Какие резервы обязательны в бухгалтерском учете и налоговом учете 2021

Опубликовано: 07.05.2024

Какие нововведения ожидают бухгалтера бюджетной сферы в 2021 году?
Gesrey / Depositphotos.com

Традиционно наступление нового года связано не только с приятными хлопотами, но и с изменениями в законодательстве. Вот и в 2021 году бухгалтеров бюджетной сферы ожидает целый ряд нововведений. Разбираться в изменившихся правилах работы приходится очень оперативно, ведь применять многие новшества нужно будет сразу после новогодних каникул. Чтобы не допускать ошибок и свести к минимуму риск возникновения претензий при проверках, необходимо быть в курсе всех изменений, вступающих в силу с 1 января 2021 года.

Начинаем применять еще несколько новых федеральных стандартов бухучета

Он устанавливает единые требования к порядку признания, первоначальной и последующей оценки в бухгалтерском учете обязанностей и обязательств учреждений перед своими работниками и иными получателями выплат, а также к раскрытию этой информации в отчетности.

Все выплаты Стандарт делит на две группы: текущие (например, заработная плата) и отложенные (например, отпускные). Порядок оценки и учета выплаты будут зависеть от ее принадлежности к соответствующей группе: текущие – в составе принятых обязательств по оплате труда и начислениям на них, а отложенные – в составе резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу на счете 0 401 60 000.

Нужно внести изменения в учетную политику на 2021 год и предусмотреть условия начисления нового вида резервов – по пенсионным и иным аналогичным выплатам. В него включаются суммы государственного пенсионного обеспечения, помимо выплат из Пенсионного фонда, а также суммы, предусмотренные коллективным договором или иным локальным актом учреждения по достижении работником возраста выхода на пенсию или определенного стажа.

Благодаря этому Стандарту кардинально меняется подход к учету объектов НМА. К нематериальным активам со следующего года относятся как исключительные, так и неисключительные права пользования. В частности, права пользования лицензионными программными продуктами с 2021 года больше не осуществляется на забалансовом счете 01 – такие объекты нужно "поднять" на баланс. Для этого в План счетов с 2021 года введены новые аналитические счета к счету 0 111 00 "Права пользования активами". Более детальным станет и учет НМА, то есть исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Для них счет 0 102 00 "Нематериальные активы" также дополнен новыми аналитическими кодами. Кроме того, с 2021 года для отражения прав пользования НМА будут применяются новые подстатьи КОСГУ:

  • для неисключительных прав с определенным сроком полезного использования – подстатьи 352 и 452;
  • для неисключительных прав с неопределенным сроком полезного использования – подстатьи 353 и 453.

Переход на учет в соответствии со Стандартом "Нематериальные активы" нужно проводить уже сейчас. В ходе годовой инвентаризации все имеющиеся у учреждения компьютерные программные продукты, права пользования и иные НМА необходимо пересмотреть и распределить по новым учетным группам. Кроме того, теперь Инструкция № 157н прямо предписывает аналитический учет НМА вести в разрезе объектов учета по инвентарным номерам и ответственным лицам, так что в Инвентарной карточке потребуется прописать дополнительную аналитическую информацию. Уточнить ее тоже нужно в ходе инвентаризации

Ключевое новшество этого Стандарта – изменение требований к отражению в отчетности прав на земельные участки. Применяя Стандарт впервые, учреждениям придется переоценить до кадастровой стоимости земельные участки, учтенные на балансе и внесенные в ЕГРН. Кроме того, сейчас при годовой инвентаризации земельных участков и иных НПА нужно уточнить дополнительные данные для аналитического учета таких объектов, поскольку Инструкция № 157н теперь требует обеспечить более широкую аналитику в учете НПА.

Стандарт устанавливает единые правила признания затрат по государственному/ муниципальному долгу публично-правовых образований, по заимствованиям автономных и бюджетных учреждений, а также требования к раскрытию информации об указанных затратах в бухгалтерской / финансовой отчетности. Так, затраты по долговым обязательствам АУ/БУ Стандарт делит на две категории: процентные расходы по долгосрочным обязательствам и прочие затраты по долговым обязательствам. Учитываться расходы каждой категории должны обособленно. Прочие затраты изначально признаются в составе расходов будущих периодов на счете 0 401 50 000 и впоследствии включаются в состав капвложений либо относятся к расходам текущего периода.

Совместная деятельность – это операции, осуществляемые, в частности, в рамках договора простого товарищества. Участниками такой деятельности могут быть в том числе государственные и муниципальные учреждения, но только при условии, что договор простого товарищества или договор совместной деятельности не имеет целью предпринимательство.

Регулировать порядок учета объектов, возникающих при ведении совместной деятельности по договору простого товарищества или соглашению о совместно осуществляемых операциях без образования юрлица, а также особенности раскрытия информации об участии в такой деятельности в бухгалтерской/финансовой отчетности, как раз и будет новый федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов "Совместная деятельность".

Стандарт определяет, как раскрывать в годовой отчетности информацию о лицах – физических и юридических, влияющих на работу учреждения, или, наоборот, на деятельность которых может оказать влияние организация бюджетной сферы. К таким связанным с учреждением сторонам относятся:

  • аффилированные лица. Например, для АУ – это члены его наблюдательного совета;
  • лица, считающиеся по законодательству заинтересованными в сделках, которые заключает учреждение;
  • лица, способные влиять на хозяйственные решения учреждения в силу закона, учредительных документов или соглашений;
  • лица, на решения которых по закону или на основании учредительных документов может влиять учреждение.

Финансовый инструмент – это договор/ соглашение, по которому у одной из сторон возникает финансовый актив (денежные средства, финансовая "дебиторка", выданные заимствования и др.), а у другой – финансовое обязательство (финансовая "кредиторка", полученные заимствования) или увеличение чистых активов. Стандарт устанавливает правила учета следующих основных групп финансовых активов:

  • денежные средства;
  • финансовая дебиторская задолженность;
  • финансовые долговые требования;
  • финансовые активы, удерживаемые до погашения: деньги, размещенные на депозитах сроком более трех месяцев и долговые ценные бумаги;
  • финансовые активы для перепродажи: акции, облигации, векселя и иные ценные бумаги;
  • финансовые активы, предназначенные для получения доходов от участия: акции с соответствующей целью владения, доли участия в уставных капиталах организаций, участие в учреждениях и прочее.

А к финансовым обязательствам Стандарт относит:

  • финансовую кредиторскую задолженность;
  • долговые обязательства.

Масштабные изменения в Инструкциях № 157н, № 162н, № 174н и № 183н

В конце 2020 года серьезные поправки были внесены во все Инструкции, устанавливающие порядок ведения бюджетного и бухгалтерского учета для учреждений всех типов. Это масштабная работа по приведению действующих нормативных актов в соответствие с требованиями федеральных стандартов бухучета – как уже применяющихся, так и тех, что начнут работать с 2021 года.

Изменений много. Часть из них внедряем уже в 2020 году, другую часть будем применять со следующего года. Среди нововведений – 2021:

Как было в 2020 году

Как будет в 2021 году

Неисключительные права пользования, в частности, программные продукты


О.И. Прохорова
автор статьи, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Реформа бухучета в России идет полным ходом. Очередной ее этап наступит в 2021 году, когда обязательным станет применение ФСБУ 5/2019 "Запасы", утв. Приказом Минфина России от 15.11.2019 N 180н (далее - ФСБУ 5/2019). Многие нормы нового стандарта бухгалтерского учета носят системообразующий характер, могут привести к принципиальным изменениям учета, потребуют пересмотра учетной политики и соответствующих настроек в бухгалтерской программе.

Нормативная база

Принятие и введение в действие ФСБУ 5/2019 "Запасы" влечет за собой отмену нормативно-методических актов, которые до 2021 года вместе с ПБУ 5/01 применялись для учета материально-производственных запасов. Так, отменяются (п. 1 ФСБУ 5/2019):

  • Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/01);
  • Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н;
  • Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утв. Приказом Минфина РФ от 26.12.2002 N 135н.

Это потребует серьезной доработки внутренних стандартов экономических субъектов. Идея заключается в установлении новых правил бухгалтерского учета запасов, в наибольшей степени соответствующих требованиям МСФО (IAS) 2 "Запасы" (введен в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н). Это в конечном итоге должно способствовать повышению достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В налоговом учете сырья, материалов, комплектующих, канцтоваров и прочих активов в связи с вступлением в силу ФСБУ 5/2019 ничего не меняется (Письмо Минфина России от 30.10.2020 N 03-03-06/1/95824).

Что относится к запасам по новым правилам

Для целей бухгалтерского учета запасы – это активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации либо в течение не более 12 месяцев (п. 3 ФСБУ 5/2019, п. 1 Информационного сообщения Минфина России от 10.04.2020 N ИС-учет-27 – далее Информация Минфина). Для признания запаса в качестве актива неважно, есть ли на него право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления) и имеет ли он материально-вещественную форму. Важные условия (п. 5 ФСБУ 5/2019, п. 3 Информации Минфина):

  • понесенные затраты обеспечат получение в будущем экономических выгод;
  • определена сумма понесенных затрат.

Согласно нормам ФСБУ 5/2019 с 2021 года к запасам, кроме всего прочего, относятся незавершенное производство, объекты недвижимости, приобретенные или созданные для продажи и объекты интеллектуальной собственности (п. 3 ФСБУ 5/2019, п. 2 Информации Минфина).

Материальные ценности, приобретенные для создания основных средств (например, в качестве частей объекта или материалов для строительства), к запасам не относятся. Их следует квалифицировать как капитальные вложения с момента приобретения независимо от того, на каком счета они будут оприходованы (пп. "а" п. 5 ФСБУ 26/2020, пп. "а" п. 2 Информационного сообщения Минфина России от 03.11.2020 N ИС-учет-28). Хотя ФСБУ 26/2020 вступит в силу для обязательного применения с 2022 года, в 2021 году стоит применять такие же правила.

Организация может принять решение не отражать в составе запасов все, что приобретено для управленческих нужд и сразу признавать расходы (п. 2 ФСБУ 5/2019).

Оценка

В бухгалтерском учете, по общему правилу, запасы отражаются по фактической себестоимости (п. 9 ФСБУ 5/2019, п. 5 Информации Минфина).

В новом ФСБУ 5/2019 ярко выражена экономическая сущность актива как ресурса, контролируемого организацией в результате событий прошлых периодов, от которого организация ожидает получить экономические выгоды в будущем. Это обосновывает включение в стоимость запасов не только фактически произведенных затрат, но и оценочных обязательств, а также капитализацию процентов по кредитам и займам (п. 11 ФСБУ 5/2019). От бухгалтера такой подход к оценке запасов потребует проявления профессионального суждения, необходимости получения максимально полной и достоверной информации о поступлении и использовании запасов.

Согласно нормам нового российского стандарта в фактическую себестоимость запасов, в частности, включаются только те проценты, которые связаны с приобретением запасов для дальнейшего включения в стоимость инвестиционного актива"(пп. "д" п. 11 ФСБУ 5/2019). Однако для отражения в бухгалтерском учете и отчетности реального финансового результата может понадобиться анализ норм МСФО.

По международным стандартам в отношении процентов по кредитам и займам следует руководствоваться МСФО (IAS) 23 "Затраты по заимствованиям" (п. 17 МСФО (IAS) 2). Согласно этому документу проценты могут включаться как в стоимость запасов, связанных с поступлением инвестиционных активов, так и в стоимость готовой продукции, если ее производство носит длительный характер. Например, производство алкогольной продукции многолетней выдержки может потребовать привлечения заемных средств и капитализации процентов в ее стоимости с целью формирования достоверного финансового результата. Принятие подобного решения надо отразить в учетной политике (п. 7.1 ПБУ 1/2008).

Следовательно, особенности деятельности экономического субъекта требуют детального подхода к формированию фактической себестоимости запасов с учетом правил ФСБУ и МСФО. В такой ситуации применяются правила, предусмотренные ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации": в случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах правила не установлены, то организация разрабатывает соответствующий способ учета исходя из требований МСФО (п. 7.1 ПБУ 1/2008).

При приобретении запасов с отсрочкой или рассрочкой платежа на период более 12 месяцев (если меньший срок не установлен в учетной политике) затратами на их приобретение признается сумма денежных средств (без НДС), которая была бы уплачена продавцу без отсрочки или рассрочки. Сумма к уплате рассчитывается путем дисконтирования или на основании документально подтвержденной информации, которой располагает организация. Разницу между этой величиной и будущими платежами при отсрочке или рассрочке (без НДС) следует учитывать аналогично процентам по заемному обязательству (п. 13 ФСБУ 5/2019, пп. "а" п. 6 Информации Минфина).

При формировании фактической себестоимости запасов по новым правилам внимания заслуживают договоры с особыми условиями ценообразования. В данной ситуации суммы, уплаченные или подлежащие уплате поставщику, будут включаться в фактическую себестоимость запасов за минусом скидок, уступок, вычетов, премий, льгот независимо от формы их предоставления (пп. "б" п. 12 ФСБУ 5/2019).

Следовательно, с 2021 года покупателю, уверенному в том, что ему будет предоставлена скидка и он способен или намерен соблюдать условия ее получения, а также знает ее точную сумму, нужно сразу учитывать запасы по стоимости, уменьшенной на величину будущей скидки.

Бухгалтеру необходимо оценить вероятность получения скидки, ориентируясь на историю взаимоотношений с поставщиком, или на план поставок, или на иной подобный документ. Отсутствие уверенности в получении премий, бонусов, скидок, льгот освобождает бухгалтера от обязанности вычитать их в момент оприходования запасов.

Кроме того, с 2021 года меняется порядок определения фактической себестоимости запасов, которые остаются в организации после выбытия, ремонта, модернизации, реконструкции основных средств и других внеоборотных активов. Раньше она формировалась исходя из текущей рыночной стоимости на дату принятия ТМЦ к бухгалтерскому учету. Согласно новым правилам такие запасы будут учитываться по наименьшей из двух величин (п. 16 ФСБУ 5/2019, пп. "г" п. 6 Информации Минфина):

  • стоимости, по которой организация учитывает аналогичные запасы;
  • сумме балансовой стоимости списываемых активов и затрат, понесенных при демонтаже и разборке объектов, извлечении запасов, приведении их в надлежащее состояние.

Учет спецодежды

Многие специалисты задаются вопросом о новых правилах учета спецодежды в связи с вступлением в силу ФСБУ 5/2019 и отменой соответствующих методических указаний. Однако по этому вопросу никаких принципиальных изменений в учете не произойдет.

По нормам нового стандарта спецодежда может приниматься к бухгалтерскому учету в составе запасов по фактической себестоимости, которая определяется по общим правилам (пп. "б" п. 3, п. п. 9, 10, пп. "а" п. 11, пп. "а" п. 12 ФСБУ 5/2019). В момент передачи спецодежды в эксплуатацию ее стоимость единовременно списывается в дебет соответствующих счетов учета затрат (пп. "б" п. 41, пп. "б" п. 43 ФСБУ 5/2019).

В то же время при выполнении критериев по сроку полезного использования и по стоимости спецодежду стоит относить к основным средствам.

Согласно ФСБУ 6/2020 по учету основных средств, который вступит в силу для обязательного применения с 2022 года, организация может принять решение не применять этот стандарт в отношении активов со сроком полезного использования больше 12 месяцев, но имеющих стоимость ниже лимита, установленного организацией (п. 5 ФСБУ 6/2020). При этом затраты на приобретение таких активов признаются расходами периода, в котором они понесены (п. п. 5, 7, 8, 16, 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации"). Следовательно, стоимость спецодежды будет списана единовременно или учтена через амортизацию.

В 2021 году, пока сохраняет действие ПБУ 6/01, для признания актива основным средством следует руководствовать его нормами. Спецодежду, которая не относится к запасам по причине длительного срока службы, стоит учитывать в составе основных средств. Такие правила бухучета действовали и раньше, до вступления в силу ФСБУ 5/2019 (Письмо Минфина России от 12.05.2003 N 16-00-14/159).

Учет побочного продукта

На практике нередки ситуации, когда в процессе производства или при проведении работ организация получает кроме основного еще побочный продукт. Например, грунт, оставшийся после обустройства площадки, или жмых, полученный при производстве масла. ФСБУ 5/2019 не регулирует порядок учета побочных продуктов.

Согласно МСФО (IAS) 2 побочные продукты могут оцениваться по чистой возможной цене продажи, которая вычитается из себестоимости основного продукта (п. 14 МСФО (IAS) 2).

Под чистой возможной ценой продажи понимается расчетная цена продажи в ходе обычной деятельности за вычетом расчетных затрат на завершение производства и расчетных затрат, которые необходимо понести для продажи (п. 6 МСФО (IAS) 2, п. 29 ФСБУ 5/2019). Например, стоимость грунта, которая исключается из себестоимости работ по устройству площадки, будет определяться по цене его возможной реализации (без учета НДС) за минусом предполагаемых расходов на подготовку к продаже. Как следствие, балансовая стоимость основного продукта незначительно отличается от его себестоимости (п. 14 МСФО (IAS) 2).

Этот аспект важно учитывать в преддверии вступления в силу для обязательного применения ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения".

По новым правилам, для правильного формирования стоимости капитальных вложений, а затем и основных средств, необходимо расчетную стоимость побочной продукции вычитать из величины капитальных вложений (п. 15 ФСБУ 26/2020).

Учет незавершенного производства (НЗП)

Есть несколько принципиальных нововведений в учете НЗП по правилам ФСБУ 5/2019. Это обусловлено тем, что НЗП с 2021 года признается запасами, и новый стандарт регулирует порядок его оценки.

В единичном, массовом и серийном производстве при первоначальном признании НЗП можно оценивать по фактической себестоимости (п. 9 ФСБУ 5/2019). В единичном производстве это единственно возможный способ оценки (п. 27 ФСБУ 5/2019). В фактическую себестоимость следует включать прямые и косвенные затраты. Способ их распределения нужно установить в учетной политике.

В себестоимость нельзя включать сверхнормативный расход сырья, потери от брака и простоев, управленческие расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с выпуском продукции (п. 26 ФСБУ 5/2019, п. 7 Информации Минфина). Также остатки НЗП нельзя оценивать только по стоимости сырья и материалов. Допустимые варианты оценки НЗП (п. п. 24, 27 ФСБУ 5/2019):

  • по полной себестоимости,
  • по нормативной себестоимости,
  • по прямым затратам.

НЗП, наравне с другими запасами, следует проверять на обесценение (п. 30 ФСБУ 5/2019). При этом следует создать резерв, размер которого будет равен сумме превышения фактической себестоимости запасов над чистой стоимостью их продажи. Балансовой стоимостью запасов будет их фактическая себестоимость за вычетом резерва.

В отношении резерва под обесценение запасов с 2021 года меняется порядок его восстановления. Если раньше восстановление резерва признавалось прочим доходом, то по правилам ФСБУ 5/2019 это будет относится на уменьшение суммы расходов, признанных в этом же периоде в связи с продажей запасов (п. 31 ФСБУ 5/2019, п. 10 Информации Минфина).

Оценка запасов после признания

С 2021 года на отчетную дату запасы оцениваются, как правило, по наименьшей из следующих величин:

  • фактическая себестоимость запасов;
  • чистая стоимость продажи запасов.

Данное правило обязательно для коммерческих организаций (п. 28 ФСБУ 5/2019, п. 9 Информации Минфина). Исключением из него являются случаи, предусмотренные пунктами 32 - 35 Стандарта по учету запасов. До принятия ФСБУ 5/2019 после признания МПЗ оценивались по текущей рыночной стоимости (фактическая себестоимость за минусом резерва под снижение стоимости материальных ценностей) или по фактической себестоимости.

Упрощенный бухучет

Для отдельных категорий налогоплательщиков ФСБУ 5/2019 не является обязательным для применения. Это касается микропредприятий, которые вправе вести упрощенный бухучет и составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 1 ФСБУ 5/2019).

Любая организация может принять решение не применять ФСБУ 5/2019 в отношении запасов, предназначенных для управленческих нужд (п. 2 ФСБУ 5/2019). При этом затраты, которые должны были бы включаться в стоимость запасов, признаются расходами периода, в котором были понесены (п.1, п.2 ФСБУ 5/2019).

Организации с упрощенным учетом вправе считать себестоимостью приобретенных запасов их договорную стоимость без уменьшения на скидки, премии, бонусы, льготы, а также при предоставлении отсрочки или рассрочки ставить на учет запасы по стоимости, указанной в первичных документах без дисконтирования (п. 17 ФСБУ 5/2019). Кроме того, ФСБУ 5/2019 допускает упрощенный вариант определения фактической себестоимости запасов в случае оплаты неденежными средствами (п. 14 ФСБУ 5/2019).

Применение упрощенных способов учета позволит организациям отражать запасы на отчетную дату по фактической себестоимости без уменьшения ее на сумму резерва под обесценение (п. 32 ФСБУ 5/2019).

Переход на новый стандарт

Переход на нормы ФСБУ 5/2019 можно осуществить по выбору организации: ретроспективно или перспективно. Выбранный способ необходимо раскрыть первой бухгалтерской отчетности, составленной с применением ФСБУ 5/2019 (п.п. 47, 48 ФСБУ 5/2019).

При ретроспективном переходе следует (п. 15 ПБУ 1/2008):

  • скорректировать остатки по счетам учета запасов, нераспределенной прибыли и другим связанным счетам;
  • при составлении бухгалтерской отчетности за первый отчетный период применения ФСБУ 5/2019 пересчитать сравнительные показатели за два предыдущих года, которые отражаются в этой отчетности.

На 1 января 2021 года надо скорректировать состав и стоимость запасов, а также сумму резерва. Корректировки, связанные с изменением доходов или расходов периодов, предшествующих периоду первого применения ФСБУ 5/2019, будут отнесены на счет 84 (п. 15 ПБУ 1/2008).

Переход на ФСБУ 5/2019 перспективно предполагает применение новых правил учета только в отношении операций, возникающих после 1 января 2021 года. Однако активы, имеющиеся на балансе организации по состоянию на 31 декабря 2020 года, надо классифицировать по новым правилам в январе 2021-го. Например, если спецодежду правомерно учитывали по правилам ПБУ 5/01 в составе МПЗ, но она не относится к запасам по ФСБУ 5/2019, ее надо перенести на счет 01 без ретроспективного пересчета показателей отчетности за прошлые периоды.

Заключение

Реформирование бухгалтерского учета, появление и вступление в силу новых федеральных стандартов должно привести к сближение национальной практики учета с требованиями МСФО.

Первым серьезным испытанием для российского бухгалтера станет ФСБУ 5/2019 "Запасы". На очереди ФСБУ 6/2020 "Основные средства", ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения", ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды", которые станут обязательны для применения, начиная с отчетности за 2022 год. Применение новых правил учета направлено на предоставление заинтересованным пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности достоверной информации о финансовом состоянии организации.

Новые правила учета запасов с 2021 года

Найдите ответы на свои вопросы в КонсультантПлюс прямо сейчас. Обезопасьте себя от ошибок и штрафов.


О.И. Прохорова
автор статьи, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Поможем не забыть сделать главное.

Посмотрите актуальные чек-листы для бухгалтера и юриста

Какие нововведения ожидают бухгалтера бюджетной сферы в 2021 году?
Gesrey / Depositphotos.com

Традиционно наступление нового года связано не только с приятными хлопотами, но и с изменениями в законодательстве. Вот и в 2021 году бухгалтеров бюджетной сферы ожидает целый ряд нововведений. Разбираться в изменившихся правилах работы приходится очень оперативно, ведь применять многие новшества нужно будет сразу после новогодних каникул. Чтобы не допускать ошибок и свести к минимуму риск возникновения претензий при проверках, необходимо быть в курсе всех изменений, вступающих в силу с 1 января 2021 года.

Начинаем применять еще несколько новых федеральных стандартов бухучета

Он устанавливает единые требования к порядку признания, первоначальной и последующей оценки в бухгалтерском учете обязанностей и обязательств учреждений перед своими работниками и иными получателями выплат, а также к раскрытию этой информации в отчетности.

Все выплаты Стандарт делит на две группы: текущие (например, заработная плата) и отложенные (например, отпускные). Порядок оценки и учета выплаты будут зависеть от ее принадлежности к соответствующей группе: текущие – в составе принятых обязательств по оплате труда и начислениям на них, а отложенные – в составе резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу на счете 0 401 60 000.

Нужно внести изменения в учетную политику на 2021 год и предусмотреть условия начисления нового вида резервов – по пенсионным и иным аналогичным выплатам. В него включаются суммы государственного пенсионного обеспечения, помимо выплат из Пенсионного фонда, а также суммы, предусмотренные коллективным договором или иным локальным актом учреждения по достижении работником возраста выхода на пенсию или определенного стажа.

Благодаря этому Стандарту кардинально меняется подход к учету объектов НМА. К нематериальным активам со следующего года относятся как исключительные, так и неисключительные права пользования. В частности, права пользования лицензионными программными продуктами с 2021 года больше не осуществляется на забалансовом счете 01 – такие объекты нужно "поднять" на баланс. Для этого в План счетов с 2021 года введены новые аналитические счета к счету 0 111 00 "Права пользования активами". Более детальным станет и учет НМА, то есть исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Для них счет 0 102 00 "Нематериальные активы" также дополнен новыми аналитическими кодами. Кроме того, с 2021 года для отражения прав пользования НМА будут применяются новые подстатьи КОСГУ:

  • для неисключительных прав с определенным сроком полезного использования – подстатьи 352 и 452;
  • для неисключительных прав с неопределенным сроком полезного использования – подстатьи 353 и 453.

Переход на учет в соответствии со Стандартом "Нематериальные активы" нужно проводить уже сейчас. В ходе годовой инвентаризации все имеющиеся у учреждения компьютерные программные продукты, права пользования и иные НМА необходимо пересмотреть и распределить по новым учетным группам. Кроме того, теперь Инструкция № 157н прямо предписывает аналитический учет НМА вести в разрезе объектов учета по инвентарным номерам и ответственным лицам, так что в Инвентарной карточке потребуется прописать дополнительную аналитическую информацию. Уточнить ее тоже нужно в ходе инвентаризации

Ключевое новшество этого Стандарта – изменение требований к отражению в отчетности прав на земельные участки. Применяя Стандарт впервые, учреждениям придется переоценить до кадастровой стоимости земельные участки, учтенные на балансе и внесенные в ЕГРН. Кроме того, сейчас при годовой инвентаризации земельных участков и иных НПА нужно уточнить дополнительные данные для аналитического учета таких объектов, поскольку Инструкция № 157н теперь требует обеспечить более широкую аналитику в учете НПА.

Стандарт устанавливает единые правила признания затрат по государственному/ муниципальному долгу публично-правовых образований, по заимствованиям автономных и бюджетных учреждений, а также требования к раскрытию информации об указанных затратах в бухгалтерской / финансовой отчетности. Так, затраты по долговым обязательствам АУ/БУ Стандарт делит на две категории: процентные расходы по долгосрочным обязательствам и прочие затраты по долговым обязательствам. Учитываться расходы каждой категории должны обособленно. Прочие затраты изначально признаются в составе расходов будущих периодов на счете 0 401 50 000 и впоследствии включаются в состав капвложений либо относятся к расходам текущего периода.

Совместная деятельность – это операции, осуществляемые, в частности, в рамках договора простого товарищества. Участниками такой деятельности могут быть в том числе государственные и муниципальные учреждения, но только при условии, что договор простого товарищества или договор совместной деятельности не имеет целью предпринимательство.

Регулировать порядок учета объектов, возникающих при ведении совместной деятельности по договору простого товарищества или соглашению о совместно осуществляемых операциях без образования юрлица, а также особенности раскрытия информации об участии в такой деятельности в бухгалтерской/финансовой отчетности, как раз и будет новый федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов "Совместная деятельность".

Стандарт определяет, как раскрывать в годовой отчетности информацию о лицах – физических и юридических, влияющих на работу учреждения, или, наоборот, на деятельность которых может оказать влияние организация бюджетной сферы. К таким связанным с учреждением сторонам относятся:

  • аффилированные лица. Например, для АУ – это члены его наблюдательного совета;
  • лица, считающиеся по законодательству заинтересованными в сделках, которые заключает учреждение;
  • лица, способные влиять на хозяйственные решения учреждения в силу закона, учредительных документов или соглашений;
  • лица, на решения которых по закону или на основании учредительных документов может влиять учреждение.

Финансовый инструмент – это договор/ соглашение, по которому у одной из сторон возникает финансовый актив (денежные средства, финансовая "дебиторка", выданные заимствования и др.), а у другой – финансовое обязательство (финансовая "кредиторка", полученные заимствования) или увеличение чистых активов. Стандарт устанавливает правила учета следующих основных групп финансовых активов:

  • денежные средства;
  • финансовая дебиторская задолженность;
  • финансовые долговые требования;
  • финансовые активы, удерживаемые до погашения: деньги, размещенные на депозитах сроком более трех месяцев и долговые ценные бумаги;
  • финансовые активы для перепродажи: акции, облигации, векселя и иные ценные бумаги;
  • финансовые активы, предназначенные для получения доходов от участия: акции с соответствующей целью владения, доли участия в уставных капиталах организаций, участие в учреждениях и прочее.

А к финансовым обязательствам Стандарт относит:

  • финансовую кредиторскую задолженность;
  • долговые обязательства.

Масштабные изменения в Инструкциях № 157н, № 162н, № 174н и № 183н

В конце 2020 года серьезные поправки были внесены во все Инструкции, устанавливающие порядок ведения бюджетного и бухгалтерского учета для учреждений всех типов. Это масштабная работа по приведению действующих нормативных актов в соответствие с требованиями федеральных стандартов бухучета – как уже применяющихся, так и тех, что начнут работать с 2021 года.

Изменений много. Часть из них внедряем уже в 2020 году, другую часть будем применять со следующего года. Среди нововведений – 2021:

Как было в 2020 году

Как будет в 2021 году

Неисключительные права пользования, в частности, программные продукты

image_pdf
image_print

В декабре как никогда актуально подводить итоги и готовиться к новшествам учёта, которые будут ожидать компанию в новом году. В статье рассмотрим актуальные вопросы по бухгалтерскому и налоговому учёту в 2021 году.

ФСБУ 5/2019 «Запасы»

Нормы стандарта будут распространяться на все юридические лица, за исключением бюджетных организаций, а также микрофинансовых организаций, ведущих учёт на УСН. Организации, освобождённые от обязанности применения стандарта, должны отразить в учётной политике информацию о том, что организация не будет придерживаться в учёте положений ФСБУ 5/2019.

Прочие юридические лица в учётной политике должны прописать способ отражения сведений, который они выбирают на своё усмотрение:

  • ретроспективный – подразумевает, что компания пересчитает все свои запасы по правилам ФСБУ 5/2019
  • перспективный – означает, что у компании одновременно на складе будут храниться товары и материалы, которые посчитаны как по-старому ПБУ 5/01, так и по-новому ФСБУ 5/2019.

Выбранный способ необходимо также будет указывать при сдаче отчётности за 2021 год.

Вне зависимости от масштабов деятельности компания может прописать в своей учётной политике, что в отношении товаров и материалов, используемые для управленческих нужд, положения ФСБУ 5/2019 применяться не будут. Единственным условием будет необходимость чётко прописать номенклатуру или группу товаров, которые будут подпадать под категорию управленческих нужд (канцелярия, топливо для машины руководителя и другое).

По новым правилам в фактическую себестоимость запасов необходимо будет включать:

  • суммы, подлежащие уплате поставщику
  • затраты на заготовку и доставку
  • затраты на доведение запасов до состояния пригодного к использованию
  • величину оценочного обязательства по демонтажу, утилизации, восстановлению окружающей среды
  • проценты, подлежащие включению в стоимость инвестиционного актива

Если компания приобретает товар в рассрочку больше чем на 12 месяцев, то по новым требованиям приобретённый товар необходимо отражать в учёте по полной стоимости, указанной в договоре или счёте-фактуре. В свою очередь, разница между стоимостью товара и часть уплаченной поставщику суммы будет считаться процентами по заёмным средствам, поскольку в распоряжении покупателя будут одновременно иметься товар и неуплаченная часть его стоимости.

С нового года запрещено учитывать в составе незавершённого производства расходы, связанные с ненадлежащей организацией производственного процесса (простой, сверхнормативный расход материалов и другое).

Стандарт ФСБУ 5/2019 предполагает производить переоценку запасов на каждое 31 декабря. Запасы на отчётную дату будут оцениваться по наименьшей из следующих величин:

  • фактическая себестоимость запасов
  • чистая стоимость продажи запасов

Стоит отметить, что с 1 января 2021 года прекращает своё действие приказ Минфина РФ от 28 декабря 2001 года № 119н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учёту материально-производственных запасов».

Новая декларация вместо двух: 2-НДФЛ и 6-НДФЛ

В соответствии с приказом ФНС от 15 октября 2020 года № ЕД-7-11/753 при сдаче отчётности за I квартал 2021 года необходимо будет использовать обновлённую декларацию 6-НДФЛ, в которую справки по форме 2-НДФЛ будут встроены в качестве приложения. При этом содержание справки, формируемой по каждому физическому лицу, никаким изменениям не подверглось.

Новая декларация будет включать в себя:

  • титульный лист
  • раздел 1 «Данные об обязательствах налогового агента»
  • раздел 2 «Расчёт исчисленных, удержанных и перечисленных сумм НДФЛ»
  • приложение «Справки о доходах и суммах налогов физлица»

Повышенная ставка НДФЛ

В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2020 года № 372-ФЗ начиная со следующего года к лицам, у которых сумма годового дохода превысила 5 млн рублей, необходимо будет применять ставку по НДФЛ в размере 15 %. Повышенная ставка будет применяться к сумме превышения установленного лимита.

Для целей налогообложения по увеличенной ставке будут рассматриваться только доходы постоянного характера, то есть заработная плата, авторский гонорар, дивиденды и прочее.

Декларация по НДС 2021

На основании приказа ФНС от 19 августа 2020 года № ЕД-7-3/591 в декларацию по НДС внесены следующие изменения:

  • на титульном листе отсутствует реквизит кода ОКВЭД
  • изменены штрихкоды
  • для компаний, реализующих инвестиционные проекты, установлен порядок ведения раздельного учёта при исполнении соглашений о защите и поощрении капиталовложений и при осуществлении иной деятельности
  • в раздел 1 включены новые строки для компаний, заключивших соглашение по защите капиталовложений

Декларация по налогу на прибыль 2021

Приказ ФНС от 11 сентября 2020 года № ЕД-7-3/655 расширил список кодов Признака налогоплательщика, отражаемых на Листе 2 и Приложениях 4 и 5 к нему. (см. подробнее Новая форма декларации по налогу на прибыль)

Внесены изменения в размер налоговой ставки по налогу на прибыль для IT-компаний. Ставка с 20% будет снижена до 3% при выполнении определённых условий (см. подробнее Изменения по налогу на прибыль для IT-компаний и производителей электроники)

В новой форме декларации предусмотрены следующие изменения:

  • Лист 4 необходимо будет заполнить в отношении доходов акционера или правопреемника при распределении имущества ликвидируемой компании
  • Лист 8 должны заполнить компании, которые скорректировали доходы и расходы по результатам взаимосогласительной процедуры по нормам международного законодательства, используется при симметричной корректировке «6»

Прекращение ЕНВД с 2021

Компании, применяющие в текущем году режим ЕНВД, не обязаны подавать никаких заявлений о снятии с учёта. Данный процесс будет осуществлён налоговой инспекцией в автоматическом режиме.

Если налогоплательщик до 31 декабря 2020 года не уведомит ФНС о выборе нового налогового режима, то компания по умолчанию будет переведена на режим ОСНО, ИП будет признан плательщиком НДФЛ (см. подробнее На какой налоговый режим перейти после ЕНВД?)

Новые лимиты и ставки по УСН в 2021 году

В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 266-ФЗ для компаний на УСН вводятся дополнительные лимиты, которые позволят остаться на «упрощёнке», но приведут к повышению налоговой ставки.

Так, если показатели находятся в следующих пределах:

  • величина доходов – 150-200 млн рублей
  • среднесписочная численность – 100-130 человек

то право на применение УСН сохраняется, однако размер ставки в зависимости от объекта налогообложения будет следующим:

  • «доходы» 8%
  • «доходы минус расходы» 20%

С 2021 года обязателен новый ФСБУ 5/2019 «Запасы». Он регулирует учёт материалов, товаров, готовой продукции и незавершённого производства. Отличия нового стандарта от текущих положений рассмотрим в статье.

Кто не применяет новый стандарт

Как и ранее, микропредприятия, у которых есть право на упрощённый учёт, могут признавать стоимость запасов в составе расходов в момент приобретения (абз. 2 п. 2, абз. 1 п. 13.2 ФСБУ 5/2019). Однако остальные организации с упрощённым учётом обязаны применять ФСБУ «Запасы» в полном объёме.
В то же время любая организация может относить на расходы стоимость запасов для управленческих нужд. Это положение нужно закрепить в учётной политике (абз. 2 п. 2 ФСБУ 5/2019).

«Малоценные» основные средства

ФСБУ 5/2019 закрепил критерии отнесения активов к запасам. Один из них — использование активов в одном операционном цикле либо в течение 12 месяцев. Это означает, что новый стандарт запрещает учитывать «малоценные» ОС в запасах, хотя это разрешено в п. 5 ПБУ 6/01 «Учёт основных средств». Новый стандарт — более поздний документ того же уровня и юридической силы, при коллизии норм он будет иметь приоритет.

Кроме того, новый ФСБУ 6/2020 «Основные средства» также предписывает относить на расходы стоимость малоценных активов, которые можно признать ОС. С начала применения этого стандарта коллизия устраняется (не позднее 2022 года).

В связи с этим рекомендуем в учётной политике закрепить порядок учёта «малоценных» ОС — и относить их стоимость непосредственно на расходы.

Отмена отдельного порядка учёта спецпредметов

ФСБУ 5/2019 не выделяет как отдельный вид запасов спецпредметы — специальные инструменты, приспособления, оборудование и одежду. Методические указания по их учёту тоже отменяются, поэтому «нестандартные» правила учёта применять больше нельзя.

Затраты на приобретение спецпредметов нужно учитывать в общем порядке.

  • Если спецпредметы используются дольше 12 месяцев (или более одного операционного цикла продолжительностью более 12 месяцев), они отражаются в учёте в составе основных средств.
  • Если меньше — как запасы по ФСБУ 5/2019, то есть с отнесением стоимости на расходы или на себестоимость готовой продукции (работ, услуг) в момент передачи в эксплуатацию.

Новые правила формирования себестоимости НЗП

Новый стандарт относит к запасам незавершённое производство (НЗП). Раньше это подразумевалось, но не было закреплено нормативно. Значит, в стоимость НЗП, как и в стоимость других видов запасов, нельзя включать управленческие расходы (пп. «б» п. 18 ФСБУ 5/2019).

Это означает, что в учётной политике нельзя предусматривать распределение управленческих расходов на себестоимость: списание общехозяйственных расходов проводкой Дт 20 Кт 26 в большинстве случаев будет неправомерно. Единственный «штатный» способ — списывать их на финансовый результат проводкой Дт 90 Кт 26.

Исключение — если управленческие расходы непосредственно связаны с созданием (приобретением) запасов. Например, если руководитель организации лично поехал в командировку для закупки материалов, командировочные расходы (включая средний заработок с начисленными страховыми взносами) нужно отнести на себестоимость этих материалов.

Меняется и порядок оценки себестоимости НЗП. Теперь нельзя оценивать НЗП по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов, поскольку этот способ не предусмотрен п. 27 ФСБУ 5/2019.

Формирование себестоимости запасов

ФСБУ 5/2019 ввёл новые правила формирования себестоимости запасов.

  • В стоимость запасов включается оценочное обязательство, признанное в связи с их приобретением или созданием (пп. «г» п. 11 ФСБУ 5/2019). Например, организация создаёт строительную площадку для выполнения проекта. Она знает, что после завершения работ нужно привести территорию в порядок: уложить новый грунт, высадить траву, деревья или кустарники и т.п. В этом случае организация обязана создать оценочное обязательство по ПБУ 8/2010 и отнести его сумму на увеличение НЗП.
  • В себестоимость запасов, признаваемых инвестиционными активами, включаются проценты по заёмным средствам (пп. «д» п. 11 ФСБУ 5/2019). Раньше это правило было закреплено лишь в ПБУ 15/2008, поэтому на практике к МПЗ не применялось.
  • Запасы могут быть оценены не по той стоимости, которая указана в договоре на приобретение. Если запасы приобретены с длительной отсрочкой или в рассрочку, а проценты по коммерческому кредиту в договоре не выделены, их выделяют расчётным путем. В себестоимость запасов включается сумма, которую нужно было бы уплатить поставщику без отсрочки или рассрочки (п. 13 ФСБУ 5/2019). Разница, как и для расходов по займам, относится на прочие расходы.
  • Продукцию сельского, лесного и рыбного хозяйства, а также товары, которые торгуются на организованных торгах, можно при признании оценивать по справедливой стоимости (п. 19 ФСБУ 5/2019). Она определяется по МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» (п. 14 ФСБУ 5/2019).

Резерв под обесценение запасов

Раньше величину резерва рассчитывали как превышение фактической себестоимости над текущей рыночной стоимостью (ПБУ 5/01). В новом ФСБУ величина резерва — это превышение фактической себестоимости запасов над их чистой стоимостью продажи (п. 30 ФСБУ 5/2019). А это значит, что сумма резерва может увеличиться. Старая и новая формулы для расчёта даны в таблице.

Резерв под обесценение запасов
в ПБУ 5/01 в ФСБУ 5/2019 «Запасы»
Фактическая себестоимость — текущая рыночная стоимость Фактическая себестоимость — текущая рыночная стоимость — затраты на производство — затраты на подготовку к продаже — затраты на продажу

Появилась неопределённость в порядке начисления резерва. Согласно п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», сумма отчислений в резервы относится к прочим расходам. Норм, которые бы противоречили этому положению, в ФСБУ 5/2019 нет.

Но стандарт устанавливает порядок восстановления резерва (абз. 2 п. 31 ФСБУ 5/2019): «Величина восстановления резерва под обесценение запасов относится на уменьшение суммы расходов, признанных в этом же периоде в соответствии с подпунктом «а» пункта 43 настоящего Стандарта».

При этом в пп. «а» п. 43 ФСБУ 5/2019 упоминается выручка от продажи этих запасов. Это значит, что сумму восстановления резерва, созданного в отношении, например, товаров для перепродажи, нужно отнести не на прочие доходы (как требовал п. 7 ПБУ 9/99), а на уменьшение себестоимости продажи товаров.

В этом случае возникает нелогичная с экономической точки зрения ситуация. При начислении или увеличении резерва нужно признать прочие расходы, а при его восстановлении — уменьшить себестоимость, то есть расходы по обычным видам деятельности.

В этой ситуации возможны два варианта действий:

  1. Если сумма восстановления резерва несущественна для организации, она может воспользоваться правом, предоставленным п. 7.4 ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации». Тогда можно не применять порядок, установленный любым стандартом (в том числе и ФСБУ 5/2019). Значит, сумму восстановления резерва можно отнести на прочие расходы, исходя из требования рациональности.

8 декабря пройдёт онлайн-конференция об изменениях учёте.

  1. Если сумма восстановления резерва существенна для организации, её нужно раскрыть в отчётности отдельно. Значит, нарушение экономической логики ни на что не повлияет: пользователи отчётности увидят расшифровки и примут правильные решения.

Переходные положения

Возможны два варианта перехода на применение ФСБУ 5/2019 (п. 47 стандарта):

Перспективный — требования стандарта применяются только в отношении фактов хозяйственной жизни, возникших после даты начала его применения. Сравнительные показатели бухотчётности, например показатели 2020 года в отчётности за 2021 год, пересчитывать не нужно (п. 14 ПБУ 1/2008).

Ретроспективный — требования стандарта применяются и к прошлым, и к будущим периодам. На дату перехода на новый стандарт нужно пересчитать остатки по счетам бухучёта по новым правилам. При составлении бухотчётности — пересчитать сравнительные показатели.

  • из состава запасов исключается стоимость запасов, предназначенных для управленческих нужд, если принято решение не применять ФСБУ 5/2019 по таким запасам;
  • корректируется себестоимость НЗП, если НЗП оценивалось по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов;
  • пересчитывается по новым правилам резерв под обесценение запасов.

Все корректировки отражаются в корреспонденции со счётом 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)».

Александр Лавров, аттестованный аудитор

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: