Какими законами рф регламентировано требование проведения идентификации налогового резидента в банке

Опубликовано: 17.05.2024

Для чего банки проводят идентификацию клиентов, какие сведения необходимо собрать перед приемом клиента на обслуживание. В каких случаях не требуется идентификация или применяется упрощенная система.

18 октября 2019

С 2001 года банки и другие субъекты Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ обязаны идентифицировать клиентов перед тем, как их обслуживать. За 18 лет закон сильно изменился и дополнился новыми субъектами и требованиями. В этой статье рассмотрим актуальный порядок идентификации и состав сведений о клиентах, которые банк должен установить.

Что такое идентификация

Любые операции в банке должны совершаться непосредственно владельцем счета. Для того чтобы предотвратить нелегальные переводы, кредитные организации идентифицируют клиента.

Идентификация — мероприятия, которые помогают банку установить и подтвердить достоверность сведений о клиентах, представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах. Если клиент совершит экономическое преступление или окажется замешанным в финансировании экстремизма, имеющиеся данные помогут установить личность виновного.

Порядок идентификации клиента в банке

На первом этапе идентификации банк собирает сведения о клиенте с опорой на оригиналы документов и заверенные копии.

В отношении физических лиц — ФИО, гражданство, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина на пребывание в РФ, адрес места регистрации и жительства, ИНН.

В отношении юридических лиц — наименование, организационно-правовая форма, ИНН или код иностранной организации, ОГРН и адрес регистрации.

В отношении иностранной структуры без образования ЮЛ — наименование, регистрационный номер или код структуры, место ведения основной деятельности. Для трастов также устанавливаются состав имущества, находящегося в управлении, ФИО и адрес места жительства учредителей и доверительного собственника.

Кроме того, принимая и продолжая обслуживать клиентов, субъекты 115-ФЗ обязаны:

  • определять цели финансово-хозяйственной деятельности, финансовое положение и деловую репутацию клиентов;
  • выяснять источники происхождения денег и имущества, с которыми выполняются транзакции;
  • идентифицировать бенефициарных владельцев клиента;
  • выявлять среди клиентов публично-должностных лиц;
  • обновлять информацию о клиентах, представителях, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год;
  • обновить данные в течение семи рабочих дней, если появятся сомнения в достоверности и точности информации;
  • хранить и представлять полученные сведения в Росфинмониторинг;
  • сверять списки клиентов с перечнем организаций и физических лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму, и блокировать расчетный счет таких клиентов.

Упрощенная идентификация

Упрощенная идентификация не предполагает выяснения представителей, выгодоприобретателей и бенефициаров клиента. Банк устанавливает у физлица только ФИО, серию и номера паспорта , и подтверждает достоверность этих сведений оригиналами документов или заверенными копиями.

Такая система идентификации применяется к физлицам, если соблюдены следующие условия:

  • операция не подлежит обязательному контролю;
  • клиент не причастен к экстремистской деятельности или терроризму;
  • у банка отсутствуют подозрения в преступных целях клиента;
  • операция не носит запутанного или необычного характера.

Упрощенная идентификация, например, проводится в случае, когда физлицо переводит деньги без открытия банковского счета или банк предоставляет клиенту электронное средство платежа. Подробнее применение упрощенной идентификации объясняется в ст. 1.1 и 1.2 115-ФЗ.

В каких случаях не требуется идентификация физлица

Ряд операций с деньгами не требует идентификации клиента по 115-ФЗ:

  • перевод без открытия счета, если сумма не превышает 15 тыс. рублей;
  • покупка ювелирных изделий на сумму до 40 тыс. рублей;
  • покупка валюты на сумму до 40 тыс. рублей.

Однако если у сотрудника банка возникнут сомнения в целях операции, у клиента могут потребовать сведения и документы, необходимые для идентификации.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Обзоры для бухгалтера


Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» ст. 207 НК РФ была дополнена нормой, согласно которой предусмотрен особый порядок определения налогового статуса физических лиц в целях исчисления НДФЛ. Поправка вступила в силу 31.07.2020. О том, по каким правилам следует определять налоговое резидентство в 2020 году, читайте в представленной статье.

Общий порядок определения статуса налогового резидента РФ

На основании п. 1 ст. 207 НК РФ уплачивать НДФЛ должны:

  • физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;
  • физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

По общему правилу налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Независимо от фактического времени нахождения в России налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные для работы за границу (п. 3 ст. 207 НК РФ).

В соответствии со ст. 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налоговыми резидентами РФ как от источников в РФ, так и от источников за ее пределами, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, — только от источников в РФ. При этом ставка налога для нерезидентов составляет не 13, а 30 % (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Федеральным законом от 29.11.2014 № 379 ФЗ текст ст. 207 НК РФ был дополнен п. 2.1, согласно которому в 2015 году налоговыми резидентами признавались физические лица, фактически находящиеся в РФ на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта
по 31 декабря 2014 года. Период нахождения физического лица в России на перечисленных территориях не прерывался на краткосрочные (менее шести месяцев) периоды выезда за пределы РФ.

183 дня пребывания в России, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом РФ, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, когда физическое лицо находилось в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев (Письмо ФНС РФ от 25.06.2020 № БС-3-11/4763@).

Окончательный налоговый статус налогоплательщика, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период (календарный год), определяется по его итогам.

Если работники организации редко выезжают за границу по служебным обязанностям, статус резидента может быть подтвержден табелем учета рабочего времени и дополнительных документов не требуется.

В ситуации, когда сотрудники часто и надолго выезжают за рубеж (или в организации работают иностранцы), у них нужно запросить документы для подтверждения налогового статуса. В этих целях сотрудник может представить документ, выданный налоговым органом, по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 07.11.2017 № ММВ-7-17/837@. Данный документ подтверждает статус налогового резидента за календарный год (текущий или предыдущий) (п. 7 Порядка представления документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ, утвержденного Приказом № ММВ-7-17/837@).

Вместо подтверждения от налогового органа работник может представить документы об общем сроке пребывания в России в течение последних 12 месяцев. Организация вправе самостоятельно определить налоговый статус работника, подсчитав количество дней, которые он провел в РФ (письма Минфина РФ от 22.02.2017 № 03 04 05/10518, ФНС РФ от 19.09.2016 № ОА-3-17/4272@). Перечень таких документов НК РФ не установлен. Чаще всего представляют копии страниц паспорта с отметками о пересечении границы (письма Минфина РФ от 18.07.2019 № 03 04 06/53227, от 18.05.2018 № 03 04 05/33747).

Также подтвердить статус резидента могут, в частности (письма Минфина РФ от 21.04.2020 № 03 04 05/31921, от 13.01.2015 № 03 04 05/69536, от 26.06.2008 № 03 04 06 01/182, ФНС РФ от 30.12.2015 № ЗН-3-17/5083):

  • миграционная карта с данными о въезде в РФ и выезде из РФ;
  • справки с места работы (в том числе с предыдущего);
  • приказы о командировках, путевые листы и т. п.;
  • авансовые отчеты и документы к ним (проездные документы, документы о проживании);
  • справка, полученная по месту проживания в РФ;
  • договор с медицинским (образовательным) учреждением;
  • справка о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием времени такого лечения (обучения).

Дополнительно могут быть представлены свидетельство о регистрации по месту временного пребывания или документ о регистрации по месту жительства (пребывания). Однако использовать документы о регистрации в качестве единственного подтверждения налогового статуса работника нельзя, так как они не доказывают его нахождение в России в течение необходимого количества дней, а лишь подтверждают право находиться в РФ.

Вид на жительство иностранного гражданина не подтверждает фактическое время нахождения его на территории РФ и, следовательно, не подтверждает налоговый статус резидента. Этот документ свидетельствует о праве на постоянное проживание в РФ, а также на свободный въезд в страну и выезд из нее (письма Минфина РФ от 19.12.2019 № 03 04 06/99463, от 24.06.2019 № 03 04 05/46120).

Независимо от срока фактического нахождения в РФ физическое лицо может не признаваться в налоговом периоде налоговым резидентом РФ, если в этом налоговом периоде такое лицо являлось налоговым резидентом иностранного государства. Данное правило действует в случае, если в налоговом периоде в отношении физического лица действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, перечень которых определяется Правительством РФ (п. 4 ст. 207 НК РФ). В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 10.11.2017 № 1348.

Для того чтобы физическое лицо не было признано налоговым резидентом РФ, ему необходимо обратиться в инспекцию с заявлением, к которому прилагается документ, подтверждающий налоговое резидентство другого государства. Такой документ или выдается компетентным органом иностранного государства (сертификат налогового резидентства), или составляется в произвольной форме обоснования невозможности получения такого сертификата в уполномоченном органе иностранного государства с приложением подтверждающих документов.

Что касается заявления о непризнании лица налоговым резидентом РФ, его форма утверждена Приказом ФНС РФ от 21.06.2019 № ММВ-7-17/318@.

Заявление представляется в срок, предусмотренный для подачи налоговой декларации, — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В свою очередь, налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня получения заявления и необходимых документов должен уведомить физическое лицо:

  • либо о наличии возможности не признавать его налоговым резидентом РФ в соответствующем налоговом периоде;
  • либо об отсутствии такой возможности с указанием оснований для принятия данного решения.

С подробной информацией о порядке подтверждения статуса налогового резидента РФ для физических лиц можно ознакомиться в специальном разделе на официальном сайте ФНС (Письмо ФНС РФ от 31.07.2020 № БВ-3-17/5577@).

Порядок определения налогового статуса физлица в 2020 году

Федеральным законом № 265 ФЗ текст ст. 207 НК РФ был дополнен новым п. 2.2. Положениями этого пункта предусмотрено, что в налоговом периоде 2020 года физическое лицо признается налоговым резидентом РФ в случае его фактического нахождения в РФ от 90 до 182 календарных дней включительно в период с 1 января по 31 декабря 2020 года.

В данном случае основанием для признания лица налоговым резидентом РФ является заявление, которое представляется:

  • в налоговый орган по месту жительства физического лица;
  • в налоговый орган по месту пребывания — при отсутствии у физического лица места жительства на территории РФ;
  • в налоговый орган по месту постановки на учет — для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и не имеющего на территории РФ места жительства (места пребывания).

Заявление составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество (при его наличии) и ИНН физического лица.

Срок подачи заявления в налоговую инспекцию совпадает со сроком, предусмотренным п. 1 ст. 229 НК РФ для представления декларации по НДФЛ за налоговый период 2020 года, — не позднее 30 апреля 2021 года (Письмо Минфина РФ от 31.07.2020 № 03 04 06/67274).

Работодатели в 2020 году исчисляют НДФЛ по общим правилам с учетом 183 дней. Возврат переплаты из бюджета будут осуществлять сами работники.

в отношении иностранных налогоплательщиков (FATCA/CRS)
для физических лиц

Исполнение требований закона FATCA:

Настоящим Публичное акционерное общество Банк «Финансовая корпорация Открытие» (далее — Банк) доводит до сведения физических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, планирующих установить деловые взаимоотношения с Банком 1 , что 30.06.2014 вступил в силу Федеральный закон от 28.06.2014 № 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон 173-ФЗ).

В соответствии с требованиями Федерального закона 173-ФЗ Банк принимает обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди лиц, заключающих (заключивших) с Банком договор 1 , предусматривающий оказание финансовых услуг, лиц, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов.

В соответствии с требованиями Закона США «О налогообложении иностранных счетов» (Foreign Account Tax Compliance Act) (далее — Закон FATCA) Банк заключил соглашение с Налоговым управлением США (Internal Revenue Service (IRS)) и зарегистрировался на сайте Налогового управления США, тем самым подтвердив свое согласие на сбор и представление Налоговому управлению США информации о Налогоплательщиках США 2 .

Основной целью Закона FATCA является противодействие уклонению от налогообложения в США доходов Налогоплательщиков США 2 , полученных через финансовые институты за пределами США.

Банк с 01.07.2014 осуществляет сбор сведений, позволяющих определить принадлежность вновь обратившегося лица (впервые обратившегося с 01.07.2014 в Банк для установления деловых взаимоотношений) к лицам, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов.

Сведения о Налогоплательщиках США, включая данные о номерах счетов Клиента в Банке, остатках на счетах, об операциях по счетам, могут быть переданы Банком в Налоговое управление США (IRS) и/или лицу, исполняющему обязанности такого органа, а также уполномоченным органам в объеме и порядке, установленном законодательством РФ.

Обращаем Ваше внимание, что Банк не консультирует клиентов по вопросам применения Закона FATCA. В случае возникновения вопросов рекомендуем Вам проконсультироваться с профессиональным налоговым консультантом.

Об установлении статуса клиентов для целей CRS

CRS (Common Reporting Standard, далее CRS) — Стандарт по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах, разработанный ОЭСР (Организацией экономического сотрудничества и развития). 12 мая 2016 года ФНС России от имени Российской Федерации подписала многостороннее Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года.

CRS направлен на предотвращение глобального уклонения от уплаты налогов с использованием офшорных юрисдикций и обеспечения прозрачности информации.

CRS в России реализован посредством принятия Федерального закона 340-ФЗ от 27.11.2017г., дополнившего Главой 20.1 Налоговый кодекс РФ, и утверждения Постановления Правительства от 16.06.2018г. № 693 «О реализации международного автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий)».

В целях международного обмена информацией с иностранными налоговыми органами указанные документы обязывают Банк устанавливать налоговое резидентство клиентов, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих, и направлять сведения об иностранных налогоплательщиках в ФНС РФ.

Клиенты, в свою очередь, обязаны в соответствии с Налоговым кодексом РФ предоставлять запрашиваемую Банком информацию о налоговом резидентстве указанных лиц.

В случае непредставления лицом, заключающим с Банком договор 1 , предусматривающий оказание финансовых услуг, информации, запрашиваемой в соответствии с настоящей главой, организация финансового рынка вправе отказать в заключении такого договора с этим лицом.

Банк вправе в случае непредставления клиентом запрашиваемой в соответствии с Главой 20.1 Налогового кодекса РФ информации отказать в совершении операций, осуществляемых в пользу или по поручению клиента по договору 1 , предусматривающему оказание финансовых услуг, и (или) в случаях, предусмотренных указанной главой, расторгнуть в одностороннем порядке договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, уведомив об этом клиента не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения.

Банк вправе в одностороннем порядке расторгнуть заключенный с клиентом договор 1 , предусматривающий оказание финансовых услуг, если в результате проведения мер, предусмотренных пунктом 1 статьи 142.4 Главы 20.1 НК РФ, Банк выявит недостоверность или неполноту представленной клиентом информации либо придет к выводу о противоречии представленной клиентом информации сведениям, имеющимся в распоряжении Банка, в том числе полученным из иных общедоступных источников информации.

Банк в целях выполнения вышеуказанных требований по FATCA/CRS при установлении деловых отношений с клиентом и заключении договоров 1 об оказании финансовых услуг, а также при наличии оснований полагать, что предоставленная клиентом по запросу Банка информация/документы для целей FATCA/CRS перестали соответствовать действительности, запрашивает 3 у клиентов информацию и документы, в том числе:

  • Вопросник по самосертификации для идентификации клиента - физического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, в целях FATCA/CRS Форма вопросника на русском языке
  • Self-certification questionnaire for identification of a client — an individual, an individual entrepreneur, an individual engaged in professional practice in accordance with the legislation of the Russian Federation, for the purposes of FATCA/CRS Форма вопросника на английском языке
  • Подтверждение налогового резидентства в РФ для физического лица https://www.nalog.ru/rn77/ip/interest/reg_ip/resident_rf/ (это подтверждение может быть запрошено при опровержении клиентом наличия у него статуса иностранного налогоплательщика)
  • Форма W-9 4 (размещена на сайте Налогового управления США), должна быть предоставлена в Банк, если вы являетесь гражданином США или Налогоплательщиком 2 США.
  • (1) копия свидетельства об утрате гражданства США по форме DS 4083 5 или (2) письменное объяснение причины отказа от гражданства США или (3) письменное объяснение причины неполучения гражданства США при рождении, если Вы родились в США, но не являетесь гражданином США

Проверку структуры иностранного идентификационного номера налогоплательщика можно осуществить по ссылке.

Информация по CRS для клиентов, размещенная на сайте ФНС:

1 Открытие банковского счета/вклада, заключение договора на брокерское обслуживание, депозитарные услуги и другие финансовые услуги.

2 Под понятием «Налогоплательщик США» понимается физическое лицо, которое является гражданином США или налоговым резидентом США. Если наличие статуса налогового резидента США вызывает у Вас сомнения, мы рекомендуем проконсультироваться с профессиональным налоговым консультантом.

По общему правилу, Вы можете быть признаны налоговым резидентом США, если:

Вы родились в США; ИЛИ

  1. Вы являетесь гражданином США или у Вас есть «Грин-карта» США; ИЛИ
  2. Вы отвечаете критерию существенного присутствия. Чтобы отвечать этому критерию, Вы должны физически находиться в США по крайней мере:
    1. 31 день в течение текущего года, и
    2. 183 дня в течение трехлетнего периода, который включает текущий год и два непосредственно предшествующих года, включая в расчет, что:
      Все дни, в течение которых Вы находились в США в течение текущего года; И
      1/3 дней, в течение которых Вы находились в США в течение первого года, предшествующего текущему году; И
      1/6 дней, в течение которых Вы находились в США в течение второго года, предшествующего текущему году.

В качестве признаков Налогоплательщика США в отношении физических лиц дополнительно рассматриваются:

  • Наличие регистрации/места жительства в США
  • Почтовый адрес в США (включая почтовый ящик)
  • Телефонный номер с кодом США (префикс «+1»)
  • Постоянно действующие инструкции по платежам в США
  • Действующая доверенность, выданная лицу, имеющему право на управление счетом, с адресом в США
  • Право подписи, выданное лицу с адресом в США
  • Адрес до востребования в США (в отсутствии иного адреса)
  • Налоговый резидент США (по иным основаниям, например, при покупке недвижимости в США)

4 Форма Налогового управления США, которая используется для определения статуса Налогоплательщика США

5 Свидетельство об утрате гражданства США (CLN) — форма Бюро консульских дел Государственного департамента США, составленная сотрудником консульской службы Соединенных Штатов, подтверждающая отказ от гражданства США. Данная форма утверждается Государственным Секретарем США на основании Закона об иммиграции и гражданстве США 1952 г.

В связи с принятием Федерального закона от 27.11.2017 №340-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний» лица, заключающие с банком договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, обязаны представлять в банк информацию, позволяющую установить их налоговое резидентство, в отношении самих себя, выгодоприобретателей и (или) лиц, прямо или косвенно их контролирующих.

В случае непредставления лицом, заключающим с банком договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, информации, запрашиваемой в соответствии с настоящей главой, банк вправе отказать в заключении такого договора с этим лицом.

В случае непредставления клиентом, имеющим действующие договоры, предусматривающие оказание финансовых услуг, запрашиваемой банком информации, позволяющую установить их налоговое резидентство, банк вправе отказать в совершении операций, осуществляемых в пользу или по поручению клиента, либо расторгнуть в одностороннем порядке договор, предусматривающий оказание финансовых услуг.

Формы самосертификации для определения налогового резиденства

Налогообложение иностранных счетов в соответствии с требованием законодательства FATCA

Банк является участвующим финансовым институтом (Participating FFI) в рамках Закона о налогообложении иностранных счетов США (FATCA). Банку присвоен индивидуальный идентификационный номер участника (GIIN — Global Intermediary Identification Number) — ZDFUFB.00000.LE.643.

В соответствии с пп. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.06.2014 №173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в банке были утверждены следующие документы:

В соответствии с требованиями FATCA, банк обязуется выполнять требования по идентификации клиентов, сбору и передаче предусмотренной Федеральным законом от 28 июня 2014 г. №173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (Федеральный закон №173-ФЗ) информации о клиентах уполномоченным государственным органам Российской Федерации, а также иностранному налоговому органу, включая Internal Revenue Service of the United States (Федеральную налоговую службу США) и (или) иностранным налоговым агентам, уполномоченным иностранным налоговым органом на удержание иностранных налогов и сборов.

В связи с этим, в соответствии со ст. 2 Федерального Закона №173-ФЗ ПАО «АК БАРС» БАНК рекомендует клиентам:

  • физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим гражданство иностранного государства (не имеющим гражданство РФ) или не имеющим гражданства, или имеющим одновременно с гражданством Российской Федерации гражданство иностранного государства (за исключением гражданства государства — члена Таможенного союза) и (или) имеющим вид на жительство в иностранном государстве;
  • юридическим лицам, зарегистрированным не в соответствии с законодательством Российской Федерации или зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации, более 10% акций (долей) уставного капитала, которых прямо или косвенно контролируются иностранными гражданами (лицами с гражданством иностранного государства (без гражданства РФ) или без гражданства, или с двойным гражданством и (или) имеющим вид на жительство в иностранном государстве (за исключением лиц имеющих одновременно с гражданством Российской Федерации гражданство государства — члена Таможенного союза);
  • и не прошедшим процедуру идентификации на предмет отнесения их к категории иностранных налогоплательщиков, заполнить и представить в банк одну из нижеследующих анкет:
    • для физических лиц и индивидуальных предпринимателей: Анкета клиента — физического лица
    • для юридических лиц: Анкета клиента — юридического лица

Если клиентом — физическим лицом или индивидуальным предпринимателем дан хотя бы один положительный ответ на вопросы в Анкете, а клиентом — юридическим лицом дан любой ответ на вопросы в Анкете, ему необходимо документально подтвердить или опровергнуть предположение об отнесении его к категории клиентов — иностранных налогоплательщиков, посредством предоставления в банк одной из форм в соответствии с требованиями FATCA (W-8BEN, W-8BEN-E, W-9, W-8IMY и W-8ECI), а также предоставить в банк подписанное Согласие банку на обработку персональных данных (открыть Согласие банку на обработку персональных данных).

Указанные формы находятся в открытом доступе на сайте www.irs.gov .

Выбор формы для заполнения зависит от статуса налогоплательщика, к которому относится клиент.

Из-за перегруженного и неочевидного законодательства у меня возникают вопросы о валютном резидентстве.

С налоговым резидентством мне все ясно. Но как обстоят дела с валютным? Я находил разную информацию, начиная с того, что каждый гражданин РФ — валютный резидент, если провел в России хотя бы день в календарном году, до того, что валютное резидентство с недавних пор аналогично налоговому.

По окончании 2020 года я буду налоговым нерезидентом. Я не понимаю, должен ли я в 2021 году подавать отчет о движении средств по счету в иностранном банке за 2020 год, так как не могу окончательно разобраться со статусом валютного резидента.

Валютное резидентство не аналогично налоговому. Будучи гражданином РФ, вы признаетесь валютным резидентом. В то же время если в 2020 году вы провели за границей в совокупности более 183 дней, то есть стали налоговым нерезидентом, то не должны представлять отчет о движении средств на зарубежном счете.

Отчет о движении средств на зарубежном счете

Отчет о движении денег на зарубежном счете в налоговую инспекцию по месту учета подают физлица-резиденты. Срок — до 1 июня года, который следует за отчетным. Так, в 2021 году до 1 июня нужно представить отчет за 2020 год.

Срок могут изменить. Например, из-за пандемии срок сдачи отчета за 2019 год продлили до 1 декабря 2020 года.

Форму отчета утвердило правительство. Отчет можно сдать в инспекцию:

  1. лично;
  2. через представителя с нотариальной доверенностью;
  3. заказным письмом с уведомлением о вручении. Тогда подпись на отчете должен заверить нотариус;
  4. в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС.

Если резидент не соблюдает установленный порядок, включит в отчет не все сведения или ошибется в содержании, его могут оштрафовать на сумму от 2000 до 3000 Р .

Штраф грозит и тогда, когда резидент нарушит срок представления отчета. Сумма штрафа в таком случае — от 300 до 3000 Р и зависит от величины просрочки. При повторных нарушениях штрафы достигают 20 000 Р .

Налоговые инспекции привлекают нарушителей к ответственности, а суды их в этом поддерживают.

Решение Московского городского суда от 20.03.2018 № 7-3450/2018 PDF, 99 КБ

Разберемся, кто относится к валютным резидентам и совпадают ли они с налоговыми резидентами.

Т⁠—⁠Ж теперь в приложении

Кого признают налоговым и валютным резидентом

Понятия «налоговый резидент» и «валютный резидент» не идентичны. Они установлены разными законами.

Определение налогового резидента дано в налоговом кодексе, который регулирует налогообложение. Понятие валютного резидента содержит закон «О валютном регулировании и валютном контроле», цель которого — навести порядок в операциях с иностранной валютой.

По общему правилу налоговые резиденты — это граждане, которые находятся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

В 2020 году из-за пандемии, чтобы стать налоговым резидентом, нужно было провести в России минимум 90 дней и подать заявление в налоговую. Заявление на резидентство можно представить до 30 апреля 2021 года. Если его не подать, резидентство будет определяться по общему правилу.

Валютные резиденты — это все граждане РФ, кроме дипломатов, которые работают за рубежом. Валютными резидентами являются и иностранные граждане, и лица без гражданства с видом на жительство в РФ.

Должен ли налоговый нерезидент сдавать отчет о движении денег по счету в иностранном банке

Представлять отчет о движении средств по счету в иностранном банке обязаны не все валютные резиденты. Те, кто это делать не должен, перечислены в пунктах 7 и 8 статьи 12 закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

В частности, представлять отчет не должны валютные резиденты, которые находились за пределами России в совокупности более 183 дней в истекшем календарном году.

Вы пишете, что по окончании 2020 года будете налоговым нерезидентом. Как я уже сказала, в 2020 году налоговым резидентом можно было стать по-разному:

  1. в общем порядке, прожив в России не менее 183 календарных дней;
  2. в специальном порядке, прожив в России 90 дней и подав в налоговую заявление.

Предположим, что, когда вы определяли свой статус налогового нерезидента, исходили из специального порядка, предусмотренного на 2020 год. То есть находились в России меньше 90 дней. Допустим, вы находились в России максимум, возможный в 2020 году для налогового нерезидента, — 89 дней. В этом случае срок вашего пребывания за пределами России составит:

366 − 89 = 277 дней

Если вы исходили из общего порядка определения налогового резидентства, то есть находились в России менее 183 дней, максимум 182 дня, то срок вашего пребывания за пределами России составит:

366 − 182 = 184 дня

При любом расчете срок вашего пребывания за пределами России в 2020 году в совокупности составит более 183 дней. Таким образом, представлять отчет о движении денежных средств по счету в иностранном банке вы не должны.

Также вы не обязаны уведомлять налоговую, что покинули страну. Но если раньше вы сдавали отчет, а потом перестали, то этот факт может заинтересовать инспекцию. Налоговая может запросить у вас документы, которые подтверждают выезд из России и пребывание за ее пределами. Вы сможете доказать это, например, отметками в загранпаспорте, ВНЖ в другой стране и т. п.

Инспекция может запросить эти данные и в госорганах, например Главном управлении по вопросам миграции МВД или Пограничной службе ФСБ. Важно представить в налоговый орган достоверную информацию, чтобы при сравнении сведений от вас и госорганов инспектор не увидел расхождений.

Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т⁠—⁠Ж отвечают

Читайте также: