Как налоговая проверяет основные средства

Опубликовано: 02.05.2024

Комиссаров Андрей

Руководитель коллегии адвокатов
"Комиссаров и партнеры"

специально для ГАРАНТ.РУ

Еще одна не менее важная проверка, осуществляемая органами исполнительной власти – это налоговая проверка. ФНС России проверяет соблюдение юридическими лицами и ИП законодательства о налогах и сборах.

Порядок проведения налоговых проверок урегулирован главой 14 НК РФ, посвященной налоговому контролю.

Существует два типа проверок: камеральные (без выезда, проводимые в налоговом органе) и выездные (с визитом по месту нахождения организации).

При камеральной налоговой проверке налоговый орган анализирует изначально имеющиеся в распоряжении у налогового органа документы в отношении налогоплательщика, налоговые декларации, а также документы, предоставленные налогоплательщиком по запросу проверяющего.

Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев и не требует специального решения руководителя налогового органа о ее проведении.

Если камеральная проверка выявляет ошибки, несоответствия или противоречия в документах, проверяющий запрашивает у налогоплательщика пояснения и требует исправления нарушений. Организация в свою очередь может возражать, подкрепляя свои пояснения по факту допущенных ошибок документами бухгалтерского учета. Если по итогам проверки все же будет установлен факт нарушения налогового законодательства, налоговый орган составит акт проверки.

Выездная проверка проводится на основании решения руководства налогового органа непосредственно в помещении по месту нахождения проверяемой организации.

Предметом проверки является правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период (не более трех лет ранее предшествующего налогового периода).

Выездная проверка проводится в двухмесячный срок (в исключительных случаях не более четырех месяцев, в особо исключительных случаях – не более шести месяцев).

Течение срока проверки может быть приостановлено в связи с истребованием документов, назначением экспертизы, переводом документов на русский язык, получением информации от иностранных органов. В этом случае действия налогового органа на территории проверяемого юридического лица прекращаются и последнему возвращаются все запрошенные подлинники документов (не считая изъятых в ходе выемки).

Повторная выездная проверка проводится в случаях, если вышестоящий налоговый орган примет решение проверить качество ранее проведенной проверки вашей организации или в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларацией по проверяемом налогу с суммой налога в размере меньше ранее заявленного.

Налоговый орган имеет право:

  • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий налогоплательщика;
  • истребовать документы, необходимые для проверки (при этом требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю организации лично под расписку);
  • производить выемку документов при наличии оснований полагать, что документы, относящиеся к предмету проверки, могут быть сокрыты от проверяющих, подменены, изменены или уничтожены, например, при отказе в предоставлении документов (выемка производится только на основании отдельного мотивированного постановления);
  • вызвать любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для целей проверки, в качестве свидетеля для дачи показаний;
  • при воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате;
  • производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы;
  • привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, для участия в осмотре и иных действиях по осуществлению налогового контроля;
  • истребовать у вашего контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика эти документы (информацию);
  • вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы при отказе лица, у которого производится выемка добровольно дать доступ к документам;
  • привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле (экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом налогоплательщик вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы).

Налоговый орган не имеет права:

  • истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если их представление не предусмотрено законом;
  • проводить более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение года (за исключением особых случаев);
  • проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг;
  • без участия понятых проводить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, а также осмотр документов и предметов;
  • требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган;
  • истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок;
  • производить выемку документов и предметов в ночное время;
  • ставить перед привлеченным экспертом вопросы, выходящие за пределы специальных познаний эксперта;
  • привлекать в качестве понятых сотрудников ФНС;
  • причинять неправомерный вред проверяемому и его имуществу.

Краткий порядок действий при появлении проверяющих из ИФНС в вашем офисе.

  • Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
  • Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и решение о проведении проверки.
  • Предоставьте проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, являющихся предметом проверки.
  • Выдайте проверяющим истребуемые документы лично (через представителя) либо по почте заказным письмом, в электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика в течение 10 дней.
  • Если вы не имеете возможности представить истребуемые документы в установленный срок, то вам необходимо в течение одного дня письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с объяснением причин, и о сроках, в течение которых вы можете представить истребуемые документы. Напомню, что непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ в соответствии со ст. 126 НК РФ.
  • Проверьте наличие у проверяющего постановления о производстве выемки, если таковая производится.
  • Проверьте правильность содержания протокола выемки и описей к нему (там должно содержаться точное указание наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимость предметов).

Последствия проверки

По итогам проверки составляется акт.

В случае если вы не согласны с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вам необходимо представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту с приложением документов, подтверждающих ваши доводы (при наличии).

Далее руководитель налогового органа принимает решение по факту допущенных нарушений налогового законодательства, выявленных в результате проверки. Срок принятия решения составляет 10 дней.

На рассмотрение материалов налоговой проверки руководителем налогового органа вызывается сам налогоплательщик, который может давать свои пояснения по всем обстоятельствам, связанным с вменяемым ему нарушениями.

В результате рассмотрения материалов проверки налоговый орган устанавливает, имело ли место налоговое правонарушение, имеются ли основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия по налоговому контролю для получения дополнительных доказательств (на срок не более одного месяца) либо вынести решение о привлечении к ответственности налогоплательщика или об отказе в привлечении к ответственности.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и пеней, а также размер штрафа, указываются срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования решения. Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения проверяемому лицу.

Если проверяющие нарушили вышеописанные правила рассмотрения материалов налоговой проверки, например не обеспечили налогоплательщику возможности присутствовать при рассмотрении материалов проверки, возможности давать объяснения, решение о привлечении к ответственности может быть отменено вышестоящим налоговым органом.

В случае неисполнения в добровольном порядке решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение нарушения, налоговые органы вправе обратиться в суд.

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой полицией, а о том, что нужно знать и как действовать, если пришли проверяющие из прокуратуры и Роспотребнадзора, читайте в моих предыдущих авторских колонках.

Светлана Валюнина

Автор: Светлана Валюнина главный бухгалтер-консультант 1С-WiseAdvice

Светлана Валюнина

Автор: Светлана Валюнина
главный бухгалтер-консультант 1С-WiseAdvice

Специальные налоговые режимы дают послабления в части налогов и отчетности, но не освобождают от налоговых проверок. Организации на спецрежимах проверяют так же тщательно, как и организации на общей системе налогообложения.

Если при проверке компании на общей системе налоговики уделяют пристальное внимание НДС и налогу на прибыль, то на спецрежимах (УСН, ЕНВД) инспекторов прежде всего интересует, правомерно ли компания применяет льготный режим и правильно ли считает единый налог по упрощенке, налог на «вмененке» и единый сельхозналог.

Срок выездной проверки «спецрежимников» стандартный – 2 месяца, но его в некоторых случаях могут продлить.

Подробнее о том, как проходят проверки организаций на спецрежимах, и о самых частых претензиях налоговиков читайте в нашей статье.

Инспекторы ищут необоснованную налоговую выгоду

Специальные налоговые режимы, а особенно «упрощенку», часто используют для того чтобы уйти от налогов. Для этого крупные фирмы применяют схему дробления бизнеса, когда компанию формально делят на несколько более мелких и переводят их на льготный режим. Также ИП на УСН 6% или на патенте используют для вывода денег. ФНС знает об этих схемах, поэтому проверяет «спецрежимников» с особым пристрастием, если есть повод подозревать незаконную налоговую экономию.

Пример № 1. Компания, которая реализует моторное топливо, выкупила имущество в собственность через специально созданные фирмы на УСН, чтобы не платить налог на имущество. Кроме того, компания еще и снижала налог на прибыль, т.к. арендовала у этих фирм имущество по завышенной стоимости. Налоговики раскрыли схему, оштрафовали компанию и доначислили налоги на несколько миллионов рублей.

Здесь пострадала основная компания, но в судебной практике есть случаи, когда наказывают и самого спецрежимника.

Пример № 2. Выездную проверку провели в отношении даже не фирмы, а простого предпринимателя на патентной системе. Он якобы оказывал услуги ремонта и техобслуживания транспорта, а на самом деле сделки были нереальными, и через него просто выводили наличность, в сумме «набежало» больше 20 млн руб. Все эти деньги предпринимателю вменили как доход, не связанный с патентной деятельностью. Доначисленный НДФЛ, пени и штрафы в общей сложности составили 3,5 млн руб.

Таких примеров можно привести очень много. Проверить могут кого угодно, и невозможно предсказать, какое звено цепочки пострадает, поэтому нужно осознанно подходить к созданию новых юрлиц и ИП в структуре вашего бизнеса.

Кого проверят в первую очередь

Справедливости ради нужно отметить, что есть фирмы на спецрежимах, которые налоговая не трогает годами. Это не значит, что ими вообще не интересуются. Просто при камеральных проверках деклараций УСН, ЕНВД, ЕСХН инспекторы не находят ничего подозрительного, и деятельность фирмы не вызывает вопросов.

В план выездных проверок УСН и других спецрежимов в первую очередь попадут компании, которые приближаются к пороговым значениям показателей, дающих право применять льготный налоговый режим. Это прописано в Общедоступных критериях самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Еще очень важный критерий: если у налогового органа имеются сведения об участии «спецрежимника» в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) если результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о повышенной вероятности совершения налоговых правонарушений.

В группу риска фирма попадает, если приблизилась к пороговым значениям меньше чем на 5%, например:

  • при лимите доходов для «упрощенцев» в 150 млн руб. доход фирмы составил 145 млн руб.

  • при ограничениях торговой площади на ЕНВД 150 квадратными метрами площадь магазина – 145 метров;
  • число сотрудников – 98 при ограничениях для спецрежимов в 100 человек;
  • доход от сельскохозяйственной деятельности на ЕСХН 69% при допустимом минимуме в 70% и т.д.

В группе риска также компании, которые часто «мигрируют» между налоговыми инспекциями, т.е. встают на учет то в одной, то в другой.

Налоговая проверка УСН

Придя с проверкой к «упрощенцу», налоговики проверят, правомерно ли применяется УСН и соответствует ли организация критериям по доходам, стоимости основных средств, числу сотрудников, участию других юрлиц в уставном капитале.

Проверка налогоплательщика на УСН «Доходы» пройдет проще, потому что в этом случае налоговики не будут проверять расходы, кроме расходов на страховые взносы. Но вот доходы проверят тщательно на предмет реальности сделок. Инспекторы будут выяснять, действительно ли ИП или ООО оказывали услуги и поставляли товары контрагентам, соблюден ли порядок признания доходов и правильно ли рассчитан налог.

Для тех, кто на УСН «Доходы минус расходы», проверка будет сложнее, потому что будут проверять расходы: обоснованы ли они, соблюден ли порядок признания расходов, есть ли подтверждающие документы.
Если у налоговой инспекции есть сведения об участии фирмы в незаконных налоговых схемах, проверять ее будут еще тщательнее.

Например, с целью оптимизации НДС бизнес раздробили на два юрлица. Одно на общей системе – для контрагентов, которым нужен НДС, второе на УСН – для тех, кому не нужен. В таком случае налоговая объединит выручку по этим двум юрлицам, начислит налоги по общей системе налогообложения, а также пени и штрафы.

Проблемы при проверке могут возникнуть и у организаций на «упрощенке», которые имеют обособленные подразделения. По правилам организации с филиалами не могут применять упрощенную систему налогообложения. Проанализировав деятельность компании и подразделений, налоговики могут признать обособленное подразделение филиалом, лишить фирму права на применение УСН и доначислить налоги. Как подстраховаться, чтобы этого не произошло, мы рассказали здесь.

Мы имеем разносторонний опыт прохождения проверок с множеством клиентов, а обо всех изменениях и веяниях узнаем первыми. Столкнувшись с проблемой с одним клиентом, проводим «профилактику» у всех остальных.

Налоговая проверка ЕНВД

Здесь налоговая инспекция также в первую очередь проверит, правомерно ли налогоплательщик применяет ЕНВД, и соответствует ли ограничениям по виду деятельности, количеству сотрудников, участию юрлиц в уставном капитале, физическим показателям.

Если организация указывает в декларации заниженный физический показатель, чем есть на самом деле (площадь торгового помещения, количество грузовиков, число сотрудников и т.д.), чтобы платить меньше налогов или вовсе не потерять право на спецрежим, проверяющие это выявляют, лишают права на ЕНВД и штрафуют.

В зоне риска предприятия, которые, занимаясь розничной торговлей на ЕНВД, поставляют товары ИП и юрлицам. На ЕНВД можно торговать только в розницу. Если налоговики увидят оптовые сделки, то переквалифицируют их в сделки на общей системе или «упрощенке» и доначислят налог. Но из-за того, что грань между оптовой и розничной торговлей размыта, проверяющие и налогоплательщики часто видят ситуацию по-разному.

ЕНВД часто совмещают с общей системой или УСН, поэтому налоговики также проверят, правильно ли ведется раздельный учет, как распределяются доходы и расходы.

Налоговая проверка ЕСХН

Инспекторы проверят, соответствует ли предприниматель или организация критериям применения ЕСХН и соблюдена ли минимальная доля сельхозвыручки.

По закону доля должна быть не меньше 70%, причем сельхозпродукцией признается только та продукция, которая есть в Перечне из Постановления Правительства РФ от 25.07.2006 № 458. Кроме того, инспекторы проверят обоснованность расходов, которые уменьшают налогооблагаемую базу.

Что еще проверяют на спецрежимах

Независимо от того, какой режим налогообложения использует налогоплательщик, проверка затронет:

  • другие налоги, которые он платит: земельный, транспортный, водный и т.д.;
  • обоснованность применения налоговых льгот;
  • НДФЛ, страховые взносы и отчетность по ним и т.д.

Нельзя с точностью предугадать, придут ли к вам налоговики и как глубоко они будут копать, но можно заранее сделать все, чтобы не вызывать повышенного интереса контролеров.

Мы знаем, на что обращает внимание налоговая, и стараемся устранить самые малейшие «зацепки», обеспечивая нашим клиентам режим «невидимки».

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Бухгалтерский учет

Под основными средствами, согласно пункту 4 ПБУ 6/01 “Учёт основных средств” понимаются средства, одновременно удовлетворяющие сразу нескольким условиям:

б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Выделяют четыре основных этапа, или как их ещё называют направления процесса аудита основных средств. Это проверка наличия и сохранности ОС, проверка движения ОС, проверка правильности начисления амортизации и проверка правильности налогообложения по основным средствам. Взятые в совокупности эти направления составляют общий план аудиторской проверки, в котором обозначаются периоды их проведения, а также назначаются ответственные лица (исполнители) для каждого из них.

Основанием аудита выступает программа, представляющая собой детализированный план, составленная на подготовительном этапе с учётом индивидуальной внутриорганизационной специфики проверяемого лица.

Проверяя наличие и сохранность ОС, аудитор работает по большей части с инвентаризационной документацией – описями и карточками учёта, проверяя их полноту, достоверность действительности и соответствие данным бухгалтерского (аналитического) учёта. Так, на предприятиях в местах фактической эксплуатации ОС применяются формы ОС-9, где детально прописываются информационные данные о каждом конкретно средстве. Помимо этого с целью уменьшения профессионального риска, аудитору необходимо убедиться в том, что в организации действует комиссия по приёмке ОС, и имеются в наличии договоры купли-продажи с указанием первоначальной цены и с приложением актов приёма – передачи и протоколами договорных цен. Для достижения указанной цели аудитор запрашивает перечень ОС, которые числились на балансе у предприятия на момент составления отчёта. В ходе проверки аудитор выбирает конкретную статью счёта и оценивает её с точки зрения соответствия первичной документации. Поэтому, кроме перечня аудитор просит предоставить всю дополнительную документацию (договоры, счета-фактуры, полисы, письма и т.д.), подтверждающую поступление и движение ОС, отражаемые на счёте 01 “Основные средства”. При этом аудитором может быть применена как случайная выборка, так и метод пересчёта, к которому довольно часто прибегают при проверке правильности начисления износа.

Далее следует этап проверки учёта движения основных средств. Движение ОС может осуществляться в двух направлениях – в сторону приобретения и в сторону выбытия. Приобретение осуществляется путём покупки, безвозмездного получения, взносов в уставный капитал, выкупа арендованного имущества (лизинг) и возврата. Причинами выбытия являются уничтожение вследствие естественного износа и стихийных явлений, ликвидация в процессе модернизации и переоборудования производственных мощностей, а также отчуждение (возмездное и безвозмездное) в пользу других лиц. Непригодность ОС должна быть подтверждена решением специально созданной комиссии. Подобное решение оформляется путём составления акта списания по форме ОС-3.

Ошибочное отражение оценки ОС может привести к неправильному начислению амортизационных отчислений и искажению размеров начисляемых налогов. Поэтому аудитору следует обратить особое внимание на соблюдение организацией законного порядка оформления документации при приобретении ОС. Так, например, приобретение ОС предполагает наличие договора купли-продажи, в тексте которого должны содержаться данные об износе, покупной цены и первоначальной стоимости средства. Если ОС куплено за иностранную валюту, первоначальная стоимость его должна быть учтена в пересчёте на российские рубли по курсу на момент покупки. Приобретение ОС в комплекте (сельскохозяйственная техника с дополнительным оборудованием, офисная мебель и т.д.) в инвентаризационном документе отдельно приводится каждый предмет из данного комплекта. Списываемое в связи с модернизацией оборудование подлежит учёту в плане модернизации (реконструкции, перевооружения).

Начисление амортизации – другой важнейший аспект аудиторской проверки ОС. Основные средства, числящиеся на балансе предприятия должны получать амортизационные вливания, как в полном размере, так и в полном объёме. Аудитору следует принимать во внимание то обстоятельство, что амортизационные отчисления имеют (должны иметь) место, уже начиная с первого числа месяца, следующим за месяцем принятия основного средства к организационному (бухгалтерскому) учёту. Отчисления на амортизацию основных средств продолжают поступать вплоть до покрытия его стоимости. Также амортизация может быть прекращена в связи с отчуждением права собственности на основное средство в пользу другого лица. Отражение амортизационных затрат происходит в отчётном периоде, в котором они были произведены. При этом не принимаются во внимание общие и итоговые (на конец отчетного периода) финансовые результаты хозяйственной деятельности организации. Амортизация может быть начислена путём списания стоимости по числу лет полезного использования ОС, путём списания стоимости исходя из объёма произведенных работ, а также при помощи способа уменьшаемого остатка.

В любом из приведённых случаев амортизация начисляется ежемесячно в течение всего года в размере 1/12 от общей суммы отчислений за отчётный год. Объекты основных средств стоимостью не более 10000 рублей за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей, а также приобретенные издания (книги, пособия, журналы) разрешается списывать на затраты на производство по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.

Амортизация включается в издержки обращения и производства. Все накопленные отчисления подлежат подсчёту по состоянию на момент составления отчёта. Их отражение происходит на отдельном счёте по отдельным объектам ОС. Кроме ОС производственного (промышленного) назначения, предприятие может располагать средствами непроизводственного характера (бытового, образовательно-культурного и т.д.). Все эти средства не должны включаться в себестоимость изготавливаемой продукции или выполняемых работ.

В случаях приостановки какого-либо производственного процесса или выбытия ОС, аудитором проверяется правильность равномерной приостановки амортизации применительно к остановленному производству и прекращения амортизационных отчислений на полностью изношенное средство.

Всякого рода выявленные ошибки в бухгалтерской отчётности доводятся аудитором до сведения руководства обратившегося клиента и подлежат обязательному исправлению в ходе дальнейшего процесса аудиторской проверки.

Предпосылкой качественного аудита ОС выступает доказательственная база, собранная в надлежащем порядке и с соблюдением всех необходимых процедур. Такими процедурами служат специальные тесты системы внутриорганизационного контроля. Тесты средств внутреннего контроля подразумевают под собой действия аудитора, проводимые с целью получения аудиторских доказательств в отношении надлежащей организации и эффективности функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Они проводятся в двух формах – в форме аналитических процедур и в форме пространных тестов, оценивающих правильность отражения операций и остатка средств на счетах бухгалтерского учета.

Для подтверждения объективности и достаточности собранных доказательств, аудитор пользуется процедурой проверки предпосылок подготовки отчётности. Достаточность представляет собой количественную меру аудиторских доказательств. Надлежащий характер же является качественной стороной аудиторских доказательств, определяющей их совпадение с конкретной предпосылкой подготовки финансовой отчетности и ее достоверность. Предпосылки подготовки финансовой отчетности представляют собой сделанные руководством аудируемого лица в явной или неявной форме утверждения, отраженные в финансовой отчетности. В обязательном порядке аудитором, в соответствии с федеральным стандартом № 5 “Аудиторские доказательства”, должны быть проверены такие важнейшие элементы предпосылок подготовки бухгалтерской отчётности, как:

1) Существование - наличие по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой отчетности;
2) Права и обязанности - принадлежность аудируемому лицу по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой отчетности;
3) Возникновение - относящиеся к деятельности аудируемого лица хозяйственная операция или событие, имевшие место в течение соответствующего периода;
4) Полнота - отсутствие не отраженных в бухгалтерском учете активов, обязательств, хозяйственных операций или событий либо нераскрытых статей учета;
5) Стоимостная оценка - отражение в финансовой отчетности надлежащей балансовой стоимости актива или обязательства;
6) Точное измерение - точность отражения суммы хозяйственной операции или события с отнесением доходов или расходов к соответствующему периоду времени;
7) Представление и раскрытие - объяснение, классификация и описание актива или обязательства в соответствии с правилами его отражения в финансовой отчетности.

При аудите ОС источниками информации могут выступать различные документы. В основном, их конкретный перечень определяется учётной политикой организации, отвечающей за порядок ввода и содержания ОС в эксплуатации. В любом случае информационную базу проверки составляют различные акты приёмки-передачи (транспортных средств, зданий, сооружений, промышленного оборудования и так далее), инвентаризационные карточки учёта (группового и индивидуального), акты о списании ОС, главная книга, отчёты (о прибылях и убытках, об изменении капитала), бухгалтерский баланс, приложение к нему и др.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Основные средства


Основные средства (ОС) — это активы, которые позволяют компании вести свою деятельность. В нашей статье вы узнаете, как правильно их учитывать, и познакомитесь с основными изменениями в законодательстве.

Новый учет основных средств в 2021 году

С первого января 2021 года разрешено применять в работе новый стандарт по бухгалтерскому учету ОС — ФСБУ 6/2020 «Основные средства», утвержденные Приказом Минфина РФ от 17.09.2020 № 204н. Обязательными новые правила станут с отчетности за 2022 год, поэтому сейчас можно продолжать вести учет по правилам действующего ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н).

В качестве основных изменений в правилах можно отметить следующие:

  • исключили условие о том, что основным средством можно признать только то имущество, которое не планировали продавать в дальнейшем. Вместо этого объект можно будет переквалифицировать в долгосрочный актив к продаже;
  • отменили лимит по стоимости объекта для признания его основным средством. Теперь лимит можно будет установить самостоятельно в учетной политике. Например, можно предусмотреть лимит как в налоговом учете — 100 тыс. рублей;
  • обязали распределять основные средства по видам и группам. Виды объектов следующие: недвижимость, средства транспортные, машины и оборудование, инвентарь производственный и хозяйственный, другие. В группы надо объединять объекты одного вида, которые используют схожим образом;
  • появилась обязанность проверять основные средства на факт обесценения по стандарту МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов».

Чтобы применять новый стандарт в работе, необходимо провести в учете единовременную корректировку. После этого следует настроить учет объектов по видам и характеру их использования.

Основные средства в бухгалтерском учете

В бухучете к ОС относят объекты, которые можно использовать в течение длительного периода времени — свыше 12 месяцев. Кроме того, основное средство должно быть:

  • дороже 40 тыс. рублей. В учетной политике можно предусмотреть лимит ниже этой суммы, тогда будет дозволено амортизировать более дешевые активы;
  • предназначено для использования в производственной или управленческой деятельности или для передачи в аренду, а не для перепродажи;
  • способно приносить доход в будущем.

Объекты со сроком полезного использования (СПИ) больше 12 месяцев, но стоимостью меньше лимита, не учитываются ни в составе основных средств, ни в составе запасов. Такие активы списывают на расходы единовременно, минуя счет 10 учета (п. 5 ПБУ 6/01, п. 3 ФСБУ 5/2019).

Налоговый учет основных средств

В налоговом учете основным средством считается движимое и недвижимое имущество, которое соответствует трем критериям. Во-первых, срок эксплуатации актива должен превышать 12 месяцев. Во-вторых, первоначальная стоимость объектов должна быть выше лимита 100 тыс. рублей. В-третьих, основное средство должно использоваться в деятельности как средство труда для производства, реализации или управления (ст. 256, 257 НК РФ).

В случае, если имущество стоит менее 100 тыс. рублей, его списывают единовременно в составе материальных расходов. Из правила есть исключение. В налоговом учете вне зависимости от стоимости к ОС относят неотделимые и некомпенсируемые арендодателем улучшения арендуемого имущества (п. 5 ПБУ 6/01, п. 1 ст. 256 НК РФ).

Способы учета амортизации основных средств

В бухгалтерском учете предусмотрены другие правила начисления амортизации, которые отличаются от тех, которые предусмотрены в налоговом учете.

Так, в бухучете существует четыре разных метода амортизации ОС:

  • линейный;
  • уменьшаемого остатка;
  • списания стоимости по сумме чисел лет СПИ;
  • списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Организация вправе применять разные способы начисления амортизации к различным группам однородных ОС. Изменить способ начисления амортизации по конкретному объекту после его ввода в эксплуатацию нельзя.

Выбранный способ начисления амортизации закрепляют в учетной политике для целей бухгалтерского учета (п. 18 ПБУ 6/01).

В налоговом учете амортизацию можно начислять линейным или нелинейным способом. Выбранный метод необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

Независимо от выбранного способа амортизации стоимость некоторых ОС можно списывать только линейным способом. В частности, линейным методом амортизируют:

  • здания, сооружения, передаточные устройства и нематериальные активы, СПИ которых превышает 20 лет и которые входят в 8-ю—10-ю амортизационные группы;
  • объекты, эксплуатация которых связана с добычей углеводородного сырья на новых морских месторождениях (с 1 января 2014 года).

Остальное имущество амортизируют только тем способом, который указан в учетной политике. Изменить выбранный метод начисления амортизации можно только с начала следующего налогового периода. При этом менять метод амортизации можно не чаще одного раза в пять лет (п. 1, 3 ст. 259 НК).

Далее рассмотрим подробно, как в налоговом учете рассчитать амортизацию линейным и нелинейным методом.

Линейный метод. На практике данный способ амортизации наиболее распространен, так как позволяет сблизить данные бухгалтерского и налогового учета.

При линейном методе амортизацию начисляют по каждому объекту ОС. Для расчета суммы амортизации сначала определяют ежемесячную норму амортизации. Формула следующая:

Норма амортизации=1:СПИ (в месяцах)x100%

Затем рассчитывают ежемесячную сумму амортизации по следующей формуле:

Первоначальная стоимость основного средства (восстановительная стоимость по объектам, принятым на учет до 1 января 2002 года)

Такие правила начисления амортизации линейным методом установлены п. 2 ст. 259.1 Налогового кодекса РФ.

Пример.

Организация приобрела основное средство — компьютер по цене 150 000 рублей (без НДС). Компьютер относится ко второй амортизационной группе со сроком полезного использования от 2 до 3 лет (классификация, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, далее — классификация).

Организация решила, что СПИ компьютера — 3 года. По решению руководства расходы на его приобретение будут списываться посредством амортизации в течение 32 месяцев (на основании документов).

В учетной политике для целей налогообложения амортизация по компьютерной технике начисляется линейным методом. Амортизационная премия не применяется.

Бухгалтер организации рассчитал норму амортизации следующим образом:

1 : 32 мес. × 100% = 3,125%.

Ежемесячная сумма амортизации составила:

150 000 руб. × 3,125% = 4 687,5 рубля.

Нелинейный метод. Основное отличие нелинейного метода от линейного заключается в том, что амортизация начисляется не по каждому основному средству, а по группе объектов и замедляется ближе к концу срока полезного использования имущества.

Чтобы рассчитать амортизацию по нелинейному способу, нужно руководствоваться следующим алгоритмом, который приведен ниже.

Сначала определяют состав амортизационных групп по СПИ в соответствии с классификацией.

При этом если порядок начисления амортизации по основным средствам, включенным в одну и ту же группу будет различаться, внутри нее нужно выделить одну или несколько подгрупп. Например, так нужно сделать, если часть активов эксплуатируется в условиях агрессивной среды.

Затем определяют суммарный баланс амортизационной группы (подгруппы). Для этого нужно рассчитать суммарную стоимость ОС, входящих в группу или подгруппу, на 1-е число месяца, с которого принято решение применять нелинейный метод. В дальнейшем нужно определять стоимость объектов на 1-е число каждого месяца. Формула следующая:

Суммарный баланс амортизационной группы (подгруппы)=Суммарный баланс амортизационной группы (подгруппы) на начало предыдущего месяца Первоначальная стоимость основных средств, введенных в эксплуатацию в предыдущем месяце/-Сумма, на которую увеличилась (уменьшилась) первоначальная стоимость основных средств (достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация, техническое перевооружение, частичная ликвидация)Сумма начисленной амортизации за предыдущий месяц.

При списании объектов амортизируемого имущества суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы) дополнительно уменьшается на остаточную стоимость таких объектов (п. 3, 4 и 10 ст. 259.2 НК РФ).

Далее определяют норму амортизации и сумму. Нормы амортизации, которые применяются при нелинейном методе, записаны в п. 5 ст. 259.2 НК РФ.

Для каждой амортизационной группы предусмотрены фиксированные нормы амортизации, которые не зависят от СПИ ОС.

Формула для расчета ежемесячной суммы амортизации такая:

Ежемесячная сумма амортизации=Суммарный баланс амортизационной группы на первое число месяцаxНорма амортизации для соответствующей амортизационной группы:100%

Пример.

В мае организация приобрела пять компьютеров. Стоимость одного объекта — 150 000 рублей (без НДС). Компьютеры относятся к 2-й амортизационной группе со сроком полезного использования от 2 до 3 лет (классификация).

В учетной политике учетной политике для целей налогообложения амортизация по ОС, входящим в 2-ю группу, амортизация начисляется нелинейным методом.

По состоянию на 1 мая у организации не было основных средств, входящих в 2-ю амортизационную группу. Суммарный баланс этой амортизационной группы на 1 мая равен нулю.

Компьютеры введены в эксплуатацию в мае. По состоянию на 1 июня суммарный баланс 2-й амортизационной группы составил 750 000 рублей (150 000 руб. × 5 шт.).

Норма амортизации для 2-й амортизационной группы составляет 8,8 процента.

Сумма амортизации за июнь составила 66 000 рублей (750 000 руб. × 8,8%).

В июне организация приобрела еще один компьютер стоимостью 150 000 рублей (без НДС) и в этом же месяце ввела его в эксплуатацию.

Суммарный баланс 2-й амортизационной группы по состоянию на 1 июля равен:

750 000 руб. 150 000 руб. — 66 000 руб. = 834 000 рублей.

Сумма амортизации за июль составила:

834 000 руб. × 8,8% = 73 392 рубля.

Среднегодовая стоимость основных средств

Организации рассчитывают среднегодовую стоимость основных средств для того, чтобы узнать налоговую базу по налогу на имущество. Недвижимость, которая облагается налогом по среднегодовой стоимости, указана в пп. 1 п. 1 ст. 374 НК РФ.

Для расчета среднегодовой стоимости имущества за год необходимо сложить остаточную стоимость основных средств на начало и на конец периода, а затем полученное значение разделить на 13 (количество месяцев в году, увеличенное на единицу).

При этом остаточную стоимость имущества определяют по данным бухучета. Для этого из первоначальной (восстановительной) стоимости вычитают начисленную амортизацию.

Первоначальная стоимость основных средств

В бухгалтерском учете основные средства отражаются по первоначальной стоимости. При покупке в стоимость актива включают затраты на его приобретение, доставку и приведение в работоспособное состояние. Кроме того, в первоначальную стоимость нужно включить НДС, если объект будет использоваться в деятельности, которая не облагается этим налогом (п. 7, 8 ПБУ 6/01).

Для организаций, которые применяют упрощенный порядок бухучета, предусмотрены послабления. Так, первоначальная стоимость основных средств будет сформирована:

  • при покупке — исходя из цены продавца с учетом затрат на установку;
  • при самостоятельном сооружении — по цене договора на создание объекта.

Другие затраты, которые непосредственно связаны с покупкой или строительством ОС, можно списать на расходы по обычным видам деятельности (п. 8.1 ПБУ 6/01).

В налоговом учете первоначальную стоимость основных средств формируют с учетом способа их поступления. Получить объект можно следующими способами:

  • купить у контрагента или изготовить самостоятельно;
  • получить по договору финансовой аренды (лизинга);
  • принять безвозмездно в ходе инвентаризации или от собственника;
  • принять в качестве вклада в уставный капитал;
  • купить по договору мены (по бартеру);
  • получить по концессионному соглашению.

Наиболее распространенный способ — это покупка актива. В этом случае в первоначальную стоимость объекта включают его цену, а также расходы, связанные с его привозом, регулировкой, установкой и иными подобными тратами.

Чтобы снизить риски доначисления налогов и штрафов

Налоговые инспекторы могут организовать выездную проверку — приехать в офис частной компании и изучить ее документы на месте.

Кроме того налоговая устраивает камеральные проверки, то есть проверяет отчетность налогоплательщиков в своем офисе.

Цель во всех случаях одна — убедиться, что налогоплательщик верно исчисляет налоги, ничего не скрывает, вовремя платит все положенные суммы.

Когда может приехать налоговая

Инспекторы могут приехать в компанию в любое время по разным основаниям.

Плановая проверка. Общепризнанных плановых или внеплановых выездных проверок не существует. Налоговая не составляет сводный план проверок, как другие государственные органы, и не публикует его на своем сайте. То есть инспекторы не предупреждают о своем приходе.

Но внутренний план, по которому будет идти работа проверяющих в следующем году, налоговая составляет. Происходит это так.

В конце года управление ФНС составляет список налогоплательщиков по критериям риска совершения налоговых правонарушений — о них расскажем чуть ниже, — как претендентов на выездную проверку. Список составляют на основании данных АИС «Налог-3» — программы, в которой есть вся информация о налогоплательщиках, например, какие банковские счета у них открыты, какую выручку они получили, сколько налогов уплатили.

Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы — АИС «Налог-3» PDF, 87,9 МБ

Этот список спускают в территориальные налоговые органы, и уже там в отделах предпроверочного анализа начинают проводить мониторинг компании, запрашивать у нее документы, изучать, как она ведет свою деятельность. Если предпроверочный анализ показал, что да, компания, скорее всего, утаивает налоги и есть перспектива их взыскания, налоговики начинают с ней работать.

Как могут привлечь к проверке


Сначала компанию пытаются привлечь в добровольно-принудительном порядке уточнить свои налоговые обязательства. Вызывают руководителя на комиссию рабочей группы, которую формируют в ИФНС, и вменяют ему применение схемы ухода от уплаты налогов.

Рабочая группа требует предоставить уточнения с пояснениями и доплату налогов. При этом грозят тем, что если компания этого не сделает, то налоговики организуют выездную проверку.

Сейчас это стандартный сценарий: вызов на комиссию — добровольная уплата. Если нет, то выездная налоговая проверка.

Другие поводы для выездной проверки — это:

  1. Истечение даты, до которой компании нужно было устранить нарушения по предписанию налоговой.
  2. Распоряжение прокурора на проведение проверки.
  3. Реорганизация или ликвидация, которую затеяла компания. Причем инспектор может приехать, даже если последняя проверка была совсем недавно, например полгода назад.

Повторная выездная проверка бывает в двух случаях:

  1. Чтобы проконтролировать инспектора, который провел проверку. Контроль проводит должностное лицо из вышестоящего налогового органа. Например, районная налоговая насчитала один миллион недоимки. А УФНС по региону показалось, что это как-то мало, не иначе коррупция. Тогда она распоряжается провести повторную выездную проверку.
  2. Чтобы проверить уточненку за тот период, который относился к выездной проверке. Уточненка — это декларация, которая исправляет ошибки в уже поданной декларации. Иногда уточненка может уменьшать сумму налога. Тогда ее могут проверить повторно. Например, налогоплательщик указал, что 3 года назад был неучтенный расход, поэтому налог на прибыль был переплачен. До подачи уточненки ИФНС уже провела выездную проверку периода, к которому относится изначальная декларация. Инспекторы приедут еще раз, чтобы проверить, что оно действительно было так.

Какие есть критерии риска

Выше мы упоминали критерии риска совершения налоговых правонарушений. Его понятие раскрыто в концепции планирования выездных налоговых проверок, которую разработала ФНС для своих работников.

В концепции перечислены 12 ситуаций. Если компания подходит под одну из них, она обязательно попадет в поле зрения налоговой.

Когда и кому грозит налоговая проверка

Ситуация Что означает Кого касается
Низкая налоговая нагрузка ФНС на основе данных Росстата посчитала, сколько примерно налогов обязаны платить компании в разных отраслях. Например, для тех, кто занимается строительством, налоговая нагрузка составляет 11,9% от оборота. Если по декларации инспектор видит, что строительная компания платит меньше 12% от оборота, это может послужить сигналом для проведения проверки Всех организаций и ИП
Постоянные убытки Налоговики считают, что если компания в течение двух и больше лет приносит только убытки, то продолжать деятельность подозрительно. Скорее всего, она скрывает доходы Всех организаций и ИП
Значительная сумма вычета по НДС Если компания хочет вернуть 89% уплаченного НДС или даже больше — есть вероятность, что по этой схеме фирма уклоняется от уплаты НДС Организаций и ИП на ОСНО
Расходы растут быстрее доходов Налоговую смутит опережающий рост расходов над доходами. Например, если расходы выросли в 2 раза, а выручка не изменилась Организаций и ИП на ОСНО, на УСН с объектом «Доходы минус расходы»
Низкая зарплата работников Росстат дает информацию о средней зарплате по отраслям в регионе. Если компании платят своим работникам меньше средней зарплаты, это привлечет внимание Всех организаций и ИП
Неоднократное приближение к предельным значениям (менее 5%) Чтобы применять налоговые спецрежимы, компании и ИП обязаны соблюдать некоторые ограничения.
Например, на патенте нельзя нанимать больше 15 человек. Если в компании постоянно меняется число работников — то 13, то 14 — налоговая может заподозрить занижение показателей, чтобы компания не потеряла право на использование спецрежима
Организаций и ИП на УСН, а также ИП на ПСН или НПД
Расходы почти равны доходам Если предприниматель заявляет, что у него расходы почти такие же, как и доходы. А если к тому же ИП оформляет вычет НДФЛ 83% и больше, налоговая заподозрит неладное ИП на ОСНО
Работа построена на сотрудничестве с посредниками Налоговая посчитает сомнительной деятельность фирмы, если она работает только с посредниками через цепочку контрагентов. Например, закупает сырье и материалы не напрямую у поставщика, а через нескольких посредников, в результате чего цена значительно возрастает в сравнении со среднерыночной Всех организаций и ИП
Компания не предоставляет документы или пояснения по запросу налоговой Если налоговая потребовала объяснить ошибки или противоречия в декларациях, а компания это проигнорировала, ФНС устроит выездную проверку Всех организаций и ИП
«Миграция» между налоговыми органами Компании, которые с момента регистрации 2 раза или больше снялись с учета в одной ИФНС и встали на учет в другой, также привлекут внимание инспекторов Всех организаций
Низкий уровень рентабельности Рентабельность продаж и активов по отраслям перечислена в той же концепции. Если по данным бухгалтерского учета выходит, что рентабельность компании меньше на 10% от нормы, налоговые инспекторы, возможно, приедут с проверкой. Организаций на ОСНО
Деятельность с высоким налоговым риском Это касается работы с фирмами-однодневками. Если компания выберет недобросовестного контрагента, налоговая заподозрит в необоснованном получении налоговой выгоды Всех организаций и ИП

Как подготовиться к приезду налоговой

Итак, инспекторы не предупреждают о своем скором приходе, составление плана работы с налогоплательщиками — это «внутренняя кухня» налоговиков.

Поэтому, чтобы приезд налоговиков не стал неприятным сюрпризом с доначислениями и штрафами, следите, чтобы ваша компания не совпала с критериями риска, и постоянно проверяйте свои документы. Как вариант можно периодически приглашать аудитора, чтобы убедиться, что все в порядке.

Подготовьте к проверке документы и предупредите команду

Проверяйте первичные документы. Это договоры, счета на оплату, кассовые чеки, счета-фактуры, товарные накладные. Они должны быть оформлены по всем проведенным сделкам, содержать все реквизиты, подписи и печати.

Проявляйте должную осмотрительность. Помимо первичных документов стоит обратить внимание на проявление должной осмотрительности. Для этого у предпринимателя должно быть положение о работе с контрагентами и досье на каждого из них, включая распечатки с сервисов nalog.ru.

Поговорите с работниками. Особенно, когда инспекторы уже приехали. Помните, что у налоговых органов сейчас достаточно большой круг полномочий, и к проверке они могут подключить полицию. Поэтому есть смысл дополнительно поговорить с работниками и подготовить их к проверке, чтобы они могли при необходимости рассказать о финансово-хозяйственной деятельности компании и контрагентах.

Предупредите контрагентов. Если есть возможность, стоит предупредить основных контрагентов, чтобы при проведении встречных проверок они могли подтвердить все операции. Также рекомендуем проверить электронную почту и компьютеры сотрудников и удалить неоднозначную информацию.

Общайтесь только с полномочными инспекторами. Впускать на свою территорию нужно только тех проверяющих, которые указаны в решении о выездной налоговой проверке. Посторонних лиц быть не должно.

Как подготовить документы

К налоговой проверке нужно быть готовым всегда. Поэтому работайте по этому чек-листу :

  1. Проверить наличие всей бумажной и электронной первички, убедиться, что в них заполнены все обязательные реквизиты.
  2. Если есть сомнения в реальности проведенных сделок, лучше убрать эти расходы или подготовить по ним убедительное экономическое обоснование.
  3. Проверить все взаиморасчеты с покупателями и поставщиками, нет ли зависших долгов. Это источник для доначислений налогов и повод признать сделку недействительной.
  4. Провести самоаудит налоговых рисков: соответствует ли уровень зарплат среднеотраслевым, есть ли убыточные сделки, есть ли высокие и необоснованные затраты, соответствует ли уровень налоговой нагрузки и рентабельности данным ФНС.
  5. Определить линию защиты своих интересов и подготовить свою базу доказательств, чтобы быть убедительными.

Как проходит выездная проверка

Перед проверкой инспекторы должны отдать компании решение о проведении проверки. В законе не сказано, в какие сроки это нужно сделать, поэтому налоговики могут приехать, вручить документ и сразу приступить к проверке.

Еще в решении указывают, по каким налогам и за какие периоды будет проверка. Ориентируйтесь на этот документ — инспектор может запрашивать документы только по налогам и по периодам, указанным в решении. По другим периодам и налогам проверку проводить он не может.

Отчетность смотрят по налогам, которые платил бизнес в течение трех лет до года проверки. Например, в 2020 году инспекторы могут проверять документы по налогам за 2017, 2018 и 2019 годы. Документы за 2020 год инспекторы тоже могут проверить — за закрытые отчетные периоды.

Проверка уточненной декларации с выездом в офис компании проводится, если ее подали именно в период выездной проверки. Инспекторы будут проверять документы, оформленные именно за тот период, за который налогоплательщик представил уточненку.

Если инспектору недостаточно информации из документов, он добывает ее другими способами: проводит инвентаризацию, осматривает помещения, допрашивает сотрудников. На все это у него есть полномочия.

Как долго длится проверка

Выездная проверка длится два месяца начиная с дня вынесения решения до дня, когда инспектор составит справку о проведенной проверке. Срок могут продлить до 4 или даже до 6 месяцев. Вот список причин, по которым так могут сделать:

Продлевать ли проверку, решает вышестоящий налоговый орган. Например, с проверкой приехали инспекторы ИФНС, они не уложились в двухмесячный срок и хотят продлить его. Дать ли им еще время для проверки, решать будет УФНС по субъекту РФ.

Выездную проверку могут приостановить на срок до 6 месяцев, чтобы:

  1. Получить информацию у контрагентов. Например, инспектор хочет убедиться, что ООО, которое он проверяет, действительно отвез груз для заказчика на другой конец страны.
  2. Получить информацию от иностранных государственных органов.
  3. Провести экспертизу.
  4. Перевести на русский язык документы, представленные налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановка отличается от продления проверки тем, что все процедуры прекращаются: инспекторы уходят из офиса, не могут никого допрашивать и требовать документы и т. д.

Получается, что компанию, у которой большой документооборот и множество контрагентов, могут проверять целый год.

Чем заканчивается выездная проверка

В последний день проверки инспектор составляет справку. С этого момента проверка считается законченной.

Затем в течение двух месяцев инспектор составляет акт налоговой проверки, где указывает:

  1. Факты нарушения налогового законодательства или отсутствие таких нарушений.
  2. Сколько нужно доплатить в бюджет — недоимка, пени, и в какие сроки это нужно сделать.

Акт вручают налогоплательщику под подпись. Если предприниматель не согласен с тем, что написано в акте, он может подать возражение по адресу налогового органа, составившего акт. Сделать это можно в течение месяца со дня получения акта.

Читайте также: