Как выросли налоги при путине

Опубликовано: 11.05.2024


Фото пресс-службы Президента РФ
Фото пресс-службы Президента РФ

Двадцать лет назад, 9 августа 1999 года, тогдашний президент России Борис Ельцин назначил Владимира Путина премьер-министром. Это было не простое назначение, а с умыслом: у предыдущих протеже Ельцина дело не шло, а тут сразу чувствовалась хватка. «Если дело пойдет хорошо — будешь президентом» — примерно так напутствовал первый президент России своего ставленника.

Сначала все действительно пошло неплохо. На рубеже 2000-х годов Путин принял экономику, которая в течение всех 1990-х находилась в состоянии либо свободного, либо вялого падения. Бартер, неплатежи, бешеная инфляция, непредсказуемо скачущий курс рубля, огромный дефицит бюджета и госдолг, дефолт, невыплаты зарплат, умеющие только воровать «красные директора» в очереди за бюджетными вливаниями, полубандитская приватизация, отсутствие внятных правил и контроля за их соблюдением, а как следствие — «братки» вместо суда и полиции. Вот краткая характеристика российской экономики 1990-х.

Такой оказалась плата за отказ советских лидеров после Сталина заниматься экономикой, постепенно, на китайский манер, готовя ее к капитализму. В результате приватизация началась стихийно — еще не позднее середины 1980-х, — а вскоре стала неуправляемой. Государство, как в 1917-м, «слиняло в три дня». И это в стране с мощнейшим ВПК и недоразвитым потребительским сектором, с тотальным дефицитом жилья, вкусной еды и бытовой техники. Поэтому переход от плановой системы к рыночной и стал столь травматичным для населения, чиновников, предпринимателей — для всех.

Рост потерялся

Такой Путин принял российскую экономику. Институтов, нужных для развития капитализма, в ней почти не было. Налоги были высокими, и их по официальным ставкам никто не платил. Бизнес получал сумасшедшие прибыли, поскольку рынки только возникали, но работал в совершенно непредсказуемой среде. Сколько придется завтра заплатить бандитам в качестве платы за существование бизнеса, не грохнется ли послезавтра банк, в котором ты держишь все средства, как отдавать долги иностранным поставщикам, если рубль упадет вдвое, — вопросы такого типа бизнесменам приходилось задать себе не в редкие моменты острого кризиса, а чуть ли не через день.

Теперь все не так. Экономика за 2000-2018 годы выросла вшестеро (в номинальных долларах, см. рисунок 1), инфляция у нас низкая, в бюджете нет дефицита, внешний долг практически отсутствует как класс, бандиты не ходят к каждому бизнесмену раз в месяц за долей выручки, курс рубля предсказуем (надо только следить за ценой нефти и внешней политикой), налоги адекватные (хотя и подросли в последние годы). Правда, отставание от лидеров только увеличилось, а экономика Китая за те же годы вообще выросла более чем в 11 раз.


Рис. 1. Отставание от лидеров по ВВП

Данные Всемирного банка

Более пристальный взгляд показывает (см. таблицу 1), что весь экономический рост приходится на первую путинскую девятилетку — 2000-2008 годы. Тогда российская экономика прибавляла в среднем по 7% в год. Продолжать бы в таком же духе — и сейчас российский ВВП был бы примерно на уровне Германии, а не в 2,4 раза ниже.

Таблица 1. Темп роста ВВП в среднем за год, в %
Данные МВФ, расчеты автора
2000-2008 2009-2018 2000-2018
Аргентина 3,5 1,0 2,2
Бразилия 3,8 1,2 2,4
Индия 6,8 7,5 7,2
Казахстан 9,4 4,1 6,6
Китай 10,4 7,9 9,1
Корея 5,1 3,1 4,1
Польша 4,1 3,4 3,7
Россия 7,0 1,0 3,8
Турция 4,9 5,3 5,1
Украина 6,5 —1,3 2,4

Но нет. В 2009-2018 годах средний темп роста упал до 1%. Для развивающейся экономики это не рост, а его отсутствие. Особенно хорошо это видно по динамике подушевого ВВП.

Десять лет назад этот показатель у нас был в 1,6 раза ниже корейского уровня и в 3,5 раза выше китайского. Сейчас — в 2,8 раза ниже, чем у Кореи, и всего на 18% выше, чем у Китая. Что же произошло?

Таблица 2. ВВП на душу населения, $
Данные МВФ
1999 2008 2018
Аргентина 8453 9147 11627
Бразилия 3503 8873 8968
Индия 462 1049 2036
Казахстан 1132 8349 9237
Китай 872 3467 9608
Корея 10409 20431 31346
Польша 4340 14005 15431
Россия 1428 12429 11327
Турция 4019 10692 9346
Украина 665 3945 2963

Печальный диагноз

Ответ на вопрос состоит из двух частей. Первая причина остановки роста в том, что в середине 2000-х, подумав, что «ухватил Бога за бороду», Путин взял курс на огосударствление экономики. Началось все, конечно, с дела ЮКОСа, но в полной мере этот тренд проявился в следующие годы. Государство стало «входить» в самые прибыльные сегменты экономики и «отжимать» их у частных предпринимателей. Даже если бизнес оставался частным, он передавался «друзьям». Эта схема работает примерно одинаково на всех уровнях — от крупнейших банков и нефтегазовых компаний страны до небольшой фирмы, занимающейся, например, ремонтом детских садов в городе N. Если чуть копнуть, обязательно окажется, что владелец этой фирмы — зять, брат или сват, к примеру, директора N-ского департамента образования.

Для экономики, казалось бы, неважно, кто кому дочь или друг. Но важно, чтобы неэффективные фирмы уходили с рынка, у них менялись собственники, а новым компаниям был открыт вход на рынок. В случае когда управление «командными высотами» доверено «своим», когда эта схема транслирована на всю экономику, этой ротации нет. Уровень конкуренции в такой экономике снижается, начинается застой. Это сейчас и происходит.

Строили потребительский рай, а получилось то, что умели строить: танк.

Зависимость России от экспорта природных ресурсов за последние годы никуда не делась (в 2018 году на минеральные продукты приходилось 64,8% суммарного российского экспорта). Тем временем доля государства в экономике выросла с 30-35% до 55%. При этом государство ушло оттуда, откуда оно не должно было уходить (минимизировав расходы на образование, науку, здравоохранение, соцпомощь), и пришло в прибыльный бизнес, где его не должно быть в принципе. Как следствие, ухудшился деловой климат, а главную роль в нем стали играть силовые структуры.

Вторая причина: в 2014 году Россия поссорилась чуть ли не со всем миром и пока не предпринимает усилий к налаживанию отношений. Как следствие, прямые иностранные инвестиции (ПИИ) обрушились с $70 млрд в 2013 году до $2 млрд в 2018-м. А ведь ПИИ — это не просто деньги: это новые технологии и включение в глобальные производственные и исследовательские цепочки. Бизнес в России снова стал непредсказуемым, и иностранные компании обходят нас стороной. В одиночку в современной экономике выжить невозможно. А путь, которым мы движемся в последние годы, ведет к тому, чтобы постепенно стать «сырьевым придатком» бурно развивающегося Китая.

Это и есть главный итог путинских 20 лет. Строили потребительский рай, а получилось то, что умели строить: танк. Так бывает. Может быть, в следующий раз получится что-то более полезное для мирной жизни. Ведь нынешняя попытка — не последняя. Если только наше чудо-оружие не засыплет весь мир радиоактивным пеплом.

Перспективы экономического развития России, ее народа при нынешней власти — призрачны

Майя Мамедова


Никогда такого не было, и вот — опять. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин посетовал президенту Владимиру Путину, что расход бюджета уходящего года не исполнен почти на 1трлн. рублей. Слукавил Алексей Леонидович или — как? Ведь только ленивые из экономистов не твердят об этой ситуации, когда бюджетные деньги, которые можно было пустить на выполнение тех нацпроектов, лежат мертвым грузом, съедаются инфляцией. И президент удивляется, что экономика несёт огромные потери. Впрочем, по словам того же Кудрина, «национальные проекты могут решать локальные проблемы, но не всегда дотянутся до установленных целевых показателей». Так что, спи спокойно страна и, если интересно, слушай очередные байки власти про рост материального благосостояния, который заложен очередным бюджетом на предстоящее трехлетие. Но почему его называют антисоциальным, с явным прицелом на «бандитский капитализм»?

— Как ни называй бюджет, но ситуация такова, что основные ресурсы и капиталы, которые еще есть, большей частью утекают и оседают в офшорах или в карманах кланов, известных в народе как бандитские, — говорит экс-директор НИИ статистики, доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ Василий Симчера. — Президент обещал наладить идентификацию капиталов, утекающих в офшоры и заграничные компании. Пока это работа не налажена даже на 1 полный процент. Ясно, что эти утечки будут идти при амнистии капитала, которая якобы объявлена и якобы происходит. Она ничтожная, и при нынешних порядках, при нынешних системах организации труда и производства в господствующих системах — это невозможно. Потому что не только трудовому капиталу, но и трудовым ресурсам в России нечего делать и не выгодно работать. Тем более бандитским и сомнительным капиталам, стократно пронырливым. Никто никакие капиталы в Россию не вернут. Мантры нашего президента о том, что капиталы в Россию возвращаются — это его такая роль зазывалы и массовика-затейника — ничем не кончается. Минимальная оценка — триллион долларов осели за границей, вызывают сомнения качеством своего происхождением, поэтому никаких шансов, что они вернутся в Россию, так как будут здесь арестованы. Путинской амнистии эти бандиты не доверяют, они её презирают. Оживление экономики за счет возврата украденного у страны не возможно. Так же, как оживление экономики усилиями нынешнего непрофессионального правительства. Поэтому, как ни пиши бюджет, перспективы на предстоящие годы чрезвычайно туманные. Да и народ на такие сомнительные, ложные программы работать не хочет. Катастрофа, когда банковский капитал имеет прибыль в год 70%, а народ при этом нищает. Народ задушили налогами. Поэтому у нас нет ни малого, ни среднего бизнеса.

Должны быть перемены, но рассчитывать на них тоже глупо: сам президент Путин не раз уверенно заявлял, что «в стране, в экономике всё нормально». Так что, как ни рисуй бюджет, это не про развитие экономики, улучшение жизни россиян. Это — замыливание мозгов народа: ах, 19 триллионов! Он должен был бы быть 40 триллионов. В стране есть ресурсы, которые этот бюджет могли бы уже сегодня пополнить. Прежде всего, если бы была налажена адекватная система налогообложения, ее стимулирования. А не те, что власть установила: жандармские налоги и всякого рода поборы с населения, которые не идут на пополнение бюджета. Достаточно, если бы мы изменили систему распределения и получения доходов от углеводородов, прежде всего, от газа и нефти. Бюджет при правильной системе распределения и использования этих доходов мог быть увеличен в 2020 году на 8,5 трлн. рублей. Практически больше чем на треть.

С другой стороны, использование источников нынешнего бюджета чрезвычайно странное. Во-первых, потому, что на развитие экономики и на социальную помощь отведено где-то едва ли 5% того, что должно уходить и финансироваться из бюджета. А с другой стороны, то, что уходит, используется чрезвычайно скверно. Средства на социальную помощь не доходят, либо доходят в конце года. Использовать их тогда нельзя, они вновь возвращаются в бюджет. Так образуется его профицит. И так можно разбирать каждую статью направления использования этих доходов. Практически треть статей бюджета не прозрачная, закрытая, секретная. Куда эти деньги уходят? Значит, товарищ Путин не справляется со своими обязанностями. Президент объявил о новых национальных проектах, не отчитавшись за прошлые. Может, потому, что они провалены? К сожалению, власть — дурной пример всем исполнителям, если не может привлечь к ответственности тех, кто ворует.

«СП»: — Росстат предложил новую методику подсчета, по которой доходы россиян растут. Откуда такая игра цифр и как она отразится на социальной направленности бюджета-2020 год?

— Довольно нелепо звучит, потому что реальная зарплата у нас никак не растёт, номинальные зарплаты, может быть, в каких-то точках и растут. Но это вульгарное отражение роста: нельзя суммировать зарплаты кланов, воров, богатеев и зарплату в отдельно взятых отраслях производства, где платят всякие дополнительные пособия, бонусы и — ничтожные заработки в 10−12 тыс. рублей. Никакого реального роста нет, потому нет и реальных пенсий. Вы повышаете якобы номинал на 2−3% процента, но инфляция же не 3−4%, а сегодня уже год кончается, она превышает 10%. Значит, вранье, фальсификация. Растут цены на товары, а если есть некое снижение, то это на некачественную, зачастую просроченную продукцию. За ширмой инфляции можно заниматься манипуляциями. А народу рассказывать про патриотизм, русский язык и русскую мать.

«СП»: — Насколько на этом фоне чувствителен раздражитель против этих решений власти, которые ухудшают жизнь народа?

— Социальное напряжение в обществе растет, но оно в России всегда специфическое. Потому что люди сами по себе так остро вопросы не ставят: они склонны молча протестовать. Это — очень опасно.

«СП»: — Не усугубит ли ситуацию предложение правительства Медведева о так называемом гарантированном пенсионном плане (ГПП), когда россиянам придется самостоятельно копить себе на старость? Получается, государство отказывается от последних социальных гарантий?

— Это очередное глупое предложение. Некоторые губернаторы, обладающие свойством отморозков, тоже заявляют, что не надо платить пенсию. Пусть дети платят родителям пенсии. Такое может заявлять человек малообразованный или вообще — тупой. Он не знает, что пенсия — это трудовое сбережение, собственность того, кто работал и пенсию должен получать. Не смейте трогать! Тем не менее, пенсия платится у нас все эти 30 лет едва ли не вполовину из того, что нельзя трогать, а только треть. Ни Путин, ни Медведев — никто не смеет трогать эти деньги. Но народу предлагается очередная пирамида на властном уровне. Некоторые создают накопительные фонды, чтобы привлечь народ, обещают не брать налоги, добавить даже государственные. Ничего там реального нет, потому что — это малые деньги, они не могут быть использованы как пенсионные фонды. У нас нет эффективных производств, куда можно было бы вложить эти пенсионные накопления. В нефтянку и газ, где все воруется? Вас туда не пустят, там всё схвачено своими.

Теперь объявили очередной заём ОФЗ, общегосударственный заём, зазывают и обещают более высокие проценты, чем в банках. И там ничего не получится, потому что нет отраслей, где есть эффективность, свободные отрасли производства, куда эти деньги можно было вложить и заработать в два-три раза больше на капитальных вложениях. Остается опять единственная отрасль — газовая и нефтедобывающая промышленность. Но вас туда, повторю, никто не пустит.

Кроме того, пенсионеры могли помнить, что случилось с их деньгами в негосударственных пенсионных фондах. Деньги заморозили, сделали невозвратными. Теперь вместо денег и доходов, которые там якобы существовали, правительство выдаёт даже не бумажки, не гарантии, что это деньги вернут этим негосударственным пенсионным фондам, а словесное обещание, Что да, через 3 года вернем, потом через 5 лет. Не вернут никогда, так же, как не вернули денежные сбережения, которые хранились у населения в 90-м году в сберкассах. Их изъяли, сумма теперь оценивается почти в 50 трлн. рублей, то есть половину того, что Россия в год может произвести. Не вернут, потому что нет ни ресурсов, ни возможностей, а теперь — и воли. Взамен — президентская мантра: у нас всё в порядке, мы ничего не собираемся менять.

«СП»: — Каким может быть политический эффект от провала экономической политики?

— Ясно, что отрицательным. Ясно, то, что происходит в стране, ее изоляция — это следствие изжившей себя управлением госсистемой. Естественно, что в конечном итоге это сказывается на ухудшении реального экономического положения. Реальный рост социального напряжения в обществе сказывается на политических решениях. И как бы они нашими теперешними медиаторами ни приукрашивались и ни подменялись, оценка не изменится, потому что наше политическое положение теперь в мире чрезвычайно шаткое и чрезвычайно бесперспективное. Мантры все во имя человека — пустозвон. Народ не защищен, не обеспечен государством. Это политический момент, то есть стратегия развития. Она у нас, к сожалению, низведена к нулю. Потому что уважение к человеку, реальная защита человека, реальные ценности у нас защищаются только точечно, когда Путин проводит пресс-конференцию и в единичном случае может распорядиться, чтобы бабушке починили крышу. Так дела не решаются. И не могут решаться. Такая политика ведет к краху. Нам нужна внутренняя эффективная политика — политика защиты человека и семьи. А она словесная. У нас хвастаются, что мы своих не бросаем. Не бросаете в беде, скандале, в войне. А нам надо бы не бросать в мирной жизни.

Только одно поймите, что мы, якобы, увеличили объемы производства в 2−3 раза. А надо бы в 30 раз. Плату за услуги ЖКХ выросли в 27 раз. При Путине в 6 раз повысили цены на бензин. В 5 раз — цены на электроэнергию. Подскочили процентные ставки: в Советском Союзе были 0,5%, а теперь 15%. Повышение в 30 раз. Налоги, если взять и привести к общему знаменателю — это все 70% .

«СП»: — При всей нестабильности российской экономики, этот бюджет принимается на сломе выборов в Госдуму, транзита власти в Кремле. Как вы расцениваете устойчивость партии власти в данный момент? Насколько долгим будет так называемое «долгое государство Путина», а точнее его власть?

— 60% населения находится вне этих страстей. Они не голосуют, не интересуются этими делами, тихо презирая элиту, околовластные структуры. 40% - якобы, другой народ, другая экономика, другие ценности. И там едва ли из этих 40%, интересантов — 10%. Эти интересанты и делают погоду. Они себе назначают президента, порядки, под себя пишут законы. У нас позволено с 3 триллионов долларов, полученных нефтегазовой промышленностью, на социальные пособия бросать народу копейки, урвав себе остальное. Следовательно, и выборы и трансформация эта будет происходить по этим правилам и под их влиянием. Когда это изменится? В такой большой стране как Россия, на это потребуется смена трех поколений. Мы пережили только одно поколение, нам нужно 66 лет ещё пережить, чтобы эти ценности были превращены в презрение и не доминировали, были вытеснены из нашей жизни. Вот считайте, насколько «долго государство Путина». Транзит власти по сценарию 99 года — не возможен. А слова главы Счетной палаты Алексея Кудрина, что для решения задач не нужно усиливать вертикаль власти, так это Алексей Леонидович, как говорится, ломает комедию. Страна стерилизована: политически, экономически, социально. Народ, повторяю, готов терпеть еще 66 лет. Какой ему интерес в этой вертикали, горизонтали власти…

Поддержка регионов - плюс 100 миллиардов

Дополнительные финансы получат и регионы на компенсацию расходов по борьбе с коронавирусом - в размере 100 млрд рублей. Это плюс к тем 200 млрд рублей, о которых было объявлено ранее. При этом Путин призвал "внимательно посмотреть на принципы распределения такой поддержки". Необходимо не ограничивать, а, напротив, поощрять регионы, которые активно вкладывают свои ресурсы в проекты развития, отметил глава государства.

Будем строить новые дороги

Дополнительные бюджетные деньги - 100 миллиардов рублей - президент поручил потратить в этом году на обновление региональной дорожной сети. "Направим эти средства в те субъекты, которые работают быстро: строят, ремонтируют дороги качественно и с опережением графика", - сказал президент.

Число требований на стройках сократят

Кабмин готов перевести треть требований в сфере строительства в разряд рекомендаций, эту работу надо продолжать, поручил Путин. "На примере возведения медицинских центров, госпиталей во время эпидемии мы увидели, что можно, оказывается, строить гораздо быстрее и при этом качественно и надежно, без обременительных формальностей, отнимающих время, силы, да, в конце концов, и деньги", - сказал президент.

Налог на богатых пойдет на лечение детей

С января 2021 года ставка подоходного налога повышается с 13% до 15% для тех, кто зарабатывает свыше 5 млн рублей в год. Причем взимать этот повышенный НДФЛ будут с суммы сверх 5 млн рублей.

Это даст бюджету дополнительно 60 млрд рублей. "Средства предлагаю, как говорят специалисты, "окрасить", защитить от любого другого использования и целевым образом направлять на лечение детей с тяжелыми, редкими заболеваниями, на закупку дорогостоящих лекарств, техники и средств реабилитации, на проведение высокотехнологичных операций", - заявил президент. Уже существующие программы для таких малышей тоже останутся.


На каждого ребенка - еще по 10 тысяч рублей

Родители снова получат прямые выплаты на детей. "Экономика еще не заработала в полную силу, а безработица подросла. Трудности еще не отступили", - констатировал Путин. В связи с этим он предложил в июле выплатить дополнительно по 10 тыс. рублей на каждого ребенка "от рождения до 16 лет". Мерой смогут воспользоваться семьи, в которых растет около 28 млн детей. Важно, что россиян при этом освободят от "бюрократии". Тем, кто уже получил июньскую выплату, вторая - июльская - будет начислена автоматически. То есть подавать повторное заявление, а также собирать справки не надо.

Антон Котяков, министр труда и социальной защиты

- Всего в РФ свыше 27 млн детей в возрасте до 16 лет. На финансирование выплат на детей этого возраста будет направлено более 274 млрд рублей. Для нее не требуется подавать заявление: средства будут перечислены родителям, которые уже получили ежемесячные выплаты на детей до 3 лет или единовременную выплату на детей в возрасте от 3 до 16 лет на основании данных, которые имеются у ПФР.

Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Александр Сафонов, проректор Финансового университета при правительстве РФ

- Президентские инициативы направлены на поддержку семей с детьми, которые оказались в трудных экономических условиях. Не секрет, что карантин многих из них лишил привычных доходов. При этом обязательства по оплате услуг ЖКХ, займов и ипотечных кредитов остались. Естественно, что семьи остро нуждаются в господдержке.


Потерял работу - семью поддержат рублем

Семьи, где без работы остались один или оба родителя, продолжат получать по 3 тысячи рублей на каждого несовершеннолетнего ребенка и увеличенное пособие по безработице до конца лета.

Все решения по поддержке рынка труда, по увеличенному пособию по безработице, по выплатам детям в семьях, где родители временно остались без работы, "продолжат действовать и в июле, и в августе", объявил Владимир Путин.


Самозанятым можно стать начиная с 16 лет

С 1 июля право вводить специальный налоговый режим самозанятых появится у всех регионов России - это уже не пилотный вариант для нескольких регионов.

"Также считаю - и об этом мы не раз говорили с молодыми предпринимателями - нужно дать возможность получать статус самозанятого не с 18, а с 16 лет", - объявил Путин. При этом он пообещал, что "такие начинающие предприниматели также получат дополнительные налоговые льготы, а именно налоговый капитал в размере одного МРОТ, чтобы не отвлекать ресурсы от развития своего дела на уплату налога".

Ипотеке под 6,5% расширили границы

Президент предложил расширить программу льготной ипотеки на квартиры в новостройках - она была запущена весной по ставке 6,5%. "Сейчас нужно обязательно расширить возможности для выбора комфортного, современного жилья. В этой связи предлагаю распространить льготную ипотеку на новое жилье стоимостью не до 3, как прежде, а до 6 млн рублей. А в крупнейших агломерациях - Московской и Санкт-Петербургской - до 12 млн рублей", - сказал Путин.


Никита Стасишин, заместитель министра строительства и ЖКХ

- Ограничения по максимальной сумме кредита в рамках программы льготной ипотечной ставки под 6,5% зачастую не позволяли приобрести двух-трехкомнатную квартиру, что особенно актуально для семей с двумя и более детьми, нуждающихся в расширении жилой площади. Больше всего это востребовано для крупнейших городов, где стоимость жилья выше, чем в среднем по стране. Мера по расширению возможностей программы, которая увеличит сумму кредита по льготной ставке для РФ в целом с 3 до 6 млн рублей, для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей - с 8 до 12 млн, с учетом первого взноса позволит покупать по сниженной ставке до 95% имеющихся в продаже квартир.

Рифат Гарипов, член Общественного совета при Минстрое РФ

- Увеличение лимитов кредитования по льготной ипотеке позволит поднять спрос населения в среднем на 10-15% по стране. В основном это произойдет за счет семей с двумя и более детьми, которые уже имеют какую-то жилплощадь, но планировали ее расширять. Установленные первоначально лимиты не позволяли рассматривать варианты трехкомнатных и более квартир. Однако ожидать взрывного спроса не стоит. Одним из основных тормозящих факторов остается высокий процент первоначального взноса. Изначально предложенные условия предполагали, что взнос составит 20%. Однако для столицы это около 1,5 млн рублей, для регионов примерно 600 тысяч. Сейчас некоторые банки изменяют условия кредитования и снижают первоначальный взнос до 15%.

Доплаты медикам и соцработникам продлят


Здравоохранение России показало способность реагировать на экстренные ситуации, заявил президент. Он еще раз поблагодарил медработников, которые приняли на себя основной удар пандемии, и объявил: надбавки за работу с больными COVID-19 им продлят еще на два месяца - июль и август. Доплаты для сотрудников социальных учреждений - детских интернатов, домов престарелых - продлят до 15 сентября. Более того, все эти доплаты президент поручил учитывать и при расчете отпускных.


Бизнесу - льготные кредиты на выплаты зарплат

Еще 100 млрд рублей будут выделены на льготные кредиты (по ставке 2%) предприятиям пострадавших отраслей. Эти кредиты выдаются при условии сохранения 90% сотрудников.

Мера востребована, спрос оказался гораздо выше, чем изначально планировало правительство. Поэтому президент поручил расширить эту программу: выделить на ее реализацию еще 100 миллиардов рублей. "И, таким образом, дополнительно поддержать предприятия, их работников на этапе выхода из режима ограничений и тем самым ускорить восстановление экономики и занятости", - сказал Путин.

Налоговый маневр в сфере IT

Владимир Путин предложил ввести бессрочные меры налоговой поддержки IT-отрасли. Работающие в России IT-компании получат большие преференции, в том числе самую низкую налоговую ставку на прибыль в мире - 3% (сейчас ставка 20%). Существенно снижается и нагрузка на фонд оплаты труда. "Сейчас ставка страховых взносов для таких компаний составляет 14% на период до 2023 года. Предлагаю снизить ее до 7,6%. Причем не временно, а бессрочно", - заявил президент.

Наталья Касперская, руководитель рабочей группы "Информационная безопасность" в рамках нацпроекта "Цифровая экономика"

- Снижение льготы по страховым взносам - это действенная мера, которая действительно поддержит ИТ-компании и российскую разработку. Сейчас мы в АРПП пытаемся выделить те ИТ-компании, которые сильнее всех пострадали в кризис, определить группы этих компаний, чтобы внести свои предложения в Минкомсвязи РФ.

Дмитрий Мариничев, интернет-омбудсмен

- Льготное налогообложение должно снизить риски коммерческой деятельности в отрасли и облегчить легкий вход для новых компаний. Это должно повлечь за собой удешевление услуг, их распространение и изменение самой структуры потребления и качества жизни общества.

Фото: Алексей Бурло/ РГ

Фото: Алексей Бурло/ РГ

Евгений Лифшиц, член экспертного совета Комитета Госдумы по информационной политике

- Без учета средств нацпроекта "Цифровая экономика", ИТ-рынок в России составляет около 1,5 трлн рублей. 85 % этих средств приходится на 10-15 крупных игроков. Примерно 80 000 отечественных ИТ-компаний живут на 20-30 млн рублей в год. Им трудно выйти на рынок со своим продуктом, участвовать в госзакупках и других тендерных процедурах.

Ренат Лапшин, исполнительный директор АРПП "Отечественный софт"

- Снижение налога на прибыль с 20 проц. до 3 проц. в долгосрочной перспективе даст хороший эффект и повысит устойчивость компаний. Снижение страховых взносов - самая ожидаемая мера поддержки для бизнеса. Представители нашей индустрии - высококвалифицированные работники, имеющие высокий уровень зарплат. Сегодня расходы на фонд оплаты труда ИТ-компаний составляют порядка 80% в общих расходах организаций, поэтому снижение страховых платежей очень поможет поддержать отрасль и сохранить кадры. А бессрочное продление данной меры обеспечит конкурентоспособность наших компаний на мировом рынке. Налоговый маневр будет способствовать возвращению ИТ-бизнеса из-за рубежа в Россию, росту экспорта нашего ПО.

Фиксированный налог для владельцев зарубежных активов

Российские налоговые резиденты - владельцы зарубежных активов - смогут платить фиксированный налог на полученный доход от деятельности контролируемых иностранных компаний. "У нас много предпринимателей, которые развивают свой бизнес не только внутри страны, но и за рубежом. И у них должна быть возможность удобно, цивилизованно платить налоги дома, в России", - заявил президент. Сейчас схема налогообложения в этой сфере сложная и запутанная, отметил он и предложил ее кардинально упростить. А именно: предоставить право уплачивать фиксированную сумму - 5 млн рублей в год - без дополнительной отчетности.

Вчера вечером, 23 июня, накануне Парада Победы, к гражданам России обратился Президент РФ В.В. Путин. Он подвел итоги борьбы с коронавирусом, рассказал о достижениях отечественной медицины, поделился планами на восстановление экономики и др. Но особенно много было сказано именно о налогах. Вот про сказанное о налогах мы и поговорим.


1. Нравится мне такой афоризм: "О чем бы вам не говорили, вам говорят о деньгах". Эта фраза постоянно подтверждается жизнью.

Если его немного переиначить, то получится так: "О чем бы вам не говорили власти, вам говорят о налогах" (©А.В. Брызгалин). И в этом, наверное, нет ничего удивительного, ведь налоги это тот язык, на котором государство разговаривает со своими подданными. А при демократии, голосуя на выборах за "кандидатов власти", мы вручаем им право устанавливать те налоги, которые мы будем с вами в дальнейшем платить.

Новостей, собственно, три.

2. Уж я не знаю, сознательно или бессознательно, но Владимир Владимирович очень точно сформулировал одну наиважнейшую сентенцию о проблемах современного налогообложения. Дело в том, что разрешение самых главных проблем налогообложения, как бы странно это ни звучало, лежит вне сферы налогообложения. Ведь «собрать побольше налогов» само по себе – это не есть самое главное, это не главная цель. Ну, собрали вы 20 трлн. налогов и что? Дальше то как? Налоги ценны не сами по себе, налоги это не только источник «содержания государства, полиции и армии», но и фонд для распределения общественного блага, а в последние десятилетия, еще и источник для культурного и экономического общественного развития.

Многие налогоплательщики не желают платить налоги не в силу собственной порочности, а в силу не согласия с расходной, т.е. с бюджетной политикой властей. Знаменитый мем "чем больше я уплачу налогов, тем больше их украдут или закопают в никуда" есть реальное проявление с перераспределительной политикой государства.

Думается, что решение бюжтено-расходных проблем государства во многом будет способствовать и разрешению налоговых проблем, причем без всякого ужесточения налогового контроля, ответственности, санкций и прочего администрирования. Но это очень глобальная проблема, о чем, наверное, надо вообще говорить отдельно. И если Президент это понимает, то это очень хорошо.

И еще одно значение имеют сказанные Президентом слова. Попытка решить все проблемы экономики через налоги – это очень утопично и недальновидно. Помните расхожую фразочку из 90х: "Все болезни от нервов, а в экономики - от налогов". Это и так, и, конечно, не так.

Налоги – только один из инструментов регулирования экономикой. Одними налогами ничего не решить (хотя и решить можно многое). Например, сельское хозяйство… Уж каких там только налоговых льгот нет, а до процветания далеко. Или взять малый бизнес, о котором в последнее время не говорит только лишь ленивый. Льгот – вроде огромное количество, а не "взлетает" малый бизнес, а наоборот, чувствует себя всё хуже и хуже.

Поэтому прав В.В. Путин, 100 раз прав: «Налоги – это, конечно, важно, но далеко не всё».

3. Россия впервые почти за 20 лет отказывается от плоской шкалы НДФЛ и вводит прогрессивную хотя и очень мягкую шкалу.

Честно говоря, единой 13 % ставки НДФЛ у нас никогда не было, были ставки и 9 %, 30 % и 35 %, но все-таки основная была именно 13%, причем независимо от размера облагаемого дохода.

Однако с 1 января 2021 г. доходы свыше 5 млн. руб., как сказал Президент, будут облагаться по ставке 15 %. Дополнительно собранный НДФЛ будет иметь целевое назначение - деньги пойдут на лечение тяжело больных детей.

Тут, конечно, много вопросов, которые, возможно, будут разрешены в будущих законопроектах. Например, такой вопрос: НДФЛ федеральный налог, но зачисляется он полностью в региональные бюджеты. Как же будет выделяться дополнительные 2 %? Или весь НДФЛ, который будет взиматься свыше 5 млн. пойдет на какие-то специальный счета, с которых и будет осуществляться целевой расход?

Интересно также отметить, что информация о том, что Правительство и Администрация Президента обсуждают введение прогрессивной шкалы НДФЛ как одной из возможных антикризисных мер, говорил еще пресс-секретарь Президента РФД.С.Песков, по словам которого «окончательные решения пока не принимались, но обмен мнениями идет «весьма интенсивно и в сжатые сроки».

Предполагалось, что НДФЛ могут повысить для тех, чьи доходы превышают 2–3 млн. руб. в год. Тут же возбудились и ГосДума, идею о введении прогрессивной шкалы НДФЛ поддержали все фракции Госдумы.

В самом Правительстве в это время обсуждение повышенияставки НДФЛ опровергалось. «Этот вопрос не обсуждается» - заявили в пресс-службе Правительства. Можно предположить, что Правительство вообще было выведено из состава участников дискуссии, что по меньшей мере странно, учитывая, что Премьер-министр именно налоговик с 10-летним стажем.

Кстати, еще 19 июня депутаты фракции «Справедливая Россия» в ГосДуме предложили ввести прогрессивную шкалу налогообложения, соответствующий законопроект был направлен в Правительство для получения отзыва.

В законопроекте предлагались следующие ставки НДФЛ:

  • для граждан с доходами до 24 миллионов рублей в год – 13%;
  • для граждан с доходами свыше 24 миллионов рублей, но не более 100 миллионов рублей – 15%;
  • для граждан с доходами свыше 100 миллионов рублей, но не более 250 миллионов рублей – 17%;
  • для граждан с доходами свыше 250 миллионов рублей – 18%.

Как сообщал тогда председатель «Справедливой России» С. М. Миронов, целью законопроекта является не только сокращение разрыва между доходами граждан. Предусмотренные законопроектом механизмы будут стимулировать богатых россиян на льготных условиях вкладывать средства в развитие предприятий, которые им принадлежат (более подробно см. здесь).

Моя же личная позиция по поводу прогрессивной шкалы за много лет пока не изменилась.

  • К вопросу о прогрессивной шкале НДФЛ – «Быть или не быть»? (2010)
  • И вновь о проблеме прогрессивной шкалы по НДФЛ (анализ позиций) (2013)

Если в 2х словах, то моя позиция была и есть следующая:

Тезис 1: Прогрессию лучше не вводить, так как толку от нее будет не так много, как кажется, а вот расходы бюджета на администрирование возрастут, появится дополнительный стимул для уклонения от уплаты НДФЛ (что неизбежно скажется на страховых взносах), достижение «справедливости» здесь более чем относительным, а вот по «экономическим стимулам» прогрессия бьёт непосредственно.

Тезис 2: Если уж без прогрессии для НДФЛ не обойтись, то она должна быть чисто символической, и я очень рад, что вчерашнее предложение Президента этому тезису полностью соответствует.

4. Вводится фиксированная сумма налога на владение контролируемой иностранной компанией (так называемых «КИК»).

Если раньше при владении КИК владельцу было необходимо определять её нераспределенную прибыль и уплачивать с неё налог по ставки 20 % для юрлиц или 13 % для физлиц, то сейчас вводится общее правило – с КИКа без всякой отчетности взимается фиксированный налог в размере 5 млн. руб. Этакое ЕНВД на международном уровне.

Фактически государство вводит «фиксированную плату» за владение иностранными компаниями.

Если кто-то думает, что при миллиардных прибылях можно будет «откупиться» 5 млн. тот ошибается, т.к. существует множество других институтов, например институт «фактического получателя доходов», через которые можно будет получить все налоги в полном объеме. А еще не забывайте, что Россия готова пересмотреть соглашения об избежании двойного налогообложения со всеми странами и уже ведет такую работу с Кипром, Мальтой и Люксембургом.

Вопросов здесь пока великое множество, поэтому комментировать пока что-то конкретное сложно. Вот дождемся проекта закона, тогда и станет понятно, что конкретно имел в виду Президент.

Однако очевидно, что для всех владельцев убыточных и низкоприбыльных КИКов возникает четкая экономическая установка - закрыть эти никчемные конторы, т.к. если ваша прибыль минимальна, то 5 млн. за один только факт владения становится слишком дорогим.

Те же, кто до сих пор не сообщил в налоговые органы о владении КИКом, должен понимать, что он в скором будущем будет рисковать не только 100.000 руб. штрафа "за неуведомление" как сейчас (см. ст.129.6 НК РФ), но и 5 млн. доначисленного налога, а также пени.

4. Как сказал Президент, для сферы IT будут установлены дополнительные и вообще беспрецедентные фискальные льготы - пониженная ставка по страховым взносам с 15 до 7.6 % и налог на прибыль с 20 до 3 % . Называется это всё красивым словом "налоговый маневр".

Рискну предположить, что IT-сфера любимое детище Президента. Так, кто не помнит, подскажу, что в своем Послании к Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 года Президент говорил: Одной из самых быстроразвивающихся отраслей стала у нас, … IT-индустрия, что очень радует. Объем экспорта отечественных компаний за 5 лет вырос вдвое. Я сейчас приводил цифры объема экспорта оборонки, сельхозпродукции. Оборонка – это 14,5 млрд. Совсем недавно IT-технологии составляли цифру, которая приближалась к нулю, сейчас – 7 млрд. долларов.

Прошли годы, и вот мы видим, что и без того низкие ставки по страховым взносам в 14 %, Президент снижает еще в 2 раза. Да еще и налога на прибыль устанавливается сугубо символическим.

Интересно отметить, что ходили служи - для технологических компаний будет отменен и НДС с рекламы разработок и софта на иностранных цифровых площадках, а разработчики программного обеспечения смогут получать специальные субсидии (более подробно см. здесь), но Президент об этом не сказал.

А еще Президент сказал о том, что цель этих мер — стимулировать экспорт российского софта, а также вернуть российские компании из других юрисдикций обратно в страну.

Как эта инициатива Президента будет реализована, покажет, опять же, текст законопроекта.

Но уже сейчас можно сказать, что порядок и условия применения пониженных ставок по страховым взносам для IT-компаний определяются подп.3 п.1 и подп.1.1 п.2 ст.427 НК РФ. Еще можно сослаться на письмо ФНС от 3 апреля 2019 г. № БС-4-11/6075@ по этому поводу. Можно предположить, что скорее всего власти просто понизят ставку до 7.6 %, а все иные условия останутся прежними (или может быть что-то добавится)..

5. Президент РФ сказал и о самозанятых и косвенно об их налогах.

Во-первых, Президент отметил, что этот «эксперимент» показал хорошие результаты и в настоящее время в России насчитывается более 700.000 тысяч самозанятых.

Думаю, что это число наверняка возрастет, т.к. с 1 июля все регионы России вправе вводить режим «Налог на профессиональный доход» на своих территориях. Напомню, что 1 апреля Президент РФ подписал Федеральный закон № 101-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлениюспециального налогового режима «Налог на профессиональный доход», согласно которому с 1 июля 2020 года субъектам РФ, не участвующим в эксперименте по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», предоставляется право ввести на своей территории данный налоговый режим.

Во-вторых, Президент отметил, что для новых самозанятых сохранятся ранее обещанные преференции в виде налогового капитала.

Кроме того, Президент предложил предоставить право на «самозанятность» подросткам в возрасте 16 лет.

Таким образом, Президент своё слово сказал. Ждем реализации его инициатив в проектах и в подробностях, ибо сами понимаете, очень часто детали на много важнее идеи и замысла.

Президент России дал комментарии по поводу запросов общества, касающихся того, что вследствие действия властей страдает простой народ. Россияне не понимают, почему для пополнения государственной казны не увеличить налоги для обеспеченных людей? И они получили ответ.

путин и фнс

  • 1 Почему не надо поднимать налоги для олигархов?
  • 2 Налогообложение в России
  • 3 Система налогообложения других стран
  • 4 О справедливости

Почему не надо поднимать налоги для олигархов?

Относительно недавно Президенту задали вопрос, почему он не поднимает налоги для богатых людей, чтобы защитить уязвимые прослойки населения. И вопрос вполне понятный, ведь разница в доходах существенна. Подобная тема поднималась неоднократно, можно сказать, на регулярной основе. Особенно часто вопросы такого плана стали поступать после оглашения новости о новой пенсионной системе.

Президент не проигнорировал вопрос. Он пояснил, что на фоне нынешних условий увеличивать налог для богатых людей не имеет смысла.

Глава государства пояснил, что если в РФ ввести прогрессивную шкалу налогообложения, то обеспеченные граждане вовсе перестанут платить налоги, начнут утаивать свои доходы и искать другие лазейки. А сейчас же, на фоне доходов, налог – это малая часть, и на нем не заостряют внимание, все исправно платят.

Но российское население усомнилось в целесообразности данного подхода. Поскольку ответ не оправдал ожидания рядовых граждан. Многие уверены, что таким способом Президент прикрывает своих друзей-олигархов.

Налогообложение в России

Система налогообложения других стран

Пожалуй, только в Российской Федерации и в ряде некоторых других стран отсутствует прогрессивная шкала налогообложения. Во многих других странах, чем больше зарабатывает человек, тем больше выплачивает в государственную казну. Норма это или нет, судить сложно, но такие обстоятельства устраивают всех – и государство, и граждан.

На территории Франции действует экстремально прогрессивная шкала. Так, если гражданин имеет низкий доход в пределах до 5963 евро, то он вовсе освобождается от уплаты сбора. Далее налоговая ставка увеличивается в зависимости от годового дохода. Например, если годовой доход от 26 421 до 70 830 евро, то ставка 30%, а если свыше 150 000 евро, то уже 45%.

В Германии действует аналогичная шкала. Как и во Франции, малообеспеченное население освобождается от уплаты налога – ставка 0%. При условии, что доход на одного человека составляет до 8,13 тыс. евро. Максимальной ставкой облагается доход от 250,7 тыс. евро, и ставка 45%.

В Великобритании давно введена прогрессивная шкала налогообложения. Так, с 2012 года ввели 0% при доходе до 9,2 тыс. фунтов. Если доход свыше этой цифры, налог придется платить. 45% платят те, кто зарабатывает от 150 тыс. фунтов.

В США также практикуется прогрессивная система подоходного налога. Взимают с индивидуального плательщика налогов либо супружеской пары (супругов, которые вместе заполняют декларацию о доходах). Ставка налога на федеральном уровне варьируется от 10 до 35%, и обусловлена размером дохода.

Система налогообложения в США имеет свои особенности. Поскольку взимать налоги имеет право не только федеральное правительство, но и власти штатов и территорий, органы местной власти и пр.

В Китае используют прогрессивное налогообложение. С ростом дохода гражданина либо не гражданина страны увеличивается и налог – от 5 до 45%. Если доход менее 3,5 тыс. юаней, то резиденты и нерезиденты освобождаются от налогового сбора.

Таким образом, во многих странах размер налоговой ставки зависит от доходов гражданина, но в РФ такой практики нет. Как показали последние события, данный вопрос в ближайшее время даже не будет обсуждаться.

О справедливости

Читайте также: