Здания строения и сооружения в отношении которых налоговая база определяется

Опубликовано: 03.05.2024

Перечень объектов, налоговая база которых рассчитывается как кадастровая стоимость (ст. 378.2. НК РФ). Предназначение объекта недвижимого имущества и (или) его фактическое использование предусматривает размещение объектов торгового, офисного, общественного питания и бытового обслуживания

Хочу поделиться с коллегами своим положительным опытом в части исключения объектов из Перечня объектов, налоговая база которых рассчитывается как кадастровая стоимость (ст. 378.2. НК РФ), для краткости далее Перечень.

В моем случае объект включили по виду разрешенного использования земельного участка, в этой части я провела разбор отдельных случаев с упором на практику судов, также привела практические рекомендации по сбору доказательственной базы (первые две части прочесть можно Здесь и Здесь).

Также хочу добавить, что в моем случае решающую роль при наличии сомнений в основании включения объекта по ВРИ ЗУ (здесь и далее аббревиатура вид разрешенного использования земельного участка) сыграло отсутствие акта обследования/проведения фактических мероприятий по установлению и выявлению предназначения или фактического использования здания, опять же в юридически значимый период (в период или до включения этого объекта или после такого включения, но в период действия нормы, возлагающей обязанность по уплате налога). То есть основной упор мною сделан был на то обстоятельство, что по ВРИ ЗУ нельзя было однозначно судить о том, что последний предусматривает размещение объектов торговли. А, как известно, любые неустранимые сомнения должны трактоваться в пользу налогоплательщика. Также хочется добавить, что в моем регионе фактическое обследование проводится без взаимодействия с собственниками объектов, по результатам такого обследования Администрация, как уполномоченный орган издавало Постановление об установления фактического использования, далее объекты включались в перечень.

Теперь, что касается гипотезы здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, (пп. 2 п. 3 ст. 378.2 НК РФ); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пп. 2 п. 4 ст. 378.2 НК РФ). При этом, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Очевидно, если наименование объекта или его ВРИ будет значиться в ЕГРН как «торговый центр», то его предназначение очевидно, и не будет ставиться в зависимость от его фактического использования, а также от других обстоятельств дела. Например, в Апелляционном определении ВС РФ по делу № 31-АПА19-5(ВС Чувашии № 3А-52/2019), спорный объект имел наименование «Торговый центр в деревне..», ВРИ ЗУ- «для содержания и обслуживания зданий и сооружений». Объект включен в перечень по п. 4 ст. 378.2 НК РФ, и такие обстоятельства как ВРИ ЗУ, доводы административного истца о том, что нежилое здание фактически не используется, здание требует капитального ремонта, отсутствует отопление и др., судом отклонены со ссылкой на то, что не имеют правового значения, поскольку в данном случае объект недвижимости включен в перечни в связи с его назначением, а не по фактическому использованию. А также фактическое использование нежилого здания могло иметь правовое значение только в том случае, если это нежилое здание не имело торгового назначения.

Значит ли последний тезис, что любое назначение здания, кроме торгового, должно фактически использоваться для целей бытового обслуживания, офисного, общественного питания. Косвенно это подтверждает практика. Полагаю, для остальных видов назначения судами учитывается ВРИ ЗУ, фактическое использование (например, был составлен акт обследования или представлены доказательства такого фактического использования).

Так, например, апелляционным определением ВС РФ по делу № 49-АПА19-12 наименование здания - административное здание, ВРИ ЗУ- под производственное использование. Основанием для включение здания являлось «наименование». Суд, удовлетворяя требования административного истца об исключения объекта из перечня, пришел к выводу, что «утверждение административного ответчика о том, что спорное здание предназначено для использования в целях делового, административного и (или) коммерческого назначения, как это следует из ЕГРН, поскольку понятие «административное здание» не тождественно понятию «административно-деловой центр», следовательно для того, чтобы признать административное здание в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или)бытового обслуживания более 20% общей площади этих зданий должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей».

Налицо правовая неопределенность в вопросе предназначения объектов, включенных в пПеречень. Данные Решения выбраны неслучайно, так как в Суде второй инстанции эти дела рассматривались в один день, и данные решения устоялись в Верховном Суде. С одной стороны, в случае торгового центра судом не изучался вопрос о фактическом предназначении данного объекта, ну то есть были ли в нем такие помещения, в которых могла осуществляться торговля, а в другом случае судом принят во внимание довод административного истца о том, что менее 20% площади используется для указанных целей.

Хотя как, на мой взгляд, понятия «в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий (условие первое ВРИ ЗУ, позволяющий размещать торговые объекты, условие второе здание предназначенное или фактически используемое для торговых целей)» и понятии «торговый центр», закрепленное в законодательстве, не идентично. Так, например, ГОСТом 51303-2013 Торговля под торговым центром понимается Совокупность торговых предприятий и/или предприятий под оказанию услуг, реализующих универсальный или специализированный ассортимент товаров и универсальный ассортимент услуг, расположенных на определенной территории в зданиях или строениях, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин.

Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы), согласно классификатору ВРИ ЗУ - это размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг.

К тому же согласно, налоговому законодательству понятия и термины, применяемые в других отраслях права применяются в том же значении и для целей налогового права, если иное не предусмотрено самим НК РФ (ст. 11 НК РФ).

Полагаю, в этой связи нужна доработка ст. 378.2 НК РФ в части раскрытия понятия предназначения объекта для указанных целей, чтобы не создавать правовой неопределенности у налогоплательщика, и как следствие, чтобы с другой стороны, у органа, включающего объекты в Перечень, по соответствующему признаку, были такие основания для включения объектов. Потому что раскрытие термина предназначение объекта для указанных целей через определение - назначение, наименование, разрешенное использование помещений, составляющих более 20% от площади здания, предусматривающее размещение торговых объектов, по сути не раскрывает самого понятия, и дает большой простор для вольного истолкования этой нормы. К тому же, какие документы должны обосновать такое предназначение: сведения ЕГРН, кадастровый паспорт, технический паспорт, технический план? И что если данные документы противоречат друг другу, ну или не идентичны в наименовании или разрешенном использовании?

И соответственно, у меня вопрос к коллегам, как вы для себя понимаете значение «здание предназначено для размещения объектов торговли, общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания»?

Ну как же. Повод для волнения есть. Ведь от количества единиц недвижимости в региональном перечне объектов торговой недвижимости напрямую зависит, сколько налога на имущество организаций поступит в бюджет. А что на этот счет думает сама ФНС?

Когда и как формируют перечень

Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта:

  • определяет перечень объектов на этот налоговый период;
  • направляет перечень в налоговый орган по субъекту РФ;
  • размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта РФ в интернете.

Совершить все эти действия региональные власти должны единоразово - не позднее 1 числа очередного налогового периода (п. 7 ст. 378.2 НК РФ). По налогу на имущество организаций – это календарный год.

Добавлять в перечень новые здания после начала налогового периода не допускается (Письмо ФНС РФ от 16 октября 2015 г. № БС-4-11/18050@).

Если объект был включен в перечень ошибочно, что признано судом, он подлежит исключению из перечня, определенного на соответствующий налоговый период. Например, из-за несоответствия критериям отнесения объекта недвижимого имущества к объектам, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости.

Информация об этом должна быть обязательно размещена на официальном сайте налоговой службы или на официальном сайте субъекта РФ (в зависимости от того, на каком сайте первоначально был размещен перечень).

По исключенным из перечня объектам налоговую базу определяют исходя из среднегодовой стоимости.

Если же объект не был включен в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, то он подлежит включению на следующий налоговый период (абз. 1 п. 10 ст. 378.2 НК РФ). Это тоже прерогатива региональных властей.

Есть исключение. Вновь образованный объект недвижимого имущества (например, при разделении одного на два) подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет. Начислять налог по таким объектам нужно начинать до включения в перечень, утверждаемый субъектом РФ (абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).

Как реестр сказывается на налоге

Все, о чем мы рассказали выше, основывается на нормах Налогового кодекса.

Тем не менее, судя по недавнему письму от ФНС, адресованному одному из УФНС, создание реестра волнует налоговиков на местах. Почему?

Дело в том, что права оценивать обоснованность внесения объектов в перечень Налоговый кодекс налоговым органам не дает.

Формировать реестр недвижимости, облагаемой налогом по кадастровой стоимости – прерогатива исключительно региональных властей. К полномочиям налоговых органов это не относится, а решать подобные вопросы следует решать через суд (Письмо ФНС от 31 июля 2020 г. № СД-4-21/12290).

Конечно, волнения не беспочвенны.

Если объект не включен в реестр в установленный срок, собственник объекта недвижимости вправе исчислять налог исходя из среднегодовой стоимости объекта, а из кадастровой стоимости - только со следующего года.

А фирма, применяющая УСН, в этом случае налог на имущество организаций платить вообще не должна (до следующего года).

Если база по помещениям определяется по кадастровой оценке, но она еще не определена из-за непостановки на кадастровый учет, базу по налогу нужно считать как среднегодовую стоимость. На это указала ФНС в письме от 21 февраля 2020 г. № БС-4-21/3091@. Речь шла о застройщике, построившем жилой дом, в котором имеются нежилые помещения, которые он планирует реализовать. База по ним определяется согласно положениям ст. 378.2 НК РФ, то есть по кадастровой оценке. Но пока данные помещения не поставлены на кадастровый учет, налог на имущество следует рассчитать по среднегодовой стоимости.

И наоборот. Пунктом 2 статьи 378.2 Налогового кодекса прямо указано, что после принятия закона переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, включенного в перечень, как их среднегодовой стоимости не допускается. Поэтому в отношении включенного в перечень объекта недвижимого имущества, кадастровая стоимость которого не определена, налог на имущество организаций не уплачивается. Об этом говорится в письме Минфина России от 27 сентября 2017 года № 03-05-04-01/62799.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Какие сведения включают в перечень

Итак, в Перечень включают административно-деловые центры, торговые центры (комплексы), нежилые помещения и другую недвижимость, облагаемую по кадастровой стоимости. Он формируется на основании сведений о назначении, о разрешенном использовании или наименовании соответствующих объектов по сведениям ЕГРН (подп. 2 п. 1, подп. 2 п. 3, подп. 2 п. 4, п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ).

Так, административно-деловым (а также торговым) центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий (п. 3 ст. 378.2 НК РФ):

  • оно расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
  • оно предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Состав сведений, подлежащих включению в региональный перечень (форма по КНД 1114414), установлен в Приложении № 1 к Приказу ФНС от 30 июня 2020 г. № ЕД-7-21/409@. Как видите, приказ совсем свежий.

В состав этих сведений включены:

  • кадастровый номер здания, строения, сооружения содержащийся в ЕГРН;
  • кадастровый номер помещения, содержащийся в ЕГРН;
  • адрес объекта недвижимого имущества (при наличии такого адреса).

Также в приложении 3 к новому приказу до мелочей прописан порядок направления перечня в ФНС.

Перечень направляется в УФНС по месту нахождения уполномоченного органа в электронной форме по электронной почте или на электронных носителях. При передаче перечня обеспечиваются меры, исключающие несанкционированный доступ к нему. Так, электронные носители помещаются в упаковку, исключающую возможность их повреждения или извлечения информации из нее без нарушения целостности упаковки.

При направлении перечня по электронной почте его подлинность подтверждается УКЭП. Архивный файл, содержащий направляемый перечень, предварительно должен быть проверен на отсутствие вируса.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Выбор читателей

Responsive image

Бесплатная КЭП с 1 июля 2021 года: кому и как ее получить

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Responsive image

ФНС о преимуществах получения вычетов по НДФЛ в упрощенном порядке

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 25 августа 2016 г. N 5-АПГ16-59

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Александрова В.Н.,

судей Меркулова В.П. и Никифорова С.Б.

при секретаре Дарькине А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Кондитерская фабрика "Ударница" о признании не действующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N 786-ПП в части

по апелляционной жалобе Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 25 апреля 2016 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., объяснения представителей Правительства Москвы по доверенности Снегиревой А.И., Федотова П.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя открытого акционерного общества "Кондитерская фабрика "Ударница" по доверенности Воробьева А.М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

Правительство Москвы постановлением от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП (далее - постановление Правительства Москвы N 700-ПП) утвердило перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень) в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64).

Постановление Правительства Москвы N 700-ПП опубликовано 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67.

Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N 786-ПП Перечень изложен в новой редакции, в которой, в частности, изменена нумерация объектов недвижимости. Названное постановление Правительства Москвы опубликовано 27 ноября 2015 г. на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и 1 декабря 2015 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67. Оспариваемый акт в редакции от 26 ноября 2015 г. действует с 1 января 2016 г.

В пункт 294 Перечня включено здание с кадастровым номером 77:01:0006007:1007 общей площадью 2801,1 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Шаболовка, д. 13, стр. 1 (далее - здание). Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0006007:16, который имеет вид разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений (1.2.9)".

Открытое акционерное общество "Кондитерская фабрика "Ударница" (далее - ОАО "КФ "Ударница", Общество) является собственником здания, обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим пункт 294 Перечня, ссылаясь на то, что здание не обладает указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признаками объекта, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение данного здания в Перечень неправомерно возлагает на Общество обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.

Решением Московского городского суда от 25 апреля 2016 г. административное исковое заявление ОАО "КФ "Ударница" удовлетворено.

В апелляционной жалобе Правительство Москвы просит отменить судебный акт, как принятый с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение.

Относительно апелляционной жалобы прокурором, участвующим в деле, представлены возражения.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела жалобу в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 НК РФ, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы", суд первой инстанции правильно установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме и надлежащим образом опубликован.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).

На территории города Москвы налог на имущество организаций введен в действие Законом города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64.

В соответствии с пунктом 2 статьи 372, пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ, и законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы таких объектов.

Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Понятие административно-делового центра и торгового центра (комплекса) и основания отнесения к ним отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) содержатся в пунктах 3, 4 статьи 378.2 НК РФ.

Упомянутыми положениями статьи 378.2 НК РФ одним из оснований отнесения отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу) является его фактическое использование в целях делового, административного, коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания соответственно.

При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в указанных целях признается: использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) - для административно-делового центра и не менее 20% его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания - для торгового центра (комплекса).

Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 НК РФ в целях данной статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) может быть одновременно признано административно-деловым центром и торговым центром (комплексом).

Статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП утвержден порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок). Согласно пункту 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).

Мероприятия по определению вида фактического использования осуществляются в целях выявления в том числе такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.3 Порядка).

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, предусматривающих размещение объектов, указанных в пункте 1.3 Порядка, признается использование не менее 20 процентов общей площади указанного здания (строения, сооружения), нежилого помещения для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 1.5 Порядка).

Определение понятия "офис", используемого для целей осуществления органами исполнительной власти города Москвы мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, приводится в подпункте 4 пункта 1.4 Порядка. При буквальном толковании названной нормы в редакции, действовавшей на дату проведения сотрудниками Госинспекции обследования принадлежащего Обществу здания, следует, что здание или его часть является офисом в случае его одновременного соответствия всем условиям, содержащимся в названном пункте Порядка. Так, офис должен быть оборудован стационарными рабочими местами, оргтехникой и средствами связи, использоваться для размещения административных служб, приема клиентов, хранения и обработки документов и не использоваться непосредственно для производства товаров.

Толкование подпункта 4 пункта 1.4 Порядка в его системной взаимосвязи с пунктами 3, 5 статьи 378.2 НК РФ, пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 позволяет сделать вывод о том, что фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности.

Удовлетворяя административное исковое заявление Общества, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что административным ответчиком, на которого частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возложена обязанность доказать соблюдение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и его соответствие нормативным правовым актам большей юридической силы, не представлено доказательств, подтверждающих наличие оснований для включения здания с кадастровым номером 77:01:0006007:1007 в Перечень.

Как видно из материалов дела, основанием для включения здания в Перечень послужил акт обследования фактического использования здания от 11 августа 2015 г., согласно которому 72,51% площади здания используется для размещения офисов, 27,49% площади здания используется под размещение объектов здравоохранения и прочие виды использования. При этом судом установлено, что основным видом деятельности Общества является производство какао, шоколада и сахаристых кондитерских изделий; в здании располагаются только службы, непосредственной деятельностью которых является обслуживание производства кондитерских изделий, управленческий персонал кондитерской фабрики. Само здание расположено на огороженной территории кондитерской фабрики и входит в промышленный комплекс предприятия. Здание составляет инфраструктуру промышленного предприятия (кондитерской фабрики), функционально неотделимо от единого производственного комплекса и входит в его состав в качестве объекта вспомогательного, административного назначения. В аренду третьим лицам помещения не сдаются. Административным ответчиком не представлено доказательств того, что спорные нежилые помещения имеют самостоятельное офисное назначение и не предназначены для обслуживания производства продукции.

Кроме того, указанное здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предусматривает размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктом 3.2 постановления Правительства Москвы от 28 апреля 2009 г. N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве" в редакции, действовавшей на дату включения здания с кадастровым номером 77:01:0006007:1007 в Перечень, предусмотрено, что разрешенное использование участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - приказ Минэкономразвития N 39), на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.

Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития N 39, а именно: код 1.2.5 - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; код 1.2.7 - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.

Такой вид разрешенного использования земельных участков как "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений (1.2.9)" не соответствует кодам 1.2.5 и 1.2.7 по классификации групп видов кадастровой оценки земель, утвержденных приказом Минэкономразвития N 39.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что здание, расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предусматривает размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, также является верным.

Судебная коллегия считает, что с учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что здание с кадастровым номером 77:01:0006007:1007, включенное в пункт 294 Перечня, не отвечает признакам объекта недвижимого имущества, фактически используемого в целях делового, административного, коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания по смыслу статьи 378.2 НК РФ и статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64, и правомерно удовлетворил заявление Общества.

Доводы апелляционной жалобы Правительства Москвы о неправильном определении судом момента, с которого оспариваемый акт признан недействующим, также являются несостоятельными.

Исходя из взаимосвязанных положений статьи 383 НК РФ и статьи 3 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 налог на имущество организаций на территории города Москвы, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Вопрос о признании нормативного правового акта недействующим с того или иного времени решается судом в зависимости от обстоятельств дела. Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд первой инстанции принял во внимание, что на момент подачи административного искового заявления в суд срок уплаты налога не наступил. На момент вынесения судом решения Общество не уплатило налог на имущество организаций за 2016 год в отношении здания, включенного в названный пункт Перечня.

Таким образом, поскольку пункт 294 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы N 700-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N 786-ПП имеет ограниченный срок действия, а именно применяется в целях определения налоговой базы по указанному налогу в отношении отдельных объектов недвижимого имущества за 2016 год, то суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что признание отдельных его положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Вывод суда о признании оспариваемого нормативного правового акта не действующим в части с 1 января 2016 г. согласуется с положениями части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и является правильным.

Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.

Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

решение Московского городского суда от 25 апреля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.

Проверьте, включен ли ваш объект недвижимости в перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечень), утвержден приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15.12.2020 № 1907 и размещен на официальном сайте ведомства (www.mzio.bashkortostan.ru > Деятельность > Имущество > Документы).

Какие объекты включены в Перечень?
С учетом особенностей, установленных ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Законом Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» №43-з от 28.11.2003 в Перечень включены:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1 000 кв. метров и помещения в них, если соответствующие здания расположены на земельных участках с коммерческим видом разрешенного использования или если соответствующие здания имеют коммерческий вид разрешенного использования;

2) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

3) расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, площадь каждого из которых свыше 1000 кв. метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Ставка налога на имущество организаций, а также предельная ставка налога на имущество физических лиц, в отношении указанных объектов налогообложения на 2021 год составляет 2 процента (ст.2 Закона №43-3, ст.406 НК РФ).

Обращаем внимание, что начиная с налогового периода 2020 г. имущество, принадлежащее организации на праве собственности или праве хозяйственного ведения, включенное в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, подлежит налогообложению вне зависимости от порядка учета его на балансе организации (п.2 ст.375 НК РФ).

Как проверить наличие объекта недвижимости в Перечне?
Налоговые органы рекомендуют каждому собственнику недвижимого имущества самостоятельно проверить наличие своего объекта в Перечне на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.

При этом если здание безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в Перечень, то все помещения в нем подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в Перечне.

Если в собственности имеется нежилое помещение в нежилом здании, то необходимо проверить наличие в Перечне здания, котором расположено помещение.

Сведения о кадастровом номере здания указаны в характеристиках объекта недвижимости, которые можно узнать на сайте http://zkprb.ru/ (кликнув на баннер «Консультант сайта ONLINE задайте вопрос» внизу страницы сайта).

Также собственник недвижимости может заказать выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, обратившись в любой удобный офис приема документов РГАУ МФЦ.

Что делать, если собственник не согласен с включением объекта недвижимости в Перечень?

В случае несогласия с включением объекта недвижимости в перечень, его собственник вправе обратиться до 31 декабря 2021 года в адрес Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с соответствующим заявлением, в порядке, установленном Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23.05.2018 № 233 «О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения».

Контактные данные для обращения:
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан
Адрес: г.Уфа, ул.Цюрупы, д.13
Телефон: 8(347)218-01-26
Эл.почта: mizo@bashkortostan.ru
Официальный сайт: www.mzio.bashkortostan.ru


Межрайонная ИФНС России № 31 по Республике Башкортостан

В соответствии со статьей 378.2 НК РФ и ст.1.1. Закона города Москвы от 05.11.2003г. №64 «О налоге на имущество организаций» налоговая база определяется как их кадастровая стоимость в отношении объектов недвижимого имущества, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, утвержденный Постановлением Правительства Москвы №700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Согласно пунктам 1, 2, 5 ст.1.1. Закона города Москвы от 05.11.2003г. №64 «О налоге на имущество организаций» (в редакции, действующей с 01.01.2017г. по настоящее время): «Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

5) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Москвы в соответствии счастью 3 статьи2 настоящего Закона, если указанные здания (строения, сооружения) предназначены для использования в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости и (или) фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания».

Таким образом, с 01 января 2017 года:

  • отменены ограничения по площади административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, расположенных на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
  • с 2000 кв.м. до 1000 кв.м. снижена минимальная площадь нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Для выработки порядка и эффективности оспаривания внесения Вашего объекта недвижимости в перечень объектов недвижимого имущества, утвержденный Постановлением Правительства Москвы №700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» необходимо определить соответствует ли Ваш объект недвижимости вышеперечисленным критериям юридически и фактически.

Юристы юридической компании «Дикес Консалтинг» обладают опытом оспаривания включения объектов недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и помогут Вам определить порядок действий в Вашем конкретном случае, в том числе:

  • помогут определить, по какому критерию объект недвижимости был включен в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Москвы №700-ПП;
  • обеспечат юридическое сопровождение по изменению вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с фактическим использованием;
  • беспечат юридическое сопровождение по составлению Госинспекцией повторного акта о фактическом использовании нежилого здания (строения, сооружения) для целей налогообложения.

Читайте также: