Казахстан подоходный налог 2013

Опубликовано: 15.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация оказывает экспедиторские услуги компании в Республике Казахстан.
Может ли иностранная компания применить к организации налог на прибыль? Если да, то можно ли применить исключение двойного налогообложения?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Доход, полученный в рассматриваемом случае российской организацией - исполнителем, не подлежит обложению подоходным налогом на территории Республики Казахстан.
В случае удержания налога на территории Республики Казахстан велика вероятность того, что организация не сможет воспользоваться положениями ст. 311 НК РФ, которыми предусмотрен механизм вычета из суммы российского налога на прибыль иностранного налога, уплаченного за рубежом.

Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ст. 311 НК РФ доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
Следовательно, доходы, полученные организацией от оказания услуг на территории Республики Казахстан, включаются в налоговую базу по налогу на прибыль в общеустановленном порядке.
Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в РФ (п. 3 ст. 311 НК РФ). При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами РФ, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в РФ.
Пунктом 1 ст. 7 НК РФ установлен приоритет норм международных договоров РФ, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами, установленными НК РФ, и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.
В настоящее время между РФ и Республикой Казахстан действует Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (Москва, 18 октября 1996 г.) (далее - Конвенция).
Указанная Конвенция распространяется в Республике Казахстан, в частности, на подоходный налог с юридических лиц (п. 3 ст. 2 Конвенции).
Согласно п. 1 ст. 8 "Международные перевозки" Конвенции прибыль, полученная резидентом договаривающегося государства от эксплуатации морских, речных, воздушных судов, железнодорожного или автомобильного транспорта в международной перевозке, облагается налогом только в этом государстве.
В данной норме доходы от оказания транспортно-экспедиционных услуг не упомянуты.
Полагаем, что в анализируемой ситуации необходимо руководствоваться п. 1 ст. 7 Конвенции, в силу которого прибыль предприятия договаривающегося государства (российской организации) облагается налогом только в этом государстве (РФ), если только такое предприятие не осуществляет или не осуществляло предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве через расположенное там постоянное учреждение.
Таким образом, если предпринимательская деятельность российской организации в рамках заключенного договора на оказание экспедиторских услуг осуществляется без образования постоянного представительства на территории Республики Казахстан, доходы, получаемые от источников в иностранном государстве, подлежат налогообложению в Российской Федерации (смотрите письмо Минфина России от 10.04.2017 N 03-08-05/21229).
Отметим, что постоянное учреждение может возникнуть в случае оказания услуг, но только если деятельность такого характера продолжается в пределах страны более чем 12 месяцев (пп. "в" п. 3 ст. 5 Конвенции). Такая ситуация, в частности, возможна в случае заключения договора с казахской организацией на срок более года, в том числе когда предметом договора будет оказание экспедиторских услуг.
Так в постановлении Десятого ААС от 19.11.2013 N 10АП-10445/13 суд указал, что двенадцатимесячный период применяется к каждому отдельному проекту. Проект может рассматриваться как единый субъект, даже если он основан на нескольких контрактах, при условии, что он формирует единое коммерческое и географическое целое. При таких обстоятельствах в смысле Конвенции деятельность российского экспедитора на территории Республики Казахстан носит регулярный характер, в связи с чем образует постоянное представительство.
При этом действующее законодательство Республики Казахстан и Конвенция не содержат требований обязательного наличия офисного помещения, регистрации постоянного представительства, создания рабочих мест либо вывоза оборудования для отнесения осуществляемой деятельности к деятельности, приводящей к образованию постоянного учреждения (представительства) на территории Республики Казахстан.
В таком случае российский суд признает правомерность налогообложения доходов российской организации, получаемых от деятельности в Республике Казахстан, на территории Казахстана и возможность проведения зачета суммы уплаченного за пределами РФ налога при уплате налога на прибыль организаций в РФ (смотрите также письмо УФНС РФ по МО от 02.11.2006 N 22-22-И/0510).
Однако в изложенной в вопросе ситуации контрагент из Казахстана собирается удержать из доходов российской организации подоходный налог потому, что сомневается в фактическом праве организации на получение соответствующего дохода, т.е. в том, что организация является конечным получателем дохода.
Отметим, что похожая норма есть и в п. 1 ст. 312 НК РФ, согласно которой помимо подтверждения постоянного местонахождения иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации, к которым относится и Конвенция, подтверждение, что иностранная организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.
По сути, это дополнительное требование к получателю дохода, установленное национальным законодательством.
При этом ни список документов с целью определения фактического получателя дохода, ни их форма не установлены ни Конвенцией, ни законодательными актами РФ и, полагаем, Казахстана тоже.
Минфин России в этом случае (когда речь идет о подтверждении фактического получения дохода иностранными юрлицами) в качестве таких документов рекомендует принимать во внимание, в частности (письмо Минфина России от 19.12.2018 N 03-08-05/92537):
- документы, подтверждающие (опровергающие) предопределенность последующей передачи получателем дохода денежных средств третьим лицам;
- документы (информация), подтверждающие возникновение у получателя дохода, налоговых обязательств, подлежащих уплате, наличие которых подтверждает отсутствие экономии на налоге у источника выплаты такого дохода при последующей передаче полученных денежных средств третьим лицам;
- документы (информация), подтверждающие осуществление получателем дохода в государстве (территории), местом регистрации или резидентства которого является государство (территория) фактической предпринимательской деятельности.
Если контрагент не примет во внимание предоставленные документы и все-таки удержит подоходный налог на территории Республики Казахстан, то в этом случае велика вероятность того, что организация не сможет воспользоваться ст. 311 НК РФ, которой предусмотрен механизм вычета из суммы российского налога на прибыль иностранного налога, уплаченного за рубежом.
По мнению Минфина России, в случае удержания подоходного налога с юридических лиц у источника выплаты в Республике Казахстан не в соответствии с положениями Конвенции данный налог при уплате налога на прибыль организаций в Российской Федерации не засчитывается в порядке п. 2 ст. 23 Конвенции (смотрите письма Минфина России от 21.05.2018 N 03-08-05/34062, от 10.04.2017 N 03-08-05/21229).
В такой ситуации организации следует обратиться в налоговый орган Республики Казахстан за возвратом налога, удержанного в данном государстве не в соответствии с положениями Конвенции. С этой целью также следует оформить документ, подтверждающий постоянное местопребывание в РФ (смотрите, например, письма Минфина России от 06.08.2015 N 03-08-05/45365, от 29.09.2014 N 03-08-05/48669, от 29.09.2014 N 03-08-05/48676, от 06.08.2013 N 03-03-06/1/31571, письмо УФНС России по г. Москве от 05.03.2010 N 16-15/023299@).
Одновременно организация вправе представить свое дело для рассмотрения в Минфин России. Заявление должно быть представлено в течение 3 лет с момента первого уведомления о действиях, приводящих к налогообложению не в соответствии с положениями Конвенции (п. 1 ст. 25 Конвенции).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена

Ответ прошел контроль качества

3 декабря 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter



Для предпринимателей, работающих в наиболее пострадавших от пандемии секторах, введен новый специальный налоговый режим розничного налога

Теперь им достаточно оплатить КПН/ИПН в размере 3% с оборота. Данная мера вводится в рамках исполнения поручения главы государства и является временной – ее действие продлится до конца 2022 года.


Как сообщили в пресс-службе Комитета государственных доходов МФ РК, режим добровольный, он предусмотрен для субъектов малого и среднего предпринимательства, признаваемых таковыми в соответствии с Предпринимательским кодексом РК и осуществляющих один или несколько видов деятельности, определенных постановлением правительства для целей применения данного режима. Он рассчитан на 2 года.

Отмечается, что объектом обложения является доход без учета расходов, определяемый в общеустановленном порядке.

Для применения режима установлена ставка налога в размере 3% от объекта обложения. Налог будет поступать от индивидуальных предпринимателей в виде индивидуального подоходного налога (кроме налогов, удерживаемых у источника выплаты), аналогично, от юридических лиц - в виде корпоративного подоходного налога.

Налоговый период– календарный квартал.


Те, кто изъявит желание перейти на специальный налоговый режим розничного налога, будут представлять декларации в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика, не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом. Они же не будут являться плательщиками социального налога.

Для перехода на указанный режим налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган уведомление о применяемом режиме. Переход производится с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором представлено уведомление о применяемом режиме налогообложения.

В текущий момент предпринматели могут представить уведомление по форме, размещенной на сайте Комитета государственных доходов, посредством веб-портала "электронное правительство" и по почте или непосредственно на бумажном носителе в органы государственных доходов по месту нахождения налогоплательщика.

В дальнейшем, после согласования форм уведомлений в Министерстве юстиции, будет обеспечен перевод налогоплательщиков, представивших уведомления о переходе на специальный налоговый режим розничного налога, в соответствующие сроки.


КГД обращает внимание на то, что также введена норма, согласно которой оборот лиц, применяющих специальный налоговый режим розничного налога, не включается в минимум оборотов, установленный для целей постановки на учет по налогу на добавленную стоимость.

Те, кто являются плательщиками налога на добавленную стоимость и решили перейти на специальный налоговый режим розничного налога будут сняты с регистрационного учета в качестве плательщика НДС. Для этого не позднее пяти рабочих дней до начала применения такого режима необходимо представить налоговое заявление.

Кроме того, следует учесть, что если осуществляется несколько видов деятельности, в том числе те, которые не вошли в перечень, определенный постановлением Правительства РК «Об определении Перечня видов деятельности для целей применения специального налогового режима розничного налога» №30 от 2 февраля 2021 года, то в таком случае налогоплательщик не вправе применять специальный налоговый режим розничного налога.

Введение режима розничного налога с единой льготной ставкой и освобождением от НДС и социального налога является временной и необходимой мерой поддержки для субъектов бизнеса, работающих в наиболее пострадавших от пандемии секторах экономики, и позволит им значительно упростить налогообложение.

Ставки основных налогов и обязательных платежей:
КПН, ИПН, НДС, СН, ИПН и СН при применении СНР, Налог на имущество, СО, ОПВ, ОППВ

Корпоративный подоходный налог

Ставка

Основание

КПН, удерживаемый с налогооблагаемого дохода налогоплательщика

Пункт 1 статьи 147 Налогового Кодекса

КПН, удерживаемый с налогооблагаемого дохода юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции от осуществления деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, продукции пчеловодства, продукции аквакультуры (рыбоводства), а также переработке и реализации указанной продукции собственного производства

Пункт 2 статьи 147 Налогового Кодекса

КПН, удерживаемый с доходов у источника выплаты, за исключением доходов нерезидентов из источников в Республике Казахстан

Пункт 3 статьи 147 Налогового Кодекса

КПН, удерживаемый у источника выплаты с доходов нерезидентов, осуществляющих деятельность без образования постоянного учреждения, по доходам, определенным статьей 192 Налогового Кодекса и указанным в подпункте 4) пункта 1 статьи 192 Налогового Кодекса, за исключением доходов, указанным в подпунктах 2) - 6) статьи 194 Налогового Кодекса

Пункт 4 статьи 147, подпункты 1), 2) статьи 194 Налогового Кодекса

КПН, удерживаемый у источника выплаты с доходов нерезидентов, осуществляющих деятельность без образования постоянного учреждения, по доходам в виде страховых премий по договорам страхования рисков, прироста стоимости, дивидендов, вознаграждений, роялти

Пункт 4 статьи 147, подпункты 3), 6) статьи 194 Налогового Кодекса

КПН, удерживаемый у источника выплаты с доходов нерезидентов, осуществляющих деятельность без образования постоянного учреждения, по доходам в виде страховых премий по договорам перестрахования рисков и от оказания услуг по международной перевозке

Пункт 4 статьи 147, подпункты 4), 5) статьи 194 Налогового Кодекса

КПН с чистого дохода юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в РК через постоянное учреждение

Пункт 5 статьи 147 Налогового Кодекса

Индивидуальный подоходный налог

Ставка

Основание

ИПН с доходов физических лиц

Пункт 1 статьи 158 Налогового Кодекса

ИПН с доходов физических лиц в виде дивидендов, полученных из источников в РК и за ее пределами

Пункт 2 статьи 158 Налогового Кодекса

Налог на добавленную стоимость

Ставка

Основание

НДС к размеру облагаемого оборота и облагаемого импорта

Пункт 1 статьи 268 Налогового Кодекса

НДС при оборотах по реализации товаров на экспорт

Пункт 2 статьи 268, статья 242 Налогового Кодекса

НДС при оборотах по реализации услуг по международным перевозкам

Пункт 1 статьи 268, пункт 1 статьи 244 Налогового Кодекса

НДС при обороте по реализации ГСМ, осуществляемой аэропортами при заправке воздушных судов иностранных авиакомпаний, выполняющих международные полеты, международные воздушные перевозки

Пункт 1 статьи 268, пункт 1 статьи 244-1 Налогового Кодекса

НДС при реализации на территорию СЭЗ товаров, полностью потребляемых при осуществлении деятельности, отвечающей целям создания СЭЗ, по перечню товаров, определенных Правительством РК

Пункт 1 статьи 268, пункт 1 статьи 244-2 Налогового Кодекса

НДС при реализации на территорию СЭЗ «Астана - новый город» товаров, полностью потребляемых в процессе строительства и ввода в эксплуатацию объектов по перечню товаров, определенных Правительством РК

Пункт 1 статьи 268, пункт 1 статьи 244-3 Налогового Кодекса

Оборот по реализации при добыче, и осуществляющих добычу и (или) производство золота, Национальному Банку РК аффинированного золота из сырья собственного производства для пополнения активов в драгоценных металлах

Пункт 1 статьи 268, пункт 1 статьи 244-4 Налогового Кодекса

Оборот по реализации товаров собственного производства и нестабильного конденсата в рамках контракта на недропользование

Пункт 1 статьи 268, пункт 1 статьи 245 Налогового Кодекса

Оборот по реализации продуктов переработки из давальческого сырья на территории другого государства-члена Таможенного союза

Пункт 1 статьи 268, пункт 1-2 статьи 245 Налогового Кодекса

Социальный налог

Ставка

Основание

Социальный налог, исчисляемый юридическими лицами

Пункт 1 статьи 358 Налогового Кодекса

Социальный налог, исчисляемый индивидуальными предпринимателями, за исключением применяющих СНР, частными нотариусами, частными судебными исполнителями, адвокатами, профессиональными медиаторами:
- за себя;
- за работника

Пункт 2 статьи 358 Налогового Кодекса

Социальный налог, исчисляемый специализированными организациями, где работают инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, по потере слуха, речи, зрения, соответствующие условиям пункта 3 статьи 135 Налогового Кодекса

Пункт 3 статьи 358 Налогового Кодекса

Социальный налог, исчисляемый юридическими лицами - производителями сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), осуществляющими исключительно деятельность, предусмотренную пунктом 2 статьи 147 Налогового Кодекса, и применяющими общеустановленный порядок

Пункт 3-1 статьи 358 Налогового Кодекса

Социальный налог, исчисляемый индивидуальными предпринимателями, применяющими СНР для крестьянских или фермерских хозяйств за каждого работника, а также за главу и совершеннолетних членов крестьянского или фермерского хозяйства

Пункт 4 статьи 358,
статья 445 Налогового Кодекса

Вернуться к началу Специальный налоговый режим

ИПН (КПН) и СН при применении специальных налоговых режимов

Ставка

Основание

СНР на основе патента:

1) ИПН – 1/2 часть от исчисленной суммы в размере 2% к объекту налогообложения;
2) социальный налог – 1/2 часть от исчисленной суммы в размере 2% к объекту налогообложения за минусом социальных отчислений

2%
к объекту налогообложения

Пункт 1 статьи 432 Налогового Кодекса

СНР на основе упрощенной декларации:

1) ИПН (КПН) – 1/2 часть от исчисленной суммы налогов в размере 3% к объекту налогообложения;
2) социальный налог – 1/2 часть от исчисленной суммы налогов в размере 3% к объекту налогообложения за минусом социальных отчислений.

Сумма налогов, исчисленная за налоговый период, подлежит корректировке в сторону уменьшения на сумму в размере 1,5 % от суммы налога за каждого работника, исходя из среднесписочной численности работников, если среднемесячная заработная плата работников по итогам отчетного периода составила у индивидуальных предпринимателей не менее 2-кратного, юридических лиц - не менее 2,5-кратного МРЗП

3%
к объекту налогообложения

Пункты 1, 2 статьи 436,
пункт 2 статьи 437 Налогового Кодекса

Налог на имущество

Ставка

Основание

Налог на имущество, исчисляемый юридическими лицами

Пункт 1 статьи 398 Налогового Кодекса

Налог на имущество, исчисляемый индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, применяющими СНР на основе упрощенной декларации

Пункт 2 статьи 398 Налогового Кодекса

Налог на имущество, исчисляемый:

- юридическими лицами, определенными статьей 134 Налогового Кодекса, за исключением религиозных объединений;
- юридическими лицами, определенными статьей 135 Налогового Кодекса;
- организациями по деятельности в области библиотечного обслуживания;
- государственными предприятиями, осуществляющими функции в области государственной аттестации научных кадров;
- юридическими лицами по объектам водохранилищ, гидроузлов и других водохозяйственных сооружений природоохранного назначения, находящимся в государственной собственности и финансируемым за счет средств бюджета;
- юридическими лицами по объектам гидромелиоративных сооружений, используемым для орошения земель юридических лиц - сельскохозяйственных товаропроизводителей и крестьянских или фермерских хозяйств;
- юридическими лицами по объектам питьевого водоснабжения;
- управляющими компаниями СЭЗ - по объектам обложения в течение пяти налоговых периодов, включая налоговый период, в котором возникло налоговое обязательство по соответствующему объекту;
- юридическими лицами по взлетно-посадочным полосам на аэродромах и терминалам аэропортов, за исключением взлетно-посадочных полос на аэродромах и терминалов аэропортов городов Алматы и Астаны.

Пункт 3 статьи 398 Налогового Кодекса

Налог на имущество, исчисляемый автономными организациями образования

Пункт 3-1 статьи 398 Налогового Кодекса

Социальные отчисления за участников системы ОСС - от объекта исчисления социальных отчислений

Статья 14 Закона РК от 25.04.2003 г. № 405-II «Об обязательном социальном страховании»

Социальные отчисления для самостоятельно занятых лиц, на которых распространяется СНР, - от объекта исчисления социальных отчислений, но не менее 5% от МЗП и не превышая сумму исчисленного социального налога

Обязательные пенсионные взносы

Ставка

Основание

ОПВ от ежемесячного дохода, принимаемого для исчисления пенсионных взносов, и не превышающего 75-кратный размер МЗП

Статья 25 Закона РК от 21.06.2013 г. № 105-V «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»

ОПВ для получателей социальных выплат на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года от дохода, учтенного в качестве объекта исчисления социальных отчислений

ОПВ в свою пользу от получаемого дохода, но не менее 1 МЗП и не выше 75-кратного размера МЗП для адвокатов, частных судебных исполнителей, частных нотариусов, профессиональных медиаторов, а также индивидуальных предпринимателей

ОПВ от 1 МЗП и не выше 75-кратного МЗП для крестьянских или фермерских хозяйств, применяющих СНР, в пользу совершеннолетнего члена (участника) и главы крестьянского или фермерского хозяйства

ОПВ в свою пользу от получаемого дохода, но не менее 1 МЗП вправе граждане РК:

1) выполняющие работы по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг);
2) работающие в представительствах международных организаций в РК, дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в РК;
3) работающие за пределами РК.

Пункт 5 статьи 25 и пункт 2 статьи 39 Закона РК от 21.06.2013 г. № 105-V «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»

Обязательные профессиональные пенсионные взносы

Ставка

Основание

ОППВ от ежемесячного дохода работника, принимаемого для исчисления пенсионных взносов

Пункт 1 статьи 26 Закона РК от 21.06.2013 г. № 105-V «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»

Автор: Т. Иванова, налоговый консультант

Ставки основных налогов и обязательных платежей

Виды налогов и платежей

Ставка

Основание

КОРПОРАТИВНЫЙ ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ

КПН, удерживаемый с налогооблагаемого дохода

20%

Пункт 1 статьи 313 Налогового кодекса

КПН, удерживаемый с облагаемого дохода:

Пункт 1-1 статьи 313 Налогового кодекса

Подпункты 4 и 5 статьи 223 Налогового кодекса

КПН, удерживаемый с налогооблагаемого дохода юридических лиц-производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) от осуществления деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), переработке и реализации указанной продукции собственного производства, а также продуктов такой переработки

10%

Пункт 2 статьи 313 Налогового кодекса

КПН, удерживаемый с доходов, облагаемых у источника выплаты, за исключением доходов нерезидентов из источников в Республике Казахстан

Пункт 3 статьи 313 Налогового кодекса

КПН, удерживаемый с доходов нерезидентов из источников в Республике Казахстан, определенных подпунктами 1) - 9), 11) - 34) пункта 1 статьи 644 Налогового кодекса, не связанных с постоянным учреждением таких нерезидентов, а также с доходов, указанных в подпункте 10) пункта 1 статьи 644 Налогового кодекса, за исключением доходов, указанных в подпунктах 2) - 5) пункта 1 статьи 646 Налогового кодекса

20%

Пункт 4 статьи 313 Налогового кодекса

Подпункты 1) пункта 1 статьи 646 Налогового кодекса

КПН, удерживаемый у источника выплаты с доходов нерезидентов, по доходам в виде страховых премий по договорам страхования рисков, прироста стоимости, дивидендов, вознаграждений, роялти

15%

Пункт 4 статьи 313 Налогового кодекса

Подпункты 2), 5) пункта 1 статьи 646 Налогового кодекса

КПН, удерживаемый у источника выплаты с доходов нерезидентов, в виде страховых премий по договорам перестрахования рисков и от оказания услуг по международной перевозке

5%

Пункт 4 статьи 313 Налогового кодекса

Подпункты 3), 4) пункта 1 статьи 646 Налогового кодекса

КПН с чистого дохода юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в РК через постоянное учреждение

15%

Пункт 5 статьи 313 Налогового кодекса

Пункт 1 статьи 652 Налогового кодекса

КПН с доходов лица, зарегистрированного в государстве с льготным налогообложением, включенном в перечень, определенные статьей 644 Налогового кодекса

Пункт 4 статьи 313 Налогового кодекса

Пункт 2 статьи 646 Налогового кодекса

КПН, удерживаемый у источника выплаты с доходов от прироста стоимости при реализации акций, выпущенных юридическими лицами, указанными в подпункте 6) пункта 1 статьи 293 Налогового кодекса, долей участия в юридических лицах, указанных в подпункте 6) пункта 1 статьи 293 Налогового кодекса, а также дивидендов, полученные от юридических лиц, указанных в подпункте 6) пункта 1 статьи 293 Налогового кодекса

5%

Пункт 3 статьи 646 Налогового кодекса

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ

ИПН у источника выплаты с доходов физических лиц, в том числе с доходов иностранцев или лиц без гражданства, являющихся резидентами Республики Казахстан

10%

Пункт 1 статьи 320 Налогового кодекса

Пункт 1 статьи 317 Налогового кодекса

ИПН у источника выплаты с доходов физических лиц в виде дивидендов, полученных из источников в РК, в том числе с доходов иностранцев или лиц без гражданства, являющихся резидентами Республики Казахстан

5%

Пункт 2 статьи 320 Налогового кодекса

Пункт 1 статьи 317 Налогового кодекса

ИПН по доходам, подлежащим налогообложению физическим лицом-резидентом самостоятельно

10%

Статья 320 Налогового кодекса

Пункт 2 статьи 317 Налогового кодекса

Пункт 2 статьи 358 Налогового кодекса

ИПН по доходам трудового иммигранта-резидента

10%

Пункт 1 статьи 320 Налогового кодекса

Пункт 4 статьи 360 Налогового кодекса

ИПН по доходам лиц, занимающихся частной практикой

10%

Пункт 1 статьи 320 Налогового кодекса

Пункт 2 статьи 365 Налогового кодекса

ИПН по доходам индивидуального предпринимателя, применяющего общеустановленный режим налогообложения

10%

Пункт 1 статьи 320 Налогового кодекса

Статья 366 Налогового кодекса

ИПН у источника выплаты с доходов физических лиц-нерезидентов, кроме доходов от прироста стоимости, дивидендов, вознаграждения, роялти

20%

Пункт 1 статьи 655 Налогового кодекса

Подпункт 1 пункта 1 статьи 646 Налогового кодекса

ИПН с доходов физических лиц-нерезидентов от прироста стоимости, дивиденды, вознаграждения, роялти

15%

Пункт 1 статьи 655 Налогового кодекса

Подпункт 5 пункта 1 статьи 646 Налогового кодекса

ИПН с доходов иностранцев и лиц без гражданства, направленных в Республику Казахстан юридическим лицом-нерезидентом, деятельность которого не приводит к образованию постоянного учреждения в Республике Казахстан, включая доходы, определенные статьей 322 Налогового кодекса, полученные (подлежащие получению):

10%

Статья 320 Налогового кодекса

Пункт 3 статьи 656 Налогового кодекса

ИПН по доходам физического лица-нерезидента, полученным из источников в Республике Казахстан, подлежащим уплате самостоятельно

по ставкам, установленным статьей 646 Налогового кодекса

Пункт 2 статьи 658 Налогового кодекса

ИПН плательщика ЕСП от суммы единого совокупного платежа, составляющего:

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

НДС к размеру облагаемого оборота и облагаемого импорта

12%

Пункт 1 статьи 422 Налогового кодекса

НДС при оборотах по реализации:

СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

Социальный налог, исчисляемый юридическими лицами.

Если объект налогообложения составляет за календарный месяц сумму от одного тенге до 1 МРЗП**, то объект налогообложения определяется исходя из такого минимального размера заработной платы.

9,5%

Пункт 1 статьи 485 Налогового кодекса

Пункт 4 статьи 484 Налогового кодекса

Социальный налог, исчисляемый индивидуальными предпринимателями и лицами, занимающимися частной практикой, за исключением:

Пункт 2 статьи 485 Налогового кодекса

2 МРП*

1 МРП*

СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ

На основе патента:

ИПН, включаемый в стоимость патента

1%

Пункт 2 статьи 686 Налогового кодекса

На основе упрощенной декларации:

3%

Пункт 1 статьи 687 Налогового кодекса

Пункт 2 статьи 688 Налогового кодекса

СНР с использованием фиксированного вычета:

КПН, за исключением КПН на чистый доход и КПН, удерживаемого у источника выплаты, к объекту налогообложения, определенному пунктом 1 статьи 695 Налогового кодекса

20%

Пункт 1 статьи 695 Налогового кодекса

Пункт 1 статьи 313 Налогового кодекса

КПН, удерживаемый с налогооблагаемого дохода юридических лиц-производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) от осуществления деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), переработке и реализации указанной продукции собственного производства, а также продуктов такой переработки, к объекту налогообложения, определенному пунктом 1 статьи 695 Налогового кодекса

Пункт 1 статьи 695 Налогового кодекса

Пункт 2 статьи 313 Налогового кодекса

ИПН, за исключением ИПН, удерживаемого у источника выплаты, к объекту налогообложения, определенному пунктом 2 статьи 695 Налогового кодекса

Пункт 2 статьи 695 Налогового кодекса

Пункт 1 статьи 320 Налогового кодекса

СНР розничного налога:

КПН (ИПН), за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты, к объекту налогообложения, определенному разделом 7 «КПН» или разделом 8 «ИПН» Налогового кодекса

СНР для крестьянских или фермерских хозяйств

Единый земельный налог, исчисляемый к объекту налогообложения, определенному статьей 703 Налогового кодекса

НАЛОГ НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

Налог на транспортные средства исчисляется в зависимости от объекта налогообложения

По ставкам, установленным в МРП*

Статья 492 Налогового кодекса

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

Базовые налоговые ставки на земли сельскохозяйственного назначения:

В расчете на один гектар и дифференцируются по качеству почв.

Устанавливаются пропорционально баллам бонитета

Статья 503 Налогового кодекса

Базовые налоговые ставки на земли населенных пунктов

Устанавливаются в расчете на один квадратный метр площади

Статья 505 Налогового кодекса

Базовые налоговые ставки на расположенные вне населенных пунктов земли промышленности и земли, предоставленные для нужд обороны, за исключением земель, временно используемых другими землепользователями

Базовые налоговые ставки на расположенные вне населенных пунктов земли, предоставленные для нужд обороны, временно не используемые для нужд обороны и предоставленные для сельскохозяйственных целей другим землепользователям

Устанавливаются пропорционально баллам бонитета

Пункт 3 статьи 506 Налогового кодекса

Статья 503 Налогового кодекса

Базовые налоговые ставки на расположенные вне населенных пунктов земли предприятий железнодорожного транспорта, занятые защитными лесными насаждениями вдоль магистральных железных дорог

Устанавливаются пропорционально баллам бонитета

Пункт 4 статьи 506 Налогового кодекса

Статья 503 Налогового кодекса

Налоговые ставки на земли промышленности (включая шахты, карьеры), за исключением земель промышленности, расположенных в черте населенного пункта, занятых аэродромами

Устанавливаются в расчете на один квадратный метр площади

Пункты 1 и 2 статьи 507 Налогового кодекса

Статья 505 Налогового кодекса

Налоговые ставки на земли промышленности, расположенные в черте населенного пункта, занятые аэродромами

Устанавливаются в расчете на один гектар пропорционально баллам бонитета

Пункт 3 статьи 507 Налогового кодекса

Статья 506 Налогового кодекса

Налоговые ставки на земли промышленности, расположенные в черте населенного пункта, занятые аэропортами, за исключением земель, занятых аэродромами

Устанавливаются в расчете на один квадратный метр площади

Пункт 3 статьи 507 Налогового кодекса

Статья 505 Налогового кодекса

Налоговые ставки на земли особо охраняемых природных территорий, лесного фонда и водного фонда, используемые в сельскохозяйственных целях

Устанавливаются пропорционально баллам бонитета

Пункт 1 статьи 508 Налогового кодекса

Статья 503 Налогового кодекса

Налоговые ставки на земли особо охраняемых природных территорий, лесного фонда и водного фонда, предоставленные физическим и юридическим лицам в пользование для иных целей, помимо сельскохозяйственных

Устанавливаются пропорционально баллам бонитета

Пункт 2 статьи 508 Налогового кодекса

Статья 506 Налогового кодекса

Налоговые ставки на земли населенных пунктов, выделенные под автозаправочные станции, автостоянки (паркинги)

Облагаются по базовым ставкам на земли населенных пунктов, увеличенным в 10 раз

Пункты 1 и 3 статьи 509 Налогового кодекса

Графа 3 таблицы статьи 505 Налогового кодекса

Налоговые ставки на земли населенных пунктов, занятые под казино

Облагаются по базовым ставкам на земли населенных пунктов, увеличенным в 10 раз

Пункт 2 статьи 509 Налогового кодекса

Статья 505 Налогового кодекса

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО

Налог на имущество, исчисляемый юридическими лицами

1,5%

Пункт 1 статьи 521 Налогового кодекса

Налог на имущество, исчисляемый индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, применяющими СНР на основе упрощенной декларации

0,5%

Пункт 2 статьи 521 Налогового кодекса

Налог на имущество, исчисляемый:

1) некоммерческими организациями, за исключением религиозных объединений и некоммерческих организаций, указанных в пункте 4 статьи 289 Налогового кодекса;

2) организациями, осуществляющими деятельность в социальной сфере;

3) организациями, основным видом деятельности которых является выполнение работ (оказание услуг) в области библиотечного обслуживания;

4) юридическими лицами по объектам водохранилищ, гидроузлов, находящимся в государственной собственности и финансируемым за счет средств бюджета;

5) юридическими лицами по объектам гидромелиоративных сооружений, используемым для орошения земель юридических лиц - сельскохозяйственных товаропроизводителей и крестьянских или фермерских хозяйств;

6) юридическими лицами по объектам питьевого водоснабжения;

7) юридическими лицами по взлетно-посадочным полосам на аэродромах и терминалах аэропортов, за исключением взлетно-посадочных полос на аэродромах и терминалах аэропортов городов Нур-Султана и Алматы;

8) технологическими парками по объектам, используемым при осуществлении ими основного вида деятельности;

11) организациями, осуществляющими деятельность по организации и проведению международной специализированной выставки на территории Республики Казахстан

0,1%

Пункт 3 статьи 521 Налогового кодекса

Налог на имущество, исчисляемый по объектам налогообложения, переданным в пользование, доверительное управление или аренду юридическими лицами, указанными в пункте 3 статьи 521 Налогового кодекса

2) организациями, осуществляющими деятельность на территориях СЭЗ

0%

Пункт 5 статьи 521 Налогового кодекса

Налог на имущество, исчисляемый юридическими лицами, определенными в перечне, утвержденном уполномоченным государственным органом, осуществляющим руководство и межотраслевую координацию в сфере жилищных отношений по согласованию с уполномоченным органом в области налоговой политики

В зависимости от стоимости объектов налогообложения

Пункт 6 статьи 521 Налогового кодекса

Статья 531 Налогового кодекса

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ

Социальные отчисления за участников системы ОСС - от объекта исчисления социальных отчислений, но не менее 3,5% от 1 МРЗП** и не более 3,5% от 7-кратного МРЗП**

Социальные отчисления для лиц, занимающихся частной практикой, индивидуальных предпринимателей и крестьянских или фермерских хозяйств, применяющих СНР:

Социальные отчисления для физических лиц, являющихся плательщиками ЕСП - от объекта исчисления социальных отчислений в размере:

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ВЗНОСЫ

ОПВ от ежемесячного дохода, принимаемого для исчисления пенсионных взносов, но не превышающего 50-кратный размер МРЗП**. При этом максимальный совокупный годовой доход не должен превышать 12 размеров 50-кратного МРЗП**

ОПВ в свою пользу от получаемого дохода, но не менее от 1 МРЗП** и не выше 50-кратного размера МРЗП** для лиц, занимающихся частной практикой, индивидуальных предпринимателей

ОПВ от 1 МРЗП** и не выше 50-кратного МРЗП** для крестьянских или фермерских хозяйств, применяющих СНР, в пользу совершеннолетнего члена (участника) и главы крестьянского или фермерского хозяйства

ОПВ от получаемого физическими лицами дохода по договорам ГПХ, но не выше 50-кратного МРЗП** (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 5) пункта 2 статьи 24 Закона)

ОПВ в свою пользу от получаемого дохода, но не менее от 1 МРЗП** и не выше 50-кратного размера МРЗП** вправе граждане РК:

3) работающие за пределами РК.

ОПВ в свою пользу для физических лиц, являющихся плательщиками ЕСП от:

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ВЗНОСЫ

ОППВ от ежемесячного дохода работника, принимаемого для исчисления пенсионных взносов

ОТЧИСЛЕНИЯ И ВЗНОСЫ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

Отчисления работодателей от объекта исчисления отчислений, подлежащих уплате в фонд социального медицинского страхования, не превышающего 10-кратный МРЗП**

Взносы работников, в т. ч. государственных и гражданских служащих, а также физических лиц, получающих доходы по договорам ГПХ, от объекта исчисления взносов, подлежащих уплате в фонд социального медицинского страхования, не превышающего 10-кратный МРЗП**

Взносы индивидуальных предпринимателей, лиц, занимающихся частной практикой, от объекта исчисления взносов в размере 1,4-кратного МРЗП**

Взносы самостоятельных плательщиков, а также лиц, занимающихся частной практикой, приостановивших представление налоговой отчетности, и индивидуальных предпринимателей, приостановивших представление налоговой отчетности или признанных бездействующими, от объекта исчисления взносов в размере 1-кратного МРЗП**

Взносы государства, подлежащие уплате в фонд социального медицинского страхования от объекта исчисления взносов государства, не превышающего 10-кратный МРЗП**

Взносы физических лиц, являющихся плательщиками ЕСП от:

ДЛЯ СВЕДЕНИЯ:

* Месячный расчетный показатель на 1 апреля 2021 года = 2 917 тенге

* Минимальная заработная плата на 1 января 2021 года = 42 500 тенге

Уставный капитал товарищества может составлять 20 рублей

В Казахстане действуют привлекательные ставки соцналогов

Субъекты специальных зон освобождены от всех налогов

На протяжении последних лет основными направлениями налоговой политики Республики Казахстан является снижение налоговой нагрузки и совершенствование налогового администрирования. Отметим, что для российского бизнеса Казахстан может рассматриваться как один из инструментов налогового планирования. Конечно, в таком качестве может выступать и субъект России, в котором действуют льготные налоговые ставки, однако российские регионы ограничены в совершении налоговых маневров федеральным законодательством. Казахстан же в отличие от субъектов РФ активно создает комфортные условия для ведения бизнеса, в том числе устанавливая благоприятные налоговые режимы (см. таблицу).

Ключевые различия налоговых систем России и Республики Казахстан

Вид налога Россия Казахстан
Налог на прибыль (корпоративный подоходный налог) Общая ставка — 20%. При этом 2% зачисляется в федеральный бюджет. Региональная ставка в размере 18% может быть снижена до 13,5% (п. 1 ст. 284 НКРФ) Ставка налога — 20%. Освобождены от уплаты налога участники инвестиционных проектов и субъекты СЭЗ
НДФЛ с выплат в рамках трудовых отношений (индивидуальный подоходный налог) Ставка НДФЛ равна 13% (п. 1 ст. 224 НКРФ) 10%
НДС В зависимости от вида операций, являющихся объектом обложения НДС, применяются следующие ставки: 0%, 10% и 18% (ст. 164 НКРФ) 0% или 12%
Страховые взносы (социальный налог и социальные отчисления) В общем случае работодатель должен исчислить страховые взносы по общему тарифу в размере 30% (в Пенсионный фонд РФ — 22%, в ФСС России — 2,9%, в ФФОМС — 5,1%) Ставка социального налога составляет 11%, в отношении социальных отчислений — 5%. Однако социальные отчисления с доходов свыше 39 тыс. рублей в месяц не уплачиваются
Упрощенная система налогообложения (специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации) Налоговая ставка для налогоплательщиков с объектом «доходы минус расходы» — 15%. Однако по решению региональных властей она может быть уменьшена до 5% (п. 2 ст. 346.20 НКРФ). Ставка для субъектов УСН, выбравших объектом налогообложения «доходы», составляет 6% (п. 1 ст. 346.20 НКРФ) Налоговая ставка составляет 3% с полученных доходов
НДФЛ с дивидендов (индивидуальный подоходный налог) В отношении дивидендов, полученных физлицами, являющимися налоговыми резидентами России, — 9% (п. 4 ст. 224 НКРФ), не являющимися резидентами — 15% (п. 3 ст. 224 НКРФ) ИПН при выплате дивидендов отсутствует после трехлетнего срока владения долей

Ставки НДС и подоходного налога в Казахстане ниже, чем в России

Примечательно, что ставка НДС в Казахстане, в том числе и при импорте, составляет всего 12 процентов. При этом налогоплательщикам Казахстана необходимо встать на регистрационный учет по НДС только в том случае, если их выручка в течение календарного года превысит лимит в 11 млн рублей. В случае если компания подпадает под этот лимит, но желает уплачивать налог, то она может встать на регистрационный учет в целях НДС, представив соответствующее заявление в налоговые органы.

Ставка корпоративного подоходного налога в Казахстане, как и ставка налога на прибыль в России (п. 1 ст. 284 НКРФ), составляет 20 процентов. Ставка индивидуального подоходного налога (ИПН) в Казахстане равна 10 процентам. При этом на казахстанских работодателей возлагается обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налога в бюджет в отношении всех доходов, выплачиваемых своим работникам. Получается, что российский НДФЛ проигрывает казахстанскому ИПН на 3 процентных пункта. Впрочем, казахстанские работники несут бремя уплаты обязательных пенсионных взносов в размере 10 процентов от своих доходов.

Дивиденды физлицам-резидентам освобождены от подоходного налога

В отношении дивидендов, полученных физлицами, являющимися резидентами России, налоговая ставка установлена в размере 9 процентов (п. 4 ст. 224 НКРФ). Однако в Казахстане ситуация иная. Если в момент исчисления дивидендов учредитель владеет долей в компании не менее трех лет, то выплата дивидендов освобождена от ИПН. Исключение составляют компании-недропользователи и резиденты стран с льготным налогообложением. Полное освобождение от уплаты ИПН с дивидендов после трехлетнего срока владения долей применяется и к участникам — резидентам России.

В случае владения долей менее трех лет при выплате дивидендов в адрес нерезидента казахстанская организация должна удержать ИПН у источника в размере 15 процентов. Однако, воспользовавшись положениями пункта 3 статьи 10 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 18.10.96, эту ставку можно снизить до 10 процентов.

Соцналог в Казахстане составляет всего 11 процентов

В Казахстане действуют привлекательные тарифы социальных налогов и отчислений. Так, социальный налог исчисляется по фиксированной ставке в размере 11 процентов от доходов сотрудников за вычетом обязательных пенсионных взносов, которые работники уплачивают самостоятельно. В отношении социальных отчислений установлена ставка в размере 5 процентов. Ежемесячные выплаты, превышающие сумму десятикратного минимального размера оплаты труда (около 39 тыс. рублей), не облагаются социальными отчислениями.

Примечательно, что вознаграждения в пользу физических лиц по договорам гражданско-правового характера не облагаются социальным налогом и социальными отчислениями. В России же выплаты по гражданско-правовым договорам не облагаются только взносами на обязательное социальное страхование (п. 2 ч. 3 ст. 9 закона от24.07.09 №212-ФЗ).

Казахстанские упрощенцы уплачивают налог с доходов по ставке 3 процента

Для малого бизнеса налоговая система Казахстана предусматривает возможность использования двух спецрежимов: на основе патента и на основе упрощенной декларации. Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации подразумевает уплату налога с доходов по ставке 3 процента. Данную систему налогообложения могут применять компании, у которых среднесписочная численность работников не превышает 50 человек, а доход за налоговый период составляет не более 2800-кратного минимального размера оплаты труда (на сегодняшний день около 11 млн рублей). Однако существует и еще ряд ограничений по применению данного спецрежима. К примеру, налоговый режим на основе упрощенной декларации не вправе применять компании, получающие доходы от источников за пределами республики. Исключение составляют доходы, полученные в виде дивидендов, процентов и роялти.

Необходимо отметить еще один неоспоримый плюс. В отличие от российских упрощенцев, казахстанские спецрежимники вправе встать на учет в качестве плательщиков НДС. Это позволяет им помимо использования пониженной ставки с доходов не потерять право на применение вычета по НДС.

Иностранные инвесторы освобождены от уплаты части налогов

Иностранные компании, в том числе и российские, желающие организовать в Казахстане крупное производство, могут рассчитывать на значительные налоговые льготы, а также на поддержку государства. Введение таких налоговых послаблений предусмотрено с 1 января 2015 года. Главным условием применения льгот является осуществление инвестиций на сумму не менее 20 млн долларов в одну из сфер деятельности, предусмотренных специальным перечнем, утвержденным правительством республики.

Каждый инвестор, подписавший с комитетом по инвестициям специальный контракт, может воспользоваться следующими налоговыми преимуществами:

  • полное освобождение от корпоративного подоходного и земельного налогов на срок до 10 лет;
  • полное освобождение от налога на имущество на срок до 8 лет со дня введения в эксплуатацию фиксированных активов;
  • возмещение до 30 процентов фактических затрат на строительно-монтажные работы и приобретение оборудования («инвестиционная субсидия»);
  • освобождение от уплаты таможенных пошлин при ввозе технологического оборудования и запасных частей на период инвестиционного контракта, но не более чем на 5 лет.

Резиденты специальных экономических зон освобождены от уплаты всех налогов

Еще один выгодный с налоговой точки зрения способ ведения бизнеса в Казахстане — регистрация в специальной экономической зоне (СЭЗ). В целях активизации внешнеэкономических связей и создания высокоэффективных и конкурентоспособных производств, в Республике Казахстан созданы 10 специальных экономических зон. К примеру, промышленно-производственные зоны. Это, в частности, «Морпорт Актау» в Мангистауской области, «Павлодар» в городе Павлодар, «Астана — новый город» в городе Астана, «Химический парк Тараз» в Жамбылской области. Кроме того, на территории республики созданы сервисные СЭЗ: «Бурабай» в Акмолинской области, «Хоргос — Восточные ворота» в Алматинской области. А также существует технико-внедренческая зона — «Парк инновационных технологий» в городе Алматы.

Примечательно, что субъекты СЭЗ освобождены от уплаты корпоративного подоходного налога, имущественного и земельного налогов, от социального налога. Кроме того, при соблюдении определенных условий резиденты специальных экономических зон освобождены от уплаты НДС и таможенных пошлин.

Возможность в определенных случаях не платить корпоративный подоходный налог и прочие налоги, относительно невысокие ставки зарплатных налогов и НДС, отсутствие при определенных условиях ИПН с дивидендов делают Казахстан привлекательным местом для перемещения бизнеса в рамках Таможенного союза и в рамках создаваемого Евразийского экономического союза.

Впрочем, несмотря на относительно низкий уровень корпоративного налогообложения, для казахстанских налоговых органов так же, как и для их российских коллег, актуальна борьба с налоговыми схемами. Причем используемые казахстанскими компаниями схемы в целом схожи с российскими.

Читайте также: