Какие налоги платят университеты

Опубликовано: 15.05.2024

Вопросы налогообложения доходной деятельности образователь­ного учреждения регулируются Налоговым кодексом РФ. Федераль­ный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ внес изменения в Закон РФ«Об образовании», исключив все нормы, регулирующие налоговыеотношения. Само слово «налог» больше не встречается в тексте Зако­на «Об образовании».

Конечно, вопросы налогообложения образовательного учреждения достаточно сложны для директора школы. Тут не обойтись без помо­щи квалифицированных специалистов: бухгалтера, экономиста. Нашацель сейчас не научить директора самостоятельно вести налоговыйучет, а дать общие представления о том, плательщиком каких налогови в каких размерах является образовательное учреждение, каким об­разом можно оптимизировать уплату налогов, как не допустить со­вершения типичных для образовательных учреждений нарушений на­логового законодательства. Поэтому мы рассмотрим основные мо­менты налогообложения образовательных учреждений, не вдаваясь вподробности ведения и сдачи налоговой отчетности.

Образовательное учреждение изначально находится на общем ре­жиме налогообложения. На сегодняшний день общий режим нало­гообложения является единственно возможным для государствен­ных и муниципальных образовательных учреждений. Кроме общего режима налогообложения существуют специальные режимы. Для организаций сферы образования весьма выгодной является упро­щенная система налогообложения, позволяющая уменьшить нало­говое бремя и упростить налоговую отчетность. Однако для бюд­жетных учреждений, к которым, напоминаем, относятся все государственные и муниципальные образовательные учреждения, пе­реход на упрощенную систему налогообложения не допускается (пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Такой режим может быть использо­ван только различного рода негосударственными образовательны­ми организациями, оказывающими дополнительные образователь­ные услуги.

При общем режиме налогообложения любая доходная деятельностьобразовательного учреждения подлежит налогообложению налогомна добавленную стоимость и налогом на прибыль, а выплаты работни­кам — единым социальным налогом, если налоговым законодатель­ством не установлены те или иные налоговые льготы.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

НДС облагается реализация товаров, выполнение работ и оказаниеуслуг на территории Российской Федерации.

НДС представляет собой косвенный налог, который включается в цену товара (работы, услуги) и оплачивается покупателем, заказчи­ком, но в федеральный бюджет перечисляется продавцом, исполни­телем услуг, т.е. школой.

Сумма налога исчисляется по соответствующей налоговой ставке исходя из суммы, полученной от реализации товаров (работ, услуг). НК РФ в зависимости от того, что является предметом реализации, предусматривает три величины налоговых ставок: 0, 10 и 18 процен­тов. В деятельности образовательных учреждений может иметь местоприменение налоговой ставки 10 или 18%. Так, например, если обра­зовательное учреждение сдает в аренду помещение и сумма аренднойплаты составляет без учета НДС 5000 рублей, то общая сумма, кото­рую заплатит арендатор, будет составлять 5000 + 18% = 5900 рублей(в том числе, 900 рублей — НДС).

Кроме того, для образовательных учреждений НК РФ устанавливает налоговые льготы. Так, не подлежат налогообложению (освобождают­ся от налогообложения) НДС:

— услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, прове­дению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ). Следует отметить, что наличие лицензии для применения льготы по НДС припроведении занятий с детьми в кружках и секциях для общеобразовательных учреждений предусмотрено п. 6 ст. 149 НК РФ, согласно ко­торому деятельность, подлежащая лицензированию, не облагаетсяНДС при наличии соответствующей лицензии. Требование наличия ли­цензии при организации кружков и секций (т.е. реализации программ дополнительного образования детей) предусматривается п. 2 Типо­вого положения об общеобразовательном учреждении*;

—реализация продуктов питания, непосредственно произведенныхстуденческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошколь­ных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а такжепродуктов питания, непосредственно произведенных организациямиобщественного питания и реализуемых ими указанным столовым илиуказанным учреждениям. Данная льгота применяется в отношении сту­денческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений,столовых медицинских организаций только в случае полного или час­тичного финансирования этих учреждений из бюджета или из средствфонда обязательного медицинского страхования (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ);

—услуги в сфере образования по проведению некоммерческимиобразовательными организациями учебно-производственного (по на­правлениям основного и дополнительного образования, указанным влицензии) или воспитательного процесса, за исключением консуль­тационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Таким образом, не облагаются НДС платные образовательные ус­луги как по дополнительным профессиональным программам, ока­зываемые образовательным учреждением в виде занятий в факуль­тативных кружках и секциях, так и по преподаванию специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторству, по проведению заня­тий по углубленному изучению предметов при наличии соответству­ющей лицензии (т.е. при указании данных программ в приложении к основной лицензии на осуществление образовательной деятель­ности).

Следует отметить, что судебная практика признает наличие льготыпо НДС и в случаях, когда в суммы платы за обучение включены и услуги гардероба, охраны, исходя из того, что такие услуги признаются необходимой составляющей образовательного процесса.

Во многих государственных и муниципальных образовательных уч­реждениях столовые обслуживаются соответствующими комбината­ми питания, которые и осуществляют учет произведенных и реализо­ванных товаров, а администрация образовательного учреждения име­ет возможность отстраниться по крайней мере от налогового учетадеятельности столовой. Однако нередки случаи, когда столовые функ­ционируют и как структурные подразделения учреждения. Поэтому рассмотрим условия, при соблюдении которых возможно освобож­дение реализации продуктов питания в столовых от НДС:

—образовательное учреждение является государственным или му­ниципальным, и столовая финансируется частично или полностью изсоответствующего бюджета;

—продукты питания производятся в столовой. При этом Налоговыйкодекс РФ не раскрывает понятие «производства», включается ли сюда,например, разогрев, расфасовка продуктов, разлив напитков? Нало­говый кодекс РФ не дает четкого ответа на данный вопрос.

Очевидно, что облагаются НДС реализация продуктов питания, про­изведенных и расфасованных на стороне (конфеты, шоколад, напиткив бутылках и т.д.), а, следовательно, образовательное учреждение,реализуя и те, и другие продукты, должно вести раздельный учет такихопераций, что на практике крайне затруднительно. Также следует иметьв виду, что часть продуктов питания (например, хлебобулочные изде­лия) облагается НДС по ставке 10%, другие же продукты (например,шоколад, газированные напитки) подлежат налогообложению по ставке18% (ст. 164 НК РФ).

Сдача в аренду как движимого, так и недвижимого имущества обла­гается налогом на добавленную стоимость по ставке 18%.

Кроме указанных выше налоговых льгот для учреждений сферы об­разования, НК РФ устанавливает общее (для всех организаций, в томчисле и для государственных и муниципальных образовательных уч­реждений) правило освобождения от налогообложения НДС. Соглас­но п. 1 ст. 145 НК РФ организации имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, связанных с ис­числением и уплатой налога, если за три предшествующих последо­вательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров(работ, услуг) этих организаций без учета НДС не превысила в сово­купности два миллиона рублей. Как видим, многие учреждения обще­го образования могут использовать это освобождение. В таком слу­чае не подлежат обложению НДС все операции образовательного уч­реждения (в том числе и сдача имущества в аренду, реализация то­варов, производимых учреждением и т.д.).

Для получения права на освобождение от исполнения обязанностейналогоплательщика по НДС необходимо не позднее 20-го числа ме­сяца, начиная с которого организация претендует на освобождение, представить в налоговый орган:

письменное уведомление об использовании права на освобожде­ние от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с ис­числением и уплатой НДС (форма утверждена приказом Министер­ства РФ по налогам и сборам от 4 июля 2002 г. № БГ-3-03/342);

выписку из бухгалтерского баланса;

выписку из книги продаж;

копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Уведомление и соответствующие документы могут передаваться не­посредственно в налоговый орган или по почте заказным письмом.В последнем случае днем их представления в налоговый орган счита­ется шестой день со дня направления заказного письма.

Освобождение предоставляется сроком на 12 месяцев, по истечениикоторых учреждение может продлить срок действия освобождения.


Налог на прибыль организаций

Государственные и муниципальные образовательные учреждения яв­ляются плательщиками налога на прибыль организаций. Налог на при­быль платится с доходов, полученных от платных образовательных и иныхуслуг, от аренды, от реализации произведенных образовательным уч­реждением товаров (в терминологии НК РФ такие доходы бюджетного учреждения именуются доходами от коммерческой деятельности).

Глава 25 НК РФ содержит специальную статью 321.1, которая уста­навливает особенности ведения учета по налогу на прибыль для бюд­жетных учреждений.

Налоговая база бюджетных учреждений по налогу на прибыль опре­деляется как разница между полученной суммой дохода (без учета налога на добавленную стоимость) и суммой фактически осуществ­ленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.Таким образом, в составе доходов и расходов бюджетных учрежде­ний, включаемых в налоговую базу, не учитываются средства, получен­ные от учредителя (собственника) на ведение уставной деятельности.

На примере оказания платных образовательных услуг рассмотрим,какие расходы могут быть отнесены к числу расходов по коммерчес­кой деятельности:

1)выплата заработной платы учителям за проведение платных заня­тий (с учетом налогов);

2)расходы на приобретение книг, учебников для осуществления плат­ных занятий, канцелярских товаров, расходных материалов для копи­ровальной техники.

При этом важно, чтобы целью использования данных товаров былоименно оказание платных услуг, а не ведение основной образователь­ной деятельности, финансируемой за счет средств учредителя.

В смете доходов и расходов может быть предусмотрено финанси­рование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транс­портных расходов по обслуживанию административно-управленчес­кого персонала за счет двух источников: средств учредителя и средств, полученных от коммерческой деятельности. В таком случае включениеданных расходов бюджетного учреждения в расходы от коммерческойдеятельности производится пропорционально объему средств, по­лученных от коммерческой деятельности, в общей сумме доходов(включая средства учредителя). Следует учитывать, что в общую сум­му доходов от коммерческой деятельности для этой цели не включа­ются доходы, полученные от сдачи имущества в аренду. При этом еслив смете доходов и расходов финансирование расходов по оплате ком­мунальных услуг, услуг связи (за исключением мобильной связи) и наремонт основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюд­жетных средств, вообще не предусматривается, то такие расходы учи­тываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль при условии, что эксплуатация указанных основных средств связана с ве­дением такой деятельности.

Кроме того, согласно п. 4 ст. 321.1. в расходы, связанные с ведением коммерческой деятельности при определении налоговой базы по налогу на прибыль включаются все расходы на ремонт основных средств, эксплуатация которых связана с ведением некоммерческой и (или) коммерческой деятельности и которые приобретены (созда­ны) за счет бюджетных средств, если финансирование данных расхо­дов не предусмотрено в смете доходов и расходов бюджетного уч­реждения или не осуществляется за счет бюджетных средств. Такимобразом, если ремонт зданий образовательного учреждения не фи­нансируется за счет соответствующего бюджета, расходы на прове­дение этого ремонта могут включаться в расходы на осуществление коммерческой деятельности и, соответственно, уменьшать налого­вую базу по налогу на прибыль.

Полученная в результате исчисления сумма доходов бюджетного уч­реждения от коммерческой деятельности облагается по налоговой ставке 24% (ст. 284 НК РФ)*.

* Эта ставка делится между бюджетами Российской Федерации (6,5%) и субъектов Российской Федерации (17,5%). При этом налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не может быть ниже 13,5%.


Единый социальный налог

Образовательное учреждение, как и любая организация, при выпла­те работникам заработной платы и иных выплат, в том числе по граж­данско-правовым договорам оказания услуг, выполнения работ, яв­ляется налогоплательщиком единого социального налога (ЕСН) (гл. 24 НК РФ).

Объектом налогообложения ЕСН являются суммы выплат работни­кам, как за счет средств учредителя (сумма налога включается в нор­матив бюджетного финансирования), так и за счет коммерческой дея­тельности, которые включаются в расходы при определении налого­вой базы по налогу на прибыль организаций. Налоговый кодекс РФустанавливает регрессную шкалу налоговых ставок по ЕСН (п. 1 ст. 241),которая, правда, малоприменима для бюджетных учреждений (исхо­дя из того, что ежегодные доходы работников школы редко превыша­ют 280 000 рублей).

1-4.jpg

При выплате заработной платы, надбавок, доплат и премий по тру­довым договорам налогообложение ЕСН идет по графе «итого». При выполнении той или иной работы, оказании услуг физическими лица­ми по гражданско-правовым договорам ставка по ЕСН уменьшается на платеж в Фонд социального страхования Российской Федерации(т.е. на 2,9%) (п. 3 ст. 238 НК РФ). При привлечении преподавателей кпроведению занятий по обучению детей заключается гражданско-пра­вовой договор оказания услуг.

В ЕСН включаются суммы, выплачиваемые в качестве страховых взно­сов на обязательное пенсионное страхование. Данные страховые взносы зачитываются в сумме налога, подлежащей уплате в федеральныйбюджет (графа 2 таблицы 1) (п. 3 ст. 236 НК РФ). Федеральным зако­ном от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсион­ном страховании в Российской Федерации» установлены следующиеставки страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:

База а -а -з а а з -аа-а

УДК 336.201

Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского, Омск

Dostoevsky Omsk State University, Omsk

Аннотация:В статье рассмотрены основные налоговые законы и льготы, которые применяются к образовательным учреждениям в настоящее время. Выделены проблемы, с которыми столкнулись высшие учебные заведения после отмены статьи 40 федерального закона «Об образовании». Разработаны меры, внедрение которых поможет разрешить возникшие проблемы.

Annotation: The article describes the main tax laws and benefits that apply to educational institutions currently. The main problems faced by higher education institutions after the abolition of the Federal law "On education". The measures whose implementation will help to resolve the problems.

Ключевые слова: образовательная деятельность, закон, предпринимательская и непредпринимательская деятельность, налогообложение, налоговая система, прибыль, налоговые льготы.

Key words: education, law, entrepreneurial and non-entrepreneurial activity, taxation, tax system, profit tax benefits.

Получение высшего образования - важный этап в жизни человека, который не должен быть осложнен административными проблемами, поэтому одной из приоритетных задач государства является достойное финансирование высших учебных заведений, а также эффективное регулирование системы налогообложения. Однако, изменения, происходящие в сфере налогообложения в течение последних лет, ведут к равенству налоговой системы всех отраслей, будь то торговля или медицина, промышленность или образование. Целью данной работы является рассмотрение проблем, с которыми столкнулись высшие учебные заведения, после отмены статьи 40 Федерального закона «Об образовании», а также выделение основных мероприятий, которые будут способствовать решению этих проблем. Объектом исследования являются высшие учебные заведения России. Предмет – эффективность деятельности учебных заведений после отмены статьи 40 Федерального закона «Об образовании».

В условиях недостаточности средств, вкладываемых в развитие науки и образования, проблема тяжелого налогового бремени учебных заведений встает особенно остро. Таким образом, тема выявления особенностей и проблем налогообложения в высших учебных заведениях России является актуальной.

К сегодняшнему дню к налогообложению Российских высших учебных заведений применяется весьма сложная налоговая система, которая принесла немало проблем в осуществление образовательной деятельности. Для более полной характеристики и выявления проблем в сфере налогообложения, с которыми столкнулись вузы, а также определения мероприятий по борьбе с ними, необходимо рассмотреть федеральный закон «Об образовании», выделить и охарактеризовать основные виды взимаемых налогов и налоговых льгот, применяющихся к российским вузам.

Закон, регулирующий налогообложение образовательных учреждений был принят в 1992 году и получил название «Об образовании». Статья 40 данного закона говорит о том, что образовательные учреждения при осуществлении своей непредпринимательской деятельности, которая предусмотрена уставом, освобождаются от уплаты всех налогов. Таким образом, на протяжении многих лет важной задачей образовательных учреждений являлось разграничение сфер своей деятельности на предпринимательскую и непредпринимательскую. В течение тринадцати лет в вопросе налогообложения образовательных учреждений все было относительно четко и понятно, однако с 1 января 2005 года, статья 40 закона «Об образовании» утратила силу [1, 2].

После отмены сороковой статьи закона «Об образовании», для осуществления налогообложения образовательных учреждений стали использоваться отдельные статьи налогового кодекса России (НК РФ). Каждая статья регулирует нормы и правила уплаты налога, а также характеризует размер и условия получения налоговой льготы по данному виду налогов. Необходимо рассмотреть основные налоги, которые применяются к российским учебным заведениям.

1.Налог на добавленную стоимость (НДС).

Нормы и правила применения данного вида налогов для образовательных учреждений обозначены в 149 статье налогового кодекса России. В соответствии с 14 пунктом данной статьи от налогообложения может быть освобождена только реализация услуг образовательными некоммерческими учреждениями в сфере образования в процессе организации учебной или воспитательной деятельности. Не попадает под действие данной льготы оказание консультационных услуг или услуг по сдаче помещений в аренду. Статья 149 дает пояснение о том, что реализация некоммерческими образовательными учреждениями товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и приобретенных на стороне, подлежит налогообложению вне зависимости от того, на какие цели будет направлен доход от этой реализации, если другое не предусмотрено положениями НК РФ [3].

Исходя из пункта 14 статьи 149 НК РФ, следует, что указанные выше образовательные услуги учебных учреждений освобождаются от уплаты НДС, независимо от того, на какие цели будет направлен доход, полученный за оказание этих услуг. К обязательному условию использования данной льготы по НДС относится: наличие у вуза лицензии на осуществление образовательной деятельности. Введение льготы по НДС обусловлено желанием государства стимулировать развитие основной (учебной) деятельности образовательных учреждений.

2. Налог на имущество.

В налоговом кодексе России имеет место статья 381, первый пункт которой гласит, что от налогообложения на имущество освобождаются организации и учреждения уголовной системы по отношению к тому имуществу, которое используется для осуществления возложенных на данные организации функций. Таким образом, целевое использование имущества вузами, осуществляется на абсолютно безвозмездной основе. Необходимо отметить, что, согласно 4 пункту 250 статьи налогового кодекса, учебные заведения обязаны уплачивать налог на прибыль, полученной от сдачи имущества в аренду, поскольку данные доходы признаны внереализационными [4, 5].

Согласно 2 пункту 388 статьи НК РФ, плательщиками земельного налога не являются организации и физические лица в отношении земельных участков, которые находятся у них на праве безвозмездного пользования, включая право безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды. Соответственно, образовательные учреждения не являются плательщиками земельного налога, поскольку сами находятся в ведении хозяйствующего субъекта. Введение данной льготы - это уже большой шаг навстречу развитию всех образовательных учреждений, поскольку, например, многие вузы располагаются на значительной территории, постоянно расширяя свои границы, путем постройки новых учебных корпусов, современных лабораторий, научных городков, бизнес-инкубаторов [6].

4.Налог на прибыль.

На сегодняшний день в главе 25 НК РФ нет информации о льготах на налог на прибыль для образовательных учреждений, таким образом, получается, что вузы обязаны уплачивать данный налог. Это обстоятельство совершенно не устраивает как представителей государственных, так и руководителей частных вузов. В 2009 году Конституционный суд РФ вынес решение о законности взимания налога на прибыль с имущества, сданного в аренду образовательными учреждениями. Однако данный вопрос до сих пор остается открытым, поскольку в российском законодательстве имеются значительные пробелы, так как в нормативных документах детально не описан механизм самостоятельной уплаты вузами налога на прибыль от сдачи имущества в аренду. Этот пробел часто используется для обжалования постановлений суда, например в 2009 году в Конституционный суд обратились представители МАИ и МХТИ с заявлением о проверке положений налогового кодекса РФ. Суть их претензии заключалась в том, что законодательство о налогообложении должно включать в себя более доступные для понимания нормы, чем те, которые применяются в настоящее время [7].

Нельзя не согласиться с представителями упомянутых учебных заведений, поскольку налогообложение – важный элемент взаимоотношения между государством и его субъектами, механизм которого должен быть проработан до мелочей. А многочисленные пробелы и неточности, имеющиеся в российском законодательстве ведут к непреднамеренному сокрытию части доходов и как следствие, к недополучению денежных средств в государственной казне.

Для более полного рассмотрения исчисления налога на прибыль в учебных заведениях, необходимо принять во внимание четырнадцатый пункт 251 статьи НК РФ. Данный пункт гласит, что при расчете величины налоговой базы не учитываются доходы, выраженные в имущественной форме, переданные налогоплательщику в рамках целевого финансирования. Все налогоплательщики, получившие средства на базе целевого финансирования, обязаны вести учет доходов (расходов), полученных в рамках этого финансирования. Однако и в данном пункте имеются подводные камни, которые тормозят инновационное развитие вузов. И. Федоров – Президент МГТУ им. Баумана отметил, что при передаче крупными предприятиями высокотехнологичного оборудования, которое должно использоваться для развития российской науки, вузы обязаны уплатить за него налог на прибыль в пользу государства. Увы, данный парадокс не единственный, даже покупка оборудования, на которую были выделены бюджетные средства, облагается налогом на прибыль. Такие ситуации – частое явление в технических вузах, а ведь молодые ученые стремятся работать на новейшем высокотехнологичном оборудовании. Из-за отсутствия такой возможности многие перспективные ученые покидают нашу страну, что ведет к пресловутой «утечке умов» [8].

Уплата налога на прибыль тяжелым бременем ложится на многие вузы. Глава Ассоциации негосударственных вузов (АНВУЗ) - В. Зернов утверждает, что вуз, в котором учатся менее 2000 студентов не приносит дохода, являясь нерентабельным. По расчетам Зернова – планка безубыточности вузов находится на отметке в 100 млн. рублей, а из 168 частных московских вузов данную планку смогли перешагнуть лишь четверть. Как утверждает глава АНВУЗ, прибыль в крупных, устойчивых вузах достигает всего лишь порядка 15 %. Возникает логичный вопрос – как должен выживать вуз, когда вместо поддержки государства на него ложится тяжелое налоговое бремя? К сожалению, некоторые руководители образовательных учреждений в целях повышения прибыли и уменьшения налоговой нагрузки прибегают к недобросовестным мерам: экономия на заработной плате преподавателей, вечерняя аренда школьных классов для проведения занятий, продажа академических справок – все эти методы ведут к росту доходов частных вузов в 2-3 раза. Распространение такого вида учебных заведений приводит не только к снижению уровня образования, но и опять-таки к недополучению налоговых поступлений в государственную казну [9].

Как известно каждое правило содержит исключения. Так статья 284.1 НК РФ гласит, что организации, которые осуществляют образовательную деятельность в соответствии с российским законодательством, могут применять налоговую ставку 0 процентов при соблюдении следующих условий:

1) если организация имеет лицензию на осуществление деятельности, выданную в соответствии с законодательством РФ;

2) если доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности, от выполнения научных исследований или опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при расчете налоговой базы, либо если организация за налоговый период не получила доходов, которые должны учитываться при определении налоговой базы.

3) если в штате организации числятся не менее 15 работников в течение налогового периода;

4) если в налоговом периоде организация не совершает операций с векселями и производными финансовыми инструментами [10].

С одной стороны введение данного закона – это уже большой шаг в поддержку развития учебных учреждений, однако его эффективность можно подвергнуть критике. На сегодняшний день образовательная деятельность далеко не всех вузов составляет 90 % общего объема доходов. Образовательные учреждения имеют и другие источники доходов – доходы от коммерческой деятельности, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы. Таким образом, воспользоваться льготами, которые предполагает 284.1 статья налогового кодекса РФ, может отнюдь не большое число российских вузов.

5. Социальные налоги.

Каждый работодатель обязан ежемесячно перечислять страховые взносы за своих сотрудников в ПФР, ФОМС и ФСС. Величина страховых взносов определяется в соответствии с тарифами, которые ежегодно утверждаются Правительством РФ. В 2017 году применялись следующие тарифы:

Отчисления в обозначенные фонды – неотъемлемая часть социальной сферы, поскольку данные фонды гарантируют каждому сотруднику права на пенсионное обеспечение, медицинскую помощь и социальное страхование. Социальные отчисления – это те денежные средства, которые работодатель обязан уплатить сверх заработной платы сотрудника. На сегодняшний день образовательные учреждения не имеют никаких льгот в данной сфере. Таким образом, руководители вузов, которые и так имеют небольшое финансирование, обязаны уплачивать такой же процент социальных взносов, что и директора крупных, стабильно развивающихся компаний. Непроизвольно возникает вопрос - справедливо ли это?

Проанализировав основные виды налогов, которые уплачиваются вузами в настоящее время и применяемые налоговые льготы, приходим к неутешительным результатам. К сожалению, отмена в 2005 году 40 статьи закона «Об образовании» негативно повлияла на развитие системы налогообложения образовательных учреждений. Появилась путаница в структуре налогов, а в некоторых нормах и правилах налогового законодательства образовались пробелы, которые государство не спешит заполнять. Эти факторы оказали влияние и на деятельность самих вузов. На основе проведенного анализа, можно выделить проблемы, с которыми столкнулись российские образовательные учреждения после отмены статьи 40 закона «Об образовании»:

1. Быстрое изменение нормативов бюджетного законодательства, вслед за которыми не всегда успевают перестроиться положения налогового законодательства, что приводит к путанице в организации налогового учета;

2. Низкая рентабельность вузов, которая приводит к снижению получаемой прибыли, что вкупе с тяжелым налоговым бременем ведет к сокращению эффективности образовательной деятельности;

3. На сегодняшний день налоговый учет, организованный в высших учебных заведениях по сложности превышает учет, который ведется в коммерческих организациях, поскольку нормы и правила, используемые в налоговом учете вузов слишком сложны для интерпретации;

4. Отсутствие механизма регулирования развития вузов и налогообложения. Финансирование, направленное на программу развития учебного заведения зачастую имеет риск попасть под обложение НДС и налогом на прибыль. Это происходит из-за неопределенности формы выделяемых финансовых средств;

5. Большой объем страховых взносов. Начисление страховых взносов для вузов происходит на общих основаниях. В 2016 году суммарный объем страховых взносов составил 30 %. Весьма скромное финансирование учебных заведений и высокая налоговая нагрузка не способствует росту заработной платы сотрудников, что в свою очередь тормозит развитие не только конкретного вуза, но и науки в целом [11, 12].

Можно бесконечно поднимать вопросы, о том, какие противоречия и проблемы имеют место в налоговом законодательстве РФ, но необходимы конкретные меры для стабилизации сложившейся ситуации. Еще в 2010 году Российский союз ректоров (РСР) поднял вопрос о необходимости совершенствования налоговой системы вузов. Опираясь на предложения, выдвинутые РСР, выделим основные мероприятия, которые помогут в разрешении возникших проблем:

1.Совершенствование налогового законодательства. На данном этапе необходимо сделать трактовку законов доступной для понимания, устранить двойственность имеющихся норм и правил, а также обратить внимания на пробелы в законах, мешающих образовательным учреждениям эффективно вести налоговый учет;

2.Увеличение объемов бюджетного финансирования и предоставление налоговых льгот на проведение фундаментальных исследований. Многие учебные заведения не могут позволить себе закупку современного оборудования не только из-за недостатка выделяемых финансовых ресурсов, но и из-за необходимости уплаты налогов за совершение такого рода сделок;

3.Предоставление налоговых каникул для образовательных учреждений, занимающихся инновационной деятельностью. Налоговые каникулы позволили бы вузам активно заниматься научной деятельностью, достигая высоких результатов

4.Устранение излишней налоговой нагрузки. Как уже было отмечено, во многих вузах, особенно негосударственных тяжелое налоговое бремя не позволяет осуществлять эффективную учебную деятельность. Приоритетной задачей вузов должно быть ведение непрерывной и качественной образовательной деятельности, а не поиски денежных средств для уплаты большого количества налогов;

5. Частичное освобождение сотрудников вузов от уплаты НДФЛ. Следствием данного мероприятия станет реальное повышение заработной платы, что вкупе с введением налоговых льгот на проведение научной деятельности и организацией налоговых каникул приведет к заинтересованности ученых развитию науки, снижению «утечки умов».

В последнее время, при начислении налогов часто стирается понятие справедливости. А ведь самый первый принцип налогообложения, выделенный еще великим классиком – Адамом Смитом, называется «Принцип равенства и справедливости», согласно которому все граждане должны участвовать в формировании финансов государства соразмерно получаемым доходам и возможностям». К сожалению, по отношению к образовательным учреждениям данный принцип часто нарушается. Многие вузы несут очень тяжелое налоговое бремя. Определённую долю негатива в сложившуюся ситуацию, добавляет и то, что к сегодняшнему дню был нарушен и второй принцип налогообложения, выделенный Смитом – «Принцип определенности». Суть принципа состоит в том, что налог, который уплачивает гражданин, должен быть точно определен, определено время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны налогоплательщику. В связи с пробелами и неточностями в законодательных документах, представители образовательных учреждений не всегда четко могут определить какую сумму и за что они обязаны уплатить.

По совокупности проанализированной информации можно говорить о серьезности проблем и противоречий, которые образовались в налоговом регулировании образовательных учреждений после отмены в начале 2005 года статьи 40 Федерального закона «Об образовании». Данные проблемы необходимо решать и решать как можно скорее, пока это в крайней степени негативно не сказалось на осуществлении образовательной деятельности и развитии российской науки в целом.

В работе была рассмотрена сороковая статья Федерального закона «Об образовании», проанализированы основные виды налогов, которые уплачивают учебные заведения в настоящее время, выделены ключевые проблемы и противоречия, с которыми столкнулись вузы после отмены статьи 40 закона «Об образовании», а также разработаны мероприятия, которые помогут в решении возникших проблем.

Современная система налогообложения в основном была сформирована в 1992—1996 гг. Применительно к системе образования она основывается на следующих принципах.

    Образовательные учреждения являются плательщиками большинства налогов, т.е.

Освобождение от уплаты налогов связывается с понятием “непредпринимательская деятельность образовательного учреждения, предусмотренная уставом этого учреждения”. Основные проблемы вокруг него возникают по той причине, что Законом “Об образовании” это понятие введено, а Гражданским кодексом Российской Федерации оно не определено. Отсюда возникают всякого рода коллизии, связанные с реализацией одной из государственных гарантий системе образования — освобождением от всех налогов в части деятельности, содержание которой законодательно не установлено.

Можно утверждать, тем не менее, что для целей налогообложения (предоставления налоговых льгот, освобождения от налогов или предоставления налоговых скидок) отнесение деятельности к предпринимательской или непредпринимательской значения не имеет. Это легко проверить, обратившись к соответствующим законодательным актам, в которых те или иные льготы связываются исключительно с двумя основными факторами: содержанием деятельности (осуществление образовательного процесса или прочей деятельности) или направлением использования полученных доходов. После введения части второй Налогового кодекса значимым стало только содержание деятельности, поскольку льгота по налогу на прибыль в части реинвестирования полученных доходов на цели развития и совершенствования образовательного процесса фактически была отменена.

В налогообложении очень многое зависит от уровня квалификации работников налоговых органов на местах, сложившейся практики и степени “понятности” налоговых инструкций, т.е. в значительной мере от субъективного фактора. Это обстоятельство существенным образом искажает стратегическое направление государственной политики в области налогообложения системы образования.

Объектами налогообложения в системе образования, как и в других сферах деятельности, являются:

  • хозяйственный результат деятельности образовательного учреждения;
  • движение собственности;
  • объекты собственности.

Более подробно объекты налогообложения в системе образования представлены в табл. 1.12.

Имущество, переданное образовательному учреждению в форме дара, пожертвования или по завещанию

Имущество, приобретенное образовательным учреждением на доходы от самостоятельной деятельности и соответственно оформленное в качестве собственности образовательного учреждения

По отдельным налогам образовательным учреждениям предоставлены налоговые льготы.

В частности, налог на добавленную стоимость не взимается с сумм, полученных в качестве доходов от осуществления образовательной деятельности. Эту льготу можно оценить как стимулирующую развитие в первую очередь основной деятельности системы образования. С остальных видов доходов этот налог взимается.

Бюджетный кодекс Российской Федерации относит все внебюджетные средства, получаемые образовательными учреждениями, к доходам бюджета и вводит для них режим учета и расходования, как для бюджетных средств. Следует отметить, что этот подход должен быть отражен и в налоговой системе, поскольку экономическое содержание указанных средств меняется, и государство не должно брать налоги с доходов бюджета (т.е. само с себя), поскольку это увеличивает трансакционные издержки.

Не облагается налогом имущество бюджетных учреждений, в том числе образовательных учреждений, финансируемых из бюджетов различных уровней, и имущество, используемое исключительно для нужд образования. Это позволяет освобождать от данного налога имущество как государственных, так и негосударственных учебных заведений.

Бюджетные образовательные учреждения освобождены от уплаты транспортного налога.

От уплаты земельного налога полностью освобождаются учреждения образования, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов. Обязанность платить земельный налог возникает только в том случае, если образовательное учреждение сдает земельный участок в аренду (пользование), в том числе — в случае сдачи в аренду (пользование) отдельного объекта, который не может быть сдан без земельного участка, на котором он расположен. То есть обязанность платить налог на землю возникает в том случае, если земельный участок тем или иным способом “выпадает” из образовательного процесса, обязательно меняя при этом владельца (пользователя).

Таким образом, провозглашенные Законом “Об образовании” государственные гарантии приоритетности образования в части освобождения от уплаты всех налогов носят в значительной мере условный характер.

Сделаем некоторые выводы из всего вышесказанного.

  1. Система образования является крупнейшей сферой деятельности в стране по численности занятых в ней. Только численность обучающихся составляет более 20% населения России.
  2. Система образования находится в постоянном движении: изменяются сеть образовательных учреждений, численность обучающихся и их распределение по уровням образования. Сеть образовательных учреждений является по преимуществу государственной, но в ней динамично развивается негосударственный сектор, а в деятельности всей системы образования растет коммерческая составляющая.
  3. Система образования обладает значительным кадровым потенциалом, характеризующимся высоким уровнем квалификации.
  4. Основным источником финансирования образования является государственный бюджет. Наряду с этим образовательные учреждения могут осуществлять (и осуществляют) разнообразную приносящую доходы деятельность. Главным направлением такой деятельности является образовательная. Это подтверждается постоянным ростом контингента обучающихся с полным возмещением затрат. Одновременно развиваются и другие виды деятельности, прямо не связанные с образовательной.
  5. Образовательные учреждения, осуществляя экономическую деятельность, вступают во взаимоотношения с налоговой системой. Налоговые льготы, которыми они пользуются, носят ограниченный характер (касаются только нескольких налогов), их предоставление обусловлено содержанием осуществляемой образовательными учреждениями деятельности.


Многие считают, что бюджетное место в вузе — это бесплатное образование, но на самом деле оно также оплачивается, только из бюджета (за счёт наших налогов). Наш блогер Юрий Никольский рассказывает о системе налогообложения, о том, как получить налоговый вычет на обучение и воспользоваться социальной поддержкой.

Социальная помощь через налоговые вычеты


Всем знакома схема, когда люди платят налоги, а законодатели определяют ту часть бюджета, которая выделяется на образование. Ещё есть схема, где за образование платят сами граждане, а государство им снижает объёмы налоговых выплат. С этой системой в нашей стране почти не знакомы, поэтому я решил о ней рассказать. Я не пишу о налоговом законодательстве, применяемом в какой-то конкретной стране. В каждой стране оно имеет свои особенности, а в США налоговое законодательство отличается даже в разных штатах. Я описываю лишь самые общие подходы, которые могут закладываться в налоговое законодательство.


Налог формируется через понятия налоговой базы и ставки налога. Большинство в нашей стране платят подоходный налог лишь с получаемой зарплаты. Для них она является единственной налоговой базой, для которой установлена ставка налога в 13%. С 50 000 рублей налог равен 6 500 рублей. На руки — 43 500 рублей.

Теперь предположим, что происходит снижение налоговой базы на ту сумму, которая пошла на образование. При оплате за учёбу в 20 000 рублей налог будет взиматься не с 50 000, а с 30 000, поэтому налог составит 3900 рублей. Тем самым налогоплательщик получил от государства 6500 — 3900 = 2600 рублей. Эти деньги можно использовать только на образование. Важно то, что их можно потратить на любое образование, а не только на то, которое контролируется государством. Остальную сумму 20 000 — 2 600 = 17 400 придётся выплатить из сбережений семьи. Возможно, что частично оплатит образовательный благотворительный фонд, а ещё какую-то сумму дополнительно предоставит государство из бюджета.

Я дал пример для налоговой ставки в 13%. Для следующего примера возьмём зарплату в 100 000 рублей при налоговой ставке уже в 56,5% (во многих странах ставка подоходного налога в разы выше нашей). Тогда в налоги уйдёт 56 500 рублей, а на руки выдаётся та же сумма 43 500 рублей, что и в предыдущем примере. За учёбу в 20 000 рублей налоговая база для подоходного налога будет равна 80 000 рублей. Тогда в налоги уйдёт 45 200 рублей. Иными словами, физическое лицо для оплаты за учёбу получит 56 500 — 45 200 = 11 300 рублей. Это на 8700 рублей больше, чем в первом примере. Понятно, что чем выше ставка подоходного налога, тем налогоплательщик больше получит средств на образование. Отчисления в бюджет снизятся, но можно предусмотреть снижение бюджетных расходов на образование с учётом тех сумм, которые не доплатили граждане.

Высокий налог на доход физических лиц компенсируется низкими налогами на доход юридических лиц. Это означает, что работодатель сможет увеличивать зарплату работникам, но сумма средств, которые получают сотрудники, останется прежней.


На схеме всё просто. Это как бы из одного кармана переложили в другой. На практике те страны, которые осуществляли переход от одной формы социальной поддержки к другой, затрачивали годы, чтобы не было шока для людей, а для бизнеса сохранялась предсказуемость.

Мотивации в зависимости от типа социальной помощи

В России оплата учёбы в вузах зависит от сдачи ЕГЭ, так как на бюджетные места зачисляют в зависимости от набранных баллов. При этом вузы принимают и тех, кто сам полностью оплачивает учёбу. При самостоятельной оплате достаточно набрать лишь необходимое число баллов для зачисления. Им не обязательно стремиться набрать больше баллов, чем другие. Одни совсем не платят за учёбу, а другие оплачивают 100%.

При финансировании через налоговые вычеты получение социальной помощи на образование не зависят от ЕГЭ. Социальной поддержкой воспользуются все, кто зачислен в вуз. Это не означает отмену вступительных экзаменов. Экзамен нужен, чтобы проверить знания, чтобы убедиться в способности абитуриента освоить учёбу в конкретном учебном заведении, но не для того, чтобы получить финансирование от государства, получив максимальное число баллов.


«Не такое уж и бесплатное бюджетное обучение». Сколько стоит поступить в МГУ

Какие же мотивации складываются в социальной системе через снижение налоговых вычетов? Поступление финансов в вузы зависит не от решений министерства, отвечающего за образование, а от граждан, пожелавших получить высшее образование. Если в вузе хотят и смогут учиться больше студентов, чем в предыдущем году, то вуз примет больше студентов. Те вузы, где происходит снижение желающих учиться, вынуждены будут идти на сокращение числа студентов. В России это можно наблюдать в тех вузах, где набираются группы студентов только на коммерческой основе.

Кроме экзамена существенную роль играет барьер, связанный со стоимостью обучения

Те вузы, на образование которых растёт спрос, будут повышать цену на обучение. Цена формируется спросом и предложением, поэтому вузы с более высокой ценой за обучение смогут улучшать свою материально-техническую базу и лучше оплачивать преподавательский состав. Между вузами возникает конкуренция. Вузы, которые активно вводят современные формы образования, снижают цену для оплаты учёбы. Тем самым администрация и преподаватели вузов мотивированы на внедрение новейших форм обучения.

Система стопроцентного финансирования из бюджета формирует административно-командные методы в образовании, а система с налоговыми вычетами способствует развитию рыночных форм в области образования.

Я не вдаюсь в подробности о бюджетном финансировании при наличии социальной поддержки через налоговые вычеты. Например, государство может на 100% финансировать военные академии. Тогда будущему офицеру не придётся тратить средства на образование, поэтому не получится воспользоваться налоговой льготой. Могут выдаваться льготные кредиты студентам из тех семей, которые имеют низкий уровень доходов. Кому-то окажут безвозмездную помощь. Я не пишу, почему без обязательного призыва в армию возможны разнообразные формы получения знаний, которые необходимы для обороны страны, хотя есть страны, где выбор предоставлен и для такого образования.

Образовательные благотворительные фонды

Подход, который описан для физических лиц, применим и к юридическим лицам. Налоговое законодательство может предусматривать снижение налогов для коммерческих компаний при отчислении ими средств в образовательные благотворительные фонды. Фонды могут оплачивать образование тех студентов, семьи которых не имеют достаточных доходов. Есть фонды, которые снижают издержки, связанные с учебным процессом. В последние годы происходит рост средств на развитие онлайн-образования. Онлайн-образование снижает стоимость обучения, что приводит к тому, что оно становится доступным лицам с меньшим уровнем доходов.

Образовательные фонды предоставляют средства на образование тем, кто не может набрать полную сумму для оплаты образования

В России бюджетные места получают те, у кого больше баллов при сдаче ЕГЭ. Не случайно в нашей стране число людей, охваченных репетиторством, одно из самых высоких в мире. Фонды обычно не стремятся поощрять наиболее успешных учеников. Они ориентированы либо на семьи с низким доходом, либо на финансирование инноваций в образовании.


Стремление к отличным оценкам есть далеко не во всех странах. Какой смысл иметь отлично по учебному курсу, который создавался 40 лет тому назад? Не лучше ли потратить время на изучение лишь их основ, а сосредоточиться на том, что создано в последующие годы?

Правила, сопровождающие социальную поддержку

В России все налоги платит предприниматель, а наёмный работник должен лишь расписаться в ведомости при получении зарплаты. Теперь представьте себе, что предприятию запрещено иметь натуральные денежные купюры. Оно заключает с работником трудовой договор, который направляется в банк, обслуживающий данное предприятие. Этот банк переводит средства на счёт работника в соответствии с трудовым договором в тот банк, в котором обслуживается работник. Если предприятие должно сделать выплаты по каким-то долгам, то банк займётся переводом денег с учётом того, что сначала надо оплатить наёмному персоналу. Это является одной из форм социальной заботы о наёмном работнике.

Банк, который выбрал работник, оплачивает все налоги клиента с учётом тех вычетов, которые связаны с социальной защитой, в том числе и на образование. Работник же обязуется информировать банк о всех своих доходах и расходах. Он может держать средства в других банках, может работать в нескольких местах, но информация обязательно поступит в тот банк, который производит налоговые платежи. Банк следит, чтобы соблюдалось правило, когда доходы = расходы + накопления. В такой системе дача взятки или её получение в денежной форме исключены.


«Это была какая-то лажа из интернета». Кто и как покупает в России дипломные работы

Не надо думать, что система с расчётами через банк возникла лишь в эпоху цифровой экономики. В 1985 году я ужинал в немецком деревенском кафе, разговорился с местными жителями. Они утверждали, что с получением зарплаты свои деньги сразу переводят на счёт магазина, в котором постоянно производят покупки, а при покупке телевизора едут в город с банковским чеком. Полный контроль их средств со стороны банка не вызывал у них дискомфорта. Конечно, обыватель не имеет дело с налоговой инспекцией, не заполняет налоговых деклараций, поручая это банку. Банк автоматизирует эту деятельность, чтобы снизить плату за обслуживание.

Я описал лишь одну из форм социальной поддержки в области образования. Но ведь ещё есть накопительные пенсионные фонды, медицинские и иные, требующие отчислений. Понятно, что при такой же системе, когда клиент несёт деньги в страховую медицину, он сам выбирает клинику, а не приписан к муниципальной поликлинике. Там окажут услугу, направив счёт в страховую компанию.

Использование социальных выплат не беспредельно, поэтому в семьях планируют, как эффективнее воспользоваться снижением налогового бремени, иными словами, для получения социальной поддержки от государства.

Во времена СССР был отдельный налог на бездетных, который потом отменили

В ряде стран практикуются семейные счета. Налоги платит не каждый член семьи, а вычисляется один совокупный налоговый платеж. При формировании налоговой базы из совокупных семейных доходов вычитается прожиточный минимум, умноженный на число членов семьи. Тем самым снижается налоговое бремя на те семьи, где есть иждивенцы. Конечно, при наличии единого семейного счёта в банке ни один из членов семьи не сможет утаить свою часть доходов/зарплаты от других членов семьи.

Будьте осторожны!

Надо быть очень осторожным в использовании той информации, которая появляется в СМИ. В первую очередь той, когда авторы сравнивают жизнь в разных странах.

Разные законы формируют разные подходы к планированию бюджета в семьях. В России надо знать, как получить деньги от государства. К примеру, высокие баллы по ЕГЭ с хорошими показателями по олимпиадам необходимы для зачисления в вуз на место, оплачиваемое бюджетом. В странах с социальной поддержкой через налоговые вычеты надо овладеть основами бюджетирования. Следовательно, трудно перенести методики для обучения финансовой грамотности из одной страны в другую, если формы социальной поддержки различны.

Не только методики, а даже сравнение зарплат в разных странах не является простой задачей. Официальная статистика обычно приводит данные до вычета налога. После уплаты налогов реальная денежная сумма может варьироваться в каждой семье, а часть имеющихся средств имеет чёткое целевое назначение. Всегда ли можно доверять тем, кто сравнивает бюджеты различных стран по отдельным показателям? Не всегда, так как надо учитывать все формы социальной политики государства.

Увидев публикации о сравнении зарплат, доходов, социальной поддержки, убедитесь, как учитывалось различие в налоговом законодательстве. Иначе цифры могут искажать действительность.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Налоги и страховые взносы при оплате обучения работника или его ребенка

Учитываются ли расходы на оплату обучения сотрудников или их детей, на компенсацию стоимости услуг детсадов при подсчете НДФЛ и налога на прибыль организаций, начисляются ли в этом случае страховые взносы, зависит от множества нюансов: кому (непосредственно сотруднику или его ребенку) и кем (дошкольным либо иным образовательным учреждением) оказаны и в каком порядке оплачены услуги (перечислены напрямую или данные затраты компенсированы работнику). Также имеет значение и то, чему учился сотрудник.


Оплата обучения и НДФЛ

По общему правилу стоимость любых услуг, в том числе по обучению, которые оплачены работодателем в интересах работника, является доходом работника, полученным в натуральной форме, который облагается НДФЛ (ст. 209, п. 1 ст. 210, подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ). Однако ряд доходов (ст. 217 НК РФ) освобождается от обложения этим налогом. К ним относятся и суммы оплаты за обучение налогоплательщика по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, его профессиональную подготовку и переподготовку в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, либо иностранных образовательных учреждениях, имеющих соответствующий статус (п. 21 ст. 217 НК РФ).

Таким образом, суммы оплаты за обучение работника в образовательных организациях не облагаются НДФЛ при условии, что российское образовательное учреждение, в котором работник проходит обучение, имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности (ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее - Закон № 273-ФЗ)), а иностранная организация, в которой осуществляется обучение, имеет статус образовательного учреждения. Для иностранного учреждения такой статус, помимо лицензии, может быть подтвержден его программой, уставом или иными документы, перечень которых зависит от специфики деятельности учреждения (письма Минфина России от 02.04.2012 № 03-04-06/6-88, от 21.12.2011 № 03-03-06/1/835).

Если работник самостоятельно оплачивает свое обучение в образовательных учреждениях или обучение своих детей в возрасте до 24 лет, он имеет право на социальный налоговый вычет по НДФЛ в размере фактически произведенных расходов (подп. 2 п. 1, п. 2 ст. 219 НК РФ). Необходимо учитывать, что максимальная величина социального налогового вычета (120 000 рублей в течение года, кроме расходов на обучение детей и на дорогостоящее лечение) предоставляется в совокупности по расходам на оплату обучения, на оплату медицинских услуг, в виде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, а также дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию. Если гражданин, например, использовал в календарном году социальный налоговый вычет в сумме расходов на оплату медицинских услуг на всю эту предельную величину, уменьшить облагаемый НДФЛ доход на стоимость обучения в образовательных учреждениях у него не получится (абз. 3 п. 2 ст. 219 НК РФ).

Освобождаются от обложения НДФЛ и доходы в виде оплаченной работодателем стоимости обучения детей сотрудников в аналогичных образовательных организациях. Однако, как подчеркивают представители финансового ведомства, НДФЛ не облагаются суммы оплаты работодателем непосредственно стоимости обучения детей его сотрудников, а суммы оплаты стоимости присмотра и ухода за детьми в организациях дошкольного образования под действие вышеуказанной нормы Налогового кодекса (п. 21 ст. 217 НК РФ) не подпадают и подлежат обложению НДФЛ на общих основаниях (письма Минфина России от 17.03.2015 № 03-04-06/14023, от 27.02.2015 № 03-04-06/9977).

Вместе с тем судьи не всегда соглашаются с такой точкой зрения (пост. Семнадцатого ААС от 21.01.2008 № 17АП-8756/07). Например, возможность компенсации родительской платы может быть предусмотрена законом субъекта Российской Федерации, в этом случае сумма такой компенсации также подпадает под определение компенсационных выплат, не облагаемых НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ).

Заметим, что применение этой льготы не зависит от того, уплачивает ли работодатель деньги за обучение непосредственно образовательной организации или сотруднику в порядке возмещения понесенных им расходов, от налогового статуса работника или его детей (резидент или нерезидент для целей налогообложения НДФЛ), а также от того, впервые ли гражданин получает образование соответствующего уровня (письма Минфина России от 17.09.2015 № 03-04-06/53509, от 18.04.2013 № 03-04-06/13324, от 16.04.2013 № 03-04-06/12870, от 09.06.2011 № 03-04-06/8-135).


Страховые взносы с оплаты обучения за сотрудника

Что касается страховых взносов, объектом обложения ими признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников в рамках трудовых отношений (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ); п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ (далее - Закон № 125-ФЗ)).

При этом от обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование освобождаются суммы оплаты за обучение по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам работников (п. 12 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ). Страховыми взносами по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - НС и ПЗ) не облагается также стоимость оплаты за обучение по основным программам профессионального обучения (подп. 13 п. 1 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ).

Таким образом, если работодатель оплачивает своим работникам получение среднего профессионального или высшего образования, а также повышение квалификации и профессиональную переподготовку, реализуемые в рамках дополнительных профессиональных программ, стоимость оплаты обучения страховыми взносами облагаться не будет. От обложения страховыми взносами по страхованию от НС и ПЗ освобождаются также суммы оплаты за обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программам переподготовки рабочих, служащих, программам повышения квалификации рабочих, служащих (ч. 3, 4 ст. 12 Закона № 273-ФЗ). Суммы оплаты обучения работников по другим программам (например, дополнительным общеразвивающим) под это исключение не подпадают и, следовательно, облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке. По мнению представителей органов контроля за уплатой страховых взносов (письмо ПФР от 06.06.2011 № 30-26/6232; подп. 1.2 п. 1 письма ПФР от 18.10.2010 № 30-21/10970), не освобождаются от обложения страховыми взносами и суммы компенсации работодателем родительской платы за содержание детей работников в дошкольном образовательном учреждении, поскольку они не относятся к компенсационным выплатам, которые не облагаются страховыми взносами (п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

Однако в ситуации, когда работодатель перечисляет средства по оплате стоимости содержания детей работников в детских дошкольных учреждениях напрямую на счета таких учреждений, эти суммы страховыми взносами не облагаются, так как в данном случае оплата производится за физическое лицо, которое не является работником организации, а следовательно, не может считаться произведенной в пользу работника (письмо Минтруда России от 08.07.2015 № 17-3/В-335).

Судьи не столь единодушны в решении вопроса об обложении страховыми взносами сумм, выплачиваемых работодателями своим работникам в качестве компенсации платы за содержание детей в дошкольных учреждениях. Они исходят из следующего. Любая выплата работнику облагается страховыми взносами при условии, что она была произведена в рамках трудовых отношений, то есть является частью оплаты труда. Это касается, в частности, выплат, которые имеют для работника поощрительный, стимулирующий характер (ст. 129, 135 ТК РФ; пост. ФАС ЗСО от 11.12.2012 № Ф04-6024/12). Между тем, как подчеркивает судебная практика, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются сотрудникам, представляют собой оплату их труда (пост. Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 № 17744/12). Поэтому, если выплата тех или иных сумм в пользу работников (например, компенсация стоимости содержания детей работников в детских садах) не связана с трудовыми усилиями работника, не является поощрением за труд, страховыми взносами эти суммы не облагаются. Зачастую такие выплаты не предусматриваются трудовыми договорами с сотрудниками, а обязанность работодателя осуществлять их закрепляется в коллективном договоре. Выплаты же по коллективному договору могут и не входить в систему оплаты труда, а иметь социальный характер, так как коллективный договор регулирует не трудовые, а социально-трудовые отношения (ст. 40 ТК РФ; пост. АС ДВО от 10.10.2014 № Ф03-3568/14, ФАС УО от 24.03.2014 № Ф09-1316/14).


Оплата обучения и налог на прибыль

Нормы главы 25 Налогового кодекса позволяют плательщикам налога на прибыль организаций при расчете налога уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов, если эти затраты экономически оправданы, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). В частности, налогоплательщик вправе включить в состав расходов, связанных с производством и реализацией, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, свои затраты на обучение работников по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников (подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такие затраты могут быть учтены при соблюдении ряда условий (п. 3 ст. 264 НК РФ; письмо Минфина России от 11.11.2013 № 03-04-06/48063), а именно:

  • у образовательного учреждения, которое осуществляет обучение, имеется лицензия или соответствующий статус (для иностранного учреждения);
  • с работником, который направляется на обучение, у налогоплательщика заключен трудовой договор либо обучение проходит физическое лицо, которое заключило с налогоплательщиком договор, предусматривающий обязанность такого лица не позднее трех месяцев после окончания обучения, профессиональной подготовки, переподготовки, оплаченных налогоплательщиком, заключить с ним трудовой договор и отработать у налогоплательщика не менее одного года.

Соответственно, если эти условия не выполняются (например, работнику оказываются образовательные услуги, не относящиеся к обучению по программам, перечисленным в подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ), оснований для учета расходов в целях налогообложения прибыли у работодателя не имеется (письмо Минфина России от 16.07.2015 № 03-03-07/41000).

Правила главы 25 Налогового кодекса не предусматривают возможности включить в состав расходов при налогообложении прибыли суммы оплаты работодателем стоимости обучения детей работников, а также компенсации содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Павел Ерин, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Читайте также: