Влияние национальной налоговой политики на офшоризацию или деофшоризацию экономики

Опубликовано: 12.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Офшоры и ОЭЗ

Пока народонаселением нашей необъятной родины бурно не принимаются перемены, подаваемые под соусом «судебной реформы» и касающиеся возвращения к старому порядку возбуждения налоговых уголовных дел, программа «деоффшоризации страны» медленно, но верно идет. Не бежит и не ползет. Именно идет. Но уверенно. И вот ее шаги.

  • Законом 306-ФЗ от 02.11.13г. увеличен размер налога - до 30% - на доходы, выплачиваемые иностранным номинальным держателям акций и облигаций российских компаний.
Комментарий taxCOACH:Приведенное утверждение сильно упрощено, Федеральный закон №306-ФЗ очень объемный. И его еще предстоит детально проанализировать. В том числе на соответствие международным налоговым соглашениям России. Однако, среди прочего, поправки устраняют лазейки в механизме установления бенефициаров через банки и явно провоцируют создание еще одной ситуации раскрытия реальных владельцев, укрывшихся за инокомпаниями.

  • На рассмотрении Государственной Думы находится правительственный законопроект, который вносит поправки в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Суть: для совершения сделки с имуществом иностранному лицу, а также российской компании с иностранным участием более 50%, предварительно нужно получить соответствующее разрешение в уполномоченном гос.органе.
Комментарий taxCOACH:Законопроект подготовлен в «целях обеспечения безопасности страны», при этом критерии определения угрозы безопасности в конкретной сделке абсолютно непонятны и будут определятся исключительно подзаконным актом Но цель очевидна - лишить возможности реализации «скрытого владения» через классическую цепочку «имущество - хранитель активов (РФ) - инокомпания (например Кипр) - оффшор». Однако не все случаи владения имуществом через иностранное юридическое лицо подпадают под данные поправки. Таким образом, в распоряжении бизнеса все же остаются некоторые инструменты «спасения имущества» с помощью иностранных компаний на критический случай.

  • Уголовный кодекс дополнен ст.ст. 193.1, 200.1, а также внесены изменения в ст.ст. 174, 174.1, 193.
Комментарий taxCOACH:Общая направленность поправок в УК РФ делится на две части. Первая - совершенствование механизма привлечения к ответственности за легализацию денежных средств и иного имущества, теперь в качестве преступных рассматриваются и деяния по так называемой «обналичке» в целях уклонения от уплаты налогов. Вторая часть - введение дополнительных составов, связанных с реализацией «дальнего заброса» на счета оффшорных компаний, а также вывоз наличных денежных средств заграницу.

  • В ст. 87 НК РФ вносятся поправки, разрешающие иностранным налоговикам участвовать в проверках ФНС России.
Комментарий taxCOACH:Это зеркальная норма, вводимая в обмен на право российских инспекторов выезжать на проверки, проводимые фискалами других стран. Что любопытно, инициатором этого двойного права была именно Россия.

Ну и, конечно, все мы помним, что в России официально появился термин «бенефициарный владелец». Поправки 2013 года, внесенные в Закон о противодействии легализации доходов, возложили именно на банки обязанность по раскрытию владельцев - физических лиц, контролирующих более 25% организации.

По нашему мнению, механизм, как задумка, гениальный в том смысле, что его (банк) трудно объехать. Банки, в том числе уральские, уже начали рассылать соответствующие запросы своим клиентам.

Таким образом, классические модели скрытого владения опять же перестанут вас защищать. Наша рекомендация: не откладывая внести соответствующие изменения. Очевидным и самым простым подходом здесь была бы замена юридического владения субъектами, на владение жизненно-важными объектами.

Напомним также, что раскрывать владельцев бизнеса предстоит и тем, кто с 01.01.14г. планирует работать в рамках Закона «О федеральной контрактной системе». И если по федеральным госзакупкам цифра для контроля стоит приличная - от 1 млрд. рублей по сделке, то по региональным контрактам - всего от 100 млн. рублей.

Далее, Следственный комитет наравне с бурно обсуждаемой инициативой возвращения права возбуждения уголовных дел без налоговой проверки рассматривает и возможность внесения в законодательство запрета на использование «оффшорных компаний».

Кроме того, согласно одному из заявлений Министерства финансов, прорабатываются возможности заключения до конца 2014 года соглашений об обмене налоговой информацией с большинством низконалоговых юрисдикций. О каких данных идет речь пока не сообщается. Но пока не очень ясно и на каких условиях и по причине какой мотивации низконалоговые юрисдикции пойдут на такой шаг, учитывая что Россия не является членом ОЭСР.

Парамонов Дмитрий

Происходящие во всем мире процессы, направленные на раскрытие информации о принадлежащих физическим лицам счетах, активах, компаниях и т.п., справедливо называют началом «эры прозрачности». Очень серьезные усилия предпринимаются для того, чтобы информация стала эффективным орудием в руках налоговых органов. Все эти действия направлены на деофшоризацию мировой экономики в целом и российской экономики в частности как ее пока еще неотъемлемой части.

Существо процесса

До середины 2000-х существовала ситуация, когда обмен информацией по запросу являлся единственным общепринятым стандартом обмена информацией, что значительно затрудняло работу налоговых органов по выявлению фактов уклонения от уплаты налогов, перемещения доходов без существенного налогообложения в офшорные безналоговые юрисдикции и прочих налоговых злоупотреблений.

Однако 18 марта 2010 г. США приняли Закон FATCA, основная цель которого состояла в предотвращении уклонения от уплаты налогов гражданами и налоговыми резидентами США. Поступление информации от иностранных банков в отношении владельцев счетов – граждан США и юридических лиц, находящихся под контролем США, и предоставление таких сведений налоговой службе обеспечивались возможностью применения финансовых санкций со стороны США, которые контролируют все операции в долларах через корреспондентские счета.

Вынужденно применяя стандарт FATCA на практике и убедившись в эффективности автоматического направления финансовыми учреждениями отчетов в налоговые органы, прочие государства задумались о создании собственного автоматического обмена, когда обязательства предоставления информации закрепляются в национальном праве, информация направляется в национальные компетентные органы, а затем передается другим государствам.

С использованием FATCA как основы, в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) был разработан всемирный стандарт обмена информацией, который затем стал «общим стандартом предоставления информации» (CRS).

Данный стандарт автоматического обмена внедряется в более чем 100 государствах и территориях, включая практически все мировые финансовые центры. Кроме того, он был закреплен в директиве ЕС. Это обеспечило качественное изменение способности международного сообщества противодействовать уклонению от налогообложения с помощью офшоров.

Также ОЭСР разработала План действий по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и перемещению прибыли (BEPS), который определяет 15 конкретных действий. С их помощью правительства государств получат возможность предотвращения вывода прибыли из-под налогообложения. Основная цель принимаемых мер – борьба с налоговой недобросовестностью.

Например, план предусматривает пересмотр подхода к трансфертному ценообразованию, ужесточение правил налогообложения прибыли иностранных контролируемых компаний, разработку рекомендаций по противодействию уклонению от уплаты налогов в условиях «цифровой экономики». При повсеместном воплощении данные действия позволят сократить существенные различия между странами в области налогообложения, которые могут быть использованы недобросовестными налогоплательщиками.

Во многом стандарт предоставления информации опирается на финансовые организации: они находятся на передовой внедрения и применения.

Кроме того, запущен портал всеобщего стандарта обмена информацией (CRS), содержащий соответствующую информацию, в частности сведения об идентификационных номерах налогоплательщика (TIN) для помощи финансовым организациям в работе с CRS. Ведется учет стран, которые обмениваются налоговой информацией между собой.

Также ОЭСР продолжает работу по разработке проекта TRACE (Treaty Relief and Compliance Enhancement) – общей модели освобождения от удержания налога у источника, которая усилит действие CRS для достижения максимальной эффективности.

Ведется работа по составлению «черных списков» не желающих сотрудничать юрисдикций, платежи в адрес которых всегда облагаются у источника. Видя бесперспективность сопротивления глобальному процессу, даже самые закрытые ранее офшорные юрисдикции вступают в диалог и принимают правила игры ради снятия ограничений.

Наконец, автоматический обмен налоговой информацией впервые состоялся на практике в рамках ЕС в 2017 г.

Центральная идея

Главная идея всех предпринимаемых усилий – обеспечение прозрачности корпоративного управления, раскрытия информации о получаемых иностранными налоговыми резидентами доходах, уведомления государствами друг друга об открытии такими лицами как личных, так и корпоративных банковских счетов для своих компаний, получающих в основном пассивные доходы, и т.д., поскольку выявление таких фактов было ранее очень сильно затруднено.

Должны быть достигнуты условия, когда обо всех активах, доходах, подконтрольных компаниях и счетах конкретного физического и юридического лица налоговые органы государства, где такое лицо признается налоговым резидентом, будут узнавать от своих зарубежных коллег, а не только от самого налогоплательщика, обеспечивая систему двойного налогового контроля.

Особое значение придается борьбе со злоупотреблением положениями налоговых соглашений. Поскольку именно налоговые консультанты в рамках налогового планирования создают конструкции, обеспечивающие условия для значительной налоговой экономии, на них и их клиентов вскоре будут возложены обязанности по информированию властей о разработке схем агрессивного налогового планирования, соответствующее законодательство уже разработано и внедряется в ЕС.

Участие России в процессе деофшоризации

Россия является одним из самых активных участников процесса деофшоризации мировой экономики, поскольку существенный отток капитала из страны и необоснованное сокращение налоговых поступлений не оставляют контролирующие органы равнодушными.

Так, Российская Федерация системно изменяет собственные международные налоговые соглашения в части ограничений применения льгот, обмена информацией и ставок налога у источника.

Наше государство подписало и Многостороннюю конвенцию (MLI) по реализации мер по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли (BEPS) в июле 2017 г., ведется подготовка к ее ратификации. В мире заключено более 3000 соглашений об исключении двойного налогообложения, MLI будет применяться совместно с ними, изменяя при этом порядок их применения.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам 4 ноября 2014 г. (с рядом оговорок).

Кроме того, не будучи членом ОЭСР, Россия руководствуется всеми ее методическими наработками, включая Комментарии к Модельной конвенции в отношении налогов на доходы и капитал.

Положениями Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» установлены правила идентификации организациями финансового рынка резидентского статуса их клиентов для целей автоматического обмена информацией.

Положения о порядке автоматического обмена финансовой информацией были внесены в Налоговый кодекс РФ (гл. 20.1 НК РФ).

Более того, Россия создала одну из лучших инфраструктур для обмена налоговой информацией с другими государствами, что было отмечено специальной комиссией ОЭСР после проверки готовности.

В 2018 г. Россия впервые приняла участие в обмене финансовой информацией.

Кроме того, в РФ энергично принимаются меры, направленные на противодействие агрессивному налоговому планированию и деофшоризацию экономики в целом, к которым относятся, например, меры по пресечению использования офшоров в целях вывода доходов от деятельности в России из-под налогообложения.

Для этих целей в налоговое законодательство были внесены новые положения об обязанности налоговых резидентов России информировать налоговые органы о приобретении доли участия в иностранных организациях и структурах без образования юридического лица (трасты, партнерства и т.д.). Были введены категория «контролируемой иностранной компании» и порядок налогообложения ее прибыли для исключения возможности создавать не облагаемые налогами «компании-кошельки» за рубежом для российских налоговых резидентов (гл. 3.4, ст. 309.1 НК РФ).

Более того, было введено понятие налогового резидентства для иностранных компаний исходя из места их управления (ст. 246.2 НК РФ). Теперь созданные за рубежом, но управляемые из России компании должны уплачивать налог на прибыль как российские организации.

Также были уточнены правила «недостаточной капитализации», предусматривающие ограничение учета процентов по договорам займа, фактически являющихся дивидендным доходом. Соответствующие изменения были внесены в ст. 269 НК РФ.

На основании сложившейся судебной практики были уточнены правила удержания налогов в различных ситуациях внутригруппового финансирования, основной идеей которых является пресечение скрытой выплаты дивидендов под видом процентов. Налоговые органы ведут работу по выявлению и иных случаев скрытой выплаты дивидендов под видом оплаты услуг, прощения займов и т.п.

Ограничение льгот по международным соглашениям в случае осуществления транзитных финансовых операций и концепция «конечного бенефициара» (лица, обладающего фактическим правом на получение дохода) также способствуют наполнению бюджета и предотвращению злоупотреблений. В то же время для тех предпринимателей, которым необходимы иностранные структуры в группе, в том числе технические, транзитные, предусмотрен так называемый механизм сквозного подхода к налогообложению выплат из России (ст. 7 и 312 НК РФ).

Стремительно развивающаяся судебная практика по этим вопросам поддерживает усилия налоговых органов.

В сфере борьбы с трансфертным ценообразованием разработаны и внесены положения о международных группах компаний и обмене информацией и документацией по таким группам с иностранными государствами (гл. 14.4-1 и 20.2 НК РФ).

Дополнительно компании, зарегистрированные в офшорных юрисдикциях, существенно ограничены в возможностях инвестирования в стратегические предприятия.

Последствия для российских налогоплательщиков

Российским налогоплательщикам стоит примириться с мыслью, что все финансовые процессы в мире становятся все более взаимосвязанными, а прозрачность будет оставаться основным вопросом в политической повестке. Не только налоговые органы, но и все организации финансового рынка будут требовать от своих клиентов исполнения обязанностей по декларированию счетов, активов, участия и доходов в своих государствах.

Как следствие, налогоплательщикам необходимо внимательно готовить личную отчетность по счетам, контролируемым иностранными компаниями, полученным доходам.

В то же время для приведения дел в порядок можно воспользоваться гарантиями, предоставляемыми государством в рамках второго этапа так называемой «амнистии капиталов» в соответствии с Федеральным законом от 8 июля 2015 г. № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Под знаком деофшоризации российской экономики пройдет не только 2014 год, но и последующие. Курс на повышение открытости движения денежных средств продиктован как политическими причинами («национализация элит»), так и экономическими (попытка замедлить отток капитала и необходимость пополнить скудеющий бюджет, которому деофшоризация, по оптимистичным расчетам Совета Федерации, способна принести до 5 трлн рублей в год). Во многих высоких кабинетах деофшоризация воспринимается как лекарство от многих политических и экономических болезней, поэтому она – долгосрочный тренд, которой со временем будет только набирать обороты. Если бизнесу и ожидать послаблений в этой области, то не всему и незначительных.

В настоящее время в России сложились два подхода к борьбе с офшорами. Одни (преимущественно чиновники и депутаты) считают, что для истинного суверенитета государству нужно ввести запрет на управление внутренним бизнесом из иностранных юрисдикций и вывод туда прибыли. Другие (представители бизнеса и эксперты) уверены, что сначала надо улучшить условия для бизнеса в России, а затем уже требовать «возвращения с островов». Как бы ни ратовал бизнес и экспертное сообщество на применении «пряника», или хотя бы «не только кнута», власти берут за основу только первый подход. Не учитывая рекомендаций и не беря во внимание международный опыт.

Как принимался закон о КИК: бизнес слушали, но не услышали

Наглядный пример тому – закон о контролируемых иностранных компаниях (КИК), один из наиболее важных для бизнеса законодательных новелл последних лет:

  • Облагать налогами доходы компаний, зарегистрированных в офшорной юрисдикции и принадлежащих российским собственникам, президент Владимир Путин поручил в послании Федеральному Собранию 12 декабря 2013 г.
  • Уже в марте 2014 года Минфин опубликовал законопроект о КИК. Контролируемой признавалась компания, зарегистрированная в одной из стран из так называемого черного списка, прямое или косвенное владение которой российскими бенефициарами составляет более 10%.
  • 24 марта рабочая группа по управлению налоговыми рисками Торгово-промышленной палаты РФ, созванная по инициативе АКГ «Градиент Альфа», высказала свои замечания к законопроекту. Основной претензией было то, действие документа распространяется не только на пассивные, но и на активные доходы за рубежом.
  • В апреле аналогичные замечания оформил РСПП.
  • В июне Минфин дал бизнесу понять, что готов пойти на уступки в части увеличения доли владения для признания иностранной компании контролируемой и введения переходного периода на вступление в силу ряда положений законопроекта.
  • После июньской встречи премьер-министра РФ Дмитрия Медведева с активом РСПП стало известно об одобрении идеи переходного периода для признания компаний контролируемыми.
  • В октябре Минфин пошел на уступки бизнесу, согласившись распространить действие закона о КИК только на пассивные доходы.
  • Тем не менее, 23 октября депутаты Госдумы внесли на рассмотрение коллег жесткий законопроект, который не учитывает большинство договоренностей бизнеса с Минфином.
  • 18 ноября законопроект прошел второе и третье чтение в Госдуме, 19 ноября получил одобрение в Совете Федерации, а 25 ноября был подписан Владимиром Путиным.

Согласно новому закону, вступающему в силу с 1 января 2015 года, в Налоговый кодекс РФ вводится понятие «контролируемая иностранная компания», под которой понимается организация или структура без образования юридического лица, которая сама не является налоговым резидентом РФ, но контролируется ими. Закон обязывает «контролирующих лиц» извещать налоговые органы о своем участии в капитале контролируемых компаний, а также декларировать и подтверждать нераспределенную прибыль таких компаний. Минимальный размер прибыли, подлежащей декларации, составит в 2015 г. 50 млн руб., в 2016 г. он снизится до 30 млн руб., а после 2017 г. опустится до 10 млн руб.

Гражданин, владеющий более чем 50% в капитале компании, признается контролирующим лицом. Под его положения попадают также россияне, которым вместе с супругами и несовершеннолетними детьми принадлежит более 10% в капитале компании, более чем наполовину принадлежащей налоговым резидентам России. Аналогичные нормы действуют и в отношении юридических лиц, участвующих в капитале иностранных компаний. Начиная с 2016 года контролирующими лицами будут считаться и владельцы долей в 25%. Это норма стала наиболее значимой из поправок, внесенных в «антиофшорный закон» во втором чтении, – первоначально предлагалось опустить планку с 50% до 25% только в 2017 году.

В качестве наказания закон вводит штрафы за непредоставление отчетности о контролируемой иностранной организации и штраф за неуплату или неполную уплату налога, случившуюся из-за того, что при определении налоговой базы не была учтена прибыль от контролируемой иностранной организации. Тех, кто попытается скрыть от налоговых органов наличие контролирующей доли в капитале иностранной компании, также будут штрафовать. Все это – помимо существующей уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, от которой нарушители тоже освобождаться не будут.

По нашим сведениям, закон принимался в авральном порядке, чтобы вступить в силу не позже даты, обещанной президенту (1 января 2015 г.). А Минфин вынужден признать: в только что принятый закон необходимо вносить изменения.

Сергей Шаталов, заместитель министра финансов РФ:

«Нам не удалось, к сожалению, в последней версии реализовать идею, что признание траста контролируемой иностранной компанией далеко не всегда будет иметь налоговые последствия. Нужно проводить тест в отношении того, условно говоря, хороший или плохой траст. Под хорошим трастом мы понимаем траст, с которым учредитель разрывает всякую связь, то есть это безотзывный траст. Траст получает все необходимые полномочия, чтобы в пользу тех или иных лиц осуществлять выплату доходов… Активные компании, доходы которых более чем на 80% состоят из активных доходов, не должны платить налоги с нераспределенной прибыли. Также предполагалось учесть, что от налогообложения будут освобождаться и холдинги, которые принадлежат российским акционерам и владеют активными компаниями. Эти идеи в финальной версии законопроекта также не удалось реализовать».

Как у них: применим ли зарубежный опыт к российской специфике?

Концепция КИК сама по себе не является чем-то инновационным. Она была введена в практику налоговых органов в США в 1962 году и основывалась еще на нормах 1937 года, касающихся иностранных персональных холдинговых компаний.

Цель введения этих правил состояла в том, чтобы пресечь злоупотребление пробелами в фискальном регулировании, позволявшими компаниям использовать контролируемые (аффилированные) иностранные фирмы для ухода от налогообложения прибыли в США. В 1970-1980-е годы Канада, Германия, Япония также ввели в свое законодательство нормы, которые ограничили возможности налогоплательщиков избегать налогообложения через использование иностранных компаний. Институт налогообложения прибыли иностранных контролируемых компаний, действующий в этих странах, заключается в том, что их прибыль, де-факто находящаяся за рубежом, может рассматриваться в целях налогообложения как доход ее владельца – физического лица или организации. По состоянию на сегодняшний день более 30 стран ввели правила КИК, из них – почти все страны ОЭСР. Аналогичный механизм вводится и новым российским законом.

К настоящему времени офшорами пользуется подавляющее большинство крупных компаний по всему миру. По различным данным, в финансовой системе мира офшоры занимают от 10% до 15% мировых финансов. Так, из 100 компаний, входящих в индекс FTSE (их акции торгуются на Лондонской бирже и имеют наибольшую капитализацию), только две не имеют офшорных «дочек».

Однако надо учитывать, что механизм офшоризации в России принципиально отличается от схем в других странах. Во всем мире офшоры в основном используются для ухода от налогов, а у нас – для защиты собственности от рейдеров и неправомерных претензий государственных органов и правоохранительных структур. Западный бизнес выводит в офшоры прибыли, а российский – активы. На Западе в офшорах создаются, как правило, дочерние структуры материнских компаний, которые являются центрами аккумуляции прибыли. У российских компаний схема иная: выстраивается цепочка офшорных компаний, на верхнем конце которой находится материнская компания – конечный бенефициар, а в российской юрисдикции находятся дочки, внучки, правнучки, в капитале которых участвуют вышестоящие офшорные компании.

В прошлом году на своих экспертных мероприятиях АКГ «Градиент Альфа» опрашивала собственников и руководителей компаний реального сектора экономики о причинах использования офшоров. Основная причина – необходимость защитить собственность.

Причины использования офшоров российскими компаниями


Источник: опросы АКГ «Градиент Альфа»

Главное, что, на наш взгляд, мотивирует использовать офшоры, – неконкурентоспособность налогового и корпоративного законодательства и правоприменительной практики в России. Для решения спорных вопросов бизнес предпочитает обращаться в офшорные юрисдикции. Поэтому для борьбы с офшоризацией важны меры, которые были бы связаны с укреплением режима защиты прав собственности, а не просто механизмы изъятия прибылей у иностранной контролируемой компании.

Если сравнивать правила российской деофшоризации с юридическими нормами, принятыми в западных странах, возникает вопрос: будет ли действовать этот механизм в России, если не выстроена система эффективного налогового контроля, а нагрузка на бизнес высока и только увеличивается?

Индекс налогового давления на бизнес


Источник: расчеты АКГ «Градиент Альфа»

Налоговое давление тесно связано с проблемой офшорного налогообложения. По данным Минфина, на 1 июля 2014 года совокупная задолженность по налоговым платежам в бюджетную систему составила 1,107 трлн руб. и возросла за полгода на 7,673 млрд руб. Значит, в России по-прежнему много неплательщиков налогов, и введение института контролируемых иностранных компаний вряд ли позволит это компенсировать.

Введение правил «иностранной контролируемой компании» в западных странах выявило еще одну важную проблему, а именно – в одностороннем порядке чрезвычайно сложно гарантировать, что доход всех налогоплательщиков в рамках одной юрисдикции будет облагаться по единым ставкам вне зависимости от налоговых ставок, действующих в других юрисдикциях. Для достижения нейтральности в импорте капитала (под этим термином подразумеваются равные условия для ввоза капитала в страну) требовались скоординированные усилия многих стран, двусторонние и многосторонние договоры об обмене информацией по налоговым вопросам. Россия участвует в этих процессах пока еще крайне неуверенно, да и отношение к запросам российских налоговиков за рубежом такое же негативное, как общий информационный фон в отношении России.

Еще одна проблема – это возможность реальной выгоды от деофшоризации. Суть процесса не в том, чтобы наказать уклонистов, а в том, чтобы вернуть России инвестиционный потенциал. Поэтому, усиливая налоговое давление на офшорные компании, необходимо вводить механизм снижения налоговой нагрузки, обеспечивающего стимулирование притока капитала в страну, а в этой области практических шагов, на наш взгляд, очень не хватает.

Результаты опроса компаний по уровню налоговой нагрузки в 2014 г.

В октябре 2014 года АКГ «Градиент Альфа» провела опрос российского бизнеса (в том числе членов ТПП РФ) по уровню налоговой нагрузки в 2014 году. В нем приняли участие около 300 представителей российских и международных компаний в различных сферах деятельности (энергетика, нефтяная отрасль, оказание услуг, продажи, производство, строительство и т.д.). 63% опрошенных – крупный бизнес, 16% — средний бизнес, 21% — малый бизнес.

Результаты опроса еще раз свидетельствуют о том, что бизнесу для развития нужны стабильные, предсказуемые и понятные правила игры, а налоговой и правовой системе этого очень не хватает (ежегодно в Налоговый кодекс вносится порядка 30 изменений).

Уровень налоговой нагрузки

В 2014 г. По сравнению с 2013 г.


Факторы, увеличивающие налоговые риски


Какие меры позволят улучшить налоговый режим?


Как Вы оцениваете влияние налоговой политики на инвестиционный климат России?


Улучшилось ли налоговое администрирование и налоговый контроль со стороны налоговых органов? Как часто в Вашей организации проводятся налоговые проверки?


Соотношение налоговых и неналоговых поступлений и ВВП по странам ОЭСР в 2011 г., %


Источник: Минфин РФ.

Возвращаясь к налоговой нагрузке, стоит обратить внимание на то, что в настоящее время средние по странам ОЭСР показатели налоговой нагрузки доступны только за 2011 год. Но даже с учетом этих данных налоговая нагрузка в России была выше средних показателей ОЭСР и сравнима с налоговой нагрузкой ряда стран Западной и Центральной Европы (Чехией, Германией, Исландией, Словенией, Великобританией). В некоторых развитых европейских странах, в особенности, в скандинавских, налоговая нагрузка заметно выше, чем в России. В странах Восточной и Южной Европы (Польше, Испании, Португалии) она ниже, и наконец, в странах «тихоокеанского» региона и странах ОЭСР она заметно ниже. В последнюю группу стран входят как развитые страны (США, Австралия, Канада), так и развивающиеся страны (Мексика, Чили, Турция). Например, в Турции налоговая нагрузка почти на 10 п.п. ниже, чем в России, в Мексике – практически в два раза.

Совокупная налоговая нагрузка на экономики стран ЕС, США и БРИКС в 2013 г., % ВВП


Источник: The Heritage Foundation, 2014 Index of Economic Freedom. (Для России приведена оценка без учета нефтегазовой ренты, а с ее учетом – 35% ВВП.)

В 2014 году, по некоторым данным, налоговая нагрузка в России прогнозируется в целом по стране в размере 34,85% налоговых доходов к ВВП. Ее привыкли сравнивать с налоговым бременем в высокоразвитых экономиках, где общество накопило достаточный потенциал национального богатства и имеет возможность перераспределять его посредством налогообложения. Это хорошо понимают в странах с развивающимися экономиками: в Казахстане показатель налоговой нагрузки составляет 26,85% к ВВП, в Китае – 22,26%, в Индии – 19,36%.

Желание правительства повысить доходы бюджета за счет офшорных уклонистов вполне объяснимо, но надо понимать, что меры, направленные на деофшоризацию российской экономики, должны выходить далеко за пределы налоговой политики и осуществляться не только Минфином и ФНС России, но и другими федеральными и региональными органами власти.

Информационно-аналитический отдел АКГ «Градиент Альфа»

«Градиент Альфа» - это оптимизация издержек и минимизация рисков Вашего бизнеса, повышение его эффективности и инвестиционной привлекательности.

  • О нас
  • Эксперты
  • Благотворительность
  • Градиент Альфа в СМИ
  • События
  • Контакты
  • Карта сайта
  • Логистика
  • Бухгалтерия
  • Аудит
  • Консалтинг
  • Оценка активов
  • Медиация
  • Аутсорсинг ВЭД

+7 (495) 740-12-64
Наш e-mail
115280, Россия,
г. Москва,
1-й Автозаводский
проезд, дом 4, к. 1

Мы обещаем высылать вам только самые полезные материалы и не чаще, чем 2 раза в месяц. В любой момент вы сможете отписаться от нашей рассылки.

Деофшоризация в цифрах:

- за последние 20 лет из РФ выведено около 800 млрд. долларов в офшоры,

- около 20 трлн. долларов находится в офшорах,

- Британские Вирджинские острова получили больше иностранных инвестиций, чем Германия

Отток капиталов в офшоры и низконалоговые юрисдикции является одной из основных проблем и угроз современной экономики. Согласно отчету ОЭСР 12.02.2013 «О размывании налоговой базы и выводе прибыли из-под налогообложения» современное международное налоговое планирование приняло угрожающие мировой экономике масштабы в результате ухода от налогообложения многих компаний при помощи офшорных инструментов. Поэтому борьба с офшоризацией - это не только элемент российской внутренней политики, но и согласованная политика крупнейших международных экономик. Офшоры плохи не тем что они есть, а тем, что они позволяют не платить налоги с доходов в производящих экономиках и экономиках стран, где находятся сами офшорные компании (двойное неналогообложение).

Президент РФ Путин В. В. В своем ежегодном послании Федеральному Собранию 12 декабря 2013 г. указал на необходимость внесения изменений в законодательство РФ, предусматривающих налогообложение доходов компаний, находящихся в офшорной юрисдикции, если эти компании не распределяют полученные доходы в пользу российских лиц, контролирующих такие компании. Следует отметить, что идея деофшоризации экономики озвучивалась в послании Президента России и ранее (в 2005 г.), тогда, однако, конкретных шагов по изменению налогового законодательства РФ предпринято не было.

9 января 2014 г. Дмитрий Медведев дал Поручение во исполнение перечня указаний Президента России от 27 декабря 2013 года №Пр–3086 (резолюция от 31 декабря 2013 года № ДМ–П13–9589) подготовить и представить в Правительство РФ до 19 мая 2014 г. соответствующий проект федерального закона, которым будет реализован комплекс мер по деофшоризации экономики.

К таким мерам Правительством предложены: обложение налогом на прибыль доходов иностранных компаний с российскими бенефициарами (правило об иностранных контролируемых компаниях), если они не выплачивают дивиденды в РФ, введение запрета на предоставление государственной поддержки компания, зарегистрированным в офшорных юрисдикциях, введения запрета на заключение государственных или муниципальных контрактов с компаниями, находящимися в офшорной юрисдикции. Недавно нам также известно о подготовке Правительством проекта подробного плана действий по деофшоризации экономики, согласно которому, помимо указанных выше мер, предлагается так же предпринять следующие шаги: введение понятия "налоговое резидентство организаций", закрепление в законодательстве РФ понятия «бенефициарного собственника» и требований по его раскрытию. Предлагается также разработать договорную базу для повышения эффективности сотрудничества между ФНС России и налоговыми органами зарубежных государств в области обмена информацией по налоговым делам, в качестве первоочередных шагов предлагается ратифицировать Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам, внести изменения в законодательство о трансфертном ценообразовании (подробнее см. файл).

Правило об иностранных контролируемых компаниях существует в налоговом законодательстве многих стран мира с развитыми экономиками, в разной форме оно принято некоторыми из ближайших соседей РФ.

Что стоит ожидать российским предприятиям от введения данного института в налоговое законодательство РФ, по какому пути может пойти российский законодатель при разработке правила об иностранных контролируемых компаниях?

В мировой практике нормы законодательства об иностранных контролируемых компаниях существенно различаются.

На постсоветском пространстве механизм деофшоризации реализуется через установление специальных заградительным мер при работе с офшорными компаниями: путем введения специального налога на любые перечисления в офшоры (Республика Белоруссия), запрет на вычет определенных видов расходов понесенных в пользу офшорных компания (платежи за услуги, оказываемые офшорными компаниями) (Украина, Казахстан). В комплексе с мерами валютного ограничения (требования репатриации валютной выручки, более жесткое администрирование банковских расчетов с иностранными компаниями) такие меры направлены на создание дополнительных финансовых и административных издержек и барьеров при работе с офшорными и низконалоговыми команиями.

В правовых системах экономик развитых стран институт иностранных контролируемых компаний существует многие годы. Заключается он в том, что компания, зарегистрированная в иностранном государстве, но принадлежащая акционерам или группе акционеров – резидентов другой государства может при определенных условиях платить налоги в стране местонахождения акционеров.

Согласно упомянутому Поручению Председателя Правительства РФ именно такой подход предлагается применить и в России. На данный момент детали законопроекта не подготовлены, остаются не понятными, как технические аспекты, например, какой «порог» владения иностранной компанией будет установлен, чтобы она была признана контролируемой, так и сама концепция нового правила. В частности, представляется спорной основная идея проекта, как она сейчас сформулирована в Поручении, - прибыль иностранной контролируемой компании будут облагаться в РФ, только если она не распределяется в виде дивидендов российским бенефициарам. Следует отметить, что ставки налога на доход физических лиц в РФ одна из самых низких, на дивиденды она составляет 9 %. Таким образом, «вывести» корпоративную прибыль в офшорную юрисдикцию и заплатить потом с нее невысокий налог на дивиденды при получении такой прибыли бенефициарами офшорных компаний позволит корпорациям продолжать существенно экономить на налогах, против таких схем новые правила о контролируемых компаний работать не будут. А значит такие модели налогового планирования продолжат существовать. Поэтому та концепция новых правил, как она определена в Поручении, следует признать «полумерой», эффективно не препятствующей схемам увода капитала за рубеж. Наконец, офшорные компании не единственный и не самый распространенный механизм налоговой оптимизации. Помимо классических офшоров (стран в которых отсутствует налог на прибыль, оборот или капитал с доходов от международной деятельности) крайне распространены в схемах увода капиталов из экономики низконалоговые юрисдикции, предоставляющие существенные налоговые льготы на некоторые виды операций и имеющие договоры об устранении двойного налогообложения с РФ. К таким странам, помимо Кипра, относятся Нидерланды, Люксембург, Австрия и ряд других. Эти страны очень часто используются как государства - транзитеры капиталов из экономик зарабатывающих в офшорные юрисдикции. Такие страны – транзитеры также должны быть включены наравне с офшорами в ту группу стран, в отношении которых будут применяться правила об иностранных контролируемых компаниях. Принятие данных правил может потребовать изменений международных соглашений об устранении двойного налогообложения, что является более сложным процессом, поскольку выходит за рамки компетенции только российского законодателя.

Наконец, следует отметить, что правила об иностранных контролируемых компаниях – это всего лишь одна из мер борьбы с оттоком капиталов в офшоры. Сам по себе этот институт не будет достаточным для предотвращения оттока капиталов. Принимать его нужно одновременно с принятием других мер, таких как, введение института налогового резидентства для юридических лиц, развитие концепции бенефициарного собственника, совершенствование международных договоров об устранении двойного налогообложения, построение системы эффективного обмена информацией с иностранными налоговыми органами, международной помощи во взимании налогов, развития администрирования мер трансфертного ценообразования. Следует отметить, что контроль за трансфертным ценообразованием является одним из эффективных способов борьбы офшоризацией экономики. При этом, данные меры не являются запретительными, а лишь позволяют государству обложить налогом справедливую часть прибыли, приходящуюся на предприятие.

1) Поручение Председателя Правительства с указанием сроков подготовки проектов федеральных законов, вносящих поправки в законодательство, подтверждает, что данная проблематика из плоскости дискуссионной перешла в плоскость практическую. Насколько эффективным будет новый институт, зависит уже от содержания правил,

2) Концепция правил о контролируемых компаниях требует доработки, выплата дивидендов российскому бенефициару не должна исключать применение такого правила к доходам иностранной компании,

3) Правила о контролируемых компаниях должны применяться не только к офшорам, но и к низконалоговым компаниям из стран – транзитеров иначе их эффект будет значительно снижен,

4) Правила о контролируемых компаниях позволят эффективно бороться с оттоком капитала, только если они будут реализовываться в комплексе с другими мерами антиофшорной политики – резидентство юридических лиц, развитие концепции бенефициарного собственника и др. Помимо введения запретительных мер, депопуляризации офшоров государство может добиться путем дальнейшего совершенствования налогового администрирования, повышением качества правосудия, развития конкурентности корпоративного законодательства.

Материал подготовил Андрей Терещенко, Партнер «Пепеляев Групп».

Деофшоризация на практике: эксперты подготовили рекомендации о применении концепции фактического получателя дохода
AllaSerebrina / Depositphotos.com

В России положения о фактическом получателе дохода применяются не только в отношении взаимозависимых компаний, но и независимых контрагентов, отметила руководитель налогового управления "Нордголд Менеджмент" Марина Трофимова в ходе конференции, посвященной итогам и перспективам налогового законодательства 2018 года, организованной РБК. Напомним, что фактическим получателем дохода признается лицо или иностранная структура без образования юридического лица, которое в силу прямого или косвенного участия в организации либо иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и распоряжаться доходом, полученным этой организацией (п. 2 ст. 7 Налогового кодекса). В связи с борьбой с оттоком капиталов из России и деофшоризацией налоговым органам важно определить указанное лицо для того, чтобы установить, в какой юрисдикции будут облагаться доходы. Уплата налогов с дивидендов за рубежом вызывает наибольший интерес у проверяющих органов, и, как следствие, происходит усиление контроля в отношении нерезидентов и контролируемых иностранных компаний.

Эксперт указала, что согласно Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в отношении налогов на доходы и капитал, лицо, имеющее право на доходы, может получать дивиденды. При этом указанная конвенция и соглашения об избежании двойного налогообложения с некоторыми странами (далее – СОИДН) регулируют вопросы взимания налогов с дивидендов и позволяют квалифицировать лиц, на которых распространяется льготный режим налогообложения.

Кроме того, исполнение обязанности по уплате налога устанавливается в том числе и на национальном уровне – позициями арбитражных судов, письмами ФНС России и Минфина России. Однако следует учесть, что письмо ФНС России от 28 апреля 2018 г. № СА-4-9/8285@ "О практике рассмотрения споров по применению концепции лица, имеющего фактическое право на доход (бенефициарного собственника)", по мнению Минфина России, не может рассматриваться в качестве разъяснения применения концепции лица, имеющего фактическое право на доход (бенефициарного собственника), так как функция дачи пояснений возложена именно на министерство (письмо Минфина России от 17 сентября 2018 г. № 03-12-11/66361). Эксперты тем не менее руководствуются положениями этого письма, несмотря на позицию Минфина России. В связи с тем, что в указанном письме ФНС России содержится информация о новых подходах к перечню критериев, которые сформировались на практике и свидетельствующих об использовании компании для передачи дохода фактическому владельцу налоговых льгот на основе соглашения об избежании двойного налогообложения, и к оценке представляемых налогоплательщиками доказательств, что компания – получатель дохода являлась фактическим бенефициаром.

Так, ФНС России предложила целый ряд критериев для признания иностранных компаний фактическими получателями дохода:

  • самостоятельность принятия решений директорами;
  • наличие полномочий по распоряжению полученным доходом;
  • осуществление предпринимательских функций;
  • наличие признаков ведения деятельности (персонал и офис);
  • получение экономической выгоды от дохода (использование в своей предпринимательской деятельности).

По мнению Марины Трофимовой, указанное письмо ФНС России может стать основой для принятия государством мер, направленных на деофшоризацию российской экономики в целях устранения выявленных на практике коллизий принятых норм.

В свою очередь, руководитель практики по урегулированию споров с государственными органами PwC Legal Раиса Алексахина дополнительно рекомендовала налоговому агенту получить от бенефициара сертификат налогового резидентства для определения юрисдикции уплаты налогов с получаемого дохода. Можно также запросить информацию о лице, которое признается фактическим получателем дохода, с указанием доли и документальным подтверждением порядка прямого (косвенного) участия в данной иностранной организации и косвенного участия в российской организации, являющейся источником выплаты.

Кроме того, с 1 января 2017 года иностранная организация должна не только подтвердить постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор по вопросам налогообложения, но и представить налоговому агенту подтверждение о фактическом праве на получение соответствующего дохода (п. 1 ст. 312 НК РФ). Эксперт указала, что НК РФ не определяет, в какой форме она должна дать подтверждение фактического права на доход, налоговый агент имеет право запросить те документы, которые будут необходимы для формирования мнения о статусе фактического получателя дохода (письмо Минфина России от 28 декабря 2016 г. № 03-08-05/78852).

По мнению Марины Трофимовой, наиболее активно концепция фактического права на доход стала применяться в российской судебной практике начиная с 2015 года – с момента, когда вступили в силу соответствующие изменения в ст. 7 и ст. 312 НК РФ. В большинстве дел налоговые органы успешно доказывали, что непосредственный получатель дохода не может быть признан фактическим получателем дохода и, соответственно, применение пониженной ставки налога у источника в соответствии с СОИДН является необоснованным (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 октября 2018 г. № 17АП-13503/18, решение Арбитражного суда Владимирской области от 30 октября 2017 г. по делу № А11-9880/2016, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2018 г. № 17АП-550/18, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 6 апреля 2018 г. № 07АП-1618/18).

Данную позицию подтвердил и руководитель группы разрешения споров Департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Андрей Ермолаев в рамках круглого стола XIV Всероссийского налогового форума, организованного ТПП РФ, который представил анализ судебной практики применения концепции фактического получателя дохода. Так, суд согласился с позицией налогового органа, который доначислил налог на прибыль организаций с 5% до 15% (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 декабря 2017 г. № 09АП-60617/17), указав следующее:

  • компания не ведет какой-либо хозяйственной деятельности, не связанной с получением дивидендов от российской дочерней организации, у нее отсутствуют обычные для такой деятельности расходы, активы, трудовые ресурсы и материально-техническая база;
  • возглавляет организацию номинальный руководитель, который также числится еще более чем в 70 компаниях;
  • практически все полученные дивиденды транзитом перечислялись в офшорную зону;
  • оформлением решений от имени зарубежной компании занимались сотрудники российской организации.

Аналогичная позиция высказана и по другому делу налоговым органом, где в период с 2012 года по 2013 год общество выплатило дивиденды своему учредителю – компании, зарегистрированной в Нидерландах, удержав при этом налог на дивиденды по ставке 5% согласно СОИДН с Нидерландами (постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2018 № 01АП-9555/2016 по делу № А11-9880/2016). Однако особенностью спора является то, что суд встал на сторону организации и не поддержал позицию налоговой инспекции, несмотря на то, что совокупность обстоятельств свидетельствовала, по мнению последней, о правомерном их выводе об отсутствии самостоятельности организации при принятии управленческих решений в рамках хозяйственной деятельности. Для отказа в применении льгот по СОИДН налоговому органу было достаточно доказать, что непосредственный получатель дохода не является фактическим получателем дохода. Однако он не смог подтвердить это документально, более того, суд отметил, что налоговые органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов и требовать детализации характера и объема выполненных работ или услуг в актах сдачи-приемки для подтверждения понесенных ими расходов. Суд апелляционной инстанции посчитал, что отдельные недостатки и противоречия в документах не могут служить основанием для вывода о формальности документооборота и отказа налогоплательщику в признании расходов в целях налогообложения.

Таким образом, на основе судебной практики, писем ФНС России и Минфина России эксперты подготовили рекомендации для применения концепции фактического получателя дохода. Налоговому агенту необходимо:

  • проанализировать информацию о контрагенте и о сделке;
  • оценить риски применения пониженной ставки налога на прибыль организации при выплатах за рубеж;
  • учесть риски применения к полученным дивидендам концепции фактического права на доход;
  • собрать документальные доказательства того, что иностранные получатели доходов являются их фактическими собственниками, чтобы при проверке аргументированно защитить применение пониженных ставок налога у источника;
  • подготовить подтверждения, что получение льгот по СОИДН не было целью сделки;
  • при необходимости провести реструктуризацию сделок и структуры владения для избежания данного риска в будущем;
  • помнить, что данная концепция применима к выплатам из России не только в пользу взаимозависимых компаний, но и в пользу независимых контрагентов.

Читайте также: