Как отозвать налоговую отчетность

Опубликовано: 28.04.2024

image_pdf
image_print

Раньше субъекты бизнеса порой сталкивались с отказом в принятии деклараций по НДС или налогу на прибыль. С недавних пор у ФНС появился еще один подход: отчет могут сначала принять, а потом отозвать, то есть аннулировать. Сделать это могут в любой момент до окончания срока камеральной проверки. Инспекторы руководствуются письмом Налоговой службы от 10 июля 2018 года № ЕД-4-15/13247. В нем ФНС поручает нижестоящим органам принять меры, направленные на предотвращение сдачи деклараций, подписанных неуполномоченными либо неустановленными лицами. Подразумеваются ситуации, когда подпись на отчете ставит номинальный руководитель фирмы-однодневки либо и вовсе постороннее лицо. В качестве приложения к письму идет инструкция по отзыву таких деклараций. Таким образом ФНС собирается обеспечивать профилактику налоговых нарушений.

Когда декларацию могут аннулировать

Специалисты Налоговой службы рассуждают следующим образом. Подавая декларацию, налогоплательщик должен подтвердить полноту и достоверность данных, которые в ней отражены. Сделать это может предприниматель, директор компании либо лица, которых они уполномочили.

Если же декларация подписана кем-то иным, сведения в ней достоверными считать нельзя. Соответственно, принят такой отчет быть не может. При этом определять, уполномоченное ли лицо подписало декларацию, будут сами проверяющие.

Для аннулирования декларации есть 5 оснований:

  1. Руководитель налогоплательщика не подписал декларацию сам и не сдал ее в ИФНС, а также не выдал доверенность уполномоченному лицу на эти действия. И вообще, он не принимал участия в деятельности организации.
  2. Руководитель выдал доверенность либо подписал декларацию сам, однако он был дисквалифицирован.
  3. Декларация была подана субъектом после ликвидации либо прекращения деятельности ИП.
  4. Лицо, которое подписало декларацию (директор либо тот, на которого он выдал доверенность), является недееспособным, умершими либо без вести пропавшими.
  5. Подписавшее декларацию лицо на указанную в отчете дату находилось в местах лишения свободы.

Как будут доказывать

Чтобы отозвать декларацию, нужно доказать, что одно из упомянутых выше оснований имеет место. Для этого инспекции должны отобрать налогоплательщиков, чьи отчеты вызывают подозрение. А затем провести контрольные мероприятия в их отношении.

В письме перечислен довольно большой перечень признаков, которые могут свидетельствовать о том, что декларации подписываются неустановленными или не имеющими таких полномочий лицами. Многие из этих признаков хорошо известны:

  • нулевая отчетность в течение нескольких периодов;
  • превышение безопасной доли вычетов по НДС;
  • обналичивание денежных средств;
  • доход равен расходу;
  • частые миграции между налоговыми органами;
  • ненахождение по месту регистрации;
  • недостоверные сведения в реестре;
  • отсутствие персонала;
  • отсутствие договора аренды;
  • нарушения, связанные со счетами — транзитные переводы, большое количество или, наоборот, отсутствие счетов, нахождение банков в других регионах;
  • подозрительное поведение руководителя — работа без заработной платы, проживание не по месту прописки и даже в другом регионе, неявка на допрос.

Из нового: подозрения налоговиков должны вызывать в первую очередь организации, зарегистрированные в 2017 году и позже. Еще один подозрительный факт — директор или ИП приходит на допрос с адвокатом.

Каждый из этих признаков отдельно не может расцениваться как самостоятельное свидетельство об упомянутых нарушениях. Однако если таких признаков несколько, налоговики могут причислить субъект бизнеса к числу однодневок. При этом в письме не указывается, сколько именно признаков должно быть у подозрительного налогоплательщика.

Круг лиц определен: что дальше?

На следующем этапе причастных к подозрительным операциям лиц вызовут надопрос в ФНС. Это может коснуться:

  • руководителя компании, предпринимателя;
  • тех, кто подписывал декларации;
  • тех кто занимался регистрацией;
  • тех, кто оформлял ключ электронной подписи.

Цель этого мероприятия — выяснить, имели ли право лица, чьи подписи стоят в декларациях, их подписывать. А заодно — не является ли руководитель номинальным. Налоговиков будет интересовать, выдавал ли директор доверенность тем лицам, которые фигурируют в документах. Если же везде стоят подписи руководителя, у него поинтересуются, регистрировал ли он компанию, заказывал ли ЭЦП, подписывал ли декларации, и вообще, осуществляет ли фактическое руководство своей структурой. Прочим приглашенным лицам будут задавать вопросы, связанные с доверенностями, подписью деклараций и иных документов.

Допроса может оказаться недостаточно. Если в его ходе подозрения налоговиков подтвердятся, они смогут провести иные контрольные мероприятия: осмотр помещений по адресу, который указан в реестре, истребование у организации или ИП документы и даже экспертизу — почерковедческую, автороведческую и технико-криминалистическую.

Отзыв декларации и последствия

Итак, проведенные мероприятия дают специалистам ИФНС полагать, что имеет место одно из пяти оснований для аннулирования декларации. Далее алгоритм такой:

  1. Последует обращение в вышестоящий налоговый орган за разрешением на отзыв отчета.
  2. Когда такое разрешение будет получено, декларация будет переведена в специальный реестр, в котором находятся отчеты, не подлежащие обработке. Он ведется в информационных системах ФНС.
  3. Налогоплательщик будет уведомлен об этом в течение 5 рабочих дней. Уведомление подписывается руководством инспекции и направляется по ТКС. Его могут передать также и в бумажном виде — лично в руки руководителю или ИП под расписку.
  4. После размещения отчета в реестре деклараций, не подлежащих обработке, все расчеты с бюджетом по ней отменяются (сторнируются).

Действовать подобным образом налоговики могут в отношении деклараций, которые удовлетворяют таким условиям:

  1. Они являются итоговыми (не промежуточными), то есть подаются по итогам налогового периода. Это имеет отношение к декларации по налогу на прибыль.
  2. Срок камеральной проверки по ним еще не истек. К слову, проверка деклараций по НДС, поданных после 3 сентября, длится 2 месяца , а не 3. Если декларацию отзовут, то будет считаться, что камеральная проверка окончена в этот день.

Далее руководство ФНС может принять решение о блокировке расчетного счета. Это справедливо в том случае, если аннулирована первоначальная декларация. Если же отозвана «уточненка», то счет блокировать не будут. При этом считаться поданным будет предыдущий отчет — уточняющий или исходный.

Непонятно, будут ли в этом случае налагать штрафы за неподачу декларации — в письме об этом не сказано. Напомним, ответственность за такое нарушение предусмотрена статьей 119 НК РФ.

О законности действий налоговиков

Понятно, что специалисты на местах будут руководствоваться письмом центрального аппарата ФНС. Но внутренние инструкции Службы не должны противоречить нормам действующего законодательства. Тогда как есть все основания полагать, что все-таки противоречат. Подобного мнения придерживаются многие эксперты, например, Алексей Крайнев, налоговый юрист сервиса «Бухгалтерия Онлайн».

Налоговый кодекс не предусматривает такую процедуру, как аннулирование поданной отчетности. Он дает специалистам налогового органа один из двух вариантов:

  1. Принять декларацию, провести камеральную проверку, а в случае выявления нарушений — потребовать пояснений и так далее.
  2. Отказать в принятии, в том числе на том основании, что отчет подписан неуполномоченным лицом.

Никаких иных действий в отношении отчетности специалисты ФНС предпринимать не должны. И уж тем более Налоговый кодекс не содержит положений, которые позволяют сначала принять декларацию, а потом ее полностью забраковать.

Эксперт обращает внимание и на противоречие, которое заложено в процедуре аннулирования. По своей сути и по последствиям для налогоплательщика отзыв декларации приравнивается к ее неподаче. Вместе с тем такой отчет отражается в информационных системах ФНС с указанием даты конца камеральной проверки (она соответствует дате аннулирования). Из этого следует, что камеральная проверка все-таки проводилась. Но как может быть проведена камеральная проверка декларации, которая не подавалась?

Поэтому налогоплательщику следует отстаивать свои права. Если его отчеты по НДС и/или налогу на прибыль будут отозваны, он вправе обжаловать:

  • уведомление о признание декларации недействительной;
  • действия специалистов ИФНС, которые привели к признанию декларации недействительной;
  • блокировку расчетного счета, если она производилась.

Для обжалования следует обращаться в Управление ФНС своего региона. Это нужно сделать в течение года. Если там откажут, в течение 3 месяцев можно обратиться в арбитражный суд. Как показывает практика, судьи нередко в подобных спорах принимают сторону налогоплательщиков (постановления АС Уральского округа от 11.09.18 № Ф09-4202/18, АС Западно-Сибирского округа от 20.07.18 № Ф04-2705/2018 и от 31.08.18 № Ф04-3470/2018).

Заместитель директора, направление "Налоги и право" Группы компаний SRG

специально для ГАРАНТ.РУ

10 июля 2018 года ФНС России опубликовала очередное письмо, направленное на профилактику нарушений налогового законодательства (письмо ФНС России от 10 июля 2018 г. № ЕД-4-15/13247 "О профилактике нарушений налогового законодательства"). Оно подготовлено в рамках реализации мероприятий приоритетной программы "Реформа контрольно-надзорной деятельности" и Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований. Обозначенная ведомством ключевая цель письма заключается в профилактике нарушений законодательства о налогах и сборах, связанных с представлением в налоговые органы деклараций по налогу на прибыль и НДС, которые формально соответствуют требованиям Налогового кодекса, от лица компаний, подпадающих под ряд признаков, свидетельствующих о фиктивной деятельности таких юридических лиц. При соответствии поданной налоговой декларации критериям, изложенным в данном письме, налоговый орган может аннулировать налоговую декларацию со всеми вытекающими последствиями.

На первый взгляд, письмо носит положительный характер: указывает вектор государственной борьбы с фирмами-однодневками, "обнальщиками" и прочими компаниями, которые хотят получить необоснованную налоговую выгоду.

Но давайте попробуем разобраться с логикой данного письма и понять, все ли перечисленные в нем критерии являются законными, не нарушают ли они права добросовестных организаций.

Критерии, при которых налоговый орган может аннулировать налоговую декларацию

В своем письме ФНС России указала несколько оснований для аннулирования налоговой декларации. Рассмотрим их подробнее.

Представление уточненной налоговой декларации с некорректным порядковым номером корректировки.

Уточненных деклараций может быть несколько, но если они пронумерованы непоследовательно, это может вызвать подозрения. При этом само по себе данное обстоятельство не может служить основанием для непринятия налоговой декларации либо ее аннулирования. Критериев недобросовестности должно быть как минимум несколько.

Руководители юридического лица и ИП уклоняются от явки на проведение допросов (более двух раз).

По общему правилу, в качестве свидетеля для дачи показаний вызывают любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля, в том числе и руководителя компании (п. 1 ст. 90 НК РФ). При этом, как правило, допросы производятся в рамках камеральной или выездной налоговой проверки при возникновении у налогового органа вопросов к материалам проверки и выявлении расхождений в отчетности.

Добросовестный директор, которому нечего скрывать, придет и даст необходимые объяснения. В свою очередь, в компании, которая ведет "темные дела", директор, скорее всего, номинальный. Такого руководителя нельзя показывать налоговому органу, так как налоговики сразу поймут, что деятельность компании нереальна.

Кроме риска аннулирования налоговой декларации, на лицо, которое уклонилось от явки в налоговый орган, может быть наложен штраф в размере 1 тыс. руб. (п. 1 ст. 128 НК РФ).

Стоит обратить внимание на то, что данный критерий говорит именно об "уклонении" от явки на допрос. Под "уклонением" НК РФ понимает неявку в отсутствие уважительной причины. Если руководитель компании официально болен, находится в командировке и т.п., доказательства этого необходимо представить в налоговый орган, и проблем не будет. И после того, как обстоятельства, препятствующие явке на допрос, завершатся, нужно прийти по требованию налогового органа и дать необходимые объяснения.

Допросы лиц проводятся в присутствии представителей (адвокатов).

Это крайне сомнительный критерий, который противоречит Конституции РФ и многим федеральным законам, в том числе и НК РФ.

Конституция РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48), поэтому взять с собой адвоката (юриста или иного квалифицированного представителя) может и свидетель. НК РФ не предусматривает особых указаний на то, кто может или не может присутствовать на допросе. Это подтверждается, например, письмом ФНС России от 31 декабря 2013 г. № ЕД-4-2/23706@, в котором указано, что при проведении допроса свидетеля должно строго соблюдаться гарантированное Конституцией РФ право каждого на получение квалифицированной юридической помощи.

Поэтому если претензии налоговиков возникнут только по этому основанию, и декларацию аннулируют, такие действия можно оспорить в суде как незаконные. Хотя, на мой взгляд, только по этому основанию декларацию вряд ли аннулируют – налоговики будут искать в деятельности юрлица более серьезные проблемы.

Руководитель юридического лица или ИП не проживает по месту регистрации.

Данный критерий также хочется подвергнуть конструктивной критике, поскольку каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27 Конституции).

Любые действия налоговиков, нарушающие Конституцию РФ и федеральные законы, будут являться незаконными.

Доверенности на представление интересов выданы представителям, зарегистрированным (проживающим) в других субъектах РФ.

Данный критерий также не выдерживает критики по той же причине, что и предыдущий. Организация вправе выдать доверенность любому лицу, проживающему в любом субъекте РФ, каких-либо территориальных ограничений по выдаче доверенностей не существует.

Организация создана недавно.

Помимо этого, в письме приводятся и иные основания для аннулирования налоговой декларации, и этот перечень не является исчерпывающим:

  • организация на протяжении нескольких предыдущих отчетных (налоговых) периодов представляла "нулевую" отчетность;
  • суммы доходов, отражаемые в налоговых декларациях, приближены к сумме расходов, а удельный вес налоговых вычетов по НДС составляет более 98%;
  • организация не находится по адресу регистрации;
  • договоры аренды с собственниками помещений не заключались;
  • среднесписочная численность работников равна 1 человеку (либо полностью отсутствует);
  • руководитель не получает доход, в том числе и в организации, руководителем которой является;
  • налогоплательщик изменяет место постановки на учет;
  • незадолго до представления отчетности внесены сведения о смене руководителя организации;
  • в течение трех месяцев с даты создания (регистрации) организации отсутствуют расчетные счета;
  • расчетные счета закрыты;
  • открыто (закрыто) множество расчетных счетов (более 10);
  • движение денежных средств по расчетным счетам носит "транзитный" характер;
  • расчетные счета открыты в банках, местонахождение которых отличается от места регистрации организации;
  • установлено "обналичивание" денежных средств;
  • не устранены расхождения предыдущих налоговых периодов;
  • в ЕГРЮЛ внесены сведения о недостоверности сведений об адресе, руководителе, учредителе организации либо руководитель (учредитель) не является резидентом РФ и др.

Приведенные критерии я не стал разбирать по отдельности, поскольку они одинаковы по своей сути и в своей совокупности могут свидетельствовать о наличии признаков фиктивной деятельности, поэтому рекомендую избегать таких ситуаций. У компании, которая законно ведет свою деятельность, таких фактов быть не должно.

Последствия выявления критериев, являющихся основанием для аннулирования декларации

После выявления плательщиков, которые вызывают подозрения, налоговый орган обязан провести контрольные мероприятия. Руководителя организации вызовут на допрос для установления его полномочий, причастности к ведению деятельности организации и подписанию налоговых деклараций, выдаче доверенностей. Допросить могут и иных лиц.

Обращаем внимание, что соответствие организации вышеперечисленным критериям, может быть установлено исключительно в рамках мероприятий налогового контроля, таких как: допрос свидетеля (ст. 90 НК РФ), осмотр помещений по адресу местонахождения юридического лица (ст. 92 НК РФ), истребование документов и информации (ст. 93.1 НК РФ), проведение экспертизы (ст. 95 НК РФ).

Провести контрольные мероприятия необходимо до наступления срока представления деклараций за соответствующий налоговый период.

По итогам проведения контрольных мероприятий налоговый орган может аннулировать поступившую для камеральной проверки налоговую декларацию. Для этого ему необходимо получить официальное разрешение в виде служебной записки от вышестоящего налогового органа. Для получения одобрения вышестоящего налогового органа на аннулирование налоговой отчетности территориальной инспекции придется собрать убедительные доказательства того, что деятельность компании носит формальный характер (необходимо будет учесть в том числе критерии, установленные ст. 54.1 НК РФ). Ведь если налогоплательщик впоследствии оспорит незаконные действия в суде, налоговики могут испортить себе статистику.

Об аннулировании декларации налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику в течение пяти рабочих дней с момента аннулирования. Уведомление об аннулировании, подписанное руководителем (курирующим заместителем руководителя) налогового органа, направляется налогоплательщику через Интернет или вручается лично на бумажном носителе под расписку.

По инструкции ФНС России аннулированная декларация считается непредставленной, поэтому через 10 дней после отправления уведомления об аннулировании, расчетные счета налогоплательщика могут быть заблокированы на основании подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ.

Вместе с тем, несмотря на столь подробную инструкцию, не до конца понятны правовые основания и последствия аннулирования налоговой декларации, поскольку НК РФ не предусматривает такую процедуру. До закрепления соответствующей процедуры в НК РФ налогоплательщик, по моему мнению, может обжаловать действия в рамках такой процедуры в суде. Сделать это он сможет только при условии, что такие действия нарушили его права.

Также из письма не вполне ясно, как часто будут проводиться такие профилактические проверки налогоплательщиков – разово или каждый налоговый период?

Что делать, если декларация аннулирована у вашего контрагента?

Если декларация аннулирована у контрагента-поставщика, то сведения об этом будут отражены в программе АСК НДС-2, что представляет собой риски для покупателя товара в виде отказа в налоговых вычетах по НДС и расходах по налогу на прибыль. Налоговые органы, скорее всего, запросят пояснения относительно работы с данным контрагентом.

Особенно это касается ситуаций, когда декларацию отозвали у контрагента первого звена. Проблемы у контрагентов второго и последующего звеньев не так страшны и отстоять свои интересы будет гораздо проще.

В этой ситуации не стоит забывать, что в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным не могут рассматриваться:

  • подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом;
  • нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах;
  • наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (ст. 54.1 НК РФ).

Однако вышеуказанные случаи не препятствуют уменьшению налоговой базы только если:

  • отсутствует искажение фактов хозяйственной жизни в целях получения необоснованной налоговой выгоды;
  • налоговая экономия не является основной целью сделки.
  • обязательство по сделке исполнено непосредственно стороной договора или если такое обязательство передано по закону или договору.

Если вышеуказанные условия соблюдены, налогоплательщик вправе претендовать на налоговую выгоду и аннулирование декларации у контрагента не будет иметь последствий для компании.

Если хотя бы одно из перечисленных условий не соблюдено, в налоговой выгоде, скорее всего, будет отказано. Оспорить такое решение налогового органа в суде будет очень сложно.

Другие актуальные проблемы, связанные с принятием налоговых деклараций

В настоящее время единственным документом, в котором содержатся основания для отказа в принятии налоговой отчетности, является Административный регламент ФНС России, утв. приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н (далее – Регламент).

Согласно Регламенту отчетность (налоговую декларацию) не примут в следующих случаях:

  • несоответствие поданной отчетности установленной форме и требованиям к ее заполнению;
  • в налоговый орган не представлены документы, удостоверяющие личность и полномочия лица, представляющего отчетность;
  • отчетность сдана в территориальное отделение ФНС России, в компетенцию которого не включены обязанности по приему этой отчетности;
  • отчетность не заверена руководителем. Кроме того, если электронный файл отчета подписан электронной подписью, но она не соответствует установленным правилам криптозащиты информации, тогда налоговые органы в праве такую отчетность не принять.

Однако отказать в приеме декларации могут и по "надуманным" основаниям, если деятельность компании покажется налоговикам подозрительной. Налоговая служба уже около года негласно работает в таком режиме в соответствии с принятым ведомством курсом на борьбу с "фирмами-однодневками", и действия налоговиков будут становиться все более жесткими, учитывая появление официальной возможности аннулировать налоговую декларацию практически по любому основанию.

Что делать, если в принятии налоговой декларации отказали?

Отсутствие ответа или неаргументированный ответ являются основанием для обращения с жалобой в вышестоящую инспекцию. Решение по жалобе принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения (абз. 2 п. 6 ст. 140 НК РФ). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих инстанций документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней.

При этом в жалобе желательно указать, что право покупателя на вычет по НДС и на принятие затрат по налогу на прибыль предоставляется независимо от того, выполняет ли контрагент свои налоговые обязательства. Кроме того, необходимо:

  • подтвердить реальность хозяйственных операций первичной документацией и показаниями свидетелей;
  • обратить внимание на отсутствие доказательств взаимодействия с контрагентом в целях получения необоснованной налоговой выгоды.

Если ответ не поступит в вышеуказанный срок или действия нижестоящего налогового органа будут признаны законными, с чем не согласится налогоплательщик, действия (бездействие) налогового органа могут быть обжалованы в арбитражный суд (досудебный порядок – жалоба в вышестоящий налоговый орган – является обязательным). Однако обратившись в суд, нужно быть готовым к многомесячному разбирательству. Средняя продолжительность налогового спора в трех судебных инстанциях составляет 8-10 месяцев. При этом если выиграть в суде не удастся, компании будет начислена пеня за весь период разбирательства, кроме того, она будет привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа в размере от 20% до 40% от суммы неуплаченного налога.

Учитывая изложенное, рекомендую идти в суд только в том случае, если налогоплательщик уверен в своих силах и в его деятельности отсутствует фиктивная составляющая.

В качестве примера можно привести недавний спор налогоплательщика с налоговым органом (решение Арбитражного суда Томской области от 29 мая 2018 г. по делу № А67-2598/2018). Налоговики отказали Обществу в принятии налоговой декларации на основании п. 28 Регламента по следующей причине: "декларация (расчет) содержит ошибки и не принята к обработке". Как указал налоговый орган, при проведении мероприятий налогового контроля установлено, что Общество обладает признаками "транзитной" организации, у него отсутствуют движимое и недвижимое имущество, финансово-хозяйственная деятельность не осуществляется, налоговые декларации по НДС представляются со значительными суммами оборотов и минимальными суммами налога к уплате в бюджет, доля вычетов составляет 100%, а руководитель подпадает под признаки "номинального".

То есть фактически налоговики уже до выхода рассматриваемого письма применили содержащиеся в нем основания и отказали в принятии декларации. Вместе с тем суд занял сторону налогоплательщика и указал, что в п. 28 Регламента дан исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме налоговой отчетности, и такого основания, как "декларация (расчет) содержит ошибки и не принята к обработке", в указанном перечне нет. По мнению суда, указанные налоговым органом обстоятельства не являются основанием для отказа в принятии налоговой отчетности. К тому же данные обстоятельства подлежат установлению в рамках проведения мероприятий налогового контроля с принятием соответствующих решений.

К каким именно правовым последствиям приведет применение обсуждаемого письма, покажет только практика, в том числе и арбитражная, что произойдет не ранее, чем через год.

Остается надеяться, что налоговики начнут использовать обсуждаемое письмо добросовестно и направлять свои усилия именно на борьбу с "фирмами-однодневками", а не повышать с его помощью собираемость налогов за счет добросовестных налогоплательщиков.

Аннулировать декларацию инспекция сможет, если будет установлено хотя бы одно основание для этого. С июля 2021 года список таких оснований появится в Налоговом кодексе. Нужно быть готовыми даже к тому, что декларацию сначала примут, а затем на камеральной проверке инспектор установит, что ее принимать было нельзя. А непредставление декларации может привести к неприятным последствиям, вплоть до блокировки счета.

Основания для аннулирования декларации

С 1 июля 2021 года в НК РФ появится перечень оснований, по которым отчет будет считаться непредставленным. В статью 80 НК РФ соответствующую поправку внес Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ. Это будет новая статья 4.1 статьи 80 НК РФ.

Декларацию или расчет завернут в таких случаях:

  • фирма прекратила деятельность (в т. ч. в результате реорганизации, ликвидации или исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа) ранее даты представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета);
  • в расчете по страховым взносам есть критичные ошибки (п. 7 ст. 431 НК РФ);
  • в декларации по НДС не выполняются контрольные соотношения (п. 5.3 ст. 174 НК РФ).

Если контрольные соотношения не будут выполнены, вам придется переделывать декларацию. Пояснениями или уточненкой, которых пока достаточно, уже будет не обойтись. Срок для переделки отчета - 5 дней. Если уложитесь, декларация будет принята датой отправления.

Также принять решение о том, что отчет не считается представленным, инспектор сможет, если в процессе камералки он выяснит, что отчет подписан (подп. 1–4 п. 4 новой статьи 4.1 НК РФ):

  • неуполномоченным лицом;
  • дисквалифицированным лицом, и срок дисквалификации на момент подачи отчетности не истек;
  • неизвестным лицом в случае смерти того, кто уполномочен подписывать отчетность, и об этом имеется запись в реестре ЗАГС;
  • директором, о котором в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений о нем ранее даты представления в инспекцию налоговой декларации (расчета).

Чтобы прекратить проверку, достаточно одного из перечисленных оснований. В течение 5 дней после прекращения проверки инспекция направит фирме уведомление.

Срок для уведомления о прекращении проверки и признании отчета непредставленным отсчитывается с даты, когда проверяющий обнаружит основание для этого. Никаких ограничений – эта дата может выпасть и на последний день проверки!

Таким образом, даже наличие квитанции о приеме декларации или расчета не является гарантией того, что вы сдали отчет, и его инспекция приняла.

Как себя обезопасить

Возьмите за правило регулярно проверять сведения о своей компании в ЕГРЮЛ. Это позволит оперативно отследить появление информации недостоверности сведений в реестре.

Самый простой вариант - воспользоваться сервисом «Прозрачный бизнес» на сайте ФНС.

Если в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения, уточняйте их. Даже адрес, если он недостоверный, по мнению налоговиков, компрометирует информацию в сертификате ключа электронной подписи. А это уже основание не принимать отчетность (см. постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 октября 2020 г. по делу № А56-559/2020).

В ЕГРЮЛ не должно быть записей:

  • о недостоверных сведениях по руководству;
  • о дисквалификации директора;
  • о признании директора недееспособным или безвестно отсутствующим.

«Неподходящий» подписант

Как мы выяснили, в четырех случаях ваш отчет забракуют из-за ненадлежащей подписи.

Позаботьтесь о том, чтобы директора и главбуха были отдельные электронные подписи. Помните, что «скомпрометировать» подпись легко, в частности, когда руководитель передает свою подпись третьим лицам (см. решение АС Орловской области от 31 мая 2019 г. по делу № А48-2801/2019).

Обезопасить себя от непринятия деклараций и расчетов можно, если вы будете отправлять их за подписью представителя. Это самый надежный способ. То есть подавать декларацию лицу, сведения о котором в госреестре недостоверны, запрещено. А вот на представителя с действующей доверенностью ограничения не распространяются.

Полномочия представителя должны быть подтверждены доверенностью.

Налоговики не вправе не принять отчет, когда доверенность:

  • предусматривает полномочия представителя по сдаче деклараций;
  • выдана раньше, чем в ЕГРЮЛ появились недостоверные сведения о директоре (см. решение АС Пермского края от 30 ноября 2020 г. по делу № А50-23062/20).

Главное, чтобы доверенность была выписана до того, как в ЕГРЮЛ появилась запись о недостоверности сведений о директоре.

Как оформить доверенность

До 1 июля 2021 года доверенность составляют только на бумаге. Ее заверенную копию или скан-образ, подписанный УКЭП доверителя, направляют в инспекцию. А к каждому представляемому через представителя отчету должна прилагаться достоверная информация о реквизитах доверенности (см. письмо ФНС от 10 августа 2016 г. № ГД-4-11/14578@). Если будут ошибки, отчет не примут (см. постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2020 г. по делу № А50-35425/2019).

С 1 июля 2021 года оформлять на бумаге доверенность для сдачи деклараций и расчетов в налоговую инспекцию не придется. Достаточно будет составить электронный документ, формат которого должна утвердить ФНС (п. 5 ст. 80 НК РФ).

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»


В случае отсутствия налоговых обязательств по заполнению и представлению налоговой отчетности, Налогоплательщик (налоговый агент) может отозвать налоговую отчетность методом удаления.

В случае наличия налоговых обязательств по заполнению и представлению налоговой отчетности, при этом в представленной налоговой отчетности не указаны или неверно указаны сведения, Налогоплательщик (налоговый агент) вправе отозвать налоговую отчетность методом изменения либо внести изменения и дополнения в налоговую отчетность путем составления дополнительной налоговой отчетности.

Отзыв налоговой отчетности производится путем заполнения и подачи налогового заявления на отзыв налоговой отчетности в веб-приложении «Кабинет налогоплательщика», ИС «СОНО НП» либо сервисе «Отзыв налоговой отчетности на портале электронного правительства (e-gov).

Пошаговое заполнение и представление Налогового заявления на отзыв налоговой отчетности в Кабинете налогоплательщика:

ШАГ 1. Налогоплательщик (налоговый агент) авторизуется в Кабинете НП и переходит во вкладку «Налоговое заявление».

ШАГ 2. После выбора вкладки «Налоговое заявление», Налогоплательщик (налоговый агент) выбирает ссылку услуги «Отзыв налоговой отчетности».

ШАГ 3. В экранной форме отобразится для заполнения Налоговое Заявление на отзыв налоговой отчетности.

ШАГ 4. После в экранной области отображается форма, в полях которой «Идентификационный номер (ИИН/БИН), «Фамилия, имя, отчество или наименование налогоплательщика (налогового агента)», «Ф.И.О руководителя (налогоплательщика, налогового агента), уполномоченного представителя налогоплательщика», «Дата подачи налогового заявления», «Дата приема налогового заявления» отображаются Системой без возможности редактирования.

ШАГ 5. Сопутствующие сервисы, предоставляемые Системой при заполнении полей Налогового заявления:

5.1. Возможность сохранения формы с помощью кнопки «Сохранить в Кабинете НП», после нажатия на которую, заявлению присваивается статус «Черновик». При последующем входе Налогоплательщик (налоговый агент) сможет продолжить заполнение Налогового заявления, открыв заявление из истории налоговых форм во вкладке «Журнал форм» Кабинета НП.

ШАГ 6. После заполнения полей Налогового заявления и нажатия Налогоплательщиком (налоговым агентом) кнопки «Проверить заполнение» Система проверяет обязательность, и правильность заполнения полей Налогового заявления в соответствии с форматно-логическим контролем (проверкой полноты и корректности заполнения), который проводится Системой при приеме и обработке налоговых форм в соответствии с пунктом 3 статьи 209 Налогового кодекса.

6.1. В поле 3D «Регистрационный номер» Раздела «Информация об отзываемой налоговой отчетности» Налогового заявления указывается регистрационный номер формы отзываемой налоговой отчетности из Уведомления о принятии/ непринятии налоговой отчетности, к примеру, рег.№ 600423072018N01575.

6.2. Если обязательные поля заполнены не правильно, то отправка Налогового заявления невозможна и Система формирует для Налогового заявления информационное сообщение об ошибках заполнения формы. Это информационное сообщение можно сохранить и распечатать. При этом, Налогоплательщику (налоговому агенту) предоставляется возможность отредактировать ранее введенные данные, нажав на кнопку «Вернуться» в экранной области.

ШАГ 7. После подписания и отправки в налоговый орган Налогового заявления и нажатия Налогоплательщиком (налоговым агентом) кнопки «Печать» Налогоплательщик (налоговый агент) может просмотреть и распечатать Налоговое заявление.

ШАГ 8. После приема и обработки Налогового заявления, Налогоплательщик (налоговый агент) может просмотреть и распечатать Сведения об отзыве налоговой отчетности на интернет-ресурсе уполномоченного органа (kgd.gov.kz) во вкладке «Электронный сервисы» — «Сведения о приостановлении (продлении, возобновлении) представления налоговой отчетности, и об отзыве налоговой отчетности».

ШАГ 9. Выходным документом государственной услуги «Отзыв налоговой отчетности» являются указанные в шаге 8 Сведения об отзыве.

По возникшим вопросам по услуге «Отзыв налоговой отчетности» налогоплательщик (налоговый агент) может обратиться:

в Call-центр ГО по номеру «1414» (бесплатно по всему Казахстану);

на электронную почту Службы поддержки пользователей ИС КНП/СОНО sonosd@mgd.kz«>mailto:sonosd@mgd.kz«>sonosd@mgd.kz.

Департамент государственных доходов по городу Нур-Султан


Автор: Макажанова Меруерт

06.12.2017 здесь же на сайте я выражал удивление ловкостью налоговых органов в сотворении однодневок (а заодно - и проблем их контрагентам) через нулевые декларации. Комментарии были чудесные, многие ставили под сомнение вообще возможность подачти третьими лицами такую декларации от имени налогоплательщика по ТКС. Первоначально я высказал предположение о том, что коррекция сведений в АСК НДС осуществляется через уязвимости в программном обеспечении. Игорь Ткаченко и Антон Торопцев посчитали это бредом - ТКС же, как-никак, ИФНС не имеет ЭЦП налогоплательщика . Вадим Зарипов также усомнился в такой возможности, но хотя бы не отбросил вероятность наличия уязвимости в программном обеспечении, спасибо ему за это))

Все оказалось куда проще и тупее, и не программа, а человек, вернее, регламент, написанный человеком, позволил так легко и, немаловажно, топорно манипулировать сведениями, в том числе в АСК НДС (Вадим Маратович, вам на заметку).

Поскольку в Волгоградской области в 2017 г. случилась эпидемия нулевых деклараций по НДС, с соответствующими доначислениями и взысканиями НДС по контрагентам, к концу 2017 г. в арбиражном суде появились первые дела об оспаривании действий налоговых органов по принятию нулевых деклараций. Как выясняется, это был не самый удачный способ защиты нарушенного права))

Буквально на днях АС Волгоградской области разродился мотивированным решением по таком делу: здесь. Налогоплательщик - ООО "Росток" - обнаружил, что кто-то обнулил его обороты уточненной налоговой декларацией за 1 квартал 2017 г. Обратившись в налоговый орган, налогоплательщик узнал, что некто ИП Захарова Л.В. подала от имени налогоплательщика в налоговый орган вторую уточненную декларацию по НДС за 1 квартал 2017 г., где все обороты налогоплательщика за этот квартал были обнулены - ни прихода, ни расхода, притом что по первоначальной и первой уточненной декларации налогоплательщик зафиксировал оборот, исчислил НДС и уплатил его. Нулевая уточненка была представлена через ТКС, к ней прилагался скан доверенности, якобы выданной ООО "Росток" ИП Захаровой Л.В. на представление интересов налогоплательщика. Сама нулевка подписана усиленной ЭЦП ИП Захаровой Л.В. Как можно понять из текста решения, доверенность была только "подписана" директором, без печати организации.

Налогоплательщик подал через инспекцию в УФНС жалобу, где указал, что ИП Захаровой Л.В. ему не знакома и доверенность на представление интересов в налоговом органе на нее не оформлялась. Однако инспекция рассмотрела жалобу самостоятельно, результат понятен (весьма интересно, инспекция внаглую игнорирует порядок рассмотрения жалоб).

Налогоплательщик обратился в арбитраж с жалобой на действия налогового органа, выразившиеся в принятии инспекцией уточненной нулевой декларации, попросил восстановить в КРСБ сведения по ненулевым декларациям. Суд в удовлетворении жалобы отказал. Обоснование отказа весьма интересно: "Подписание налоговой отчетности неуполномоченным лицом не является основанием для признания незаконными действий налогового органа по её принятию и по последующей корректировке КРСБ ООО «Росток» на основании сведений в представленной 13.07.2017 уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2017 года."

Более того, суд первой инстанции углубился в дебри программного обеспечения взаимодействия налогоплательщика и налогового органа через ТКС: "Действия налоговых органов при приеме поступающих по ТКС деклараций регламентированы нормативными документами - Приказами Министерства Финансов Российской Федерации, Федеральной Налоговой Службы от 23 апреля 2010 г. N ММВ-7- 6/200@ «Об Утверждении Информационного Ресурса "Доверенность"» (в ред. Приказа ФНС РФ от 02.09.2011 N ММВ-7-6/531@); от 13 июня 2013 г. № ММВ-7-6/196@ «Об утверждении методических рекомендаций по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи». Для решения задачи по обеспечению автоматизации проверки уполномоченного представителя в программных средствах местного уровня формируется информационный ресурс (далее - ИР) «Доверенность». Порядком формирования и ведения информационного ресурса «доверенность» в программном обеспечении местного уровня предусмотрено, что уполномоченный представитель действует на основании доверенности, выданной налогоплательщиком на право представлять его интересы в налоговом органе в соответствии со ст. 29 Налогового кодекса, ст. 185 Гражданского кодекса и пунктом 2.8 Приказа ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@. Доверенность, заверенная ответственным лицом (нотариусом, руководителем организации, индивидуальным предпринимателем), может быть представлена в налоговый орган лично, по почте или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. Заверенная доверенность (копия в виде сканированного образа бумажного вида доверенности) должна быть направлена в ИФНС по месту постановки на учет налогоплательщика (выделено мною), постановки на учет обособленных подразделений, объектов налогообложения или иным основаниям. Согласно разделу 2 Порядка сведения ИР «доверенность» подлежат обязательной проверке с использованием необходимых ведомственных и федеральных справочников и классификаторов на достоверность, полноту и возможность представлять интересы налогоплательщика в налоговом органе. При прохождении этапа автоматизированной проверки данных о руководителе (лице, подписавшем отчет) ООО Росток Андрющенко И.И. и уполномоченном представителе ИП Захаровой Л.H., полученной по ТКС, на стадии приема декларации ООО Росток от 13.07.2017, в момент проведения проверки из файла-отчета с учетными данными в информационном ресурсе инспекции автоматически сформирована квитанция о приеме электронного документа. При проверке поступившей от ООО Росток декларации все вышеперечисленные обязательные реквизиты, подлежащие вводу в ИР «доверенность» не вызвали программного и визуального «конфликта» (выделено мною). Указанные обстоятельства позволили идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, что учитывая требования п.28 Административного регламента не могло явиться основанием для отказа в приеме налоговой отчетности, полученной по ТКС".

Представляете себе, какие открываются возможности для закошмаривания бизнеса конкурентов? Одна нулевая уточненка - и все, конкурент становится токсичным, контрагенты с ним больше работать не будут. Да он замучается пыль по судам глотать, как ООО "Росток")) Или, к примеру, уточненка с накрученными конкуренту оборотами - сразу недоимка, пеня, а то и штраф, заодно выездная налоговая проверка и т.д.

На самом деле все это очень печально, поскольку эти события не происходят без содействия "неустановленным лицам" непосредственно в самом налоговом органе. Ведь нулевая уточненка за ненулевыми первоначальными декларациями должна как минимум насторожить налоговый орган, заставить его обратиться к налогоплательщику за разъяснениями. Но, как выясняется, налоговый орган все устраивает. А вот зачем налоговому органу все это? Ради наполнения бюджета? Решая таким образом сиюминутную задачу по наполнению бюджета, налоговый орган убивает будущую перспективу - если государство (налогоплательщик именно так воспринимает налоговый орган) мошенничает , то никто просто не будет вести с ним дел по установленным правилам.

Читайте также: