Развитие государственного сектора в экономике увеличение налогов

Опубликовано: 17.05.2024

В обеспечении нормального функционирования любой современной эко-номической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.

Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. Государственное регулирование экономики - это процесс воздействия государства на субъектов экономики, их деятельность и конъюнктуру рынка для создания нормальных условий его функционирования.

При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор инструментов и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, денежно-кредитная политика, экономическое законодательство и т.д.

В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства.

Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Поэтому, государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и заслуживает пристального внимания.

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках, господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности. С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем "Исследовании о природе и причинах богатства народов", нашли большое число поклонников. Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предо-ставлена полная свобода. При этом последователи А. Смита, которых относят к так называемой классической школе, исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это, прежде всего, касается так называемых общественных товаров т.е.

Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике.

Государственное регулирование экономики является сложным процессом, который включает реализацию экономической политики, разработку ее положений и методов ее проведения. Содержание государственного регулирования экономики определено целями, стоящими перед государством, а также применяемыми средствами и инструментами экономической политики. Они в свою очередь определены моделью государственного устройства и типом национальной экономики. В рыночной экономике основным регулятором экономических пропорций является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование.Разумеется, представления различных экономистов и политиков о том, какие именно процессы могут регулироваться государством и какие - рынком, не совпадают. Точно так же степень государственного вмешательства в экономику неодинакова в различных странах с рыночным хозяйством. Так, например, в Швеции или Голландии государство активнее влияет на экономические процессы, чем в США.

Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях: регулирующей, распределительной, стабилизационной и стимулирующей. В свою очередь данные функции в зависимости от цели регулирования можно разделить на 2 группы: функции по созданию условий эффективного существования рынка и функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.

К первой группе относятся функции обеспечения правовой базы функционирования рыночной экономики, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде.

Ко второй группе относятся функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.

В зависимости от типа и характера развития национальной экономики данные функции будут иметь разный уровень преломления. В целом же, законодательство должно четко определять права собственности и гарантии соблюдения контрактов, регламентировать деятельность институтов рыночной экономики: коммерческих банков, бирж, инвестиционных фондов и т. п., создавать правовые основы антимонопольного регулирования. Государство должно обеспечивать, адекватные условиям рынка, налоговое законодательство, систему законов по защите прав потребителя и социальному обеспечению, и т. д. Правовая основа ведения бизнеса и хозяйствования должна быть стабильной. Постоянные и существенные изменения в законодательстве оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику, формируя у субъектов экономики чувство неуверенности в завтрашнем дне. По мере развития экономики, изменения практики ведения бизнеса и внешних к нему условий, регламентирующего его законодательство становится несовершенным. Возникает необходимость корректировок законодательства. Объективное противоречие между требованием стабильности законодательства и необходимостью его совершенствования становится постоянным. Это осложняет реализацию функции правового обеспечения экономики. Прежде чем вносить те или иные коррективы в правовые нормы хозяйствования, необходимо каждый раз соизмерять предполагаемый положительный эффект вносимых изменений с ущербом от нарушения правовой стабильности.

Развитие рыночных отношений в экономике объективно сопровождается увеличением дифференциации доходов населения. Причем периодически происходящие экономический спад, повышение уровня инфляции и что ещё хуже экономический кризис, обостряют проблему неравенства, вызывая значительное снижение уровня жизни значительной массы населения. В этих условиях, чтобы сгладить остроту социально - экономических противоречий и не допустить обнищания отдельных социальных слоев, государство вынуждено более интенсивно участвовать в перераспределении доходов.

Основными каналами перераспределения доходов населения является налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей.

Возможности использования трансфертных платежей как канала пере-распределения доходов также не беспредельны. Значительное увеличение размеров и продолжительности выплаты пособий по безработице, мало-имущим слоям населения ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет не только на экономику, но и на социальную атмосферу в обществе. Политика перераспределения доходов призвана сократить разрыв в условиях жизни высоко - и низкодоходных групп населения, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловой активности.

Известно, что рыночные механизмы не обеспечивают рационального с общественной точки зрения распределения ресурсов в тех случаях, когда речь идет о производстве, сопровождающемся внешними эффектами, или о создании общественных благ. В этих условиях государство берет на себя функцию корректировки распределения ресурсов. Такая корректировка в любых моделях экономики осуществляется традиционными методами. К их числу относятся установление административных ограничений и стандартов, препятствующих загрязнению окружающей среды, система специальных налогов и дотаций, финансирование производства общественных благ или непосредственное управление их производством, когда оно сосредоточено в государственных компаниях. Спецификой современного развития мировой экономики является наличие особых проблем, усложняющих реализацию рассматриваемой функции государственного регулирования.

Отметим, прежде всего, что для всё усложняющейся глобализирующейся мировой экономики характерны острейшие экологические проблемы. Для их решения необходимо постоянно регулировать ограничения на вредные выбросы, активно применять налоговые механизмы для компаний, использующих экологически опасные технологии и т. п. Значительное ужесточение механизмов регулирования в данном направлении может привести к сокращению объемов производства и снижению в целом деловой активности и инвестиционной привлекательности национальной экономики. Решение проблемы видится на путях постепенного ужесточения политики регулирования отрицательных внешних эффектов с заранее, за несколько лет объявленными, очередными изменениями экологических нормативов, размеров налогов, штрафов и т. п.

Регулирование процесса перераспределения ресурсов и производство общественных благ (национальная оборона, фундаментальная наука, образование, здравоохранение и т. п.) в условиях посткризисного развития экономики осложняется дефицитом внутренних и внешних инвестиций, сохраняющимся достаточно высоким уровнем инфляции. Как известно, от высокой инфляции больше всего страдают лица с относительно ста-бильными номинальными доходами, к которым, в частности, относятся работники бюджетных отраслей. Рынок трудовых ресурсов демонстрирует активную миграцию профессиональных кадров, их значительный переток из в сфер деятельности, приносящих невысокий доход, в более высоко доходные отрасли. Для того чтобы препятствовать этому процессу, со-хранить кадровый потенциал в жизненно важных для развития общества сферах, обязательным элементом политики перераспределения ресурсов должна быть эффективная система защиты доходов населения.

Воздействие экономической цикличности, влияние экономических кри-зисов определяет необходимость осуществления мер, направленных на повышение устойчивости национальной экономики к негативным послед-ствиям мировых или региональных кризисов. Первоочередные меры, соз-дающие условия для посткризисного развития страны, сфокусированы на улучшение делового и инвестиционного климата, укрепление финансовой системы страны и повышение эффективности государственного управле-ния.

В этой связи качественный рост экономики основан на модернизацию физической инфраструктуры, развитие человеческих ресурсов и укрепление институциональной базы, способствующих форсированному индустриально-инновационному развитию страны. В этих условиях повышается роль стабилизационной функции государственного регулирования. Данная функция реализуется главным образом посредством традиционных методов фискальной и денежно-кредитной политики. Основная сложность стабилизационного регулирования в современных условиях связана с тем, что снижение деловой и предпринимательской активности обусловлено недостатком инвестиций, повышенной задолженностью субъектов экономики как межфирменной, так и внешней. В тоже время стимулирующая фискальная и денежно-кредитная политика, направленная на восстановление темпов экономического роста, будет способствовать определенному росту инфляции. И наоборот, ужесточение денежно-кредитной, фискальной политик, направленное на подавление инфляции, будет способствовать углублению падения производства. Перед государством встает сложнейшая проблема сочетания «жесткости» и «мягкости» в экономическом регулировании.

Сегодня экономика Казахстана ориентирована на ускоренную реализацию реформ, которые позволят повысить ее конкурентоспособность. На основе создания условий для стимулирования экономического роста государство стремится к увеличению финансирования фундаментальной экономики и образования, способствующее ускорению НТП, оптимизации налогообложения, стимулирует рост деловой активности, более активного использования налоговой и денежно-кредитной политики как средство достижения технического прогресса и роста инвестиций.

В смешанной экономике государственный сектор полностью интегрирован в кругооборот материальных и денежных средств, образующих экономический организм. Например, если в экономике существует безработица, увеличение государственных расходов при сохранении неизменными налогов и трансфертных платежей может привести к увеличению совокупных расходов, объема производства и занятости. В свою очередь, при данном уровне государственных расходов, сокращение налогов или увеличение трансфертных платежей может увеличить доходы, которые можно использовать на то, чтобы их тратить и тем самым стимулировать рост личных расходов. Напротив, при росте инфляции требуется противо-положная политика государства: необходимо сократить государственные расходы, увеличить налоги и уменьшить трансфертные платежи.

В рыночной среде критерием эффективности служит прибыльность любого бизнеса. Однако по мере развития экономических систем и общества все отчетливее стали проявляться сферы, где прибыль не может выступать единственным или идеальным критерием эффективности. В ряде случаев очень сложно говорить об эффективности, измеряемой прибылью, скажем, в таких важных для современного общества сферах, как образование, фундаментальная наука, защита окружающей среды и т. д. Здесь «невидимая рука» рынка оказывается бессильной в том, чтобы определить значимость подобных сфер для общества. В XXI веке роль «нерыночных» сфер будет расти, но господствующими по-прежнему останутся «правила игры», которые свойственны рыночной экономике в целом. При таких обстоятельствах роль государства усложняется. С одной стороны, государство - своеобразный гарант рыночной системы, с другой, - оно не может не поддерживать те сферы жизнедеятельности общества, где рыночная мотивация «пробуксовывает». Отсюда следует, что государство по характеру своей экономической деятельности становится одновременно и составляющим элементом рыночного устройства, и стабилизирующим фактором общества в целом.

В этой связи можно сказать, что государственное регулирование экономики включает:

информационную поддержку участников рынка, в т.ч. информирование о состоянии государственной экономики и перспективах ее развития;

обоснование важнейших моментов экономической политики, проводимой государственными органами власти;

мероприятия по развитию государственного сектора экономики;

активное использование налоговых, денежно-кредитных и бюджетных инструментов регулирования как более действенных рычагов реализации его функций.

Экономическая политика государства создает благоприятные условия для роста всех факторов экономического развития, и при этом государственное регулирование выступает одним из решающих инструментов роста национальной экономики. В этой связи логичен вывод о том, что чем стабильнее экономический рост, тем эффективнее выполняет свою эконо-мическую роль государство.

Ключевые понятия: государственное регулирование, государственный монополизм, экономический либерализм, кейнсианская революция, экономический спад, экономическое равновесие, теневой бизнес, утечка капитала, глобализация.

ДОМАШНЯЯ РАБОТА

по дисциплине «Государственное регулирование экономики»

на тему «Государственный сектор в системе регулирования экономики»

Выполнил студент гр. 237334/0001

_______________К. М. Гордиенко

Проверил доцент, к.э.н.

СОДЕРЖАНИЕ

2 ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА.. 4

3 ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА НА ЭКОНОМИКУ.. 5

4 МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОССЕКТОРА.. 6

5 СООТНОШЕНИЕ ЧАСТНОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРОВ.. 8

6 СПЕЦИФИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА В РОССИИ.. 9

7 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 11

СПИСОК ИСПОЛЗЬОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 12

ВВЕДЕНИЕ

В обеспечении общих условий функционирования экономики и жизнедеятельности общества, в регулировании социально-экономических процессов важнейшая роль принадлежит государственному сектору.

Госсектор экономики – это важнейшее звено смешанной экономики, включающее комплекс организаций и учреждений, унитарных казенных предприятий, финансовых, золотовалютных, материальных и природных ресурсов, инфраструктурных, социально-культурных и иных имущественных объектов, находящихся в собственности государства.

С одной стороны, он выступает как объект государственного регулирования,с другой стороны, государственный сектор – самостоятельный комплексный инструментгосударственного регулирования экономики, обеспечивающий реализацию принимаемых государством мер и решений, касающихся частного (коммерческого) сектора либо затрагивающих интересы нации и экономики в целом.

Госсектор охватывает сферы и отрасли, функционирование которых необходимо для экономики страны,но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала из-за большой стоимости инвестиционных ресурсов и медленного оборота капитала. Это капиталоемкие и малоприбыльные отрасли производственной и социальной инфраструктуры, в которых отдача либо невелика, либо наступает через длительное время:энергетика, транспорт, образование, здравоохранение.

ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА

Основными экономическими функциями государственного сектора являются:

1. Стабилизация экономического развития, достижение сбалансированного роста

2. Реализация государственной структурной политики

3. Поддержка и стимулирование коммерческого (частного) сектора

4. Поддержание определенного уровня цен; решение проблем занятости

5. Обеспечение приоритета социальных целей

Государственный сектор в лице центрального банка и государственных банков выступает со специальными функциями на финансовом рынке:

1. Аккумулирует денежные средства и направляет их в сферы, от развития которых зависят экономическая конъюнктура и структура народного хозяйства

2. Осуществляет операции на рынке ценных бумаг, регулируя наличие ликвидных средств и обеспечивая поступление средств в бюджет

Наличие действенного государственного сектора позволяет решить следующие задачи:

1. Усилить контроль со стороны государства над важнейшими народно-хозяйственными процессами

2. Повысить общее антикризисное воздействие

3. Регулировать потоки инвестиций

4. Упрочить независимость национальной политики государства в промышленности и других отраслях материального производства

5. Противостоять иностранному капиталу в стратегически важных областях экономики

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА НА ЭКОНОМИКУ

Роль государственного сектора заключается в том, чтобы способствовать функционированию национальной экономики в условиях, близких к экономическому оптимуму: он должен обеспечить возможность более эффективного использования ресурсов страны и увеличения совокупного продукта.

Государственный сектор через Центральный банк России регулирует денежный рынок:

1. Устанавливает прибыльные ставки

2. Исполняет процедуры на рынке ценных бумаг

3. Оказывает влияние на денежный курс

Цели формирования государственного сектора направлены на:

1. Моделирование прибыли и затрат правительственного бюджета и национальных внебюджетных фондов

2. Составление плана размеров продукта и развитие планов национальных договоров в поставки продукта, для удовлетворения национальных потребностей

При обстоятельствах скорого формирования государственного сектора на первое место ставится выбор подходящих альтернатив применения национальных средств. Для выгодного подбора применяется способ сопоставления производительности, который предоставляет нужную информацию с целью принятия финансовых и общественно-политических заключений.

Для оценки производительности в государственном секторе применяют подобные способы:

1. Анализ расходов и результативности

2. Анализ расходов и эффективности

Показателями количественной оценки влияния государственного сектора на экономику являются:

1. Доля ВНП, ВВП, создаваемого в государственном секторе

2. Количество занятых в нем рабочих и служащих

3. Удельный вес занятых по отдельным сферам и отраслям народного хозяйства

4. Число предприятий госсектора в целом и по отдельным сферам и отраслям

Экономическая политика государства — процесс реализации его экономических функций путём разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых целей.

К наиболее общим экономическим целям государства в рыночной экономике относятся следующие.


За государством сохраняются следующие экономические функции.


С развитием общества происходит расширение, уточнение функций государства. Этот процесс идёт по следующим направлениям:

• последовательный переход от прямых (административных) к косвенным (экономическим) методам регулирования экономики;

• усиление роли государства в решении социальных проблем (снижение дифференциации доходов населения, обеспечение стабильности в обществе, регулирование трудовых отношений);

• поддержка фундаментальной науки;

• участие в решении глобальных проблем человечества.

В государственной экономической политике можно выделить два главных направления.


Существуют экономические задачи, которые наилучшим образом могут быть решены именно государством.

1. Защита основ рыночной экономики. Государство разрабатывает и принимает антимонопольное законодательство, препятствующее свёртыванию конкуренции и росту финансовой мощи монополий.

2. Производство общественных благ.

Общественные блага — это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах, например, оборона, бесплатное образование, общедоступные услуги муниципальных поликлиник, посещение библиотек, парков и др. Такие блага не могут быть даны отдельным лицам без предоставления их другим, они одинаково доступны всем людям, и за пользование ими не взимается плата.

Производство общественных благ берёт на себя государство, потому что в большинстве своём оно невыгодно для частных производителей, а развитие таких сфер, как здравоохранение, образование, фундаментальные науки, охрана окружающей среды, не может происходить только на основе частного предпринимательства. Для производства общественных благ необходимы значительные финансовые средства, и государство получает их, собирая налоги. Тем самым все граждане вносят свой вклад в оплату общественных благ.

3. Учёт побочных последствий нерыночных ситуаций. Экономисты называют ситуации, выходящие за границы рыночных отношений и не регулируемые ими, нерыночными ситуациями (внешними эффектами).

Внешние эффекты — связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц. Экономическая деятельность одних может вызывать такие последствия, которые отражаются на лицах, непосредственно не участвующих в производстве и потреблении данных товаров.


Задача государства — исключить отрицательные внешние эффекты и поощрять полезные, используя такие меры, как убеждение, рекламные кампании, субсидирование (для положительных внешних эффектов) и налогообложение (для отрицательных эффектов), разработка стандартов безопасности и др.

4. Разработка и финансирование программ помощи нуждающимся:

— программы материальной поддержки нуждающихся (государственные пособия, талоны на питание, выплаты по социальному страхованию);

— программы, ликвидирующие причины нищеты и экономического неблагополучия (запрет на дискриминацию в трудоустройстве по полу, возрасту, национальности, создание курсов по профессиональной переподготовке и др.);

— программы помощи отдельным группам населения (адресная помощь фермерам, учёным, студентам, защита авторских прав, таможенные барьеры в защиту отечественных товаров от конкуренции с иностранными и др.).

Воздействие государства на рыночный механизм осуществляется путём прямого и косвенного регулирования.

предполагает использование преимущественно административных методов

• законодательная деятельность государства;

• расширение государственных заказов;

• развитие государственного сектора в экономике;

• лицензирование отдельных видов деятельности

предполагает использование преимущественно экономических методов

• денежно-кредитная (монетарная) политика;

• бюджетно-налоговая (фискальная) политика

Косвенному регулированию принадлежит приоритет в рыночной экономике.


Основные инструменты денежно-кредитной политики государства

Операции на открытом рынке

Наиболее весомый и ежедневно применяемый способ контроля государства за предложением цены в стране. Он связан с куплей-продажей ценных бумаг (облигаций федерального займа (ОФЗ), государственных казначейских обязательств (ГКО) и др.) ЦБ за наличные деньги. Если ЦБ продаёт ценные бумаги, то он получает взамен денежные средства, количество денег в обращении сокращается, процент возрастает, деньги опять становятся «дорогими». Если же ЦБ покупает ценные бумаги, происходит падение нормы процента и «удешевление» денег. Таким образом, это приводит к уменьшению или увеличению банковских резервов, а также к увеличению или сокращению денежной массы

Политика учётной ставки процента (ставки рефинансирования)

Позволяет регулировать активность коммерческих банков. Достигается это путём изменения учётной ставки процента. Учётная ставка процента (ставка рефинансирования) — это норма процента, по которой Центральный банк предоставляет кратковременные кредиты коммерческим банкам.

Коммерческие банки для осуществления своей деятельности берут кредит у ЦБ под определённый процент, т. е. учётную ставку (скажем 80%). Банки предоставляют полученные средства своим клиентам под процент, который выше учётного (скажем 100%). Если ЦБ повысит учётную ставку процента, то коммерческие банки поднимут ставку процента своим клиентам. Если ЦБ снизит учётную ставку, то же самое сделают и коммерческие банки. Таким образом, Центральный банк воздействует на экономику, проводя политику «дешёвых» или «дорогих» денег, чтобы стимулировать или охладить деловую активность

Изменение нормы обязательных резервов

В соответствии с законом часть средств коммерческие банки обязаны хранить в виде резервов в ЦБ. Размер этого резерва устанавливает ЦБ. При его снижении у коммерческих банков расширяются возможности размещать деньги среди своих клиентов, денежная масса в стране растёт. С увеличением резерва предложение денег сокращается, цена на них, т. е. уровень процента, возрастает, деньги становятся «дорогими». Политика резервов, проводимая ЦБ, является наиболее жёстким инструментом денежно-кредитного регулирования

Для нормального функционирования экономики важно, чтобы денежно-кредитная система была стабильна.


Через бюджет государство перераспределяет созданные обществом блага от непосредственных производителей к другим группам. Государство, используя бюджет, может существенно влиять на экономику, стимулировать производство и социальные процессы.

В зависимости от цели проводится стимулирующая или сдерживающая бюджетно-налоговая политика.

Экономическая ситуация в стране

Характер бюджетно-налоговой политики

Снижение налогов и увеличение государственных расходов

Увеличение налогов и уменьшение государственных расходов

1 См. тему 6 «Финансовые институты. Банковская система».

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.


Статью подготовила ведущий эксперт-экономист по бюджетированию Ошуркова Тамара Георгиевна. Связаться с автором
“слуги бухгалтера
-->
Государственный сектор

Вернуться назад на Государственный сектор
Не забываем поделиться:

Опыт развития современных индустриальных стран свидетельствует о том, что рыночная структура экономики включает в себя не только начала свободной конкуренции. В ней имеют место элементы монополии, монополистической конкуренции и олигополии. Составной частью рыночной экономики является также государственный (общественный) сектор.

Роль и значение общественного сектора в экономике индустриально развитых стран различаются как по объему, так и по структуре. Соотношение различных секторов экономики в ходе ее эволюции не остается постоянным. Оно меняется под воздействием широкого круга факторов. Долговременной и устойчивой тенденцией социально-экономического развития является повышение роли и места общественного сектора. Вместе с тем на Западе в ходе неоконсервативных революций, процессов дерегулирования, деэтатизации (разгосударствления) и реприватизации (передачи ранее национализированной собственности в частные руки) доля общественного сектора существенно сократилась. Сокращение общественного сектора, хотя и в силу совершенно иных причин, происходит в постсоциалистических экономиках стран Восточной Европы и СНГ. Как показывает исторический опыт, происходящее некоторое время сокращение общественного сектора доходит до определенного рубежа и затем прекращается. При определенных условиях общественный сектор восстанавливает и укрепляет свои позиции. На новых витках его развития складываются новые механизмы его функционирования, соответствующие институциональные формы и организационные структуры.

Необходимость существования общественного сектора обусловлена тем, что ряд экономических задач рыночная экономика средствами рыночного саморегулирования решить не может. Существуют такие социальные и экономические блага, которые частный сектор либо не производит, либо не может производить с минимальными затратами. Такие блага получили название общественных благ. Потребление данных благ определяет состояние и благополучие общества в целом. Оно осуществляется, как правило, коллективно. К данным благам обычно относят безопасность (нации, общества, личности, экологии), оборону, право, законодательство, здравоохранение, образование, культуру, энергетику, связь, транспорт, коммунальные услуги, социальную стабильность, занятость, экономический рост и т.д. Именно объективные потребности в данных благах, роль последних в социальном и экономическом прогрессе определяют собой долю и структуру общественного сектора в экономике, его границы. Ресурсы, необходимые для нормального функционирования общественного сектора, лимитируются величиной ВВП и готовностью общества делать альтернативный выбор из ограниченного набора различных видов благ в пользу коллективного потребления общественных благ. В реальной действительности обеспечение функционирования общественного сектора берет на себя государство, и с этим связаны его наиболее важные экономические функции. В этом смысле понятия общественного и государственного сектора идентичны.

Доля общественного сектора в экономике не является статичной величиной. Она зависит от ряда факторов и изменяется во времени в зависимости от конкретных экономических, социальных, политических, исторических, географических и природных условий. Так, в условиях экономической разрухи, необходимости восстановления экономики после войн, в фазах системных кризисов роль государства и общественного сектора, как правило, возрастает. По мере стабилизации и восстановления экономики она может стабилизироваться и даже (до определенных пределов) сокращаться. Можно сказать, что существуют краткосрочные колебания доли общественного сектора в экономике и долгосрочные тенденции. Последние заключаются в том, что вследствие обобществления производства, усиления взаимосвязей в экономике, развития инфраструктуры рынка (связь, энергетика, транспорт), увеличения потребностей в таких общественных благах, как образование, культура, здравоохранение, экология, доля общественного сектора хотя и нелинейно, но устойчиво растет.

Существенное влияние на общественный сектор в экономике оказывают масштаб территории, протяженность ее границ, наличие различных природно-климатических зон. Большие по размерам территории государства, как правило, имеют и высокую долю общественного сектора в экономике, поскольку масштабы диктуют необходимость в определенной инфраструктуре, связывающей территории и население в единое государственное и экономическое целое (энергетика, связь, транспорт и другие формы коммуникации, граница). Подрыв основ общественного сектора в экономике, для которой он традиционно имел основополагающее значение, может привести к ослаблению государства, экономическому и политическому обособлению отдельных территорий (экономическому и политическому сепаратизму) росту социальной нестабильности.

Немаловажное значение имеет и учет исторических особенностей становления нации и государства, традиций и ценностей, национального менталитета. Там, где исторически коллективные действия людей обусловливали успешное противостояние природе и внешнему окружению, успех в экономической деятельности, формировали особый тип творчества и культуры, высокая доля общественного сектора отражала и иерархию национальных ценностей, в которых солидарности и коллективизму, социальной справедливости придавалось особое значение.

Состояние общественного сектора и роль государства в переходной экономике характеризуются двумя тесно взаимосвязанными и взаимодействующими тенденциями. Первая тенденция состоит в том, что при переходе от плановой к рыночной экономике на первых этапах реформ общественный сектор сокращается, уменьшается регулирующая роль государства и доля его доходов (расходов) в ВВП. Приватизация государственной собственности существенно расширяет границы частного сектора и рыночных отношений (механизмов). Радикально изменяется соотношение общественных и частных благ.

Однако данный переход происходит в условиях системного кризиса экономики, сопровождаемого сокращением ВВП, падением инвестиционной активности, инфляцией, финансовым кризисом, увеличением безработицы. Возникают такие отрицательные явления, как нестабильность настоящего, неопределенность будущего, отсутствие гарантий прав собственности и др. Разработка и реализация антикризисных стратегий и программ в этих условиях во многом ложатся на Плечи государства, что требует усиления его роли в экономике.

Потребность в таких общественных благах, как определенность, стабильность, занятость, спокойствие, экономический рост, безопасность личности, общества, нации, резко возрастает. Экономика все больше и больше испытывает дефицит ресурсов, способных обеспечить решение назревших проблем. Но эти ресурсы не могут возникнуть из производства, которое находится в глубоком кризисе. Поэтому на первый план выдвигаются либо расходы государства (увеличение общественного сектора), либо внешние заимствования.

Таким образом, складываются две противоположные, хотя и тесно взаимосвязанные тенденции в развитии общественного сектора и государственного регулирования экономики. Одна состоит в неизбежном уменьшении доли общественного сектора в экономике, сформировавшегося в дореформенную эпоху. Другая проявляется в необходимости увеличения государственных расходов, расширении масштабов государственного регулирования (но уже на рыночных основах) в соответствии с возросшей потребностью в вышеперечисленных общественных благах. Реализация второй тенденции может сталкиваться с трудностями, связанными с тремя основными моментами. Первый — опасения со стороны общества рецидивов элементов старой распределительной системы и всеобщего дефицита товаров (частных благ). Второй — отсутствие механизмов, способных эффективно использовать ресурсы в общественном секторе экономики. Третий — неопределенность в направлении использования дополнительных доходов государства (общественного сектора).

Первая проблема теряет свою актуальность по мере углубления необратимости проводимых реформ. Неопределенность в использовании дополнительных совокупных расходов уменьшается по мере усиления потребности общества в таких общественных благах, как занятость, стабильность, рост. Сложнее обстоит дело с механизмами функционирования общественного сектора.

Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно.

Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!

Государственный сектор — двойственное и противоречивое образование. Он заключает в себе как бы два начала: рыночное — основанное на возмездности, эквивалентности, купле-продаже, отчуждении права собственности, и нерыночное — основанное на неэквивалентности обмена, внерыночных механизмах распределения ресурсов, безвозмездном выделении основных фондов государственным и муниципальным предприятиям, неопределенности права собственности.

Такая двойственность природы общественного сектора очень часто порождает неэффективность использования экономических ресурсов в нем и искажения в распределении доходов. Данная двойственность в производстве общественных благ вызывает необходимость действенного законодательного регулирования данного сектора с целью создания условий для эффективного использования экономических ресурсов в производстве общественных благ и рационального распределения возникающих здесь доходов в соответствии с реальными правами, функциями и ответственностью всех субъектов отношений в данном секторе экономики (государственные органы, предприятия, руководство предприятий, трудовые коллективы).

Особое место в системе общественного сектора занимают муниципальные предприятия и местные финансы. В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения. Они отвечают за непосредственное обеспечение жизнедеятельности населения муниципальных образований в той мере, в какой это предусмотрено уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В ведении местного самоуправления находятся такие вопросы, как владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью; установление местных налогов и сборов; комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований; содержание и использование муниципальных жилищного фонда и фонда нежилых помещений; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения; обеспечение санитарного благополучия населения; охрана общественного порядка и содержание соответствующих органов; планировка и застройка своих территорий; контроль за использованием земель; организация, содержание и развитие местных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; местное дорожное строительство и содержание дорог, организация транспортного обслуживания; поддержание и содействие занятости и др.

Основой деятельности муниципального сектора и финансовой базой реализации перечисленных задач являются местные бюджеты и налоги. Законодательство РФ определяет и регламентирует право местных органов власти устанавливать муниципальные налоги.

Все больше делегирование полномочий по удовлетворению общественных потребностей на уровень местных органов власти должно сопровождаться и передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (налоги). Хотя полномочия муниципальных властей в переходной экономике России возрастают, материально и финансово они не подкреплены. Нагрузка на муниципальные бюджеты возрастает, а ресурсные возможности их не изменяются. Финансовая необеспеченность муниципального сектора заключается в низкой доле его налогов и сборов в общем их объеме. Уровень же налогооблагаемой базы в России достаточно высок.

Поэтому установление местными органами дополнительных налогов и сборов оказывается нереальным. Так, например, доля доходной части местных бюджетов в консолидированном бюджете государства упала. При этом огромное количество объектов социальной сферы, переданных органам местной власти, фактически не принимается государством (центральной властью) как расчетная база при формировании местных бюджетов.

Увеличение финансовых возможностей общественного сектора (государственного и муниципального) при ограниченности налогооблагаемой базы и увеличение потребления общественных благ может осуществляться за счет расширения доходов данного сектора от деятельности государственных и муниципальных предприятий. Но при этом деятельность данных предприятий должна обеспечивать эффективное использование ресурсов (фондов), которые им выделяются органами власти (государственной и муниципальной).

тема

Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!

Загадки

Как можно наполнить половину бочки водой, не пользуясь никаким измерительным прибором?

посмотреть ответ

посмотреть ответ
важное
Бесплатная консультация
по телефону ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ:
8 (800) 600-76-83
ежедневно с 6.00 до 21.00
Звонок по России бесплатный!

 Фото: iStock

По мнению экспертов Форума, чтобы выйти на темпы экономического роста выше 3%, нужны дополнительные меры и стимулы. Среди них - изменение качества производственного капитала и рабочих мест, поддержание доходов населения, увеличение инвестиций в основной капитал, вложений в "экономику знаний", развитие жилищного строительства и отечественного экспорта.

"Можно отметить, что меры, которые приняло правительство, уменьшили масштабы спада российской экономики в 2020 году, по нашей оценке, на 1,8%, - подчеркнул Андрей Клепач. - В реальные доходы населения они добавили более 3 процентных пунктов. Иначе мы получили бы падение не около 5%, а 7-8%".

Главный экономист ВЭБ РФ отметил, что прекращение действия большинства мер в конце 2020 года и ограниченный эффект бюджетного правила будут препятствовать V-образному отскоку экономики в 2021 году и сдержат рост ВВП в 2021-2024 годах.

По словам эксперта, чтобы выйти на темпы роста выше 3%, нужны дополнительные социальные и секторальные меры, в том числе - для поддержания доходов населения.

"Ситуация с доходами населения, как мы видим за последние 7 лет, является крайне болевой точкой, серьезным социальным вызовом и ограничением для экономического роста", - отметил Андрей Клепач.

Президент ВЭО России и Международного Союза экономистов Сергей Бодрунов напомнил, что основной целью модернизации не только социальной, но в целом экономической политики является устойчивое повышение уровня и качества жизни населения, именно на это должны быть направлены все преобразования.

"Оценка всех проводимых реформ должна проводиться именно через призму роста благосостояния россиян и уровня их жизни", - процитировал Сергей Бодрунов академика Леонида Абалкина.

Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член Правления ВЭО России Александр Широв отметил, что главная проблема - в социальной сфере.

"Наша экономика - это на 50% потребительский спрос, - уверен Александр Широв. - Понятно, что ни уровень, ни качество жизни, ни та оплата труда, которую получают большая часть работников, нас устроить не могут. - отметил ученый. - Нужно изменить качество производственного капитала, тех рабочих мест, которые у нас сейчас есть, потому что когда 30% рабочих мест являются низкотехнологичными и малооплачиваемыми, трудно ожидать высокий уровень доходов населения в этих секторах".

"Перед экономикой стоят фундаментальные вызовы и главный из них - это повышение уровня жизни и доходов населения, - поддержал коллег президент ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН, вице-президент ВЭО России Александр Дынкин. - Есть два взаимосвязанных пути - экономический рост и инновационная экономика. И здесь нет того звена, потянув за которое, можно вытащить всю цепь, нет одного волшебного рецепта".

По словам академика Дынкина, пространство инновационной конкуренции в экономике ограничивает значительная доля госсектора. "Тиражирование инноваций означает способность создавать на своей территории высокую добавленную стоимость, - отметил Александр Дынкин. - Если это происходит, значит доля высококвалифицированного труда в национальной экономике растет и соответственно растет уровень жизни. Какие ресурсы можно использовать? Хотел бы отметить, что в странах инновационных лидерах госсобственность составляет 5-10%. Китай демонстрирует блестящие инновационные достижения при доле госпредприятий в выпуске ВВП порядка 30%.У нас, по скромным оценкам,государственная собственность составляет 45-50%".

"В России слабы институты защиты интеллектуальной собственности, высоки риски венчурных инвестиций, мы по-прежнему ориентируемся на линейные и вертикально интегрированные инновационные модели, в то время ка весь мир перешел к нелинейным, плоским структурам, -добавил Александр Дынкин. При определении посткризисной стратегии эти обстоятельства стоит учитывать".

Академик Абел Аганбегян назвал четыре главных драйвера экономического роста:инвестиции в основной капитал, вложения в "экономику знаний", жилищное строительство и развитие экспорта.

"Нам нужен финансовый форсаж - следует перейти с 2021 года на 10-14% рост этих драйверов, - уверен Абел Аганбегян. - У нас огромные внутренние резервы. В этом году они впервые перевалили за 600 млрд долларов".

Заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН, член Правления ВЭО России Яков Миркин согласился с необходимостью использовать до 30-40% резервов для стимулирования инвестиций внутри страны, в том числе на закупки технологий и оборудования.

Ученый привел формулу сверхбыстрого роста экономики, которая включает умеренный, осторожный финансовый форсаж, рост монетизации, насыщенности кредитами и финансовыми инструментами при значимом сокращении процента и инфляции,регулирование счета капитала рыночными методами, снижение налоговой нагрузки до 31-32% ВВП и введение максимум стимулов для прямых иностранных долгосрочных портфельных инвестиций.

Фото: Александр Корольков/РГ

Фото: Александр Корольков/РГ

По словам Якова Миркина, необходим взвешенный рост торгового протекционизма, который через торговые и неторговые барьеры стимулирует перемещение в Россию производства, а также программа дешевой ипотеки и программа инвестиций для выравнивания уровня жизни для 15-20 регионов, являющихся зонами национального бедствия.

Все эти меры, по словам ученого, дадут 4-5% рост российского ВВП и масштабную реструктуризацию экономики, создадут основы для массовых прямых иностранных инвестиций и трансфертов технологий из-за рубежа.

По итогам форума будут подготовлены и направлены в органы государственного управления экспертные предложения в "Единый план достижения национальных целей до 2030 года".

Читайте также: