Код пожертвования в декларации по налогу на прибыль

Опубликовано: 13.05.2024

Приложение N 5
к Порядку заполнения налоговой
декларации по налогу, уплачиваемому
в связи с применением упрощенной
системы налогообложения,
утв. приказом Федеральной
налоговой службы
от 26 февраля 2016 г. N ММВ-7-3/99@

Коды имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования

Наименование полученных целевых средств

Код вида поступлений

Целевое финансирование в виде:

инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения

средств дольщиков и (или) инвесторов, аккумулированных на счетах организации-застройщика

средств, полученных из фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4137; 2015, N 17, ст. 2475) (далее - Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"), на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов

средств, поступивших на формирование фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике"

средств, получаемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц

средств собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих на счета осуществляющих управление многоквартирными домами товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, а также на счета специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов

Целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности:

взносы учредителей (участников, членов)

доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров

пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации

отчисления на формирование в установленном статьей 324 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативам или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами

целевые поступления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике"

имущество, имущественные права, переходящие некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования

средства, предоставленные на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций из:

бюджетов субъектов Российской Федерации;

бюджетов государственных внебюджетных фондов

средства и иное имущество, имущественные права, полученные на осуществление благотворительной деятельности

поступления от собственников созданным ими учреждениям

средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на проведение профсоюзными организациями социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью

средства, полученные структурными организациями Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (ДОСААФ России):

от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны;

другого органа исполнительной власти (кроме указанного по коду 270) по генеральному договору

целевые отчисления от организаций, входящих в структуру ДОСААФ России, используемые в соответствии с учредительными документами на подготовку в соответствии с законодательством Российской Федерации граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотическое воспитание молодежи, развитие авиационных, технических, и военноприкладных видов спорта

средства, полученные некоммерческими организациями безвозмездно на обеспечение ведения уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, от созданных ими в соответствии с законодательством Российской Федерации структурных подразделений (отделений), являющихся налогоплательщиками (далее - структурные подразделения (отделения), перечисленные структурными подразделениями (отделениями) за счет целевых поступлений, поступивших им на содержание и ведение уставной деятельности

средства, полученные структурными подразделениями (отделениями) от создавших их в соответствии с законодательством Российской Федерации некоммерческих организаций, перечисленные некоммерческими организациями за счет целевых поступлений, полученных ими на содержание и ведение уставной деятельности

имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности

денежные средства, недвижимое имущество, ценные бумаги, полученные некоммерческими организациями на формирование или пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 38; 2013, N 30, ст. 4084) (далее - Федеральный закон "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций")

денежные средства, полученные некоммерческими организациями - собственниками целевого капитала от управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал, в соответствии с Федеральным законом "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций"

денежные средства, полученные некоммерческими организациями от специализированных организаций управления целевым капиталом в соответствии с Федеральным законом "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций"

имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности

Средства и иное имущество, полученные в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом от 4 мая 1999 г. N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2221; 2008, N 30, ст. 3616)

Основные средства и нематериальные активы, безвозмездно полученные в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации атомными станциями для повышения их безопасности, используемые для производственных целей

Имущество, полученное государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти

Имущество, безвозмездно полученное государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности

Основные средства, полученные организациями, входящими в структуру ДОСААФ России (при передаче их между двумя и более организациями, входящими в структуру ДОСААФ России), использованные на подготовку граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотическое воспитание молодежи, развитие авиационных, технических и военноприкладных видов спорта в соответствии с законодательством Российской Федерации

Средства и иное имущество, полученные унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа

Имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, полученные религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения

Иные полученные целевые средства, не учитываемые при определении налоговой базы в соответствии со статьей 251 Кодекса

Кузнецова И. Ю.

Расскажем, как вести раздельный учет, когда, по какой форме учитывать пожертвования и вести отчетность

Разберем вопросы об учете пожертвований, которые задавали слушатели Контур.Школы в сервисе «Вопрос эксперту».

Учреждения могут иметь такой источник дохода, как пожертвования. Чтобы принимать пожертвования, не нужно чье-либо разрешение или согласие (п. 2 ст. 582 ГК РФ).

Пожертвование — это дарение имущества или денежных средств в общеполезных целях. Физические и юридические лица могут сделать пожертвования медицинским, образовательным организациям, организациям социального обслуживания, научным организациям и фондам, музеям и учреждениям культуры, другим некоммерческим организациям.

Как вести раздельный учет, расходовать пожертвования и вести отчетность

Вопрос: бюджетное учреждение в следующем году получит денежное пожертвование от физического лица, гражданина другой страны на проведение литературной премии. Что значит вести раздельный учет средств? Как расходовать эти средства? Должны ли быть какие-то отчеты по расходованию этих средств перед учредителем или налоговой?

Ответ: юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества (п. 3 ст. 582 ГК РФ).

Если в договоре пожертвования определены цели и порядок расходования денег, используйте пожертвование так, как указано в договоре с жертвователем.

Порядок расходования пожертвований в целом можно утвердить во внутренних документах учреждения. Рекомендуем прописать в локальном акте документы, которыми учреждение подтвердит целевое направление денежных средств. Отчитываться о целевом направлении средств следует перед тем, кто пожертвовал деньги на определенные цели (проведение литературной премии), а не перед учредителем.

По окончании налогового периода необходимо представить в налоговую отчет о целевом использовании полученного благотворительного пожертвования в составе налоговой декларации по налогу на прибыль (п. 14 ч. 2 ст. 250 НК РФ).

Пожертвование не учитывайте в составе доходов для налога на прибыль, если одновременно соблюдены три условия (п. 2 ст. 251 НК РФ):

  1. Деньги соответствуют определению пожертвования по гражданскому законодательству, договор заключили по правилам.
  2. Пожертвование имеет целевой характер.
  3. Учреждение ведет раздельный учет доходов и расходов по целевым поступлениям.

Учреждения, которые получили целевые средства, обязаны вести раздельный учет таких доходов и произведенных за их счет расходов (абз. 1 подп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ).

  • Как организовать раздельный учет, в законодательстве не сказано. Поэтому учреждение решает самостоятельно, какие регистры использовать . Можно использовать данные аналитического учета: специальные ведомости, таблицы, справки и т.д.

Выбранный порядок ведения раздельного учета закрепите в учетной политике учреждения для целей налогообложения.

Как учесть пожертвования автономному учреждению

Вопрос: на лицевой счет автономного учреждения поступили пожертвованные денежные средства. Подскажите, как отразить их в учете?

Ответ. Безвозмездные денежные поступления от физических и юридических лиц (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора) могут быть текущего и капитального характера — это подстатьи КОСГУ 155 и 165.

В Письме от 21.03.2019 № 02-05-10/18947В Минфин России разъяснил, что добровольные пожертвования от физических или юридических лиц в соответствии с пунктом 9.5.5 Порядка № 209н отражаются по подстатье 155 «Поступления текущего характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)».

Для учета пожертвований применяйте КФО 2.

На основании пп. 39, 40 СГС «Доходы» безвозмездные поступления денежных средств признаются в бухгалтерском учете:

  1. Полученные без условий — в качестве доходов текущего отчетного периода.
  2. Полученные на условиях — в составе доходов будущих периодов от безвозмездных поступлений.

Бухгалтерские записи при отражении операций

  • без условий:
ПроводкаЧто означает
Дт 2 205 5Х 56Х Кт 2 401 10 15Хв сумме пожертвования на текущие цели на дату заключения договора
Дт 2 205 6Х 56Х Кт 2 401 10 16Хв сумме пожертвования на капитальные цели на дату заключения договора
Дт 2 201 11 510 Кт 2 205 ХХ 66Хпожертвования поступили на счет учреждения
Дт 2 201 34 510 Кт 2 205 ХХ 66Хпожертвования поступили в кассу учреждения
  • с условиями:
ПроводкаЧто означает
Дт 205 5Х 56Х Кт 2 401 40 15Хв сумме пожертвования на текущие цели на дату заключения договора
Дт 2 205 6Х 56Х Кт 2 401 40 16Хв сумме пожертвования на капитальные цели на дату заключения договора
Дт 2 201 11 510 Кт 2 205 ХХ 66Хпожертвования поступили на счет учреждения
Дт 2 201 34 510 Кт 2 205 ХХ 66Хпожертвования поступили в кассу учреждения
Дт 2 401 40 1ХХ Кт 2 401 10 1ХХпо мере реализации условий на доходы текущего периода

Когда и по какой форме учитывать целевые взносы

Вопрос: музыкальная школа получает на счет учреждения целевые взносы — добровольные пожертвования, которые платят родители каждый месяц. С каждым родителем заключен договор пожертвования, в нем указаны цели, на которые эти деньги пойдут. Поступившие средства относим на счет Дебет 2.205.55 155 Кредит 2.401.40.155. А когда относить эти суммы на счет 401.10? Какой документ должен быть? Отчет? Есть какая-то форма?

Ответ: основание признания текущих доходов — это когда достигли цели, на которые произведены пожертвования.

Если вы можете документально подтвердить, что те цели, которые объявлены в договоре с родителем, действительно достигнуты, то этот документ и есть основание для бухгалтерской справки по отражению текущих доходов.

Никакой унифицированной формы в этом случае нет. Вам нужно определить этот документ своей учетной политикой.

Обратите внимание: если образовательное учреждение установит фиксированные суммы для пожертвований — это будет нарушение Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (Письмо Минобрнауки РФ от 09.09.2015 № ВК-2227/08).

Как оформить финансирование премии и какой вид финансового обеспечения выбрать

Вопрос: у нас ГБУК СО. Физическое лицо, гражданин другой страны выразил желание профинансировать премию нашего литературного журнала с условием, что она будет названа в честь определенного поэта, в память о нем. Как оформить эту премию: как пожертвование, спонсирование или еще что-то? Какой КОСГУ выбрать? Какой вид финансового обеспечения это будет?

Ответ: согласно Порядку № 209н безвозмездные поступления текущего характера относят на подстатью 155 «Поступления текущего характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)» КОСГУ, в том числе гранты, пожертвования, в том числе денежные пожертвования и безвозмездные поступления от физических и (или) юридических лиц.

Специалисты Минфина разъясняли, что подстатья 158 «Поступления текущего характера от нерезидентов (за исключением наднациональных организаций и правительств иностранных государств, международных финансовых организаций)» КОСГУ применяется только для юридических лиц.

Рекомендуем оформить договор пожертвования, доходы будут относиться к доходам приносящей доход деятельности (КФО 2).

Государственное учреждение социального обслуживания населения является бюджетным учреждением и полностью финансируется из областного бюджета. Предпринимательской деятельностью не занимается.

С разрешения Минфина открыт внебюджетный счет, на который поступают благотворительные пожертвования от физических и юридических лиц (за 2007 год 25 000 рублей), оплата питания сотрудников в столовой центра (36 000 рублей) и целевые средства на питание в летнюю оздоровительную кампанию из ФСС РФ (224 000 рублей).

Сотрудники вносят предоплату за обеды, есть положение о питании сотрудников в центре, питание закреплено в трудовом договоре, так как учреждение имеет закрытый характер, и у сотрудников нет возможности оставить детей без присмотра в обеденный перерыв. Стоимость обеда не включает никаких наценок – компенсируется только стоимость закупленных продуктов питания.

Имеет ли учреждение право на предоставление льготы по налогообложению по НДС и налогу на прибыль по указанным источникам дохода, и как правильно заполнить декларации:

а) по налогу на прибыль: нужно ли заполнять раздел 00212 листа 7 «Отчет о целевом использовании имущества, средств, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений…» по коду 140 на общую сумму 285 000 рублей?

б) по НДС: нужно ли заполнять раздел 9 «Операции, не подлежащие налогообложению» по коду 1010232 «Реализация продуктов питания…» на сумму 36 000 рублей (питание сотрудников центра); по коду 1010288 «Передача товаров, работ, услуг в рамках благотворительной деятельности…» на сумму 25 000 рублей (полученная нами благотворительная помощь); по коду 1010295 «Услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций …» на сумму 224 000 рублей (полученные из ФСС РФ средства на оплату стоимости питания детей в летнем оздоровительном лагере)?

Согласно ст. 321.1 НК РФ налогоплательщики — бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

При этом иными источниками — доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета НДС, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

В составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.

В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров).

К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций (к которым относятся бюджетные учреждения) и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности:

– пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ;

– суммы финансирования из бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;

– средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.

Исходя из этой нормы в Вашей ситуации не будут учитываться при определении налоговой базы:

– целевые средства, полученные из ФСС РФ.

Ст. 251 НК РФ конкретизировано, что не учитываются в целях налогообложения прибыли пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством.

Ст. 582 Гражданского кодекса РФ признает пожертвованием дарение вещи или права в общеполезных целях.

Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ.

На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия.

Пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению.

Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

Поскольку в ст. 251 НК РФ использовано понятие «пожертвование», и ничто иное, то во избежание недоразумений с налоговыми органами юридические и физические лица, осуществляющие перечисление денежных средств на счет Вашего учреждения, в назначении платежа должны указывать именно «пожертвование», а не «благотворительный взнос», не различная «помощь» и т.п.

Согласно Порядку заполнения Листа 07 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденному приказом Минфина РФ от 07.02.2006 г. № 24н, «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» составляют налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, целевые поступления и другие средства, указанные в пунктах 1 и 2 ст. 251 НК РФ.

При этом в Отчет не включаются средства, выделенные бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.

Исходя из видов полученных организацией средств целевого назначения, организация выбирает соответствующие им наименования и коды из приведенной в Приложении № 2 к Порядку таблицы и переносит, соответственно, в графы 2 и 3 отчета.

Полученные Вашим учреждением средства являются целевыми и имеют коды: 140 – пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом РФ, 170 – суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.

Таким образом, Вы должны заполнять Лист 07 декларации с указанием кодов вида поступлений 140 (на сумму 25 000 руб.) и 170 (на сумму 224 000 руб.).

Суммы возмещения сотрудниками учреждения стоимости продуктов питания не являются целевыми поступлениями, не поименованы в закрытом перечне доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поэтому они включаются в налоговую базу в составе доходов от реализации.

В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (ст. 39 НК РФ).

Поскольку Ваше учреждение в отношениях с юридическими и физическими лицами — пожертвователями и ФСС РФ является не передающей, а получающей стороной, объекта налогообложения НДС у учреждения не возникает, следовательно, не нужно заполнять раздел 9 декларации по НДС.

Иная ситуация с питанием сотрудников учреждения.

В этом случае учреждение осуществляет реализацию блюд сотрудникам.

Согласно п.п. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям (код операции, не подлежащей налогообложению, 1010232).

Тип Вашего учреждения не поименован в п.п. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Поэтому указанная льгота на Ваше учреждение не распространяется.

Следовательно, реализация питания сотрудникам учреждения подлежит налогообложению НДС на общих основаниях.

Государственное учреждение социального обслуживания населения является бюджетным учреждением и полностью финансируется из областного бюджета. Предпринимательской деятельностью не занимается.

С разрешения Минфина открыт внебюджетный счет, на который поступают благотворительные пожертвования от физических и юридических лиц (за 2007 год 25 000 рублей), оплата питания сотрудников в столовой центра (36 000 рублей) и целевые средства на питание в летнюю оздоровительную кампанию из ФСС РФ (224 000 рублей).

Сотрудники вносят предоплату за обеды, есть положение о питании сотрудников в центре, питание закреплено в трудовом договоре, так как учреждение имеет закрытый характер, и у сотрудников нет возможности оставить детей без присмотра в обеденный перерыв. Стоимость обеда не включает никаких наценок – компенсируется только стоимость закупленных продуктов питания.

Имеет ли учреждение право на предоставление льготы по налогообложению по НДС и налогу на прибыль по указанным источникам дохода, и как правильно заполнить декларации:

а) по налогу на прибыль: нужно ли заполнять раздел 00212 листа 7 «Отчет о целевом использовании имущества, средств, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений…» по коду 140 на общую сумму 285 000 рублей?

б) по НДС: нужно ли заполнять раздел 9 «Операции, не подлежащие налогообложению» по коду 1010232 «Реализация продуктов питания…» на сумму 36 000 рублей (питание сотрудников центра); по коду 1010288 «Передача товаров, работ, услуг в рамках благотворительной деятельности…» на сумму 25 000 рублей (полученная нами благотворительная помощь); по коду 1010295 «Услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций …» на сумму 224 000 рублей (полученные из ФСС РФ средства на оплату стоимости питания детей в летнем оздоровительном лагере)?

Согласно ст. 321.1 НК РФ налогоплательщики — бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

При этом иными источниками — доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета НДС, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

В составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.

В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров).

К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций (к которым относятся бюджетные учреждения) и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности:

– пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ;

– суммы финансирования из бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;

– средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.

Исходя из этой нормы в Вашей ситуации не будут учитываться при определении налоговой базы:

– целевые средства, полученные из ФСС РФ.

Ст. 251 НК РФ конкретизировано, что не учитываются в целях налогообложения прибыли пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством.

Ст. 582 Гражданского кодекса РФ признает пожертвованием дарение вещи или права в общеполезных целях.

Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ.

На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия.

Пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению.

Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

Поскольку в ст. 251 НК РФ использовано понятие «пожертвование», и ничто иное, то во избежание недоразумений с налоговыми органами юридические и физические лица, осуществляющие перечисление денежных средств на счет Вашего учреждения, в назначении платежа должны указывать именно «пожертвование», а не «благотворительный взнос», не различная «помощь» и т.п.

Согласно Порядку заполнения Листа 07 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденному приказом Минфина РФ от 07.02.2006 г. № 24н, «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» составляют налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, целевые поступления и другие средства, указанные в пунктах 1 и 2 ст. 251 НК РФ.

При этом в Отчет не включаются средства, выделенные бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.

Исходя из видов полученных организацией средств целевого назначения, организация выбирает соответствующие им наименования и коды из приведенной в Приложении № 2 к Порядку таблицы и переносит, соответственно, в графы 2 и 3 отчета.

Полученные Вашим учреждением средства являются целевыми и имеют коды: 140 – пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом РФ, 170 – суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.

Таким образом, Вы должны заполнять Лист 07 декларации с указанием кодов вида поступлений 140 (на сумму 25 000 руб.) и 170 (на сумму 224 000 руб.).

Суммы возмещения сотрудниками учреждения стоимости продуктов питания не являются целевыми поступлениями, не поименованы в закрытом перечне доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поэтому они включаются в налоговую базу в составе доходов от реализации.

В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (ст. 39 НК РФ).

Поскольку Ваше учреждение в отношениях с юридическими и физическими лицами — пожертвователями и ФСС РФ является не передающей, а получающей стороной, объекта налогообложения НДС у учреждения не возникает, следовательно, не нужно заполнять раздел 9 декларации по НДС.

Иная ситуация с питанием сотрудников учреждения.

В этом случае учреждение осуществляет реализацию блюд сотрудникам.

Согласно п.п. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям (код операции, не подлежащей налогообложению, 1010232).

Тип Вашего учреждения не поименован в п.п. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Поэтому указанная льгота на Ваше учреждение не распространяется.

Следовательно, реализация питания сотрудникам учреждения подлежит налогообложению НДС на общих основаниях.

По итогам 2020 года организации обязаны представить декларацию по налогу на прибыль по обновленной форме. На какие изменения нужно обратить внимание?

Действительно, Приказом ФНС России от 11.09.2020 N ЕД-7-3/655@ внесены изменения в форму налоговой декларации по налогу на прибыль, а также в порядок ее заполнения.

Изменения учитывают нововведения по налогу на прибыль, внесенные в налоговое законодательство федеральными законами, принятыми в 2019 — 2020 гг.

Что изменилось в форме декларации по налогу на прибыль:

заменены штрих-коды на листах декларации;

добавлены новые коды по реквизиту «Признак налогоплательщика (код)» ( коды с «15» по «19»), они предназначены для льготных категорий налогоплательщиков, применяющих пониженные налоговые ставки (в частности, для организаций сферы IT-технологий, резидентов Арктической зоны, разработчиков электронной компонентной базы и радиоэлектронной продукции и др.);

в Лист 2 декларации включены новые строки: для участников специальных инвестиционных проектов для отражения объема капитальных вложений в инвестиционный проект (строка 352 ) и совокупного объема расходов и недополученных доходов бюджетов бюджетной системы РФ (строка 353); для резидентов ТОСЭР, резидентов свободного порта Владивосток, резидентов Арктической зоны (строки 357, 358 и 359 служат для отражения первой прибыли от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности).

Приложение N 2 к декларации полностью заменено, ранее оно предназначалось для отражения организациями — налоговыми агентами по НДФЛ выплат физлицам дивидендов по операциям с ценными бумагами или производными финансовыми инструментами. С 01.01.2020 обязанность представлять эту информацию в составе декларации была отменена, т.к. налоговые агенты представляют данные сведения по форме 2-НДФЛ. Обновленное Приложение N 2 включается в состав Декларации налогоплательщиком, заключившим соглашение о защите и поощрении капиталовложений и включенным в реестр соглашений о защите и поощрении капиталовложений в соответствии с Федеральным законом от 01.01.2020 г. N 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в РФ».

При этом также утратило силу Приложение N 5 к Порядку заполнения декларации, в котором были приведены «Коды документов, удостоверяющих личность», они применялись при заполнении данных по НДФЛ в Приложении N 2. Для нового Приложения N 2 они не нужны.

в Приложение N 5 к Листу 02 «Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль организаций в бюджет субъекта РФ организацией, имеющей обособленные подразделения» добавлены коды по реквизиту «Признак налогоплательщика». Обновленный порядок заполнения Приложение N 5 к Листу 02 предусматривает, что налогоплательщик, имеющий в каком-либо субъекте РФ только одно обособленное подразделение, Приложение N 5 к Листу 02 по этому обособленному подразделению составляет с кодом «4» по реквизиту «Расчет составлен (код)», ранее применялся код «2» (см. п. 10.13 Порядка заполнения декларации).

в Приложение N 7 к Листу 02 «Расчет инвестиционного налогового вычета» в разделы «А» и «Г» включены новые строки 017 и 024 соответственно для отражения суммы иных расходов, предусмотренных п. 2 ст. 286.1 и п. 3 ст. 286.1 НК РФ.

в Лист 04 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов, исчисленного по ставкам, отличным от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 НК РФ» добавлен новый код вида доходов «9» предназначенный для доходов, полученных акционером при распределении имущества ликвидируемой организации. Код «9» проставляется в Листе 4, если источником дохода является российская организация. Если источником дохода налогоплательщика является иностранная организация, применяются коды «4» или «5» (см. п.15.1.4 Порядка заполнения декларации, п. 2 ст. 275 НК РФ).

По Листу 08 «Доходы и расходы налогоплательщика, осуществившего самостоятельную (симметричную, обратную) корректировку, корректировки по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором РФ по вопросам налогообложения» дополнен перечень кодов по реквизиту «Вид корректировки» новым кодом «6». Он служит для отражения в Листе 08 корректировки по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором РФ по вопросам налогообложения (см. п. 19.1 Порядка заполнения декларации).

В Листе 09 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов в виде прибыли контролируемой иностранной компании» устранены технические ошибки в тексте Порядка заполнения Листа 9, изменения коснулись строк 170 (160) (см. пункты 20.4.21, 20.5.3, 20.5.17, 20.5.20,20.5.22, 20.5.23, 20.6.6).

В Приложении N 3 «Коды имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» появились новые коды вида поступлений: 118 — платежи от собственников садовых или огородных земельных участков, не являющимися членами товарищества (Закон N217-ФЗ от 29.07.2017), подкорректированы формулировки по коду 141 (отчисления на ремонт для ТСЖ ЖСК,ГСК и т.п. их членами) и по коду 327 (взносы в резервный фонд объединения туроператоров (Закон от 24.11.1996 г. N 132-Ф «Об основах туристской деятельности в РФ))

в Приложении N 4 «Коды доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, расходов, учитываемых для целей налогообложения отдельными категориями налогоплательщиков» добавлены новые коды вида доходов(расходов):

601 — стоимость эфирного времени (печатной площади), полученной безвозмездно по Закону РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 г. N 1-ФКЗ;

605 — субсидии для пострадавших от коронавируса сфер деятельности по Перечню Правительства РФ, поименованные в пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ;

931 — расходы налогоплательщиков, связанные с безвозмездным предоставлением эфирного времени и (или) печатной площади в соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 г. N 1-ФКЗ;

960 — расходы на медицинские изделия для диагностики (лечения) новой коронавирусной инфекции по перечню Правительства РФ (пп. 48.12 п.1 ст. 264 НК РФ);

961 — средства на предупреждение и предотвращения распространения, на диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции, безвозмездно переданные некоммерческим медицинским организациям, органам государственной власти и управления и (или) органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям (пп 19.5 ст. 265 НК РФ).

965-967 — расходы в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного некоммерческим организациям: код 965 — социально-ориентированным НКО (абзац 2 пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ); код 966 — централизованным религиозным организациям (абзац 3 пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ); код 967 — иным НКО, включенным в реестр и в наибольшей степени пострадавшим от новой коронавирусной инфекции (абзац 4 пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Читайте также: