Какие из нижеперечисленных стран мира могут торговать между собой без взимания таможенных пошлин

Опубликовано: 20.09.2024

Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.

Вопросы и ответы онлайн

Вопрос 1. Какие квоты имеют наиболее либеральный характер ?

  1. не распределенные
  2. распределенные между иностранными экспортерами
  3. тарифные

Вопрос 2. Количественные ограничения экспорта и импорта являются

  1. постоянно действующей мерой
  2. мерой, применяемой в исключительных случаях
  3. полностью изжившей себя мерой

Вопрос 3. Какое из данных обстоятельств является правовым основанием для квотирования экспорта?

  1. дефицит соответствующих товаров на внутреннем рынке
  2. снижение цен на соответствующий товар на мировом рынке
  3. снижение спроса на соответствующий товар на иностранных рынках

Вопрос 4. Какое из данных обстоятельств является правовым основанием для квотирования импорта?

  1. защита отечественных производителей от конкуренции
  2. причинение ущерба российской экономике
  3. продажа импортируемого товара по цене ниже нормальной

Вопрос 5. Какое из данных мероприятий проводится в целях распределения квоты между российскими участниками внешнеторговой деятельности?

  1. торги
  2. ярмарка
  3. аукцион

Вопрос 6. Какая из данных мер неотделима от квотирования ?

  1. лицензирование
  2. уплата компенсационной пошлины
  3. введение государственной монополии на торговлю соответствующим товаром

Вопрос 7. Какого вида лицензия выдается только после заключения внешнеторгового контракта ?

  1. генеральная
  2. исключительная
  3. разовая

Вопрос 8. На какой срок выдается разовая лицензия ?

  1. на один месяц
  2. на один год
  3. на срок исполнения соответствующего обязательства по контракту

Вопрос 9. Что говорится в законодательстве РФ об отказе в выдаче лицензии ?

  1. он должен быть мотивированным
  2. он должен быть конфиденциальным
  3. он может быть дан без каких-либо разъяснений

Вопрос 10. В течение какого срока должно быть принято решение по заявке на получение лицензии?

  1. в течение 10 дней
  2. в течение 20 дней
  3. в течение 1 месяца

Вопрос 11. Какая из данных мер предусмотрена законодательством РФ ?

  1. специальная защитная мера
  2. исключительная мера
  3. контрмера

Вопрос 12. Для товаров какого происхождения сделано исключение при применении одной из защитных мер в РФ?

  1. товаров из стран СНГ
  2. товаров из ЕС
  3. товаров из развивающихся стран

Вопрос 13. Какое условие является обязательным для применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер ?

  1. взаимность
  2. ущерб или угроза нанесения ущерба российской экономике
  3. проведение консультаций

Вопрос 14. Какая из данных характеристик присуща демпингу ?

  1. недобросовестная конкуренция
  2. экономическое преступление
  3. деликт

Вопрос 15. Что является фактическим основанием для введения предварительной специальной пошлины ?

  1. ограничение экспорта товаров из РФ
  2. повышение таможенных пошлин на товары из РФ
  3. чрезмерно возросший импорт какого - либо товара в РФ

Вопрос 16. На какой срок вводится предварительная специальная пошлина ?

  1. 30 дней
  2. 60 дней
  3. 90 дней

В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 N 165-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров"ст. 8, п. 3. Срок действия предварительной специальной пошлины не должен превышать двести дней

Вопрос 17. Максимальный срок взимания специальной пошлины составляет

  1. 1 месяц
  2. 1 год
  3. 8 лет

В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 N 165-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров"ст. 10, п. 1. Срок действия специальной защитной меры не должен превышать четыре года

Вопрос 18. На какой срок вводится предварительная антидемпинговая пошлина

  1. 1 месяц
  2. 6 месяц
  3. 12 месяц

Вопрос 19. Максимальный срок применения антидемпинговой меры составляет

  1. 1 год
  2. 5 лет
  3. 10 лет

Вопрос 20. Против каких субсидий направлена защитная мера по законодательству РФ?

  1. любых
  2. общих
  3. специфических

Вопрос 21. Какая мера применяется против субсидируемого импорта в РФ?

  1. специальная пошлина
  2. компенсационная пошлина
  3. антидемпинговая пошлина

Вопрос 22. Основным признаком внешнеэкономической сделки является

  1. нахождение коммерческих предприятий сторон в разных государствах
  2. пересечение предметом сделки границы государства
  3. платеж в валюте, являющейся иностранной для одной из сторон

Вопрос 23. Форма внешнеэкономической сделки с участием российских лиц определяется

  1. международными договорами с участием РФ
  2. законодательством РФ
  3. законом места совершения сделки

Вопрос 24. В соответствии с п.3 ст. 1211 ГК РФ к договору купли-продажи применяется

  1. право места совершения сделки
  2. право страны суда
  3. право страны продавца

Вопрос 25. Положение ГК РФ о применимом к договору (купли-продажи) праве является

  1. императивным
  2. диспозитивным
  3. сверх императивным

Вопрос 26. Конвенция ООН о договорах международной купли продажи 1980 г. в РФ

  1. не применяется
  2. применяется субсидиарно, по вопросам, не урегулированным в ГК РФ
  3. имеет прямое действие и приоритетное применение

Вопрос 27. В каком из данных международных договоров РФ не участвует?

  1. Оттавская конвенция о международном лизинге 1988 г.
  2. Оттавская конвенция о международном факторинге 1988 г.
  3. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.

Вопрос 28. Применение Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи к внешнеторговому контракту

  1. является обязательным, если оба государства, где находятся коммерческие предприятия сторон, участвуют в Конвенции
  2. стороны могут отказаться от применения Конвенции и выбрать иное применимое право
  3. не могут отказаться от применения конвенции, если выбор иного применимого права ими не сделан

Вопрос 29. К лицензионному договору с иностранным элементом в соответствии с коллизионной нормой ГК РФ применяется

  1. право страны лицензиата
  2. право страны лицензиара
  3. право страны, являющейся местом заключения договора

Вопрос 30. Установленное применимое право в внешнеэкономическому контракту применяется

  1. к решению всех вопросов, связанных с данным контрактом
  2. в объеме обязательственного статута
  3. в объеме любых статутов, кроме личного статута

Вопрос 31. Мировые цены отражают … стоимость.

  1. Интернациональную
  2. Розничную
  3. Закупочную
  4. Оптовую

Вопрос 32. Факторы, не оказывающие определяющее воздействие на мировые цены:

  1. внутренние затраты организации
  2. темпы инфляции
  3. государственное регулирование
  4. система национального налогообложения

Вопрос 33. Ценами продавца являются следующие мировые цены…

  1. международных аукционов
  2. международных торгов
  3. справочные цены
  4. биржевые цены

Вопрос 34. Признаки мировой цены – это …

  1. Представительность
  2. наличие информации в печати
  3. платежи в свободно конвертируемой валюте
  4. совершение крупных экспортных и импортных сделок
  5. высокие экспортно-импортные тарифы
  6. регулируемость уровня цен государствами

Вопрос 35. Цена, которая ограничивает транспортно-экспедиторские расходы отправления доставкой груза до причала:

  1. ФОБ
  2. СИФ
  3. ФАС
  4. КАФ

Вопрос 36. Базисные условия поставки, лежащие в основе мировых экспортных цен:

  1. СИФ
  2. ФОБ
  3. ФАС
  4. ДАФ

Вопрос 37. Цена, при которой все расходы по перевозке груза, оплате транспортных сборов и страхованию товара до пересечения им борта судна в порту покупателя несёт продавец товара:

  1. КАФ
  2. ФОБ
  3. СИФ
  4. ФОР

Вопрос 38. Расчетные методы анализа мировых цен применяют в условиях производства …

  1. стандартной массовой продукции
  2. заказной продукции
  3. продукции военно-промышленного комплекса
  4. продукции для государственных нужд и госзакупок

Вопрос 39. В структуру цены экспортируемой продукции не входят внутренние косвенные налоги.

  1. Да
  2. Нет

Вопрос 40. Расчетная цена участника внешнеторговой сделки – это …

  1. цена, по которой участник сделки желал бы продать (купить) товар
  2. нижний порог цены для участника сделки
  3. цена, оглашенная в справочных каталогах и рекламных проспектах
  4. цена другой сходной сделки на сходный товар

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №17 «Государственная политика в области международной торговли. Особенности современной экономики России»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Государственная политика в области международной торговли. Протекционизм.
  • Всемирные организации: военно-стратегические, региональные, отраслевые межгосударственные организации.
  • Экономическое развитие России в ХХ-ХХI веках. Программы экономического развития.

Глоссарий по теме: фритредерство, протекционизм, демпинг, тарифные барьеры, пошлины, нетарифные барьеры, квота, лицензия, субсидия, эмбарго.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Страны мира проводят политику, которая ориентируется или на полное и свободное развитие международной торговли, или на ограничение свободы в области торговли.

Внешнеторговая политика, ориентированная на свободное развитие внешней торговли, – это «фритредерство». Свободная торговля приносит выгоду всем странам. Но большинство стран используют меры для увеличения экспорта и защиты отечественного рынка от внешней конкуренции.

И это другой вариант государственной политики в сфере международной торговли – протекционизм.

Протекционизм – политика ограничения свободы в торговле. В условиях конкуренции государства ограничивают международную торговлю, используя разного рода барьеры.

Причины протекционизма различны: необходимость защиты национальных отраслей экономики, которые не могут выжить в открытом рынке; защита от дешёвой иностранной рабочей силы; увеличение роста ВВП, ответ на жёсткие меры внешнеторговой политики других стран, защита от демпинга.

Демпинг – это процесс установления искусственно заниженных цен на товары с целью вытеснения конкурентов.

При реализации политики протекционизма страны используют тарифные и нетарифные барьеры.

Тарифные барьеры – это пошлины на импортные товары, то есть налоги в государственный бюджет, которые платит импортёр товаров. Пошлинами облагаются товары не только в целях защиты своих отечественных производителей, но и для пополнения бюджета страны. В соответствии с этими целями импортные пошлины делят на протекционистские и фискальные.

Протекционистские пошлины устанавливаются на товары, аналогичные отечественным. Фискальные пошлины устанавливаются на товары, которые не производятся в данной стране.

Нетарифные барьеры – это меры, имеющие неценовой характер для ограничения импорта: квоты, стандарты и тех. условия, лицензии, субсидии, эмбарго и др.

Квота – это количественное ограничение на ввоз определённого вида товаров.

Страны устанавливают стандарты и технические условия, которым должны отвечать товары, ввозимые в страну.

Лицензия – это разрешение на импорт определённых товаров. В некоторых странах очень сложно купить лицензию для ввоза товара, например, в Японии.

Для развития собственного экспорта государство использует субсидии фирмам. Субсидии чаще всего применяются в странах для поддержки отечественных производителей сельхозпродукции.

Эмбарго – запрет на импорт определённых видов товаров вообще.

В результате реализации мер протекционизма периодически вспыхивают «войны»: «меховые», «винные», «автомобильные».

Резюме теоретической части

Политика, ориентированная на свободное развитие внешней торговли, – «фритредерство». Протекционизм – политика ограничения свободной торговли.

Причины протекционизма различны: необходимость защиты национальных отраслей экономики; защита от дешёвой иностранной рабочей силы; увеличение роста ВВП, ответ на жёсткие меры внешнеторговой политики других стран, защита от демпинга.

Демпинг – это процесс установления искусственно заниженных цен на товары с целью вытеснения конкурентов.

Тарифные барьеры – это пошлины на импортные товары, которые платит импортёр товаров. Нетарифные барьеры – это меры, имеющие неценовой характер для ограничения импорта: квоты, стандарты, лицензии, эмбарго и др.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Выберите верное утверждение и выделите его цветом.

А) Импортные таможенные пошлины, как правило, ниже на товары, которые не производятся в стране.

Б) Международная торговля выгодна только странам-экспортёрам.

А) Импортные таможенные пошлины, как правило, ниже на товары, которые не производятся в стране.

2. Запрещение ввоза какого-либо товара в данную страну – это…

б) требование таможенной службы лицензии на импорт;

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 164–168.
  2. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Практикум для учащихся в 2-х ч. – М.: Вентана-Граф, 2015. – ч.2 – С. 57–60.
  3. Левицкий М. Л., Шейнин Э. Я., Виленский В. М. Экономика. 11 класс: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2017. – С. 86–94.
  4. Акимов Д. В., Дичева О. В., Щукина Л. Б. Задания по экономике: от простых до олимпиадных. Пособие для 10-11 классов общеобразоват. учрежд. / Д. В. Акимов, О. В. Дичева, Л. Б. Щукина. – М.: Вита-Пресс, 2008. – 320 с. : ил. – С. 258–270.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

1.Внешнеэкономической деятельностью могут заниматься
только государственные власти
только отдельных предприятий и фирм
все хозяйствующие субъекты любого уровня
отдельные предприятия и фирмы с разрешения государственной власти
местная администрация.

2.Договор купли-продажи будет считаться международным, если
он заключен между субъектами разной государственной принадлежности, находящимися на
одной территории
он заключен между субъектами разной государственной принадлежности, находящимися на
территории разных стран

он заключен между субъектами одной государственной принадлежности, находящимися на
территории разных стран

он заключен между разными государствами

3.Сделки, которые могут совершаться без наличия реального товара, производятся
на аукционе
на товарной бирже
при помощи тендера
при помощи посредника
всеми перечисленными способами.

4.Таможенные пошлины это
количественное ограничение государством импорта
количественное ограничение государством экспорта
денежные сборы за экспорт и импорт
средство наполнения бюджета
качественное ограничение экспорта и импорта.

5.Ямайская валютная система предусмотрела
закрепление золотого стандарта
отказ от золотого стандарта
создание МВФ
введение в обращение доллара
введение в обращение евро.

6.Рыночные курсы валют стран участников Европейской валютной системы
могут колебаться без ограничений
могут изменяться в установленных пределах
не могут изменяться из-за жесткой фиксации
зависят от курса доллара
зависят от курса евро.

7.ТНК это:
соглашение между юридически самостоятельными фирмами о разделе рынков ресурсов
соглашение между юридически самостоятельными фирмами о разделе рынков сбыта
крупная фирма, имеющая зависимые филиалы в разных странах
акционерная компания, уставной капитал которой не имеет четкой национальной принадлежности

8.»Новые индустриальные страны» это:
развитие страны с рыночной экономике
все развивающиеся страны с рыночной экономикой
страны постсоциалистического развития
некоторые развитые страны Юго-Восточной Азии
некоторые развивающиеся страны Юго-Восточной Азии.

9.Интеграционное объединение СНГ объединяет:
все бывшие республики СССР
все бывшие республики кроме республик Средней Азии
все бывшие республики кроме республик Закавказья
все бывшие республики кроме республик Прибалтики
все бывшие республики кроме республик Украина и Молдова.

10.ГАТТ и ВТО это
крупнейшие фирмы, имеющие значительный внешнеторговый оборот
международные организации, регулирующие вопросы межгосударственной торговли
крупнейшие транснациональные корпорации
межгосударственные организации, занимающиеся валютно-финансовыми операциями
общественные международные организации гуманитарной помощи.

11.Российская экономика интересует иностранных инвесторов как
источник дешевой рабочей силы
источник дешевого сырья
страна с режимом наибольшего благоприятствования для иностранных инвесторов
все варианты верны

12.Экспорт малоквалифицированной рабочей силы имеет для страны экспортера
позитивное значение
негативное значение
не имеет значения
имеет позитивное и негативное значение
неверен ни один вариант.

13.Паритет покупательной способности
равен валютному курсу
не равен валютному курсу
равен минимальному прожиточному минимуму
равен минимальной заработной плате
равен стоимости стандартной потребительской корзины

15.Основные страны нефтеэкспортеры объединились в
НАФТА
ВТО
ОПЕК
НАТО
АТЭС

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ВЭД
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Таможенный тариф — это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком.

В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.

Таможенный тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

  • инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
  • свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
  • конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

Виды таможенных пошлин

Таможенная пошлина (customs duty) — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  • фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
  • протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  • балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
Таможенные пошлины могут классифицироваться по способу взимания, объекту обложения, характеру, происхождению, типам ставок и способу вычисления.

В зависимости от объекта обложения выделяют:

  • импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
  • экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства.. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
  • транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.
Таможенная пошлина накладывается на таможенную стоимость товара — нормальную цену товара, складывающуюся на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации. Номинальная ставка пошлины указывается в импортном тарифе и лишь приблизительно свидетельствует об уровне таможенной защиты страны.

Действительная ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

Существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа. Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию.

Аргументы против тарифов

Противники тарифов обычно строят свою аргументацию на следующем:

Тарифы замедляют экономический рост. Анализ на основе теории общего равновесия показывает, что экономическое благосостояние малой страны снижается от введения импортного тарифа в любом случае. Экономическое благосостояние большой страны также снижается во всех случаях, кроме одного, когда эффект улучшения условий торговли перекрывает экономические потери, возникающие от введения тарифа.

Но поскольку импорт большого государства является экспортом других стран или группы стран, то условия торговли большой страны могут улучшиться только за счет ухудшения условий торговли, а следовательно, и уровня благосостояния в странах, являющихся ее торговыми партнерами. Следовательно, в любом случае воздействие тарифов на мировую экономику в целом отрицательно, поскольку они ведут к снижению объема международной торговли.

Одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам, которые подрывают стабильность международной торговли и международной экономики в целом. Торговые партнеры страны, применившей в одностороннем порядке импортный тариф для защиты своих производителей от наплыва более дешевых товаров из-за рубежа, рискуют испытать на себе ответные тарифные санкции, которые чаще всего затрагивают основные товары их экспорта.

События могут развиваться по схеме «действие—противодействие» до тех пор, пока торговля не сократится настолько и отрицательные экономические последствия этого будут настолько велики, что страны сядут за стол переговоров и согласуют уровни тарифов, которые устраивают каждую из них.

Тариф приводит к увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифа вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается.

Такое скрытое перераспределение доходов в пользу государства (особенно в небогатых странах, где среднедушевой доход не очень велик) может привести к возникновению новых и усугублению существующих социальных противоречий. Кроме того, импортный тариф приводит к общему повышению уровня цен и, как неизбежное следствие, стоимости жизни в стране.

Тариф на импортные товары косвенно подрывает экспорт страны, осложняя проблемы платежного баланса. Во многих странах экспортные товары включают в себя импортные детали и компоненты, рост цен на которые приводит к росту издержек на производство экспортной продукции, которая становится менее конкурентоспособной на мировых рынках.

Кроме того, тариф, сокращая импорт, который является экспортом другой страны, сокращает ее экспортные доходы и, следовательно, возможность импортировать из первой страны. Спрос на экспортные товары уменьшается, что ведет к сворачиванию производства и обострению проблем занятости. Исследования влияния импортного тарифа на экспорт семи латиноамериканских стран в послевоенное время показали, что по меньшей мере половина номинального размера импортного тарифа оплачивается экспортерами, которые страдают от его введения.

Тариф ведет к сокращению общего уровня занятости. Защищая рабочие места на местных предприятиях, производящих товары, конкурирующие с импортом, импортный тариф в то же время приводит к сокращению занятости в экспортном и других связанных с ним секторах. Сокращение экспорта из-за ограничения импорта может оказаться настолько значительным, что положительное влияние от введения тарифа на уровень занятости в отраслях, конкурирующих с импортом, может быть перекрыто отрицательным влиянием на занятость в экспортных отраслях.

Более того, занятые в отраслях, конкурирующих с импортом, из-за растущих издержек производства будут требовать повышения своей зарплаты. Чтобы не допустить оттока рабочей силы в эти отрасли, экспортные секторы тоже поднимут зарплату, что скажется на росте издержек и сократит конкурентоспособность производимых ими товаров и, следовательно, экспорт в целом.

Аргументы в защиту тарифов

Тариф — защита молодых отраслей (infant industry argument). Новые отрасли промышленности, которые еще только нарождаются в одних странах, но уже достаточно сильно развиты в других, нуждаются во временной таможенной защите со стороны государства. Без такой защиты, хотя бы на период становления, наплыв дешевых иностранных товаров погубит новую отрасль, не дав ей развиться.

Тариф — средство стимулирования отечественного производства. Этот аргумент, интенсивно эксплуатировавшийся развивающимися странами, был несколько позже подхвачен и в России. Поскольку местная промышленность не в состоянии конкурировать с более дешевыми товарами, производимыми за рубежом с помощью более совершенной технологии, постольку она нуждается в защите с помощью импортного тарифа. Более того, его отсутствие может привести к потере рабочих мест в результате сокращения производства, что наложит дополнительное бремя на бюджет, делая необходимыми выплаты пособий по безработице.

В результате растущей безработицы упадет жизненный уровень, возникнут социальные трения. Сторонники этого аргумента пренебрегают перераспределительным характером любого тарифа, который может обеспечить одной стране выгоду только за счет другой. Страны, сокращая с помощью тарифа импорт и сохраняя занятость в отраслях, конкурирующих с импортом, косвенно сокращают и свой экспорт. Из-за тарифа иностранные партнеры получают за свой экспорт меньшую выручку, которую можно было бы использовать на закупку товаров, экспортируемых данной страной.

Тариф — важный источник бюджетных доходов. Этот аргумент в пользу введения таможенных тарифов также традиционно активно эксплуатируется развивающимися странами и странами с переходной экономикой, включая Россию. В условиях низкой финансовой и налоговой дисциплины многие из этих стран просто не в состоянии собрать причитающиеся государству налоги с населения и предприятий и, следовательно, не могут поддерживать на необходимом уровне социальные выплаты, финансирование обороны, охрану общественного порядка и пр.

Налог на импорт или экспорт, каковым являются таможенные пошлины, организационно собрать гораздо легче, чем многие другие виды налогов, поскольку в большинстве стран он должен уплачиваться в момент физического пересечения товаром таможенной границы государства. Контроль за ключевыми дорогами, пересекающими границу, и портами с помощью небольшой таможенной службы во многих случаях оказывается намного дешевле, чем создание разветвленной государственной системы сбора налогов, которая была бы в состоянии обеспечить их уплату всеми субъектами экономической жизни.

Тариф — защита национальной безопасности, международного престижа страны, ее культуры и традиций. Эти аргументы относятся к разряду внеэкономических аргументов, периодически возникающих в защиту тарифа у тех или иных заинтересованных политических сил и групп. Аргументы такого типа обычно высказываются группировками, лоббирующими за те отрасли, которые либо неконкурентны на мировом рынке, либо производят продукцию, находящуюся на поздних стадиях своего жизненного цикла.

Очень часто подобные аргументы выдвигаются политически весомыми монопольными производителями неконкурентной продукции, которые собираются получить весь экономический выигрыш от введения тарифа. Соображения национальной безопасности, обязывающие каждую страну иметь на своей территории минимум необходимого производства на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств, исторически неоднократно служили аргументом, обосновывающим введение импортного тарифа во многих странах, например на нефть в США в 1959 — 1973 годах.

Однако после нефтяного кризиса выяснилось, что куда разумнее и дешевле создать стратегические запасы нефти по ценам мирного времени, нежели поддерживать с помощью тарифа менее эффективное по сравнению с зарубежным национальное производство. Итак, существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа.

Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию. Противники тарифов подчеркивают, что они в большинстве случаев снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех случаях — мира в целом, ведут к торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращают занятость. Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.

Резюме

Инструменты государственного регулирования международной торговли делятся на тарифные — те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные — все прочие. Государства могут придерживаться политики свободной торговли, открывающей внутренний рынок для иностранной конкуренции, торговой политики протекционизма, защищающей внутренний рынок от иностранной конкуренции, или умеренной торговой политики, в каких-то пропорциях сочетающей элементы свободы торговли и протекционизма.

В большинстве стран основная задача правительства в области международной торговли — помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Воздействие государственных механизмов регулирования международной торговли на экономическое положение страны может быть описано через понятия излишков потребителя и излишков производителя.

Таможенный тариф — это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком. Действительная ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

В результате введения тарифа любой страной возникает несколько экономических эффектов. Эффекты дохода и передела являются перераспределительными эффектами импортного тарифа и представляют собой перемещение доходов от одних субъектов экономической деятельности к другим и не ведут к потерям для экономики в целом. Эффекты защиты и потребления представляют в совокупности эффекты потери экономики от введения тарифа.

В случае малой страны введение импортного тарифа не может изменить мировые цены и улучшить ее условия торговли настолько, чтобы компенсировать негативное воздействие тарифа на экономику. Тариф либо перераспределяет доходы внутри экономики, либо ведет к прямым экономическим потерям. Никакого положительного экономического эффекта, ведущего к экономическому росту в тех или иных секторах, не возникает.

Введение импортного тарифа большой страной вызывает экономические эффекты, близкие экономическим эффектам, возникающим при введении такого тарифа малой страной. Исключением является эффект дохода, который в случае большой страны распадается на две части — эффект внутренних доходов, показывающий перераспределение доходов от потребителей к государству внутри страны, и эффект условий торговли, показывающий перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет большой страны в результате улучшения ее условий торговли.

Импортный тариф оказывает положительное воздействие на экономику страны только в том случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращения внутреннего потребления товара.

Существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа. Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию.

Противники тарифов подчеркивают, что они в большинстве случаев снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех случаях — мира в целом, ведут к торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращают занятость. Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.

Кто и в какой срок уплачивает пошлины

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Ввозной таможенной пошлиной облагаются товары, перемещаемые через таможенную границу. Её уплачивают все импортеры.

Если вы ввозите товары на территорию РФ временно, пошлину платить не нужно. Будьте готовы, что по некоторым товарам уплату пошлины могут потребовать, а при вывозе вернуть. В операциях реимпорта уплата пошлины тоже не требуется.

Обязанность по уплате пошлины возникает с момента регистрации таможенной декларации. До отпуска товара с таможни оплатите пошлину рублями. Узнайте на таможне реквизиты счета, на который перечислять деньги.

Виды таможенных пошлин

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Таможенные пошлины бывают трех видов: адвалорные, специфические (твердые) или комбинированные.

Адвалорная ставка выражена в процентах от стоимости ввозимого товара. Например, импортная твердая пшеница облагается пошлиной 5% от ее стоимости.

Специфическая ставка выражена в твердой валюте за единицу физического показателя. Например, импортная пошлина за ввоз сигарет с гвоздикой — 2 евро за 1 000 штук, а за ботинки для сноуборда придется отдать 1,5 евро за пару.

Комбинированная ставка сочетает в себе две предыдущих. Поясним на примере: ввоз жареного зернового кофе сорта Арабика облагается пошлиной 8%, но не менее 0,16 евро/кг.

Помимо этого предусмотрены специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины (статья 71 ТК ЕАЭС). Эти пошлины вводятся государством для защиты внутренних производителей от иностранных конкурентов. Принцип действия следующий: повышенные пошлины делают импортный товар в России дороже, чем отечественные аналоги. Тем самым отечественные товары становятся более привлекательными для покупателя.

Как узнать размер таможенной пошлины

Таможенные пошлины на импорт

Сумма таможенной пошлины на импортированный товар зависит от таможенной стоимости и ставки.

Пошлины на ввоз рассчитываются по Единому таможенному тарифу, утвержденному Решением Совета Евразийской экономической комиссии. Он содержит свод ставок таможенных пошлин, систематизированный по товарный номенклутере (ТН ВЭД ЕАЭС).

Напомним, что в ТН ВЭД все товары разделены по происхождению, назначению, составу, степени обработки — это упрощает ориентацию. У каждого вида товара свой код из десяти цифр: первые две обозначают группу товара, четыре — товарную позицию, шесть — субпозицию, а весь код обозначает конкретный товар. При таможенном декларировании вы указываете его в декларации.

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Если вы выберете неверный код, таможня доначислит пошлины. В крайнем случае вам грозит административный штраф и конфискация товара. Чтобы этого избежать, обратитесь в Таможенную Службу с заявлением о классификации вашего товара. Это стоит 5 000 рублей и может занять три месяца.

Если в отношении вашего товара установлена адвалорная ставка, то для расчета таможенной пошлины понадобится таможенная стоимость импортированного товара. Она служит налоговой базой для расчета пошлины, на нее начисляют соответствующий процент. Для некоторых товаров (нефти, древесины) налоговая база зависит от количества ввозимого товара.

Таможенная стоимость — совокупность затрат на импорт товара. Она включает расходы на покупку, погрузку, доставку, страхование, лицензирование и т.п. Если товар получен в подарок или по взаимозачету, то за таможенную стоимость принимается цена товара по рынку с учетом износа.

Все шесть методов расчета таможенной стоимости перечислены в главе 5 ТК ЕАЭС. Подходящий метод зависит от вида товара, характера сделки, взаимоотношений с поставщиком.

Льготы, преференции и квоты

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Льгота

В договоре о Евразийской экономическом союзе предусмотрены тарифные льготы для товаров, ввозимых в Союз из третьих стран. Они установлены Приложением №6:

  1. Товары в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал.
  2. Товары, ввозимые для исследования или использования космического пространства в рамках международного сотрудничества.
  3. Продукция морского промысла судов, находящихся в собственности или аренде у государств-членов ЕАЭС.
  4. Валюты государств-членов, третьих стран и ценных бумаг.
  5. Товаров, ввозимых для ликвидации последствий ЧС или в виде гуманитарной помощи.
  6. Товаров, кроме подакцизных, ввозимых в благотворительных целях.
  7. Могут быть и иные случаи предоставления льгот, если они установлены договором о ЕАЭС, решением Комиссии или международным договором Союза с третьей страной.

Преференция

Для товаров из развивающихся и наименее развитых стран предусмотрены торговые преференции. Если стандартная ставка пошлины составляет 100% от пошлин, указанных в Едином таможенном тарифе, то для развивающихся стран с преференцией она составляет 75%. А с товаров, ввозимых из наименее развитых стран пошлину платить вообще не нужно.

Перечень таких стран утвержден Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС и Комиссии таможенного союза. К развивающимся странам относится 103 государства, а к наименее развитым — 50.

Квота

Для зарубежных аналогов товаров, которые производятся на территории Союза, допустимо установление тарифных квот. Это ограничение на количество товаров, к которым применяется стандартная пошлина 100%. Если его превысить, пошлина увеличится.

Квота устанавливается в размере разницы между объемом потребления такого товара в Таможенном Союзе и объемом производства этого же товара в Союзе. На 2019 год квоты утверждены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 141.

Автор статьи: Михаил Кобрин

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Читайте также: