Как оспорить задолженность по налогам

Опубликовано: 13.05.2024

Когда инспекция выставляет требование об уплате налога, пени или штрафа по результатам проверки, с ним все более или менее понятно: и суммы узнаваемы, и основания доначислений уже ясны. Но зачастую требование инспекции основано лишь на неких старых цифрах из вашей карточки "Расчеты с бюджетом" (карточка РСБ, бывшая карточка лицевого счета). В такой ситуации важно не растеряться и понять, что же с ним делать.

Шаг 1. Изучаем требование: есть ли основания для обжалования

Форма требования утверждена ФНС России (Пункт 5 ст. 69 НК РФ; Приложение 1 к Приказу ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@), зарегистрирована в Минюсте (Письмо Минюста России от 19.12.2006 N 8633) и поэтому является обязательной для налоговых органов (Подпункт 1 п. 1, п. 4 ст. 31 НК РФ). А согласно этой форме в любом требовании об уплате налога, пени или штрафа должна быть (и обычно бывает) такая фраза: "При наличии разногласий в части начисления (исчисления) соответствующих сумм пеней предлагаем провести сверку расчетов начисленных пеней до наступления срока уплаты, указанного в требовании".
Как видим, сверка сумм налогов формой требования даже не предполагается. Что же касается пени, то сам собой напрашивается вывод: надо пройти сверку, все выяснится и встанет на свои места. Хорошо, если вы все урегулируете на этом этапе (в этом случае статью можно дальше не читать). Но! Сверку проходить бессмысленно, ведь вы знаете, что недоимки, указанные в требовании, "висят" в карточке РСБ уже несколько лет, а платежки, подтверждающие уплату этих сумм, "поднять" уже просто нереально.
Кроме того, если уж инспекция выставляет требование лишь на основании карточки расчетов с бюджетом, делает она это не для того, чтобы проводить сверку, а чтобы списать в бесспорном порядке деньги со счетов организации. Ну или в надежде, что вы сами заплатите эти суммы, особенно если все возможные сроки на взыскание налоговики пропустили.
Чтобы решить, будем мы обжаловать требование или нет, присмотримся к нему.
В требовании должны быть (Пункт 4 ст. 69 НК РФ):
- сумма задолженности по налогу;
- сумма пеней, начисленных на момент направления требования;
- срок уплаты налога;
- срок исполнения требования;
- меры по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Обычно налоговые органы все это указывают.
А вот с чем постоянно возникают проблемы, так это с основаниями начисления пени. Ведь, выставляя требование на уплату пени, инспекторы должны указывать (Статьи 69, 75 НК РФ; п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5):
- сумму пени;
- сумму недоимки, на которую начислены пени (Пункт 2 ст. 11 НК РФ);
- основание взимания налога, за неуплату которого начислены пени;
- ставку рефинансирования, действующую в дни начисления пени;
- количество дней просрочки уплаты.
Посмотрите на типичное требование, выставленное налоговиками одной организации на основании карточки РСБ. В нем, по сути, нет ни одного из указанных показателей.

Инспекция Федеральной налоговой
службы N 22 по г. Москве,
111024, г. Москва, Энтузиастов ш., 14

Руководителю ООО "Надежда",
ИНН/КПП 7722016168/772212345;
Авиамоторная ул., 5, г. Москва, 111020

Требование N 53751
об уплате налога, сбора, пени, штрафа
по состоянию на 04.03.2011

Инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по г. Москве ставит в известность ООО "Надежда", ИНН/КПП 7722016168/772212345; Авиамоторная ул., 5, г. Москва, 111020, о том, что за Вашей организацией (Вами) числится (выявлена) задолженность по налогам, сборам, пеням, штрафам. На основании действующего в Российской Федерации законодательства о налогах и сборах Ваша организация (Вы) обязана уплатить:

Наименование
налога
(сбора)

Установленный
законодательством
о налогах
и сборах срок
уплаты налога
(сбора)

Код бюджетной
классификации

Налог на
добавленную
стоимость на
товары
(работы,
услуги),
реализуемые
на
территории
РФ, прочие
начисления
2008 г.

Налог на
добавленную
стоимость на
товары
(работы,
услуги),
реализуемые
на
территории
РФ, прочие
начисления

Налог на
добавленную
стоимость
на товары
(работы,
услуги),
реализуемые
на
территории
РФ, прочие
начисления
за
I квартал
2011 г.


Справочно:
По состоянию на 04.03.2011 за Вашей организацией (Вами) числится общая задолженность в сумме 63 349 175,94 руб., в том числе по налогам (сборам) 5 546 676,00 руб.
Инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по г. Москве предлагает числящуюся за ООО "Надежда" задолженность погасить.
Основание взимания налога (сборов) - невыполнение обязанности по уплате налогов в срок, установленный законодательством. Обязанность налогоплательщика (иного обязанного лица) уплатить указанные налоги (сборы) установлена п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 части первой Налогового кодекса РФ.
Основание взимания пени: ст. 75 части первой НК РФ. Процентная ставка пени рассчитана исходя из одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России 8,000% годовых.

Итак, 313 756 руб. - это сумма недоимки, но:
- понятно, что 17-миллионные пени образовались до возникновения задолженности в размере 313 756 руб. А это значит, что в требовании должна быть указана недоимка, на которую начислены эти огромные пени. Об этом прямо сказано и в НК РФ (Пункт 4 ст. 69 НК РФ), и в Постановлении Пленума ВАС РФ (Пункт 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5). Однако недоимка, на которую начислены эти пени, в требовании не указана;
- в требовании одна-единственная ставка рефинансирования. Хотя за период с первой даты, указанной в требовании (01.01.2008), по дату его выставления (04.03.2011) ставка менялась 21 раз;
- в требовании есть лишь не внушающие доверия "установленные законодательством о налогах и сборах сроки уплаты налога", не соответствующие срокам, установленным гл. 21 НК. Соответственно, нельзя понять, с какой даты начали начисляться пени (Пункт 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5);
- в требовании нет оснований взимания налога. Имеется лишь ссылка на ст. ст. 23, 45 и 75 НК РФ, которые предусматривают общие положения об обязанностях по уплате налога и порядке исчисления пени, но не содержат конкретные нормы законодательства по конкретному налогу - НДС.
К тому же налоговый орган, в частности, неправильно указал срок на добровольное исполнение требования (16.03.2011), который истек к моменту получения требования (20.03.2011) (Пункт 6 ст. 6.1, п. п. 4, 6 ст. 69 НК РФ). А между тем в требовании все должно быть предельно четко и ясно. И это забота налоговых органов.
Сейчас же ясно одно - мы не станем добровольно исполнять это требование и будем спорить!

Шаг 2. Решаем, что будем обжаловать

Понятно, что обжаловать надо требование. Но только ли требование? В ситуации, когда оно выставлено на основании карточки "Расчеты с бюджетом", есть своя специфика: мы знаем, что указанная в таком требовании задолженность не может быть взыскана по НК РФ, так как истекли все возможные сроки. И в таком случае для организации (да и для бухгалтера) важно не только признать незаконным требование налогового органа, чтобы избежать взыскания указанных в нем сумм, но и заставить налоговиков привести в порядок карточку "Расчеты с бюджетом". Ведь если не будет скорректирована карточка РСБ:
1) налоговые органы на ее основании могут выставлять повторные требования, называя их уточненными (Статья 71 НК РФ). И разбираться с такими требованиями вам придется уже отдельно (как - читайте в шаге 4);
2) налоговые органы могут зачесть имеющуюся у вас переплату в счет погашения числящейся в карточке РСБ задолженности (Пункт 1 ст. 78 НК РФ);
3) организация не сможет вернуть имеющуюся у нее переплату по налогу того же вида, что и тот, по которому начислены пени (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2011 N 09АП-2215/2011-АК);
4) организация не получит справку об отсутствии задолженности перед бюджетом (она получит справку по форме N 39-1 о состоянии расчетов по налогам с "висящей" в карточке РСБ задолженностью (Приложение 4 к Приказу ФНС России от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@)), а это, как известно, влечет невозможность:
- участия в конкурсах и тендерах (Постановление ФАС ЗСО от 10.01.2007 N Ф04-8609/2006(29664-А75-33));
- получения кредитов.

Вывод
Если у вас есть "нереальная" задолженность в карточке РСБ, обязательно обжалуйте требование и требуйте корректировки данных в карточке РСБ (как - расскажем далее, см. шаг 4).

Шаг 3. Решаем, куда будем жаловаться

Всего вариантов три, у каждого свои плюсы и свои минусы.
Вариант 1. Подаем жалобу только в вышестоящий орган (УФНС России по вашему субъекту). Для требования такая досудебная процедура необязательна, но возможна (Статья 101.2, п. 1 ст. 138 НК РФ).
(+) Порой этот способ оказывается эффективным (позволяет быстро признать недействительным не только требование, но и решение о взыскании и отозвать инкассовые поручения).
(+) Не нужно тратиться на представителя и госпошлину, как при обращении в суд (Подпункт 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).
(-) Часто подача жалобы оказывается бесполезной.
(-) Практически невозможно приостановить обжалуемое требование, то есть пока жалобу рассматривают, ваша инспекция будет продолжать взыскание сумм по спорному требованию.
Вариант 2. Подаем заявление только в суд.
(+) Вы можете обратиться с ходатайством о приостановлении обжалуемого требования путем запрещения инспекции принудительно исполнять его (выносить решение о взыскании, выставлять инкассовые поручения, приостанавливать операции по счетам) (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2010 N 09АП-24027/2010-АК; ч. 3 ст. 99 АПК РФ).
(-) Придется потратить деньги на госпошлину, может быть, и на представителя (Подпункт 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ). Правда, если дело вы выиграете, вы сможете взыскать с налоговиков свои судебные расходы (Статьи 101, 110 АПК РФ).
(-) Судебное обжалование может затянуться надолго (Статья 152, ч. 1 ст. 259, ч. 1 ст. 276 АПК РФ).
Вариант 3. Одновременно обжалуем требование и в вышестоящий налоговый орган, и в суд. Минусы здесь те же, что в вариантах 1 и 2, а плюсы такие:
(+) Так же как и в варианте 2, вы можете обратиться с ходатайством о приостановлении обжалуемого требования.
(+) Вы используете все возможные механизмы обжалования и не теряете время.
(+) Вы готовите жалобу в вышестоящий налоговый орган и заявление в суд с минимальными трудозатратами - ведь текст этих документов практически идентичен.
Определились, куда надо жаловаться? Тогда переходим к следующему шагу.

Шаг 4. Обосновываем свои претензии

Претензии к требованию

Основные претензии к требованию мы выявили еще на первой стадии, когда решали, обжаловать требование или нет (см. шаг 1). Но зачастую есть еще одно глобальное основание для признания требования об уплате налога, выставленного лишь на основании карточки РСБ, недействительным. Налоговые органы выставляют такие требования за пределами срока взыскания задолженности.
Ведь требование об уплате налога, пени и штрафа должно быть направлено налогоплательщику:
(или) если недоимка выявлена по результатам налоговой проверки, то в течение 10 рабочих дней с даты вступления в силу решения по проверке;
(или) в остальных случаях (недоимка выявлена не по результатам налоговой проверки, как в нашем случае) - не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки.
И некоторые налоговые органы искренне считают, что можно пропустить все мыслимые сроки, а потом заглянуть в карточку РСБ, а там - ба, недоимка! Инспекторы быстренько составляют документ о выявлении недоимки и направляют требование.
К сожалению, с тем, что срок на выставление требования по п. 1 ст. 70 НК РФ начинает течь с момента составления документа о выявлении недоимки, иногда соглашались и суды (Постановления ФАС ВСО от 27.02.2008 N А19-12234/07-30-Ф02-105/08; ФАС СЗО от 20.12.2007 по делу N А26-3314/2007).

Предупреждаем руководителя
Попытки налоговиков взыскать старые долги, числящиеся в вашей карточке РСБ, надо пресекать. Правда, спорить, скорее всего, придется в суде.

Но единственно верной "датой выявления недоимки" является следующий день после того, как наступили два события:
- вы представили декларацию с суммой налога к уплате;
- наступил срок уплаты налога, а налог не уплачен (Пункт 2 ст. 11 НК РФ).
Три коротких примера. Предположим, последний день уплаты налога за I квартал - 20.04.2011. Этот же день - последний день подачи налоговой декларации.
Ситуация 1. Вы представили декларацию 15 апреля. Но какая бы огромная сумма налога к уплате в ней ни значилась, до 20 апреля (включительно) вы можете ее не платить, и недоимки у вас не возникнет. Недоимка появится только 21 апреля. С этого же числа потекут 3 месяца на выставление требования. Таким образом, последним днем выставления требования будет считаться 21 июля (Пункт 5 ст. 6.1 НК РФ).
Ситуация 2. Вы представили декларацию 20 апреля - срок на выставление требования такой же, как в ситуации 1.
Ситуация 3. Декларация представлена с нарушением срока - 29 апреля. Несмотря на то что срок уплаты налога нарушен, до представления декларации инспекция не могла выставить требование: она банально не знала сумму, которую нужно указать в требовании. Поэтому срок на выставление требования начнет течь с 29 апреля и закончится 29 июля (Пункт 5 ст. 6.1 НК РФ).
А теперь взгляните еще раз на само требование. Очень часто в графе "Установленный законодательством о налогах и сборах срок уплаты налога (сбора)" налоговики указывают абсолютно непонятные сроки. Ну откуда там такие сроки уплаты НДС: 01.01.2008 и 01.09.2008? Ведь всем хорошо известны сроки уплаты этого налога - не позднее 20-го числа каждого из 3 месяцев налогового периода, следующего за истекшим налоговым периодом (Пункт 1 ст. 174 НК РФ) (до III квартала 2008 г. налог уплачивался одним платежом не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (Статья 163, п. 1 ст. 174 НК РФ (ред., утратившая силу)).
Очевидно, что если налоговый орган указывает такие "установленные законодательством о налогах и сборах сроки уплаты налога (сбора)", как 01.01.2008 и 01.09.2008, то сроки для выставления требования об их уплате давно истекли.
Более того, еще в 2009 г. истекли все возможные сроки на принудительное взыскание такой задолженности (Статьи 46, 70 НК РФ; п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71; Постановления Президиума ВАС РФ от 24.10.2006 N 5274/06, от 24.01.2006 N 10353/05). Покажем, как исчисляются такие сроки.

--------------------------------
Указанные сроки начинают течь со следующего дня (Статья 6.1 НК РФ).

Вывод
Срок на выставление требования "при выявлении недоимки" начинает течь со дня, следующего за днем представления любой декларации (первичной или уточненной), в которой заявлена сумма налога к уплате, но не ранее чем со дня, следующего за последним днем установленного срока уплаты налога.
Во всех остальных случаях мы говорим не о выявлении недоимки, а о том, что налоговый орган обнаружил какие-то цифры в своих внутренних документах, базах, карточках и тому подобном. Причем так как это документы налогового органа, то и набор этих цифр полностью зависит от действий его должностных лиц, но сам по себе ни наличия недоимки, ни наличия переплаты не означает.

Претензии к повторному требованию


Претензии к карточке "Расчеты с бюджетом"

Как мы разобрались, обжалуя требование, выставленное на основании карточки РСБ, нужно требовать исключения из карточки РСБ суммы задолженности. Для этого вам надо обосновать, каким образом задолженность в карточке нарушает права вашей организации (Постановление Президиума ВАС РФ от 11.05.2005 N 16507/04). Помогут в этом следующие аргументы.
Конечно, в 2005 г. Президиум ВАС РФ прямо указал, что если задолженность просто числится в карточке РСБ - нарушения прав нет. Однако у нас иная ситуация: налоговые органы не просто ведут карточку РСБ как личную записную книжку. Они в любое удобное для них время выявляют в этой карточке недоимки, составляют на их основании документ о выявлении недоимки и выставляют на его основании требования об уплате налога. При этом инспекторы и в первоначальном, и в повторном требованиях без зазрения совести указывают, что задолженность у организации есть "согласно лицевым счетам". Следовательно, уже нельзя говорить о том, что задолженность просто числится в карточке и сама по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
Кстати, есть решения, в которых суды занимают другую позицию, высказанную Президиумом ВАС РФ в 2004 г., и обязывают налоговые органы скорректировать карточку РСБ, исключив из нее спорную задолженность, так как внесение изменений в карточку является способом исполнения судебного акта (Постановление Президиума ВАС РФ от 06.07.2004 N 15889/03; Постановления ФАС МО от 08.08.2007, 13.08.2007 N КА-А40/7844-07, от 26.06.2007, от 02.07.2007 N КА-А41/5870-07; ФАС СЗО от 17.09.2007 по делу N А05-2894/2007, от 04.06.2007 по делу N А21-6847/2006). Например, решения суда о признании требования недействительным.

Мы рассмотрели все основные моменты, которые вам следует знать при обжаловании требования, выставленного на основании карточки РСБ. Помните, что многие через все это уже не раз проходили и есть не один способ доказать свою правоту.

Одна из особенностей российской налоговой системы заключается в том, что физические лица нечасто контактируют с представителями ИФНС. Обычно это происходит по двум видам налогов – транспортному и на имущество (землю и/или жилье). Особенно неприятным становится получение судебного приказа о взыскании любого из перечисленных налогов.

Такое решение выносится судом по инициативе налоговых органов и является общепринятой практикой в работе последних. Если гражданин на согласен с действиями ИФНС, перед ним встает задача отмены судебного приказа о взыскании налога. В статье рассматриваются особенности и правовые аспекты этого мероприятия.

Правовое регулирование

Порядок выдачи и отмены судебного приказа регламентируется положениями ГПК РФ , принятого после утверждения №138-ФЗ от 14 ноября 2011 года. Актуальная на сегодня редакция кодекса принята совсем недавно – 24 апреля текущего года.

Непосредственно судебному приказу и тому, что с ним связано, отводится глава 11 документа, содержащая 10 статей – начиная со 121-й и заканчивая 130-й. Отдельного упоминания по рассматриваемой теме заслуживает Письмо №СА-4-7/18776@, изданное Минфином и датированное 20 сентября 2017 года. В нем даются разъяснения ведомства по вопросу необоснованного взыскания долгов с физических лиц по отменным ранее судебным приказам.

Особенности вынесения

Важной особенностью судебного приказа выступает статус документа. Он является как решением суда в формате постановления, так и исполнительным документом. Еще один ключевой правовой нюанс судебного приказа – упрощенная процедура вынесения, которая заключается в рассмотрении судом аргументов только одной стороны. В данном случае речь идет о представителях взыскателя, то есть налоговых органах. Суть упрощенной процедуры состоит в том, что суд:

  • не устанавливает фактические обстоятельства дела;
  • на занимается анализом представленных документов;
  • не реализует принцип равных прав и состязательности для каждой из сторон.

Порядок и сроки вынесения

Стандартная процедура вынесения судебного приказа предусматривает следующие действия взыскателя и суда:

  • представитель ИФНС направляет в суд документы, показывающие долг налогоплательщика перед бюджетом;
  • судья в течение 5 дней издает приказ о взыскании налога с физического лица (отрицательное решение, как правило, принимается только при наличии явных ошибок в представленных налоговыми органами документах);
  • информация о вынесении судебного приказа размещается на официальном сайте суда, документ высылается налогоплательщику заказным письмом, на что предоставляется 5 дней с даты решения.

отмена судебного приказа о взыскании налога

Порядок отмены приказа о взыскании

Следствием особенностей вынесения судебного приказа становится такой же упрощенный порядок отмены, установленный на законодательном уровне. Для его реализации налогоплательщику достаточно представить в суд возражения в части исполнения документа.

Отмена судебного приказа о взыскании налогов любого типа – транспортного, земельного, имущественного – происходит по следующей предельно простой схеме:

  • налогоплательщик составляет возражение и направляет документ в суд, вынесший приказ;
  • судья принимает решение об отмене приказа, о чем в течение 3-х дней уведомляет налоговые органы.

Последним предоставляется право взыскать долги по налогам с помощью обычного судебного разбирательства, которое будет носить состязательный характер и предполагать рассмотрение аргументов обеих сторон. Сложившаяся на сегодняшний день практика показывает, что наличие долга по уплате налогов почти со 100%-ной вероятностью означает, что ИФНС подаст исковое заявление в суд.

Важно . Отмена судебного приказа не означает освобождение налогоплательщика от уплаты налога. При наличии задолженности рано или поздно потребуется ее погашение. Более того, в случае выигрыша ИФНС дела в суде с должника будут взысканы штрафы и пени, а также госпошлина.

Срок подачи заявления/возражения

Налогоплательщику предоставляется 10 дней на обжалование судебного приказа. Срок следует считать с даты получения документа. Важный правовой нюанс – суд должен выслать должнику копию судебного приказа. Это необходимо сделать в течение 5 дней с даты принятия документа. Таким образом, фактический срок обжалования решения суда составляет 15-20 дней с момента принятия.

Если срок подачи возражения пропущен, налогоплательщик не теряет возможности обжаловать судебный приказ. Для этого необходимо, чтобы суд признал причины просрочки уважительными и восстановил срок. К числу таковых относится, например, плохая работа почты или отсутствие физлица по месту проживания из-за болезни, командировки или переезда.

Кроме того, сохраняется возможность обжаловать судебный приказ в кассационном порядке. На это предоставляется полгода. Но денежные средства в подобной ситуации, скорее всего, уже будут списаны. Их возврат произойдет только при положительном решении кассационного суда.

Требования к содержанию заявления/возражения

Возражение на отмену приказа составляется в свободной форме. К содержанию документа предъявляются следующие требования:

  • в «шапке» указывается наименование суда, ФИО судьи и личные данные заявителя, включая адрес регистрации/проживания и контактный телефон;
  • название документа размещается под «шапкой», отделяется от остального текста пустой строкой, может быть выделено крупным и/или жирным шрифтом;
  • в основную часть документа обязательно включаются реквизиты выданного судом документа и отмечается факт несогласия с принятым решением. Приводить аргументы в свою пользу возможно, но не обязательно, так как отмена приказа суда о взыскании транспортного, земельного или других видов имущественного налога происходит автоматически, то есть без рассмотрения доводов каждой из сторон;
  • подпись налогоплательщика с расшифровкой и датой составления документа. В обязательном порядке ставится собственноручно.

Образец заявления об отмене судебного приказа по налогу доступен для скачивания по ссылке .

Образец заполненного документа выглядит следующим образом:

Бланк возражения об отмене судебного приказа

Несмотря на кажущуюся простоту документа, чтобы гарантировать правильность составления, лучше всего обратиться к специалисту. Дополнительный плюс такого подхода к решению проблемы – получение квалифицированной консультации о перспективах и целесообразности реализации мероприятия.

Целесообразность отмены судебного приказа

Ответ на вопрос, стоит ли заниматься отменой рассматриваемого документа, достаточно прост. Тратить время на составление и подачу возражения имеет смысл в том случае, если, по мнению налогоплательщика, налоговые органы допустили ошибку при расчете размера выплаты в бюджет. В подобной ситуации отмена документа позволит доказать свою позицию в последующем судебном разбирательстве.

Если долг по налогам действительно присутствует, отмена приказа становится, фактически, отсрочкой. В этом случае не стоит дожидаться начала судебного разбирательства и погасить задолженность при первой же возможности. Такой подход позволит избежать необходимости несения дополнительных расходов в виде штрафов, пеней и госпошлины.

Если во время очередной или внеочередной налоговой проверки была обнаружена недоимка, ничего хорошего для бизнеса это не сулит. Скорее всего, налоговики взыщут недоимку в принудительном порядке, и с большой вероятностью также назначат штраф. Но далеко не всегда недоимки по налогам возникают по злому умыслу, а кроме того, фактически недоимки может и не быть: возможно, налоговый инспектор ошибся, и на самом деле в расчетах с государством всё правильно. Так или иначе, если компания не согласна со взысканием недоимки, можно подать жалобу на действия сотрудников налоговой инспекции и добиться отмены спорного решения. В данной статье мы расскажем, в каких ситуациях это возможно и каков порядок действий для успешного обжалования.

Что является недоимкой по налогам?

Чтобы понимать, как обжаловать взыскание недоимки, нужно вначале разобраться, что она из себя представляет. Недоимкой в действующем Налоговом кодексе называют сумму обязательного платежа (налога или сбора), который не был уплачен в установленные сроки. То есть, речь идет исключительно о размере самого налога, а не о дополнительных платежах, таких как пени, штрафы и т. д. – неуплата их в срок не может считаться налоговой недоимкой. Сроки просрочки при этом не устанавливаются – даже нарушение их на 1 день уже будет считаться просрочкой, а значит – недоимкой.

Недоимку по налогам следует отличать от налоговой задолженности: второе понятие более широкое и включает в себя не только недоимку, но и все дополнительные платежи, такие как пени штрафы, доначисления и т. д. Кроме того, задолженность не всегда просроченная, она может быть и текущей, чего не может быть для недоимки по определению – она всегда просроченная. Впрочем, обжалование действий налоговой инспекции возможно при взыскании как недоимки, так и общей налоговой задолженности – в этом принципиальных различий нет.

В каких случаях можно обжаловать недоимку по налогам?

Недоимка может возникать по различным причинам: неправильно рассчитан (или умышленно занижен) размер налога, допущены ошибки при заполнении платежного поручения, платеж отправлен на некорректные реквизиты или просто бухгалтер забыл оплатить налог до конечной допустимой даты. Если одна из этих ошибок действительно была допущена со стороны бизнеса, жалоба на действия налоговой инспекции не будет иметь смысла – подать-то ее можно, но реального эффекта добиться не удастся, поскольку действия налоговиков находятся полностью в правовом поле.

Далее, если требование об уплате налогов по недоимке не удовлетворено, налоговая инспекция получает право на принудительное взыскание средств со счетов налогоплательщика. Кроме того, к общей сумме взыскания добавятся также пени и штрафы по налоговым недоимкам , которые насчитываются за неисполнение распоряжений налоговиков. Соответствующее требование будет направлено в банк, где обслуживаются счета компании, и сотрудники финансовой организации будут обязаны перечислить сумму недоимки на указанные налоговиками реквизиты. Следует отметить, что взыскать таким образом средства ФНС может только в течение двух месяцев с момента истечения сроков, указанных в требовании об уплате налогов, после этого взыскание может проходить исключительно в судебном порядке. Если эта норма нарушается, это дает основания оспорить взыскание недоимки по налогам.

Наконец, еще одним основанием для обжалования взыскания налоговой недоимки являются ошибки со стороны налоговых инспекторов. Не слишком редки случаи, когда требования об уплате налогов выставляются без каких-либо на то оснований, то есть, по факту недоимки нет, но из-за ошибки налогового инспектора компании выставляются требования о необходимости ее повышения. Конечно, такая ситуация является достаточным основанием, чтобы оспорить как сам факт недоимки, так и ее взыскание, если оно уже произошло.

Как обжаловать недоимку по налогам?

Если вы считаете, что требования по недоимке или взыскание средств налоговиками неправомерными, можно попробовать их обжаловать и добиться отмены. Для этого существует механизм, который позволяет налогоплательщикам оспаривать действия ФНС. Он включает в себя такие этапы:

  • подача жалобы в местное отделение ФНС – первым этапом обжалования всегда должна быть жалоба в то отделение налоговой, где обслуживается компания. В жалобе излагаются причины ее подачи, конкретные нарушения со стороны налоговиков, аргументы, почему вы считаете, что в действиях налоговиков были нарушения, а также просьбу отменить такие действия. Жалоба подается в ФНС любым удобным способом – по почте, лично или через интернет, после чего ее обязаны рассмотреть в установленные сроки, и после принятия решения уведомить заявителя о нем;
  • подача жалобы в вышестоящую инстанцию – если после рассмотрения жалобы принято решение не удовлетворять ее, подается жалоба в вышестоящую инстанцию (например, региональное управление ФНС). К содержимому жалобы стоит приложить текст отказа первой инстанции, а также учесть причины, по которым вам отказали на первом этапе. Подается жалоба через местное отделение ФНС, а уже они дальше направляют документы адресату;
  • обращение в арбитражный суд – если жалобы не возымели действия, обжаловать действия налоговиков можно в судебном порядке. Для этого готовится исковое заявление, к нему прилагаются доказательства соблюдения претензионного порядка разрешения спора (копия жалобы + ответ налоговой), а также доказательства вашей правоты. Иск подается в арбитражный суд по месту регистрации. Если ваши доказательства будут достаточными для суда, он примет решение в вашу пользу и отменит неправомерные действия налоговой.

Чтобы повысить шансы на успешное обжалование недоимки, не обойтись без грамотной юридической помощи. Потому рекомендуется обратиться к профессиональному адвокату по налоговым спорам , который подскажет, что и как делать, а также может представлять вашу позицию в суде.

Если во время проверки у вас была выявлена налоговая недоимка, или ее уже принудительно взыскали с вашего счета, следует вначале разобраться, насколько правомерными были действия налоговиков. И если они нарушали закон, это дает возможность обжаловать их действия и добиться их отмены. Поможет в этом опытный налоговый адвокат .

Руководитель налоговой практики юридической фирмы Howard Russia, к. ю. н.

специально для ГАРАНТ.РУ

По общему правилу каждая организация должна самостоятельно исполнить свою обязанность по уплате налогов. Однако из этого правила есть исключения и если налогоплательщик своевременно не уплатит налоги, то за него это придется сделать другим лицам. Рассмотрим ситуации, при которых налоговые органы могут перевести долги организации на третье лицо.

Взыскание налога с зависимого лица налогоплательщика

Отдельные фирмы, стремясь избежать взыскания налогов, переводят бизнес на другие организации. Подобные манипуляции хорошо известны сотрудникам налоговых органов, которые предъявляют судебные претензии этим компаниям, руководствуясь положениями п. 2 ст. 45 Налогового кодекса.

Налоговый орган вправе взыскать недоимку налогоплательщика с зависимого лица в следующих случаях:

  1. на банковские счета зависимого лица поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги);
  2. зависимому лицу переданы денежные средства и иное имущество налогоплательщика.

В законе прямо названы в качестве зависимых лиц только основное и дочернее общества, однако суд вправе признать и иных лиц зависимыми между собой (подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ).

Проиллюстрируем сказанное на следующем примере из арбитражной практики.

Организация в целях неисполнения налоговых обязательств фактически перевела свою финансово-хозяйственную деятельность зависимому лицу. Последнее было учреждено взаимозависимым по отношению к налогоплательщику лицом. Работники налогоплательщика массово перешли на работу в зависимое лицо, которое продолжило продажу одежды на тех же торговых площадях, которые ранее занимал налогоплательщик.

На складе зависимого лица находится товар, выручка, от которого поступает на счета зависимого лица до момента несения соответствующих расходов по его приобретению. Зависимое лицо имело взаимоотношения с теми же организациями, которые ранее являлись контрагентами налогоплательщика.

В итоге суд взыскал задолженность налогоплательщика по уплате обязательных платежей с зависимого лица (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 июля 2019 г. № Ф05-958/2018 по делу № А41-98154/2017).

Субсидиарная ответственность контролирующего должника лица при банкротстве

Иногда компания может задолжать крупные суммы не только бюджету, но и другим кредиторам. При недостаточности активов для погашения долгов организация рискует пополнить ряды банкротов. Тогда по долгам несостоятельного предприятия будут отвечать контролирующие должника лица, если их действия и (или) бездействия сделали невозможным полное погашение требований кредиторов. Это предусмотрено п. 1 ст. 61.11 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Под контролирующим должника лицом понимается физическое или юридическое лицо, имеющее право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий.

Контролирующими лицами должника могут быть признаны, в частности, следующие субъекты:

  • генеральный директор;
  • финансовый директор;
  • главный бухгалтер;
  • управляющая организация;
  • учредитель.

В качестве примера приведем судебный прецедент о привлечении учредителя должника и его руководителя к ответственности за налоговые долги организации.

По итогам выездной налоговой проверки инспекторы установили необоснованное занижение компанией доходов от реализации услуг общественного питания в налоговой и бухгалтерской отчетности. Банкротство должника было вызвано не самим фактом доначисления налогов по результатам проверки, а действиями контролирующих должника лиц по сокрытию реальной выручки и занижению налогооблагаемого дохода. Конкретные указания директору должника давал учредитель. При этом директор не утрачивал возможности влиять на действия возглавляемой организации.

В условиях отсутствия ликвидного имущества банкротство должника вызвано неправомерными действиями контролирующих лиц по сокрытию реальной выручки и занижению налогооблагаемого дохода. Поэтому погасить долги банкрота перед бюджетом должны его учредитель и генеральный директор (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 марта 2020 г. № Ф05-3769/2020 по делу № А40-135899/2018).

Имущественная ответственность руководителя по уголовному делу

За уклонение от уплаты налогов установлена уголовная ответственность должностных лиц организации. Уголовное дело по статье 199 Уголовного кодекса может быть возбуждено при неуплате налогов в сумме свыше 15 млн руб.

В том случае, если сама организация не рассчитается по налоговой задолженности, налоговые органы предъявят претензии к ее руководству.

Так, суд установил, что генеральный директор организации совершал противоправные действия, направленные на уклонение от уплаты налогов, в результате чего причинен ущерб бюджету. Данный ущерб государству в виде неуплаченных налогов причинен физическим лицом, возглавляющим юридическое лицо и являющимся его законным представителем.

Суд пришел к выводу о том, что ущерб государственной казне в виде неуплаченных налогов причинен по вине руководителя организации, который является лицом, ответственным за возмещение причиненного государству ущерба (апелляционное определение Московского городского суда от 16 июня 2020 г. по делу № 33-21214/2020).

Между тем привлечение физического лица к ответственности за неуплату налогов организацией возможно лишь при исчерпании либо отсутствии правовых способов взыскания налогов за счет самой организации или лиц, привлекаемых к ответственности по ее долгам.

В частности, руководитель организации может быть ответчиком по иску налоговой инспекции в следующих случаях:

  • после внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении организации;
  • организация-налогоплательщик фактически является недействующей, в связи с чем невозможно взыскание с нее или с указанных лиц налоговой недоимки и пени.

Как показывает практика, суды руководствуются приведенной правовой позицией.

По приговору суда была установлена вина генерального директора в уклонении от уплаты организацией налогов. Основанием для привлечения руководителя к гражданско-правовой ответственности послужили следующие обстоятельства.

Все принятые судебным приставом-исполнителем меры по отысканию имущества организации оказались безрезультатными в связи с тем, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание. Вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю.

Организация-налогоплательщик фактически является недействующей, в связи с чем взыскание с нее недоимки в порядке налогового и гражданского законодательства невозможно.

Поскольку отсутствовала возможность иным образом компенсировать потери бюджета, суд возложил ответственность за неуплату организацией налогов на ее директора (апелляционное определение Свердловского областного суда от 3 июня 2020 по делу № 33-5610/2020).

Таким образом, ответственность учредителей, руководителей, работников налогоплательщика и иных лиц за неуплату организацией налогов не является общим правилом. Взыскание с указанных физических лиц налоговой недоимки и возложение на них ответственности по долгам юридического лица перед бюджетом допускаются лишь в случаях, специально предусмотренных законом (Постановление Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2017 г. № 39-П).

Справочная / Всё про налоги

Когда налоговая списывает старые долги ИП

У налоговой есть понятие безнадёжной задолженности, которую она прощает и убирает из личного кабинета налогоплательщика. Мы разобрались, когда у ИП есть шанс не платить долги перед налоговой и пенсионкой за лохматые годы.

Когда налоговая признаёт долги безнадёжными

Предприниматели платят налоги и страховые взносы в сроки, прописанные в Налоговом кодексе. К примеру, налог по УСН за 2020 год надо заплатить до 30 апреля 2021 года.

Если ИП не платит в срок, у него появляется долг с процентами и штрафом, а у налоговой — право принудительно получить своё.

В идеальном для налоговиков мире у ИП есть деньги на банковских картах или автомобили в гараже, которые можно отобрать в счёт долга. Обычно налоговая так и делает, как минимум пытается.

Но есть ряд случаев, когда у налоговой пропадает право принудительно забирать свои деньги. Тогда она обязана признать долг, пени и штраф безнадёжными, списать их и убрать из личного кабинета налогоплательщика.

Налоговая обязана признать долги безнадёжными в случаях из ст. 59 НК РФ:

— Предприниматель обанкротился. Как ИП или как физлицо — неважно. Главное, что денег на полное погашениё долга по налогам не хватило.

— Предприниматель умер. Долги по страховым взносам, УСН, ЕНВД и патентам спишутся автоматом. Земельный налог, НДФЛ и торговый сбор спишутся, если их больше, чем стоит всё наследство предпринимателя.

— Налоговая инспекция пропустила сроки для блокировки счёта или получения исполнительного листа — а они довольно короткие. Опоздание подтвердил суд. Что может сделать предприниматель, чтобы ускорить списание, расскажем ниже.

— Приставы больше пяти лет искали ликвидное имущество предпринимателя, но не нашли. Долг перед налоговой меньше 300 000 ₽, и обанкротить ИП с такой суммой нельзя.

— Предприниматель пробовал банкротиться. Но арбитражный суд закрыл дело, потому что у предпринимателя нет денег заплатить конкурсному управляющему.

— Банк списал долг с его счёта, но не успел перевести налоговой, потому что ликвидировался. Хоть налоговая и не получила деньги, с предпринимателя обязанность снимается.

❗ Просто старый долг, который висит на предпринимателе несколько лет, налоговая не обязана признавать безнадёжным и прощать. Выжидать мифические три года бесполезно. У долга, который налоговая взыскала без нарушений, нет срока давности.

Однако иногда государство устраивает налоговые амнистии — списывает долги разом. Обычно под амнистию попадают налоги, с которыми стало ясно, что они оказались не по карману простому человеку. Поэтому государство списывает их как безнадёжные. Для ИП такое было — подробнее скажем ниже.

С каждым должником налоговая разбирается по порядку из Приказа ФНС № ММВ-7-8/164@.

Первым делом должник приносит в налоговую по месту жительства документ, который подтверждает его право на списание долга:

— копию определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства или о реализации имущества гражданина — для банкротов;

— копии свидетельства о смерти, паспортов наследников, свидетельства о наследстве и оценки стоимости наследства — если с долгами разбираются наследники;

— копию решения суда, где написано, что налоговая утратила право на взыскание недоимки из-за пропуска сроков;

— копию постановления об окончании исполнительного производства — если приставы не нашли имущество;

— копию определения суда о возвращении заявления о банкротстве — если ИП не нашёл деньги на процедуру;

— выписку из ЕГРЮЛ о ликвидации банка.

В следующие пять дней налоговая составляет справку о невозможности взыскания. А на следующий рабочий день выносит решение о признании долга безнадёжным.

Долг можно признать безнадёжным, только пока он не погашен. Если налоговая успела снять деньги со счёта, а потом выяснились основания для списания, вернуть деньги нельзя. Так сказал Высший Арбитражный Суд в п. 9 Постановления № 57.

Как ИП добиваются списания через суд, если налоговая опоздала

С банкротством и смертью ИП всё ясно. Надо принести нужные бумаги и дождаться решения налоговой.

А вот когда налоговая опоздала с блокировкой счёта и арестом имущества, предпринимателю надо пойти в суд и получить решение с волшебной фразой «налоговая инспекция утратила право на принудительное взыскание недоимки».

Если налоговая сама пошла судиться с ИП, надо заявить встречное требование — о признании задолженности безнадёжной. Если ИП выиграет, решение суда тоже подойдёт для списания долга — п. 9 Постановления ВАС № 57.

Сроки взыскания считают так.

Если ИП не платит налоги в срок, налоговая шлёт требование об уплате. Заплатить надо в течение 8 дней, если больший срок не указан в самом требовании. Через 8 дней налоговая действует по ст. 46, 47 НК РФ:

⬇ В течение двух месяцев выносит решение о взыскании долга за счёт денежных средств — этим решением блокируется счёт.

⬇ Если налоговая не успела заблокировать счёт, она идёт в суд за исполнительным листом в течение шести месяцев.

⬇ Если у ИП нет денег на счетах, руководитель инспекции в течение одного года выносит решении о взыскании за счёт имущества ИП.

⬇ Если руководитель опоздал с решением, налоговики в течение двух лет идут в суд и получают исполнительный лист о взыскании за счёт имущества ИП.

Обычно инспекторы укладываются в сроки — это важная часть их работы. Но бывает, что долги теряются и решения выносят позже. К примеру, в 2017 году Пенсионный фонд передавал налоговой дела по сбору страховых взносов. По техническим причинам у некоторых налогоплательщиков задолженность не отобразилась на лицевом счёте. Потом ошибки исправили, но сроки для решений уже прошли.

Предпринимателям стоит проверять сроки для решений. Если налоговая опоздала даже на день, можно идти судиться, заручившись поддержкой юриста.

Долги ИП по налогам до 2015 года списали по амнистии

В 2018 году со всех ИП списали долги по налогам, пеням и штрафам, которые числились на 1 января 2015 года.

Под амнистию попали долги по УСН, НДФЛ, ЕНВД и патентам. Их признали безнадёжными. Не попали — долги по акцизам, налогу на полезные ископаемые и таможенные пошлины. Так сказано в ст. 12 Закона № 436-ФЗ.

Долги списывали скопом, без разбирательств и судов с каждым предпринимателем. С закрытых ИП долги списали тоже. Если ваш долг всё ещё висит в личном кабинете, обратитесь в налоговую по месту жительства.

Обратной силы у амнистии нет. Уплаченные вовремя налоги вернуть нельзя

❗ Долги по налогам, которые налоговая нашла после 1 января 2015 года не признают безнадёжными и не списывают. Может случиться, что налоговая приезжала с проверкой в 2015, 2016 и 2017 годах, пересчитала доходы и нашла недоимку за 2012, 2013 и 2014 годы. Доначисления за эти годы под амнистию не попали, их надо платить — п. 65 Обзора № 3 за 2019 год.

Простая онлайн-бухгалтерия для предпринимателей

Сервис заменит вам бухгалтера и поможет сэкономить. Эльба сама подготовит отчётность и отправит её через интернет. Она рассчитает налоги, поможет формировать документы по сделкам и не потребует специальных знаний.

Долги по страховым взносам ИП до 2017 года тоже списали по амнистии

Ещё в 2018 году государство признало безнадёжными долги ИП без дохода по страховым взносам за периоды до 1 января 2017 года.

По старым правилам если ИП не сдавал декларации, ему насчитывали штрафные взносы в восьмикратном размере МРОТ. Именно они попали под амнистию. Даже если налоговая нашла недоимку на проверках в 2017 или 2018 году, но не успела снять деньги по инкассовым поручениям. Основание — ст. 11 Закона № 436-ФЗ.

Закрывшиеся ИП под амнистию тоже попали.

Если предприниматель не знал про амнистию и гасил долг, деньги не вернут. Но если случилось наоборот — амнистия прошла, а долги до сих пор светятся в личном кабинете и в банке висят аресты, придётся разбираться с налоговой.

Читайте также: