Классификация финансового контроля на налоговый бюджетный валютный это классификация по

Опубликовано: 16.05.2024

date image
2015-06-05 views image
2222

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Классификация финансового контроля основана на различиях в субъектах, времени проведения контрольных действий, приемах (способах) проведения контроля. Исходя из этих признаков, финансовый контроль подразделяется по трем направлениям: видам, формам, методам его осуществления.

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяются следующие виды финансового контроля:

-общегосударственный (государственный, ведомственный, внутрихозяйственный, парламентский);

-общественный (профсоюзный, партийных и массовых движений и т.д.)

Общегосударственный контроль применяется в отношении любого объекта контроля независимо от его ведомственной подчиненности и формы собственности. Его осуществляют органы государственной власти и управления. В общегосударственном контроле выделяется налоговый, бюджетный, валютный, таможенный контроль.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется в пределах полномочий отдельного министерства, ведомства за деятельностью входящих в их систему (подчиненных, курируемых, подведомственных) предприятий, организаций, учреждений. К основным задачам ведомственного контроля относятся: контроль по выполнению плановых заданий, экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью собственности, правильностью постановки бухгалтерского учета, состоянием контрольно-ревизионной работы, пресечением фактов бесхозяйственности, расточительства и всякого рода излишеств.

Внутрихозяйственный контрольпроводится экономическими и финансовыми службами предприятий и организаций. Объектом такого контроля является хозяйственная и финансовая деятельность.

Общественный контроль осуществляют неправительственные организации. Объект такого контроля зависит от стоящих перед ними задач.

Независимый контрольпроводится специальными органами – аудиторскими фирмами и другими слуюбами.

По временипроведения финансовый контроль подразделяется на следующие виды:

Предварительный финансовый контрольосуществляется до совершения финансовых операций. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов в процессе составления и утверждения бюджетных планов всех уровней.

Последующий финансовый контрольпроводится на основе анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой отчетности по окончании отчетного периода. Такой контроль предназначен для оценки результатов хозяйственной деятельности и оценки эффективности осуществления финансовой стратегии.

По методампроведения финансовый контроль подразделяется на следующие:

ü Экономический анализ

Проверкапроводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов.

Обследованиеохватывает отдельные стороны деятельности предприятий. При этом осуществляются обмеры выполненных работ, расхода материалов, топлива и энергии.

Надзорпроводится контролирующими органами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховую, инвестиционную, банковскую и т.д. Он предполагает контроль за соблюдением установлнных правил и нормативов.

Экономический анализнацелен на детальное изучение периодической и годовой финансовой и бухгалтерской отчетности для получения общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования.

Ревизияявляется наиболее распространенной формой финансового контроля. Она представляет собой комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля.

По полноте охвата хозяйственной деятельностисубъекта различаются следующие разновидности ревизии:




Полная проверка предусматривает проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля.

Частичная проверкапроводится для проверки отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности субъектов.

Тематическая ревизияпроводится на определенную тему по деятельности однотипных предприятий, что позволяет выявлять типичные недостатки или нарушения.

Комплексная ревизияохватывает все стороны деятельности проверяемого предприятия: хозяйственная и финансовая деятельность, сохранность и эффективность использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов, качества и состояния бухгалтерского учета и отчетности.

В зависимости от степени охвата финансовых и хозяйственных операцийразличают следующие разновидности ревизии:

Сплошная проверкапредполагает проверку всех операций на определенном участке деятельности за весь проверяемый период.

Выборочная ревизияозначает проверку определенной части первичных документов за определенный промежуток времени. Например, один месяц в квартале.

Комбинированная ревизияпредусматривает проверку одних участков сплошным методом, а других – выборочным. Это позволяет проводить ревизию на объектах с большим документооборотом, осуществляющим крупные хозяйственные операции.

9.2. Классификация финансового контроля

Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям:

— методам финансового контроля: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение (мониторинг), ревизии;

— форме проведения: обязательный (внешний), инициативный (внутренний);

— времени проведения (предварительный, текущий (оперативный), последующий);

— объектам контроля (бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой).

— субъектам контроля (государственный, ведомственный, внутрифирменный, аудиторский).

В процессе проведения проверок рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Надзор осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, за деятельностью коммерческих банков надзор осуществляет Центральный банк России. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

Анализ финансовой деятельности проводится по материалам финансово-бухгалтерской отчетности предприятия с целью общей оценки результатов финансовой деятельности предприятия, его финансового состояния, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданного кредита и финансовым состоянием предприятия-заемщика. В случае снижения платежеспособности заемщика банк может предпринять мероприятия по ужесточению условий кредитования или потребовать досрочного возврата кредита.

Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т. е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

Обязательный (внешний) контроль финансовой деятельности юридических и физических лиц осуществляется на основе закона.

Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

Финансовый контроль, проводимый до совершения финансовых операций, называется предварительным. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности планируемых расходов для предотвращения неэффективного использования ресурсов и нанесения ущерба деятельности предприятия. Предварительный финансовый контроль заключается в разработке финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок; финансовых разделов бизнес-планов, составлении проектов бюджетов, а также учредительных договоров, договоров о совместной деятельности и т. д.

Текущий (оперативный) финансовый контроль проводится в процессе совершения финансовых операций. Его задачей является контроль правильности, законности и целесообразности расходов и доходов, своевременности осуществления расчетов. Способствует соблюдению финансовой дисциплины, предупреждает возможные злоупотребления. Осуществляется бухгалтерскими службами.

Последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации. Предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления финансовой стратегии, выявления недостатков и упущений в использовании ресурсов, привлечения виновных к ответственности, принятия мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

58. Сущность финансового контроля. Цель, задачи и роль финансового контроля в рыночной экономике

58. Сущность финансового контроля. Цель, задачи и роль финансового контроля в рыночной экономике Финансовый контроль (ФК) — осуществляемая в особых формах и особыми методами деятельность государственных и негосударственных органов, наделенных полномочиями

9.2. Классификация финансового контроля

9.2. Классификация финансового контроля Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям:— методам финансового контроля: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение (мониторинг), ревизии;— форме проведения:

1. Понятие финансового контроля

1. Понятие финансового контроля Государство реализует финансовую политику, воздействуя на: 1) сферу финансовых отношений через налоговую политику; 2) регламентацию кредитных отношений; 3) регулирование финансового рынка; 4) формирование амортизационного фонда и систему

2. Функции финансового контроля

2. Функции финансового контроля На уровне каждого предприятия функции контроля заключаются главным образом в осуществлении мер, нацеленных на наиболее эффективное выполнение всеми работниками своих обязанностей.Контроль в любой сфере деятельности позволяет всем

3. Составляющие финансового контроля

3. Составляющие финансового контроля Система финансового контроля включает в себя систему бухгалтерского учета, контрольную среду, отдельные средства контроля.Система бухгалтерского учета состоит из учетной политики предприятия, структурного подразделения,

8. Принципы организации финансового контроля и его классификация

8. Принципы организации финансового контроля и его классификация Основными принципами являются независимость и объективность, компетентность и гласность. Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контролирующего органа, более

9. Организация и задачи финансового контроля в РФ

9. Организация и задачи финансового контроля в РФ Государственный контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации страны, он распространяется как на государственные организации, так и на

13. Понятие финансового контроля

13. Понятие финансового контроля Государство реализует финансовую политику, воздействуя на:1) сферу финансовых отношений через налоговую политику;2) регламентацию кредитных отношений;3) регулирование финансового рынка;4) формирование амортизационного фонда и систему

14. Функции финансового контроля

14. Функции финансового контроля Основу процесса финансового контроля составляет анализ предмета или явления с целью изучения закономерностей его возникновения, развития и преобразования, эффективности использования во всех сферах хозяйственной

15. Составляющие финансового контроля

15. Составляющие финансового контроля Система финансового контроля включает в себя систему бухгалтерского учета, контрольную среду, отдельные средства контроля.Система бухгалтерского учета состоит из учетной политики предприятия, структурного подразделения,

54. Принципы организации финансового контроля и его классификация

54. Принципы организации финансового контроля и его классификация Основными принципами являются независимость и объективность, компетентность и гласность. Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контролирующего органа, более

55. Организация и задачи финансового контроля в РФ

55. Организация и задачи финансового контроля в РФ В соответствии с российским законодательством государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организаций денежного

56. Классификация финансового контроля

56. Классификация финансового контроля Финансовый контроль по времени проведения подразделяется на предварительный, текущий (оперативный), последующий.Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и призван предупреждать

4. Бюджеты как инструмент финансового контроля

4. Бюджеты как инструмент финансового контроля 4.1 Бюджетный контроль, формы, виды контроля и связи между ними В процессе бюджетирования реализуются не только функции планирования целевых показателей деятельности организации, но и функции контроля – наблюдение за

45. Сущность финансового контроля

45. Сущность финансового контроля Финансовый контроль – неотъемлемая составная часть процесса управления финансами, которая обусловлена важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной.Процесс распределения и перераспределения стоимости ВВП должен

48. Методы финансового контроля

48. Методы финансового контроля Различают следующие методы проведения контроля:1) проверки документальные и камеральные;2) обследования;3) надзор;4) анализ финансового состояния;5) наблюдение (мониторинг);6) ревизии.При проведении проверок отчетной документации и

Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям:

—методам финансового контроля: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение (мониторинг), ревизии;

—форме проведения: обязательный (внешний), инициативный (внутренний);

—времени проведения (предварительный, текущий (оперативный), последующий);

—объектам контроля (бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой).

—субъектам контроля (государственный, ведомственный, внутрифирменный, аудиторский).

В процессе проведения проверок рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Надзор осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, за деятельностью коммерческих банков надзор осуществляет Центральный банк России. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

Анализ финансовой деятельности проводится по материалам финансово-бухгалтерской отчетности предприятия с целью общей оценки результатов финансовой деятельности предприятия, его финансового состояния, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг)— постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданного кредита и финансовым состоянием предприятия-заемщика. В случае снижения платежеспособности заемщика банк может предпринять мероприятия по ужесточению условий кредитования или потребовать досрочного возврата кредита.

Ревизия— наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т.е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

Обязательный (внешний) контроль финансовой деятельности юридических и физических лиц осуществляется на основе закона.

Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

Финансовый контроль, проводимый до совершения финансовых операций, называется предварительным. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности планируемых расходов для предотвращения неэффективного использования ресурсов и нанесения ущерба деятельности предприятия. Предварительный финансовый контроль заключается в разработке финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок; финансовых разделов бизнес-планов, составлении проектов бюджетов, а также учредительных договоров, договоров о совместной деятельности и т.д.

Текущий (оперативный) финансовый контроль проводится в процессе совершения финансовых операций. Его задачей является контроль правильности, законности и целесообразности расходов и доходов, своевременности осуществления расчетов. Способствует соблюдению финансовой дисциплины, предупреждает возможные злоупотребления. Осуществляется бухгалтерскими службами.

Последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации. Предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления финансовой стратегии, выявления недостатков и упущений в использовании ресурсов, привлечения виновных к ответственности, принятия мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.

9. Финансовый контроль

9.1. Сущность, задачи и органы финансового контроля

Финансовый контроль на предприятии представляет собой совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ним вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.

Он включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств; оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль: проверку эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов – собственных, заемных и привлеченных; анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми; финансовую оценку результатов инвестиционных проектов; правильность и достоверность финансовой отчетности; контроль за финансовым состоянием.

Объектом финансового контроля являются денежные распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных средств на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и др.).

При финансовом контроле проверяют: соблюдение требований закона и целевого характера использования средств; пропорции распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта, национального дохода и доходов хозяйствующих субъектов; разработку и исполнение бюджетов (бюджетный контроль); финансовое состояние, в том числе платежеспособность; эффективность использования трудовых материальных и финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов и бюджетных учреждений; правильность исчисления и уплаты налогов и другое.

Задачами финансового контроля являются:

– обеспечение соблюдения законности финансовой деятельности;

– предупреждение неплатежеспособности и банкротства;

– обеспечение правильности и своевременности выполнения обязательств перед государством;

– выявление внутренних резервов и повышение эффективности работы предприятия посредством более рационального расходования ресурсов;

– проверка правильности ведения бухгалтерского учета;

– определение размеров ущерба;

– выявление и объективное исследование возможной ответственности менеджеров и др.

Система органов финансового контроля в развитых странах однотипна и включает:

1) счетную палату с подчинением парламенту или президенту страны. Цель этого ведомства – контроль за расходованием государственных средств и государственного имущества;

2) налоговое ведомство, контролирующее поступление налоговых доходов в государственную казну;

3) контролирующие структуры в составе государственных ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;

4) аудиторские фирмы, осуществляющие на коммерческой основе проверку и подтверждение законности финансовых операций и достоверности отчетности;

5) службы внутреннего контроля на предприятиях, задачи которых – снижение издержек, оптимизация финансовых потоков и увеличение прибыли.

9.2. Классификация финансового контроля

Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям:

– методам финансового контроля: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение (мониторинг), ревизии;

– форме проведения: обязательный (внешний), инициативный (внутренний);

– времени проведения (предварительный, текущий (оперативный), последующий);

– объектам контроля (бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой).

– субъектам контроля (государственный, ведомственный, внутрифирменный, аудиторский).

В процессе проведения проверок рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Надзор осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, за деятельностью коммерческих банков надзор осуществляет Центральный банк России. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

Анализ финансовой деятельности проводится по материалам финансово-бухгалтерской отчетности предприятия с целью общей оценки результатов финансовой деятельности предприятия, его финансового состояния, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданного кредита и финансовым состоянием предприятия-заемщика. В случае снижения платежеспособности заемщика банк может предпринять мероприятия по ужесточению условий кредитования или потребовать досрочного возврата кредита.

Ревизия – наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т. е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

Обязательный (внешний) контроль финансовой деятельности юридических и физических лиц осуществляется на основе закона.

Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

Финансовый контроль, проводимый до совершения финансовых операций, называется предварительным. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности планируемых расходов для предотвращения неэффективного использования ресурсов и нанесения ущерба деятельности предприятия. Предварительный финансовый контроль заключается в разработке финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок; финансовых разделов бизнес-планов, составлении проектов бюджетов, а также учредительных договоров, договоров о совместной деятельности и т. д.

Текущий (оперативный) финансовый контроль проводится в процессе совершения финансовых операций. Его задачей является контроль правильности, законности и целесообразности расходов и доходов, своевременности осуществления расчетов. Способствует соблюдению финансовой дисциплины, предупреждает возможные злоупотребления. Осуществляется бухгалтерскими службами.

Последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации. Предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления финансовой стратегии, выявления недостатков и упущений в использовании ресурсов, привлечения виновных к ответственности, принятия мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.

9.3. Государственный финансовый контроль

Государственный финансовый контроль осуществляется уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции в любой сфере экономики и управления, а также ведомственного финансового контроля, проводимого министерствами и ведомствами в отношении подведомственных предприятий и организаций.

Государственный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой Федерального собрания, Главным контрольным управлением Президента РФ, Контрольно-ревизионным управлением (КРУ) и Главным управлением казначейства Минфина РФ, Федеральной таможенной службой, Федеральной налоговой службой, Федеральной службой по финансовым рынкам.

Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица – государственные органы и учреждения.

Счетная палата обязана также контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельность Центрального банка России по обслуживанию государственного долга; эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

Основные формы контроля, проводимого Счетной палатой, – тематические проверки и ревизии.

Президентский контроль за финансами осуществляется путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ; представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального банка. Определенные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ.

Министерство финансов РФ (Минфин) не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Минфин прежде всего осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций. Оперативный финансовый контроль в рамках Министерства финансов РФ осуществляют Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства. Кроме того, органы КРУ проводят проверки по заданиям правоохранительных органов.

Органы Казначейства призваны осуществлять контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств. Как правило, в ходе проверок они взаимодействуют с Министерством по налогам и сборам и правоохранительными органами.

Помимо рассмотренных выше органов финансового, универсальных органов контроля, в России существует ряд специализированных органов финансового контроля, сферой деятельности которых является конкретная область финансов.

Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением налогового законодательства. На Федеральную налоговую службу возложены следующие функции: 1) выработка основных направлений налоговой политики и её осуществление; 2)координация деятельности территориальных налоговых органов; 3) взаимодействие с другими контролирующими и правоохранительными органами. Текущий налоговый контроль и учет налогоплательщиков осуществляют городские и районные налоговые инспекции.

Федеральная служба страхового надзора проводит лицензирование страховой деятельности, осуществляет контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков.

ЦБ РФ организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков.

На Федеральную таможенную службу возложен контроль за соблюдением налогового, таможенного и валютного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу РФ.

Министерства, ведомства и другие органы государственного управления осуществляют ведомственный финансовый контроль за ходом финансово-хозяйственной деятельности подведомственных им предприятий, учреждений, организаций. Цель ведомственного финансового контроля – обеспечение сохранности и использование материальных и финансовых ресурсов; пресечение фактов расточительства, бесхозяйственности, приписок; проверка состояния бухгалтерского учета и отчетности.

9.4. Негосударственный финансовый контроль

К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный, контроль со стороны коммерческих банков и страховых компаний, аудиторский контроль.

Внутрихозяйственный финансовый контроль производится экономическими службами самого предприятия – бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и прочими – за финансами своего предприятия, его филиалов и дочерних структур.

За соблюдение государственной финансовой дисциплины и финансового законодательства в первую очередь отвечает главный бухгалтер.

Коммерческие банки по поручению Центрального банка России обязаны контролировать соблюдение их клиентами – физическими и юридическими лицами – установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. По своей инициативе коммерческие банки анализируют финансовую деятельность хозяйствующих субъектов для оценки их кредитоспособности при предоставлении ссуды и осуществляют контроль в форме наблюдения (мониторинга) за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием для определения вероятности возврата ссуды с начисленными процентами в установленные сроки.

Аудиторский контроль – независимый вневедомственный финансовый контроль, который проводится с целью проверки правильности ведения учета и достоверности бухгалтерской отчетности. Это – независимая экспертиза финансового состояния коммерческих структур, осуществляемая за их счет.

В качестве аудитора могут выступать физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные).

Аудиторская проверка – обязательное или добровольное (инициативное) мероприятие, осуществляемое на основе договора, заключающееся в сборе и оценке информации о финансовом положении лица, подлежащего аудиту.

Обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат все кредитные организации, биржи, страховые компании, внебюджетные и благотворительные фонды, ОАО, предприятия с иностранным участием и др. Обязательная аудиторская проверка может быть проведена по поручению прокуратуры, суда, казначейства, налоговой инспекции.

Результат аудиторской проверки оформляется в виде отчета и заключения аудитора (аудиторской фирмы). Аудиторский отчет – это конфиденциальный документ, адресованный руководителям и/или собственникам предприятия, подлежащего аудиту. Содержит информацию о ходе проверки, нарушениях бухгалтерской отчетности, другие сведения, предусмотренные договором.

Аудиторское заключение – документ открытого характера, имеющий юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Содержит мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательным и иным правовым актам. Различают четыре варианта заключения:

– заключение без замечаний – аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой отчетности и бухгалтерского баланса;

– заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора о достоверности показателей финансово-бухгалтерской отчетности, но им установлены отдельные упущения, которые излагаются в аналитическом разделе заключения;

– отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учет не соответствует требованиям нормативного законодательства, а финансовая отчетность не дает достоверного представления о финансовом положении проверяемого предприятия;

– заключение не составляется в том случае, если аудитору не была предоставлена возможность получить необходимую информацию о проверяемом объекте.

Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование по вопросам законодательства; проработку и реализацию рекомендаций различных контролирующих органов.

По субъекту контроля

1. Государственный контроль

1. Парламентский контроль — Счётная палата Российской Федерации и аналогичные органы субъектов федерации.

2. Бюджетный контроль — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральное казначейство — контроль целевого использования бюджетных средств.

3. Налоговый и таможенный контроль — Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Государственные внебюджетные фонды — контроль формирования государственных доходов.

4. Валютный контроль — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора — контроль соответствия законодательству операций с иностранной валютой.

5. Денежно-кредитный контроль :

1. Центральный банк Российской Федерации — надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.

2. Коммерческие банки — контроль порядка осуществления хозяйствующими субъектами кассовых операций.

6. Страховой контроль — Федеральная служба страхового надзора.

7. Правоохранительный контроль — Прокуратура Российской Федерации, органы МВД России, Федеральная служба по финансовому мониторингу.

§ Общее нормативно-правовое регулирование государственного финансового контроля осуществляет Министерство финансов Российской Федерации в лице Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учёта и аудита.

2. Вышестоящий контроль

1. Ведомственный контроль — контроль государственных организаций со стороны вышестоящих органов. Для осуществления ведомственного контроля в рамках отдельных министерств и других органов исполнительной власти предусмотрены контрольно-ревизионные органы и службы этих министерств. Основным объектом контроля является финансовая и хозяйственная деятельность подведомственных учреждений.

2. Корпоративный контроль — финансовый контроль в рамках крупных организаций, имеющих большое количество отделений и филиалов (например, коммерческие банки, сети магазинов).

3. Внутрихозяйственный контроль

1. Контроль со стороны ревизионных комиссий акционерных обществ, товариществ над их исполнительными органами.

2. Внутренний контроль — финансовый контроль, осуществляемый специально созданной службой хозяйствующего субъекта, подчиняющейся непосредственно руководителю.

4. Независимый (коммерческий) контроль — аудит.

1. Инициативный аудит — назначаемый по решению собственников или руководства хозяйствующего субъекта.

2. Обязательный аудит — обязательная ежегодная проверка бухгалтерской отчетности ряда организаций, перечень которых установлен законодательно.

5. Общественный контроль — реализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам (юридическим и физическим). В организации общественного контроля важную роль играют средства массовой информации, выражающие интересы различных общественных организаций, политических партий и других структур.

По времени проведения

1. Предварительный контроль — проводится до принятия управленческих решений и совершения хозяйственных операций, носит профилактический, упреждающий характер. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Предварительному контролю подвергаются бизнес-планы, проектно-сметная документация, кредитные и кассовые заявки, документы на перечисление или выдачу денежных средств.

2. Текущий контроль — производится в момент совершения денежных сделок, осуществления хозяйственных операций. Текущий контроль наиболее проблематичен с технической точки зрения. Содержать такой штат, чтобы каждую хозяйственную операцию в момент её совершения помимо непосредственно исполнителя курировал ещё один ответственный сотрудник, могут позволить себе только учреждения банковской сферы. В бюджетных учреждениях текущий контроль перечисления средств осуществляется органами казначейства путём проверки оснований для осуществления платежа (договоров, счетов).

3. Последующий контроль — проводится путем анализа, мониторинга, обследования, проверки (например, налоговой или аудиторской). Наиболее всеобъемлющей формой последующего контроля является документальная ревизия.

По направлению

1. Контроль на соответствие (формальный контроль) — оценка соответствия деятельности объекта контроля требованиям нормативных актов (в том числе локальных).

2. Контроль финансовой отчётности — оценка правильности и достоверности ведения бухгалтерского учёта, достоверности, обоснованности и своевременности представления финансовой отчётности.

3. Контроль эффективности — оценка результативности, продуктивности и экономичности использования ресурсов, эффективности управления капиталом.

По срокам выполнения

1. Оперативный контроль (обычно в рамках внутреннего контроля) — проводится в плановом порядке по итогам периода (недели, декады, месяца, квартала, года).

2. Плановый контроль — производится контрольно-ревизионным органом в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы, в том случае, если такой план сообщён объекту контроля.

3. Внезапный контроль — производится контрольно-ревизионным органом в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы, в том случае, если такой план неизвестен объекту контроля; а также при наличии данных о нарушениях в деятельности объекта.

По источнику финансирования

1. Контроль за счёт проверяемого лица — внутрихозяйственный контроль, независимый контроль.

2. Контроль за счёт контролирующего субъекта — государственный контроль, вышестоящий контроль.

3. Контроль за счёт третьих лиц — встречается крайне редко, только общественный контроль.

36. Органы финансового контроля в РФ.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Согласно ст. 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно законодательными (представительными) органами Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, представительными органами местного самоуправления, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.

Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Систему органов финансового контроля Российской Федерации образуют:

  • Счетная палата России - высший орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетный ему.
  • Органы государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации
  • Органы муниципального финансового контроля.

37. Аудиторский и общественный финансовый контроль.

Аудиторский (независимый) контроль.
Наряду с государственным финансовым контролем осуществляется аудиторский контроль. Субъектами аудиторского контроля могут быть как независимые аудиторы, так и аудиторские компании. Основной целью аудиторского контроля является установление достоверности бухгалтерского учета и отчетности организаций и соответствие совершаемых ими операций законодательству РФ.

Аудиторский контроль осуществляется в форме аудиторских проверок. Аудиторские проверки бывают обязательные или инициативные. Обязательные аудиторские проверки проводятся в случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, например, при продаже предприятия как имущественного комплекса или акционерным обществом по итогам финансового года. Обязательная аудиторская проверка также может осуществляться по поручению органов предварительного расследования, прокуратуры, суда, при наличии возбужденного уголовного, гражданского или арбитражного дела. Инициативные проверки проводятся по решению самой организации или ее учредителей. Результаты аудиторской проверки находят свое закрепление в аудиторском заключении.

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают, приемы или способы, средства его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: от правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др. В процессе осуществления финансового контроля независимо от органов и видов применяются следующие методы:

- Проверка. Проверяются отдельные вопросы финансово- хозяйственной деятельности предприятия, организации на основе отчетных, балансовых, расходных и других документов - это самый массовый метод финансового контроля. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий;

- Обследование. Охватывает более широкий круг показателей или вопросов. При этом может проводиться опрос, анкетирование, может осуществляться наблюдение за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.

- Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофакторным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Суть анализа - изучение отдельных вопросов для установления причинно-следственных связей с применением специальных экономико-математических методов.

- Ревизия- наиболее полный и обстоятельный метод контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений по первичным и бухгалтерским документам за отчетный период с целью проверки ее законности, правильности и целесообразности. В отличие от проверок ревизия - более комплексный метод, В зависимости от объекта различают ревизии полные, частичные, тематические и комплексные. При этом они могут быть плановыми (предусмотренными в плане работы соответствующего органа), внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих неотлагательной проверки) и комплексными (проводимыми совместно несколькими контролирующими органами). По степени охвата данных в процессе ревизии осуществляются сплошные проверки, когда контролируются - все документы и материальные ценности, и выборочные, суть которых заключается в контроле части документов. При выборочной ревизии контроль направлен на какие-либо отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности. Ревизии проводят разные контролирующие органы, прежде всего финансовые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены по плану этих органов и по указанию других компетентных органов, в том числе правоохранительных.

По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, они подразделяются на:

Документальные. Проверка документов - проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах. Сначала осуществляется формальная проверка наличие реквизитов, подписей, печатей, отсутствие исправлений, подчисток. Затем проводится юридическая проверка - соответствие документа или совершенной операции действующему законодательству. Может проводиться арифметическая проверка, иногда - логическая. Встречная проверка - очень эффективный, но трудоемкий метод. Проводится сопоставление данных проверяемого предприятия с данными его контрагентов;

2 Фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре). Фактические проверки связаны с проверкой материальных ценностей, денежных средств. Наиболее распространенный способ - инвентаризация - сводится к сопоставлению фактических ценностей документальным данным бухгалтерского учета. Другие способы - обследование, обмер, взвешивание материальных ценностей, экспертная оценка качества, лабораторный анализ (прием).

Срок проведения ревизии - не более 30 дней.

Результаты ревизии оформляются актом, имеющим важное юридическое значение. Он подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем проверяемой организации и ее главным бухгалтером. Свои возражения и замечания руководитель и главный бухгалтер проверяемой организации должны приложить в письменном виде к акту ревизии, подписав его. На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба; разрабатываются предложения по предупреждению нарушений государственной дисциплины, виновные привлекаются к ответственности. Руководитель организации, назначившей ревизию, обязан обеспечить контроль, за выполнением решений, принятых по ее результатам.

При необходимости срочных мер по устранению выявленных ревизией нарушений и злоупотреблений и привлечения к ответственности виновных лиц в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт, а материалы ревизии передаются следственным органам. Руководитель проверяемой организации обязан принять меры к устранению выявленных нарушений, не ожидая окончания ревизии. Об этом делается соответствующая запись в акте ревизии.

Общественный контроль — реализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам (юридическим и физическим). В организации общественного контроля важную роль играют средства массовой информации, выражающие интересы различных общественных организаций, политических партий и других структур.

38. Организационно-правовые формы и методы осуществления финансового контроля.

Необходимым условием эффективности правового регулирования финансовых отношений выступает финансовый контроль, являющийся составной частью единого механизма государственного контроля. Наличие финансового контроля обусловлено тем фактом, что финансам присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Осуществляют финансовый контроль в порядке, установленном законом, органы государственной власти, местного самоуправления, в том числе специальные контрольные органы при участии общественных организаций и граждан.

В основе финансового контроля лежат определенные принципы, которые отражают его сущность. Среди них следует выделить:

1) осуществление финансового контроля компетентными органами. Данный принцип состоит в том, что осуществлять финансовый контроль могут только специально уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления и иные организации. Инициатором проведения финансового контроля могут быть любые заинтересованные лица, а привлекаться к осуществлению контрольных мероприятий могут граждане и организации, способные оказать действенную помощь.

2) результативность финансового контроля - проявляется в своевременности проведения контрольных мероприятий, выявлении реальных результатов финансово-хозяйственной деятельности, нарушений финансовой дисциплины, в своевременности доведения полученных результатов до лиц, правомочных принимать соответствующие решения о принятии мер по устранению причин финансовых правонарушений и привлечении виновных к юридической ответственности. Конечным результатом финансового контроля должно стать совершенствование финансово-хозяйственной деятельности.

3) гласность финансового контроля - состоит в обнародовании результатов финансового контроля, в их публичном обсуждении, привлечении к ним внимания государственных органов, общественных организаций и граждан. Есть необходимость также в обнародовании тех мер, которые были приняты по выявленным в процессе финансового контроля нарушениям и недостаткам.

Сущность финансового контроля также находит свое отражение в его задачах. Одной из них является обеспечение финансовой дисциплины в сфере публичных финансов, предполагающее проверку своевременности и полноты исполнения обязательств перед бюджетами всех уровней, операций по использованию централизованных и децентрализованных государственных и муниципальных денежных фондов. При этом финансовый контроль призван обеспечить соблюдение действующего законодательства в области исполнения бюджетов различных уровней, налогообложения, валютных операций, регулирования внешнеэкономической деятельности и др. Эффективность контроля неразрывно связана с ответственностью за нарушения финансовой дисциплины, предусматривающей административные и финансово-правовые меры воздействия.

Финансовый контроль - это осуществляемая с использованием специфических организационно-правовых форм и методов деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, а в ряде случаев и иных организаций, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях обеспечения законности, обоснованности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджеты всех уровней и сохранности государственного и муниципального имущества.

В зависимости от уровня проведения финансовый контроль может быть государственным, муниципальным, внутрихозяйственным и независимым (аудиторским).

В свою очередь государственный и муниципальный финансовый контроль может быть:

- общим, т.е. осуществляемым органами государственной власти и местного самоуправления общей компетенции, а также специальными контрольными органами;

- ведомственным, т.е. проводимым на подведомственных организациях контрольно-ревизионными службами главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств.

В зависимости от уровня государственной власти, органы которого осуществляют контрольную деятельность, государственный финансовый контроль может быть федеральным и региональным.

Читайте также: