Какие налоги входят в консолидированный бюджет краснодарского края

Опубликовано: 16.05.2024

Бочарова Ольга Федоровна, Гарибян Лиана Вазгеновна, Дзебисова Виктория Владимировна

1. канд.экон.наук, доцент кафедры финансов ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина»
2. магистр 2 курса, направления подготовки 38.04.01 «Финансы и кредит» ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина»
3. бакалавр 4 курса, направления подготовки 38.03.01 Экономика профиль «Финансы и кредит». ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина

Bocharova Olga Fedorovna, Garibyan Liana Vazgenovna, Dziebisova Victoria Vladimirovna

1. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Finance. FGBOU VO "The Kuban state agrarian University of I.T. Trubilina »
2. Master of 2 course, directions of training 38.04.01 "Finance and credit". FGBOU VO "The Kuban state agrarian University of I.T. Trubilina »
3. Bachelor 4 courses, directions of training 38.03.01 Economics profile «Finance and credit». FGBOU VO "The Kuban state agrarian University of I.T. Trubilina

Аннотация: В статье проведена оценка динамика и структуры налоговых доходов, акку-мулируемых на территории Краснодарского края. Внесены рекомендации по повышению уровня налоговых поступлений.

Abstract: The article assesses the dynamics and structure of tax revenues accumulated in the Krasnodar Territory. The recommendations on raising the level of tax revenues were made.

Ключевые слова: бюджет, доход, налоги, уровни бюджетной системы.

Keywords: budget, income, taxes, levels of the budget system.

В современных условиях модернизации национального хозяйства РФ, с ориентацией на интенсивные направления экономического роста все более актуальным становится задача эффективности управления государственными финансами, посредствам механизма исполнения бюджетов всех уровней.

Как отмечает Ю.Г. Швецов: «Выполнение этой задачи невозможно без переосмысления сущности бюджета как экономической категории и выработки принципиально новых подходов к совершенствованию бюджетных отношений, способствующих развитию национальной экономики и повышению жизненного уровня населения» [1].

Бюджет государства представляет собой разновидность финансового плана, в котором закрепляются основные источники поступления доходов и основные направления расходования бюджетных средств.

Так доходы бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также за счет безвозмездных поступлений.

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним [2].

Бюджет каждого уровня стремится к самообеспеченности, то есть обеспечению расходов за счет собственных налоговых и неналоговых доходов.

Краснодарский край является территорией с достаточным экономическим, ресурсным, производственным и кадровым потенциалом, следовательно, имеет все предпосылки для признания его самообеспеченным субъектом (когда бюджет формируется из собственных источников доходов на 80 и более процентов).

Проведем оценку обеспеченности бюджета Краснодарского края собственными доходами (налоговыми и неналоговыми) [3], а данные представим в виде таблицы 1.

Оценка обеспеченности бюджета Краснодарского края собственными доходами, млн руб.

По всем показателям исполнения бюджета наблюдается стабильный рост. Однако темпы роста расходов, исполненных по итогам 2017 г. ниже темпов роста доходов.

Оценивая динамику увеличения налоговых и неналоговых доходов можно отметить опережающие темпы увеличения налоговых доходов по сравнению с неналоговыми.

Доля собственных доходов в обеспечении расходов в 2017 г. составляет 88,4%, что на 13% больше чем в 2015 г. и на 4% больше чем в 2016 г.

Таким образом в 2016 и 2017 гг. Краснодарский край можно назвать самообеспеченным.

Проведем оценку структуры доходов бюджета Краснодарского края, а данные представим в виде рисунка 1.


Рисунок 1. Структура доходной части бюджета Краснодарского края

На рисунке 1 наглядно прослеживается тенденция преобладания доли налоговых доходов в доходной части бюджета Краснодарского края.

Следующим шагам целесообразно провести оценку состава и структуры налоговых доходов, поступающих в бюджетную системы РФ на территории Краснодарского края.

Динамика федеральных налогов, аккумулированных на территории Краснодарского края [4], представлена на рисунке 2.


Рисунок 2. Динамика федеральных налогов, аккумулированных на территории Краснодарского края, млн руб.

Оценивая динамику поступления основных федеральных налогов можно отметить стабильный рост по всем налогам.

Динамика региональных налогов, аккумулированных на территории Краснодарского края [4], представлена на рисунке 3.


Рисунок 3. Динамика региональных налогов, аккумулированных на Территории Краснодарского края, млн руб.

Значительный рост из региональных налогов наблюдается по налогу на имущество организаций, что может свидетельствовать о наращивании материальной базы (налоговой базы) организациями, осуществляющими деятельность на территории Краснодарского края, так как ставка налога сохраняется на прежнем уровне 2,2%.

Динамика местных налогов, аккумулированных на территории Краснодарского края [4], представлена на рисунке 4.


Рисунок 4. Динамика местных налогов, аккумулированных на территории Краснодарского края, млн руб.

Из состава местных налогов большая динамика роста наблюдается по налогу на имущество физических лиц, что объясняется увеличением налогооблагаемой базы в результате проведения переоценки недвижимых объектов.

Динамика поступлений от специальных режимов налогообложения, аккумулированных на территории Краснодарского края [4], представлена на рисунке 5.


Рисунок 5. Динамика поступлений от специальных режимов налогообложения, аккумулированных на территории Краснодарского края, млн руб.

В динамике поступлений от специальных режимов налогообложения можно отметить значительный рост поступлений от УСН, что может быть опосредовано сменой обязательного порядка применения ЕНВД на добровольно-заявительный.

Структура налоговых поступлений в бюджетную систему РФ на территории Краснодарского края сгруппированных по уровням бюджетной системы представлена в таблице 2.

Структура налоговых поступлений в бюджетную систему РФ, %

Структура налоговых сборов, аккумулированных на территории Краснодарского края представлена преобладанием доли федеральных налогов, что является объяснимым большим их количеством.

Доля федеральных налогов на протяжении анализируемого периода находится в приделах 78-80% от общего объема поступлений.

Структура федеральных налогов, аккумулированных на территории Краснодарского края представлена на рисунке 6.


Рисунок 6. Структура федеральных налогов, аккумулированных на территории Краснодарского края

Оценивая структуру федеральных налогов можно отметить преобладающую долю НДФЛ на все протяжении анализируемого периода от 32-36%. Вторым по доле можно назвать НДС – 21-24%. Следовательно четко прослеживается тенденции переложения налоговой нагрузки на физических лиц, которые являются плательщиками НДФЛ и носителями косвенного налога — НДС.

Доля региональных налогов на протяжении анализируемого периода находится в приделах 11% от общего объема поступлений.

Структура региональных налогов, аккумулированных на территории Краснодарского края представлена на рисунке 7.

В структуре региональных налогов 80% приходится на налог на имущество организаций, следовательно, региональные бюджеты ориентированы на расширение налоговой базы за счет инвестиционной активности на региональном уровне.


Рисунок 7. Структура региональных налогов, аккумулированных на территории Краснодарского края

Доля местных налогов на протяжении анализируемого периода находится в приделах 3-3,5% от общего объема поступлений. Структура местных налогов, аккумулированных на территории Краснодарского края представлена на рисунке 8.


Рисунок 8. Структура местных налогов, аккумулированных на территории Краснодарского края

В структуре местных налогов 80% приходится на земельный налог организаций и физических лиц, следовательно, местные бюджеты ориентированы на неизменный природный ресурс — землю. Вариации с суммой земельного налога возможны только путем увеличения кадастровой стоимости земельных участков (что весьма трудоемко и финансово затратно) или увеличения уровня налоговых ставок.

Доля налога на имущество физических увеличивается, что обусловлено проведением процесс доведения инвентаризационной стоимости имущества до уровня рыночной цены.

Структура поступлений от специальных режимов налогообложения, аккумулированных на территории Краснодарского края представлена на рисунке 9.


Рисунок 9. Структура поступлений от специальных режимов налогообложения, аккумулированных на территории Краснодарского края

В структуре специальных режимов налогообложения 70-75% приходится на налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, что объясняется переводом ЕНВД на добровольный порядок перехода и сменой части субъектов малого бизнеса режима ЕНВД на УСН. Данный факт подтверждается уменьшением доли ЕНВД с 23% в 2015 г. до 17% в 2017 г.

Оценив динамику и структуры налоговых доходов аккумулируемых на территории Краснодарского края можно внести ряд рекомендаций позволяющих увеличить налоговые поступления:

— с целью повышения собираемости местных налогов представительным и исполнительным органам местного самоуправления необходимо провести инвентаризацию и переоценку налогооблагаемого имущества физических лиц;

— увеличивать экономического потенциала Краснодарского края повышая уровень инвестиционной привлекательности используя инновационные факторы, ресурсно-сырьевой и производственный потенциал края. Следствием роста экономического потенциала должен стать рост числа налогоплательщиков, а значит, и увеличение налоговых платежей;

— принять меры по внедрению современных технологий налогового администрирования, что позволит сократить не только время, но и уменьшить затраты по сбору налогов. В основном это касается муниципальных и поселковых налоговых органов, осуществляющих администрирование налогов, с их устаревшей материальной базой и не отвечающими современным требованиям методами сбора и обработки информации.

Внедрение предложенных мероприятий позволит не только сократить дотационность региональных и местных бюджетов, но и стимулировать региональные и местные органы власти к наращиванию экономического и доходного потенциала.

Бочарова Ольга Федоровна, Гарибян Лиана Вазгеновна, Дзебисова Виктория Владимировна

1. канд.экон.наук, доцент кафедры финансов ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина»
2. магистр 2 курса, направления подготовки 38.04.01 «Финансы и кредит» ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина»
3. бакалавр 4 курса, направления подготовки 38.03.01 Экономика профиль «Финансы и кредит». ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина

Bocharova Olga Fedorovna, Garibyan Liana Vazgenovna, Dziebisova Victoria Vladimirovna

1. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Finance. FGBOU VO "The Kuban state agrarian University of I.T. Trubilina »
2. Master of 2 course, directions of training 38.04.01 "Finance and credit". FGBOU VO "The Kuban state agrarian University of I.T. Trubilina »
3. Bachelor 4 courses, directions of training 38.03.01 Economics profile «Finance and credit». FGBOU VO "The Kuban state agrarian University of I.T. Trubilina

Аннотация: В статье проведена оценка динамика и структуры налоговых доходов, акку-мулируемых на территории Краснодарского края. Внесены рекомендации по повышению уровня налоговых поступлений.

Abstract: The article assesses the dynamics and structure of tax revenues accumulated in the Krasnodar Territory. The recommendations on raising the level of tax revenues were made.

Ключевые слова: бюджет, доход, налоги, уровни бюджетной системы.

Keywords: budget, income, taxes, levels of the budget system.

В современных условиях модернизации национального хозяйства РФ, с ориентацией на интенсивные направления экономического роста все более актуальным становится задача эффективности управления государственными финансами, посредствам механизма исполнения бюджетов всех уровней.

Как отмечает Ю.Г. Швецов: «Выполнение этой задачи невозможно без переосмысления сущности бюджета как экономической категории и выработки принципиально новых подходов к совершенствованию бюджетных отношений, способствующих развитию национальной экономики и повышению жизненного уровня населения» [1].

Бюджет государства представляет собой разновидность финансового плана, в котором закрепляются основные источники поступления доходов и основные направления расходования бюджетных средств.

Так доходы бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также за счет безвозмездных поступлений.

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним [2].

Бюджет каждого уровня стремится к самообеспеченности, то есть обеспечению расходов за счет собственных налоговых и неналоговых доходов.

Краснодарский край является территорией с достаточным экономическим, ресурсным, производственным и кадровым потенциалом, следовательно, имеет все предпосылки для признания его самообеспеченным субъектом (когда бюджет формируется из собственных источников доходов на 80 и более процентов).

Проведем оценку обеспеченности бюджета Краснодарского края собственными доходами (налоговыми и неналоговыми) [3], а данные представим в виде таблицы 1.

Оценка обеспеченности бюджета Краснодарского края собственными доходами, млн руб.

По всем показателям исполнения бюджета наблюдается стабильный рост. Однако темпы роста расходов, исполненных по итогам 2017 г. ниже темпов роста доходов.

Оценивая динамику увеличения налоговых и неналоговых доходов можно отметить опережающие темпы увеличения налоговых доходов по сравнению с неналоговыми.

Доля собственных доходов в обеспечении расходов в 2017 г. составляет 88,4%, что на 13% больше чем в 2015 г. и на 4% больше чем в 2016 г.

Таким образом в 2016 и 2017 гг. Краснодарский край можно назвать самообеспеченным.

Проведем оценку структуры доходов бюджета Краснодарского края, а данные представим в виде рисунка 1.


Рисунок 1. Структура доходной части бюджета Краснодарского края

На рисунке 1 наглядно прослеживается тенденция преобладания доли налоговых доходов в доходной части бюджета Краснодарского края.

Следующим шагам целесообразно провести оценку состава и структуры налоговых доходов, поступающих в бюджетную системы РФ на территории Краснодарского края.

Динамика федеральных налогов, аккумулированных на территории Краснодарского края [4], представлена на рисунке 2.


Рисунок 2. Динамика федеральных налогов, аккумулированных на территории Краснодарского края, млн руб.

Оценивая динамику поступления основных федеральных налогов можно отметить стабильный рост по всем налогам.

Динамика региональных налогов, аккумулированных на территории Краснодарского края [4], представлена на рисунке 3.


Рисунок 3. Динамика региональных налогов, аккумулированных на Территории Краснодарского края, млн руб.

Значительный рост из региональных налогов наблюдается по налогу на имущество организаций, что может свидетельствовать о наращивании материальной базы (налоговой базы) организациями, осуществляющими деятельность на территории Краснодарского края, так как ставка налога сохраняется на прежнем уровне 2,2%.

Динамика местных налогов, аккумулированных на территории Краснодарского края [4], представлена на рисунке 4.


Рисунок 4. Динамика местных налогов, аккумулированных на территории Краснодарского края, млн руб.

Из состава местных налогов большая динамика роста наблюдается по налогу на имущество физических лиц, что объясняется увеличением налогооблагаемой базы в результате проведения переоценки недвижимых объектов.

Динамика поступлений от специальных режимов налогообложения, аккумулированных на территории Краснодарского края [4], представлена на рисунке 5.


Рисунок 5. Динамика поступлений от специальных режимов налогообложения, аккумулированных на территории Краснодарского края, млн руб.

В динамике поступлений от специальных режимов налогообложения можно отметить значительный рост поступлений от УСН, что может быть опосредовано сменой обязательного порядка применения ЕНВД на добровольно-заявительный.

Структура налоговых поступлений в бюджетную систему РФ на территории Краснодарского края сгруппированных по уровням бюджетной системы представлена в таблице 2.

Структура налоговых поступлений в бюджетную систему РФ, %

Структура налоговых сборов, аккумулированных на территории Краснодарского края представлена преобладанием доли федеральных налогов, что является объяснимым большим их количеством.

Доля федеральных налогов на протяжении анализируемого периода находится в приделах 78-80% от общего объема поступлений.

Структура федеральных налогов, аккумулированных на территории Краснодарского края представлена на рисунке 6.


Рисунок 6. Структура федеральных налогов, аккумулированных на территории Краснодарского края

Оценивая структуру федеральных налогов можно отметить преобладающую долю НДФЛ на все протяжении анализируемого периода от 32-36%. Вторым по доле можно назвать НДС – 21-24%. Следовательно четко прослеживается тенденции переложения налоговой нагрузки на физических лиц, которые являются плательщиками НДФЛ и носителями косвенного налога — НДС.

Доля региональных налогов на протяжении анализируемого периода находится в приделах 11% от общего объема поступлений.

Структура региональных налогов, аккумулированных на территории Краснодарского края представлена на рисунке 7.

В структуре региональных налогов 80% приходится на налог на имущество организаций, следовательно, региональные бюджеты ориентированы на расширение налоговой базы за счет инвестиционной активности на региональном уровне.


Рисунок 7. Структура региональных налогов, аккумулированных на территории Краснодарского края

Доля местных налогов на протяжении анализируемого периода находится в приделах 3-3,5% от общего объема поступлений. Структура местных налогов, аккумулированных на территории Краснодарского края представлена на рисунке 8.


Рисунок 8. Структура местных налогов, аккумулированных на территории Краснодарского края

В структуре местных налогов 80% приходится на земельный налог организаций и физических лиц, следовательно, местные бюджеты ориентированы на неизменный природный ресурс — землю. Вариации с суммой земельного налога возможны только путем увеличения кадастровой стоимости земельных участков (что весьма трудоемко и финансово затратно) или увеличения уровня налоговых ставок.

Доля налога на имущество физических увеличивается, что обусловлено проведением процесс доведения инвентаризационной стоимости имущества до уровня рыночной цены.

Структура поступлений от специальных режимов налогообложения, аккумулированных на территории Краснодарского края представлена на рисунке 9.


Рисунок 9. Структура поступлений от специальных режимов налогообложения, аккумулированных на территории Краснодарского края

В структуре специальных режимов налогообложения 70-75% приходится на налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, что объясняется переводом ЕНВД на добровольный порядок перехода и сменой части субъектов малого бизнеса режима ЕНВД на УСН. Данный факт подтверждается уменьшением доли ЕНВД с 23% в 2015 г. до 17% в 2017 г.

Оценив динамику и структуры налоговых доходов аккумулируемых на территории Краснодарского края можно внести ряд рекомендаций позволяющих увеличить налоговые поступления:

— с целью повышения собираемости местных налогов представительным и исполнительным органам местного самоуправления необходимо провести инвентаризацию и переоценку налогооблагаемого имущества физических лиц;

— увеличивать экономического потенциала Краснодарского края повышая уровень инвестиционной привлекательности используя инновационные факторы, ресурсно-сырьевой и производственный потенциал края. Следствием роста экономического потенциала должен стать рост числа налогоплательщиков, а значит, и увеличение налоговых платежей;

— принять меры по внедрению современных технологий налогового администрирования, что позволит сократить не только время, но и уменьшить затраты по сбору налогов. В основном это касается муниципальных и поселковых налоговых органов, осуществляющих администрирование налогов, с их устаревшей материальной базой и не отвечающими современным требованиям методами сбора и обработки информации.

Внедрение предложенных мероприятий позволит не только сократить дотационность региональных и местных бюджетов, но и стимулировать региональные и местные органы власти к наращиванию экономического и доходного потенциала.

Налоговая служба опубликовала данные по итогам работы за 2020 год. Из показателей следует, что поступления в бюджет сократились, с другой стороны, без учета НДПИ в казну поступило больше средств, чем годом ранее. Редакция журнала «Расчет» внимательно изучила данные работы Службы чтобы узнать, какие налоги показали рост, а какие – сокращение.

В середине февраля Налоговая служба подвела итоги года. Как и предполагалось ранее, количество налоговых поступлений в консолидированный бюджет сократилось на 7,6% по сравнению с показателями 2019 года, в абсолютном выражении в бюджет поступило 21,01 трлн рублей, из которых «в федеральный бюджет – 10,98 трлн рублей (минус 12,9%); в консолидированные бюджеты субъектов – 10,03 трлн рублей (минус 0,9%)», – говорится в сообщении пресс-службы ФНС России (цитата по ТАСС).

Примечательно, что без учета налога на добычу полезных ископаемых поступления в консолидированный бюджет, наоборот, выросли на 2,6% и составили 17,2 триллиона рублей. В ФНС отметили, что увеличения налоговых сборов удалось достичь за счет улучшения эффективности налогового администрирования. Впрочем, рост показали не все налоги. Так, поступления от НДС составили 4,27 триллиона рублей, в сравнении с показателями 2019 года прирост равен 0,3%. Значительно выросли поступления НДФЛ: на 7,5% (в абсолютным значении – 4,25 трлн руб.).

В сообщении ФНС России отмечается (цитата по сайту nalog.ru):

Прирост НДФЛ на 4 процентных пункта превышает темп роста фонда заработной платы. В государственные внебюджетные фонды поступило 7,2 ­трлн рублей, что на 2,3% больше уровня 2019 года.

А вот налог на прибыль показал отрицательные значения, в бюджет бизнес перечислил 4,02 триллиона рублей, что на 11,6% меньше показателя 2019 года.

Поддержка бизнеса

В Налоговой службе отметили, что объем задолженности плательщиков не изменился в сравнении с 2019 годом, показатель DTI (объем долга к доходам) составил 6,5%. В минувшем году налоговое ведомство провело на 35% зачетов больше, чем годом ранее, сумма таких операций составила 123,6 миллиарда рублей. Инспекторы предоставили в семь раз больше отсрочек по уплате налогов, чем в 2019 году – на сумму 28,1 миллиарда рублей. И, наконец, на сумму более 52 миллиардов рублей COVID-отсрочек дали предпринимателям. Эти действия ревизоров позволили существенно, на 160%, сократить число блокировок счетов компаний.

Контрольные мероприятия

Как следует из данных, обнародованных ведомством, количество ревизий составило 6 000.

Напомним, что во время пандемии в России действовал мораторий на проведение налоговых контрольных мероприятий. Однако сокращение числа ревизий не повлияло на сумму доначислений.

В ФНС России отметили (цитата по сайту nalog.ru):

Контрольные мероприятия дополнительно принесли в бюджет почти 300 миллиардов рублей. При этом более половины (158 млрд руб.) обеспечены аналитической работой.

В сообщении Службы, опубликованном на сайте nalog.ru, уточняется, что в 2020 году число жалоб от коммерсантов сократилось на 17,4%, а рассмотренных – на 14,8%

Отказ от ЕНВД

ФНС России сообщила и о процедуре миграции коммерсантов с ЕНВД на другие режимы налогообложения. Так, по данным Службы, на середину февраля 99% компаний и индивидуальных предпринимателей уже поменяли систему расчета и уплаты налогов. До 31 марта 2021 года территориальные налоговые органы должны провести адресную работу с теми организациями и ИП, кто так и не определился, на каком режиме налогообложения будет работать дальше. Таких, по данным ФНС, всего 18 000 из 1,3 миллиона коммерсантов уже сделали свой выбор.


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Понятие консолидированного бюджета предполагает суммированный федеральный и субъективный бюджет страны, куда также входят бюджеты местного масштаба. Законодательствам государства регламентируется формирование подобного свода на основе совмещения бюджетов по каждому из уровней системы финансов.

Финансами субъектов страны организуется специальная система, чья структура основывается на денежных отношениях, возникающих при разработке, передаче и применении выплат. Данные средства вместе составляют любой денежный фонд регионального масштаба.

Для облегчения анализа и подсчета упомянутых бюджетов, совершения прогнозов в рамках социальной и экономической отрасли государства, принимаются требуемые данные из совместного бюджетного комплекса по каждому финансовому сегменту. То есть, консолидированный бюджет субъекта РФ это сумма консолидированного и государственного бюджета.

Особенности данного понятия

Понятие консолидированного бюджета предполагает суммированный федеральный и субъективный бюджет страны, куда также входят бюджеты местного масштаба. Законодательствам государства регламентируется формирование подобного свода на основе совмещения бюджетов по каждому из уровней системы финансов.

Рассматривая консолидированный бюджет определенного федеративного субъекта, потребуется учет и региональных средств, и финансового состояния по муниципальным структурам. Информация, которую предполагает структура бюджета, может использоваться для организации планирования финансов.

Подобные сведения имеют внушительное воздействие на объем дотаций и подсчет стандартов отчислений от налоговой структуры. Конкретные параметры консолидированного бюджета оказывают влияние на анализ состояния финансового фонда государства и его последующего применения.

Расчет определенных параметров представляет собой возможность оценить сумму финансового государственного баланса отдельно для каждого из уровней. Состояние этого параметра основывается на доходах и расходах, в составе которых содержатся определенные данные, демонстрирующие положение дел в финансовой области государства, отдельно для каждой отрасли.

Состав доходной характеристики предоставляет следующую информацию:

  • Положение дел в целевых бюджетных фондах.
  • Имущественное налогообложение.
  • Внешнеторговое налогообложение.
  • Подоходные налоги.
  • Акцизные сборы.

Что касается расходного сегмента, здесь содержатся другие сведения:

  • Затраты на содержание всевозможных госорганов.
  • Затраты на научную отрасль.
  • Затраты на оборонительную деятельность.
  • Затраты на всевозможные мероприятия.
  • Затраты на инвестиционную деятельности и обеспечение дотаций.

Как функционирует финансовая система государства

Так как консолидированный бюджет это информация о положении бюджетов по каждому уровню финансирования государства, важно принимать в расчет регулирование каждой отдельной сферы. Для нашей страны в бюджетной системе предполагается применение 4 подуровней, что означает зависимость каждого уровня от предыдущего, а также их общее формирование иерархической структуры следующего типа:

  • На 1-м уровне находится государственный бюджет, дополненный финансами из внебюджетных фондов страны.
  • На 2-м уровне предполагается нахождение бюджетов государственных субъектов, к которым прибавляются денежные средства внебюджетных госфондов по территориальной принадлежности.
  • На 3-м уровне размещены муниципальные бюджетные структуры.
  • На 4-м уровне располагаются самые мелкие муниципалитеты.

Все это простыми словами указывает на максимальную значимость государственного бюджета, которым демонстрируется денежное положение страны. При помощи данной структуры распределяется доход в рамках каждого территориального объекта. Созданием и заверением занимается государственное собрание, выступающее высшим органом законодательной власти в стране.

На упомянутом уровне приход денежных средств рассматривается для всей страны на основе утвержденных стандартов, одинаковых для всей территории, Затраты из этого бюджета совершаются для улучшения качества жизни граждан страны.

Далее структура консолидированного бюджета РФ предполагает наличие одной из ключевых систем – субъектного бюджета страны. Создание и заверение такой структуры производится на основе законодательства. При этом бюджеты субъектов обеспечивают гарантию независимости каждого территориального субъекта страны, обеспечивая им максимальную обособленность и предполагая наличие их личной ответственности.

Организация муниципальных бюджетов производится на основе внедрения ряда законодательных актов, выполнением которых занимаются субъекты местного самоуправления. Для обретения бюджетами поселений силы существует специальный государственный закон, утвержденный в 2005 году.

Чем выделяется консолидированный бюджет

Рассматривая понятие более конкретно, можно сделать вывод, что консолидированный бюджет включает в себя важнейшие для государства сведения. С его помощью можно устанавливать действующее положение бюджета, а также его распределения по каждому уровню структуры финансов. При этом возможно внедрение определенных корректировок, направленных на повышение качества распределения, если были обнаружены определенные недостатки в существующей системе.

Различные виды консолидированных бюджетов используются для установления способов перемещения финансов в отрасли межбюджетных отношений по каждому федеральному фонду. Если более конкретно останавливаться на межбюджетных взаимоотношениях в рамках финансовой отрасли, важно отметить, что приходящие из госбюджета деньги в пользу более низких уровней, принято рассматривать в качестве дохода субъекта, но затрат госбюджета страны.

Состав финансирования при учете данных средств будет иметь существенные различия, которые основываются на функционировании управленческих органов по всевозможным уровням. Чрезвычайные случаи намного меньше влияют на систему распределения затрат и доходов в рамках рассматриваемого бюджета. Среди подобных ситуаций выделяют разного рода катастрофы и кризисное положение дел в бюджете.

Помимо этого, иерархия финансовой сферы государства предполагает особый характер распределений федеративных отчислений. Если на госуровне в данных целях применяются внебюджетные средства, то сводный бюджет региона будет формироваться из региональных финансов. Подобное распределение денег обеспечивает возможность оценки деятельности местных органов власти и их обращение с финансами для того или иного установленного уровня.

Как применяется консолидированный бюджет

Общие параметры бюджета консолидированного типа в реальных условиях обеспечивают возможность их использования для утверждения государственного финансирования. Данные характеристики имеют довольно высокое значение при подсчетах величин стандартов налогообложения, далее эти финансы передаются субъектным бюджетам государства каждого уровня. Также имеющиеся сведения позволяют составлять уровень дотаций.

В подобной ситуации подсчеты требуют сведения воедино объемов бюджетов каждого территориального и административного объекта страны. Без установления характеристик консолидированного бюджета нельзя осуществлять четкое прогнозирование денежных средств, так как ключевые элементы требуемой информации по финансовому балансу находятся в составе данного бюджета по каждому уровню.

Чтобы получить понимание о текущем положении дел в финансовом равновесии, в учет берутся всевозможные характеристики доходов и затрат. Продемонстрированные в бюджете консолидированного типа параметры применяются для оценки и проведения сводного денежного плана государства. Здесь рассматриваются денежные средства, пополняющие федеральный бюджет. При учете бюджета можно получить понимание, насколько эффективно выполняется распределение финансов, оказывающих воздействие на общий баланс денежных средств страны.

Помимо этого, в консолидированном бюджете находятся данные, применяемые для планирования с разным сроком действия. Для оценки экономического и социального развития тех или иных территориальных субъектов и всей страны потребуется осуществление расчетов на основе характеристик бюджета. Арифметическое моделирование может осуществляться с применением сведений именно из подобного бюджета.

Наконец, нельзя не отметить огромное влияние консолидированного бюджета на определение денежного обеспечение населения государства. Информация, используемая для решения данной задачи, позволяет увидеть сведения о расходах отдельного гражданина по каждой жизненной сфере, включая образовательную, медицинскую, рабочую и так далее. Используя усредненные данные по этим характеристикам, можно осуществить сравнение гражданской обеспеченности в рамках конкретных территориальных единиц.

Выводы

Основываясь на предоставленной информации, можно сделать вывод, что характеристиками консолидированного бюджета выступают сведения, позволяющие осуществлять точечный анализ денежной отрасли страны, давать прогнозы касаемо ее положения в дальнейшем, а также устанавливать финансовый баланс и степень обеспеченности населения.

С помощью финансовой информации консолидированного бюджета возможно установление нынешнего положения федеральной финансовой системы по всем ее уровням. Сведения из данного бюджета имеют огромное значение для последующего планирования финансов, осуществления прогнозирования по системе, определения денежного положения каждой государственной единицы, будь то населенный пункт или гражданин.

 Фото: iStock

Агрегированный дефицит региональных бюджетов за первые шесть месяцев 2020 года составил 213,7 млрд руб­лей, следует из статистики Росстата, основанной на данных Федерального казначейства. Основной причиной формирования дефицитов стал опережающий рост расходов по сравнению с ростом доходов субъектов РФ. Совокупный дефицит дефицитных бюджетов составил 387 млрд рублей, профицит профицитных составил 174 млрд рублей.

Фото: Россия 24 / youtube

Фото: Россия 24 / youtube

Совокупные доходы сократились относительно уровня I полугодия 2019 года у 17 регионов. При этом по итогам I полугодия 2020 года в 48 регионах расходы превысили величину доходов. Для сравнения, по итогам I полугодия 2019 года только в 27 субъектах сложился дефицит консолидированного бюджета. По сравнению с дефицитом за I полугодие этого года, в I полугодии 2019-го сложился совокупный профицит всех консолидированных региональных бюджетов в размере 696 млрд руб.

По словам Цыпкина, в этом году федеральные бюджетные трансферты оказали значимую помощь властям на местах. В I полугодии объем безвозмездных поступлений в консолидированных бюджетах регионов увеличился на 510 млрд рублей по сравнению с тем же периодом 2019-го и достиг 1,46 трлн рублей. Самый значительный прирост в абсолютных значениях безвозмездных поступлений получили Московская область, Татарстан, Башкортостан, Краснодарский край и Якутия.

В ситуации, когда внешние ценовые шоки наложились на внутренний спад экономической активности, вызванный пандемией, удар пришелся также по тем субъектам, которые не отличаются высокой волатильностью доходов, рассказывает Цыпкин. Так, по итогам I полугодия в 68 регионах налоговые и неналоговые доходы сократились. Совокупное снижение ННД консолидированных бюджетов составило около 379 млрд рублей, отмечает аналитик. Наиболее существенные в абсолютном выражении (более 20 млрд рублей) потери получили Москва (-87 млрд руб­лей), Татарстан (-32 млрд руб­лей), Ямало-Ненецкий автономный округ (-30 млрд рублей), Тюменская область (-25 млрд рублей), Санкт-Петербург (-20 млрд рублей) и Кузбасс (-20 млрд рублей).


Крупные города-субъекты понесли потери доходов как из-за снижения поступлений налога на прибыль, так и вследствие общего снижения экономической активности населения, проживающего в них, - ведь здесь сконцентрирован значительный объем таких услуг, как предоставление питания, туризм, развлечения - все те сферы, которые не могли работать в пандемию, рассказывает Цыпкин. Добывающие же регионы понесли потери ввиду изменения конъюнктуры на топливно-энергетических рынках.

Фото: Сергей Михеев/РГ

Фото: Сергей Михеев/РГ

По итогам I полугодия наблюдается снижение налоговых поступлений к тому же периоду годом ранее. Поступления по налогу на прибыль сократились в 65 регионах, совокупный объем недополученных средств консолидированных бюджетов регионов по этому налогу относительно прошлого года составил 249 млрд рублей, говорит Цыпкин. При этом в 22 регионах налог на прибыль сократился на треть и более. В восьми субъектах поступления по налогу на прибыль снизились более чем на 50% (Тыва, Хакасия, Ненецкий автономный округ, Республика Коми, Астраханская область, Татарстан, Карелия, Ямало-Ненецкий автономный округ). Поступления от НДФЛ снизились в 42 регионах, совокупно - на 2,6 млрд рублей. Максимальное снижение по этому виду налога относительно I полугодия 2019 года показал Дагестан (-17% по консолидированному бюджету), отмечает Цыпкин.

По итогам I полугодия совокупный долг регионов и муниципалитетов не показал значительного роста, констатирует аналитик. Совокупный прирост составил порядка 16 млрд руб­лей. Москва, на которую приходится 160 млрд рублей дефицита I полугодия, финансировала его за счет остатков, добавляет эксперт.

Заметное снижение показал объем банковских кредитов (-189 млрд рублей). Банковские займы были рефинансированы за счет бюджетных кредитов, которые регионы отдадут до конца года. В связи с этим совокупный объем бюджетных кредитов вырос на 168 млрд руб­лей. Также вырос объем облигационных займов (43 млрд рублей с начала года), в первую очередь за счет займов субъектов, говорит Цыпкин.

Читайте также: