Как увеличить местные налоги

Опубликовано: 20.09.2024

Научный руководитель: Глотова Ирина Викторовна, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой «Финансы, кредит и страховое дело» ФГБОУ ВПО Ставропольский Государственный Аграрный Университет

УДК 33

На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем развития местного самоуправления в России является проблема обеспечения бюджетной самостоятельности муниципальных образований. За последние несколько лет острота данной проблемы возросла. Это связано с недостойностью собственной доходной базы местных бюджетов, что подтверждают данные официальной статистики. В России, больше половины муниципальных образований имеют дефицитный бюджет (в 2011 г. – 45%, 2012 г. – 56,7%, 2013 г. – 47,5%). Ко всему этому больше 50% доходов местных бюджетов формируются за счет межбюджетных трансфертов, что означает высокую зависимость от государства. [3].

С точки зрения специалистов и ученных в вопросах финансовой независимости существующий перечень и налогооблагаемая база местных налогов недостаточны для финансирования местных расходов.

А ведь на практике оно действительно так. Доходы от местных налогов не являются основными при формировании местных бюджетов. К примеру, денежные средства поступающие от налога на имущество физических лиц в городских округах составляют лишь около 0,7% налоговых доходов, в поселениях этот показатель немного выше – 1,9%. А вот, поступления от земельного налога для местного бюджета имеют более существенный характер, потому как в городских округах он формирует 14,6% налоговых доходов, а в поселениях 39,8% [1].

Безусловно, указанные выше данные невысоки, но, тем не менее, позволяют говорить о том, что значимым источником привлечения доходов в местный бюджет остаются поступления от местных налогов.

В виду этого можно отметить, что муниципальным образованиям для повышения самостоятельности и расширения возможностей своего развития необходим поиск внутренних ресурсов формирования собственных доходов.

Такие внутренние ресурсы сосредоточены в области налоговых и неналоговых доходов бюджета [2].

Для расширения доходной базы за счет местных налогов необходимо реализовать комплекс мер, которые на наш взгляд могут быть следующими.

Первая мера заключается во введении в экономический оборот неучтенных земельных и имущественных объектов.

К таким объектам относятся незаконно занятые земельные участки без разрешающих документов их использования, а также реконструкция, перепланировка, бесхозное содержание зданий, строений, сооружений, жилых и нежилых поме­щений и т.п.

Для примера приведем несколько регионов Российской Федерации. На территории Ставропольского края имеется свыше 7,5 тыс. многоквартирных домов, из них только под 4,3 тыс. сформированы земельные участки, (присвоен кадастровый номер, определена кадастровая стоимость), все остальные участки, а то есть более 57 % не поставлены на кадастровый учет, а значит, не подлежат налогообложению[3]. В г. Сочи Краснодарского края незаконно было возведено более 200 объектов. Тогда как домов, строящихся на законном основании, всего около 70.

В целом, по оценкам специалистов, более чем 40% жилых домов, дачных участков, парковок для автомобилей и прочих объектов не имеют официальных документов на право собственности [4].

Решением таких проблем может стать проведение инвентаризации и постановки на муниципальный учет земельных и имущественных объектов. Для этого можно использовать различные способы, а именно: оказать помощь гражданам при оформлении прав собственности на их земельные участки и имущество; создать группы, которые будут заниматься выявлением незарегистрированных объектов недвижимости.

Второй мерой увеличения доходов в местный бюджет может быть переход к определению налоговой базы по налогам на имущество на основе кадастровой стоимости земельных участков и объектов недвижимости, рассчитываемой на основе рыночной стоимости при государственной кадастровой оценке [2].

Данная мера является необходимой на наш взгляд, потому как инвентаризационная стоимость объектов налогообложения очень сильно отличается от их рыночной, а причиной этому является отсутствие необходимой информации о рынке недвижимости и о местоположении объекта недвижимости.

Инвентаризационная стоимость новых домов на окраинах больших городов намного выше, чем инвентаризационная стоимость высококачественных элитных домов, построенных в 1960-70-х годах, расположенных в центре города, несмотря на то, что их рыночная стоимость значительно выше. Анализ данных за 2013 год показал, что инвентаризационная стоимость новостроек в г. Краснодаре в 6,2 раза ниже их рыночной, в г. Сочи – в 10 раз [4].

Следующей мерой, которая может повысить поступления в местный бюджет является установление экономически обоснованных налоговых ставков по местным налогам.

В городе Краснодаре с 2013 года начали применять новые ставки налога на имущество физических лиц, которые по сравнению с прошлыми годами увеличились. На имущество инвентаризационной стоимостью до 300 тысяч рублей ставка не изменилась и осталась равная 0,1%. Значительно увеличилась ставка на имущество, стоимость которого превышает 1,5 млн. руб., и в 2013 году она составила 1,0 %, старая – 0,5 %. Повышение данной ставки привело к увеличению поступлений от этого налога с 346,4 млн. руб. в 2012 г. до 449,5 млн. руб. в 2013 г [4]. Однако местному управлению не следует злоупотреблять повышением налогов, ведь может произойти и обратный эффект, который приведет к снижению налоговых поступлений при установлении слишком высоких ставок налогов.

Но налоговые доходы не единственные средства, которые увеличивают доходную базу местных бюджетов, наряду с ними существенную роль играют неналоговые поступления, доля которых в среднем по территории России составляет 10% общих доходов бюджетов. И основную долю таких доходов составляют доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (около 50%), доходы от продажи материальных и нематериальных активов (около 20%) и доходы от оказания платных услуг (10-15%) [3].

И для повышения доходной базы местных бюджетов от неналоговых доходов также можно предпринять ряд действенных мер.

Первая, из которых на наш взгляд, заключается в выявлении неиспользуемых земельных участков, постановка их на учет и предоставление юридическим и физическим лицам по договорам аренды или купли-продажи.

По данным Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан территория республики неиспользуемой пашни в ряде районах республики за последние годы достигает 40% от общей площади пахотных земель. Так например в Ногайском районе республики в 2013 году использовалось 7834 га пашни, что составляет 26%, не обрабатывалось 22627 га или 74% [5].

Следующей мерой неналоговых доходов может быть увеличение эффективности использования имущества, которое находится в собственности муниципальных образований, посредством сдачи в аренду или во временное владение и пользование.

Очень часто, организации, обратившись в органы местного самоуправления за арендой свободного имущества, получают отказ, без объяснения причин. Такое действие связано с тем, что у руководителей бюджетных учреждений отсутствует всякая заинтересованность в сдаче имеющегося у них имущества, потому как доходы от аренды будут направлены в доход муниципалитетов, а не в доход этих учреждений.

И в заключении хотелось бы отметить, что рассмотренные ранее меры по повышению доходной базы муниципальных образований не единственные. Существует множество и других способов увеличения поступлений доходов в собственные бюджеты муниципалитетов. Однако на пути поиска таких способов присутствуют различные препятствия, которые в основном связаны с отсутствием заинтересованности и желания должностных лиц органов местного самоуправления в осуществлении комплекса мер по привлечению доходов на территории муниципального образования, так как это приведет к уменьшению дотаций, поступающих из бюджета субъекта федерации.

Но если, муниципальные образования хотят увеличить свою доходную базу и тем самым остаться независимыми от бюджетов различных уровней им просто необходимо преодолеть все имеющиеся препятствия и не побояться исключить дотации в обеспечении равновесия расходов и собственных доходов, ведь они обладают весьма достаточной налоговой базой и могут себе это позволить.

На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем развития местного самоуправления в России является проблема обеспечения бюджетной самостоятельности муниципальных образований. За последние несколько лет острота данной проблемы возросла. Это связано с недостойностью собственной доходной базы местных бюджетов, что подтверждают данные официальной статистики. В России, больше половины муниципальных образований имеют дефицитный бюджет (в 2011 г. – 45%, 2012 г. – 56,7%, 2013 г. – 47,5%). Ко всему этому больше 50% доходов местных бюджетов формируются за счет межбюджетных трансфертов, что означает высокую зависимость от государства. [3].

С точки зрения специалистов и ученных в вопросах финансовой независимости существующий перечень и налогооблагаемая база местных налогов недостаточны для финансирования местных расходов.

А ведь на практике оно действительно так. Доходы от местных налогов не являются основными при формировании местных бюджетов. К примеру, денежные средства поступающие от налога на имущество физических лиц в городских округах составляют лишь около 0,7% налоговых доходов, в поселениях этот показатель немного выше – 1,9%. А вот, поступления от земельного налога для местного бюджета имеют более существенный характер, потому как в городских округах он формирует 14,6% налоговых доходов, а в поселениях 39,8% [1].

Безусловно, указанные выше данные невысоки, но, тем не менее, позволяют говорить о том, что значимым источником привлечения доходов в местный бюджет остаются поступления от местных налогов.

В виду этого можно отметить, что муниципальным образованиям для повышения самостоятельности и расширения возможностей своего развития необходим поиск внутренних ресурсов формирования собственных доходов.

Такие внутренние ресурсы сосредоточены в области налоговых и неналоговых доходов бюджета [2].

Для расширения доходной базы за счет местных налогов необходимо реализовать комплекс мер, которые на наш взгляд могут быть следующими.

Первая мера заключается во введении в экономический оборот неучтенных земельных и имущественных объектов.

К таким объектам относятся незаконно занятые земельные участки без разрешающих документов их использования, а также реконструкция, перепланировка, бесхозное содержание зданий, строений, сооружений, жилых и нежилых поме­щений и т.п.

Для примера приведем несколько регионов Российской Федерации. На территории Ставропольского края имеется свыше 7,5 тыс. многоквартирных домов, из них только под 4,3 тыс. сформированы земельные участки, (присвоен кадастровый номер, определена кадастровая стоимость), все остальные участки, а то есть более 57 % не поставлены на кадастровый учет, а значит, не подлежат налогообложению[3]. В г. Сочи Краснодарского края незаконно было возведено более 200 объектов. Тогда как домов, строящихся на законном основании, всего около 70.

В целом, по оценкам специалистов, более чем 40% жилых домов, дачных участков, парковок для автомобилей и прочих объектов не имеют официальных документов на право собственности [4].

Решением таких проблем может стать проведение инвентаризации и постановки на муниципальный учет земельных и имущественных объектов. Для этого можно использовать различные способы, а именно: оказать помощь гражданам при оформлении прав собственности на их земельные участки и имущество; создать группы, которые будут заниматься выявлением незарегистрированных объектов недвижимости.

Второй мерой увеличения доходов в местный бюджет может быть переход к определению налоговой базы по налогам на имущество на основе кадастровой стоимости земельных участков и объектов недвижимости, рассчитываемой на основе рыночной стоимости при государственной кадастровой оценке [2].

Данная мера является необходимой на наш взгляд, потому как инвентаризационная стоимость объектов налогообложения очень сильно отличается от их рыночной, а причиной этому является отсутствие необходимой информации о рынке недвижимости и о местоположении объекта недвижимости.

Инвентаризационная стоимость новых домов на окраинах больших городов намного выше, чем инвентаризационная стоимость высококачественных элитных домов, построенных в 1960-70-х годах, расположенных в центре города, несмотря на то, что их рыночная стоимость значительно выше. Анализ данных за 2013 год показал, что инвентаризационная стоимость новостроек в г. Краснодаре в 6,2 раза ниже их рыночной, в г. Сочи – в 10 раз [4].

Следующей мерой, которая может повысить поступления в местный бюджет является установление экономически обоснованных налоговых ставков по местным налогам.

В городе Краснодаре с 2013 года начали применять новые ставки налога на имущество физических лиц, которые по сравнению с прошлыми годами увеличились. На имущество инвентаризационной стоимостью до 300 тысяч рублей ставка не изменилась и осталась равная 0,1%. Значительно увеличилась ставка на имущество, стоимость которого превышает 1,5 млн. руб., и в 2013 году она составила 1,0 %, старая – 0,5 %. Повышение данной ставки привело к увеличению поступлений от этого налога с 346,4 млн. руб. в 2012 г. до 449,5 млн. руб. в 2013 г [4]. Однако местному управлению не следует злоупотреблять повышением налогов, ведь может произойти и обратный эффект, который приведет к снижению налоговых поступлений при установлении слишком высоких ставок налогов.

Но налоговые доходы не единственные средства, которые увеличивают доходную базу местных бюджетов, наряду с ними существенную роль играют неналоговые поступления, доля которых в среднем по территории России составляет 10% общих доходов бюджетов. И основную долю таких доходов составляют доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (около 50%), доходы от продажи материальных и нематериальных активов (около 20%) и доходы от оказания платных услуг (10-15%) [3].

И для повышения доходной базы местных бюджетов от неналоговых доходов также можно предпринять ряд действенных мер.

Первая, из которых на наш взгляд, заключается в выявлении неиспользуемых земельных участков, постановка их на учет и предоставление юридическим и физическим лицам по договорам аренды или купли-продажи.

По данным Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан территория республики неиспользуемой пашни в ряде районах республики за последние годы достигает 40% от общей площади пахотных земель. Так например в Ногайском районе республики в 2013 году использовалось 7834 га пашни, что составляет 26%, не обрабатывалось 22627 га или 74% [5].

Следующей мерой неналоговых доходов может быть увеличение эффективности использования имущества, которое находится в собственности муниципальных образований, посредством сдачи в аренду или во временное владение и пользование.

Очень часто, организации, обратившись в органы местного самоуправления за арендой свободного имущества, получают отказ, без объяснения причин. Такое действие связано с тем, что у руководителей бюджетных учреждений отсутствует всякая заинтересованность в сдаче имеющегося у них имущества, потому как доходы от аренды будут направлены в доход муниципалитетов, а не в доход этих учреждений.

И в заключении хотелось бы отметить, что рассмотренные ранее меры по повышению доходной базы муниципальных образований не единственные. Существует множество и других способов увеличения поступлений доходов в собственные бюджеты муниципалитетов. Однако на пути поиска таких способов присутствуют различные препятствия, которые в основном связаны с отсутствием заинтересованности и желания должностных лиц органов местного самоуправления в осуществлении комплекса мер по привлечению доходов на территории муниципального образования, так как это приведет к уменьшению дотаций, поступающих из бюджета субъекта федерации.

Но если, муниципальные образования хотят увеличить свою доходную базу и тем самым остаться независимыми от бюджетов различных уровней им просто необходимо преодолеть все имеющиеся препятствия и не побояться исключить дотации в обеспечении равновесия расходов и собственных доходов, ведь они обладают весьма достаточной налоговой базой и могут себе это позволить.

31.03.2014, 13:49 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Рекомендуется к печати.

10.04.2014, 11:40 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Работа выполнена на актуальную тему. Рекомендуется к печати.


Ведущий консультант Департамента развития комплексных решений Компании БФТ

• Время чтения: 5 минут

Понравилась статья? Поделитесь!

Эксперт БФТ Дмитрий Гарин

Проблема повышения доходов бюджетов сегодня особенно актуальна. С какими проблемами сталкиваются органы местного самоуправления и какие пути повышения доходов бюджета наиболее эффективны рассказывает ведущий консультант Департамента развития комплексных решений Компании БФТ Юлия Кулагина.

Решение задач по повышению доходной части бюджетов на протяжении многих лет является одной из приоритетной для всех уровней власти, и в том числе, для органов местного самоуправления. Как известно, одним из основных источников пополнения доходов бюджетов муниципалитетов, являются налоговые и неналоговые доходы от использования имущества. От того, насколько эффективно муниципалитеты распоряжаются принадлежащим им земельно-имущественным ресурсом, во многом зависит общая картина эффективности работы местной власти в указанном направлении.

ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

Говоря о теме повышения доходной части бюджетов, нельзя не сказать о том, что на пути достижения цели по увеличению доходов, местной власти приходится сталкиваться с большими трудностями. Так, в части пополнения доходной части бюджетов от неналоговых источников, возникают проблемы, связанные со сбором платежей от переданного в аренду имущества, в том числе земельных участков. Прежде всего, это связано со снижением доходов организаций и физических лиц, возникших на фоне непростой экономической ситуации в стране. Однако не только указанная проблематика является главной, в вопросе низкого исполнения арендных обязательств. К сожалению, не все арендаторы имеют высокую дисциплинированность по выполнению принятых на себя обязательств, и зачастую допускают систематические просрочки платежей, предпочитая за счет сумм, которые необходимо внести в виде аренды, решать свои внутрихозяйственные вопросы. В свою очередь, и структуры, ответственные за собираемость арендных платежей, не редко способствуют неплательщикам. Отсутствие системного подхода к взиманию арендных платежей, не применение инструмента штрафных санкций в отношении неплательщиков, неэффективное использование муниципального имущества, а также отсутствие четко выстроенной модели управления имеющимися ресурсами - и это далеко не полный перечень тех причин, которые способствуют снижению собираемости доходов бюджетов.

Проблема слабой налоговой дисциплины является одной из ключевых, при определении причин низкой собираемости земельного налога и налога на имущество. Как и в случае низкой собираемости арендных платежей, ухудшение финансовой состоятельности налогоплательщиков на фоне общей сложной финансовой ситуации в стране является одной из главной причин снижения собираемости налогов в местные бюджеты. Представляется, что плохое качество кадастровой оценки недвижимости и результаты ее оспаривания, являются еще одним из значимых негативных факторов, отрицательно отражающемся на состоянии собираемости налогов муниципалитетами. В данном случае речь идет о том, что по итогам неверно определенной кадастровой стоимости объектов недвижимости органами, органы местного самоуправления некорректно формируют прогнозы налоговых поступлений, а в дальнейшем после оспаривания результатов кадастровой оценки заинтересованными лицами, осуществляют возврат их бюджетов излишне полученные суммы в виде налогов. И как показывает общероссийская практика, такие суммы зачастую бывают весьма значительными и крайне негативно отражаются на бюджетах. Также среди причин снижения налоговых поступлений можно выделить и такую как сокрытие правообладателями сведений об объектах налогообложения. В качестве примера таких случаев можно указать: отказ от оформления в установленном порядке прав на возведенные объекты недвижимости, не осуществление постановки на кадастровый учет земельных участков и др.

Последняя из причин, которую хотелось бы отразить в настоящей статье, является причина потери сведений в отношении объектов налогообложения при межведомственной взаимодействии между налоговой и кадастровой службами. Практика одного из регионов показала, что такие потери сведений могут составлять чуть ли не до одной трети общего годового размера доходов бюджета от налоговых поступлений. Происходит это из-за несогласованности действия служб и не эффективного электронного взаимодействия.

Приведенный анализ причин, способствующих снижению доходов местных бюджетов от использования имущества ставит под собой цель не только квалифицировать такие причины, но и предложить некоторые меры по их устранению.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДНОСТИ БЮДЖЕТА

В отношении снижения задолженности по неналоговым доходам в виде арендной платы, эффективным инструментом может служить автоматизация реестров обязательств, таких как: договоров аренды земельных участков, объектов движимого и недвижимого имущества договоров, найма квартир и прочих. Данный инструмент позволит определить четкую картину прогнозируемых доходов от использования имущества, своевременно принимать меры по недопущению образования задолженностей, выстроить четкую организацию работы с арендаторами.

Систематизация подхода по организации работы с задолженностью по обязательствам перед муниципалитетами, дифференциация мер контроля за использованием имущества, правом распоряжения, которыми наделены органы местного самоуправления, применение инструмента всех правовых мер к неплательщикам арендной платы на постоянной основе, усиление мер муниципального контроля за использованием имущества и в том числе земельных участков, вовлечение в оборот неэффективно используемых земель и имущества, оптимизация работы с бесхозяйным имуществом - это лишь часть комплекса мер, который может позволить значительно повысить доходную часть местных бюджетов.

В отношении повышения поступлений от налоговых поступлений свою эффективность смогут показать такие мероприятия как повышение налоговой дисциплины, в том числе путем проведения на уровне муниципалитетов межведомственных комиссий по организации индивидуальной работы с организациями, имеющими задолженность по налоговым платежам перед городскими бюджетами, проводить массовую разъяснительную работу среди населения и прочее. Решение непростой ситуации с низким качеством кадастровой оценки земель возможно в том числе за счет изменения подхода такой оценки, что в настоящее время проводится на государственном уровне. В целях решения проблем по выявлению скрытых налогоплательщиками сведений об объектах налогообложения и потери данных, при межведомственном взаимодействии возможным эффективным способом устранения таких проблем, является проведение мониторинга сведений об объектах недвижимости на территории муниципальных образований.

Проведение перечисленных мер позволит:

  • Получить достоверную информации о налогооблагаемой базе.
  • Организовать мероприятия по мобилизации выявленного налогового потенциала.
  • Получить инструмент для осуществления учета объектов недвижимости, контроля и мониторинга процессов устранения выявленных проблем и несоответствий на базе системы мониторинга и инвентаризации объектов недвижимости.

Компания БФТ предлагает комплекс решений устранения вышеперечисленных причин низкой собираемости налоговых и неналоговых доходов бюджетов за счет:
  • Программного комплекса SAUMI/SAUMI-WEB - автоматизированной системы управления государственной и муниципальной собственностью с возможностью адаптации к требованиям регионального и местного законодательства, обеспечивающей повышение эффективности и качества управления земельно-имущественным комплексом.
  • Комплексного решения по повышению налоговых и неналоговых доходов бюджетов.
  • Методического сопровождения процессов оптимизации повышения доходной части бюджетов за счет налоговых и неналоговых источников.
Дополнительную информацию по повышению доходов бюджетов, Вы можете получить, обратившись в Департамент регионального развития Компании БФТ:

пронина 03

Автор статьи – советник Комитета Госдумы России по вопросам местного самоуправления, доктор экономических наук Л.И. Пронина – широко известна как специалист в вопросах местного самоуправления. Проблемы, освещенные в статье, касаются как муниципальных образований, так и субъектов Российской Федерации. Редакция выражает надежду, что данная публикация станет толчком к дискуссии по вопросу установления оптимальной налогооблагаемой базы муниципальных образований и субъектов РФ для исполнения ими собственных полномочий.
Л.И. ПРОНИНА, советник Комитета Госдумы России по вопросам местного самоуправления, д.э.н.

Продолжающееся сегодня разграничение полномочий между органами власти всех уровней в результате новых законодательных инициатив Правительства Российской Федерации приводит к росту числа полномочий органов местного самоуправления всех типов муниципальных образований (поселений муниципальных районов, городских округов) по решению вопросов местного значения.
В частности, Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» предусматривает осуществление органами местного самоуправления ряда «новых» полномочий.
Среди них такие достаточно затратные вопросы местного значения поселений, как:
– содействие в развитии сельхозпроизводства, создание условий для развития малого предпринимательства;
– организация библиотечного обслуживания населения и комплектование библиотечных фондов библиотек поселения;
– сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения и др.
Вместе с тем указанный закон упраздняет институт муниципальных инспекторов в области охраны окружающей среды, введенный Федеральным законом № 122-ФЗ и необходимый для реализации полномочий органов местного самоуправления по экологическому контролю и совершенствованию деятельности в области охраны окружающей среды.
Кроме того, ряд федеральных законов, формирующих рынок доступного жилья (Градостроительный кодекс, Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об общих принципах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и др.), с учетом изменений, внесенных в них в 2005 году, также предусматривают закрепление за ОМСУ новых полномочий и решение новых вопросов местного значения.
Для обеспечения финансирования решения органами местного самоуправления «новых» вопросов местного значения поселений, муниципальных районов (городских округов) необходимо увеличение расходных обязательств местных бюджетов.
В связи с этим считаем необходимым осуществление перерасчета расходных обязательств муниципальных образований на решение вопросов местного значения, в том числе дополнительно закрепленных за поселениями, муниципальными районами (городскими округами) на основе методик, учитывающих реальные потребности муниципалитетов в финансировании каждого из полномочий органов местного самоуправления.
Также в соответствии с возрастающим объемом расходных обязательств муниципальных образований в результате расширения перечня вопросов местного значения необходимо обеспечение сбалансированности местных бюджетов за счет роста налогооблагаемой базы, увеличения числа местных налогов и повышения нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.
Данный вывод обусловлен, в первую очередь, тем, что из бюджетов муниципалитетов (данные исследования, проведенного Конгрессом муниципальных образований) в 2005 году от 85% финансовых средств по городским округам и до 98% – по сельским поселениям использовалось на финансирование пяти основных полномочий – по образованию, здравоохранению, управлению, культуре и жилищно-коммунальному хозяйству.
В этих условиях все более важное значение имеет бюджетная обеспеченность как муниципальных образований, так и субъектов РФ. По данным вышеназванного исследования доля собственных доходов местных бюджетов (в соответствии со статьей 47 Бюджетного кодекса РФ) возросла лишь в 40% муниципальных образований. В среднем по всем типам муниципальных образований 93% налоговых доходов составляют налоги, закрепленные за ними Бюджетным кодексом, и только 7% налоговых доходов муниципалитетов было сформировано за счет отчислений от налогов, закрепленных за субъектами Российской Федерации (налог на прибыль, налог на имущество организаций, акцизы) и передаваемых в бюджеты муниципальных образований в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете.
В среднем по анализируемой группе муниципальных образований бюджетная обеспеченность в 2005 году сократилась по сравнению с 2004 годом на 10% (см. таблицу).

Афенкина Екатерина Максимовна – студентка Кредитно-экономического факультета Финансового Университета при Правительстве РФ.

Аннотация: Статья посвящена анализу проблем, связанных с исполнением федерального, региональных и местных бюджетов Российской Федерации, и разработке предложений по их решению.

Ключевые слова: Финансы, государственные и муниципальные финансы, исполнение бюджета, федеральный бюджет, бюджетная система РФ.

Сегодня руководителям муниципальных образований приходится сталкиваться с проблемой постоянной нехватки средств на текущие нужны и на развитие субъекта. Данная ситуация наблюдается не только в России, но и в других странах.

Как подчеркивалось раннее в бюджетном послании Президента РФ «О бюджетной политике в 2012-2014 гг.» увеличение стабильности и предсказуемости доходов местных бюджетов зависит от повышения уровня финансового обеспечения полномочий органов местного самоуправления, за счет собственных доходов. Из-за недостаточности собственной доходной базы местных бюджетов больше половины муниципальных образований в период с 2011-2013 гг. имеют колебания дефицитного бюджета в диапазоне 45 - 56,7 %. Существенное влияние на формирование базы оказывают межбюджетные трансферты, что составляет 50 % доходов местных бюджетов.

На сегодняшний день главным источником привлечения доходов в бюджет муниципалитетов остаются поступления от местных налогов и сборов. Для повышения самостоятельности и расширения возможностей развития муниципальным образованиям необходим поиск внутренних ресурсов, сосредоточенных в области налоговых и неналоговых доходов бюджета [1, c. 23-44].

Расширения доходной базы за счет налоговых поступлений необходимо реализовать за счет следующих комплексных мер:

1. Учет незарегистрированных объектов недвижимости.

Такими объектами являются незаконно используемые земельные участки, строения, здания, сооружения, жилые и нежилые помещений, а также осуществление реконструкции, перепланировки в объектах недвижимости такого рода. На территориях многих муниципальных образований России жилые дома, дачные участки, автомобильные парковки не поставлены на кадастровый учет и не имеют официальных документов о правах собственности, следовательно, данные объекты не подлежат налогообложению. Данную проблему можно решить путем проведение инвентаризации и организации удобной постановки на муниципальный учет земельных и имущественных объектов, а также необходимо создать группы, занимающиеся выявлением незарегистрированной недвижимости.

2. Пересчет налоговой базы по налогу на имущество с учетом кадастровой стоимости объектов недвижимости, которая будет рассчитываться на основе рыночной стоимости, установленной государственной кадастровой оценкой [2, c. 22-31].

Введение такой меру будет эффективным, так как инвентаризационная стоимость объектов налогообложения имеет существенное отличие от рыночной, потому что возникают проблемы с доступностью необходимой информации о рынке недвижимости и отсутствием данных о местоположении объектов недвижимости. Инвентаризационная стоимость домов 60-90х годов, расположенных в центре городов, намного ниже, чем стоимость новых домов, построенных на окраинах. Однако рыночная стоимость старой недвижимости в центре значительно выше, поэтому налоговую базу выгоднее определять исходя из месторасположения объектов.

3. Снижение налога на доходы от сдачи имущества в аренду.

В России давно существует закон, обязывающий граждан РФ платить налог с доходов, единственное, необходимо сделать так, чтобы он исполнялся, а это лишь вопрос организации контроля. Люди, не заключающие при этом не договора о найме при сдаче жилья в аренду, сильно рискуют, потому что арендатор может не заплатить за проживание или нанести имущественный ущерб, использовать жилое помещение в нелегальных целях. В данной ситуации можно снизить ставку налога за сдачу квартиры с 13% до 3–5%, что приведет к увеличению оформления необходимых документов.

Источником формирования и укрепления финансовой самостоятельности являются меры по увеличение доходной базы местных бюджетов за счет неналоговых поступлений. Основная доля таких доходов состоит из доходов от использования имущества муниципалитетов (около 50%), от оказания платных услуг (10-15%), от продажи материальных и нематериальных активов (около 20%).

Можно предложить несколько мер по увеличению доходов муниципальных образований за счет неналоговых поступлений:

1. Предоставление в аренду неиспользуемых земельных участков юридическим и физическим лицам.

Россия имеет большое количество пахотных земель, территории которых не задействованы в сельском хозяйстве. Сдача в аренду данных территорий позволит муниципальному образованию простимулировать развитие аграрных компаний региона, которым необходимо расширять свои земельные банки.

2. Сдача во временное владение и пользование имущества муниципальных образований.

Данная мера позволит увеличить эффективность использования имущества муниципалитетов. Однако, существуют проблема в организации данного процесса. Органы местного самоуправления не проявляют заинтересованность в предоставлении имеющегося у них имущества в аренду, так как денежные поступления от временного пользования будут направляться в доходы муниципального образования, а не в доходы учреждений.

В целях повышения неналоговых доходов муниципалитетами могут осуществляться следующие мероприятия: оптимизация процентных ставок за пользование бюджетными средствами, утверждение программы приватизации муниципального имущества, начисление процентов по продленным и ранее предоставленным отсрочкам и рассрочками платежей в муниципальный бюджет, а также пересмотр ставок арендной платы в соответствии с рыночной ситуацией [3].

Подводя итоги, следует сказать, что рассмотренные меры являются не единственным путем повышения доходной базы муниципальных образований. Сегодня можно найти много других способов увеличения доходной базы муниципалитетов. На пути поиска новых методов присутствуют различные препятствия, связанные с незаинтересованностью и отсутствием желания органов местного самоуправления реализовывать мероприятия по привлечению доходов на территориях образований. Их пассивные действия обусловлены нежеланием уменьшать дотации, поступающие из бюджетов субъектов РФ.

Как было сказано раннее, именно зависимость бюджетов не позволяет увеличить их доходность. Бюджетам муниципальных образований необходимо постепенно снижать дотационные поступления и преодолевать все имеющиеся препятствия самостоятельно, стараясь за счет грамотной оптимизации налоговой базы и неналоговых поступлений обеспечить равновесие расходов и собственных доходов.

1. Домбровский А.Н. Резервы доходов и эффективность расходов местных бюджетов // Финансы. 2013. № 6. С. 23–44.

2. Тишкина Л.Е. Укрепление доходной базы местных бюджетов // Финансы. - 2006. - № 9. – С. 22 – 31.

Мы ежегодно разрабатываем и реализуем план мероприятий по увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета округа. Согласно плану ежедневно проводим мониторинг поступления доходов. Администраторы доходов ежемесячно отчитываются перед управлением финансов администрации городского округа. К каждому отчету администратор прилагает подробную пояснительную записку о работе, которую он провел, чтобы увеличить доходы и ликвидировать недоимку. По итогам работы администраторов доходов бюджета мы ежеквартально проводим семинары-совещания. Эти мероприятия позволяют обеспечить выполнение и перевыполнение плана по поступлениям в бюджет. Благодаря реализации плана мероприятий в бюджет Сорочинского городского округа в 2017 году дополнительно поступило более 13 млн руб., а в 2018-м — почти 18 млн руб.

  • Какие мероприятия плана позволяют увеличить налоговую базу местного бюджета?

Прежде всего это мероприятия, направленные на повышение результативности межведомственной комиссии по вопросам оплаты труда, уплаты налогов и страховых взносов. В состав комиссии входят представители администрации городского округа, ФНС, центра занятости населения, ФСС. Члены комиссии проводят с плательщиками индивидуальную работу, чтобы сократить недоимку. Комиссия приглашает на свои заседания руководителей предприятий, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, имеющих задолженность по налоговым и неналоговым платежам. По итогам работы межведомственной комиссии в 2017 году в бюджет удалось дополнительно мобилизовать 6,4 млн руб., в 2018-м — более 5 млн руб.

Специалисты администрации Сорочинского городского округа регулярно проводят рейды совместно с налоговыми инспекторами. Они выезжают к налогоплательщикам-должникам, выявляют административные нарушения в сфере торговли и благоустройства (несанкционированную торговлю и реализацию алкогольной продукции, неформальную занятость и т. д.). По итогам рейдов в бюджет дополнительно мобилизованы доходы на сумму около 2,5 млн руб. в 2017 м и свыше 3,2 млн руб. в 2018 году.

Другое мероприятие плана — оценка эффективности налоговых льгот и ставок местных налогов. Мы отменили неэффективные льготы по земельному налогу. Экономический эффект превысил 7 млн руб. В 2018 году провели анализ эффективности коэффициента К2 по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Увеличили индекс, А, который учитывает особенности видов предпринимательской деятельности, на один пункт по всем видам деятельности. Ожидаем, что экономический эффект в 2019 году превысит 1,6 млн руб., в 2020-м — 800 тыс. руб.

Мы проанализировали поступление налога на имущество физических лиц, исчисленного по инвентаризационной и по кадастровой стоимости. Увеличили на один пункт (с 0,1 до 0,2%) ставку в отношении объектов недвижимости, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 406 НК. Экономический эффект в 2019-м и последующих годах, по прогнозам, должен превысить 2,4 млн руб.

  • Какие мероприятия плана позволяют увеличить неналоговую базу местного бюджета?

Администрация Сорочинского городского округа постоянно ведет поиск новых источников неналоговых доходов бюджета городского округа. Мы организовали работу по взиманию платы за размещение нестационарных торговых объектов. Сейчас это стабильный источник неналоговых доходов бюджета. В 2016 году в бюджет поступило 168,3 тыс. руб., в 2018-м — уже 643,8 тыс. руб.

Доходы в виде госпошлины за размещение рекламных конструкций за прошлый год удвоились: 90 тыс. руб. против 45 тыс. руб. в 2017 году. Выросли и поступления в виде платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций. В 2017 году мы получили 129,6 тыс. руб., в 2018-м — 146 тыс. руб.

Еще один источник поступлений — госпошлина за выдачу специального разрешения на движение по автодорогам транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. В 2017 году доходы по этой статье составили 17,6 тыс. руб., в 2018-м — 326,4 тыс. руб.

Неналоговые доходы бюджета округа растут и за счет выморочных земельных участков. Работу с ними проводит отдел по управлению имуществом и земельным отношениям. В 2017 году администрация городского округа в плановом порядке провела выверку паевых земельных долей. Мы выявили 1709 невостребованных земельных долей, по которым никто не вступил в наследство после смерти собственника. Администрация подала в суд 520 судебных исков на 6,1 тыс. га земли с требованием признать право муниципальной собственности за городским округом. В 2018 году мы подали в суд уже 716 судебных исков на 13,5 га земли.

В отношении земельных участков, право собственности на которые суды признали за муниципальным образованием, проведены торги. Эту землю администрация сдала в аренду сельхозпроизводителям. В результате в 2017 году в бюджет поступили доходы на сумму 553,5 тыс. руб., в 2018-м — более 1,2 млн руб. Дополнительный эффект — вовлечение в сельскохозяйственный оборот более 19,6 тыс. га земли.

Всего за 2016–2018 годы городскому округу удалось привлечь доходы из пяти дополнительных источников. По ним мы получили в 2016 году 168,3 тыс. руб., в 2017-м — более 1,1 млн руб., в 2018-м — более 2,4 млн руб.

  • В Сорочинском городском округе внедрено инициативное бюджетирование. Расскажите об этом.

Мы вовлекаем население в распределение средств бюджета на конкурсной основе и на принципах софинансирования. Часть средств на реализацию проекта выделяет область. До 20 процентов стоимости мы финансируем из местного бюджета. Средства самих граждан покрывают до 20 процентов стоимости проекта, деньги спонсоров — до 10 процентов.

В рамках инициативного бюджетирования в 2018 году мы благоустроили три места массового отдыха в селах, а также отремонтировали водозаборную скважину. В 2019 году планируем реализовать еще восемь проектов, основанных на местных инициативах. Их общая стоимость — 6,7 млн руб.

Администрация привлекает средства спонсоров. В 2018 году в бюджет Сорочинского городского округа поступили средства от ООО «Терминал Сервис», ООО «РОСТА-Терминал», ООО «Газпромнефть-Оренбург», АО «Оренбургнефть», ООО «Сорочинский маслоэкстракционный завод», БФ «Сафмар» и других компаний. Общая сумма превысила 20,6 млн руб.

  • Внедрили ли вы кассовое планирование для управления бюджетными потоками? Если да, то каковы результаты этой работы?

Управление финансов ведет кассовый план в ежедневном и ежемесячном форматах. Это позволяет предотвращать кассовые разрывы и эффективно использовать временно свободные средства. Чтобы составить кассовый план исполнения местного бюджета в части расходов, главные распорядители бюджетных средств предоставляют в управление финансов сведения о планируемых объемах кассовых выплат. Большая часть кассовых расходов заявляется на 15-е и 30-е числа каждого месяца с поправкой на выходные и праздничные дни. Увеличение расходов 15-го числа каждого месяца происходит в связи с необходимостью выплатить аванс по заработной плате работникам муниципальных учреждений, 30-го числа — в связи с выплатой заработной платы и начислений на нее. Администраторы доходов бюджета в рамках кассового планирования не только составляют кассовый план на год и месяц, но и делают разбивку доходов по дням.

Кассовые выплаты для исполнения муниципальных закупок производятся по плану-графику закупок. На уровне главного распорядителя бюджетных средств сроки кассовых выплат устанавливаем так, чтобы расчеты по закупкам не совпадали по времени с выплатой зарплаты и иными ежемесячными платежами. Это позволяет избежать больших кассовых разрывов.

Чтобы предотвратить неисполнение бюджетных обязательств, управление финансов контролирует обеспечение минимального уровня денежных средств на едином счете бюджета. Также проводим еженедельный и ежемесячный мониторинг кассовых потоков, чтобы исключить ошибки в кассовом планировании.

Результат ведения кассового плана по расходам — сбалансированность исполнения бюджета, предотвращение кассовых разрывов, снижение риска возникновения просроченной кредиторской задолженности.

На заметку: Как администрация работает с населением, чтобы увеличить доходы бюджета:

Администрация регулярно проводит разъяснительную работу с населением. Когда наступают сроки уплаты местных налогов, сотрудники администрации обходят должников, вручают им напоминания о необходимости погасить задолженность и оформить право собственности на имущество. В 2017 году благодаря такой работе поступления налога на имущество физических лиц увеличились на 7,5 процента, местных налогов — на 26,6 процента. В 2018 году поступления местных налогов возросли на 9,7 процента. На всех автобусных маршрутах администрация разместила социальную рекламу. В ней муниципалитет обращается к гражданам и призывает их своевременно платить налоги.

Актуальную информацию об изменениях в бюджетном и налоговом законодательстве, сроках уплаты налогов администрация размещает на официальном сайте и сайте управления финансов.

  • Как администрация оптимизирует расходы бюджета? На чем экономите?

Для оптимизации расходов администрация Сорочинского городского округа приняла специальную программу на 2017–2019 годы (утв. постановлением от 03.07.2017 № 1130-п ). В рамках реализации этой программы мы повысили эффективность использования муниципального имущества. В частности, учреждения культуры предоставили в аренду имущество, которое не использовали. Мы провели реструктуризацию сети учреждений, сократили расходы на их содержание. Чтобы снизить затраты, вывели за штат обслуживающий персонал и непрофильных специалистов с учетом установленных норм нагрузки. Кроме того, мы жестко контролируем расходы из фонда оплаты труда и не допускаем увеличения численности работников администрации.

  • На XI Всероссийском конкурсе «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» округ стал победителем в номинации «За лучшую организацию работы с кадрами». Каких принципов вы придерживаетесь в этой работе?

На протяжении многих лет на всех должностях я придерживаюсь одного принципа — находить, привлекать и ценить талантливых людей. Талантливый человек может быть неудобен в общении, но это всегда креативный сотрудник, мнение и идеи которого для меня важны. Стараюсь приложить максимум усилий для того, чтобы находить таких людей, привлекать их к муниципальному управлению, давать им возможность профессионально развиваться, воплощать свои идеи.

  • За победу в конкурсах администрация получила сертификаты и дотации. На что город потратил эти средства?

За победу в конкурсе «Лучшая муниципальная практика» городскому округу выделили 1,52 млн руб. На эти средства мы закупили мебель для общеобразовательных организаций.

По итогам XI Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» Минфин Оренбургской области поощрил Сорочинский городской округ дотацией в сумме 500 тыс. руб. на реализацию мер по обеспечению сбалансированности бюджета. За высокое качество управления муниципальными финансами по итогам 2017 года администрация округа получила сертификат на сумму 638 тыс. руб. На эти средства мы профинансировали мероприятия по сокращению долговой нагрузки на бюджет и снижению кредиторской задолженности.

— информационное наполнение порталов (сайтов), предназначенных для размещения бюджетных данных;
— полноту и качество информации, которую муниципальные учреждения разместили на сайте bus.gov.ru;
— информационное наполнение порталов «Бюджет для граждан», полноту и понятность интернет-брошюр, размещенных в открытом доступе;
— способы и технологии вовлечения населения в бюджетный процесс.

По итогам оценки открытости бюджетных данных Сорочинский городской округ набрал 106 баллов из 106 возможных.

Кроме того, в 2018 году управление финансов администрации округа принимало участие в региональном конкурсе на лучшее предложение по формированию и представлению бюджета для граждан. Наши финансисты представили на конкурс проекты в номинациях «Бюджет в стихах» и «Бюджетный квест». В первой номинации проект «Бюджет глазами граждан» отмечен дипломом II степени. Во второй номинации проект «Бюджетные головоломки» отмечен дипломом I степени.

Для населения созданы серия анимационных фильмов и брошюры «Бюджет для граждан». Они объясняют финансовые показатели в форме, понятной любому человеку. Открытости бюджета способствует обнародование нормативных актов, регулирующих вопросы бюджетного процесса. В связи с переходом к программным бюджетам предоставляем населению максимум информации о муниципальных программах — их роли, целях и задачах, инструментах реализации, мероприятиях. Механизм любой программы предусматривает отчетность о ее исполнении, поэтому мы информируем население о результатах. К формированию бюджета привлекаем общественный совет.

ТАТЬЯНА МЕЛЕНТЬЕВА, глава Сорочинского городского округа Оренбургской области

Читайте также: