Косвенный метод определения налоговой базы

Опубликовано: 02.05.2024

Определение налоговой базы

Раздел законодательства Российской Федерации, посвященный налогообложению, подробно истолковывает понятие налога и всех его элементов. Этим вопросам посвящена ст.8 НК РФ.

Налог – это обязательная плата, установленная государством для организаций и физлиц, которая предусматривает внесение части принадлежащих им финансовых средств, предназначенных для бюджета государства.

Налоговая база – элемент налога, функционирующий наряду с другими:

  • субъектом и объектом;
  • ставкой;
  • учетным налоговым периодом;
  • способом начисления;
  • особенностями и сроками совершения налоговых платежей;
  • возможными льготами.

Что представляет собой налоговая база

Налоговая база характеризует объект, подлежащий налогообложению, с точки зрения количества, стоимости, физических свойств или других характеристик. Другими словами, налоговая база определяет единицы, в которых можно «измерить» объект налогообложения. Поэтому чтобы понять, что такое налоговая база, нужно сначала выяснить, что представляет собой объект налогообложения.

Тот предмет, с которого взимается налог, называется его объектом. В его качестве могут выступать различные активы и финансовые суммы, например:

  • доходы, поступления, прибыль;
  • стоимость проданных товаров;
  • плата, полученная за оказанную услугу или совершенную работу;
  • совокупность дохода физического лица;
  • собственное имущество, которым владеют организации и граждане;
  • наследственная масса;
  • транспортные средства и др.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Чаще всего название налога отражает как раз его объект: «налог на прибыль», «земельный налог» и пр.

Итак, делаем вывод: тот предмет, с которого должен уплачиваться налог, считается объектом налогообложения, а налоговая база – его значимая характеристика.

Как влияет налоговая база на величину налога

Любого плательщика прежде всего волнует вопрос: «Сколько именно мне нужно будет заплатить?» Ответить на него как раз и призвано понятие налоговой базы вкупе с применением налоговой ставки.

Величина уплачиваемого налога представляет собой произведение налоговой базы на значение налоговой ставки.

Налоговая база регламентирует единицы, в которых считается налог, а налоговая ставка, в свою очередь, показывает, какую долю этих единиц нужно отчислить в пользу государства. Это соотношение может быть двух типов:

  1. твердым – абсолютная сумма на каждую единицу налоговой базы (чаще применяется при начислении налогов, база которых позволяет назначить фиксированную сумму на каждую характеристику по налоговой базе, например, транспортный, акцизный, земельный налоги);
  2. процентным – уплате подлежит тот или иной процент от всего количественного выражения налоговой базы.

Типы процентных ставок

В зависимости от того, как именно устанавливается налоговый процент, процентные ставки могут быть различных типов:

  • пропорциональные – от налоговой базы в качестве налога всегда отчисляется один и тот же процент (примеры – налог на прибыль, НДС);
  • прогрессивные – чем выше налоговая база, тем большим будет отчисляемый процент, причем учитываться может как вся база полностью, так и ее отдельные части (современный российский Налоговый Кодекс не применяет ставки этого типа);
  • регрессивные – чем ниже налоговая база, тем больше снизится налоговый процент.

Элементы, уменьшающие налоговую базу

Естественно, что для налогоплательщика с финансовой точки зрения выгоднее, чтобы налоговая база была как можно меньшей, тогда с нее будет уплачиваться меньшая сумма налогов. Закон позволяет уменьшить величину, подлежащую умножению на налоговую ставку, на такие экономические величины:

  • налоговые вычеты – разрешено не включать в облагаемую налогом сумму определенные законом категории сумм (к ним относятся стандартные вычеты, пенсионные, благотворительные, «детские» и некоторые другие);
  • налоговые льготы – финансовые преимущества для тех или иных категорий, установленные Правительством (меньшая сумма налога, уменьшение налоговой ставки, установление минимума, который не подлежит налогообложению, полная отмена уплаты того или иного налога).

Итак, если выразить налоговую базу в виде формулы, она будет иметь следующий вид:

  • НБ – налоговая база;
  • В – предусмотренные законом и применимые к данному налогоплательщику налоговые вычеты;
  • Л – действующие для данного налога и категории плательщиков налоговые льготы.

Отечественные принципы начисления налоговой базы

В современном российском законодательстве налоговая база отвечает следующим обязательным требованиям.

  1. Все вопросы, касающиеся способа определения и порядка установления налоговой базы, регламентируются Налоговым Кодексом РФ.
  2. Каждый учетный период находит свое отражение в финансовой документации, которую ведет налогоплательщик, и на основании этих документальных подтверждений по итогам каждого отдельного периода вычисляется количественная характеристика налоговой базы.
  3. Если в текущем периоде была найдена ошибка в исчислении налоговой базы, относящаяся к уже истекшему промежутку времени, нужно произвести перерасчет налоговой базы «ошибочного» периода.
  4. Если период, в котором совершена ошибка, не поддается точному установлению, пересчитать налоговую базу будет необходимо в настоящее время, то есть в отчетном периоде.
  5. Порядок для начисления налоговой базы определяет Министерство финансов Российской Федерации. Учет прибыли и затрат по итогам хоздеятельности за нужный период, отраженный в финансовой документации, должны вести:
    • индивидуальные предприниматели;
    • организации;
    • налоговые агенты.
  6. Налогоплательщики-физлица берут за основу начисления налоговой базы собственные данные учета прибыли, а также информацию, полученную от другой стороны — контрагента их деятельности (организация, другое физическое лицо).

Методы для учета налоговой базы

В российском налоговом законодательстве для учета налоговой базы предусмотрено два метода.

  1. Кассовый – в расчет берутся только те суммы прибылей или расходов, которые реально отражены в определенной документации как полученные (или понесенные) плательщиком налогов. Это могут быть средства, поступившие на расчетный счет, отраженные с помощью контрольно-кассовой техники и т.п.
  2. Накопительный – учитывается момент, в который у налогоплательщика возникли имущественные права или обязательства. Не имеет значения, поступили ли (потрачены ли) средства фактически: если у плательщика налога возникло право на их получение (или обязанность их траты), средства попадают в расчет в составе налоговой базы.

Примеры налоговых баз для различных объектов налогообложения

В таблице приводятся примеры налоговых баз, принятые законодательством при уплате самых распространенных налогов.

Федеральные налоги

Региональные налоги

Местные налоги

Налоговая база по отраслевым налогам и сборам рассчитывается в зависимости от объекта налогообложения.

При применении спецрежимов налоговая база зависит от выбранной системы налогообложения.

Этот материал обновлен 20.04.2021

Косвенный налог — налог на товары и услуги, который производитель платит не напрямую, а устанавливает как надбавку к цене. Эти деньги он вычтет из выручки и отдаст государству. По факту налог платит покупатель, а производитель его только собирает. Самые распространенные виды косвенных налогов — акцизы и налог на добавленную стоимость (НДС). Косвенные налоги всегда зачисляются в федеральную казну, а не в местные бюджеты.

Что делает налог косвенным

Именно тот факт, что компания платит не свои деньги, а передает от покупателя государству, и делает налог косвенным. При этом часто покупатель даже не подозревает, что оплачивает какой-то налог, так как он уже включен в цену. Бывает по-другому : в США, например, на ценниках указывают стоимость товара без НДС, но на кассе клиент должен заплатить и дополнительный налог.

Отличие косвенных налогов от прямых

Главное отличие косвенных налогов от прямых в том, что прямые налоги компания платит из своих денег, а косвенные перекладывает на плечи клиента, просто увеличивая цену продукта. По сути, это налог на потребление.

Виды косвенных налогов

Акциз — налог, включенный в цену определенных товаров, перечень которых утвержден государством. Как правило, налог составляет фиксированную сумму для конкретного количества товара — литра, одной единицы и т. п.

В России, например, акцизы включены в стоимость сигарет, алкоголя, топлива. Единой ставки по акцизам нет, ее устанавливают индивидуально для каждой группы товаров.

НДС — самый распространенный налог. В России на его долю приходится почти треть всех бюджетных доходов. Налог на добавленную стоимость устанавливают почти на все виды товаров, работ или услуг.

Бизнес, который производит товар или услугу, а также перепродает что-либо , включает в свою цену продукта некую маржу — добавленную стоимость. НДС — налог на эту добавленную стоимость. Но платит его покупатель.

Ставка НДС в России может иметь три значения:

  1. 20% — основная ставка.
  2. 10% — льготная ставка для определенной продукции, например для продуктов из потребительской корзины: мука, хлеб, мясо, сахар, соль, овощи и т. д. Кроме того, сниженной ставкой облагаются детские и медицинские товары, школьные принадлежности, газеты и журналы.
  3. 0% — льготная. Например, НДС не платят компании, которые занимаются экспортом, а также международными перевозками, транзитом нефти и газа.

Расчет НДС. НДС — это налог не с прибыли и не с выручки, а именно на добавленную стоимость. Вот как его считают.

Например, торговая компания «Стройка» купила у оптовика 10 банок краски за 6000 Р . В этой сумме 5000 Р — цена товара, а еще 1000 Р — налог на добавленную стоимость. Для «Стройки» это входящий НДС.

Потом «Стройка» продала эту краску строительной фирме за 9000 Р . В документах эта сумма разделена на цену товара без НДС — 7500 Р — и сумму НДС — 1500 Р . Это исходящий НДС «Стройки», который она получит от своего покупателя при продаже краски.

В бюджет стройка заплатит не 1500 Р , а разницу:
1500 − 1000 = 500 Р .

Так сделает каждый продавец в цепочке. Получится, что все они платят только часть общей суммы НДС в конечной цене — то есть процент только от своей добавленной стоимости, а не от всей цены товара. А весь налог заплатит последний покупатель товара.

Косвенные налоги в бухгалтерском учете

Косвенные налоги продавец включает в цену товара, значит, деньги поступают в организацию вместе с выручкой. По факту они не являются частью дохода — налог надо перечислить в бюджет.

Акцизы, в соответствии с главой 22 НК РФ, обязаны платить компании — производители подакцизной продукции, например алкоголя или табачных изделий. В бухгалтерском учете отражают акцизы не только по проданным товарам. Если в качестве сырья для производства подакцизного товара используется тоже подакцизный товар, то и его акциз надо отражать в балансе. Проще говоря, если предприятие выпускает алкоголь, то по бухгалтерии пройдет и акциз на водку, и акциз на спирт, купленный для ее производства.

Налог на добавленную стоимость рассчитывается в конце налогового периода. В бухгалтерском учете НДС отражается в четырех типах операций:

  1. При покупке товаров, работ или услуг отдельно учитывается покупка и отдельно — НДС по ней.
  2. При продаже товаров, работ или услуг отдельно начисляют НДС, если реализуют произведенную продукцию, отдельно — если продают основные средства или нематериальные активы.
  3. С предоплаты будущих поставок.
  4. По суммам, предъявляемым к вычету НДС.

Соотношение прямых и косвенных налогов

Государства сочетают прямые и косвенные налоги в своей налоговой политике. Экономисты выделяют четыре основные системы соотношения этих двух типов налогов.

  1. Англосаксонская — когда большая часть приходится на прямые налоги. Подобная система действует в США и Великобритании.
  2. Евроконтинентальная — когда основную часть доходов государства составляют косвенные налоги. Практикуется в государствах с высоким уровнем жизни и высокими расходами на социальную сферу, например в странах Западной Европы.
  3. Латиноамериканская — когда доходы бюджета формируют преимущественно косвенные налоги. Но основная цель — синхронизировать сбор налогов с ростом цен. Такую систему используют многие страны Латинской Америки и Африки, подверженные частым экономическим кризисам.
  4. Смешанная — когда в бюджет поступают прямые и косвенные налоги примерно в равных долях. При этом государство сознательно развивает предпринимательство в стране, чтобы увеличить прямые налоговые поступления, сняв налоговую нагрузку с физлиц. Применяется также в европейских странах.

В России косвенные налоги составляют примерно 47% доходов госбюджета, на прямые приходится около 15%, остальное — доходы от экспорта энергоносителей. Причем поступления от НДС превышают прибыль от продажи нефти и газа. Поэтому российская экономика ближе всего к латиноамериканской модели.

Дмитрий Кузьмин

Вести финансовый учет и разделять расходы в бизнесе на прямые и косвенные полезно по нескольким причинам. Это нужно для расчета налоговой базы, если в вашем налоговом режиме учитываются расходы. Это помогает сформировать себестоимость — пригодится при планировании финансовой модели и для аналитики. Деление обязательно, если вы должны вести бухучет.

Деление в организациях различных отраслей может отличаться. Учитывайте это, классифицируя расходы.

Какие бывают затраты с точки зрения бухучета

Если ориентироваться на ст. 318 и 319 НК РФ, закон разделяет все расходы на два вида. Причем юридически корректно называть расходы «затратами».

Косвенные затраты

Это деньги, которые нельзя напрямую посчитать в себестоимости конкретного продукта, они формируют себестоимость нескольких продуктов сразу. Но без этих расходов бизнес не сможет производить продукт. Обычно в эту категорию включают оплату аренды и ЖКУ, траты на маркетинг, рекламу, секретариат, бухгалтерию.

Прямые затраты

Это затраты, которые формируют себестоимость конкретного изделия. Например, сюда относят сырье, полуфабрикаты, комплектующие и другие производственные запасы. Прямыми затратами также считаются зарплаты и социальные выплаты, которые занимаются непосредственно производством, и амортизация оборудования.

В прямые затраты добавляют и оплату работ, которые выполняют подрядчики — если они напрямую влияют на себестоимость изделия. Так, если вы заказываете упаковку для изделий, то это прямые затраты. Если подрядчик занимается обслуживанием компьютеров и ремонтом другой техники в вашем офисе, то это, скорее, косвенные затраты, потому что они влияют на весь процесс в целом.

Удобный сервис для разделения расходов на прямые и косвенные

Вы сами должны определять, какие расходы относить к прямым, а какие к косвенным. Если в учетной политике вы не отнесли затраты к прямым, то они будут классифицироваться как косвенные.

Внереализационные расходы

Существует и третий вид затрат — внереализационные. Они не формируют себестоимость продукции как для конкретного изделия, так и целиком, и вообще не имеют прямой связи с производством и реализацией.

Например, внереализационными обычно называют расходы на обслуживание кредита, траты на судебные издержки, неустойки. Подробный перечень содержится в ст. 265 НК РФ.

Другие виды затрат для финансового учета

Для финансового учета расходы разделяют еще на два вида.

  • Постоянные — они не связаны напрямую с объемом продукции. Если выпуск увеличить или уменьшить, постоянные расходы не изменятся. Например, зарплата бухгалтера не изменится, если вы станете производить не 100, а 200 тортов в месяц. Поэтому это постоянная трата.
  • Переменные — зависят от количества выпускаемой или реализованной продукции и меняются пропорционально. Например, если вы увеличиваете производство тортов со 100 до 200 в месяц, то одновременно растет и количество трат на сахар.

Виды затрат можно комбинировать. Обычно прямые затраты влияют на себестоимость, поэтому их относят к переменным. Например, затраты на полуфабрикаты: чем больше производим, тем больше расходуем, поэтому это прямая переменная категория.

Существуют исключения — допустим, расходы на рекламу не отражаются напрямую на себестоимости производства и являются косвенными затратами. Но с помощью веб-аналитики мы можем посчитать, сколько нужно рекламных денег на продажу одной единицы товара — например, с помощью ретаргетинга. Если захотим продавать больше, придется увеличивать бюджет. Поэтому это косвенная переменная трата.

Постоянные и переменные затраты используют обычно для финансового учета и планирования бизнеса — это условные понятия, закон не регулирует и не обязывает вас отслеживать их. Прямые и косвенные нужны для бухучета, они основаны на других критериях. Если вы определяете доходы и расходы по методу начисления, то их нужно отслеживать и определять, это требование закона.

Кто должен вести разделение затрат

Согласно ст. 318 НК РФ делить затраты на прямые и косвенные должны все юрлица на ОСНО, которые работают по методу начисления. Косвенные затраты распределяют на все виды продукции. Для этого выбирают базу, которой могут быть переменные затраты.

В бухгалтерском и налоговом учете под методом начисления понимают метод, когда доходы учитываются в момент документального подтверждения операции. Еще есть кассовый метод — доходы учитываются в момент поступления денег в кассу. Кассовый метод обычно используют организации на УСН, так как он проще и помогает избежать кассовых разрывов.

Если вы на ОСНО и величина средней выручки без учета НДС в каждом из предыдущих четырех кварталов не больше 1 млн руб., вы имеете право вести налоговой учет кассовым методом. Исключения указаны в ст. 273 НК РФ: несмотря на соответствие требованию по выручке, кассовый метод не могут применять банки, кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации, компании, добывающие углеродное сырье и компании, которыми владеют иностранные организации.

Как вести прямые и косвенные затраты в налоговом учете

В бухгалтерском учете разделение на косвенные и прямые затраты важно для формирования себестоимости. Не забывайте, что косвенные расходы нельзя относить напрямую на себестоимость одного изделия. Вместо этого выбирайте обоснованную базу распределения и добавьте отметку об этом в учетную политику.

В налоговом учете затраты тоже разделяют на косвенные и прямые, но с другими целями — они влияют на уменьшение налоговой базы. Здесь важно учитывать, в какой момент конкретные затраты влияют на стоимость продукции.

  • Косвенные расходы уменьшают налоговую базу в том же отчетном периоде, в котором и возникают.
  • Прямые расходы относятся на текущий налоговый период только после того, как вы реализовали продукцию, на стоимость которой они отнесены. Нет реализации — нет и уменьшения. Например, если товар лежит на складе, то прямые затраты на его производство из доходов не вычитывают.

Обратите внимание: размер налогооблагаемой прибыли снизится, если в организации объем косвенных расходов превысит прямые, и затраты будут учитываться раньше. Поэтому нужно внимательно следить за обоснованием ваших решений: если занижать прямые траты или неверно их учитывать, налоговая инспекция может воспринимать это как способ ухода от налогов.

Как списывать расходы

Чтобы избежать путаницы, старайтесь минимизировать отличия в бухгалтерском и налоговом учетах. Отражайте и обосновывайте все расходы в документах, иначе придется доказывать свою позицию налоговой инспекции.

Прямые расходы списывайте в том же периоде, в котором реализовали продукцию, даже если у покупателя есть отсрочка платежа до следующих отчетных периодов. Не списывайте расходы на готовую продукцию на складах. Косвенные расходы в налоговом учете не распределяйте. Их списывают единовременно, в том же периоде, когда вы их произвели. Налогооблагаемую прибыль при этом снижайте.

Чтобы сблизить данные в учетах, постарайтесь уравновесить размер себестоимости в бухучете с прямыми расходами в налоговом учете.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Основным обязательством налогоплательщиков является своевременная и самостоятельная уплата налогов и сборов в полном объеме.

Общеобязательные элементы налогообложения

Развитие и совершенствование системы налогообложения спровоцировало возникновение многих видов налогов и сборов, имеющих свои отличительные черты и свое предназначение.

Однако, несмотря на множественность видов, каждый налог состоит из обязательных, дополнительных и факультативных элементов, служащих основным инструментарием на пути реализации налоговой политики.

К числу общеобязательных или общих элементов налога относят налоговую базу и налоговую ставку, объект обложения налогом, алгоритм исчисления налогового бремени и т.д.

Раскрытию правовой сущности понятий «налоговая база» и «налоговая ставка» посвящена 53 статья НК РФ.

Понятие и основные аспекты налоговой базы

Согласно предписаниям НК РФ, налоговой базой является как стоимостная, так и физическая характеристика объекта, облагаемого налогом.

Другими словами, под данным понятием подразумевается любой объект, который подвергается обложению налогом.

Условия, принципы и порядок установления налоговой базы регламентируются соответствующими нормативно-правовыми актами, в частности НК РФ.

К примеру, налоговой базой для НДС является общая стоимость реализованной продукции, для НДФЛ – доходы, полученные физическим лицом, для налога на наследство – стоимость наследственного имущества, для налога на дарение – стоимость дара.

Итак, налоговая база (НБ) – это:

  • один из основных элементов налога, на основании которого исчисляется его размер;
  • конкретный объект, с которого производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ;
  • определенная сумма, на основании которой производится расчет размера налога в соответствии с установленной ставкой;
  • доходы лица, с которых необходимо уплатить налоги и сборы.

Определение налоговой базы требуется для количественного выражения объекта налогообложения.

К каждому конкретному налогу применяется определенная налоговая база. К примеру, по НДС исчисление НБ происходит в соответствии с особенностями реализации продукции или приобретенного товара.

Порядок определения налоговой базы

Основными принципами исчисления налоговой базы (НБ), согласно которым осуществляется ее определение, являются:

  • определение налоговой базы осуществляется в соответствии с налоговыми нормативно-правовыми актами, в частности НК РФ;
  • исчисление (определение) налоговой базы плательщиками налога, являющимися юридическими лицами, производится по завершении очередного налогового периода. Реализация процедуры проводится на основании сведений из регистров бухучета или других документов, подтверждающих данные об объектах налогообложения;
  • в случае выявления ошибок и неточностей в исчислении налоговой базы, совершенных в прошлом налоговом периоде, перерасчет налоговой базы и суммы налога производится только за тот временной промежуток, в котором имело место нарушение. Если же определить период совершения искажения невозможно, процедура перерасчета осуществляется за тот период, когда нарушения были выявлены;
  • ИП, частные нотариусы, адвокаты-учредители адвокатских кабинетов определяют НБ по завершении очередного налогового периода и в соответствии с учетными данными доходов и расходов, при условиях и в порядке, установленном Минфином РФ;
  • налоговые агенты также обязаны придерживаться принципов и порядка исчисления налоговой базы, установленного НК РФ и другими специальными актами правотворчества.

Понятие, правовая характеристика и способы выражения налоговой ставки

Понятие налоговой ставки (НС), равно как и порядок ее исчисления, неразрывно связано с налоговой базой, поскольку, по сути, НС является размеров налогового платежа на конкретно-установленный объект, облагаемый налогом.

Налоговая ставка может выражаться в следующих формах:

  • в процентном соотношении с размером налоговой базы. Такими примерами может быть налог на имущество, на прибыль, НДС, НДФЛ, земельный налог и т.д.;
  • в форме фиксированной денежной суммы, когда каждой единице налогообложения соответствует определенная сумма платежа. К примеру, большая часть акцизов, транспортный сбор;
  • в сочетании твердой и процентной составляющих, так сказать, в комбинированной форме. Скажем, налог на наследственное имущество, на дарение, некоторые виды акцизных сборов, а также ЕСН (единый социальный налог).

Форма выражения налоговой ставки зависит от метода и порядка измерения объектов налогообложения.

Типы и виды налоговых ставок

Типовая классификация налоговых ставок осуществляется на определенных основаниях. Так, по степени обременения для налогоплательщика выделяют следующие типы НС:

1. Базовая НС. Данное понятие не предусматривает отнесение плательщика налога к какой-либо определенной группе, что дает ему возможность пользоваться налоговыми льготами и иными преференциями;

2. Повышенная НС устанавливается в отношении налогоплательщиков, деятельность которых можно охарактеризовать как таковую, что дает право государству взимать повышенный налог с плательщика;

3. Пониженная НС. Применение данного вида налоговой ставки позволяет налогоплательщику пользоваться налоговыми льготами и преференциями, вплоть до использования нулевой НС.

По методу установления налоговые ставки могут быть:

Абсолютная налоговая ставка – это фиксированная величина, определяемая для каждого конкретного объекта налогообложения отдельно;

Размер относительной НС напрямую зависит от величины объекта обложения и исчисляется в пропорциональном отношении к нему.

По юрисдикции утверждения налоговые ставки подразделяются на следующие:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Основные виды налогов, порядок определения их размеров

1. Основные виды федеральных налогов:

  • НДФЛ. Согласно НК РФ налоговая ставка по НДФЛ исчисляется в процентном отношении к объекту налогообложения и составляет 13 % (для российских подданных). Что касается лиц, не имеющих статус гражданина РФ, то для них установлена тридцатипроцентная налоговая ставка по НДФЛ. Оплата НДФЛ предусмотрена со всех видов доходов, которые получает физическое лицо (заработная плата, продажа недвижимости, выполнение работ, предоставление услуг);
  • НДС. Ставка налога по НДС, в соответствии с НК РФ, также как и НДФЛ исчисляется в процентном соотношении, на территории РФ она равна 18 %. Исключение составляют организации, работающие по УСН, для них НС в отношении НДС устанавливается нулевая;
  • налоговый сбор на прибыль предприятия. Налог на прибыль исчисляется в процентном соотношении, применяется преимущественно в отношении представителей крупного бизнеса.
  • налог на выручку по упрощенной системе налогообложения. Как правило, УСН пользуются начинающие предприниматели (представители малого и среднего бизнеса), годовой оборот которых не превышает 60 миллионов рублей. Для таких лиц предусмотрена нулевая НС по НДС.

2. Основные виды местных налогов:

  • земельный налог. Согласно законодательству, налоговая ставка по земельному налогу регламентируется муниципальными нормативно-правовыми актами, составляет от 0,3 до 1, 5%. Размер установленной НС зависит от категории облагаемых налогом земель. Категории земель устанавливаются земельным законодательством;
  • налог на недвижимое имущество физических лиц. Устанавливается представителями муниципальной власти, исчисляется в процентном соотношении к стоимости имущества, как правило, это не более 0,3%.

3.Основные виды региональных налогов:

  • имущественный налог для предприятий. Это региональный налог, уплачивать который обязаны организации, на балансе которых числится имущество, причем как движимое, так и недвижимое;
  • транспортный налог. Данный вид налога является региональным, исчисление налоговой ставки по нему осуществляется на основании таких данных, как год выпуска ТС, его вместимость, мощность двигателя и прочее.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДПИ и НДД

НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

СТАТЬЯ 339. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ДОБЫТОГО ПОЛЕЗНОГО ИСКОПАЕМОГО

1. Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.

2. Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.

Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.

3. При этом, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.

Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.

Пунктом 1 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) установлено, что порядок определения количества добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Количество добытого полезного ископаемого определяется по данным геолого-маркшейдерского учета, а также учета, ведущегося в соответствии с отраслевыми методическими указаниями по учету добычи полезного ископаемого.

Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым или косвенным методом:

Прямой метод - это определение количества путем применения измерительных средств и устройств непосредственно к добытому полезному ископаемому.

Косвенный метод – это методпри котором количество добытого полезного ископаемого определяется по данным о его содержании в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье.

Косвенный метод применяется, если количество добытого полезного ископаемого нельзя определить прямым методом, то есть прямой метод носит преимущественный характер.

При прямом методе определения налоговой базы количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого. Фактическими потерями полезного ископаемого считается разница между количеством погашенных в недрах запасов полезных ископаемых и количеством добытого полезного ископаемого, определяемого после завершения технологического процесса по добыче полезного ископаемого, предусмотренного техническим проектом разработки месторождения. В общее количество добытого полезного ископаемого включается количество полезного ископаемого, содержащегося в минеральном сырье, реализованном и (или) использованном на собственные нужды до завершения комплекса технологических операций, предусмотренных техническим проектом разработки месторождений.

Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения.

В течение всей деятельности налогоплательщика по добыче полезного ископаемого выбранный метод изменению не подлежит. Единственное исключение составляет внесение изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.

При применении налогоплательщиком прямого метода, плательщик НДПИ учитывает фактические потери определения количества добытого полезного ископаемого.

Фактические потери полезного ископаемого представляют собой разницу между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы, и количеством фактически добытого полезного ископаемого.

Фактические потери полезного ископаемого учитываются в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.

4. При извлечении драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений количество добытого полезного ископаемого определяется по данным обязательного учета при добыче, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях.

Не подлежащие переработке самородки драгоценных металлов учитываются отдельно и в расчет количества добытого полезного ископаемого, установленного абзацем первым настоящего пункта, не включаются. При этом налоговая база по ним определяется отдельно.

Количество добытого полезного ископаемого каждого вида определяется на основании пункта 4 статьи 339 НК РФ по данным обязательного учета при добыче, установленного законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях.

При определении количества добытых самородков полезного ископаемого следует пользоваться определением понятия «самородки драгоценных металлов», данным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1068 «О порядке и критериях отнесения самородков драгоценных металлов и драгоценных камней к категории уникальных» (далее Постановление №1068) в соответствии с которым самородками драгоценных металлов являются обособления самородных, драгоценных металлов в коренных и россыпных месторождениях, резко отличающиеся по своим размерам от преобладающих частиц драгоценного металла и обладающие массой не менее 0,1 грамма, из них уникальными признаются редко встречающиеся в природе самородки, обладающие особыми минералогическими, морфологическими, размерно-весовыми характеристиками или их сочетаниями.

К категории уникальных самородков драгоценных металлов, могут быть отнесены:

  • золотые самородки:
    • из коренных месторождений;
    • кристаллы, дендриты и их срастание массой 1 грамм и более;
    • скопления неправильной формы массой 5 граммов и более;
    • из россыпных месторождений;
    • кристаллы, дендриты и их срастания массой 5 граммов и более, имеющие низкие степени окатанности;
    • скопления неправильной формы массой 50 граммов и более, имеющие низкие степени окатанности;
    • скопления неправильной формы массой 1000 граммов и более независимо от степени окатанности;
  • серебряные самородки из коренных и россыпных месторождений:
    • кристаллы, дендриты и их срастания массой 0,5 грамма и более;
    • скопления неправильной формы массой 5 граммов и более;
  • самородки платины и металлов платиновой группы :
    • из коренных месторождений;
    • кристаллы и их срастания массой 1 грамм и более;
    • скопления неправильной формы массой 5 граммов и более;
    • из россыпных месторождений;
    • кристаллы и их срастания массой 5 граммов и более, имеющие низкие степени окатанности;
    • скопления неправильной формы массой 20 граммов и более, имеющие низкие степени окатанности;
    • скопления неправильной формы массой 200 граммов и более независимо от степени окатанности;
  • самородки, связанные с какими-либо историческими событиями или известными личностями, сыгравшими выдающуюся роль в истории, науке и культуре;
  • самородки, связанные с историей развития добычи драгоценных металлов в стране;
  • самородки из известных коллекций, собраний, музеев.
Количество добытого полезного ископаемого определяется по данным обязательного учета добычи, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о драгоценных металлов и драгоценных камнях.

Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2000 года №731 «Об утверждении правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности» (далее Правила №731).

Согласно пункту 7 Правил №731 в добывающих организациях, учет драгоценных металлов и драгоценных камней при добыче, производстве, использовании и обращении осуществляется по массе и качеству, а также в стоимостном выражении, если это возможно с учетом условий технологических процессов извлечения, обогащения, дальнейшей переработки, опробовании и анализа минерального сырья, содержащего в драгоценных металлах.

Учет драгоценных металлов, входящих в состав продуктов переработки минерального и вторичного сырья, при передаче их на аффинаж осуществляется в перерасчете на массу химических, чистых драгоценных металлов.

Согласно статье 1 Федерального закона №41-ФЗ аффинаж драгоценных металлов - это процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории Российской Федерации, или международным стандартам.

Учет драгоценных камней в добывающих организациях ведется по массе и качеству, а также в стоимостном выражении при проведении ими самостоятельной сортировки, первичной классификации и первичной оценки.

Те добывающие организации, которые не имеют возможности осуществлять сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, передают их по договору в Гохран России, для проведения указанных операций. При этом первичный учет драгоценных камней ведется в стоимостном выражении в соответствии с расценками за единицу массы продукции, указанными по каждому месторождению отдельно. После проведения в Гохране России операций по сортировке, очистки, взвешивания, классификации и оценку драгоценных камней вносятся соответствующие уточнения в учет драгоценных камней по массе, качеству и в стоимостном выражении.

5. При извлечении драгоценных камней из коренных, россыпных и техногенных месторождений количество добытого полезного ископаемого определяется после первичной сортировки, первичной классификации и первичной оценки необработанных камней. При этом уникальные драгоценные камни учитываются отдельно и налоговая база по ним определяется отдельно.

При определении количества добытых драгоценных камней необходимо учитывать, что добычей драгоценных камней считается их извлечение из коренных, россыпных и техногенных месторождений, а также сортировка, первичная классификация и первичная оценка. Количество добытого полезного ископаемого при извлечении драгоценных камней определяется после первичной сортировки, первичной классификации и первичной оценки необработанных камней.

Согласно Постановлению №1068 к категории уникальных драгоценных камней, могут быть отнесены:

  • алмазы массой 50 каратов и более;
  • алмазы, обладающие уникальными характеристиками по одному или по совокупности признаков: по форме, редким уникальным цветам в сочетании с высокой чистотой, характеру включений и кристаллографическим очертаниям независимо от массы алмаза (стоимостью, эквивалентной не менее 3000 долларов США за 1 карат);
  • бриллианты массой 20 каратов и более, а также бриллианты, уникальные по форме, цветовым и качественным характеристикам (стоимостью, эквивалентной не менее 10 000 долларов США за 1 карат);
  • необработанные изумруды (штуфы, кристаллы или сростки кристаллов изумрудов) первого цвета (темно - зеленого), первого и второго сорта, представляющие интерес по форме кристаллов и минеральным ассоциациям, а также их обломки размером от 10 миллиметров и более, первого цвета (темно - зеленого), высокой степени прозрачности с внутренним блеском (категория «экстра»);
  • ограненные изумруды массой 10 каратов и более, уникальные по цвету, форме и качеству, первого цвета (темно - зеленого), первой и второй групп чистоты;
  • необработанные рубины, сапфиры насыщенных цветовых тонов и александриты с сильным александритовым эффектом (штуфы, кристаллы или сростки кристаллов) первого и второго сорта, представляющие интерес по форме кристаллов, минеральным ассоциациям с хорошо выраженной природной формой кристаллов;
  • ограненные рубины массой 10 каратов и более, кроваво - красного цвета типа «бирманских», первой группы чистоты;
  • ограненные сапфиры массой 10 каратов и более, васильково - синего цвета типа «кашмирских», первой группы чистоты, а также редких цветов (желтые, зеленые, оранжевые, фиолетовые);
  • ограненные александриты массой 5 каратов и более, с сильным александритовым эффектом первой и второй групп чистоты;
  • жемчуг массой более 5 каратов, белого, голубого и черного цветов, обладающий хорошим блеском с перламутровым оттенком, различной формы: правильной, сферической, овальной, каплевидной («бутон») и неправильной («барокко»);
  • драгоценные камни, связанные с какими-либо историческими событиями или известными личностями, сыгравшими выдающуюся роль в истории, науке и культуре.
К категории уникальных самородки драгоценных металлов и драгоценных камней относят по результатам экспертизы, проводимой Экспертной комиссией по самородкам драгоценных металлов Министерства финансов Российской Федерации и экспертными комиссиями по отдельным видам драгоценных камней Министерства финансов Российской Федерации. На экспертизу самородки представляют субъекты их добычи, а драгоценные камни - организации, осуществляющие их сортировку, первичную классификацию и первичную оценку. В случае признания самородков драгоценных металлов и драгоценных камней уникальными на них оформляются документы, подтверждающие этот факт. Уникальные самородки подлежат специальному учету.

6. Количество добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со статьей 337 настоящего Кодекса как полезные компоненты, содержащиеся в добытой многокомпонентной комплексной руде, определяется как количество компонента руды в химически чистом виде.

Количество добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со статьей 337 НК РФ как полезные компоненты, содержащиеся в добытой многокомпонентной комплексной руде, определяется как количество компонента руды в химически чистом виде.

Рассмотрим на примере.

Организация занята добычей многокомпонентной комплексной руды. Предположим, что за отчетный период было добыто 3 тонны. Результаты химического анализа показали, что в добытой руде содержится:

  • Молибдена - 40%;
  • Меди - 15%;
  • Серебра - 3%.
Исходя из этих данных количество полезных компонентов, содержащихся в руде, для целей налогообложения составит:

  • Молибдена – 1,2 тонны (3т х 40%);
  • Меди - 0,45 тонны (3т х15%);
  • Серебра – 0,09 тонны (3т х 3%).
7. При определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено пунктом 8 настоящей статьи, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь).

При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.

Технологический процесс добычи определенного полезного ископаемого на конкретном месторождении описывается в техническом проекте разработки данного месторождения. Помимо самой операции по извлечению минерального сырья из недр (отходов, потерь) проект включает в себя комплекс технологических операций (процессов) по доведению фактически извлеченного минерального сырья до соответствующего стандарта качества, осуществляемых, как правило, в границах горного отвода.

Комплекс технологических операций (процессов) может включать в себя: подготовку сырья для получения кондиционного продукта (сортового сырья); отделение попутных компонентов и примесей; процессы, облегчающие транспортировку и хранение товарного продукта; другие операции, цель которых - получение товарного продукта без изменения его основного характера; иные операции, предусмотренные техническим проектом разработки месторождения.

В случае разногласий между налоговым органом и налогоплательщиком, возникающих в результате определения технологического процесса добычи полезного ископаемого, налоговый орган вправе запросить у органов государственного горного надзора заключение о соответствии используемого для добычи полезного ископаемого комплекса технологических операций указанному в проекте разработки месторождения.

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 9 апреля 2004 года №А78-2867/03-с2-18/217-ф02-1008/04-с1).

8. При реализации и (или) использовании минерального сырья до завершения комплекса технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых, количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого определяется как количество полезного ископаемого, содержащегося в указанном минеральном сырье, реализованном и (или) использованном на собственные нужды в данном налоговом периоде.

При реализации минерального сырья до завершения комплекса технологических операций, предусмотренных техническим проектом разработки данного месторождения, количество полезного ископаемого определяется как количество полезного ископаемого, содержащегося в минеральном сырье.

Читайте также: