Как налоговая проверяет выручку

Опубликовано: 16.05.2024

Если налоговики заподозрят компанию в сокрытии выручки, они попытаются найти и предоставить суду немало доказательств, но все они будут косвенными. Несмотря на то, что компания способна каждое из них опровергнуть, суд выиграет тот, чьи доводы будут убедительнее.

Многие компании параллельно с бухгалтерскими программами ведут учет доходов и расходов в электронных таблицах. Такие отчеты никто не подписывает, не ставит печатей и доступны они только определенным сотрудникам организации. Так как эти документы не официальны, руководство считает, что они ничего не доказывают. Но это не так. В одном из дел налоговики пересчитали выручку компании на основе данных электронных таблиц и доначислили единый налог при УСН (постановление АС Московского округа от 29.12.16 № Ф05-18145/2016).

Компания, которую проверяли инспекторы ФНС, входила в сеть ресторанов. Это доказывали свидетельские показания и слова собственника бизнеса в интервью газете.

Налоговики привлекли оперативников и изъяли у компании накопители и системные блоки. Файлы с внутренними отчетами получили у управляющей компании группы. Электронные таблицы содержали показатели каждого из сети ресторанов в разбивке на наличный и безналичный расчет. Налоговики сравнили данные таблиц с официальной отчетностью проверяемой компании. Данные по безналу за каждый день совпали до рубля. При этом наличный расчет был значительно ниже.

Далее, в ноутбуке собственника инспекторы нашли электронную переписку с управляющими ресторанов, в том числе с проверяемой компанией. Среди них был алгоритм обработки данных о выручке: куда и что заносить и кому отправлять. Свидетели подтвердили, что вся информация стекалась в управляющую компанию.

Последним косвенным доказательством сокрытия выручки были свидетельские показания сотрудников управляющей компании. Они рассказали, что кассиры из ночной смены каждый вечер приходили в рестораны и скручивали кассу. Деньги они оставляли в сейфе, затем бухгалтеры отвозили их в банковские ячейки.

Налоговики предоставили суду найденные при проверке косвенные доказательства сокрытия выручки и выиграли дело. Если бы данные по безналичному расчету не совпали с внутренними отчетами компании, дело, скорее бы всего закрыли.

Некоторые компании оплачивают за счет неучтенной выручки неофициальные расходы. К примеру, выдают сотрудникам зарплату в конвертах, учредители предоставляют своей же компании займы. ИП вносят черную выручку на расчетный счет как личные деньги. Но если учредитель или ИП не сможет объяснить их происхождение, налоговики заподозрят двойную бухгалтерию.

В одном из дел налоговики проверяли декларации по НДС и выявили, что предприниматель часто вносил деньги на расчетный счет, их общая сумма составила 66,5 млн рублей. Основания для внесения средств были следующие: внесено наличными, пополнение счета, собственные средства. Далее инспекторы опросили сотрудников ИП, те рассказали, что выручку за день они опечатывали в мешки, затем приезжал курьер и забирал деньги. Куда он их увозил, они не знали. Налоговики сочли деньги на счете сокрытой торговой выручкой и подали в суд.

В итоге дело выиграл предприниматель. Он пояснил, деньги, которые он вносил на счет, получил взаймы, а также сэкономил за прошлые годы. Суд встал на сторону ИП (постановление АС Уральского округа от 09.07.15 № Ф09-3746/15).

Организация вправе получить денежные средства безвозмездно от учредителя с долей участия более 50 процентов. Так же внести может деньги собственник на пополнение чистых активов или любой человек взаймы.

Но такой учредитель или дружественный заимодавец должен суметь объяснить, откуда у него взялись миллионы, чтобы пополнять чистые активы или давать взаймы. Так же, такой доход должен быть задекларирован.

Если налоговики заподозрят сокрытие выручки, они будут искать все, что подтвердит эту версию. К примеру, по данным кассы в среднем ресторан пробивал около 50 чеков в будний день и около 70 чеков — в выходной. Но это противоречило показаниям свидетелей, которые настаивали на большей заполняемости.

Контролеры детально проанализировали данные ЭКЛЗ (электронная кассовая лента защищенная). Согласно ее данным, выручка за день колебалась от 15 тыс. до 105 тыс. рублей. Но анализ ЭКЛЗ выявил корректировку данных о выручке: некоторые чеки организация просто удаляла, в других уменьшала общую цену реализации.

То, что выручка была больше заявленной, подтвердили и сотрудники самого ресторана. Информация, которую изъяли с жестких дисков, также указывала на наличие неучтенных доходов. В итоге суд встал на сторону инспекции (постановление АС Московского округа от 15.03.17 № Ф05-2294/2017). Аналогичный вывод содержится в постановлении АС Московского округа от 16.03.17 № Ф05-1949/2017.

В другом деле организация скрывала выручку по-другому. Она корректировала цены, используя карты на скидки в 50 или 100 процентов. Но при проверке, налоговики выяснили, что клиентам компания выдавала карты со скидкой лишь в пределах 20 процентов. Карты с большей скидкой были зарегистрированы на одного работника компании. С их помощью кассиры обнуляли чеки, чтобы не превышать определенной суммы выручки. Этот косвенный признак сокрытия выручки помог ФНС выиграть дело в суде (постановление Девятого ААС от 07.12.16 № 09АП-57372/2016).

С 1 июля 2017 года практически все компании обязаны перейти на онлайн-кассы (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 03.07.16 № 290‑ФЗ). Новые кассы хранят чеки на фискальных носителях и одновременно в режиме реального времени передают их в инспекцию. Поэтому корректировать чеки станет намного сложнее.

Такой способ налоговики применяют к компаниям, которые входят в группу. Если одна компания в группе занижает выручку, велика вероятность, что и другие это делают. Особенно это свойственно организациям, которые применяют УСН. На этой системе нужно соблюдать лимит по выручке.

Вернемся к делу о сети ресторанов (Постановлении АС Московского округа от 29.12.16 № Ф05-18145/2016). В электронных таблицах, которые изъяли у управляющей компании группы, были данные о 15 компаниях, которые входили в одну ресторанную сеть. Налоговики пересчитали выручку всех компаний по аналогии с проверяемой и доначислили налогов в общей сумме около 1 млрд рублей (постановления АС Московского округа от 22.03.17 № Ф05-2366/2017, от 15.03.17 № Ф05-2294/2017).

Если зарплаты сотрудников компании слишком низкие, это сигнал для налоговиков, что компания платит работникам неофициально из неучтенной выручки. Если сотрудники дают показания, что их реальная зарплата была существенно выше официальной, инспекторы и судьи рассматривают это как один из признаков занижения доходов (постановление Девятого ААС от 07.12.16 № 09АП-57372/2016).

Такой аргумент косвенный. Налоговики не смогут доначислить страховые взносы лишь на основании слов свидетелей. По-другому подтвердить размер выданной зарплаты они не смогут.

Когда компании ведут двойную бухгалтерию, одни и те же документы могут оформить по-разному. То есть один экземпляр — для контролеров, другой — для контрагентов . При встречной проверке компаний налоговики могут выявить расхождения в суммах, номерах и датах документов.

В одном из дел суд указал, что такие несоответствия сами по себе позволяют предположить ведение двойной бухгалтерии. А значит, и сокрытие выручки (постановление АС Центрального округа от 28.11.14 № А09-9855/2012).

Часто компании представляют данные о реальной выручке другим госорганам и организациям. Например, для тендера на государственный заказ, банку для получения кредита. Сведения о реальной выручке помогают сформировать компаниям о себе впечатление как о надежном партнере.

В одном из дел транспортная компания занижала выручку от перевозки пассажиров. Она отражала в учете работу двух-трех машин в день по каждому направлению. А вот в администрацию города подавала статистические данные о 16 автобусах ежедневно.

Бывший заместитель генерального директора представил инспекторам тетради с реальными данными о выручке за проверяемый период. Все это убедило суд, что компания действительно занижала доходы (постановление АС Волго-Вятского округа от 31.08.16 № Ф01-3264/2016).

В другом деле ИП, чтобы сохранить право на уплату ЕСХН, занижал доходы от продажи покупных товаров. Чтобы это сделать выручка от реализации собственной сельхозпродукции должна составлять не менее 70 процентов от общей выручки (п. 2 ст. 346.2 НК РФ). Ее предприниматель показывал в полном объеме, а перепродажу — в урезанном.

Налоговики пересчитали выручку предпринимателя на основании количества ветеринарных свидетельств. В итоге выявили, что доля продаж продукции собственного производства сократилась с 70 до 3 процентов (постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.07.16 № Ф08-4120/2016).

В одном из дел налоговики во время проверки обнаружили ежемесячные отчеты о движении денежных средств. Суммы выручки из отчетов были значительно выше тех, которые компания отразила в учете. Контролеры сочли, что организация занижает выручку и подала в суд.

Спор ФНС проиграла, но лишь потому, что доначислили налоги на основании данных из отчета, а не использовала расчетный метод (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.12.13 № А43-906/2013).

Для предприятия с большими оборотами нужны мощное производственное оборудование, большие склады, грузоподъемные машины и т. д. Когда компании занижают, они по-прежнему отражают в расходах амортизацию или арендную плату в отношении мощных ОС. Это скорее всего вызовет у налоговиков подозрения. Они могут заявить, что часть продаж компания не отражает в учете.

Так же косвенным признаком сокрытия выручки будет слишком большое количество основных средств. Например, организация арендует с десяток грузовиков для доставки товаров покупателям, но при этом данные о продажах низкие. Возникает справедливый вопрос: зачем, если реализация невелика?

Если компания работает в сфере, где обслуживает посетителей или покупателей, скорее всего в зале магазина или ресторана есть видеокамеры. Инспекторы могут ими воспользоваться . Им достаточно просмотреть запись с видеокамер за один день и посчитать количество посетителей. Затем выяснить стоимость среднего чека и рассчитать примерную сумму выручки за день. Если расчетная выручка будет в разы превышать выручку, отраженную в учете, то это признак занижения доходов.

Даже если покупатель заплатил черным налом, он может потребовать у продавца документы: накладные, акты, договор и т. д. Эти бумаги позволят контрагенту предъявить претензии, если он выявит результатах работ или в товаре недостатки.

У поставщика нет никакой гарантии, что покупатель отразит эти покупки в учете. При подаче декларации по НДС налоговики получают данные обо всех покупках и сверяют их с данными продавцов. Здесь-то и выявятся все нестыковки. Тогда налоговики, скорее всего, снимут вычеты НДС покупателям, а к продавцу придут с проверкой.

Небольшие магазины, чтобы скрыть реальную выручку, могут не выдать клиенту кассовый чек, мотивируя это тем, что закончилась кассовая лента. Приход денег они подтвердят лишь товарным чеком. Такую операцию компания вряд ли отразит в учете. Если покупатель подаст жалобу в ФНС, о том, что ему не выдали чек, магазин может готовиться к проверке. Также инспекторы вправе провести контрольную закупку.

Справочная / Всё про налоги

Критерии налогового риска. Как предупредить выездную налоговую проверку

Проверки — головная боль для предпринимателя: они грозят штрафами и доначислениями налогов. В статье разберем, какие бывают виды проверок, можно ли их предупредить и как понять, что вы рискуете внезапной встречей с сотрудниками налоговой.

Для чего проводят налоговые проверки?

Предприниматели намеренно занижают показатели, чтобы уменьшить налоги. Налоговая изучает сведения о налогоплательщиках и ищет тех, кто её обманывает. Ей помогают разные программы, например для поиска нарушений по НДС — АСК-НДС.

Какие бывают виды налоговых проверок?

Основных видов два: камеральная и выездная.

  1. Камеральная проверка проходит каждый раз после сдачи декларации — и обычно незаметно. Инспектор изучает сведения о компании в своём кабинете. Если возникают вопросы, он присылает предпринимателю требование о предоставлении пояснений или документов.
  2. Выездная проверка проходит у предпринимателя «в гостях». Сотрудники налоговой изучают предприятие, смотрят документы, беседуют с руководителем и его сотрудниками. Предприниматели обычно боятся именно таких «налоговых мероприятий».

Выездная проверка — тщательное исследование, которое занимает много времени. Все компании проверить невозможно. Поэтому налоговая выбирает самых подозрительных налогоплательщиков. Она следует определённым критериям, о которых мы расскажем ниже.

Можно ли избежать выездных проверок?

Налоговая не тратит время на компании, которые ведут себя законопослушно. Если честно платить налоги и сдавать отчётность без ошибок — вряд ли вами заинтересуются.

Предпринимателям, которые только начали вести бизнес, тоже не о чём переживать. С новой компании пока что нечего взять. Да и зачем налоговой торопиться: срок давности по налоговым нарушениям — три года. Инспекторам выгоднее искать нарушения сразу за несколько лет.

На 100% от проверок не застрахован никто. Чтобы подсчитать риск «нарваться» на выездную проверку, изучите приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. В приложении №2 к этому приказу перечислены критерии, которые помогают предпринимателям самим себя проверить.

Критерии налогового риска

Для всех ИП и ООО

  1. Низкая налоговая нагрузка. Её считают по простой формуле: сумму уплаченных налогов делят на выручку и умножают на 100%. Полученный результат сравнивают со средними показателями по конкретной отрасли. Эти данные в открытом доступе можно найти на сайте налоговой. Если результат заметно ниже среднеотраслевого, то вы на один шаг ближе к налоговой проверке.

К примеру, у вас небольшая гостиница. За год выручили 1 200 000 руб., заплатили 140 000 налогов. Налоговая нагрузка = (140000/1200000)*100% = 11,6%. Это выше средней налоговой нагрузки по сфере гостиничного бизнеса: она составляет 9,5%. Поэтому беспокоиться не о чем.

  • Игнорирование обращений налоговых органов. Если в ходе камеральной проверки налоговая выявит ошибки в отчетности или обнаружит противоречия в представленных документах, она отправляет в компанию запрос. По регламенту ответ или пояснения направляют в надзорный орган в течение 5 рабочих дней. Если компания не отвечает, возможно, её больше нет. Чтобы выяснить, так ли это, налоговая инициирует выездную проверку.
  • Неоднократное «перемещение» налогоплательщика между налоговыми органами. Это касается компаний, которые в течение календарного года дважды меняют свое местонахождение. Налоговые органы интерпретируют смену адреса как стремление избежать проверок.
  • Уровень зарплат сотрудников ниже среднего по отрасли в вашем регионе. Среднеотраслевые данные можно посмотреть на сайте Росстата. Почему этот фактор так важен? Он может означать, что компания платит часть зарплаты в конверте, поэтому экономит на налогах и взносах за сотрудников.
  • Неоднократное приближение показателей компаний, работающих на спецрежимах, к их предельным значениям. Этот критерий справедлив для компаний и ИП на спецрежимах: УСН, ЕНВД и ЕСХН. Если компания в течение года как минимум пару раз приближается к предельным значениям менее чем на 5%, для налоговой это повод присмотреться к деятельности компании. Предельные показатели по спецрежимам УСН и ЕНВД указаны в ст. 346.12, 346.13 и 346.26 НК РФ. Мы приводили их в статьях об УСН и ЕНВД.

    Например, компания платит налог ЕСХН. Она обязана получать не меньше 70% доходов от сельскохозяйственной деятельности. Весь год её доход держится на уровне 70-75%. Налоговая подозревает, что компания уже потеряла право применять режим и занижает свои доходы от других видов деятельности. Инспектор проверяет её по остальным критериям и обнаруживает, что зарплата сотрудников ниже средней по отрасли, точнее, вся — по МРОТ. Он рассчитывает возможные доначисления и предоставляет план проверки руководителю. В офисе предпринимателя раздаётся стук в дверь.

    Для УСН «Доходы минус расходы» и ОСНО

    1. Отражение в отчетности убытков в течение нескольких налоговых периодов. Критический показатель — два и более календарных лет. У надзорного органа может сложиться впечатление, что это делается искусственно, чтобы обойтись без уплаты налогов. -- только для основы и усн расходы
    2. Опережающий темп роста расходов над доходами. Что в этом криминального — спросит предприниматель? А оснований для подозрений хватает: ведь существуют способы специально завысить расходы или снизить доходы. И все это с целью заплатить поменьше налогов. Если расходы у вас растут, будьте готовы к тому, что налоговая отправит письмо с требованием пояснений.
    3. Суммы расходов практически равны суммам доходов, полученным за календарный год. Это пункт касается индивидуальных предпринимателей. Он является сигналом к тому, Если сумма расходов максимально приближается к суммам доходов, у налоговиков есть все основания полагать, что предприниматель подгоняет сумму для снижения величины налога. -- опять для расходов

    Для плательщиков НДС

    1. Отражение в отчетности значительных сумм налоговых вычетов по НДС. По этому критерию проверяются компании, работающие на общей системе налогообложения (ОСНО). Почему он так важен? Иногда предприниматели злоупотребляют фиктивными сделками с поставщиками товаров и услуг ради увеличения размера вычета. Тревожный показатель — 89% и более, у налоговой есть все основания для начала проверки.
    2. Построение деятельности через заключение договоров с цепочкой контрагентов без наличия разумных экономических или иных причин. Иначе говоря, компания работающая в цепочке поставщиков-покупателей, связанных между собой, и проводящая достаточно крупные суммы денег имеет все признаки компании-однодневки. Подробнее они перечислены в Постановлении пленума Высшего арбитражного суда России от 12.10.2006 №53.
    3. Ведение деятельности с высокими налоговыми рисками. Налоговая разделяет плательщиков на три категории: с низкими, средними и высокими рисками. Высокий риск означает, что компания похожа на однодневку: возможно, она участвует в схемах по уменьшению НДС. Критерии налоговая приводит на сайте, в п. 12 Приложения №2. Среди них, например отсутствие информации о компании и отказ руководителя от общения.

    Иметь дело с проблемными контрагентами — тоже плохо. Налоговая будет подозревать, что вы участвуете в схемах. Поэтому проверяйте компанию перед тем, как заключать сделку.

    Светлана Валюнина

    Автор: Светлана Валюнина главный бухгалтер-консультант 1С-WiseAdvice

    Светлана Валюнина

    Автор: Светлана Валюнина
    главный бухгалтер-консультант 1С-WiseAdvice

    Специальные налоговые режимы дают послабления в части налогов и отчетности, но не освобождают от налоговых проверок. Организации на спецрежимах проверяют так же тщательно, как и организации на общей системе налогообложения.

    Если при проверке компании на общей системе налоговики уделяют пристальное внимание НДС и налогу на прибыль, то на спецрежимах (УСН, ЕНВД) инспекторов прежде всего интересует, правомерно ли компания применяет льготный режим и правильно ли считает единый налог по упрощенке, налог на «вмененке» и единый сельхозналог.

    Срок выездной проверки «спецрежимников» стандартный – 2 месяца, но его в некоторых случаях могут продлить.

    Подробнее о том, как проходят проверки организаций на спецрежимах, и о самых частых претензиях налоговиков читайте в нашей статье.

    Инспекторы ищут необоснованную налоговую выгоду

    Специальные налоговые режимы, а особенно «упрощенку», часто используют для того чтобы уйти от налогов. Для этого крупные фирмы применяют схему дробления бизнеса, когда компанию формально делят на несколько более мелких и переводят их на льготный режим. Также ИП на УСН 6% или на патенте используют для вывода денег. ФНС знает об этих схемах, поэтому проверяет «спецрежимников» с особым пристрастием, если есть повод подозревать незаконную налоговую экономию.

    Пример № 1. Компания, которая реализует моторное топливо, выкупила имущество в собственность через специально созданные фирмы на УСН, чтобы не платить налог на имущество. Кроме того, компания еще и снижала налог на прибыль, т.к. арендовала у этих фирм имущество по завышенной стоимости. Налоговики раскрыли схему, оштрафовали компанию и доначислили налоги на несколько миллионов рублей.

    Здесь пострадала основная компания, но в судебной практике есть случаи, когда наказывают и самого спецрежимника.

    Пример № 2. Выездную проверку провели в отношении даже не фирмы, а простого предпринимателя на патентной системе. Он якобы оказывал услуги ремонта и техобслуживания транспорта, а на самом деле сделки были нереальными, и через него просто выводили наличность, в сумме «набежало» больше 20 млн руб. Все эти деньги предпринимателю вменили как доход, не связанный с патентной деятельностью. Доначисленный НДФЛ, пени и штрафы в общей сложности составили 3,5 млн руб.

    Таких примеров можно привести очень много. Проверить могут кого угодно, и невозможно предсказать, какое звено цепочки пострадает, поэтому нужно осознанно подходить к созданию новых юрлиц и ИП в структуре вашего бизнеса.

    Кого проверят в первую очередь

    Справедливости ради нужно отметить, что есть фирмы на спецрежимах, которые налоговая не трогает годами. Это не значит, что ими вообще не интересуются. Просто при камеральных проверках деклараций УСН, ЕНВД, ЕСХН инспекторы не находят ничего подозрительного, и деятельность фирмы не вызывает вопросов.

    В план выездных проверок УСН и других спецрежимов в первую очередь попадут компании, которые приближаются к пороговым значениям показателей, дающих право применять льготный налоговый режим. Это прописано в Общедоступных критериях самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

    Еще очень важный критерий: если у налогового органа имеются сведения об участии «спецрежимника» в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) если результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о повышенной вероятности совершения налоговых правонарушений.

    В группу риска фирма попадает, если приблизилась к пороговым значениям меньше чем на 5%, например:

    • при лимите доходов для «упрощенцев» в 150 млн руб. доход фирмы составил 145 млн руб.

    • при ограничениях торговой площади на ЕНВД 150 квадратными метрами площадь магазина – 145 метров;
    • число сотрудников – 98 при ограничениях для спецрежимов в 100 человек;
    • доход от сельскохозяйственной деятельности на ЕСХН 69% при допустимом минимуме в 70% и т.д.

    В группе риска также компании, которые часто «мигрируют» между налоговыми инспекциями, т.е. встают на учет то в одной, то в другой.

    Налоговая проверка УСН

    Придя с проверкой к «упрощенцу», налоговики проверят, правомерно ли применяется УСН и соответствует ли организация критериям по доходам, стоимости основных средств, числу сотрудников, участию других юрлиц в уставном капитале.

    Проверка налогоплательщика на УСН «Доходы» пройдет проще, потому что в этом случае налоговики не будут проверять расходы, кроме расходов на страховые взносы. Но вот доходы проверят тщательно на предмет реальности сделок. Инспекторы будут выяснять, действительно ли ИП или ООО оказывали услуги и поставляли товары контрагентам, соблюден ли порядок признания доходов и правильно ли рассчитан налог.

    Для тех, кто на УСН «Доходы минус расходы», проверка будет сложнее, потому что будут проверять расходы: обоснованы ли они, соблюден ли порядок признания расходов, есть ли подтверждающие документы.
    Если у налоговой инспекции есть сведения об участии фирмы в незаконных налоговых схемах, проверять ее будут еще тщательнее.

    Например, с целью оптимизации НДС бизнес раздробили на два юрлица. Одно на общей системе – для контрагентов, которым нужен НДС, второе на УСН – для тех, кому не нужен. В таком случае налоговая объединит выручку по этим двум юрлицам, начислит налоги по общей системе налогообложения, а также пени и штрафы.

    Проблемы при проверке могут возникнуть и у организаций на «упрощенке», которые имеют обособленные подразделения. По правилам организации с филиалами не могут применять упрощенную систему налогообложения. Проанализировав деятельность компании и подразделений, налоговики могут признать обособленное подразделение филиалом, лишить фирму права на применение УСН и доначислить налоги. Как подстраховаться, чтобы этого не произошло, мы рассказали здесь.

    Мы имеем разносторонний опыт прохождения проверок с множеством клиентов, а обо всех изменениях и веяниях узнаем первыми. Столкнувшись с проблемой с одним клиентом, проводим «профилактику» у всех остальных.

    Налоговая проверка ЕНВД

    Здесь налоговая инспекция также в первую очередь проверит, правомерно ли налогоплательщик применяет ЕНВД, и соответствует ли ограничениям по виду деятельности, количеству сотрудников, участию юрлиц в уставном капитале, физическим показателям.

    Если организация указывает в декларации заниженный физический показатель, чем есть на самом деле (площадь торгового помещения, количество грузовиков, число сотрудников и т.д.), чтобы платить меньше налогов или вовсе не потерять право на спецрежим, проверяющие это выявляют, лишают права на ЕНВД и штрафуют.

    В зоне риска предприятия, которые, занимаясь розничной торговлей на ЕНВД, поставляют товары ИП и юрлицам. На ЕНВД можно торговать только в розницу. Если налоговики увидят оптовые сделки, то переквалифицируют их в сделки на общей системе или «упрощенке» и доначислят налог. Но из-за того, что грань между оптовой и розничной торговлей размыта, проверяющие и налогоплательщики часто видят ситуацию по-разному.

    ЕНВД часто совмещают с общей системой или УСН, поэтому налоговики также проверят, правильно ли ведется раздельный учет, как распределяются доходы и расходы.

    Налоговая проверка ЕСХН

    Инспекторы проверят, соответствует ли предприниматель или организация критериям применения ЕСХН и соблюдена ли минимальная доля сельхозвыручки.

    По закону доля должна быть не меньше 70%, причем сельхозпродукцией признается только та продукция, которая есть в Перечне из Постановления Правительства РФ от 25.07.2006 № 458. Кроме того, инспекторы проверят обоснованность расходов, которые уменьшают налогооблагаемую базу.

    Что еще проверяют на спецрежимах

    Независимо от того, какой режим налогообложения использует налогоплательщик, проверка затронет:

    • другие налоги, которые он платит: земельный, транспортный, водный и т.д.;
    • обоснованность применения налоговых льгот;
    • НДФЛ, страховые взносы и отчетность по ним и т.д.

    Нельзя с точностью предугадать, придут ли к вам налоговики и как глубоко они будут копать, но можно заранее сделать все, чтобы не вызывать повышенного интереса контролеров.

    Мы знаем, на что обращает внимание налоговая, и стараемся устранить самые малейшие «зацепки», обеспечивая нашим клиентам режим «невидимки».

    Полноту учета выручки у организаций и индивидуальных предпринимателей контролируют налоговые инспекции. Такое право дано им статьей 7 Закона РФ от 21 марта 1991 года № 943-1. При этом инспекторы обязаны придерживаться правил, установленных Административным регламентом (утвержден Приказом Минфина РФ от 17 октября 2011 года № 133н). Им установлено, что срок проверки полноты учета выручки не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому поручения исполнение государственной функции по контролю и надзору за полнотой учета выручки денежных средств.

    Как проходит проверка

    Исполняя государственную функцию по контролю и надзору за полнотой учета выручки денежных средств, инспекторы придерживаются определенного порядка действий:

    1. предъявление проверяемому объекту поручения на исполнение этой государственной функции;

    2. рассмотрение инспекторами документов;

    3. проверка полноты учета выручки денежных средств;

    4. оформление результатов исполнения государственной функции.

    Предъявление поручения

    Если руководителем (заместителем руководителя) налоговой инспекции принято решение о проведении проверки полноты учета выручки денежных средств у организации или предпринимателя, проверяющие инспекторы обязаны предъявить проверяемому соответствующее поручение и служебные удостоверения.

    Факт предъявления поручения фиксируется подписью представителя организации (подписью предпринимателя) с указанием его должности и даты. Если проверяемое лицо уклоняется от ознакомления с поручением или отсутствует, об этом инспекторами делается отметка в поручении.

    Важно

    Из бератора "К вам пришла проверка" вы узнаете о том, как вести себя, если вас проверяют налоговая, пожарные, таможня, милиция, служба стандартизации и сертификации и многие другие, и как защититься от действий чиновников.

    Бератор доступен как в виде книги, так и в режиме онлайн.

    Рассмотрение документов

    После этого инспекторы приступают к рассмотрению документов, необходимых для осуществления проверки полноты учета выручки. К ним, в частности, относятся:

    • журнал кассира-операциониста, кассовая книга;
    • распечатки отчетов из фискальной памяти ККТ и использованных накопителей фискальной памяти;
    • контрольные ленты ККТ;
    • приходные и расходные кассовые ордера и журнал их регистрации;
    • авансовые отчеты;
    • бланки строгой отчетности, их копии, информация о выпущенных бланках из автоматизированной системы;
    • акт приемки, книга учета, акт о списании бланков строгой отчетности;
    • книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;
    • приказ об установленном лимите остатка наличных денег.

    Этот перечень документов не ограничен. В него могут входить и другие первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, которые инспекторы сочтут необходимыми. Однако документы и сведения, не относящиеся к предмету проверки, они потребовать не вправе.

    Предоставить проверяющим можно как оригиналы, так и заверенные копии. Требовать нотариального заверения копий документов инспекторы не имеют права.

    Проверка полноты учета выручки денежных средств

    Получив от фирмы (предпринимателя) документы, инспекторы приступают непосредственно к контрольным действиям. Они заключаются в изучении операций, совершенных фирмой или предпринимателем в проверяемый период. Контрольные действия могут проводиться сплошным или выборочным способом. Сплошной способ заключается в проведении действия в отношении всех операций, а выборочный – в отношении их части.

    В ходе проверки инспекторы могут получать от фирмы (предпринимателя) письменные объяснения, справки и сведения по возникающим у них вопросам. Они также имеют право на получение необходимых документов и их заверенных копий. При необходимости для участия в проверке привлекаются эксперты.

    В обязательном порядке инспекторы проверят наличные денежные средства в денежном ящике ККТ, пересчитав их. Перед этим кассир должен представить расписку об отсутствии или наличии в денежном ящике ККТ личных денег. Эта же расписка будет свидетельствовать о представлении кассиром всех квитанций, приходных кассовых ордеров о сданной выручке, справок-отчетов кассира-операциониста, сведений о показаниях счетчиков ККМ и выручке, актов о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным (возвращенным) кассовым чекам за день проверки. Расписка оформляется в акте о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ. Сам акт составляется в двух экземплярах.

    В обязательном порядке инспекторы проверят наличные денежные средства в денежном ящике ККТ, пересчитав их.

    Сумма наличных денег, находящихся в денежном ящике ККТ, сравнивается с данными, отраженными в фискальном отчете, контрольной ленте ККТ и записями в журнале кассира-операциониста. В свою очередь записи в журнале кассира-операциониста сверяются с приходными кассовыми ордерами, кассовыми отчетами и данными кассовой книги, книги учета доходов и расходов. По каждому факту расхождений инспектору нужно дать письменное объяснение.

    Также инспекторы снимут фискальные (сменные) отчеты с ККМ, предварительно сверив их заводские и регистрационные номера и ИНН с данными, внесенными в карточку регистрации ККТ.

    На контрольной ленте инспекторы проверят наличие всех порядковых номеров кассовых чеков, а также сверят номера и суммы кассовых чеков, распечатанных на контрольной ленте, с номерами и суммами имеющихся кассовых чеков (если они имеются).

    Инспекторы также проверят количество фактов возврата, и сумму денежных средств, возвращенную покупателям по неиспользованным кассовым чекам.

    Если наличные денежные расчеты осуществляются с выдачей бланков строгой отчетности, инспекторами проводится проверка их фактического наличия. Эта проверка проводится по видам бланков с учетом их номеров. В итоге составляется акт проверки фактического наличия бланков строгой отчетности в двух экземплярах.

    Инспекторы также определят количество использованных бланков строгой отчетности за проверяемый период. Для этого они изучат книгу учета бланков документов, акты их приемки и инвентаризации и сопоставят данные этих документов с фактическим количеством копий использованных бланков строгой отчетности (корешков документов), хранящихся у организации (предпринимателя).

    Также инспекторы снимут фискальные (сменные) отчеты с ККМ, предварительно сверив их заводские и регистрационные номера и ИНН с данными, внесенными в карточку регистрации ККТ.

    Затем сумма выручки денежных средств, отраженная в учете организации (предпринимателя), сопоставляется с суммами, отраженными в копиях использованных бланков строгой отчетности (корешках документов).

    Плательщики единого налога на вмененный доход при осуществлении некоторых видов деятельности могут не применять ККТ, но обязаны по требованию покупателя (клиента) выдать ему документ, подтверждающий прием денежных средств. В этом случае инспекторы проверят наличие товарных чеков, квитанций или других аналогичных документов.

    Результаты проверки

    Акт проверки

    Закончив проверку и выявив в ее ходе факты неполного или полного учета выручки денежных средств, проверяющие составляют акт проверки в двух экземплярах. В нем указываются:

    • дата составления акта проверки специалистами Инспекции;
    • полное наименование проверяемой организации либо фамилия, имя, отчество предпринимателя, ИНН, КПП и адрес;
    • фамилии, имена, отчества, должности проверяющих инспекторов, наименование Инспекции;
    • дата и номер поручения на исполнение государственной функции;
    • перечень документов, полученных инспекторами в ходе проверки;
    • период, за который проведена проверка;
    • даты начала и окончания проверки;
    • документально подтвержденные факты нарушений, выявленные в ходе проверки, или запись их об отсутствии.

    При этом в описании нарушений должны быть указаны положения нормативных правовых актов, которые были нарушены.

    По фактам нарушений, отраженным в акте проверки, проверяющие принимают от организации (предпринимателя) письменные объяснения, замечания и возражения. Запись об этом заносится в акт проверки.

    Акт проверки подписывают инспекторы и проверяемое лицо. Если оно уклоняется от подписания акта проверки, этот факт отражается в акте, и он направляется фирме (предпринимателю) по почте заказным письмом.

    Производство по делу об административном правонарушении

    Если в ходе проверки выявлены нарушения законодательства, инспекторы возбуждают и производство по делу об административном правонарушении. Составив протокол, специалист налоговой инспекции направит его своему руководителю. Он должен рассмотреть дело не позднее 15 дней.

    Вы имеете право присутствовать на заседании (ст. 25.1 КоАП РФ). Решение, принятое без вас, незаконно. Исключение составляют случаи, когда инспекция известила вас о месте и времени рассмотрения дела, а вы не явились.

    Рассмотрев протокол, руководитель инспекции (или его заместитель) назначает штраф или прекращает производство по делу.

    Копию постановления о назначении штрафа вам должны вручить под расписку сразу после рассмотрения дела либо выслать по почте в течение трех дней (ст. 29.11 КоАП РФ).

    Постановление о наложении штрафа вступает в силу через 10 дней. В течение этого времени вы можете обжаловать его в управление ФНС по региону либо в суд.

    Если вы не обжаловали постановление и оно вступило в силу, то вам дается еще 30 дней на добровольную уплату штрафа. Если штраф не заплачен, руководитель инспекции (его заместитель) направит постановление приставу-исполнителю, чтобы тот взыскал штраф за счет имущества нарушителя.

    Ответственность по результатам проверки

    Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью установлена в статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. На основании этой нормы налоговики вправе оштрафовать фирму, ее должностных лиц или предпринимателя, если они:

    • превысили лимит остатка кассы или лимит расчетов наличными;
    • не оприходовали или неполно оприходовали в кассу наличность;
    • нарушили порядок хранения свободных денежных средств.

    Штраф за эти нарушения составит:

    • для фирмы – от 40 000 до 50 000 рублей;
    • для предпринимателя или должностных лиц фирмы – от 4000 до 5000 рублей (ст. 15.1 КоАП РФ).

    Обратите внимание

    Имейте в виду: оштрафовать по этой статье инспекция может одновременно и фирму, и ее должностных лиц. Под должностными лицами понимаются руководитель, его заместители и главный бухгалтер (или лица, выполняющие их обязанности). Кассир по статье 15.1 КоАП РФ ответственности не несет, поскольку не является должностным лицом фирмы.

    Если в ходе проверки будет выявлено, что фирма или кто-то из ее сотрудников совершили сразу несколько «кассовых» нарушений, штрафы по ним суммироваться не будут (п. 2 ст. 4.4 КоАП РФ). Одному нарушителю налоговики могут назначить только один штраф – в пределах сумм, указанных в статье 15.1 КоАП РФ.

    Если фирма не заплатила (или не полностью заплатила) налог из-за того, что не оприходовала выручку в кассу, налоговики могут оштрафовать ее только по одной из двух возможных статей: 122 НК РФ (неуплата или неполная уплата налога) или 15.1 КоАП РФ (неоприходование денег в кассу). Судьи считают, что предпочтение нужно отдавать статье 122 Налогового кодекса РФ.

    Однако есть ситуации, когда налоговики могут применить статьи двух кодексов одновременно: если привлекут к ответственности разных нарушителей. Например, фирму – по статье 122 НК РФ, а ее руководителя или главного бухгалтера – по статье 15.1 КоАП РФ.

    У инспекторов есть только два месяца, чтобы назначить штраф. Так сказано в статье 4.5 КоАП РФ.

    Этот срок нужно отсчитывать со дня:

    • когда была получена и не оприходована выручка (Постановление Президиума ВАС РФ от 31 января 2006 № 10196/05 по делу № А70-9263/8-04);
    • когда был превышен лимит остатка кассы или лимит расчетов наличными (постановления федеральных арбитражных судов Северо-Западного округа от 29 февраля 2008 г. № А 05-9566/2007, Центрального округа от 8 февраля 2007 г. № А 09-7032/06-30);
    • когда контролеры обнаружили, что фирма неправильно хранит свободные денежные средства.

    Налоговики часто нарушают отведенный для взыскания штрафа срок. Обратите на это внимание судей, и вы избежите наказания.

    Проверка полноты учета наличной денежной выручки

    Порядок осуществления налоговыми органами контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей установлен Административным регламентом «исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (утв. Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 133н).

    К проверяемым объектам по этому регламенту относятся организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт или их уполномоченные представители.

    По результатам проверки составляется акт проверки полноты учета выручки денежных средств, а в случае выявления правонарушения возбуждается производство по делу об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ.

    Срок проведения проверки

    Срок проверки в каждом конкретном случае устанавливается руководителем (заместителем руководителя) налоговой инспекции. При этом общий срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому объекту поручения.

    Процедура проверки состоит из следующих этапов (раздел III регламента):

    1. Руководитель (заместитель руководителя) налоговой инспекции принимает решение о проведении проверки.

    2. Налоговые инспекторы предъявляют поручение на проведение проверки и служебные удостоверения.

    3. В течение 2-х рабочих дней c даты предъявления поручения:

    а) проверяемый объект ставит подпись, должность и дату на предъявленном поручении;

    б) если проверяемого объекта нет на месте, или он отказывается расписаться в поручении, то налоговые инспекторы делают запись об этом в поручении;

    4. В течение 1 рабочего дня с момента предъявления проверяемому объекту поручения:

    а) проверяемый объект по запросу предъявляет оригиналы или заверенные в установленном порядке копии документов, необходимых для осуществления контроля (перечень документов – в п.п. 28 и 29 регламента). При этом требование нотариально заверенных копий является неправомерным (п. 30 регламента);

    б) налоговыми инспекторами рассматриваются предоставленные документы, связанные с расчетами наличными денежными средствами и платежными картами:

    - по приобретению, регистрации, вводу в эксплуатацию и применению ККТ;

    - по изготовлению, приемке, учету, хранению, выдаче, инвентаризации и уничтожению бланков строгой отчетности (если проверяемый объект принимает выручку с использованием БСО);

    - документы, связанные с выдачей товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар, работу, услугу (если проверяемый объект является плательщиком ЕНВД);

    в) налоговыми инспекторами рассматриваются предоставленные документы, которыми оформляются кассовые операции;

    г) в акте проверки фиксируется факт рассмотрения документов.

    5. В течение не более 20 рабочих дней с момента предъявления проверяемому объекту поручения:

    а) определяются объем и состав контрольных действий, а также методы, формы и способы проведения таких контрольных действий (перечень контрольных действий – п. 35 регламента);

    б) проверяется полнота учета выручки денежных средств (способы проверки – п.п. 36 – 41 регламента);

    в) устанавливаются (выявляются, фиксируются) факты неполного (полного) учета выручки денежных средств;

    г) в акте проверки фиксируется результат проверки полноты учета выручки.

    6. В течение не более 20 рабочих дней с момента предъявления проверяемому объекту поручения:

    а) составляется акт проверки в 2-х экземплярах (требования к оформлению акта и его реквизитам – п.п. 46-48 регламента);

    б) по фактам нарушений принимаются от налогоплательщика письменные объяснения (замечания, возражения), делается об этом запись в акте;

    в) подписывается акт проверки; если налогоплательщик уклоняется от подписания, то этот факт отражается в акте и акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения (месту жительства) проверяемого объекта;

    г) один экземпляр акта передается проверяемому объекту;

    д) при выявлении фактов нарушений законодательства возбуждается и осуществляется производство по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ.

    Права налоговых инспекторов при проведении проверки

    При осуществлении контроля специалисты налоговой инспекции имеют право (п.7 регламента):

    1) беспрепятственного доступа:

    - к контрольно-кассовой технике проверяемого объекта;

    - хранимым использованным контрольным лентам;

    - накопителям фискальной памяти и программно-аппаратным средствам, обеспечивающим некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации в контрольно-кассовой технике;

    - автоматизированным системам, формирующим бланки строгой отчетности и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам;

    2) запрашивать для проверки документацию от проверяемого объекта, связанную с применением контрольно-кассовой техники и учетом денежных средств;

    3) проводить проверку наличных денежных средств кассы и фактического наличия бланков строгой отчетности;

    4) получать информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах;

    5) получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим во время осуществления контроля;

    6) получать пароли контрольно-кассовой техники, необходимые для снятия отчетов показаний фискальной памяти и контрольной ленты;

    7) взаимодействовать с органами внутренних дел Российской Федерации;

    8) привлекать к административной ответственности объектов контроля в случаях и порядке, которые установлены КоАП Российской Федерации.

    Обязанности проверяемого объекта

    Проверяемые объекты, в отношении которых проводится проверка, обязаны (п.10 регламента):

    1) обеспечивать налоговым инспекторам беспрепятственный доступ:

    - к контрольно-кассовой технике;

    - документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники;

    - автоматизированным системам, формирующим бланки строгой отчетности и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам;

    2) представлять информацию о сформированных автоматизированными системами бланках строгой отчетности, заполнении бланков и выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам (информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах);

    3) давать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки;

    4) предоставлять в налоговую инспекцию по запросам информацию в порядке, предусмотренном федеральными законами.

    Документы, которые могут быть запрошены у проверяемого объекта

    В ходе проверки запрашиваются следующие документы (п.п. 28, 29 регламента):

    1. При осуществлении расчетов с применением ККТ:

    а) документы, связанные с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники;

    б) журнал кассира-операциониста;

    в) акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;

    г) журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста;

    д) распечатки отчетов из фискальной памяти контрольно-кассовой техники и использованных накопителей фискальной памяти;

    е) контрольные ленты контрольно-кассовой техники на бумажном носителе и (или) распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе;

    ж) приходные и расходные кассовые ордера;

    з) журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;

    и) авансовые отчеты;

    к) кассовая книга;

    л) справка-отчет кассира-операциониста;

    м) сведения о показаниях счетчиков контрольно- кассовых машин и выручке организации.

    2. При применении бланков строгой отчетности (вместо чеков ККТ):

    а) документы, связанные с изготовлением, приемкой, учетом, хранением, выдачей, инвентаризацией и уничтожением бланков строгой отчетности;

    а) бланки строгой отчетности, копии бланков строгой отчетности, корешки документов;

    б) информация из автоматизированной системы о выпущенных документах:

    - о сформированных автоматизированными системами бланках строгой отчетности;

    - выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам;

    в) акт приемки бланков строгой отчетности;

    г) книга учета бланков строгой отчетности;

    д) акт о списании бланков строгой отчетности.

    3. При отсутствии ККТ у налогоплательщика ЕНВД:

    а) документы, связанные с выдачей товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

    4. Иные документы:

    а) книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя;

    б) книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;

    в) книга учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента;

    г) книга учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

    д) распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денег;

    е) иные необходимые для проверки первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета.

    Состав и способы контрольных действий (п. 35 регламента):

    1) документальное изучение финансовых и хозяйственных операций за проверяемый период:

    - анализ и оценка информации, полученной из запрошенных документов;

    2) фактическое изучение финансовых и хозяйственных операций за проверяемый период:

    б) инвентаризация, в том числе:

    - обязательная проверка наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники, путем снятия остатка (пересчета) денежной наличности с учетом средств, выдаваемых кассиру перед началом рабочей смены в качестве разменной монеты. По результатам инвентаризации составляется акт о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники, в двух экземплярах. До начала инвентаризации в акте оформляется расписка кассира о том, что в денежном ящике ККТ нет (или есть) личных денег кассира, а все кассовые документы, не переданные в бухгалтерию (администратору, старшему кассиру), предоставлены проверяющим (п. 36 регламента);

    - проверка фактического наличия бланков строгой отчетности (по видам бланков с учетом начальных и конечных бланков документов), по итогам которой составляется акт проверки фактического наличия бланков строгой отчетности в двух экземплярах;

    - проверка наличия у плательщиков ЕНВД, не применяющих ККТ, товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу);

    в) наблюдение, пересчет;

    г) экспертиза: в случаях, требующих применения научных, технических или иных специальных знаний, для участия в проверке привлекаются эксперты (экспертные организации);

    д) проверка соблюдения:

    - требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее применения;

    - порядка и условий применения бланков строгой отчетности;

    - требований к автоматизированным системам для формирования бланков строгой отчетности и заполнения соответствующих документов, порядка и условий их применения;

    - порядка и условий выдачи товарных чеков, квитанций и других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу);

    3) получение от проверяемого объекта необходимых письменных объяснений, справок и сведений по вопросам, возникающим в ходе проверки, документов и заверенных копий документов;

    4) способы изучения:

    - сплошным способом – в отношении всей совокупности финансовых и хозяйственных операций;

    - (или) выборочным способом – в отношении части финансовых и хозяйственных операций.

    Определение полноты учета выручки

    Порядок определения полноты учета денежной выручки установлен в п.п. 37-41 регламента.

    1. При применении ККТ:

    а) сравнивают суммы наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники на момент проведения инвентаризации, с данными, отраженными:

    - в фискальном отчете,

    - контрольной ленте контрольно-кассовой техники,

    - записями в журнале кассира-операциониста;

    б) записи в журнале кассира-операциониста сверяют с приходными кассовыми ордерами, кассовыми отчетами и данными кассовой книги, книги учета доходов и расходов;

    в) на контрольной ленте проверяется наличие всех порядковых номеров кассовых чеков, сверяются номера и суммы кассовых чеков, распечатанных на контрольной ленте, с номерами и суммами имеющихся кассовых чеков (при их наличии);

    г) проверяются количество фактов возврата, а также сумма денежных средств, возвращенная покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам.

    2. При применении бланков строго отчетности:

    а) определяют количество использованных бланков строгой отчетности за проверяемый период на основании книги учета бланков документов, актов приемки бланков строгой отчетности и актов инвентаризации бланков строгой отчетности;

    б) сопоставляют с фактическим количеством копий использованных бланков

    строгой отчетности (корешков документов), хранящихся у проверяемого объекта;

    в) сумму выручки денежных средств, отраженную в учете проверяемого объекта, сопоставляют с суммами, отраженными в копиях использованных бланков строгой отчетности (корешках документов), хранящихся у проверяемого объекта.

    Требования к акту проверки установлены пунктами 47, 48 регламента:

    1) акт должен быть составлен на бумажном носителе, на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц;

    2) не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями специалиста налоговой инспекции и проверяемого объекта;

    3) в акте проверки указываются:

    - дата составления акта налоговым инспектором;

    - полное наименование либо фамилия, имя, отчество (при наличии) проверяемого объекта, его ИНН и КПП;

    - фамилии, имена, отчества (при наличии) налоговых инспекторов, проводивших проверку, их должности с указанием наименования инспекции;

    - дата и номер поручения на проведение проверки;

    - перечень документов, полученных налоговой инспекцией в ходе проверки;

    - период, за который проведена проверка;

    - даты начала и окончания проверки;

    - адрес места нахождения или места жительства проверяемого объекта;

    - документально подтвержденные факты нарушений, выявленные в ходе

    проверки, или запись об отсутствии таковых.

    В описании нарушений должны быть указаны положения нормативных правовых актов, которые были нарушены.

    Права проверяемого объекта

    Лица, у которых проводится проверка, имеют право (п.9 регламента):

    1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

    2) получать от налоговых инспекторов информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Административным регламентом;

    3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с действиями (бездействием) налоговых инспекторов;

    4) обжаловать действия (бездействие) налоговых инспекторов, повлекшие за собой нарушение прав проверяемого объекта при проведении проверки, в досудебном (внесудебном) и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Административная ответственность за нарушения в работе с денежной наличностью установлена ст. 15.1 КоАП РФ.

    Согласно п. 1 ст. 15.1 КоАП РФ к правонарушениям при работе с денежной наличностью и ведении кассовых операций относятся:

    1. Осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров.

    Предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами, между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тыс. рублей. Указанное ограничение установлено Указанием ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У.

    2. Неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности.

    3. Несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств.

    Согласно п. 1.4 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утв. Банком России 12.10.2011 № 373-П) юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны хранить на банковских счетах в банках наличные деньги сверх установленного лимита остатка наличных денег (свободные денежные средства).

    Денежные средства в пределах установленного лимита могут храниться в кассе организации (индивидуального предпринимателя). При этом мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, их хранении и транспортировке определяются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно в локальном распорядительном документе (основание – п. 1.11 Положения № 373-П).

    4. Накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

    Для ведения кассовых операций юридическое лицо, индивидуальный предприниматель устанавливают максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем, после выведения в кассовой книге (форма № КО-4) суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (лимит остатка наличных денег).

    Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель издают об установленном лимите остатка наличных денег распорядительный документ, который хранится в порядке, определенном руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем или иным уполномоченным лицом.

    Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель определяют лимит остатка наличных денег в соответствии с приложением к Положению № 373-П.

    Вышеперечисленные правонарушения влекут наложение административного штрафа:

    а) на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;

    б) на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

    Читайте также: