Казахи туркестанского генерал губернаторства платили меньше налогов чем другое население

Опубликовано: 16.05.2024



Туркестан в начале XX века.
Семиреченская область Сырдарьинская область (Российская империя)
Самаркандская область (Российская империя) Ферганская область (Российская империя)
Хивинское ханство Бухарский эмират
Закаспийская область

Туркестанское генерал-губернаторство — провинция Российской империи на территории Западного Туркестана, присоединённого к Российской империи Александром II в 1867 году. С 1886 года официальное название — Туркестанский край [1] [2] . Территория Туркестанского генерал-губернаторства входила в состав Туркестанского военного округа.

Содержание

История

Образованная в 1865 году Туркестанская область входила в состав Оренбургского генерал-губернаторства, указом от 11 ( 23 ) июля 1867 она преобразована в самостоятельное Туркестанское генерал-губер­наторство, включавшее в себя две области — Сырдарьинскую с центром в Ташкенте, где находилась резиденция генерал-губернатора, и Семиреченскую — с центром в городе Верном [3] .

Должность помощника генерал-губернатора учреждена в 1899 году (приказ по военному ведомству № 176/1899 и высочайше утверждённое 3 ( 15 ) января 1900 мнение Государственного совета).

С 1868 года и более 30 лет изучением Туркестана занимался известный российский геодезист С. И. Жилинский.

Органы власти

Военные губернаторы Туркестанской области

Ф. И. О. Титул, чин, звание Время замещения должности
Черняев Михаил Григорьевич генерал-майор 13.02.1865—1866
Головачёв Николай Никитич генерал-майор 1866—14.07.1867

Генерал-губернаторы

Ф. И. О. Титул, чин, звание Время замещения должности
Кауфман Константин Петрович генерал-адъютант 14.07.1867—04.05.1882
Черняев Михаил Григорьевич генерал-лейтенант 25.05.1882—01.02.1884
Розенбах Николай Оттонович генерал-адъютант, генерал-лейтенант 01.02.1884—28.10.1889
Вревский Александр Борисович барон, генерал от инфантерии 28.10.1889—17.03.1898
Духовской Сергей Михайлович генерал от инфантерии 28.03.1898—01.01.1901
Иванов Николай Александрович генерал-лейтенант 23.01.1901—15.04.1904
Тевяшев Николай Николаевич генерал от кавалерии 22.06.1904—28.11.1905
Субботич Деан Иванович генерал-лейтенант 28.11.1905—1906
Гродеков Николай Иванович генерал от инфантерии декабрь 1906—09.03.1908
Мищенко Павел Иванович генерал-лейтенант 02.05.1908—17.03.1909
Самсонов Иван Васильевич генерал-лейтенант 17.03.1909—1914
Мартсон Фёдор Владимирович генерал от инфантерии 1914—1917

Примечания

  1. ↑Республика Узбекистан
  2. ↑Туркестанское генерал-губернаторство Российская империя в фотографиях.
  3. ↑Национальные окраины Российской империи

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Сплинтер
  • Агум I Большой

Смотреть что такое "Туркестанское генерал-губернаторство" в других словарях:

Генерал-губернаторство (Российская империя) — У этого термина существуют и другие значения, см. Генерал губернаторство. Генерал губернаторство единица административно территориального деления в Российской империи в 1775 1917. Генерал губернаторство включало в себя одну или несколько… … Википедия

генерал-губернаторство — <<генерал губерн<>а<>торство>> а; ср. 1. В России до 1917 г. и некоторых других странах: крупная административно территориальная единица, возглавляемая генерал губернатором. 2. Должность генерал губернатора; пребывание в такой должности. Во время … Энциклопедический словарь

Сибирское генерал-губернаторство — Генерал губернаторство Российской империи … Википедия

Галицийское генерал-губернаторство — «В Галиции», акварель Николая Самокиша Галицийское (Галицко Буковинское) генерал губернаторство русское административное образование в составе Львовской и Тернопольской губерний (к которым позднее добавили Перемышльскую и Черновицкую… … Википедия

Западно-Сибирское генерал-губернаторство — Генерал губернаторство Российской империи … Википедия

Новороссийско-Бессарабское генерал-губернаторство — Новороссийско Бессарабское генерал губернаторство[1] генерал губернаторство в Российской империи. Содержание 1 История 2 Органы власти … Википедия

Генерал-губернатор — (англ. Governor General, в таких странах, как Канада и Индия Governor General) термин, обозначающий назначенного представителя главы государства или правительства для управления некоторой территорией, обычно в колониальном контексте.… … Википедия

ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОР — 1) Высшая должность местной администрации дореволюц. России. Установлена в нач. 18 в.; до губернской реформы 1775 носила лишь почетный характер и ничем не отличалась от губернаторской. По указу 1782 40 губ. были распределены между 19 Г. г. В… … Советская историческая энциклопедия

Туркестанская область — Туркестанская область область в Российской империи, входившая в состав Оренбургского генерал губернаторства. Создана в 1865 году. В 1867 году преобразована в самостоятельное Туркестанское генерал губернаторство[1]. История Туркестанская… … Википедия


Статья опубликована на портале «Реальное время» 24 июля 2017 года под заголовком «Туркестанское генерал-губернаторство напоминало управление, которое ввели французы в Северной Африке».

Автор текста: Лина Саримова

Как Российская империя училась федерализму после присоединения Средней Азии.

Действительно ли образование Туркестанского генерал-губернаторства стало причиной развала Российской империи, а затем и Советского Союза? Чего было больше в этом крупном присоединении — добра или зла? Какую роль татары сыграли в жизни этого региона? Почему российские чиновники побаивались татар? На эти и многие другие вопросы «Реального времени» ответил доктор исторических наук, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Сергей Абашин.

«ОНО ВО МНОГОМ НАПОМИНАЛО ФРАНЦУЗСКИЙ АЛЖИР ИЛИ БРИТАНСКУЮ ИНДИЮ»

— Сергей Николаевич, исполняется ровно 150 лет с момента основания Туркестанского генерал-губернаторства. Не могли бы вы рассказать об историческом значении этого административного образования?

— Действительно, 23 июля по новому стилю (это 11 июля по старому) отмечаем 150 лет с момента образования Туркестанского генерал-губернаторства. До этого момента в течение двух лет существовала Туркестанская область, которая находилась в составе Оренбургского генерал-губернаторства, то есть имела подчиненный, а не полностью самостоятельный статус. А в 1867 году образовалось Туркестанское генерал-губернаторство и было издано временное положение об управлении Семиреченской (это регионы нынешнего южного Казахстана, его столицей тогда был Верный) и Сырдарьинской областей (это территория нынешнего северного Узбекистана и части южного Казахстана, столицей был Ташкент). В этом же году был назначен первый туркестанский генерал-губернатор Константин Петрович фон Кауфман — человек, приближенный к императору Александру II.

Если говорить об историческом значении этого события, то я бы назвал два аргумента. Во-первых, это было последнее крупное колониальное присоединение и значительное расширение в Российской империи. Надо сказать, что Туркестанское генерал-губернаторство в течение последующих 20 лет продолжало расти — были включены новые регионы: Закаспийская, Самаркандская и Ферганская области. После завоевания Средней Азии империя далее уже сильно не расширялась. Возможно, это говорит о том, что новые приобретения отчасти подорвали ее силы, возможно, они изменили смысл имперского существования. Кстати, Туркестанское генерал-губернаторство часто сравнивают с британской Индией: если остальные регионы Российской империи были довольно тесно включены в ее состав, то Туркестанское генерал-губернаторство очень долго, практически до 17-го года, имело особый статус, особую форму правления, и во многом напоминало как раз британскую Индию или, допустим, французский Алжир.

Во-вторых, в результате этого последнего крупного приобретения в состав Российской империи вошла значительная часть азиатского континента и мусульманского населения, причем с такими важными для исламского мира и Среднего Востока городами, как Ташкент, Самарканд, Коканд, также под протекторатом оказались Бухара и Хива. Туркестанское генерал-губернаторство стало «русским Востоком», который перешел под контроль Российской империи. Такое присоединение, конечно, изменило ее характер — она все больше превращалась из империи, где русские (тогда великороссы) составляли большинство, в государство, где вместе существовали очень различные религии и народы, и где не было значительного численного преобладания славянского или русского населения. Это важно также и в том смысле, что Российская империя стала по-настоящему мировой державой со своими интересами на Среднем Востоке и в исламском мире.

— Некоторые исследователи считают, что так называемая военно-народная система управления, которая была создана в генерал-губернаторстве, в некоторых моментах была прогрессивнее и демократичнее той системы управления, которая существовала на территории Российской империи. Так ли это, на ваш взгляд?

— Эта система чем-то напоминала управление, которое ввели французы в Северной Африке. Она означала, что все высшие должности — уездного, областного и губернаторского уровней управления в Туркестанском губернаторстве — занимали российские военные, которые, конечно, не выбирались, а назначались по армейской линии.

Туркестанское генерал-губернаторство формально находилось под контролем Военного министерства, тогда когда большинство остальных регионов Российской империи находились в ведении Министерства внутренних дел (тогда это была не полиция, а гражданское министерство, заведующее всеми внутренними делами). Низшее же управление — волостного и сельского уровней — формировалось из местных жителей, они сами выбирали своих руководителей, сельских и городских старост, также на этом уровне сохранялось местное судопроизводство — шариатские и адатные суды (они назывались народными судами). Местное население фактически продолжало жить во многом по своим локальным законам и привычкам.

Можно ли назвать ли эту систему прогрессивной? Я бы не решился. Вопрос в том, что мы считаем прогрессом: считаем ли мы им, например, военное управление. Если уйти от слова «прогресс» и как-то иначе охарактеризовать эту систему, то она, несомненно, была достаточно гибкой, учитывала местные условия. Колониальные чиновники понимали, что они не могут взять и быстро ввести в действие в регионе российские законы, для этого не было достаточных ресурсов и сил, да и сами местные жители не были к этому готовы. Поэтому чиновники считали, что многие сферы жизни должны остаться в ведении самого населения и люди должны какие-то вопросы решать самостоятельно.

Да, система была гибкой, но был принцип: живите, как вы считаете нужным, по своим законам и привычкам, но любые попытки возмущения и сопротивления будут жестоко пресекаться. Нам известно несколько примеров восстаний и довольно жесткого их подавления. Более того, в империи все время шла дискуссия о том, как быть дальше, и основная магистральная идея была в том, что постепенно, с усилением контроля над регионом и установлением более тесных связей между империей и Туркестанским генерал-губернаторством, сфера применения локальных обычаев и законов, в том числе исламских, должна быть ограничена, а местное население должно будет перейти на общероссийские правила жизни.

«ИМПЕРИЯ ПООЩРЯЛА ПРОНИКНОВЕНИЕ В РЕГИОН РУССКОЙ И В ЦЕЛОМ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СЧИТАЯ МУСУЛЬМАНСКУЮ КУЛЬТУРУ БОЛЕЕ ОТСТАЛОЙ»

— Сергей Николаевич, расскажите, пожалуйста, о светлой и темной сторонах возникновения и существования этого генерал-губернаторства.

— История всегда имеет две стороны медали. С одной стороны, включение этого большого региона в состав Российской империи привело к значительным положительным изменениям: на этой территории установился мирный порядок, прекратились войны, которые местные ханы и эмиры постоянно вели друг с другом. Власть, чтобы обеспечить лояльность местного населения, снизила и упорядочила налоги. Были проведены железные дороги, развивалась экономика, вводились современная медицина и система образования (постепенно, конечно, — в полномасштабном виде они появились лишь при советской власти). Численность населения Туркестана за 50 лет нахождения в составе Российской империи выросла в два раза — это тоже показатель относительного благополучия.

Но, конечно, была и негативная сторона: само завоевание Средней Азии прошло с большими жертвами, можно также вспомнить восстания 1898 и 1916 годов, которые были жестоко подавлены. Помимо этого, Российская империя, конечно, поощряла проникновение в регион русской и в целом европейской культуры, считая местную мусульманскую культуру более отсталой и планируя постепенно снизить ее роль, что не могло не восприниматься болезненно местным населением.

Другим фактором было переселение русскоязычного населения из центральной России, что тоже многими, особенно кочевниками, воспринималось тяжело, потому что их переселяли на земли, которые местное население считало своими. Также стоит напомнить о поощрении развития хлопководства. Для местного населения это было выгодно, потому что империя была заинтересована в хлопке, и платила большие деньги за его выращивание. Однако это приводило к довольно серьезному социальному расслоению внутри среднеазиатского общества — появились очень богатые и очень бедные люди, возросли конфликты и недовольства, которые дали о себе знать в 1916 году и позже.

— Как вы уже сказали, генерал-губернатором края был назначен генерал-адъютант фон Кауфман. Каким он был управленцем и какое отношение к его правлению было у среднеазиатских народов?

— Как я говорил, Кауфман был приближен к Александру II, и, кстати, гибель императора была одной из причин, видимо, по которой у самого Константина Петровича произошел инсульт, после которого он уже не оправился. Такая близость означала, что Кауфман был достаточно автономным правителем в Туркестане: он сам принимал решения и обращался к императору напрямую, он мог не соглашаться с министрами, он самостоятельно вводил многие временные законы. Это было важным преимуществом в начале становления генерал-губернаторства — Кауфману не нужно было согласовывать каждый свой шаг и ждать, когда его утвердят. Благодаря такому статусу (его даже называли полуцарем) он сумел сформировать все институциональные основы генерал-губернаторства, которые сохранялись до самого конца империи.

Для своего времени Константин Петрович был человеком достаточно прогрессистских взглядов — он много занимался развитием передовых технологий и образования, приглашал ученых для изучения края.

Конечно, мы не можем знать наверняка, как к нему относились среднеазиатские народы, но его однозначно воспринимали как практически полновластного правителя региона. Кто-то приветствовал изменения, кто-то думал, что «неверные захватили регион» и надо сопротивляться или как-то бороться, или меньше вступать в контакт с этой властью, а кто-то, наверное, не особенно рассуждал в таких идеологических понятиях, а просто жил — снизились налоги, установился мир, не призывали в армию (местное население было освобождено от военной повинности), и люди радовались хотя бы этому.

«КАУФМАН СВЕРНУЛ ВСЮ ПРАВОСЛАВНУЮ МИССИОНЕРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ТУРКЕСТАНЕ»

— По какой причине сохранялись среднеазиатские ханства параллельно с губернаторством?

— Действительно, Бухарский эмират и Хивинское ханство сохранили свою государственность, было ликвидировано только Кокандское ханство — его включили в состав империи. Тем не менее над Бухарой и Хивой был установлен довольно жесткий российский контроль — все внешние связи этих государств были ограничены, при этом осуществлялось и серьезное влияние на их внутреннюю политику.

Думаю, был целый ряд причин, по которым российские власти не спешили включать Бухару и Хиву в состав империи полностью. Кстати говоря, этот вопрос обсуждался все 50 лет, вплоть до падения империи. Но все-таки чиновники старались действовать осторожно, потому что боялись возмущений и серьезных потрясений, так как Хива и Бухара — это города с сильным мусульманским духовенством, большой религиозностью. Также боялись больших расходов, потому что расформирование этих государств и создание новой системы управления требовало новых чиновников, новых институтов и городов. Даже Туркестанский край был долгое время убыточным с точки зрения бюджета, а увеличивать расходы никто не хотел.

— А как проходила православная миссионерская деятельность на этой территории?

— Российская империя была православной и ее высшие чиновники, конечно, желали распространения этой религии, но при этом они хорошо понимали, что искусственное насаждение православия чревато большими проблемами. Именно поэтому Кауфман свернул всю православную миссионерскую деятельность в Туркестане. Замечу, что центр туркестанской епархии находился не в Ташкенте, а в Верном, то есть в нынешней Алматы, где русского населения было относительно больше и где ислам играл менее значимую роль, то есть вероятность конфликтов была меньше. Кауфман всегда подчеркивал, что задачей управления является не продвижение православия, а продвижение российской гражданственности — к государству, к императору, мирное существование, продвижение науки, образования, но не религии. Конечно, это не говорит о том, что Кауфман был против православия — храмы строились и религиозные обряды выполнялись везде в Туркестане, однако политическая роль православия и его миссионерская функция были серьезно ограничены.

«ЧИНОВНИКИ ВИДЕЛИ В ТАТАРСКИХ ДЖАДИДАХ КОНКУРЕНТОВ, КОТОРЫЕ НЕСУТ АЛЬТЕРНАТИВУ РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ»

— Что известно о роли татар и татарских купцов в существовании Туркестанского генерал-губернаторства?

— Татары играли большую роль еще до завоевания Средней Азии и присоединения ее к Российской империи как люди, которые там часто бывали, знали языки, торговали, имели полезные связи. Татары часто были посредниками в общении, их включали в состав разных посольств, экспедиций, которые туда направлялись. Когда было создано Туркестанское генерал-губернаторство, эта посредническая функция осталась. Татары часто служили переводчиками и экспертами, с их помощью чиновники находили общий язык с местным населением. У татар уже был опыт жизни в империи — они его транслировали жителям Средней Азии, и чиновники этим пользовались. Из числа татар было много не только переводчиков — были и люди, которые занимали высокие чины (к примеру, известный генерал Давлетшин, который заведовал азиатским направлением внутри военного министерства).

Но надо сказать, что чиновники Российской империи и Туркестанского края одновременно и побаивалась татарского влияния. Иногда колониальные чиновники болезненно относились к их роли посредников, воспринимали ее так, будто татары поддерживают религиозность и какие-то антироссийские движения местного населения. Довольно настороженно они относились к джадидам и Гаспринскому, хотя последний писал, как известно, о важности русской культуры для татар. Местные чиновники видели в татарских джадидах конкурентов, которые несут альтернативу русской культуре. В общем, отношение империи к «татарскому фактору» было двойственным — его использовали и в то же время побаивались.

— Сергей Николаевич, хочу спросить, согласны ли вы с тем мнением, что включение среднеазиатских земель в состав империи не привело к окончательному замирению этих территорий, а их чужеродность стала одной из причин развала Российской империи, а потом и Советского Союза. То есть государство получило больше негатива, чем позитива.

— Это дискуссионный вопрос, на который нельзя ответить однозначно. В самой Российской империи по этому поводу шла активная дискуссия: кто-то считал, что присоединение Средней Азии было серьезным бременем, что это была бесполезная колония, которая отвлекала серьезные финансовые, человеческие ресурсы от внутренних регионов России. Эта дискуссия продолжилась и в советское время, и перед распадом СССР.

Однако можно ли вообще ставить вопрос так, что Российская империя могла взять и просто отказаться от завоевания? История уже свершилась, если это происходило, значит, в этом была какая-то историческая логика. Помимо издержек для империи, а потом и для Советского Союза, которые были в этом присоединении, все-таки были и плюсы: присоединив такой большой азиатский регион, Россия почувствовала себя империей мирового уровня — не периферией западного мира, а неким самостоятельным цивилизационным центром, который способен включать в себя многие народы и континенты. Для самой России это был важный момент самоутверждения и поиска своего собственного «Я».

Есть известная фраза Достоевского, которую он сказал, узнав о разгроме туркменской крепости Геок-Тепе в 1881 году: «В Европе мы были приживальщики и рабы, а в Азию явимся господами. В Европе мы были татарами, а в Азии и мы европейцы». Иными словами, завоевание Средней Азии, по мысли писателя, поднимало статус империи и в целом русской культуры до уровня мировых держав, которые способны вершить мировую историю.

Было ли это хорошо или плохо — я не знаю, но факт в том, что восприятие России в качестве страны мирового уровня, безусловно, влияло на культуру и общество, поднимало самооценку и амбиции. Кто знает, возможно, без такого восприятия и не появились бы великая русская литература, музыка, наука, не возникли бы идеи утопического переустройства жизни всего человечества. Понятно, что провести прямую взаимосвязь между колониальными приобретениями и культурными достижениями нельзя, но все же все эти явления как-то сосуществовали и взаимодействовали, об этом не стоит забывать.

"Устав о сибирских киргизах” 1822 г. и ликвидация ханской власти. Крестьянские восстания в конце

XVIII в. показали царской власти слабость ханского правления. Маловлиятельные ханы не только но обеспечивали проведение политики царизма, но и сами просили защиты у царя. Поэтому царское правительство стало искать для себя поддержку и опору среди многочисленной родовой знати.

Ханство и в Среднем жузе показало свою несостоятельность. После смерти в 1781 г. Абылай хана власть перешла к его старшему сыну султану Вали. Жестокость хана вызывала недовольство подданных, и казахи обратились к императрице Екатерине II с жалобой на хана и с ходатайством о его низложении. Царская власть сменила жестокого Вали хана на мягкого, безвольного, во всем соглашавшегося с русски­ми султана Бокея. После его смерти в 1817 г. русское правительство решает вообще ликвидировать институт ханской власти.

Упразднить ханское правление в Среднем жузе было предложено сибирскому генерал-губернатору М.М. Сперанскому. Он разработал "Устав о сибирских киргизах”, принятый в 1822 г. По этому Уставу в Среднем жузе вводились новая структура правления и избиратель- I иш система. Устав делил Сибирь на две части: Восточную и Западную. В Западную Сибирь вошли Тобольская, Томская и Омская области. Омская область включала территории кочевий Среднего жуза и неко­торые части Старшего жуза. Эта часть стала называться "Областью сибирских киргизов (казахов)”, для нее и был разработан "Устав о сибирских киргизах”.

По Уставу, "Область сибирских киргизов (казахов)” делилась на внешние и внутренние округа. Во внешние округа были отнесены казахи, кочевавшие в Заиртышье. По параграфу 5 Устава, округ делился на волости и аулы. В каждом округе должно было быть 15— 20 волостей. По параграфу 9, переезжать из одного округа в другой без разрешения местного начальства казахам запрещалось. Параграф 15 гласил: "Аулом руководит аульный старшина, волостью — султан, а округом — старший султан”. Однако при создании волостей возник ли трудности, ибо при делении на различные структуры было сложно соблюсти равноправие различных родов и племен, разделение хозяйств. Округа подчинялись Омскому областному правлению. Округами руководили окружные приказы, а председателем становился старший султан. В приказ входили два назначенных российских заседателя и два избранных почетных казаха. По приказу, при рассмотрении основных вопросов командир казачьего отряда, расквартированный при ставке старшего султана, наделялся особыми правами. Поэтому старший султан управлял округом формально. Старший султан дол­жен был содействовать развитию хозяйства, решать вопросы образования и просвещения, искоренять барымту, в случаях нару­шения вести судебные дела, во время волнений использовать поли­цейские силы. Старший султан избирался только султанами. Ему присваивался чин майора, и он считался чиновником, поставленным руководить местными властями. За десятилетнюю работу старший султан получал дворянское звание. В случае отставки или перемены должности за ним сохранялось звание почетного султана.

Волостями руководили волостные султаны. Должность волостного султана передавалась по наследству от старшего к младшему по праву старшинства. Казахское общество имело право переизбирать их. Но при этом требовалось разрешение Омского областного правления. По этим фактам можно было предположить, что и областного руково­дителя назначали по указанию сверху. Если у султана не было наслед­ника, то это место он передавал брату или близкому родственнику, по выбору власти и с утверждением областным управлением. Султаны, не управлявшие волостями, сохраняли за собой звания султанов, но в дела управления вмешиваться не могли.

Аульные старшины избирались сроком на три года. Их утверж­дали окружным приказом. В этих выборах султаны не принимали участия. Права аульных старшин были приравнены к сельским головам в России. Они подчинялись волостным султанам и отчиты­вались перед ними о положении в ауле.

Параграф 220 Устава ограничивал права судов биев. Это говорит о том, что царская Россия усилила контроль за казахским населением. Суд не отделялся от местной администрации. Местная власть наделя­лась и полицейскими функциями.

По Уставу, все судебные дела в соответствии с параграфом 205 делились на три вида: 1) уголовные; 2) спорные; 3) жалобы на злоупотребление властью.

К уголовным делам относились: государственная измена, убийства, грабежи, барымта и неподчинение государственной власти. Другие нарушения прав, в том числе кража скота, считались исковыми. Уго­ловные дела рассматривались на основании общих законов империи в окружных приказах. Дела по барымте рассматривались в официальном порядке под контролем чиновников, прибывших из окружного приказа.

С 40-х годов XIX в. усиливается роль военных судов и областного руководства. Людей, подозревавшихся в неблагонадежности и участии в бунтах, приговаривали к смертной казни, отправляли на принуди­тельные работы, ссылали в Сибирь. Начиная с 1842 г. все уголовные дела казахов, подозреваемых в убийстве, грабеже или барымте, рассма­тривались только военным судом. "Устав о сибирских киргизах” упо­рядочил систему управления Казахской степью.

"Устав об оренбургских киргизах”. В 1822 г. был разработан проект "Устава об оренбургских киргизах”. По проекту, с 1824 г. упразднялась ханская власть в Младшем жузе. Жуз был разделен на Восточную, Центральную и Западную части, которыми руководили султаны. Султаны-правители являлись фактически чиновниками Оренбургской Пограничной комиссии. В состав Пограничной комиссии входили: председатель, четыре советника, из зажиточных казахов назначались четыре заседателя. Комиссия должна была следить за соблюдением порядка в степи, наблюдать за действиями местных чиновников и попечителей, за сбором налогов, судебным делом, : <дравоохранением.

В местную администрацию входили султаны-правители местных отделений жуза, начальники дистанций и местные руководители. Султанов-правителей назначал оренбургский военный губернатор, а остальных чиновников — Пограничная комиссия. При каждом султане- иравителе находилось от 100 до 200 человек военных.

С 1831 г. казахи трех чаетей разделились на дистанционные отделения. Это были участки между двумя крепостями — военными укреплениями, расположенными недалеко от границы с Россией. Такое административное устройство постепенно распространилось и в степные глубинные районы. Дистанционная система в Младшем жузе просуществовала с 1831 по 1868 г. Дистанционное руководство ограничивало власть руководителей родов в аулах.

Одной из особенностей организации власти в Младшем жузе было нведение должности попечителя прилинейных казахов. На эту должность назначались только царские чиновники. Официально они (•читались попечителями казахов на линии. Однако они проводили политику царизма, управляли казахами.

Административно-политические реформы царского правитель­ства 1867—1868 гг. по управлению казахскими землями. К середине 60-х годов XIX в. с присоединением земель Южного Казахстана и (Семиречья через кровопролитные бои завершилось слияние всех земель казахов с Россией. В это время в России развивались капиталисти­ческие отношения и принимались буржуазные реформы.

Относительно быстрое развитие в России капиталистической промышленности усилило роль Казахстана как богатого рынка для сбыта продукции и добычи дешевого сырья. Поэтому, чтобы освоить богатства Казахстана, надо было его подчинить царской власти. Для этих целей царское правительство создало проект единой системы руководства страной. В июле 1867 г. было утверждено "Временное положение об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областя­ми”, а 21 октября 1868 г. — "Временное положение об управлении Оренбургским и Западно-Сибирским генерал-губернаторствами”.

В соответствии с реформой территория Казахстана делилась на три части: Туркестанское, Оренбургское и Западно-Сибирское генерал- губернаторства. Каждое генерал-губернаторство состояло из областей. В Оренбургское генерал-губернаторство входили: Уральская и Тургайская области; в Западно-Сибирское генерал-губернаторство — Акмолинская и Семипалатинская области; в Туркестанское генерал- губернаторство—Семиреченская и Сырдарьинская области. Областями руководили военные губернаторы, наделенные гражданскими и военными правами. Они же назначались и атаманами войск, находив шихся на территории области. В военном губернаторстве было три отдела: информационный, хозяйственный и судебный. Каждым отделом руководил старший советник. Обязанности председателя областного управления исполнял вице-губернатор.

Области делились на уезды. В Семиреченскую область входили: Казалинский, Капальский, Верненский, Иссык-Кульский, Токмакский и Жаркентский уезды; в Сырдарьинскую область — Казалинский, Перовский, Туркестанский, Чимкентский, Аулие-атинский, Ташкентский, Ходжентский и Эмбинский (Темирский) уезды; в Тургайскую область — Елекский (Актобинский), Николаевский (Кустанайский), Иргизский и Тургайский уезды; в Акмолинскую — Акмолинский, Кокчетавский, Омский и Петропавловский уезды.

Уездные руководители назначались из офицеров по представлению военных губернаторов и утверждались генерал-губернатором области. У каждого уездного начальника было по два помощника: старший и младший. Полицейская власть тоже принадлежала ему. Учреждения и крепости на территории уезда тоже были во владении уездного начальника. Уезды состояли из территориальных волостей, волости — из административных аулов, которые объединяли несколько сельско­хозяйственных аулов.

Переезд из одного аула в другой разрешался только с ведома стар­шин этих аулов и волостных начальников. Волостными правителями и аульными старшинами назначались люди, выдвигавшиеся баями. Выборы проходили в волостных съездах и аульных собраниях. Кандидаты в волостные правители и аульные старшины избирались один раз в три года. Получившие большинство голосов кандидаты в волостные правители приступали к работе только после утверждения военным губернатором области, а старшины — после утверждения волостными правителями. Волостные и областные руководители имели право утверждать итоги голосования, а также объявлять их недействительными.

По реформам 1867—1868 гг., были созданы военно-судебные комиссии и уездные суды. Они в основном действовали на основании общеимперской системы законов и приспосабливались к целям колони­зации края. В аулах сохранились суды биев, которые руководили нормами обычного права и шариата, в Сырдарьинской области на зимовках — суды казиев. При разрешении споров они руководство­вались только правилами шариата. В каждой волости выбирались от четырех до восьми биев. Их утверждали военные губернаторы. Жало­ванье им не платили. Они получали штраф с обвиняемых по решению судей. Гражданские и уголовные дела, не подлежавшие рассмотрению военными и уездными судьями, рассматривались в областном правле­нии. Решение уездного судьи считалось окончательным по граждан­скому иску на сумму до 100 руб. и до 2 тыс. руб. — по решению общего присутствия областного правления.

В "Положениях” особое внимание было уделено сбору налогов и исполнению обязательств. Каждые три года проверялось число юрт. Мели обнаруживалось утаивание, то с волостных управителей и пр. брали штраф, в два раза превышавший число юрт. Туркестанское генерал-губернаторство устанавливало налог в размере 2 руб. 75 коп. с юрты, а Оренбургское и Западно-Сибирское — по 3 руб.

С оседлых, зерновых хозяйств Сырдарьинской области брали налоги: харадж и танап. Харадж составлял 1/10 часть полученного урожая натурой или деньгами. Танап — 1/8 десятины, и его размер определял генерал-губернатор.

Казахские земледельцы несли тяжелейшую земскую повинность. Они кормили районные и областные администрации, выделяли средства на строительство и ремонт мостов, почтовых трактов, дорог, чиновников должны были обеспечивать дровами, воинские части — транспортом. Народ платил налоги ушур, питир казне и мечетям. Налог на непредвиденные расходы, называвшийся кара ишгын, вконец разорял простых людей.

По "Положениям”, в каждом уездном городе предусматривалось открыть одну общую школу для всех без учета национальностей. Казахским детям разрешалось учиться бесплатно или за незначитель­ную плату в школах казачьих станиц или селах переселенцев. Для оказания медицинской помощи предусматривалось в каждом уездном городе открыть врачебный пункт с одним врачом и одной медсестрой. Таким образом, по "Положениям”, усиливалась власть центральных государственных органов, укреплялись права высших слоев общества и баев. Образовался мощный бюрократический аппарат для того, чтобы держать народ в подчинении.

Изменения, внесенные в административную и судебную струк­туры по реформам 1886—1891 гг. Царское правительство "Поло­жения” 1867—1868 гг. вводило "временно”. Однако, опасаясь недо­вольства народа, правительство сохраняло силу этих "Положений” до конца 80-х годов. В "Положения” постоянно вносились поправки. Изменения собирались, учитывались, и в 80—90-х годах сбор закончил­ся, а царское правительство начало вводить новые реформы, которые позволяли ему проводить политику безраздельного господства. 2 июня 1886 г. было принято "Положение об управлении Туркестанским краем”, 25 марта 1891 г. — "Положение об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областями”.

Теперь в Туркестанский край стали входить Ферганская, Самар­кандская и Сырдарьинская области. По "Положению”, вместо Орен­бургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторств образовалось Степное генерал-губернаторство с центром в городе Омске. В его состав вошли Акмолинская, Семипалатинская, Уральская, Тургайская и Семиреченская области. Однако в 1897 г. последняя область вновь была передана Туркестанскому генерал-губернаторству.

Все областные правления, все аппараты управления безоговорочно подчинялись генерал-губернаторам. Областные правления были приравнены к губернским правлениям центральных районов империи.

Все руководство уездами сосредоточилось в руках уездных начальников. В таких крупных городах, как Верный, Уральск, Петропавловск и Семипалатинск, были учреждены городские полицейские управления, а в маленьких городах ограничивались назначением городских приставов.

Выборные начала для управления коренным населением носили формальный характер. Вышестоящие органы царской администрации были вправе назначать волостных правителей и аульных старшин без выборов. Военные губернаторы имели право назначать новые выборы.

В органы местной власти избирались представители крупной феодальной знати и баи. Во время выборов широко практиковались подкупы и взятки. Баи, желавшие стать волостными правителями, выкладывали на подкуп и угощение приверженцев до 15 тыс. руб.

По новым правилам, сельское оседлое и кочевое население прирав­нивалось в отношении административного устройства к сельским и городским обывателям. Представители местного народа удостаивались привилегий на общих основаниях. В оседлых районах внутри уездов Степного края образовались сельские общины, которыми руководили сельские старшины. В Туркестанском крае их называли аксакалами, а общества — аксакальскими.

Вопросы о земле в казахском обществе были сложными. И хотя царская власть объявила казахские земли собственностью Российского государства, но уничтожить собственность казахских феодалов на землю не смогла. При наделе пастбищ в казахских аулах в общем был сохранен порядок распределения земельных угодий, но кое-какие конкретные ограничения были установлены. Казахи платили налоги деньгами. Если, по "Положению” 1844 г., с кибитки брали 1,5 руб., то в "Положении” 1891 г. налог увеличился до 4 руб.

В судебное устройство, по "Положениям” 1886—1891 гг., были внесены новые нормы по управлению Туркестанским и Степным генерал-губернаторствами. Однако опыт прежнего судебного руковод­ства сохранился, и последние нормативные документы их окончательно закрепили. Особенно ценным в новых "Положениях” было то, что они учитывали цели и интересы царского правительства в проведении колониальной политики.

По "Положению об управлении Туркестанским краем”, были соз­даны суды имперского типа; кроме того, работали и местные, так называемые народные суды. Однако интерес колониальных властей ставился выше, поэтому с их стороны постоянно оказывалось давление на "народные суды”. А имперские суды были законодательно усилены и их решения утверждались своевременно. Многие преступления, ранее рассматривавшиеся народными судами, теперь передавались имперским судам. Такая очевидная несправедливость была замечена во время претворения в жизнь новых правил.

Согласно "Положениям” об управлении Туркестанским и Степным краями, имперские суды были созданы из таких звеньев, как мировые судьи, областные суды и сенат. Созданные по "Положению” 1867 г.

военные суды были упразднены и заменены областными судами и мировыми судьями. По новым "Положениям”, областные суды учреж­дались в пределах областей, а в уездах и крупных городах назначались мировые судьи. Следствие вели специальные судебные следователи и помощники мировых судей. Прокурорский надзор осуществлялся областным прокурором, а также его заместителями, состоявшими при областных судах.

Имперские суды имели право рассматривать как гражданские, так и уголовные дела. Если местные жители совершали особо опасные преступления, то их дела рассматривали имперские суды.

В регионах с мусульманским оседлым и кочевым населением учреждались особые народные суды, рассматривавшие дела на осно­вании существовавших местных традиций и обычаев казахов. Предста­вители других народов, имевшие споры с местным населением, также могли обращаться в народный суд. В подобных случаях истцы лиша­лись права обращаться с этим иском к мировому судье.

Таким образом, если мировые судьи и областные суды были такого же типа, что и имперские суды, то народные суды, т. е. суды биев, по своей сути являлись феодальными. Судебное устройство, закрепленное в "Положениях” 1886—1891 гг. с внесением некоторых поправок, сохранялось вплоть до 1917 г.

В общем реформы царского правительства были направлены на усиление колониальной политики. Время от времени они изменялись и способствовали усилению эксплуатации коренного населения. Последствия реформ, проведенных на земле Казахстана, были очень тяжелыми.

? Вопросы и задания

1. В чем цель принятия "Устава о сибирских киргизах (казахах)" 1822 г.? Кто участвовал в подготовке его проекта?

2. На какие части были поделены земли Казахстана царским правительством? Какие при этом возникали трудности?

3. Каковы положительные и отрицательные стороны упразднения ханской власти в Младшем жузе?

4. С какой целью царское правительство проводило на казахской земле новые реформы?

5. Какие существуют различия между областью и уездом?

6. Какие произошли изменения в военных судах по реформам 1867—1868 гг.?

7. Какие изменения внесли реформы в вопросы о налогах и земле?

8. Какие новшества внесли реформы 1886—1891 гг.?

9. В чем разница между имперскими судами и народными судами?

Как Российская империя училась федерализму после присоединения Средней Азии

«Туркестанское генерал-губернаторство напоминало управление, которое ввели французы в Северной Африке»

Фото: belygorod.ru (Н.Н. Каразин «Вступление русских войск в Самарканд»)

Действительно ли образование Туркестанского генерал-губернаторства стало причиной развала Российской империи, а затем и Советского Союза? Чего было больше в этом крупном присоединении — добра или зла? Какую роль татары сыграли в жизни этого региона? Почему российские чиновники побаивались татар? На эти и многие другие вопросы «Реального времени» ответил доктор исторических наук, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Сергей Абашин.

«Оно во многом напоминало французский Алжир или британскую Индию»

— Сергей Николаевич, исполняется ровно 150 лет с момента основания Туркестанского генерал-губернаторства. Не могли бы вы рассказать об историческом значении этого административного образования?
— Действительно, 23 июля по новому стилю (это 11 июля по старому) отмечаем 150 лет с момента образования Туркестанского генерал-губернаторства. До этого момента в течение двух лет существовала Туркестанская область, которая находилась в составе Оренбургского генерал-губернаторства, то есть имела подчиненный, а не полностью самостоятельный статус. А в 1867 году образовалось Туркестанское генерал-губернаторство и было издано временное положение об управлении Семиреченской (это регионы нынешнего южного Казахстана, его столицей тогда был Верный) и Сырдарьинской областей (это территория нынешнего северного Узбекистана и части южного Казахстана, столицей был Ташкент). В этом же году был назначен первый туркестанский генерал-губернатор Константин Петрович фон Кауфман — человек, приближенный к императору Александру II.

Если говорить об историческом значении этого события, то я бы назвал два аргумента. Во-первых, это было последнее крупное колониальное присоединение и значительное расширение в Российской империи. Надо сказать, что Туркестанское генерал-губернаторство в течение последующих 20 лет продолжало расти — были включены новые регионы: Закаспийская, Самаркандская и Ферганская области. После завоевания Средней Азии империя далее уже сильно не расширялась. Возможно, это говорит о том, что новые приобретения отчасти подорвали ее силы, возможно, они изменили смысл имперского существования. Кстати, Туркестанское генерал-губернаторство часто сравнивают с британской Индией: если остальные регионы Российской империи были довольно тесно включены в ее состав, то Туркестанское генерал-губернаторство очень долго, практически до 17-го года, имело особый статус, особую форму правления, и во многом напоминало как раз британскую Индию или, допустим, французский Алжир.


В 1867 году был назначен первый туркестанский генерал-губернатор Константин Петрович фон Кауфман — человек, приближенный к императору Александру II. Фото ras.ru

Во-вторых, в результате этого последнего крупного приобретения в состав Российской империи вошла значительная часть азиатского континента и мусульманского населения, причем с такими важными для исламского мира и Среднего Востока городами, как Ташкент, Самарканд, Коканд, также под протекторатом оказались Бухара и Хива. Туркестанское генерал-губернаторство стало «русским Востоком», который перешел под контроль Российской империи. Такое присоединение, конечно, изменило ее характер — она все больше превращалась из империи, где русские (тогда великороссы) составляли большинство, в государство, где вместе существовали очень различные религии и народы, и где не было значительного численного преобладания славянского или русского населения. Это важно также и в том смысле, что Российская империя стала по-настоящему мировой державой со своими интересами на Среднем Востоке и в исламском мире.

— Некоторые исследователи считают, что так называемая военно-народная система управления, которая была создана в генерал-губернаторстве, в некоторых моментах была прогрессивнее и демократичнее той системы управления, которая существовала на территории Российской империи. Так ли это, на ваш взгляд?
— Эта система чем-то напоминала управление, которое ввели французы в Северной Африке. Она означала, что все высшие должности — уездного, областного и губернаторского уровней управления в Туркестанском губернаторстве — занимали российские военные, которые, конечно, не выбирались, а назначались по армейской линии.

Туркестанское генерал-губернаторство формально находилось под контролем Военного министерства, тогда когда большинство остальных регионов Российской империи находились в ведении Министерства внутренних дел (тогда это была не полиция, а гражданское министерство, заведующее всеми внутренними делами). Низшее же управление — волостного и сельского уровней — формировалось из местных жителей, они сами выбирали своих руководителей, сельских и городских старост, также на этом уровне сохранялось местное судопроизводство — шариатские и адатные суды (они назывались народными судами). Местное население фактически продолжало жить во многом по своим локальным законам и привычкам.

Можно ли назвать ли эту систему прогрессивной? Я бы не решился. Вопрос в том, что мы считаем прогрессом: считаем ли мы им, например, военное управление. Если уйти от слова «прогресс» и как-то иначе охарактеризовать эту систему, то она, несомненно, была достаточно гибкой, учитывала местные условия. Колониальные чиновники понимали, что они не могут взять и быстро ввести в действие в регионе российские законы, для этого не было достаточных ресурсов и сил, да и сами местные жители не были к этому готовы. Поэтому чиновники считали, что многие сферы жизни должны остаться в ведении самого населения и люди должны какие-то вопросы решать самостоятельно.


Туземный чиновник в Бухаре (фото С.М. Прокудина-Горского). Фото wikipedia.org

Да, система была гибкой, но был принцип: живите, как вы считаете нужным, по своим законам и привычкам, но любые попытки возмущения и сопротивления будут жестоко пресекаться. Нам известно несколько примеров восстаний и довольно жесткого их подавления. Более того, в империи все время шла дискуссия о том, как быть дальше, и основная магистральная идея была в том, что постепенно, с усилением контроля над регионом и установлением более тесных связей между империей и Туркестанским генерал-губернаторством, сфера применения локальных обычаев и законов, в том числе исламских, должна быть ограничена, а местное население должно будет перейти на общероссийские правила жизни.

«Империя поощряла проникновение в регион русской и в целом европейской культуры, считая мусульманскую культуру более отсталой»

— Сергей Николаевич, расскажите, пожалуйста, о светлой и темной сторонах возникновения и существования этого генерал-губернаторства.
— История всегда имеет две стороны медали. С одной стороны, включение этого большого региона в состав Российской империи привело к значительным положительным изменениям: на этой территории установился мирный порядок, прекратились войны, которые местные ханы и эмиры постоянно вели друг с другом. Власть, чтобы обеспечить лояльность местного населения, снизила и упорядочила налоги. Были проведены железные дороги, развивалась экономика, вводились современная медицина и система образования (постепенно, конечно, — в полномасштабном виде они появились лишь при советской власти). Численность населения Туркестана за 50 лет нахождения в составе Российской империи выросла в два раза — это тоже показатель относительного благополучия.

Но, конечно, была и негативная сторона: само завоевание Средней Азии прошло с большими жертвами, можно также вспомнить восстания 1898 и 1916 годов, которые были жестоко подавлены. Помимо этого, Российская империя, конечно, поощряла проникновение в регион русской и в целом европейской культуры, считая местную мусульманскую культуру более отсталой и планируя постепенно снизить ее роль, что не могло не восприниматься болезненно местным населением.

Другим фактором было переселение русскоязычного населения из центральной России, что тоже многими, особенно кочевниками, воспринималось тяжело, потому что их переселяли на земли, которые местное население считало своими. Также стоит напомнить о поощрении развития хлопководства. Для местного населения это было выгодно, потому что империя была заинтересована в хлопке, и платила большие деньги за его выращивание. Однако это приводило к довольно серьезному социальному расслоению внутри среднеазиатского общества — появились очень богатые и очень бедные люди, возросли конфликты и недовольства, которые дали о себе знать в 1916 году и позже.


Семья русских переселенцев в Туркестане, 1911 год (фотография С.М. Прокудина-Горского). Фото wikipedia.org

— Как вы уже сказали, генерал-губернатором края был назначен генерал-адъютант фон Кауфман. Каким он был управленцем и какое отношение к его правлению было у среднеазиатских народов?
— Как я говорил, Кауфман был приближен к Александру II, и, кстати, гибель императора была одной из причин, видимо, по которой у самого Константина Петровича произошел инсульт, после которого он уже не оправился. Такая близость означала, что Кауфман был достаточно автономным правителем в Туркестане: он сам принимал решения и обращался к императору напрямую, он мог не соглашаться с министрами, он самостоятельно вводил многие временные законы. Это было важным преимуществом в начале становления генерал-губернаторства — Кауфману не нужно было согласовывать каждый свой шаг и ждать, когда его утвердят. Благодаря такому статусу (его даже называли полуцарем) он сумел сформировать все институциональные основы генерал-губернаторства, которые сохранялись до самого конца империи.

Для своего времени Константин Петрович был человеком достаточно прогрессистских взглядов — он много занимался развитием передовых технологий и образования, приглашал ученых для изучения края.

Конечно, мы не можем знать наверняка, как к нему относились среднеазиатские народы, но его однозначно воспринимали как практически полновластного правителя региона. Кто-то приветствовал изменения, кто-то думал, что «неверные захватили регион» и надо сопротивляться или как-то бороться, или меньше вступать в контакт с этой властью, а кто-то, наверное, не особенно рассуждал в таких идеологических понятиях, а просто жил — снизились налоги, установился мир, не призывали в армию (местное население было освобождено от военной повинности), и люди радовались хотя бы этому.

«Кауфман свернул всю православную миссионерскую деятельность в Туркестане»

— По какой причине сохранялись среднеазиатские ханства параллельно с губернаторством?
— Действительно, Бухарский эмират и Хивинское ханство сохранили свою государственность, было ликвидировано только Кокандское ханство — его включили в состав империи. Тем не менее над Бухарой и Хивой был установлен довольно жесткий российский контроль — все внешние связи этих государств были ограничены, при этом осуществлялось и серьезное влияние на их внутреннюю политику.

Думаю, был целый ряд причин, по которым российские власти не спешили включать Бухару и Хиву в состав империи полностью. Кстати говоря, этот вопрос обсуждался все 50 лет, вплоть до падения империи. Но все-таки чиновники старались действовать осторожно, потому что боялись возмущений и серьезных потрясений, так как Хива и Бухара — это города с сильным мусульманским духовенством, большой религиозностью. Также боялись больших расходов, потому что расформирование этих государств и создание новой системы управления требовало новых чиновников, новых институтов и городов. Даже Туркестанский край был долгое время убыточным с точки зрения бюджета, а увеличивать расходы никто не хотел.


Ханский дворец в Коканде. Фото kau.su

— А как проходила православная миссионерская деятельность на этой территории?
— Российская империя была православной и ее высшие чиновники, конечно, желали распространения этой религии, но при этом они хорошо понимали, что искусственное насаждение православия чревато большими проблемами. Именно поэтому Кауфман свернул всю православную миссионерскую деятельность в Туркестане. Замечу, что центр туркестанской епархии находился не в Ташкенте, а в Верном, то есть в нынешней Алматы, где русского населения было относительно больше и где ислам играл менее значимую роль, то есть вероятность конфликтов была меньше. Кауфман всегда подчеркивал, что задачей управления является не продвижение православия, а продвижение российской гражданственности — к государству, к императору, мирное существование, продвижение науки, образования, но не религии. Конечно, это не говорит о том, что Кауфман был против православия — храмы строились и религиозные обряды выполнялись везде в Туркестане, однако политическая роль православия и его миссионерская функция были серьезно ограничены.

«Чиновники видели в татарских джадидах конкурентов, которые несут альтернативу русской культуре»

— Что известно о роли татар и татарских купцов в существовании Туркестанского генерал-губернаторства?

— Татары играли большую роль еще до завоевания Средней Азии и присоединения ее к Российской империи как люди, которые там часто бывали, знали языки, торговали, имели полезные связи. Татары часто были посредниками в общении, их включали в состав разных посольств, экспедиций, которые туда направлялись. Когда было создано Туркестанское генерал-губернаторство, эта посредническая функция осталась. Татары часто служили переводчиками и экспертами, с их помощью чиновники находили общий язык с местным населением. У татар уже был опыт жизни в империи — они его транслировали жителям Средней Азии, и чиновники этим пользовались. Из числа татар было много не только переводчиков — были и люди, которые занимали высокие чины (к примеру, известный генерал Давлетшин, который заведовал азиатским направлением внутри военного министерства).

Но надо сказать, что чиновники Российской империи и Туркестанского края одновременно и побаивалась татарского влияния. Иногда колониальные чиновники болезненно относились к их роли посредников, воспринимали ее так, будто татары поддерживают религиозность и какие-то антироссийские движения местного населения. Довольно настороженно они относились к джадидам и Гаспринскому, хотя последний писал, как известно, о важности русской культуры для татар. Местные чиновники видели в татарских джадидах конкурентов, которые несут альтернативу русской культуре. В общем, отношение империи к «татарскому фактору» было двойственным — его использовали и в то же время побаивались.

— Сергей Николаевич, хочу спросить, согласны ли вы с тем мнением, что включение среднеазиатских земель в состав империи не привело к окончательному замирению этих территорий, а их чужеродность стала одной из причин развала Российской империи, а потом и Советского Союза. То есть государство получило больше негатива, чем позитива.
— Это дискуссионный вопрос, на который нельзя ответить однозначно. В самой Российской империи по этому поводу шла активная дискуссия: кто-то считал, что присоединение Средней Азии было серьезным бременем, что это была бесполезная колония, которая отвлекала серьезные финансовые, человеческие ресурсы от внутренних регионов России. Эта дискуссия продолжилась и в советское время, и перед распадом СССР.


Н.Н. Каразин. Защита крепости Геок-Тепе. Фото wikipedia.org

Однако можно ли вообще ставить вопрос так, что Российская империя могла взять и просто отказаться от завоевания? История уже свершилась, если это происходило, значит, в этом была какая-то историческая логика. Помимо издержек для империи, а потом и для Советского Союза, которые были в этом присоединении, все-таки были и плюсы: присоединив такой большой азиатский регион, Россия почувствовала себя империей мирового уровня — не периферией западного мира, а неким самостоятельным цивилизационным центром, который способен включать в себя многие народы и континенты. Для самой России это был важный момент самоутверждения и поиска своего собственного «Я».

Есть известная фраза Достоевского, которую он сказал, узнав о разгроме туркменской крепости Геок-Тепе в 1881 году: «В Европе мы были приживальщики и рабы, а в Азию явимся господами. В Европе мы были татарами, а в Азии и мы европейцы». Иными словами, завоевание Средней Азии, по мысли писателя, поднимало статус империи и в целом русской культуры до уровня мировых держав, которые способны вершить мировую историю.

Было ли это хорошо или плохо — я не знаю, но факт в тСом, что восприятие России в качестве страны мирового уровня, безусловно, влияло на культуру и общество, поднимало самооценку и амбиции. Кто знает, возможно, без такого восприятия и не появились бы великая русская литература, музыка, наука, не возникли бы идеи утопического переустройства жизни всего человечества. Понятно, что провести прямую взаимосвязь между колониальными приобретениями и культурными достижениями нельзя, но все же все эти явления как-то сосуществовали и взаимодействовали, об этом не стоит забывать.

«Российский колониализм»: мифы и факты. Как жили казахи в Российской империи

На церемонии вручения премии «Алтын сапа» («Золотое качество») президент Нурсултан Назарбаев выступил с резкой критикой «колониального прошлого» Казахстана, имея в виду период пребывания его территории в составе Российской империи. В России заявление Н. Назарбаева породило массу вопросов. СМИ поспешили напомнить, что никакого Казахстана в Российской империи, собственно говоря, не существовало. В состав империи со второй четверти XVIII по середину XIX вв. в основном в добровольном порядке вошли три казахских жуза (племенных союза), которые минимальными признаками государства (наличие зафиксированных границ, собственного денежного обращения, армии и бюрократического аппарата) не обладали. Как политическая целостность Казахстан возникает после Октябрьской революции 1917 г., и обязан своим существованием национальной политике большевиков, сделавших ставку на решение национального вопроса путем создания на основе крупных этносов союзных республик.

Причем статус союзной республики Казахская АССР, ранее входившая в состав РСФСР, получила последней из них в декабре 1936 г.

И хотя речь «лидера нации», как отмечали впоследствии некоторые российские обозреватели, была рассчитана на внутреннюю, казахстанскую, аудиторию и не предназначалась для широкого тиражирования в СМИ, полученный в итоге информационный эффект превзошел все ожидания.

«Во времена царской России все богатства из земли вывозились, а нам просто оставляли перекопанную землю и заставляли глотать пыль. У нас даже дорог внутри страны не было. А сейчас видели, какую железную дорогу запустили? А раньше такого не было, потому что мы были колонией», – заявил Н. Назарбаев, добавив, что граждане республики должны благодарить землю за такие ее богатства, как нефть, газ, золото и серебро. «Это – наше богатство, которое у нас в кармане, его никто не заберет, – отметил казахстанский президент, – Несмотря на кризис и на всё плохое, что происходит, мы развиваемся. Мы не останавливаемся: запускаем гигантские предприятия, создаем новые рабочие места, современные заводы. Кто сейчас делает это в мире? Какое государство? Нет таких. Значит, мы страна, претендующая стать великой. У неё великий народ, и вы все его представители».

…Напомним, большая часть территории современного Казахстана в имперский период входила в состав Степного генерал-губернаторства с центром в Омске, называвшегося также Степным краем. Часть южных и юго-восточных территорий республики находилась в составе Туркестанского генерал-губернаторства со столицей в Ташкенте.

В Российской империи не было в широком употреблении и самого названия «Казахстан». Проживавшие на его территории кочевые племена именовались киргиз-кайсаками, равнинными или степными киргизами, а у самих казахов преобладало жузовое и племенное самосознание.

Формированием общего национального самосознания казахи опять-таки обязаны, прежде всего, СССР, благодаря которому, помимо национальной государственности, пусть и контролировавшейся жестко союзным центром, у них появился национальный алфавит (сначала – на латинице, потом – на кириллице), система всеобщего образования и средств массовой информации на казахском языке, а также современные формы культурной жизни, такие как кино, театр и т.п.

Но и до 1917 г. территория современного Казахстана отнюдь не представляла собой выжженную пустыню. Одним из главных показателей благополучия общества до его перехода на современную модель низкой рождаемости является рост населения. В казахских жузах, как и среднеазиатских ханствах, прирост населения был очень низким из-за постоянных междоусобных войн, низкого уровня жизни, эпидемий и отсутствия современной медицины. После вхождения в состав России численность казахов стала быстро увеличиваться. Так, в Букеевской орде, которой в 1799 г. было разрешено перейти Урал и кочевать между ним и левым берегом Волги, численность населения в 1802 г. составляла 31 тыс., в 1857 г. – 100 тыс., а в 1897 г. – 207,3 тыс. чел. Общая же численность казахов с течение XIX века увеличилась с 2,25 до 4 млн чел., или почти в два раза. На рубеже XIX – XX веков их естественный прирост составлял 0,8 – 1,4%. Население Туркестанского края с середины XIX века до 1916 г. также почти удвоилось, увеличившись с 4 до 7,5 млн чел. В некоторых районах прирост населения достигал 3% в год, что говорит о демографическом взрыве.

О том, что резкому увеличению демографического роста казахи обязаны, прежде всего, «российскому колониальному владычеству», говорит тот факт, что население Младшего и Среднего жуза, которые раньше вошли в состав империи, росло быстрее, чем Старшего жуза, окончательного присоединенного к России лишь в середине XIX века. Одновременно на территории современного Казахстана происходили и не слишком благоприятные для казахов процессы. В конце XIX – начале XX веков на территорию Степного края и Семиречья резко усиливается приток славянского (русского и украинского) населения. Его численность увеличивается в три раза и достигает почти 2 млн чел., а удельный вес приближается к 1/3. Выделение ему пригодных для земледелия земель нарушало традиционные пути перекочевок казахов и киргизов, что вело к росту недовольства с их стороны и стало одной из предпосылок восстания 1916 г. Но территория империи считалась тогда одним целым, а крестьянская колонизация Степного края рассматривалась властями как один из способов решения проблемы аграрного перенаселения в центральных и южных губерниях страны.

В имперский период в азиатских владениях России начинает развиваться промышленность. В Туркестанском крае она была связана, главным образом, с переработкой хлопка, а в Степной крае – продукции животноводства. Кроме того, на территории обоих регионов уже тогда начала развиваться добывающая промышленность и электроэнергетика.

К 1914 г. в Туркестане насчитывалось 220 хлопкоочистительных заводов и 30 маслобоен. В «десятые» годы XX века в регионе ежегодно добывалось по 12 млн пудов каменного угля. В 1914 г. в Туркестане было выработано 3,3 млн киловатт-часов электроэнергии, которую в дороссийский период вообще не производили. Промышленность Степного края была представлена маслодельными, мыловаренными, кожевенными, овчинно-шубными и т.п. производствами. В 30–40-е гг. XIX века здесь стала развиваться добывающая промышленность, включавшая добычу каменного угля, золота и цветных металлов, в развитии которой активно участвовал иностранный капитал. В 1913 г. в Степном крае было произведено 90 тыс. тонн угля и 7 тыс. тонн медной руды. В масштабах России это составляло 0,3% всего промышленного производства, но ранее промышленность, если не считать традиционное ремесленное производство, полностью отсутствовала.

Присоединение Степного края и Туркестана к России привело к началу железнодорожного строительства. Первой была построена Закаспийская железная дорога, которая к 1888 г. связала Красноводск и Самарканд и имела, главным образом, военное предназначение. К 1898 г. была построена железнодорожная ветка до Ташкента, а на следующий год дорога была переименована в Среднеазиатскую. На начало 1905 г. ее общая протяженность составляла 2382 версты. Проблемой было то, что новый железнодорожный путь не был связан с общероссийской железнодорожной сетью, а доставка грузов, пассажиров и войск осуществлялась морским транспортом через Каспийское море. В 1906 г. было завершено строительство Оренбургско–Ташкентской (Ташкентской) железной дороги, связавшей Среднюю Азию с Поволжьем и Центральной Россией. К 1913 г. ее протяженность составляла 2234 км. Стыковка Среднеазиатской и Ташкентской железных дорог привела к тому, что отдаленные районы края были связаны с железнодорожной сетью империи. Обе дороги обладали современным подвижным составом, а их запуск привел к общему оживлению экономики региона и способствовал повышению его привлекательности для инвестиций.

В имперский период наблюдается повышение уровня жизни, что стало следствием быстрого развития хозяйства, роста спроса на сельскохозяйственную продукцию, развития промышленности, строительства новых городов и т.п. Оплата за наемный труд в Туркестане, после его присоединения к Российской империи, увеличилась в 2-3 раза. Российские ученые, изучавшие Туркестан, отмечали, что раньше слуга, работавший на богатого сарта (старое название местного оседлого населения) получал 19 рублей в год с очень скудной пищей и одеждой, а, нанявшись к русским, он начал получать от 4 до 7 рублей в месяц с обильной пищей. Годовой доход арендатора-издольщика с десятины в начале XX века составлял 100–200 рублей в год, что по тем временам являлось очень большой суммой. Этому способствовал рост цен на хлопок-сырец, который превратился в главную товарную культуру региона. Активно развивалась система кредитных учреждений. К 1912 г. в Туркестанском крае насчитывалось 7 отделений Государственного банка и 40 – коммерческих банков. К 1913 г. в регионе насчитывалось 265 кредитных учреждений различного типа.

В период существования Российской империи, а также в еще более ранний, «московский», период была основана большая часть городов современного Казахстана. В их числе – Уральск (1584 г.), Гурьев (1640 г.), Семипалатинск (1718 г.), Павлодар (1720 г.), Усть-Каменогорск (1720 г.), Петропавловск (1752 г.), Кокчетав (1824 г.), а также обе столицы республики – Астана (Акмолинск, 1830 г.) и Алма-Ата (Верный, 1854 г.), являвшаяся столицей до 1997 г.

То есть основы городской цивилизации, без которой немыслимо создание современной экономики, были заложены именно во время пребывания казахов в составе Российской империи. В современном же Казахстане за четверть века независимости ни одного нового города пока еще не построено.

Очевидно, что «перекопанную землю» итоги экономического развития Степного края и Туркестана в составе Российской империи отнюдь не напоминают. Более того, именно в имперский период на территории региона появляются такие передовые по тем временам отрасли экономики, как железнодорожный транспорт и электроэнергетика. До 1917 г. в среднеазиатских владениях России были построены две крупнейшие по протяженности железные дороги, которые составляют основу его транспортной железнодорожной сети и поныне. Для сравнения – Туркестано-Сибирская железная дорога (Турксиб), строительство которой началось еще накануне революции и с большим напряжением сил завершалось в годы первой пятилетки, по сравнению со Среднеазиатской и Ташкентской железными дорогами имела в полтора раза меньшую протяженность (1442 км). Сельское хозяйство региона в этот период приобретает товарную направленность, что привело к повышению доходов населения и общему росту уровня жизни. Безусловно, создание независимых национальных государств с развитой экономикой целью России тогда не являлось, но и о беспощадной эксплуатации природных ресурсов региона говорить не приходится.

Почему же в итоге имперский период казахской истории рассматривается сегодня в качестве «черной дыры»? Здесь может быть несколько объяснений. Во-первых, Казахстан сейчас переживает период экономического кризиса, уровень жизни и покупательная способность населения падают, чего не наблюдалось с 1990-х гг. Для того, чтобы подчеркнуть достижения периода независимости, Н. Назарбаев и сравнил имперский период с современностью, не вдаваясь, естественно, в детали. Во-вторых, после присоединения Крыма к России и событий в Донбассе в Казахстане усилились опасения по поводу того, что северные области республики вскоре могут повторить их судьбу. 5 декабря суд г. Петропавловска приговорил местного жителя Игоря Чуприна по статье за разжигание межнациональной розни к 5 с половиной годам лишения свободы за призывы в социальных сетях сделать Казахстан частью России. С 2015 г. четверо граждан Казахстана были осуждены за участие в боевых действиях в Донбассе, где они воевали на стороне народных республик. Слова Н. Назарбаева вполне могли быть предназначены для «национал-патриотической» части казахского населения, недовольной чрезмерной зависимостью Казахстана от России.

После распада СССР Казахстан очень ревниво относится к собственной независимости, считая вопрос национального суверенитета ключевым. Параллельно с участием в деятельности ОДКБ, например, Астана ежегодно проводит со странами НАТО учения «Степной орел». В этом году они проходили на территории Великобритании, у которой с Россией в последнее время сложились крайне напряженные отношения. Казахстан по-прежнему поддерживает интенсивные контакты с пантюркистскими международными организациями. При этом в самой республике отношение к заявлению президента далеко не однозначное.

На том же ресурсе informburo.kz, который опубликовал речь Н. Назарбаева, есть целый ряд критических комментариев, авторы которых отмечают, что после распада СССР Казахстан лишился целого ряда созданных в советский период крупных промышленных предприятий, а состояние системы образования и медицины оставляет желать лучшего.

Причем их авторами являются как славяне, которых, по понятным причинам, большинство, так и этнические казахи. В целом же подобные заявления, скорее, разделяют русское и казахское население страны, усугубляя их различие во взглядах на историю.

При подготовке статьи использованы материалы монографии «Центральная Азия в составе Российской империи» (М., 2008).

Читайте также: