Какой новый вид налога стал распространяться в европейских стран с конца 18 века тест

Опубликовано: 14.05.2024

Контрольная работа по истории Россия и мир на рубеже XVIII-XIX вв. Александр I: начало правления. Реформы М.М. Сперанского. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии 9 класс с ответами. Работа включает 2 варианта. В каждом варианте по 14 заданий.

1 вариант

1. Какой новый вид налога стал распространяться в европейских странах с конца XVIII в.?

1) гильдейский
2) соляной
3) подоходный
4) подушевой

2. Какой из законодательных актов был принят позже остальных?

1) Табель о рангах
2) Духовный регламент
3) Манифест о создании министерств
4) Жалованная грамота городам

3. Что было одной из причин образования Негласного комитета?

1) желание усилить цензуру и контроль за учебными заведения­ми и печатью
2) необходимость объединить в одном органе дела по политиче­ским преступлениям после ликвидации Тайной канцелярии
3) требования дворянства по восстановлению их прав и привиле­гий
4) стремление императора найти опору в ближайших друзьях для проведения реформ

4. Запишите слово (термин), о котором идёт речь.

Название сословно-представительного учреждения в Великом княжестве Финляндском (1809-1917 гг.) и в Царстве Польском (1815-1831 гг.).

5. План государственных преобразований, разработанный М.М. Сперанским в 1809 г., предусматривал создание

1) коллегий как центральных государственных учреждений
2) Государственной думы как органа законодательной власти
3) Верховного тайного совета как высшего органа управления
4) Тайной канцелярии как органа по борьбе с политическими пре­ступлениями

6. Сравните внутреннюю политику Александра I и внутреннюю поли­тику Екатерины II. Выберите и запишите в первую колонку табли­цы порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.

1) увеличение прав и привилегий дворянства
2) особое внимание к развитию системы образования, просвети­тельский характер политики
3) разработка конституционных проектов
4) склонность к реформаторской деятельности в начале царство­вания

Черты сходства Черты различия

7. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите цифры, которыми обозначены события, в пра­вильной последовательности.

1) принятие указа о «вольных хлебопашцах»
2) присоединение Восточной Грузии
3) создание Государственного совета
4) отставка и ссылка М.М. Сперанского

8. Участие России в континентальной блокаде против Англии было условием

1) Бухарестского мира
2) Заключительного акта Венского конгресса
3) Туркманчайского мира
4) Тильзитского договора

9. Прочтите отрывок из работы военного историка Н.П. Михневича и укажите фамилию полководца, о котором идёт речь.

«Военный министр с 1810 г. и командующий 1-й Западной арми­ей в 1812 г., с 17-летнего возраста служил он в войсках… В должнос­ти военного министра он сделал многое в области организации войск и укрепления материальной части армии… [Он] был незаменим в коман­довании армией, особенно в трудных условиях начала войны 1812 г. Его мастерски проведённое отступление к Витебску и Смоленску и дей­ствия под Смоленском представляют высокий образец военного искус­ства, а также личного самообладания и выдержки. Он отлично понимал и проводил в жизнь систему оборонительной войны…»

1) М.Б. Барклай де Толли
2) П.И. Багратион
3) А.П. Тормасов
4) А.П. Ермолов

10. Что из перечисленного относится к результатам Бородинского сра­жения?

1) армия Наполеона была разгромлена, перестала быть боеспособ­ной силой
2) Наполеон отказался от планов по захвату Москвы, спешно от- ступив к границе
3) понеся большие потери, стороны заключили перемирие
4) русские войска отступили, оставив Москву

11. Установите соответствие между событиями и временем их свершения: к каждому элементу первого столбца подберите соответствую­щий элемент из второго столбца.

А) образование 4-й антифранцузской коалиции России,­ Англии, Пруссии и Швеции
Б) битва под Малоярославцем
В) вступление войск союзников в Париж

1) 1806 г.
2) 1812 г.
3) 1814 г.
4) 1815 г.

12. Сражение на реке Березине в ходе Отечественной войны 1812 г. произошло в

1) январе
2) июне
3) августе
4) ноябре

13. Что характеризует внешнюю политику Александра I после оконча­ния наполеоновских войн?

1) руководство деятельностью Священного союза
2) отказ России от вмешательства в европейские дела
3) поддержка революционных выступлений в Испании и И талии
4) попытки договориться с Англией о разделе Турции

14. Назовите не менее двух причин отставки и ссылки М.М. Сперанского.

2 вариант

1. Изобретение пудлинговой печи для выплавки железа, работавшей на каменном угле, принадлежало братьям

1) Шапп
2) Монгольфье
3) Райт
4) Кранедж

2. Запишите слово (термин), о котором идёт речь.

Частичное или полное освобождение от судебного наказания, осу­ществляемое верховной властью. Подобное освобождение от наказания Александр I провёл по отношению к наказанным при его отце — Павле I.

3. Какое из перечисленных событий относится к 1801-1812 гг.?

1) создание Верховного тайного совета
2) принятие Жалованной грамоты городам
3) создание Непременного совета
4) учреждение Правительствующего Сената

4. Кто из перечисленных исторических деятелей занимал важные государственные посты при Александре I?

1) А.И. Остерман
2) А.Д. Меншиков
3) В.П. Кочубей
4) Г.А. Потёмкин

5. Как назывался разработанный М.М. Сперанским документ, содержавший план государственных преобразований в России?

1) Уставная грамота Российской империи
2) Введение к уложению государственных законов
3) Записка о древней и новой России
4) Генеральный регламент

6. Прочтите отрывок из указа и определите его название.

«Если кто из помещиков пожелает отпустить… крестьян своих по­одиночке или целым селением на волю и вместе с тем утвердить им уча­сток земли… то, сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своём через губернского дворянского предводителя министру внутренних дел…»

1) указ о «вольных хлебопашцах»
2) указ о трёхдневной барщине
3) Жалованная грамота дворянству
4) Табель о рангах

7. Сравните систему государственного управления России, сложив­шуюся в результате преобразований Александра I, и систему госу­дарственного управления, сложившуюся в результате преобразо­ваний Петра I. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые но­мера черт различия.

1) существование Сената
2) основные центральные государственные учреждения — мини­стерства
3) самодержавная форма правления
4) существование Государственного совета

Черты сходства Черты различия

8. Что было одной из причин отставки и ссылки М.М. Сперанского в марте 1812 г.?

1) протест Сперанского против Тильзитского договора и союза с Наполеоном
2) разработка М.М. Сперанским конституционного проекта без ведома и разрешения императора Александра I
3) недовольство консервативной части дворянства деятельностью Сперанского
4) участие Сперанского в убийстве Павла I

9. Битва, в которой в 1805 г. Наполеон разбил русско-австрийскую армию, произошла под

1) Лейпцигом
2) Дрезденом
3) Аустерлицем
4) Йеной

10. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите цифры, которыми обозначены события, в пра­вильной последовательности.

1) присоединение России к континентальной блокаде Англии
2) битва под Фридландом
3) присоединение Финляндии к России
4) заключение Гюлистанского мирного договора с Ираном

11. Сражение под Малоярославцем в ходе Отечественной войны 1812 г. произошло в

1) январе
2) июне
3) октябре
4) декабре

12. Что было одной из причин отступления Наполеона из России в 1812 г.?

1) поражение французских войск в Смоленском сражении
2) заключение Россией, Англией, Пруссией и Австрией союза против Наполеона
3) поражение французских войск в Бородинской битве
4) народная партизанская война русских против захватчиков

13. Установите соответствие между событиями и временем их свершения: к каждому элементу первого столбца подберите соответствую­щий элемент из второго столбца.

А) формирование пятой антифранцузской коалиции
Б) создание Священного союза
В) начало заседаний Венского конгресса­­

1) 1813 г.
2) 1814 г.
3) 1815 г.
4) 1821 г.

14. Назовите не менее двух основных целей, которые ставил в своём проекте государственных преобразований М.М. Сперанский.

Ответы на контрольную работу по истории Россия и мир на рубеже XVIII-XIX вв. Александр I: начало правления. Реформы М.М. Сперанского. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии 9 класс
1 вариант
1-3
2-3
3-4
4. Сейм
5-2
6-2413
7-2134
8-4
9-1
10-4
11-123
12-4
13-1
14.
1) недовольство дворянства реформаторскими замыслами Сперанского и Александра I.
2) недовольство дворянства намерением Сперанского обложить налога­ми дворянские имения.
3) недовольство чиновничества из-за введённого по предложению Сперанского экзамена на чин.
4) порочившие Сперанского связи с Наполеоном.
5) стремление Александра I сплотить российское общество перед войной с Наполеоном.
2 вариант
1-4
2. амнистия
3-3
4-3
5-2
6-1
7-1324
8-3
9-3
10-2134
11-3
12-4
13-132
14.
1) ограничение самодержавной власти.
2) ликвидация крепостного права.

Avatar

Список вопросов теста

Вопрос 1
  1. На какие периоды делится эпоха Возрождения в Италии?
  • раннее, среднее, позднее
  • раннее, позднее, финальное
  • слабое, высокое, позднее
  • раннее, высокое, позднее
Вопрос 2

К каким векам относятся Великие географические открытия?

  • XVI-XIX
  • XV-XVII
  • XV-XVIII
  • XVII-XIX
Вопрос 3

Укажите страны играли ведущую роль в Великих географических открытиях:

  • Италия, Англия, Испания, Франция
  • Дания, Португалия, Нидерланды, Франция
  • Англия, Франция, Португалия, Испания
  • Англия, Испания, Дания, Германия
Вопрос 4

Какой мореплаватель приложил морской торговый путь из Европы в Индию?

  • Васко да Гама
  • Бартоломеу Диаш
  • Христофор Колумб
  • Фернан Магеллан
Вопрос 5

Какое государство отправляло Конкистадоров в Центральную и Южную америку для завоеваний новых земель?

  • Англия
  • Франция
  • Испания
  • Португалия
  • Германия
Вопрос 6

От гнёта какой страны освободились Нидерланды в XVI веке?

  • Англия
  • Франция
  • Германия
  • Испания
Вопрос 7

В каком веке Англия начала колониальные захваты в Новом свете?

  • XV
  • XVI
  • XVII
  • XVIII
Вопрос 8

Какой режим установился в Англии в результате Буржуазной революции?

  • ограниченная (конституционная) монархия
  • демократия
  • абсолютная монархия
  • республика
Вопрос 9

Какие страны принимали участие в Тридцатилетней войне?

  • Германия
  • Япония
  • Италия
  • Греция
  • Китай
  • Дания
  • Англия
  • Россия
Вопрос 10

Назовите реформатора опубликовавшего 95 тезисов против индульгенций .

  • Мартин Лютер
  • Ульрих Цвингли
  • Жан Кальвин
  • Игнатий Лойола
Вопрос 11

В какие годы проходила Тридцатилетняя война?

  • 1618-1648
  • 1600-1630
  • 1628-1658
  • 1608-1638
Вопрос 12

Что из перечисленного является предпосылками начала Великих географических открытий?

  • потребность Европы в новых торговых путях с Востоком
  • дефицит драгоценных металлов
  • отсутствие морских торговых путей с Востоком
  • перенаселение территории Европы
  • желание Европейских государств найти союзников на Востоке
Вопрос 13

В какой стране появилась первая колониальная система?

  • Англия
  • Испания
  • Португалия
  • Нидерланды
  • Франция
Вопрос 14

Какой войной сопровождалась Реформация в Германии?

  • Крестьянская война
  • Тридцатилетняя война
  • Северная война
  • Столетняя война
Вопрос 15

Как называется четвертый период Тридцатилетний войны?

  • Чешский
  • Датский
  • Шведский
  • Франко-Шведский
Вопрос 16

Какие страны участвовали в Семилетней войне?

  • Англия, Франция
  • Португалия, Англия
  • Франция, Испания
  • Германия, Россия
Вопрос 17

Выход в какое море получила Россия в результате Северной войны?

  • Чёрное
  • Каспийское
  • Балтийское
  • Средиземное
Вопрос 18

Что стало итогом Войны за Австрийское наследство?

  • раздел территорий
  • объединение Англии и Австрии
  • поражение австро-англо-голландской коалиции
  • ничего не изменивший Мирный договор
Вопрос 19

Какая страна колонизировала Австралию?

  • Англия
  • Франция
  • Испания
  • Нидерланды
Вопрос 20

Какие страны играли решающую роль во внешней политике Европы 18 века?

  • Италия, Германия, Швеция, Англия, Россия
  • Франция, Англия, Россия, Австрия, Пруссия
  • Англия, Пруссия, Дания, Германия, Польша
  • Франция, Польша, Греция, Швеция, Англия

Получите комплекты видеоуроков + онлайн версии










0
21 Нравится
Нравится 0

Комментарии 0

Чтобы добавить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Как работать с тестами?


Контрольная работа по истории, 8 класс, тема: «Европа в конце XVIII - XIX вв.».

Дайте определения понятиям:

Охарактеризуйте кратко следующие личности:

Людовик XVIII , У. Гладстон и Б. Дизраэли

Определите событие/дату:

В каком году установилась третья республика во Франции?

К каким странам/какой стране относятся следующие факты?

В политической жизни страны большую роль играл парламент, в котором были представлены основные партии – консерваторы и либералы.

Рисорджименто стало основной целью этой страны в XIX веке.

Предпосылками объединения этой страны стали решения Венского конгресса и создание Таможенного союза.

Контрольная работа по истории, 8 класс, тема: «Европа в конце XVIII - XIX вв.».

Дайте определения понятиям:

Чартизм в Англии

Охарактеризуйте кратко следующие личности:

Наполеон III, Д. Гарибальди

Определите событие/дату:

Что было в 1815 году?

К каким странам/какой стране относятся следующие факты?

. В первой половине XIX века развернулось реформистское движение, на смену которому потом пришел чартизм.

Некоторые ее территории были завоеваны Францией, другие же принадлежали Австрии.

Для возвращения своих земель этой стране необходимо было вступить в войну с тремя государствами.

Контрольная работа по истории, 8 класс, тема: «Европа в конце XVIII - XIX вв.».

Дайте определения понятиям:

Охарактеризуйте кратко следующие личности:

Карл Маркс и Ф. Энгельс, О. Бисмарк

Определите событие/дату:

Назовите годы французских революций.

К каким странам/какой стране относятся следующие факты?

Гражданам страны так и не удалось добиться всеобщего избирательного права.

Ее королями были «король эмигрантов», «король буржуазии».

В первой половине XIX века в стране поднимались революционные движения за объединение страны: первое потерпело поражение, второе было более успешным.

Контрольная работа по истории, 8 класс, тема: «Европа в конце XVIII - XIX вв.».

Дайте определения понятиям:

Охарактеризуйте кратко следующие личности:

Луи Филипп , К. Кавур

Определите событие/дату:

В каком году объединилась окончательно Италия?

К каким странам/какой стране относятся следующие факты?

В конце XIX века страна уступила в экономическом развитии молодым государствам – Германии и США.

Для укрепления своих позиций начала войну с соседним государством в ответ на оскорбительные высказывания в прессе ее премьер-министра.

В 1848-1849 гг. были восстания не за смену правительства или реформы, а за объединение страны.

Контрольная работа по истории, 8 класс, тема: «Европа в конце XVIII - XIX вв.».

Дайте определения понятиям:

Реформистское движение в Англии

Охарактеризуйте кратко следующие личности:

Карл X, Д. Мадзини

Определите событие/дату:

Назовите годы правления Наполеона Бонапарта.

К каким странам/какой стране относятся следующие факты?

XIX век – век революций в этой стране.

Страна отвоевала интересующие ее земли в 1863, 1866 и 1871 годах.

В стране была борьба за то, кто станет центром объединения.

Контрольная работа по истории, 8 класс, тема: «Европа в конце XVIII - XIX вв.».

Дайте определения понятиям:

Охарактеризуйте кратко следующие личности:

Людовик XVIII , Виктор Эммануил II

Определите событие/дату:

В каком году возникла Германская империя?

К каким странам/какой стране относятся следующие факты?

Частая смена власти в стране была вызвана желанием граждан установить окончательно республику, а также добиться всеобщего избирательного права.

Объединение стало возможным благодаря союзу власти и революционных сил, хотя на завершающем этапе встал вопрос о том, чем станет объединенное государство – республикой или королевством.

Объединение страны стало возможно во многом благодаря чутью и таланту ее премьер-министра, искусного дипломата и политика.

Контрольная работа по истории, 8 класс, тема: «Европа в конце XVIII - XIX вв.».

Дайте определения понятиям:

Охарактеризуйте кратко следующие личности:

Наполеон Бонапарт, Роберт Оуэн

Определите событие/дату:

Назовите годы франко-прусской войны.

К каким странам/какой стране относятся следующие факты?

. Экономически страна развивалась хорошо вплоть до середины XIX века.

На 72 дня в этой стране установилось самоуправление во главе с революционным правительством.

Чтобы объединиться, стране пришлось вступить в союз с бывшей захватчицей собственных земель в обмен на определенные территории на севере страны.

Уметь давать определения понятиям:

Реформистское движение в Англии

Чартизма в Англии

Дать краткую характеристику личности:

Карл Маркс и Ф. Энгельс

У. Гладстон и Б. Дизраэли

Виктор Эммануил 2

Знать, какие события относятся к следующим датам:

1789-1799, 1830, 1848, 1870 – революции во Франции

1815 – Венский конгресс

1870 – установление третьей республики во Франции

1799-1815 – правление Наполеона

1870-1871 – франко-прусская война

1870 – объединение Италии

1871 – объединение Германии

Экономически страна развивалась хорошо вплоть до середины XIX века.

В политической жизни стран большую роль играл парламент, в котором были представлены основные партии – консерваторы и либералы.

В первой половине XIX века развернулось реформистское движение, на смену которому потом пришел чартизм.

Гражданам страны так и не удалось добиться всеобщего избирательного права.

В конце XIX века страна уступила в экономическом развитии молодым государствам – Германии и США.

XIX век – век революций в этой стране.

Частая смена власти в стране была вызвана желанием граждан установить окончательно республику, а также добиться всеобщего избирательного права.

На 72 дня в этой стране установилось самоуправление во главе с революционным правительством.

Ее королями были «король эмигрантов», «король буржуазии».

Для укрепления своих позиций начала войну с соседним государством в ответ на оскорбительные высказывания в прессе ее премьер-министра.

Рисорджименто стало основной целью этой страны в XIX веке.

Некоторые ее территории были завоеваны Францией, другие же принадлежали Австрии.

В первой половине XIX века в стране поднимались революционные движения за объединение страны: первое потерпело поражение, второе было более успешным.

Чтобы объединиться, стране пришлось вступить в союз с бывшей захватчицей собственных земель в обмен на определенные территории на севере страны.

Объединение стало возможным благодаря союзу власти и революционных сил, хотя на завершающем этапе встал вопрос о том, чем станет объединенное государство – республикой или королевством.

Предпосылками объединения этой страны стали решения Венского конгресса и создание Таможенного союза.

Для возвращения своих земель этой стране необходимо было вступить в войну с тремя государствами.

Страна отвоевала интересующие ее земли в 1863, 1866 и 1871 годах.

В 1848-1849 гг. были восстания не за смену правительства или реформы, а за объединение страны.

В стране была борьба за то, кто станет центром объединения.

Объединение страны стало возможно во многом благодаря чутью и таланту ее премьер-министра, искусного дипломата и политика.

Сереброва Светлана Валентиновна

Контрольная работа по теме «Мир в XVIII вв.»

(8 класс)

Уровень А

А1. Новая история- это период

1) становления, развития и упадка феодального общества

2) возникновения и развития рабовладельческого строя

3) возникновения, становления и развития капитализма

4) становления правового государства

А2. Капитализм – это

  1. общественный строй, основанный на равенстве людей
  2. общественный строй, основанный на эксплуатации капиталистами труда наемных рабочих
  3. общественный строй, при котором вся земля и власть принадлежат феодалам
  4. общественный строй, при котором запрещена социальная мобильность

А3. Путь перехода от феодального строя к капиталистическому строю в европейских странах в Новое время

  1. скачок 2) прогресс 3) революция 4) реформа

А4. Философия Просвещения - это

1) политика проведения светских реформ в обществе

2) движение за переустройство церкви

3) идеология, выступающая за идеальное общество- «царство Разума»

4) борьба за разрушение машин

А5. Учение о разделении властей разработал

1) Ф.Бэкон 2) И.Ньютон 3) Дж.Локк 4) Р.Декарт

А6. Высказал идею о разделении властей на три ветви

1) Монтескьё 2) Джон Локк 3) Вольтер 4) Жан - Жак Руссо

А7. Считал, что главным источником богатства являются не деньги, а труд

1) Адам Смит 2) Денни Дидро

3) Жан Д׳ Аламбер 4) Даниель Дефо

А8. Промышленный переворот –

1) переход от ремесленного производства к мануфактурному производству

2) переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике

3)переход от присваивающего хозяйства к производящему

4)переход от индустриального общества к информационному

А9. Промышленный переворот начался раньше всех

1) в Голландии 2) в США 3) во Франции 4) в Англии

А10. Командующий американской армией в войне за независимость от Англии

  1. Томас Джефферсон 2) Джордж Вашингтон

3) Бенджамин Франклин 4) генерал Роберт Ли

А11. По Конституции США 1787 года исполнительная власть принадлежала

  1. Конгрессу 2) Сенату 3) Президенту 4) Палате представителей

А12. Революционный террор в ходе Великой Французской революции установили

1) санкюлоты 2) жирондисты 3) якобинцы 4) «подозрительные»

А13. Жорж Дантон, Максимильен Робеспьер, Жан Поль Марат, Эбер - представители

1) левеллеров 2) якобинцев

3) жирондистов 4) термидорианцев

А14. Революция во Франции закончилась в 1799 году

1) реставрацией монархии 2) установлением консульства

3) утверждением светского государства 4) установлением протектората

А15. Страны Востока в XVIII веке

1) осуществили промышленный переворот 2) стали светскими государствами

3) сохранили традиционное общество 4) совершили буржуазные революции

А16. Закрытие всех портов для внешней торговли в 1757 году кроме Гуанчжоу явилось началом изоляции

1) США 2) Индии 3) Японии 4) Китая

Уровень В

В1. Соотнеси понятия и определения

1. Страна, владеющая колониями

2. Машина для обезглавливания

3. Форма правления, при которой верховная власть принадлежит неограниченно одному лицу- монарху

4. Класс капиталистических собственников

5. Ничем не ограниченная власть лица или группы лиц

В2. Установи соответствие между страной и деятелями

2. Джефферсон, Вашингтон, Франклин

3. Робеспьер, Марат, Дантон, Жак Ру

4. Джон Кей, Джеймс Харгривс, Джеймс Уатт

В3. Установи соответствие между датой и событием

1. Падение Бастилии

2. Договор между Англией и США, в котором Англия признала независимость США

3. Принятие первой конституции во Франции

4. «Бостонское чаепитие»

5. Термидорианский переворот, уничтоживший якобинскую диктатуру

В4. Выбери «четвертого лишнего» и объясни, почему он лишний

А) буржуазия, гугеноты, наемные рабочие, дворяне

Б) самолет, паровая машина, прялка «Дженни», прокатный стан

В) якобинцы, термидорианцы, жирондисты, гёзы

Г) Д.Дефо, Дж. Свифт, У. Хогарт, И.В.Гёте

Д) Вольтер, Моцарт, Монтескьё, Дени Дидро

УровеньС

Прочитай текст и ответь на вопросы

Жан де Кревекер. Письма американского фермера

(фрагмент)

… Откуда произошли все эти люди? Они являются смешением англичан, шотландцев, ирландцев, французов, датчан, немцев и шведов. Из этой разнородной смеси и произошла раса, называемая теперь американцами…

Я уважаю их за то, что они уже сделали, - за точность и мудрость, с которой они заселили территорию; за приятность их манер; за их раннюю любовь к литературе, за их древний колледж – первый в этом полушарии; за их трудолюбие… В этом великом американском убежище бедняки Европы… встретились вместе. В Европе они были как многие бесполезные растения…они засыхали, они были скошены нуждою, голодом и войной…Раньше они не числились ни в каких гражданских списках своей страны, за исключением списков бедных. Теперь они считаются гражданами.

С 1. Кто такие американцы?

С 2. В чем видит автор их заслуги?

С 3. Какие преимущества получили жители колоний на своей новой родине по сравнению с жизнью в европейских странах?

С 4. Разделяете ли вы точку зрения автора? Свое мнение обоснуйте.

ВложениеРазмер
8klass_itogovaya_kontrolnaya_vseob_is.docx 18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Мир в XVIII вв.»

А1. Новая история- это период

1) становления, развития и упадка феодального общества

2) возникновения и развития рабовладельческого строя

3) возникновения, становления и развития капитализма

4) становления правового государства

А2. Капитализм – это

  1. общественный строй, основанный на равенстве людей
  2. общественный строй, основанный на эксплуатации капиталистами труда наемных рабочих
  3. общественный строй, при котором вся земля и власть принадлежат феодалам
  4. общественный строй, при котором запрещена социальная мобильность

А3. Путь перехода от феодального строя к капиталистическому строю в европейских странах в Новое время

  1. скачок 2) прогресс 3) революция 4) реформа

А4 . Философия Просвещения - это

1) политика проведения светских реформ в обществе

2) движение за переустройство церкви

3) идеология, выступающая за идеальное общество- «царство Разума»

4) борьба за разрушение машин

А5 . Учение о разделении властей разработал

1) Ф.Бэкон 2) И.Ньютон 3) Дж.Локк 4) Р.Декарт

А6. Высказал идею о разделении властей на три ветви

1) Монтескьё 2) Джон Локк 3) Вольтер 4) Жан - Жак Руссо

А7. Считал, что главным источником богатства являются не деньги, а труд

1) Адам Смит 2) Денни Дидро

3) Жан Д׳ Аламбер 4) Даниель Дефо

А8. Промышленный переворот –

1) переход от ремесленного производства к мануфактурному производству

2) переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике

3)переход от присваивающего хозяйства к производящему

4)переход от индустриального общества к информационному

А9. Промышленный переворот начался раньше всех

1) в Голландии 2) в США 3) во Франции 4) в Англии

А10. Командующий американской армией в войне за независимость от Англии

  1. Томас Джефферсон 2) Джордж Вашингтон

3) Бенджамин Франклин 4) генерал Роберт Ли

А11. По Конституции США 1787 года исполнительная власть принадлежала

  1. Конгрессу 2) Сенату 3) Президенту 4) Палате представителей

А12. Революционный террор в ходе Великой Французской революции установили

1) санкюлоты 2) жирондисты 3) якобинцы 4) «подозрительные»

А13. Жорж Дантон, Максимильен Робеспьер, Жан Поль Марат, Эбер - представители

1) левеллеров 2) якобинцев

3) жирондистов 4) термидорианцев

А14. Революция во Франции закончилась в 1799 году

1) реставрацией монархии 2) установлением консульства

3) утверждением светского государства 4) установлением протектората

А15. Страны Востока в XVIII веке

1) осуществили промышленный переворот 2) стали светскими государствами

3) сохранили традиционное общество 4) совершили буржуазные революции

А16. Закрытие всех портов для внешней торговли в 1757 году кроме Гуанчжоу явилось началом изоляции

1) США 2) Индии 3) Японии 4) Китая

В1. Соотнеси понятия и определения

1. Страна, владеющая колониями

2. Машина для обезглавливания

3. Форма правления, при которой верховная власть принадлежит неограниченно одному лицу- монарху

4. Класс капиталистических собственников

5. Ничем не ограниченная власть лица или группы лиц

В2. Установи соответствие между страной и деятелями

2. Джефферсон, Вашингтон, Франклин

3. Робеспьер, Марат, Дантон, Жак Ру

4. Джон Кей, Джеймс Харгривс, Джеймс Уатт

В3. Установи соответствие между датой и событием

1. Падение Бастилии

2. Договор между Англией и США, в котором Англия признала независимость США

3. Принятие первой конституции во Франции

4. «Бостонское чаепитие»

5. Термидорианский переворот, уничтоживший якобинскую диктатуру

В4. Выбери «четвертого лишнего» и объясни, почему он лишний

А) буржуазия, гугеноты, наемные рабочие, дворяне

Б) самолет, паровая машина, прялка «Дженни», прокатный стан

В) якобинцы, термидорианцы, жирондисты, гёзы

Г) Д.Дефо, Дж. Свифт, У. Хогарт, И.В.Гёте

Д) Вольтер, Моцарт, Монтескьё, Дени Дидро

Прочитай текст и ответь на вопросы

Жан де Кревекер. Письма американского фермера

… Откуда произошли все эти люди? Они являются смешением англичан, шотландцев, ирландцев, французов, датчан, немцев и шведов. Из этой разнородной смеси и произошла раса, называемая теперь американцами…

Я уважаю их за то, что они уже сделали, - за точность и мудрость, с которой они заселили территорию; за приятность их манер; за их раннюю любовь к литературе, за их древний колледж – первый в этом полушарии; за их трудолюбие… В этом великом американском убежище бедняки Европы… встретились вместе. В Европе они были как многие бесполезные растения…они засыхали, они были скошены нуждою, голодом и войной…Раньше они не числились ни в каких гражданских списках своей страны, за исключением списков бедных. Теперь они считаются гражданами.

С 1. Кто такие американцы?

С 2. В чем видит автор их заслуги?

С 3. Какие преимущества получили жители колоний на своей новой родине по сравнению с жизнью в европейских странах?

С 4. Разделяете ли вы точку зрения автора? Свое мнение обоснуйте.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Химия 10 класс. Итоговая контрольная работа по теме "Металлы".

Данный материал представляет собой итогову контрольную работу по разделу "Металлы и сплавы". Работа создана для учащихся 10 класса, с углубленным изучением химии. Позволяет в полной мере отследи.

Данный тест предназначен для повторения и закрепления правил по орфографии, изученных в курсе основной школы. Его можно проводить как контрольную работу для всего класса, так и давать в ка.


Итоговый тест с ответами по русскому языку для 8 классов Итоговые контрольно-измерительные материалы по русскому языку за 5-8 класс (раздел « Орфография»)

Анонс материалаДанный тест предназначен для повторения и закрепления правил по орфографии, изученных в курсе основной школы. Его можно проводить как контрольную работу для всего класса, та.


7 класс. Итоговая контрольная работа по курсу "Геометрия" за 7-ой класс

7 класс. Итоговая контрольная работа по курсу "Геометрия" за 7-ой класс.


Контрольная работа по географии 5 класс Итоговая контрольная работа

Контрольная работа по географии 5 класс Итоговая контрольная работа.


5 класс. Итоговая контрольная работа по математике за 5 класс.

5 класс. Итоговая контрольная работа по математике за 5 класс.

«Европейским чудом» принято называть удивительное изменение темпов развития европейской цивилизации в XVI–XVIII вв.

Европа становится лидером мира

Примерно до XVI в. экономика Европы отнюдь не была самой развитой. Ряд регионов Востока (и особенно Китай) опережал её и по стоимости произведённых товаров и услуг, и по темпам роста городов, и по уровню грамотности населения, не говоря уже о его численности.

Только к XVIII в. европейское общество накопило тот потенциал, который обеспечил ему начало стремительного экономического роста. Темпы развития наиболее динамичных европейских стран — Нидерландов, Англии, Франции — настолько увеличились, что это позволило Европе превзойти страны Востока. Появление к концу века машин и фабрик заложило фундамент бурного развития европейской промышленности в XIX в. Основой этого взлёта стало совпадение во времени и пространстве нескольких совершенно разных факторов. Часть из них от европейцев не зависела.

Европейский континент оказался очень удачно расположен географически. На значительной его части не было иссушающей жары или сильной стужи, плодородные почвы позволяли получать достаточно большие урожаи, чтобы прокормить население. Избежала Европа и разрушительных набегов кочевников: арабы в VIII в., завоевав Испанию, дошли только до юга Франции, монголы, пройдя через Восточную Европу, повернули назад, а османы угрожали лишь балканским и средиземноморским странам.

Ни одно государство не смогло объединить Европу под своей властью. Ни империя Карла Великого, ни Священная Римская империя не преобладали на континенте настолько, чтобы победить раздробленность. Европа оказалась разделена на множество государств различного размера, которые находились в постоянном взаимодействии и соперничали друг с другом. Это соперничество не позволило власти ни в одном из них надолго укрепиться до такой степени, чтобы полностью — политически или экономически — подчинить себе общество, которое на протяжении раннего Нового времени становилось всё более значимым и заставляло с собой считаться.

В Европе процветала конкуренция; различные сословия и социальные группы, города и даже ремесленные или университетские корпорации обладали своими правами и вольностями. Государство же стремилось, насколько это было возможно, гарантировать закон и порядок, которые становились залогом быстрого и успешного экономического развития.

Великие географические открытия позволили Европе не только получить доступ к заморским ресурсам. Купцы богатели посредством торговли, население осваивало новые продукты питания, американское золото и серебро способствовали оживлению денежной экономики.

Значительный импульс развитию континента дала Реформация — европеец получил возможность сам выбирать себе веру, со временем протестанты оказались больше, чем католики, нацелены на личное преуспевание, новые формы заработка, стремились занять более высокое положение в обществе. Стала процветать конкуренция и религий, и политических элит: прежняя «единая» Европа, миссия которой заключалась в том, чтобы нести христианскую веру остальному миру, ушла в прошлое.

Европа активно ввозила не только товары, но и технологии, научные трактаты, банковские практики. Важнейший вклад в «европейское чудо» внесла научная революция и сопровождавшие её открытия в астрономии, математике, механике, химии, физике, медицине. Человек начал активно познавать законы, которые лежали в основе окружающего его мира. Соединение науки с практикой породило череду открытий — телескоп, микроскоп, барометр, термометр, паровой двигатель, новые виды вооружений. Военная революция, аграрная революция, демографическая революция — все эти процессы всего за несколько веков изменили европейский континент.

Реформация, сопровождавшие её изменения в обществе, распространение грамотности и книгопечатания, публикация многочисленных политических, экономических и философских трактатов, появление и развитие капитализма расшатывали традиционный миропорядок. С XVI в. Европа начинает постепенно порывать с традициями, закладывается фундамент начинающегося с XVIII в. процесса модернизации — перехода от традиционного аграрного к современному индустриальному обществу, приведения самой структуры общества, государства, экономики, культуры в соответствие с требованиями времени. Таким образом, в то время как большая часть мира жила в рамках традиционного общества, с его темпами развития и приоритетами, Европа всё больше претендовала на то, чтобы стать лидером мира, и постепенно училась диктовать ему свою волю.

Рост населения Европы

Для Средних веков была характерна ситуация, когда высокая рождаемость сопровождалась высокой смертностью — из-за эпидемий и войн, превратностей климата, плохой гигиены и низкого уровня развития медицины. В благоприятные годы население росло; болезни, голод, войны, недостаток продовольствия приводили к его уменьшению.

И XVIII в. во многих европейских странах положение меняется: рождаемость по-прежнему была высокой вне зависимости от того, богатым был человек или бедным (у императрицы Марии-Терезии было 16 детей), но смертность начала снижаться, общая численность населения Европы постепенно росла, и этот рост уже не сменялся падением.

Точные цифры назвать невозможно, поскольку масштабных достоверных переписей тогда ещё не было, но население Европы за век увеличилось примерно с 110—120 млн чел. до 187 млн. Основной период этого роста приходится на вторую половину столетия. К концу века каждый пятый житель Земли был европейцем — это было больше, чем раньше, но всё ещё не так много в масштабах мира, где две трети людей жили в странах Азии.

Население Франции за это время возросло с 21—22 до 29 млн, германских государств — с 15 до 25 млн чел. В Англии к 1750 г. население достигло 5,74 млн чел. — как считается, таким же оно было в XIV в. до эпидемии чумы, — а первая всеобщая перепись 1801 г. показала уже 8,3 млн (10,5 млн с Уэльсом и Шотландией). В тех странах, которые в XVII в. испытали значительное падение численности населения, рост был ещё более существенным: в Ирландии за век оно выросло более чем в 2 раза, в Венгрии — в 5 раз.

Снижение смертности в то время объясняется многими причинами. Явно улучшился европейский климат, стало теплее, таких холодных зим, как в XVII в., уже не было. Распространялись новые методы и технологии в сельском хозяйстве, увеличивались посевы завезённых из Нового Света картофеля и кукурузы, позволявших прокормить с меньшей площади земли большее количество людей, что было существенным преимуществом перед зерновыми культурами. Уходили в прошлое крупные эпидемии европейского масштаба, истреблявшие целые города; в принципе, в Европе научились лучше устанавливать и соблюдать карантин. Улучшалась санитария, крупные кладбища стали выносить за городскую черту, европейцы постепенно привыкали следить за чистотой тела.

Рост населения оказался столь большим и впечатляющим) что начал пугать современников. В 1798 г. появляется знаменитый трактат англичанина Томаса Мальтуса «Опыт закона о народонаселении». Он писал: «Закон этот состоит в проявляющемся во всех живых существах постоянном стремлении размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи». Эта теория получила название мальтузианство. Проанализировав рост населения Северной Америки, Мальтус пришёл к выводу, что за 20 лет оно удваивается. Сравнивая эти данные с данными, касающимися Европы, он утверждал, что там удвоение происходит в среднем за 25 лет, тогда как средства к существованию растут значительно медленнее. И если не принять мер, скоро населению Европы просто будет нечем питаться.

В реальности этого не произошло, да и данные, которыми пользовался Мальтус, во многом были неверны. И всё же этот рост населения запустил многие экономические процессы, характерные для Европы XVIII в. У европейцев пользовались всё большим спросом продукты питания и промышленные товары, производить их становилось всё более выгодно. Одновременно рос рынок рабочей силы.

Наступление капитализма

В XVIII в. ускоряются те процессы. которые начались ещё в раннее Новое время. Увеличивается количество денег в экономике, число покупателей товаров и потребителей услуг. Достаточно посмотреть, как изменилась, к примеру, английская деревня, и мы увидим, что разбогатевшие сельские жители начали строить свои дома из кирпича, гораздо чаще питаться мясом, активнее покупать промышленные товары и пользоваться углём для обогрева своих жилищ.

При наличии широких рынков сбыта предприниматели всё чаще прибегали к капиталистическим методам — использовали наёмный труд, вкладывали прибыль обратно в производство, стремились обустроить хозяйство рационально, искали способы развития производства в кредит. Страны, в которых активно развивался капитализм, богатели, уровень развития различный регионов Европы становился всё более неравномерным. Средний доход на душу населения в Англии 1780-х гг. был на 30–40% выше, чем во Франции, а во Франции — вдвое выше, чем в Центральной Польше.

Англия не случайно богатела быстрее других: там капитализм внедрялся наиболее активно. Это позволило завершить в XVIII в. аграрную революцию — перестройку сельского хозяйства ради увеличения его доходности. Её успехи были настолько впечатляющими, что вместо средневековой нормы — один кормит троих — английский крестьянин кормил 12—13 человек. А последовавшая за аграрной промышленная революция, начавшаяся с изобретения первых машин в хлопчатобумажном производстве, вывела Англию в безоговорочные европейские лидеры, заставила другие страны на протяжении всего XIX столетия догонять её по темпам и уровню развития.

Капитализм навсегда изменил структуру европейской промышленности. Если ещё в XVII в. в городах преобладали цехи и гильдии, контролировавшие производство многих промышленных товаров и зачастую мешавшие нововведениям, значительная доля товаров производилась на селе, а крупная промышленность была сосредоточена на мануфактурах, то в XVIII в. в Англии, Нидерландах и частично во Франции мануфактуры начинают преобладать над цеховым ремеслом, а промышленная революция порождает фабрику.

Транспортная революция

К началу XVIII в. для перевозки и людей, и товаров использовались традиционные пути сообщения, зачастую не менявшиеся на протяжении столетий. В центре Европы скорость перевозки благодаря лучшим дорогам увеличивалась, на периферии — уменьшалась. Быстрее всего перевозилась почта: в середине века в Венецию из Москвы она доходила за 6 недель, из Лиссабона — за 5, но из Нидерландов или Парижа она могла добраться и за неделю с небольшим. Для всадника 100 километров в день было пределом, почти рекордом. Товары до появления железных дорог перемещались более неспешно, обычно со скоростью запряжённой в повозку лошади. Кроме того, что перевозка грузов по суше не только была медленной и затратной, дороги не справлялись с возросшим потоком тяжёлых грузов (таких, как уголь и металлы), многие из них в распутицу становились непроезжими. Там, где это была возможно, как в Нидерландах, тяжёлые грузы старались перевозить по рекам и каналам — это зачастую оказывалось и дешевле, и быстрее.

Многие путешественники по-прежнему передвигались пешком, на собственных лошадях или в собственных повозках, хотя по дорогам уже ходили дилижансы — многоместные кареты, перевозившие пассажиров между городами. Но и такое путешествие трудно было назвать комфортным. Как писал один из со временников, эти повозки столь узкие, что, «готовясь к выходу, каждому приходится просить соседа вернуть его ногу или руку. Если же, на беду, окажется путешественник с большим пузом или широкими плечами, он измучит всех и придётся либо страдать, либо выходить».

Ситуация стала меняться благодаря транспортной революции — долгому процессу, начавшемуся в XVIII в. с улучшение имеющихся средств сообщения и закончившемуся в XIX в с развитием железных дорог. Первой из всех европейских стран решать транспортные проблемы стала Англия.

Новые виды дорожного покрытия предохраняли дороги от разрушения при перевозке тяжестей. Новые виды повозок обладали большей грузоподъёмностью. Активно строились платные дороги: к 1800 г. примерно на пятой части английских дорог взималась плата за проезд, но эти деньги позволяли поддерживать их в хорошем состоянии. Когда четвёрка лошадей гинула повозку с тонной груза по обычной дороге, за день удавалось преодолеть около 20 км, по платной дороге она могла гинуть полторы тонны и пройти уже около 30 км в день.

Большие деньги вкладывались и в строительство каналов, и в то, чтобы сделать реки более пригодными для перевозки грузов: всего за половину века протяжённость пригодных для навигации рек увеличилась в Англии вдвое. Возможность перевозить по рекам и каналам тяжёлые грузы позволила увеличить производство угля и понизить его стоимость, сделав его более доступным для предпринимателей.

Торговля преображает мир

Транспортная революция внесла немалый вклад в оживление европейской торговли: довезти грузы до моря или до соседних стран стало проще и дешевле. И всё же до XIX в. настоящий выход в мир европейским государствам по-прежнему давали порты: нередко быстрее было доплыть до другого государства, чем добраться по бездорожью до отдалённых уголков своей собственной страны. Это давало возможность расширять производство, находить новые рынки сбыта. Так возникает европейское разделение труда: страны уже не стремились обеспечить себя всем необходимым самостоятельно.

Из Восточной Европы на кораблях везли зерно, древесину, лён, пеньку, Северная Европа экспортировала металлы, Нидерланды делали состояния на посреднической торговле и продавали продукцию своей промышленности, Англия вывозила ткани, а впоследствии широкий спектр промышленных товаров, Франция удовлетворяла стремление других стран следовать за модой. Покупки иностранных товаров стали привычными. Известно, что даже в России состоятельные люди не только приобретали одежду из тонкого голландского полотна, но и иногда отправляли её в Голландию на стирку.

Торговля всё больше становилась международной, начали активно покупать и продавать не только товары, но и ценные бумаги — акции, векселя (долговые расписки) и др. Если раньше купцы предпочитали везти товары на известные на всю Европу ярмарки, то теперь ярмарки остаются лишь в наименее развитых регионах, а в развитых странах распространяются биржи — места, где обменивались как товарами, так и ценными бумагами, причём товары зачастую на биржу не доставлялись, там лишь заключались сделки. Крупными центрами, кроме Амстердама, становятся Лондон, Женева, Генуя, Париж.

Амстердам превращается в центр международных займов. Биржи позволяли деньгам и товарам всё более свободно перемещаться по Европе, помогали государствам и частным лицам получать кредиты.

XVIII век стал также временем расцвета европейской заморской торговли. Были налажены прочные контакты с другими регионами Европы и Азии, Северной и Южной Америкой, побережьем Африки. Если в 1700–1770 гг. объём торговли Англии со странами Европы вырос на 6 %, то объём торговли с Америкой — на 687 %. Из-за океана ввозили так называемые колониальные товары — чай, кофе, сахар, пряности, хлопок, табак. Дешёвые индийские хлопчатобумажные ткани везли и Европу, Америку и даже в Африку.

Этот подъём был бы едва ли возможен силами одних только купцов, без участия государств. С XVII в. европейские страны начинают вести между собой торговые войны. По-прежнему процветала политика меркантилизма — убеждённости в том, что страна должна продавать как можно больше, а покупать как можно меньше, чтобы золото не уходило за рубеж.

Возникло такое понятие, как «треугольная торговля»: из Beликобритании корабли отправлялись к западному побережью Африки, там закупались рабы, продавались в Вест-Индии или на Американском континенте, затем суда загружались колониальными товарами и плыли обратно в Великобританию. Отдельной позорной страницей истории XV—XVII вв., а затем и XVIII в. стала работорговля. Лидировала здесь также Англия — до 40 % рабов перевозились именно на её кораблях. Рабов выменивали на огнестрельное оружие, безделушки, металлы, ткани, спиртные напитки. На заработанные на внешней торговле деньги портовые города преображались: набережные благоустраивали, ширилось каменное строительство, меняли свой облик Бордо, Бристоль, Ливерпуль.

Торговая и колониальная экспансия Европы в XVIII в. потрясает воображение. За столетие территории, контролируемые европейцами, выросли в несколько раз, к 1780-м гг. на них проживало уже 30 % населения земного шара (из них в Европе около 20 %). «Европейское чудо» стало реальностью. Отныне на протяжении двух веков мир в значительной степени будет зависеть от Европы.

С XVIII в. Европа становится лидером всего мира: её население и экономика растут, развивается капитализм, аграрная революция преображает сельское хозяйство, устанавливаются прочные торговые связи с Азией, Африкой и Америкой.

Это конспект по теме «Европейское чудо» в XVI–XVIII вв. В учебных целях использованы цитаты из учебника «Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс / [А. Я. Юдовская и др.]; под ред. А. А. Искендерова. — М. : Просвещение, 2020». Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к Списку конспектов по истории России
  • Перейти к Списку конспектов по Всеобщей истории
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по истории
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по истории

Читайте также: