Какие налоги наиболее сильно влияют на материальное положение низкообеспеченных слоев населения

Опубликовано: 15.05.2024

1.использованием налоговых льгот

2.использованием поощрительных фондов

3.объемами мобилизуемых и распределяемых финансовых ресурсов

4.пропорциями средств, используемых на накопление и потребление

5.методами формирования бюджетов разного уровня

Инструментами государственного финансового регулирования воспроизводственных и отраслевых пропорций являются: (3)

Налоговые льготы

2.различные формы поддержки нижестоящих бюджетов

3.трансфертные платежи

4.изменение амортизационной политики

5.бюджетное финансирование и другие формы поддержки субъектов хозяйствования

5. Инструментами государственного финансового регулирования территориальных пропорций являются:

1.различные формы поддержки нижестоящих бюджетов

2.формирование и использование внебюджетных фондов

3.налоговые льготы и санкции

4.социальное страхование

5.амортизационная политика

6. Инструментами государственного финансового регулирования социальных пропорций НЕ являются:

1.налоговые льготы и санкции в отношении физических лиц

2.трансфертные платежи населению

3.бюджетное финансирование организаций, оказывающих социально-значимые услуги

4.амортизационная политика

5.социальное страхование

Финансовые методы смягчения дифференциации доходов разных социальных групп: (2)

  1. регрессная ставка налога
  2. прямые денежные выплаты гражданам, гарантированные государством (пенсии, пособия, стипендии, субсидии, денежная материальная помощь)
  3. государственная поддержка жизненно важных отраслей экономики, ориентированных на производство потребительских товаров и услуг
  4. льготы отдельным категориям граждан по оплате товаров и услуг
  5. единая ставка налога на доходы физических лиц

8. К методам аккумуляции финансовой деятельности относится:

1. метод обязательных взносов и платежей;

2. метод субвенций;

3. метод процентных отчислений;

9. К методам распределения финансовой деятельности относятся:

1. налоговый метод;

2. государственный и муниципальный кредит;

3. метод выделения трансфертов;

10. Не являются основными функциями финансовой деятельности государства:

1. образование государственных денежных фондов;

2. распределение и использование финансовых ресурсов;

3. проведение независимой внешнеэкономической политики на международной арене;

4. контроль за движением финансовых ресурсов.

11. К специальным принципам финансовой деятельности следует отнести:

1. целенаправленность в аккумуляции, распределении и расходовании финансов;

3. федерализм и учет многонациональности;

4. приоритет прав и свобод человека и гражданина.

12. Бюджетное финансирование, банковское кредитование, выплаты по государственному долгу – это включается:

1. в институт финансового контроля;

2. в институт государственных доходов;

3. в институт государственных расходов;

4. в институт финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

13. Организационной основой казначейского исполнения бюджетов является принцип:

1. единства кассы;

2. всеобщности учета;

14. Деление государственных и муниципальных доходов на налоговые и неналоговые осуществляется на основании критерия:

1. метода аккумуляции;

2. юридических особенностей и юридической формы;

3. социально-экономического признака;

4. с учетом отношений собственности.

15. Формирование доходов бюджета есть функция налогов:

4.фискальная.

16. В основу деления налогов на прямые и косвенные положен принцип:

1. распределения налогового бремени;

2. доминирующее значение субъекта или объекта налогообложения;

3. возможности налогоплательщика заплатить налог;

4. компетенция органов, которые устанавливают и вводят налог.

17. Бюджетное регулирование означает:

1. предоставление субвенций

2. предоставление дотаций

3. распределение регулирующих доходов между бюджетами разных уровней

4. все вышеперечисленное

18.Эмитенты, инвесторы и профессиональные участники рынка ценных бумаг являются участниками рынка:

4. рынка ценных бумаг

19. Субвенции – это:

1. средства, передаваемые на кредитной основе

2. средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците

3. средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия

4. средства, передаваемые из внебюджетных фондов на финансирование дефицита бюджета

20. Какие налоги наиболее сильно влияют на материальное положение низкообеспеченных слоев населения:

21. Счетный период по бюджету:

2. год и один месяц

В соответствии с бюджетным кодексом РФ может быть введен чрезвычайный бюджет при

1. значительном дефиците госбюджета

2. введении чрезвычайного положения в республике

3. неутверждении бюджета государственным советом республики

23. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса – это:

1. часть национального дохода, представленная чистыми доходами

2. прибыль, финансовые ресурсы, доходы от внешнеэкономической деятельности

3. покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов, аккумулируемых субъектами хозяйствования и государством

4. совокупность элементов стоимости валового общественного продукта

24. Первичные финансовые рынки обеспечивают:

1. перераспределение финансовых ресурсов между субъектами хозяйствования;

2. привлечение дополнительных финансовых ресурсов, необходимых для инвестирования в производство и другие виды затрат;

3. обращение ценных бумаг;

4. увеличение капитала субъекта хозяйствования.

25. Расширенное воспроизводство предполагает:

1. доведение общих размеров основных фондов предприятия до средних размеров основных фондов в отрасли

2. строительство и приобретение основных фондов в размерах, превышающих сумму уменьшения основных фондов в результате их износа

3. доведение общих размеров основных фондов до их первоначальной величины

4. доведение общих размеров основных фондов предприятия до размеров основных фондов его конкурента

26. Вторичные финансовые рынки обеспечивают:

1. привлечение дополнительных финансовых ресурсов, необходимых для инвестирования в производство и другие виды затрат

Обращение ценных бумаг

3. перераспределение финансовых ресурсов между субъектами хозяйствования

4. увеличение капитала субъекта хозяйствования

27. Приоритетной формой финансового обеспечения воспроизводственных затрат является:

3. государственное финансирование

4. страхование через создание финансовых резервов

28. Создание финансово – промышленных групп в РФ связано с необходимостью:

1. преобразование отраслевых и территориальных органов государственного управления

2. объединение капиталов предприятий, банков, финансово – кредитных учреждений в решении проблем финансирования инвестиционных программ

3. организации отношений между финансовыми структурами на основе полной самостоятельности и равноправия

4. активного участия финансово – кредитных учреждений своими взносами в различных коммерческих организациях, в т.ч. биржах, страховых компаниях

29. Финансовые рычаги государственного воздействия на экономику России:

1. налоговые льготы и санкции

2. учетные ставки Центробанка РФ

3. бюджетное финансирование инвестиционных проектов

4. нормы амортизационных отчислений

5. валютный контроль

6. фонды экономического стимулирования предприятий

30. Финансовое обеспечение воспроизводственных затрат НЕ осуществляется в форме:

date image
2018-01-08 views image
3259

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования осуществляемых государством. Является ключевым звеном экономической политики и представляет собой инструмент регламентирования макроэкономических пропорций.

Как, специфическая область человеческой деятельности, налоговая политика относится к категории надстройки. Между нею и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, налоговая политика порождается экономическими отношениями, общество не свободно в выработке и проведении политики, последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика, как составная часть финансовой политики, обладает в определенной самостоятельностью: у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других – оно тормозится. Задачи налоговой политики сводятся к: обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

Можно выделить три типа налоговой политики:

Первый тип - политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.

Второй тип - политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.

Третий тип - налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.

При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

Научный подход к выработке налоговой политики предполагает ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве. Вся история нашего государства подтверждает это.

На выбор конкретного варианта решения в области налоговой политики влияют следующие факторы: общая экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства; уровень инфляции; кредитно-денежная политика государства; соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем, и приватизированным сектором.

В основе формирования налоговой политике лежат две взаимно увязанные методологические посылки:

1) Использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней и решение фискальных задач государства;

2) Использование налогового инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности.

Практическая деятельность по осуществлению данных задач, в конечном счете, направлена на решение основной проблемы страны – обеспечению экономического роста.

Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.




С помощью налоговой системы государство активно вмешивается в “работу” рынка, регулирует развитие производства, способствуя ускоренному росту одних отраслей или форм собственности и “ухудшению” других.

В современной России для мобилизации средств в бюджет применяется сложная система налогов, включающая до 14 различных их видов (в России до 1999 года действовал 51 налог и сбор и около 20 лицензионных видов деятельности).

Через налогообложение формируются также фонды, за счет которых государство:

- Финансирует некоторые расходы на простое и расширенное воспроизводство в народном хозяйстве;

- Финансирует социальные программы - пенсионного и социального обеспечения, образования, здравоохранения и др.;

- Обеспечивает свою оборону и безопасность;

- Содержит законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти и управления;

- Предоставляет кредиты и безвозмездную помощь другим странам.

Это первая и основная функция налогов - служить источником средств для государственной казны: государственного бюджета и других денежных фондов государства.

Вторая функция налогов в рыночной экономике - служить средством поддержания и развития рыночной конкуренции. Основным принципом, исходя из которого, строится система налогообложения товаропроизводителей, является принцип его равной тяжести. Он реализуется, как правило, с помощью равных налоговых ставок. Все предприятия, независимо от форм собственности, ставятся в одинаковые условия изъятия дохода или прибыли.

Третья функция налогов в рыночной экономике - быть средством облегчения жизни малообеспеченных слоев населения. С этой целью система налогообложения граждан строится, как правило, по прогрессивной шкале, в которой получатели больших доходов вносят налог по более высоким ставкам, а получатели меньших доходов - по более низким. Нередко устанавливаются не облагаемый налогом минимум доходов, льготы на детей и других иждивенцев.

Государство в странах с рыночной экономикой облагает налогами две группы субъектов, получающих доходы: предприятия (юридических лиц) и граждан (физических лиц, в том числе предпринимателей).

Главные объекты налогообложения:

прибыль (доход) предприятий,

добавленная в процессе производства стоимость,

оборот товаров и услуг,

Крупными обязательными платежами предприятий являются отчисления, предназначенные на выплату пенсий и пособий по линии социального страхования. Удельный вес других видов налогов и платежей в общей сумме поступлений государству незначителен.

Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения внутреннего валового продукта и национального дохода страны. Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику. Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, так как доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

Наиболее распространены следующие методы налогового регулирования:

изменение массы налоговых поступлений;

замена одних способов или форм обложения другими;

дифференциация ставок налогов; изменение налоговых льгот и скидок;

изменение сфер распространения налогов и др.

Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.

Налоговый механизм используется для выравнивания регионального уровня развития страны, стимулируя ускоренный рост в экономически слабо развитых районах путем частичного или полного освобождения от налогов находящихся там предприятий, предоставления им возможности ускоренного списания на издержки производства основных средств и т.д.

Налоговое регулирование затрагивает и непроизводственную сферу. Это относится к экологии, социальной инфраструктуре, социальной защите населения и т.д.. Расходы организаций, инвестирующих подобного рода мероприятия, как правило, исключаются из налогооблагаемой прибыли.

Налоги – неотъемлемый элемент экономики. Они составляют основу государственных доходов, являются эффективным инструментом регулирования социально-экономических процессов в обществе. При помощи налогов государство воздействует на функционирование национального хозяйства и внешнеэкономическую деятельность.


Понятие

Налоги – платежи, осуществляемые физическими и юридическими лицами в пользу государства и поступающие в бюджеты различных уровней. Признаки налогов:

  • обязательность – выплаты взимаются принудительно;
  • безвозмездность – налоговые поступления имеют односторонний характер: часть дохода налогоплательщика безвозвратно переходит в собственность государства;
  • индивидуальная безэквивалентность – государство не несет обязательств по предоставлению налогоплательщику эквивалента, равного его платежу;
  • регулярность – платежи осуществляются периодически, в определенные сроки.

Налоги – это не только экономическая категория, но и правовая. Они устанавливаются на основании закона, уклонение от выплат влечет за собой юридическую ответственность.

Функции

Сущность налогов проявляется в их функциях:

  1. Фискальной – аккумулировании денежных средств для решения общественно значимых проблем: содержания государственного аппарата, развития науки и техники, обеспечения социальной поддержки тем, кто в ней нуждается.
  2. Экономической – регулировании процессов производства и обращения, поддержке занятости, стабилизации внутреннего рынка.
  3. Социальной – поддержании социального равновесия путем сглаживания неравенства между отдельными социальными группами.

Налоги воздействуют на экономику опосредованно, через участие государства в перераспределении ВВП. С их помощью государство направляет капитал в наиболее перспективные или малорентабельные, но социально важные отрасли.

Структура

Элементный состав налога закреплен законодательно. Это необходимо для того, чтобы граждане точно знали, какие налоги, как и когда они должны выплачивать. Элементы налога:

  • субъектналога– лицо, обязанное платить налог: работник, хозяйствующий субъект, владелец капитала;
  • объект налогообложения – товар, услуга, прибыль, имущество, действия или события, предполагающие уплату налога;
  • источник налога – доход или капитал;
  • налоговая база – стоимостная, количественная или физическая характеристика объекта налогообложения;
  • налоговая ставка – размер налога на единицу объекта налогообложения;
  • налоговый оклад – сумма налога;
  • налоговый период – отрезок времени, на который рассчитывается сумма налога;
  • порядок начисления – последовательность действий для определения суммы платежа;
  • порядок уплаты – последовательность действий, совершаемых налогоплательщиком для исполнения налоговой обязанности;
  • сроки уплаты – дата или период, в течение которого должна быть осуществлена выплата.


В законе о каждом налоге эти сведения должны быть конкретными и исчерпывающими. Неполнота, нечеткость формулировок может привести к уклонению от уплаты на законных основаниях.

Налоговая система

Совокупность действующих в государстве налоговых платежей образует налоговую систему. Ее элементами являются:

  • виды налогов – принимаются и утверждаются законодательно на различных уровнях государственного управления;
  • субъекты налогообложения – круг лиц, уплачивающих налоги и сборы;
  • законодательная база – законы, постановления, распоряжения, инструкции о правах, обязанностях и ответственности субъектов налоговых взаимоотношений;
  • институты изъятия и контроля – налоговая служба, таможенная служба.

Многообразие видов налогов классифицируют по различным основаниям:

  • по способу взиманияпрямые, выплачиваемые субъектами налога, и косвенные, переносимые на потребителя товаров и услуг;
  • по уровню налогообложения – в России принята трехуровневая система налогообложения, различают налоги федеральные, региональные и местные;
  • по субъектуналоги с граждан, с предприятий и организаций, смешанные налоги;
  • по порядку введенияобщеобязательные, взимаемые на всей территории страны, и факультативные, вводимые органами местного самоуправления;
  • по целевой направленностиобщие, формирующие бюджет, и специальные, вводимые для финансирования конкретных государственных затрат;
  • по методу исчисленияпрогрессивные, регрессивные, пропорциональные, линейные, ступенчатые, твердые;
  • по периодичности выплатрегулярные, взимаемые с определенной периодичностью, и разовые, связанные с определенными событиями.


Налоговая политика государства должна быть справедливой, эффективной и гибкой. Повышение налогового бремени снижает предпринимательскую активность, вызывает рост теневой экономики и налоговых махинаций, что в перспективе снижает экономический рост. Снижение налогов оказывает стимулирующее воздействие на экономическую деятельность, но влечет за собой потери налоговых поступлений в бюджет. Поэтому государству необходимо выстраивать налоговую политику таким образом, чтобы достичь баланса интересов государства и населения.

Роль налогов в обществе

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в государстве. Отчужденная и присвоенная посредством политического принуждения часть доходов населения превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства, то есть в основу его жизнедеятельности. Благодаря аккумулированным денежным средствам государство влияет на рыночную экономику:

  • контролирует темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства;
  • воздействует на динамику и структуру общественного производства, на состояние научно-технического прогресса;
  • регулирует спрос и предложение через платежеспособность основной массы населения;
  • оказывает социальную поддержку малоимущим слоям населения;
  • ограничивает деятельность монополий;
  • регулирует инфляционные процессы;
  • оказывает поддержку развивающимся предприятиям;
  • стимулирует инвестиционную активность.

Государственный бюджет формируется главным образом за счет налоговых поступлений. Средства из него идут на бесплатное образование, здравоохранение, культуру, науку, охрану окружающей среды, содержание полиции и армии.

Заключение

Налоги необходимы для финансового обеспечения выполнения государством возложенных на него социально-экономических функций. Адекватная, продуманная налоговая политика способствует экономическому росту и социальной защищенности граждан.

План ответа по теме «Налоги и их роль в экономической жизни общества»

1. Налоги как элемент экономики.

2. Понятие налогов. Признаки:

  • обязательность;
  • безвозмездность;
  • индивидуальная безэквивалентность;
  • регулярность.

3. Функции налогов:

  • фискальная;
  • экономическая;
  • социальная.

4. Элементы налога:

  • субъект налога;
  • объект налогообложения;
  • источник налога;
  • налоговая база;
  • налоговая ставка;
  • налоговый оклад;
  • налоговый период;
  • порядок начисления;
  • порядок уплаты;
  • сроки уплаты.

5. Элементы налоговой системы:

  • виды налогов;
  • субъекты налогообложения;
  • законодательная база;
  • институты изъятия и контроля.

6. Классификация налогов:

  • по способу взимания;
  • по уровню налогообложения;
  • по субъекту налога;
  • по порядку введения;
  • по целевой направленности;
  • по методу исчисления;
  • по периодичности выплат.

7. Роль налогов в обществе.

8. Важность правильно выстроенной налоговой политики.


Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост

Дата публикации: 20.05.2016

Статья просмотрена: 1303 раза

Библиографическое описание:

Иванов, Д. Ю. Влияние проблем налогообложения на экономику России / Д. Ю. Иванов, Е. И. Шишканова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/174/10561/ (дата обращения: 20.05.2021).

В статье рассмотрена проблема деятельности системы налогообложения РФ, которые происходят в наше время, и предлагаются пути совершенствования и развития налоговых проблем.

Наибольшая актуальность данной темы вызвана тем, что российская налоговая система сдерживает развитие рыночных отношений в стране. Считается, что налог -наиболее важный источник пополнения государственных сбережений. От правильности их формирования зависит благополучие экономики страны и жизнь граждан.

Налог — это «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Налоговая система в РФ содержит большое множество налогов, пошлин, сборов и остальных иных платежей на обязательной основе, которые взимаются в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

Налог, согласно со статьёй 8 НК РФ, понимается как обязательный платеж взимаемый индивидуально и безвозмездно. Он берётся с юридических и физических лиц в форме изъятия денежных средств для финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Порядок, условие взыскания и взимание налоговых сумм с налогоплательщика определяется Налоговым Кодексом РФ (далее НК РФ) и перечнем федеральных законов (п. 1 ст. 1 НК РФ). Основные черты налоговой системы России описывается в главе 2 НК РФ.

Основу системы налогообложения России составляют налоги (в том числе и акцизы) и сборы (в совокупности с государственными пошлинами). Можно отметить, что таможенные пошлины не входят в состав налоговой системы, так как относятся к сфере таможенного регулирования.

Стоит отметить, что система налогов в России определяется не только как совокупность налогов и сборов и даже не «система налогообложения». К налоговой системе можно отнести, кроме собственно налогов и сборов, еще и:

‒ нормы установления, введения и прекращения местных и региональных налогов;

‒ положения возникновения, порядок исполнения, изменения и прекращения обязанностей лиц по взиманию налогов и сборов;

‒ права и обязанности участников отношений, возникающих в системе налогообложения (налогоплательщиков, налоговых органов и пр.);

‒ ответственность за нарушение налогового законодательства;

‒ формы, виды и методы надзора за выполнением налогового законодательства;

В РФ действует трехуровневая налоговая система, которая включает в себя федеральные, региональные и местные налоги и сборы. НК РФ также установил специальные налоговые режимы (например, УСН). Они предусматривают особые условия и нормы уплаты налогов. Кроме этого он определил статьи которые могут освободить от необходимости уплаты отдельных разновидностей налогов.


Рис. 1. Налоговая система РФ

Стабильная и устойчивая налоговая система в стране положительно влияет на экономику страны, финансовое обеспечение государства и социальную стабильность. Поэтому, государство должно разработать оптимальную налоговую систему. Однако такая задача трудновыполнима, так как любая деталь может повлечь за собой совершенно разные последствия. Кроме этого, экономика находится в постоянном развитии, поэтому и налоговая система не может быть статичной, она должна совершенствоваться и постоянно достигаться до уровня экономики, в тоже время способствуя дальнейшему её развитию и совершенствованию.

К существенным проблемам системы налогообложения относится способ расчета налога на до ходы физических лиц. Считается, что прогрессивная процентная ставка, которая действует в место пропорциональной, по этому виду налогов заметно бы сгладила границы общества между «бедными» и «богатыми», в тоже время способствуя расширению «среднего класса», численность которого в России очень мала.

Одна из проблем налоговой системы это фискальная направленность, проявляющаяся в установлении жесткого режима базы налога. Это привело к необходимости отделения налогового учета из системы бухгалтерского. В РФ наблюдается сильное налоговое бремя, чем в зарубежных странах. Например — повышение страховых взносов (в 2010 году их размер составляет 26 %, а с 2015 года их ставка возрастет до 34 %). Чтобы поднять промышленность, сельское хозяйство и другие отрасли страны необходим большой запас денежных средств. Государство берёт их из населения, постоянно повышая налоги. В конечном итоге субъекты налогообложения не могут вовремя уплатить налоги. Это отражается на их производственной деятельности, приводящее к снижению производства. Результатом является сокрытие налогов, появление недобросовестных налогоплательщиков и рост теневой экономики.

В данный момент налоговая система РФ не полностью соответствует потребностям в современном развитии страны. В тоже время, она даже не побуждает к развитию таких областей как: Сибирь, Дальний Восток и Забайкалье. Всё это приводит к необходимости усовершенствования системы налогообложения.

Ещё одной проблемой является постоянные изменения в налоговом законодательстве. Быстрота смены нормативов приводит к путанице и риску для физических и юридических лиц, а также нежелание иностранных компаний сотрудничать с отечественными фирмами. Неясность и нечёткость в определении понятий нормативных актов сильно затрудняет их изучение плательщика налога.Ошибки, проявляемые в исчислении налогов, становятся неизбежными. Не отвечают потребностям налоговой системы наиболее отдалённые от центра регионы страны.

Большое внимание, привлекает проблема малоэффективности некоторых элементов налоговой системы. Многочисленные аппараты налоговых инспекции и действия отдела управления внутренних дел по разрешению проблем с экономическими преступлениями не дают чётких результатов. Вследствие некачественной подготовкой кадров, которые следят за правильностью и своевременностью уплаты налогов, и неспособность грамотно осуществить ревизию многие фирмы с лёгкостью уходят от уплаты налогов.

В России высокий процент операций, проводимых незаконно. Это способствует расширению теневой экономики, которая не всегда положительно влияет на экономику страны в целом. В результате того, как будут решаться данные проблемы, будет зависеть результативность формирования доходов бюджетов на всех уровней, рост деятельности предпринимательства, развитие производства и улучшение экономического состояния нашей страны.

Для решения данных проблем необходимо пересмотреть действие налоговые механизмы, которое сможет преобразовать нынешнюю налоговую систему. Это приведёт к стимулированию инвестиций в развитие в регионах с тяжёлыми природными условиями и возможность развивать высокотехнологичное производство.

Предлагаются следующие пути развития системы налога.

  1. Добиться снижения налоговых изъятий за счет сокращения числа налогов и снижения налоговых ставок.
  2. Сделать налоговую систему менее взыскательной к налогоплательщикам, которые находятся в разных экономических условиях, но учитывать единое экономическое пространство для всех субъектов налога и единого механизма регулирования налогообложения.
  3. Система налогообложения должна способствовать снижению уровня издержек исполнения налогового норматива как для государства, так и для плательщиков налога.

Кроме этого необходимо решить проблему выбора видов налогов: какие следует оставить, а какие — исключить. Законодательству нужно четко установить налоговые ставки и налоговую базу, которая бы не менялась в течение хотя бы одного срока работы Федерального Собрания РФ.

Таким образом, грамотное распределение налоговой нагрузки на экономику обеспечит благоприятные условия для развития экономики и формирование устойчивой бюджетной системы. Главная цель развития налоговой системы РФ в долгосрочной периоде это формирование эффективной налоговой системы, которая будет стимулировать экономический рост и обеспечивать нужный уровень доходов бюджетной системы.

  1. Налоговый кодекс РФ.
  2. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации // [Электронный ресурс] URL: http://info.minfin.ru/fbdohod.php.
  3. Аронов А. В., Кашин В. А. налоги и налогообложение: учеб. пособие. — М.: Магистр, 2007.
  4. Перов А. В., Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. — М.: Юрайт-Издат, 2005.

Похожие статьи

Недостатки современной налоговой системы | Статья в журнале.

налоговая система, налог, налоговый контроль, недвижимое имущество, РФ, Правительство РФ, налоговая система РФ, налоговое

налоговая система, налогообложение, налоговое бремя, налоговая нагрузка, теневая экономика, дефицит бюджета.

налоговая система, РФ, Россия, налог, налоговая система РФ.

налоговая система, налоги, налоговая нагрузка, налоговые платежи, налоговые отчисления, регулирование экономики.

налог, налоговая система РФ, налоговое законодательство, теневая экономика, система налогообложения, лицо, экономика страны.

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале.

налоговая система, налог, налоговая нагрузка, уплата налогов, налоговое законодательство, Российская Федерация, налогоплательщик, Россия, сбор. Основные недостатки действующей системы налогообложения.

Конкурентоспособность налоговой системы государства.

налоговая система, РФ, Россия, налог, налоговая система РФ, налоговое законодательство, теневая экономика, система налогообложения, лицо, экономика страны. Международные налоговые отношения: проблемы.

Роль системы налогообложения в экономике государства

Ключевые слова: налоги, налоговая система, налоговые платежи, налоговые отчисления, налоговая нагрузка, регулирование экономики. − система налогов в России не сочетает в себе интересы различных слоев общества.

Проблемы современной налоговой системы РФ и предложения.

Ключевые слова: налоговая система, система налогообложения, налоги, налоговое администрирование, налоговое законодательство.

РФ, налог, налогообложение, налоговая база, кадастровая стоимость, лицо, имущество, Российская Империя.

История развития современной налоговой системы Российской.

уплата налогов, теневая экономика, россия, Российская Федерация, отечественная налоговая система, налоговое законодательство, налоговое администрирование, налоговая сфера, Налоговая система.

Основные недостатки действующей системы налогообложения

Ключевые слова: налоговая система, система налогообложения, налоги, налоговое администрирование, налоговое законодательство. Система налогообложения — это совокупность налогов и сборов, которые взимаются в определенном порядке [6]. В НК РФ не.

налоговая система, налог, налоговый контроль, недвижимое.

Ключевые слова: налоговая система, система налогообложения, налоги, налоговое администрирование, налоговое законодательство.

Проблемы современной налоговой системы РФ и предложения. налоговая система, налог, налоговый контроль, недвижимое.

Налоги являются основным инструментом государственного регулирования, с помощью которых пополняется государственный бюджет, обеспечивающий деятельность государственных и муниципальных органов самоуправления.

В каждой стране существуют свои налоговые системы, значительно отличающиеся друг от друга. На развитие экономики страны воздействует эффективность системы налогообложения. С помощью налогов происходит перераспределение доходов, которое должно способствовать сокращению разрывов в доступности к материальным благам разных слоев населения, снижению социальной напряженности в обществе, сглаживанию экономических циклов.

Поэтому актуальными вопросами функционирования налоговой системы России на современном этапе являются проблемы социально-экономической дифференциации, решение которых обеспечило бы обществу равенство, баланс и комфортное существование.

Для выявления существующих проблем в области налогообложения и подбора путей их решения необходимо провести анализ налоговой системы РФ на современном этапе, оценить его качество, а также проанализировать зарубежный опыт в налоговой сфере.

2. Оценка налогообложения в России и его проблемы на современном этапе

Налоговая система Российской Федерации в последнее время подвергается критике со стороны различных сообществ и обычных граждан. Существует целый ряд проблем, среди которых выделяют высокое налоговое бремя, нерациональность расходования полученных бюджетами средств, неоднозначность и сложность налогового законодательства, в некоторых случаях – фактически двойное налогообложение. Каждая из вышеизложенных проблем требует решения. Для налогоплательщиков всегда будет актуален вопрос снижения приходящихся на них налогов и сборов. Поэтому необходимо проанализировать, возможны ли какие-либо послабления в сложившейся ситуации, в условиях санкций и девальвации национальной валюты вследствие выравнивания платежного баланса. Ведь политика Центрального Банка РФ направлена на борьбу с дефицитом федерального бюджета, более чем на одну треть зависимого от нефтегазовых доходов. Получается, если снизить налоговую нагрузку, то еще больше усугубится ситуация, спровоцировав дефицит бюджетов и недофинансирование всей бюджетной системы [1].

Минфин РФ ищет пути выхода из сложившейся ситуации.

Предлагается отказаться от индексации пенсий россиян на уровень прошлогодней инфляции – в пользу индексации в зависимости от роста доходов Пенсионного фонда. По мнению Минфина, это позволит сократить бюджетный дефицит [2].

Недавно в Госдуму поступил новый проект закона о введении прогрессивной шкалы налогов: доходы до 2 млн. руб. в месяц предложено облагать по ставке 13%. Доходы свыше 2 млн. – по повышенным ставкам.

В конце прошлого года была введена повышенная ставка налога на имущество – на жилые дома, кадастровая стоимость которых более 300 млн. рублей. С 2018 года предложено часть страховых взносов в социальные фонды взимать с работников из их зарплат [3].

Таким образом, необходимо проанализировать, насколько целесообразны предлагаемые меры в вопросе снижения налоговой нагрузки, и облегчают ли они жизнь налогоплательщикам. Для этого необходимо рассмотреть современную систему налогообложения.

Статья 5 закона 212-ФЗ от 24.07.2009 гласит: плательщиками страховых взносов являются «лица, производящие выплаты физическим лицам», то есть работодатели.

Если рассматривать бюджетную сферу, то работодателем, например, в обычной муниципальной школе выступает директор. Но реальным плательщиком страховых взносов является не директор школы, а бюджет. Минфину, чтобы компенсировать рост отчислений в медицинский фонд, придется либо увеличить фонд зарплаты бюджетников, либо уменьшить бюджетникам зарплату.

Разница в оплате труда достаточно большая. Одной из причин дифференциации доходов является непропорциональное распределение доли фонда оплаты труда для работников. По данным Роскомстата 52% фонда оплаты труда получают 20% высокооплачиваемых работников, тогда как на 20% низкооплачиваемых приходится 3,5% фонда зарплаты [5]. Это приводит к неравенству в обществе.

Затем рассмотрим предприятия, которым налоги и страховые взносы приходится закладывать в затраты. Половина предприятий этой группы (Газпром, Роснефть и т.д.) монополисты. Цены на монопольные товары диктует не рынок, а сами монополисты. Им не страшна никакая налоговая нагрузка, так как все налоги они включают в затраты, а затраты формируют цену товара. Например, увеличили платежи в медицинский фонд с января – с июля подняли тарифы на коммуналку. И такая ситуация на рынке монопольных товаров и услуг происходит каждый год. Таким образом, получается, что почти 50% стоимости услуг ЖКХ – налоги.

Кроме того, ставка 30% низкорентабельным предприятиям не под силу. Чтобы выжить, бизнес благополучно уходит от налогов. Эксперты говорят, что на конец прошлого года 22,5 млн. человек получали зарплату в «конвертах» и не платили налоги. В небольших городах больше половины трудоспособного населения стали внутренними мигрантами, то есть ездят на работу в другие города, либо сидят без работы. Большинство из них уходят в тень, не платят налоги и не рассчитывают на пенсию. Теневые резервы сегодня трудятся повсюду. «Серую» зарплату могут получать строители и парикмахеры, продавцы и охранники, водители, рекламщики, турагенты и многие другие.

Так, аналитики американского исследовательского института Global Financial Integrity (GFI) оценили теневую экономику РФ в 46 % ВВП ежегодно [4]. Уровень теневой экономики – один из тех показателей, который отражает уклоняемость от уплаты налогов. Таким образом и можно определить, насколько высокое в России налоговое бремя.

Не случайно в Госдуме уже зарегистрирован законопроект, ужесточающий с 2016 года ответственность работодателей за выдачу зарплаты «в конвертах».

Если новый закон будет принят, большая часть малых предприятий попросту закроется. Возрастет безработица, и количество «серых» зарплат только увеличится, поскольку люди станут еще больше дорожить своим местом работы и соглашаться на любые условия, которые им предложит работодатель.

Таким образом, в бюджетной сфере сегодня сложилась непростая ситуация. В результате применения «плоской» шкалы налогообложения доходов появляются последствия, называемые социально-экономическими. Все больше встает вопрос о неравенстве и расслоении общества.

3. Сравнение налоговой системы в России и в других странах

В других странах доходы в сфере платных услуг категорически отличаются от российской налоговой системы. У них для налогообложения используется термин «независимые личные услуги». Он включает: независимую деятельность врачей, юристов, инженеров, архитекторов, стоматологов и бухгалтеров, а также самостоятельную, не связанную с работой по найму, научную, литературную, артистическую, образовательную, преподавательскую деятельность и т.д. Со своей достойной зарплаты они сами платят социальные налоги по полной ставке (в США, например, 13,3%) и перечисляют их в полном объеме (а не как у нас, 6% из 30%) на свои накопительные лицевые счета в социальных фондах. Это и есть реальное пенсионное и медицинское страхование.

На Западе бизнес существует по принципу: «чтобы не потерять все, надо делиться с бедными»

Для сравнения рассмотрим в таблице (Рис. 1) налоговое бремя на работника в России и в США. Возьмем одинаковую среднемесячную зарплату 50 тыс. руб., (курс – 50 руб. за $1) [2].

Сравнение налогового бремени на работника в России и в США

Рис.1 Сравнение налогового бремени на работника в России и в США

В России на одного работающего с зарплатой до 60 тыс. руб. в месяц налоговая нагрузка почти в 2,5 раза больше, чем на работника с такой же зарплатой в США. На высокую зарплату, напротив, нагрузка в России в 1,4 раза меньше, чем в США [2].

Распределение налоговой нагрузки по всем налогам в разных странах мира наглядно показано в таблице 1.

Таблица 1 — Распределение налоговой нагрузки по всем налогам.

Распределение налоговой нагрузки по всем налогам по странам

Во всех странах мира прогрессивная шкала по подоходному налогу увязана с регрессивной шкалой по социальным налогам, а у нас плоскую шкалу – 13% для всех – Минфин дополнил регрессивной шкалой обязательных страховых взносов – в результате, чем беднее человек, тем больше он платит государству в относительных единицах. Если бы в США использовалась наша плоская шкала налогов, то их бюджет сократился бы на 32%.

В большинстве стран мира с помощью прогрессивной шкалы изымают сверхдоходы и создают новые рабочие места, устанавливают нулевую ставку на низкие доходы своих граждан. В России же налогом облагаются даже доходы ниже прожиточного минимума. А в США, напротив, людям доплачивают из бюджета до установленного там прожиточного уровня.

По мнению Минфина, введение принятой во всем мире прогрессивной шкалы налогообложения у нас недопустимо, так как это спровоцирует резкое падение уровня собираемости налогов и поступлений в бюджет.

В кризисные годы высокие дивидендные доходы растут у нас достаточно быстро, не исключая рост так называемых промежуточных дивидендов (квартальных, месячных) в прошлом году. Таким способом бизнес уходил не только от страховых взносов, но и от НДФЛ. Дело в том, что с 2015 года была увеличена ставка НДФЛ с дивидендов физических лиц с 9% до 13%. Кто-то успел фактически перечислить дивиденды акционерам до 31.12.2014 и уплатили НДФЛ по ставке 9%.

По законам Российской Федерации налоги с капитала намного меньше, чем налоги на доходы от трудовой деятельности. Это позволяет нечестным налогоплательщикам уплатить государству налоги по минимуму – 9-13%, а остальные налоги вывести за границу, в офшорные зоны. Не случайно в Думе был принят новый закон об «амнистии» капиталов, то есть о возврате в нашу страну незаконно вывезенных денег.

4. Социально-экономические последствия применения «плоской» шкалы налогообложения доходов в России и возможные пути снижения налогового бремени.

Исследовав состояние налоговой системы РФ, можно говорить о некоторых неблагоприятных социально-экономических последствиях.

Проведя анализ распределения доходов, можно сказать, что население в России делится на две категории: богатые и бедные. При чем, в крайней нищете живут почти 80% населения.

Бедность является результатом нестабильной оплаты труда. Как было сказано ранее, большинство населения получает «серую» заработную плату. Также в настоящее время достаточно высоки социальные риски. В результате почти половина россиян не может пользоваться никакими финансовыми услугами.

Кому-то приходится прибегнуть к кредитным услугам. Поэтому растет число непогашенных кредитов, которые в результате имеют свои неблагоприятные последствия, например, такие, как лишение выезда за границу и др.

Доля состоятельной части населения сравнительно меньше доли нищих. Но уровень жизни такого населения гораздо лучше, так как обеспечивается за счет налогов.

Это и приводит к социальной стратификации общества, неравенству среди населения. Поэтому для стабилизации возникшей ситуации можно предложить минимизировать налоговое бремя. Возможно – применение механизма перераспределения налоговой нагрузки с физических лиц на юридические, а также варьирование налоговыми ставками и т.д.

Сложившейся ситуации может помочь и выравнивание доходов. Необходимо держать неравенство под контролем с помощью налогов и социальных выплат. Перераспределение доходов осуществляется с помощью применения прогрессивной шкалы налогообложения. Так, будет осуществляться стабильный экономический рост, нормализуется экономика страны, станет эффективней система социальных нужд общества [6].

Нужно активизировать политику по снижению нагрузки на бизнес, стимулируя инвестиционную деятельность, чтобы осуществить качественный рывок для перехода от стагнации к экономическому росту, решая задачи повышения конкурентоспособности российский компаний и импортозаме-щения. У граждан же нужно формировать психологию добросовестных налогоплательщиков, повышая налоговую культуру в стране, а осуществить это можно только посредством реформирования налоговой системы, включающее рациональное распределение налогового бремени.

5. Заключение

Таким образом, налоговое бремя – такая характеристика, оценку величины которой стоит давать, учитывая множество факторов. Налоги являются наиболее важным источником пополнения доходов государства. Также от их формирования зависит, насколько благополучно будет развиваться общество в стране, и насколько комфортно себя будет чувствовать каждый гражданин в отдельности.

Проанализировав реалии налоговой системы нашей страны, и сравнив российскую организацию налогообложения с организацией в других странах, можно сделать вывод о том, что налоговая система России существенно отличается от зарубежной, имеет много недостатков, особенно в отношении налогоплательщиков, приводя к их имущественной дифференциации.

Решение данных проблем является важным и необходимом этапом для достижения цели прозрачной и эффективной налоговой системы, обеспечивающей поступления налоговых доходов в бюджеты с максимальным соблюдение прав и интересов налогоплательщиков. Формирование мероприятий (выравнивание доходов, рациональное распределение налогового бремени) по преодолению изложенных выше проблем должно носить комплексный характер, учитывающий специфику российских условий и длительные промежутки времени до их реализации.

Библиографический список

  1. Бондарев Н. С. Оценка налоговой нагрузки в Российской Федерации // Молодой ученый. – №1. – С. 186-188.
  2. Букатина Л. Шакалят у шкалы. Налоги – узаконенная форма ограбления // Отечественные записки, № 14 (339) от 20 августа 2015г.
  3. Российский налоговый портал. Режим доступа: http://taxpravo.ru (Дата обращения 18.12.2015)
  4. Электронный ресурс // РБК. 13.02.2014. Режим доступа: http://top.rbc.ru (Дата обращения: 10.12.2014).
  5. Бекренёв Ю.В. Социально-экономические аспекты качества российской налоговой системы. – Сборник тезисов VIII Научно-практической конференции «Молодежь, образование, экономика» в Ярославском филиале МЭСИ. – ЯФ МЭСИ. Ярославль, 2013.
  6. Бекренёв Ю.В. Социально-экономические последствия для России применения «плоской» шкалы налогообложения доходов. – Сборник тезисов IX Международной научно-практической конференции «Молодежь, образование, экономика» в Ярославском филиале МЭСИ. – ЯФ МЭСИ. Ярославль, 2014.

Выходные данные
ООО «МЦНИП» ©2011-2020
Современные технологии управления
ISSN 2226-9339
Электронное периодическое издание зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 — 44067 от 01.03.2011 г.
Учредитель и издатель: ООО «МЦНИП» Гл.редактор: Скопин О.В.
тел.8-919-511-32-15
[email protected]

Параметры выхода
Open Access Journal
Язык журнала: русский, английский
Территория распространения — РФ, зарубежные страны
Возрастная категория сайта: 6+

Читайте также: