Какой племенной союз воспротивился двойному взиманию налогов по инициативе князя игоря

Опубликовано: 16.05.2024

1). Укажите общественно-политический строй, господствовавший у древних славян до призвания варягов:

А). Военная демократия +

2). Наиболее крупными центрами расселения восточнославянских племенных союзов являлись:

А). Приуралье и степи юга Евразии

Б). Верхнее течение Днепра и район озера Ильмень +

В). Земли брянщины и Полесья

3). Как характеризуется уклад жизни древних славян в VI-X веках?

Б). Пол не имел значения, вся полнота власти у верховных жрецов

4). Прародителем славянских народов, согласно библейским приданиям, является:

А). Иафет +

5). По легенде, дедом Рюрика был:

6). Легендарное призвание варягов датируется:

7). После начала княжения Рюрика, варяги составили элитарный слой общества Великого Новгорода. Что из перечисленного выполняло эту роль в VII-XI вв.?

Б). Княжеская дружина +

В). Совет старейшин

8). Кем, согласно летописной традиции, приходился Рюрику князь Олег Вещий?

9). Объединение Новгорода и Киева состоялось в:

10). Как называлась главная торговая артерия, проходившая через территорию Восточно-Европейской равнины в VII - XII вв.?

А). Великий шелковый путь

Б). Путь из Варяг в Греки +

Ответ теста по истории древней Руси - 907 г.

11). В каком году произошло событие, изображенное на картине?

Тест. 12). Укажите произведение и его автора, описывающее жизнь и деяния главного персонажа картины:

А). «Песнь о Вещем Олеге», А. С. Пушкин +

Б). «Князь Серебряный», А. К. Толстой

В). «Песнь о купце Калашникове», М. Ю. Лермонтов

13). Понятия «погост», «урок» и «полюдье» относятся к:

А). Пенитенциарной системе

Б). Налоговой системе +

В). Управлению дружиной

14). Какой племенной союз воспротивился двойному взиманию налогов по инициативе князя Игоря?

Б). Ильменские словене

15). Торговый договор князя Игоря с Византией:

А). Ограничивал привилегии русских купцов по предыдущему договору +

Б). Помимо торгового союза предусматривал союз политический

В). Закреплял положения договора, заключенного князем Олегом

16). Княгиня Ольга правила:

17). Кем приходилась княгиня Ольга князю Игорю?

18). Знаменитое обращение «Иду на Вы» использовал:

В). Князь Святослав +

19). Какое государство разгромил князь Святослав в ходе своих походов?

А). Византийская империя

В). Хазарский каганат +

20). В княжение Святослава Игоревича под властью Киева оказались:

21). В ходе походов князя Святослава в 965 году Древнерусское государство расширило свои территории за счет:

Б). Верхнего течения Волги

В). Таманского полуострова +

22). Князь Святослав хотел перенести столицу в:

23). Какой племенной союз кочевников начал активно противостоять Древней Руси во время княжения Святослава?

24). Возвращаясь после войны с Византией в Болгарии в 971 году, князь Святослав:

А). Захватил Крым

В). Начал войну против Венгрии

25). В каком городе княжил Владимир Святославич на момент гибели своего отца?

26). Во время княжения Ярополка Святославича в Киеве, активно осуществлялись внешние контакты с:

А). Папским престолом

Б). Королевством франков

В). Священной Римской империей +

27). Брат Владимира и Ярополка, Олег Святославич, был князем:

Б). Древлянской земли +

В). Угорских племен в составе Древней Руси

28). В период 977-988 гг. фактическим правителем объединенного русского государства был:

29). Что являлось основной опорой Владимира в междоусобной борьбе с Ярополком?

А). Новгородское ополчение

Б). Наемная варяжская дружина +

В). Население Киева

30). Результатом междоусобной войны Святославичей стало:

А). Распад Древнерусского государства

Б). Власть перешла к воеводе варяжской дружины Владимира

В). Владимир Святославич стал Великим князем Киевским +

31). Религиозная реформа князя Владимира имела цель:

А). Отход от язычества

Б). Подрыв морального духа подчиненных Киеву племен путем уничижения их родовых божеств

В). Упорядочение языческого культа для укрепления власти Киевского князя +

32). Какое божество не вошло в новый пантеон?

33). Какая из перечисленных религий не рассматривалась Владимиром для внедрения на Руси?

34). Укажите город, где князь Владимир принял крещение со своей дружиной:

35). Какое прозвище носил князь, крестивший Русь?

1). Красно Солнышко +

3). Большое Гнездо

36). С кем из сыновей у князя Владимира был конфликт из-за неуплаты урока?

А). Святополк Окоянный

Б). Ярослав Мудрый +

В). Вышеслав Владимирович

37). Кто стал первыми русскими святыми?

А). Равноапостольный Князь Владимир

В). Ярослав Мудрый

38). Известный законодательный памятник времен Ярослава Мудрого назывался:

А). «Правда Ярослава» +

Б). «Правда Ярославичей»

В). «Русская Правда»

39 - Тест). В каком году Ярослав Мудрый разгромил печенегов?

40). Какой из представленных храмов был заложен в честь победы Ярослава Мудрого над печенегами?

Вариант ответа на тест по истории Древней Руси

А).

Фото вопрос теста

Б).

В).
+

Исторические очерки

Исторические очерки запись закреплена

ПОЛЮДЬЕ НА РУСИ
Полюдье – способ сбора дани с восточнославянских племен, который практиковали на Руси в 9 – 12 веках. Полюдье было одной из первых попыток зарождающегося государства взимать дань и налоги с населения и основной отличительной чертой полюдья была его ненормированность. Полюдье стало первой попыткой князей Древней Руси наладить систему сбора налогов с подвластных территорий.

Полюдьем в Древней Руси называли объезд земель с целью сбора дани. Сами князья и их дружинники, которые взимали дань, лично объезжали все земли и забирали деньги у людей. От таких вот «поездок по людям» и произошел позднее термин «полюдье». Сбор дани осуществлялся после сбора урожая, зимой и осенью, чтобы люди могли предоставить необходимое количество денег или ресурсов.
Сегодня ведутся споры на тему того, когда на Руси появилось полюдье и является ли оно отличительным признаком Киевской Руси или существовало в том или ином виде еще до создания единого государства, когда на русских землях проживали несколько племенных союзов, которые точно также захватывали территории и взимали дань.

Несмотря на споры, сегодня принято считать, что полюдье ввёл князь Олег и связано это было с резким расширением территорий и расширением власти русских князей над окрестными восточнославянскими племенами. Новые территории должны были приносить прибыль для того, чтобы князь мог обеспечивать армию и дружинников и оснащать армию и казну для дальнейших военных походов. путем продажи на рынке в Византии полученных в ходе сбора дани товаров. Установление дани в виде полюдья говорит о зарождении раннефеодального государства на территории восточных славян.

Каждый год князь и его дружина объезжала подвластные территории с целью сбора дани и кормления – продолжалось это с ноября по апрель. Впервые полюдье упоминается в древнерусских летописях относится к 10 веку. Кроме того, подробное описание полюдья, его формы и системы проведения упоминается также в трактате византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении Империей» и также относится ко второй половине 10 века. Это позволяет судить, что полюдье было введено на Руси не позднее начала 10 века.

В данном трактате, полюдье описывается таким образом: русские князья с наступлением ноября отправляются вместе с дружинниками из Киева во все подвластные им земли и совершают круговой обход, собирая с каждого племени дань. К племенам, в связи с которыми упоминается полюдье, относятся древляне, дреговичи, кривичи, северяне и другие восточнославянские племена. Кормясь полученной данью. русские князья в середине апреля возвращаются обратно в Киев и отправляются оттуда в Византию для того, чтобы там на рынке сбывать полученный при полюдье товар (в качестве дани принимались как деньги, так и вещи, припасы и другие товары).
В состав дружины, которая занималась сбором дани, обычно входило около 100-200 людей, которые зачастую были вооружены и силой взимали дань.

Считается, что помимо взимания дани, активно использовалось так называемое кормление, когда хозяин дома принимал гостя, кормил и поил его. Считается, что введение полюдья и кормления во многом связано с традицией у восточных славян содержать гостя, пока тот находится в доме. Таким образом, дружинники и князь приезжали в дома своих подчиненных и жили там за их счет. Позднее, данная форма дани трансформировалась в феодальную зависимость и оброк.
Взимание дани не нравилось племенам, однако до определенного момента они терпели, но когда в 945 году князь Игорь попытался взять дополнительную дань сверх той, что уже имелась, древляне, которые, как и другие племена вынуждены были платить князю, подняли восстание и убили Игоря.

После подавления восстания древлян, княгиня Ольга проводит налоговую реформу и вводит новую систему взимания дани. Теперь дань взималась не непосредственно в племенных центрах, а в погостах – специально созданных пунктах для сбора дани с населения. Взимаемый таким образом налог, позднее переходил в руки княжеских наместников в крупных городах, откуда пересылался непосредственно князю в Киев. Поездки дружинников по территориям прекратились, а вместе с ними и кормления.

Взимание полюдья резко сократилось во времена Святослава Игоревича в 966 году, а позднее, в 982 году и вовсе прекратилось с приходом к власти Владимира Святославича. Последнее упоминание о полюдье относится к 1190 году. В то время дань еще взималась во Владимиро-Суздальском княжестве, однако это прекратилось с уходом князя Всеволода Большое гнездо. Существуют также сведения, что некоторая форма полюдья сохранялась вплоть до середины 19 века на отдаленных глухих территориях России. Полюдье также взимали в ряде других стран, например, в странах Африки.

Странности летописного рассказа

Помните летописный рассказ о смерти киевского князя Игоря Рюриковича? Он отправился в полюдье к древлянам, жившим северо-западнее Киева. Собрав с них установленную дань, князь двинулся дальше, но затем вернулся, то ли намереваясь получить дань второй раз в один год, то ли решив, что древляне ему чего-то недодали (тут толкования историков расходятся). При этом князь отпустил домой большую часть сопровождавших его воинов. Беспечность и жадность погубили Игоря. Древляне отказались платить дань, а самого князя убили и похоронили в своей земле, у города Искоростень (теперь Коростень). Византийский историк Лев Дьякон сообщает, что Игоря привязали к верхушкам двух пригнутых к земле деревьев, а затем их отпустили — и князь был разорван надвое.

Этот рассказ о смерти князя Игоря был, наверное, всем понятен в Киевской Руси X—XI веков. Другое дело — в наши дни. Сразу появляются вопросы. Вот только главные из них: что такое полюдье, только ли в Древней Руси правители ходили полюдьем, каково место полюдья в истории общества? Почему древляне подвергли Игоря именно такой казни? Почему его похоронили в земле древлян, а не сожгли в ладье на погребальном костре, как подобало бы, когда погребают знатного человека Руси?

Древнерусское полюдье представляло собой круговой объезд князем — в сопровождении дружины и слуг — своих владений для сбора дани.
Сведения о полюдье на Руси мы находим во многих древнерусских источниках, а также в источниках арабских, византийских, скандинавских. Около 948 года византийский император Константин Багрянородный на основе расспросов приезжих славян называет сроки полюдья (ноябрь — апрель), дает его маршрут, перечисляя племена, по землям которых оно следовало.

Академик Б. Л. Рыбаков обосновал предположение, что полюдье существовало и у скифов времен Геродота (V век до новой эры), а у вятичей и других племенных союзов восточных славян — еще до их объединения Киевской Русью. Он также вычертил на карте круговой маршрут киевского великокняжеского полюдья.

Очевидная древнейшая экономическая функция полюдья состояла в том, что, обходя общины, племена, союзы племен, князь кормился сам и кормил свою свиту, включая дружину. Полюдье давало князю и дань товарами, шедшими на экспорт,— пушниной, воском, рабами, ремесленными изделиями, а также средствами для их транспортировки: ладьями, лошадьми, санями. Товары по рекам и морям доставлялись в Византию и мусульманские страны Азии. В обмен правящая группа Киевской Руси получала лучшее по тому времени оружие, предметы роскоши, породистых коней, например венгерских, деньги. Это позволило содержать войско — в значительной мере наемное — и кадры складывавшегося государственного аппарата.
Великий князь с его слугами, дружиной, местные вассальные князья с их слугами —..вот, в сущности, и весь аппарат, политической власти в море общинных структур Киевской Руси. Обходя племена и общины полюдьем, великие и вассальные князья каждый раз подтверждали свою власть над ними, усмиряли мятежников, отражали набеги врагов, укрепляли границы государства, а то и присоединяли к своим владениям новые земли. Князь или его представители вершили суд, прекращали междоусобицы, примиряли враждующие стороны, наказывали нарушителей мира и права, взимая при этом большие штрафы в свою пользу.

На территории нынешней Украины и юга России существовало прежде, вероятно, полюдье правителей дославянских государств — не только скифских царей, но, может быть, также готских королей, каганов гуннских, аварских, тюркских. В каждом из славянских племенных союзов, или княжений, было свое собственное полюдье. С образованием Киевской Руси полюдье киевского великого князя как бы «наложилось» на эти местные.

С середины X века система сбора дани совершенствуется княгиней Ольгой (см. выше) Однако с распадом Киевской Руси на отдельные большие княжества, а последних — на всё более мелкие, масштабы полюдий уменьшаются, их политическое значение падает. Однако на окраинах Украины — в Полесье и на Карпатах — полюдье продолжалось (сбор с общин шкур, мёда и прочего) вплоть до XVI века, но осуществлялось уже не князьями, а их представителями. Вместе с тем все большую долю дани составляла денежная подать.
В складывавшемся Русском государстве полюдье постепенно утратило свое значение основного способа отчуждения феодальной ренты, лишь на северных и восточных окраинах примерно таким же образом собирали дань («ясак») с местных «князьцов». Но и в центре государства князь с женой и свитой на святки (как раз хронологическая в разгар древнего полюдья) совершали объезд монастырей. Заодно, как и в старину, по пути вершили суд, собирали подношения.

1. К восточным славянам относятся племена:
а) поляне, древляне, дреговичи +
б) хазары, печенеги, половцы
в) торки, ливы, пруссы

2. С именем князя Ярослава Мудрого связано:
а) покорение Дунайской Болгарии
б) принятие Русской Правды +
в) крещение Руси

3. Объезд князем и его дружины своих владений с осени до весны:
а) обход
б) ополчение
в) полюдье +

4. В 945 г. древлянами был убит князь:
а) Олег +
б) Игорь
в) Рюрик

5. Русь приняла крещение в:
а) 988 г.
б) 980 г.
в) 996 г. +

6. Государство у франков возникло:
а) в 400 году
б) в 486 году +
в) в 500 году

7. Как называлось земельное владение, за которое несли военную службу:
а) оброк
б) обет
в) феод +

8. Первый сборник законов франков был составлен в годы правления короля:
а) Хлодвига +
б) Карла Мартела
в) Карла Великого

9. Как называется Священная книга мусульман:
а) хроники
б) Библия
в) Коран +

10. Все служители церкви составляли особую группу населения:
а) купечество
б) духовенство +
в) рыцарство

11. Первый свод письменных законов Древней Руси назывался:
а) Русская Правда +
б) Урок Ярославичам
в) Соборное Уложение

12. Первая известная летопись на Руси:
а) «Слово о полку Игореве»
б) «Повесть временных лет» +
в) «Поучение Владимира Мономаха»

13. Первый из русских городов, павший под ударом войска Батыя:
а) Рязань +
б) Коломна
в) Новгород

14. Прозвище Невский князь Александр Ярославович получил за:
а) победу над крестоносцами
б) проведение переписи населения в Новгороде
в) разгром шведского отряда +

15. Ордынские чиновники, которые собирали дань:
а) баскаки +
б) бесермены
в) эмиры

16. Средневековая книга представляла собой:
а) ровно сложенные листы расщепленного бамбука
б) сложенные и переплетенные листы пергамента одного размера +
в) папирусный сверток

17. Кодекс единых для всей империи законов был составлен в годы правления императора Византии:
а) Константина 4
б) Феодосия 2
в) Юстиниана +

18. Человек, проживший в городе один год и один день:
а) овладевал определенным ремеслом
б) становился свободным +
в) приобретал сеньора

19. Товарное хозяйство:
а) мастерская ремесленника, в которой можно купить его изделия
б) хозяйство, которое давалось за военную службу
в) хозяйство, в котором изделия производятся для продажи на рынке, обмениваются посредством денег +

20. Укажите год, в котором произошло разделение христианской церкви на католическую и православную:
а) 1066
б) 1054 +
в) 1099

21. Князь, в правление которого Москва становится центром Русской православной церкви:
а) Иван Калита +
б) Александр Невский
в) Дмитрий Донской

22. Духовный лидер, от которого Дмитрий Иванович получил благословление накануне Куликовской битвы:
а) патриарх Никон
б) Сергий Радонежский +
в) митрополит Алексий

23. Куликовская битва произошла в:
а) 1242 г.
б) 1480 г.
в) 1380 г. +

24. Река, на берегу которой произошло стояние войска Ивана III и Ахмата:
а) Калка
б) Угра +
в) Непрядва

25. Год принятия Судебника Ивана III:
а) 1480 г.
б) 1380 г.
в) 1497 г. +

26. Как назывался орган сословного представительства во Франции:
а) Кортес
б) Генеральные штаты +
в) Парламент

27. Причина Столетней войны для Франции:
а) отвоевать у Англии Аквитанию +
б) возврат долгов Англией
в) захватить часть Англии

28. В 1358 году произошло:
а) битва у города Пуатье
б) восстание крестьян в Англии
в) восстание крестьян во Франции (Жакерия) +

29. В ходе гуситских войн народ выступил против:
а) служителей католической церкви +
б) правителей города Праги
в) чешского короля

30. Болгария оказалась под властью турок-османов:
а) из-за поддержки отдельными болгарскими феодалами турок-османов
б) из-за неспособности феодалов объединить свои силы для оказания сопротивления завоевателям +
в) из-за постоянных войн с кочевыми племенами печенегов



  • в 882 г.
  • в 945 г.
  • в 988 г.
  • в 1054 г.
    Правильный ответ Неправильный ответ Пояснение: Крещение Руси — термин, под которым в современной исторической науке подразумевается введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время принятия новой религии. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Православной Церкви. Вы и еще 93% ответили правильно 93% ответили правильно на этот вопрос
  • 972 и 980 гг.
  • 980 и 1015 гг.
  • 1015 и 1054 гг.
  • 1096 и 1111 гг.
    Правильный ответ Неправильный ответ Пояснение: 19 июля 1096 года на реке Трубеж войско князей Святополка Изяславича и Владимира Мономаха разгромило неприятеля. Узнав о поражении Тугоркана, Боняк, уже успевший пограбить окрестности Киева и сжегший Печерский монастырь, спешно ушёл в степь. 26 февраля 1111 года Святополк Изяславич, Владимир Мономах и их союзники во главе большой армии двинулись вглубь половецких кочевий. Войско князей проникло так далеко в степи, как никогда ранее — до самого Дона. Были захвачены половецкие города Шарукань и Сугров. Но основные силы хан Шарукан вывел из-под удара. 26 марта, надеясь на усталость русских воинов после долгого похода, половцы обрушились на союзную армию на берегах речки Сальницы. В кровопролитной и ожесточённой битве победа вновь досталась русским. Враг бежал, княжеская рать беспрепятственно вернулась домой. Вы ответили лучше 60% участников 40% ответили правильно на этот вопрос
  • с 882 г.
  • с 988 г.
  • с 1054 г.
  • с 1113 г.
    Правильный ответ Неправильный ответ Пояснение: Раздел Руси Ярославом Мудрым в 1054 году подразумевал признание младшими сыновьями старшего в отца место, то есть, в отличие от прошлого периода, признавалось право одновременного владения Киевом старшим князем и другими столами — младшими князьями, при сохранении единства государства. Вы и еще 57% ответили правильно 57% ответили правильно на этот вопрос
  • удел
  • отруб
  • поместье
  • вотчина
    Правильный ответ Неправильный ответ Пояснение: Вотчина — наследственное земельное владение. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности и прав на холопов. Вы и еще 67% ответили правильно 67% ответили правильно на этот вопрос
  • введение уроков и погостов
  • восстание древлян
  • возведение первого каменного храма на Руси
  • крещение Руси
    Правильный ответ Неправильный ответ Пояснение: Восстание древлян — межплеменной вооружённый конфликт, условно датируемый 945 годом, произошедший между племенным союзом древлян и дружиной киевского князя Игоря. В то время, как уроки и погосты были введены княгиней Ольгой, которая правила в 945-964 годах. Она провела первую административно-финансовую реформу. Причиной этого стало убийство ее мужа - князя Игоря, который был убит во время сбора дани, так как он превысил ее размеры (он собирал больше дани, чем его предшественник – князь Олег). Крещение Руси произошло в 988 году. 12 мая 996 года, в Киеве в присутствии князя Владимира Великого была освящена церковь в честь пресвятой Богородицы (Десятинная церковь), которая стала первым каменным храмом на Руси. Вы и еще 69% ответили правильно 69% ответили правильно на этот вопрос
  • Владимир
  • Олег
  • Святослав
  • Игорь
    Правильный ответ Неправильный ответ Пояснение: По летописи Владимир начал княжить в Киеве в 980 году. Согласно самому раннему Житию Владимира монаха Иакова ( «Память и похвала князю Владимиру» , 2-я половина XI века) это случилось 11 июня 978 года. Из ряда хронологических соображений кажется более вероятной дата 978, а дата 980 получена, видимо, при вторичной расстановке годовой сетки в летописи путём неправильного пересчёта. Так летописец упомянул о 37 годах правления Владимира, что также указывает на 978 как год прихода Владимира к власти. Вы и еще 73% ответили правильно 73% ответили правильно на этот вопрос
  • разгром Хазарского каганата
  • разгром печенегов
  • объединение северных и южных земель под властью Киева
  • заключение династических браков
    Правильный ответ Неправильный ответ Пояснение: Хазарский поход Святослава (Восточный поход Святослава) — поход или серия из двух походов киевского князя Святослава Игоревича против Хазарского каганата, в результате чего это государство было полностью разгромлено и вскоре перестало существовать. Вы и еще 64% ответили правильно 64% ответили правильно на этот вопрос
  • создание пантеона языческих богов
  • установление широких династических связей с европейскими дворами
  • расширение территории Древнерусского государства
  • основание первых монастырей на Руси
    Правильный ответ Неправильный ответ Пояснение: Постепенно древнерусское государство расширялось. В руках князей скопились большие богатства. Усиливалась военная мощь и искусство дружинного войска. Это было заметно в X в. при князе Святославе, сыне Игоря и Ольги. Князь Святослав завоевал для древнерусского государства много новых земель и расширил его границы. Ему покорились вятичи, жившие по Оке. Отсюда Святослав двинулся на восток - на Волгу. Здесь он разгромил волжских болгар, живших около теперешней Казани, и хазарское царство около теперешней Астрахани. Этим самым он открыл себе путь на восток. После этого он двинулся на запад - на Балканский полуостров. Византийский император боялся военной мощи Руси и заключил со Святославом союз против дунайских болгар. Святослав завоевал Дунайскую Болгарию. В древнерусской летописи записаны его слова: «Хочу жить в Переяславце на Дунае. Там середина земли моей, туда стекается всякое добро: от греков золото, шелка, вина, различные плоды, от чехов и венгров - серебро и кони, а из Руси - меха, мед и рабы» . Успехи Руси встревожили византийского императора: ведь Русь начала укрепляться совсем около границ его государства! Византия тайно подговорила кочевников - печенегов напасть на Киев, Святослав вернулся с Дуная, отстоял родной город и опять пошел в Болгарию. Но после тяжелых и славных битв он уже не вернулся в Киев - печенеги подстерегли его около днепровских порогов и убили. Вы и еще 81% ответили правильно 81% ответили правильно на этот вопрос
  • съезд князей в Любече
  • крещение Руси
  • призвание варягов
  • постройка Софийского собора в Новгороде
    Правильный ответ Неправильный ответ Пояснение: Крещение Руси произошло в X веке, в 988 году. Любечский съезд съезд состоялся в 1097 году. Призвание варягов — легендарное призвание славянскими племенами ильменских словен и кривичей и финно-угорскими племенами чуди, мери и веси варягов во главе с Рюриком и его братьями Синеусом и Трувором на княжение в Ладогу или Новгород и другие города состоялось в 862 году. Софийский собор в Новгороде был построен в 1045—1050 годах. Вы и еще 81% ответили правильно 81% ответили правильно на этот вопрос
  • Владимир
  • Олег
  • Ярослав Мудрый
  • Владимир Мономах
    Правильный ответ Неправильный ответ Пояснение: Десятинная церковь (Храм Успения Пресвятой Богородицы) на Старокиевской горе в Киеве — первый каменный православный храм на Руси, воздвигнутый Владимиром Святославичем на месте кончины русских первомучеников Феодора Варяга и его сына Иоанна. Вы ответили лучше 55% участников 45% ответили правильно на этот вопрос









ТОП-4 теста которые проходят вместе с этим

  • 1. Тест Киевская Русь История России. 25 вопросов. Сложность: знаток .

  • 2. Тест Русь изначальная (10 класс) История России. 10 вопросов. Сложность: знаток .

  • 3. Тест Древняя Русь (6 класс) История России. 16 вопросов. Сложность: знаток .

  • 4. Тест Причины крещения Руси История России. 5 вопросов. Сложность: эксперт .

Вам нужно систематизировать свои знания о Древней Руси или проверить свой уровень по этой теме? Пройдите тест «Древняя Русь» (10 класс) с ответами на нашем ресурсе в режиме онлайн. Это будет прекрасной самопроверкой для ученика любого уровня. Работа содержит задания не только по организации Древнерусского государства, но и по истории его образования, взаимодействия с другими древними государствами, культуре.

Тест по истории «Древняя Русь» поможет вам подтянуть свои знания по данной теме, при этом не нужно будет зубрить и стараться запомнить максимум фактов: запоминание будет проходить в процессе решения заданий.

Рейтинг теста

Средняя оценка: 3.9 . Всего получено оценок: 3119.

На территории Киевской Руси проживало большое количество племенных объединений, в будущем ставших ядром единого государства.

Древнерусское государство, или Киевская Русь, образовалось на широких просторах Восточно-Европейской равнины, где в 9 веке проживало великое множество всевозможных восточнославянских союзов племён: именно они стали основой сформировавшихся спустя много столетий русского, белорусского и украинского народов. Помимо них на территории молодого государства находились представители финно-угорских народностей, а со стороны степи славяне соседствовали с кочевыми племенами сначала хазар, а затем и печенегов.

1.jpg

Несмотря на то, что эти многочисленные славянские союзы племён во многом были похожи друг на друга, в их традициях и образе жизни до появления единого государства существовали и различия. Попробуем погрузиться в далёкие века и посмотреть на то, как жили словене и кривичи, древляне и северяне до вхождения в состав Киевской Руси.

Словене — предки новгородцев

Племена словен расселились у озера Ильмень довольно поздно — с 8 века, однако именно им суждено было стать (наравне с пришлыми варягами) одними из главных героев всей ранней истории Древней Руси. Ильменские словене, наряду с норманнами и местными финно-угорскими племенами, заложили основу племенного суперсоюза с центром сначала в Ладоге, а потом и в Новгороде.

От других этносов, проживавших у озера Ильмень, археологи отличают словен по характерным захоронениям под сопками. Их соседи, варяги, кривичи и финно-угры, использовали иной тип погребений: длинные курганы. Исследователи сходятся во мнении, что таким образом эти восточнославянские племена стремились сохранить свою идентичность.

2.jpg

Впоследствии в летописях термин «словене» стал синонимом слову «новгородцы». Историки считают, что большая часть этого восточнославянского союза племён стала влиятельной аристократической прослойкой в Великом Новгороде. Этому способствовало и поддержка словенами сначала Владимира, а затем и Ярослава Мудрого в междоусобных войнах 10 — 11 веков.

Кривичи — древнерусские судостроители

Это племенное объединение соседствовало с ильменскими словенами и занимало огромные территории: районы городов Смоленск, Полоцк и Псков. Современные исследования позволяют утверждать, что этот племенной союз восточных славян не обладал «племенным центром», как словене или древляне. Кроме того, кривичи очень тесно взаимодействовали с балтскими племенами и скандинавами. В пользу этого говорят их курганные захоронения, вскоре после принятия христианства постепенно исчезающие.

Помимо этого, о тесном взаимодействии кривичей и их балтских соседей говорит и их этноним. По одной из гипотез, слово «кривичи» произошло от названия верховного балтского жреца — Криве. Более того, в современном латышском языке русских называют «креви», а Россию в целом — «Кревия».

3.jpg

Кривичи упоминаются и в сочинениях византийского императора Константина Багрянородного. Так, безилевс писал, что лодки, на которых славянские и варяжские дружины подходили к стенам Константинополя, были построены именно этими племенами. Русские же летописи связывали кривичей с полоцким княжеским домом, постоянно враждовавшим с киевскими и новгородскими князьями. Эти племена упоминаются в древнерусских исторических памятниках вплоть до середины 12 века.

Древляне — соперники полян

Этот племенной союз в политическом отношении был одним из самых сильных на территории будущего Древнерусского государства. Древляне обитали на Правобережье Днепра, южнее реки Припять, а их политическим центром являлся город Искоростень.

Древляне к моменту образования Киевской Руси не уступали своим соседям в политическом развитии — у них был свой князь и дружина. По некоторым данным, ещё до прихода на эту территорию Олега с войсками, князья из Искоростеня обложили данью даже полян.

Древляне признали верховенство Киева при Олеге и выплачивали дань. Они также участвовали в военных походах преемника Рюрика на Константинополь, что отразилось в византийских источниках. Однако, как только княжеская власть в Киеве ослабла — древляне попытались во главе с князем Малом освободиться от зависимости, но это выступление жестоко подавила вдова князя Игоря, Ольга. После этих событий древляне были окончательно интегрированы в Киевскую Русь.

4.jpg

Северяне — данники хазар

Проживавшее на Левобережье Днепра, племенное сообщество северян в политическом развитии было очень похоже на соседних древлян. Историки, реконструируя сообщения летописцев, пришли к выводу, что эти восточные славяне сохраняли свою автономию в составе Древнерусского государства вплоть до первой трети 11 века, а затем стали ядром «северских земель» и Черниговского княжества в частности.

5.jpg

До прихода Олега на эти территории северяне платили дань Хазарскому каганату. Олег освободил их от такой обузы и предложил свою защиту, причём обязательства перед Киевом, наложенные Олегом на северян, были значительно легче, чем аналогичные древлянские. Чуть позже княгиня Ольга распространила на этот племенной союз полюдье, однако, по всей видимости, активно в политическую жизнь пограничных племён не вмешивалась.

Поляне — предки киевлян

Племенному союзу полян суждено было стать ядром Киевской Руси. Именно на территории их расселения находилась будущая «мать городов русских». Так же, как и северяне, поляне в 8 веке платили дань Хазарскому каганату, однако смогли за счёт внутренних ресурсов освободиться от этой зависимости. Тем не менее, уже спустя несколько десятилетий они попадают в частичную зависимость от древлян.

6.jpg

Современные учёные отмечают, что очень быстро в исторических письменных свидетельствах термин «поляне» заменяется словом «киевлянин». Таким образом, в течение очень короткого времени эти восточные славяне становятся ядром городского сообщества Киева, а их племенная идентичность постепенно сходит на нет.

Поляне не занимали такие же обширные территории, как древляне или северяне, поэтому их сила заключалась не в многочисленности, а в удачном расположении. Киев был одним из важнейших торговых и перевалочных центров на Днепре. Поэтому именно поляне едва ли не первыми стали заниматься, помимо обычных восточнославянских промыслов, и торговлей.

Вятичи — на фронтире славянского мира

Вятичи отличались строптивым нравом, и их интеграция в единое Древнерусское государство растянулось на долгие годы. Этот племенной союз считается самым восточным из всех известных восточных славян и долгое время находился в подчинении у Хазарского каганата. Именно с этим фактом связан первый поход киевских князей против вятичей — тогда войска, шедшие, в первую очередь, на Хазарию, возглавлял Святослав Игоревич.

7.jpg

Вятичи жили в лесах на территории современных Московской, Калужской, Рязанской областей и довольно активно торговали со своими соседями разными «дарами леса». Они долгое время сопротивлялись подчинению Киеву — пока Владимир Святой окончательно не установил над ними свой контроль. Христианизация восточного фронтира Киевской Руси тоже проходила очень тяжело — вплоть до 12 века вятичи оставались язычниками и даже убивали присылаемых из Киева христианских миссионеров.

Наверное, тогда мало кто мог бы подумать, что именно эти земли спустя долгое время станут «ядром» нового «собирания русских земель» — сначала с центром во Владимире, а потом и в Москве.

Радимичи — свободолюбивое племя

Наверное, самые загадочные и обделённые вниманием племена восточных славян. Радимичи проживали в бассейне реки Днепр, очень близко к полянам и будущему центру Киевской Руси, однако очень долго сохраняли свою независимость от Рюриковичей. Этот факт выглядит странным, поскольку в летописях об этих племенах очень часто отзываются либо насмешливо, либо свысока, и многие исследователи идут на поводу этих высказываний.

8.jpg

Вполне вероятно, что радимичи так же, как и северяне, платили дань хазарам, а затем, после завоевания Киева Олегом, подчинились пришедшему с севера князю. Вместе с ним эти восточные славяне участвовали в походах на Константинополь. Однако спустя столетие, почувствовав слабость центральной власти во время междоусобных войн, отделились от Киевской Руси.

Подавлять нелояльных радимичей отправился воевода Владимира Святославича Волчий Хвост. Войска киевлян и радимичей встретились на реке Пищань, и восставшие потерпели поражение. Постепенное поглощение вновь присоединённых племён продолжилось, и в 11 — 12 веках они стали частью Смоленского и Черниговского княжеств.

Мы поговорили лишь о самых значительных восточнославянских племенах и союзах племён, составивших основу Древнерусского государства. Но не стоит забывать, что были ещё и более мелкие объединения: полочане, дреговичи, тиверцы, уличи — имя им легион. А помимо них — и неславянские племена, тоже оказавшие большое влияние на формирование единой Киевской Руси. С самых первых дней своего существования держава Рюриковичей была полиэтническим государством, и каждое племя оставило свой след в истории Древнерусского государства.

Читайте также: