Как наказать налоговую инспекцию за ошибки физическому лицу

Опубликовано: 23.04.2024

Такие нарушения определены в Главе 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» Налогового кодекса РФ. Основная их часть размещена в таблице ниже.

Вид нарушения Размер штрафа Основание (статья НК)
Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе 10 000 руб. ст. 116
Ведение деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. ст. 116
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб. ст. 119
Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок 1 000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления ст. 119
Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме 200 руб. ст. 119.1
Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения 10 000 руб. (если эти деяния совершены в течение одного налогового периода);
30 000 руб. (если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода);
20% от суммы неуплаченного налога (взноса), но не менее 40 000 руб. (если эти деяния повлекли занижение налоговой базы)
ст. 120
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия) 20% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса);
40% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса) (если эти деяния совершены умышленно)
ст. 122
Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению ст. 123
Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога 30 000 руб. ст. 125
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений 200 руб. за каждый непредставленный документ ст. 126
Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями 10 000 руб. ст. 126
Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения ст. 126.1
Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля 1 000 руб. ст. 128
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний 3 000 руб. ст. 128
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации 5 000 руб.;
20 000 руб. (те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года)
ст. 129.1

Стоит отметить, что ранее в случае не сообщения в налоговую инспекцию об открытии (закрытии) банковского счета в течение 7 рабочих дней был штраф в размере 5 000 рублей. На данный момент этот штраф упразднён (Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ).

Налоговые штрафы – это всегда административная ответственность за правонарушения, так или иначе связанные с не надлежаще выполняемыми обязанностями по уплате налогов. При этом субъектами правонарушения, то есть лицами, привлекаемыми к административной ответственности, могут быть как граждане, так и юридические лица.

Уголовные преступления

Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.

Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.

Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.

Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:

  • умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
  • причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
  • достижение обвиняемым возраста 16 лет.

Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.

Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.

То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.

Виды налоговых обязательств

Существует целый ряд налоговых обязательств как для физических, так и для юридических лиц.

Так, физические лица обязаны уплачивать налоги:

  • на доходы (НДФЛ) в размере 13% со всех видов дохода, включая заработную плату, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы от выигрышей и т.д.;
  • налог на имущество, включая налог на недвижимость и транспортный налог.

Юридические лица и ИП несут следующие налоговые обязательства, в зависимости от вида и системы налогообложения:

  • НДС;
  • на прибыль юридических лиц (УСН, ЕНВД, ОСН, ПСН). Для ИП – НДФЛ;
  • акцизные сборы;
  • социальный.

Любые отклонения от правильного исполнения налоговых обязательств караются (в зависимости от суммы ущерба государству) либо в порядке административной, либо в порядке уголовной ответственности.

Индивидуальные предприниматели

Шансы попасть под правоохранительный административный «каток» есть у ИП, которые:

  • внесли неверные сведения в декларацию;
  • опоздали с подачей декларации;
  • не оплатили или частично не оплатили страховые, социальные и пенсионные взносы, НДФЛ, НДС, налог на имущество.

Ответственность по Налоговому кодексу

Прежде всего, следует понимать, что ответственность, установленная в НК – эта та же административная ответственность, хотя и не включенная в КоАП.

К основным видам правонарушений в сфере налоговых обязательств НК РФ относит:

  • «теневую деятельность» или непостановку на учет в ФНС как плательщика налогов (ст. 116 НК);
  • некорректные расчеты налоговых обязательств (ст. 120 НК РФ);
  • уклонение от подачи декларации, объяснений и документов в ФНС (ст.ст. 119, 123, 122 НК РФ).

То есть, как мы видим, Налоговый кодекс регламентирует ответственность только в части организационных вопросов, связанных с ФНС.

Кодекс административных правонарушений

В соответствии с положениями КоАП РФ, а именно ст.ст. 15.34, 15.9, 15.11, привлекаются к административной ответственности должностные лица организаций и предприятий за правонарушения, связанные:

  • с несвоевременной постановкой на учет в качестве налогоплательщика;
  • с несвоевременной сдачей налоговых отчетов;
  • с отказом в предоставлении документов сотрудникам ФНС, осуществляющим контроль за исчислением налоговых платежей;
  • с нарушениями в ведении бухгалтерской документации.

Что кроме штрафов

Лица, привлеченные к ответственности за нарушения в сфере налогообложения, помимо административного штрафа или уголовного наказания, могут быть обязаны также выплатить пеню, накопившуюся за время просрочки платежей.

При умышленном уклонении от уплаты налогов могут быть применены также штрафные санкции в размере до 40% от суммы начисленного налога. При этом следует учитывать, что при расчете пени и штрафа учитываются 3 последних года из истории налогоплательщика.

Как правило, пеня начисляется исходя из размера ставки рефинансирования, утвержденной ЦБ РФ.

Жалоба в прокуратуру — эффективный инструмент борьбы с налоговиками, которые превышают свои полномочия. Такой способ защиты позволит налогоплательщику отстоять свою позицию и к тому же сэкономить на судебных расходах. Однако прежде чем обращаться в прокуратуру нужно оценить свои шансы и доказательную базы. А также быть готовым к тому, что прокуроры проверят не только ревизоров, но и инициатора жалобы.

В каких случаях стоит обращаться в прокуратуру

Жалоба в прокуратуру подействует только в случае, если налоговики допустили грубые нарушения и налогоплательщик способен это доказать. А именно, обращаться в прокуратуру стоит в следующих случаях.

Незаконно заблокировали расчетные счета. Например, если компания вовремя не подала декларацию по налогу на прибыль за квартал. Пункт 3 статьи 76 Налогового кодекса не говорит об обеспечительных мерах, в случае если налогоплательщик не предоставил квартальный расчет авансового платежа. Следовательно, налоговики не вправе блокировать счета компании.

Нарушили срок ознакомления с материалами проверки. Ревизоры в извещениях о рассмотрении материалов налоговой проверки указали неверные дату и время. Это нарушает пункт 1.25 приказа ФНС России от 08.05.15 № ММВ-7-2/189@.

Не учли в акте проверки смягчающие обстоятельства. В описательной части акта проверки налоговики должны указать документально подтвержденные факты правонарушений, а также обстоятельства, которые смягчают или отягчают ответственность (п. 3.2 приложения № 24, п. 3 приложения № 23 к приказу ФНС России от 08.05.15 № ММВ-7-2/189@).

Налоговики обязаны определить перечень смягчающих обстоятельств уже при оформлении акта. Однако практика показывает, что они этого никогда не делают, хотя у них есть для этого вся необходимая информация. Дело в том, что ревизоры ждут, когда налогоплательщик сам в возражениях на акт попросит снизить штраф и опишет причины.

Но если в акте проверки отсутствуют смягчающие обстоятельства, это процессуальное нарушение. Компания вправе обратиться в прокуратуру даже не дожидаясь рассмотрения возражений.

Истребовали документы, которые не связаны с проверкой. К примеру, налоговики заявляют компании, что та получит возврат НДС, только если представит дополнительные документы. При этом их составление не предусмотрено Налоговым кодексом или они не имеют отношения к объекту проверки. Подобный запрос - прямое превышение полномочий инспекции, оговоренных в статье 31 НК РФ.

Привлекли к ответственности после истечения срока давности. К примеру, налоговики привлекли руководителя организации к административной ответственности спустя четыре месяца со дня совершения правонарушения. В этом случае ревизоры нарушают статью 4.5 КоАП РФ и часть 1 статьи 24.5 КоАП РФ. Закон указывает, что постановление должно быть вынесено не позднее двух месяцев. В случае если дело дошло до суда, постановление представляют в течение трех месяцев.

Неверно возбудили административное дело. К примеру, ИФНС возбудила дело об административных правонарушениях и не предупредила об этом компанию. По крайней мере протокол об этом умалчивает. КоАП РФ так делать запрещает.

В протоколе должны быть указаны:

  • место его составления;
  • должность, фамилия и инициалы должностного лица;
  • сведения о нарушителе;
  • место, время и факт преступления.

При составлении протокола инспектор обязан разъяснить нарушителю его права и обязанности.

Не соблюли процедуру ареста имущества. К примеру, во время ареста имущества контролеры не пригласили двух понятых. Это нарушает пункт 7 статьи 77 НК РФ и статью 198 НК РФ. Арестовывать имущество налоговики вправе только при участии понятых в дневное время. Ночью арест имущества возможен в случаях, «не терпящих отлагательств».

Кроме этого ревизоры не вправе запретить представителям компании присутствовать во время ареста имущества. Свидетельства понятых налоговики обязаны отразить в протоколе. Понятые должны сверить арестованные предметы с имуществом, указанным в документе.

Разгласили коммерческую тайну. Для налоговых инспекторов разглашение коммерческой тайны может закончиться уголовной ответственностью (ст. 183 УК РФ) — штрафом до 1,5 млн рублей или лишением свободы сроком до трех лет.

Так же обратиться в прокуратуру можно, если инспекторы без разрешения разгласили персональные данные налогоплательщика.

Не ответили на обращение. Если инспекция не отвечает на письменные обращения компании, например, о тех же налоговых переплатах, обращайтесь в прокуратуру. Срок рассмотрения письменного обращения — 30 дней со дня регистрации (Федеральный закон от 02.05.06 № 59‑ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»).

Пример из представления прокуратуры Воронежской области:

дословно

«В период с 2012 по 2015 гг. заявителю, являющемуся собственником менее 20% доли жилого дома, расчет налога на имущество физических лиц производился исходя из инвентаризационной стоимости всего домовладения. В итоге Иванову А.Н. на протяжении 4 лет предъявлялись требования о уплате налога в десятикратном размере. Несмотря на многочисленные обращения заявителя, нарушения инспекцией не устранялись. (…) Вопреки положениям п. 2 ч. 1 ст. 32, п. 1.1 ст. 139 НК РФ в ходе разрешения управлением жалобы Иванова А.Н. на действия инспекции меры по устранению нарушений прав лица не приняты.

Лишь после вмешательства прокуратуры области доводы Иванова А.Н. признаны обоснованными, ему произведен перерасчет налога, уплачиваемого с 2010 года».

Не приняли жалобу. Ситуация: УФНС дважды не приняла у организации апелляционную жалобу на решение ИФНС. Налоговики посчитали, что у заявителя было недостаточно полномочий. Однако на документе была подпись генерального директора компании. Такие действия контролеров нарушают статью 139.3 НК РФ и право на использование внесудебных процедур разрешения спора.

Отказались рассматривать пояснения после проверки. Ситуация: по итогам выездной налоговой проверки проверяющие доначислили налоги и пени. Компания не согласилась с решением налоговиков и пожаловалась на акт ИФНС. Однако в досудебном порядке решить спор не удалось. Ревизоры так и не дали оценку пояснениям и документам заявителя и оставили решение без изменения.

Позже суд встал на сторону налогоплательщика. Пункт 2 статьи 140 Налогового кодекса указывает, что в ходе рассмотрения жалобы заявитель вправе представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы. Руководитель вышестоящего налогового органа обязан известить налогоплательщика-заявителя о времени и месте рассмотрения аппеляционной жалобы. Срок вынесения решения — от 15 до 30 дней. Он может быть продлен еще на 15 дней, если руководитель потребует дополнительные документы.

Когда нужно действовать заранее

Если должностное лицо не исполнит требования, указанные в предостережении, ему грозит выговор или штраф. Но скорее всего ревизоры не пойдут на конфликт и откажутся от проверки.

Как подать жалобу

Подать жалобу можно через канцелярию прокуратуры района налогоплательщика. Жалобу опустите в специальный ящик «Для обращений и заявлений» в здании прокуратуры. Корреспонденцию просматривают ежедневно. На письме поставят штамп с датой выемки. В канцелярии жалобе присвоят входящий номер и зафиксируют дату обращения. Через 30 дней налогоплательщик должен получить ответ (ст. 10 Федерального закона от 17.01.92 № 2202-1-Ф).

Также подать жалобу можно и через интернет-приемную Генеральной прокуратуры (нужно выбрать регион) или непосредственно на сайте территориального подразделения.

Что указать в жалобе

Формат жалобы похож на исковое заявление в суд. В ней нужно указать:

  • сведения о конкретном должностном лице, нарушившем закон (Ф.И.О., должность, место работы);
  • краткое описание ситуации с упором на факты. Описание лучше составить в хронологическом порядке;
  • законодательное подтверждение, что права компании нарушены или интересы ущемлены (ссылки на нормы законов, постановлений и писем);
  • доказательства правоты компании — заверенные копии документов, свидетельские показания.

Жалобу стоит составить на официальном бланке компании, где указать адрес, телефон и электронную почту, по которой прокуратура сможет с вами связаться. Подписать документ должен руководитель компании. Также нужно присвоить ему исходящий номер и соблюсти все правила делопроизводства.

Основные нарушения в жалобе нужно графически выделить. Например, особым шрифтом или фоном текста. Так работникам прокуратуры будет легче ориентироваться в документе.

Обращаем внимание, что не стоит делать акцент на требовании наказать чиновника. Прокуратура может воспринять советы по выбору меры реагирования как вмешательство в их работу.

В конце жалобы стоит сделать отбивку со словом «прошу» и по пунктам изложить суть своей просьбы или требования.

Пример

«ПРОШУ: принять меры прокурорского реагирования по факту незаконного (описание действий налоговиков). И рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности сотрудника ИФНС (Ф.И.О. и должность инспектора). Сообщить о результатах рассмотрения настоящей жалобы в установленные законом сроки».

Артур Дулкарнаев

А что вообще может случиться?

Налоговая проводит выездные и камеральные проверки. При выездных приезжают в офис, просматривают отчетность, разговаривают с сотрудниками, осматривают помещение. Иногда приглашают в инспекцию, если, например, ИП работает дома. Камеральная проверка проходит в налоговой.

По результатам проверок инспекторы могут доначислить налоги или пени за просрочку, взыскать штраф. Это законно, но можно попробовать оспорить, если предприниматель считает, что прав. Еще инспекторы могут ошибиться не только на проверке — например, начислить налог, хотя предприниматель его уже заплатил. Или, например, нарушить процедуру проверки.

Можно ли сразу подать в суд, а не обращаться в налоговую?

Пункт 2 статьи 138 НК — об обязательном досудебном порядке обжалования

Жаловаться в налоговую — чаще всего формальность. Если налоговая начислила штраф, вряд ли она же отменит это решение. Например, в 2017 году налоговая одобрила только 13% жалоб. Но сразу пойти в суд нельзя — нужно сначала попробовать решить проблему в досудебном порядке. Этого требует закон. Если пойти в суд в обход налоговой, то арбитражный суд вернет ИП заявление обратно.

С чего начинаем?

Первый вариант — письменные возражения. Их нужно подать в ту инспекцию, которая проводила проверку.

Вообще проверка проходит так:

    Налоговая изучает работу и документы предпринимателя. Выездная проверка длится до двух месяцев, но ее могут продлить до четырех или даже полугода — если нужно проверить много документов или ИП не успел их все принести. Камеральная длится три месяца;

Пункт 3 статьи 100 НК — что должно быть в акте проверки

  • В последний день ИП получает справку о проведенной проверке. С этого дня инспектор начинает готовить акт с результатами. При выездной проверке на это уходит два месяца, при камеральной — 10 дней. Затем инспекция выдает акт с результатами проверки. В нем — факты нарушения законов, информация о том, что делала налоговая при проверке, предложения, как устранить нарушения. С момента получения есть месяц, чтобы подать письменные возражения;
  • Если возражений не было, налоговая готовит решение, например, привлечь ИП Починкова к ответственности за неуплату налогов. Решение инспекция отдает в течение пяти дней.
  • Затем решение вступает в силу. Это происходит через месяц после того, как инспектор вручил решение предпринимателю.
  • Что делать, если не успел подать возражения?

    Если ИП или компания не успели подать возражения, налоговая выносит решение. Пока оно не вступило в силу, можно подать апелляционную жалобу. Если она сработает, не придется платить штрафы или доплачивать налоги.

    На апелляционную жалобу есть месяц после решения. Если предприниматель уже писал возражения, то можно взять их за основу для апелляции.

    Есть такой момент: жалобу подают в вышестоящую налоговую, но через ту инспекцию, на которую жалуется предприниматель. Для территориальных и межрайонных инспекций вышестоящая — управление ФНС по субъекту. Например, если проверку проводила инспекция ФНС России № 7 по Москве, то нужно отнести жалобу туда же, но указать, что она подается в УФНС по Москве.

    Выглядит это вот так:

    Я и апелляцию пропустил. Всё пропало?

    Если предприниматель не успел подать апелляционную жалобу — можно подать обычную. На это есть год. Правда, решение все равно придется выполнить: если выписали штраф, нужно его сначала заплатить, а уже потом оспаривать.

    Жалобу можно написать от руки, напечатать на компьютере или подать через сайт налоговой. На форумах говорят, что через сайт — самый надежный способ, но на практике без разницы. Налоговая будет рассматривать жалобу 30 дней.

    Сервис «Узнать о жалобе» на сайте налоговой

    Чтобы узнать, как дела с жалобой, можно позвонить в ту налоговую, куда ее подавали, назвать ИНН и дату подачи, и узнать статус. Или посмотреть в сервисе «Узнать о жалобе».

    Кристина Шперлик

    Предприниматель может обжаловать решения налоговых органов, если он считает, что они нарушают его права. Рассказываем о том, как это можно сделать, какие документы и в какие сроки подать, на какие нюансы обратить внимание.

    Обжалование в вышестоящем налоговом органе или в суде решения инспекции, которое не устраивает налогоплательщика, предусмотрено ст. 138 НК РФ. При этом сразу обжаловать решение в суде, то есть обратиться туда напрямую, заявитель не может — у него просто е примут заявление. Решения налоговой или ее должностных лиц можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в том же органе, который вынес налоговый акт.

    В вышестоящем налоговом органе можно обжаловать любые документы, которые подписаны начальником или заместителем начальника налогового органа.

    Можно обжаловать в том же налоговом органе, который вынес налоговый акт, документы, подписанные другими сотрудниками налогового органа, — например, инспектором или начальником отдела.

    Порядок обжалования решения налоговой может включать от одного до трех этапов.

    Составление возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки

    Датой получения акта считается дата, которую налогоплательщик сам указал при его получении, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться. Если акт был направлен по почте, то датой его вручения считается 6-й день с даты отправки ИФНС заказного письма.

    В возражениях нужно указать номер и дату акта проверки и максимально подробно изложить, почему налогоплательщик не согласен с актом в целом или с его отдельными положениями, и по возможности подтвердить свои аргументы документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию. Также в перечне приложений надо указывать каждый прикрепляемый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.

    Налогоплательщику сообщают, где и когда будут рассматриваться акт проверки и возражения — он может присутствовать, давать устные пояснения и представлять подтверждающие документы. При этом аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).

    Как правило, по итогам рассмотрения акта и возражений принимается одно из следующих решений:

    • о привлечении налогоплательщика к ответственности;
    • об отказе от привлечения ответственности;
    • о проведении дополнительного контроля.

    Решения о привлечении к ответственности и об отказе можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде. А результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

    Образец возражения на акт налоговой проверки можно скачать в Информации ФНС «Подача возражений на акты налоговых проверок».

    Что должен сделать руководитель налогового органа перед рассмотрением материалов налоговой проверки согласно п. 3 ст. 101 НК РФ:

    • объявить, кто занимается делом, материалы какой налоговой проверки будут рассматриваться;
    • установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;
    • при необходимости проверить полномочия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
    • разъяснить тем, кто задействован в процедуре, их права и обязанности (ст. 21, 23 НК РФ);
    • вынести решение об отложении рассмотрения материалов, если лицо, участие которого важно, не явилось.

    Если налоговый орган не отклонил претензии, его решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде.

    Как подавать возражения:

    • в канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа;
    • по почте;
    • лично или через представителя.

    В налоговый орган, составивший акт. Но для этого вам понадобятся номер, адрес и реквизиты этой налоговой. Необходимые реквизиты можно узнать с помощью сервиса «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».

    Подача жалобы или апелляционной жалобы

    Апелляционная жалоба подается в том случае, если решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершенное налоговое правонарушение еще не вступило в силу. Сроки подачи — в течение 10 дней с того момента, как получено решение налоговой. По окончании этого срока оно вступает в силу (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

    Жалобу можно подать в письменном или электронном виде, в том числе через личный кабинет налогоплательщика. Она должна быть подписана руководителем или представителем. Если она подается уполномоченными представителями налогоплательщика, вместе с жалобой нужно представить доверенность.

    Представлять интересы налогоплательщика без доверенности могут только законные представители организации (генеральный директор, руководитель, председатель) или физического лица (родители, опекуны, попечители).

    Уполномоченный представитель налогоплательщика (физлицо или юрлицо) может представлять интересы налогоплательщика на основании доверенности (ст. 185-189 ГК РФ). Чтобы представлять интересы ИП, нужно нотариально удостоверить доверенность (п. 3 ст. 29 НК РФ).

    Есть решения, которые нельзя обжаловать в апелляционном порядке, а только в судебном. Речь идет о решениях, вынесенных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

    Информация, которую необходимо включить в жалобу и апелляционную жалобу

    Эта информация указана в ст. 139.2 НК РФ:

    • ФИО и адрес заявителя или наименование и адрес организации-заявителя;
    • обжалуемый акт, действия или бездействие его должностных лиц;
    • наименование налогового органа, действия которого обжалуются;
    • основания, по которым нарушены права заявителя;
    • требования лица, подающего жалобу;
    • способ получения решения по жалобе: на бумаге, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.

    Кроме того, допустимо внесение в жалобу дополнительных обстоятельств, которые могут смягчить или исключить ответственность налогоплательщика. Также в жалобе могут быть указаны другие необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т.д.

    Срок принятия решения по жалобе — в течение месяца после подачи (п. 6 ст. 140 НК РФ), однако он может быть продлен еще на 15 дней, если так решит руководитель или заместитель руководителя налогового органа.

    Еще в течение трех рабочих дней налогоплательщику сообщат о принятом решении. Со дня принятия решения по апелляционной жалобе решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.

    Апелляционная жалоба подается в тот же налоговый орган, который выносил решение. Он должен передать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение 3-х дней. Пока жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом, начисленные платежи не взыскиваются.

    Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение года с момента вынесения обжалуемого решения.

    Если вы пропустили срок подачи жалобы по уважительной причине, его можно восстановить, подав ходатайство в налоговый орган.

    Зачем нужно подавать жалобу

    • чтобы впоследствии вашу заявку рассмотрел суд;
    • это бесплатно;
    • это несложно и не требует помощи юристов;
    • вам не нужно присутствовать на рассмотрении жалобы;
    • если в обжаловании отказано, можно понять, почему это произошло, и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде;
    • если решение налоговых органов или должностных лиц в вышестоящем налоговом органе удалось обжаловать, оно будет приостановлено.

    Как составить жалобу

    Жалобу можно подать и на решение налогового органа в целом, и на отдельные его части. В жалобе должны быть указаны причины, по которым вы не согласны с решением налоговой, и изложено ваше требование — о полной или частичной отмене решения, проведении дополнительной проверки или изменении решения, иначе ее не примут.

    Образец жалобы можно скачать на сайте ФНС.

    Подача иска в суд

    Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа или вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, можно подать иск в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). Для этого нужно уплатить пошлину в размере 3000 руб. (ст. 333.21 НК РФ).

    Информацию, которую нужно указать в иске

    • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
    • для организаций — наименование истца, место нахождения; для ИП — место госрегистрации, номер телефона и e-mail;
    • наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт и вышестоящего налогового органа;
    • название, номер и дата принятия оспариваемого акта;
    • цену иска (если иск подлежит оценке);
    • какие права заявителя были нарушены;
    • ссылки на законы и нормативные правовые акты, которым не соответствует решение налогового органа;
    • требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) должностных лиц незаконными.

    Что приложить к заявлению

    • копию свидетельства о регистрации организации;
    • обжалуемый акт;
    • документы, на которые ссылается налогоплательщик;
    • документы о направлении заявления в налоговые органы;
    • доверенность представителя;
    • документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
    • подтверждение оплаты госпошлины.

    Срок рассмотрения заявлений — 3 месяца, но он может быть продлен по решению председателя суда до 6-ти месяцев.

    Физлица обжалуют решения налоговых органов в суде общей юрисдикции, а ИП и организации — в арбитражном суде по правилам АПК РФ.

    Если арбитражный суд отказался удовлетворить заявление, решение суда можно обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях.

    На что нужно обратить внимание налогоплательщику:

    • Важно активно и последовательно отстаивать свои интересы в ходе проверки, так как это поможет отстоять позицию в суде.
    • Возражения на акт налоговой проверки составляются в течение 2-х месяцев после окончания выездной проверки и 10 дней после окончания камеральной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
    • Подать возражения можно в течение месяца (п. 6 ст. 100 НК РФ), начиная с момента получения акта. Реальной датой считается дата, когда налогоплательщик подписал документ, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться.
    • Если документы подаются по почте, нужно учитывать время почтового отправления, чтобы успеть в срок.
    • К возражению нужно прикладывать копии подтверждающих документов и указывать в перечне приложений каждый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.
    • Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
    • В возражениях налогоплательщик должен максимально подробно описывать, почему он не согласен с актом, и по возможности подтверждать это документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию.
    • Пока результаты налоговой проверки рассматриваются, налогоплательщик может предоставить руководителю налогового органа устное несогласие с результатами проверки и дополнительные документы. Аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).
    • Когда руководитель налогового органа вынес по результатам проверки решение о привлечении к налоговой ответственности, можно обжаловать решение налогового органа в вышестоящем налоговом органе. Это обязательный этап (п. 2 ст. 138 НК РФ), без которого нельзя впоследствии подать заявление в арбитражный суд.
    • Если решение налогового органа еще не вступило в силу, нужно подать апелляционную жалобу в тот же орган, который вынес решение, в течение одного месяца (п. 9 ст. 101 НК РФ). В этом налоговом органе находятся все материалы налоговой проверки, и после получения жалобы чиновники самостоятельно направят жалобу в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139.1 НК РФ).
    • Как и возражения, апелляционную жалобу можно подать лично, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.
    • Если налогоплательщик пропустил срок подачи апелляции, он может обжаловать решение налогового органа, которое уже вступило в силу, с помощью обычной жалобы (п. 2 ст. 139 НК РФ) в течение года после принятия решения.
    • Пропущенный срок можно восстановить перед вышестоящим налоговым органом, подав ходатайство с указанием уважительных причин. Решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 139 НК РФ).
    • Налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения (ст. 139.3 НК РФ).

    Не пропустите новые публикации

    Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

    Руководитель проектов ООО "Налогия"

    специально для ГАРАНТ.РУ

    Системе предоставления налоговых вычетов грозят революционные изменения: Минфин России в рамках очередного пакета поправок в Налоговый кодекс 1 предлагает предоставить гражданам упрощенный механизм возврата ранее уплаченного НДФЛ посредством оформления одного лишь заявления, без заполнения уже ставшей привычной декларации по форме 3-НДФЛ.

    Публичное обсуждение законопроекта, размещенного на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, закончилось 17 сентября, но уже сейчас на себя обращает внимание санкционная составляющая документа – новая ст. 126 Налогового кодекса, предусматривающая ответственность налоговых агентов и кредитных учреждений за предоставление ФНС России недостоверных сведений о доходах налогоплательщиков, в отношении которых налоговым органом принимается решение об упрощенном формате предоставлении вычета.

    Впрочем, в настоящей колонке мы не будем подробно останавливаться на самом тексте проекта, но рассмотрим вопрос санкций с другой стороны. Так ли безобиден механизм получения налогового вычета? Нет ли здесь "подводных камней", не может ли налогоплательщику грозить суровое наказание при использовании данного законом права? Разберем несколько системных кейсов, когда ошибка при оформлении, несоблюдение смежных правовых норм или простое нежелание заранее уточнить те или иные тонкости процесса квалифицируется как серьезное налоговое правонарушение.

    Кейс 1. Ошибочка вышла

    Время от времени налоговые органы осуществляют возврат НДФЛ из-за допущенных ошибок: человеческих либо технических. Ввиду достаточно продолжительного срока исковой давности незамеченными они не остаются, и налогоплательщик рискует столкнуться с требованием взыскания с него неосновательного обогащения.

    Пример 1

    Межрайонная инспекция ФНС России обратилась в суд с иском к налогоплательщику о взыскании суммы неосновательного обогащения, мотивируя тем, что последний безосновательно, с нарушением норм закона получил налоговый вычет за приобретение жилого помещения, а при оформлении документов на его получение не поставил в известность инспекцию о приобретении данного жилья за счет федерального бюджета.

    Суд первой инстанции встал на сторону налогового органа. Было установлено, что инспекция, рассмотрев заявление налогоплательщика и подтвердив его право на получение имущественного налогового вычета на доходы физических лиц в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на приобретение жилого помещения, сделала это ошибочно. Инспекция не приняла во внимание уведомление МВД России с информацией о том, что квартира была приобретена налогоплательщиком за счет единовременной социальной выплаты в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которая была направлена на его расчетный счет. Данное обстоятельство в силу п. 5 ст. 220 НК РФ послужило основанием для отказа в предоставлении налогоплательщику налогового вычета за его расходы на приобретение квартиры и, соответственно, удовлетворения требований ИФНС России.

    Примечательным является то, что суд первой инстанции, несмотря на ошибку самой инспекции, квалифицировал действия налогоплательщика как противоправные и умышленные, направленные на введение налогового органа при принятии им соответствующего решения по его заявлению в заблуждение.

    Суд апелляционной инстанции отменил ранее принятое решение, указав на то, что налоговым органом не было использовано предусмотренное законом право на истребование от налогоплательщика дополнительных сведений об источнике дохода, на которые была приобретено жилое помещение при наличии того обстоятельства, что налогоплательщик по характеру своей работы относится к числу участников государственной программы о дополнительной социальной поддержке. Также инспекцией не были предоставлены доказательства неправомерности поведения налогоплательщика при наличии полной, своевременной проверки органом представленных им документов.

    Пример 2

    Управлением ФНС России по субъекту РФ по результатам проверки обоснованности возмещения из бюджета сумм налога на доходы физических лиц установлен факт ошибочного предоставления имущественного налогового вычета, в результате чего был осуществлен возврат денежных средств налогоплательщику в соответствии с положениями ст. 78 НК РФ.

    При выявлении необоснованности перечисления бюджетных средств в пользу налогоплательщика налоговым органом было инициировано обращение в правоохранительные органы, на основании которого было возбуждено уголовное дело по факту хищения бюджетных средств неустановленными лицами, а также направлено требование на имя налогоплательщика о возврате ранее выплаченной суммы.

    Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций, установив отсутствие каких-либо оснований для получения налогоплательщиком перечисленной денежной суммы, невозможность применения ст. 1109 Гражданского кодекса к спорным правоотношениям, пришли к выводу о необходимости взыскания суммы в размере 97 352 руб. в качестве неосновательного обогащения (кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 12 февраля 2020 г. № 88А-1020/2020).


    Кейс 2. Родственные узы

    Что может быть проще и надежнее сделки с близким человеком? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. В случае, если налоговые органы докажут, что стороны сделки являлись взаимозависимыми лицами, примененный в ней налоговый вычет может быть квалифицирован как неосновательное обогащение, и требование о его взыскании не заставит себя долго ждать.

    Пример 1

    Налоговая инспекция обратилась в суд с требованием о возврате налогоплательщиком ранее выплаченных ему денежных средств. По мнению ИФНС России, неосновательное обогащение возникло в результате незаконно полученного имущественного налогового вычета по НДФЛ в связи с приобретением объекта недвижимости. В ходе мероприятий налогового контроля деклараций, поданных для получения имущественного налогового вычета, было установлено, что договор купли-продажи налогоплательщиком был заключен с родной сестрой, что является препятствием в силу подп. 3 п. 1 ст. 20, п. 5 ст. 220, подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ для его применения.

    Удовлетворяя заявленные исковые требования ИФНС России в части взыскания излишне возвращенных сумм НДФЛ, суды первой и апелляционной инстанций указали на отсутствие у налогоплательщика права на получение имущественного налогового вычета.

    Судебная коллегия кассационного суда, проверяя законность ранее вынесенных судебных постановлений, оснований для их отмены не установила. Коллегия еще раз указала на то, что федеральный законодатель установил случаи, когда право на имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц не применяется. К их числу отнесено совершение сделки купли-продажи квартиры между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии со ст. 105.1 НК РФ (абз. 26 подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ). В случаях, когда сделка купли-продажи квартиры совершается между физическими лицами, указанными в ст. 105.1 НК РФ, то есть между взаимозависимыми лицами, налоговая льгота, предусмотренная ст. 220 НК РФ, не предоставляется.

    С налогоплательщика взыскано неосновательное обогащение в виде суммы неправомерно предоставленного имущественного налогового вычета в сумме 43 594 руб. 91 коп. (Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 мая 2020 г. № 88-8430/2020).

    Пример 2

    Лицо А в 2017 году по договору купли-продажи приобрело у лица Б за 2 млн руб. квартиру, зарегистрировав право собственности в установленном законом порядке. В 2018 году в налоговый орган представлена налоговая декларация по НДФЛ лиц, в которой лицо А заявило о праве на получение имущественного налогового вычета за 2017 год в связи с приобретением квартиры.

    МИФНС России отказала в предоставлении налогового вычета, мотивируя в числе прочего тем, что отношения сторон по договору свидетельствуют о взаимозависимости указанных лиц, действия которых направлены на получение налоговый выгоды в виде получения имущественного налогового вычета.

    Лицо А обратилось в суд за защитой своих прав. Суд первой инстанции встал на сторону инспекции. Судебная коллегия апелляционной инстанции также согласилась с выводами суда первой инстанции о законности решения налогового органа. Стороны были признаны взаимозависимыми, не являясь родственниками, на основании п. 1 ст. 105.1 НК РФ.

    Примечательными в данном примере являются факты, выявленные МИФНС России при проведении камеральной проверки и послужившие основанием для принятия решений судебными инстанциями:

    1. Сумма сделки при приобретении квартиры стоимостью 2 млн руб. значительно превышала общую сумму доходов лица А за последние три года;
    2. Ранее в декабре 2016 года лицо А продала принадлежащую ей спорную квартиру лицу Б, а через год, в июне 2017 года, вновь приобрела ее у последнего; оба лица обратились за предоставлением имущественного налогового вычета и возвратом излишне уплаченного налога;
    3. Лицо Б было допущено к управлению транспортным средством, принадлежащим отцу лица А;
    4. Информация, содержащаяся на страницах социальных сетей лица А, свидетельствовала о взаимосвязанности лиц А и Б.

    В выплате имущественного налогового вычета в размере в сумме 50 934 руб. было отказано, иных санкций для лиц А и Б применено не было (апелляционное определение Свердловского областного суда от 3 июля 2019 г. по делу № 33а-11121/2019).


    Кейс 3. Предпринимай

    При применении налогового вычета крайне важно быть осмотрительным при использовании объекта, в отношении которого он заявлен. В противном случае инспекция может попытаться доказать, что ваши действия носили умышленный характер и были направлены на получение необоснованной выгоды. При определенном исходе событий это приведет как к доначислению налога, так и к взысканию пени и штрафа.

    Пример 1

    ИФНС России по субъекту РФ проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов, по результатам которой был составлен акт выездной налоговой проверки и принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    Суд первой инстанции установил, что налогоплательщик в проверяемом периоде фактически осуществлял предпринимательскую деятельность по реализации недвижимого имущества (квартир), приобретенного по договорам инвестирования, физическим лицам по договорам купли-продажи; целью приобретения жилых помещений являлось не личное потребление, а их дальнейшая реализация конечным потребителям и получение доходов; выявлены обстоятельства, подтверждающие недобросовестное поведение налогоплательщика, а также умышленность действий, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды в виде применения схемы ухода от налогообложения путем создания формального документооборота в рамках договора инвестирования с взаимозависимым лицом в целях минимизации налоговых обязательств и завышения расходов при определении налоговой базы по НДФЛ.

    Апелляционная инстанция подтвердила выводы нижестоящего суда.

    Налогоплательщику начислен к уплате в бюджет НДФЛ за 2014 год в сумме 300 360 руб., пени в сумме 84 866,72 руб., штраф в сумме 105 126 руб. (апелляционное определение Челябинского областного суда от 29 октября 2018 г. по делу № 11-14110/2018).

    Пример 2

    ИП обратился в суд кассационной инстанции с заявлением о признании недействительным решения МИФНС в части взыскания с него НДФЛ в сумме 1 581 645,65 руб., пени в сумме 456 737,35 руб. и штрафа в размере 52 721,52 руб., а также государственной пошлины в сумме 33 456 руб. в доход федерального бюджета.

    Суды первой и апелляционной инстанции ранее поддержали требования инспекции и пришли к выводу, что инспекцией доказано занижение налогоплательщиком налоговой базы по НДФЛ, неправомерное применение имущественного вычета в отношении доходов от реализации земельных участков в рамках осуществляемой предпринимательской деятельности.

    Позиция ИП основывалась на том, что при доначислении НДФЛ налоговый орган в нарушение подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ не применил расчетный метод и не установил сумму расходов, связанных с получением спорных доходов.

    Суд кассационной инстанции подтвердил, что предприниматель неправомерно занизил доходы для целей исчисления НДФЛ:

    • за первый рассматриваемый год на сумму 9,9 млн руб.;
    • за второй рассматриваемый год на сумму 1,77 руб.;
    • за третий рассматриваемый год налогоплательщик включил в налоговую базу по НДФЛ реализацию 26 земельных участков на сумму 6,16 руб., однако уменьшил базу на имущественный вычет в сумме 1 млн руб.

    Деятельность по приобретению и продаже земельных участков была признана предпринимательской. Ключевым для судов различных инстанций послужило то, что после приобретения земельных участков налогоплательщиком осуществлялось изменение их категории из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов, производилось межевание участков, информирование покупателей о продаже участков посредством рекламы (установка баннера), земельные участки приобретались с целью их последующей реализации, сдачи в аренду и извлечения прибыли.

    Судами также было учтено, что реализация земельных участков не являлась разовой сделкой и носила систематический характер, направленный на получение дохода.


    ***

    Получение налогового вычета в ряде случаев может иметь крайне неблагоприятные последствия для налогоплательщика, вплоть до возбуждения уголовного производства. Следует заранее проверять имеющиеся документы на наличие оснований для возврата НДФЛ и, если возникают сомнения, консультироваться с профильными специалистами. Как мы видим, опытный налоговый инспектор в целях пресечения необоснованной выплаты может обратить внимание как на соотношение ваших официальных доходов и стоимости приобретаемого имущества, так и на содержание страниц ваших соцсетей.

    Что касается упрощенного порядка возврата НДФЛ, то этот путь только начат. Налоговым органам предстоит серьезная доработка имеющихся информационных систем, для того чтобы процесс стал более прозрачным и, надеемся, более удобным и быстрым для налогоплательщиков.

    1 С текстом законопроекта "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части введения упрощенной процедуры получения налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц" и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/09-20/00107814).

    Читайте также: