Министерством финансов рф и федеральной налоговой службой россии определены группы затрат

Опубликовано: 14.05.2024

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 5 марта 2021 г. N ЕД-7-1/173@

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КАРТЫ ФНС РОССИИ

НА 2021 - 2023 ГОДЫ

В целях обеспечения актуализации Стратегической карты ФНС России на 2020 - 2024 гг., утвержденной приказом ФНС России от 13.12.2019 N ММВ-7-1/629@, на предстоящий 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, а также системного внедрения подходов стратегического планирования на основе программно-целевого метода приказываю:

1. Утвердить Стратегическую карту ФНС России на 2021 - 2023 годы (далее - Стратегическая карта) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Структурным подразделениям центрального аппарата ФНС России обеспечить ежегодное планирование деятельности по реализации мероприятий и контрольных событий Стратегической карты при подготовке предложений в проекты планов деятельности Федеральной налоговой службы.

3. Начальникам (исполняющим обязанности начальника) структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, руководителям (исполняющим обязанности руководителя) и начальникам (исполняющим обязанности начальника) территориальных органов Федеральной налоговой службы довести настоящий приказ до сотрудников и обеспечить руководство им при осуществлении возложенных полномочий и планировании деятельности.

4. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КАРТЫ ФНС РОССИИ НА 2021 - 2023 ГОДЫ

Миссия - высокое качество услуг и комфортные условия

для уплаты налогов при эффективном противодействии схемам

незаконного уклонения от уплаты налогов для обеспечения

справедливых и равных для всех условий ведения бизнеса

Создание клиент-ориентированной системы предоставления услуг, в том числе цифровых, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством

Задача 1.1. Развитие сервисов для налогоплательщиков

Задача 1.2. Сохранение уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг не менее 90%

Задача 1.3. Развитие ФГИС "ЕГР ЗАГС"

Снижение издержек государственного управления

Задача 2.1. Обеспечение эффективного управления процессами ФНС России.

Задача 2.2. Контроль исполнения параметров бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов

Задача 2.3. Внедрение сервиса электронного взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Задача 2.4. Создание Единого реестра населения.

Задача 2.5. Внедрение института единого налогового счета (ЕНС).

Обеспечение высокого уровня эффективности налогового администрирования, в том числе сокращение теневой экономики за счет цифровой трансформации

Задача 3.1. Развитие администрирования имущественных налогов.

Задача 3.2. Создание аналитической подсистемы "Налоговые расходы".

Задача 3.3. Реализация системы налогового администрирования "под ключ" (техническая помощь и обмен опытом в области цифровизации налогового администрирования в рамках международного сотрудничества).

Задача 3.4. Развитие инструментов риск-анализа и дистанционного автоматизированного контроля.

Задача 3.5. Создание системы электронного документооборота.

Задача 3.6. Совершенствование системы контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства РФ.

Задача 3.7. Создание системы управления рисками

Задача 3.8. Реализация Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 года N 93-р

Задача 3.9. Совершенствование налогового администрирования, совершенствование инструментов, используемых в целях повышения качества налогового контроля и выполнения надзорных функций

Задача 3.10. Обеспечение законности, обоснованности и мотивированности решений, принимаемых налоговыми органами при реализации своих полномочий

Обеспечение высокого уровня надежности и безопасности информационных систем, информационно-технологической инфраструктуры

Задача 4.1. Обеспечение автоматизированного выполнения процессов управления информационной безопасностью

Обеспечение равных для всех условий ведения бизнеса

Задача 5.1. Обеспечение достижения результатов национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" по вопросам, входящим в компетенцию ФНС России

Задача 5.2. Создание условий для развития блокчейн-технологий и криптоэкономики

Задача 5.3. Создание типовой технологии удостоверяющего центра

Укрепление и совершенствование кадрового потенциала

Задача 6.1. Повышение профессиональных и коммуникативных компетенций сотрудников налоговых органов

Задача 6.2. Развитие внутрикорпоративной культуры

приказом ФНС России

от "__" ________ 2021 года

Стратегическая карта ФНС России на 2021 - 2023 годы

Разъяснения Минфина России о порядке применения изменений в нормативных документах по бухгалтерскому учету

1. Информационное сообщение Минфина России от 25.12.2019 № ИС-учет-21 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии».

В ИС-учет-21 разъясняется порядок представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней в налоговые органы в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - ГИРБО).

Бухгалтерская отчетность, представленная в виде XML-файлов, и аудиторское заключение о ней, представленное в виде электронного документа в формате PDF, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью и передаются в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

При получении электронного пакета документов налоговый орган в течение одного рабочего дня направляет организации квитанцию о приеме.

Налоговый орган может отказать организации в приеме бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней в случаях, если они представлены:

в форматах, отличных от утвержденных ФНС России;

без усиленной квалифицированной электронной подписи;

в налоговый орган, в компетенцию которого не входит их прием.

В таком случае налоговый орган направляет уведомление об отказе в приеме документов, а организация при получении такого уведомления обязана устранить указанные в нем ошибки и повторить передачу документов в налоговый орган.

2. Информационное сообщение Минфина России от 30.01.2020 № ИС-учет-22 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии».

Законом «О бухгалтерском учете» (п. 4 ст. 18) для отдельных организаций предусмотрено освобождение от представления обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности, в частности, такие случаи могут устанавливаться Правительством РФ.

С 1 февраля 2020 года вступило в силу положение Правительства РФ от 22.01.2020 № 35, освободившее от представления обязательного экземпляра отчетности в целях формирования ГИРБО организации, включенные в перечень резидентов, в отношении которых иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза введены меры ограничительного характера.

Перечень утверждается в соответствии с частью 4.2 статьи 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

(!) Освобождение от представления обязательного экземпляра отчетности в целях формирования ГИРБО не освобождает от обязанности представлять один экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности:

в орган государственной статистики по месту государственной регистрации организации (п. 7 ст. 18 Закона № 402-ФЗ);

в налоговый орган по месту нахождения организации (подп. 5.1 п. 1 ст. 23 НК РФ).

3. Информационное сообщение Минфина России от 26.02.2020 № ИС-учет-23 «Об уточнении перечня архивных документов бухгалтерского учета и изменении правил подготовки программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета».

устанавливает сроки хранения типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности организаций;

включает виды документов, образующихся при документировании однотипных управленческих функций, выполняемых организациями.

Раздел 2 Приказа Росархива от 20.12.2019 № 237

Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236 утверждена новая редакция Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения (далее - Перечень).

Основные изменения в Перечне коснулись сроков хранения для ряда документов, в том числе документов бухгалтерского учета:

Необходимо отметить, что из Перечня исключены формы (альбомы форм) унифицированных первичных документов и регистров бухгалтерского учета. Данное изменение продиктовано тем, что с момента вступления в силу Закона «О бухгалтерском учете» формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, перестали быть обязательными к применению (ПЗ-10/2012). Согласно требованиям пункта 4 статьи 9 Закона № 402-ФЗ, первичные учетные документы организации составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта.

Исходя из нового Перечня, формы первичных учетных документов, утвержденных в организации, соответствуют позиции 267 и подлежат хранению не менее 5 лет.

Кроме того, была изменена структура раздела 4 «Учет и отчетность» Перечня, а также уточнена терминология.

В Информационном сообщении ИС-учет-22 Минфин РФ напомнил об изменении Правил подготовки программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета (далее – Правила). Так, в новой редакции Правил предусмотрено следующее:

программа разработки ФСБУ подготавливается на 5 календарных лет (ранее - на 3 календарных года);

уточнение программы разработки ФСБУ осуществляется по мере необходимости (ранее - ежегодно);

предложения для включения в проект программы разработки ФСБУ представляются в Минфин России не позднее 1 июля года, предшествующего очередному пятилетнему периоду (ранее - не позднее 1 ноября). При этом предложения, представляемые в Минфин России для включения в проект программы, могут быть посвящены не только разработке новых проектов ФСБУ, как это было ранее, но и изменению или признанию утратившими силу федеральных стандартов.

4. Информационное сообщение Минфина России от 10.04.2020 № ИС-учет-27 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии».

Информационное сообщение ИС-учет-27 посвящено новому Федеральному стандарту бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы», утвержденному приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н (далее - ФСБУ 5/2019).

В информационном сообщении Минфин РФ привел основные новации, которые несет ФСБУ 5/2019, в частности:

сформулировано определение запасов;

уточнена сфера применения стандарта;

установлены условия для признания запасов в бухгалтерском учете;

предусмотрена возможность последующего (после признания в бухгалтерском учете) изменения единиц учета запасов;

установлен общий подход к определению затрат, включаемых в фактическую себестоимость запасов;

изменен порядок определения фактической себестоимости запасов, в том числе: приобретенных на условиях отсрочки (рассрочки) платежа; по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами; полученным безвозмездно; остающихся от выбытия внеоборотных активов или извлекаемых в процессе текущего содержания, ремонта, модернизации, реконструкции внеоборотных активов;

установлены общие правила формирования фактической себестоимости незавершенного производства;

предусмотрены способы оценки продукции сельского, лесного и рыбного хозяйства собственного производства, а также товаров, торгуемых на организованных торгах;

изменен порядок оценки запасов после признания;

изменен порядок восстановления резерва под обесценение запасов;

уточнены случаи списания запасов;

уточнены требования к раскрытию информации о запасах в бухгалтерской отчетности организации.

ФСБУ 5/2019 предусмотрен ряд упрощенных способов ведения бухгалтерского учета запасов для организаций, которые вправе применять такие способы, а именно: в отношении себестоимости приобретенных запасов, оценки запасов, признания затрат на приобретение запасов, предназначенных для управленческих нужд.

Кроме того, микропредприятия получили право не применять ФСБУ 5/2019. В таком случае затраты на приобретение запасов признаются расходами периода, в котором были понесены.

Консолидированная финансовая отчетность

Условия, вызванные коронавирусной инфекцией, мерами, принимаемыми по противодействию ее распространения, сложной экономической ситуацией, мерами, принимаемыми государством по поддержке экономики, определенным образом повлияли на хозяйственную жизнь организации и информацию, раскрываемую в ее консолидированной финансовой отчетности. В связи с существующими условиями Минфин РФ выпустил документ «Отдельные вопросы составления консолидированной финансовой отчетности организаций, связанные с условиями деятельности в 2020 г.» (далее – Документ).

Документ содержит перечень вопросов составления консолидированной финансовой отчетности в 2020 год и за 2020 год:

обесценение нефинансовых активов;

налоги на прибыль;

обязательства по обременительным договорам.

Реализация тех или иных вопросов зависит от конкретных фактов и обстоятельств деятельности организации - составителя консолидированной финансовой отчетности.

Следует отметить, что перечень рассматриваемых в Документе вопросов не является исчерпывающим.

ГИРБО

Постановление Правительства РФ от 22.01.2020 № 35 «Об освобождении организаций от представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Информация ФНС России «Бухгалтерская отчетность теперь доступна онлайн».

Бухгалтерская отчетность

Письмо Минфина России от 09.06.2020 № 07-01-10/49520 «О формировании бухгалтерской отчетности организации при реорганизации в форме преобразования».

Письмо Минфина России от 15.05.2020 № 07-01-09/39550 «О составлении бухгалтерской отчетности при выявлении недостаточности данных для формирования полного представления о финансовом положении, финансовых результатах деятельности».

Письмо Минфина России от 15.01.2020 № 03-02-08/1211 «О возможности передачи обязанностей налогоплательщика третьему лицу, в том числе по договору, и предложении по замене терминов «бухгалтерская отчетность», «налоговая отчетность».

Письмо Минфина России от 27.08.2019 № 07-01-10/65692 «О заполнении строки «Бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту» в заголовочной части бухгалтерского баланса».

Инвентаризация

Письмо Минфина России от 09.01.2020 № 07-01-09/73 «О применении современных средств выявления фактического наличия имущества в рамках проведения инвентаризации активов и обязательств организации».

Письмо Минфина России от 27.12.2019 № 07-01-09/102353 «О НПА, применяемых при проведении инвентаризации в организациях розничной торговли, и учете в целях налога на прибыль потерь от недостачи (порчи)».

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»

Письмо Минфина России от 20.01.2020 № 07-01-09/2588 «О формировании учетной политики организацией, раскрывающей составленную в соответствии с МСФО консолидированную финансовую отчетность или финансовую отчетность организации, не создающей группу».

Письмо Минфина России от 16.01.2020 № 07-01-09/1633 «О формировании учетной политики организации, если ведение учета объектов по стандартам бухгалтерского учета приводит к недостоверному представлению сведений в отчетности».

ПБУ 6/01 «Учет основных средств»

Письмо Минфина России от 26.05.2020 № 07-01-07/43949 «О принятии к бухгалтерскому учету актива в качестве ОС и применении понятия «основные производственные средства».

Письмо Минфина России от 23.01.2020 № 07-01-09/3835 «Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности ОС, предназначенных исключительно для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование в целях получения дохода».

Письмо Минфина России от 20.01.2020 № 07-01-09/2580 «Об отражении в бухгалтерском учете суммы дооценки объекта ОС при его выбытии».

Письмо Минфина России от 22.05.2020 № 03-03-06/1/42843 «О принятии к бухгалтерскому учету катализаторов, а также об учете и списании содержащихся в них драгоценных металлов».

Письмо Минфина России от 13.12.2019 № 03-05-05-01/97667 «О налоге на имущество организаций в отношении недвижимости, предназначенной для продажи, а также объектах недвижимости, облагаемых по кадастровой стоимости с 01.01.2020».

ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»

Письмо Минфина России от 22.01.2020 № 03-05-05-01/3316 «О налоге на имущество организаций в отношении долгосрочных активов к продаже, в том числе при их переводе в ОС».

Письмо Минфина России от 26.12.2019 № 03-05-05-01/102022 «О налоге на имущество организаций в отношении объектов недвижимости - долгосрочных активов к продаже, в том числе при переводе их в ОС».

ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»

Письмо Минфина России от 26.12.2019 № 03-05-05-01/102068 «О налоге на имущество организаций в отношении объекта, учитываемого в качестве объекта учета неоперационной (финансовой) аренды».

Письмо Минфина России от 13.12.2019 № 03-05-05-01/97674 «О бухучете и налоге на имущество организаций при передаче недвижимого имущества в аренду».

Письмо Минфина России от 21.01.2020 № 03-05-04-01/2993, Письмо ФНС России от 23.01.2020 № БС-4-21/926 «О порядке налогообложения имущества налогом на имущество организаций в связи с применением ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды».

ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»

Письмо Минфина России от 24.12.2019 № 07-01-10/101011 «Об определении инвентарного объекта НМА в целях бухучета».

Первичные документы

Письмо Минфина России от 13.05.2020 № 03-03-07/38785 «Об использовании в бухучете скан-образов первичных учетных документов; об учете расходов в целях налога на прибыль».

Письмо Минфина России от 13.05.2020 № 03-03-06/2/38724 «Об оформлении первичных учетных документов в электронной форме для целей налога на прибыль и бухучета».

Письмо Минфина России от 13.02.2020 № 03-03-07/9888 «О подтверждении расходов документами, оформленными в электронном виде, для целей налога на прибыль и бухучета».

Письмо Минфина России от 13.02.2020 № 03-03-06/1/9882 «О подтверждении расходов документами, поступившими по электронной почте или по факсу в виде скан-копий или фотокопий оригинала, для целей налога на прибыль и бухучета».

Иные вопросы по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности

Письмо Минфина России от 11.06.2020 № 07-01-10/51101 «О применении способов расчета величины чистой прибыли за отчетный период и отражении в отчете об изменениях капитала последствий изменения учетной политики».

Письмо Минфина России от 26.03.2020 № 07-01-09/23660 «О признании в бухучете затрат организации в качестве актива или расходов».

Письмо Минфина России от 24.03.2020 № 07-01-09/22675 «О признании в бухгалтерском учете расходов на займы».

Письмо Минфина России от 10.02.2020 № 07-01-10/8583 «О ведении организацией бухучета».

Письмо Минфина России от 29.01.2020 № 03-03-06/1/5212 «Об учете в целях налога на прибыль расходов на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов и об отражении в бухгалтерском балансе затрат, относящихся к следующим отчетным периодам».

Письмо Минфина России от 24.04.2020 № 02-06-10/33871 «О применении ООО положений Приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н при ведении бухучета».

Учет в ГУП

Письмо Минфина России от 13.01.2020 № 07-01-09/402 «О раскрытии унитарными предприятиями информации об имуществе, полученном в хозяйственное ведение».

Минфином России утверждены Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.

Один из разделов документа раскрывает меры по совершенствованию налогового администрирования в 2021-2023 годах. Все они перечислены нами ниже в настоящем материала.

Изменения в налоговом администрировании в 2021-2023 годах

Налоговый мониторинг - уменьшение пороговых требований и увеличение объёма доступной для налоговиков информации. Министерство финансов РФ планирует снижение пороговых требований для вхождения налогоплательщиков в налоговый мониторинг с целью расширения количества его потенциальных участников. Кроме того, будут совершенствоваться аппаратные возможности налогового мониторинга и информационное взаимодействие налоговиков со смежными государственными базами данных с целью снижение административной нагрузки на налогоплательщиков. Попросту говоря, в рамках налогового мониторинга объём получаемой ВНС информации о налогоплательщике будет настолько велик, что исключит необходимость в выездных, и даже камеральных налоговых проверках.

Кодификация законов и норм о ККТ - интеграция законодательства о ККТ в нормы налоговых законов. Предлагается устранение законодательства о применении контрольно-кассовой техники в качестве самостоятельных законов и подзаконных нормативных актов. Все нормы о ККТ будет включены в налоговый кодекс. Налоговики получат официальное право на применение оперативных мероприятий: контрольных закупок и негласного наблюдения. Проверки ККТ, как самостоятельная форма контроля будут отменены, они будут включены в качестве одной из мер налогового контроля в НК РФ. Увеличится объём бесконтактного налогового администрирования, в том числе статистического наблюдения, будут внесены масштабные изменения в нормы Налогового кодекса о применения ККТ при осуществлении удалённых расчётов при продаже товаров (работ, услуг).


Единый налоговый платёж - уплата всех налогов одной платёжкой. Институт единого налогового платежа предполагается ввести с 2022 года (хотя многие эксперты предполагают, что он может быть введён и раньше). Новшество позволит уплачивать, одним платежом все налоги. Уплаченную в бюджет сумму налоговые органы по установленным Налоговым кодексом РФ правилам распределять в уплату налогов, пеней, процентов и штрафов. При этом будут исключены случаи при которых долгое время по одним налогам (в один уровень бюджета) числилась переплата, а по другим - недоимка.

Приостановление операций по счетам - налоговики будут предупреждать. На ФНС РФ будут возложена обязанность информирования налогоплательщиков о том, что к нему будут применены меры по обеспечению уплаты налогов в бюджет - приостановление операций по счетам в банках (за непредоставление налоговой декларации).

Квалификация налоговой декларации, как не предоставленной. Этот вопрос в настоящее время имеет большое количество споров, зачастую незначительный дефект при заполнении налоговой декларации квалифицируется налоговиками как её непредоставление. Конец такой практике положат изменения в НК РФ, которые определят исчерпывающий перечень случаев, когда налоговая декларация считается непредоставленной.

Развитие электронного документооборота - личные кабинеты, налоговые уведомления в электронной форме. Бумажный документооборот между налогоплательщиком и налоговым органом будет постепенно устранятся. Все налоговые уведомления будут направляться налоговиками через личные кабинеты. Исключения будут предусмотрены для инвалидов, пенсионеров, малоимущих граждан, несовершеннолетних, граждан предпенсионного возраста, а так же некоторых других категорий граждан. В первую очередь систему электронных налоговых уведомлений реализуют к крупных городах - миллионниках

Возмещение НДС в заявительном порядке - на основе электронных банковских гарантий. Предлагается введение института электронной банковской гарантии для возмещения НДС в заявительном порядке, логистика предоставления банковской гарантии и возмещения НДС будет прозрачной и оперативной.

Налоги на операции с Биткоином и другими цифровыми валютами. Особенно старается здесь Минфин, предвкушая увеличение количества операций с цифровыми валютами и стараясь наложить на них «лапу». Законопроект внесён Минфином в Госдуму и по мнению экспертов весьма не идеален, в первую очередь, с точки зрения понятийного аппарата при налогообложении цифровых валют.

Получение налоговиками информации от кредитных организаций, в том числе, иностранных. Для осуществления налогового контроля возможности налоговиков получения информации от кредитных организаций будут расширены, в том числе будет увеличена оперативность предоставления данных. Еще налоговики смогут получать сведения от иностранных банков через запрос компетентного органа иностранного государства.

Банк России и ФНС РФ обменяются «таинственной информацией». Информация составляющая банковскую тайну и информация, составляющая налоговую тайну будут направляться налоговиками - ЦБ РФ, а регулятором - ФНС РФ в соответствии с новыми нормативными актами, свободней, чаще и в большем объёме.

Сроки хранения первички увеличат. Первичные документы, необходимые для исчисления, удержания и перечисления налогов будут храниться не 4, а 5 лет, изменения будут внесены в законодательство в ближайшее время.

Налоговые льготы инвестиционного характера. Будут предоставляться на основе инвестиционных соглашений с Правительством РФ пери условии выполнения условий указанных соглашений.

Ещё Минфин обещает привести законодательство о налогах и сборах в соответствии с изменениями в Конституцию РФ, поправки в которую были одобрены всенародным голосованием.

Пока рано подводить итоги работы налоговых органов за 2020 год. Но на основании данных за 9 месяцев текущего года уже сейчас можно на «языке цифр» обрисовать истинную картину налогового контроля — 2020.

1. Камеральные проверки

По стране

За 9 месяцев 2020 года по России в целом проведено 46,1 млн. проверок, из них результативных — 1, 7 млн. проверок с доначислениями на общую сумму (налог, пени, штраф) 26, 1 млрд.руб. (в т.ч. налоги — 15, 5 млрд. руб.).

За аналогичный период 2019 года налоговыми органами было проведено — 47, 2 млн. проверок, из них результативных — 1,8 млн. с доначислениями (налог, пени, штраф) 27,3 млрд. руб. (налоги — 15,7 млрд. руб.).


По России в целом доначисления на 1 камеральную проверку (за 9 мес.2020 года) составили 15,3 тыс.руб. (налог, пени, штраф). За аналогичный период 2019 года на 1 камеральную проверку по РФ приходилось — 15,4 тыс. руб. (налог, пени, штраф).


Москва

За 9 месяцев 2020 года по Москве проведено всего 5,7 млн. проверок, из которых результативных — 0,2 млн. руб. проверок на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 4,6 млрд. руб. (в т.ч. налогов — 2,5 млрд. руб.).

За аналогичный период 2019 года по Москве было проведено 5, 7 млн. проверок всего, результативных — 0,2 млн. руб. проверки с доначислениями (налог, пени, штраф) в сумме почти 6 млрд. руб. (в т.ч. налогов — 3, 5 млрд. руб.).

Общее количество проверок, а также результативных в 2019 и 2020 году совпадает:


Что касается суммы доначислений по Москве на 1 камеральную проверку за 9 мес.2020 года, то ее размер — 22,9 тыс.руб. (налог, пени, штраф), а в 2019 году (за 9 мес.) этот показатель составлял — 30.7 тыс. руб. на 1 проверку.

Результативность 1 камеральной проверки в 2020 году, по сравнению с 2019 годом снизилась на 7,8 тыс. руб. (на 9,5%).


2. Выездные проверки

По РФ в целом

За 9 месяцев 2020 года проведено по России всего 4 017 проверок, из них результативных — 3 878 проверок на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 126,3 млрд. руб. (из них налогов — 87,7 млрд. руб.), или в среднем 32,6 млн.руб. (в т.ч. налогов — 22,6 млн. руб.) доначислений на 1 проверку.

В 2019 году за 9 месяцев проведено 6 949 проверок, из них результативных — 6 728 на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 249,7 млрд. руб. (из них налогов — 176 млрд. руб.), или в среднем 37,1 млн. руб. (в т.ч. налогов — 26,2 млн. руб.) доначислений на 1 проверку.


В 2019 году доначислений на 1 выездную проверку было больше на 4,5 млн. руб. Снижение количества выездных проверок и общих доначислений вполне объяснимо, т.к. во II квартале 2020 года действовал мораторий на выездной контроль (постановления Правительства от 02.04.2020 года № 409, от 30.05.2020 года № 792).

Москва

За 9 месяцев 2020 года по Москве проведено всего — 736 проверок, из них результативных — 698 проверок на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 29,8 млрд. руб. (из них налогов — 20,5 млрд. руб.).

В 2019 году за 9 месяцев в Москве проведено 1 155 проверок, из них результативных — 1 086 на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 36,3 млрд. руб. (из них налогов — 25, 8 млрд. руб.)


По Москве средние доначисления на 1 выездную проверку за 9 мес. 2020 года составили 42,7 млн.руб. (налог, пени, штраф), а в 2019 — 33,4 млн.руб.

Таким образом, за 9 месяцев 2020 года средняя сумма доначислений по московским выездным проверкам увеличилась с 33,4 млн. руб. до 42,7 млн. руб., т.е. на 28%. Мораторий и пандемия не мешают инспекторам ставить свои рекорды по доначислениям.


3. Споры по ст. 54.1 НК РФ

ФНС России не один год констатирует свой успех в судебных делах. Так, в 2019 году 85,4 % дел по налоговым спорам рассмотрены судами в пользу налоговых органов (в 2018 году — 82,6%.). Итогов 2020 года пока нет, но с учетом практики можно смело предположить, что они будут мало отличаться от предыдущих лет.

Наметившиеся еще в 2019 году рост количества решений с применением знаменитой статьи 54.1 НК РФ и расхождение в подходах судов и налоговой службы к ее применению способствуют увеличению количества обращений налогоплательщиков за судебной защитой от налоговых претензий. Так, по состоянию на 06.11.2020 года было вынесено 862 решения с применением ст. 54.1 НК РФ, из них 683 налогоплательщики оспаривали в судебном порядке, т.е почти 80% решений. Итоги обжалований решений инспекций неутешительны: только 2,5% требований удовлетворено в полном объеме (24 решения) и 6,4% — удовлетворены частично (44 решения).


Тем не менее, хочется радоваться этим победам и надеяться на изменение картины на более радужную для налогоплательщиков. Тем более, что в текущем году отмечены новые подходы судов к некоторым нюансам применения ст. 54.1 НК РФ. Например, суды соглашаются с возможностью налоговой реконструкции действительных обязательств компании, когда реальность расходов не оспаривается, но сделки не соответствуют положениям ст.54.1 НК РФ, наметились правила оценки судами проявления налогоплательщиками коммерческой осмотрительности при выборе контрагентов (например, Определение ВС РФ от 14.05.2020 № 305-ЭС19-27597, Определение ВС РФ от 28.05.2020 № 305-ЭС19-16064, Постановления АС Западно — Сибирского округа от 02.07.2020 Ф04-611/2020, от 22.10.2020 по делу № А27-14675/2019, АС Московского округа от 11.09.2020 № А76-25957/2018).

Кстати, ФНС скоро выпустит в свет Обзор судебной практики с рекомендациями для налоговых органов по применению положений столь «скользкой» статьи Налогового кодекса и хочется верить, что некоторые правила игры станут более понятными для компаний и возможно, формализма и перегибов «на местах» будет гораздо меньше.

4. «Добровольное» уточнение налоговых обязательств

Приоритетной в деятельности налоговых органов становится именно аналитическая, превентивная работа.

Курс ФНС на развитее и совершенствование методов побуждения налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств явно дает неплохие результаты, так:

за 8 месяцев 2020 года поступления по аналитической работе достигли 64 млрд.руб., из них 48 % были уплачены вне рамок налоговых проверок — плательщики уточнились добровольно;

в Московской области за 9 месяцев 2020 года сумма поступивших в бюджет платежей по результатам контрольно-аналитической работы составила 5,9 млрд. руб., что на 23,3% выше аналогичного показателя прошлого года. Налогоплательщики увеличили свои налоговые обязательства на 7,1 млрд. руб., уменьшили сумму убытка, заявленного в целях налогообложения, на 4,2 млрд. руб. и уменьшили сумму заявленного к возмещению НДС на 1,2 млрд. руб.;

в Санкт-Петербурге сумма дополнительных поступлений по результатам контрольно-аналитической работы за 9 месяцев 2020 года составила 8 млрд. руб., что в 2,6 раза больше, чем за аналогичный период 2019 года.

5. Послаблений в сборе налогов не будет!

В июле был опубликован проект Плана деятельности Минфина РФ на 2020-2025 годы: собрать налогов не менее 99 %.

К такому показателю обещают идти плавно. Так, в 2020 году план собираемости — 98,72%, в 2021 — 98,79%, 2022 — 98,86% и в 2023 — 98,93%.


Похоже, это еще один «звонок», свидетельствующий об усилении налогового контроля, а значит, бизнесу пора всерьез задуматься о порядке в учете и отчетности в своих компаниях и принять срочные меры по снижению налоговых рисков.

6. Налоговые преступления

За 9 месяцев 2020 года в суд направлено 695 уголовных дел о налоговых преступлениях. За время следствия по ним возмещено недоимки на сумму почти 20 млрд.руб. Такие данные озвучил председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин на оперативном совещании с руководителями подразделений центрального аппарата и региональных отделений ведомства (Xисточник — Российская газета — Федеральный выпуск. 2020. № 239 (8293)).

В 2019 году за неуплату налогов было осужден 541 чел., причем 47 из них получили реальный срок лишения свободы.

Даже не имея данных за весь 2020 год, вполне можно предположить, что количество дел по налоговым преступлениям будет не ниже уровня прошлого года.

Цифры говорят сами за себя, не требуя излишних комментарий. Они дают «пищу» для размышлений о серьезности последствий налоговых «оптимизаций» и ошибок, поскольку «на кону» может оказаться весь бизнес и личная свобода.

Чтобы не стать участниками налоговой статистики по доначислениям рекомендуем постоянно держать под контролем налоговый учет компании. В этом может помочь проведение системного комплексного аудита в компании «Правовест Аудит», предоставляющего поддержку аудиторов, налоговых консультантов и юристов, а также дополнительную страховку в случае доначисления налогов за проверенный аудиторами период.

Налоговый мониторинг придет насмену устаревшим формам контроля. Фото: iStock

Мониторинг Федеральная налоговая служба применяет с 2016 года. Он подразумевает взаимодействие фискальных органов и бизнеса в дистанционном формате. Компании добровольно предоставляют налоговикам онлайн-доступ к своим информационным системам, данным бухгалтерской и налоговой отчетности. Взамен же могут рассчитывать на снижение числа проверок. Фискальные органы не запрашивают документы, поскольку могут отслеживать все процессы в режиме реального времени. Проверке подвергаются только операции, которые содержат элементы риска. Трудозатраты компаний на сопровождение налогового контроля в таком формате снижаются более чем на треть.

Фото: Дмитрий Астахов/ТАСС

Фото: Дмитрий Астахов/ТАСС

Благодаря особому инструменту налогового мониторинга - мотивированному мнению - компании могут запрашивать позицию налогового органа о правильности налогообложения конкретной сделки или операции. Это дает определенность в части бизнес-планирования. Своевременное устранение рисков, на которые укажут инспекторы, избавляет от возможных санкций.

Сейчас подключаться к налоговому мониторингу могут лишь крупные компании с годовым оборотом не менее 3 млрд рублей и активами на 3 млрд рублей. Сумма уплаченных ими налогов за предыдущий год должна составлять не менее 300 млн рублей.

Подписанная председателем правительства концепция предполагает снижение планки по совокупной сумме уплаченных за год налогов до 100 млн рублей. В нее также разрешат включать уплаченные страховые вносы. Минимальные требования к суммарному объему годовых доходов налогоплательщика и к совокупной стоимости активов также предлагается снизить втрое - до 1 млрд рублей. При этом компании для подключения к налоговому мониторингу не обязательно будет соответствовать всем трем критериям. Достаточно подходить по одному из них.

Концепция подразумевает составление и ведение налоговой службой карты отраслевых рисков участников налогового мониторинга, формирование риск-профилей компаний, автоматическое выявление рисков и оповещение о них налогоплательщиков.

Фото: Scott Olson / Staff / Getty Images

Фото: Scott Olson / Staff / Getty Images

Реализация заявленных планов позволит заметно расширить число потенциальных участников налогового мониторинга - до 3879 компаний к 2022 году и до 7827 - к 2024 году, уточняется в документе. Результатом развития этого инструмента станет снижение административной нагрузки на бизнес и влияния человеческого фактора при проведении налогового контроля, сокращение числа споров ФНС с налогоплательщиками, уменьшение потока бумажных документов, которые предоставляются в фискальное ведомство, и переход на электронный документооборот. Кроме того, ФНС сможет оперативнее выявлять и предупреждать нарушения, допускаемые налогоплательщиками.

Налоговый мониторинг сегодня уже используют "Аэрофлот", РЖД, "Ростех", "Газпром", ВТБ, "Мегафон", МТС, ООО "Гугл" (российская "дочка" Google) - всего 44 компании. Они обеспечивают 12,25% налоговых поступлений в бюджет. В 2020 году на этот формат должны перейти еще 52 компании, в том числе 32 с госучастием, уточняли ранее в Федеральной налоговой службе.

Михаил Мишустин, председатель правительства РФ о налоговом мониторинге:

В первую очередь это совместная оценка рисков, когда компания абсолютно откровенна и налоговая служба оценивает риски до начисления платежей по всем видам налогов и сборов.

Читайте также: