Какие налоги можно платить со спецсчета гособоронзаказа

Опубликовано: 14.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Бухгалтерия


В статье рассмотрим ситуации, с которыми сталкиваются налогоплательщики, которые работают в рамках гособорозаказа, руководствуясь Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее Закон № 275-ФЗ) и применяют при этом специальный счет.

Ситуация 1. В каком банке открывать?

При этом до заключения контракта исполнители, входящие в кооперацию головного исполнителя, должны быть уведомлены о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп.3 п. 1 и пп.3 п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

При выполнении гособоронзаказа головной исполнитель и исполнители по государственному оборонному заказу используют для расчетов по контракту только отдельные счета, открытые исполнителями, с которыми заключены контракты, в уполномоченном банке (пп.7 п. 1 и пп. 7 п.2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

Учитывая вышеизложенные нормы Закона № 275-ФЗ Организация-субподрядчик, которая включена в кооперацию головного исполнителя по выполнению гособорнзаказа обязана заключить договор о банковском сопровождении и открытии спецсчета в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем. Поэтому она, не вправе открыть спецсчет в ином банке, кроме того, который указан в контракте с исполнителем и его уведомлении.

Ситуация 2. Правомочен ли банк отказать организации в открытии счета?

Согласно ст. 11 НК РФ счета (счет) — расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета. При этом Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, который обратился с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом или установленными в соответствии с ним банковскими правилами (п. 2 ст. 846 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ Исполнитель заключает с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договор о банковском сопровождении (пп. 2 п. 2 ст. 8 Закона № 275). Кроме того, Исполнитель уведомляет (до заключения контрактов) других исполнителей о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп. 3 п. 2 ст.8 Закона № 275-ФЗ).

В свою очередь уполномоченный банк обязан заключить с головным исполнителем, исполнителем договоры о банковском сопровождении и открыть им отдельные счета (пп. 1 п. 2 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ). При этом отдельный счет — это счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу (п. 10 ст. 3 ФЗ Закона № 275-ФЗ). Поэтому на Организацию- исполнителя возложена обязанность по открытию специального счета в уполномоченном банке Законом № 275-ФЗ.

Cогласно абз. 2 п. 2 ст. 846 ГК РФ Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом.

Однако при этом следует учитывать, что кредитная организация (банк) вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия у нее подозрений о том, что целью заключения такого договора, во исполнение которого открывается счет, является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 5.2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» далее Закон № 115-ФЗ).

Согласно п. 6.2 гл. 6 «Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 02.03.2012 N 375-П), (далее- Положение № 375-П), факторами по отдельности или по совокупности, влияющими на принятие кредитной организацией такого решения могут являться следующие обстоятельства:

— юридическое лицо имеет размер уставного капитала равный или незначительно превышающий минимальный размер уставного капитала, установленный законом ((пп. «а» п. 6.2 Положения № 375-П.

— с даты регистрации юридического лица прошло менее шести месяцев (пп. «б», п. 6.2 Положения № 375-П);

— согласно данных налоговой службы в качестве юридического адреса юридического указан адрес массовой регистрации (пп. «в», п. 6.2 Положения № 375-П).

— отсутствие по адресу юридического лица, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, органа или представителя юридического лица («г» п. 6.2 Положения № 375-П);

— одно и то же физическое лицо является учредителем (участником) юридического лица, его руководителем и) осуществляет ведение бухгалтерского учета (пп. «д», п. 6.2 Положения № 375-П);

— имеется информация Банка России о том, что в отношении Организации выявлено наличие задолженности нерезидентов по контрактам, по которым Организацией были закрыты паспорта сделок в связи с их переводом на обслуживание в другой уполномоченный банк ( пп. «е»," п. 6.2 Положения № 375-П);

— в отношении юридического лица имеется решение межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества (пп. «и» п. 6.2 Положения № 375-П);

— иные факторы, самостоятельно определяемые кредитной организацией (пп. «к» п. 6.2 Положения № 375-П.

Учитывая вышеизложенное, несмотря на то, что открытие специального счета Исполнителем в рамках исполнения им гособоронзаказа, предусмотрено законодательно, кредитная организация вправе отказаться от заключения договора банковского счета в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации, при наличии оснований полагать, что Организация совершает операции, направленные на легализацию (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Однако при получении отказа Организация-Исполнитель вправе обратиться в суд, и не исключено, что судебные органы, в случае недоказанности наличия оснований для открытия банковского счета, предусмотренных в п. 5.2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, встанут на сторону Организации и признают действия банка неправомерными (Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.10.2016, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2016, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.04.2017 № Ф01-878/2017 по делу № А43-15183/2016).

Так Верховный Суд РФ, рассматривая аналогичную ситуацию в своем Определении от 25.08.2017 № 301-ЭС17-10939 по делу № А43-15183/2016 отметил, что несмотря на то, что для отказа в открытии счета банку достаточно лишь подозрений о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем, при рассмотрении в суде дела об оспаривании отказа в открытии счета, банк должен подтвердить и доказать, что такие подозрения являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета. Кроме того, суд обратил внимание на то, что денежные средства из федерального бюджета, направленные на исполнение государственного оборонного заказа, не могут по своей правовой природе являться доходом, полученным преступным путем.

Таким образом учитывая вышеизложенное для отказа в открытии счета банку достаточно лишь подозрений о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем. Однако, если Организация обратиться в суд, то банк должен будет подтвердить и доказать, что такие подозрения являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета.

Ситуация 3. Вправе ли Организация-исполнитель перечислить деньги поставщику со своего специального счета на его расчетный счет?

В соответствии с пп. 6 п. 1 и пп. 6 п. 2 ст. 8 Законf № 275-ФЗ головной исполнитель и исполнители определяют в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов по таким контрактам с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем.

При этом до заключения контракта исполнители, входящие в кооперацию головного исполнителя, должны быть уведомлены о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп.3 п. 1 и пп.3 п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

В соответствии с пп. «з» п. 2 ч.1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях в частности оплаты головным исполнителем расходов на сумму не более пяти миллионов рублей в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц.

Поскольку с отдельного счета исполнителя возможно списание денежных средств на иные банковские счета в целях оплаты иных расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц, а в рассматриваемом вопросе речь идет о сумме в 400 000 руб., Организация-исполнитель, осуществляющая деятельность в рамках ГОЗ, вправе перечислить деньги поставщику со своего специального счета на его расчетный счет.

Ситуация 4. Перечисляем аванс сотрудникам со спецсчета

В соответствии с пп. «ж» п. 1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает совершение разрешенных операций в соответствии с п. 2, 3, 9 и 10 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ.

При этом согласно пп. «а» п. 3 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ по отдельному счету не допускается, в частности, совершение операций в виде перечисления (выдачи) денежных средств физическим лицам, за исключением оплаты труда при условии одновременной уплаты соответствующих налогов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В соответствии с п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ уполномоченный банк в частности вправе: запрашивать у головного исполнителя, исполнителя документы и сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом (пп.1 п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ); осуществлять контроль распоряжений в порядке, установленном ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ (пп.4 п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ).

При принятии распоряжения к исполнению уполномоченный банк контролирует: в частности, соответствие назначения платежа, указанного в распоряжении, содержанию документов, представленных владельцем отдельного счета и являющихся основанием для составления распоряжения (пп. 3 п. 1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ), а также соблюдение режима использования отдельного счета, установленного Законом № 275-ФЗ (пп. 4 п. 1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ).

При этом, при перечислении ЗП, в том числе и за первую половину месяца (аванса) Организация-Исполнитель должна предоставить в уполномоченный банк расчетно-платежные ведомости (иной формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, установленной законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете), на основании которой исполнителем составлено распоряжение о переводе денежных средств (Письмо Банка России от 02.12.2015 N 12-1-5/2822, от 14.12.2016 № 12-1-5/2793).

При этом следует добавить, что п. 3 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ регулирует порядок перечисления (выдачи) денежных средств с отдельного счета физическим лицам и не может регулировать порядок перечисления, в частности, налога на доходы физических лиц (Письмо Минфина России от 31.03.2017 № 03-04-09/18948).

Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, в данном случае относительно выплаты ЗП- на последний день месяца (пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ, п. 3 ст. 226 НК РФ).

Поэтому, учитывая вышеизложенное, налоговый агент в последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход в виде оплаты труда, производит исчисление НДФЛ и не как не может этого сделать ранее.

В этой связи до истечения месяца невозможно определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить налог, подлежащий удержанию и перечислению в бюджет, при выплате заработной платы за первую половину месяца (Письмо Минфина России от 31.03.2017 № 03-04-09/18948).

Таким образом, Организация Исполнитель при выплате ЗП за первую половину месяца должна предоставить в уполномоченный банк расчетно-платежные ведомости (иной формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, установленной законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете), на основании которой исполнителем составлено распоряжение о переводе денежных средств.

Однако, при этом одновременно с распоряжением на аванс Организация не должна предоставлять распоряжения на уплату НДФЛ в качестве налогового агента, поскольку до истечения месяца, невозможно определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить налог, подлежащий удержанию и перечислению в бюджет.

Руцинская Т. А.

эксперт по 44-ФЗ и 223-ФЗ, начальник отдела кадров АО «Тульский патронный завод»

Закупки по госооборонзаказу по-прежнему вызывают множество вопросов даже у тех, кто давно работает по 44-ФЗ. Разбираемся, в чем особенности закупок по 275-ФЗ

Статья подготовлена по материалам вебинара «Гособоронзаказ. Как выйти на закупки по 275-ФЗ», который провела эксперт по 44-ФЗ и 223-ФЗ, начальник отдела кадров
АО «Тульский патронный завод» Татьяна Руцинская.

Нормативное регулирование

Впервые начав работать с государственным оборонным заказом (ГОЗ), надо понять, каково соотношение двух основных законов, регулирующих эту сферу. Общий порядок госзакупок предусмотрен законом № 44-ФЗ. Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ является по отношению к нему специальным нормативным правовым актом, который вводит условия для ГОЗ, в том числе описывает особенности:

  • планирования закупок;
  • определения начальной максимальной цены контракта и цен контрактов, которые заключаются с единым поставщиком в составе ГОЗ;
  • описания объектов закупок;
  • определения цены госконтракта на товары/работы/услуги;
  • установления дополнительных требований к экспертам и экспертным организациям, которых привлекают для экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
  • принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта;
  • обеспечения исполнения контракта.

Есть еще несколько важных документов, которые регулируют оборонные закупки. Их тоже надо изучить и отслеживать изменения.

Кроме того, в сфере ГОЗ работает своя терминология. Новичкам сложно сразу перестроиться и понять, чем контракт отличается от госконтракта и откуда взялись исполнители второго и третьего уровней. Поэтому мы подготовили полезную памятку, в которой раскрыли основные понятия, используемые при работе с ГОЗ, и сделали обзор нормативно-правовой базы.

В конце статьи есть шпаргалка

Особенности закупок по 275-ФЗ

Одно из значимых отличий гособоронзаказа — ограничения по участникам закупок. Ими могут быть только юридические лица. Индивидуальные предприниматели, иностранные компании, физические лица не будут допущены к участию, даже если подадут заявку, оформленную по всем правилам.

Предметом закупок могут быть самые обычные товары/работы/услуги, как по 44-ФЗ или 223-ФЗ, то есть ГОЗ — это не только про вооружение. Но в зависимости от объекта и условий проведения закупки в рамках гособоронзаказа (ГОЗ) делятся на две группы:

  • Закрытые. Их организуют, когда закупка содержит гостайну или предмет закупки связан с разработкой и производством военной техники и оружия. В этом случае поставщика можно выбрать только из числа специально приглашенных участников. В числе одного из условий может стать наличие лицензии ФСБ на выполнение работ, связанных с гостайной. Информация о закрытых закупках не размещается в ЕИС. Доступ к документации предоставляется по запросу потенциальных исполнителей и размещается на АСТ ГОЗ. Для участия в закрытых закупках необходимо не менее чем за 10 дней зарегистрироваться на электронной площадке.
  • Открытые. Проходят в формате обычной закупки (например, электронного аукциона), которая размещается в ЕИС с уточнением, что это процедура определения поставщика в рамках ГОЗ. Предметом контракта могут быть те же товары/работы/услуги, что и по 44-ФЗ, например, поставка продуктов или строительство хозяйственного здания.

Кроме ограничений по закрытым процедурам, на закупках по ГОЗ действует общий порядок регистрации в ЕИС (ст. 24.2 № 44-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 № 1725).

При первой регистрации руководитель или уполномоченный сотрудник должен:

  1. Зарегистрировать руководителя организации на портале Госуслуги.
  2. Создать профиль организации на Госуслугах.
  3. Создать профиль организации в ЕИС.
  4. Дождаться регистрации в ЕРУЗ и аккредитации на восьми торговых площадках для госзакупок.

Ранее мы писали подробный материал об общих правилах и необходимых документах для регистрации в ЕИС.

Если организация уже зарегистрирована в ЕИС, аутентифицированную запись можно использовать и для закупок по ГОЗ.

Одновременно с этим ЕИС вносит организацию в ЕРУЗ — Единый реестр участников закупок.

Порядок открытия лицевых счетов

Для участия в гособоронзаказе головной исполнитель и исполнители второго и третьего уровней по 275-ФЗ должны открыть специальные лицевые счета (Постановление Правительства РФ от 25.12.2019 № 1819) в одном из уполномоченных банков. Через них будут проводиться любые расчеты в рамках ГОЗ. Если госконтрактов несколько, для каждого должен быть отдельный счет.

Исполнитель предоставляет в территориальный орган Федерального казначейства документы, необходимые для открытия счета. В течение двух дней Казначейство проверяет информацию об организации и не позднее следующего рабочего дня после завершения проверки:

  • в случае положительного результата проверки открывает лицевой счет;
  • в случае отрицательного результата приостанавливает открытие и направляет уведомление с указанием причины (ПП № 1819).

Если есть сложности, госзаказчик не позднее двух рабочих дней с момента получения уведомления должен подтвердить открытие лицевого счета или мотивировать отказ. На следующий день Казначейство открывает лицевой счет головному исполнителю или отказывает и возвращает все документы.

Идентификатор как обязательный элемент

Техническая особенность закупок по ГОЗ — наличие идентификатора. Это специальный код, который заказчик присваивает госконтракту с головным исполнителем (Приказ Минобороны, Федерального казначейства от 11.08.2015 № 475/13н), ставится через дробь перед номером госконтракта. С этим номером документ входит в реестр контрактов.

Далее идентификатор проставляют на всех контрактах, платежках, внутренних приказах, которые сопровождают выполнение заказа в рамках одного гособоронзаказа и пр. Это подтверждение затрат и залог того, что денежные средства по ГОЗ будут перечислены. Идентификатор действует на протяжении всего периода, пока стороны исполняют контракт.

Разряды идентификатора означают:

  • способ, которым определяют исполнителя;
  • год, в котором заключен госконтракт;
  • год, в котором госконтракт заканчивает действовать;
  • порядковый номер госконтракта;
  • код госзаказчика.

Идентификатор не может быть повторно присвоен другому госконтракту.

Порядок расчетов по госконтракту

Вне зависимости от того, каков предмет закупки, вы должны помнить об особенностях расчетов в гособоронзаказе:

  • каждая сторона ГОЗ должна открыть отдельный счет в уполномоченном банке и все взаиморасчеты проводить через него;
  • деньги, которые поступают от государственного заказчика, целевые, они направлены на конкретные затраты конкретного заказа, даже если это сухие корма для кинологических центров или уборка помещений;
  • если деньги уйдут не по назначению, это будет признано нарушением;
  • после того как контракт будет исполнен, счет в уполномоченном банке закрывается.

В обычных закупках действует правило невмешательства в финансово-хозяйственную деятельность участника закупки, но в рамках ГОЗ существует четкая законодательная регуляция. Закон № 275-ФЗ дает заказчикам право проверять, как используются перечисленные деньги.

Вывести деньги со спецсчета на обычный расчетный счет можно только после исполнения контракта. Если в рамках госконтракта несколько различных спецификаций, то прибыль можно получить лишь после исполнения всего контракта, а не его отдельной спецификации. Это главное отличие расчетов по 275-ФЗ.

Пример. Организация «А» участвует в закупке на уборку помещений и выступает в роли головного исполнителя. Средства от заказчика она получит после приемки всех работ. Организация «Б» участвует в крупной закупке военной техники как исполнитель в рамках кооперации. У нее заключен контракт с головным исполнителем на поставку партии деталей. Организация «Б» получит деньги по своей спецификации только после того, как заказчик перечислит деньги по всему госконтракту головному исполнителю.

Чтобы перевести деньги со счета в уполномоченном банке на свой счет, исполнитель должен предоставить в банк следующие документы:

  • контракт с дополнительными соглашениями;
  • акт приема-передачи товара или акт выполненных работ (оказанных услуг);
  • документы, которые подтвердят, что исполнитель понес из собственных средств расходы на исполнение контракта по ГОЗ;
  • иные документы, необходимые, чтобы подтвердить целевое расходование средств на госзакупки.

Списание денег с отдельного счета возможно, только если во всей цепочке документов по закупке будет указан идентификатор. Если его нет, расходы могут быть признаны нецелевыми, и деньги за товар или работу исполнитель не получит, хотя контракт будет выполнен.

Права и обязанности заказчика

Главный принцип взаимодействия заказчика и исполнителей — прозрачность. В отличие от закупок по 44-ФЗ или 223-ФЗ, в системе гособоронзаказа организатор имеет право запрашивать информацию:

  • о финансовых операциях головного исполнителя по всем счетам;
  • о привлеченных головным исполнителем субподрядчиках;
  • о ходе исполнения госконтракта: на каком этапе работа, соответствует ли ход работ техзаданию, нет ли отклонений по качеству и пр.

Более того, это может делать не только заказчик, но и органы финансового мониторинга и прокуратура. В закупке военных средств, техники, боеприпасов к приемке товаров может подключиться военное представительство. Это дополнительная ответственность головного исполнителя и исполнителей.

  • указывать идентификатор контракта в платежных документах;
  • подтвердить в территориальном органе Федерального казначейства регистрацию лицевого счета головному исполнителю или отказать в оформлении счета;
  • уведомить казначейство, если финансовые операции на счету головного исполнителя приостановили необоснованно, или подтвердить обоснованность таких мер;
  • перечислять средства головному исполнителю, с которым заключен госконтракт.

Еще одна обязанность установлена п. 6 и 6.1 ст. 6 Закона № 275-ФЗ. Это связано с обязанностью Заказчика возместить организации все расходы из собственных средств, связанные с выполнением ГОЗ, включая запасы необходимой продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Это условие должно быть включено в госконтракт, а сумма не должна превышать установленную цену.

Права и обязанности головного исполнителя

Головной исполнитель определяет состав субподрядчиков, обосновывает с их участием цену на продукцию, сроки и условия финансирования поставок продукции. При необходимости госзаказчик формирует кооперацию и уведомляет ее участников о порядке работы, соблюдая требования законодательства РФ о гостайне.

По согласованию с госзаказчиком головной исполнитель определяет уполномоченный банк и уведомляет о своем выборе участников кооперации. Далее вписывает в контракты условие о работе с уполномоченным банком и об использовании отдельного счета для работы по ГОЗ.

По запросу заказчика или банка головной исполнитель в течение пяти рабочих дней предоставляет информацию о каждом исполнителе-субподрядчике и иную информацию согласно Закону 275-ФЗ. Это важное отличие закупок по 275-ФЗ. В госзакупках по 44-ФЗ на субподрядчиков не возлагается ответственность, а исполнителю не надо предоставлять заказчику все документы на привлеченные организации.

Головной исполнитель также обязан:

  • указывать во всех документах идентификатор государственного контракта;
  • вести контроль за исполнением обязательств по каждому из этапов;
  • обеспечить казначейству возможность проверять исполнение контрактов с использованием фото- и видеосъемки;
  • вести раздельный учет затрат по каждому госконтракту — средства, которые пойдут на выполнение ГОЗ, не должны смешиваться с иными финансами, иными контрактами, иными расходами, которые не связаны с ГОЗ.
  • обеспечить качество товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями законодательства и условиями госконтракта;
  • вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту и предоставлять отчет заказчику.

Головной исполнитель вправе:

  • получать информацию о финансовых операциях на своих счетах и счетах субподрядчиков;
  • включить в контракт условие о возмещении головному исполнителю расходов, если издержки возникли до поступления средств на лицевой счет;
  • раскрыть структуру цены государственного контракта в случаях, которые установлены правовыми актами Правительства РФ.

Прибыль поставщика

По поставкам военной техники и техники специального назначения приняты ограничения по прибыли (Постановление Правительства от 02.12.2017 № 1465). Она не должна превышать 1% плановых привнесенных затрат и 20% плановых собственных затрат организации на поставку, включая производство продукции.

В закупках вне ГОЗ то, каким образом распределяется прибыль и какое процентное соотношение она имеет к затратам организации, не регулируется законодательно. В закупках же по 275-ФЗ эта норма распространяется на весь список исполнителей.

Если речь идет о закупках опытно-конструкторских работ или военной техники, то головному исполнителю и другим исполнителям придется использовать калькуляции себестоимости, утвержденные Приказом Минпромторга от 08.02.2019 № 334.

Роль государства

Чтобы обеспечить безопасность и выполнение заказов по 275-ФЗ, Правительство РФ строго контролирует сферу и выдвигает жесткие требования ко всем этапам закупки. Но при этом берет на себя ряд обязательств, которые поддержат исполнителей, например, предоставляет:

  • государственные гарантии РФ по кредитам, которые берут головные исполнители и исполнители, чтобы поставить товар или выполнить работы в рамках закупки;
  • субсидии на уплату процентов по этим кредитам;
  • субсидии, которые помогут предотвратить банкротство головного исполнителя или исполнителя.

Ответственность по ГОЗ

На закупки по ГОЗ распространяется действие КоАП и УК РФ. За нарушения предусмотрена административная и уголовная ответственность — все, как и в закупках по 44-ФЗ. Но есть и свои особенности (ст. 15 275-ФЗ).

Например, предусмотрены отдельные штрафы за отказ от исполнения обязательств по госконтракту. Не вправе отказаться от исполнения обязательств:

  • единственный исполнитель, которому гособоронзаказ принесет прибыль;
  • организации, которые занимают доминирующее положение по ст. 14 Закона №275-ФЗ.

Суммы штрафов за отказ: на должностное лицо — от 30 000 до 50 000 руб., на организацию — от 300 000 до 1 000 000 руб. (ч. 2 ст. 7.29.2 КоАП РФ).

За попытку извлечь личную выгоду и нанести ущерб интересам общества или государства руководителя организации накажут:

  • штрафом от 1 до 3 млн руб. или в размере дохода за период от 1 до 3 лет и лишат права занимать руководящую должность или вести определенную деятельность на срок до 10 лет;
  • штрафом от 500 000 до 1 млн руб. или в размере дохода за период от 3 до 4 лет, лишением свободы на срок от 4 до 8 лет и права занимать руководящие должности или вести определенную деятельность на срок до 3 лет.

Участвовать в закупках в рамках гособоронзаказа сложнее, чем в обычных торгах: есть нюансы в порядке расчетов, отчетности перед заказчиком, работой с банками — их все надо учитывать. Это может отпугнуть тех, кто только планирует выходить на закупки по 275-ФЗ. Но сфера ГОЗ хоть и накладывает серьезные ограничения, в то же время дает преимущества, в том числе государственные гарантии в части безопасности сделки и финансовой поддержки.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Гособоронзаказ: нормативная база и основные понятия 429.1 КБ

Ведущая рубрики

  1. Спецсчета для закупок
  2. Обязанности банков по спецсчетам
  3. Отказ банка в открытии счета

В большинстве случаев бухгалтеру коммерческой организации приходится иметь дело только с расчетными счетами в банке. Далее по частоте следуют депозитные, кредитные и валютные. Существует особая категория ­– специальные счета. Они применяются для совершения строго определенных законом операций.

Примером служат счета платежных агентов, принимающих платежи у населения, или должников-банкротов, ограниченных в пользовании деньгами. Большое распространение, особенно с 2019 года, также получили спецсчета для участия в закупках, но и они разделяются на подвиды.

Спецсчета для закупок

Закупки проводятся в рамках трех основных Федеральных законов:

  • 44-ФЗ – государственные и муниципальные;
  • 223-ФЗ – торги, проводимые госкорпорациями, некоторыми бюджетными организации за счет определенных средств (например, полученных безвозмездно), автономными учреждениями и др.;
  • 275-ФЗ – гособоронзаказ (ГОЗ).

Для первых двух используется более простой специальный счет, не имеющий ограничений. Даже обычный расчетный может нести эту функцию. Для ГОЗ понадобится открыть особый спецсчет, причем не только непосредственному исполнителю, но и другим участникам сделки (субподрядчикам, поставщикам) и, возможно, не один. Для разных контрактов по ГОЗ потребуется открытие отдельных счетов, один и тот же использовать нельзя.

Спецсчет по 44 и 223 Федеральным законам

  1. Блокировка средств при подаче заявки для участия в торгах. Касается: по 44-ФЗ аукционов, конкурсов открытых, двухэтапных и с ограниченным участием; по 223-ФЗ запросов котировок и предложений, аукционов, конкурсов.
  2. Списание комиссии оператора (торговой площадки). Размер комиссии оператор устанавливает самостоятельно с учетом ограничений, указанных в Постановлении № 564.

Обратите внимание! Если оплата оператору происходит напрямую, а для обеспечения заявок используются банковские гарантии или оно не требуется в тех процедурах, где организация принимает участие, то открывать спецсчет не обязательно.

Чтобы расчетный счет использовать как специальный, достаточно обратиться в банк и подписать соответствующее дополнительное соглашение. Иногда это можно сделать в электронном виде через сервисы на сайте или через онлайн-банк без личного визита.

Не каждый банк имеет право на открытие специального счета. На 7 апреля 2020 года в список вошли только 25, среди них: Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, АЛЬФА, Тинькофф, ДОМ.РФ, МКБ, Открытие и другие. Полный перечень в Постановлении № 1451-р. Стоит следить за обновлениями, ведь Правительство пересматривает список. Например, в 2019 году из него исключили РосЕвроБанк из-за присоединения к Совкомбанку (он присутствует в Постановлении).

Если вы пользуетесь услугами какой-то иной кредитной организации, то открыть спецсчет не получится, придется обратиться в другое место. Это не обязывает переводить свои обороты в новый банк или открывать там еще один расчетный счет, хотя вас будут на это уговаривать.

Чем удобна система со спецсчетом: допустим, компания не часто принимает участие в торгах или обеспечение заявки в них небольшое. Разместив определенную сумму на счете, она гарантирует наличие средств в любой момент, с основного по забывчивости можно не вовремя перевести деньги поставщику, а потом не успеть внести до конца срока подачи заявок.

Кстати! Ранее средства блокировались сразу при направлении заявки на площадке, в 2019 году правила изменились и теперь блокировка происходит в день окончания срока подачи заявки. При этом срок не ограничен конкретным временем, он может прийтись на 12, 15 часов и любое другое, поэтому нужно обращать внимание не только на дату, но и конкретный час.

Перечислять вознаграждение оператору можно с расчетного счета, способ оплаты фиксируется, как правило, при заполнении заявки. Там же нужно выбрать спецсчет, если их открыто несколько (по закону достаточно одного, остальные открываются только по желанию участника).

Плюс и в автоматическом списании комиссии площадки, но тогда надо следить за регулярным пополнением и достаточностью средств. Деньги, заблокированные в качестве обеспечения, никуда не списываются и становятся доступными поле окончания торгов.

Спецсчет по ГОЗ (275-ФЗ)

Здесь действуют другие правила. Определим для начала, кто именно является заказчиком по государственному оборонному заказу:

  • Федеральные органы исполнительной власти – МВД, ФСБ, Минобороны, МЧС и т.д.
  • Госкорпорации – Росатом или Роскосмос.

Жесткие требования, присутствие государственной тайны (при этом организуются закрытые закупки, например, в виде закрытого аукциона) делают ГОЗ недоступным многим исполнителям, поэтому конкуренции в этой сфере значительно меньше, по сравнению с остальными торгами.

Важно! В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 275-ФЗ в ГОЗ участвуют головной исполнитель и исполнители. Головной заключает контракт, а остальные — это поставщики, субподрядчики и прочие, кто участвует в цепочке. Вместе все составляют кооперацию. Заказчик четко отслеживает всю систему и требует от головного исполнителя представить всю информацию об исполнителях-участниках заказа.

Поставляется по госзаказу не обязательно вооружение или военная техника. Питание солдат, обеспечение армии обыденными товарами вроде канцелярии или формы тоже может относиться к оборонному заказу.

Закупки проводятся при помощи автоматизированной системы торгов АСТ ГОЗ. Причем сами торги могут проходить по требованиям 44 или 223 Федеральных законов. Т.е. 275-ФЗ предусматривает правила и особенности оборонного заказа, частично и требования к процедурам закупки, а организация происходит на основании двух других законов.

Чтобы поучаствовать в ГОЗ, необходимо пройти довольно непростую процедуру регистрации, начиная с получения ЭЦП и заканчивая аккредитацией. Перейдя по ссылке и прочитав информацию, вы заметите, что требования конкретизированы: ЭЦП только определенных операторов, браузер Mozilla Firefox, защищенный канал для связи (сеть ViPNet) и т.д.

Учитывая сложность подключения, вы понимаете, что и работа со спецсчетом по ГОЗ тоже будет трудной. Открытие счета возможно только в банках, аккредитованных ЦБ для подобных операций. Список скрыли в 2017 году (ранее он находился в свободном доступе на сайте), но и тогда в него входило всего несколько российских банков.

Открывает спецсчет головной исполнитель для расчета с исполнителями и получения средств от заказчика, а другие исполнители открывают счета в уполномоченном банке для расчетов с головным исполнителем и другими подрядчиками более низкого уровня.

Важно! Исполнители открывают спецсчет только в том банке, который изначально был выбран головным исполнителем! В некоторых случаях открывать его необязательно, например, когда исполнитель потратит на расчеты менее 3 миллионов в месяц (ст. 8.3 п.1 подпункт 2 «з»).

До заключения контракта и в его тексте головной исполнитель обязан предупредить своего поставщика/подрядчика, что закупка происходит в рамках ГОЗ и необходимо провести открытие специального счета.

При проведении расчетов в обязательном порядке указывается ИГК (идентификатор государственного контракта), а средства используются на определенные 273-ФЗ цели, в частности:

  • Бюджетные платежи (налоги, взносы, госпошлины и т.п.).
  • Расходы на товары, работы или услуги, цены на которые регулирует Правительство РФ (например, ж/д перевозки), а также электроэнергию.
  • Расчеты с иностранным исполнителем, входящим в цепочку по госконтракту.
  • Возврат кредита, полученного в целях исполнения контракта по ГОЗ (перечисленного ранее на этот же счет) и процентов по нему (если собственных средств недостаточно).
  • Выплаты работникам – заработной платы (при условии, что вместе с ней переводятся НДФЛ и взносы), гарантии и компенсации (за исключением проезда и найма жилого помещения).
  • Перечисления по исполнительным документам – денежное возмещение вреда жизни и здоровья, выходные пособия, взыскания в пользу РФ.
  • Перевод на депозит в том же уполномоченном банке, при условии что при окончании срока депозитного договора средства вернутся на спецсчет, вместе с процентами.
  • Перевод прибыли, полученной в результате работы по контракту, после исполнения (необходимо подтвердить документально – актами на работы или услуги, накладными передачи товара).
  • Некоторые другие случаи (полный список в статье 8.3 275-ФЗ).

Существует также перечень запрещенных переводов, он указан в статье 8.4. В него вошли, например, такие операции, как покупка ценных бумаг, внесение вкладов в УК, предоставление займов и т.д.

При ведении спецсчета придется постоянно отчитываться перед банком и головным исполнителем о том, куда и в каком размере направлены средства, предупреждать своих подрядчиков и поставщиков о работе по ГОЗ, необходимости открытия спецсчета, указывать в каждом договоре ИГК (а также в другой документации, связанной с контрактом). Приемка товара или результатов работ будет непростой, требования у оборонки к качеству поставки высокие.

Обратите внимание! Для некоторых закупок потребуется получение особой лицензии от ФСБ. Если сделка относится к крупным для конкретной организации, необходимо получить ее одобрение на собрании участников.

Обязанности банков по спецсчетам

Банк контролирует операции, проходящие через спецсчет, относящийся к ГОЗ, очень строго. Выше указывался список расходов, которые можно осуществлять, по каждой такой операции банк потребует подтверждающие документы. К примеру:

  1. По расчетам с работниками – расчетные ведомости, приказы на командировку, реестры по зарплатному проекту, внутренние положения (например, по командировке – подтвердить размер перечисляемых суточных).
  2. По оплатам поставщикам и подрядчикам – договора, контракты, с указанием ИГК, акты, накладные, ТТН, счета и счета-фактуры.
  3. При возмещении исполнителю расходов, понесенных им с отдельного (специального) счета, – контракт, выписки по перечислениям, акт приемки-передачи и т.п. Возмещение согласовывается до заключения контракта.

Для перечисления бюджетных платежей не требуется предоставлять подтверждающие документы

Важно! В контракте ГОЗ сумма прибыли фиксируется в виде конкретной суммы.

Банк обязан приостановить операции по спецсчету при наличии соответствующих оснований, они указаны в статье 8.6 Федерального закона № 275-ФЗ (см. также Указание ЦБ № 5300-У).

По специальным счетам в рамках обычных закупок по 44 и 223 ФЗ таких строгостей нет. Средства с него можно использовать на другие цели, не только на обеспечение заявок или оплату площадкам. Кроме того, банки обязаны начислять процент на остаток по счету (мизерный и реально невыгодный, но все-таки).

Отказ банка в открытии счета

Открытый расчетный счет означает, что и со специальным в том же банке проблем, скорее всего, не возникнет. Все необходимые документы есть у службы безопасности, вопросов по благонадежности не будет. Если вы забыли сообщить об изменениях в уставе или смене директором паспорта, то заранее побеспокойтесь об исправлении – передайте банку новые сведения, а потом открывайте спецсчет.

Организация имела ранее проблемы с банками (например, не вовремя оплачивала платежи по кредиту и получила в результате плохую кредитную историю) или обладает признаками «однодневки»? Могут отказать даже в открытии расчетного счета. К критериям «однодневности» относятся:

  • Участник (часто он же руководитель) юрлица является владельцем долей в большом количестве организаций (руководит несколькими компаниями).
  • Адрес регистрации относится к массовым.
  • Руководитель числится в реестре дисквалифицированных лиц.
  • При проверке представленной отчетности организации обнаружены низкие обороты (их отсутствие), убыток в течение нескольких последних лет.
  • У компании нет работников (в том числе нанятых по ГПХ-договорам), кроме директора, при этом обороты и размах деятельности свидетельствуют об активной работе (например, юрлицо занимается ремонтными работами на крупных объектах, где необходима работа бригады).
  • У организации только один-два контрагента-клиента или поставщика, с которыми проходят все операции с денежными средствами.
  • Проводится процедура банкротства или ликвидации.

Естественно, критерии эти относительные и в конкретной ситуации не представляют ничего необычного. С банком в этом плане необходимо вести диалог, предоставлять подтверждающие документы, возможно, привлекать рекомендации других клиентов.

Реальная проблема (дисквалификация) потребует решительных мер: смены руководителя, опротестования внесения в реестр (если произошла ошибка) и т.д. После устранения попробуйте снова. Есть и критические препятствия, которые просто не позволят провести операцию по открытию спецсчета. Дело в том, что первый шаг – это регистрация и аккредитация в ЕИС, только после нее (и соответственно, регистрации и аккредитации на площадках) можно обращаться в банк.

Нахождение организации в реестре недобросовестных поставщиков (РНП) – «черная метка», не позволяющая участвовать в торгах в течение двух лет, значит, и специальный счет не имеет смысла, в то же время он может использоваться в целях обмана. Не каждый заказчик обращается к РНП для проверки исполнителя, а тот направит заявку, получит возможность участия и выигрыша в торгах, вопреки запрету. В итоге недобросовестный поставщик может оказаться победителем. Поэтому банк проверит реестр и откажет в обслуживании, если найдет там вашу компанию.


Одно из последствий пандемии - увеличилось количество случаев государственно-частного сотрудничества в сферах госзакупок и гособоронзаказа. И если при госзакупках юрлицо может стать поставщиком, только выразив соответствующее волеизъявление, то в случае гособоронзаказа производители и официальные дистрибьюторы нередко неожиданно обнаруживают себя участниками кооперации исполнителя по госконтракту. А это, в свою очередь, влечет дополнительные обязанности. Разберемся, при каких условиях компания входит в кооперационную цепь.

Ситуация

Юрлицо является поставщиком строительных товаров и, как это часто бывает, не выпускает их, а закупает напрямую у производителя. Оно давно на рынке, имеет сформировавшиеся деловые связи, которые выражаются в том, что есть вполне устоявшийся пул постоянных клиентов.

Один из таких клиентов, размещая заказ на поставку очередной партии товара, сообщил, что приобретает его для целей выполнения гособоронзаказа, и настойчиво просил юрлицо-поставщика открыть отдельный счет в определенном банке.

Поставщик задумался: входит ли он в состав кооперации головного исполнителя и распространяются ли поэтому на него требования Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон о ГОЗ), если он не вступает в договорные отношения непосредственно с самим головным исполнителем или исполнителем, так как его покупателем является субподрядчик? Если да, то входит ли и производитель, у которого приобретается продукция для последующей реализации, в кооперацию, поскольку он также продает юридическому лицу – поставщику товары, которые тот в свою очередь поставит для целей исполнения госконтракта?

Условия кооперационной цепи

Гособоронзаказ – это задание на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для обеспечения обороны и безопасности страны. Для его выполнения заключается государственный контракт, причем со стороны Российской Федерации выступают Минобороны России, Росатом или Роскосмос, именуемые госзаказчиком, а со стороны исполнителя – российское юрлицо, именуемое головным исполнителем.

Так как речь идет об обороне и безопасности страны, предметом госконтракта часто выступает строительство особого объекта, изготовление сложных вещей или поставка товаров, которых не найти в магазине шаговой доступности. Головной исполнитель нередко не может выполнить госконтракт в одиночку, ему нужны субподрядчики. На этот случай законодатель дал ему право привлекать субподрядчиков, которые именуются исполнителями.

В свою очередь, исполнители вправе обращаться к своим субподрядчикам, тоже именуемым исполнителями. И головной исполнитель, и исполнитель могут привлекать субподрядчиков на основании заключаемых с ними договоров, предметы которых должны быть непосредственно связаны с выполнением ГОЗ. Например, предметом гособоронзаказа является строительство объекта, предметом договора с субподрядчиком – поставка материалов для строительства.

С момента привлечения головным исполнителем субподрядчика, то есть исполнителя, возникает кооперация головного исполнителя. Субподрядчики исполнителей также в нее входят.

По Закону о ГОЗ главные критерии для вхождения в кооперацию – наличие договора с головным исполнителем или исполнителем и непосредственная связь предмета этого договора с выполнением гособоронзаказа.

С момента образования кооперации головного исполнителя все входящие в нее лица обязаны соблюдать требования и ограничения Закона о ГОЗ. В частности, к таким обязанностям, согласно этому закону, относятся:

  • осуществление расчетов по госконтракту и договорам, заключенным для целей выполнения гособоронзаказа, только с использованием отдельного счета (подп. 7 п. 1, подп. 7 п. 2 ст. 8);
  • соблюдение режима использования отдельного счета (подп. 5 п. 1, подп. 5 п. 2 ст. 8);
  • ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по договору, заключенному в рамках выполнения гособоронзаказа;
  • соблюдение запрета на включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с ее производством (реализацией) (подп. 1 п. 3 ст. 8);
  • соблюдение запрета на установление экономически, технологически и (или) иным образом необоснованной цены на продукцию, поставляемую госзаказчику или головному исполнителю, исполнителю, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке (подп. 2 п. 3 ст. 8).
Их неисполнение влечет административную ответственность в виде штрафа до 1 млн руб. (ст. 14.55.2, 15.37, 15.40 КоАП РФ).

О режиме использования отдельного счета

В распоряжение владельца отдельного счета денежные средства поступают после того, как банк получил подтверждение от госзаказчика об исполнении госконтракта.

Звенья кооперации


Закон о ГОЗ не дает четкого ответа на вопрос, сколько звеньев субподрядной цепи, начиная с головного исполнителя, образуют кооперацию.

В части определения понятия кооперации закон говорит следующее: кооперация головного исполнителя – это совокупность взаимодействующих лиц, участвующих в поставках продукции по гособоронзаказу в рамках сопровождаемых сделок (госконтракт и все договоры, заключенные в целях его исполнения между участниками кооперации). В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий госконтракт с госзаказчиком, исполнители, заключающие договор с головным исполнителем, и исполнители, заключающие договоры с исполнителями.

Таким образом, исходя из буквального содержания закона, кооперация ограничивается тремя звеньями, иначе должны были бы упоминаться последующие звенья.

С одной стороны, логично. Но логика в данном случае «обратная»: если не ограничить число звеньев, то в кооперацию по умолчанию войдут все лица, задействованные вплоть до производства товара и поставки сырья (материалов, оборудования) для производства такого товара, поскольку эти действия осуществляются для целей исполнения госконтракта. Как следствие, головной исполнитель бóльшую часть времени тратил бы не на исполнение госконтракта, а на сбор информации об исполнителях, входящих с ним в кооперацию (подп. 8 п. 1, подп. 8 п. 2 ст. 8 Закона о ГОЗ). При этом отследить всю цепочку до самого последнего звена, не имея властно-распорядительных полномочий, довольно трудно: головной исполнитель и исполнители вправе запрашивать сведения у нижестоящих исполнителей о лицах, с которыми у них заключены договоры для целей исполнения госконтракта, однако у них нет полномочий по проверке полноты и достоверности таких сведений.

С другой стороны, если следовать духу и целям Закона о ГОЗ, то можно предположить, что законодатель имел в виду тотальный контроль за составом лиц, участвующих в исполнении госконтракта. Очевидно, что сферы обороны и безопасности страны важны для любого государства. Кроме того, поддержание обороны и безопасности на должном уровне затратно. С учетом того, что любое адекватное государство постоянно поддерживает свою безопасность и оборонительные функции, его желание получить результат гособоронзаказа надлежащего качества и не переплачивая также выглядит здравым.

Для этих целей законодательством РФ предусмотрены запреты на включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с производством (реализацией), и на установление необоснованных цен на товары, поставляемые участникам кооперации, а также введено госрегулирование цен на продукцию по гособоронзаказу (гл. 4 Закона о ГОЗ; Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»). Для контроля за расчетами по госконтракту применяются единая информационная система по гособоронзаказу и режим использования отдельных счетов, только с использованием которых осуществляются расчеты по госконтракту и по договорам между членами кооперации (п. 11 ст. 3, п. 2 ст. 8.2, ст. 8.3, 8.4 Закона о ГОЗ). Чтобы обеспечить возможность контролировать расчеты по госконтракту, введена обязанность для головного и иных исполнителей использовать для расчетов отдельные счета.

С учетом этих обстоятельств не исключено, что контролирующие органы могут придерживаться более широкого толкования границ кооперации. В таком случае их позиция будет понятна.

Тем не менее, по нашему мнению, отвечая на вопрос, входит то или иное юрлицо в кооперацию или нет, нельзя руководствоваться лишь определением понятия «кооперация головного исполнителя», закрепленным Законом о ГОЗ. Необходимо принимать во внимание и иные нормы этого закона во взаимосвязи с дефиницией приведенного термина.

Использование юрлицом отдельного счета

Если проанализировать особенности расчетов по госконтракту, обязанности головного и иных исполнителей, права и обязанности уполномоченных банков, можно сделать вывод, что немаловажную роль в очерчивании границ кооперации играет факт использования юрлицом отдельного счета.

В соответствии с Законом о ГОЗ такой счет можно открыть только при заключении госконтракта или договора для целей его исполнения. Исполнители второго и последующих звеньев при открытии отдельного счета должны представить в банк договор. Причем необходимо, чтобы его предмет был непосредственно связан с исполнением госконтракта, а его положения содержали идентификатор государственного контракта (далее – ИГК), позволяющий уполномоченному банку определить, в рамках исполнения какого госконтракта заключен такой договор (ст. 6.1, подп. 3, 4 п. 1, подп. 3, 4 п. 2 ст. 8 Закона о ГОЗ).

При заключении договора о банковском сопровождении исполнитель обязуется соблюдать режим использования отдельного счета (ст. 8.3 Закона о ГОЗ). Такой режим предполагает зачисление на счет денежных средств в рамках исполнения договоров, заключенных в целях исполнения госконтракта, и возможность их списания только для оплаты по аналогичному договору на аналогичный отдельный счет и только при условии указания ИГК (подп. 1, 2 п. 1 ст. 8.3), а также допускает списание только на цели, прямо перечисленные в Законе о ГОЗ (ст. 8.3, 8.4). В свободное распоряжение владельца счета денежные средства поступят лишь после того, как банк получит подтверждение от госзаказчика об исполнении госконтракта (п. 2 ст. 8.3).

Отметим, что банки, которые осуществляют сопровождение отдельных счетов, помимо прочего проводят мониторинг расчетов по гособоронзаказу и передают в единую информационную систему ГОЗ сведения обо всех участниках таких расчетов, об исполненных распоряжениях, включая документы, представленные головным исполнителем, исполнителем и являющиеся основанием для составления распоряжений (подп. 2 п. 2 ст. 8.2).

Таким образом, если у юрлица открыт отдельный счет, значит, у него заключен договор в целях исполнения госконтракта и этот договор содержит ИГК, поскольку иначе открыть такой счет нельзя. Следовательно, оно будет признаваться входящим в кооперацию головного исполнителя по госконтракту вне зависимости от того, на каком звене кооперационной цепи находится: на третьем, что прямо предусмотрено Законом о ГОЗ, или на 15-м.

Этот факт означает, что такое юрлицо должно:

  • вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому договору, заключенному в целях исполнения госконтракта (подп. 16 п. 2 ст. 8 Закона о ГОЗ; Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 47 «О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности»);
  • соблюдать запреты, связанные с ценообразованием на продукцию, поставляемую головному исполнителю или исполнителю, и определением себестоимости производства (реализации) товаров;
  • исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом о ГОЗ.
На практике же нередко юрлицо поставляет товар, выполняет работы или оказывает услуги лицу, входящему в кооперацию (то есть заключившему договор с головным исполнителем или исполнителем, расчеты по которому осуществляются с использованием отдельного счета), и фактически товары поставляются для целей исполнения госконтракта. Но юрлицо-поставщик об этом достоверно не знает, поскольку в договоре между ним и его покупателем отсутствует ИГК и нет упоминаний о госконтракте и гособоронзаказе, а расчеты по такому договору проходят в обычном режиме без использования отдельных счетов.

В таком случае говорить о том, что юрлицо-поставщик входит в кооперацию, на наш взгляд, нельзя, так как не соблюдается совокупность обстоятельств: заключение договора, имеющего непосредственную связь с исполнением госконтракта и содержащего ИГК, и осуществление расчетов с использованием отдельных счетов.

Итак, с учетом практики в кооперацию головного исполнителя входят головной исполнитель, заключивший госконтракт с госзаказчиком, а также исполнители, которые заключили в целях исполнения госконтракта договоры с головным исполнителем или с исполнителями и осуществляют расчеты по таким договорам с использованием отдельных счетов.

-->
    On 24.12.2020 0 Комментарии 44-ФЗ, Гособоронзаказ, ЕИС, Казначейство

В данной статье рассмотрим особенности закупок по Гособоронзаказу. Закупки в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗ) — это закупки на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами РФ.

Правовая база

Приступая к работе в рамках гособоронзаказа, необходимо понять, в чём состоят особенности нормативного регулирования данной сферы. Основные положения определяет Закон № 44-ФЗ, а Закон № 275-ФЗ ─ это подзаконный нормативный акт, определяющий следующие отличия гособоронзаказа:

  • осуществление планирования закупок
  • установление начальной максимальной цены контракта, а также цен контрактов, заключаемых с единым поставщиком в рамках ГОЗ
  • особенности описания объектов закупок
  • порядок определения цены госконтракта на ТРУ
  • финансовое обеспечение исполнения контракта
  • регламентация требований для экспертов и экспертных организаций, которых привлекают к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги
  • вынесение решения об одностороннем отказе от исполнения госконтракта

Кроме данных законов, приняты ряд документов, определяющих особенности осуществления закупок по гособоронзаказу. Необходимо знать их основные положения и следить за внесением изменений в них.

В ходе деятельности важно учитывать особенности терминов, используемых при работе с гособоронзаказом. Начинающим работать с госконтрактами следует знать различия между контрактом и госконтрактом, поставщиком и исполнителем.

Закупки по 275-ФЗ: что надо учесть

Основная особенность гособоронзаказа — повышенные требования к участникам, которыми могут стать только юридические лица. ИП, зарубежные фирмы, физлица к участию в таких закупках не допускаются. Их заявка будет отклонена даже при соответствии всем критериям.

По гособоронзаказу могут закупаться любые товары и услуги, регламентированные 44-ФЗ или 223-ФЗ. А не только оружие и боеприпасы. Однако, исходя из характеристик предмета, закупки могут быть двух видов:

  • закрытые— проводят, когда закупаемая продукция содержит сведения, составляющие гостайну, или предполагает проектирование и выпуск вооружения и военной техники. Участвовать здесь могут лишь специально приглашённые поставщики, имеющие допуск на ведение работ, составляющих гостайну.

Сведения о таких закупках в ЕИС не размещаются. Ознакомиться с закупочной документацией можно только на основании запроса потенциальной организации-исполнителя через АСТ ГОЗ. Чтобы принять участие, следует не позднее чем за десять дней пройти регистрацию на ЭТП.

  • открытые— организуются как обычные закупки (к примеру, в форме электронного аукциона) с размещением в ЕИС. При этом обязательно наличие информации, что закупка проводится в рамках гособоронзаказа. При этом предметом контракта могут стать любые товары/работы/услуги, как и по 44-ФЗ: канцелярские принадлежности, мебель или полиграфическое оборудование и др.

Особенности регистрации участников в ЕИС

Для закупок по ГОЗ (за исключением закрытых) нужна регистрация в ЕИС в соответствии с требованиями ст. 24.2 № 44-ФЗ и постановления Правительства РФ от 30.12.2018 № 1725.

Сотруднику, ответственному за работу в ЕИС, необходимо:

  1. Зарегистрировать руководителя фирмы на портале госуслуг.
  2. Создать на сайте госуслуг профиль своей организации.
  3. Сформировать профиль организации в ЕИС.
  4. Далее следует регистрация в ЕРУЗ и автоматическая аккредитация на 8-ми всероссийских ЭТП, аккредитованных для проведения госзакупок.

Если организацией пройдена процедура регистрации в ЕИС, то учётную запись можно применять и при участии в закупках по гособоронзаказу.

Регистрируясь в ЕИС, вы получаете возможность доступа к закупкам всех федеральных торговых площадок на период до трёх лет. Обратите внимание: процедуру регистрации на следующий срок надо начинать не раньше чем за 6 месяцев и не позже 3 месяцев до дня окончания регистрации.

При этом происходит автоматическое внесение организации в ЕРУЗ.

Открытие лицевых счетов: основные шаги

Чтобы принять участие в закупках по ГОЗ, головному исполнителю и исполнителям 2-го и 3-го уровней по 275-ФЗ следует открыть специальные лицевые счета в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.12.2019 № 1819.

Счёт открывается в специально уполномоченном банке, через него проводятся все расчёты в рамках выполнения гособоронзаказа. При выполнении нескольких госконтрактов для каждого необходим свой счёт.

Участник закупки в рамках ГОЗ направляет в территориальный орган казначейства требующиеся документы для открытия счёта. Ведомство в течение двух дней проверяет сведения об организации. Затем не позднее следующего дня по окончании проверки:

  • при положительном результате проверки открывает лицевой счет
  • при отрицательном результате — направляет в адрес организации уведомление, указав причину отказа (ПП № 1819)

Обязательное наличие идентификатора

Отличие закупок по гособоронзаказу от других — обязательность идентификатора. Он представляет собой особый код, он даётся госконтракту с головным исполнителем согласно приказу Минобороны, Федерального казначейства от 11.08.2015 № 475/13н. Идентификатор размещается в документах перед номером госконтракта через косую черту (дробь) и в таком виде содержится в реестре госконтрактов.

При выполнении госконтракта наличие этого кода необходимо на всех документах. Он является подтверждением выполнения обязательств и гарантией того, что сумма по госконтракту будет перечислена. Идентификатор действителен в течение всего срока выполнения госконтракта.

Значение разрядов идентификатора:

  • код государственного заказчика
  • способ, с помощью которого определяют исполнителя
  • год заключения госконтракта
  • год окончания действия госконтракта
  • порядковый номер госконтракта в рамках календарного года

Идентификатор является уникальным и не повторяется.

Особенности расчетов при выполнении Гособоронзаказа

Независимо от закупаемых товаров или услуг, следует знать порядок расчётов при выполнении гособоронзаказа:

  • все стороны госконтракта обязаны открыть специальный счёт в банке, через который будут проводить все расчёты
  • суммы, переводимые государственным заказчиком — целевые. Это значит, что они направлены на определённые статьи данного заказа, будь это даже писчая бумага или услуги по покраске зданий
  • направление денег на другие цели считается нарушением
  • по окончании исполнения госконтракта специальный счёт в уполномоченном банке подлежит закрытию

В обычных закупках действует принцип невмешательства в финансово-хозяйственную деятельность, осуществляемую участником закупки. Однако при выполнении поставок по ГОЗ Закон № 275-ФЗ устанавливает право заказчика осуществлять контроль за использованием переведённых денег.

Процедура перевода денег со спецсчёта на обычный расчетный счёт возможна только после исполнения условий контракта. В случае наличия в госконтракте нескольких отдельных спецификаций, сумма будет доступна только по окончании исполнения контракта полностью. В этом состоит основное отличие расчётов по Закону 275-ФЗ.

Пример. Фирма-А принимает участие в выполнении госконтракта, предмет которого — замена окон в здании, и является головным исполнителем. Деньги заказчиком будут переведены на её счёт по окончании всех работ после их приёмки. Фирма-В участвует в закупке военной техники в качестве исполнителя в рамках кооперации. У неё подписан контракт с головным исполнителем на поставку комплектующих. Деньги на счёт фирмы2, выполнившей все условия её спецификации, поступят, только когда заказчик переведёт всю сумму за исполнение госконтракта головному исполнителю.

  • подписанный госконтракт с приложением допсоглашений
  • акт приёма-передачи товара/акт выполненных работ (услуг)
  • документация, подтверждающая факт того, что исполнителем израсходованы собственные средства на исполнение госконтракта
  • другие документы, подтверждающие факт целевого расходования расходования средств на исполнение контракта по ГОЗ

Важно помнить: во всех направляемых документах должен быть указан идентификатор, только тогда можно списать деньги со спецсчёта. Отсутствие данного кода может привести к признанию расходов нецелевыми. Это влечёт отказ от выплаты денег, даже в случае полного выполнения условий контракта.

Права и обязанности заказчика в закупках по ГОЗ

Основное правило взаимодействия в ходе выполнения контракта по гособоронзаказу между заказчиком и исполнителем — открытость. Разница с закупками по 44-ФЗ и 223-ФЗ состоит в том, что организатор обладает правом на:

  • запрос сведений о всех финансовых операциях головного исполнителя по счетам;
  • уточнение информации о привлекаемых головным исполнителем организациях по договору субподряда
  • выяснение хода исполнения госконтракта: стадия работ, их соответствие техзаданию, соблюдение требований к качеству и др.

Кроме того, этим правом наделены также органы финмониторинга и прокуратуры. При закупке военной техники и оборудования в данную цепочку может включиться военное ведомство.

Обязанности заказчика:

Права и обязанности головного исполнителя

Организация, являющаяся в соответствии с госконтрактом головным исполнителем, имеет право:

  • осуществлять отбор организаций для субподряда; совместно с ними производить обоснование цены товаров, а также сроки и порядок финансирования поставок
  • формировать, если требуется, кооперацию, определять для участников порядок работы в соответствии с требованиями федерального законодательства о государственной тайне
  • в соответствии с п. 3 и 3.1 ст. 7.1 Закона № 275-ФЗ включать после согласования с госзаказчиком положение о возмещении организации всех расходов из собственных средств, обусловленных выполнением ГОЗ, включая запасы необходимой продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий.

О размере понесённых расходов уполномоченный банк должен уведомить госзаказчик.

  • определять после согласования с госзаказчиком уполномоченный банк и сообщать об этом участников кооперации. Информация об этом и о наличии счёта для работы по ГОЗ вносится в госконтракт

Обязанности головного исполнителя:

Головной исполнитель вправе:

  • быть в курсе проводимых финансовых операций, проводимых на его счетах и счетах субподрядчиков
  • вносить в госконтракт положение, предусматривающее возмещение головному исполнителю расходов при возникновении издержек до поступления средств на специальный счет
  • раскрывать информацию о том, из чего складывается цена госконтракта в случаях, определённых нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ

Прибыль поставщика

При выполнении поставки военной техники, а также техники спецназначения в рамках ГОЗ в соответствии с постановлением Правительства от 02.12.2017 № 1465 существуют ограничения прибыли, которая не должна быть выше:

  • 1 % плановых привнесенных затрат
  • 20 % плановых собственных затрат исполнителя на поставку, в том числе на производство продукции

При осуществлении других закупок порядок распределения прибыли её процентное соотношение с затратами фирмы не определяется нормами законодательства. Но при закупках по ГОЗ данное положение затрагивает каждого исполнителя.

Когда проводятся закупки опытно-конструкторских работ или военной техники, тогда всем исполнителям необходимо применять статьи калькуляции в соответствии с приказом Минпромторга от 08.02.2019 № 334.

Обязательства государства по гособоронзаказу

Правительством РФ осуществляется контроль и установление чётких требований ко всем стадиям закупки в целях обеспечения безопасности и правильного выполнения госконтрактов по 275-ФЗ.

Однако оно также и реализует ряд мер для поддержки поставщиков:

  • предоставление госгарантий по кредитам, получаемым всеми исполнителями, в целях поставки продукции или выполнения работ для госзакупки
  • обеспечение субсидий для уплаты процентов, начисляемых по данным кредитам
  • предоставление субсидий, которые могут предупредить наступление процедуры банкротства головного исполнителя или исполнителя

Виды ответственности по ГОЗ

Лица, допустившие нарушения при выполнении госконтракта по гособоронзаказу, подлежат ответственности по КоАП и УК РФ. Это предусмотрено и в закупках, проводимых по 44-ФЗ, однако ст. 15 275-ФЗ устанавливает дополнительные меры.

Так, прописаны специальные штрафы при отказе от исполнения госконтракта. Не имеют права на отказ от исполнения:

  • единственный исполнитель, которому гособоронзаказ принесет прибыль
  • организации, занимающие доминирующее положение по ст. 14 Закона № 275-ФЗ

В данной ситуации устанавливается административная ответственность по ч. 2 ст. 7.29.2 в виде штрафов:

  • должностные лица — от 30 тыс. до 50 тыс. р.
  • организации — от 300 тыс. до 1 млн р.

Если представители организации-исполнителя попытаются извлечь личную выгоду и нанести ущерб интересам общества или государства, то руководителю организации будет вынесено следующее наказание:

  • штраф от 1 до 3 млн р. или в размере дохода за период 1─3 года, а также лишение права занимать руководящую должность или вести определенную деятельность на срок до 10 лет
  • штраф от 500 тыс. до 1 млн р. или в размере дохода за период 3─4 года, лишение свободы на срок от 4 до 8 лет и права занимать руководящие должности или вести определенную деятельность на срок до 3 лет

Принимать участие в выполнении госконтракта, заключённого в рамках выполнения гособоронзаказа, значительно сложнее. Эти закупки имеют отличительные особенности: в порядке расчётов, предоставлении отчётности госзаказчику, взаимодействии с банками. Однако, несмотря на значительные ограничения, они обладают рядом преимуществ в плане гарантий безопасности заключённого договора и финансовой поддержки от государства.

Читайте также: