Как взыскать с уфмс налоги

Опубликовано: 15.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины

Автор: Оксана Грикевич, адвокат

Эта статья раскроет все хитрости взыскания налогов с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Список налогов, которые взыскиваются с физических лиц:

  • налог на доходы физических лиц
  • налог на имущество физических лиц
  • транспортный налог
  • земельный налог
Сначала налоговый орган направляет налогоплательщику — физическому лицу налоговое уведомление.

Налоговое уведомление должно передаваться не менее, чем за 30 дней до срока оплаты и может передаваться физическому лицу, или его представителю:

  • лично под расписку
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи
  • направлено по почте заказным письмом (в большинстве случаев)
Согласно изменениям в Налоговом кодексе, внесенным Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ, для физических лиц отменены авансовые платежи и изменены сроки уплаты земельного и транспортного налогов, а также налога на имущество. Теперь указанные налоги уплачиваются гражданами один раз в год в сроки, установленные представительными органами местного самоуправления в пределах с 1 ноября по 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В связи с этим Федеральная налоговая служба утвердила форму единого налогового уведомления. И налогоплательщики уже в этом году начали получать письма в новом формате. В нем указаны исчисленные суммы налога на имущество, земельного и транспортного налогов (при наличии данных объектов у физического лица).

Таким образом, имущественные налоги (земельный, транспортный и на налог на имущество) за 2011 год граждане должны уплатить к концу 2012 года. Платежные документы с указанием исчисленных сумм налогов будут приложены к единому налоговому уведомлению, где найдут отражение также сроки оплаты по каждому из трех имущественных налогов для физических лиц.

Если налогоплательщик не получил налоговое уведомление, он не считается обязанным платить налог (часть 4 статья 57 Налогового кодекса РФ: в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления).

Данная позиция изложена в Определении Верховного суда РФ от 28 июля 2010 г. № 4-В10-16: «поскольку налоговый орган не вручил налогоплательщику уведомление об уплате налогов, у заявителя не возникло публично-правовой обязанности уплатить налог».

Электронные уведомления можно получить и оплатить через интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика», размещенном на сайте ФНС России по адресу: www.nalog.ru. Запуск этого сервиса активно освещался в СМИ, и надо сказать, что это действительно удобный ресурс. Для получения информации необходимо знать свой номер ИНН. Проверка информации в личном кабинете может помочь предотвратить возможное появление проблем, связанных, например, с адмистративными ошибками – формально за вами может числиться облагаемое налогом имущество, которое вам уже не принадлежит.

Все уведомления и необходимые платежные документы поступают в электронном формате PDF в ваш «Личный кабинет», датой получения уведомления будет считаться дата электронного подтверждения от вас. Если же до 1 сентября каждого года гражданин не отреагирует на электронное послание, то, как и прежде, получит уведомление по почте, заказным письмом, в бумажной форме, не позднее 30 рабочих дней до наступления установленных сроков уплаты.

При почтовой отправке уведомление направляется заказным письмом на адрес налогоплательщика. Важно учитывать, что независимо от того, получил налогоплательщик письмо фактически или нет, по истечении шести дней будет поставлена отметка «получил». Факт получения уведомления по почте заказным письмом на шестой день после отправки может быть опровергнут в суде.

Если налогоплательщик на налоговое уведомление не отреагировал, и налог своевременно не уплачен, налоговый орган направляет требование о его оплате.

Требование об уплате налога (сбора, пени,штрафа) должно быть направлено в течение трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации).

Если налогоплательщик не выполнил требование об оплате налога в срок и сумма задолженности превышает 1500 рублей, налоговый орган обращается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 1 500 рублей.

Копия заявления о взыскании должна быть направлена физическому лицу не позднее дня подачи заявления в суд.

Если после первого требования об уплате налога, или штрафа прошло три года, и его сумма не превысила 1500 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании суммы в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Если срок подачи заявления о взыскании пропущен по уважительной причине, он может быть восстановлен судом.

Недоимка по налогам, сборам и другим обязательным платежам взыскивается с граждан в порядке приказного производства (ст. 122 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Судебный приказ выносится мировым судьей единолично и имеет силу исполнительного документа. Судебный приказ выносится без судебного разбирательства и вызова сторон для заслушивания их объяснений.

Судья высылает копию судебного приказа должнику, который в течение десяти дней со дня получения приказа имеет право представить возражения относительно его исполнения. Если гражданин направит свои возражения в срок (независимо от их обоснованности), мировой судья отменяет судебный приказ.

В случае отмены судебного приказа, налоговый орган вправе обратиться в районный суд с иском о взыскании недоимки в течение шести месяцев со дня отмены судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ). Таким образом, фактически срок для взыскания задолженности увеличивается до 1 года, если гражданин возражает против приказа (ранее действовавшей редакцией п. 2 ст. 48 НК РФ был установлен срок шесть месяцев).

В порядке обеспечения требования к заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство налогового органа о наложении ареста на имущество ответчика.

С того момента, когда был наложен арест на имущество, пени за несвоевременное перечисление налогов не начисляются (пункт 6 статьи 48 Кодекса).

Согласно ст. 154 ГПК РФ районный суд должен рассмотреть делодо истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд. По итогам рассмотрения дела районный суд выносит решение.

До 01 января 2012 г. решение районного суда может быть обжаловано в кассационном порядке.

После указанной даты вступает в силу Федеральный закон от 09.12.2010 N 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» и процедура обжалования решения суда измениться. Решение суда, не вступившее в законную силу будет обжаловаться в апелляционном порядке в верховный суд субъекта. А затем, судебные постановления, вступившие в законную силу, будут обжаловаться в кассационном порядке.

При этом кассационное обжалование судебных постановлений будет возможно только при условии, что лица, обратившиеся с кассационной жалобой, ранее обжаловали судебное решение в апелляционном порядке.

На основании решения, вступившего в законную силу, выдается только исполнительный лист.

Взыскание на имущество гражданина по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях. Взыскание на денежные средства должника в иностранной валюте обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях.

Если у должника нет денежных средств, или их не хватает для покрытия долга, взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, кроме:

  • имущества, изъятого из оборота
  • имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание.
Должник вправе указать имущество, на которое он просит обратить взыскание в первую очередь, но окончательно очередность обращения взыскания на имущество должника определяется судебным приставом-исполнителем.

Согласно ст. 446 ГПК РФ взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности:

  • жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;
  • земельные участки, на которых расположены объекты, указанные в абзаце втором настоящей части, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;
  • предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;
  • имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает сто установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда;
  • используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, корма, необходимые для их содержания до выгона на пастбища (выезда на пасеку), а также хозяйственные строения и сооружения, необходимые для их содержания;
  • семена, необходимые для очередного посева;
  • продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении;
  • топливо, необходимое семье гражданина-должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения;
  • средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество;
  • призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник.
Судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника. При этом судебный пристав-исполнитель вправе не применять правила очередности обращения взыскания на имущество должника.

О возможностях приставов-исполнителей мы наслышаны: это и ограничение права на выезд за границу, и арест транспортных средств, например, личного автомобиля должника, арест и продажа другого имущества.

Обязанность по уплате налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, считается исполненной с момента реализации такого имущества и погашения задолженности за счет вырученных сумм.

Подведем итоги: первоначально налоговый орган высылает налогоплательщику- физическому лицу уведомление об уплате налога с расчетом и приложением квитанций, если налогоплательщик не уплачивает налог в установленный срок, налоговый орган направляет требование, в котором к сумме налога добавляются штрафные санкции за несвоевременную уплату.

Если налогоплательщик глух ко всем обращениям налоговиков, они обращаются в суд. Сначала это мировой суд, который выносит судебный приказ. Отменить судебный приказ можно просто направив возражения на него в 10-дневный срок. Если возражений от налогоплательщика не последовало, судебный приказ поступает в службу судебных приставов, и они взыскивают с должника сумму задолженности.

Если налогоплательщик направил в срок возражения, мировой суд отменяет судебный приказ, а налоговый орган обращается с требованием о взыскании недоимки в районный суд. Решение районного суда до нового 2012 года может быть обжаловано в кассационном порядке, а после 01 января 2012 г. сначала в апелляционном, а потом в кассационном порядке. После вступления решения в законную силу выдается исполнительный лист, который служба судебных приставов приводит в исполнение.

Я бы хотел узнать, чем мне грозит получение статуса налогового нерезидента РФ. Я гражданин РФ и постоянно проживаю в России. На счетах у российского брокера у меня есть облигации — как государственные, так и корпоративные, еврооблигации — тоже как государственные, так и корпоративные, ETF. Возможно, в будущем куплю еще и акции.

В перспективе хочу поступить в магистратуру в ЕС. Следовательно, в течение как минимум двух лет я буду находиться в РФ менее 183 дней и стану налоговым нерезидентом. Как я понимаю, ставка НДФЛ для меня станет 30%.

Что будет в таком случае с исчислением и удержанием налогов? Я так понимаю, что депозитарий и брокер как списывали по 13%, так и будут списывать.

Я должен буду подавать декларацию и платить оставшиеся 17% сам? И как налоговая следит за этим? Следит ли вообще? Если следит, то тогда цепочка обмена данными между ведомствами получается какая-то фантастическая: погранслужба РФ передает в налоговую, что я нахожусь за пределами территории РФ, а депозитарий и брокер подают декларации в налоговую об удержании 13%. Налоговая сопоставляет эту информацию и начисляет мне еще 17% налога. Что-то не очень в это верится.

Объясните, пожалуйста, как это работает?

Этот материал обновлен 16.04.2021

Кто узнает, что вы нерезидент

Депозитарий и брокер самостоятельно никак не могут узнать о том, что вы уехали из России. В их глазах вы останетесь налоговым резидентом, и ваши доходы будут облагаться по ставкам резидента — 13%, как вы и пишете.

Налоговая инспекция ориентируется на те данные о резидентстве, которые получает от налоговых агентов: брокера, работодателя и т. п. ФНС может запросить сведения у госорганов о пересечении границы конкретным человеком, если у нее есть какие-то подозрения: например, разыскивает должников. Но процедуры массового автоматического сбора данных для определения налогового статуса физических лиц пока что не существует.

Это не значит, что сейчас налоговая никак не сможет узнать о вашем переезде за границу.

Вероятно, в первые полгода после приезда в ЕС у вас возникнет потребность открыть там банковский счет. В этот момент вы еще будете считаться резидентом, поэтому об открытии счета по правилам должны будете сообщить в свою налоговую инспекцию. После этого налоговая может попросить вас подтвердить срок своего нахождения на территории РФ, чтобы доначислить вам налог.

С одной стороны, закон не обязывает вас сообщать о том, что вы теперь нерезидент. Ответственности за несообщение тоже не предусмотрено. С другой стороны, обязанность подать декларацию и самостоятельно уплатить налог, не удержанный налоговым агентом, следует из пп. 4 п. 1 и п. 3 статьи 228 налогового кодекса. Исключение — случай, когда налоговый агент сам сообщил в налоговую о невозможности полностью удержать налог и отразил это в справке 2-НДФЛ , — тогда обязанности подавать декларацию у вас нет. Если ИФНС узнает о том, что вы фактически стали налоговым нерезидентом, а налоги платили как резидент, вам могут доначислить НДФЛ, а также взыскать пени и штраф.

Поэтому заявлять о смене своего статуса лучше самостоятельно.

Как заявить о смене статуса

Доходы от ценных бумаг облагаются налогом по различным ставкам как у резидентов, так и у нерезидентов. По общему правилу доходы резидентов облагаются налогом по ставке 13%, а нерезидентов — по ставке 30%. Дивиденды для резидентов облагаются налогом по ставке 13%, для нерезидентов — по ставке 15%. Также до 2021 года отдельная ставка предусмотрена для​ купонов по​ российским облигациям, эмитированным после 01.01.2017: часть купона, превышающая ключевую ставку ЦБ более чем на 5%, для​ резидентов облагается налогом по​ ставке 35%, а​ для​ нерезидентов​ — по​ ставке 30%. Поэтому просто доплатить еще 17% сверх удержанной брокером суммы — не всегда корректно. Как будет облагаться купонный доход с 2021 года, мы рассказали в отдельном разборе.

Есть два пути, чтобы выйти из сложившейся ситуации: обратиться к брокеру или подать декларацию в ИФНС.

Обратиться к брокеру

Самый простой вариант: через 183 дня после выезда из страны написать брокеру письмо с просьбой снять статус налогового резидента. Добровольный отказ от резидентства законом не предусмотрен, поэтому к письму необходимо приложить документы, подтверждающие ваше отсутствие в РФ последние полгода: например, отсканированную копию загранпаспорта со штампом-отметкой о выезде.

Брокер, как налоговый агент, несет ответственность за достоверность передаваемых в налоговую сведений — ст. 126.1 налогового кодекса, — в том числе сведений о резидентстве. Поэтому он заинтересован в том, чтобы переданные им сведения совпадали с реальным положением дел.

На основании штампов в загранпаспорте брокер определит налоговый статус клиента на момент получения документов от него. Если к этому моменту клиент действительно будет налоговым нерезидентом, его последующие доходы будут облагаться по ставкам, предусмотренным для нерезидентов.

Так как в течение года налоговый статус физического лица может меняться, окончательно брокер будет определять ваш статус в конце года. В последний день года брокер учитывает все полученные за год доходы и произведенные расходы, после чего определяет сумму, которую удержит как налог.

К примеру, в 2020 году вы торговали на Московской бирже ценными бумагами, а также получали доходы в виде дивидендов и купонов и от операций займа ЦБ брокером. И вот 1 сентября 2020 года вы сообщили брокеру, что вы теперь нерезидент. В такой ситуации доходы, выплаченные до 1 сентября, будут обложены налогом по ставкам резидента, а выплаченные после 1 сентября — по ставкам нерезидента.

Выплаты доходов от ценных бумаг в течение года будут выглядеть следующим образом.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 1 ноября 2010 г.

Регистрационный N 18867

Во исполнение Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" 1 - приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок взаимодействия ФМС России и ФНС России при предоставлении налоговыми органами информации по запросам ФМС России 2 , согласованный с Федеральной налоговой службой.

2. ФМС России и ФНС России в срок до 20 декабря 2010 года разработать техническую документацию и программное обеспечение, реализующее Порядок.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей директора ФМС России по курируемым направлениям деятельности и заместителей руководителя ФНС России по курируемым направлениям деятельности.

генерал-полковник милиции

К. Ромодановский

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032; 2003, N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2006, N 30, ст. 3286; N 31, ст. 3420; 2007, N 1, ст. 21; N 49, ст. 6071; N 50, ст. 6241; 2008, N 19, ст. 2094; N 30, ст. 3616; 2009, N 19, ст. 2283; N 23, ст. 2760; N 26, ст. 3125; N 52, ст. 6450; 2010, N 21, ст. 2524.

2 Далее - "Порядок".

Порядок взаимодействия ФМС России и ФНС России при предоставлении налоговыми органами информации по запросам ФМС России

1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру взаимодействия ФМС России с ФНС России при предоставлении налоговыми органами информации о начисленных и об удержанных суммах налога на доходы физических лиц в отношении иностранных физических лиц - высококвалифицированных специалистов (далее - высококвалифицированный специалист).

2. ФМС России по мере необходимости направляет в ФНС России в электронном виде запросы о предоставлении информации о начисленных и об удержанных суммах налога на доходы физических лиц в отношении высококвалифицированных специалистов.

При этом запросы по одному и тому же физическому лицу за один и тот же налоговый период могут направляться в случае необходимости уточнения полученной от ФНС России информации.

3. В запросе ФМС России указывает следующие исходные данные:

3.1. Интересующий налоговый период:___________год.

3.2. О высококвалифицированном специалисте:

- фамилия, имя, отчество, дата рождения;

- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

3.3. О его работодателе или заказчике работ:

- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

- код причины постановки на учет (КПП).

4. ФНС России в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса предоставляет в ФМС России в электронном виде информацию о начисленных и об удержанных работодателем или заказчиком работ суммах налога на доходы физических лиц за запрашиваемый налоговый период в отношении высококвалифицированных специалистов, о которых получены запросы, содержащую:

4.1. При наличии запрашиваемых сведений:

- ИНН высококвалифицированного специалиста;

- ИНН работодателя или заказчика работ;

- сумму налога, начисленного работодателем или заказчиком работ на доходы высококвалифицированного специалиста;

- сумму налога, удержанную работодателем или заказчиком работ из доходов высококвалифицированного специалиста.

4.2. При отсутствии запрашиваемых сведений:

- ИНН высококвалифицированного специалиста;

- ИНН работодателя или заказчика работ;

- запрашиваемые сведения отсутствуют.

5. Указанная информация используется ФМС России исключительно в целях контроля за соблюдением работодателями или заказчиками работ (услуг) условий для привлечения и использования высококвалифицированных специалистов и не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами 1 .

1 Пункт 28 статьи 13 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Сегодня многие иностранные граждане, работающие в России, стремятся получить гражданство Российской Федерации. В статье мы расскажем, к чему должен быть готов работодатель, если такой работник получит новый «статус», а также какими нормативными актами нужно руководствоваться в данной ситуации.

В вопросах трудовых отношений иностранцы, как и российские граждане, пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Однако в отношении иностранных граждан действует ряд ограничений, установленных законодательством. В основном они сводятся к разрешительному порядку осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации, чем и характеризуется их правовой статус в России.

Изменения в кадровом учете

Трудовой договор с иностранцем, как и с российским гражданином, должен заключаться по правилам, установленным главой 11 Трудового кодекса. Иностранец для заключения трудового договора должен предъявить документы, перечисленные в статье 65 Трудового кодекса.

При оформлении иностранных граждан на работу в первую очередь необходимо руководствоваться международными нормами права между Российской Федерацией и государством, гражданин которого принимается на работу. Исходя из данных соглашений определяется, какие документы являются легализованными для подтверждения трудового стажа, приобретенного в связи с трудовой деятельностью на территории других государств.

Например, в отношении граждан Украины, согласно «Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины, работающих за пределами границ своих государств», документы, выданные на территории одной страны по установленной форме, или их копии, заверенные в установленном порядке, принимаются на территории другой страны без легализации. Такие же нормы действуют в отношении граждан Республики Беларусь.

Если особые условия не оговорены, необходимо придерживаться общего порядка, установленного трудовым законодательством, а именно — на территории России ведутся трудовые книжки установленного образца (ст. 66 ТК РФ). При этом иностранец должен проработать в организации более пяти дней. Содержащиеся в его заграничной трудовой книжке сведения об общем (непрерывном) трудовом стаже в российскую книжку не переносятся. Об этом сказано в письме Федеральной службы по труду и занятости от 15 июня 2005 г. № 908-6-1.

Таким образом, на момент смены гражданства на работника уже будет оформлена трудовая книжка и трудовой договор. Поэтому бухгалтеру не требуется переоформлять документы кадрового учета. Следует лишь получить у работника копию паспорта гражданина Российской Федерации.

внимание

Сведения об общем (непрерывном) трудовом стаже, содержащиеся в заграничной трудовой книжке иностранца, в российскую книжку не переносятся.

Налоги для нового россиянина

При изменении гражданства работника бухгалтеру необходимо проанализировать, повлекло ли это изменение статуса резидентства. Ведь от этого зависит ставка НДФЛ.

Плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся:

  • налоговыми резидентами России;
  • получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (ст. 207 НК РФ).

При этом ставки НДФЛ для резидентов и нерезидентов различны. Налогообложение доходов, полученных налоговыми резидентами в виде вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей на территории Российской Федерации, производится по ставке 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ). В отношении всех доходов от источников в Российской Федерации, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами, установлена налоговая ставка в размере 30 процентов (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Если на дату выплаты дохода физическое лицо не являлось налоговым резидентом, но в течение налогового периода его налоговый статус изменился, НДФЛ, удержанный ранее по ставке 30 процентов, подлежит пересчету по ставке 13 процентов.

Излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату на основании заявления налогоплательщика (п. 1 ст. 231 НК РФ).

Производить зачет или возврат излишне уплаченного НДФЛ можно только до конца текущего налогового периода (ст. 216, п. 3 ст. 226 НК РФ). Если же до конца года задолженность перед иностранным сотрудником по налогу не будет погашена, то ему придется обратиться за возмещением НДФЛ в налоговые органы. Сотруднику нужно будет представить в инспекцию налоговую декларацию по НДФЛ (форма 3-НДФЛ).

Таким образом, при представлении работником документов, из которых можно сделать вывод о том, что он являлся налоговым резидентом Российской Федерации, налоговый агент обязан по заявлению налогоплательщика произвести перерасчет по ставке 13 процентов.

Новый гражданин — новый резидент?

Налоговыми резидентами являются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). При определении налогового статуса физического лица учитывается любой непрерывный 12-месячный период. При этом принимаются во внимание календарные месяцы. Календарные дни, в течение которых иностранные работники выезжают за пределы территории России, при подсчете 183 дней нахождения в РФ не учитываются.

Течение срока фактического нахождения физического лица на территории Российской Федерации начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия этого лица на территорию РФ (ст. 6.1 НК РФ). Даты отъезда и прибытия на территорию России устанавливаются по отметкам пограничного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина.

Вместе с тем следует учитывать, что налоговый статус физического лица в течение текущего налогового периода может изменяться с корректировкой подлежащей уплате суммы налога.

Как видим, в вышеназванных нормах прямо не прописана зависимость статуса резидента от статуса гражданина. Однако для получения гражданства иностранцу чаще всего необходимо возвращаться на родину для оформления сопутствующих документов. А значит, изменится время его пребывания в России и соответственно статус резидента. Согласно пункту 2 статьи 207 Налогового кодекса, период нахождения иностранца в России не прерывается на период его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. При подсчете 183 календарных дней другие периоды нахождения за пределами России независимо от цели выезда (выполнение трудовых обязанностей или семейные обстоятельства) не учитываются (письмо Минфина России от 15 июня 2007 г. № 03-04-06-01/189).

Если в течение налогового периода количество дней пребывания физического лица в Российской Федерации достигло 183, статус налогового резидента такого физического лица по итогам данного налогового периода измениться не может.

это важно

Начислить взносы на ОПС организация вправе только на выплаты в пользу иностранцев, имеющих статус временно или постоянно проживающих на территории России.

ЕСН и пенсионные взносы

По общему правилу ЕСН начисляют на выплаты в пользу физических лиц. Поэтому зарплата иностранного работника облагается ЕСН так же, как и выплаты в пользу граждан России. Однако ЕСН уплачивается с разбивкой по бюджетам: в Федеральный фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Часть налога, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, может быть уменьшена на налоговый вычет, которым являются взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) в Пенсионный фонд.

Застрахованными лицами признаются иностранные граждане, проживающие в России как временно, так и постоянно, при условии, что они работают (оказывают услуги) по трудовому договору, договору гражданско-правового характера или по авторскому договору в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Если иностранный работник имеет статус временно пребывающего, он не является застрахованным лицом. Поэтому на такого сотрудника обязательное пенсионное страхование не распространяется и выплаты в его пользу ОПС не облагаются. Соответственно и вычет по ЕСН в отношении него не применяется.

Поэтому если до получения гражданства иностранный работник имел статус временно или постоянно проживающего в Российской Федерации, то с точки зрения исчисления ЕСН бухгалтеру не нужно производить никаких изменений. А вот если работник имел статус временно пребывающего, то облагать выплаты в его пользу ОПС бухгалтер должен с момента получения им гражданства.

О. Попова, налоговый консультант

Вы можете подписаться на нас в социальных сетях и обратиться с интересующим вопросом



Перед вами краткое руководство, оно адресовано юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые привлекают иностранных граждан к трудовой деятельности. Руководство абсолютно бесплатно и пользоваться вы можете им сколько угодно. Мы не рекомендуем это делать без предварительной консультации миграционного юриста. Мы постараемся не усложнять данные рекомендации нормативно-правовыми актами, лишней «пустой» информацией. Наша цель – помочь вам.

Ниже подробная видеоинструкция, которая поможет Вам отменить или снизить штраф ФМС.

Наш подкаст о том как избежать, отменить или снизить штраф ФМС →

Размер штрафов для юридических лиц:
Он огромен даже для крупного бизнеса. Штраф за одно правонарушение может достигать 1 000 000 рублей (а таких правонарушений у вас может выявиться несколько), к этому может добавиться приостановление деятельности компании на срок до 90 суток. Для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей меры административной ответственности суровее.

В отношении кого может быть принято данное решение?
1. Физическое лицо
2. Должностное лицо
3. Юридическое лицо

В каком случае может быть принято решение привлечении лица к административной ответственности?
В случае если совершено административное правонарушение, предусмотренное главой 18 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Отметим, что госоргану дается право определить размер назначенного штрафа, либо выбрать между административным штрафом и приостановлением деятельности компании.
Самые распространенные причины привлечения к административной ответственности – это:
1. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента
2. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином

Особо отметим вторую причину. Согласно п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъясняет, что нарушением считается именно неуведомление, а не нарушение сроков.

Согласно законодательству РФ, вы можете обжаловать это решение. Есть два способа обжалования:
1. в государственный орган, принявший решение.
2. в суд.

В какой государственный орган обращаться при обжаловании штрафа ФМС?
1. Жалобу на постановление УФМС необходимо подавать непосредственно начальнику УФМС.
2. Жалобу на постановление УФМС необходимо подавать либо в арбитражный суд, либо в районный суд. Арбитражный суд будет рассматривать спор, если правонарушение связано с ведением предпринимательской или иной экономической деятельности, в остальных случаях – районный суд.

Причины, по которым можно отменить административный штраф:
Нет таких причин, которые четко прописаны в законодательстве. Вы их нигде не найдете. Вам надо будет ознакомиться с огромной кипой источников права, изучить практику отмены таких решений. Мы с уверенность можем заявить, что решение может быть отменено в следующих случаях:
1. В Постановлении и протоколе ФМС имеются существенные процессуальные ошибки. При наличии таких ошибок можно отменить постановление как в ФМС, так и в суде.
2. Виновник административного правонарушения не вы, это иное юридическое или должностное лицо.
3. Отсутствовал факт административного правонарушения.
Обращаем ваше внимание, что данные перечень не является исчерпывающим. Решение об отмене постановления ФМС принимается в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела. Квалифицированный миграционный юрист будет использовать даже малейший шанс для обжалования постановления ФМС.

Причины, по которым можно снизить административный штраф:
Постановления КС РФ от 25.02.2014 № 4-П. Данное постановление предусматривает, что размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме 100 000 рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела. Для снижения существуют разные основания:
1. Административное правонарушение не должно содержать существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло за собой нарушение прав и законных интересов граждан, общества или государства, причинение значительного ущерба либо наступление иных неблагоприятных последствий.
2. Административное правонарушение должно характеризоваться формальным составом, не должно иметь систематический характер, лицо не привлекалось к административной ответственности за однородное правонарушение.
Суд может снизить штраф ниже низшего предела, но это далеко не обязанность суда.

Чем мы можем помочь при обжаловании административного штрафа:
1. Составим жалобу начальнику УФМС, в суд.
2. Представим ваши интересы в суде.
3. Соберем пакет необходимых документов.
4. Проведем всю процедуру по обжалованию административного штрафа.

Что мы не делаем:
1. Не работаем без предоплаты.
2. Не даем ложных надежд.
3. Не даем гарантий, мы дает вероятностную оценку ситуации.

Причины выбрать нас:
1. Высокое качество юридических услуг.
2. Доступность наших услуг.
3. Положительная деловая репутация.
У вас остались вопросы? Вы можете связаться с нами по любому из доступных способов, указанных на нашем сайте!

Читайте также: