Какую налоговую политику советское руководство проводило в первые годы советской власти

Опубликовано: 17.05.2024

Какие были налоги с населения, предприятий и колхозов в СССР?

Советская эпоха продлилась более 70 лет, и за эти годы кардинально изменила страну. Но вместе с изменениями в экономике менялась и налоговая система – от беспощадной продразверстки до привычного и нам подоходного налога. Мы расскажем, сколько налогов платили советские граждане, предприятия и колхозы в годы существования СССР.

Советская экономика – не такая, как все

Налоговая система – важнейшая часть государственных финансов, которая определяет, насколько сильно государство участвует в экономике и насколько комфортно вести бизнес в стране.

Налоги существуют дольше, чем любое из известных государств. Их прообраз впервые упоминается в своде законов древневавилонского царя Хаммурапи, который датируется XVIII веком до нашей эры. Государство не может существовать без налогов, были они во все периоды истории России и СССР.

Советская экономика давала до 20% мирового промышленного производства, но построена была не так, как экономики других стран. Прежде всего, это структура экономики по форме собственности – доля государства в экономике СССР приближалась к 100% (условно негосударственными оставались только личные подсобные хозяйства).

Из этого следует и другое отличие – налоги не были единственным источником для бюджета СССР. Достаточно весомая часть доходов шла в бюджеты напрямую из прибыли предприятий, а также от экспорта сырья за рубеж (что давало еще и валютную выручку).

Были нестандартные налоги (например, доплаты за бездетность), а еще советским гражданам приходилось фактически обязательно уплачивать и иные платежи – членские взносы в Комсомол, взносы в профсоюзы, до 50-х годов – покупать государственные облигации.

Есть отдельные мнения от том, что советская налоговая система была не очень эффективной, ведь:

  • налоги с организаций платили государственные предприятия государству;
  • налоги с населения платили люди с тех денег, которые им платило государство.

При всем этом советская налоговая система регулярно менялась – несколько раз добавлялись и отменялись налоги, и их размеры.

Какие налоги взимались в СССР

«Военный коммунизм» и НЭП: с 1917 по 1930 годы

В первые годы после установления советской власти (вплоть до 1921 года) в стране была огромная проблема с продовольствием – прежняя система товарно-денежных отношений в этой сфере уже несколько лет не функционировала, а стремление большевиков собрать нужный объем продовольствия привели к противодействию в крестьянской среде.

Речь идет о продовольственной разверстке – формально это принудительный выкуп излишков продовольствия у крестьян. Ее начали еще до февральской революции, но примерно до 1919 года крестьяне не очень охотно продавали зерно.

Изымали часто не излишки продовольствия, а столько, сколько было необходимо власти в данный момент (то есть, гораздо больше). Часто забирали даже семенной фонд. Из-за сопротивления крестьянства большевикам приходилось использовать вооруженные Комитеты бедноты.

Конечно, большевики выкупали эти «излишки» за деньги, но в некоторых регионов на это не хватало денежных знаков, а с учетом их постоянного обесценения крестьяне, по сути, просто отдавали зерно.

Только в 1921 году на фоне плохого урожая и крестьянских восстаний большевики заменили продразверстку на продналог – он был гораздо ниже (забирали только 30% вместо 70% продовольствия) и в фиксированных размерах, а бедных освободили от продналога.

Кроме того, в годы «военного коммунизма» бюджет пополнялся, в основном, за счет контрибуции и печати бумажных денег (с соответствующей инфляцией). Также существовали и другие налоги:

  • единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог – фактически просто изъятие денег у тех, кого большевики считали паразитическими и контрреволюционными элементами. Сумму в 10 миллиардов рублей поделили по волостям, те поделили по уездам, а те разделили («разложили») по конкретным плательщикам;
  • разовый сбор за торговлю . Его вводили местные советы за разные виды торговли (вразнос, вразвоз, продажу скота на рынке, и т.д.).

Времена менялись, и к 1921 году молодая страна, двигаясь в русле «военного коммунизма», докатилась почти до самой катастрофы: в разы упала производительность труда, почти остановился транспорт, деньги обесценивались с огромной скоростью, люди просто не хотели работать.

Кульминацией всего этого стал массовый голод в 1920-1921 годах, унесший жизни 5 миллионов человек.

Дальше так жить было нельзя, и в марте 1921 года X съезд РКП(б) вводит новую экономическую политику (НЭП). Об этом периоде написано много – сам Ленин считал его временным, но именно 7 лет НЭПа считают едва ли не самым успешным периодом советской экономики.

Помимо продналога для крестьян (в размере примерно 30% от собранного продовольствия), в период НЭПа действовало множество разных налогов:

  • налоги дореволюционной России – промысловый, подворный, военный, квартирный, акцизы, пошлины, и др.;
  • «классовые налоги» – сельскохозяйственный налог для кулацких хозяйств, налог на сверхприбыль, трудовой и гужевой налог, и т.д.

Налоговая политика в тот период служила целям наведения порядка и построения нового общества. И цели были достигнуты – страна быстро оправилась от последствий войн, в СССР провели денежную реформу (и рубль стал свободно конвертируемым), в стране работал даже иностранный бизнес по принципу концессии.

Тем не менее, НЭП в итоге был отменен, и с его налоговой системой тоже нужно было что-то делать. Из-за просчетов в планировании бюджетно-налоговая система стала громоздкой (бюджет формировался из 86 видов платежей), поэтому с 1930 года начинается новый этап.

Налоговая система после реформы 1930 года

Поскольку прежняя налоговая система больше не отвечала требованиям времени, от нее было решено отказаться. В 1930-1932 годах в СССР проводится кардинальная налоговая реформа. Во многом усиливаются позиции государства – частной собственности и рынка, как при НЭП, не будет еще очень долго.

Суть реформы состояла в том, что были полностью отменены акцизы, а все налоговые отчисления с предприятий объединили в 2 платежа:

  • налог с оборота. В него вошли акциз, промысловый, лесной налоги, страховые и другие платежи. Ставки были разные и прописаны они были по большому количеству товаров. Например, продажа резиновой обуви облагалась налогом с оборота в размере 60%, а на продажу рыбных консервов – от 5 до 50%;
  • отчисления от прибыли .

Также были налоги и для населения. Многие из ранее действующих налогов были отменены, другие объединены между собой. Сначала это не затронула колхозы, но через время их доходы тоже стали облагаться теми же налогами (правда, уже по данным отчетности, а не по нормам).

Для разных категорий работников ставки налогов были разными. Конечно, меньше всех платили рабочие и служащие, ставка для них была прогрессивной:

  • доходы до 150 рублей налогами не облагались;
  • от 151 до 200 рублей – 1,2 рубля + 3% от суммы превышения над 150 рублями;
  • от 201 до 300 рублей – 2,7 рубля + 3,3% от превышения над 200 рублями;
  • от 301 до 500 рублей – 6 рублей + 4% от превышения над 300 рублями, и т.д.

Больше всего платили рабочие с доходами от 1001 рубля и выше – но и у них налог составлял менее 7%. С другой стороны, в те годы и в других странах подоходные налоги были примерно такими же.

Но самое главное в этой системе то, что менее «привилегированные» категории платили гораздо больше. Например:

  • литераторы и деятели искусства с доходами от 150 до 200 тысяч рублей в год платили 23 864 рубля + 35% от того, что выше 150 тысяч;
  • частные врачи, адвокаты и преподаватели с доходами от 15 до 20 тысяч рублей в год платили 2 275 рублей + 34% от превышения над 15 тысячами;
  • «частники» – некооперированные ремесленники – платили больше всех, при доходах от 24 тысяч рублей в год налог составлял 8 952 рубля + 60% от того, что выше 24 тысяч.

Отдельные налоги были предусмотрены для колхозов, они платили фиксированную сумму за гектар в зависимости от посевов (например, за гектар под овощами в РСФСР платили 15,5 рублей).

Самые же большие налоги платили так называемые «кулаки». При годовых доходах свыше 6 000 рублей они отдавали государству более половины заработка. Очевидно, что из-за этого они разорялись.

В 1939 году увеличились налоги с доходов от подсобных и крестьянских хозяйств – они в среднем составляли 10-20% или выше.

Также с 1931 года вводятся сборы на культурно-хозяйственное и жилищное строительство (культжилсбор), его взимали и в сельской, и в городской местности.

К концу 1930-х годов бюджет начинает тратить все больше и больше на военные цели, расходы на это вырастают до 24% от расходной части бюджета. Но, когда начинается Великая Отечественная война, этого становится мало, поэтому в СССР вводится новый налог.

Налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан вводится как чрезвычайный, его платили состоящие в браке женщины от 20 до 45 лет и мужчины от 20 до 50 лет, не имевшие детей. Для тех, кто зарабатывал более 90 рублей в месяц, он составлял 6%.

В 1941 году вводится надбавка в размере 100% к подоходному и сельскохозяйственному налогам, через год ее заменяет военный налог. Он рассчитывается в твердых суммах за год для разных категорий плательщиков и составлял от 100 до 600 рублей.

В 1943 году Президиум ВС СССР принимает Указ о повышении (тогда его назвали реформированием) подоходного налога. Например, если до этого рабочий с доходами от 151 до 200 рублей платил 1,20 рубля + 3%, то теперь налог повышен до 2,25 рублей + 5,5%:

blank

Кроме того, вводятся: новый единый налог со зрелищ, сбор со скота, сбор за регистрацию собак, госпошлина.

После окончания войны налоги постепенно снижаются или отменяются. Например, почти для всех был отменен налог на холостяков, в 1953-м снижаются ставки рыночного сбора, в 1956-м отменяется патентный сбор.

От Хрущева до Перестройки

В середине 1960-х голов советские власти решили реформировать систему налогообложения в рамках программы коренной хозяйственной реформы. Прежде всего стоит сказать о подоходном налоге с колхозов.

Платили его по 2 объектам налогообложения:

  • от чистого дохода (за минусом дохода, дающего рентабельность в 25%) – ставка составляла до 25% от облагаемого дохода;
  • от фонда оплаты труда (за минусом 70 рублей на каждого работника) – ставка составляла 8%.

Другими словами, колхозы платили налог с прибыли, если она была достаточной, и налог с фонда оплаты труда – независимо от прибыли. Некоторые колхозы имели льготы.

Также была проведена реформа налогообложения прибыли всех предприятий, которые перешли на новую систему планирования – они теперь отдавали не всю свободную прибыль. Им нужно было уплатить за фонды и рентные платежи, а от оставшейся прибыли перечислить в бюджет лишь некоторую часть.

Плату за фонды начисляли на первоначальную или остаточную их стоимость, по ставке от 1% (для совхозов) до 11% (для нефтедобычи).

Рентные платежи начислялись на прибыль, которая получена от природных факторов (по сути, это плата за недра).

Как и ранее, «частники» (кооперативные и общественные организации) платили больше других. У них в виде налога забирали 35% от прибыли, а у профсоюзных организаций – 25%.

Кстати, как и в современной России, в СССР в 1980-е годы ввели 3 местных налога на имущество:

  • налог с владельцев строений – составлял 1% от страховой стоимости жилых зданий. От него были освобождены колхозники и некоторые другие категории;
  • земельный налог – рассчитывался от количества квадратных метров земельных участков. Было 6 классов поселений, со своими ставками налога;
  • налог с владельцев транспортных средств – составлял от 10 до 25 копеек за каждую лошадиную силу мощности двигателя в зависимости от места проживания автомобилиста.

В те годы действовали и другие налоги, например, на доходы от демонстрации кинофильмов, 4 вида пошлин, лесной доход, плата за воду, и т.д.

Как и сейчас, было четкое разделение разных налогов по уровням бюджетов: например, налог с оборота и половина подоходного налога с населения шли в союзный бюджет, налог с колхозов и государственная пошлина зачислялись в бюджеты союзных республик.

С перестройки до распада СССР

В 1980-х годах подоходный налог в СССР взимали по прогрессивной системе:

  • 0,85% от суммы доходов более 80 рублей;
  • 13% от суммы дохода более 100 рублей.

То есть, для большинства трудящихся ставка подоходного налога была такой же, как и сейчас.

С 1985 года в СССР начинается политика Перестройки. С точки зрения экономики происходит важнейшее событие – в 1986 году в стране разрешают индивидуальную трудовую деятельность, а в 1987 году разрешили создавать кооперативы.

Соответственно, для новых форм деятельности были предусмотрены и соответствующие виды налогов. Для тех, кто хотел заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, предусмотрели патентную систему – плата за него рассчитывалась с учетом средних доходов тех, кто занимался аналогичной деятельностью.

Главное в патенте было то, что доходы, полученные по соответствующей деятельности, уже освобождались от подоходного налога.

После того, как было разрешено создавать кооперативы, первые советские «предприниматели» очень быстро стали зарабатывать огромные деньги. Чтобы не допустить перекосов в экономике, власти вели специальный налог, который должен был лишить кооператоров сверхдоходов.

При доходах до 500 рублей они платили те же 13%, что и другие категории, если доходы от 500 до 700 рублей – 30%, от 700 до 1000 – 60%, от 1000 до 1500 – 70%. Кооператоры с доходами свыше 1500 рублей отдавали 90% от доходов в виде налога.

Ситуация в стране стремительно меняется, и с 1 января 1991 года вводится в действие новый закон о налогообложении предприятий. Он вводит налог на прибыль, налог с оборота, налог на доходы и т.д. Что интересно, налоги в РСФСР сначала шли именно в российский бюджет, а затем в союзный. Тем самым сильнее проявлялся конфликт между российскими и союзными властями.

Но к тому моменту налоговая система уже давно перестала справляться с возложенными на нее задачами. Налоговых поступлений не хватало для покрытия всех расходов, рост внутригосударственный и внешний долг, страну охватил дефицит. Распад страны был уже очень близок.

После распада СССР Россия погружается в десятилетие крайне нестабильной налоговой системы – налоги вводятся и отменяются практически бессистемно, зачастую одни и те же объекты облагаются дважды. Как вспоминают бухгалтеры, в 90-е годы было невозможно работать, не нарушая налоговое законодательство. Но это уже совсем другая история.

ЖКХ и другие обязательные расходы

Чтобы сравнить нагрузку на работающих граждан в СССР и современной России, одних налогов недостаточно, у населения есть и другие обязательные платежи. Самые серьезные из них – это коммунальные услуги.

Нельзя утверждать, что в СССР не было коммунальных платежей, но их размеры были несопоставимы с нынешними. По некоторым данным, в 1958 году советские граждане отдавали за ЖКХ 3% от своих доходов, а к 1991-му этот процент упал до 1,2% – вероятно, от общей суммы доходов семьи.

По данным из архивов удалось узнать, что, например, в ноябре 1975 года семья из 2 человек, проживающая в однокомнатной квартире в Москве, отдавала за ЖКХ 8 рублей 67 копеек в месяц. На двухкомнатную квартиру площадью в 45 квадратных метров в Ленинграде уходило 12 рублей 72 копейки. К 1988 году расходы выросли незначительно: в городе Шуя Ивановской области на «двушку» площадью в 57,4 квадратных метра уходило 17 рублей 11 копеек.

Сейчас расходы на ЖКХ оценивают в 9,6%, и это в разы больше, чем при СССР.

Но советские времена подарили нам парадоксальное словосочетание «добровольно-принудительно» – это некоторые виды расходов, от которых было почти невозможно отказаться.

Прежде всего, это «навязывание» покупки государственных облигаций. Большая часть из 65 советских облигационных займов была выпущена до 1957 года, когда программа предполагала практически принудительный выкуп.

По данным статистики, благодаря займам с 1923 по 1957 годы государство смогло получить от займов столько денег, сколько давали налоги и сборы. Так, уже в 1925 году в «принудительные» займы вложили более 14 миллионов рублей. Долги росли, и к началу 1930-х средний гражданин каждый год отдавал на займы 2-3 своих месячных зарплаты.

«Добровольно-принудительными» были не только взносы на покупку облигаций. Каждый советский гражданин в возрасте от 14 до 28 лет состоял в Комсомоле (отказаться от этого без ущерба карьере было нельзя), устав которого требовал вносить членские взносы. Они зависели от доходов комсомольца: для безработных это 2 копейки в месяц, а для тех, кто зарабатывал более 100 рублей взнос составлял 1%, от 150 рублей – 1,5%.

Тем же, кому удалось пройти на «следующий уровень» и вступить в КПСС, приходилось платить уже 3% за сумму, превышающую минимальную зарплату.

Но и это еще не все. В советские времена всех работающих охватывало профсоюзное движение, которому тоже были нужны деньги. Все, кто зарабатывал более 70 рублей, платили 1% от месячной зарплаты.

В итоге получается, что среднестатистический рабочий в СССР при зарплате в 200 рублей отдавал:

  • налог: 8,20 + 13% * (200-101) = 21,07 рубль;
  • в профсоюз: 1% * 101 = 1,01 рубль;
  • за ЖКХ (предположим, за 1-комнатную квартиру): 8,67 рублей.

Итого получается 30,75 рублей, или 15,4% от суммы дохода. В современной России налог составляет 13%, но фактически потребители оплачивают НДС в размере 20% в стоимости большинства товаров.

К 50-летию Великого Октября

Забота о материальном благосостоянии народа всегда стояла в центре внимания Коммунистической партии и Советского правительства. Это нашло отражение и в налоговой политике нашего государства. 50 лет отделяют нас от того времени, как были приняты первые законодательные акты в этой области. Изучение налоговой политики в СССР за все годы существования советского общества позволяет глубже раскрыть демократическую, народную сущность этой политики, отличающую ее от антинародной налоговой политики, проводимой при капитализме.

В обществе, разделенном на антагонистические классы, налоги являются одним из средств эксплуатации трудящихся. В работе "Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта" К. Маркс писал: "Налог - это источник жизни для бюрократии, армии, попов и двора - словом, для всего аппарата исполнительной власти. Сильное правительство и высокий налог - тождественные понятия" 1 . Безудержный рост налогов - характерная черта капитализма на всех этапах его существования и особенно в эпоху империализма. В высокоразвитых капиталистических странах налоги с населения составляют свыше 9/10 государственных бюджетов и съедают свыше 1/3 доходов рабочей семьи.

Налоги являлись главным источником государственного бюджета и в царской России. В 1913 г. из общей суммы бюджета, равной 3417,3 млн. руб., налоги вместе с доходами от винной монополии составляли 2111,1 млн. руб., или 62% бюджета; при этом 1607,4 млн. руб., или 80,0%, падало на косвенные налоги 2 , которые всей тяжестью ложились на бедноту. Наряду с выкупными платежами и косвенными налогами действовала целая система прямых налогов в виде основного государственного поземельного налога, разных поземельных сборов на территории Польши, Сибири и других местностей, налога с недвижимых имуществ в городах, на посадах и в местечках, кибиточной подати в Ставропольской губернии, в Степном и Туркестанском краях, оброчной подати и платежей переселенцев за пользование казенной землей, квартирного, промыслового налогов. По поводу поземельного налога в России великий русский революционер - демократ Н. Г. Чернышевский писал: "Земля должна платить налог, рента служит одним из самых лучших и справедливых источников государственного налога, но большая часть земель, дающих ренту, была у нас до сих пор освобождена или почти освобождена от налога. Дворянские населенные земли номинально платили налог в несколько раз меньше, чем государственные, а на самом деле вовсе не платили никакого налога, потому

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 8, стр. 211 - 212.

2 В. П. Дьяченко. Советские финансы в первой фазе развития социалистического государства. М. 1947, стр. 14.

что взимаемый с поместий налог ложился подушной податью на крепостных крестьян и помещик фактически не платил ничего за землю" 3 .

Налоговая система в стране не претерпела сколько-нибудь серьезных изменений вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции. В 1916 г., правда, были приняты законы о подоходном налоге и обложении военных прибылей, но фактически эти законы не были реализованы. Основными по- прежнему оставались косвенные налоги. "В России нет подоходного налога, - писал В. И. Ленин в 1912 г., - нет данных о росте богатства у состоятельных классов общества. Наша еще более печальная действительность закрыта занавеской - занавеской темноты, безгласности" 4 . Политику охраны интересов имущих классов и закабаления трудящихся проводило и буржуазное Временное правительство. Вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции косвенные налоги в стране непрерывно росли. В 1917 г. Временное правительство ввело подоходный налог, но в связи с тем, что коммерческая тайна всячески оберегалась, он являлся для буржуазии фикцией. Единовременный же налог на прибыль был лишь декларирован, так как платежи подлежали рассрочке на три года. Налоговый пресс все сильнее давил на народные массы в связи с возросшими расходами на империалистическую войну. Министр финансов Шингарев в докладной записке от 31 мая на имя правительства указывал: "Продолжающаяся война и переживаемые затруднения выдвинули множество новых потребностей, не предусмотренных бюджетом 1916 г., но требующих безотлагательного удовлетворения. Ввиду этого полагал бы представить Временному правительству. исправленное исчисление ожидаемых поступлений государственных доходов, считая в том числе поступление в приблизительных цифрах от проектируемых новых налогов и преобразования ставок некоторых прежних" 5 . При этом Шингарев полагал, что нужно скрыть от народа основные виды расходов и источники доходов, и предлагал "исчислить" их с таким расчетом, чтобы они могли быть опубликованы для сведения населения. Усиленный налоговый нажим на трудящихся не мог, однако, обеспечить Временному правительству твердой доходной базы в государственном бюджете. Экономический и финансовый кризис становился все острее. Лишь пролетарская революция, установление диктатуры рабочего класса, слом старой государственной машины могли обеспечить выход из создавшегося положения.

VI съезд РСДРП (б), нацеливший партию на вооруженное восстание, в резолюции "Об экономическом положении" отмечал, что пролетариату после взятия власти необходимо проведение целого ряда экономических и финансовых мероприятий по восстановлению разрушенного хозяйства, в том числе: "Преобразование всей налоговой системы путем введения поимущественного налога, налога на прирост имуществ и высоких косвенных налогов на предметы роскоши, реформа подоходного налога и постановка оценки доходов имуществ под действительный контроль как в центре, так и на местах" 6 . Советская власть с самого начала своего существования стала проводить новую, принципиально иную классовую налоговую политику - политику, стимулировавшую повышение жизненного уровня рабочих и бедняцко-середняцких масс крестьянства, ограничивавшую частнособственнические тенденции буржуазных элементов.

3 Н. Г. Чернышевский. Избранные экономические произведения. Т. II. М. 1948, стр. 478 - 479.

date image
2014-02-17 views image
901

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



В конце 1917 г. большевики вступили в союз с

Начало НЭПу положило решение Х съезда РКП(б) о

Г. Янаев до 19 августа 1991 г. занимал пост

A) Вице-президента СССР.

B) Председателя ВЦСПС.

C) Заместителя генерального секретаря ЦК КПСС.

D) Министра внутренних дел СССР.

A) Рас4)ормировании нерентабельных колхозов, коммун и совхозов.

B) Денационализации мелких предприятий.

C) О замене продразверстки продналогом.

D) Создании Госплана.

44 Какую налоговую политику советское руководство проводило в первые годы советской власти?

A) В 1917 - 1921 гг. налоги систематически снижались, чтобы поощрить предпринимателей к капиталовложениям под контролем пролетарского государства.

B) В 1917 - 1921 гг. промышленные предприятия облагались все более растущими налогами.

C) В 1917 - 1918 гг. налогообложение распространялось на объекты, находящиеся в частном владении. По мере их национализации налоги сократились. В феврале 1921 г. был подготов­лен проект декрета о полной отмене налогов, из сбор приостановили. ВЦИК не успел утвер­дить декрет до начала НЭПа.

D) Рост налогов в 1917 - 1921 гг. вызвал широкое недовольство, поэтому в феврале 1921 г. возник проект их полной отмены.

45. Какой стала избирательная система согласно Конституции 1936 г.?

A) Провозглашалось всеобщее, равное, прямое избирательное право при открытом голосова­нии.

B) Провозглашалось всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Но выбирать можно было только из одного кандидата.

C) Провозглашалось всеобщее и равное избирательное право при тайном голосовании, но выборы носили многостепенный характер.

D) Провозглашалось всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании, но) голос рабочего приравнивался к 5 голосам крестьян.

46. Все ли члены Политбюро ЦК ВКП(б) были согласны с политикой форсированной инду­стриализации, принятой в конце 20-х гг.?

A) "Правая" группа (Бухарин Н. И., Рыков А. И., Томский М. П.) выступали за более низкие темпы индустриализации.

B) Все члены Политбюро поддержали это решение.

C) Группа членов Политбюро (Бухарин Н. И., Рыков А. И., Томский М. П.) требовали уско­ренной коллективизации для решения всех хозяйственных проблем.

D) Группа членов Политбюро во главе с Л. Д. Троцким выступила в поддержку единоличных крестьянских хозяйств.

A) Эсерами, опираясь на опыт сотрудничества с ними в 1905 г.

B) Левыми эсерами и эсерами - максималистами, чьи представители вошли во ВЦИК, а левые эсеры в декабре 1917 г. - в Совнарком.

C) Меньшевиками, которые раньше состояли с ними в одной партии - РСДРП.

D) Народными социалистами.

A) Тимошенко С. К.

C) Ворошилов К. Е.

D) Тухачевский М. Н.

49. Поводом для принятия 1 декабря 1934 г. Постановления ЦИК СССР "О порядке веде­ния дел о подготовке и совершении террористических актов" стало

A) Покушение на И. В. Сталина.

B) Убийство С. М. Кирова.

C) Приход к власти в Германии А. Гитлера.

D) Выход антисталинских работ Л. Д. Троцкого за границей.

50. Кто из генеральных (первых) секретарей ЦК КПСС некоторое время совмещал это пост с должностью главы правительства?

Придя к власти путем вооруженного переворота в октябре 1917 года, советское правительство сразу же занялось крушением старой системы. Новой власти предстояло решить немало внутренних проблем, а также разобраться с положением России в Первой мировой войне. Рассмотрим действия Советов в 1917-1918 гг.

Обновление государственного аппарата

Государственный аппарат в 1917 году

Первым делом большевики решили избавиться от пережитков прошлого, отодвинуть от власти всех конкурентов. Старый государственный аппарат был сломан, а вот новый еще предстояло создать. В октябре 1917 года появились высшие органы власти:

  • Съезд Советов – признан высшим законодательным органом.
  • ВЦИК – высший законодательный орган, работающий между съездами.
  • СНК – высший исполнительный орган.
  • Наркоматы – исполнительные органы, подконтрольные СНК.

28 октября была создана Рабоче-Крестьянская милиция, ставшая основным органом охраны общественного порядка.

22 ноября выпущен декрет о суде. Местные суды провозглашены основной судебной инстанцией. Избирали их Советы. Также существовали революционные трибуналы, занимающиеся политическими делами.

7 декабря сформирована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Главой избран Ф. Дзержинский.

15 января 1918 года выпущен декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА).

29 января издан декрет о создании Рабоче-Крестьянского Красного Флота.

Изменение законодательства страны

10 января 1918 года в Петрограде прошел III Всероссийский съезд Советов. На этом мероприятии было закреплено слияние Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Съезд одобрил следующие документы:

  • «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Документ был признан временной конституцией молодого государства. Россия стала Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой (РСФСР). Правительство признано постоянным, а не временным.
  • Все декреты советской власти.
  • Декрет о роспуске Учредительного собрания.

3 Всероссийский съезд Советов

Депутаты единогласно согласились с необходимостью разработки новой Конституции РСФСР. С 4 по 10 июля 1918 года в Москве прошел V Всероссийский съезд Советов. На нем была принята Конституция РСФСР. Главные положения:

  • Закреплена новая форма государственности – диктатура пролетариата, которую представляла советская власть.
  • Всем гражданам гарантированы демократические права и свободы. Но их нельзя использовать в ущерб новой власти. Никто не мог выступать против завоеваний социалистической революции.
  • Избирательные права получили только рабочие и крестьяне, называемые трудящимся населением. Бывшие священники, полицейские, предприниматели, использовавшие наемный труд не имели права участвовать в выборах.
  • В Советах узаконено представительство горожан и селян примерно 1:5.

Экономическая политика советской власти

С октября 1917 года и до весны 1918 проходила «Красногвардейская атака на капитал». Важные события:

  • 14 ноября 1917 г. вышел декрет о рабочем контроле. Это было начало национализации предприятий. Процесс управления частными заводами или фабриками контролировали фабрично-заводские комитеты.
  • 17 ноября 1917 г. выпущен декрет о национализации Ликинской мануфактуры, расположенной возле Орехово-Зуево. Также был национализирован железнодорожный и водный транспорт.
  • 2 декабря 1917 г. подписан декрет об образовании Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ). Изначально его возглавил В. Осинский, а с февраля 1918 г. – А. Рыков. Организация подготавливала переход от рабочего контроля на национализированных предприятиях к централизованному управлению.
  • 14 декабря 1917 г. вышел декрет о национализации частных банков. Государство установило монополию на все банковские операции.
  • 28 июня 1918 г. выпущен декрет о национализации крупных предприятий.
  • 28 июля 1918 г. ВСНХ приняло управление всеми национализированными предприятиями.

Красногвардейская атака на капитал

Важные изменения коснулись и аграрного сектора:

  • 9 мая 1918 г. вышел декрет, предписывавший активно бороться с кулачеством. Важно было найти всех людей, укрывавших запасы хлеба.
  • 13 и 27 мая 1918 г. появились декреты, узаконившие продовольственную диктатуру. Государство установило монополию на торговлю хлебом, зафиксировало цены на хлеб. Была разработана система снабжения продуктами рабочих и солдат. Распределение продуктов, продовольственные заготовки стали централизованными.
  • В мае 1918 г. по деревням ходили продотряды рабочих, чтобы изымать у крестьян хлеб.
  • 11 июня 1918 г. появились комитеты бедноты. Они работали до ноября. Комитеты занимались изъятием и перераспределением запасов хлеба.

Действия советской власти сильно ослабили влияние зажиточных крестьян, которых называли кулаками. А ведь именно они раньше лидировали в местных сельских Советах.

Социальная политика

Сразу же после захвата власти большевики начали бороться с инакомыслием. 27 октября 1917 г. все оппозиционные издания были запрещены. Важные декреты:

  • 29 октября 1917 г. официально установлен 8-часовой рабочий день.
  • 10 ноября 1917 г. власти уравняли россиян всех сословий, чинов, званий. Все люди получили общее звание – гражданин Российской республики.
  • 20 ноября 1917 г. официально утверждена свобода вероисповедания. Власть опубликовала обращение к трудящимся мусульманам.
  • 28 ноября 1917 г. кадеты были объявлены партией «врагов народа».
  • 20 января 1918 г. внесены изменения в работу церковных и религиозных обществ. Государство и школа отделились от церкви. Все привилегии священнослужителей были аннулированы.

Ликвидация сословий в Советском государстве

Национальная политика

2 ноября 1917 года вышла «Декларация прав народов России». Советская власть объявила о национальном равенстве всех народов, проживающих на территории республики. Признавалась суверенность всех наций и народностей.

Народы получили право на самоопределение без какого-либо давления со стороны правительства. По желанию они могли отделиться от России и создать свое государство. Так и поступили Финляндия, Польша, Турецкая Армения.

Внешняя политика Советов

Советская власть пришла путем вооруженного переворота. Поначалу ее положение было шатким. Существовал риск, что иностранные государства сочтут новое правительство нелегитимным. Поэтому большевики сразу же начали диалог с Европой для укрепления своих позиций.

2 декабря 1917 года советская и германская делегации встретились в Брест-Литовске. Обе стороны подписали перемирие. Курировал этот процесс нарком иностранных дел Л. Троцкий.

9 декабря 1917 года начались дебаты о сепаратном мире. Большинство политических сил выступали против заключения мира с Германией. Большевики были иного мнения. Левые коммунисты во главе с Н. Бухариным призывали к революционной войне. Л. Троцкий предложил просто распустить армию и не заключать мира. В. Ленин считал, что нужно заключить мир любой ценой, поскольку армия недееспособна.

В феврале 1918 года Германия предъявила советской власти ультиматум. Страна-агрессор предлагала согласиться на ее условия по разделу территорий. Ленин хотел мира любой ценой. Но вот Троцкий отверг германские условия мира. Поскольку ультиматум не был принят, Германия объявила о прекращении перемирия. 18 февраля ее войска начали наступление по всему фронту.

Брестский мир

3 марта 1918 года советская делегация, которую возглавлял Г. Сокольников, подписала с Германией Брестский мирный договор. Его главные условия:

  • Германские войска оккупировали Прибалтику, Украину, Белоруссию, Северное Причерноморье. Советская власть отказалась от всех этих территорий.
  • Российская армия вынуждена покинуть Украину, Финляндию. С Украиной заключен сепаратный мир.
  • Турция получила часть Закавказья.
  • Россия вынуждена была выплатить Германии контрибуцию в размере 6 млрд. марок.

С 6 по 8 марта 1918 года в экстренном порядке проходил VII съезд РСДРП (б). Его члены одобрили условия Брестского мира. 14 марта на IV Чрезвычайном Всероссийском съезде Советов Брестский мир ратифицировали. Мероприятие проходило в Москве, которая 12 марта стала новой столицей России.

Важно отметить, что 13 ноября 1918 года из-за революции в Германии Брестский мир был аннулирован. Но весной 1918 он спровоцировал существенные внутриполитические проблемы. Ожесточилась борьба внутри партии. Произошел раскол между большевиками и другими социалистическими группами.

Левые эсеры были недовольны условиями мира. В знак протеста они вышли из Совнаркома. В России установилось однопартийное правительство. Оппоненты большевиков не уставали укорять их в спешке. Брестский мир называли грабительским. Недовольство новой властью постоянно росло.

6. Первые социально-экономические преобразования

Преобразования носили классовый характер, были направлены на установление и укрепление диктатуры пролетариата, развертывание творческого потенциала трудящихся и эксплуатируемых масс.

В социальной сфере Советское правительство первостепенное внимание уделило национальному вопросу. «Декларация прав народов России» (2 ноября 1917 г.), обращение «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» (22 ноября 1917 г.) и другие государственные акты объявили равноправие как граждан независимо от национально-религиозных различий, так и народов России, включая их право на отделение.

Трудовое законодательство, начиная с декрета о 8-часовом рабочем дне от 29 октября 1917 г., узаконило право граждан на труд, а также их обязанность трудиться. III Всероссийский съезд Советов декларировал всеобщую трудовую повинность «в целях уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйства». Конституция РСФСР 1918 г. закрепила этот принцип как важнейший в сфере труда. Кроме того, с января 1918 г. были запрещены забастовки на государственных предприятиях.

Декретом от 10 ноября 1917 г. в Советской России упразднялись сословия, сословные привилегии и ограничения, гражданские чины, звания, титулы, устанавливалось общее для всего населения страны наименование – «граждане Российской республики».

Декреты ВЦИК и СНК от 16 и 18 декабря 1917 г. положили начало эмансипации женщин, уравнению их в правах с мужчинами, в т. ч. в области брака. В стране вводились гражданский брак и книги записей актов гражданского состояния.

Декрет от 24 января 1918 г. вводил в стране западноевропейский (григорианский) календарь, который вступил в силу после 31 января. Декрет СНК от 20 января 1918 г. об отделении церкви от государства и школы от церкви («О свободе совести, церковных и религиозных обществах») вводил свободу совести, церковных и религиозных организаций. Он устранял вмешательство духовенства в дело образования, одновременно лишив церковь имущественных прав. Собственность церкви и других религиозных организаций объявлялась собственностью государства, которое откровенно заявило о своем атеистическом характере.

Советское правительство взяло курс на широкую информированность населения о преобразованиях. Вместе с тем оно ограничило агитационно-пропагандистскую деятельность оппозиционных партий и движений. К лету 1918 г. было закрыто более 300 газет. С введением в РСФСР военного положения были закрыты все антибольшевистские издания.

В экономической сфере главным направлением политики Советского государства стала борьба с капиталом – финансовым, промышленным и торговым. Она была обусловлена как обострением социально-экономического, политического и военного положения, так и идеологическими установками большевиков на непосредственный переход к «социалистическим основам производства и распределения», которые стали преобладающими в период гражданской войны.

Борьба с финансовым капиталом началась 25 октября 1917 г. с захвата Госбанка в Петрограде отрядом гвардейского флотского экипажа по приказу Петроградского ВРК. В руки новой власти перешли золотой запас страны, денежные средства, эмиссия денег. Советское правительство подчинило контролю Госбанка частные банки. Декретом от 14 декабря были национализированы крупные акционерные банки, а в январе 1918 г. конфискованы акционерные капиталы бывших частных банков. Банковское дело стало государственной монополией. Все банки страны были объединены в единый Народный банк, который сосредоточил в своих руках финансирование народного хозяйства, советского аппарата, сметно-бюджетную работу, руководство денежным обращением.

Национализация банков в декабре 1917 г. была подкреплена конфискацией денежных средств населения, если они превышали сумму в 5 тысяч рублей. Декретом ВЦИК от 21 января 1918 г. были аннулированы государственные займы. Советское правительство официально отказалось платить по долгам бывших правительств, не считая себя их правопреемником.

Проведенные чрезвычайные меры подорвали основы финансового могущества противников советской власти и создали условия для наступления на промышленный и торговый капитал.

Борьба с промышленным капиталом началась с введения рабочего контроля на производстве. Положение ВЦИК и СНК о рабочем контроле было принято 14 ноября 1917 г. Оно преследовало двойную цель: пресечь возможную антисоветскую деятельность промышленников и обучить рабочих управлению современным предприятием. Однако саботаж промышленников сорвал введение рабочего контроля. Поэтому вскоре перешли к рабочему, а затем к государственному управлению, т. е. к национализации промышленности. В ноябре 1917 г. – феврале 1918 г. в собственность государства перешли предприятия, ранее принадлежавшие казне и членам царской фамилии: 2/3 железных дорог, горные, военные заводы, телеграф, почта. Одновременно началась национализация отдельных частных предприятий. 17 ноября 1917 г. была национализирована Ликинская мануфактура во Владимирской губернии. К весне 1918 г. в районах Севера, Запада и Поволжья было национализировано свыше 800 предприятий.

Весной 1918 г. курс был скорректирован в соответствии с указаниями В. И. Ленина, изложенными в работе «Очередные задачи Советской власти» (апрель 1918 г.). Упор был сделан на организацию управления национализированной промышленностью, свертывание производственной демократии («митинговщины»), введение единоначалия на производстве, налаживание учета и контроля. Вместе с тем призыв Ленина сократить темпы национализации не был реализован. К лету 1918 г. в собственности государства находилось 1222 предприятия, в т. ч. две отрасли промышленности – сахарная и нефтяная.

Борьба с торговым капиталом велась путем ограничения, а затем и запрета свободы как внешней, так и внутренней торговли. В конце декабря 1917 г. внешняя торговля была поставлена под контроль наркомата торговли и промышленности. Тогда же Ленин поставил вопрос о введении государственной монополии внешней торговли. Она была введена декретом от 22 апреля 1918 г. Частные лица и организации были лишены права внешнеэкономической деятельности. Это резко сократило бегство капиталов и товаров за рубеж.

Свертывание внутренней торговли было начато в феврале 1918 г. с подтверждения советской властью незыблемости хлебной монополии, объявленной еще царским (конец 1916 г.) и Временным (март 1917 г.) правительствами. Это решение было подкреплено одновременным введением госмонополии на промышленные товары широкого потребления, прежде всего необходимые деревне. На этой основе большевики предполагали развернуть прямой товарообмен (продуктообмен) между городом и деревней. Вначале обмен промышленных товаров на сельскохозяйственные проводился в пределах отдельных регионов, а декретом от 26 марта СНК ввел систему прямого натурального обмена повсеместно. Для этого правительство выделило промтоваров ширпотреба на сумму свыше 1,1 млрд. руб. Осуществление обмена возлагалось на Наркомат продовольствия и его местные органы.

Однако к маю 1918 г. курс на прямой продуктообмен провалился. Это было обусловлено тем, что российская промышленность была ориентирована на нужды фронта, а не деревни. Выделенных для обмена товаров было недостаточно, поэтому крестьянам выдавали промтовары лишь за 25 % сданного хлеба, за остальное – деньги. Крестьяне неохотно шли на такой обмен, предпочитая продавать свои товары на рынке по ценам на порядок выше государственных. Кроме того, около 90 % товаров ширпотреба в марте-апреле было направлено на Украину и в Сибирь, хлебные кладовые страны, которые оказались в руках противника. Последний факт заставил СНК перейти к принудительному изъятию продовольствия у крестьян прежде всего центральных губерний.

Экономика переросла в политику. Ленин считал, что в условиях острого продовольственного дефицита «в чьих руках хлеб, в тех руках власть». Поэтому, несмотря на сопротивление левых эсеров, в мае 1918 г. ВЦИК и СНК приняли декреты «О предоставлении народному комиссару продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими» (13 мая) и «О реорганизации Народного комиссариата продовольствия и местных продовольственных органов» (27 мая). Декреты ввели продовольственную диктатуру. Наркомпрод получил неограниченные, диктаторские полномочия для заготовки хлеба по твердым государственным ценам. «Врагами народа» объявлялись все, кто скрывал хлеб, не вывозил его на ссыпные пункты, переводил на самогон, торговал им. Виновные подлежали аресту, их имущество конфисковывали. Оказавшие сопротивление могли быть расстреляны на месте без суда и следствия.

Продовольственная диктатура осуществлялась через продовольственные комитеты, вооруженные продовольственные рабочие отряды (продотряды), комитеты бедноты (комбеды). Продотряды, впервые возникшие в ноябре 1917 г. по инициативе Петроградского и Московского ВРК для проведения хлебозаготовок, декретом ВЦИК от 27 мая 1918 г. учреждались при местных органах Наркомпрода. Комбеды были созданы декретом СНК от 11 июня 1918 г. «Об организации и снабжении деревенской бедноты». До ноября 1918 г. комбеды были фактическими органами власти в деревне, помогали продотрядам проводить хлебозаготовки. Для предотвращения взрыва крестьянского недовольства СНК в конце мая 1918 г. ввел в РСФСР военное положение.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

16.2.Социально-экономические преобразования

16.2.Социально-экономические преобразования Переход к рыночным отношениямРуководство Российской Федерации, учитывая негативный опыт перестройки конца 1980-х гг., обратило особое внимание на решение экономических проблем. Президент России Б. Н. Ельцин в октябре 1991 г. на V

§ 3. Экономические преобразования и их итоги. 1992-1998

§ 3. Экономические преобразования и их итоги. 1992-1998 Курс на финансовую стабилизацию. Применительно к посткоммунистическим преобразованиям в экономике России часто используют термин «шоковая терапия», хотя ее временные границы понимаются различно. Некоторые связывают

5. социально-экономические отношения

5. социально-экономические отношения Пифосы для хранения зерна и других продуктов (из Кносса)Великолепные дворцы критских царей, несметные богатства, хранившиеся в их подвалах и кладовых, обстановка комфорта и изобилия, в которой жили цари и их окружение, — все это было

§ 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

§ 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Развитие пореформенной деревни. Более трех четвертей населения страны проживало в деревне. После реформы 1861 г. началась широкомасштабная перестройка экономического уклада, однако непоследовательность реформы тормозила развитие

Социально-экономические отношения

Социально-экономические отношения Очень многие области Финикии и Сирии не представляли больших удобств для организации здесь интенсивных форм земледельческого хозяйства. Поэтому в течение долгого времени племена, жившие на этой территории, особенно в обширных степях,

Экономические и социальные преобразования

Экономические и социальные преобразования Рост Санкт-Петербурга имел долгосрочные последствия для экономического развития Финляндии. Политический раздел страны на западную, то есть шведскую, часть, с одной стороны, и восточную, российскую — с другой, в сфере торговли

11. Петровские преобразования (1689–1725 гг.). Социально-экономические и административные реформы

11. Петровские преобразования (1689–1725 гг.). Социально-экономические и административные реформы В самом начале века было открыто огромное количество заводов.На первое место выходит металургия.Петр проводил протекционистскую политику по отношению к русской

Социально-экономические проблемы

Социально-экономические проблемы Социоструктуральная история, порывая с политической, дипломатической или идеологической историографией, видит причины немецкого «заскока» в неспособности буржуазии исполнять политические функции, соответствующие ее экономическому

1. Социально-экономические проблемы

1. Социально-экономические проблемы Общая ситуация в БССР после войны Большевистский террор 1930-х - начала 1940-х гг. и война принципиально изменили демографическую ситуацию на территории Беларуси.Население БССР значительно сократилось в результате массовой высылки и

31. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I

31. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I Эпоха Петра Великого стала одним из переломных моментов в истории России. В первой четверти XVIII в. были проведены грандиозные преобразования, охватившие все стороны жизни общества

97. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СЕРЕДИНЫ 1950-х – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1960-х гг.

97. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СЕРЕДИНЫ 1950-х – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1960-х гг. Среди мер по частичной либерализации жизни общества, предпринятых руководством страны в середине 50-х – первой половине 60-х гг., следует выделить в первую очередь процесс реабилитации

109. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ 1990-х гг

109. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ 1990-х гг Кардинальные экономические преобразования российское правительство начало проводить с января 1992 г. При этом приоритетными направлениями реформы стали либерализация цен, приватизация государственной собственности,

Социально-экономические отношения

Социально-экономические отношения В гомеровской Греции родовая структура еще лежала в основе общественной организации, и в жизни общества продолжали бытовать многие древние установления, но в целом гомеровская эпоха, безусловно, была уже временем интенсивного

21 ПЕТРОВСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ (1689–1725 ГГ.). СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I

21 ПЕТРОВСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ (1689–1725 ГГ.). СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I Петр I, став единоличным правителем России (1696 гг.), понял неотложную необходимость проведения широкомасштабных реформ практически во всех сферах жизнедеятельности страны. В этом он

Тема 77 СССР в годы «перестройки» (1985–1991). Политические, экономические и культурные преобразования

Тема 77 СССР в годы «перестройки» (1985–1991). Политические, экономические и культурные преобразования ПЛАН1. Предпосылки реформ.1.1. Экономические.1.2. Политические.1.3. Социальные и духовные.1.4. Внешнеполитические.2. Реформа политической системы.2.1. Задачи «перестройки».2.2.

Первые преобразования

Первые преобразования Петр не думал складывать оружие. Наоборот, он горячо взялся за преобразования, которые должны были обеспечить России победу в предстоящей ей длительной борьбе с сильным врагом.Петр принадлежал к числу тех людей, которые, потерпев неудачу, не

Читайте также: