Какая система налогообложения лучше для госзакупок

Опубликовано: 16.05.2024

КАК ВЫБРАТЬ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ТЕНДЕРАХ

Какую систему налогообложения выбрать для ИП-участника в госзакупках?

Друзья, всем привет! Сегодня мы разберем, какой тип налогообложения на упрощенке нужно выбирать. Напомню, мы выбираем между доходами 6% и доходами минус расходы 15%. Я не буду говорить о том, что, естественно надо выбирать для тендеров упрощенку, если вы участвуете в 44-ФЗ, потому что в первую очередь нам надо уходить от НДС. Кроме того, общая система налогообложения, это трудно, там очень много контроля, и много нюансов. Для новичков ее точно выбирать не стоит, поэтому мы выбираем упрощенку. Но самый распространенный вопрос как раз связан с тем, какую систему выбрать — доходы минус расходы или доходы. Запишу.

Первая система — доходы 6%.

Какая логика? В чем удобство этой системы? Удобство в том, что очень просто вести бухгалтерию и банки иногда бесплатно предлагают вести ее за вас. Почему? Потому что вам не нужно считать ваши расходы, вам не надо принимать их к расходам, не нужно даже бумажки собирать, что вы и где купили. Потому что просто платите 6% со всей суммы, которую оплачивают вам, 6% с выручки. То есть, вам заплатили миллион, вы 6% от него оплатите в налоговую налог УСН.

Вторая система налогообложения — доходы минус расходы. (15%)

В этой системе налогообложения вам придется считать ваши расходы. И не только считать, а нужно будет доказывать, что эти расходы были обоснованы. Чтобы вы приняли что-то к расходам, вам нужно доказать, что они были обоснованы. Для этого нужно будет собирать документы о своих закупках. Также, вы можете включить туда бензин для вашей машины, сотовую связь, какие-то текущие ваши расходы и уменьшать налогооблагаемую базу. В данном случае вы платите 15% только с суммы вашей прибыли. То есть, вам заплатили миллион, на 900 тыс. вы совершили закупку, 50 тыс. у вас были еще расходы, допустим, банк, связь, принтер вы себе купили, все это запихиваете в расходы и платите 15% от этой суммы.

Теперь давайте разбираться. Почему я всем советую доходы минус расходы для тендеров. На самом деле можно работать в тендерах и с 6%. Сейчас я вам объясню логику. Очень важно, с какой рентабельностью вы берете тендер. Если тендер будет очень маржинальный, 50% плюс, вам, возможно, даже будет выгодно работать на 6% дохода. Если рентабельность тендера будет колебаться в районе 20-30 %, то вам будет выгоднее доходы минус расходы. Сейчас я на цифрах все разберу. В принципе, любая система налогообложения подходит для тендеров. По моему опыту, по опыту других участников, средняя рентабельность тендеров реально 20%, поэтому мы выбираем систему налогообложения доходы минус расходы. Кроме того, вы можете свою доходную часть уменьшать своими личными затратами. Связь, принтер, т. е. то, что уже озвучил, поэтому эту базу вы сократите. А здесь вы заплатите с дохода. Если у вас возник какой-то проблемный тендер, вам заплатили миллион, и вы неправильно его посчитали, и у вас закупка получилась 990 тыс. рублей. Случилась какая-то критическая ситуация и вы реально попали, ну, просчет кривой был, поставщик подвел и у вас практически не рентабельности в этом тендере, то в такой системе вы все равно заплатите 6% в налоговую. Представляете, вы за 990 тыс. купили товар, за миллион его продали, заработали 10 тыс., а по факту заплатили еще 6 %. Здесь это уберегает вас, 15 % доходы минус расходы и это удобно.

Давайте теперь на цифрах покажу.

Есть у нас тендер. Он получается на один миллион рублей. Закупка у нас 800 тыс. рублей. Прибыль 200 тыс. рублей. При системе налогообложения 6% вы заплатите 6% с дохода (с миллиона), это 60 тыс. рублей.

Теперь посмотрим при втором варианте 15% доходы минус расходы. Здесь платим 15% с прибыли. Здесь при доходе 200 тыс. получается 30 тыс. рублей. При такой маржинальности тендера намного удобнее и выгоднее доходы минус расходы. Кроме того, вы сможете еще уменьшить доход своими какими-то личными моментами. Вам нужно купить что-то домой, например, принтер, монитор, телефон, и все это вы запихнете в доходы-расходы. Главное обстоятельство, чтобы эти расходы были обоснованы для ведения вашего бизнеса. Вы покупаете себе телефон, естественно, это обосновано. Вам нужно звонить, пользоваться почтой, интернетом и вы можете принять его к расходам. Вы платите за какую-то доставку, все это в расходы, в расходы, в расходы. Получается, здесь вы уменьшаете, оптимизируете, притом это все законно, это все правильно. Эта система налогообложения доходы минус расходы, более оптимальная и более удобная. Понимаете логику? Есть, конечно, минус того, что вам придется вести банальную бухгалтерию, но в формате начинающих предпринимателей это очень просто. Вы сначала покупаете товар, вам предоставляют накладную, эта накладная и будет являться документом для принятия этой покупки к расходам. Вы берете свой отчетный период, вы берете все свои покупки, берете эти документы и отдаете в любой из сервисов. Вам это делают за две-три тысячи рублей, составляют книгу доходов и расходов, и вы оплачиваете свои 15%. Это все достаточно просто. Эта система налогообложения более гибкая, чем просто доходы. Знайте об этом и помните.

Второй момент. Есть еще страховые взносы. Страховые взносы составляют у нас в Пенсионный фонд 26545 рублей, 5800 рублей, т. е. вместе это, примерно 32 тыс. с копейками. На эту сумму мы можем уменьшить свой налог на прибыль. Как мы это делаем? При системе доходы минус расходы мы эту сумму 32 тыс. также вычтем из нашей налогооблагаемой базы. Мы от 200 тыс. наших, кроме всех принтеров, мониторов отнимем еще эти 32 тыс. рублей и 15% возьмется уже от этой суммы. Это при системе доходы минус расходы. При системе 6% с дохода вы эту сумму как раз отнимете уже от дохода, т. е. 60 тыс. и отнимете от нее 32 тыс. рублей. Это получается даже более выгодной, чем в первом варианте. Но все равно доходы минус расходы лучше.

В целом у вас есть два налога. Налог УСН 6% или 15% и страховые взносы. Все, больше ничего нет. Единственно, при доходе более 300 тыс. вы еще платите 1% в Пенсионный фонд от этой суммы. Например, у вас доход миллион, отнимаете 300 тыс., вы за них уже заплатили. Берете 700 тыс., берете от них 1% , получается 7000 рублей. Эти 7000 рублей также должны оплатить в ПФ, но опять же, вы его примите к своим расходам, или уменьшите УСН, если 6%. Это все просто и понятно. Я это давным-давно прошел и сейчас специально вспомнил, так как буду использовать для своего ИП. Я не вижу тут никаких трудностей. Понятно, что для начинающих не очень все понятно, но любой человек, который сталкивался с бухгалтерией, он на пальцах вам это все покажет и расскажет, что бояться нечего.

Еще раз подытожим. Я рекомендую для тендеров выбирать доходы минус расходы, потому что это помогает избежать некоторых рисков. Когда вы особо ничего не зарабатываете, вы платите только с прибыли. Кроме того, вы можете всегда оптимизировать налогооблагаемую базу, записав туда свои личные расходы. Но единственный минус этой системы это то, немного труднее ее обслуживать, т. е. нужен какой-то мини бухгалтер или какой-то сервис. Если же вы выберете систему налогообложения просто доходы, ее обслуживать не нужно, банк у вас все посчитает и скажет, сколько заплатить, но обслуживание этой системы перекроет этого мини бухгалтера за три тысячи рублей. Поэтому лучше выбирать доходы минус расходы.

Сейчас покажу, в каком моменте система дохода выгоднее. Если у нас этот тендер миллион, и у нас рентабельность в нем будет 70%, т. е. закупка 300 тыс. Мы получаем в первом варианте 6% от миллиона, это 60 тыс., а во втором варианте мы заплатим от прибыли 115 тыс. Видите, потери здесь будут больше. Но 70% — это суперджекпот, такого не бывает. Нет, бывает, но это большая редкость. И второй момент. Вы все равно эту налогооблагаемую базу сможете оптимизировать, уменьшить как-нибудь.

Поэтому для тендеров рекомендую доходы минус расходы, потому что это действительно лучше. Но, если вы оформили доходы, ничего страшного. Вы можете первое время поработать на ней, потом поменяете и начнете работать доходы минус расходы. Попробовать себя вначале можно при любой системе.

Я достаточно полно ответил на этот вопрос, если что, задавайте вопросы, я отвечу. Спасибо.


Содержание

1. Виды систем налогообложения

Система налогообложения - это совокупность фискальных обязательств, которые возлагаются на субъекта перед государством.

Необходимо подробно разобраться с системами налогообложения и выбрать те, которые наилучшим образом подойдут для участников гос и муниципальных закупок.

Первым делом стоит учесть тот момент, что на законодательном уровне предполагается два вида систем налогообложения, к ним будут относиться:

  • основной;
  • общий режим обложения налогами;
  • также специальный режим.
общий режим имеет следующие системы:
  • упрощенный УСН;
  • вмененный ЕВНД;
  • сельхозналог ЕСХН;
  • патентный ПСН.
Подробнее о том, как можно совершить переход с УСН на ОСНО смотрите в данной статье.

Обратитесь за бесплатной консультацией к нашим специалистам, они ответят на все ваши вопросы!

2. Совместное системы налогообложения

При совершении действия по совмещению нескольких фискальных режимов, в данном случае подразумевается обязательное ведение раздельного учета по каждой СНО. Иначе на ИП или на организацию будут наложены штрафные санкции и их деятельность будет приостановлена, также может произойти арест расчетных счетов.

Чтобы правильно определиться с системой налогообложения в 2019 году для этого в первую очередь экономическому субъекту нужно будет выбрать совместное налогообложение. На основании этого у каждого субъекта возникает вопрос насчет выбора применения системы налогообложения. Он может выбрать упрощенную систему, вмененную, сельхозналог или патентную.

Чтобы не ошибиться, для этого стоит обратить внимание на следующие моменты:

  • На вид деятельности, которым занимается компания или ИП;
  • Кроме того на законодательном уровне предполагаются дополнительные льготы, которые предъявляются на определенные виды деятельности;
  • Учесть объемы производства, реализации и доходов субъектов.
В связи с этим потребуется заранее спланировать масштаб реализации товаров или осуществления деятельности. Если объемы поступления денежных средств до 100 млн руб за год будет лучше применять специальные режимы.

Количество сотрудников в штате организации потребуется для того, чтобы выполнить плановые показатели по объему производства и для осуществления более четкой организации работы компании.

3. Система налогообложения закупки

В первую очередь при выборе системы налогообложения стоит учитывать сферу деятельности организации, ее объемы производства, численность сотрудников и иные параметры экономического субъекта.

Но, если в планы организации входит участие в госзакупках, то стоит обратить внимание и учесть дополнительные требования. Так, если НМЦК будет слишком увеличена, то в этом случае подрядчик не сможет принять участие в закупочной процедуре.

На основании этого, если в планы субъекта входит получить прибыль до 100 млн руб в год, то количество работников будет до 100 человек, процент участия других организаций в уставном капитале будет не больше 20%, то при этом субъекты будет лучше выбрать упрощенную СН или же ЕВНД.

Когда у организации происходит выполнение сразу нескольких видов деятельности, то рекомендуется выбирать совмещение ЕСХН и ЕВНД, если же предприятие занимается выполнением большим объемов работ, тогда рекомендуется выбрать общую систему налогообложения. Это будет способствовать тому, что организация сможет возместить НДС и остальные льготы. Не имеется однозначного ответа на вопрос, какой режим налогообложения выбрать вмененный или упрощенный. Как происходит учет НДС в контракте смотрите в данной статье.

Для этого необходимо будет провести оценку всех ключевых факторов, а также сделать сравнительный анализ показателей с законодательными условиями, учесть возможности и ознакомиться с опытом конкурентов и только по итогу определиться с правильным решением.

4. Видео-инструкция налогообложение в госзакупках или налоги в госзакупках

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!


«Да ладно, ИП никогда не победить в госзакупке, там всё схвачено», — периодически читаем мы на форумах предпринимателей. А опыт наших клиентов показывает, что это не так.

Запускаем серию статей для ИП, которые никогда не участвовали в закупках. Разберем весь процесс по шагам. На выходе у вас будет полноценная инструкция.

1. Теория о госзакупках

Ориентируемся на новичков в закупках и рассказываем всё простым языком, чтобы было проще сориентироваться. Поэтому для экспертов в закупках статья может показаться упрощенной.

Какие бывают госзакупки

В разных статьях о госзакупках под одними и теми же словами могут подразумевать разные вещи. Чтобы не запутаться, сначала договоримся о терминах.

В России бюджетные учреждения и госкомпании не могут просто так купить товары или услуги. По закону они должны провести что-то вроде турнира по всем правилам: разработать критерии закупки, провести тендер, выбрать лучшее предложение и определить победителя. Только после этого можно подписать договор и работать.

Все так устроено, чтобы компании работали честно: заказ получил исполнитель с лучшими условиями, а не чей-то родственник. Конечно, там много нюансов.

В зависимости от заказчика, госзакупки можно разделить на два вида. Они регламентируются разными законами. Это важно знать, потому что для каждого вида закупок действуют свои правила:


По способу проведения госзакупки тоже различаются. Там много деталей, вот самое главное:


Если хотите чуть больше углубиться в тему, почитайте статью в Т—Ж про тендеры.

Какую закупку выбрать

Проще начинать с госзакупок по 44-ФЗ. Победителя выбирают с помощью электронного аукциона. О них мы будем рассказывать больше всего.

Может показаться, что раз главное — цена, то заказчик заранее может с кем-то договориться и тогда всем остальным нет смысла участвовать. Но не все так просто.

Аукцион проходит в режиме реального времени на специальном сайте — электронной торговой площадке. Все участники делают ставки анонимно: никто не знает, кто именно снижает цену. Победителем становится тот, чью цену никто не перебил за 10 минут.

Получается, даже если заказчик с кем-то и договорится заранее, на аукционе может появиться участник, который снизит цену и в итоге заберет закупку. Большое и необоснованное снижение цены называют демпингом. Например, в этой закупке на поставку бумаги цена контракта за 6 минут снизилась почти на 1,3 млн рублей:


Госзакупки и малый бизнес

Для малого бизнеса есть ряд преимуществ — они появились, чтобы ИП и небольшим компаниям было выгоднее участвовать в госзакупках. Рассмотрим основные плюсы.

Часть закупок — только для малого бизнеса. По закону государственные учреждения обязаны закупаться у малого бизнеса. По 44-ФЗ эта квота составляет не менее 15% от всего объема закупок в год. Причем часть тендеров должна быть организована только для малого бизнеса.

Схалтурить сложно: школы, больницы и все остальные бюджетные учреждения регулярно отчитываются о проведенных закупках на сайте госзакупок.

Например, многофункциональный центр из Североморска закупил у малого бизнеса и социально ориентированных организаций почти 25% всех товаров и услуг:


Короткие сроки оплаты. Заказчик обязан рассчитаться с представителем малого бизнеса в течение 15 рабочих дней после подписания акта приемки. С исполнителями, которые не относятся к малому бизнесу, заказчик может рассчитываться в течение 30 дней.

Сроки должны быть зафиксированы в контракте, обязательно это проверьте. Если не нашли — попросите добавить, отказать вам не имеют права. Этот пункт в контракте может выглядеть, например, так:


Какие ИП могут участвовать

Чтобы воспользоваться этими льготами, ИП должен относиться к малому бизнесу. Требования здесь такие:

  • численность сотрудников не больше 100 человек;
  • годовая выручка до 800 млн рублей.

Особых ограничений нет — можно участвовать почти везде, где захочется.

Даже пакет документов для ИП проще, чем для крупных компаний: в большинстве случаев достаточно паспорта и выписки из ЕГРИП.

Для некоторых видов бизнеса нужны лицензии, например для телевещания или частной охранной деятельности. А для строительства — членство в саморегулируемой организации (СРО). В этом случае при закупке у участников проверяют наличие лицензии или членства. Обычно у ИП, работающих в таких сферах, все это есть. А если нет — они могут их оформить.

Если лицензия нужна, это всегда указано в требованиях к участникам. Вот пример из закупки лекарственного препарата:

Что запомнить

  1. По закону все бюджетные учреждения и госкомпании обязаны проводить закупки.
  2. В зависимости от заказчиков, госзакупки делятся на государственные и для компаний с госучастием. Первые руководствуются 44-ФЗ, вторые — 223-ФЗ.
  3. Проще всего начинать работу с закупками по 44-ФЗ, где победитель определяется с помощью электронного аукциона: чья цена ниже, тот и выиграл.
  4. Для малого бизнеса предусмотрены преимущества
  5. Для ИП пакет документов проще: часто достаточно только паспорта и выписки из ЕГРИП. Если нужны лицензии или членство в СРО — это указано в закупке.

С теорией разобрались. В следующий раз узнаем, как заранее оценить свои шансы в госзакупках.

В Тинькофф Бизнесе есть все для госзакупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Мы выпускаем квалифицированные электронные подписи, открываем спецсчета и выдаем банковские гарантии. Все оформляется онлайн, вам не нужно ездить в банк.

Автор: Диана Дёмина

Эксперты: Николай Максименко, Павел Стоянов

-->
    On 22.08.2019 0 Комментарии 223-ФЗ, 44-ФЗ, Статьи

Поставщик без опыта в закупках попадает на сайт Единой информационной системы (ЕИС) и тонет в информации. Это приводит к тому, что он выбирает не те тендеры и не тех заказчиков. В результате ему не удается одержать победу и заполучить контракт. Он решает, что госзакупки не для него. Это довольно типичная ситуация. Однако ее можно избежать, если с самого начала двигаться в верном направлении.

Преимущества тендерной системы

Сначала нужно понять, почему вообще стоит заниматься госзакупками. В России сегодня не самая лучшая экономическая ситуация для бизнеса. И именно тендеры могут стать отличной сферой деятельности по следующим причинам:

  1. Платежеспособные покупатели. По данным за 2016 год, 70% денежных средств в стране находится в руках государства. А заказчиками в большинстве тендеров выступают именно бюджетные организации и крупные госкомпании.
  2. Надежные партнеры. Оплату по договору гарантирует государство. Не нужно проверять добросовестность потенциального контрагента и переживать за то, что он не заплатит.
  3. Отсутствие затрат на раскрутку. Продавать товары и услуги государственным заказчикам в большинстве случаев может даже начинающая компания без какого-либо опыта. Не нужно делать сайт, вкладываться в рекламу и как-то еще привлекать покупателей. Заказчики сами размещают свои потребности в ЕИС, а поставщики могут выбрать подходящие тендеры совершенно бесплатно.
  4. Товар под контракт. Обычно в бизнесе сначала тратятся деньги на покупку или производство партии товара, и затраты возвращаются, когда все распродано. В закупках же поставщик сначала заключает контракт, только после этого может закупать товар. Он приобретает ровно столько, сколько нужно по контракту. Он уверен, что весь объем будет реализован.
  5. Контрагент не передумает. Госзаказчик не вправе отказаться от контракта просто потому, что передумал или нашел более подходящий товар. Расторжение контракта возможно, но лишь по причине нарушений со стороны поставщика.
  6. Контракты на любые суммы. Среди государственных тендеров есть закупки стоимостью несколько миллиардов рублей. Вместе с тем немало торгов стоимостью в десятки тысяч и даже меньше. Поэтому любая компания найдет себе подходящие заказы.

Классификация заказчиков

Все заказчики на тендерах подразделяются на три группы в зависимости от того, каким законодательством они руководствуются в своей закупочной деятельности:

  1. Заказчики, которые работают по закону 44-ФЗ. Это разнообразные бюджетные организации и учреждения — от органов федеральной, региональной власти, городских и районных администраций до больниц, школ и детских садов. Такие закачки не имеют собственных денег — всю свою деятельность они обеспечивают за счет поступлений из бюджета. Поэтому и закупки они производят по самым жестким правилам.
  2. Заказчики, которые работают по закону 223-ФЗ. Это государственные корпорации и компании с госучастием. Например, Роснефть, РЖД, Сбербанк. Они распоряжаются деньгами, которые заработали сами. Но поскольку их часть принадлежит государству, как собственнику этих компаний, все их закупки также регламентируются.
  3. Все остальные заказчики, внедрившие систему тендеров. В своей деятельности они руководствуются гражданским законодательством. Они не обязаны по закону приобретать товары и услуги через торги. Такая система выбрана ими добровольно, поскольку это удобный инструмент. Некоторые собственники бизнеса сталкиваются с тем, что специалисты отдела закупок действуют в своих интересах в ущерб компании. Если закупка будет проводиться через тендер на электронной площадке (ЭТП), собственник бизнеса может на любом этапе все проконтролировать.

Почему важно знать, к какой категории относится заказчик? От этого зависит многое в процедуре закупки. У организаций из этих групп разный уровень ответственности за подготовку, проведение и результат торгов. Закон 44-ФЗ регламентирует буквально каждый шаг заказчика. Например, он обязывает:

  • выбирать определенный способ торгов;
  • проводить все этапы закупки в строго установленные сроки;
  • требовать у участников только те документы и сведения, которые разрешены законом;
  • оценивать поданные заявки по четко установленным критериям;
  • в обязательном порядке заключить договор с победителем торгов;
  • произвести оплату исполненного контракта в строго отведенный срок.

Если какое-то из требований закона будет нарушено, к ответственному за это должностному лицу будут применены штрафные санкции. Законом предусмотрено несколько десятков различных штрафов, причем некоторые из них достигают 30 000-50 000 тыс. рублей. Есть нарушения, за которые работника заказчика могут дисквалифицировать на 2 года, то есть запретить ему осуществлять в этот период свою профессиональную деятельность.

Многие поставщики опасаются участвовать в государственных закупках, поскольку считают, что правят бал там заказчики. И что они не станут отдавать предпочтение малым, никому не известным компаниям или ИП. Это все заблуждение. Закон 44-ФЗ не терпит никакой самодеятельности. Он жестко ограничивает заказчиков в выборе и заставляет ориентироваться на выгодность предложения.

Закон 223-ФЗ называют рамочным, поскольку он устанавливает лишь определенные границы для заказчиков. Многие вопросы они решают сами. Компании, относящиеся к 3 группе, и вовсе не обязаны соблюдать никаких специальных условий, кроме общих требований для сделок, прописанных в Гражданском кодексе.

Формы закупок

Закупки по закону 44-ФЗ проводятся строго в электронном виде. Для этого отобраны 8 федеральных электронных площадок. Чтобы участвовать в таких торгах, нужно пройти регистрацию в ЕИС.

Закупки по закону 223-ФЗ могут проводиться и в электронной форме, и в бумажном виде. Во втором случае участнику нужно будет заполнять заявку на бумаге, запечатывать в конверте передавать заказчику. В какой форме проводить процедуру — это заказчик решает сам. Однако есть ограничение: торги, организованные для субъектов малого и среднего бизнеса, должны проходить на федеральных ЭТП. В остальном же заказчик ограничен лишь одним документом — Положением о закупке, которое разрабатывает сам. Электронную закупку он может объявить на федеральной или на любой коммерческой площадке.

Торги, заказчиками в которых выступают негосударственные компании, проводятся на коммерческих электронных площадках.

По строгости правил электронные закупки можно разбить на 2 группы:

  1. Торги по закону 44-ФЗ. Обычно их называют государственными закупками. В эту же группу целесообразно отнести закупки по закону 223-ФЗ, организованные специально для субъектов малого и среднего бизнеса. Они проводятся по тем же правилам, что и государственные торги.
  2. Обычные торги по закону 223-ФЗ и закупки коммерческих компаний. Между ними очень много общего, поэтому их можно объединить в одну группу.

Совет. Начинающим стоит обратить внимание на торги из первой группы.

Способы определения поставщиков

Госзакупки проводятся через процедуры следующих видов:

  1. Конкурс. В документации заказчик подробно описывает нужный ему объект закупки, требования к исполнителю и другие условия сделки. Победу одерживает тот поставщик, который предложит заказчику лучшие условия исполнения его заказа.
  2. Запрос предложений. В целом похож на конкурс, но проводится быстрее и в строго определенных законом случаях. Такой тип торгов встречается изредка.
  3. Запрос котировок. Заказчик четко определяет параметры нужных товаров или услуг, а поставщики лишь предлагают свои цены. Побеждает тот, чья цена самая низкая. Максимальная сумма контракта — 500 000 рублей.
  4. Аукцион. Заказчик четко прописывает требования к товарам и услугам. Цена определяется на торгах в реальном времени, в ходе которых она движется в сторону снижения. То есть участник имеет возможность в ходе процедуры уменьшить свою цену. Побеждает тот, кто подал последнюю заявку с самой низкой ценой.

Особенности аукционов и запросов котировок в том, что допущенные к процедуре поставщики будут соревноваться только по одному параметру — по цене.

Особый интерес представляют аукционы. Заказчик до последнего не знает, кто в нем участвует. Заявка подается без указания наименования организации или ИП, в ней лишь перечисляются параметры предлагаемого товара. Заявителям присваиваются номера, под которыми они и торгуются во время аукциона. И только после окончания процедуры заказчику становится известно, с кем ему придется заключать контракт.

Для участия в аукционах по 44-ФЗ совершенно не важно, как давно существует бизнес, сколько сделок осуществлено, есть ли у компании активы и работники, является ли она производителем или посредником. Любая фирма или ИП, способные оказать нужно услугу или поставить требуемый товар, могут принимать участие в торгах. Для победы нужно лишь предложить наименьшую цену. С запросами котировок все аналогично.

С конкурсами и запросами предложений дела обстоятельства сложнее. Тут может быть важен опыт поставщика, наличие у него ресурсов, работников, а также иные условия. То есть заказчик будет оценивать заявки по разным критериям.

Закупки корпоративные и коммерческие также могут осуществляться через указанные выше процедуры, хотя и по несколько иным правилам. Вместе с тем заказчики могут проводить и иные способы определения поставщика. Например, популярны запросы цен и корпоративные переговоры. Требования к исполнителям также устанавливают сами заказчики. Поэтому начинающим довольно сложно выиграть такие тендеры.

Совет. Начинающим стоит обратить внимание на аукционы и запросы котировок по закону 44-ФЗ. Это несложно, поскольку среди государственных закупок они занимают значительную часть.

Стратегия победы

Итак, поставщик сосредоточился на аукционах и запросах котировок по 44-ФЗ, а это значит, он может победить только за счет снижения цены. Для этого есть 2 пути:

  • уменьшать себестоимость товаров или услуг;
  • уменьшать норму своей прибыли.

Главная цель участия в закупках для коммерческих компаний — получить прибыль. Но иногда ею приходится поступиться ради того, чтобы заполучить выгодный контракт. Для начинающих это может быть полезно в том плане, что даст опыт, который может понадобиться в более дорогих закупках. Тем не менее участие в госторгах должно принести владельцу бизнеса ощутимую прибыль, из-за которой оно все это затеял. Поэтому снижать цену следует за счет уменьшения себестоимости.

В первую очередь нужно определиться с организационно-правовой формой. Даже если у вас уже есть компания, для участия в закупках лучше зарегистрироваться в качестве ИП. Это позволит сократить затраты на вывод прибыли из бизнеса, а значит, уменьшить себестоимость продукции. Учредитель организации не может просто так расходовать заработанные денежные средства. У него есть 2 варианта:

  • наняться свою же фирму на работу (например, директором) и получать заработную плату. В этом случае он будет уплачивать в виде обязательных отчислений (НДФЛ и страховых взносов) сумму в размере 40% от заработной платы.
  • получать дивиденды ежеквартально или реже (в зависимости от того, что записано в уставе). С них нужно будет платить налог по ставке 13%.

Если же вместо ООО участвовать в тендерах будет ИП, то любую часть выручки он сможет просто перечислить с расчетного счета на свою личную карту. Выручка предпринимателя тоже облагается налогом, но в целом нагрузка гораздо меньше, чем на организации.

Выбор системы налогообложения

Для участия в закупках целесообразно применять какой-либо льготный налоговый спецрежим. Универсальным вариантом является упрощенная система — она может применяться вне зависимости от того, чем занимается бизнесмен. Чтобы применять ЕНВД или патент, нужны определенные виды деятельности. Также есть ограничения по региональной принадлежности. Например, в Москве ЕНВД нет.

Для участия в закупках по оказанию услуг целесообразно выбирать УСН с объектом «доходы». При оказании услуг не так много расходов, поэтому их можно не учитывать. В этом случае налог платится со всей суммы дохода по ставке 6%. Если же реализуются товары, то выбор делается в пользу УСН с объектом «доходы минус расходы» и ставкой налога 15%.То есть нужно будет платить налог с разницы между тем, что заработано, и тем, что потрачено.

Не стоит выбирать в качестве системы налогообложения основную, поскольку тогда придется уплачивать НДС. Отсутствие этого налога на спецрежимах — большое преимущество для участия в госзакупках, ведь благодаря этому поставщик может сильнее снизить цену.

Есть расхожее мнение, что государственные заказчики работают с крупным бизнесом и с плательщиками НДС. Это заблуждение. Заказчики по закону 44-ФЗ сами НДС не платят. Поэтому им совершенно все равно, платят ли их поставщики НДС или нет, ведь они не заявляют входную часть этого налога к вычету.

Поиск альтернативных товаров

Заказчики по закону 44-ФЗ не могут по своему желанию закупить товар определенного бренда. Они должны ориентироваться на его характеристики. Например, бюджетному учреждению нужен принтер. Закупщик подбирает модель, которая обладает нужными характеристиками. Он может прописать в документации марку и модель этого принтера, но обязан добавить фразу «или эквивалент». Это значит, что поставщик может предложить не только эту модель, но и аналог с такими же характеристиками.

О возможности поставки эквивалентного товара знают не все поставщики. Если в документации есть название производителя, бренд или модель, большинство будет искать именно этот товар. Тогда как на рынке, вполне возможно, существуют более дешевые модели с аналогичными характеристиками, которые выпускают какие-то менее известные бренды. В рамках торгов по закону 44-ФЗ вполне можно такой товар предложить заказчику. И если он действительно эквивалентен по указанным в закупке характеристикам, заказчик его купит.

Это универсальные инструменты для снижения цены предлагаемых товаров. В рамках своего бизнеса каждый владелец должен искать собственные пути снижения себестоимости.

Читайте также: