Какой блок ккм упрощает контроль за налоговыми платежами

Опубликовано: 12.05.2024

С августа все владельцы онлайн-касс обязаны начать переход на ФН-М. Продавцам маркировки вместе с заменой накопителя необходимо изменить формат, по которому касса создает документы. Как подготовиться к работе по новым правилам, читайте в статье.

Что происходит

В 2019 году в 54-ФЗ внесли поправки: появились новые фискальные документы для продажи маркированного товара. Из-за этого кассы, на которых торгуют маркировкой, все фискальные накопители и ОФД должны научиться работать с этими документами. ФНС дала два года, чтобы производители оборудования и пользователи успели подготовиться к новым требованиям.

С 6 августа 2021 года разрешено регистрировать и перерегистрировать кассу только с фискальным накопителем нового образца — ФН-М. Это касается всех владельцев касс, даже тех, кто работает без маркировки или оказывает услуги.

Продавцы маркированных товаров по мере перехода на ФН-М обязаны сменить формат документов на 1.2, который содержит новые документы для обмена с Четным ЗНАКом.

Подробнее о требованиях законодательства и о том, как подготовиться к переходу, расскажем на бесплатном вебинаре 7 июня.

Что делать тем, кто не торгует маркировкой

Бизнесу, который не работает с маркировкой, достаточно перейти на ФН-М. Обновлять формат на кассе не нужно, можно продолжить работу на 1.05 или 1.1. ФН-М умеет работать и с этими версиями.

Если действующий фискальный накопитель истекает до 6 августа, возможны два варианта:

  • Заранее установить ФН-М и работать с ним.
  • Успеть зарегистрировать ФН старого образца до этой даты и использовать его до конца срока действия. Эта возможность предусмотрена п. 8.1 ст. 1.2 54-ФЗ. Однако если потребуется перерегистрировать кассу по любой причине, придется заменить ФН раньше срока и перейти на ФН-М.

Например: до 6 августа 2021 года организация успела зарегистрировать ФН старого образца на 15 месяцев. Если кассу не придется перерегистрировать, компания может использовать его все 15 месяцев. Если же 7 августа изменится адрес установки кассы, ее нужно перерегистрировать. А значит, продолжать работать с прежним ФН нельзя.

Такой же принцип действует для тех, у кого старый «фискальник» истекает после 6 августа. Разрешено доработать с ним до конца срок действия, но только для формирования чеков, без перерегистрации. Затем обязательно перейти на ФН-М.

На момент написания статьи в реестре накопителей зарегистрирована одна модель, которая соответствует новым требованиям — ФН-1.1М на 15 месяцев. В ближайшее время ожидается накопитель сроком на 3 года.

Что делать продавцам маркированных товаров

Продавцы маркировки обязаны перейти на ФН-М и начать работу на формате 1.2. Смена формата обязательна для торговли маркированными товарами, за исключением крепкого алкоголя, ювелирных изделий и меха. Потому что у крепких алкогольных напитков и ювелирной продукции оператор маркировки не Честный ЗНАК, а мех не выводят из оборота через кассу.

Продавцы маркированных товаров, как и другие владельцы касс, вправе зарегистрировать ФН любой версии до 6 августа и работать с ним до истечения срока действия или до перерегистрации кассы (п. 8.1 ст. 1.2 54-ФЗ). Другой вариант — сразу установить ФН-М. И в том, и в другом случае заранее переходить на формат 1.2 не нужно. Его обновляют при замене накопителя начиная с 6 августа 2021 года.

Например: 1 августа 2021 года в магазине табака одновременно на двух кассах истек срок действия ФН. В первой кассе зарегистрировали ФН старого образца, а во второй — ФН-М. Обе кассы продолжают работать на прежнем формате фискальных документов. В 2022 году у накопителей закончилась память. И на первую, и на вторую кассу установили ФН-М и при этом перешли на формат 1.2.

Как перейти на формат 1.2

Для смены формата нужно:

  • Установить и зарегистрировать ФН-М.
  • Перепрошить кассу.

Выпускать новую прошивку или нет, решает производитель. Касса MSPOS обновится автоматически. Большинство других моделей необходимо перепрошить вручную.

Клиенты АТОЛ могут заказать услугу удаленной прошивки в СКБ Контур. Владельцам касс других производителей рекомендуем обратиться в сервисный центр в своем городе.

  • Обновить кассовое программное обеспечение. У клиентов Контур.Маркета программа обновится сама.
  • Уточнить, что оператор фискальных данных поддерживает новую версию. Контур.ОФД сможет работать с форматом 1.2.

Иван, добрый день.
Ответы на ваши вопросы содержатся не в приказах, а в законе 54-ФЗ.
1. В 2019 году закон 283-ФЗ внес правки в 54-ФЗ. В статью 4.1 закона 54-ФЗ, в которой описаны требования к ФН, тоже внесли изменения. Согласно им, любой фискальный накопитель должен уметь работать с новыми документами для маркировки.
Еще раз подчеркну: требование касается всех накопителей, т.е. нет разделения на "ФН для маркировки" и "ФН для немаркировки". Тогда как для ККТ такое разделение предусмотрено:
- "обычные" ККТ должны отвечать требованиям из п.1. ст. 4 закона 54-ФЗ
- ККТ, работающие с маркированной продукцией, должны соответствовать еще и требованиям из п. 1.1 ст. 4 .
Из совокупности данных положений закона вытекает, что любой фискальный накопитель должен уметь работать с маркированными товарами, даже если на ККТ такие товары не продают. И после 6 августа 2021 года в реестре ФН останутся только такие накопители, все прочие будут исключены.

2. Для ответа на этот вопрос тоже нужно смотреть положения закона 54-ФЗ.
Согласно абз .3 п.8 ст. 1.2, ФН и ККТ, которые не соответствуют новым требованиям закона, могут регистрироваться, перерегистрироваться, применяться пользователями и не подлежат исключению из реестра ККТ и реестра ФН в течение двух лет со дня вступления в силу новых требований. После - такие ФН и ККТ исключат из реестров. Но, если ФН был зарегистрирован в кассе, на нем можно доработать до конца его срока действия.

283-ФЗ вступил в силу 06.08.2019. Два года пройдет 6 августа 2021. Получается, что после этой даты зарегистрировать или перерегистрировать кассу можно только с новым ФН. Так как все "старые" экземпляры ФН будут исключены из реестра, кроме тех экземпляров, которые уже используются в ККТ.

При регистрации нового ФН в кассе, ФНС проверяет включен ли данный экземпляр в реестр ФН, если его исключили из реестра, то перерегистрацию с таким накопителем налоговая не допустит.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ статья 7 изложена в новой редакции

Статья 7. Права и обязанности налоговых органов при осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 7 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 6 августа 2019 г. - Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 238-ФЗ

1. Контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляются налоговыми органами.

В рамках отношений по контролю и надзору за оборотом маркированных товаров налоговые органы осуществляют контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники в части ведения реестра контрольно-кассовой техники и реестра фискальных накопителей, а также выдачи и аннулирования разрешений на обработку фискальных данных.

В случае, указанном в абзаце втором настоящего пункта, налоговые органы вправе осуществлять контроль и надзор за соответствием контрольно-кассовой техники и фискальных накопителей установленным требованиям.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 3 июля 2018 г. - Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ

2. При осуществлении контроля и надзора, указанных в пункте 1 настоящей статьи, налоговые органы:

ведут (в том числе с помощью автоматизированной информационной системы) мониторинг расчетов с применением контрольно-кассовой техники и полноты учета выручки, проводят анализ данных;

осуществляют наблюдение за применением контрольно-кассовой техники;

проводят проверки применения контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, а также проверки осуществления деятельности операторами фискальных данных, в том числе по месту нахождения налоговых органов, на основе информации, имеющейся у налоговых органов (удаленные проверки);

проводят проверки оформления и (или) выдачи (направления) организацией и индивидуальным предпринимателем кассовых чеков, бланков строгой отчетности и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и подтверждающих факт расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), в том числе путем приобретения товаров (работ, услуг), оплаты этих товаров (работ, услуг), совершения платежей (получения выплат) с использованием наличных денег и (или) в безналичном порядке, - контрольные закупки;

запрашивают необходимые пояснения, справки, сведения и документы, в том числе через кабинет контрольно-кассовой техники. При этом датой получения запроса налогового органа о предоставлении пояснений, справок, сведений и документов считается день размещения такого запроса в кабинете контрольно-кассовой техники либо шестой день со дня отправки заказного письма в случае направления налоговым органом запроса по почте заказным письмом;

получают, в том числе с использованием технических средств, беспрепятственный доступ к контрольно-кассовой технике проверяемого лица, в том числе для считывания фискальных данных, хранящихся в фискальном накопителе контрольно-кассовой техники;

получают беспрепятственный, в том числе дистанционный, доступ к фискальным данным, содержащимся в базе данных оператора фискальных данных;

проводят проверку правильности учета наличных денег при применении контрольно-кассовой техники;

выносят предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;

взаимодействуют с органами внутренних дел и органами федеральной службы безопасности при осуществлении функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Информация об изменениях:

Статья 7 дополнена пунктом 2.1 с 3 июля 2018 г. - Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ

2.1. Уполномоченный орган в случае подачи изготовителем, экспертной организацией и оператором фискальных данных неполных либо недостоверных сведений о руководителе, главном бухгалтере, членах коллегиального исполнительного органа и учредителях организации, о выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах руководителя, главного бухгалтера, членов коллегиального исполнительного органа, а также о выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, учредителях (участниках) учредителей такой организации принимает решение о прекращении приема сведений об изготовленных экземплярах контрольно-кассовой техники, изготовленных экземплярах фискального накопителя до устранения такой организацией причин, послуживших основанием для принятия решения о прекращении приема указанных сведений, и передачи в налоговые органы достоверных сведений об организации, аннулирует разрешение на обработку фискальных данных оператора фискальных данных, исключает из реестра экспертных организаций экспертную организацию.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 3 июля 2018 г. - Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ

3. Банки обязаны предоставлять налоговым органам справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций и индивидуальных предпринимателей, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях осуществления налоговыми органами контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, а также за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Запросы в банк направляются налоговыми органами в электронной форме. Форма (форматы) и порядок направления налоговым органом запроса в банк, форма и порядок представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов утверждаются уполномоченным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Форматы представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов утверждаются Банком России по согласованию с уполномоченным органом.

4. Налоговые органы выполняют обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

5. Органы внутренних дел и органы федеральной службы безопасности взаимодействуют с налоговыми органами при осуществлении ими функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Информация об изменениях:

Статья 7 дополнена пунктом 6 с 3 июля 2018 г. - Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ

6. Налоговые органы в рамках межведомственного информационного взаимодействия вправе передавать сведения о расчетах, перечень которых утверждается уполномоченным органом, с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".

Информация об изменениях:

Статья 7 дополнена пунктом 7 с 3 июля 2018 г. - Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ

7. Налоговые органы информируют организации, индивидуальных предпринимателей и физических лиц по вопросам применения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Отменят онлайн-кассы в 2021 году или нет? Этим вопросом еще в прошлом году озадачились все предприниматели, которые применяют ККТ. Поводом послужил законопроект Минфина РФ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с совершенствованием законодательства о применении контрольно-кассовой техники», подготовленный министерством в июле 2020 года. Изменений по ранее принятым отсрочкам для ИП нет.

Отсрочка по онлайн-кассам до 1 июля 2021 года.

Согласно требованиям 54-ФЗ все организации и предприниматели на любых СНО при осуществлении расчетов с физическими лицами обязаны применять онлайн-кассы. Но для некоторых индивидуальных предпринимателей есть отсрочка по кассам, а для некоторых ИП применение ККТ и вовсе необязательно.

Федеральный закон 129-ФЗ от 06.06.2019 дает отсрочку применения онлайн-касс до 1 июля 2021 года для ИП без сотрудников при условии, что они работают в сфере оказания услуг или продают товары собственного производства.

Таким образом для ИП на ПСН, ЕСХН, УСН без работников отсрочка касс заканчивается 1 июля 2021 года, и дальнейшая работа без онлайн считается нарушением закона.

Кто должен применять и кто может не применять онлайн-кассы в 2021 году

Статья 2 Федерального закона 54-ФЗ бессрочно освобождает от применения ККТ ИП при работе в отдаленных и труднодоступных местах и ИП определенных видов деятельности. Их список здесь. Подробно о том, когда ИП может не применять ККТ, мы писали в этой статье.

Онлайн-кассы не применяют самозанятые и ИП на НПД. Они оформляют чеки в специальном приложении «Мой налог».

Если ИП реализует товары собственного производства юридическим лицам и ИП

По-прежнему, от использования онлайн-кассы освобождены ИП, которые занимаются торговлей, указанной в списке в п. 2 ст. 2 закона 54-ФЗ:

торговлей с использованием вендинговых автоматов, реализацией газет и журналов,

торговлей из автоцистерн напитками и молоком в розлив, живой рыбой из спеццистерн,

торговлей на рынках и ярмарках, в автолавках и временных торговых точках (палатках),

торговлей овощами и фруктами вразвал, продажей изделий народных промыслов собственного изготовления.

Без использования онлайн-кассы можно оказывать услуги:

по ремонту обуви, сумок, зонтов, ключей, заточке ножей и инструмента, по оказанию работ на подворье, носильщика на вокзалах и в порту, сдача ИП жилья в аренду, сиделки и няни (по уходу за больными, престарелыми и детьми на дому)

Кроме того, без использования онлайн-кассы разрешается проводить:

Безналичные расчеты между компаниями и ИП

Расчеты за религиозные обряды и реализацию религиозной атрибутики

Прием стеклотары и утильсырья (кроме драгметаллов и металлолома)

Расчеты в аптеках и фельдшерско-акушерских пунктах в сельской местности.

Остальные предприниматели после 1 июля 2021 года должны применять ККТ, независимо от того, каким видом деятельности они занимаются, и есть ли у них наемные работники. А значит, им придется купить онлайн-кассу или взять ее в аренду.

Если вам нужна консультация по этому вопросу, оставьте заявку, наш сотрудник свяжется с вами в ближайшее время.

54-ФЗ отменяют?

Действительно, в прошлом году Минфин России разместил в интернете законопроект, по которому 54-ФЗ перестает существовать с 01.01.2021. Текст документа очень объемный, поэтому выделим его главные тезисы.

Итак, предпринимателей ожидают следующие нововведения:

Упразднение 54-ФЗ с 01.01.2021 и перенос правил использования онлайн-касс из 54-ФЗ в НК РФ, где специально для этого добавляется раздел «Оперативный контроль». В разделе будут находиться все требования 54-ФЗ по работе с ККТ, способы контроля и списки ограничительных мер. Сюда же перенесутся все санкции за несоблюдение требований законодательства из статьи 14.5 КоАП РФ.

Термин «фиксация расчетов» заменит термин «применение ККТ». Эти расчеты организации и ИП фиксируют с помощью фискальных документов или расчетных чеков. Расчетный чек становится первичным расчетным документом, который формируется в электронном виде через сайт ФНС.

Вводятся понятия «мнимых» и «притворных» расчетов и штрафов за их осуществление. Что предполагает закон под мнимым расчетом: сделка не осуществлена, а чек пробит, т. е. фиксация сделки совершалась только для вида.

Притворный расчет: фиксация одного расчета, вместо фиксации другого расчета с целью его прикрыть. Например, вы реализуете товар, а пробиваете услугу.

Отмена понятия бланк строгой отчетности.

Появится новый вид налоговых проверок – оперативные проверки. В рамках таких проверок ужесточится контроль правильности применения ККТ, фиксации расчетов и полноты учета выручки. Сверка с данными ОФД.

По запросу налоговых органов к некоторым проверкам будет привлекаться ФСБ.

Период проверки – не за один год, как раньше, а глубиной до трех лет со дня принятия решения о проверке.

Оперативная проверка может быть назначена повторно независимо от времени проведения предыдущей проверки за тот же период. Срок проведения – не более 20-ти рабочих дней. В ее рамках будут проводиться контрольные закупки, наблюдения и другие мероприятия налогового контроля.

Увеличиваются штрафы за нарушение закона о применении ККТ:

Штраф за отсутствие онлайн-кассы, а также фиксацию мнимого или притворного расчета:

для ИП в размере 25-50% от суммы расчетов, но не менее 10 тыс. рублей,

для ООО в размере 75-100% от суммы непробитого кассового чека, но не менее 30 тыс. рублей,

при повторном нарушении (при общей сумме расчетов 1 млн. рублей и более) – приостановление деятельности компании на срок до 90 суток.

Увеличиваются штрафы за расчет без фиксации: ИП – 50% от величины расчета, но не менее 10 тыс. рублей, ООО – 100% расчета, но не менее 30 тыс. рублей.

Увеличиваются штрафы за фиксацию расчета с нарушением требований: ИП –3 тыс. рублей, ООО – 10 тыс. рублей.

Непредставление документов по запросу налоговой в рамках проведения налогового контроля: ИП –3 тыс. рублей, ООО – 10 тыс. рублей.

Неуказание в чеке наименования товара при реализации маркированной продукции или искажения наименования повлечет штраф с ИП – 50 тыс. рублей, с ООО – 100 тыс. рублей. Раньше такое действие не наказывалось.

Непредставление в срок в налоговые органы фискальных данных: ИП – 100 тыс. рублей, ООО – 200 тыс. рублей.

Кроме штрафов, будут применяться и ограничительные меры: у налоговиков появится право приостанавливать операции по банковским счетам, блокировать доступ к сайтам, соцсетям, блогам, через которые осуществляется продажа товаров или услуг. Могут быть закрыты стационарные точки розничной торговли.

Скорее всего, в 2021 году полной отмены 54-ФЗ не произойдет, и бизнес просуществует под его регламентом. Но вполне возможно, к концу года изменения в Налоговый кодекс будут приняты и внесены. Следим за событиями.

Из вышесказанного понятно, что онлайн-кассы никто отменять не собирается. Поэтому давайте вспомним о вступивших в силу и предстоящих законных изменениях в сфере применения ККТ в 2021 году.

Даты вступления в силу законодательных изменений в 2021 году, касающихся применения онлайн-касс

Новый год пришел и принес бизнесу очередные хлопоты.

1 января 2021 года

Отмена ЕНВД. С 01.01.2021 года спецрежим прекратил свое существование на всей территории России для всех предпринимателей без исключения.

Все пользователи онлайн-касс на данном режиме налогообложения, обязаны были изменить настройки онлайн-касс и установить в них новую выбранную СНО до завершения рабочего дня 31.12.2020.

Плательщики ЕНВД, которые перешли на ОСН и пользуются онлайн-кассами со сроком действия фискального накопителя 36 месяцев, вправе не менять настройки ККТ до истечения срока действия ключа фискального признака.

17.02.2021 вступил в силу Федеральный закон от № 8-ФЗ "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", который продлил для опоздавших предпринимателей срок перехода с ЕНВД на УСН до 31 марта включительно. Организация имеет право подать такое заявление в налоговую при условии, что ее выручка за последние девять месяцев 2020 года не превысила 112,5 млн рублей. Заявление подается в режиме онлайн в личном кабинете на сайте ФНС.

Также на сайте ФНС есть инструкция, как изменить в онлайн-кассе режим налогообложения. Это позволит не обращаться к посредникам.

1 февраля 2021 года

Согласно ч.7 ст.7 290-ФЗ от 03.07.2016 с 1 февраля 2021 года ИП на спецрежимах должны указывать в кассовом чеке наименование товара. Вместо безликой позиции «товар» помимо существующих реквизитов, в чеке теперь обязательно прописываются:

цена за единицу товара с учетом скидок, наценок и НДС,

Конкретных требований к номенклатуре не предъявляется. Главное – название товара должно быть конкретным и понятным, чтобы покупатель мог сразу же распознать покупку. Длина реквизита не должна превышать 128 символов с пробелами. Допускается добавление артикулов, допускается объединять товары в группы с условием одного признака и одной цены – в «ассортименте».

Как работать с номенклатурой в чеке мы писали в этой статье.

Март 2021 года

В марте 2021 года для жителей России упростится процедура получения налоговых вычетов по НДФЛ. Для этого личный кабинет налогоплательщика планируется связать с данными онлайн-касс. Все покупки, оплаченные банковской картой, будут отражаться в ЛК на сайте ФНС.

Пользователь сможет подать заявку на вычет путем нажатия одной кнопки и получить деньги через 1,5 месяца. Технология упрощенного получения имущественных и инвестиционных вычетов будет готова в марте, технология для получения вычетов на лекарства проходит тестирование. В феврале 2021 года законопроект рассматривается Госдумой.

1 июля 2021 года

ИП без наемных работников на спецрежимах, которые оказывают услуги и осуществляют продажу товаров собственного производства, с 1 июля при найме работников обязаны установить кассу в течение 30 дней. Для продажи маркированных товаров применение ККТ обязательно в любом случае.

6 августа 2021 года

В связи с введением обязательной маркировки товаров и необходимостью проверки подлинности кодов при реализации товаров, осенью 2020 года ФНС утвердила новый формат фискальных документов – ФФД 1.2. Соответствующий приказ №ЕД-7-20/662@ от 14.09.2020 вступил в силу 21 декабря 2020 года. Он доступен на сайте ведомства. На данный момент действуют форматы 1.05 или 1.1.

В ФФД 1.2 в отличие от ФФД 1.05 и 1.1 применяются новые фискальные документы:

Запрос о коде маркировки

Ответ на запрос

Уведомление о реализации маркированного товара

Квитанция на уведомление

Сегодня уже выпускаются фискальные накопители «Честного знака» нового образца с пометкой М – ФН-1.1М, которые подходят для всех сфер применения, в том числе и для маркированных товаров. ФН-1.1М занесен в официальный реестр ФН, поддерживает действующие ФФД и новый ФФД 1.2.

Все фискальные накопители старых форматов, приобретенные и зарегистрированные до 6 августа, будут отрабатывать свой срок действия. Но после этой даты продавцы маркированных товаров обязаны зарегистрировать контрольно-кассовую технику только с фискальным накопителем, поддерживающим режим маркировки.

Чтобы работать с ФФД 1.2 не обязательно покупать новую онлайн-кассу. Достаточно установки ФН нового формата.

Но если все-таки онлайн-кассы у вас нет, ее надо обязательно приобрести. Хотите сэкономить? Тогда возьмите кассу в аренду. Касса напрокат от МТС – это одно из популярных арендных предложений.

Онлайн-касса при интернет-торговле

Закон не разделяет торговлю на обычную и интернет-торговлю, поэтому правила применения ККТ для всех одни. Все интернет-магазины должны принимать наличную или безналичную оплату от физических лиц с использованием онлайн-касс.

Но есть небольшие различия в способах оплаты и выдаче кассового чека. Закон разрешает выдавать и бумажные и электронные чеки. По значимости они равны.

Когда интернет-магазину требуется установка кассы и выдача чека:

при приеме оплаты в пункте выдачи (бумажный чек распечатывается и сразу выдается покупателю),

при оплате банковской картой на сайте продавца (электронный чек сразу высылается на e-mail или телефон покупателя),

при получении оплаты через банковских операторов или платежные системы (электронный или бумажный чек передается покупателю не позже, чем на следующий рабочий день, но до получения товара),

при получении оплаты курьерами (у курьеров должна быть мобильная онлайн-касса для распечатки и выдачи чека)

Если интернет-магазин сотрудничает с платежными агентами и рассчитывается с покупателями через них, то онлайн-касса ему не нужна. В этом случае онлайн-кассу обязан использовать платежный агент.

Если покупателям высылаются только электронные чеки, то есть вариант подключить облачную кассу. Для нее, как и для обычной онлайн-кассы, потребуется регистрация ККТ в ФНС и фискальный накопитель.

Онлайн-кассы для интернет-магазинов обычно устанавливаются в офлайн точках продаж или пунктах выдачи.

Но есть возможность обойтись и одним кассовым аппаратом. Для этого будет достаточно установить одну МТС Кассу в оффлайн-магазине или на пункте выдачи и подключить ее к сайту. Устройство будет фоном принимать оплату на сайте и отправлять электронные чеки, не мешая обычному режиму печати бумажных чеков.

Для магазинов со своей курьерской доставкой МТС разработало решение, с которым работа курьеров организовывается без покупки дополнительных кассовых аппаратов. Для этого на телефоны курьера из Google Play устанавливается кассовое приложение и подключается к основной кассе.


Если вас заинтересовало данное решение, оставьте заявку, наш специалист проконсультирует вас.

Какую онлайн-кассу выбрать для розничной торговли?

Для выполнения всех вышеперечисленных законодательных требований не обязательно сразу бежать за покупкой нового кассового аппарата. Все зависит от того, какая у вас касса.

Например, для выполнения требования по обязательному внесению наименования товара в кассовый чек, надо создать базу товаров в кассе. На современных онлайн-кассах это сделать просто. Если у вас автономная кнопочная касса, то не все, но многие из них, позволяют внести в память кассы определенное количество наименований товаров. К некоторым даже подключается сканер штрих-кодов. Так что работать с ними можно даже и после 1 февраля. Но это неудобно, если число товарных позиций у вас больше 50. Будет непросто менять цены, заводить новые товары.

Поэтому, сначала узнайте у разработчиков о возможностях вашей ККТ. Работа с номенклатурой и маркировкой во всех кассах реализована по-разному. Возможно, понадобится установка на кассу специального приложения или потребуется обновление ПО. Какие-то кассы надо модернизировать, а на каких-то сменить тариф. В МТС Кассе работать с номенклатурой просто и удобно. Читайте об этом здесь.

Но если покупка кассы неизбежна, то как выбрать онлайн-кассу, которая будет соответствовать всем требованиям законов и вашим ожиданиям? Многие ИП предпочитают пользоваться онлайн-кассами от МТС Кассы по нескольким причинам:

Подходит для любого бизнеса, в том числе ломбардов, агентов, кафе, есть даже режим для продажи билетов. Здесь предусмотрено все для работы с ЕГАИС и маркированными товарами.

Легко соблюдать законы, так как кассовая программа и ее обновления бесплатны.

Просто работать с номенклатурой ─ создавать и редактировать базу товаром можно как на кассе, так и в личном кабинете. Есть все возможные способы для занесения товара в чек.

Кассы МТС выбивают чеки даже без сети интернет. При восстановлении связи чеки сразу автоматически отправляются в ФНС.

Экономия на эквайринге. В МТС Кассы встроена СБП (Система быстрых платежей). Прием безналичных платежей по ставке 0,4-0,7%, что гораздо ниже ставок эквайринга.

Не придется вести учет в тетрадях и тратить время на контроль кассиров, потому что товароучетный сервис сразу встроен в кассы.

Настройка и автоматизация бухучета – МТС Кассы интегрированы с популярными учетными сервисами 1С, Мое Дело, Контур.Эльба.

Удаленный контроль торговли через бесплатное мобильное приложение для владельца бизнеса: время открытия и закрытия смены, выручка, количество чеков, выдача денег из кассы и возвраты. Получение информации по каждому кассиру.

Онлайн-кассы в 2021 году: как установить, настроить и зарегистрировать
  • Законы
  • Онлайн-касса


До 1 июля 2021 года онлайн-кассы должны установить почти все предприниматели, которые не сделали этого раньше.

Эта статья будет полезна, если вы устанавливаете кассу впервые. Если у вас уже есть онлайн-касса, эта статья не расскажет ничего нового.

Что такое онлайн-касса

Онлайн-касса — кассовый аппарат с фискальным накопителем. Фискальный накопитель записывает и хранит информацию о чеках и отправляет ее в налоговую по интернету.

Налоговая получает информацию о том, какой доход получает каждый магазин. Сам продавец не может скорректировать информацию на носителе. А значит, не может занизить доход и заплатить меньше налогов.

Пример онлайн-кассы — модель Эвотор 10
АТОЛ SIGMA 7 — пример онлайн-кассы

Продавец должен использовать онлайн-кассы при продаже товаров и услуг физлицам, представителям компаний и ИП.

При расчете покупатель получает от продавца бумажный чек. Если покупателю нужна электронная версия документа, онлайн-касса отправит чек на почту или телефон. При оплате через интернет касса отправит чек на электронную почту.

Кому нужно устанавливать онлайн-кассы

По 54-ФЗ использовать онлайн-кассы обязаны практически все компании и ИП, если продают товары и услуги физлицам, представителям компаний и ИП. Грубо говоря, если покупатели платят наличными, картой или смартфоном, нужно пробить чек.

Еще касса нужна, если компания или ИП получают деньги на счет от физлица без статуса ИП. Например, так бывает, когда компания принимает банковские переводы.

Для кого действует отсрочка по кассам

До 1 июля 2021 действует отсрочка:

  • для ИП без сотрудников, которые оказывают услуги или выполняют работы своими силами;
  • ИП без сотрудников, которые продают товары собственного производства.

Они не обязаны устанавливать онлайн-кассы, а вместо чеков могут выдавать бланки строгой отчетности, товарные чеки или квитанции.

Кто может работать вообще без онлайн-кассы

Некоторым предпринимателям разрешили работать вообще без кассы, например:

  • ИП на спецрежиме «Налог на профессиональный доход»: они отправляют чеки через приложение «Мой налог»;
  • ИП¸ которые сдают в аренду свою квартиру;
  • ИП и юрлицам, которые ремонтируют обувь или делают ключи, продают мороженое через киоски, безалкогольные напитки, питьевую воду или молоко в розлив;
  • ИП и юрлицам, которые работают в труднодоступной местности: их перечень устанавливают региональный нормативные акты.

ИП на патенте по некоторым видам деятельности, торговцы на розничных рынках и ярмарках, аптеки в селах тоже могут бессрочно работать без онлайн-касс.

Что входит в кассовое оборудование

В целом кассовое оборудование можно разделить на три типа:

  1. Фискальный регистратор с фискальным накопителем — это разновидность онлайн-кассы без клавиатуры и дисплея.
  2. Онлайн-касса привычного вида с фискальным накопителем.
  3. Дополнительное оборудование: сканер штрихкодов, терминал эквайринга, денежный ящик.

Давайте подробнее о каждом.

Зачем нужен фискальный накопитель

Онлайн-касса должна передавать данные о платежах по интернету. Для этого нужен фискальный накопитель — оборудование, которое стоит внутри кассы и выглядит как небольшая серая коробка.

Фискальный накопитель можно купить вместе с кассой или отдельно. Без фискального накопителя использовать кассу нельзя.

Фискальный накопитель записывает операции, удостоверяет их подлинность, шифрует и передает оператору фискальных данных — ОФД. Затем оператор отправляет информацию в налоговую инспекцию. Грубо говоря, фискальный накопитель как бы говорит налоговой: «Эта продажа точно была, у меня все записано».

Использовать можно только те модели накопителя, которые зарегистрированы в налоговой. Это можно проверить в реестре на сайте налоговой.

Стоимость. Фискальный накопитель стоит от 6000 до К12 000 ₽. Цена зависит от срока действия: они бывают на 15 и 36 месяцев. Когда срок накопителя истекает, нужно купить новый, а онлайн-кассу — перерегистрировать.

Срок работы. Предприниматель выбирает срок фискального накопителя исходя из своей системы налогообложения. Например, фискальный накопитель со сроком 36 месяцев подойдет:

  • если ИП или ООО оказывает услуги;
  • ИП и ООО на УСН или ЕСХН;
  • ИП работает на патенте.

Правда, в некоторых случаях продавцы могут устанавливать накопители на 15 месяцев:

  • если у них сезонная работа;
  • они совмещают два режима, один из которых ОСН. Например, ИП одновременно работает на патенте и ОСН;
  • они используют онлайн-кассу, которая работает в автономном режиме — не передает чеки в налоговую через ОФД. Так работают кассы на территориях, которые включены в список удаленных от сетей связи. Это населенные пункты, где проживает менее 10 тысяч человек, — местные органы власти утверждают списки таких мест;
  • компания или ИП — платежный агент. То есть тот, кто принимает наличные пла­те­жи фи­зи­че­ских лиц, например за ин­тер­нет, теле­фон, со­то­вую связь, ЖКУ и так да­лее.

Если ООО и ИП на спецрежиме торгуют подакцизными товарами, они должны использовать накопитель на 15 месяцев.

Если использовать накопитель, который не подходит по сроку, могут оштрафовать: ИП на 1500—3000 ₽, юрлицо на 5000—10 000 ₽.

Как выбрать онлайн-кассу

Онлайн-касса должна соответствовать требованиям 54-ФЗ. Чтобы это проверить, найдите модель кассы в реестре ККТ на сайте налоговой.

В реестре на сайте налоговой собраны все модели кассовых аппаратов, которые разрешено использовать в работе. Сейчас в реестре 186 моделей и он постоянно обновляется.

Если купить кассу не из реестра ККТ, ее не получится зарегистрировать. Причем для налоговой работа на такой кассе будет выглядеть так, будто кассы вообще нет. За это ИП и руководители компаний могут заплатить штраф не меньше 10 000 ₽, а юрлица — 30 000 ₽.

Все онлайн-кассы можно разделить на кассы автономного типа, облачные, POS-системы. Иногда вместо онлайн-кассы можно использовать фискальный регистратор.

Фискальный регистратор — аппарат без клавиатуры и дисплея. Для работы его нужно подключить его к компьютеру или планшету с кассовой программой. Примеры фискальных регистраторов: АТОЛ 11Ф, АТОЛ 25Ф, АТОЛ 30 они примерно так:

Как выглядит фискальный регистратор для кассовых операций
Фискальный регистратор работает только при подключении к компьютеру

Фискальный регистратор состоит из трех компонентов:

  • фискальный накопитель;
  • принтер чеков;
  • вычислительно-коммуникационный модуль.

Не будем вдаваться в подробности. Важно, что габариты фискального регистратора зависят от того, на какую ширину чековой ленты он рассчитан: есть узкие модели под ленту 58 мм, есть под более широкую ленту — до 80 мм.

Фискальный регистратор — это не совсем онлайн-касса. Вот какие различия:

Фискальный регистраторОнлайн-касса
Присоединение к компьютеруОбязательноРаботает без подключения, самостоятельно
Встроенное программное обеспечениеНет, нужно присоединять регистратор к компьютеру и устанавливать на него кассовую программуСтоит внутри кассы, готово к работе
Скорость печати чековДо 300 мм/сПревышает 100 мм/с
Чеки шириной 80 ммПечатаетНет

В истории с фискальным накопителем все операции кассир совершает на компьютере. Здесь есть свои плюсы и минусы:

Онлайн-касса автономного типа. Это самая простая онлайн-касса. Подойдет для выездной торговли, курьеров и мелкой розницы. Например, Атол 91Ф Lite, Атол 91Ф, Атол 92Ф, Меркурий 185 вот так:

Онлайн-касса с кнопками и без дисплея
У автономной кассы небольшой экран, и она похожа на калькулятор с кнопками. Например, это Атол 92Ф

У автономной кассы есть и плюсы, и минусы:

✅ Компактные размеры — помещается в карман или сумку.

✅ Мощные аккумуляторы — долго держит заряд.

✅ Можно использовать на улице — есть защита от влаги и морозов.

✅ Подключение по беспроводной сети через Wi-Fi, сим-карту или по Bluetooth.

✅ Стоит от 5700 до 40 000 ₽. Минимальная цена — обычно без фискального накопителя.

❌ Низкая скорость печати чеков (40 мм в секунду) и нет автоотреза — медленное обслуживание большого потока покупателей.

❌ Не интегрируется с компьютером — не подойдет для крупных торговых сетей.

❌ Позиции товаров придется вводить вручную — не подойдет для розницы, где таких позиций тысячи.

Облачная касса. Подойдет только для интернет-магазина с оплатой на сайте, для офлайн-магазинов — нет. Грубо говоря, эта касса не стоит у вас в магазине, а существует в интернете и отдает чеки покупателя.

Чтобы подключить оплату на сайте, нужно оформить договор интернет-эквайринга с банком или подключиться к платежному сервису — ЮКassa, Робокассе, PayPal и другим. Из касс подойдет, например АТОЛ Онлайн.

✅ Покупать кассу не нужно — продавец берет ее в аренду.

✅ Не занимает место в офисе или на складе — это не физическая касса с кнопками и принтером чеков.

✅Продавцу не нужно самостоятельно менять фискальный накопитель — обслуживанием занимается арендодатель.

✅Стоит в среднем от 1500 ₽ в месяц.

❌ Нельзя напечатать бумажные чеки.

POS-система — это комплекс оборудования, в котором все устройства интегрированы между собой: например, онлайн-касса, сканер штрихкодов, весы. Подойдет рознице с большим потоком клиентов и большим ассортиментом товаров. Например, Атол Ритейл 54.

Плюсы и минусы POS-систем:

✅ Несложно обновить, если в законе появятся изменения.

✅ Автоматизирует работу магазина — загружает в кассу товары и цены, отслеживает печать ценников, закрытие и открытие смены, добавляет акции, распродажи и скидки.

✅ Производители продают запчасти к таким системам даже после снятия модели с производства.

❌ Стоит дорого — до 150 000 ₽.

Выбирайте онлайн-кассу в зависимости от целей бизнеса:

Способы подключения кассы

Чтобы онлайн-касса передавала данные в ОФД и налоговую, ее нужно подключить к интернету:

  • через кабель;
  • по вайфаю или мобильному интернету через сим-карту — на кассе нужно включить режим передачи данных.

Подключение по кабелю подходит, если в торговой точке плохо работает вайфай. Так бывает, если магазин находится, например, в подвале. Для того чтобы был вайфай, нужен роутер. Его можно взять бесплатно в аренду у интернет-провайдера.

Что еще купить, кроме кассы

Дополнительные устройства, которые помогут более эффективно продавать.

Сканер штрихкодов — для магазинов с большим ассортиментом. Сканер считывает штрихкоды, а кассир видит нужные товары на кассе. Без сканера придется искать товар в кассе по названию или вводить его артикул вручную. 2D-сканер нужен, если магазин торгует крепким алкоголем, а в остальных случаях подойдет 1D.

Терминал эквайринга — для оплаты картами. Чтобы принимать оплату по безналу нужны договор эквайринга с банком и терминал. Он не заменяет онлайн-кассу, а работает в комплекте с ней. Без кассового аппарата подключить эквайринг нельзя.

Продавцу принимать к оплате банковские карты удобно: ему не надо проверять купюры, пересчитывать деньги и искать сдачу. А покупатели, если расплачиваются картой, получают кэшбэк — бонусы от банка.

Денежный ящик — для магазинов с большим потоком покупателей, которые платят наличными. Нужен, чтобы хранить деньги в безопасности.

Принтер этикеток — понадобится, чтобы самостоятельно промаркировать товар, если штрихкод не нанес производитель. Но распечатывать штрихкоды можно и на обычном принтере, поэтому на принтере этикеток можно сэкономить.

Установить и зарегистрировать онлайн-кассу

Шаг 1. Заключите договор с оператором фискальных данных. Оператор фискальных данных — посредник между продавцом и налоговой.

Чеки с кассы сначала поступают в ОФД, а он передает их налоговой в нужном формате. Пока нет договора с ОФД, налоговая не зарегистрирует кассу, кроме случая, когда можно работать автономно в местности, отдаленной от сетей связи.

Выберите любого ОФД из официального реестра налоговой. Цена у всех ОФД почти одинаковая — в среднем 3000 ₽ за кассу в год. Иногда производители касс объявляют акции и дают ОФД в подарок.

Шаг 2. Оформите электронную подпись. Квалифицированная электронная подпись нужна, чтобы зарегистрировать кассу через интернет. Подпись стоит от 2000 ₽. Если у компании или ИП уже есть КЭП, то получать новую не надо.

Шаг 3. Подайте заявление на регистрацию онлайн-кассы в личном кабинете юрлица или ИП на сайте налоговой. В разделе «Учет контрольно-кассовой техники» нажмите «Зарегистрировать ККТ».

Подача заявления на регистрацию онлайн-кассы на сайте ФНС
Зарегистрировать кассу на сайте налоговой можно за 15 минут

В списке выберите «Заполнить параметры заявления вручную».

Форма для регистрации ККТ на сайте налоговой
Приготовьте необходимые данные, которые вам нужно будет указать в регистрационной форме

Заполните в заявлении:

1. Адрес и место установки онлайн-кассы, адрес местонахождения продавца — адрес магазина, кафе или другой точки, где стоит касса. Например, торговый центр «Ромашка», павильон 187. Причем адрес регистрации продавца и адрес установки онлайн-кассы могут не совпадать. Если подключаете облачную кассу, адресом места установки будет ЦОД — центр обработки данных поставщика кассы.

Адрес места установки онлайн-кассы нужно выбрать из справочника ФИАС. Если адреса в справочнике нет, нужно собрать документы на торговую точку, например договор аренды, обратиться с ними в администрацию района, где находится точка, и подать заявление о включении помещения в адресный справочник ФИАС.

2. Модель и заводской номер ККТ и фискального накопителя. Посмотрите их в паспорте кассы или на обратной стороне аппарата. Модель кассового аппарата нужно выбрать из предложенного списка. Все серийные номера ККТ и серийные номера фискального накопителя есть в базе ФНС. Как только укажете номер, сразу же запускается автоматическая проверка на наличие номера в базе и не зарегистрирован ли этот номер за кем-либо другим.

3. Сведения об использовании ККТ. Поставьте галочку, если у вашей кассы есть особенности: например, если вы будете использовать ее для расчетов в интернете или для развозной торговли.

Заполнение сведений об использовании ККТ на сайте налоговой
Будьте внимательны: если вы во время регистрации не поставите галочку, потом указать особые параметры не получится

4. ОФД, с которым вы оформили договор. Выберите его из предложенного списка.

Отправьте заявление. Если проверка пройдет успешно, в столбце «Состояние» появится регистрационный номер кассы.

Регистрационный номер кассы на сайте ФНС после успешной проверки заявления на ККТ
Регистрационный номер понадобится, чтобы завершить регистрацию онлайн-кассы

Шаг 4. Введите регистрационный номер в свою онлайн-кассу. У вас есть сутки с момента проверки, чтобы ввести регистрационный номер вместе с ИНН в ККТ. Если ошибетесь хотя бы в одной цифре, фискальный накопитель станет недействительным и его можно будет просто выбросить. Придется покупать новый. Если вы все сделали правильно, онлайн-касса распечатает чек.

Шаг 5. Сделайте отчет о регистрации онлайн-кассы. Вернитесь в личный кабинет на сайте налоговой, на вкладку «Учет контрольно-кассовой техники». Откройте «Отчет о регистрации ККТ»: укажите в нем время чека, его порядковый номер и в строке «Фискальный признак» 10 цифр с аббревиатурой «ФП» или «ФПД» — эту информацию вы тоже берете из чека.

Шаг 6. Получите карточку регистрации онлайн-кассы. Если фискализация прошла успешно, вы получите карточку регистрации, подписанную усиленной квалифицированной подписью ФНС.

Карточка регистрации онлайн-кассы с подписью ФНС
Карточку регистрации не нужно распечатывать, она будет храниться в вашем личном кабинете на сайте ФНС

Шаг 7. Введите параметры регистрации в личном кабинете ОФД. После получения карточки регистрации добавьте кассу в личном кабинете на сайте ОФД. Укажите параметры настройки — у каждого оператора они свои — и нажмите «Зарегистрировать кассу». Подключение онлайн-кассы прошло успешно, после этого можете начинать работать.

Если у вас нет КЭП, то сходите в налоговую и зарегистрируйте кассу:

  1. Заполните бумажное заявление и отнесите его в любую налоговую, необязательно по адресу регистрации.
  2. Вам выдадут регистрационный номер ККТ.
  3. В течение одного рабочего дня внесите регистрационный номер в кассу, распечатайте отчет о фискализации и снова отнесите его в налоговую.

Чтобы не ходить в налоговую дважды, можно сразу прийти с кассой и сделать все на месте.

Контроль и надзор за соблюдением требований к ККТ

Административный регламент исполнения ФНС России государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения утвержден Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 132н (далее – Регламент).

Согласно п. 2 Регламента государственную функцию по контролю за применением ККТ исполняют специалисты Инспекций по месту осуществления деятельности организации (кроме кредитных организаций) или индивидуального предпринимателя.

Проверяемыми объектами (лицами, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю, надзору) являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт.

Срок проведения проверки в каждом конкретном случае устанавливается руководителем (заместителем руководителя) Инспекции и не может превышать пяти рабочих дней. Срок исчисляется с даты выписки поручения руководителя (заместителя руководителя) Инспекции (п. 19 Регламента).

Последовательность административных процедур

Процедура налогового контроля за применением ККТ включает в себя следующие этапы (п. 20 Регламента):

а) проверка выдачи кассовых чеков, бланков строгой отчетности, выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу));

б) предъявление проверяемому лицу (организации или индивидуальному предпринимателю) поручения на проведение проверки;

в) рассмотрение проверяющими документов;

г) проверка соблюдения требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения;

д) оформление результатов проверки.

Первый этап: проверка выдачи чеков (БСО)

Проверка выдачи кассовых чеков включает в себя приобретение товара (работ, услуг), оплату этих товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами и (или) с использованием платежных карт, установления факта оформления (неоформления) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Указанные действия (процедуры проверки) проводятся в следующих формах:

форма контроля, основанная на визуальном наблюдении, с применением (без применения) способов видео-, аудиофиксации фактов приобретения и оплаты товаров покупателями (клиентами);

аналитические процедуры, направленные на выявление фактов выдачи или невыдачи кассовых чеков, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

На указанную процедуру отводится 1 рабочий день от даты поручения (п. 24 Регламента).

Второй этап: предъявление поручения

Налоговые инспекторы предоставляют проверяемому лицу поручение на проведение проверки и служебные удостоверения. Проверяемое лицо подписывает поручение с указанием своей должности и даты предъявления поручения. Проверяемое лицо может также написать на поручении отказ от ознакомления с поручением. В случае отсутствия проверяемого объекта или уклонения от ознакомления и подписания поручения налоговые инспекторы делают в нем соответствующую запись.

Пунктом 29 Регламента на этот этап отведено не более 2 рабочих дней от даты поручения.

Третий этап: рассмотрение документов

В зависимости от проверяемого периода и особенностей осуществления наличных денежных расчетов налоговые инспекторы рассматривают следующие документы (п. 34 Регламента):

- акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;

- журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста;

- распечатки отчетов из фискальной памяти контрольно-кассовой техники и использованных накопителей фискальной памяти;

- контрольные ленты контрольно-кассовой техники на бумажном носителе и (или) распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе;

- информацию из автоматизированной системы о выпущенных документах;

- сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации;

- бланки строгой отчетности, копии бланков строгой отчетности, корешки документов;

- карточку регистрации контрольно-кассовой техники;

- паспорт контрольно-кассовой техники;

- договор о технической поддержке ККТ, заключенный проверяемым объектом и поставщиком (центром технического обслуживания) контрольно-кассовой техники;

- документацию, связанную с приобретением, регистрацией, перерегистрацией, проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием, заменой программно-аппаратных средств, вводом в эксплуатацию, применением, хранением и выводом из эксплуатации контрольно-кассовой техники.

Документы для проверки представляются в виде оригиналов или заверенных должным образом копий. При этом налоговые инспекторы не вправе требовать у проверяемого объекта документы и сведения, не относящиеся к предмету проверки, а также нотариального удостоверения копий документов, представляемых в Инспекцию (п. 35 Регламента).

Срок рассмотрения документов не может превышать 1 рабочий день с даты предъявления проверяемому лицу поручения (п. 36 Регламента).

Четвертый этап: проверка соблюдения требований к ККТ

Этот этап включает в себя контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных проверяемым лицом в проверяемый период.

Контрольные действия по документальному изучению проводятся по документам проверяемого объекта, в том числе путем анализа и оценки полученной из них информации.

Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы и т.п.

Контрольные действия проводятся сплошным или выборочным способом.

Сплошной способ - проведение контрольного действия в отношении всей совокупности финансовых и хозяйственных операций.

Выборочный способ - проведение контрольного действия в отношении части финансовых и хозяйственных операций.

Налоговые инспекторы в обязательном порядке проверят соответствие контрольно-кассовой техники, кассовых чеков, бланков строгой отчетности, документов, выполненных на бланках строгой отчетности, документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) установленным требованиям. Перечень обязательных действий, которые должны выполнить проверяющие, приведен в пункте 41 Регламента.

Для определения возможности выявления корректировки или фальсификации информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, регистрируемой контрольно-кассовой техникой, осуществляется проверка реквизитов, отпечатанных на кассовом чеке, в том числе в соответствии с документацией применяемой модели контрольно-кассовой техники. Проверка осуществляется с использованием реквизитов, фактически отпечатанных на кассовом чеке.

Непосредственно на месте установки контрольно-кассовой техники производится сверка фактического места установки контрольно-кассовой техники с данными, зафиксированными в документах о регистрации контрольно-кассовой техники.

В ходе проверки проверяемое лицо обязано давать необходимые письменные объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, документы и заверенные копии документов, необходимые для проведения контрольных действий.

Максимальный срок выполнения четвертого этапа не может превышать 5 рабочих дней с даты выписки поручения (п. 42 Регламента).

Пятый этап: оформление результатов проверки

По результатам проверки составляется Акт, который подписывают налоговые инспекторы и проверяемое лицо. В случае если проверяемый объект или его представитель отсутствуют либо уклоняются от подписания Акта проверки, этот факт отражается в Акте, который направляется по почте заказным письмом по месту нахождения или месту жительства проверяемого объекта.

В Акте проверки указываются (п. 47 Регламента):

1) дата составления Акта проверки специалистами Инспекции;

2) полное наименование либо фамилия, имя, отчество (при наличии) проверяемого объекта, его идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет;

3) фамилии, имена, отчества (при наличии) лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования Инспекции;

4) дата и номер поручения на проведение проверки;

5) перечень документов, полученных Инспекцией в ходе проверки;

6) даты начала и окончания проверки;

7) адрес места нахождения или места жительства проверяемого объекта;

8) документально подтвержденные факты нарушений, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых. В описании нарушений должны быть указаны положения нормативных правовых актов, которые были нарушены.

Проверяемое лицо может изложить по фактам нарушений, отраженным в Акте проверки, свои замечания (возражения), сделав при этом запись в Акте проверки или в отдельном письменном объяснении.

Максимальный срок выполнения процедур данного этапа не может превышать 5 рабочих дней с даты выписки поручения (п. 50 Регламента).

В случае выявления фактов нарушений законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники специалисты Инспекции возбуждают и осуществляют производство по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП Российской Федерации.

Административными правонарушениями являются (п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):

- неприменение в установленных федеральными законами случаях ККТ;

- применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям;

- использование ККТ с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения;

- отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Ответственность за указанные правонарушения установлена в виде:

б) или наложения административного штрафа:

- на граждан в размере от 1 500 до 2 000 рублей;

- на должностных лиц - от 3 000 до 4 000 рублей;

- на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 рублей.

Читайте также: