Истории из истории налогов

Опубликовано: 16.05.2024

СПРАВОЧНИК

ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ

Налоги. История развития налогов

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. В Пятикнижии Моисея сказано: «. и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу». Итак, первоначальная ставка налога составляла 10% от полученных доходов.

По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала в различных странах на протяжении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы.

Впервые юридическое закрепление налоги нашли в Законах царя Хаммурапи, правителя древневавилонского государства в первой половине XVIII в. до н.э. Это были обязательные подати, своеобразный налог с имущества, который уплачивался в денежной или натуральной форме. Причем подати платили свободные землевладельцы и ремесленники как в царскую казну, так и в казну местной знати пропорционально размеру имеющегося у них в наличии имущества. Сбором податей занимались царские чиновники. Государство, в свою очередь, способствовало защите интересов плательщиков. Аналогичные нормы имеются в древнеиндийских Законах Ману, древнеримских Законах ХII таблиц.

Многие стороны современного государства зародились в Древнем Риме. Первоначально все государство состояло из города Рима и прилегающей к нему местности. В мирное время денежных податей граждане не платили. Расходы по управлению городом и государством были минимальными, поскольку избранные магистраты исполняли свои должности безвозмездно, но порой вкладывая собственные средства. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий. Эти расходы обычно покрывала сдача в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами. Определение суммы налога (ценза) проводилось каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами.

Граждане Рима делали цензорам заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Таким образом, закладывались основы декларации о доходах. В IV – III вв. до н. э. Римское государство разрасталось, основывались или завоевывались новые города-колонии. Происходили изменения в налоговой системе. В колониях вводились коммунальные (местные) налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан. Определение суммы налогов производилось каждые пять лет. Римские граждане, проживающие вне Рима, платили как государственные, так и местные налоги. В случае победоносных войн налоги уменьшались, а порой отменялись совсем. Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне Рима, взимались регулярно. Единой налоговой системы не существовало. Те города и земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским легионам, после завоевания облагались более высокими налогами. Кроме того, римская администрация зачастую сохраняла систему налогов, сложившуюся в данной местности до завоевания римлянами.

Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла в должной степени контролировать. Результатом были коррупция, злоупотребление властью, а затем и экономический кризис, разразившийся в I в. до н. э.

Необходимость реорганизации финансового хозяйства Римского государства была одной из важнейших задач, которые решал император Август Октавиан (63 г. до н. э. – 14 г.н.э.). Во всех провинциях им были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль над налогообложением. Были значительно уменьшены услуги откупщиков, а там, где они сохранились, за их деятельностью устанавливался строгий государственный контроль. Была заново проведена оценка налогового потенциала провинций с целью более справедливого распределения налогов и увеличения их отдачи. Для этого были проведены обмеры каждой городской общины с ее земельными угодьями. По каждому городу был составлен кадастр, содержавший данные о землевладельцах. Затем производилась перепись имущественного состояния граждан. Переписью руководили наместники провинций совместно с прокураторами, возглавлявшими финансовые учреждения провинций. Каждый житель был обязан в определенный день представить властям общины свою декларацию. Налоговые документы хранились в финансовом органе и служили базой для последующих переписей имущественного состояния (цензов).

Главным источником доходов в римских провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну десятую доходов с земельного участка, хотя применялись и особые формы налогообложения, например налог на количество фруктовых деревьев, включая виноградные лозы. Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь, ценности. Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать. Существовали и косвенные налоги, а именно налог с оборота обычно по ставке 1% особый налог с оборота при торговле рабами по ставке 4% и налог на освобождение рабов по ставке 5% от их стоимости. В 6 г. н. э. император Август ввел налог с наследства по ставке 5%. Налогом с наследства облагались лишь граждане Рима. Налог носил целевой характер, полученные средства направлялись для пенсионного обеспечения профессиональных солдат.

Государственные финансовые органы непосредственно не взимали налогов с граждан. Это делали общины. А вот оценку и определение налоговых поступлений общин, контроль за сроками поступления налогов государство держало в своих руках через органы фиска.

Многие хозяйственные традиции Древнего Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно существовал 21 вид прямых налогов. Среди них: поземельный налог; подушная подать, налоги на оснащение армии, налог на покупку лошадей, налог на рекрутов, заплатив который можно было освободиться от воинской повинности, пошлина на продажу товаров (обычно ее ставка составляла 10 - 12,5%), пошлина на выдачу государственных актов и т.д.

Если строящееся здание превышало установленные заранее размеры, то взимался штраф, получивший название «налог на воздух». Широко практиковались в Византии чрезвычайные налоги: на строительство флота, содержание воинских контингентов и пр.

Несколько позже стала складываться финансовая система Руси. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Дань взималась двумя способами: «повозом», когда она привозилась в Киев, и «полюдьем» когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» - за перевоз через реку, «гостиная» пошлина - за право иметь склады, «торговая» пошлина - за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом. Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» - за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход» «Выход» взимался с каждой души мужского пола и со скота. Помимо «выхода», или дани, были и другие ордынские тяготы. Например, «ям» - обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам. Сюда же следует отнести содержание посла Орды с огромной свитой. Взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным. Главным источником внутренних доходов стали пошлины.

Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440 - 1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел «данные» деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: «ямские», «пищальные» - для производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т.е. на строительство засек - укреплений на южных границах Московского государства.

Для определения размера прямых налогов служило «сошное» письмо. Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные подушные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. «Соха» измерялась в четвертях или четях (около 0,5 десятины), ее размер в различных местах был неодинаков. «Сошное письмо» составлял писец с состоявшими при нем подьячими. «Соха» как единица измерения налога была отменена в 1679 г. Единицей для исчисления прямого обложения к тому времени стал двор.

Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные и винные. В середине XVII в. была установлена единая пошлина для торговых людей – 10 денег (5 копеек) с рубля оборота.

Политическое объединение русских земель относится к концу XV века. Однако стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода. Одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы. В силу этого финансовая система России в XV-XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана. Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича (1629 – 1676), создавшего в 1655 г. Счетный приказ.

Эпоха Петра I (1672 – 1725) характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, большого строительства, крупномасштабных государственных преобразований. Для пополнения казны изобретались все новые способы, вводились дополнительные налоги, вплоть до анекдотичного налога на бороды и усы. Царь учредил особую должность – «прибыльщики», обязанность которых изобретать новые источники доходов казны. Так был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков (десятая часть доходов от их найма), налоги с постоялых дворов, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного, найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже церковные верования. Например, раскольники были обязаны уплачивать двойную подать.

К новым налогам присоединялись казенные монополии; к прежним монополиям (смоле, поташу, ревеню, клею) прибавились новые: соль, табак, мел, деготь, рыбий жир, сало и дубовые гробы. Рыбные ловли отдавались из казны на откуп; вино продавалось в казенных кабаках.

В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить равномерную раскладку налоговых тягот. В конце царствования Петра многие мелочные сборы были отменены, а для увеличения государственных доходов и устранения злоупотреблений была предпринята новая серьезная финансовая мера – введение подушной подати, заменившей существовавшее с 1697г. подворное обложение. Помещичьи крестьяне должны были платить «по 8 гривен с персоны» (т. е. по 80 копеек) в год; государственные крестьяне и посадские люди должны были платить дополнительно (взамен помещичьих доходов) по 40 копеек с души. Причем в действительности размер подати был еще выше, так как душа мужского пола была не реальной единицей, а счетной, поскольку подушная подать взималась со всего мужского населения от грудных младенцев до глубоких старцев и даже с давно умерших, но числившихся в живых, в так называемых ревизских сказках. После уплаты подушной подати другие поборы не взимались.

В ходе дальнейшего исторического развития налоговая система претерпевала незначительные изменения, не носившие системообразующего характера.

В 1881-1885г.г. в России была проведена налоговая реформа, были отменены соляной налог и подушная подать, проведена реорганизация системы сбора налогов и введены некоторые новые налоги.

Основные формы государственных доходов поступали в виде акцизов на предметы потребления и таможенных пошлин на ввозные товары. Косвенные налоги составляли значительную часть всего государственного бюджета. Среди них доминировали доходы от государственной винной монополии и акцизы на алкогольную продукцию.

Прямые налоги – государственный поземельный налог, промысловый сбор, сбор с доходов от денежных капиталов, выкупные платежи, налог на наследство, на переход недвижимости – составляли около 7% от доходов бюджета.

Большое количество косвенных налогов в то время связано со спецификой объектов налогообложения. Дело в том, что основной гнет налогового бремени ложился на крестьянство и городских жителей, с которых взять по большей части было нечего. Наиболее состоятельные слои общества были, как правило, освобождены от уплаты налогов. Поэтому значительное количество косвенных налогов не удивительно. Акцизы устанавливались на товары, пользующиеся всеобщим спросом.

Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI-XVII вв. в Европе. Практически не существовало крупного постоянного налога, поэтому периодически парламенты выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги. Плательщиками налогов обычно выступали люди, принадлежавшие к третьему сословию, т. е. сельские жители и горожане недворянского происхождения.

Практиковался метод, при котором определенный налог, как только было получено право на его взимание, выставлялся на торги для сдачи в откуп. Кто предлагал самую высокую цену, тому он и продавался. Вся сумма немедленно поступала в княжескую или королевскую казну. А далее откупщик, наделенный уже государственными полномочиями, вместе со своими помощниками и субарендаторами старался получить прибыль.

Но только в самом конце XVII - начале XVIII в.в. в европейских странах стало формироваться административное государство, создававшее чиновничий аппарат и достаточно стройную и рациональную налоговую систему, состоящую из прямых и косвенных налогов.

Из косвенных налогов особую роль стал играть акциз. Обычно он взимался непосредственно у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. Иногда налогом облагалось только то, что ввозилось в страну, т.е. от него освобождались товары, идущие на экспорт. Размеры акциза колебались обычно от 5 до 25%. Какого-либо научного обоснования размеров налогообложения не было.

Из прямых налогов основная масса доходов приходилась на подушный и подоходный налоги. От них были освобождены дворянство и духовенство. Зато буржуазия и крестьянство отдавали государству в виде прямых налогов 10 - 15% от всех своих доходов.

В последней трети XVIII века в Европе активно разрабатываются проблемы теории и практики налогообложения. Назначенный министром финансов Франции в конце 1769 г. в период жесточайшего финансового кризиса Франции аббат Тэрре вынужденно вводил, новые налоги. При этом он отдавал предпочтение косвенным налогам. Тэрре исходил из целесообразности дифференциации косвенных налогов: продукты первой необходимости (зерно) должны быть от него освобождены, скот должен облагаться очень незначительно, вино – немного больше, грубые ткани – очень мало, а предметы роскоши – очень высоко.

В это же время в России прямые налоги в бюджете играли второстепенную роль по сравнению с налогами косвенными (например, питейные налоги). Развивались и бюджеты городов, где все большую роль начинали играть так называемые оброчные статьи. Налоги взимались с содержателей плотомоен и прорубей, с перевозов, с рыбных ловель, с подвижных лодок, за запись в городовую обывательскую книгу и др.

Источник - Т.А. Фролова Налогообложение предприятия Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.

Налоги являются главным финансовым источником. С незапамятных времен присутствуют обязательные платежи части общественного продукта. Налогообложение имеют рыночные и нерыночные хозяйства.

История возникновения налогов длится тысячелетиями. Это основное звено экономики в отношениях государства и общества.

Первым периодом развития налогов был неразвит и имел случайный характер. Это было в древнем мире и средних веках.

Налоги появились с образованием государств, товарного производства и государственного аппарата: чиновников, армии и судов. Они были необходимы для содержания государства и институтов.

С начала это были бессистемные платежи в натуральной форме. Граждане выполняли повинности личного характера: участвовали в походах, барщина. Так же принимались продуты, снаряжение для армии и фураж. Римская империя и Афины вводили налоги только в военное время. Царь Дарий в качестве налогов брал евнухов. Так что общественная потребность определяла форму налогов.

Развитие товара-денежных отношений ввели денежную форму сбора налогов. Если ранее они шли на содержание армии и дворцов, строительство дорог и храмов, то потом налоги оказались главным доходом государства.

В древнем мире налоги отличались от современных. Их можно назвать квазиналогами, которые были дополнением к другим источникам госдохода: добыча на войне, государственное имущества – домены, регалии. Квазиналогами стали переходной ступенью к налогам.

Первая организованная налоговая система появилась в Древнем Риме.

Строительство зданий компенсировалось арендной платой с земель. Во время военных действий налоги платили со своих доходов. Сумма бралась от заявленного имущества и положения каждые пять лет – зарождение декларации о доходах.

Римская империя росла и завоевывала новые колонии. В них вводились коммунальные налоги и другие повинности. Сумма рассчитывалась так же, как и в Риме. При победе налоги могли уменьшить или отменить, исключением был коммунальный налог, который платили жители вне Рима постоянно.

Долгое время римские провинции не имели финансовых органов для установления и сбора налогов. Пользовались услугами откупщиков, которых трудно было контролировать. В результате развивались злоупотребление властью и коррупция. Начался экономический кризис.

Август Октавиан решил изменить систему налогообложения: отменены откупа, переоценили провинции, появились кадастры, переписали население, ввели декларации и преемственность налоговой службы. В Древнем Риме основными платежами были единая подушная и поземельная подать, а косвенными – налог с оборота, наследственный налог и др. Налоги начали регулировать экономические отношения. Многие налоги перешли в Византию.

В 16-18 века в Европе налоговая система отсутствовала. Налоги были в виде единовременных поборов. Собирали налоги откупщики, внося в казну государства сумму налога полностью. Получив право на сбор налога с населения, они собирали не только откуп, но и свою прибыль.

Развитие государств требовала обоснованной и рациональной системы налогообложения.

В 17-18 века начался новый период развития системы налогов. Сформированы налоговые системы с прямыми и косвенными налогами. Появились акцизы, подоходный и подушный налог.

Развитие демократии так же повлияла на налоги. В 1215 в Англии в «Хартии вольностей» указано, что налог можно ввести с одобрения нации.

После Великой французской революции правительство Франции начало утверждать бюджет.

Налоги становились причиной многих конфликтов в мире: Нидерланды и Испания, Швейцария и Австрия, казаки и Польша, Англия и ее колонии и т.д.

Примером налогового послабления может быть «Бостонское чаепитие» в 1773 году. Англия разрешила Ост-Индийской компании ввозить чай без пошлин в североамериканские колонии. Это значительно повысило ее конкуренцию.

Государственное налогообложение привело к возникновению теории налогообложения. Адам Смит сформулировал основные принципы налоговой системы.

В 19 веке количество налогов уменьшилось, а права при их назначении увеличились. Начали изучать природу, методики и проблемы налогообложения.

Подъем и концентрация производства и рост экономики вывели его на новый этап. Основными объектами стал переход ценностей от одного владельца к другому.

После Первой Мировой войны прошли налоговые реформы. В современной налоговой системе прямые налоги и подоходно-прогрессивный заняли ведущее место.

Налоги стали дифференцировать:
•принцип платежеспособности;
•принцип получаемой выгоды.

Сегодня хорошо развиты аудиторские, инвестиционные и консультационные компании. На возмездной основе работают частные и государственные институты: пенсионный фонд, благотворительные организации и т.д.

…Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части дохода, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им…

Во времена охотников на мамонтов и собирателей корешков с налогами было относительно просто. Каждый член человечьего стада получал свою долю от общей добычи – сильные повкуснее, слабые поплоше. Вожди без зазрения совести отбирали, что им понравится, и все были довольны.

Понятие частной собственности возникло вместе с понятиями «род», «семья» и «закон». Община стала делиться на тех, кто добывает пищу в поте лица и тех, кто защищает «работников», получая за это еду и всеобщее уважение.

Регулярные взносы с населения начали собирать не правители, а жрецы. Уже в Египте и Вавилоне взимание «десятины» в пользу богов был обычным явлением. Светская власть существовала за счёт эксплуатации рабского труда и сбора податей с покорённого и пришлого населения. В Египте политику «налоговых ножниц» фараоны применили к иудеям, разбогатевшим сверх всякой меры.

Афинские граждане вообще не платили регулярных податей – это считалось унизительным для свободного человека. При этом богатые афиняне вносили добровольные пожертвования в городскую казну, оплачивая благоустройство города, спортивные состязания и театральные представления. А на военные нужды взимались единоразовые отчисления с имущества.

Прообраз современной системы налогообложения оформился в древнем Риме. Изначально коренные римляне тоже не платили налогов, а магистраты и городские власти содержались за счёт обеспеченных граждан – это было почётно. Выворачивать карманы приходилось только во время войны, специальные клерки-цензоры обходили жителей и составляли налоговые декларации по доходам каждой семьи.

Когда из города-государства Рим стал великой империей, стало ещё легче – римляне жили в роскоши за счёт налогов с покорённых провинций. К сожалению, аппетиты императоров росли быстрей, чем доходы страны. Цезарь ввёл подоходные и поземельные подати, Октавиан Август – налог на наследство и налог с оборота, а Веспасиан – знаменитый налог на общественные уборные.

Когда сын предприимчивого императора попробовал возмутиться нововведением, Веспасиан сунул ему под нос золотой денарий со словами «Деньги не пахнут».

Сборщик по зёрнышку клюет

Знаменитый средневековый богослов святой Фома Аквинский считал, что «налоги это узаконенная форма грабежа». Незнатные жители средневековой Европы имели все основания с ним согласиться. Поземельные налоги и церковные подати собирались ещё со времён римского владычества, но власть имущие были воистину ненасытны.

Церковь вообще не платила налогов, благородное сословие получало от королей земли и деньги «за службу», а кормить всю эту ораву приходилось крестьянам и горожанам. Помимо регулярных налогов взимались подати по случаю рождения и посвящения в рыцари принцев, замужества королевских дочерей, на крестовые походы и выкуп из плена неудачливых монархов.

Так в Англии был введён специальный побор, чтобы выкупить Ричарда Львиное Сердце у германского императора. Платили деньгами, товарами и натурой – «барщиной», трудом на полях и в замках дворян. «Право первой ночи» тоже считалось налогом, законной долей сеньора.

Схема налогообложения менялась от государства к государству. В Англии взимали пошлину «с окна» (в зависимости от количества окон в доме), в Дании каждый житель, кроме солдат и детей, должен был ежегодно вносить в казну золотой талер, во Франции откупщики сдавали в казну оговоренную сумму налога, а затем выжимали с населения деньги в свои карманы.

Особым налогом облагались рудники и виноторговля, проезд по частной дороге или мосту, породистые скакуны и дамские украшения. Иноверцы (иудеи и мусульмане) тоже вносили особую плату за право жить и торговать на территории христианского государства.

К 16 веку сперва Англия, а за ней и другие европейские страны стали тратить налоги, в том числе и на социальную сферу. Английские приходы (микрорайоны) обязали самостоятельно содержать своих бедняков и поддерживать в порядке свои улицы, затем появились сборы на очистку рек, устройство плотин и содержание общественных больниц.

Систему откупщиков во Франции добила революция. А понятие о налогах, как об общественном долге каждого гражданина перед своим государством появилось вместе с профессией экономиста.

Шотландец Адам Смит, один из первых экономистов-теоретиков писал:

Соляной бунт

Киевская Русь собирала налоги просто «по куне (кунице) с дыма (жилья)». За возможность спокойно жить на своей земле и спокойно торговать в стольном граде славяне платили князьям твёрдую мзду. Неплательщиков продавали с торгов, иногда – вместе с семьями.

Помимо основного налога существовали всевозможные сборы – за право иметь склады, переезжать через реки и въезжать в города. За нарушения закона полагалось платить судебный налог – «виру». Убийство холопа, коня и кража бобра из логова стоили одинаково – 12 гривен с преступника.

Татарские завоеватели ввели подушный налог, «выход» - за каждого жителя и крупный скот. Откупщиками перед ханами выступали русские князья и тяжесть налога зависела от условий договора с конкретным Джаннибеком или Мамаем.

После освобождения от татарского ига, русские цари продолжили брать подушную подать, но добавили косвенные налоги - на топоры, свадьбы, мёд, икру и т.д. Государство взимало более 20% дохода населения, и, наконец, неподъёмный налог на соль (20 копеек с фунта) вызвал всеобщее возмущение. Для бедняков одним из основных источников пищи была рыба с Волги и Оки, с удорожанием соли её стало невыгодно перевозить, улов тух на берегах, а голодные люди взялись за вилы и косы. Многих бунтовщиков казнили и запороли до смерти, но подать всё же пришлось снизить.

Порядок в налогообложении навёл Пётр 1. С одной стороны он начал проводить политику налоговых льгот для успешных предпринимателей, армейских поставщиков и «социально незащищённых» граждан, с другой – ввёл единую ставку прямого налога и бессчётное число косвенных.

Россияне платили за арбузы, орехи, найм домов, право ходить в баню, молиться по католическому или раскольничьему канону и даже ставить печь в избе. Самым знаменитым стал налог на бороды – по 60р в год с купцов и дворян, по 30р с обывателей (корова стоила 6-7 рублей). Меры были жестокими, но по итогам петровских реформ Россия выплатила все внешние долги и стала «самоокупаемой» державой.

Теневые налоги

Современная налоговая система в России всё ближе подходит к американским стандартам. Ничто не ново под луной – американцы тоже ежегодно заполняют кучу бумажек по доходам и прибылям, а юристы, изыскивающие способы сократить налоги – одна из самых уважаемых профессий в стране.

Да и наше законодательство относительно гуманно обходится с населением. Знаете ли вы, что:

  • В Византии платили налог «за воздух» - ставкой облагалась постройка любого помещения больше определённого объёма;
  • В немецком городе Бюртемберге домовладельцам предписывалось ежегодно сдавать в казну 18 дохлых воробьёв;
  • В китайском городе Тяньцзин пары, состоящие во внебрачном сожительстве, обязаны ежегодно выплачивать 120 долларов «налога на грех»;
  • Налоги, собираемые с исполнительниц «танца живота» в Египте – пятый по значению источник доходов страны (более 260млн $ в год);
  • В Австрии горнолыжники платят «гипсовый» налог за каждый спуск с горы, вырученные суммы идут в пользу австрийских травматологических клиник;
  • В Гвинейской республике граждане платят налог «на мир» - за каждый год, в который государство не воюет;
  • В Венеции с 1996 года платят налог на тень – с тентов, навесов и зонтиков у магазинов и кафе для туристов.

Если вдруг вам не нравится заполнять налоговую декларацию – порадуйтесь, что по крайней мере за бороду, туалет и возможность целоваться в общественном месте налоги всё ещё не берут.


Русские платили за мытье в домашней бане, за отращивание бороды и даже за отказ от рождения детей. И это далеко не все налоги, с которыми приходилось сталкиваться обычным гражданам.

1. Сбор с бани

Русская Венера

Русская Венера - Борис Кустодиев/Нижегородский государственный художественный музей

Бояре, согласно указу, должны были платить по три рубля в год, дворяне и купцы, которые получали доход с бань больше 50 рублей в год - по рублю в год. С остальных граждан, у кого при домах были бани, брали по 15 копеек в год. Это много - тогда только за рубль можно было купить порядка сотни кур.

Ломать или сжигать уже построенные бани тоже было затратно - закон за это требовал заплатить пени в размере 5 рублей. Сбор с бань продержался аж полвека, его отменили только в 1755 году.

2. Бородовые деньги


Небольшой медный жетон с изображением бороды и настоящая учетная книга бородачей - стандартные вещи при Царской России после 1705 года. Именно тогда Петр I ввел один из самых крупных налогов для тех, кто отказался сбривать бороды.

Ввести налог на бороды Петр I решил после своего путешествия в Европу - по его мнению, русские должны были быть максимально похожи на европейцев, а те бород в то время уже не носили.

Сбрить бороды и усы должны были все жители городов. Те, кто не хотел менять имидж, платили за волосы на лице. Налог для отдельных особо богатых купцов был выше остальных - аж 100 рублей в год. Служащие при дворе, а также купцы со средним достатком, чиновники и ремесленники с бородами платили 60 рублей за год. Меньше всего платили ямщики и извозчики - по 30 рублей в год.

Налог полагался и бородатым крестьянам - за въезд в город у них забирали 1 копейку. В деревнях они могли бороды не брить. Исключением были попы и дьяконы, на них указ не распространялся.

В городах также велся учет мужчин с бородой, заплативших налоги, - каждого записывали в отдельную книгу, и выдавали небольшой жетон в качестве опознавательного бородового знака.

Налог отменили лишь в 1772 при правлении Екатерины II, но и она сохранила запрет на ношение бород и усов для чиновников, военных и придворных.

3. Штраф за убийство

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года - Илья Репин/Государственная Третьяковская галерея

В Древней Руси с конца IX существовал денежный штраф за убийство, который назывался «вирой», сообщается в Толковом словаре Ефремовой.

Согласно тогдашнему своду законов, убийца простого свободного человека мог избежать кровной мести, заплатив штраф в пользу князя в размере 40 гривен, сказано в своде древнерусских законов «Русская Правда». Деньги это были немаленькие - на эту сумму можно было купить два десятка коров, пишет «Профиль». Убийство человека, служащего в княжеской администрации, стоило дороже - аж 80 гривен. Убийство жены, пойманной на измене, а также тяжелые увечья стоили дешевле, всего 20 гривен.

Если убийцу не могли найти, то штраф платила местная общинная организация, вервь, которая следила за преступностью на территории, где был найден труп убитого.

В Большой Советской энциклопедии сообщается, что такая традиция сохранялась и в XVI веке, но словарь Ефремовой утверждает, что виру прекратили применять куда раньше, в XIII веке.

4. Налог на зрелища


С 1918 года налогом облагалось любое зрелищное и увеселительное мероприятие, будь то театр, кинотеатр или цирк. Об этом гласит текст письма народного комиссариата Государственного призрения РСФСР - одного из министерств Временного правительства, появившегося во время революции 1917 года.

Налог взимался за каждый проданный билет - от 10 до 80 копеек, если билет был дороже 50 копеек, и 1/3 от стоимости билета, если билет стоил больше 10 рублей. В 20-е годы XX века на 80 копеек можно было купить 1 кг сахара, 1 кг вареной колбасы или 4 кг хлеба. Учитывая, что налог взимался за каждый билет, то в сумме организаторы платили немалые деньги.

На билеты, стоящие меньше 50 копеек, также накладывался «благотворительный сбор» в размере 5 копеек.

Деньги, полученные от налога, шли на помощь инвалидам, старикам, детям, сиротам и другим нуждающимся гражданам, сообщалось в письме.

Начиная с 1942 года, налог стали платить организаторы всех платных мероприятий, включая лекции, концерты, танцевальные вечера, спортивные состязания, скачки и т.д. Для каждого вида мероприятий Президиум Верховного Совета СССР установил свой процент с валовой выручки от продажи билетов - от 5 до 55%, за неуплату организаторам грозил штраф в размере 100 рублей. От налога освобождались лекции по марксистско-ленинскому воспитанию, кружки самодеятельности, а также мероприятия для военнослужащих, для детей до 16 лет (кроме киносеансов) и для инвалидов.

В 1948 году на 100 рублей можно было купить разве что две бутылки водки, однако уже в 1956 году на можно было позволить 3 кг красной икры или 4 бутылки водки, а в 1965 - путевку в лагерь на побережье Черного моря.

Указ о налоге отменили лишь в 1975 году, исключением стали кинотеатры - они продолжили платить 55% от валовой выручки от продажи билетов.

5. Налог на бездетность


Начиная с октября 1941 года, советскому человеку было выгоднее нести военную службу, выйти замуж за военного, получать среднее или высшее образование, быть пенсионером или вовсе быть признанным бездетным - все остальные, женатые и одинокие без детей должны были платить налог на бездетность, гласил Указ президиума Верховного Совета СССР.

Налог удерживал работодатель прямо из зарплаты рабочих и служащих. При зарплате меньше 150 рублей в месяц налог составлял пять рублей, при зарплате больше этой суммы - 5% от зарплаты. Колхозники и владельцы собственных крестьянских хозяйств платили налог в размере 100 рублей в год.

В 1944 году налог повысили до 6% от зарплаты, его платили мужчины от 20 до 50 лет и женщины от 20 и до 45 лет. Даже наличие детей не избавило от налогов - при наличии одного ребенка советские граждане платили 1% от месячного дохода, а при наличии двух 0,5 %.

После Великой Отечественной войны в деревнях почти не осталось мужчин, женщинам не за кого было выходить замуж и поэтому рождалось мало детей. Если же семья все-таки создавалась, но в ней не было детей, то колхозники должны были платить до 150 рублей в год, при рождении первого ребенка плата сокращалась до 50 рублей, после второго до 25, и только, начиная с появления третьего ребенка в семье, она не облагалась налогом. Также налог не применялся к тем, кто по состоянию здоровья не мог иметь детей, к гражданам, чьи дети умерли, числились погибшими или без вести пропали во время Великой Отечественной войны.

При усыновлении детей, налог за бездетность отменялся. В случае смерти ребенка обязанность выплачивать налог возвращалась. Если ребенок рождался в незарегистрированной семье, то от уплаты освобождалась только мать. В 1952 году налог для колхозников и малоимущих семей был отменен.

С 1975 по 1985 года в СССР на пять рублей можно было купить 25 батонов белого хлеба, 50 кг картошки, ну или как минимум 5 раз пообедать в столовой - с супом, горячим блюдом, салатом и компотом с булочкой.

Налог для остальных граждан отменили лишь в 1992 году после распада СССР.

За время действия налога население СССР выросло с 97 млн в 1946 году до 148 млн человек в 1992 году. Деньги, собранные с налогов, входили в союзный и республиканский бюджеты, их тратили на помощь многодетным матерям и строительство детских домов.

Российские общественные организации и представители РПЦ до сих пор предлагают вернуть налог на бездетность, однако в правительстве России такие идеи не поддерживают - по их словам, подобная мера уже давно не помогает росту демографии.

История налогообложения

1. История налогообложения в мире

История налогов уходит корнями в глубокую древность. Во всяком случае, документальные подтверждения их существования обнаруживаются примерно 2500 лет назад. Например, в Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания такого государственного аппарата оказалась столь велика, что породила множество разнообразных налогов. Налоговые чиновники (их функции в то время выполняли писцы — самые грамотные члены общества) сопровождали египтян даже в загробную жизнь: в гробницах фараонов среди статуэток прочих слуг, призванных сопровождать владыку после смерти, обнаруживаются и статуэтки писцов-налоговиков. Они должны были и на том свете помогать фараону наполнять государственную казну.

Основные проблемы, которые несколько тысяч лет определяли развитие способов налогообложения, можно сформулировать в виде двух простых вопросов: кто должен платить налоги с чего следует взимать налоги?

Ответ на первый вопрос на протяжении большей части известной нам истории человечества был один и тот же: платить налоги должно основное население - "неблагородные", т. е. крестьяне, ремесленники, торговцы, жители колоний. Это их обязанность, поскольку своими деньгами они должны обеспечивать доходы правителей страны и их придворных. Идея налогообложения как обязанности свободного гражданина страны родилась относительно недавно — после того как в Англии, США, а затем и странах Западной Европы возникли конституции и демократические государственные механизмы.

Что касается второго вопроса (с чего следует взимать налоги), то ответ на него человечество искало особенно долго, пытаясь определить способы взимания налогов, а точнее, ту базу, исходя из которой можно определять размер налоговых платежей для граждан и предприятий. Пример римской системы налогообложения - один из этапов таких поисков. Здесь с граждан разных провинций Империи взимались, например, такие налоги и сборы:

  • Портовые пошлины при погрузке и выгрузке
  • Дорожная пошлина
  • Налог за закрепление сделки (налог с продаж)
  • Сбор за ярлык для ослов
  • Налог на наследство
  • Сбор за обмен и размен денег
  • Сбор при уплате налога за выписку квитанции и прикладывание печати
  • Сбор со скота
  • Налог на владение рабами
  • Налог в продовольственный фонд столицы
  • Земельный налог
  • Специальный налог на огороды
  • Налог на вино
  • Налог на пшеницу
  • Налог на огурцы и др.

Эта реформа несколько улучшила ситуацию, но затем налоговое бремя римлян вновь стало возрастать, что в конце концов, возможно, и стало одной из причин краха экономики, а затем и гибели великой Римской империи.

Увы, печальный опыт римского "налоготворчества" мало чему научил последующих правителей. Правда, во времена Средневековья налоги были мало распространены. Они были важнейшим источником доходов преимущественно для католической церкви. Содержание же короля, его двора, армии, равно как и благосостояние дворянства обеспечивались не столько за счет налогов, сколько за счет платы, которая взималась с крестьян, живших и работавших на землях этих феодалов. И о каких-либо принципах налоговой справедливости и рациональности в то время даже и говорить не приходится.

Развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем , включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Проблемы теории и практики налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII века. Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит(1723 - 1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

Постепенно наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на налогообложение. Во второй половине XIX века многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном.

После Первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Великая депрессия 1929 - 1933 годов заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны налоги использовались как средство государственного регулирования экономики.

В 50–70-е годы XX века в ведущих странах мира проводится стимулирование частного предпринимательства путем применения универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.

Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений.

На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 - 90-е годы XXвека, основывается на совершенствовании систем прямых и косвенных налогов, ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности.

В результате проведенных налоговых реформ наметились две важные тенденции фискального реформирования: одна группа стран (США, Австралия, Япония и другие) сделала акцент на преобразовании прямого налогообложения, в то время как страны - члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения.

Читайте также: