Код водопользования в декларации по водному налогу 2020

Опубликовано: 05.05.2024

Понятие водного налога, порядок его расчета и уплаты, сроки отчетности по налогу содержатся в главе 25.2 НК РФ. Платить данный налог обязаны все организации и ИП, пользующиеся водными объектами, подлежащими лицензированию в соответствии с законодательством РФ. Сроки сдачи декларации по водному налогу, пример заполнения декларации по водному налогу найдете в нашем материале.

Сроки отчетности и уплаты налога

Водный налог следует перечислять в бюджет ежеквартально. Крайний срок для отправки рассчитанной суммы — 20-е число месяца, идущего за отчетным кварталом.

Декларация подается в те же сроки:

IV квартал 2020 года — до 20 января включительно;

I квартал 2021 года — до 20 апреля включительно;

II квартал 2021 года — до 20 июля включительно;

III квартал 2021 года — до 20 октября включительно;

IV квартал 2021 года — до 20 января включительно.

Если день сдачи декларации и уплаты налога приходится на выходной день, можно исполнить обязательства в следующий ближайший рабочий день.

Декларацию надо сдавать, даже если облагаемый водный объект не используется или деятельность в принципе не ведется. Пока у организации есть лицензия на водопользование, она обязана подавать декларацию по водному налогу.

Отчетность подается в ИФНС по месту использования водного объекта. Организации, у которых среднесписочная численность в 2020 году была больше 100 человек, сдают отчет электронно. Остальные могут выбирать между бумажной и электронной формой.

Декларацию в налоговую в срок и без ошибок!
Дарим доступ на 3 месяца в Контур.Экстерн!

Попробовать

Порядок заполнения налоговой декларации по водному налогу

Форма декларации по водному налогу утверждена приказом ФНС РФ от 09.11.2015 N ММВ-7-3/497@.

Декларация включает титульный лист и два основных раздела. Второй раздел документа состоит из двух подразделов.

Титульный лист заполняется в обычном порядке — никаких особенностей и сложностей в нем нет. Страница 2 титульного листа нужна на тот случай, если декларацию сдает налогоплательщик без статуса ИП, у которого нет ИНН.

Раздел 1 включает информацию о конечной сумме налога. Здесь нужно указать суммы платежа отдельно по каждой территории. На каждый ОКТМО заполняется отдельный блок строк 020-030. Если по одному ОКТМО у вас два водных объекта, заполните один блок строк. Данные для строки 030 берите из суммы строк 160 всех подразделов 2.1.

Подраздел 2.1 нужно оформить отдельно на каждый имеющийся водный объект, лицензию и ОКТМО, опираясь при этом на цели использования воды. Если действует несколько ставок водного налога, то расчет тоже должен быть на отдельных листах.

По строкам 010 и 020 налогоплательщик записывает коды КБК и ОКТМО соответственно.

Строка 030 содержит полное название водного объекта (например, артезианская скважина № 258-639).

Реквизиты лицензии фиксируют в строке 040.

Коды водопользования отмечают в строке 050 (Приложение 4 к приказу).

По строке 080 указывают код цели забора воды из Приложения 5.

Объемы забранной воды, признаваемые и не признаваемые объектом налогообложения отражаются в строках 060, 070, 100. Сумма строк 070 и 100 должна быть равна сумме, отмеченной в строке 060.

Объем воды из строки 100 подразделяется на забранный в пределах лимитов (строка 101) и сверх лимитов (строка 102).

Налоговые ставки и коэффициенты находят свое отражение в строках 110–150.

Непосредственно сумму налога ответственное лицо фиксирует в строке 160 (формула расчета содержится в порядке заполнения декларации).

Подраздел 2.2 заполняйте, если используете акваторию водного объекта (кроме лесосплава в плотах и кошелях), водный объект для гидроэнергетики или для сплава древесины.

Строки 010–040 подраздела 2.2 идентичны строкам подраздела 2.1. Информацию в раздел 2.2 заносят отдельные категории налогоплательщиков, указанные в порядке заполнения.

Реквизиты договора на пользование нужно указать в строке 050. В строке 060 показывают код водопользования по Приложению 4.

В зависимости от поставленного кода заполняются строки 070–100. В некоторых случаях эти сроки прочеркиваются.

По строке 070 ответственное за заполнение декларации лицо указывает налоговую базу — площадь предоставленного водного пространства из лицензии, договора или технической документации.

Строки 080–100 — это количественные показатели. В них указывают выработанную электроэнергию, объем древесины или расстояние сплава леса.

Строка 110 — это размер налоговой ставки.

По строке 130 ответственное лицо записывает сумму налога по отдельному водному объекту и отдельно взятой лицензии.

Пример. ООО «Крона» зарегистрировано в Волгограде. Для своей деятельности использует воды из реки Волги. Волгоград относится к Поволжскому экономическому району. От района и способа забора воды зависит налоговая ставка. В данном примере ставка равна 294 рубля за 1 тыс. куб. м воды (ст. 333.12 НК РФ). При заборе воды сверх лимита (п. 2 ст. 333.12 НК РФ) указанная ставка умножается на пять (294 х 5 = 1470). Коэффициент равен 2,01. Согласно лицензии, лимит использования равен 26 тыс. куб. м. Всего за второй квартал забрано 30 тыс. куб. м воды.

Сумма налога в пределах лимита = 26 × 294 × 2,01 = 15 364 рублей

Сумма налога сверх лимита = 4 × 1 470 × 2,01 = 11 819 рублей

Итого водный налог = 15 364 + 11 819 = 27 183 рублей.

Приложение N 4
к Порядку заполнения налоговой
декларации по водному налогу,
утвержденному приказом Федеральной
налоговой службы
от 9 ноября 2015 г. N ММВ-7-3/497@

1. ЗАБОР ВОДЫ ИЗ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

1.1. Забор воды из поверхностных водных объектов

Северный экономический район

Прочие реки и озера

Северо-Западный экономический район

Прочие реки и озера

Центральный экономический район

Прочие реки и озера

Волго-Вятский экономический район

Прочие реки и озера

Центрально-Черноземный экономический район

Прочие реки и озера

Поволжский экономический район

Прочие реки и озера

Северо-Кавказский экономический район

Прочие реки и озера

Уральский экономический район

Прочие реки и озера

Западно-Сибирский экономический район

Прочие реки и озера

Восточно-Сибирский экономический район

Озеро Байкал и его бассейн

Прочие реки и озера

Дальневосточный экономический район

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

1.2. Забор воды из подземных водных объектов

Северный экономический район

Прочие реки и озера

Северо-Западный экономический район

Прочие реки и озера

Центральный экономический район

Прочие реки и озера

Волго-Вятский экономический район

Прочие реки и озера

Центрально-Черноземный экономический район

Прочие реки и озера

Поволжский экономический район

Прочие реки и озера

Северо-Кавказский экономический район

Прочие реки и озера

Уральский экономический район

Прочие реки и озера

Западно-Сибирский экономический район

Прочие реки и озера

Восточно-Сибирский экономический район

Озеро Байкал и его бассейн

Прочие реки и озера

Дальневосточный экономический район

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

1.3. Забор воды из территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод

Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации)

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКВАТОРИИ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ЛЕСОСПЛАВА В ПЛОТАХ И КОШЕЛЯХ

2.1. Использование акватории поверхностных водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях

Северный экономический район

Северо-Западный экономический район

Центральный экономический район

Волго-Вятский экономический район

Центрально-Черноземный экономический район

Поволжский экономический район

Северо-Кавказский экономический район

Уральский экономический район

Западно-Сибирский экономический район

Восточно-Сибирский экономический район

Дальневосточный экономический район

2.2. Использование акватории водных объектов территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод

Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации)

3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ БЕЗ ЗАБОРА ВОДЫ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ГИДРОЭНЕРГЕТИКИ

Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер Ильмень

Прочие реки бассейна Балтийского моря

Прочие реки бассейна Белого моря

Реки бассейна Баренцева моря

Бассейн озера Байкал и реки Ангара

Реки бассейна Восточно-Сибирского моря

Реки бассейнов Чукотского и Берингова морей

Прочие реки и озера

4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ЛЕСОСПЛАВА В ПЛОТАХ И КОШЕЛЯХ

Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень

Прочие реки бассейна Балтийского моря

Прочие реки бассейна Белого моря

Прочие реки и озера, по которым осуществляется лесосплав в плотах и кошелях

5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЬ


>
N 5. Коды целей забора воды
Содержание
Приказ Федеральной налоговой службы от 9 ноября 2015 г. N ММВ-7-3/497@ "Об утверждении формы налоговой декларации по.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Информация об изменениях:

Приказом Минфина РФ от 12 февраля 2007 г. N 15н в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу, начиная с представления налоговой декларации по водному налогу за I квартал 2007 г.

Приложение N 3
к Порядку заполнения налоговой
декларации по водному налогу,
утвержденному приказом Минфина РФ
от 3 марта 2005 г. N 29н

Коды водопользования
(с изменениями от 12 февраля 2007 г.)

1. Забор воды из водных объектов

1.1. Забор воды из поверхностных водных объектов

Северный экономический район

Прочие реки и озера

Северо-Западный экономический район

Прочие реки и озера

Центральный экономический район

Прочие реки и озера

Волго-Вятский экономический район

Прочие реки и озера

Центрально-Черноземный экономический район

Прочие реки и озера

Поволжский экономический район

Прочие реки и озера

Северо-Кавказский экономический район

Прочие реки и озера

Уральский экономический район

Прочие реки и озера

Западно-Сибирский экономический район

Прочие реки и озера

Восточно-Сибирский экономический район

Озеро Байкал и его бассейн

Прочие реки и озера

Дальневосточный экономический район

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

1.2. Забор воды из подземных водных объектов

Северный экономический район

Прочие реки и озера

Северо-Западный экономический район

Прочие реки и озера

Центральный экономический район

Прочие реки и озера

Волго-Вятский экономический район

Прочие реки и озера

Центрально-Черноземный экономический район

Прочие реки и озера

Поволжский экономический район

Прочие реки и озера

Северо-Кавказский экономический район

Прочие реки и озера

Уральский экономический район

Прочие реки и озера

Западно-Сибирский экономический район

Прочие реки и озера

Восточно-Сибирский экономический район

Озеро Байкал и его бассейн

Прочие реки и озера

Дальневосточный экономический район

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

1.3. Забор воды из территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод

Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации)

2. Использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях

2.1. Использование акватории поверхностных водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях

Северный экономический район

Северо-Западный экономический район

Центральный экономический район

Волго-Вятский экономический район

Центрально-Черноземный экономический район

Поволжский экономический район

Северо-Кавказский экономический район

Уральский экономический район

Западно-Сибирский экономический район

Восточно-Сибирский экономический район

Дальневосточный экономический район

2.2. Использование акватории водных объектов территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод

Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации)

3. Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики

Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень

Прочие реки бассейна Балтийского моря

Прочие реки бассейна Белого моря

Реки бассейна Баренцева моря

Бассейн озера Байкал и реки Ангара

Реки бассейна Восточно-Сибирского моря

Реки бассейнов Чукотского и Берингова морей

Прочие реки и озера

4. Использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях

Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень

Прочие реки бассейна Балтийского моря

Прочие реки бассейна Белого моря

Прочие реки и озера, по которым осуществляется лесосплав в плотах и кошелях


>
N 4. Коды целей забора воды
Содержание
Приказ Минфина РФ от 3 марта 2005 г. N 29н "Об утверждении формы налоговой декларации по водному налогу и порядка ее.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Письмо Федеральной налоговой службы №СД-4-3/16671@ от 07.09.2016

ФНС России разработала контрольные соотношения показателей налоговой декларации по водному налогу, форма которой утверждена приказом ФНС России от 09.11.2015 № ММВ-7-3/497@ и применяется с отчетности за I квартал 2016 года.

Налогоплательщиками водного налога являются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию, а именно (п. 1 ст. 333.8, п. 1 ст. 333.9 НК РФ):

забор воды из водных объектов;

использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

При заполнении декларации налогоплательщикам необходимо следить за соблюдением внутридокументных контрольных соотношений – то есть за взаимосвязью между показателями строк декларации. Эти соотношения приведены в таблице.

Таблица. Контрольные соотношения для декларации по водному налогу.

Контрольное соотношение

Раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет»

КБК, указанный в строках 010 раздела 1, должен быть также указан (и совпадать) с КБК в строках:

- 010 подраздела 2.1 раздела 2;

- 010 подраздела 2.2 раздела 2

Проверяемые нормы: налоговая декларация представляется … по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме. Порядок заполнения форм налоговых деклараций, порядок представления налоговых деклараций в электронной форме утверждаются ФНС России по согласованию с Минфином России (ст. 80 НК РФ).

Ошибка: Для КБК, по которому уплачивается водный налог, указанному в разделе 1 декларации, не заполнен раздел 2 этой декларации.

Последствия:

- налоговая инспекция направит письменное уведомление организации о выявленных ошибках, противоречиях и несоответствиях с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок

ОКТМО, указанный в строке 020 раздела 1 должен быть также указан (и совпадать) с ОКТМО:

- в строке 020 подраздела 2.1 раздела 2;

- в строке 020 подраздела 2.2 раздела 2

Проверяемые нормы: те же.

Ошибка: Для ОКТМО, по которому уплачивается водный налог, указанному в разделе 1 декларации, не заполнен раздел 2 этой декларации.

Последствия: те же

Подраздел 2.1 раздела 2 «Расчет налоговой базы и суммы водного налога при заборе воды из водного объекта»

В строке 050 необходимо верно указать код вида водопользования

Проверяемые нормы: те же.

Ошибка: неверно указан код вида водопользования.

Последствия: те же

Показатель строки 060 должен быть равен или больше каждого из показателей в строках 070 и 100

Проверяемые нормы: те же.

Ошибка: неверно указан объем забранной воды.

Последствия: те же

Показатель строки 060 должен быть равен сумме показателей в строках 070 и 100

при наличии показателей в обеих строках 070 и 100

Проверяемые нормы: те же

Ошибка: неверно указан объем забранной воды.

Последствия: те же

Показатель строки 080 должен быть указан как «1» - «3»

Проверяемые нормы: те же.

Ошибка: неверно указан код цели забора воды.

Последствия: те же

Показатель строки 100 должен быть равен сумме показателей строк 101 и 102

Проверяемые нормы: те же.

Ошибка: неверно указан объем воды, забранной из водного объекта, признаваемого объектом налогообложения.

Последствия: те же

Показатель строки 140 должен быть указан как «-» (прочерк) или «1,1»

Проверяемые нормы: налогоплательщики, не имеющие технических средств для измерения забранной воды, применяют ставку водного налога с дополнительным коэффициентом 1,1 (п. 4 ст. 333.12 НК РФ).

Ошибка: неверно указан дополнительный коэффициент.

Последствия:

- налоговая инспекция направит письменное уведомление организации о выявленных ошибках, противоречиях и несоответствиях с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок;

- при выявлении факта нарушения законодательства о налогах и сборах, будет составлен акт проверки

Показатель строки 150 должен быть указан как «-» (прочерк) или «10»

Проверяемые нормы: ставка водного налога при добыче подземных вод (за исключением промышленных, минеральных, а также термальных вод) в целях их реализации после обработки, подготовки, переработки и (или) упаковки в тару применяется с дополнительным коэффициентом 10 (п. 5 ст. 333.12 НК РФ).

Ошибка: неверно указан дополнительный коэффициент.

Последствия: те же

Показатель строки 160 должен быть равен сумме

- произведения показателя строки 101 и округленного значения произведения показателей строк 110, 130, 140, 150

- произведения показателя строки 102 и округленного значения произведения показателей строк 120, 130, 140, 150

Проверяемые нормы: сумма водного налога исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки, умноженной на коэффициент (коэффициенты), установленный (установленные) статьей 333.12 Налогового кодекса РФ. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога в отношении всех видов водопользования (ст. 333.13 НК РФ).

Ошибка: неверно рассчитана сумма водного налога.

Последствия: те же

Подраздел 2.2 раздела 2 «Расчет налоговой базы и сумма водного налога при использовании водного объекта, за исключением забора воды»

В строке 060 необходимо верно указать код вида водопользования:

- или "21010" - "21120";

- или "22010" - "22140";

- или "30100" - "32100";

- или "50091" - "50092"

Проверяемые нормы: налоговая декларация представляется … по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме. Порядок заполнения форм налоговых деклараций, порядок представления налоговых деклараций в электронной форме утверждаются ФНС России по согласованию с Минфином России (ст. 80 НК РФ).

Ошибка: неверно указан код вида водопользования.

Последствия:

- налоговая инспекция направит письменное уведомление организации о выявленных ошибках, противоречиях и несоответствиях с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок

Показатели строк 080 - 100 должны быть указаны как «-» (прочерк),

если в строке 060 указан вид водопользования "21010" - "22140" или "50091" - "50092"

Проверяемые нормы: те же.

Ошибка: неверно указан код вида водопользования.

Последствия: те же

Показатели строк 070, 090, 100 должны быть указаны как «-» (прочерк),

если в строке 060 указан вид водопользования "30100" - "32100" или "50091" - "50092"

Проверяемые нормы: те же.

Ошибка: неверно указан код вида водопользования.

Последствия: те же

Показатели строк 070, 080 должны быть указаны как «-» (прочерк),

если в строке 060 указан вид водопользования "40100" - "41200" или "50091" - "50092"

Проверяемые нормы: те же.

Ошибка: неверно указан код вида водопользования.

Последствия: те же

Показатель строки 070 должен быть больше или равен нулю,

если в строке 060 указан вид водопользования "21010" - "22140" или "50091" - "50092"

Проверяемые нормы: те же.

Ошибка: неверно указан код вида водопользования.

Последствия: те же

Показатель строки 080 должен быть больше или равен нулю,

если в строке 060 указан вид водопользования "30100" - "32100" или "50091" - "50092"

Проверяемые нормы: те же.

Ошибка: неверно указан код вида водопользования.

Последствия: те же

Показатель строки 090 должен быть больше или равен нулю,

если в строке 060 указан вид водопользования "40100" - "41200" или "50091" - "50092"

Проверяемые нормы: те же.

Ошибка: неверно указан код вида водопользования.

Последствия: те же

Показатель строки 100 должен быть больше или равен нулю,

если в строке 060 указан вид водопользования "40100" - "41200" или "50091" - "50092"

Проверяемые нормы: те же.

Ошибка: неверно указан код вида водопользования.

Последствия: те же

Показатель строки 130 должен быть равен деленному на 4 произведению

- показателя строки 070

- округленного значения произведения показателей строк 110 и 120,

если в строке 060 указан вид водопользования "21010" - "22140" или "50091" - "50092"

Проверяемые нормы: сумма водного налога исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки, умноженной на коэффициент (коэффициенты), установленный (установленные) статьей 333.12 Налогового кодекса РФ. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога в отношении всех видов водопользования (ст. 333.13 НК РФ).

Ошибка: неверно рассчитана сумма водного налога.

Последствия:

- налоговая инспекция направит письменное уведомление организации о выявленных ошибках, противоречиях и несоответствиях с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок;

- при выявлении факта нарушения законодательства о налогах и сборах, составляется акт проверки

Показатель строки 130 должен быть равен произведению

- показателя строки 080

- округленного значения произведения показателей строк 110 и 120,

если в строке 060 указан вид водопользования "30100" - "32100" или "50091" - "50092"

Проверяемые нормы: те же.

Ошибка: неверно рассчитана сумма водного налога.

Последствия: те же

Показатель строки 130 должен быть равен деленному на 100 произведению

- показателей строк 090, 100

- округленного значения произведения показателей строк 110 и 120,

если в строке 060 указан вид водопользования "40100" - "42100" или "50091" - "50092"

Проверяемые нормы: те же.

Ошибка: неверно рассчитана сумма налога.

Последствия: те же

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Декларация по водному налогу — это ежеквартальная форма для налогоплательщиков, которые в течение отчетного периода пользовались природными ресурсами по лицензии.

Кто обязан сдавать декларацию

Перечень плательщиков определен в Налоговом кодексе. Размер и правила регулируются региональными властями. Вот кто платит взнос в бюджет и кто сдает декларацию по водному налогу в 2021 году:

  • юридические лица и физические лица в статусе индивидуальных предпринимателей, имеющие лицензии по водопользованию и активно эксплуатирующие водные ресурсы;
  • юридические лица и физические лица — ИП, которые пользуются подземными водами (недрами) по соответствующему лицензированию.

Организации и предприниматели, заключившие водопользовательский договор, не отчитываются в контролирующие инстанции и не платят.

В какие сроки сдавать

Даты предоставления отчетности едины для всех. Декларация подается по факту — после завершения отчетного периода. Установленные сроки предоставления декларации по водному налога смотрите в таблице на 2021 год.

Отчетный период Последний срок сдачи Код в декларации
IV квартал 2020 20.01.2021 24
I квартал 2021 20.04.2021 21
II квартал 2021 20.07.2021 22
III квартал 2021 20.10.2021 23
IV квартал 2021 20.01.2022 24

Когда предельная отчетная дата выпадает на выходной день, срок сдачи переносится на следующий рабочий день.

Какой бланк использовать

Декларация подается по форме КНД 1151072, бланк закреплен в приказе ФНС России № ММВ-7-3/497@ от 09.11.2015.

Как считать налог

Все взносы считаются так: налоговая база умножается на ставку. В некоторых случаях добавляется корректирующий (повышающий) коэффициент.

Объект налогообложения — это водопользование. Природная вода используется различными способами:

  • забор из конкретных объектов;
  • выработка акватории;
  • потребление ресурсов для гидроэнергетических процессов;
  • эксплуатация воды для сплава древесины.

Исчисление зависит от объема потребляемой воды, то есть налоговой базой выступает количество использованной воды по лицензии. В порядке формирования отчетных сведений указано, суточный или годовой лимит указывать при заполнении декларации по водному налогу, — лимит водопользования, который установлен в лицензии для конкретного водного объекта и цели пользования (п. 5.1.9 раздела V порядка заполнения из приказа № ММВ-7-3/497@).

Измерение ведется в тысячах кубометров. Каждому потребителю ресурсов надлежит установить водоизмерительные приборы. Если измерительное оборудование не установлено, исчисление ведется по потребительским нормативам, действующим в регионе. В таком случае рассчитанное значение индексируется: к сумме взноса применяется коэффициент 1,1. Налоговая база исчисляется отдельно для каждого эксплуатируемого объекта и для каждой ставки.

Для этого налога нет единой ставки, индексы различаются по географическому признаку. Все значения ставок закреплены в ст. 333.12 НК РФ.

Значения ставок водного налога



Ставки водного налога для акваторий

Для целей гидроэнергетики:

Водный налог

Для сплава древесины:

Ставки водного налога для сплава древесины

Формула расчета водного налога такова:

Повышающие коэффициенты ежегодно растут.

Год Коэффициент
2020 2,31
2021 2,66
2022 3,06
2023 3,52
2024 4,05
2025 4,65

Ежегодно растут и тарифы для водоснабжения населения. К расчетам с гражданами по договорам водоснабжения повышающий коэффициент не применяется.

Год Тариф, рублей за 1000 кубометров
2020 162
2021 186
2022 214
2023 246
2024 283
2025 326

Разберем пример расчета водного налога в 2021 году для организаций:

Бюджетное учреждение СДЮСШОР «АЛЛЮР» забирает воду из артезианской скважины на собственные цели — для некоммерческого использования (код цели — 3). «АЛЛЮР» находится в Северном экономическом районе и пользуется водными ресурсами из реки Невы. Налоговая ставка — 264 за 1000 использованных кубометров (п. 1 ч. 1 ст. 333.12 НК РФ).

Лимит использования скважины по лицензии — 30 000 кубометров. «АЛЛЮР» использовала 35 000 кубометров за I квартал 2021 года, лимит превышен на 5000 кубометров. За превышение лимита ставка умножается на 5 и составляет 1320. Коэффициент в 2021 году — 2,66.

Налог составит:

  • взнос в пределах лимита: 30 × 264 × 2,66 = 21 067,20 рублей;
  • взнос сверх лимита: 5 × 1320 × 2,66 = 17 556,00 рублей.

Суммарный водный налог к перечислению в бюджет: 21 067,20 + 17 556,00 = 38 623,20 рублей. Округляем до целого значения (все, что меньше 50 копеек, — обнуляется, 50 копеек и больше — приравнивается к целому рублю) и получаем 38 623 рубля. Такой взнос должна заплатить СДЮСШОР «АЛЛЮР» за I квартал 2021 года.

Как правильно заполнить декларацию

Для всех налоговых отчетов действуют единые правила заполнения:

  1. Оформлять в строгом порядке — не выходить за края ячеек, заполнять темными чернилами шариковой или перьевой ручкой (для бумажных бланков).
  2. Не исправлять корректором ошибки.
  3. Не скреплять скобками, степлером или иным способом, который портит целостность бумаги.
  4. Не печатать бланк с двух сторон.
  5. Нумеровать страницы по порядку, начиная с 001.
  6. Присваивать первичной декларации номер «0- -». Корректировкам присваиваются номера по порядку — «1- -», «2- -».
  7. Указывать фактические данные за отчетный период. Сведения подаются отдельно за каждый квартал.

Теперь рассмотрим, как заполняется каждый раздел.

Указываются все сведения о подотчетном лице — организации или индивидуальном предпринимателе.

Вносятся ИНН и КПП, название или Ф.И.О. налогоплательщика, основной вид экономической деятельности (код ОКВЭД), контакты и ответственное лицо.

Прописываются реквизиты отчета: период и год, контролирующая инспекция, номер корректировки и кодировка по месту учета.

Как и куда сдавать

Отчетность контролирует Федеральная налоговая служба. Инспекция, куда сдавать декларацию по водному налогу, определяется по месту регистрации подотчетного лица (код на титульном листе декларации — 214) или по месту учета крупнейших налогоплательщиков (код 215). Если используемые объекты расположены в пределах одного региона, но адресно прикреплены к разным районам, сводный отчет подают в любую ИФНС по договоренности со всеми инстанциями. А вот платить налог придется в несколько инспекций — отдельно по каждому ОКТМО. В декларации такие платежи разделяются по месту нахождения объектов.

Форма сдачи зависит от численности персонала. Если количество работников меньше 100 человек, плательщики выбирают формат сдачи самостоятельно: бумажный или электронный. Для предприятий с большой численностью сотрудников (свыше 100 человек) вариант подачи декларации един — только в электронном виде через телекоммуникационные каналы связи.

Когда сдают нулевую декларацию

Если у организации открыта лицензия на пользование водным объектом, но он не эксплуатируется, отчитаться в ИФНС все равно придется. В таких случаях в инспекцию предоставляется нулевая декларация по водному налогу за отчетный квартал. Подавать отчеты надлежит на протяжении всего периода действия лицензии.

Как накажут за нарушения

Несвоевременная подача сведений или полное их непредоставление наказываются. Нарушителя ожидает штраф. Размер — 5% от суммы неуплаченного взноса в бюджет. Минимальная сумма взыскания — 1000 рублей.

Образец — правильное заполнение декларации по водному налогу в 2021 году:

Декларация по водному налогу


Пример заполнения подраздела 2.2 расчёт налоговой базы и суммы водного налога при использовании водного объекта

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Читайте также: