, детально отслеживают этот вопрос. И здесь роль налогового департамента в защите компании от потенциальных и реализовавшихся рисков крайне значима. В таких ситуациях необходимо знать не только налоговое, но и административное, уголовное законодательство, процедуры банкротства.

— Область ответственности налоговых менеджеров и других сотрудников компаний, отвечающих за налоговую функцию, также изменилась?

— В первую очередь изменения коснулись налогового контроля отчетности. Существующие системы позволяют налоговым органам анализировать данные деклараций почти в реальном времени.

Упомяну здесь и АСК НДС, которая позволяет отслеживать потоки товаров по всей цепочке поставок.

— Поделитесь опытом, как ваша компания реагирует на цифровизацию. Какие из имеющихся инструментов используются, разрабатываются ли собственные системы учета, контроля, происходит ли автоматизация текущих процессов, как боретесь с рутиной?

— Современные технологии помогают делать налоговую функцию более эффективной, автоматизировав non-value-adding-действия и позволяя сфокусироваться на важном.

Это касается почти всего: электронного документооборота, согласования контрактов, составления отчетности, отслеживания судебной практики — arbitr.ru, casebook и прочие подобные сервисы. И многого другого.

Некоторые компании отдают часть функционала на аутсорсинг или создают общие центры обслуживания — ОЦО, что помогает в первую очередь избавиться от рутины. В конечном счете это приводит и к экономии бюджета, и к существенному повышению качества налоговой функции в целом.

Мы в нашей компании автоматизируем процессы. Инструменты используются самые разные и современные: от автоматизации учета до совместной удаленной работы.

О прогнозировании налоговых рисков

— Вопрос о подходах к анализу и прогнозу налоговых рисков. На семинарах Вы рекомендуете отслеживать «позицию налоговых органов». Имеются в виду письма ФНС России?

— Формально да, письма ФНС. Однако мы в своей практике смотрим не только на них.

Есть разные источники информации: это и решения судов, в которых мы внимательно читаем позицию и то, как она преподносится налоговым органом, и решения ФНС по жалобам — сервис, который не так давно появился на сайте Службы и служит хорошим источником для анализа подходов налоговиков по различным вопросам.

— Какую судебную практику вы учитываете, входят ли в нее отказные определения судей ВС РФ?

— Почти всю, что касается деятельности компании. Начинаем, безусловно, с индустриальной специфики и анализируем решения судов от первой инстанции и до мотивировок отказных определений Верховного Суда.

— Изменилась ли роль практики арбитражных судов округов после упразднения ВАС РФ?

— Роль решений окружных судов всегда была существенной, но в последнее время мы наблюдаем меньшую последовательность при их принятии.

Нередки случаи, когда суды принимают противоположные решения по идентичным на первый взгляд делам. В таких случаях специалисты должны понимать не только мотивацию суда, но и детали фактических обстоятельств конкретного дела. Но иногда анализ дела и его потенциальных последствий для компании осложняется тем, что суд не описывает детали спора.

— Среди предлагаемых вами инструментов анализа и прогноза рисков — «индустриальное взаимодействие». Что имеется в виду?

— Подразумевается общение налоговых специалистов компаний одной индустрии. Здесь не стоит путать такие встречи с мероприятиями, организуемыми консалтинговыми и юридическими компаниями, на которых дается хорошее представление о действующем законодательстве и судебной практике.

В 2014 году мы впервые организовали круглый стол для налоговых специалистов автомобильной отрасли. Идея была в том, чтобы профессионалы могли обменяться опытом в формате открытой дискуссии. Мы сознательно не делали презентаций и обзоров. Основной акцент ставился именно на обмене опытом при взаимодействии с налоговыми органами и подходами к решению проблем бизнеса.

На первом круглом столе собралось не так много компаний, дискуссия получилась несколько скованная. Однако на следующих встречах присутствовали почти все, кто представлен на российском авторынке. Обсуждались вопросы проведения налоговых проверок, спорные аспекты налогообложения, применения изменений законодательства с учетом специфики отрасли, практика разрешения споров и так далее. Было видно, что такие встречи полезны, позволяют специалистам разных компаний познакомиться, увидеть друг друга, что подталкивает к дальнейшему общению и вне мероприятия.

Позже формат менялся, но суть его осталась прежней. Насколько мне известно, это мероприятие существует и сегодня и по-прежнему приносит пользу автомобильной индустрии.

В создании и проведении подобных встреч я вижу прямую пользу для бизнеса: появляется возможность вырабатывать согласованные подходы в индустрии и решать проблемы, делясь опытом с коллегами.

— Как правило, это сложные комплексные кейсы, где мнение эксперта необходимо. В первую очередь это нужно для снижения потенциальных рисков, например при сопровождении налоговых проверок. Проверяющие стали изобретательными, и налогоплательщики должны учитывать очень много нюансов. А налоговому менеджеру компании зачастую трудно все предусмотреть, ведь у него помимо проверки есть и текущие задачи.

Как показывает и судебная практика последнего времени, «доктора» лучше все-таки приглашать в начале процесса, а не когда «болезнь» уже прогрессирует — на стадии судебного разбирательства.

— И напоследок. Что можно посоветовать коллегам, которые прислушались к Вашим советам и решили оптимизировать налоговую функцию компании?

— Во-первых, следует пересмотреть или сформулировать, если раньше это не было сделано, саму налоговую стратегию компании.

Во-вторых, надо пересмотреть функционал и особенно внимательно оценить наличие ресурсов и состав того, что делает налоговое подразделение.

Если ранее вы в большей степени ограничивались разработкой общих правил и оценкой налоговых рисков по результату сделки или иного события в компании, то сейчас на первый план выходит партнерство с бизнес-подразделениями и выработка единого подхода еще на этапе планирования сделки.

Необходимо показать компании, что налоговый отдел — это не просто контроль, иногда увеличение бюджета. Он может сделать бизнес-процессы более защищенными и эффективными.

В-третьих, сосредоточиться на защите бизнеса. Мы проводим с сотрудниками компании регулярные тренинги по налоговой тематике, где не оставляем без внимания и вопросы ответственности как компании в целом, так и сотрудников. По отзывам коллег, такие тренинги полезны и всегда вызывают интерес.

Читайте также: