Категории налогоплательщиков налоговое право

Опубликовано: 22.09.2024

К категории налогоплательщиков по НК РФ относятся физические и юридические лица, которые по нормам действующего законодательства обязаны перечислять в бюджеты разных уровней налоги и сборы. Источник средств для уплаты налоговых сумм – собственные материальные ресурсы.

Классификация налогоплательщиков

Плательщиков налогов можно разделить на две крупные группы – физических и юридических лиц.

Налогоплательщики физические лица

Физические лица в роли налогоплательщиков могут выступать как индивидуальные предприниматели, ведущие свою деятельность на общих основаниях, и в качестве предпринимателей, пользующихся льготными условиями упрощенной системы налогообложения.

По отношению к правилам исчисления подоходного налога физические лица налогоплательщики могут иметь место постоянного пребывания в пределах территории РФ или за пределами государства.

Налогоплательщики юридические лица

Особенность статуса юридического лица в том, что организация может выступать как самостоятельный налогоплательщик, перечисляя налоги за все свои структурные подразделения. Обособленные подразделения, у которых есть собственный расчетный счет и отдельный баланс, штат бухгалтеров, по действующим нормам тоже могут выступать в роли налогоплательщиков.

Для иностранных юридических лиц предусмотрена возможность реализации своих прав и обязанностей в сфере налогового законодательства в форме постоянного представительства. Характерной особенностью акционерных обществ является возможность регулирования их деятельности нормами Конституции, применимыми для физических лиц.

По размеру юридических лиц принято делить на:

  • обычных;
  • малых;
  • упрощенцев.

По направленности действий налогоплательщики подразделяются на коммерческих и некоммерческих.

На соблюдение каких прав могут рассчитывать налогоплательщики?

Налоговое законодательство предусматривает для плательщиков ряд прав, которыми они могут пользоваться вне зависимости от принадлежности их к крупным или малым предпринимателям. В числе основных прав приводится перечень:

  1. Право на получение устных разъяснений о порядке применения норм налогового учета и отчетности, правилах заполнения отдельных бланков документов и расчета сумм налоговых отчислений.
  2. Право на письменные пояснения по интересующим налогоплательщика вопросам, получение бесплатной справочной и информационной поддержки, проведение консультаций.
  3. Налогоплательщик вправе требовать предоставления ему для ознакомления и заполнения форм налоговых деклараций.
  4. Применение на практике льгот в форме налоговых вычетов или путем перехода на упрощенные режимы налогообложения.
  5. Составлять акты сверок с налоговой инспекцией в разрезе по отдельным налогам и в целом по организации.
  6. Осуществлять зачет сумм переплаты по налогам, оформлять возврат излишне перечисленных в бюджет средств в виде авансовых платежей, текущих налоговых отчислений, штрафных санкций, пени.
  7. Давать пояснения относительно произведенных расчетов по налоговым платежам, произведенным оплатам.
  8. Участвовать в проверках по контролю их финансовой деятельности.
  9. Отстаивать свою точку зрения в рамках правового поля при несогласии с результатами проверки налоговыми органами, давать дополнительные объяснения по актам проверок.

Спорные вопросы и необходимость соблюдения прав налогоплательщика

Налогоплательщик имеет все основания требовать от должностных лиц налоговой инспекции при осуществлении ими фискальной функции руководствоваться нормами текущего законодательства, соблюдать правила расчета и уплаты налогов и сборов. В случаях предъявления налогоплательщику со стороны ИФНС неправомерных актов, юридическое или физическое лицо может отказаться от их выполнения.

Важно! При отказе выполнять незаконное требование налогового органа надо быть готовым отстаивать свою позицию в судебном порядке.

Налогоплательщику предоставляется возможность обжаловать действия отдельных сотрудников налоговой инспекции или учреждения в целом в порядке судебного разбирательства. Аналогичный механизм действий предусмотрен и для случаев, когда работники ИФНС отказываются принимать меры в спорных ситуациях или не хотят исполнять свои непосредственные обязанности (гл. 19 НК РФ).

При отказе в предоставлении разъяснений налогового законодательства физическому лицу, выступающему в качестве налогоплательщика, он вправе обратиться с требованием о возмещении причиненных ему убытков, которые стали следствием отсутствия возможности правильно применить нормы законов. Такое право закреплено в ст. 21 НК РФ.

Налогоплательщик освобождается от ответственности в соответствии со ст. 111 НК РФ, если:

  • по вопросу, который имеет непосредственное отношение к статье нарушения, ему была оказана неграмотная консультация в налоговом органе;
  • неверная информация от сотрудников налоговой службы стала причиной совершенного нарушения норм налогового законодательства.

Помните! Правило налоговой тайны действует в отношении всех категорий налогоплательщиков.

Плательщики налогов могут рассчитывать на то, что их история налоговых отчислений и данные отчетности будут содержаться в тайне, так как они не подлежат публичной огласке. Все права закреплены нормами НК РФ, гарантии их соблюдения представлены мерами административного и судебного регулирования отношений.

Какие обязанности возлагаются на налогоплательщиков?

Плательщики налога в начале своей деятельности должны вставать на учет в ИФНС. Круг основных обязанностей юридических и физических лиц из числа плательщиков налогов:

  1. Необходимость расчета и уплаты налогов и сборов по установленным законодательством ставкам.
  2. Своевременное и полное отражение доходной и расходной частей в процессе деятельности.
  3. Юридическим лицам предписывается обязательное ведение наравне с бухгалтерским учетом налогового.

Обратите внимание! Данные налогового и бухгалтерского учета часто расходятся из-за различий в подходах к оценке активов и их признании.

  • Сдавать в налоговый орган декларации по уплачиваемым налогам и сборам, страховым взносам, представлять бухгалтерскую отчетность.
  • Применение в определенных законодательством случаях бланков строгой отчетности и ККТ.
  • Предоставлять в ИФНС необходимые для определения сумм налоговых платежей документы и сведения.
  • Налогоплательщики обязаны направлять письменные уведомления в ИФНС обо всех ключевых изменениях в своей деятельности. К таким случаям относятся:

    • открытие расчетных счетов в банковских учреждениях;
    • создание структурных подразделений на территории РФ;
    • намерение закрыть обособленное подразделение;
    • наделение обособленного подразделения более широкими полномочиями в области финансовой деятельности;
    • участие в капитале иностранных и российских предприятий;
    • начало процедуры банкротства;
    • смена места жительства или деятельности.

    На протяжении своего существования плательщик налога должен обеспечить сохранность отчетности – налоговой и бухгалтерской (в течение 4 и 5 лет соответственно).

    Важно! Срок хранения налоговых отчетов установлен в пределах 4 лет, но по закону «О бухгалтерском учете» все виды первичной и отчетной документации должны храниться на предприятии не менее 5 лет.

    В круг обязанностей налогоплательщика входит и выполнение требований должностных лиц ИФНС по устранению недостатков и ошибок в налоговом учете на законных основаниях. При несогласии плательщика с данными акта проверки он может отказаться от проставления подписи в нем. Но в этом случае появляется обязательство по предоставлению письменного мотивированного отказа.

    За что могут привлечь налогоплательщика к ответственности?

    Привлечение к ответственности налогоплательщиков должно производиться при наличии в их деятельности факта налогового правонарушения. Под ним подразумевается наличие осознанного неисполнения обязанностей плательщиком налога, противоправные действия, необоснованное бездействие, которые стали причиной несоблюдения баланса прав и обязанностей между заинтересованными участниками налоговых взаимоотношений.

    К ответственности налогоплательщика или должностных лиц ИФНС могут привлечь за правонарушения:

    • против налоговой системы;
    • при несоблюдении прав и свобод отдельного налогоплательщика или всех категорий плательщиков налогов и сборов;
    • против совершения плана по исполнению доходной части государственного бюджета;
    • при нарушении порядка ведения налогового и бухгалтерского учета;
    • нарушения в виде неправильного или несвоевременного предоставления отчетности в контролирующие органы;
    • невыполнение обязанности по уплате налогов или выполнении его с нарушениями.

    Запомните! Лицо не может быть признано виновным и привлечено к ответственности, если его вина не была доказана в соответствии со ст. 109 НК РФ.

    При обнаружении правонарушения сотрудниками налоговой инспекции должно быть инициировано судебное разбирательство. На это отводится 3 месяца с даты обнаружения нарушений при выполнении обязательств налогоплательщиком.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в наименование раздела II настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

    Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов.
    Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях

    • +
      –
      Глава 3. Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. Налоговые агенты (ст. 19 - 25)
      • Статья 19. Налогоплательщики, плательщики сборов, плательщики страховых взносов
      • Статья 20. Взаимозависимые лица
      • Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)
      • Статья 22. Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)
      • Статья 23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)
      • Статья 24. Налоговые агенты
      • Статья 24.1. Участие налогоплательщика в договоре инвестиционного товарищества
      • Статья 24.2. Международные компании и международные холдинговые компании
      • Статья 25. (утратила силу)
    • +
      –
      Глава 3.1. Консолидированная группа налогоплательщиков (ст. 25.1 - 25.6)
      • Статья 25.1. Общие положения о консолидированной группе налогоплательщиков
      • Статья 25.2. Условия создания консолидированной группы налогоплательщиков
      • Статья 25.3. Договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков
      • Статья 25.4. Изменение договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков и продление срока его действия
      • Статья 25.5. Права и обязанности ответственного участника и других участников консолидированной группы налогоплательщиков
      • Статья 25.6. Прекращение действия консолидированной группы налогоплательщиков
    • +
      –
      Глава 3.2. Оператор нового морского месторождения углеводородного сырья (ст. 25.7)
      • Статья 25.7. Оператор нового морского месторождения углеводородного сырья
    • +
      –
      Глава 3.3. Особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов (ст. 25.8 - 25.12)
      • Статья 25.8. Общие положения о региональных инвестиционных проектах
      • Статья 25.9. Налогоплательщики - участники региональных инвестиционных проектов
      • Статья 25.10. Реестр участников региональных инвестиционных проектов
      • Статья 25.11. Порядок включения организации в реестр
      • Статья 25.12. Внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре, и прекращение статуса участника регионального инвестиционного проекта
      • Статья 25.12-1. Применение и прекращение применения налоговых льгот участниками региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в реестр
    • +
      –
      Глава 3.4. Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица (ст. 25.13 - 25.15)
      • Статья 25.13. Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица
      • Статья 25.13-1. Освобождение от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании
      • Статья 25.14. Уведомление об участии в иностранных организациях и уведомление о контролируемых иностранных компаниях. Порядок признания налогоплательщиков контролирующими лицами
      • Статья 25.14-1. Истребование у налогоплательщиков - контролирующих лиц документов в отношении контролируемых ими иностранных компаний
      • Статья 25.15. Порядок учета прибыли контролируемой иностранной компании при налогообложении
    • +
      –
      Глава 3.5. Налогоплательщики - участники специальных инвестиционных контрактов (ст. 25.16)
      • Статья 25.16. Налогоплательщики - участники специальных инвестиционных контрактов
    • +
      –
      Глава 4. Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (ст. 26 - 29)
      • Статья 26. Право на представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах
      • Статья 27. Законный представитель налогоплательщика
      • Статья 28. Действия (бездействие) законных представителей организации
      • Статья 29. Уполномоченный представитель налогоплательщика

    >
    Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. Налоговые агенты (ст. 19 - 25)
    Содержание
    Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

    © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которы возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

    Понятие налогоплательщика и плательщика сбора

    Никакой обязательный платеж не может взиматься, если не предусмотрен круг лиц, обязанных его вносить. По этой причине, каждый раздел НК, устанавливающий тот или иной налог и сбор содержит соответствующие положения.

    Общие правила, определяющие статус налогоплательщиков, которые занимают центральное место в отраслевом законодательстве, установлены в главе 3 НК РФ.

    Определение содержится в ст. 19 НК РФ. Согласно нему, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются физические лика, а также организации, на которых этот документ возлагает обязанности по их уплате.

    С 2017 г. будут предусмотрены новые правила. Администрирование и контроль уплаты взносов во внебюджетные фонды передаются налоговым органам, поэтому указанное определение приобретет соответствующие элементы.

    В отдельных случаях, налогоплательщиками признаются иностранные структуры, действующие в России без образования юридического лица.

    Учитывая понятие, изложенное в ст. 19 НК РФ, законодатель разделяет понятия плательщика налогов и плательщика сборов. С 2017 г. появится плательщик обязательных взносов. Судебная практика пришла к тому, что статус этих субъектов не един.

    Права и обязанности налогоплательщиков, касающиеся исключительно их, не распространяются на плательщиков сборов и наоборот.

    Состав налогоплательщиков и плательщиков сборов

    Ст. 57 Конституции России предусматривает исполнение обязанности по уплате налогов каждым. Эти положения конкретизируются нормами НК.

    Налогоплательщики и плательщики сборов делятся на 2 основные категории: физическое лицо и организация. Каждый указанный тип субъекта имеет свои особенности, предусмотренные нормами ГК и НК.

    Дополнительным основанием для деления этих лиц служит их принадлежность к России. Отличают национальных и иностранных налогоплательщиков. Это касается как граждан, так и организаций.

    Также налогоплательщики могут делиться на резидентов России (пребывающих на ее территории от 183-х дней на протяжении года) и нерезидентов. Последним могут предоставляться льготы, в том числе, они вправе получить освобождение от уплаты некоторых налогов. Это объясняется тем, что место их жительства расположено за рубежом.

    Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами

    Законодательство называет в качестве физического лица граждан России, иностранцев и лиц, не обладающих таковым. Действующий порядок предоставляет им схожий статус, и они исполняют обязанности по уплате на общих основаниях. Все они получают индивидуальный номер. В отдельных случаях, возможности могут зависеть от гражданства. Речь идет о возможности получить льготы или освобождение.

    Отдельное регулирование предусмотрено для индивидуальных предпринимателей (ИП). Помимо постановки на учет в качестве физического лица, они должны сдавать документы, дополнительные декларации, а также получать свидетельство о регистрации в качестве ИП. Эта категория, согласно ст. 11 НК, включает главу фермерского или крестьянского хозяйства. Такое лицо рассматривается как предприниматель. Права и обязанности налогоплательщиков этой категории гораздо шире, нежели у обычного гражданина.

    Если эти субъекты не встали на учет, то они все равно несут налоговые риски, аналогичные тем, которые связаны с детальностью ИП. Сослаться на то, что такое наименование налогоплательщика отсутствует, не получится. Тот факт, что лицо осуществляет предпринимательскую деятельность, не будучи внесенным в качестве ИП, не освобождает его от ответственности.

    Выделяется и такая категория, как самозанятые граждане. К ним относятся адвокаты и нотариусы.

    Если налогоплательщик недееспособен или является несовершеннолетним, то необходимые функции выполняют представители (родители или опекуны). Однако становится на учет и получает индивидуальны номер именно подопечный или ребенок. Но все риски, связанные с ответственностью, несут представители.

    Налогоплательщики, являющиеся организациями

    Ст. 11 НК определяет их как образованные в соответствии с российским законом юрлица, либо иностранные юрлица, обладающие правоспособностью, а также международные организации и их российские филиалы, либо представительства.

    Правовое положение филиалов и представительств организаций не предполагает признание их налогоплательщиками. Однако они имеют значение в ситуациях, когда проводится налоговый контроль (выездная проверка деятельности филиала) и подлежат постановке на учет с выдачей соответствующего уведомления.

    НК толкует понятие филиалов и представительств более расширительно, нежели ГК. Налоговыми нормами вводится понятие обособленного подразделения, под которым подразумевается наличие как минимум одного стационарного рабочего места. В отношении каждого из них требуется постановка на учет.

    Права и обязанности налогоплательщика и плательщика сбора

    Правовое положение (статус) этих субъектов предполагает наличие определенных прав и обязанностей. Другие его элементы включают ответственность налогоплательщиков и плательщиков сборов.

    В случае применения последней, закон предусматривает возможность отстаивания интересов. Это выражается в таком институте, как права налогоплательщиков на защиту.

    Перечень всех прав, принадлежащих налогоплательщикам установлен в ст. 21 НК и предусматривает следующее:

    1. Получение бесплатной информации обо всех налогах, подлежащих уплате, включая их основные элементы (объект налогообложения, база, ставка и другие). Помимо этого, он может получить действующую форму любой декларации и проконсультироваться о том, как ее заполнить. Также предусмотрено информирование о порядке постановки на учет и о том, как выдается соответствующее свидетельство.

    2. Получение разъяснений Минфина о порядке установления и внесения федеральных, региональных и местных обязательных платежей и структурах, осуществляющих информирование об итоговом размере налога. Для решения такой проблемы этого нужно подать заявление.

    3. Использование всех имеющихся налоговых льгот, в том числе, освобождение. Конкретные послабление содержатся в нормах 2-й части НК. Каждый налог может предусматривать отдельные льготы.

    4. Отсрочка, рассрочка платежа либо получение инвестиционного налогового кредита, порядок предоставления которого определен нормами НК.

    5. Распоряжение переплаченными суммами налогов. Возможен как их в зачет как в по будущим начислениям, так и возврат.

    6. Встречное информирование со стороны налоговой инспекции в ходе сверки расчетов с бюджетом.

    В этой статье содержится лишь база. Перечень прав носит открытый характер и может дополняться специальными нормами.

    Налогоплательщики обязаны соблюдать требования ст. 23 НК. К ним относятся следующие действия:

    1. Внесение всех предусмотренных платежей. Субъекты налогообложения и плательщики сборов обязаны исполнять установленные законом налоговые обязательства. Помимо самих расчетов с бюджетом, в ряде случаев, должны самостоятельно определять некоторые элементы налога (объект налогообложения, база, ставка).

    2. Постановка на регистрационный учет налогоплательщиков обязывает всех лиц состоять на нем по месту нахождения. Каждый из таких субъектов должен получать уникальный номер. Не стоит путать регистрацию ИП и юридических лиц с этой процедурой. Первая носит гражданско-правовой-характер, а постановка служит одним из методов, при помощи которого осуществляется контроль.

    3. Представление в налоговую инспекцию по месту нахождения декларации по налогам и сборам. Даже если есть освобождение от уплаты, потребуется информирование (если есть объект налогообложения). В этом случае сдаются нулевые декларации. Иначе бездействие будет рассматриваться в качестве нарушения. Важно внимательно указывать каждый предусмотренный номер.

    4. Юридические лица должны сдавать бухгалтерскую отчетность по месту своего нахождения.

    5. Адвокаты, нотариусы и ИП должны представлять книги учета доходов и расходов в порядке исполнения запросов инспекции.

    6. На протяжении 4-х лет хранить налоговые и бухгалтерские документы. Это связано с возможностью проводить проверки доначислять налоги за 3 предшествующих года. При проведении таковой должна обеспечиваться возможность изучить указанные документы.

    В этих нормах также перечислена база. Отдельными положениями могут предусматриваться дополнительные обязанности.

    Ответственность налогоплательщиков

    В зависимости от характера, который носит правонарушение, могут применяться различные меры ответственности. Они принадлежат разным правовым отраслям.

    В случаях, когда правонарушение связано с налоговыми правоотношениями, ответственность наступает в соответствии с нормами НК. Примером служит непредставление декларации. Даже несданный «нулевой» отчет повлечет проблемы.

    Возможна и административная ответственность за правонарушение. В качестве примера подойдут случаи, когда сведения, указывающие место расположения организации (объект недвижимости), не соответствует данным учета (постановка на учет с нарушениями). Эти риски стоит исключить и обозначить актуальное место нахождения юрлица.

    Если правонарушение по сокрытию налогов носит преступный характер, то ответственность наступит по нормам УК РФ.

    Тогда высоки риски лишиться свободы. Стоимость такого нарушения и связанные с ним проблемы будут существенными.

    В ряде случаев ответственность распространяется не на плательщиков, а на налоговых агентов – субъектов, на которых возложено исполнение обязательств по уплате в бюджет, подавать сведения и выполнять другие функции.

    Защита при проведении налогового контроля

    В случае, если в отношении налогоплательщика проводится налоговый контроль, ему обеспечивается защита. В рамках нее он может представлять пояснения, документы и другие доказательства и сведения в обоснование своей позиции.

    Кроме того, предоставляются следующие возможности:

    • получение копий требований и актов проверяющей структуры;
    • требование соблюдения законных процедур;
    • не осуществление исполнения заведомо незаконных требований и предписаний проверяющих;
    • участие в заседаниях, на которых изучаются налоговые документы и вынесение заявления по существу рассматриваемых вопросов;
    • обжалование всех актов, требований и решений налоговых структур, а также требование возмещения причиненных в результате нарушения убытков. Возможна как судебная защита (порядок и особенности предусмотрены процессуальными нормами), при которой подается исковое заявление, так и обращение в вышестоящую инспекцию (порядок содержится в НК).

    Также налогоплательщик имеет право на соблюдение сохранение налоговой тайны. Инспекцией должна быть обеспечена ее защита, не допускающая того, чтобы эти сведения утекли.

    Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщики и плательщики сборов

    (далее – налогоплательщики) – организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

    1 Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. – М., 2000. – С. 18-19.

    2 См.: Налоговое право: Учеб. пособие / под ред. С.Г. Пепеляева. – М., 2000. – С. 83; Налоги и налоговое

    право: Учеб. пособие / под ред. А.В. Брызгалина. – М., 1997. – С. 387.

    наглядно показывает различие между категориями «субъект налогового

    права» и «участник налогового правоотношения».

    Согласно п. 2 ст. 83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах

    организаций и индивидуальных предпринимателей и включение их в Единый реестр налогоплательщиков осуществляется независимо от наличия

    обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности

    по уплате того или иного налога. То есть лицо признается налогоплательщиком еще до появления у него объекта налогообложения.

    ситуацию: предприятие создано, прошло государственную регистрацию,

    но никакой финансово-хозяйственной деятельности не осуществляло и

    впоследствии ликвидировано; таким образом, обязанностей по уплате налогов и сборов у него не возникло, хотя предприятие и было зарегистрировано в качестве налогоплательщика. С другой стороны, согласно ст. 19 НК

    РФ налогоплательщиком признается лицо, обязанное уплачивать налоги и

    сборы. С какого же момента лицо становится налогоплательщиком – с момента внесения его в единый государственный реестр или же с возникновением у него налоговой обязанности? Можно ли назвать приведенную

    выше организацию налогоплательщиком или нет?

    Налицо явное противоречие, разрешение которого возможно путем

    различения статуса налогоплательщика как субъекта налогового права и

    как участника налогового правоотношения.

    их в Единый реестр налогоплательщиков означает наделение лица налоговой правоспособностью, то есть идеальной возможностью участвовать в

    налоговых правоотношениях. Речь в данном случае идет о налогоплательщиках как субъектах налогового права. Возникновение налоговой обязанности законодатель связывает с определенным юридическим фактом – наличием у лица объекта налогообложения. Поэтому участником налогового правоотношения лицо становится с появлением у него объекта налогообложения. Как видим, в дефиниции, закрепленной в ст. 19 НК РФ, законодатель понимает под налогоплательщиком именно участника налогового

    правоотношения. Иначе невозможно объяснить, кем является лицо, надлежаще зарегистрированное в качестве налогоплательщика, но у которого

    так и не возникло реальной обязанности по уплате налогов и сборов.

    Сходной позиции придерживается Ю.А. Крохина, отмечая, что налогоплательщика как субъекта налогового права характеризует потенциальная возможность быть участником налогового правоотношения; реальная

    обязанность уплачивать какой-либо налог возлагается на лицо с момента

    возникновения обстоятельств, установленных налоговым законодательством и предусматривающих уплату данного налога; возникновение таких

    обстоятельств служит юридическим фактом, на основании которого субъ124

    ект налогового права приобретает статус участника налоговых правоотношений1.

    Серьезный теоретический интерес представляет вопрос: можно ли назвать налогоплательщиком лицо, официально не поставленное на учет в

    налоговых органах, но имеющее объект налогообложения? Допустим, лицо занимается коммерческой деятельностью, уклоняясь от государственной регистрации. Является ли оно налогоплательщиком? В.В. Витрянский

    и С.А. Герасименко при решении этого вопроса придают решающее значение объекту налогообложения.

    юридического лица, не имеют того значения, какое они имеют для признания за соответствующим субъектом гражданской правоспособности»2.

    Другие авторы исходят из первичности статуса лица, оформленного государственной регистрацией, а не объекта налогообложения3. Полагаем, следует согласиться с последней позицией. Именно государственная регистрация, легализующая предпринимательскую деятельность, является надлежащей предпосылкой для наделения лица налоговой правосубъектностью, именно она позволяет ему на законных основаниях участвовать в налоговых правоотношениях.

    Налогоплательщики подразделяются на физических лиц и организации. Налогово-правовой статус каждой группы имеет свои особенности. В

    частности, физические лица в отличие от организаций не обязаны вести

    бухгалтерский учет. Согласно ст. 11 НК РФ к физическим лицам относятся: а) граждане Российской Федерации; б) иностранные граждане; в) лица

    без гражданства (апатриды). Возраст и вменяемость не влияют на признание физического лица налогоплательщиком.

    С точки зрения подоходного налогообложения выделяются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, и физические лица,

    не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы от

    источников в Российской Федерации. К налоговым резидентам РФ согласно ст. 11 НК РФ относятся физические лица, фактически находящиеся

    на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном

    году. Течение этого срока прерывается окончанием налогового периода

    (календарного года), и в новом налоговом периоде (календарном году) отсчитывается заново. Физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, не являются налоговыми резидентами РФ.

    2 Витрянский В.В., Герасименко С.А. Налоговые органы, налогоплательщик и Гражданский кодекс. – М.,

    3 Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Указ. соч. – С. 73-74.

    личаются. Налоговые резиденты РФ уплачивают налоги со всех доходов,

    полученных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами; нерезидент – только с доходов, полученных на территории России.

    Среди физических лиц в отдельную категорию налогоплательщиков

    выделены индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты1. Как видим,

    налоговое законодательство в отличие от ГК РФ приравнивает к предпринимателям и частнопрактикующих граждан – адвокатов, нотариусов. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без

    образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве

    индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства, при исполнении обязанностей, возложенных на них

    НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными

    предпринимателями (п. 2 ст. 11 НК РФ).

    К налогоплательщикам-организациям законодатель относит две категории субъектов: а) российские организации; б) иностранные организации. Под российскими организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации,

    под иностранными - иностранные юридические лица, компании и другие

    корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства,

    созданные на территории Российской Федерации.

    российской организации для признания ее в качестве налогоплательщика

    обязателен статус юридического лица, определяемый нормами гражданского законодательства2. В отношении иностранных организаций это требование не является обязательным.

    Следует помнить, что должностные лица организаций не являются

    субъектами налоговых правоотношений и не могут быть привлечены к налоговой ответственности в соответствии с положениями НК РФ.

    Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций налогоплательщиками не являются, но исполняют обязанности этих

    организаций по уплате налогов и сборов по своему месту нахождения.

    Следует согласиться с высказанной в литературе позицией, что для организаций-налогоплательщиков обязанность их обособленных подразделе1 Вопрос о конституционности включения в группу субъектов налоговых отношений, объединенных родовым понятием «индивидуальные предприниматели», частных нотариусов рассматривался КС РФ, который в Определении от 06.06.02 № 116-О признал такое включение правомерным. КС РФ указал, что

    само по себе отнесение частных нотариусов в целях налогообложения к индивидуальным предпринимателям не препятствует дальнейшему учету особенностей их юридического статуса как самозанятых

    граждан при установлении отдельных налогов и сборов.

    2 Характерно, например, что простое товарищество, не обладающее статусом юридического лица, с

    позиций НК РФ самостоятельным налогоплательщиком не является. Не нашли отражения в НК РФ и

    идеи признания консолидированной группой налогоплательщиков участников финансово-промышленных

    ний уплачивать налоги и сборы должна рассматриваться как разновидность налоговых обязанностей самих создавших эти подразделения юридических лиц1. Обособленные подразделения не обладают в полном объеме налоговой дееспособностью, в частности, они не могут быть привлечены к налоговой ответственности. С другой стороны, отдельные элементы

    налогово-правового статуса им присущи.

    от проведения проверок самого налогоплательщика, рассматривая их в качестве самостоятельного подконтрольного субъекта.

    Налогово-правовой статус обособленных подразделений вызывает

    оживленную дискуссию. Прежде всего, речь идет о содержании этого понятия. Согласно ст. 11 НК РФ обособленное подразделение организации –

    любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Как видим,

    налогово-правовая дефиниция «обособленного подразделения» намного

    шире, чем соответствующая категория гражданского права, относящая к

    обособленным подразделениям лишь филиалы и представительства юридических лиц. Признание обособленного подразделения таковым с позиции налогового законодательства производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

    Основным критерием обособленного подразделения согласно НК РФ

    является наличие территориально обособленных рабочих мест. Рабочее

    место – это место, в котором работник должен находиться или в которое

    ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя2. При этом рабочее место

    считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

    Создание обособленного подразделения вне места нахождения организации (то есть на территории, подконтрольной иному налоговому органу)

    является основанием для постановки организации на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения.

    Серьезные споры вызывает вопрос о том, является ли одно стационарное рабочее место обособленным подразделением. Нормы ст. 11 НК

    РФ, регулирующие этот вопрос, допускают различные толкования. Официальная позиция налоговых органов состоит в следующем. Нормативное

    определение рабочего места распространяется на случаи, при которых возникают отношения работника и работодателя, являющихся сторонами трудового договора (контракта). Согласно ст. 83 НК РФ в целях проведения

    налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в

    налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений, и в

    1 См.: Парыгина В.А., Тедеев А.А. Налоговое право Российской Федерации. – Ростов н/Д., 2002. – С.

    2 См.: ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и ст. 209 Трудового Кодекса РФ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

    этих целях не имеет значения создание одного или нескольких рабочих

    мест, территориально отделенных от основной организации. В определении обособленного подразделения, приведенном в ст. 11 НК РФ, одним из

    критериев такого подразделения действительно значится оборудование

    стационарных рабочих мест. Но следует учитывать, что это поглощает понятие одного оборудованного стационарного рабочего места. Кроме того, в

    ст. 11 НК РФ словосочетание «рабочее место» употребляется и в единственном числе, что было бы неправильным по смысловой нагрузке в случае,

    если бы законодатель не считал обособленным подразделением организации подразделение, состоящее из одного рабочего места. Таким образом,

    налоговые органы считают, что в целях налогообложения обособленным

    подразделением признается и создание одного стационарного рабочего

    места вне места нахождения организации1.

    Налоговое законодательство отдельно выделяет такую категорию налогоплательщиков, как взаимозависимые лица. Признание лиц взаимозависимыми дает право налоговым органам проверять правильность применения цен, указанных сторонами в сделках, для целей налогообложения.

    Согласно п. 1 ст. 20 НК РФ взаимозависимыми лицами признаются лица,

    отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или

    экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно: 1) одна организация непосредственно и (или)

    косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 %; 2) одно физическое лицо подчиняется другому

    физическому лицу по должностному положению; 3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого. Этот перечень является открытым, поскольку суд

    может признать лица взаимозависимыми и по иным основаниям, прямо не

    предусмотренным в НК РФ. Главное, чтобы отношения между ними могли

    с точки зрения государства повлиять на результаты сделок по реализации

    Согласно Федеральному закону от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ, вступающему в силу с 1 января 2005 г., до введения в действие глав части второй настоящего Кодекса о налогах и сборах, предусмотренных пунктом 7 статьи 1 названного Федерального закона, ссылки в статье 19 настоящего Кодекса на положения Кодекса приравниваются к ссылкам на акты законодательства Российской Федерации о соответствующих налогах, принятые до дня вступления в силу названного Федерального закона.

    Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

    В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

    Статья 20 НК РФ - Взаимозависимые лица

    1. Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

    1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

    2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

    3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

    2. Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

    Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в пункт 1 статьи 21 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

    1. Налогоплательщики имеют право:

    1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

    2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

    3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

    4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

    5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

    6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

    7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

    8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

    9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

    10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

    11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

    12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

    13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

    14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

    15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

    2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

    3. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

    Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

    Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в пункт 2 статьи 22 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

    2. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.

    Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

    1. Налогоплательщики обязаны:

    1) уплачивать законно установленные налоги;

    2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

    3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

    4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

    5) представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;

    6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

    7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

    8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов;

    9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

    2. Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

    1) об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) - в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности;

    2) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

    3) обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации;

    4) о реорганизации или ликвидации организации - в течение трех дней со дня принятия такого решения.

    3. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (о закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности, в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.

    4. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

    5. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    6. Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации.

    7. Сведения, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящей статьи, сообщаются по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

    Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в статью 24 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

    1. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

    2. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

    Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются в соответствии со статьей 22 настоящего Кодекса.

    3. Налоговые агенты обязаны:

    1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;

    2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

    3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

    4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

    5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

    4. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.

    5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Читайте также: