Категория населения страны обязанная платить налоги государству

Опубликовано: 19.09.2024

Статья 57 Конституции РФ провозглашает:

«Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.»

Обязанность граждан платить налоги и сборы впервые была включена в Конституцию с переходом страны к рыночной экономике. Это было прямым следствием того, что сфера государственной собственности была в значительной степени сокращена, активно развивалась частная собственность, свобода предпринимательства, различные виды экономической деятельности. Поэтому обязанность уплаты налогов и сборов в новой Конституции Российской Федерации была закреплена как одна из важнейших.

Вопросы налогообложения в Российской Федерации регулируются Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах, а также законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принимаемыми в соответствии с Кодексом.

Обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы по аналогии со статьей 57 Конституции РФ закреплена и в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ.

Понятие законно установленные налоги и сборы, содержащееся в комментируемой статье, означает, что налоги и сборы должны устанавливаться исключительно законами. Подтверждением этому является конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе, чем федеральным законом (ст. 55 Конституции РФ). Кроме того, конституционное понятия «законно установленный налог» подразумевает определение всех существенных элементов налога. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и объекты налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога (ст.17 Налогового Кодекса РФ).

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Отметим, что обязанность по уплате налогов и сборов установлена применительно для всех физических лиц без исключения, как граждан Российской Федерация, так и в отношении лиц без гражданства и иностранных граждан, а также в отношении всех организаций вне зависимости от места и законодательства их создания («каждый обязан платить…»). Различает только порядок уплаты налогов и сборов вышеуказанными категориями лиц.

Из комментируемой статьи выводится конституционный принцип равенства налогообложения. Это означает, что налоговое бремя должно распределяться равным образом; каждый налогоплательщик находится в равном положении перед налоговым законом, а форма собственности не может быть критерием для какой-либо дифференциации в налоговой сфере.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

В статье 13 Налогового кодекса РФ определено, что к федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Согласно статье 14 Налогового кодекса РФ к региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

В соответствии со статьей 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Не опубликованный налоговый закон применению не подлежит.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

За уклонение от уплаты налогов, сокрытие доходов и за другие нарушения налогового законодательства плательщики несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Налоги и сборы для государства являются основными источниками доходов бюджета, с помощью которых государство финансирует реализацию своих функций.

В конечном счете налоги и сборы возвращаются населению в виде бесплатного здравоохранения, бесплатного образования, различных видов социальной помощи. Действующая налоговая система направлена на обеспечение социальной защищенности инвалидов, детей, студентов, многодетных и других категорий граждан.

Статья 57 Конституции РФ предусматривает, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В комментируемой статье конституционный принцип, согласно которому установление или отягчение ответственности не имеет обратной силы (статья 54 Конституции РФ), применен к налогам.

Данный принцип распространяет свое действие на акты о налогах и сборах, не только устанавливающие новые налоги и (или) сборы, но и ухудшающие положение налогоплательщиков и плательщиков сборов, а также иных участников отношений.

К обстоятельствам, свидетельствующим об ухудшении положение налогоплательщиков или плательщиков сборов можно отнести: расширение круга налогоплательщиков, повышение налоговых ставок и размеров сборов, изменение порядка уплаты налогообложения, создающего дополнительное обременение и т.д. Ухудшение условий налогообложения может заключаться не только в возложении дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности.

Необратимость закона означает, что такой закон подлежит применению лишь к тем действиям и последствиям, которые возникли после его издания, и не распространяется на деяния, имевшие место до его принятия.


Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины
Иллюстрация: Борис Мальцев / Клерк

Действительно, получается, что российское государство как-то обходится без населения в деле формирования своих доходов. А значит, нам, наверное, не стоит так выпендриваться – раз не на наши налоги, то какое право мы имеем высказываться?

Государство и его бенефициар

«Государственное» – это прилагательное, отвечающее на вопрос «какое? чье?». В толковых словарях (Ожегова, Шведовой и прочих) слово «государственный» определяется достаточно полно. Вот определение из словаря Ефремовой: «(1) Соотносящийся по значению с существительным государство, связанный с ним; (2) а) осуществляемый государством, находящийся в его ведении, б) устанавливаемый государством; (3) а) связанный с деятельностью государства, его функционированием, б) принимающий непосредственное участие в управлении государством, в) способный действовать и принимать решения, руководствуясь интересами государства; (4) имеющий значение для всего государства, учитывающий его интересы».

Обратите внимание – в списке значений нет «принадлежащий государству». И это неспроста.

Ведь государство – это (тот же словарь): «(1) Политическая форма организации общества, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры; (2) а) страна с определенной политической системой, б) система органов управления; (3) а) перен. Что-либо крупное, значительное, занимающее большую территорию и отличающееся определенной обособленностью, самостоятельностью, б) место обитания, распространения, преобладания кого-либо, чего-либо».

То есть государство – это «система органов», «форма». Ментальная конструкция, договорной миф, а не реальный субъект. Поэтому логично, что словарь не наделяет государство функцией «владения».

Логично, но не совсем точно. Развитие цивилизации пошло по пути создания договорных конструкций и наделения их ограниченной субъектностью. Подобные конструкции (самые известные среди них даже не государства, а юридические лица – компании) могут владеть имуществом, распоряжаться им, использовать его и еще много чего другого.

Конечно, делают они это не сами. За них это делают специальные люди, тем или иным образом уполномоченные на такие действия и статусы. Так что сказать «государственное имущество» можно.

Другое дело, что факт такого владения не дает нам возможности видеть в «государстве» полноценного владельца. Согласно современному пониманию права, владение бывает двух видов – номинальное и бенефициарное. Бенефициарное владение – это владение, осуществляемое реальным лицом, которое от этого владения может извлекать выгоду или терпеть убытки (отсюда само название; benefits), нетранслируемые далее на третьих лиц. Номинальное владение – это «промежуточное» владение в пользу кого-то, в результате которого бенефициируют (получают конечную прибыль и убытки) другие лица.

Так вот, никакое юридическое лицо, никакой договорной конструкт не могут быть бенефициарными владельцами – они всегда номиналы, работают в пользу реальных живых лиц – бенефициаров.

Кто в это не верит, попробуйте убедить западный банк открыть счет компании, не сделав комплаенс на ее владельцев: вам быстро объяснят, что номиналы никого не волнуют – всех волнует бенефициар. У номиналов есть управляющие, но управляющие, естественно, тоже не бенефициары – они наняты на работу, они не владеют ни активами, ни результатами деятельности такого конструкта.

Теперь можно вернуться к государству. «Государственная собственность» как собственность конструкта, конечно, номинальна по природе. У государства есть бенефициары – в разных моделях государств разные.

В государстве средневековой модели это чаще всего суверен государства, король или царь. Он единственный, кто в конечном счете имеет право на бенефиты, формируемые активами государства.

Подданные такого короля – это клиенты, которые получают от короля права на долю государственных бенефитов в обмен на обязательства по отношению к королю, в основном сводящиеся к лояльности, производству продукта, часть которого идет королю, и обеспечению безопасности государства. У этих подданных есть свои подданные, отношения с которыми строятся аналогичным образом.

В стороне от этой пирамиды находятся свободные от вассальных отношений немногочисленные ремесленники/горожане/наемники/специалисты. Их экономика строится на границе государственной системы – они продают свой труд и платят налоги. Налоги являются их платой за право продажи своего труда.

Более современная модель государства – это государство, в котором бенефициаром является большая группа людей или все за редким исключением население. Западные государства устроены именно так – уже давно там законодательно закреплено, что бенефициаром государства являются граждане страны.

Таким образом, сувереном государства России является ее народ. Народ (граждане) России выступает коллективным бенефициарным собственником всего, что принадлежит государству как номинальному держателю. Граждане России должны государству много различных вещей (это записано в той же Конституции) – платить налоги, соблюдать закон, проходить срочную службу и прочее. Только не надо забывать, что должны они это государству лишь как номиналу, а бенефициарно они должны это самим себе и другим гражданам России – государство только регулирует и аккумулирует эти долги.

А вот государство должно гражданам России все, что имеет, что получает и что может получить. Оно же номинал, а народ – суверен, бенефициар. Так что разговор дамы из регионального правительства на тему «государство вам ничего не должно» смешон – оно должно, причем не «что-то», а ровно все, что имеет. Как именно и кому это «все» оно должно отдавать, решают органы государственного управления, избранные народом – смотри Конституцию.

Нефть или граждане

Сюда не включаются только сборы в Пенсионный фонд, которые идут целевым образом на пенсии, и иногда сборы в социальные фонды, также имеющие целевое назначение. Но и те и другие сборы уплачиваются населением, и вместе с подоходным налогом это 40% бюджета.

Ашманов утверждает, что граждане вносят только подоходный налог (13% от дохода), которого не хватает ни на что, а остальное – это «государственные деньги». В реальности граждане платят не только подоходный налог (примерно 10% совокупных доходов бюджета), но еще и НДС (20%), налоги на совокупный доход и имущество (5%), часть акцизов и таможенных пошлин (всего их 20–22%, около 10% – платежи граждан), соцвзносы (20%) – вместе это уже 60% бюджета. Далее, граждане являются бенефициарами частных компаний, которые платят налог на прибыль – еще примерно 5% бюджета.

Итак, 65% доходов бюджета – это напрямую «наши налоги», без каких бы то ни было оговорок. Так что даже если бы у нашего государства сувереном был не народ, а некий царь (а так, похоже, многие сегодня думают), то и здесь получалось бы, что более половины налогов в бюджете «наши».

Можно спорить, кто платит больше налогов, кто – меньше, но олигарх-нефтяник, чья компания уплачивает НДПИ, не может похвастаться тем, что платит огромный налог в отличие от нас. Государство передало ему в эксплуатацию недра, которые по закону находятся в федеральной собственности, то есть это наши недра он эксплуатирует, и его налог – это всего лишь плата нам за наши недра.

По сути источником почти всех налогов является народ России (малое исключение – налоги иностранцев, зарабатывающих в России, их совсем немного). И именно он является бенефициаром всех источников этих налогов. Государство – посредник в процессах платежа, и ничего более.

Но как же тогда быть с высказываниями о том, что российское государство практически не зависит от налогов, собираемых с частных лиц? И это тоже правда. Одно дело, кому принадлежит собственность по праву, а другое – кто ею распоряжается и как распоряжается.

Российская власть (не государство, заметьте; государство – это договорной фантом, а власть – это группа реальных людей) сконцентрировала в своих руках и централизовала на федеральном уровне беспрецедентные возможности контроля над государственной собственностью, налоговыми потоками и управлением бюджетом.

Сделать это ей было достаточно просто, благодаря тому что основная масса доходов бюджета действительно порождается выручкой от продажи полезных ископаемых. 25% консолидированного бюджета (за вычетом социальных сборов) составляют нефтегазовые доходы, которые собираются помимо населения.

Доходы от продажи полезных ископаемых идут в основном на закупку импорта, обеспечивающего более половины потребления в России (а если исключить из потребления те самые полезные ископаемые и энергию в широком смысле, которую контролирует та же власть, то и все 70%). Таможенные пошлины и НДС мы как потребители вынуждены платить, а власть их собирает: больше нефти – больше пошлин и НДС; меньше нефти – меньше налогов.

Очень упрощая, можно сказать, что если бы в России волшебным образом исчезла половина населения (даже не «более бедная» или «менее занятая», а просто ровно половина от каждой группы и страты), то власть от этого только выиграла бы. Почти 35% консолидированного бюджета никак не изменились бы, то есть доходы бюджета ориентировочно упали бы на 32,5%, а подушевой уровень доходов бюджета вырос бы где-то на 35% (это случайное совпадение цифр, а не математическая закономерность). При этом расходы бюджета (за вычетом некоторой доли военных и инфраструктурных расходов) сократились бы примерно в два раза – то есть бюджетная ситуация в стране стала бы существенно лучше.

Говорит ли это о том, что граждане России имеют меньше прав требовать от власти отчета об использовании всех налоговых поступлений? Разумеется, нет. Если в большом доме на первом этаже построен магазин, председатель ТСЖ не может заявить, что поскольку плата за аренду магазина составляет большую часть от поступлений ТСЖ, ему плевать на мнение жильцов и он сам себе хозяин (хотя, конечно, если бы дом был поменьше и жильцов было меньше, а магазин был бы таким же, то финансы ТСЖ были бы только лучше).

Председатель ТСЖ всего лишь приказчик, поставленный жильцами, а плата за аренду магазина принадлежит жильцам так же, как и любые другие их доходы – только коллективно. Чиновников ТСЖ, считающих, что деньги за аренду – их, а не жильцов, надо последовательно выгонять; жильцов, считающих так же, – переубеждать; подрядчиков ТСЖ, которые хотят на такой вседозволенности заработать (даже если они великие патриоты дома и защитники его интернета от «Гугла» и прочих врагов), – отстранять от кормушки.

И если мы хотим однажды оказаться жителями страны, которая развивается хотя бы так же быстро, как мир в среднем, мы должны научиться и научить всех ее жителей, что в реальном мире существуют только люди – граждане страны, ее население, народ, общество.

«Страна» и «государство» – это придуманные нами понятия; они придуманы для нашего удобства и должны нам служить – других задач у них нет и быть не может. Те, кто полагает, что ментальные конструкты могут жить сами по себе и еще требовать чего-то от реальных людей, серьезно задержались в социальном развитии – где-то на уровне примитивных родоплеменных религий с их антропоморфическими анимизмами.

Этимология

В древнерусском литературном языке слово «сословие» начинает встречаться в списках XVI в. (иногда с памятников XIII—XIV вв.). М. Р. Фасмер связывает церкославнославянский термин «сословие» с греческим «σύλλογος» «сонм, собрание»: συν- λόγος. Предположительно, до XVII в. слово «сословие» принадлежало торжественному церковно-книжному стилю и не выражало общественно-политического значения.

Сословия в российском обществе

Сословия описаны Платоном в VIII книге «Государства». Все население в таком государстве разделено Платоном на три сословия:

  • правители-философы
  • воины-стражи
  • демиурги.

Русское государство

Наивысшим сословием Древней Руси были князья. Впрочем, через некоторый промежуток времени духовенство, приобретая всё больше земельной собственности (вотчины), и обеспечивая идеологическое обслуживание власти, добивается также особого положения. Дружина, имея корпоративную военную силу, также пользовалась определенными привилегиями.

Для периода Русского государства характерно разделение сословий на «тяглые» (обязанные государству повинностями и податями) и «служилые» (обязанные службой).

Привилегированным классом являлась традиционная аристократия, бояре; низшие слои аристократии назывались дворянами и «детьми боярскими». К числу других служилых сословий относились стрельцы, городовые казаки, пушкари и так далее.

К тяглым сословиям в Московском царстве относились крестьяне и посадские люди.

Низший слой населения составляли несвободные люди, которые именовались холопами и смердами. Последние составляли особую категорию — крепостные крестьяне, которые, в свою очередь, подразделялись на три группы:

  • свободные;
  • прикрепленные;
  • несвободные.

Российская Империя

С введением Петром Великим Табели о рангах стало возможным получение дворянства недворянами; для этого было достаточно получить чин низшего, XIV класса (на военной службе — потомственного дворянства; на гражданской службе, а после 1845 года — и на военной — личного, потомственное же давалось лишь с VIII класса).

С целью сдержать массовый приток недворян, с 1856 года планка повышается до IX класса. С той же целью в 1832 году вводится сословие почётных граждан, получавших ряд дворянских привилегий (в частности, свобода от телесных наказаний), но, вместе с тем, не получавших даже личного (не говоря уж о потомственном) дворянства.

Русское православное духовенство традиционно разделялось на белое (приходское), и чёрное (монашествующее).

Купечество также пользовалось рядом привилегий, и с конца XVIII века было разделено на три гильдии, членство в которых определялось размером капитала.

Те, кто не относился ни к одному сословию, назывались разночинцы. Юридически не вполне оформленная категория населения в Российском государстве XVII—XIX вв. и не принадлежащая ни к одному из установленных сословий: не приписанное ни к дворянству, ни к купечеству, ни к мещанам, ни к цеховым ремесленникам, ни к крестьянству, не имевшее личного дворянства или духовного сана.

После отмены крепостного права произошли существенные изменения в общественном строе страны:

  • дворянство потеряло бесплатную рабочую силу;
  • духовенство получило больше привилегий-освобождение от службы в армии, освобождение от телесных наказаний, преимущественное право на получение образования.

Декрет ВЦИК и СНК (РСФСР) от 11 ноября 1917 года «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» ликвидировал все сословные привилегии и ограничения и провозгласил равенство граждан[2].

Одним из отдельных видов сословий, по мнению философа, руководителя проекта фонда «Хамовники»Рустема Вахитова, являются этносословия[3].

Этносословия — «этнические группы, которые получают от государства определенный ресурс (как правило, в виде набора привилегий) и взамен обязаны выполнять определенные государственные повинности (иногда символические, иногда — реальные)»[4]. Этносословия не тождественны этносу – например, русские в советское время были этносом, но не являлись этносословием[4].

Основываясь на сословной теории С.Г. Кордонского[5][6][7] и теории раздаточной экономики О.Э. Бессоновой[8], Рустем Вахитов утверждает, что, то, что «в реальности» (декларативно) в России принято называть нациями, «на самом деле» (в действительности) есть этносословия.

Важным элементом для формирования этносословий является «корпоративное самосознание, построенное на идее, что они заслужили госресурс (прошлыми либо настоящими заслугами или как компенсацию за прошлые обиды), и особенные представления об идеальном поведении члена этносословия (вплоть до того, как он должен одеваться и говорить)»[4].

На основании своей привилегированности или ущемленности этносословия получают от государства различные ресурсы. Например, башкиры, как этносословия, в советское время получили от властей следующие ресурсы:

  • право на пользование родной башкирской землей;
  • право на развитие родной культуры (национальный театр, школы, газеты и журналы, книгоиздательство, студенческий и аспирантский набор в центральные вузы и т.д.);
  • государственную поддержку башкир на идеологическом уровне, создание положительного образа башкир в официальной пропаганде, осуждение оскорблений башкир и их культуры;
  • право на создание национальных моноэтничных вооруженных формирований в случае большой оборонительной войны. Примером является создание башкирской кавалерийской дивизии в годы Великой Отечественной войны. Целевым использованием этого ресурса считалась борьба с врагом и защита всей Родины (а не только малой Родины башкир) и государства;
  • одним из главных ресурсов, дарованным советским государством башкирам, был административный ресурс. Пропаганда представляла это как осуществление права башкирского народа на самоопределение, которого башкиры были лишены в дореволюционный период. В данном случае речь идет о праве башкир занимать определенные должности в партийном и советском аппарате (как правило, башкир был первым секретарем комитета, а русский или татарин – вторым) [10] [4] [11]

Священник, рыцарь и простолюдин (книжная иллюстрация, Франция, XIII век).

Распределением ресурсов и отслеживанием их прохождения в советской системе занимается министерство национальностей[10][12].

Франция

Так называемый «Старый режим» во Франции (то есть существовавший до революции) разделял общество на три сословия: первое (священники), второе (аристократы) и третье (все остальные).

  • Первое сословие — те, кто молятся , в него входили все священники. В обязанности Первого сословия входили: регистрация браков, рождений и смертей, сбор десятины, осуществление духовной цензуры книг, исполнение обязанностей моральной полиции и помощь бедным. Духовенство владело 10-15 % земель во Франции; они не облагались налогом. Общая численность Первого сословия на 1789 год оценивалась в 100 тыс. чел, из которых около 10 % принадлежали к высшему духовенству. Существовавшая во Франции система наследования старшему сыну приводила к тому, что младшие сыновья зачастую становились священниками.
  • Второе сословие — те, кто воюют , аристократия. В нее входило всё дворянство от рыцарей до членов королевской семьи, за исключением самого монарха. Нобилитет разделялся на «аристократов плаща» («мантии»), представлявших юстицию и гражданскую службу, и «аристократов меча» («шпаги»). Численность аристократов составляла около 1 % населения; они были освобождены от трудовой повинности на строительство дорог, а также от ряда налогов, в частности, габель (налог на соль), и традиционный налог талья. К особым привилегиям аристократов относились право ношения меча и право на фамильный герб. Также аристократы собирали налоги с третьего сословия, опираясь на традиционную феодальную систему.
  • Третье сословие — те, кто работают , в него входили люди, которые работают сами: крестьяне, рабочие, ремесленники, буржуазия. Представители этого сословия были обязаны платить налоги, и составляли на 1789 год около 96 % населения.

Традиционным сословно-представительным органом во Франции являлись трёхпалатные Генеральные Штаты, впервые учреждённые Филиппом IV в 1302 году. Постепенное нарастание экономического влияния Третьего сословия привело к тому, что в 1789 власть перешла к однопалатной Национальной Ассамблее (17 июня), затем — к Национальной Конституционной Ассамблее (9 июля).

Фактически, представители Третьего сословия в Генеральных Штатах провозгласили себя Национальной Ассамблеей, которая, по их утверждениям, являлась представительством не сословия, но всего народа. Несмотря на то, что ряд аристократов, в частности, маркиз де Лафайет, поддержали отмену традиционной системы, налоговые льготы для привилегированных сословий были отменены.

Великобритания

В королевстве вплоть до настоящего времени сохраняется формальное разделение на дворянство (англ. lord temporal), высшее духовенство (англ. lord spiritual) и общинников (англ. commoners). Низшее духовенство при этом считается входящим в сословие общинников.

Категории населения России 15-16 века складывались исходя из реалий окончания татаро-монгольского ига. Страна по-прежнему оставалась сельскохозяйственной, но активное развитие получило ремесло в городах. Если говорить про категории, то все население России на протяжении на рубеже 15-16 веков можно отнести к четырем большим группам:

  • Привилегированные. Это элита.
  • Приказные и служилые люди. Говоря современным языком, это чиновники и армия.
  • Посадские. В основном это были ремесленники, которые селились вблизи городов.
  • Зависимые. К данной категории относились крестьяне и холопы.

Привилегированные

К привилегированным слоям населения относились все князья и их семьи, бояре и их семьи, дворяне и их семьи, а также духовенство. В 15 и 16 веках в России и черное и белое духовенство относились к привилегированной категории населения. В основном привилегии заключались в том, что они не либо полностью избавлялись от уплаты налогов, либо оплачивали их в минимальной форме, но куда важнее, что эти слои населения имели право владения крестьянами.

Привиллегированное население России 15-16 века

Приказные и служилые

Приказные люди были государственными чиновниками. Их называют приказными людьми, поскольку в России 15-16 века сформировалась приказная система управления. Всех приказных людей России этой эпохи можно разделить на 2 большие категории:

  • Дьяки - руководители приказов, руководители администрации и так далее. То есть это чиновники, которые занимали руководящую должность.
  • Подьячие - более мелкие чиновники, которые не занимали руководящие должности, а подчинялись дьяку.

Служилые люди это военные, которые несли службу «по прибору». Выражаясь современным языком, это были контрактники. К данной категории относились стрельцы, казаки и пушкари. Все они находились на государевой службе, имели некоторые льготы, а некоторые даже имели права владеть крестьянами.

Посадские

Посадом на Руси называлось поселение, прилегающее к крепости. Крепость это был город, а вокруг него образовывались пригороды - посады, которые чаще всего заселялись ремесленниками. Подавляющее большинство посадских людей было «тяглым» и обязано была нести налоги в государственную казну. Налоги выплачивали ремесленники, мелкие торговцы, городская беднота, переехавшая в посады из замка, гости этих территорий и другие люди. Фактически любой человек, находящийся на территории посада, должен был платить налоги государству.

Единственной категорией посадских людей, освобожденной от уплаты налогов, были «беломестцы». Под этим термином подразумеваются жители, так называемых, белых посадов, которые принадлежали крупным феодалам. Считалось, что поскольку посад принадлежит крупному феодалу, который является привилегированным человеком, то и его собственность также не должен выплачивать налогов.

Крестьяне и другие зависимые

Зависимые категории населения Руси 15-16 века

Минимальными правами и свободами на Руси 15-16 века, как категория населения, обладали крестьяне и холопы. О каждой из этих категорий нужно поговорить в отдельности, в частности описать, какие люди к данным категориям относились. Начнём с крестьян. В 15-16 веках на Руси и все крестьянство делилось на категории:

  • Черносошные. Это свободные крестьяне, которые владели общинными землями и выплачивали налоги.
  • Дворцовые. Крестьяне жили на землях князей, бояр и дворян. Налогов они не платили, но должны были нести повинности в пользу своего “хозяина.
  • Владельческие. Находились в зависимости от землевладельцев или церкви и несли повинности в пользу.

К холопам относятся целой группы населения Руси, которые по своим правам были близки к рабам. Фактически это была бесправная категория населения, но справедливости ради нужно отметить, что этот статус мог быть временным. Для понимания этого рассмотрим какие были категории холопов на Руси в 15-16 веков:

  • Страдники. Получали от бояр в собственность землю, но за это были обязаны отрабатывать на барском поле.
  • Кабальные. Люди, которые взяли в долг у богатого человека, а взамен были обязаны служить этому человеку вплоть до его смерти.
  • Половинки. Люди, взявшие деньги в долг, и обязаны были половину отдать деньгами, а другую половину урожаем.
  • Серебряники. Люди, взявшие деньги в долг, под определенный процент.

Очевидно, что к холопам часто относились люди, которые брали деньги в долг. Поэтому как только этот долг был уплачен человек вновь становился свободным. В этом принципиальная разница между холопами и рабами.


Налог на доходы, или подоходный налог, служит одним из наиболее существенных источников дохода правительств многих стран мира. Некоторые из таких государств даже и не могут себе представить, что стало бы с их финансовой системой, если бы в стране отменили такой налог. А ведь существуют страны, где не платят подоходный налог с физических лиц. Где же расположены эти райские кущи?

Объединенные Арабские Эмираты

Объединённые Арабские Эмираты - федеративное государство, состоящее из семи эмиратов, каждый из которых представляет собой государство - абсолютную монархию.

В ОАЭ является страной с одним из самых высоких показателей ВВП на душу населения (около $48,2 тыс.). При этом в стране нет ни подоходного налога, ни налога на прирост капитала.

Разгадка проста: ОАЭ является третьим крупнейшим экспортером нефти в мире, поэтому она пополняет свой бюджет за счет налоговых поступлений от нефтяных корпораций, где ставка налога составляет 55%. В итоге бюджет на 80% формируется за счет нефтяных денег. Остальные 20%, вероятно, дают туристы.

Катар

Катар - 3-й в мире по запасам природного газа, 6-й в мире экспортер природного газа и крупный экспортер нефти и нефтепродуктов (21-е место в мире).

Катар - это самая богатая страна по показателю ВВП в на душу населения - $88 тыс. Причина - огромные запасам газа, которые являются третьими по величине в мире.

В Катаре нет подоходного налога на дивиденды, роялти, прирост капитала и на частную собственность. Взамен этого граждане обязаны платить налог на социальные нужды в сумме 5%, а работодатели 10%. Импортные же товары облагаются налогом в 5%. В общем, хорошая страна.

Оман

Оман - абсолютно безопасная страна. Арабам в эту страну получить визу сложнее, чем русским в Америку. Здесь нет никакой исламской оппозиции. Отношение к туристам из России очень дружелюбное.

В этой стране, как и во многих других, основным доходом является продажа нефти. Ежемесячный доход от такой продажи превышает $8 млрд, что позволяет не устанавливать подоходный налог и налог на прибыль. Несмотря на нефтяное благосостояние, Оман недавно столкнулся с протестами: подданные (ОМАН – абсолютная монархия) требовали создания дополнительных рабочих мест и повышения зарплат. Ряд забастовок на нефтеперерабатывающих заводах привел к аресту некоторых активистов и стал самым крупным событием после антиправительственных выступлений во время Арабской весны.

Кувейт

23 января 1899 года между Кувейтом и Британией был заключен договор, согласно которому контроль за внешней политикой и безопасностью Кувейта переходил к Великобритании. В обмен на это Британия обязалась содержать королевскую семью.

Кувейт также получает большую часть своих доходов за счет экспорта нефти и является шестым по величине в мире экспортером. Здесь нет подоходного налога, но есть налоги на пенсию и социальную защиту, которые платят граждане в размере 7,5%. После многочисленных протестов заработная плата в Кувейте была поднята на 25%.

Каймановы острова

Три острова Каймановых островов, Большой Кайман, Кайман-Брак и Малый Кайман, расположены в 240 км к югу от острова Куба, в 730 км к югу от Майами (штат Флорида, США) и в 267 км к северо-западу от Ямайки.

Каймановы острова - это оффшор, соответственно здесь нет не только подоходного налога, но и налогов на социальную защиту. Однако работодатели обязаны платить взносы за своих сотрудников на будущую пенсию.

Несмотря на то, что на островах нет налогов, НДС и других «поборов», существуют косвенные налоги, например с импорта в размере 25%.

Бахрейн

Страна занимает архипелаг Бахрейн, состоящий из 33 плоских островов. Самый крупный остров — Бахрейн, протягивается с севера на юг на 50 км, с запада на восток на 15 км.

В Бахрейне отсутствует подоходный налог, да он и не нужен, так как государство получает доход с нефтяных полей Абу-Сафа, что обеспечивает порядка 70% поступлений в бюджет страны.

На социальную защиту граждане тратят 7%от доходов, бизнесмены отдают в казну 12%. Среди других косвенных налогов есть 3%-й налог за транзакции с недвижимостью. А вот экспатриантам не везет – за аренду жилья приходится дополнительно выкладывать 10% налогов.

Бермудские острова

В состав Бермуд входят 150 островов и рифов, из которых обитаемо около 20, а 10 из них соединены мостами и путепроводами и образуют главный остров - Мейн-Айленд.

Несмотря на ассоциации с треугольником, где все пропадает, на Бермудских островах с налогами все в порядке. Страна считается одним из самых богатых государств мира, здесь же зафиксирован также наиболее высокий уровень стоимости проживания.

Хотя на Бермудских островах не существует налога на прибыль, работники могут попросить работодателей внести вклад в размере 5,75% из 16% налога на заработную плату, который работодатель должен выплатить правительству за первые $ 750,000 дохода работника.

Рабочие также платят $ 30 в неделю (более 1600 долларов в год - однако!) на социальное обеспечение, которое должно предоставляться работодателем. Прочие «поборы» включают налог на имущество в размере до 19% в зависимости от годовой стоимости аренды земли, которая определяется правительством. Также есть пошлина от 5% до 20% в зависимости от стоимости имущества.

Таможенные пошлины взимаются с импортируемых товаров и являются основным источником доходов для правительства. Туристы платят налог в размере 25% с товаров, которые они ввозят в страну. Учитывая относительно низкие налоги, Бермуды являются центром притяжения для международных фирм: более 20% населения страны составляют иностранцы. Но 10-летнее разрешение на работу будет стоить для иностранных граждан $20 тыс.

Багамские острова

Содружество Багамских Островов - государство на одноимённых островах к северу от Карибского моря и Кубы, к юго-востоку от полуострова Флорида. В архипелаг входит около 700 островов (из них обитаемы только 30) и 2000 коралловых рифов.

Багамы – не только одно из самых богатых государств Карибского бассейна, но и одна из самых туристо- и оффшорозависимых стран мира.

Около 70% государственных доходов поступает от пошлин на импортные товары. Несмотря на отсутствие подоходного налога, работники должны внести свой вклад размером в 3,9% от заработной платы до максимальной суммы в $ 26 тыс. в год на оплату системы национального страхования. Работодатели также должны внести свой вклад суммой в 5,9% от заработной платы работника, в то время как с самозанятых лиц взимается 8,8%. В стране также существует налог на имущество в размере 1%.

В общем, в глаза бросаются две тенденции: подоходного налога нет в нефтедобывающих и оффшорных странах. Россия не оффшор, но газ и нефть добывает с удовольствием. Может, доживем до того дня, когда и у нас подоходный налог отменят?

Читайте также: