Как обмануть налоговую украины

Опубликовано: 16.05.2024

В этой статье, расскажу, как я работал на одной фирме, где красиво отмывались деньги, которые просто переводились в наличные. Схема довольно проста и не требует хитроумного замысла. Итак, представим предприятие Х, у которого директор и хозяин в одном лице. Скажем, зовут его Иванов И.И. Сама форма, оформлена как ЗАО, а директор еще и имеет ИП на свое имя.

ИП, в лице директора покупает запасные части, при этом, он имеет огромные скидки, поскольку считается оптовиком. Помимо продаж за наличные деньги клиентам, он продает запасные части фирме Х с наценкой в 40%. Согласитесь, это не мало. Помимо полученных денег прибыли, он еще получает фактически наличные деньги с фирмы. ИП, может обналичивать деньги без всяких причин и привязок к законодательству. Но, налоги с полученных по безналичному расчету средств – он обязан уплатить. В чем выгода?

Разница в том, что ЗАО обязано уплатить 26% налогового сбора, плюс 32% в пенсионный фонд. При этом ИП платит только 5% налогов и 2,5% в ПФ. Расскажу все на простом примере, для тех, кто не понял. Прибыль и у ЗАО, и у ИП, например 1000 рублей. Отчисления ЗАО составит 260 руб. для налоговой инспекции, и 320 для ПФ. При этом ИП заплатит 50 руб. налога и 25 рублей отчислений в Пенсионный фонд. В итоге, чистая прибыль ЗАО будет ровна 420 руб., а ИП – 925 р. Пусть откинем 1% операций по банку, но все, же выгодно ИП получать, таким образом, доход и при этом обналичивать денежные средства.

Схема проста, но не совсем. Как и в любом случае существует «НО». Остановлюсь более детально. Если рассматривать все со стороны бухгалтерского учета, то получается не совсем верно, поскольку ЗАО тяжело купить товар у ИП, который не является плательщиком НДС. Для этого предприниматель, также открывает НДС, которое добавляет к стоимости запасных частей. Таким образом, получается, что мы получаем, что запасная часть, например которую купил ИП за 1000 руб. проходит этап наценки +40% (1400 руб.) и добавления НДС +20% (1680). Получается, что на детали будет наценено 68%, при этом НДС вернется в конце года.

Обман, конечно, красивый, но действует только в том случае, если директор является хозяином предприятия. В других случаях, это достаточно рисковый фактор, который может иметь не совсем приятные последствия. Объясню на примере. Один из директоров предприятия А работал по такой схеме, пока, кто то с недовольных сотрудников не написал в СБУ (ФСБ – для РФ). Те быстро прикрыли лавочку и отжали предприятия А, а директора просто посадили на 10 лет за мошенничество и скрытие доходов.

Второй вариант обмана. ЗАО не может иметь наличного расчета, поскольку кассу закрыли еще в 2014 году налоговым кодексом. Для этого, все клиенты, которые хотят рассчитать наличными денежными средствами идут к администратору. Он выписывает документы на оплату ИП, который может иметь кассу. При этом все должно пробиваться через кассовый аппарат, но как показывает практика, мало кто это делает, поскольку клиенты не требуют кассовые чеки.

Обман №3. Заработная плата. Еще один способ обмана. На предприятие оформляют инвалида, который якобы работает и получает, чуть ниже директора. При этом расчетная карта этого сотрудника находится у руководства, и оно получает эти деньги, плюс выписывает каждый месяц премию в размере оклада. Еще, как вариант, сюда можно добавить начисления, которые проводят инвалидам предприятия, которые списываются как затраты. При этом наложенные сборы и ПФ считаются только 5%, а в некоторых случаях и вовсе могут не изыматься.

Таким образом, многие предприятия пользуются этими лазейками законодательства Украины. Конечно, это не все схемы, которые могут быть проработанные и с каждым годом люди придумывают все более изощренные способы обмана государства, которое загоняет их в эти рамки.

Предприниматели согласны легализировать доходы, если налоговая процентная ставка на Украине упадет до отметки 10-12%, а не будет составлять 50-55%. Это фактически грабеж и одна из самых систем налогообложения в мире.

Пожертвование. Самый эффективный способ скрыть доходы и уйти от налоговой инспекции. Работает это так. Компания закупает определенный вид товаров, как благотворительный взнос. Эту продукцию диктует социальный фонд помощи и выплат. Закупка для каждой организации своя, но все они тратят в сотни раз меньше на пожертвованиях, чем бы уплатили все налоги и сборы.

Последний вид обмана – церковь. Кто жертвует церкви десятую часть – освобождается от налогов. Конечно, фирмы не показывают всю заработанную прибыль, но все, же отдать десятую часть показанных доходов лучше, чем половину.

В заключение скажу, что многие пользуются разными схемами обмана государства, поскольку налоговый кодекс Украины имеет много трещин и разногласий, которыми пользуются многие фирмы и корпорации для сохранения своих сверхдоходов. От этого страдают только простые рабочие люди, которые получают тяжким трудом свои копейки.

Доступ к счетам и тюрьма: как будут бороться с неуплатой налогов

В Украине хотят вновь сажать за неуплату налогов. В начале февраля парламент принял в первом чтении законопроект №3959-1, который прописывает законодательную базу для старта работы Бюро экономической безопасности (БЭБ, сообщает Страна.ua.

БЭБ должна заменить налоговую милицию и отдел "К" СБУ (по борьбе с экономическими преступлениями), а также получить полномочия и других силовых структур в области финансов и экономики.

Новый проект вносит сразу несколько изменений в административный и уголовный кодексы. Самое скандальное — ужесточение статьи 212, которая сейчас предусматривает штрафы за неуплату налогов.

Теперь же предлагается вернуть и тюремный срок.

Стоит отметить, что тюрьма за налоги в Украине уже существовала в прошлом. Но затем, во времена президентства Виктора Януковича, тюрьму убрали, оставив только штрафы.

Зачем власти хотят вернуть уголовку за налоги и как будет работать новая схема?

Вперед, в прошлое

Напомним: уголовное наказание за уклонение от налогов - не новость для Украины, такое у нас уже было. Но статью 212 УК гуманизировали в 2012 году.

Тюремное заключение убрали, при этом повысили штрафы за неуплату налогов и ввели конфискацию имущества.

"Аргумент - налоговики слишком сильно злоупотребляют возможностью выписать реальный срок даже за небольшую налоговую недоимку. Вот как звучала формулировка о необходимости "гуманизировать" эту часть УК:

"Отечественное законодательство характеризуется необоснованно завышенным уровнем криминализации правонарушений в сфере хозяйственной деятельности, что является препятствием для развития предпринимательства, а также выступает причиной недополучения государственным бюджетом Украины надлежащего возмещения вреда, причиненного противоправными действиями в указанной сфере. Так, неоправданно широкий круг законодательно установленных оснований для применения наказания в виде лишения свободы за совершение преступлений в экономической сфере не способствует возмещению осужденными причиненного ими ущерба. Кроме того, нередки случаи злоупотреблений правоохранительными органами при привлечении предпринимателей к уголовной ответственности".

Как это работало на практике? Как только налоговая выписывала ППР-ку (податкове повідомлення-рішення) о неуплате налогов возле "порога", достаточного для квалификации по ч. 2 ст. 212 УК (а именно это частью предполагалось уголовное наказание в виде ограничения свободы), автоматически регистрировалось уголовного производства за уклонение от налогообложения.

То есть, по факту работал конвейер по выбиванию из бизнеса денег. Поэтому эту статью в итоге решили гуманизировать.

Сроки за ЕСВ и НДС

Но теперь законодатели включили задний ход, и снова хотят сажать за неуплату налогов. Об этом говорится в проекте закона №3959-1, который Рада приняла в первом чтении в начале февраля.

Как указано в пояснительной записке, он разработан в рамках создания в Украине нового ведомства - Бюро экономической безопасности. Чтобы обеспечить законодательную базу для его работы, якобы, нужно внести ряд изменений в административные и уголовный кодексы.

Основное изменение - это криминализация статьи 212. Причем, в новом законопроекте предлагается ввести уголовку за уклонение от уплаты не только налогов, но также "сборов и платежей". То есть, по-сути, неуплата любых сумм в государственный или местные бюджеты, Пенсионный фонд уже подпадает под статью. Таким образом, в случае принятия проекта, уголовка может светить, к примеру, за неуплату ЕСВ. Оговоримся - статья 212 УК распространяется не на все налоговые недоимки, а только на те, которые стартуют от 3,4 млн гривен. Но такую, на первый взгляд, значительную сумму, "заработать" не так сложно, как кажется на первый взгляд. Ведь на налоговые недоимки начисляют штрафы и пеню, и в итоге долги растут как снежный ком.

Тюремное заключение за неуплату налогов по статье 212 в новой версии - до 7 лет. Причем, криминализируются все части этой статьи - от само легкой до "тяжелой".

Так, если речь идет о неуплате налогов и сборов в "значительных" размерах (от 3,4 млн), предусмотрено два варианта: штраф в 5-7 тысяч необлагаемых минимумов, а это 119 тысяч гривен (его тоже повысили, действующий штраф -3-5 тысяч необлагаемых минимумов - 85 тысяч гривен ) или арест на 6 месяцев, плюс запрет занимать определенные должности на срок до 2 лет.

Если уклонение от налогов — "по предварительному сговору", и речь идет о неуплате налогов в "больших размерах" (5,7 млн), то наказание уже другое: штраф (его предлагается повысить с 5-7 тысяч необлагаемых минимумов до 7-10 тысяч, а это 170 тысяч гривен) или тюремный срок до 5 лет. Хотя в действующей редакции - только штраф.

За умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов, платежей на сумму от 7,9 млн грн. (или в случае совершения преступления лицом, ранее судимым за уклонение) штраф увеличивается с 255 тысяч до 425 тысяч гривен и теперь возможно лишение свободы до 7 лет.

Также в новом проекте появляется еще одна часть статьи 212 - о мошенничестве с налогом на добавленную стоимость. В ней указывается, что незаконное получение возмещения НДС или даже подача "незаконного" заявления на возмещение караются штрафом в 50 необлагаемых минимумов или общественными работами на 240 часов, или исправительными работами на срок до 2 лет, или заключением до трех лет.

Эти же действия, совершенные повторно или организованной группой лиц — штраф в 50-100 необлагаемых минимумов или тюремный срок до 5 лет. В зависимости от суммы незаконно полученного возмещения, тюремный срок может увеличиваться до 12 лет.

Экономическое НАБУ

Отдельно стоит отметить полномочи БЭБ в деле выбивания налогов.

Детективы БЭБ по разрешению следственного судьи смогут проводить такой вид негласных следственных действий, как мониторинг банковских счетов - банк могут обязать предоставлять в текущем режиме информацию об операциях, осуществляемых на одном или нескольких банковских счетах (сейчас такое право есть только у НАБУ по уголовным производствам о коррупционных преступлений). Фактически это означает онлайн доступ к счетам любого бизнеса.

При этом в проекте появилось несколько пунктов, которые защищают самих бэбовцев, — говорит Кравец.

Речь идет о следующих пунктах:

  • за незаконное использование названия и знаков принадлежности БЭБ — штраф в 17-85 тысяч гривен
  • pа посягательство на жизнь директора БЭБ - тюремное заключение до 15 лет.

"Насчитатют долги и пришьют срок"

На первый взгляд, тюрьма за налоги угрожает только недобросовестным плательщикам, а честному бизнесу бояться нечего. Сторонники "закручивании гаек" говорят, что, в Украине и так постоянный недобор по налогам, а не платят, в том числе, и из-за лояльного законодательства.

Но многие юристы, и предприниматели уверены, что риски есть - и для нарушителей, и для законопослушных плательщиков. А под БЭБ создается новая "кормушка".

Но у нас же целое Бюро создают, им же потом носки по 375 грн нужно будет покупать, а если полномочий нет, то какие носки?

Читатель Алексей спрашивает:

Я татуировщик, работаю в студии, но без договора. В месяц выходит примерно 50 000—70 000 рублей.

ИП у меня нет, налоги я не плачу и никаких чеков не выбиваю. Есть ли вероятность, что налоговая меня вычислит по переводам на карту или как-то еще?

Алексей, у налоговой много способов вычислить предпринимателя без ИП, мы расскажем об основных.

Налоговая может вычислить по движению денег на карте

Личные счета и карты контролируют налоговая, банки и Росфинмониторинг. Есть два инструмента контроля:

  • налоговая автоматически получает информацию об открытии всех счетов. Даже если вы не ИП или ООО, а обычный человек и заводите карту для себя, всё равно налоговая узнает об этом через 10 дней после открытия счета;
  • налоговая может запросить выписку по счету у банка.

Кроме налоговой за движением денег на картах следят банки и Росфинмониторинг. Банк анализирует поступления и расходы, смотрит на назначение платежей и может заблокировать счет по своей инициативе или указанию Росфинмониторинга.

После блокировки банк попросит документы для подтверждения дохода. Если подтвердить, счет разблокируют.

Суммы от 600 000 рублей проверяют в обязательном порядке, а до этой суммы анализируют характер платежей:

  • как часто приходят деньги;
  • что написано в назначении платежа. Одно дело комментарий «Подарок пупсику», другое «Возврат займа», «Платеж за товар»;
  • всегда ли владелец карты получал такие переводы или что-то изменилось;
  • не личная ли это карта директора ООО.

Банк анализирует всё автоматически, а налоговой для анализа сначала нужно запросить выписку. И банк в таком запросе не может отказать. При этом для банка запрос от налоговой — тоже сигнал: со счетом что-то не так.

Для налоговой важнее характер платежей, чем сумма. Сто тысяч рублей с комментарием «подарок» вызывают меньше подозрений, чем три перевода по пять тысяч с пометкой «оплата татуировки».

По дорогим покупкам без подтверждения дохода

Все покупки свыше 600 000 рублей попадают в Росфинмониторинг и анализируются: в рамках правового они поля или нет. Покупки можно отслеживать по бонусным картам магазинов, например «Баленсиага» или «Шанель», но это сложно. А вот с недвижимостью и автомобилями есть удобный инструмент — государственная регистрация сделок.

Кондитер без ИП накопил на квартиру и покупает ее за наличные. Сделка оформляется у нотариуса, и тот пишет в договоре: «Если деньги получены нелегальным путем, покупатель сам несет ответственность по 115-ФЗ». Когда одно ведомство узнает о нарушении, оно сразу передает информацию остальным. Поэтому кроме штрафа за незаконное предпринимательство можно получить штрафы за нарушение санпинов, использование чужого товарного знака и отсутствие маркировки на товарах.

Случайно

Налоговики, полицейские, сотрудники прокуратуры и Роспотребнадзора тоже покупают торты, ходят на маникюр и бьют татуировки. Невозможно знать наверняка, кто ваш заказчик.

Мужчина два раза подвез женщину, а она оказалась сотрудницей полиции и составила на него протокол: перевозка пассажиров без ИП и лицензии.

Суд не принял доводы мужчины о том, что он не таксовал и не брал плату с пассажирки, а подвез женщину бесплатно и вообще думал, что это жена его знакомого. В итоге мужчина получил штраф за предпринимательскую деятельность без лицензии — 2000 рублей.

Если вычислят, придется заплатить штраф

За бизнес без регистрации есть штраф — от 500 до 2000 рублей. Штраф придется заплатить, даже если дохода не было. Например, налоговая может решить, что человек предприниматель, если он закупил оптовую партию товара или разместил рекламу, но доход еще не получил.

Если же доход был, кроме штрафа придется заплатить налог на доход физического лица — 13%, еще могут начислить НДС — 20%. Налоговая рассуждает так: ИП не зарегистрирован, значит, он не подавал заявление о переходе на упрощенку, а раз так — пусть платит НДС, как на общем налоговом режиме.

Раньше, если человек иногда оказывал услуги или сдавал коммерческую недвижимость, об этих доходах он отчитывался через 3-НДФЛ и платил только 13% с дохода физического лица. Сейчас позиция налоговой и судов изменилась: считается, что раз был доход, значит, должен быть оплачен и НДС.

Физлицу пришлось заплатить НДС за сдачу здания в аренду 😱

Обычно налоговики в устной беседе говорят: «Декларируйте свой доход». Если вы соглашаетесь и сдаете 3-НДФЛ, налоговая может начислить и НДС. Решите сдавать — сдавайте декларацию за последний год, иначе насчитают НДС за все годы, о которых отчитываетесь.

Вы можете не согласиться сдавать декларацию, и тогда заплатите только штраф — от 500 до 2000 рублей, но всё зависит от доказательств налоговой. Если из доказательств только реклама в соцсетях или фото готовых работ, можете сказать:

  • все мои работы — это некоммерческое сотрудничество, я за них не получал деньги и не рассчитывал на систематическое получение прибыли;
  • рекламу только запустил, хочу проверить, каков спрос на такие услуги. Как только получу первую заявку, зарегистрирую ИП.

Но если есть свидетели или налоговая проводила контрольную закупку, налоги будут требовать через суд.


Для начала хочу всех предупредить, что буду давать плохие советы, а в некоторых случаях очень плохие. Сразу говорю, что спорить голословно ни с кем не собираюсь, однако призываю давать свою правовую оценку последствиям, или аргументировано излагать свою точку зрения.

Теперь все, поехали.

1. Организационно правовая форма и система налогообложения никакой роли не играет: ИП или ООО на ОСН или УСН

У ИП-шника шанс "встрять" даже выше всех, потому что бухгалтера там отродясь не было, а сами предприниматели любят дел наворотить особенно в части оптимизации налогов.

Вроде ИП-шнику и не нужен бухучет по закону,ведь предприниматели полностью освобождены от обязанности вести бухгалтерию (п.2.1, ст. 6, 402-ФЗ)

Налоговая это прекрасно знает и использует этих пардон "баранов", когда не тянет план.

Почему? Да потому что налоговая давно прекрасно знает,что ИП, особенно на ЕНВД частенько используют для вывода кэша, а с документами у них бардак полный.

Кстати, и банки по 115-ФЗ зачастую именно у ИП запрашивают кучу документов для подтверждения деятельности. А если ИП не ведёт учёт, то ему очень проблематично собрать документы, вот и идёт он в бан у банка.

Анализ Федерального закона от 07.08.2001 №115 и Положения Банка России от 15.10.15 № 499-П позволяет прийти к выводу о том, что право банков на истребование документации вообще практически ничем не ограничено.

Поэтому если вы ИП на патенте или ЕНВД и думаете что в домике - вы не угадали.

На втором месте ООО с одним учером, он же директор,он же единственный работник, (он же Гога,он же Жора и т.д.),не получающий ни зарплату,ни дивиденды. Тот же "баран"с тем же результатом.

Почему? Да потому что вопрос:"надо ли заключать трудовой договор с директором — единственным учредителем организации?"до сих пор однозначно не разрешен и является предметом постоянных споров.

Роструд (письмо от 28.12.06 № 2262-6-1), Минздравсоцразвития (письмо от 18.08.09 № 22-2-3199) ссылаясь на статью 273 ТК РФ,говорят,что единственный учредитель не может быть работником организации и трудовой договор — это соглашение между работодателем и работником, то есть двусторонний акт.

Но бюджет то не пополняется, Минфин как обычно стучит кулачком и заставляет заключать договора и налоги в казну платить (письмо Минфина от 15.03.16 № 03-11-11/14234).

Вообщем, тема интересная как не крути найдут к чему придраться и наказать.

С дивидендами тоже непросто,если нет чистой прибыли,то и не заберешь себе честно заработанные,ибо без чистой прибыли,это не дивиденды, а значит плати налоги.

Учредитель может забрать свои дивиденды, только после того как компания покажет прибыль в бухучете.

Хотя платить может дивиденды ежеквартально, раз в полгода или раз в год (п. 1 ст. 28 Закона № 14-ФЗ, п. 1 ст. 42 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ).

2) Налоговая нагрузка

В Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" в Приложении 3 (Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@) приведены показатели этой самой нагрузки.

Что делать?

Берете все свои поступления по банку, например за квартал, кроме кредитов. Умножаете на 1,01%. Записываете на бумажку. Потом опять берете банк и считаете сколько налогов уплачено за тот же квартал. Записываете туда же. Потом сравниваете. Если первая цифра меньше второй - вы в домике. Если чуть-чуть больше, то вы в группе риска. Если в разы больше, то вы уже на контроле.

В следующем квартале заплатите больше чем надо. По НДФЛ например, по которому в принципе переплата невозможна. Пусть лучше налоговая думает что вы идиоты.

Переплату всегда можно вернуть.

По заявлению налогоплательщика. Компания вправе попросить зачесть переплату в счет уплаты будущих налогов (п. 4 ст. 78 НК). Еще один вариант – пустить ее на погашение имеющейся задолженности (п. 5 ст. 78 НК).

В судебном порядке. Если налоговики и компания не договорились, стоит обратиться в суд (определение КС от 21.06.2001 № 173-О, постановление Президиума ВАС от 08.11.2006 № 6219/06).

Запомните!

Если в ходе проверки обнаружится недоимка по налогам, переплата поможет избежать штрафных санкций. Надо отслеживать срок переплаты, чтобы он не вышел за пределы трех лет.(п. 5 ст. 78 НК).Вернуть переплату за пределами трех лет возможно только в судебном порядке и то при условии того, что удастся доказать, что о факте переплаты не было известно. Судебный вариант - всегда долгий и трудозатратный.

3. Платите налоги ежемесячно!

Суммы неважно какие хоть по три копейки. Все равно платежки бесплатные. Казалось бы фигня, а у налоговой это прям признак-признак добросовестности налогоплательщика.

Вообще ещё в далёком 2007 году в приказе ФНС были собраны и обобщены 109 типичных признаков недобросовестного налогоплательщика.Почитаешь-всплакнешь. Так вот в п.63 указан-неритмичный характер бизнеса компании. Вообще зачитаться можно этим списком.

4. Не показывайте убытки

См. выше далёкий приказ ФНС 2007 года" п.105-Налогоплательщик преимущественно отражает убытки в бухгалтерской или налоговой отчетности." Ну и любимую Концепцию Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ пп.2 п.4 Приложения 1 там тоже не жалуют убытки.

Что делать?

Покажите прибыль хоть копейку. Даже если у вас будет логичное объяснение или убыток реальный - это не поможет, вас все равно возьмут на контроль. Можно конешно не принять к налоговому учету какие то затраты, но в ОФР вам все равно придется показать убыток. Можно сделать так: начислить какие нибудь необлагаемые НДС доходы, например проценты по выданным займам, штрафы и пени по хозяйственным договорам и т.д. Их потом можно отсторнировать по акту сверки как ошибочные.

5. Среднесписочная численность должна соответствовать масштабу деятельности.

Что делать?

Если не соответствует, то надо придумывать какие нибудь сменные графики, сезонность, неполные рабочие дни и недели и т.д.

6. Среднемесячная зарплата должна быть выше прожиточного минимума по вашему региону.

Что делать?

Берете сумму зарплаты за год из РСВ или 6-НДФЛ делите на среднесписочную и умножаете на 0,87 получится плюс минус среднемесячная зарплата, если она получилась ниже прожиточного минимума, то вы попадаете на контроль. Если выше в два раза - то вы в домике.

Ну тут понятно что нужно подкрутить - среднесписочную. Можно же округлить не в ту сторону или вообще на поломанном калькуляторе посчитатть. Сломанным пальцем.

Опять смотрим критерии п. 5 Приложения № 2 к Приказу № ММ-3-06/333@ всемогущей Концепции системы планирования выездных налоговых проверок..Ну вот ещё к раздумью из все того же приказа ФНС из 2007 года: "п.59-Физлица, работающие в компании (на нее), приобретают недвижимость, транспортные средства, ценные бумаги, драгоценные металлы (камни) на суммы, превышающие их задекларированные доходы",то есть наши люди на такси в булочную не ездят.

7. А как же НДС?

Да помню я помню.

Во-первых разрывы. Даже если вы сами ведете кристально белый бизнес - от разрывов вы не застрахованы. Мы поговорим на эту тему отдельно.

Берете начисленную зарплату за квартал. Складываете со всеми начисленными страховыми взносами. Умножаете на свою ставку НДС (я имею ввиду если у вас разные ставки то надо умножать на среднюю по реализации). Записываете на бумажку. Потом смотрите на НДС к уплате за тот же квартал. Если цифры где то рядом, то вы в домике.

Как работает обмен налоговой информацией в мире и присоединится ли к этой системе Украина в этом году, «Минфину» рассказала менеджер налогово-юридического департамента компании Делойт в Украине Светлана Тутовская.

Налоги, финансы, крупные компании, обмен информацией

Как и почему возник обмен налоговой информацией

Вопрос налогообложения прибыли является одним из главных для международного сообщества и мотивирует к поиску эффективных решений по борьбе с уклонением от налогообложения и размыванием налоговой базы.

В условиях мировой экономической интеграции и конкурентных предложений от ряда юрисдикций минимизировать налоговую нагрузку для физических и для юридических лиц создается достаточно напряженная ситуация, в которой многие страны становятся более чувствительными к вопросам «налоговой справедливости».

Односторонние попытки стран защитить свои налоговые базы, с одной стороны создавали излишнее административное бремя для бизнеса, а с другой — стимулировали другие страны создавать новые возможности уклонения от налогообложения.

Именно поэтому государства стали заключать двусторонние соглашения c конкретными условиями и объединять усилия, используя опыт таких международных структур как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Одним из инструментов сотрудничества государств и их налоговых органов стал обмен налоговой информацией, который обретал разные формы и на данный момент преобразовался в общий стандарт автоматического обмена информацией — Common Reporting Standards (CRS), прийти к которому хотят многие страны.

Как регулируется обмен налоговой информацией

Чтобы понять, как глобальные налоговые процессы влияют и будут влиять на выработку Украиной национальных «налоговых решений», важно разобраться в истории таких процессов и в правовых механизмах обмена налоговой информацией.

Международное регулирование обмена налоговой информацией начало развиваться задолго до имплементации государствами-участниками стандарта CRS. Поскольку такой обмен изначально осуществлялся только по принципу взаимности, основанием для него выступали многосторонние и двусторонние соглашения, которые можно классифицировать следующим образом.

1. Двусторонние соглашения:

  • договоры об избежании двойного налогообложения (Double Tax Treaty);
  • договоры об обмене налоговой информацией (Tax Information Exchange Agreement);
  • договоры о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства;
  • договоры о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства.

2. Многосторонние соглашения по вопросам обмена налоговой информацией.

При этом, если в договорах об избежании двойного налогообложения нормы об обмене налоговой информацией являются только частью предмета договора, то соглашения об обмене налоговой информацией полностью посвящены такому инструменту сотрудничества как обмен сведениями о налогоплательщиках и их транзакциях между государствами.

Что касается многосторонних соглашений, в первую очередь стоит обратить внимание на Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым спорам (Multilateral Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters, MCMAA) 1998 года. Изначально она не пользовалась популярностью, так как государства самостоятельно заключали двусторонние соглашения об обмене налоговой информацией и взаимной административной помощи, в том числе с офшорными юрисдикциями.

Позже мировое сообщество все-таки осознало, что отдельные соглашения между государствами не способствуют улучшению показателей по выявлению доходов в желаемых объёмах, и внимание было сосредоточено на использовании именно многостороннего соглашения между странами.

В итоге свое развитие получила статья 6 Конвенции, предусматривающая автоматический обмен налоговой информацией. В 2014 году на основе этой нормы ОЭСР разработала стандарт CRS, который является всеобъемлющим относительно лиц и государств и предполагает оперативный, а порой моментальный автоматический обмен информацией, которая будет доступна в единой базе данных по любому подотчетному лицу.

По состоянию на 31 декабря 2020 года, к Стандарту присоединились 110 юрисдикций.

Украина как член Секретариата Глобального форума по прозрачности и обмену налоговой информацией, а также как государство, которое присоединилось к Конвенции в 2004 году (документ ратифицирован ВРУ и вступил в силу в 2009 году), получила возможность осуществлять взаимное налоговое сотрудничество не только с ключевыми юрисдикциями, присоединившимися к Конвенции, но и с офшорными территориями.

Например, недавно Великобритания, Нидерланды и Дания распространили действие Конвенции на ряд своих территорий, обмен информацией с которыми ранее был невозможен. В этот перечень вошли в том числе Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Гибралтар и остров Мэн.

Можно сделать вывод, что у Украины всегда было достаточно оснований получать информацию точечно в отношении отдельного физического или юридического лица. И даже если Украина пока не осуществляет обмен информацией в автоматическом режиме по стандарту CRS, другие юрисдикции готовы предоставлять нам такую информацию на паритетной основе по упомянутым выше двусторонним договорам о налоговом сотрудничестве или на основании Конвенции.

Что предусматривает стандарт автоматического обмена налоговой информацией

CRS обязывает банки, другие финансовые учреждения (кредитные союзы, микрофинансовые организации, инвестиционные структуры, некоторые виды страховых компаний, брокеров, депозитариев ценных бумаг) передавать налоговым органам следующую информацию:

  • о счетах физических лиц стран-участниц, если владелец счета является налоговым резидентом юрисдикции, с которой осуществляется автоматический обмен информацией — так называемые подотчетные лица (Reportable Person);
  • о счетах компаний, фондов, трастов в случае, если компания контролируется одним или несколькими подотчетными лицами либо оперирует доходами из пассивных источников (роялти, дивиденды, проценты) или контролируется так называемой пассивной нефинансовой структурой (Passive Non-Financial Entity).

По каждому «подотчетному счету» собирается и передается следующая информация.

  1. В отношении физического лица: подробности о владельце счета (полное имя, адрес проживания, юрисдикция налоговой резидентности, налоговый номер, дата и место рождения), номер и валюта счета, поступления за отчетный период и остаток на счете на конец отчетного периода, подробная информация о финансовом учреждении, в котором открыт счет.
  2. В отношении юридического лица: название компании, адрес налоговой резидентности, налоговый номер, а также финансовая информация (номер и валюта счета, текущий баланс, полученная выручка от коммерческой деятельности, подробная информация о финансовом учреждении, в котором открыт счет), данные о контролирующем лице компании (полное имя, адрес проживания, юрисдикция налоговой резидентности, налоговый номер, дата и место рождения), а также его счете, в случае, если более 50% дохода компании составляет пассивный доход.

При этом в указанный перечень не включаются сведения об источнике происхождения денежных средств, однако их можно получить по дополнительному запросу.

Кроме этого, каждая юрисдикция вправе предоставить банку возможность не проводить процедуры due diligence в отношении счетов клиентов с агрегированным балансом менее 250 тыс. долларов США на конец года.

Важно понимать, что главным индикатором для обмена налоговой информацией является именно резидентность подотчетного лица, а не его гражданство (для физических лиц), и именно от этого зависит то, куда далее будет направлена собранная информация.

В отношении трастов предусмотрено особое регулирование. Контролирующими лицами, которые попадают в обмен, являясь налоговыми резидентами стран-участниц обмена, считаются: трастовый управляющий (трасти), протектор, бенефициары, иные лица, осуществляющие эффективный контроль над управлением траста.

Следует отметить, что CRS определяет контролирующими всех лиц траста, вне зависимости от полномочий, зафиксированных в трастовом соглашении. Налоговую резидентность траста определяют по месту резидентности трасти, если национальное законодательство не содержит иных правил. Касательно дискреционных трастов, в обмен попадают только те бенефициары, в пользу которых фактически было сделано распределение дохода.

Стоит отметить, что автоматический обмен между странами возможен при соблюдении всех следующих условий.

Договаривающиеся страны обмена:

  • участницы Конвенции о взаимной административной помощи (Multilateral Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters),
  • участницы многостороннего или двустороннего соглашения об автоматическом обмене.
  • приняли национальное законодательство, разрешающее автоматический обмен,
  • обеспечивают должную защиту информации, передаваемую в рамках автоматического обмена.
  • подали специальное уведомление о сроках первого обмена вместе со списком стран, с которыми планируется производиться такой обмен.

«Спонтанный обмен» налоговой информацией и как он работает

Существует еще одна грань обмена финансовой информацией — дополнительные договоры о спонтанном обмене.

Например, Украина и Королевство Нидерландов подписали дополнительное Рабочее соглашение о спонтанном обмене информацией 3 апреля 2002 года.

Контролирующие органы Украины и Нидерландов должны предоставлять друг другу без предварительного запроса информацию, «которая может составлять интерес для правильного налогообложения резидентов обеих стран» и может включать сведения о выплатах в виде дивидендов, процентов, роялти, директорских гонораров, вознаграждения за независимые услуги, комиссионные и подобные выплаты.

Также страны-участницы информируют друг друга о своих методах сбора и обмениваются опытом в отношении возможных способов применения полученной информации.

Новый уровень налогового сотрудничества для себя также определили Украина и Королевство Бельгии, заключив, после Конвенции об избежании двойного налогообложения, соглашение в сфере обмена данными и одновременных проверок (17 марта 2003 года).

Оно определяет, что спонтанный обмен информацией может касаться смены места проживания физического лица одного из договорных государств, данных об уплаченных налогах, передачи средств в группе компаний, других данных, которые дают возможность корректно определить размер необходимых налогов.

Также стороны указанного договора достигли согласия о том, что могут одновременно и независимо, каждая на территории своего государства, проверять «налоговую ситуацию» одного или нескольких плательщиков налогов, которые представляют для них общий и взаимодополняющий интерес ввиду подозрений на наличие очевидных приемов уклонения от уплаты налогов, незадекларированных доходов, транзакций с «налоговыми гаванями».

Примечательно, что подобные соглашения о спонтанном обмене вступают в силу с момента их заключения, чем дополнительно оправдывают свое название.

Также следует обратить внимание на Стандарт о спонтанном обмене информацией со странами в низконалоговых юрисдикциях (Substantial Activities in No or Only Nominal Tax Jurisdictions), утвержденный ОЭСР 15 октября 2019 года. Он содержит подробную информацию об обстоятельствах, приводящих к обмену, информацию, которая подлежит обмену, и юрисдикции, которые будут обмениваться.

Спонтанный обмен информацией будет основан на Конвенции, договорах об обмене налоговой информацией или двухсторонних соглашениях, которые предусматривают спонтанный обмен информацией.

Стандарт предусматривает раскрытие информации безналоговой или низконалоговой юрисдикцией в страну резидентства конечного бенефициара. Это возможно при условии, что компания не выполняет требования по экономической сущности, трудоустройству реальных сотрудников, наличии реального офиса и другие, предусмотренные в конкретной юрисдикции.

Раскрытию и обмену подлежит название и адрес компании, вид дохода, имя бенефициара и размер дохода. После получения указанной информации, юрисдикция-получатель информации может сделать запрос на получение дополнительной информации.

Что приближает Украину к введению обмена финансовой информацией

Чтобы Украина присоединилась к международной сети многостороннего автоматического обмена информацией, законодатель должен запустить второй раунд упрощения порядка раскрытия банковской тайны (для расширения возможностей налоговым органам получить доступ к счетам физических лиц), а также разработать нормативно-правовые акты касательно формы и порядка подачи отчетности, перечня подотчетных финансовых учреждений и правил идентификации подотчетных счетов.

Не лишним будет выбрать стран-партнеров, пройти необходимые проверки Глобального форума ОЭСР, автоматизировать и установить техническое обеспечение для запуска процессов сбора и обмена информацией и сохранять ее конфиденциальность.

По данным Стратегии развития финансового сектора Украины до 2025 года, Глобальный форум ОЭСР должен оценить соблюдение Украиной требований конфиденциальности и защиты информацией для целей автоматического обмена (результаты ожидаем уже в ближайшее время), а выполнение мер технического характера, необходимых для осуществления автоматического обмена информацией, — до конца 2022 года.

Это означает, что в случае положительного решения, данные об остатках на счетах в иностранных банках и полученных доходах (в частности, проценты по депозитам) физических лиц — налоговых резидентов Украины — по состоянию на 31 декабря 2022 года будут раскрыты налоговым органам Украины. И, как следствие, возможны обращения контролирующего органа с вопросами об источниках происхождения денежных средств и их должного декларирования и налогообложения в Украине.

Читайте также: