Когда экспортеры продают валютную выручку для уплаты налогов 2021

Опубликовано: 28.04.2024

В последние годы российские власти держат курс на либерализацию валютного законодательства, ведь это всегда означает увеличение возможностей для бизнеса и появление новых правовых и финансовых механизмов. Как сообщают профильные чиновники, основная цель валютной либерализации – экономия государственного ресурса. Но в то же время, это позволит сделать «глубокий вдох» участникам ВЭД. Рассмотрим, какие нововведения планируются в валютном законодательстве в 2021 году.

В 2021 году продолжат действовать штрафы за нерепатриацию валютной выручки

В октябре 2020 года Правительством РФ был принят Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (далее – План по восстановлению экономики). Документ принят в целях поддержки российского бизнеса в период кризисной ситуации и содержит ряд мер по поддержке различных направлений бизнеса. Одно из таких направлений – увеличение экспорта и поддержка импортозамещения. В рамках данного направления указано различное количество мер, в том числе направленных на изменение правил валютного контроля в сторону его ослабления.

Эти меры включают:

  • поэтапную отмену репатриации валютной выручки для участника ВЭД;
  • освобождение участника ВЭД от обязанности по репатриации в случае получения банковской гарантии от российского банка;
  • увеличение оснований для зачета встречных требований или новации обязательств по внешнеторговым контрактам;
  • внедрение риск-ориентированного подхода к контролю за «сомнительными валютными операциями» участников ВЭД.

Вместе с предложенными выше мерами в первоначальной версии Плана по восстановлению экономики предлагалось приостановить взимание штрафов за нерепатриацию валютной выручки по внешнеторговым контрактам и займам с 1 апреля 2020 года до 1 июля 2021 года. Но позднее, в финальной сентябрьской редакции Плана, от данной меры решили отказаться. Во второй половине 2020 года после возобновления валютных проверок количество выявленных валютных правонарушений и начисленных штрафов нашим клиентам – компаниям увеличилось, и мы предполагаем, что подобная тенденция продолжится и в 2021 году.

Система выявления сомнительных валютных операций заработает в 2022 году

Ключевая инициатива Правительства — это введение механизма сомнительных валютных операций и внедрение риск-ориентированного подхода к контролю за такими операциями. Этот механизм призван в будущем заменить традиционную систему валютного контроля в российских банках и ослабить государственный контроль за валютными правонарушениями. Еще в 2018 году Минфин предлагал ввести в Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — 173-ФЗ) понятие «сомнительной валютной операции». Напомним, что к признакам сомнительных операций (Положение ЦБ РФ от 02.03.2012 N 375-П), относятся, в частности, запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или законной цели, излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности, необоснованная поспешность в проведении операции, внесение изменений в сделку непосредственно перед началом ее реализации и т. д.

При выявлении сомнительной валютной операции предлагалось разрешить ЦБ РФ приостановить операцию и обязать передавать соответствующие сведения в контролирующие органы. В списке ведомств, которые должны были заниматься контролем и обработкой сведений о сомнительных валютных операциях, значились ФНС, ФТС, Росфинмониторинг, МВД, Генпрокуратура, СК, ФСБ и уполномоченные банки.

Сейчас та же инициатива, но уже с другим набором вводных, содержится в Плане по восстановлению экономики. Здесь механизм «сомнительных валютных операций» объясняется введением риск-ориентированного подхода к валютному контролю. Это подход, по словам Силуанова, даст возможность отойти от практики тотального контроля за участниками ВЭД.

Механизм работы системы выявления сомнительных валютных операций

Как предположительно будет работать система выявления сомнительных валютных операций? Разработанный законопроект на данный момент не опубликован, его представление в Государственную Думу запланировано на июль 2021 года, а принятие – на февраль 2022 года.

Предполагается, что риск-ориентированный подход может быть реализован в двух сценариях. В текущей редакции статьи 23 173-ФЗ, органы валютного контроля (банки) представляют в органы валютного контроля сведения обо всех валютных операциях клиентов, проводимых с их участием. Одним из возможных сценариев является изменение данной нормы в части объема сведений, передаваемых органам валютного контроля.

  • первый сценарий

Согласно первому возможному сценарию, банки будут передавать сведения в ведомства только в отношении выявленных сомнительных валютных операций. Это позволит существенно снизить нагрузку на работу контролирующих органов и инициировать валютные проверки более точечно.

  • второй сценарий

Согласно второму сценарию, передача информации о валютных операциях продолжится в прежнем режиме, но валютные проверки будут инициироваться автоматически в отношении сомнительных операций и выборочно – в отношении отдельных валютных операций. В обоих сценариях потребуется внесение изменений в административные регламенты контролирующих органов о проведении валютных проверок в части оснований для начала процедуры валютной проверки.

К 2024 году планируется полная отмена репатриации для сырьевых контрактов в рублях

Еще одна инициатива, которая обсуждается участниками ВЭД уже более 10 лет – это отмена требования о репатриации валютной выручки по внешнеторговым контрактам. Напомним, что репатриация валютной выручки представляет собой обязанность резидента по зачислению валютной выручки или возврату авансов за непоставленные товары или неоказанные услуги на свои счета в российских банках. Основная задача данной меры – защита российской экономики от оттока капиталов.

Позиция профильных ведомств в последние годы сводилась к тому, что репатриация — это пережиток советского прошлого, и в реальности российский бизнес уже давно эффективно использует зарубежные торговые структуры, которые выступают закупщиками или торговыми агентами, и на которых оседает большая часть прибыли.

В августе 2019 года в 173-ФЗ были внесены изменения, по которым полностью отменены требования о репатриации по экспортным несырьевым контрактам, сумма обязательств и оплата по которым предусмотрена в рублях. Для аналогичных рублевых сырьевых контрактов была введена поэтапная отмена репатриации:

  • начиная с 1 января 2020 года – только в отношении не более 10% от суммы контракта;
  • с 1 января 2021 года – не более 30%;
  • далее, поэтапно, заканчивая 2024 годом, планируется полная отмена репатриации.

Несмотря на то, что рубли не являются популярной валютой коммерческих сделок с иностранными партнерами, законодателем был сделан первый шаг в сторону либерализации валютного законодательства в России.

Законопроект о поэтапной отмене требования о репатриации валютной выручки будет внесен в ноябре 2021 года

В августе 2020 года ЦБ РФ поддержал Минфин в инициативе по дальнейшей либерализации валютного законодательства в части требований о репатриации валютной выручки, и в Государственную Думу РФ был внесен законопроект, который предлагает поэтапную отмену обязательной репатриации иностранной валюты по аналогии с репатриацией в рублях для сырьевых экспортеров. Статус рассмотрения данного законопроекта до настоящего момента не изменился. Тем не менее, в качестве одной из мер, предложенных в Плане по восстановлению экономики, указана поэтапная отмена требования о репатриации валютной выручки. Срок внесения законопроекта – июнь 2021 года, принятия федерального закона – ноябрь 2021 года.

Одна из основных инициатив участников ВЭД в последние годы, наряду с полной отменой требований репатриации выручки по внешнеэкономическим контрактам, было создание более гибкого правового регулирования с применением механизмов зачета встречных требований и новации обязательств. Планом по восстановлению экономики предлагается добавить случаи, в которых зачет встречных требований и новация обязательств могу быть признаны в целях исполнения обязанности по репатриации выручки.

Предложенные изменения, в целом, являются позитивными шагами в сторону полной отмены валютного контроля в РФ. Либерализация будет проходить поэтапно и займет продолжительное время. На 2021 год намечено множество изменений режима внешнеторговой деятельности. Мы рассчитываем, что такие изменения увеличат доступ российских участников ВЭД к внешним рынкам и позитивно скажутся на увеличении объемов российского экспорта.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


Сроки уплаты налогов в 2021 году таблица, представленная в нашей статье, отражает в наиболее удобном для налогоплательщика виде. Мы свели в таблицы с поквартальной разбивкой налоговые платежи, которые нужно сделать организациям, работающим на ОСНО и УСН, в течение 2021 года.

Системы налогообложения организаций

Организации в целях налогообложения применяют одну из систем, установленных НК РФ. Если юрлицо не проявляет желания использовать спецрежим, то ему придется работать на ОСНО и уплачивать все налоги, установленные НК РФ при наличии базы налогообложения по ним.

Виды налогов и сборов, уплачиваемых юрлицами

Организации, использующие ОСНО, являются плательщиками налогов:

  • на прибыль;
  • имущество;
  • воду;
  • землю;
  • транспорт;
  • игорный бизнес;
  • использование объектов животного мира.

Кроме того, они уплачивают НДС, НДФЛ, акцизы, НДПИ, торговый сбор, госпошлины и страховые взносы, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, экологический сбор.

Применение спецрежимов (УСН, ЕСХН, соглашение о разделе продукции) либо освобождает организацию от уплаты основных налогов (прибыль, НДС, имущество), заменяя их единым соответствующим налогом (УСН, ЕСХН), либо позволяет использовать систему льгот, относящуюся практически ко всем уплачиваемым организацией налогам (соглашение о разделе продукции). Спецрежим ПСН могут применять только ИП.

При применении УСН юрлицо должно (при наличии оснований) платить все налоги, кроме тех, которые заменены единым налогом. По ЕСХН ситуация несколько иная. При нем не уплачивается торговый сбор (п. 2 ст. 411 НК РФ), а акцизы, НДПИ, налог на игорный бизнес и сбор за использование объектов животного мира несовместимы с этим режимом по определению.

Сроки уплаты налогов устанавливаются либо НК РФ (налоги федерального уровня, налоги при спецрежимах, торговый сбор, налог на игорный бизнес, с 2021 года — транспортный и земельный налоги), либо законами регионов (налог на имущество). Однако в любом случае они подчиняются правилу п. 7 ст. 6.1 НК РФ: если установленный срок уплаты приходится на выходной день, то он переносится на ближайший к нему следующий рабочий день. В соответствии с этим правилом отражены последние дни сроков оплаты налогов в 2021 году в наших таблицах.

В нашей статье мы не будем рассматривать достаточно редко встречающиеся среди обычных организаций платежи: налог на игорный бизнес, налог с доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, сбор за использование объектов животного мира и систему налогов при выполнении соглашения о разделе продукции.

Особенности уплаты налога на прибыль

Налог на прибыль — единственный налог, который имеет достаточно сложную систему определения и уплаты авансовых платежей для организации-плательщика. Возможные варианты по авансам для прибыли следующие:

  • квартальные авансы с уплатой ежемесячных авансовых платежей;
  • только квартальные авансы — при соблюдении определенных требований;
  • ежемесячные авансовые платежи от фактически полученной прибыли.

Особенности уплаты НДФЛ

Срок уплаты НДФЛ, в отношении которого юрлица являются налоговыми агентами, увязан со сроком выплаты дохода работникам (п. 6 ст. 226 НК РФ). Поэтому конкретизировать сроки его уплаты невозможно и в наших таблицах он не отражается. Показан там только срок, установленный для уплаты этого налога с отпускных и больничных, соответствующий последнему дню месяца, в котором произведена выплата соответствующего дохода.

Особенности уплаты региональных и местных налогов

Сроки уплаты налога на имущество, так же как и обязательность (или необязательность) начисления и уплаты авансовых платежей по нему, устанавливаются законами регионов. Организациям, имеющим обязанность уплаты налога на имущество, нужно ознакомиться с соответствующими законами субъектов РФ, поскольку сроки уплаты этих налогов по регионам могут существенно различаться. В наших таблицах, имеющих общий характер, мы по этой причине их не приводим.

Что касается транспортного и земельного налогов, то с 01.01.2021 сроки их уплаты являются едиными для всех территорий и закреплены на федеральном уровне. У региональных и местных властей полномочий по определению платежных дат больше нет. Налоги по итогу года нужно уплачивать не позднее 1 марта следующего года, а авансы — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом. Новый порядок применяется начиная с годовых платежей по итогам 2020 года.

Особенности уплаты единого налога при УСН и ЕСХН

Сроки уплаты УСН и ЕСХН, установленные НК РФ, применяются с одной оговоркой: если юрлицо утратило право на применение этих спецрежимов или добровольно отказалось от них, то оно в месяце, следующем за месяцем прекращения применения спецрежима, до 25-го числа должно рассчитаться по единому налогу.

Валюта
На очередном заседании Госдумы было выдвинуто предложении о введении обязательной продажи валютной выручки.

Обязательная продажа валютной выручки

Депутаты внесли в Думу проект закона об обязательной продаже валютной выручки физическими и юридическими лицами. В проекте рассматривается обязательная продажа валютной выручки в размере 50 процентов, кроме случаев установленных Центробанком РФ.

Такой закон, на данный момент не действующий, предусматривал подобные меры для предпринимателей всех рангов.

О каком законе идет речь

Название статьи, отмененной в 2007 году, звучит как «обязательная продажа части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации». На его основании экспортеры в обязательном порядке реализовывали часть полученной в результате предпринимательской деятельности валюты на специальных торгах и валютной бирже. Некоторое время нормы продажи даже были повышены до 75 процентов от суммы заработанного дохода. Выход из кризиса ознаменовал снижение норм в пределах 25 процентов.

Чем обосновано предложение депутатов

В декабре 2014 года депутатами от фракции «Справедливая Россия» был внесен на рассмотрение законопроект. Согласно ему рассматривается процедура введения обязательной продажи валютного дохода в размере 50 процентов.

Такая статья законопроекта действовала на территории РФ с 2004 и была отменена. Предлагаемые меры направлены на укрепление и поддержку национальной валюты, за счет ее увеличения на внутреннем рынке. Рассматривается возможность производить продажу выручки в семидневный срок с того момента, когда она поступила на банковский счет резидента. Контроль за сроками и точные нормативы предполагали отдать под контроль Центробанка.

Чем обосновано отклонение проекта в 2021 году

Проект отклонили, более того, в правительстве и Центробанке считают, что возвращение к системе обязательной продажи в таком объеме могут существенно снизить возможные перспективы вложения иностранного капитала в российскую экономику. А также приведут к снижению курса внутренней валюты, так как резидентов РФ будут пугать возможные меры по усилению контроля за капиталовложениями.

По мнению депутатов Госдумы, введение подобных мер простимулирует инфляцию, затруднит для субъектов предпринимательской деятельности доступность денежных средств, дестабилизирует инвестиционную политику страны. Все это приведет к дестабилизации экономического положения в стране, тогда как стабильность рынка должна обеспечиваться адекватными поступками, в том числе в сфере экономики и денежной политики.

Кроме того, как отмечают эксперты, курс внутригосударственной валюты уже прошел критическую точку нижней стоимости. Теперь маловероятно, что цены на нефтепродукты сильно упадут, в связи с чем ясно, что рубль не будет падать ниже. Обеспечивать этим законопроектом борьбу с инфляцией и ростом цен нецелесообразно, в экономике наметилась стабилизация и курс на рост рубля.

На данный момент

На данный момент Центробанк РФ утвердил нормы обязательной продажи валютной выручки, в которых говорится о снижении до нулевого значения норматива обязательной продажи части валютной выручки.

Принятое Центробанком решение обусловлено состоянием российской экономики, которая характеризуется ростом и позитивной динамикой, профицитом госбюджета, систематическим превышением предложений валюты над спросом внутри страны.

Мнение экспертов

Некоторое время назад руководство страны убедило предпринимателей не затягивать продажу своей валютной выручки, что стабилизировало курс рубля. При этом такие меры не предусмотрены законодательно.

Решение обязать в законодательном порядке продавать валюту может сильно ударить по производителю. Крупным предпринимателям для сохранения и наращивания оборотов производства необходим этот ресурс. Если и применять подобные меры, то в обязательном порядке к госкомпаниям через советы директоров.

Эксперты считают, что такое решение уменьшит инвестиционную привлекательность российской экономики. Кроме того, возникает еще одна сторона вопроса – бюрократическая. Если такой законопроект будет принят, он вызовет увеличение валютных контролеров во всех банках РФ, соответственно, разрастание бюрократического аппарата. Нужно будет контролировать каждую сделку, а есть ли на это средства?

Процедура получения валютной выручки

Когда резидент РФ заключает договор с экспортной компанией, на оказание услуг, продажу товаров, услуг и т. д. оплатой в результате вашей деятельности будет определенная сумма. Это и называется валютная выручка.

Для ее получения необходимо узаконить деятельность и правильно оформить документацию: открыть валютный счет в банке. В свою очередь, банк на основании договора откроет для вас:

  • текущий валютный счет;
  • транзитный валютный счет;
  • специальный транзитный валютный счет.

Дальнейшая процедура осуществляется так:

  1. Вы уведомляете налоговую службу, о том, что открыли валютный счет. Если не сделать этого вовремя, налоговая имеет право оштрафовать вашу организацию. Кроме того, не забывайте, что о каждом счете вы должны сообщить отдельно. Это требование оговаривается отдельно.
  2. О счетах филиалов сообщается дополнительно; если вы не сделаете этого, налоговая имеет право оштрафовать вас
  3. Подписанный контракт и нотариально заверенную копию нужно представить в банк, где вы открыли счета.
  4. Банк оформляет паспорт сделки, документ валютного контроля, содержащий все сведения о движении валютных средств.

Возможные причины отказа

На основании некоторых причин банк может отказать в оформлении паспорта сделки, а это делает все предыдущие мероприятия недействительными:

  1. Несоответствие данных, которые содержатся в контракте, сведениям, содержащимся в паспорте сделки.
  2. Непредусмотренные требованиями закона РФ валютные операции, содержащиеся в контракте.
  3. Оформление ПС с нарушением установленных норм и правил.
  4. Отсутствие в контракте условий, которые предусматривают поступление средств на счет экспортера в банке.
  5. Предоставление контракта и иных документов без сопроводительного документа на русском языке.
  6. Отсутствие копий специального разрешения.

Досье резидента

После оформления паспорта сделки на его основании составляется досье резидента, которое представляет собой основной документ, служащий для учета операций, связанных с поступлением денежных средств в иностранной валюте на счет резидента.

Осуществляя таможенное декларирование товаров, обязан предоставить в таможенный орган грузовую таможенную декларацию и оригинал паспорта клиента.

Таможенный орган формирует учетные карточки движения товаров.

В банковском досье резидента должны быть документы:

  • оригинал паспорта сделки;
  • копия контракта;
  • учетные карточки;
  • копия грузовой таможенной декларации;
  • иные документы.

Как мы видим, правительство Российской Федерации считает введение законопроекта об обязательной продаже валютной выручки нецелесообразным, ведущим в тупик. Это хороший знак для экономики – благосостояние и стабильность достигается адекватными методами.









Стоимость нефти — главный фактор влияния на курс рубля. Но есть и другие, например налоговый период, который, кстати, является единственным прогнозируемым событием, способным укрепить национальную валюту. Как работает этот механизм, АиФ.ru рассказал руководитель отдела аналитических исследований «Высшей школы управления финансами» Михаил Коган:

«Российская экономика имеет сырьевой крен, который проявляется еще больше в структуре доходной части бюджета. Нефтяные и газовые компании, помимо общих для всех юридических лиц обязательств по уплате налога на прибыль, НДС (налог на добавленную стоимость) и других налогов, вынуждены также уплачивать НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), экспортные таможенные пошлины, а также НДД (налог на дополнительный доход от добычи) и акцизы.

С 2006 года Министерство финансов включает сборы по специфическим для отрасли налогам в отдельную категорию нефтегазовых доходов. Она позволяет оценить степень «нефтяной зависимости».


По итогам прошлого года нефтегазовые доходы составили 7,9 триллиона рублей, или 39,2% всех доходов федерального бюджета. В предыдущие годы этот показатель варьировался в диапазоне от 36% до 51%. Иными словами, от трети до половины федерального бюджета базируются на поступлениях нефтяников, «Газпрома» и независимых газодобытчиков. Весомая часть добываемого сырья идет на экспорт. У газовой монополии в прошлом году 54% пришлись на поставки на внутренний рынок, а 46% — на экспорт, стоимость которого формируется в иностранной валюте. Это не может не иметь серьезного макроэкономического эффекта.

В период квартальной уплаты налогов, которые приходятся на январь (налог на прибыль в марте), апрель, июль и октябрь суммарные выплаты налогов могут превышать 1 триллион рублей. Для выполнения обязательств перед государством крупнейшие компании из ТЭК, а также другие экспортеры природных ресурсов вынуждены конвертировать валютную выручку в рубли, что приводит к техническому укреплению национальной валюты.

Календарь налоговых выплат можно посмотреть на сайте Федеральной налоговой службы России. НДПИ, акцизы и НДС необходимо уплачивать 25 числа каждого месяца, налог на прибыль — 28 числа, либо в обоих случаях в первый последующий рабочий день, если эти даты выпадают на выходные.

Многие компании оценивают ситуацию на валютном рынке при принятии решении о конвертации иностранной валюты. Зачастую влияние так называемого налогового периода начинает проявляться за десять дней до наступления налоговых обязательств, достигая своего апогея за пару-тройку дней до даты «X».


Рядовым гражданам нужно понимать, что этот фактор далеко не всегда может иметь решающее влияние на курс иностранных валют. Крупнейшие налогоплательщики могут привлекать краткосрочные займы в рублях, могут иметь достаточное количество рублей на счетах для расчетов с ФНС, либо влияние уплаты налогов может быть нивелировано иными факторами, например потоками зарубежных инвесторов в ценные бумаги, номинированные в российской валюте.

Также следует иметь в виду, что наиболее ярко налоговый фактор проявляет себя в момент уже упомянутой квартальной уплаты, в другие месяцы этот эффект не столь заметен.

Для тех, кто собирается покупать доллар и евро, знание этой информации позволит выбрать более удачный момент. При прочих равных условиях после завершения налогового периода рубль теряет поддержку от налогоплательщиков и более чутко начинает реагировать на влияние цен на нефть и настроения на мировых финансовых рынках » .

Как известно, статья 19 Закона о валютном регулировании говорит об одном из валютных ограничений – репатриации резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации. В самом Законе отсутствует определение термина «репатриация», но в обобщенном значении под ней понимается получение резидентом от нерезидента на свои банковские счета в уполномоченных банках валюты (иностранной или валюты РФ) в результате исполнения контрагентом-нерезидентом внешнеторгового договора или договора займа либо же возврат в РФ ранее уплаченных нерезиденту денежных средств по неисполненному внешнеторговому договору. Нарушение обязанности по репатриации денежных средств влечет административную и, при определенных обстоятельствах, уголовную ответственность. Тем самым государство препятствует оттоку капитала за рубеж.

Репатриация - получение резидентом на свои банковские счета валюты (в т.ч. валюты РФ) от нерезидента в результате исполнения последним внешнеторгового договора или договора займа или возврат в РФ ранее уплаченных нерезиденту денежных средств по неисполненному внешнеторговому договору.

Исполнение обязанности по репатриации валютной выручки: новые случаи

Статьей 19 Закона предусмотрен также ряд исключений из правила репатриации и перечислены случаи, при которых резиденты признаются исполнившими обязанность по репатриации валютной выручки. Теперь Закон дополнен новым случаем, позволяющим резидентам не зачислять денежные средства на свои счета в уполномоченных банках за переданные нерезидентам товары (работы, услуги, информацию и результаты интеллектуальной деятельности): в случае получения страхового возмещения по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом.

Получено страховое возмещение по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств – резидент может не зачислять денежные средства на свои счета.

Такое страховое возмещение (страховая выплата) должно быть получено от страховой организации на банковский счет в уполномоченном банке резидента или выгодоприобретателя. Однако для этого страховая организация должна быть резидентом и не должна быть включена в перечень страховых организаций, которые в целях исполнения обязанности резидента, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона, не вправе страховать риски неисполнения нерезидентом обязательств по указанным выше экспортным внешнеторговым договорам (контрактам) с резидентом. Перечень формируется Центральным банком РФ и размещается на его официальном сайте, а основания для включения страховых организаций в такой Перечень теперь предусмотрены в ч. 4.5 ст. 19 Закона.

Одним из оснований, которое к тому же не связано с совершением страховой организацией-резидентом неправомерных действий, является осуществление ею страховой деятельности менее одного года со дня выдачи лицензии на осуществление добровольного имущественного страхования.

Кроме того, экспортер-резидент признается исполнившим обязанность по репатриации валюты при обеспечении им получения на свои счета в уполномоченных банках денежных средств от уполномоченного банка в качестве выплаты по банковской гарантии, выданной уполномоченным банком нерезиденту в пользу резидента в обеспечение исполнения обязательств, предусмотренных внешнеторговым договором, в сумме и сроки, которые предусмотрены таким внешнеторговым договором (ч. 4.8 ст. 19 Закона).

Расширение перечня разрешенных валютных операций и подтверждающих документов

В целях реализации вышеуказанных изменений в статью 19, в Законе также расширен перечень разрешенных между резидентами валютных операций. Так, положения ч. 1 ст. 9 Закона дополнены пунктами 32 и 33, которые предоставляют возможность резидентам как получать от страховых организаций-резидентов, не включенных Перечень ЦБ РФ, страховые возмещения (страховые выплаты) в иностранной валюте по договорам страхования, так и самим уплачивать таким страховым организациям страховые премии в иностранной валюте.

Закон дополняет и перечень документов, которые могут быть истребованы у резидентов и нерезидентов в целях осуществления валютного контроля в связи с введенными изменениями (п. 9 ч. 4 ст. 23 Закона). Перечень пополнен, в том числе, документами, которые подтверждают фиксацию сторонами внешнеторгового договора факта порчи, повреждения, утраты товара, его естественной убыли при транспортировке, а также документами, свидетельствующими о принятии и рассмотрении продавцом (поставщиком) претензии. Таким образом, резиденты могут обосновывать недополучение валютной выручки, в том числе, и этими документами.

Разъяснения ФНС

Федеральная налоговая служба в своем Письме от 26 февраля 2021 г. №ВД-4-17/2458@ «О направлении разъяснений» перечисляет и раскрывает содержание основных положений Федерального закона от 17.02.2021 №9-ФЗ, который и внес вышеуказанные изменения в Закон, вступившие в силу 28.02.2021, а также поручает своим управлениям по субъектам РФ довести данное Письмо до нижестоящих налоговых органов.

Кроме того, ФНС напоминает, что для целей ст. 19 Закона, в том числе для того, чтобы резидент мог воспользоваться нововведенными послаблениями в части репатриации денежных средств, определенное договором страхования значение соотношения страховой суммы и страховой стоимости (уровень страхового возмещения) должно быть не менее 70 процентов (пп. «а» п. 15 Правил осуществления деятельности по страхованию и обеспечению экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2011 N 964).

Можно резюмировать, что данные изменения в Закон смягчают требования валютного контроля для российских экспортеров в тех случаях, когда внешнеторговый договор (контракт) исполнен ненадлежащим образом или не исполнен и резидент получает на счет в уполномоченном банке выплаты от страховщика при наступлении страхового случая или от уполномоченного банка в качестве выплаты по банковской гарантии. Это, в свою очередь, влечет снижение административной нагрузки на российских экспортеров и развивает отношения с сфере страхования и обеспечения банковскими гарантиями, что уменьшает риск неполучения денег при реализации внешнеторговых договоров.

Также Закон допустил к страхованию рисков неисполнения обязательств по внешнеторговым договорам любые российские страховые организации, которые не включены в Перечень Центробанка, а не только АО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» (ЭКСАР), как это было ранее.

Читайте также: