Итоги деятельности фнс россии за 2019 год

Опубликовано: 16.05.2024

Каждый год ФНС подводит итоги за предыдущий год и отчитывается об успехах на фискальном поприще. Впечатляют размеры доначислений по результатам проверок. Чтобы оценить весь масштаб работы, проделанной ФНС в 2019 голу, обратимся к «языку цифр» — суровой статистике отчета налогового органа.

Общая картина пополнения бюджета

В прошлом году ФНС обеспечила 76% доходов бюджетной системы страны. Драйверами роста традиционно выступили НДС — поступления увеличены на 19%, или на 683 млрд. руб., и налог на прибыль — рост на 11%, или на 443 млрд. руб.

Налог на прибыль

Основной рост налоговых поступлений по налогу на прибыль организаций по основной ставке обеспечивает металлургическая отрасль (+63,0 млрд. руб.) и финансовый сектор (+30,0 млрд. руб.) в результате роста курса доллара и переоценки валютных обязательств, в том числе рыночных котировок ценных бумаг.

По налогу на прибыль при выполнении соглашений о разделе продукции нефти и газа поступления составили 179,4 млрд. руб., что в 1,9 раза больше 2018 года, в том числе за счет увеличения объемов добычи углеводородного сырья и роста стоимость нефти.

По налогу на прибыль с доходов, полученных в виде дивидендов поступления в 2019 году составили 346,0 млрд. руб., что на 27 % больше 2018 года, за счет роста доходности акций по эмитентам нефтегазового и финансового секторов экономики.

Таким образом, общий прирост поступлений налога на прибыль организаций на 443,1 млрд. руб. обусловлен:

  • на 389,7 млрд. руб. (88%) — экономическими факторами;
  • на 53,4 млрд. руб. (12%) — налоговым администрированием.

Рост поступлений на 683,2 млрд. руб. обеспечен за счет:

  • экономических факторов: прирост поступлений по компаниям нефтегазового сектора, в т.ч. в связи с ростом средней цены на нефть на внутреннем рынке;
  • законодательных факторов: (+ 262 млрд. руб.) в результате повышения основной ставки НДС;
  • структурных и временных факторов: в том числе за счет:
    • перехода ряда крупнейших налогоплательщиков на заявительный порядок возмещения (НДС и фактическое возмещение в I квартале 2018 года за два налоговых периода, а в I квартале 2019 года возмещение — за один налоговый период +43,7 млрд. руб.);
    • прироста поступлений в банковском секторе за счет получения крупных агентских вознаграждений в IV квартале 2018 года и I квартале 2019 года в связи с заключением новых агентских договоров по страхованию +7,5 млрд. руб.;
  • налогового администрирования (+118,0 млрд. руб.).

    Выездные проверки

    В 2019 году в целом по РФ было проведено всего 9 334 проверок, из них результативных −8 977 проверок (96,2% от общего количества). Доначислено налогов на общую сумму 212 млрд. руб., а также пеней и штрафов — 88,9 млрд. руб.

    При этом доля организаций в этих значениях является определяющей: 7 909 эффективных проверок (88,1% от общего количества) на 296, 4 млрд. руб. доначисленных налогов, пеней и штрафов (98,5% от общей суммы).

    Следует отметить, что количество выездных проверок сокращается год от года:



    Уменьшение количества выездных проверок, несомненно, хорошая новость для налогоплательщиков, однако ложку дегтя добавляет тот факт, что суммы доначислений на 1 проверку на протяжении последних 3 лет продолжают неумолимо расти:


    В частности, это связано с увеличением роли предпроверочного анализа, улучшающего качество планирования проверок, позволяющего заранее выявить «слабые налоговые зоны», «схематозы» и прочие «налоговые инфекции» у налогоплательщика, прикинуть примерную сумму возможных доначислений и определить целесообразность и эффективность проведения выездного контроля в отношении компании.

    Снижение количества выездных проверок связано и с тем, что предпроверочный анализ позволяет в рамках комиссий по легализации налоговой базы настоятельно рекомендовать компаниям в добровольно-принудительном порядке подкорректировать свои налоговые обязательства в сторону их увеличения (например, заплатить НДС, налог на прибыль за налоговые грехи «того парня», контрагентов далеко не первого звена).

    И этот факт подтверждает ФНС своим отчетом, согласно которому «предупреждение налогоплательщиков о налоговых рисках позволило избежать контрольных мероприятий, и налогоплательщики самостоятельно доплатили более 130,6 млрд. руб. без применения штрафных санкций».

    Камеральные проверки

    В 2019 году в РФ было проведено 62 802 102 проверки, по итогам 2 447 065 проверок (3,9% от общего количества) выявлены нарушения, повлекшие исчисление к доплате налогов на сумму 21,5 млрд. руб., а также пеней и штрафов — 16, 2 млрд. руб.

    При этом, сравнение указанных значений с результатами камерального контроля за период с начала действия новых форм налоговых деклараций по НДС, позволивших налоговой службе более оперативно реагировать на нарушения налогового учета, демонстрирует снижение его результативности:



    Данный эффект также может объясняться существенным ростом роли аналитической работы налогового органа и частым на практике добровольным или добровольно-принудительным уточнением налогоплательщиками своих обязательств перед бюджетом.

    Как указано в докладе ФНС, конечной целью стратегии налоговой службы является неотвратимость наказания для тех, кто не соблюдает налоговое законодательство, и создание стабильной налоговой среды для добросовестных, «прозрачных» налогоплательщиков, с предоставлением им комфортных условий налогового администрирования и исполнения налоговых обязательств.

    Таким образом, ФНС России обещает создать условия, когда налогоплательщику выгоднее платить, быть добросовестным, выстраивая деятельность для приобретения репутации, позволяющей иметь связи с такими же добросовестными контрагентами. Хочется надеяться, что добросовестным компаниям действительно будет легче жить и все свое внимание налоговая служба направит на недобросовестных. Время покажет, а пока на практике картина не всегда радужная для добросовестных, особенно в части НДС-разрывов из-за «сомнительных звеньев», которые не платят налоги. Тем не менее, быть честным, в том числе и в налоговом плане, использовать здоровое налоговое планирование и своевременно выявлять/исправлять ошибки и нивелировать налоговые риски бизнеса намного выгоднее и уж точно спокойнее, чем получать сомнительную и необоснованную налоговую выгоду от применения «схематозов», которые с каждым днем становятся все более заметными для ФНС.

    Оспаривание результатов налоговых проверок

    Все последние годы ФНС России констатирует свой тотальный успех в делах об оспаривании решений, действий и бездействия налоговых органов.

    Так, согласно итоговому докладу о деятельности службы за 2019 год из общей суммы рассмотренных судами требований по всем спорам с налогоплательщиками в пользу налоговых органов было разрешено 85,4% дел. Напомним, что в 2017 году — 80,3%, в 2018 году — 82,6%.

    Фото: Стоян Васев / ТАСС

    Поступление налогов в реальном выражении в течение пяти лет выросло в 1,4 раза, сообщил глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин на коллегии в День работника налоговых органов, передал корреспондент РБК.

    Налоговые сборы по итогам января—октября 2019 года показали рост в 1,4 раза по сравнению с результатом на 1 января 2015-го. Одновременно доля налоговых доходов в ВВП выросла более чем на 4 п.п., в том числе ненефтегазовых доходов — на 3 п.п, сказал Мишустин. «Это эффект массового обеления экономики», — уверен он.

    ФНС завершила внедрение автоматизированной системы нового поколения «Налог-3», которая объединила разрозненные налоговые данные. «Эта уникальная система администрирует федеральные, региональные и местные налоги в одной точке», — рассказал Мишустин.

    По итогам за январь—октябрь этого года налоговые поступления в консолидированный бюджет выросли на 7,9%, или 1,4 трлн руб., до 18,9 трлн руб. за десять месяцев. А налоговые доходы федерального бюджета — на 7,1%, или 0,7 трлн руб., до 10,5 трлн руб.

    Рост поступлений продолжается, несмотря на снижение цены на нефть на 8,6%, замедление темпов роста поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) до 3,4% и внедрения возвратного акциза для балансирования цен на нефтепродукты на внутреннем рынке (возвращено 347 млрд руб.), подчеркнули в ФНС.

    Драйвер роста — ненефтегазовые доходы

    Основной вклад в рост поступлений вносят ненефтегазовые доходы, поступления которых, по итогам десяти месяцев 2019 года, выросли на 12,4% в консолидированный бюджет и на 18% в федеральный.

    • Поступления по НДС выросли на 16,7%, или 0,5 трлн руб., до 3,5 трлн руб.
    • По налогу на прибыль организаций рост составил 13,5%, или 0,5 трлн руб., почти до 4 трлн руб.
    • НДФЛ — на 8,4%, или 241 млрд руб., до 3,1 трлн руб.

    Поступления в социальные внебюджетные фонды выросли на 9,7%, или 495 млрд руб., до 5,6 трлн руб. В том числе взносы в Пенсионный фонд увеличились на 9%, или 0,4 трлн руб., до 4 трлн руб.

    Сокращение выездных проверок

    Количество выездных проверок сократилось на 34,4% — проверяются только два налогоплательщика из тысячи; в малом бизнесе (60% налогоплательщиков) — один из 5 тыс.

    Основной акцент ФНС делает на добровольном уточнении налогоплательщиками своих обязательств. Дополнительные поступления в бюджет без проведения налоговых проверок выросли в 1,6 раза, до 90 млрд руб.

    Следственный комитет возместил в бюджет 9,5 млрд руб. по налоговым преступлениям. Число жалоб на результаты выездных налоговых проверок снизилось на 45,4%, с 4,3 тыс. до 2,4 тыс., за девять месяцев. Количество судебных споров с бизнесом сократилось на 20%.

    В то же время снижается задолженность налогоплательщиков, отметил Мишустин. Показатель отношения долга к поступлениям составил 6,4% за девять месяцев. «Это самый низкий показатель за 15 лет», — подчеркнул глава ФНС. Значительную часть задолженности удалось сократить благодаря центрам компетенций по взысканию долгов в девяти регионах.

    Благодаря согласительным процедурам в ходе банкротства компании добровольно перечислили в бюджет 23,8 млрд руб., что более чем на 5% выше показателя за девять месяцев предыдущего года. Поступления по мировым соглашениям выросли на 1,7 раза, до 7 млрд руб.

    Результаты реформы онлайн-касс

    В июле завершился третий этап реформы контрольно-кассовой техники. Более 1,5 млн налогоплательщиков зарегистрировали 3,2 млн онлайн-касс, что в 2,5 раза больше, чем до реформы. Она позволила ликвидировать кассовую отчетность, число налоговых проверок сократилось в четыре раза с 2016 года. Глава ФНС выразил уверенность, что в будущем применение онлайн-касс позволит полностью освободить от отчетности предпринимателей на упрощенной системе (УСН).

    В качестве самозанятых в Москве, Московской и Калужской областях и Татарстане, где проходит эксперимент, зарегистрировались 284 тыс. человек, общая сумма дохода составила 32,6 млрд руб. Минфин предложил распространить спецрежим для самозанятых еще на 19 регионов с января 2020 года. Первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов предупреждал, что налоговая служба видит предприятия, которые в попытках сэкономить на страховых взносах и налогах нанимают самозанятых вместо штатных сотрудников, и со следующего года налоговики начнут доначислять им неуплаченные страховые выплаты и подоходный налог.

    Более 2 тыс. иностранных компаний встали на налоговый учет в России благодаря «налогу на Google» — обязанности зарубежных поставщиков электронных услуг зарегистрироваться в России. Налоговые поступления от этих компаний выросли в пять раз, отчиталась ФНС.

    В ФНС подвели итоги работы налоговых органов за восемь месяцев 2019 года

    В Федеральной налоговой службе состоялось заседание расширенной коллегии, на котором глава Службы М. В. Мишустин подвел итоги работы налоговых органов за восемь месяцев 2019 года.

    На коллегии отметили, что ФНС России продолжает развивать положительную динамику налоговых поступлений. За восемь месяцев 2019 года в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило более 15 триллионов рублей (+10,9% или 1,5 триллиона рублей) в федеральный бюджет - 8,3 триллиона рублей (+10,6% или 0,8 триллиона рублей). В сопоставимых условиях (без учета акциза переработку нефтяного сырья, который возвращается налогоплательщику в виде компенсации разницы между экспортной и внутренней ценой на автобензин и дизтопливо, и нефтегазовых доходов), темп роста поступлений в консолидированный бюджет составил бы +13,6%, а в федеральный бюджет +17,5%.

    Высокие темпы поступлений демонстрируют все основные налоги:

    - налог на прибыль - 3,3 триллиона рублей (+20% или 543 миллиардов рублей),

    - НДС – 2,6 триллиона рублей (+17,1% или 383 миллиардов рублей),

    - НДФЛ – 2,5 триллиона рублей (+8,4% или 191 миллиард рублей).

    - НДПИ – 4,2 триллиона рублей (+10,8% или 400 миллиардов рублей).

    Поступления по страховым взносам также сохраняют высокие темпы роста. За восемь месяцев 2019 года поступило 4,5 триллиона рублей, что на 9,6% или на 393 миллиарда рублей больше показателей прошлого года и на 2,4 процентных пункта опережает рост заработной платы (за январь-июль +7,2%). В Пенсионный фонд поступило около 3,5 триллиона рублей с ростом на 287 миллиардов рублей или на 9%.

    М. В. Мишустин сообщил, что число выездных проверок снизилось на 35%, при этом поступления по результатам аналитической работы, то есть без проведения проверок, выросли почти в два раза. Вместе со снижением количества проверок уменьшается и число жалоб по их результатам – на 47,3% за первое полугодие 2019 года. В судебно-правовой работе Служба также поддерживает тренд на снижение количества споров с бизнесом - на 20%.

    ФНС России сохраняет тенденцию по сокращению долга. На 1 августа 2019 года совокупная задолженность снизилась на 48,8 миллиарда рублей или на 2,3%. Показатель отношения задолженности к поступлениям, или DTI (debt to income), который используется для оценки эффективности системы по управлению долгом, также находится на минимальном за пять лет значении – 7%. При этом растет эффективность мер по взысканию – 67% (+ 2 процентных пункта к 2018 году).

    «Особо хочу отметить повышение эффективности взаимодействия со службой судебных приставов. Результативность исполнительного производства за семь месяцев 2019 года составила 64,9% и возросла к аналогичному показателю предыдущего года на 7,5 процентных пункта. В свою очередь, поступления от него возросли на 36,3% и по состоянию на 1 июля составили 65,6 миллиарда рублей», - подчеркнул М. В. Мишустин .

    Приоритетом для Службы в делах о несостоятельности являются согласительные процедуры, поступления по которым выросли в первом полугодии на 18% или 17,9 миллиарда рублей. В ходе процедур банкротства в бюджет поступило 55,8 миллиарда рублей, что на 9,3% превышает показатель соответствующего периода 2018 года.

    Глава ФНС России рассказал также о реализации технологичных проектов службы. Так, онлайн-кассы гармонично встроились в эко-среду бизнеса. Всего 1,4 миллиона налогоплательщиков зарегистрировали более 3 миллионов касс. ФНС России также разработала сервис «API Проверка чеков», к которому подключилось более 80 организаций и ИП, создав свои бесплатные мобильные приложения. Технология онлайн-касс позволила с 2020 года отменить отчетность для налогоплательщиков на УСН (доходы), которые их используют.

    Совместно с ФТС России Служба создает национальный сегмент системы прослеживаемости импортных товаров. Она позволит оперативно выявлять случаи их незаконного ввоза и оборота, а также пресекать раздувание среднерыночных цен. Система позволит идентифицировать товарные потоки по номенклатуре. На первом этапе будет прослеживаться 10 товарных групп: транспортные средства промышленного назначения и промышленное оборудование, мониторы и проекторы, холодильники и холодильное оборудование, стиральные и посудомоечные машины, детские коляски и кресла для автомобилей.

    Эти проекты реализуются в модернизированной архитектуре налогового администрирования АИС «Налог-3». Объем данных системы достиг 615 Тбайт, сделав ее одной из крупнейших баз данных в мире.

    Глава ФНС России подчеркнул, что приоритетными направлениями работы для Службы по-прежнему остаются снижение административной нагрузки на налогоплательщиков, обеспечение большей части доходов бюджета и снижение задолженности как по налогам, так и по страховым взносам.

    В заседании коллегии приняли участие заместитель Министра финансов РФ Илья Трунин , руководитель Росалкогольрегулирования Игорь Алёшин , Председатель Общественного совета при ФНС России Владимир Мау , начальник Управления Президента РФ по госнаградам Владимир Осипов , заместитель начальника КУ Президента РФ Марина Селиверстова , председатель экспертного совета журнала «Бюджет», главный редактор журнала «Эковестник» И. С. Вазарханов , а также сотрудники центрального аппарата ФНС России и руководители территориальных налоговых органов.

    Итоги работы и новые задачи ФНС

    В феврале в ФНС России состоялось заседание расширенной коллегии, на котором руководитель службы М. В. Мишустин подвел итоги работы налоговых органов за прошедший год, а также сформулировал основные задачи на 2019 год.

    Решенные задачи

    Открывая коллегию, глава ФНС отметил, что по итогам 2018 года зафиксированы высокие темпы роста доходов. В консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 21,3 триллиона рублей, что на 23% больше, чем в 2017 году, и это максимальный прирост поступлений с 2013 года. В федеральный бюджет поступило 11,9 триллиона рублей, это на 30,2% больше, чем в 2017-м. Глава налоговой службы отметил, что значительные темпы роста налоговых поступлений поддержаны высокой динамикой собираемости основных ненефтегазовых налогов. По его словам в прошлом году рост поступлений налога на прибыль составил 24,6%, НДС вырос на 16,4%, НДФЛ — на 12,4%, имущественных налогов дополнительно получено 11,7%.

    Положительная тенденция отмечается и в сфере администрирования страховых взносов. По итогам 2018 года поступило 6,4 триллиона рублей страховых взносов, что на 10,6% больше показателей предыдущего года. В ПФР поступило почти 5 триллионов рублей с ростом к 2017 году на 10,4%.

    Глава службы считает, что 20% роста поступлений в консолидированный бюджет (а это более 400 миллиардов рублей) происходит благодаря эффективному налоговому администрированию. «Налоговые поступления растут за счет вовлечения в легальный оборот новых субъектов экономической деятельности и хозяйственных операций», — констатировал Мишустин.

    Выполнение поставленных в прошлом году перед ФНС задач подтвердил и министр финансов РФ. «Задачи и цели, которые были поставлены перед налоговой службой в прошлом году, выполнены. Параметры федерального бюджета, запланированные на 2018 год, даже перевыполнены. Налоговые органы обеспечили стабильный прирост доходов как на федеральном, так и на региональном уровне. Рост поступлений в региональные бюджеты составил почти 15 процентов», — отметил первый заместитель Председателя Правительства РФ — министр финансов А. Г. Силуанов. Он подчеркнул, что Правительство России оценивает ФНС как одну из самых эффективных, современных, передовых служб.

    Также министр сделал вывод, что решение о передаче администрирования страховых взносов налоговым органам было абсолютно правильным. За счет опережающего роста доходов было обеспечено перевыполнение параметров бюджетов внебюджетных фондов, благодаря чему удалось снизить объем трансфертов из федерального бюджета в государственные внебюджетные фонды. И это тоже заслуга Федеральной налоговой службы.

    53-1.jpg

    Еще одной успешно достигнутой в прошлом году целью Силуанов считает запуск разработанного ФНС федерального электронного реестра ЗАГС. Внедрение этой системы, по словам министра, позволило создать основы для формирования реестра выселения, сократить сроки оказания услуг гражданам, а также перейти на централизованное предоставление сведений в электронном виде. Выполнение этой задачи было ключевым, так как данная система — один из элементов работы по цифровизации экономики.

    Продолжается и тенденция снижения административного давления на налогоплательщиков. По словам Мишустина, в 2018 году количество выездных проверок сократилось еще на 30%. Охват организаций проверками составил всего 0,18% — это две организации или ИП из тысячи. При этом по результатам контрольно-аналитической работы в бюджет дополнительно поступило 80 миллиардов рублей без проведения налоговых проверок.

    В 2018 году по итогам работы второй версии автоматизированной системы контроля за возмещением НДС зафиксировано 13 миллиардов рублей дополнительных поступлений в бюджет, из них 12,4 миллиарда рублей обеспечено за счет самостоятельного уточнения налогоплательщиками своих обязательств. Комментируя практику применения АСК НДС-2, министр финансов РФ отметил, что благодаря отражению в системе всей информации о таможенной стоимости товаров теперь контролируется правомерность применения 100% налоговых вычетов по уплаченному на таможне НДС.

    Завершенный в 2018 году первый этап работ, когда выстраивалась система взаимодействия между ФНС и ФТС и отрабатывались процедуры обмена данными о внешнеторговых операциях налогоплательщиков, дал, по мнению министра финансов, хорошие результаты. «Сопряжение ресурсов налоговой и таможенной служб позволяет не только обелить рынок импортных товаров, но самое главное — существенно упростить процедуру подтверждения экспорта и, соответственно, снизить административную нагрузку на бизнес», — резюмировал Силуанов. В дальнейшем это сотрудничество позволит решать задачу внедрения национальной системы прослеживаемости товара при импорте. Эксперимент по прослеживаемости отдельных видов товаров должен начаться уже в текущем году.

    К успехам службы Мишустин отнес и тот факт, что в 2018 году налоговым органам удалось добиться сокращения задолженности — к 1 января 2019 года она снизилась на 10% и составила 1,9 триллиона рублей. «Впервые за пять лет удалось добиться реального снижения долга», — сообщил глава ФНС. Даже если вычесть разовое списание по налоговой амнистии 2018 года [1] , то совокупная задолженность снизилась на 0,5%.

    Работать над дальнейшим снижением задолженности ФНС продолжит и в текущем году. Для решения этой задачи служба разрабатывает новый продукт — «Систему комплексного управления и администрирования долга», СКУАД. Система максимально автоматизирует инструменты мер взыскания, что позволит перераспределить специалистов с рутинных операций на решения задач противодействия схемам уклонения от уплаты налоговой задолженности.

    Возвращаясь к теме налоговой амнистии, министр финансов напомнил, что Президент РФ поручил продлить период амнистии капиталов еще на один год для тех, кто зарегистрирует активы в специальных административных районах и возвратит деньги на российские счета. Силуанов сообщил, что спрос на оформление амнистии есть и в ближайшее время будут готовы проекты законодательных актов, определяющие условия нового этапа амнистии.

    С 1 февраля 2019 года заработала новая модель администрирования крупнейших налогоплательщиков. Более трех тысяч компаний, которые обеспечивают 51% поступлений в консолидированный бюджет страны, теперь сгруппированы в инспекциях с учетом их специализации, особенностей сферы деятельности, потенциальных налоговых рисков, характерных для определенных отраслей экономики. Ожидается, что это произведет в отраслях «волновой эффект» и создаст условия для применения единой судебной практики по важным методологическим отраслевым вопросам.

    Комментируя достижения в сфере международного сотрудничества, Мишустин сообщил, что ФНС России получила налоговую информацию от 58 стран, и в течение 2019 года эти данные будут встраиваться в профили рисков службы для эффективного их использования в контрольно-аналитической работе. В связи с этим уже запущен процесс создания проекта «Система идентификации лиц и риск-профилирования сведений, поступающих в рамках международного автоматического обмена информацией». Глава ФНС выразил уверенность, что обмен налоговой информацией станет дополнительным стимулом к деофшоризации.

    С прошлого года налоговая служба совместно с ФТС России реализовывает проект Tax Free. Система работает в 12 регионах страны, товарооборот предприятий розничной торговли с момента начала пилотного проекта вырос на 25%. По данным Минпромторга России, на 20 февраля текущего года пробито более 73 тысяч чеков на сумму 7,7 миллиарда рублей. Министр финансов подтвердил, что и по его данным введение системы привело к увеличению товарооборота в тех торговых точках, где она работает, и обратился с просьбой к ФНС и ФТС ускорить процесс запуска проекта по стране.

    Ближайшие планы

    С 1 января 2019 года ФНС России реализует экспериментальный проект по введению специального налогового режима — налога на профессиональный доход. За полтора месяца проведения эксперимента в пилотных регионах — Москве, Московской и Калужской областях, в Республике Татарстан — в качестве самозанятых зарегистрировалось более 30 тысяч человек. Всего за это время было выдано 1,1 миллиона чеков на общую сумму более 865 миллионов рублей, что, по мнению главы налоговой службы, наглядно демонстрирует востребованность нового налогового режима среди самозанятых граждан.

    Министр финансов считает, что в текущем году необходимо подготовить все соответствующие нормативные документы, чтобы с 2020 года запустить этот налог уже не в качестве эксперимента, а как общий режим для всех субъектов РФ. «Мы видим, что у регионов есть интерес в использовании такого налогового режима, — убежден он, — ведь он позволяет легализовать бизнес, который сегодня ведется в серой зоне».

    В текущем году пройдет и заключительный этап реформы контрольно-кассовой техники. По словам Мишустина, на новый порядок расчетов уже перешли 865 тысяч организаций и ИП, занятых по большей части в сфере торговли и общепита. До 1 июля текущего года на новую кассовую технику предстоит перевести еще порядка трех миллионов налогоплательщиков из сфер мелкой торговли и услуг. Сейчас зарегистрировано 2,3 миллиона касс, что в два раза превышает дореформенный парк. В сутки пробивается 150 миллионов чеков на сумму 90 миллиардов рублей.

    53-2.jpg

    «В стране сейчас идет эксперимент по применению налога на профессиональный доход. С учетом этого прошу продумать и представить предложения о том, чтобы до тех пор, пока мы не установили на всей территории страны новый режим, для лиц, не имеющих наемных работников, срок обязательного применения ККТ был перенесен как минимум на год», — поставил задачу ФНС Силуанов. Также он напомнил, что национальным проектом по развитию малого предпринимательства в 2019 году предусмотрено формирование условий для применения упрощенной системы налогообложения без дополнительной налоговой отчетности — на основании данных ККТ. Силуанов акцентировал внимание налоговиков на необходимости обеспечения технической готовности к выполнению этой задачи.

    Еще одна задача на текущий год — это апробация подходов к формированию регистра населения. Министерство финансов РФ ожидает от налоговой службы, что к концу года будет возможно предоставление обезличенных сведений регистра населения органам госвласти. Ожидается, что такая система обеспечит переход на адресное предоставление льгот и более точный расчет потребностей в социальной инфраструктуре, более качественную реализацию социальных проектов, позволит улучшить согласованность действий различных органов госвласти. «Сейчас мы получаем сведения о населении из данных статистической отчетности. При этом понимаем, что они не всегда объективны, — вынес вердикт Силуанов. — Данные, которые сможет собирать налоговая служба, основаны на первичных источниках и будут более точными».

    Продолжается активная работа над созданием государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности. Сегодня отчетность представляют сразу в несколько ведомств, что ведет к дублированию их функций. «Начиная с отчетности за 2019 год, бухгалтерская отчетность будет предоставляться только в налоговые органы или в Центральный банк», — сообщил Силуанов. В свою очередь, Центробанк будет передавать бухгалтерскую отчетность поднадзорных организаций налоговикам для размещения на государственном информационном ресурсе. В текущем году ожидается завершение работ, и с января 2020 года ресурс должен начать функционировать.

    Не была обойдена вниманием и тема администрирования имущественных налогов. По данным Минфина России, сегодня значительное количество имущественных комплексов, принадлежащих как физическим, так и юридическим лицам, не поставлено на учет. В этой связи Минфин России совместно с ФНС подготовил инициативу по привлечению бизнеса к работе по выявлению имущества, не состоящего на кадастровом учете. За обнаружение такого имущества бизнесу будет полагаться вознаграждение. «Понятно, что у администраций не хватает сил для такой работы, — сказал Силуанов. — Если мы создадим необходимые экономические стимулы, в том числе и для бизнеса, то решим задачу постановки на учет такого имущества. Соответственно, увеличатся поступления в бюджеты всех уровней, и в первую очередь муниципальные и региональные».

    С. А. СТРЕЛЬНИКОВА

    Реформа ККТ завершается

    На начало года на новую кассовую технику перешли 865 тысяч организаций и ИП, зарегистрировано 2,3 миллиона касс, что в два раза превышает дореформенный парк. В сутки пробивается 150 миллионов чеков на сумму 90 миллиардов рублей.

    До 1 июля 2019 года на новый порядок расчетов предстоит перевести еще порядка 3 миллионов предприятий мелкой торговли и сферы услуг.

    [1] Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 436‑ФЗ установлены правила признания безнадежными и списания недоимки по налогам и страховым взносам и соответствующей задолженности по пеням и штрафам.

    Где прибыло, где убыло: налоговые итоги 2019 года

    Когда движимое имущество стало недвижимым

    Налог на движимое имущество – это хороший источник дохода для регионов, но «дестимулирует бизнес», говорил вице-премьер Антон Силуанов. Какое-то время на него давали льготы, а с 1 января 2019 года отменили совсем: теперь организации его не платят, что должно хорошо сказаться на производствах. В то же время недвижимость по-прежнему облагается налогом. Это значит, что все более актуальны споры о том, какое имущество движимое, а какое таковым не является. Положение осложняется тем, что четких критериев в законе нет.

    Свое слово на эту тему в 2019 году сказал Верховный суд, который обозначил новый критерий отделения движимого от недвижимого – предназначение объекта. Такие разъяснения он дал в деле «Лесозавода 25» (№ А05-879/2018). Крупнейший лесопильный комплекс Северо-Запада не хотел платить налог с оборудования производственного цеха. Но налоговая его доначислила, потому что транспортер и производственная линия образуют единое целое со зданием завода.

    В отличие от трех инстанций экономколлегия поддержала предприятие. Она указала отдельно оценить предназначение спорных объектов. Они нужны не для обслуживания здания, а для производства готовой продукции или обслуживания производственного процесса. Кроме того, тройка судей отнесла производственную линию, транспортер и систему защиты от пожаров к «машинам и оборудованию» согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ). Классификатор относит оборудование к отдельной группе основных средств, которые не являются частью зданий и сооружений, даже если стоят на фундаменте, напоминает определение Верховного суда.

    «Зеленый свет» льготам по международным соглашениям

    Арбитражный суд Сахалинской области занял сторону компании «КСА Дойтаг Дриллинг» в деле против ФНС (№ А59-8433/2018). Предметом спора стали дивиденды, которые перечислялись сначала кипрской KCA Deutag Holdings Ltd, а затем шли британской KCA European Holdings Ltd. Чиновники решили, что кипрский офшор – транзитная «пустышка», которая нужна лишь для того, чтобы платить 5% налога, а не 10%, как было бы в случае прямых расчетов с английской фирмой. И доначислили 40 млн руб. налогов.

    Но «КСА Дойтаг Дриллинг» удалось доказать, что на самом деле все не так. Кипрский офшор не номинальное звено, а реальная структура, которая ведет коммерческую деятельность. Например, из полученных средств компания выдала заем другой фирме и заплатила налоги на Кипре на полученные проценты. Это убедило АС Сахалинской области, который признал доначисления незаконными. Апелляция оставила решение без изменений 18 декабря 2019 года.

    Также 8 августа 2019 года ФНС издала письмо в пользу налогоплательщиков – № ЕД-4-13/15696@ «О фактическом праве холдинговых компаний на доход от источников в Российской Федерации». Нижестоящие инспекторы часто расценивали компанию холдинга как кондуитную (несамостоятельную) только потому, что в ее корпоративных документах упоминалось о ее холдинговом характере деятельности. Но ФНС разъяснила: даже если фирма в основном инвестирует и финансирует аффилированные структуры, она может оставаться самостоятельной. «Налоговое ведомство раскритиковало формальный подход отдельных чиновников, – делится Мясников. – Эти разъяснения довольно либеральны».

    «Красный свет» «оптимизации» международного налогообложения

    В 2019 году известность приобрели следующие дела:

    – в деле «Русджам» (№ А11-9880/2016) в дивиденды переквалифицировали затраты на «консультационные услуги, услуги по технической поддержке, предоставлению технической информации и управлению»;

    – в деле «Мельника» (№ А03-21974/2017) – выкуп собственных акций у единственного акционера-иностранной компании;

    – в деле «Покровского завода биопрепаратов» (№ А11-11199/2017) – выплаты по агентскому договору.

    По словам Артюха, отдельные вопросы возникают у налоговых органов к внутригрупповым услугам управления. Под ними нередко скрывается распределение расходов штаб-квартиры на другие юрисдикции присутствия группы. «Здесь налоговые органы требуют подтвердить не только факт приобретения управленческих и консультационных услуг, а также их экономическую оправданность, но и обосновать ценообразования», – делится Артюх. Это четкий тренд, который будет проявляться и дальше, прогнозирует он.

    «В 2020 году можно ожидать больше налоговых споров о налогообложении международных транзакций», – соглашается Мясников.

    Трансграничные выплаты могут нести и уголовные риски, как показал пример основателя автодилера «Рольф» Сергея Петрова. Он обвиняется в выводе за рубеж 4 млрд руб. по ч. 3 ст. 193.1 УК (перевод денежных средств на счета нерезидентов с использованием подложных документов). По версии следствия, он перевел денежные средства, полученные от коммерческой деятельности «Рольфа», на счета подконтрольной ему кипрской компании Panabel Limited под видом оплаты акций «по многократно завышенной цене». Петров отрицает обвинения. Сейчас он живет в Австрии и заявляет, что в Россию его не выдадут.

    Налоговой реконструкции быть?

    Если компания использовала незаконные схемы, но налоговая их раскрыла, то доначислить надо ровно столько, сколько заплатил бы честный налогоплательщик в этой ситуации. Это называют налоговой реконструкцией. После того как в силу вступила ст. 54.1 Налогового кодекса о необоснованной налоговой выгоде, ФНС заявила, что к ней налоговая реконструкция не применяется. Такие разъяснения изложены в Письме от 16 августа 2017 года № СА-4-7/16152@. «Налоговый орган не определяет расчетным путем объем прав и обязанностей налогоплательщика, допустившего искажение действительного экономического смысла финансово-хозяйственной операции», – указал центральный аппарат.

    Но суды могут оказаться другого мнения. В 2019 году АС Кемеровской области в деле ООО «Кузбассконсервмолоко» (№ А27-17275/2019) разрешил налогоплательщику учесть реально понесенные расходы по сделке. Даже если чиновники обнаружили недобросовестные или умышленные схемы, то это не снимает с них обязанности посчитать действительный размер обязательств перед бюджетом, указала судья Е. Исаенко. Новая ст. 54.1 НК ничего не меняет, к ней это правило тоже применяется. А неучет расходов означает дополнительные, не предусмотренные налогом санкции, отметил АС Кемеровской области. Но 7-й ААС отменил это решение в середине января (подробнее см. «Использовать однодневки станет дороже»).

    Позицию о том, что реально понесенные затраты надо учитывать, в 2012 продекларировал Президиум ВАС в деле «Камского ЖБИ» (№ А71-13079/2010). Когда была принята ст. 54.1 НК, ФНС попыталась переломить эту практику. Поскольку практики по ней пока мало, некоторые суды стали ориентироваться на разъяснения налоговой, утверждает Артюх. По его словам, это вызывает беспокойство бизнеса. Если по реальным сделкам исключить из учета затраты на купленные товары, материалы или работы, то это приведет к непомерному налогообложению, говорит эксперт. «Если исключить налоговые вычеты по НДС и расходы, сверху доначислить штраф (часто это 40% от недоимки), а еще пени, то общая сумма взыскания доходит до 60–70% от суммы самой сделки», – объясняет Артюх. По его словам, это иногда может даже приводить к банкротствам.

    Пленум по налоговым преступлениям: со сроком давности

    Одной из самых обсуждаемых налоговых тем года стала подготовка постановления Пленума ВС по налоговым преступлениям. Проект был представлен 6 июня 2019 года. И в нем предлагалось отсчитывать срок давности по налоговым преступлениям с момента прекращения преступления, то есть уплаты недоимок. Фактически это означает, что привлечь к уголовной ответственности по долгам перед бюджетом можно бессрочно.

    Риск вечного преследования обеспокоил бизнес. 20 июня письмо в Верховный суд направили крупнейшие объединения российских и международных компаний: Торгово-промышленная палата РФ (ТПП), Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), Российско-германская внешнеторговая палата, РСПП, а также уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов.

    В итоге постановление было принято 26 ноября, а спорного положения там не оказалось. Как пояснил на Пленуме ВС глава коллегии по уголовным делам Владимир Давыдов, суды будут рассматривать вопрос уже по сложившейся практике, то есть изменений не произойдет. «Моментом окончания преступления следует считать фактическую неуплату налогов, сборов, страховых взносов», – говорится в постановлении.

    Читайте также: