Какие налоги платит бюджетное учреждение 2021

Опубликовано: 16.05.2024

С начала 2021 года нужно применять в учете еще 7 федеральных стандартов бухучета. Также появятся изменения в плане счетов и КБК. Рассмотрим изменения.

Новые ФСБУ для бюджетных организаций 2021

Для бухгалтера бюджетного учреждения одним из основных документов служит Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157Н. В бухгалтерской среде его просто именуют инструкцией № 157н. Данный документ содержит план счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению. Любая операция бюджетного учреждения должна сопровождаться проводкой, сделанной в соответствии с инструкцией № 157Н по бюджетному учету.

С 1 января 2021 в дополнение к указанной инструкции и другим ФСБУ появилось семь новых:

  1. «Нематериальные активы» — объекты нематериальных активов учитывают по первоначальной стоимости. Она зависит от типа операции, по которой приобретен актив — обменная или необменная. НМА распределяются по новым группам учета во время инвентаризации.
  2. «Выплаты персоналу» — выплаты персоналу делят на текущие и отложенные, для них отличаются правила учета и оценки. Также появляется резерв по пенсионным и иным аналогичным выплатам, который включает суммы государственного пенсионного обеспечения и суммы, назначенные на основании локального акта организации работникам с определенным возрастом или стажем.
  3. «Непроизведенные активы» — стандарт в основном касается учреждений, которые управляют госимуществом в сферах недропользования, водных ресурсов, некультивируемых биологических ресурсов и иных непроизведенных активов. В документе определяются правила первоначальной оценки и переоценки стоимости непроизведенных активов.
  4. «Финансовые инструменты» — стандарт предусматривает новые правила бухгалтерского учета финансовых активов и обязательств, возникающих при операциях с финансовыми инструментами. Для каждой группы активов и обязательств предусмотрены свои требования.
  5. «Информация о связанных сторонах» — в стандарте разработан порядок раскрытия в годовой отчетности сведений о лицах, на работу которых бюджетная организация способна оказывать влияние, или наоборот, о лицах, которые способны влиять на организацию. В нем же прописан порядок раскрытия информации об операциях со связанными сторонами.
  6. «Совместная деятельность» — в стандарте регулируется учет деятельности, которую учреждение ведет совместно с другими лицами и которая не связана с извлечением прибыли. Порядок учета зависит от формы совместной деятельности — договор простого товарищества с объединением имущества или соглашение о совместных операциях без вклада.
  7. «Затраты по заимствованиям» — стандарт предусматривает для учреждений общие требования к порядку признания затрат по заимствованиям и государственному (муниципальному) долгу. Требования к информации об этих затратах в отчетности также предусмотрены стандартом.

Изменения в плане счетов

В план счетов введут новые аналитические коды для учета нематериальных активов: N, R, I, D по счетам 102 00, 104 00, 106 00, 114 00. Для прав пользования нематериальными активами предусмотрят отдельную группу «60» по счетам 104 00, 106 00, 114 000, 111 00.

Исправление прошлогодних ошибок, которые нашли контроллеры, нужно будет отображать с использованием новых счетов и аналитических кодов по счетам 304 06, 401 10 и 401 20. Для учета вложений в имущество казны предусмотрели счет 106 50.

Новые электронные формы первичных документов

Органы и учреждения, которые передали полномочия ведения бюджетного учета по решению высшего исполнительного органа или местной администрации, будут применять новые формы электронной первички. Среди них: решении о командировании на территории РФ, решение о командировании на территорию иностранного государства, заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема и пр.

Кроме того, для таких органов и учреждений предусмотрели новые формы журнала регистрации ПКО и РКО и ведомости дополнительных доходов физлиц, облагаемых НДФЛ и страховыми взносами.

Все, кто передал ведение учета централизованной бухгалтерии по другим причинам, могут использовать новые формы по собственному усмотрению.

Изменения в КБК

В порядке формирования КБК № 85н появились новые коды видов расходов. Также утверждены новые перечни КБК № 99н, которые заменяют действующий приказ № 207н.

В порядок применения КОСГУ № 209н внесли поправки. Доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний, а также санаторно-курортное лечение теперь отражают по подстать 139 КОСГУ. При учете затрат на покупку прав пользования НМА по-прежнему нужно применять подстатью 226 КОСГУ. Есть и другие новшества.

Система казначейских платежей

С 1 января 2021 года все расчеты по лицевым счетам, которые открыты в Казначействе и финансовых органах, будут проходить через казначейство. Счета финорганов в ЦБ РФ закроют.

У Казначейства будет единый казначейский счет № 401 02, к нему Казначейству и финорганам откроют несколько казначейских счетов, отличающихся по видам средств и операциям. К ним будут открывать лицевые счета бюджетных и автономных учреждений, ПБС, администраторов доходов и пр.

Казначейство самостоятельно будет проводить операции между лицевыми счетами, без оформления платежных поручений. Однако через ЦБ пройдут расчеты с организациями, у которых таких лицевых счетов нет.

Коды бюджетной классификации на 2021 год были утверждены приказом Минфина России от 08.06.2020 № 99н.

КБК на 2021 год по основным налогам и взносам остались прежними. Но в связи с изменениями в главе 23 НК РФ их перечень расширился. Новые КБК потребовались из-за уплаты НДФЛ по прогрессивной ставке и введением уплаты налогов в муниципальные округа. Минфин дополнил перечень КБК Приказом от 12.10.2020 N 236н и после принятия данного приказа в перечне КБК на 2021 год появятся следующие коды:

— 182 1 01 02080 01 1000 110 — для уплаты НДФЛ, который превышает 650 тыс. рублей и относится к части базы сверх 5 млн рублей;

— 182 1 01 02090 01 1000 110 — для уплаты НДФЛ с прибыли КИК, которую получили физлица, перешедшие на особый порядок уплаты налога на основании подачи уведомления в ИФНС;

— 182 1 01 02070 01 1000 110 — для уплаты НДФЛ с процента (купона, дисконта) по обращающимся облигациям российских юрлиц, которые номинированы в рублях и эмитированы после 01.01.2017.

— 182 1 05 04060 02 1000 110 — налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемый в бюджеты муниципальных округов;

— 182 1 06 01020 14 1000 110 — налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах муниципальных округов.

— 182 1 06 06032 14 1000 110 — земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах муниципальных округов.

— 182 1 06 06042 14 1000 110 — земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах муниципальных округов.

Для вашего удобства , мы сгруппировали КБК - коды бюджетной классификации на 2021 год - по основным налогам и сборам в таблицы по видам платежей. Полный перечень КБК 2021 вы можете найти на сайте ФНС.

Обратите внимание, с 1 января 2021 года часть доходов, превышающая 5 млн руб. в год, будет облагаться НДФЛ по ставке 15%.

КБК по налогам на 2021 год: НДС, НДФЛ, налог на прибыль, транспортный налог, налог на имущество

Наименование платежа КБК
Налог на прибыль, который начисляют в федеральный бюджет (кроме консолидированных групп налогоплательщиков) 182 1 01 01011 01 1000 110
Налог на прибыль, который начисляют в бюджеты субъектов РФ (кроме консолидированных групп налогоплательщиков) 182 1 01 01012 02 1000 110
Налог на прибыль, который начисляют в федеральный бюджет (для консолидированных групп налогоплательщиков) 182 1 01 01013 01 1000 110
Налог на прибыль, который начисляют в бюджеты субъектов РФ (для консолидированных групп налогоплательщиков) 182 1 01 01014 02 1000 110
НДС, кроме импортного 182 1 03 01000 01 1000 110
Налог на имущество, не входящее в Единую систему газоснабжения 182 1 06 02010 02 1000 110
Налог на имущество, входящее в Единую систему газоснабжения 182 1 06 02020 02 1000 110
Налог по упрощенке с объектом «доходы» 182 1 05 01011 01 1000 110
Налог по упрощенке с объектом «доходы минус расходы», в том числе минимальный налог 182 1 05 01021 01 1000 110
ЕНВД 182 1 05 02010 02 1000 110
ЕСХН 182 1 05 03010 01 1000 110
НДФЛ для налогового агента 182 1 01 02010 01 1000 110
Транспортный налог 182 1 06 04011 02 1000 110
Земельный налог с участков Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя 182 1 06 06031 03 1000 110

КБК для уплаты пеней по налогам на 2021 год

Коды бюджетной классификации КБК на 2021 год утверждены приказом Минфина России от 08.06.2020 № 99н. Эти коды нужно указывать в платежных поручениях при уплате пеней по налогам в 2021 году.

Наименование платежа КБК
Налог на прибыль, который начисляют в федеральный бюджет (кроме консолидированных групп налогоплательщиков) 182 1 01 01011 01 2100 110
Налог на прибыль, который начисляют в бюджеты субъектов РФ (кроме консолидированных групп налогоплательщиков) 182 1 01 01012 02 2100 110
Налог на прибыль, который начисляют в федеральный бюджет (для консолидированных групп налогоплательщиков) 182 1 01 01013 01 2100 110
Налог на прибыль, который начисляют в бюджеты субъектов РФ (для консолидированных групп налогоплательщиков) 182 1 01 01014 02 2100 110
НДС 182 1 03 01000 01 2100 110
Налог на имущество, не входящее в Единую систему газоснабжения 182 1 06 02010 02 2100 110
Налог на имущество, входящее в Единую систему газоснабжения 182 1 06 02020 02 2100 110
Налог по упрощенке с объектом «доходы» 182 1 05 01011 01 2100 110
Налог по упрощенке с объектом «доходы минус расходы» 182 1 05 01021 01 2100 110
ЕНВД 182 1 05 02010 02 2100 110
ЕСХН 182 1 05 03010 01 2100 110
НДФЛ для налогового агента 182 1 01 02010 01 2100 110
Транспортный налог 182 1 06 04011 02 2100 110
Земельный налог с участков Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя 182 1 06 06031 03 2100 110

КБК для уплаты штрафов по налогам на 2021 год

КБК на 2021 год утверждены приказом Минфин России от 08.06.2020 № 99н. Эти коды нужно указывать в платежных поручениях при оплате штрафов по налогам в 2021 году.

Наименование платежа КБК
Налог на прибыль, который начисляют в федеральный бюджет (кроме консолидированных групп налогоплательщиков) 182 1 01 01011 01 3000 110
Налог на прибыль, который начисляют в бюджеты субъектов РФ (кроме консолидированных групп налогоплательщиков) 182 1 01 01012 02 3000 110
Налог на прибыль, который начисляют в федеральный бюджет (для консолидированных групп налогоплательщиков) 182 1 01 01013 01 3000 110
Налог на прибыль, который начисляют в бюджеты субъектов РФ (для консолидированных групп налогоплательщиков) 182 1 01 01014 02 3000 110
НДС 182 1 03 01000 01 3000 110
Налог на имущество, не входящее в Единую систему газоснабжения 182 1 06 02010 02 3000 110
Налог на имущество, входящеее в Единую систему газоснабжения 182 1 06 02020 02 3000 110
Налог по упрощенке с объектом «доходы» 182 1 05 01011 01 3000 110
Налог по упрощенке с объектом «доходы минус расходы» 182 1 05 01021 01 3000 110
ЕНВД 182 1 05 02010 02 3000 110
ЕСХН 182 1 05 03010 01 3000 110
НДФЛ для налогового агента 182 1 01 02010 01 3000 110
Транспортный налог 182 1 06 04011 02 3000 110
Земельный налог с участков Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя 182 1 06 06031 03 3000 110

КБК для уплаты страховых взносов на 2021 год

Минфин России утвердил новые коды бюджетной классификации для платежных поручений на страховые отчисления приказом от 08.06.2020 № 99н.

Наименование платежа КБК
Пенсионные взносы по основным и пониженным тарифам 182 1 02 02010 06 1010 160
Пенсионные взносы по доптарифу, не зависящему от спецоценки (список 1) 182 1 02 02131 06 1010 160
Пенсионные взносы по доптарифу, зависящему от спецоценки (список 1) 182 1 02 02131 06 1020 160
Пенсионные взносы по доптарифу, не зависящему от спецоценки (список 2) 182 1 02 02132 06 1010 160
Пенсионные взносы по доптарифу, зависящему от спецоценки (список 2) 182 1 02 02132 06 1020 160
Медицинские взносы 182 1 02 02101 08 1013 160
Социальные взносы 182 1 02 02090 07 1010 160
Взносы на травматизм 393 1 02 02050 07 1000 160

КБК для уплаты пеней по страховым взносам на 2021 год

Наименование платежа КБК
Пенсионные взносы по основным и пониженным тарифам 182 1 02 02010 06 2110 160
Пенсионные взносы по доптарифу, не зависящему от спецоценки (список 1) 182 1 02 02131 06 2110 160
Пенсионные взносы по доптарифу, зависящему от спецоценки (список 1) 182 1 02 02131 06 2100 160
Пенсионные взносы по доптарифу, не зависящему от спецоценки (список 2) 182 1 02 02132 06 2110 160
Пенсионные взносы по доптарифу, зависящему от спецоценки (список 2) 182 1 02 02132 06 2100 160
Медицинские взносы 182 1 02 02101 08 2013 160
Социальные взносы 182 1 02 02090 07 2110 160
Взносы на травматизм 393 1 02 02050 07 2100 160

КБК для уплаты штрафов по страховым взносам на 2021 год

Наименование платежа КБК
Пенсионные взносы по основным и пониженным тарифам 182 1 02 02010 06 3010 160
Пенсионные взносы по доптарифу, не зависящему от спецоценки (список 1) 182 1 02 02131 06 3010 160
Пенсионные взносы по доптарифу, зависящему от спецоценки (список 1) 182 1 02 02131 06 3000 160
Пенсионные взносы по доптарифу, не зависящему от спецоценки (список 2) 182 1 02 02132 06 3010 160
Пенсионные взносы по доптарифу, зависящему от спецоценки (список 2) 182 1 02 02132 06 3000 160
Медицинские взносы 182 1 02 02101 08 3013 160
Социальные взносы 182 1 02 02090 07 3010 160
Взносы на травматизм 393 1 02 02050 07 3000 160

КБК для взносов ИП на 2021 год

Индивидуальные предприниматели платят КБК самостоятельно. Если ИП одновременно работает, как наемный сотрудник, он все равно должен платить взносы за себя – как ИП.

Предприниматели обязаны платить обязательные взносы на собственное пенсионное и медицинское страхование, до того момента, по они «числятся» как ИП и о них есть запись ЕГРИП. Возраст предпринимателя и род занятий значения не имеет. И самое важное, взносы нужно платить даже в том случае, если ИП не получает никакого дохода.

Таблица. КБК для уплаты страховых взносов Индивидуальными предпринимателем (ИП) на 2021 год

Наименование платежа КБК для уплаты взноса КБК для уплаты пени КБК для уплаты штрафа
Взносы в фиксированном размере на страховую пенсию (с доходов в пределах 300 000 руб.) 182 1 02 02140 06 1110 160 182 1 02 02140 06 2110 160 182 1 02 02140 06 3010 160
Взносы в ФФОМС в фиксированном размере 182 1 02 02103 08 1013 160 182 1 02 02103 08 2013 160 182 1 02 02103 08 3013 160

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Минфин России приказом от 29.09.2020 № 222н (далее – Приказ № 222н) скорректировал порядок применения КОСГУ, утв. приказом от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н). Приказ № 222н вступил в силу 21.11.2020. При этом часть поправок необходимо применять уже с 2020 г., а часть – с 1 января 2021 г.

Изменения с 2020 года

В Порядок № 209н внесены разъяснения, которые Минфин России ранее довел системными письмами от 27.12.2019 № 02-08-10/102939, от 29.06.2018 № 02-05-10/45153. Помимо этого, уточнены описания отдельных статей (подстатей) КОСГУ. Основные изменения представлены в таблице.

В перечень расходов включены:

Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме

К несоциальным выплатам персоналу следует относить расходы, которые направлены на привлечение и сохранение кадрового потенциала, стимулирование занятости.

На подстатью 214 относится возмещение (компенсация) персоналу расходов в целях личного потребления, не связанного с выполнением функций органом власти, учреждением

Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме

Оплата работ, услуг

На соответствующие подстатьи относится возмещение (компенсация) персоналу расходов в целях выполнения функций органом власти, учреждением (выполнения служебных, трудовых обязанностей)

Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме

К социальным пособиям в натуральной форме относятся компенсации (возмещения) расходов граждан на приобретение товаров, работ и услуг в объеме денежного эквивалента их стоимости (полной или частичной) на момент предоставления получателям.

Если выплата рассчитывается исходя из определенных показателей, она считается денежной

Пособия по социальной помощи, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в натуральной форме

Социальные компенсации персоналу в натуральной форме

Иные доходы от собственности

Включены доходы от предоставления права на заключение договора (контракта)

Доходы от концессионной платы

Уточнено, что подстатья не применяется для отражения в учете кассовых поступлений и выбытий

Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)

Включены не только штрафы, но и пени за нарушение законодательства о закупках товаров, работ и услуг, условий контрактов (договоров)

Поступления капитального характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Включены доходы от возврата остатков межбюджетных трансфертов капитального характера, имеющих целевое назначение, прошлых лет, в т. ч. неиспользованных

Поступления капитального характера в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от бюджетных и автономных учреждений

Включены доходы от возврата учреждениями остатков субсидий капитального характера прошлых лет, субсидий на иные цели

Отражается положительная (отрицательная) курсовая разница от переоценок средств в иностранной валюте, операций с иностранной валютой, операций РЕПО

Доходы от оценки активов и обязательств

Применяется также для отражения финансового результата от оценки валютных монетарных активов и обязательств (кроме средств в иностранной валюте)

Обслуживание внутреннего долга

Включена уплата процентов за рассрочку реструктурированной задолженности по бюджетному кредиту

Безвозмездные перечисления (передачи) текущего характера сектора государственного управления

Бюджетные и автономные учреждения отражают безвозмездное перечисление средств Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию.

По подстатье отражается безвозмездная передача:

Если контрагент – юридическое лицо реорганизован в течение финансового года, до конца этого года применяется тот же код КОСГУ, что и в начале расчетов. Со следующего финансового года при расчетах с этим контрагентом применяется код КОСГУ в соответствии с той группой лиц, к которой он относится после реорганизации. Это правило касается статей 540, 640, 550, 650, 560, 660, 730, 830 КОСГУ (п. 7.1 Порядка № 209н). Ранее аналогичные разъяснения содержались в письме Минфина России от 27.12.2019 № 02-08-10/103065.

По подстатьям 242, 243, 246 КОСГУ отражается безвозмездная передача соответствующим контрагентам не только нефинансовых, но и финансовых активов. Уточнены пп. 10.4.2, 10.4.3, 10.4.6 Порядка № 209н.

По подстатьям 543 – 546, 643 – 646 КОСГУ также учитывается поступление (выбытие) прав требований по долговым обязательствам в казну (из казны) Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования. Дополнения внесены в пп. 13.4.3 – 13.4.6, 14.4.3 – 14.4.6 Порядка № 209н.

По подстатьям 553 – 556, 653 – 656 КОСГУ также отражается поступление (выбытие) иных финансовых активов в казну (из казны) Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования (пп. 13.5.3 – 13.5.6, 14.5.3 – 14.5.6 Порядка № 209н).

Изменения с 2021 года

Наиболее важные изменения в применении КОСГУ связаны с переходом всех регионов на прямые выплаты пособий ФСС РФ, а также с вступлением в силу федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Нематериальные активы", утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 № 181н.

С 2021 года по подстатье 213 "Начисления на выплаты по оплате труда" КОСГУ отражаются только расходы на уплату страховых взносов во внебюджетные фонды (п. 10.1.3 Порядка № 209н). Пособия, выплачиваемые работодателем за счет средств ФСС РФ, из описания подстатьи 213 исключены, поскольку их будет перечислять сам фонд. Социальное пособие на погребение учреждение-работодатель должно выплачивать по подстатье 265 КОСГУ (п. 10.6.5 Порядка № 209н). Дополнительные выходные дни в месяц родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами оплачиваются по подстатье 266 КОСГУ (10.6.6 Порядка № 209н).

Неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с лицензионными договорами, иными документами, подтверждающими существование права пользования на результаты интеллектуальной деятельности, как и прежде, необходимо оплачивать по подстатье 226 КОСГУ. В этой части п. 10.2.6 Порядка № 209н оставлен без изменений. Ранее планировалось, что для этих целей будут применяться подстатьи 352, 353 КОСГУ.

Неисключительные права на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования принимаются к учету по подстатье 352, с неопределенным сроком – по подстатье 353 КОСГУ (пп. 11.5, 11.5.2, 11.5.3 Порядка № 209н). В прежней редакции Порядка № 209н было наоборот: по подстатье 352 КОСГУ предполагался учет неисключительных прав с неопределенным сроком, а по подстатье 353 – с определенным. Однако соответствующие пункты Порядка № 209н скорректированы.

Выбытие неисключительных прав, начисление амортизации на объекты неисключительных прав с определенным сроком полезного использования, снижение стоимости прав в связи с обесценением отражаются по подстатьям 452, 453 КОСГУ (пп. 12.5, 12.5.2, 12.5.3 Порядка № 209н).

Обратите внимание, подстатьи 352, 353, 452, 453 КОСГУ применяются только для целей бухгалтерского учета на счетах 104 60, 111 60, 114 60, для отражения кассовых поступлений и выбытий они не используются.

Обесценение нематериальных активов с определенным сроком полезного использования учитывается по подстатье 422, с неопределенным сроком – по подстатье 423 КОСГУ.

Другие изменения и уточнения порядка применения КОСГУ представлены в таблице.

Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет

Отражаются суммы возврата бюджетными и автономными учреждениями субсидий на выполнение задания в объеме, соответствующем показателям, которые не были достигнуты, если задание не выполнено

Доходы от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов

Отражается возмещение ФСС РФ расходов страхователей на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

В 2020 году такие поступления учитываются по подстатье 134 "Доходы от компенсации затрат". Подробнее здесь

Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от организаций (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)

Отражаются также безвозмездные неденежные поступления капитального характера от индивидуальных предпринимателей, физических лиц – производителей товаров, работ и услуг

Включена абонентская плата за пользование радиоточкой

Какие нововведения ожидают бухгалтера бюджетной сферы в 2021 году?
Gesrey / Depositphotos.com

Традиционно наступление нового года связано не только с приятными хлопотами, но и с изменениями в законодательстве. Вот и в 2021 году бухгалтеров бюджетной сферы ожидает целый ряд нововведений. Разбираться в изменившихся правилах работы приходится очень оперативно, ведь применять многие новшества нужно будет сразу после новогодних каникул. Чтобы не допускать ошибок и свести к минимуму риск возникновения претензий при проверках, необходимо быть в курсе всех изменений, вступающих в силу с 1 января 2021 года.

Начинаем применять еще несколько новых федеральных стандартов бухучета

Он устанавливает единые требования к порядку признания, первоначальной и последующей оценки в бухгалтерском учете обязанностей и обязательств учреждений перед своими работниками и иными получателями выплат, а также к раскрытию этой информации в отчетности.

Все выплаты Стандарт делит на две группы: текущие (например, заработная плата) и отложенные (например, отпускные). Порядок оценки и учета выплаты будут зависеть от ее принадлежности к соответствующей группе: текущие – в составе принятых обязательств по оплате труда и начислениям на них, а отложенные – в составе резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу на счете 0 401 60 000.

Нужно внести изменения в учетную политику на 2021 год и предусмотреть условия начисления нового вида резервов – по пенсионным и иным аналогичным выплатам. В него включаются суммы государственного пенсионного обеспечения, помимо выплат из Пенсионного фонда, а также суммы, предусмотренные коллективным договором или иным локальным актом учреждения по достижении работником возраста выхода на пенсию или определенного стажа.

Благодаря этому Стандарту кардинально меняется подход к учету объектов НМА. К нематериальным активам со следующего года относятся как исключительные, так и неисключительные права пользования. В частности, права пользования лицензионными программными продуктами с 2021 года больше не осуществляется на забалансовом счете 01 – такие объекты нужно "поднять" на баланс. Для этого в План счетов с 2021 года введены новые аналитические счета к счету 0 111 00 "Права пользования активами". Более детальным станет и учет НМА, то есть исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Для них счет 0 102 00 "Нематериальные активы" также дополнен новыми аналитическими кодами. Кроме того, с 2021 года для отражения прав пользования НМА будут применяются новые подстатьи КОСГУ:

  • для неисключительных прав с определенным сроком полезного использования – подстатьи 352 и 452;
  • для неисключительных прав с неопределенным сроком полезного использования – подстатьи 353 и 453.

Переход на учет в соответствии со Стандартом "Нематериальные активы" нужно проводить уже сейчас. В ходе годовой инвентаризации все имеющиеся у учреждения компьютерные программные продукты, права пользования и иные НМА необходимо пересмотреть и распределить по новым учетным группам. Кроме того, теперь Инструкция № 157н прямо предписывает аналитический учет НМА вести в разрезе объектов учета по инвентарным номерам и ответственным лицам, так что в Инвентарной карточке потребуется прописать дополнительную аналитическую информацию. Уточнить ее тоже нужно в ходе инвентаризации

Ключевое новшество этого Стандарта – изменение требований к отражению в отчетности прав на земельные участки. Применяя Стандарт впервые, учреждениям придется переоценить до кадастровой стоимости земельные участки, учтенные на балансе и внесенные в ЕГРН. Кроме того, сейчас при годовой инвентаризации земельных участков и иных НПА нужно уточнить дополнительные данные для аналитического учета таких объектов, поскольку Инструкция № 157н теперь требует обеспечить более широкую аналитику в учете НПА.

Стандарт устанавливает единые правила признания затрат по государственному/ муниципальному долгу публично-правовых образований, по заимствованиям автономных и бюджетных учреждений, а также требования к раскрытию информации об указанных затратах в бухгалтерской / финансовой отчетности. Так, затраты по долговым обязательствам АУ/БУ Стандарт делит на две категории: процентные расходы по долгосрочным обязательствам и прочие затраты по долговым обязательствам. Учитываться расходы каждой категории должны обособленно. Прочие затраты изначально признаются в составе расходов будущих периодов на счете 0 401 50 000 и впоследствии включаются в состав капвложений либо относятся к расходам текущего периода.

Совместная деятельность – это операции, осуществляемые, в частности, в рамках договора простого товарищества. Участниками такой деятельности могут быть в том числе государственные и муниципальные учреждения, но только при условии, что договор простого товарищества или договор совместной деятельности не имеет целью предпринимательство.

Регулировать порядок учета объектов, возникающих при ведении совместной деятельности по договору простого товарищества или соглашению о совместно осуществляемых операциях без образования юрлица, а также особенности раскрытия информации об участии в такой деятельности в бухгалтерской/финансовой отчетности, как раз и будет новый федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов "Совместная деятельность".

Стандарт определяет, как раскрывать в годовой отчетности информацию о лицах – физических и юридических, влияющих на работу учреждения, или, наоборот, на деятельность которых может оказать влияние организация бюджетной сферы. К таким связанным с учреждением сторонам относятся:

  • аффилированные лица. Например, для АУ – это члены его наблюдательного совета;
  • лица, считающиеся по законодательству заинтересованными в сделках, которые заключает учреждение;
  • лица, способные влиять на хозяйственные решения учреждения в силу закона, учредительных документов или соглашений;
  • лица, на решения которых по закону или на основании учредительных документов может влиять учреждение.

Финансовый инструмент – это договор/ соглашение, по которому у одной из сторон возникает финансовый актив (денежные средства, финансовая "дебиторка", выданные заимствования и др.), а у другой – финансовое обязательство (финансовая "кредиторка", полученные заимствования) или увеличение чистых активов. Стандарт устанавливает правила учета следующих основных групп финансовых активов:

  • денежные средства;
  • финансовая дебиторская задолженность;
  • финансовые долговые требования;
  • финансовые активы, удерживаемые до погашения: деньги, размещенные на депозитах сроком более трех месяцев и долговые ценные бумаги;
  • финансовые активы для перепродажи: акции, облигации, векселя и иные ценные бумаги;
  • финансовые активы, предназначенные для получения доходов от участия: акции с соответствующей целью владения, доли участия в уставных капиталах организаций, участие в учреждениях и прочее.

А к финансовым обязательствам Стандарт относит:

  • финансовую кредиторскую задолженность;
  • долговые обязательства.

Масштабные изменения в Инструкциях № 157н, № 162н, № 174н и № 183н

В конце 2020 года серьезные поправки были внесены во все Инструкции, устанавливающие порядок ведения бюджетного и бухгалтерского учета для учреждений всех типов. Это масштабная работа по приведению действующих нормативных актов в соответствие с требованиями федеральных стандартов бухучета – как уже применяющихся, так и тех, что начнут работать с 2021 года.

Изменений много. Часть из них внедряем уже в 2020 году, другую часть будем применять со следующего года. Среди нововведений – 2021:

Как было в 2020 году

Как будет в 2021 году

Неисключительные права пользования, в частности, программные продукты

Калиниченко Е. И.

эксперт по учету в организациях бюджетной сферы, координатор образовательных программ в бюджетной сфере в Контур.Школе

7 новых ФСБУ для бюджетных учреждений, изменения в отчетности, инструкциях по учету, а также система казначейского обслуживания и новые платежные реквизиты

1. Семь новых федеральных стандартов по учету

С 2021 года в бюджетной сфере нужно применять семь новых стандартов учета:

В стандарте прописали единые требования к учету нематериальных активов: первоначальная стоимость, оценка, амортизация, обесценение, списание. Также финансисты утвердили правила учета неисключительных прав на НМА.

Стандарт делит непроизведенные активы на группы (земля, ресурсы недр, водные ресурсы, некультивируемые биологические ресурсы и прочие непроизведенные активы) и устанавливает единые правила учета для НПА.

Стандарт делит все выплаты работникам учреждений на текущие и отложенные и устанавливает обязательное правило создавать резервы по отпускам.

Методические рекомендации по применению стандарта доведены Письмом от 30.11.2020 № 02-06-07/104576.

  • 4. СГС «Затраты по заимствованиям» — Приказ Минфина России от 15.11.2019 № 182н.

В стандарте закреплен порядок признания затрат по государственному и муниципальному долгу и затрат по заимствованиям учреждений.

Разъяснения о том, как применять стандарт, Минфин опубликовал в Письме от 30.11.2020 № 02-07-07/104382.

Стандарт применяют, когда отражают в учете объекты, которые возникли при совместной деятельности по договору простого товарищества без юрлица или по соглашению о совместных действиях без объединения имущества (вкладов).

  • 6. СГС «Информация о связанных сторонах» — Приказ Минфина от 30.12.2017 № 277н.

В стандарте прописано, в каком порядке раскрывать в отчетности информацию о связанных сторонах: лицах, на деятельность которых учреждение может влиять, или случаях, когда они могут повлиять на деятельность самого учреждения. Применяется с отчетности с 2021 года.

Стандарт делит финансовые активы на шесть групп (денежные средства, дебиторская задолженность, долговые требования, финансовые активы, удерживаемые до погашения, активы для перепродажи и активы для получения доходов от участия) и устанавливает требования для принятия активов к учету.

  • Подробнее о том, как меняется учет и отчетность по правилам новых ФСБУ, какие особенности учитывать и как решать сложности, вы узнаете на вебинаре Александра Опальского « ФСБУ‑2021. Обзор изменений. Рекомендации практикам ». Посмотрите отрывок из этого вебинара:

2. Новые правила учета и счета: изменения в Инструкции № 157н

  • Приказ Минфина России от 14.09.2020 № 198н (действует с 17.10.2020)

С 2021 года в бухучете учреждений бюджетной сферы нужно применять новые правила.

  • Например, в план счетов добавили единые аналитические буквенные коды N, R, I и D. Операции с нематериальными активами перевели на баланс и добавили новые счета учета по резервам, ошибкам, забалансовые счета и пр.

Подробнее о новых правилах и счетах читайте в статье:

3. Изменения в Инструкциях по бухучету № 162н, № 174н и № 183н

  • Приказ Минфина России от 30.10.2020 № 253н (изменения в Инструкции № 174н, действует с 21.12.2020)
  • Приказ Минфина России от 30.10.2020 № 256н (изменения в Инструкции № 183н, действует с 21.12.2020)
  • Приказ Минфина России от 28.10.2020 № 246н (изменения в Инструкции № 162н, действует с 20.12.2020)

Финансисты внесли правки в план счетов, правила учета и добавили новые проводки в инструкции для казенных, бюджетных и автономных учреждений. Изменения в учет стали следующим шагом после внедрения новых ФСБУ и обновления Инструкции № 157н.

Об изменениях Инструкций № 162н, № 174н и № 183н вы узнаете на вебинаре « Обзор изменений Инструкций по бюджетному учету », лектор Александр Опальский.

4. Новый состав и изменения в бюджетной отчетности за 2020 год

Минфин внес поправки в приказы по отчетности организаций бюджетной сферы № 191н, № 33н и № 15н. Приводим обзор изменений.

Отчетность бюджетных и автономных учреждений

  • Приказы Минфина России от 30.06.2020 № 127н, от 30.11.2020 № 292н — изменения в Инструкции № 33н.

1. Скорректировали порядок заполнения и формы:

  • баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);
  • отчет о результатах деятельности (ф. 0503721);
  • отчет о движении денежных средств (ф. 0503723);
  • пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760):
  1. таблица № 1 «Сведения о направлениях деятельности» — ранее «Сведения об основных направлениях деятельности»;
  2. таблица № 4 «Сведения об основных положениях учетной политики учреждения» — ранее «Сведения об особенностях ведения учреждением бухгалтерского учета»;
  3. сведения об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности» (ф. 0503766) — ранее «Сведения об исполнении мероприятий в рамках субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений (ф. 0503766)»;
  4. сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768);
  5. сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769);
  6. сведения о финансовых вложениях учреждения (ф. 0503771);
  7. сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773);
  8. сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775);
  9. сведения об остатках денежных средств (ф. 0503779);
  10. сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства (ф. 0503790).

2. Из состава Пояснительной записки (ф. 0503760) исключили сведения о количестве обособленных подразделений (ф. 0503761), о целевых иностранных кредитах (ф. 0503767).

Отчетность казенных учреждений

  • Приказы Минфина России от 02.07.2020 № 131н, от 16.12.2020 № 311н — изменения в Инструкции № 191н.

1. Скорректировали порядок заполнения и следующие формы:

  • баланс главного распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов, источников финансирования дефицита бюджета (ф. 0503130);
  • отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
  • справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
  • пояснительная записка к балансу (ф. 0503160):
  1. таблица № 1 «Сведения о направлениях деятельности» — ранее «Сведения об основных направлениях деятельности»;
  2. таблица № 4 «Сведения об основных положениях учетной политики» — ранее «Сведения об особенностях ведения бюджетного учета»;
  3. сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164);
  4. сведения об исполнении мероприятий в рамках целевых программ (ф. 0503166);
  5. сведения о движении нефинансовых активов (ф. 0503168);
  6. сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169);
  7. сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173);
  8. сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ф. 0503175);
  9. сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства (ф. 0503190).

2. Из состава Пояснительной записки (ф. 0503160) исключили сведения о количестве подведомственных участников бюджетного процесса, учреждений и государственных унитарных предприятий (ф. 0503761), о результатах деятельности (ф. 0503162).

Дополнительная отчетность федеральных казенных учреждений

  • Приказ Минфина России от 16.12.2020 № 313н — изменения в Приказе № 15н.

Финансисты скорректировали заполнение расшифровки дебиторской задолженности по выданным авансам (ф. 0503191).

Консолидированная отчетность

  • Приказ Минфина России от 29.10.2020 № 250н — изменения в Инструкции № 191н.

В составе системы бюджетов появился новый уровень — бюджеты муниципальных округов. Отчетность этих бюджетов с 2021 года будет входить в состав консолидированной отчетности. Поэтому финансисты внесли правки в следующие формы:

  • консолидированный отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (ф. 0503152);
  • отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503317);
  • баланс исполнения консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503320);
  • консолидированный отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503321);
  • консолидированный отчет о движении денежных средств (ф. 0503323).

5. Новые КВР, КВД и КОСГУ с 2021 года

Внесли поправки в Порядок № 209н и добавили новые доходные и расходные коды, а также скорректировали описание действующих КОСГУ. Например, с 2021 года появился новый КОСГУ 139 «Доходы от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов». По коду следует учитывать доходы (возмещение) от фонда на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний сотрудников, а также на санаторно-курортное лечение сотрудников, которые работают во вредных условиях.

Также более подробно разделили схожие расходы по кодам 226 «Прочие работы, услуги» и 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений».

Подробнее о новых кодах и других изменениях читайте в статье « Бухгалтеру бюджетной сферы: топ‑5 изменений за ноябрь ».

В Порядок № 85н добавили шесть новых кодов видов расходов. В частности, КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов». С 2021 года по этому коду нужно отражать расходы на электроэнергию, газ и теплоснабжение. Еще закрепили закрытый перечень расходов, которые нужно оплачивать по КВР 119, 129, 139 и 149.

Чтобы узнать подробнее обо всех нововведениях, регистрируйтесь на вебинар лектора Марии Беляевой « КВР и КОСГУ в 2021 году: изменения и примеры ».

6. Новая форма плана ФХД и расчетов-обоснований с 2021 года

Законодатели утвердили новые формы плана ФХД и обоснований к нему по поступлениям и выплатам для федеральных бюджетных и автономных учреждений. Учреждения субъектов РФ также вправе использовать эти формы обоснований, если их утвердит и доведет учредитель.

Подробнее о том, как составлять План ФХД и как менять его в течение 2021 года, можно узнать на экспресс-курсе « ПФХД‑2021 по новым правилам ».

7. Единый казначейский счет (ЕКС) и новый порядок казначейского обслуживания

  • Закон от 27.12.2019 № 479-ФЗ (поправки в БК РФ)
  • Приказы Федерального казначейства от 14.05.2020 № 21н, от 01.04.2020 № 15н

Законодатели ввели понятие «единый казначейский счет» и утвердили новые правила обслуживания для участников системы казначейских платежей. Участники системы делятся на прямых (ФК, финорганы субъектов РФ, администраторы, федеральные ПБС, бюджетные и автономные учреждения) и косвенных (муниципальные бюджетные и автономные учреждения, ПБС субъектов РФ и др.). Каждому участнику системы будет открыт счет в территориальных органах ФК (ТОФК). О том, в каком порядке и в какой период откроются счета, — в Приказе ФК от 01.04.2020 № 15н .

Оператором новой системы будет само Федеральное казначейство. Казначейское обслуживание проводят ТОФК. Старые счета, открытые участникам системы до 2021 года, будут закрыты. Переходный период установлен до 1 января 2023 года.

Также для нового казначейского обслуживания утвердили новые формы документов для денежных операций:

  • заявка на кассовый расход (код формы по КФД 0531801);
  • заявка на кассовый расход (сокращенная) (ф. 0531851);
  • заявка на возврат (ф. 0531803);
  • заявка на получение наличных денег (ф. 0531802);
  • распоряжение о перечислении денежных средств на банковские карты «Мир» физических лиц;
  • уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа (ф. 0531809) и др.

8. Поправки в первичной документации учреждений и проект нового приказа, который заменит Приказ № 52н

С 27 сентября 2020 года законодатели внесли ряд поправок в Приказ № 52н.

Изменили не только состав «первички» и регистров учета, но также обновили действующие формы и указания по их заполнению. Однако использовать в работе новые документы и правила должны не все учреждения.

О том, каким учреждениям и как применять документы и правила, читайте в статье « Новые формы первичных документов и регистров: изменения в Приказе № 52н ».

Также в конце декабря на портале проектов нормативных правовых актов появился проект нового приказа, который полностью заменит Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н.

В проекте приказа есть формы первичной документации и регистров, которые были раньше, а также новые формы, например:

  • акт приема-передачи объектов, полученных в личное пользование (ф. 0504434);
  • решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет (ф. 0504436);
  • решение о списании задолженности, невостребованной кредиторами, с учета по счету № (ф. 0504437);
  • ведомость начисления доходов (ф. 0504837);
  • решение комиссии по поступлению и выбытию активов о принятии к учету нефинансовых активов (ф. 0504441) и др.

9. Новый федеральный МРОТ и порядок расчета прожиточного минимума с января 2021 года

С 1 января 2021 года величина МРОТ составила 12 792 руб.

Также внесли изменения в методику расчета минимального размера оплаты труда. Больше МРОТ не зависит от стоимости потребительской корзины. Теперь он будет составлять 42% от медианной зарплаты за прошлый год. Это величина, от которой 50% населения получают зарплату выше, а 50% — ниже.

Прожиточный минимум также будут считать по-новому: из медианного среднедушевого дохода. На 2021 год эта величина составляет 44,2% от указанного показателя.

10. Новые реквизиты для ЗКР и платежек на уплату налогов и взносов

Из-за новой системы казначейских платежей с 1 января 2021 года изменились реквизиты, которые нужно заполнять в заявках на кассовый расход и платежных поручениях на перечисление налогов, сборов и страховых взносов в ФНС. А именно:

  • в ЗКР в графе 5 теперь заполняют номер казначейского счета, а в графе 8 — номер счета, который с 2021 года входит в состав единого казначейского счета (ЕКС);
  • в платежном поручении: номер счета, который входит в состав ЕКС, указывают в поле 15, а в поле 17 — номер казначейского счета.

Для удобства в письме налоговики привели таблицу реквизитов ТОФК для каждого региона.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Все важные изменения в бюджетной сфере с 2021 года 841.7 КБ

Читайте также: