Несвоевременная регистрация налоговой накладной

Опубликовано: 20.09.2024

Галина Кардашян

Автор: Галина Кардашян Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice

Галина Кардашян

Автор: Галина Кардашян
Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice

Как реагировать на требования налоговиков предоставить документы? Срочно бросать дела и комплектовать запрошенные сведения? А можно ли игнорировать? Такие вопросы наши специалисты слышат ежедневно. В этом материале мы решили рассказать об ответственности налогоплательщиков, которые по тем или иным причинам не предоставили ИФНС информацию.

Можно ли не отвечать на запрос ИФНС?

Право инспекторов на истребование информации (документов) у организаций и предпринимателей закреплено в НК. Контролеров могут интересовать как документация самого налогоплательщика (ст. 93 НК РФ), так и информация о контрагентах предприятия или сведения об определенной сделке (ст. 93.1 НК РФ).

Более того, инспекция имеет право запрашивать данные о конкретной сделке не только у ее непосредственных участников, но и у сторонних лиц, которые, по мнению ИФНС, могут располагать нужной информацией.

Налогоплательщик же, получивший запрос от контролеров, обязан на него ответить. Поэтому игнорировать требование налоговиков нельзя! В противном случае компанию ждут неприятные последствия.

Какие документы могут запросить налоговики

К сожалению, в настоящее время НК не содержит ни конкретного списка документов, которые вправе запрашивать ИФНС, ни ограничений по их количеству. Но на основании положений кодекса можно очертить границы, за рамки которых инспекция выходить не должна:

  1. При проведении налоговой проверки может быть запрошена только та документация, которая относится к проверяемому периоду и налогу.
  2. При запросе данных о контрагенте, представляется документация об отношениях именно с этим контрагентом, иные сведения (например, о других субъектах) компания подавать не обязана.
  3. Налоговики могут требовать только те документы, обязанность оформления и ведения которых установлена налоговым законодательством.
  4. Повторное истребование документации неправомерно. Исключение составляют документы, которые ранее представлялись в ИФНС в подлинниках, а затем были возвращены владельцам.

Срок передачи данных в инспекцию

Если налоговики интересуются конкретной сделкой, срок отправки ответа составляет 10 суток. А вот сообщить информацию о своем контрагенте по встречной проверке придется оперативнее, на подготовку и направление документов (информации) дается всего 5 дн. (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Очень важно правильно определить точку отсчета срока. Так, запрос из ИФНС, переданный по ТКС, считается полученным с даты, указанной в квитанции о его приеме; почтой — на 6 день со дня его отправки; а размещенный в ЛК на портале ФНС — уже на следующий день со дня его размещения.

Ответственность за непредоставление документов по требованию налоговой

За нарушение положений НК налогоплательщику грозят взыскания в денежной форме. При этом законодательство разграничивает ответственность за непредставление документов и несообщение информации. Разберем подробнее.

Штрафы по статье 126

В этой статье прописаны санкции для хозяйствующих субъектов, не представивших документацию. На нарушителей налагаются штрафы:

  1. 200 руб. за каждый ненаправленный документ, если проводится проверка самой компании. В случае неподачи документации относительно прибыли контролируемой фирмы-иностранца штраф составит уже 100 000 руб.
  2. 10 000 руб., если налогоплательщик не подал в срок документацию по клиенту в рамках встречной проверки или не направил документы по конкретной сделке, запрошенные налоговиками вне каких-либо проверок.

Аналогичная сумма взимается за отказ в представлении документов или передаче заведомо недостоверных данных.

Санкции по ст. 129.1

По этой статье с налогоплательщиков взимаются штрафы за несвоевременное предоставление информации:

  • 5 000 руб., если деяние совершено впервые;
  • 20 000 руб., если компания допустила нарушение повторно в течение одного года.

За игнорирование требования налоговиков о передаче информации взимаются аналогичные суммы.

Если налогоплательщик не представил как документы, так и информацию о контрагенте, контролеры могут выписать одновременно 2 штрафа (по ст. 126 и по ст. 129). Данное право подтверждено решением АС ВСО от 12.11.18 № А33-16694/2017.

Что еще может грозить нарушителям

Кроме санкций по налоговому законодательству, должностные лица предприятия, не сообщившие запрошенные сведения налоговикам, могут быть наказаны штрафом в размере 300–500 руб. по ст. 15.6. КоАП РФ.

Отказ компании предоставить документы инспекторам в рамках выездной проверки может спровоцировать принудительную выемку сведений по ст. 94 НК РФ.

Если налогоплательщик, обязанный отчитываться в ИФНС в электронной форме, не направит квитанцию о получении запроса от инспекторов в 6-дневный срок, ему могут заблокировать расчетный счет.

Неудовлетворение требований ревизоров по представлению документов или информации по встречной проверке может привести к неприятным последствиям:

  • будут испорчены отношения с клиентом, которому налоговики откажут в вычете по НДС или не зачтут «прибыльные» расходы;
  • ИФНС может включить организацию в план выездных проверок на основании п. 9 р. 4 Концепции (утв. приказом ФНС № ММ-3-06/333@), тем более что отсутствие каких-либо сведений, по мнению ревизоров, говорит о беспорядке в документообороте предприятия, а значит, контрольное мероприятие однозначно будет успешным.

Кроме того, не стоит забывать, что все риски, связанные с ненадежными клиентами, несет сам налогоплательщик.

1С-WiseAdvice рекомендует быть осмотрительнее в выборе партнеров, так как благодаря системе АСК НДС-2 легко прослеживается вся цепочка контрагентов, а работа с неблагонадежными компаниями может обойтись очень дорого и многократно перевесить все возможные налоговые выгоды.

В каких случаях можно избежать штрафов?

Чиновники тоже люди, поэтому, принимая во внимание человеческий фактор, нужно внимательно изучить полученное требование на предмет ошибок и неточностей.

  1. Ваша ИФНС пересылает поручение из другой налоговой без выставления требования от своего имени.
  2. В поручении не обозначено, на основании какого контрольного мероприятия возникла необходимость в представлении информации или документов.
  3. При истребовании данных об определенной сделке не указаны сведения, позволяющие однозначно идентифицировать эту сделку и т.д.

Можно ли снизить сумму штрафа

Если организация по каким-либо причинам не смогла выполнить требование ревизоров и ей выставили штраф, не нужно спешить с его уплатой. Необходимо внимательно изучить ситуацию и проконсультироваться с квалифицированными юристами, возможно штраф удастся снизить в разы.

Например, при подготовке возражений к акту компания может заявить о наличии смягчающих обстоятельств (ст. 112 НК РФ):

  • нарушение допущено впервые;
  • большое количество запрошенных документов (желательно привести расчет затрат рабочего времени на изготовление нужных копий);
  • незначительность просрочки;
  • нахождение части документации ОП в головной организации;
  • одновременное получение нескольких запросов от ИФНС и т.д.

При наличии хотя бы одного смягчающего фактора, штраф может быть уменьшен в 2 раза и более (п. 3 ст. 114 НК РФ). Неправомерность санкций можно оспорить в судебном порядке.

В частности, суды указывают, что инспекции, назначающие санкции за каждый не представленный документ, тем самым принимают на себя дополнительные обязанности по определению количества этих документов и не могут определять размер штрафа из теоретических предположений (постановление АС ЦО от 04.09.2018 № Ф10-3293/2018). Такая позиция судебных органов помогает налогоплательщикам отбиться от неправомерных притязаний контролеров.

Кроме того, суд может полностью отменить штраф в ситуациях, когда установлены факторы, исключающие вину хозяйствующего субъекта (ст. 111 НК РФ). Например, все документы компании были безвозвратно утеряны при пожаре, и этот факт удостоверяется справкой из органов пожарного надзора.

Такие нарушения определены в Главе 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» Налогового кодекса РФ. Основная их часть размещена в таблице ниже.

Вид нарушения Размер штрафа Основание (статья НК)
Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе 10 000 руб. ст. 116
Ведение деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. ст. 116
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб. ст. 119
Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок 1 000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления ст. 119
Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме 200 руб. ст. 119.1
Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения 10 000 руб. (если эти деяния совершены в течение одного налогового периода);
30 000 руб. (если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода);
20% от суммы неуплаченного налога (взноса), но не менее 40 000 руб. (если эти деяния повлекли занижение налоговой базы)
ст. 120
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия) 20% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса);
40% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса) (если эти деяния совершены умышленно)
ст. 122
Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению ст. 123
Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога 30 000 руб. ст. 125
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений 200 руб. за каждый непредставленный документ ст. 126
Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями 10 000 руб. ст. 126
Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения ст. 126.1
Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля 1 000 руб. ст. 128
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний 3 000 руб. ст. 128
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации 5 000 руб.;
20 000 руб. (те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года)
ст. 129.1

Стоит отметить, что ранее в случае не сообщения в налоговую инспекцию об открытии (закрытии) банковского счета в течение 7 рабочих дней был штраф в размере 5 000 рублей. На данный момент этот штраф упразднён (Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ).

Налоговые штрафы – это всегда административная ответственность за правонарушения, так или иначе связанные с не надлежаще выполняемыми обязанностями по уплате налогов. При этом субъектами правонарушения, то есть лицами, привлекаемыми к административной ответственности, могут быть как граждане, так и юридические лица.

Уголовные преступления

Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.

Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.

Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.

Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:

  • умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
  • причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
  • достижение обвиняемым возраста 16 лет.

Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.

Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.

То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.

Виды налоговых обязательств

Существует целый ряд налоговых обязательств как для физических, так и для юридических лиц.

Так, физические лица обязаны уплачивать налоги:

  • на доходы (НДФЛ) в размере 13% со всех видов дохода, включая заработную плату, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы от выигрышей и т.д.;
  • налог на имущество, включая налог на недвижимость и транспортный налог.

Юридические лица и ИП несут следующие налоговые обязательства, в зависимости от вида и системы налогообложения:

  • НДС;
  • на прибыль юридических лиц (УСН, ЕНВД, ОСН, ПСН). Для ИП – НДФЛ;
  • акцизные сборы;
  • социальный.

Любые отклонения от правильного исполнения налоговых обязательств караются (в зависимости от суммы ущерба государству) либо в порядке административной, либо в порядке уголовной ответственности.

Индивидуальные предприниматели

Шансы попасть под правоохранительный административный «каток» есть у ИП, которые:

  • внесли неверные сведения в декларацию;
  • опоздали с подачей декларации;
  • не оплатили или частично не оплатили страховые, социальные и пенсионные взносы, НДФЛ, НДС, налог на имущество.

Ответственность по Налоговому кодексу

Прежде всего, следует понимать, что ответственность, установленная в НК – эта та же административная ответственность, хотя и не включенная в КоАП.

К основным видам правонарушений в сфере налоговых обязательств НК РФ относит:

  • «теневую деятельность» или непостановку на учет в ФНС как плательщика налогов (ст. 116 НК);
  • некорректные расчеты налоговых обязательств (ст. 120 НК РФ);
  • уклонение от подачи декларации, объяснений и документов в ФНС (ст.ст. 119, 123, 122 НК РФ).

То есть, как мы видим, Налоговый кодекс регламентирует ответственность только в части организационных вопросов, связанных с ФНС.

Кодекс административных правонарушений

В соответствии с положениями КоАП РФ, а именно ст.ст. 15.34, 15.9, 15.11, привлекаются к административной ответственности должностные лица организаций и предприятий за правонарушения, связанные:

  • с несвоевременной постановкой на учет в качестве налогоплательщика;
  • с несвоевременной сдачей налоговых отчетов;
  • с отказом в предоставлении документов сотрудникам ФНС, осуществляющим контроль за исчислением налоговых платежей;
  • с нарушениями в ведении бухгалтерской документации.

Что кроме штрафов

Лица, привлеченные к ответственности за нарушения в сфере налогообложения, помимо административного штрафа или уголовного наказания, могут быть обязаны также выплатить пеню, накопившуюся за время просрочки платежей.

При умышленном уклонении от уплаты налогов могут быть применены также штрафные санкции в размере до 40% от суммы начисленного налога. При этом следует учитывать, что при расчете пени и штрафа учитываются 3 последних года из истории налогоплательщика.

Как правило, пеня начисляется исходя из размера ставки рефинансирования, утвержденной ЦБ РФ.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за несвоевременную регистрацию налоговой накладной 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Причем, учитывая тот факт, что своевременность регистрации НН может быть предметом камеральной проверки, применить этот штраф фискалы могут и по результатам камеральной проверки.

Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.
Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.

Индивидуальные предприниматели

До 01.01.2017 года на этот вопрос можно было дать четкий ответ, который подтверждался нормами НКУ, под штрафы подпадают только те налоговые накладные, которые подлежат предоставлению покупателям — плательщикам налога на добавленную стоимость.

В соответствии с постановление Верховного суда N 31-АД15-4 нарушение сроков регистрации не является длящимся, т.е. срок давности привлечения к ответственности действует и в отношении рассматриваемого нарушения. B п.201.10 такжe сказано о прямой обязанности про­давца составить налоговую накладную и регистри­ровать в ЕРНН.

ГФС о штрафах за несвоевременную регистрацию налоговых накладных

В консультации рассмотрим, какие последствия по НДС будет иметь сельхозпредприятие, у которого погибли посевы сельскохозяйственных культур.

То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.

Выделим топ-6 ситуаций, когда налоговая применяет штрафные санкции, но это противоречит законодательству.

Если жe налоговая накладная зарегистрирована позднее, чeм через 180 дней или нe зарегистрирована вовсе, то право нa налоговый кредит покупатель теряет навсегда.

Штраф за несвоевременную регистрацию НН/РК

Марі, конечно не смешно, а когда бухгалтера отправляют договора в ДФС на подпись и продление ЕЦП, а их не подписывают.

НК, — стимулировать налогоплательщиков к своевременной регистрации НН/РК. Поэтому, если налогоплательщик своевременно отправляет на регистрацию НН/РК, то, по логике этого наказания, он добросовестно исполняет свою обязанность перед государством и не может быть привлечен к ответственности.
В частности, за несвоевременную регистрацию таких НН/РК угрожает штраф в размере 2 % от объема поставки без НДС, но не более 1 020 грн.

Минфин изложил в новой редакции налоговую накладную, декларацию по НДС и уточняющий расчет НО по НДС. А также внес изменения в форму расчета налоговых обязательств и порядки заполнения НН и отчетности по НДС.

Налоговые нарушения и размеры штрафов

Если НН зарегистрирована в срок 15 дней, то нужно ее включать в налоговый кредит месяца ее выписки. Например, если НН выписана 27 февраля, а зарегистрирована 5 марта, то ее нужно включать в налоговый кредит февраля.

Така податкова накладна та/або розрахунок коригування до податкової накладної підлягає обов’язковій реєстрації в ЄРПН таким платником податку з дотриманням визначених Кодексом термінів реєстрації.

Законодательством установлены значительные штрафы за просрочку регистрации налоговых накладных и расчетов корректировки (далее — НН/РК) в Едином реестре налоговых накладных (далее — ЕРНН).

Реєстрація податкових накладних та/або розрахунків коригування у ЄРПН здійснюється відповідно до вимог Кодексу та Порядку ведення Єдиного реєстру податкових накладних, затвердженого постановою Кабінету Міністрів України від 29 грудня 2010 року № 1246 (зі змінами) (далі — Порядок).

Теперь налоговики будут штрафовать за нарушение сроков регистрации НН/РК, составленных:

  • по операциям, которые освобождаются от НДС или облагаются налогом по нулевой ставке;
  • в соответствии с требованиями пп. «а»–«г» п. 198.5, ст. 199 при начислении компенсирующих налоговых обязательств.

Нужно ли его перерегистрировать? Ранее замена двигателя не требовала регистрации в ГИБДД, но теперь требует.
В 2011 году двигатель был признан одной из запчастей, и информация о его номере была исключена из обязательных для регистрации автомобилей. Но 10 июля 2017 года в Приказ №1001 внесли изменения, по которым двигатель теперь — номерной агрегат.

Киев, А штрафы за не выдаваемые НН — тоже по просьбе бизнеса? Интересно, какой дебил такую норму написал.

Например, если отвезти автомобиль на регистрацию на эвакуаторе, то этого штрафа гарантированно не будет.

А далее поживем – увидим. Если правительство продлит действие карантина, то автоматически продлится и мораторий на применение штрафов.

Таким образом, возможность применять новые штрафы за нарушение регистрации в ЕРНН НН/РК у налоговиков появится только с первого числа месяца, следующего за месяцем окончания карантина. Налоговые штрафы – это всегда административная ответственность за правонарушения, так или иначе связанные с не надлежаще выполняемыми обязанностями по уплате налогов. При этом субъектами правонарушения, то есть лицами, привлекаемыми к административной ответственности, могут быть как граждане, так и юридические лица.

В каком периоде у покупателя услуг по водоснабжению и водоотведению, стоимость которых определяется по показаниям приборов учета у поставщика, который применяет кассовый метод налогового учета НДС, возникает право на НК в зависимости от того применяет ли покупатель кассовый метод учета НДС?

Таким образом, эти переходные штрафы меньше тех, которые предусмотрены за аналогичные нарушения в статье 120 Кодекса в редакции Закона № 466. Указанные уведомления-решения будут направлены налогоплательщиками налоговыми органами на основании Закона, и не требуют представления дополнительных заявлений или обращений.

Штраф за управление незарегистрированным автомобилем

На підставі Додаткової угоди до Договору постачання платником податку у грудні 2017 року складено розрахунок коригування до зазначеної податкової накладної. У зв’язку з тим, що на дату складання розрахунку коригування податкова накладна, до якої він був складений, не була зареєстрована в ЄРПН (залишалася заблокованою), платник не зміг вчасно зареєструвати розрахунок коригування в ЄРПН.

Несмотря на то, что штрафы за нарушение сроков регистрации налоговой накладной (НН) «сидят» в НКУ уже в течение довольно-таки длительного периода, все равно возникает множество вопросов по «процедуре» их применения. В отношении каких НН/РК применяются/не применяются штрафы, как их налагают, когда и как уплачивать и т. п.?

Шансы попасть под правоохранительный административный «каток» есть у ИП, которые:

  • внесли неверные сведения в декларацию;
  • опоздали с подачей декларации;
  • не оплатили или частично не оплатили страховые, социальные и пенсионные взносы, НДФЛ, НДС, налог на имущество.

Этот штраф применяют в том случае, когда налоговики самостоятельно «отлавливают» факт нерегистрации НН до того, как НН будет с просрочкой зарегистрирована плательщиком. В таком случае независимо от количества дней просрочки к плательщику сразу могут применить штраф в 50 % от суммы НДС, указанной в НН.

«Карантинные» штрафы за налоговые нарушения: практика применения

Кодексу, не застосовуються на період зупинки реєстрації таких податкових накладних та/або розрахунків коригування до прийняття рішення контролюючим органом щодо відновлення реєстрації податкових накладних та/або розрахунків коригування.

Из приведенных положений НКУ следует, что есть две отдельные стадии в процедуре внесения информации в ЕРНН: первая – предоставление НН налогоплательщиком; вторая – принятие/непринятие НН в ЕРНН.

Если вы и ваш контрагент используете М.Е.Dос, то проблем не возникает. Налоговые накладные от поставщиков приходят к вам сами.

В частности, подобное заключение непосредственно отражено в постановлениях ВСУ от 13.02.2018 года по делу № 826/3999/16 и от 07.02.2019 года по делу № 804/462/14.

Штраф за несвоевременную регистрацию автомобиля

Мне даже интересно как бы они применили (рассчитали) штраф за нерегистрацию НН в которых НДС -0,00 грн. В этой интерпретации норма не имеет смысла. Можно было и не писать даже. Но возможно, что те кто её писал вкладывал в неё другой смысл. Просто структура предложения оставляет желать лучшего. Впрочем, фискалы умеют читать в НКУ даже то что там не написано.

НК предусматривает новые (уменьшенные) размеры штрафов. Однако в переходной норме о перерасчете старых штрафов фигурируют все НН/РК, которые не предусматривают предоставления НН/РК получателю (покупателю).

Указанный штраф может быть наложен лишь в том случае, если водитель сядет за руль незарегистрированного транспортного средства и будет остановлен сотрудниками ГИБДД.

Если считать, что информацию в ЕРНН вносит налогоплательщик, то направление информации на сервер ГФС значило бы регистрацию НН в ЕРНН (потому что другие действия плательщик не совершает). Но происходит ли это так? Такие нарушения определены в Главе 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» Налогового кодекса РФ. Основная их часть размещена в таблице ниже.

02.06.2020 30999 1 13

Законом от 16.01.20 г. № 466-IX (по законопроекту № 1210) внесены изменения в ст. 120 1 Налогового кодекса (далее – НК), согласно которым для отдельных групп налоговых накладных и расчетов корректировки (далее – НН/РК) установлены новые штрафы за несвоевременную их регистрацию и отсутствие регистрации в ЕРНН. Как изменились размеры штрафов и когда они заработают, разберемся вместе.

Штраф за несвоевременную регистрацию НН/РК

За несвоевременную регистрацию в ЕРНН НН/РК, составленных на освобожденные от НДС операции или операции, которые облагаются НДС по ставке 0 %, штраф составляет 2 % от объема поставки (без НДС), но не более 1 020 грн (п. 120 1 .1 НК).

Как видим, максимальная величина штрафа за одну такую НН/РК составляет 1 020 грн, а это 2 % от 51 000 грн. Получается, если объем поставки в НН/РК больше 51 000 грн, то штраф за просрочку ее регистрации будет фиксированным – 1 020 грн. Если же объем в НН/РК не превышает 51 000 грн – то будет 2 % от такого объема (см. табл. 1).

Ранее не штрафовали за нерегистрацию/просрочку таких «безНДСных» НН/РК, так как все установленные в п. 120 1 .1 НК штрафы были «привязаны» к сумме НДС, указанной в НН/РК. То есть не было НДС – не было штрафа.

Также новый штраф (2 % от объема поставки без НДС, но не более 1 020 грн) применяют за несвоевременную регистрацию:

  • НН с компенсирующими НДС-обязательствами, начисленными согласно п. 198.5 и ст. 199 НК, и РК к ним;
  • НН, составленных на суммы превышения минимальной базы налогообложения над фактической ценой поставки.

Ранее для них применяли общие штрафы в размере 10-50% суммы НДС, которая была в них, в зависимости от количества дней просрочки (ИНК ГНС от 27.02.20 г. № 827/6/99-00-07-03-02-06/ІПК, от 20.06.19 г. № 2808/6/99-99-15-03-02-15/ІПК, ОИР, категории 101.28 и 101.24 ).

То есть штрафы за несвоевременную регистрацию таких НН/РК в целом стали меньшими.

Например, если раньше просрочка на 35 календарных дней (далее – к. д.) регистрации в ЕРНН компенсирующей НН, составленной на 24 000 грн (в т.ч. НДС – 4 000 грн), штраф составлял 1 200 грн (4 000 х 30 %), то теперь будет 400 грн (20 000 х 2 %).

Таблица 1. Размер штрафов за несвоевременную регистрацию НН/РК в ЕРНН

(с учетом изменений, внесенных Законом № 466 в п. 120 1 .1 НК)

Нарушение срока регистрации
НН/РК в ЕРНН

Размер штрафа

База начисления штрафа

НН/РК, составленные на освобожденные от НДС операции

Независимо от срока
просрочки регистрации

2 %, но, не более 1 020 грн

Объем в НН/РК 1 .2 НК).

Максимальная величина штрафа – 3 400 грн будет применена, если объем поставки без НДС в такой незарегистрированной НН/РК превысит 68 000 грн (68 000 х 5 % = 3 400 грн). Если меньше, то будет 5 % от объема (см. табл. 2).

Таблица 2. Размер штрафов за нерегистрацию НН/РК в ЕРНН

(с учетом изменений, внесенных Законом № 466 в п. 120 1 .2 НК)

НН/РК, не зарегистрированные в ЕРНН

Размер штрафа

База начисления штрафа

НН/РК, составленные на освобожденные от НДС операции

но не более 3 400 грн

Объем в НН/РК 1 .1 и 120 1 .2 НК?

При несвоевременной регистрации плательщиком НДС НН/РК до начала проведения проверки, предмет которой – соблюдение требований НК в отношении своевременности регистрации таких документов в ЕРНН, штрафные санкции за нерегистрацию НН/РК из п. 120 1 .2 НК не применяют. В таком случае плательщику придется уплатить только штраф за несвоевременную регистрацию НН/РК по п. 120 1 .1 НК (новый или общий – в зависимости от того, порядок регистрации какой НН/РК нарушен).

Если до проверки НН/РК не зарегистрировали, то налоговики в зависимости от того, отсутствие регистрации какой НН/РК они выявили, налагают штраф:

  • 50% суммы НДС (если в течение 10 к. д. с даты получения НУР так и не зарегистрирована НН/РК – еще + 50 % суммы НДС)

  • 5% объема поставки, но не более 3400 грн.

По поводу 50%-ного штрафа в п. 120 1 .2 НК есть уточнение: если в течение 10 к. д., следующих за днем получения налогоплательщиком НУР, оштрафованный плательщик НДС таки зарегистрирует НН/РК, то второго 50%-ного штрафа, а также штрафа за несвоевременную регистрацию такой НН/РК не будет.

А вот для нового 5%-ного штрафа (или 3 400 грн) подобного уточнения нет. Собственно, как и 10-дневного льготного периода для такой регистрации. А это значит, что если плательщик НДС захочет зарегистрировать с нарушением срока НН/РК, за нерегистрацию которой уже был оштрафован, то ему автоматически начислят еще и штраф в размере 2 % объема поставки (или 1020 грн). Если же этого не делать, то второго штрафа не будет, та как он налагается автоматически в момент запоздалой регистрации НН/РК.

Когда начнут применять новые штрафы

Закон № 466, который обновил «штрафную» ст. 120 1 НК, вступил в силу 23.05.20 г.

Однако помним, что с 01.03.20 г. по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного КМУ на всей территории Украины в целях предотвращения распространения коронавирусной болезни (COVID-19), действует мораторий на применение штрафов за нарушение налогового законодательства (п. 52 1 подразд. 10 разд. ХХ НК с учетом изменений, внесенных Законом от 13.05.20 г. № 591-ІХ). Конечно, есть несколько исключений из этого правила, но штрафы за нарушение регистрации НН/РК к ним не относятся.

Итак, на данный момент до конца июня 2020 года штрафные санкции за нарушение сроков регистрации НН/РК в ЕРНН не применяют. Ведь режим карантина будет длиться до 22 июня 2020 года (см. постановление КМУ от 20.05.20 г. № 392).

А далее поживем – увидим. Если правительство продлит действие карантина, то автоматически продлится и мораторий на применение штрафов.

Таким образом, возможность применять новые штрафы за нарушение регистрации в ЕРНН НН/РК у налоговиков появится только с первого числа месяца, следующего за месяцем окончания карантина.

Обратите внимание! Что касается применения моратория для штрафов за нарушение сроков регистрации НН/РК, то в ИНК ГНС от 12.05.20 г. № 1958/6/99-00-04-01-03-06/ІПК разъяснялось, каких именно нарушений он касается. Из этой ИНК можем сделать вывод (с поправкой на продление действия карантина), что к плательщикам НДС не применяются штрафные санкции за нарушения сроков регистрации или нерегистрацию НН/РК в ЕРНН, совершенные ими в течение периода с 1 марта по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина (предельный срок регистрации которых приходится на период с 1 марта по последний к. д. месяца (включительно), в котором завершается действие карантина).

Перерасчет несогласованных на 23.05.20 г. сумм штрафов

Согласно п. 73 подразд. 2 разд. ХХ НК старые и несогласованные суммы штрафов за нарушение сроков регистрации или нерегистрацию в ЕРНН отдельных групп НН/РК налоговики должны пересчитать по новым размерам.

О каких суммах идет речь?

Во-первых, под перерасчет попадут суммы, начисленные плательщикам НДС в течение периода с 01.01. 17 г. по 31.12.19 г.

Во-вторых, это должны быть несогласованные суммы штрафов на дату вступления в силу Закона № 466 (на 23.05.20 г.). То есть суммы из НУР, которые находились в процедуре административного или судебного обжалования и штрафы по которым не уплачены.

В-третьих, речь идет только о штрафах за несвоевременную регистрацию в ЕРНН или нерегистрацию следующих НН/РК:

1) по операциям, которые освобождаются от НДС или облагаются НДС по нулевой ставке. Правда, до комментируемых изменений по ним штрафов не было, поэтому и старых НУР, которые бы обжаловались в такой ситуации, нет;

2) по операциям, не предусматривающим предоставления НН/РК получателю (покупателю). Такая лояльность кажется странной. Ведь в настоящее время не для всех таких НН/РК основная «штрафная» ст. 120 1 НК предусматривает новые (уменьшенные) размеры штрафов. Однако в переходной норме о перерасчете старых штрафов фигурируют все НН/РК, которые не предусматривают предоставления НН/РК получателю (покупателю).

Например, в конце 2019 года предприятию начислили штраф за нерегистрацию НН, составленной на покупателя – неплательщика НДС (тип причины – 02) с общей суммой 36 000 грн (в т.ч. НДС – 6 000 грн). Предприятие обжалует такое НУР в суде. На 23.05.20 г. (дату вступления в силу Закона № 466) решения суда еще нет (т. е. сумма считается несогласованной). Получается, что налоговики должны пересчитать сумму штрафа, применив новый размер (5 % объема поставки без НДС, но не более 3 400 грн). По результатам перерасчета будем иметь 1500 грн (30 000 х 5 % ). Тогда как за такое правонарушение сейчас предприятию светит 50 % суммы НДС в такой НН (в нашем примере – 3 000 грн). Ведь она относится к «прочим НН/РК», которые не выдаются покупателю и для которых предусмотрены общие штрафы;

3) на компенсирующие налоговые обязательства, начисленные по п. 198.5 НК или ст. 199 НК;

4) составленным на сумму превышения минимальной базы обложения НДС над фактической ценой поставки (тип причины – 15).

К сожалению, в п. 73 подразд. 2 разд. ХХ НК не упомянуты сроки такого перерасчета. Только сказано, что пересчитанные суммы оформляют новым НУР, а предыдущее НУР отменяют (отзывают).

Выводы

  1. Новые штрафы касаются исключительно четырех групп НН/РК, а именно:
    – НН/РК, составленных на освобожденные от НДС операции;
    – НН/РК, составленных на операции, которые облагаются НДС по ставке 0 %;
    – НН/РК, которые содержат компенсирующие НДС-обязательства, начисленные по п. 198.5 или ст. 199 НК;
    – НН на сумму превышения минимальной базы над фактической ценой поставки.
  2. Без штрафов возможна разве что запоздалая регистрация (нерегистрация) нулевых РК (изменение номенклатуры, исправление отдельных ошибок и т.п.), та как в них нулевые не только суммы НДС, но и объемы.
  3. На данный момент новые штрафы (собственно, как и остальные штрафы по ст. 120 1 НК) не налагаются из-за действия «карантинного» моратория.
  4. Старые несогласованные суммы штрафов пересчитают по новым (меньшим) размерам.

Таблица 1. Размер штрафов за несвоевременную регистрацию НН-РК.docx

Таблица 2. Размер штрафов за нерегистрацию НН-РК.docx

Ошибка в дате составления налоговой накладной не может быть исправлена путем представления расчета корректировки. Однако такая накладная может быть определена как ошибочно составленная.

В этом случае налогоплательщик составляет "отрицательный" расчет корректировки. При этом он должен составить налоговую накладную с правильной датой (по дате наступления "первого события" - операции поставки) и зарегистрировать ее в ЕРНН в установленные сроки.

Ответственность налогоплательщиков за нарушение предельных сроков регистрации налоговых накладных и расчетов корректировки в ЕРНН установлена ст. 120 1 НКУ. При этом, как сообщает ГФС в ИНК от 25.04.2018 г. № 1855/6/99-99-12-02-01-15/ІПК, этой статьей не предусмотрены исключения относительно применения штрафных санкций за нарушение срока регистрации налоговых накладных в ЕРНН, в том числе тех, которые после их регистрации признаются ошибочно составленными.

В ИНК от 02.05.2018 г. № 1963/6/99-99-12-02-01-15/ІПК ГФС разъясняет, что в случае нарушения сроков регистрации налоговых накладных и/или расчетов корректировки в ЕРНН применяются штрафные санкции, предусмотренные ст. 120 1 НКУ, а при остановке регистрации налоговых накладных и/или расчетов корректировки штрафные санкции, предусмотренные этой статьей, не применяются на период их остановки.

Кроме того, ГУ ГФС в Харьковской области в ИНК от 25.04.2018 г. № 1856/ІПК/20-40-12-01-11 разъясняет, что штрафные санкции за нарушение налогоплательщиком предельных сроков регистрации налоговых накладных в ЕРНН применяются независимо от начала проведения камеральной проверки органами ГФС.

Больше новостей

Індивідуальна податкова консультація Державної фіскальної служби України від 02.05.2018 р. № 1963/6/99-99-12-02-01-15/ІПК

Державна фіскальна служба України розглянула лист товариства щодо надання податкової консультації відповідно до статті 52 Податкового кодексу України (далі - Кодекс) та повідомляє.

Платник у своєму запиті повідомив, що за результатами проведеної у жовтні 2017 року операції з постачання товару на підставі Договору постачання ним складено податкову накладну, реєстрація в Єдиному реєстрі податкових накладних (далі - ЄРПН) якої була зупинена. На підставі Додаткової угоди до Договору постачання платником податку у грудні 2017 року складено розрахунок коригування до зазначеної податкової накладної. У зв'язку з тим, що на дату складання розрахунку коригування податкова накладна, до якої він був складений, не була зареєстрована в ЄРПН (залишалася заблокованою), платник не зміг вчасно зареєструвати розрахунок коригування в ЄРПН.

Після реєстрації в ЄРПН в порядку, визначеному пунктом 57 1 підрозділу 2 Розділу XX Кодексу, заблокованої податкової накладної, в ЄРПН був зареєстрований розрахунок коригування до неї, але з порушенням терміну реєстрації. У зв'язку з чим контролюючим органом до платника податку було застосовано штрафну санкцію за порушення строків реєстрації розрахунку коригування в ЄРПН.

Платник податку просить роз'яснити питання застосування штрафних санкцій за несвоєчасну реєстрацію розрахунку коригування до податкової накладної в ЄРПН.

Реєстрація податкових накладних та/або розрахунків коригування у ЄРПН здійснюється відповідно до вимог Кодексу та Порядку ведення Єдиного реєстру податкових накладних, затвердженого постановою Кабінету Міністрів України від 29 грудня 2010 року № 1246 (зі змінами) (далі - Порядок).

Пунктом 201.1 статті 201 Кодексу встановлено, що на дату виникнення податкових зобов'язань платник податку зобов'язаний скласти податкову накладну в електронній формі з дотриманням умови щодо реєстрації у порядку, визначеному законодавством, електронного підпису уповноваженої платником особи та зареєструвати її в ЄРПН у встановлений Кодексом термін.

Згідно з пунктом 192.1 статті 192 Кодексу, якщо після постачання товарів/послуг здійснюється будь-яка зміна суми компенсації їх вартості, включаючи наступний за постачанням перегляд цін, перерахунок у випадках повернення товарів/послуг особі, яка їх надала, або при поверненні постачальником суми попередньої оплати товарів/послуг, суми податкових зобов'язань та податкового кредиту постачальника та отримувача підлягають відповідному коригуванню на підставі розрахунку коригування до податкової накладної, складеному в порядку, встановленому для податкових накладних та зареєстрованому в ЄРПН.

Така податкова накладна та/або розрахунок коригування до податкової накладної підлягає обов'язковій реєстрації в ЄРПН таким платником податку з дотриманням визначених Кодексом термінів реєстрації.

Реєстрація податкової накладної / розрахунку коригування в ЄРПН може бути зупинена в порядку та на підставах, визначених Кабінетом Міністрів України (пункт 201.16 статті 201 Кодексу).

Відповідальність платників за порушення граничних термінів реєстрації податкових накладних та/або розрахунків коригування до таких податкових накладних в ЄРПН встановлено статтею 120 1 Кодексу.

Таке порушення тягне за собою накладення на платників ПДВ, на яких відповідно до вимог статей 192 та 201 Кодексу покладено обов'язок щодо такої реєстрації, штрафу в розмірах, визначених пунктом 120 1 .1 статті 120 1 Кодексу.

При цьому у разі зупинення реєстрації податкової накладної та/або розрахунку коригування в ЄРПН згідно з пунктом 201.16 статті 201 Кодексу штрафні санкції, передбачені цим пунктом, не застосовуються на період зупинення такої реєстрації до прийняття рішення щодо відновлення реєстрації таких податкових накладних та/або розрахунків коригування згідно з підпунктом 201.16.4 пункту 201.16 статті 201 Кодексу.

Отже, у разі порушення термінів реєстрації податкових накладних та/або розрахунків коригування до таких накладних в ЄРПН застосовуються штрафні санкції передбачені статтею 120 1 Кодексу, а у разі зупинення реєстрації податкових накладних та/або розрахунків коригування в ЄРПН штрафні санкції передбачені статтею 120 1 Кодексу, не застосовуються на період зупинки реєстрації таких податкових накладних та/або розрахунків коригування до прийняття рішення контролюючим органом щодо відновлення реєстрації податкових накладних та/або розрахунків коригування.

Згідно з пунктом 52.2 статті 52 Кодексу індивідуальна податкова консультація має індивідуальний характер і може використовуватися виключно платником податків, якому надано таку консультацію.

Індивідуальна податкова консультація Головного управління ДФС у Харківській області від 25.04.2018 р. № 1856/ІПК/20-40-12-01-11

Відповідно до вимог пункту 120 1 .1 статті 120 1 Податкового кодексу (далі - Кодекс) порушення платниками податку на додану вартість граничного строку, передбаченого статтею 201 Кодексу, для реєстрації податкової накладної та/або розрахунку коригування до такої податкової накладної в Єдиному реєстрі податкових накладних (крім податкової накладної, що не надається отримувачу (покупцю), складеної на постачання товарів/послуг для операцій: які звільнені від оподаткування або які оподатковуються за нульовою ставкою) тягне за собою накладення на платника податку на додану вартість, на якого відповідно до вимог статей 192 та 201 Кодексу покладено обов'язок щодо такої реєстрації, штрафу в розмірі:

  • 10 відсотків суми податку на додану вартість, зазначеної в таких податкових накладних / розрахунках коригування, - у разі порушення строку реєстрації до 15 календарних днів;
  • 20 відсотків суми податку на додану вартість, зазначеної в таких податкових накладних / розрахунках коригування, - у разі порушення строку реєстрації від 16 до 30 календарних днів;
  • 30 відсотків суми податку на додану вартість, зазначеної в таких податкових накладних / розрахунках коригування, - у разі порушення строку реєстрації від 31 до 60 календарних днів;
  • 40 відсотків суми податку на додану вартість, зазначеної в таких податкових накладних / розрахунках коригування, - у разі порушення строку реєстрації від 61 до 365 календарних днів.

У разі зупинення реєстрації податкової накладної / розрахунку коригування в Єдиному реєстрі податкових накладних згідно з пунктом 201.16 статті 201 Кодексу штрафні санкції, передбачені пунктом 120 1 .1 статті 120 1 Кодексу, не застосовуються на період зупинення такої реєстрації до прийняття рішення щодо відновлення реєстрації таких податкових накладних / розрахунків коригування згідно з підпунктом 201.16.4 пункту 201.16 статті 201 Кодексу.

У разі реєстрації податкової накладної та/або розрахунку коригування до податкової накладної до початку проведення перевірки, предметом якої є дотримання вимог Кодексу щодо своєчасності реєстрації таких документів в Єдиному реєстрі податкових накладних, штрафні санкції, передбачені пунктом 120 1 .2 статті 120 1 , не застосовуються.

Тобто, штрафні санкції з податку на додану вартість за порушення платником податку граничних термінів реєстрації податкових накладних в Єдиному реєстрі податкових накладних застосовуються відповідно до пункту 120 1 .1 статті 120 1 Кодексу, незалежно від початку проведення камеральної перевірки органами ДФС.

Водночас повідомляємо, що відповідно до пункту 52.2 статті 52 Кодексу податкова консультація має індивідуальний характер і може використовуватися виключно платником податків, якому надано таку консультацію.

Читайте также: